№
п/п
№
п/р
Тема урока
Кол
ч
Дата
планир
Дата
фактич
Примечание
Самое великое чудо на свете (2 ч)
1
1
Знакомство с разделом «Самое великое чудо на свете»
1
3.09
2
2
Библиотеки.
Книги.
Проект «О чём может рассказать школьная библиотека»
1
4.09
Устное народное творчество (11 ч)
3
1
Устное народное творчество.
Русские народные песни
Русские народные потешки и прибаутки.
1
8.09
4
2
Скороговорки, считалки, небылицы
Скороговорки, считалки, небылицы
Малые жанры устного народного творчества
1
10.09
5
3
Народные сказки.Русская народная сказка «Петушок и бобовое зернышко»
1
11.09
6
4
Русская народная сказка «У страха глаза велики»
1
15.09
7
5
Русская народная сказка «Лиса и тетерев»
1
17.09
8
6
Русская народная сказка «Лиса и журавль»
1
18.09
9
7
Русская народная сказка «Каша из топора»
1
22.09
10
8
Русская народная сказка «Гуси-лебеди».
Деление сказки на части
1
24.09
11
9
Внеклассное чтение. Русские народные сказки.
Литературная викторина «Узнай сказку»
1
25.09
12
10
Проект «Моя сказка…»
Обобщение по разделу «Устное народное творчество».
1
29.09
13
11
Разноцветные страницы. Проверим и оценим свои достижения
1
1.10
Люблю природу русскую. Осень (7 ч)
14
1
Ф. Тютчев «Есть в осени первоначальной..»
1
2.10
15
2
К. Бальмонт «Поспевает брусника…»,
А. Плещеев «Осень наступила…»
1
6.10
16
3
А. Фет «Ласточки пропали…»
«Осень. Обсыпается весь наш бедный сад…» А.Толстой
«Осенние листья – тема для поэтов
1
8.10
17
4
«Закружилась листва золотая…» С.Есенин,
«Сухие листья…» В.Брюсов
1
9.10
18
5
В. Берестов «Хитрые грибы»
И. Бунин «Сегодня так светло кругом…»
1
13.10
19
6
М. Пришвин «Осеннее утро»,
1
15.10
20
7
Внеклассное чтение.
Осенняя поэзия
Разноцветные страницы. Проверим себя.
1
16.10
Русские писатели (11 ч)
21
1
А. Пушкин «У лукоморья дуб зеленый…»
1
20.10
22
2
Стихи А. Пушкина
1
22.10
23
3
А. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке». Составление плана произведения
1
23.10
24
4
А. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке». Характеристика героев
Обобщение по теме «Сказки А. Пушкина»
Контрольная работа за четверть
1
5.11
25
5
И. Крылов «Лебедь, Рак и Щука», «Стрекоза и муравей»
1
6.11
26
6
Л. Толстой «Старый дед и внучек»
Л. Толстой «Котенок», «Правда всего дороже»
1
10.11
27
7
Внеклассное чтение.
Л. Толстой «Филипок».
Пересказ от имени героев
1
12.11
28
8
Правда всего дороже
1
13.11
29
9
Котенок
1
17.11
30
10
Обобщение по разделу «Русские писатели». Разноцветные страницы.
1
19.11
31
11
Проверим и оценим свои достижения
1
20.11
О братьях наших меньших (11 ч)
32
1
Вводный урок раздела «О братьях наших меньших»
1
24.11
33
2
Б. Заходер «Плачет киска в коридоре…»,
И. Пивоварова «Жила-была собака…»
Учимся придумывать рассказ о животных
1
26.11
34
3
В. Берестов «Кошкин щенок»
1
27.11
35
4
Домашние животные. Учимся придумывать рассказ о животных.
1
1.12
36
5
М. Пришвин «Ребята и утята». Учимся оценивать поступки героев. Деление текста на части, составление плана.
1
3.12
37
6
Е. Чарушин «Страшный рассказ». Главная мысль. Герой рассказа и его характеристика. Определение отношения автора к героям.
1
4.12
38
7
Б. Житков «Храбрый утенок». Наблюдаем за поступками героев
1
8.12
39
8
В. Бианки «Музыкант». Учимся прогнозировать события рассказа. Пересказ на основе вопросов.
1
10.12
40
9
Рубрика «Как хорошо уметь читать». В. Бианки «Сова»
1
11.12
41
10
Рубрика «Проверим себя». Обобщение по разделу «О братьях наших меньших»
1
15.12
42
11
Готовим проект «Пишем статью в школьную стенгазету»
1
17.12
Люблю природу русскую. Зима (10 ч)
43
1
Вводный урок раздела «Люблю природу русскую. Зима»
1
18.12
44
2
Сравниваем стихи о первом снеге
1
22.12
45
3
Олицетворение как средство создания образа. Ф. Тютчев «чародейкою Зимою…»
1
24.12
46
4
Олицетворение как средство создания образа. С. Есенин «Поет зима – аукает…», «Береза»
1
25.12
47
5
Особенности лирических произведений. А.Пушкин. Стихи о зиме.
1
29.12
48
6
Рубрика «Поговорим о самом главном». Сказка «Два Мороза». Беседа на нравственную тему.
1
14.01
49
7
Рубрика «Как хорошо уметь читать». С.Михалков «Новогодняя быль»
1
15.01
50
8
Контрольная работа за 1 полугодие
1
19.01
51
9
Рубрика «Проверим себя».Обобщение по разделу «Люблю природу русскую. Зима»
1
21.01
52
10
Игра «Поле чудес»
1
22.01
Писатели – детям (14 ч)
53
1
Вводный урок раздела «Писатели – детям».
1
26.01
54
2
Знакомство с творчеством К.Чуковского.
1
28.01
55
3
К.Чуковский Сравнение произведений «Путаница» и «Радость».
1
29.01
56
4
К.Чуковский «Федорино горе». Особенности авторского текста. Подготовка к чтению по ролям.
1
2.02
57
5
Знакомство с жизнью и творчеством С. Михалков «Мой секрет», «Сила воли».
1
4.02
58
6
С.Михалков «Мой щенок». Герои поэтического текста. Анализ поступков героев.
1
5.02
59
7
А. Барто «Веревочка». Особенности авторского текста.
1
9.02
60
8
А. Барто «Мы не заметили жука…», «В школу», «Вовка – добрая душа». Определяем характер героя.
1
11.02
61
9
Знакомство с жизнью и творчеством Н.Носова
1
12.02
62
10
Н. Носов «Затейники»
Составляем план произведения.
1
16.02
63
11
Н. Носов «Живая шляпа». Герои произведения. Оценка их поступков.
Пересказ текста с опорой на план
1
18.02
64
12
Рубрика «Поговорим о самом главном». В.Осеева «Синие листья».
1
19.02
65
13
Рубрика «Как хорошо уметь читать». Н.Носов «На горке». Оценка понимания текста.
