Русская народная сказка каша из топора конспект урока 2 класс школа россии

Тема сказки. русские народные сказки . каша из топора дата 29.09.16 г. день недели: четверг цели создать условия для ознакомления

Тема

СКАЗКИ. РУССКИЕ НАРОДНЫЕ СКАЗКИ . «Каша из топора»

Дата

29.09.16 г.

День недели:

четверг

Цели

Создать условия для ознакомления с понятием «бытовая сказка»; способствовать развитию речи, навыков чтения, умения анализировать текст

Страницы:

Учебник с.44-47

Наглядность

Признаки сказки о животных

29 сентября.

Классная работа.

Служивый

Побывка

Изба

Вдоволь

Варево

Чулан

Сдобрить

Котёл

Коли

Этакую

Смётка

Признаки бытовой сказки

Оборудование

Презентация

аудиозапись

таблица

Х О Д У Р О К А

этапы

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

Самоопределение (мотивация к учебной деятельности)

1.Проверка готовности к уроку.

Проверьте наличие учебника, пенала, дневника, сигнальных карт на парте.

2. Психологический настрой.

Учитель спросит – надо встать.

Когда он сесть позволит – сядь.

Ответить хочешь – не шуми,

А лучше руку подними.

3. Разминка.

а) Работа над скороговоркой.

— Сегодня на речевой разминке мы будем произносить скороговорку, которая написана на СЛАЙДЕ:

— Вспомним, как работаем со скороговоркой.

— Первый раз читаем медленно, потом чуть быстрее, ещё быстрее, очень быстро.

— Самое главное, правильно произносить все слова.

— Потренируемся сначала хором, затем индивидуально.

Проворонила ворона воронёнка.

Б) Развитие угла зрения. Использование таблиц Шульте /30 секунд/

В) Работа по развитию речи. Восстановление деформированного предложения.

летом одним и зимой цветом

— Дети коллективно зачитывают слова.

  • “Мы с вами прочитали предложение?”

Восстановите предложение.

Дети проверяют наличие необходимых инструментов к уроку

СЛАЙД 1

СЛАЙД 2

СЛАЙД 3

Ответ : “Нет, т.к. эти слова не связаны по смыслу”.

регулятивные – принимают и сохраняют задачу, соответствующую этапу обучения;

Актуализация опорных знаний

Проверка домашнего задания.

Беседа по пройденной теме

  • С каким произведением познакомились на прошлом уроке литературного чтения?

  • Что нового узнали? (Мы узнали, какие признаки сказки о животных существуют).

  • Достигли ли цели урока? Проверим ваши знания.

Учитель заполняет таблицу по ответам детей.

Главные герои

Литературный приём

Построение сказки

Побеждает

  • В сказке о животных главные герои – это …

  • Какими качествами наделены животные в сказке? (Человеческими, умеют говорить, мыслить, совершают поступки).

  • Как называется литературный приём, при котором существа наделяются качествами человека?

  • Перечислите части сказки.

  • Что или кто побеждает в конце? (Умный и добрый над глупым и злым).

Проверим знание текста. Я зачитаю отрывки из предложений, вы их отыщите и прочитаете полностью.

а) Вот вздумала лиса…

б) А лиса наварила…

в) Журавль стук-стук…

г) А лисица лижет…

д) На другой день…

е) И так зайдёт…

ж) Думала, что наестся…

  • Как вы думаете, почему дружба у лисы с журавлем не получилась?

  • Давайте придумаем, как помирить наших героев?

Сказка «Лиса и журавль»

Сказка о животных

К устному народному творчеству

Животные

Олицетворение

Зачин, действие, конец

Дети зачитывают предложения полностью

не умеют дружить, обидели друг друга

извиниться и простить

познавательные –используют различные способы поиска, сбора, обработки, анализа, передачи и 1интерпретации информации в соответствии с познавательными задачами и технологиями учебного предмета

коммуникативные –адекватно используют средства общения для решения коммуникативных задач

Постановка цели урока

  1. Подведение к цели урока.

Мы продолжаем работать по разделу «Устное народное творчество» и знакомиться со сказками. Я предлагаю вам самостоятельно определить тему урока и найти название следующего произведения.

  • Как оно называется? На какой странице находится?

Откройте учебник на с. 42.

  • Предположите цель нашей учебной деятельности.

Мы познакомимся со сказкой «каша из топора», узнаем к какому виду сказок можно её отнести и почему.

  • Что нужно каждому из вас для достижения цели урока?

Дети называют тему урока.

Выделяют