1
25.02
66
14
Рубрика «Проверим себя». Обобщение по разделу «Писатели – детям»
1
26.02
Я и мои друзья (8 ч)
26.02
67
1
Вводный урок раздела «Я и мои друзья». Стихи о дружбе и обидах Ю. Ермолаев «Два пирожных»
1
2.03
68
2
Ю.Ермолаев «Два пирожных». Определяем свое отношение к герою. Учимся пересказывать текст от лица героя.
1
4.03
69
3
В. Осеева «Волшебное слово». Определяем свое отношение к герою. Учимся пересказывать текст от лица героя.
Пересказ по составленному плану
1
5.03
70
4
В. Осеева «Хорошее». Учимся понимать, что хотел сказать автор
1
9.03
71
5
В.Лунин «Я и Вовка». Определяем главную мысль произведения. Наблюдаем за поступками героев.
1
11.03
72
6
Рубрика «Поговорим о самом главном». Стихи о дружбе и обидах.
1
12.03
73
7
Рубрика «Как хорошо уметь читать». В.Осеева «Почему?». Оценка качества чтения и понимания текста.
1
16.03
74
8
Рубрика «Проверим себя». Обобщение по разделу «Я и мои друзья»
1
18.03
Люблю природу русскую. Весна (10 ч)
75
1
Вводный урок раздела «Люблю природу русскую. Весна».
1
19.03
76
2
Стихи Ф. Тютчева о весне. Учимся передавать настроение поэта с помощью голоса и интонации.
1
23.03
77
3
Стихи А. Плещеева о весне. Учимся находить слова, которые помогают увидеть картины природы.
1
25.03
78
4
С.Дрожжин «Весеннее царство». И. Бунин «Матери».
1
26.03
79
5
А.Блок «На лугу». А Плещеев «В бурю».
1
6.04
80
6
Е. Благинина «Посидим в тишине». Сравнение стихотворений разных поэтов на одну тему.
1
8.04
81
7
Рубрика «Как хорошо уметь читать». Э. Мошковская «Я маму мою обидел…»
1
9.04
82
8
Рубрика «Поговорим о самом главном». С.Васильев «Белая береза».
1
13.04
83
9
Готовим проект ко Дню Победы
1
15.04
84
10
Рубрика «Проверим себя». Обобщение по разделу «Люблю природу русскую. Весна».
1
16.04
И в шутку и всерьез (11 ч)
85
1
Вводный урок раздела «И в шутку и всерьез» .Б. Заходер«Товарищам детям», «Что красивей всего?»
1
20.04
86
2
А.Введенский «Ученый Петя». Особенности юмористического произведения
1
22.04
87
3
Д.Хармс «вы знаете?..». Учимся определять комические ситуации в тексте.
1
23.04
88
4
Стихи И. Токмаковой. Знакомство с творчеством И.Токмаковой.
1
27.04
89
5
Б. Заходер. Песенки Винни-Пуха. Характеристика героев. Сочиняем смешное произведение.
1
29.04
90
6
Стихи Э. Успенского. «Если был бы я девчонкой…». Комическая ситуация – основа юмористического произведения
1
30.04
91
7
Э. Успенский «Чебурашка. Узнаем, что такое сценарий. Учимся писать сценарий.
1
4.05
92
8
Рубрика «Поговорим о самом главном». В.Драгунский «Тайное становится явным»
1
6.05
93
9
Г. Остер «Будем знакомы». Деление текста на части. Учимся понимать тему текста. Учимся пересказывать текст.
1
7.05
94
10
Обобщение по разделу «И в шутку и всерьез.
1
11.05
95
11
Рубрика «Проверим себя». Проверочная работа
1
14.05
Литература зарубежных стран (6 ч)
25.05
96
1
Вводный урок раздела «Литература зарубежных стран».
1
18.05
97
2
Английские народные песенки. Сравниваем разные переводы одного и того же произведения. Песенки «Сюзон и мотылек», «Знают мамы, знают дети…»
1
20.05
98
3
Ш. Перро «Кот в сапогах».Характеристика героев. Составляем отзыв на книгу.
Е. Шварц «Красная Шапочка». Особенности пьесы. Инсценирование.
1
21.05
99
4
Рубрика «Как хорошо уметь читать». Г. Х. Андерсен «Принцесса на горошине». Э. Хогарт «Мафин и паук». Пересказ по ролям.
1
25.05
100
5
Рубрика «Проверим себя». Обобщение по разделу «Литература зарубежных стран».Проект «Мой любимый писатель-сказочник»
1
27.05
101
6
Контрольная работа за 2 полугодие
1
28.05
Анализ существующих программ по литературному чтению в начальной школе с точки зрения изучения фольклора и народных сказок.
С точки зрения непрерывности литературного образования, программы по литературному чтению и литературе можно условно разделить на две группы.
Первая группа — программы, охватывающие весь (или почти весь) период литературного образования в школе. К ним относятся программа «Инновационная школа» (1–4 класс – авторы-составители Г.С. Меркин, Б.Г. Меркин, С.А. Болотова, 5–9 классы — авторы-составители: Г.С. Меркин (программа для 5-9 классов), С.А. Зинин (программа для 9 класса), 10–11 класс — авторы-составители С.А. Зинин, В.А. Чалмаев.
Вторая группа — программы, рассчитанные на конкретную ступень образования: например, для начальной школы — программы Л.Ф. Климановой и др. (Школа России); Л.А. Ефросининой (Начальная школа XXI век), О.В. Кубасовой (Гармония), Н.А. Чураковой (Перспективная начальная школа); для средней школы — программы под ред. В.Я. Коровиной, и И.Н. Сухих. Рассмотрим, как концепция преемственности реализуется в программах на начальном этапе непрерывного литературного образования, в частности в процессе изучении произведений устного народного творчества.
Рассмотрим курс литературного чтения УМК «Школа России», «Школа 21 век» и «Инновационная начальная школа».
Курс литературного чтения, который разработан Л.Ф. Климановой, В.Г. Горецким, М.В. Головановой и др. в УМК «Школа России», представляет собой первую ступень единого непрерывного курса литературы средней общеобразовательной школы, начальным этапом обучения, на котором ученик с позиции слушателя переходит на позицию читателя. Авторы программы рекомендуют педагогу сконцентрировать внимание начинающего читателя на словесно-образной природе художественного произведения, на отношении автора к героям и окружающему миру, на нравственных проблемах, которые волнуют писателя.
Программой предусмотрена литературоведческая пропедевтика. Учащиеся получают первоначальные представления о главной теме, идее (основной мысли) читаемого литературного произведения, об основных жанрах литературных произведений (рассказ, стихотворение, сказка), особенностях малых фольклорных жанров (загадка, пословица, считалка, прибаутка). Дети учатся использовать изобразительные и выразительные средства словесного искусства. Первоначальная ориентировка в литературных понятиях. Общее представление об особенностях построения разных видов рассказывания. Сравнение прозаической и стихотворной речи, выделение особенностей стихотворного произведения (ритм, рифма). Фольклорные и авторские художественные произведения (их различие). Жанровое разнообразие произведений.
Учащиеся 1 класса изучают русские народные сказки «Курочка Ряба», «Гуси-лебеди», «Теремок». «Рукавичка». «Петух и собака», учатся сравнивать сказки на одну тему, а также сравнивать литературную и народную сказки после знакомств со сказками Пушкина А. С. При знакомстве с загадками, небылицами, потешками учатся сочинять свои загадки и небылицы. При изучении народных песенок дети обращаются не только к русским песенкам, но и к английским.
Во втором классе значительно расширяется круг чтения и изучаемых теоретических понятий. В работе с пословицами русского народа учатся сочинять свои пословицы. Продолжают знакомиться с малыми жанрами устного народного творчества – потешки, прибаутки, считалки и небылицы, а также рассматривают русские народные песни. Русские народные сказки — «Петушок и бобовое зёрнышко», «У страха глаза велики», «Лиса и тетерев». «Лиса и журавль», «Каша из топора», «Гуси-лебеди», «Два Мороза». На примере знакомства с зарубежными сказками учащиеся сравнивают героев зарубежных и русских сказок.
В 3 классе русские народные песни рассматривается в их разнообразии (лирические, шуточные, о природе). Вводится термин «докучные сказки». Изучаются художественные особенности волшебных сказок: лексика, построение (композиция). Большое внимание уделяется творческой и проектной деятельности учащихся — инсценирование, драматизация; устное словесное рисование, сочинение сказки или продолжения сказки.
На четвертом году обучения учащиеся знакомятся с таким жанром устного народного творчества как былина. В разделе «Летописи. Былины. Жития» Представлены два теста об Илье Муромце «Три поездки Ильи Муромца» и «Ильины три поездочки» (стихотворный вариант). Кроме того, в разделе авторы учебника поместили такие, примыкающие к фольклору, произведения как летопись и житие. Летопись «И повесил Олег щит свой на вратах Царьграда», «И вспомнил Олег коня своего» и Житие Сергея Радонежского.
Содержание учебников курса «Литературное чтение» УМК «Начальная школа XXI века», который создан с Л.А. Ефросининой, М.И. Омороковой, представлено блоками (разделами), построенными по жанрово-тематическому, жанровому и авторскому принципам. В структуру курса интегрированный курс «Литературное слушание», ведущая идея которого углубить процесс восприятия художественного произведения, поддержать и развить интерес к чтению в тот период, когда сам ребенок ещё недостаточно обладает навыком самостоятельного чтения. Исходя из этого, уроки литературного слушания не столько решают дидактические задачи, сколько развивают оценочные суждения первоклассников, умение анализировать эмоциональные состояния, вызванные слушанием конкретного произведения. Особое внимание авторы данной программы уделяют созданию эмоционально-положительной атмосферы обучения младших школьников, развитию их учебной инициативы и самостоятельности.
Рассмотрим систему работы с произведениями фольклора в данном курсе.
В первом классе учащиеся начинают изучать произведения устного творчества: сказки, песни, потешки, скороговорки, пословицы, вырабатывают умение различать эти жанры.
В разделах «Читаем сказки, загадки, скороговорки» и «Читаем сказки, пословицы, считалки» ребята читают русскую народную сказку «Пузырь, Соломинка и Лапоть», знакомятся с понятиями сказка, рассказ, пословица, песня, скороговорка, учатся отличать сказку авторскую от народной, сказки о животных и волшебной сказки. Для этого в программу включены для ознакомления отрывок из «Сказки о царе Салтане» А. С. Пушкина, сказки В. Сутеева «Кораблик», «Палочка-выручалочка», В. Бианки «Лис и мышонок», М. Пляцковского «Урок дружбы» и др. В основном на этом году обучения в программу включены сказки о животных. Они более понятны для ребят этого возраста. Пословицы и загадки включены в каждый раздел учебника и отражают его тему.
Во втором классе происходит более осознанное изучение терминов устного народного творчества, фольклора, продолжается работа с теми жанрами фольклора, которые были в программе первого класса, происходит значительного расширение круга чтения произведений. Изучаются русские народные сказки «У страха глаза велики», «Журавль и цапля», «Зимовье зверей», «Хаврошечка», а также народная сказка «Снегурочка» в сопоставлении с авторской сказкой В. Даля «Девочка Снегурочка», сказка А. С. Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке». Это дает возможность детям увидеть истоки народной сказки в литературной авторской сказке. На втором году обучения происходит знакомство с былинами («Как Илья из Мурома богатырем стал», «Три поездки Ильи Муромца»), а также расширяется география сказок. В круг чтения добавляются сказки народов России – татарская народная сказка «Три сестры» и зарубежные сказки – народные английские, норвежские, украинские, и авторские сказки зарубежных писателей (Братья Гримм, Г.-Х. Андерсен, Ш. Перро). Продолжается изучение народных песен, колыбельных на сопоставлении народных вариантов и авторских («Спи, младенец мой прекрасный…» М. Лермонтова). Малые жанры фольклора – загадки, пословицы мы видим в каждом разделе учебника, вводится понятие заклички.
В третьем классе продолжается изучение жанров фольклора. Дети знакомятся со структурой и жанровыми особенностями загадок, пословиц, сказок, басен, былин, рассказов, стихотворений, сопоставляют их по сходству и различию. Так, учащиеся не только узнают о том, что сказки бывают о животных, бытовые и волшебные, но и наблюдают за их формой (сказки-загадки, сказки в прозе и в стихах; загадки, построенные на основе противопоставления явлений и предметов, загадки-вопросы, загадки, в основе которых лежат конкретные признаки), обращается внимание на художественные особенности построения сказки (присказки). В раздел «Былины» включено четыре произведения этого жанра — «Добрыня и Змей», «Илья Муромец и Соловей-разбойник», «Алеша Попович и Тугарин Змеевич», «Вольга и Микул», в изучении которых учащиеся получают первые представления о литературных приемах.
В четвертом классе предусмотрена работа с произведениями фольклора разных народов мира, сравнение произведений фольклора, использование их в речи, а также выполнением работ творческого характера. Дается более развернутая характеристика основных жанров фольклора, вводятся новые понятия – легенда, историческая песня и т.д. Разделом «Сказки, легенды, былины, героическая песня» начинается учебник четвертого класса. Русские народные сказки — «Марья Моревна» и «Иван-царевич и Серый волк» продолжают знакомить с миром волшебных сказок.
Впервые учащиеся приступают к изучению произведений жанра легенды: «Легенда о граде Китиже», «Легенда о покорении Сибири Ермаком». В учебник также включена былина «Волх Всеславович», содержание которой близко к легенде. Вводятся героические и исторические песни, изучение их особенностей (народный герой, исторический факт, сходство со сказкой и былиной). Изучается по учебнику героическая песня «Кузьма Минин и Дмитрий Пожарский во главе ополчения», а для самостоятельного чтения рекомендуются народная песня-слава «Русская земля» и «Суворов приказывает армии переплыть море».
В конце первой части – раздел «Мифы народов мира», в котором представлены древнегреческие (Арион, Дедал и Икар), славянские (Ярило-Солнце) и древнеиндийские (Творение) мифы.
Еще одна программа, которая используется в начальной школе «Начальная инновационная школа» (Г.С. Меркин, Б.Г. Меркин, С.А. Болотова). Программа построена по концентрическому принципу. Содержательное ядро курса заключено в системообразующих понятиях, охватывающих весь период обучения литературному чтению в 1 – 4 классах: человек, люди, семья, общество, мир вокруг, природа; добро и зло, красота, милосердие, сострадание, человечность, доброта, великодушие, предательство; учение, чтение, класс, школа; дружба, честность, любовь, верность, счастье; любовь к родному дому и родному краю, Отечеству; история, отвага, героизм, патриотизм, народные представления и традиции, труд и др. В каждый из этих разделов вводится тематически подобранный текст фольклорного произведения. Важной методологической основой курса «Литературное чтение» является утверждение единства урочной и внеурочной деятельности. В материалах к каждой теме, начиная со 2 класса, приводится раздел «Внеурочная работа».
1 класс. Название и содержание тематических блоков учебника отражают специфику миропонимания учеников 1 класса: «Я и моя семья» («Сестрица Алёнушка и братец Иванушка» (отрывок), сказка, народная сказка, пословица, басня. «Я и моя страна» (сказка «Откуда в Гжели синий цвет), «Я и мои друзья» (русская народная сказка «Гуси-лебеди» (отрывок), удмуртская народная сказка «Мышь и воробей».), «Я и мои дела» (татарская народная сказка «О кривой берёзе»), «Я и природа» (алтайская народная сказка «Две одёжки»).
2 класс. В этом году произойдёт важнейший перелом в сознании: от я к мы. Этот переход отражается в изменении и расширении тематических блоков: «Мы играем» (Пословицы об игре, небылицы, считалки, скороговорки, заклички, приговорки, загадки (народные и авторские), «У нас в школе» (частушки, школьные частушки, сербская народная сказка «Век живи – век учись», «У нас дома» (русские народные сказки «Хаврошечка», «Мальчик с пальчик»), «Наша природа» (Загадки о природе; пословицы; русские народные сказки «Лиса и Волк», «Петушок и бобовое зёрнышко», аварская народная сказка «Кукушка и птицы»), «Времена года» (Загадки, заклички, Русская народная сказка «Про глухаря», Русская народная сказка «Снегурочка», Русская народная сказка «Мужик и медведь»); «Мы трудимся» (башкирская народная сказка «Ленивая девочка», Словенская народная сказка «Три сына»), «Наше Отечество» (Пословицы о Родине).
3 класс. Произведения, включённые в содержание программы для 3 класса, способствуют выработке обобщённых представлений школьников об обществе, стране, мире, космосе: «Дети и взрослые» (Русская народная сказка «Дочь-семилетка», русская народная сказка «Привередница» (в пересказе В. Даля)), «Дружба всего сильней» (Русская народная сказка «Зимовье зверей»; сравнение зарубежных и отечественных сказок на примере сказки братьев Гримм «Соломинка, уголёк и боб» и сказки Древнего Египта «Лев и мышь»), «Делу время, а потехе час» (Русская народная сказка «Крылатый, мохнатый да масленый», белорусская народная сказка «От краденого не растолстеешь», русские народные песни-приговорки), «Мир природы» (Русская народная сказка «Два Мороза», чукотская народная сказка «Лисичка»), «Славные страницы российской истории» (Русская народная сказка «Никита Кожемяка», Русская народная сказка «Иван — крестьянский сын и Чудоюдо»), «Вселенная» (чувашская народная сказка «Мост Азамат», Сербская народная сказка «Почему у месяца нет платья»). Происходит развитие представлений о литературоведческих понятиях, изученных ранее.
4 класс – завершающий этап начального литературного образования. С одной стороны, предполагается подведение итогов четырёхлетнего изучения предмета, с другой – целый ряд включённых материалов позволяет подготовить плавный переход от курса «Литературное чтение» к курсу «Литература». При этом выделяются следующие тематические блоки: «Наши любимые сказки» (русские народные сказки «Шабарша», «Сивка Бурка», «Солдатская шинель»), «Наша семья» (Русская народная сказка «Две сестры»; шведская народная сказка «Гвоздь из родного дома»), «Наша школьная жизнь», «Наши дела и заботы», «Наша природа», «Мир вокруг нас», «Наша страна». Кроме того, в учебник 4 класса включены небольшие статьи, в которых содержатся сведения об авторах, их произведениях, важных событиях в истории страны или интересных явлениях в природе. Этот структурный элемент также выполняет пропедевтическую функцию и способствует подготовке школьников к изучению курса литературы в 5 классе.
Таким образом, все учебники литературного чтения для начальной школы построены с учетом возрастных особенностей. Фольклор изучается практически во всех классах, начинает изучаться с самых маленьких жанров, таких как поговорки, скороговорки и т.д. С каждым годом происходит наращение фольклорного материала. Он дается как самостоятельно, так и в сравнение с авторской литературы. Учебник формирует у школьника навык осознанного чтения, побуждая постоянно возвращаться к уже прочитанному с разными целями и задачами; формирует исследовательский интерес, побуждая сравнивать тексты по разным основаниям; способствует формированию эстетических переживаний, раскрывая секреты художественного образа; стимулирует творческий потенциал младших школьников, создавая условия для порождения ими художественных приемов и образов. Учебный материал направлен на формирование мыслительной деятельности: умений – классифицировать предметы и понятия, путем формирования соответствующих операций, формулировать выводы, проводить анализ условий задач и заданий.
Проанализировав программы начального звена можно сделать следующий вывод. Содержание современных программ литературного чтения в начальной школе представляют произведения высокохудожественные, разнообразные по форме и содержанию. С одной стороны, это дает позитивный эффект — позволяет уже в младшем школьном возрасте почувствовать разнообразие отечественной и мировой художественной литературы, прикоснуться к ее богатствам. Но с другой стороны такое разнообразие иногда дублирует изучение некоторых фольклорных произведений в начальной и средней ступенях. Из-за несовершенства читательской техники, психолого-возрастных особенностей восприятия текста, отсутствия широкого культурного кругозора, некоторые произведения фольклорного жанра оказываются сложными для восприятия и изучения в младших классах. Или обратная ситуация – программа изучения некоторых фольклорных жанров в 5 классе практически повторяет то, что уже было рассмотрено на уроках литературного чтения в начальной школе. В первом случае нарушается принцип доступности, во втором – принцип преемственности между ступенями обучения.
Чтение и восприятие художественных текстов требует большой работы по овладению определенным кругом теоретико-литературных и историко-литературных знаний. Анализируя круг теоретико-литературные понятий, с которыми знакомятся младшие школьники на уроках по литературному чтению, можно сделать вывод, что школьники уже в начальных классах вынуждены усваивать широкий круг теоретических сведений. Надо учитывать, что успешное овладение знаниями по теории литературы определяется, прежде всего, начитанностью учащихся, а младшие школьники еще не обладают ею в нужной мере. Некоторые литературоведческие понятия остаются выпускниками начальной школы практически не усвоенными. Об этом свидетельствует и практика преподавания в 5-6 классах. Поэтому программы и учебники по литературе для средней школы вынуждены обращаться к теоретическим понятиям с позиции начальных представлений о них. Такая нескоординированность литературоведческих понятий между начальной и основной школой приводит к некоторому нарушению преемственности в освоении теории литературы на первом и втором этапах обучения. По нашему мнению, сведения по теории литературы в начальной школе должны быть минимальны. Одной из основных задач литературного чтения следует считать задачу повышения уровня начитанности младших школьников.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
. Рабочая программа по учебному предмету «Чтению» для обучающегося 3 класса составлена на основе расстройства аутистического спектра АООП НОО (вариант 8.3)
Содержание программы направлено на освоение обучающегося базовых знаний, универсальных учебных действий, что соответствует требованиям ФГОС к освоению обучающимися АООП НОО. Данная программа включает все темы, предусмотренные программой учебного предмета.
Программа разработана на основе авторской программы С.Ю.Ильина, А.А.Багданова по чтению для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида 8-е издание, Москва, «Просвещение», 2020г. ориентирована на учебник: чтение 3 класс для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида.
Основной формой реализации программы является урок.
Цель:
Направленность уроков чтения на социализацию личности умственно отсталого ребёнка на коррекцию и развитие речемыслительных способностей детей, на формирование эмоционального отношения к действительности и нравственных позиций поведения
Задачи:
• воспитание у учащегося интереса к уроку чтения и к чтению как процессу;
• формирование у учащегося техники чтения: правильного (без искажения звукового состава слов и с правильным ударением) и выразительного чтения, обеспечение постепенного перехода от послогового чтения к чтению целым словом
формирование у учащегося навыков сознательного чтения: читать доступный пониманию текст вслух, шёпотом, а затем и про себя, осмысленно воспринимать содержание прочитанного, сопереживать героям произведения, давать оценку их поступкам во время анализа;
• развитие у учащегося умения общаться на уроке чтения: отвечать на вопросы учителя, делиться впечатлениями о прочитанном, дополнять пересказы текста, рисовать к тексту словесные картинки, коллективно обсуждать предполагаемый ответ.
Психологическая характеристика ребенка
Владислав Ф. Возраст 12 лет.
Ранний детский аутизм, общее недоразвитие речи I уровня, моторная алалия.
Умеренная умственная недостаточность.
Особенности моторики.
Уровень общей моторики занижен (не может стоять на одной ноге, крутить педали велосипеда, держать равновесие). Тонкая моторика развита слабо, затруднено обучение навыкам с применением произвольных действий (застегнуть пуговицы, завязать шнурки).
Особенности развития познавательной деятельности.
Внимание – неустойчивое, переключение затруднено, преобладает произвольное внимание, объем внимания снижен.
Восприятие – затруднения в различении цветов, оттенков и формы, негативное отношение к музыке, нарушенное вкусовое восприятие (выраженная избирательность к еде). Выраженный интерес к форме (квадрат), цвету (желтый).
Память – слабо развитая, зрительная память преобладает. Непроизвольное запоминание. Информацию сохраняет избирательно. Воспроизводит с трудом и непоследовательно. Ассоциативная, опосредованная память неразвита.
Мышление – не соотносит предметы с их функциональным значением. Обобщение по функциональным признакам отсутствует. Классификацию не производит, словесные формулировки принципа работы отсутствуют. Операцию сравнения не производит, сравнивает только по наглядному примеру. Сюжетный ряд из картинок не выстраивает. Понимание метафор, сюжетов со скрытым смыслом отсутствует. Самостоятельно не улавливает причинно-следственные связи. Наглядно-действенное мышление.
За помощью не обращается, избирательно принимает помощь и совместные действия. Чаще отвергает помощь, чем принимает ее. Слабость регуляции произвольной деятельности, недостаточная целенаправленность, несформированность функции самоконтроля.
Особенности поведения – игровая деятельность стереотипная, совместная игра со сверстниками отсутствует, нарушение коммуникативного поведения. Оторван от жизни, не умеет себя защитить.
Нарушения эмоционально-волевой сферы – эмоциональная близость с родителями и с бабушкой. К сестре относится сдержанно. Остальных членов семьи знает и принимает, но потребности в них не испытывает. Чувство «я» (самосознание) не сформировано. Может проявляться агрессия, как форма реагирования на требование. Эмоциональное состояние человека понимает. Смех или плач адекватны причинам.
Уровень адаптивного поведения – отсутствуют навыки социализации. Навыки коммуникации сформированы частично. Самообслуживание ниже нормы.
Тематическое планирование
№п/п | Наименование разделов | Всего часов |
1 | Здравствуй, школа! | 2 |
2 | Осень наступила. | 4 |
3 | Учимся трудиться. | 3 |
4 | Ребятам о зверятах. | 4 |
5 | Чудесный мир сказок. | 4 |
6 | Зимушка – зима. | 7 |
7 | Так нельзя, а так можно. | 3 |
8 | Весна в окно стучится. | 4 |
9 | Здравствуй, лето! | 3 |
Итого: | 34ч | |
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п/п | Тема урока | Основные виды деятельности | Дата проведения | |
План | Факт | |||
Раздел | ||||
Здравствуй, школа! | ||||
1. | В. Берестов «Первое сентября» | Слушание рассказа. Словарная работа. Упражнения в выразительном чтении. | ||
2 | По В. Драгунскому «Завтра в школу» | Слушание рассказа. Словарная работа. Упражнения в выразительном чтении | ||
Осень наступила. | ||||
3 | О. Высотская «Осень» | Признаки осени. Знать стих. | ||
4 | А. Толстой «Осень. Обсыпается весь наш бедный сад…» | Знать: красуются, бедный сад. Работать с картинками в учебнике. | ||
5 | По Ю. Ковалю «Последний лист | Признаки осени. Работать с картинками в учебнике. | ||
6 | По Н. Сладкову «Страшный невидимка» | Правила поведения в лесу, кто такой невидимка? Правильно читать слоги и слова, отвечать на вопросы | ||
Учимся трудиться. | ||||
7 | В.Осеева «Пуговица» | Слушание стихотварения. Словарная работа. Упражнения в выразительном чтении. | ||
8 | По В. Голявкину «Как я помогал маме мыть пол» | Слушание рассказа. Словарная работа. Упражнения в выразительном чтении. Соблюдать правильную осанку во время работы. | ||
9 | По С. Баруздину «Как Алешке учиться надоело» | Слушание рассказа, стихотворение. Словарная работа. Упражнения в выразительном чтении | ||
Ребятам о зверятах. | ||||
10 | По М. Пришвину «Еж» | Слушание рассказа. Словарная работа. Упражнения в выразительном чтении. Соблюдать правильную осанку во время работы. | ||
11 | По А. Баркову «Материнская забота» | Слушание рассказа. Словарная работа. Упражнения в выразительном чтении | ||
12 | По М. Тарловскому «Добрый волк» | Слушание Словарная работа. Обсуждение прослушанного, высказывание собственного мнения. Выделение главной мысли | ||
13 | Русская народная сказка «Лиса и журавл» | Особенности народной сказки, идея победы добра над злом, определение главной мысли. | ||
Чудесный мир сказок. | ||||
14 | Русская народная сказка «Лиса и журавл» | Особенности народной сказки, идея победы добра над злом, определение главной мысли. Соблюдать правильную осанку во время работы. | ||
15 | Русская народная сказка «Лиса и тетерев» | Особенности народной сказки, идея победы добра над злом, определение главной мысли. Уметь слушать объяснение учителя. | ||
16 | Украинская народная сказка «Овечка и волк» | Особенности народной сказки, идея победы добра над злом, определение главной мысли. | ||
17 | Удмуртская народная сказка «Глупый котенок» | Особенности народной сказки, идея победы добра над злом, определение главной мысли. | ||
Зимушка – зима. | ||||
18 | Русская народная песня «Ой ты, зимушка-зима!» | Слушание Словарная работа. Объяснение заглавия стихотворения. | ||
19 | По В. Бианки «Заяц, Косач, Медведь и Дед Мороз» | Слушание Словарная работа. Обсуждение прослушанного, высказывание собственного мнения. Выделение главной мысли. | ||
20 | М. Садовский «Декабрь» | Слушание Словарная работа. Объяснение заглавия стихотворения. | ||
21 | По Л. Воронковой «Как елку наряжали» | Слушание Словарная работа. Обсуждение прослушанного, высказывание собственного мнения. Выделение главной мысли. Знать когда наряжают елку. | ||
22 | С. Есенин «Зима» | Слушание Словарная работа. Обсуждение прослушанного, высказывание собственного мнения. Выделение главной мысли. | ||
23 | С. Суворова «Подарок» | Слушание Словарная работа. Обсуждение прослушанного, высказывание собственного мнения. Выделение главной мысли. | ||
24 | По Н. Сладкову «Еловая каша» | Слушание Словарная работа. Обсуждение прослушанного, высказывание собственного мнения. Выделение главной мысли. | ||
Так нельзя, а так можно. | ||||
25 | По А. Ягафаровой «Снегирь и Синица» | Слушание Словарная работа. Обсуждение прослушанного, высказывание собственного мнения. Выделение главной мысли. | ||
26 | По В. Хомченко «Птица-синица» | Слушание Словарная работа. Обсуждение прослушанного, высказывание собственного мнения. Выделение главной мысли. | ||
27 | А. Седугин «Как Артемка котенка спас» | Слушание Словарная работа. Обсуждение прослушанного, высказывание собственного мнения. Выделение главной мысли. | ||
Весна в окно стучится. | ||||
28 | Ф. Тютчев «Зима недаром злится» | Слушание Словарная работа. Объяснение заглавия стихотворения. | ||
29 | По Э. Шиму «Сосулька» | Слушание Словарная работа. Обсуждение прослушанного, высказывание собственного мнения. | ||
30 | Г. Ладонщиков «Медведь проснулся». И. Белоусов «Весенняя гостья» | Слушание Словарная работа. Объяснение заглавия стихотворения. | ||
31 | По А. Баркову «Тюльпаны» | Слушание Словарная работа. Обсуждение прослушанного, высказывание собственного мнения. Рисовать картинку. | ||
Здравствуй, лето! | ||||
32 | А. Усачев «Что такое лето?» | Слушание Словарная работа. Обсуждение прослушанного, высказывание собственного мнения. | ||
33 | Р. Фархади «Жарко». По В. Бианки «Еж-спаситель» | Слушание Словарная работа. Обсуждение прослушанного, высказывание собственного мнения. | ||
34 | Итоговый урок. |
Тема: Сопоставительный анализ сказок «Мороз Иванович» и «Морозко»
Задачи урока:
1.Раскрыть особенности литературной сказки В. Ф. Одоевского в сопоставлении с народной сказкой «Морозко».
2.Развитие умения зрительного сравнения произведений, близких по жанру, теме.
3.Развитие пространственного восприятия и зрительно-моторных координаций при совершенствовании умения выборочно читать и выборочно пересказывать текст для доказательства своих мыслей.
Оборудование: тексты произведений
Приемы ТРКМ, используемые на уроке:
— на стадии вызова: «работа в парах»;
— на стадии осмысления: «мозговой штурм», чтение с остановками, работа со сводной таблицей,открытые вопросы;
— на стадии рефлЕксии: рефлексия деятельности .
Ход урока.
I Стадия вызова.
1. Настрой на урок. Работа в парах.
— Составить пословицы:
Вариант №1:
- за нос, шапку, снимает, хватает, а перед, проворным, он ленивого. (он ленивого за нос хватает, а перед проворным шапку снимает)
- он, да друга — , два, вьюга. (два друга — он да вьюга).
Вариант №2:
Составить пословицу. (Закрасить стрелки, которые соединяют слова в ней).
- пословица [1]
- пословица [2]
2.Постановка цели и задач урока.
II Стадия осмысления
(«Мозговой штурм». Цель использования: — выяснение того, что знают дети по теме; — активизация имеющихся знаний).
1.Дети делятся впечатлениями о народной сказке «Морозко».
2.Викторина по русским народным сказкам с целью актуализировать представления учащихся о разновидностях народной сказки.
•Зачитываются фрагменты известных сказок, и описания героев. Учитель записывает названия сказок на доске
•Почему названия сказок размещены в три колонки?
Учащиеся должны вспомнить три основных вида народных сказок. После этого учитель вывешивает на доску аншлаги с названиями видов народной сказки. План доски может быть следующим.
? | ? | ? |
«Лиса и тетерев» | «Сивка-бурка» | «Как мужик гусей делил» |
«Теремок» | «Иван-царевич и серый волк» | «Каша из топора» |
…. | «Хаврошечка» | …. |
Сказки о животных | Волшебные сказки | Бытовые сказки |
«Лиса и тетерев» | «Сивка-бурка» | «Как мужик гусей делил» |
«Теремок» | «Иван-царевич и серый волк» | «Каша из топора» |
…. | «Хаврошечка» | …. |
•Какие приметы волшебной сказки вы знаете? Дети называют следующие признаки (при необходимости учитель подсказывает им):
•волшебные герои (баба Яга, Кощей Бессмертный, Змей Горыныч, Серый волк, Сивка-бурка и др.)
•волшебное место действия («В тридевятом царстве..», в подводном царстве, в дремучем лесу и т. д.)
•волшебные превращения (Василиса Прекрасная может обернуться голубкой или бросить через плечо полотенце, и потечет река; Иван-царевич может быть оживлен живой и мертвой водой и т. д.)
•волшебные предметы (скатерть-самобранка, ковер-самолет, избушка на курьих ножках, ступа и др.)
3. Физкультминутка
Руки в стороны, в кулачок,
Разжимаем и на бочок.
Левую вверх!
Правую вверх!
В стороны, накрест,
В стороны, вниз.
Тук-тук, тук-тук-тук!
Сделаем большой круг.
4 Обсуждение сказки «Морозко» с помощью открытых вопросов
•К какому виду народных сказок можно отнести сказку «Морозко»?
(Признаки волшебной сказки в этом произведении: волшебные персонажи – Морозко, разговаривающая собака; волшебные превращения девушек; противопоставление двух героинь, главная героиня – сирота).
•Как заканчивается сказка «Морозко»?
Падчерица вознаграждается богатством, что характерно для народной сказки, старухина дочь погибает.
•Почему так трагически заканчивается народная сказка?
Народ жестоко осуждает зависть, злобу и угнетение слабого и беззащитного, какой была падчерица.
5 Работа по произведению «Мороз Иванович»
•Задание: «Послушайте, как называется сказка Владимира Федоровича Одоевского, и подумайте, о чем она может быть».
•Комбинированное чтение сказки учителем и хорошо читающими детьми.
•Работа по тексту.
•Постановка учебной задачи: Писатель Одоевский пересказал народную сказку или сочинил авторскую сказку?
•Вторичное перечитывание текста с целью найти признаки народной — волшебной сказки. Дети читают «про себя» и подчеркивают карандашом следующие признаки:
•чудесные предметы: пирожок и яблочки. При проверке нужно вспомнить, из какой народной сказки «перекочевали» эти предметы («Гуси-лебеди»)
•сказочный персонаж: Мороз Иванович, говорящий петух
•волшебное место действия: дом Мороза Ивановича.
Каждый указанный признак подтверждается выборочным чтением вслух с устными доказательствами.
•Ответ на сложный аналитический вопрос: Что общего между двумя волшебными сказками: «Морозко» и «Мороз Иванович»?
В ходе его обсуждения ведется работа на доске. После коллективного обсуждения учащиеся приходят к выводу, что в сказках много общего, а на доске появляется следующая запись:
•волшебный персонаж –Морозко и Мороз Иванович
•героини – резко противопоставляются по характеру
•финал – одна из героинь наказывается, а другая вознаграждается.
В продолжение аналитической работы вопрос: Чем различаются эти сказки?
Работа со сводной таблицей.
«Морозко» | «Мороз Иванович» | |
1. Падчерица и родная дочь | 1. Рукодельница и Ленивица. У них нет матери (мачехи), а есть нянюшка Прасковья | |
2. Падчерицу отправляет в лес мачеха, чтобы погубить ее | 2. Рукодельницу отправляет на поиски упавшего ведра няня, потому что Рукодельница потеряла его сама | |
3. На пути героиням не встретились препятствия, они сразу оказались в лесу | 3. Героини по пути к дому Мороза Ивановича встречают печку и яблоню и проявляют свои качества: трудолюбие и леность | |
4. В лесу падчерица ведет себя скромно, приветливо | 4. В доме Мороза Ивановича Рукодельница проявляет трудолюбие, доброту и любознательность | |
5. Родная дочь ведет себя грубо, невежливо | 5. Ленивица в доме Мороза Ивановича проявляет леность, неаккуратность, капризность и глупость | |
6. Морозко награждает падчерицу и жестоко наказывает родную дочь:она умирает. | 6. Сказка заканчивается награждением Рукодельницы и Ленивицы, но у Ленивицы подарки растаяли. Таким образом она наказана |
Над первыми 2-3 пунктами идет коллективная работа.
Каждый ответ подтверждается кратким пересказом или выборочным перечитыванием текста обеих сказок. Таблица в результате обсуждения может выглядеть следующим образом.
В результате анализа сказки учащиеся приходят к выводу: писатель Одоевский использовал элементы разных народных сказок, но все же придумал свою, авторскую сказку. Она отличается от народной сказки следующими особенностями:
1.Сюжетом (писатель включил сюжетные мотивы из другой сказки, а также подробно описал пребывание девочек в доме Мороза Ивановича).
2.Местом действия (в сказке Одоевского подробно изображен сказочный дом Мороза Ивановича).
3.Характерами героинь. Их характеры более подробно раскрыты благодаря поступкам, речи, взаимоотношениям с Морозом Ивановичем.
4.Волшебным персонажем; Мороз Иванович в отличие от мифического Морозко похож на строгого и справедливого учителя.
5.Концовкой, гуманной и нравоучительной.
«Морозко» | Линия сравнения | «Мороз Иванович» |
……. | Автор | |
……. | Сюжет | ……. |
……. | Жанр произведения | ……. |
……. | Место действия | ……. |
……. | Характеры героинь | ……. |
……. | Волшебный персоонаж | …… |
……. | Концовка | ……. |
•А чем еще сказка Одоевского отличается от народной?
Игровое задание: ответить на вопросы викторины «Проверь свою внимательность!» Вопросы по содержанию сказки.
Вопросы викторины:
•«Зачем Мороз Иванович держит под снежной периной зеленую травку?»
•«Почему вода в колодце и летом студеная?»
•«Что будет, если печку истопить, а трубу вовремя не закрыть?»
•«Как Мороз Иванович напоминает о бедных людях?»
Вывод: сказка Одоевского в отличие от народной еще и познавательная.
III Рефлексия деятельности
Какие произведения сравнивали?
Какие жанры произведений?
Что нового вы узнали?
Что было трудно?
IV Оценивание учащихся.
V Домашнее задание:
Нарисовать иллюстрацию к произведению «Мороз Иванович».
Литература:
1. Е.В.Посашкова, кандидат филологических наук http://www.lit-studia.ru/
2. С.В. Кутявина. Поурочные разработки по литературному чтению: 3 класс.-М.:ВАКО, 2009 год.
3. В.Б.Эдигей.Новое чтение. Часть 2. — М.: УЦ «Перспектива», 2007 год.
19 ноября
Тема: А.С. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке». Картины моря в сказке. Характеристика героев сказки
Сегодня познакомимся с произведением А.С. Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке».
По этому произведению снят мультфильм. Предлагаю вам посмотреть.
А теперь поработаем с текстом. Произведение длинное. Поэтому разделите его на 3 части (как раз на 3 дня).
1 часть — с. 90-94 (до слов внизу «Воротился старик ко старухе…»)
2 часть — с. 94 -97 (до слов «Старик к старухе воротился …»)
3 часть — с.97 — 100.
В сказке встречаются устаревшие слова, т.е. слова, которые мы уже не употребляем.
В конце в словарике найдите и прочитайте значение выделенных слов.
Значение слов, которых нет в словаре:
Корыто — предмет хозяйственного обихода, открытая продолговатая ёмкость для стирки белья, корма скота и т. п.
Землянка — углублённое в землю жилище, прямоугольное или округлое в плане, с перекрытием из жердей или брёвен, засыпанных землёй.
Душегрейка — женская тёплая кофта без рукавов.
Кичка — старинный русский праздничный головной убор замужней женщины.
Царские палаты — это палаты, в которых жил царь. Палатами раньше назывались богатые жилые дома, которые «избой» не назовешь.
Д/З Вам нужно будет за три дня (до понедельника) прочитать это произведение.
В понедельник в классе будем работать по тексту выборочным чтением.
17 ноября
Тема: А. Пушкин – великий русский писатель. Вступление к поэме «Руслан и Людмила». А. Пушкина «Вот север тучи нагоняя», «Зима!.. Крестьянин, торжествуя…»
Сегодня начинаем новый раздел «Русские писатели» и познакомимся с их произведениями.
А.С. Пушкин.
Посмотрите краткую биографию поэта.
Познакомьтесь с отрывками его произведений в учебнике на с. 85. Узнали из каких сказок?
А.С. Пушкин писал не только стихи. В списке его творчества есть поэмы и романы.
Поэма — это это литературный жанр, повествовательное произведение в стихах, обычно на историческую или легендарную тему. (повествование, т.е. рассказ, но в стихотворной форме).
Роман — это литературный жанр, большое повествовательное художественное произведение со сложным сюжетом.
В ваших учебниках даны отрывки из таких произведений. Н с. 86-87 познакомьтесь с отрывком, который является вступлением к поэме «Руслан и Людмила». Выполните задание №3 на с. 87 (устно).
И ещё два отрывка, но уже из романа А.С. Пушкина «Евгений Онегин». На с. 89 прочитайте отрывок. Устно ответьте на вопрос № 1.
А вот отрывок на с. 88 вам нужно будет выучить наизусть.
Д/З Прочитать с. 84-89. Выучить отрывок с. 88.
16 ноября
Тема: М. Пришвин «Осеннее утро». И. Бунин «Сегодня так светло кругом…».
Мы заканчиваем раздел «Люблю природу русскую. Осень».
На с. 78 прочитайте рассказ М. Пришвина «Осеннее утро». Ответьте на вопросы №1 и
№ 2.
Ниже прочитайте стихотворение И. Бунина. Составьте небольшой рассказ на тему «Утро в осеннем лесу». Опорные слова даны в задании № 3 под стихотворением.
15 ноября
Тема: В. Брюсов «Листья сухие…», В. Берестов «Хитрые грибы». «Грибы» (Из энциклопедии)
Продолжаем знакомиться с поэтами и их стихотворениями об осени.
Выразительно прочитайте в учебнике новые стихотворения на с. 74 — 76. Ответьте на вопросы.
Познакомьтесь с текстом на с. 77.
Это текст из энциклопедии. А что такое энциклопедия?
Энциклопедия — это научное справочное пособие по всем или отдельным отраслям знания в форме словаря.
Нарисуйте на листе бумаги «жителей» особого царства живой природы.
Кто не рассказал стихотворение — жду.
12 ноября
Тема урока: А. Толстой «Осень…». С. Есенин «Закружилась листва золотая…». В. Брюсов «Листья сухие…», И. Токмакова «Опустел скворечник…», выразительное чтение стихотворений
Цель: познакомиться с произведениями разных поэтов; учиться читать с выражением и наизусть.
1. Прочитайте стихотворения поэтов об осени на с. 73-75
2.Ответьте на вопросы
Физминутка
3. Послушайте ещё одно стихотворение
4. Прочитайте это стихотворение на с. 72.
5 Выучите наизусть.
Жду видео ваших выступлений.
10 ноября
Тема урока: К. Бальмонт «Поспевает брусника», А. Плещеев «Осень наступила…». А. Фет «Ласточки пропали…». Внеклассное чтение 2. Стихи об осени.
Цель: познакомиться со стихотворениями разных поэтов об осени; учиться читать стихи с выражением.
1. Работа по учебнику
Прочитайте стихотворения на с. 69-71. Ответьте на вопросы после каждого стихотворения.
Озимь – это:
1.Осенние посевы однолетних злаков, прорастающих осенью и зимующих под снегом.
2.Всходы таких злаков.
Потренируйтесь читать с выражением. Какие стихотворения об осени вы знаете?
Д/З подготовьтесь читать с выражением любимое стихотворение об осени. (не наизусть)
9 ноября
Тема урока: Люблю родную природу. Осень. Картины осенней природы. Осенние загадки. Соотнесение загадки и отгадки. Образ осени в загадках. Ф. Тютчев «Есть в осени первоначальной».
Цель: познакомиться с новым разделом, учиться сопоставлять загадки и отгадки про осень; познакомиться с творчеством Ф.Тютчева.
Сегодня познакомимся с новым разделом «Люблю природу русскую. Осень».
1. Работа с учебником
Откройте учебник на с. 65 и прочитайте, с чем мы познакомимся, чему научимся, изучая этот раздел.
На с. 66 прочитайте обращение к учащимся.
— — А вам нравится осень? Если да, то чем? На с. прочитайте загадки. Проверьте себя (внизу страницы написаны отгадки).
Физминутка
2. Ф. Тютчев «Есть в осени первоначальной».
Федор Иванович Тютчев (1803–1873 гг.) – знаменитый русский поэт, дипломат и публицист. Автор более 400 стихотворений. Одна из главных тем в творчестве поэта – тема природы. Послушайте его стихотворение «Есть в осени первоначальной…»
А теперь прочтите это стихотворение на с. 68 самостоятельно. Ответьте на вопросы ниже. Д/З выразительно читать стихотворение
8 ноября
Тема урока: Внеклассное чтение. Русская народная сказка. «Гуси-лебеди». Рассказывание сказки по рисункам и по плану. Выборочный пересказ.
Цель: познакомимся с русской народной сказкой
«Гуси-лебеди» и новым видом сказок (волшебной сказкой); будем учиться характеризовать героя сказки по его
поступкам; совершенствовать выразительность чтения, развивать воображение.
1. Повторение
Ребята, мы продолжаем знакомство со сказками. Давайте вспомним с какими сказками мы успели познакомиться: Петушок и бобовое зернышко; У страха глаза велики; Лиса и тетерев; Лиса и журавль; Каша из топора. Эти сказки можно разделить на две группы:
— бытовые сказки
— сказки о животных
Задание 1: разделите пройденные сказки на эти две группы.
2. Работа над новым материалом
Сегодня мы познакомимся с ещё одним видом сказок — волшебными.
В
волшебных сказках, как и в бытовых, основные персонажи — люди, но если в
бытовых сказках герои становятся победителями преимущественно благодаря своему
уму, смекалке, смелости, хитрости, то здесь победа одерживается с помощью
чародейства.
2.1 Предлагаю вам послушать сказку. Гуси — Лебеди
2.2 Работа по учебнику
Откройте учебники с. 48. Найдите выделенные слова в Словарике (в конце учебника).
Предлагаю немного отдохнуть. Физминутка
Прочитайте сказку.
3. Закрепление
3.1 Проверка понимания текста.
— Понравилась вам
сказка?
— Что в сказке
волшебного?
— Назовите героев
сказки.
— Куда ушли мать и
отец?
— Что они сказали
дочке? Послушалась ли она родителей?
— Кто унёс братца?
— Кого встретила
девочка, когда побежала искать братца?
— Помогли ли они в
поиске? Почему?
— Где она нашла
братца?
— Кто помог ей увести
оттуда братца? Почему?
— Кто помог им
вернуться домой?
— Как бы вы охарактеризовали героиню сказки?
Д/З Перескажите сказку, пользуясь планом:
1. Потеря брата.
2. Поиск.
3. В избушке у Бабы Яги.
4. Возвращение домой.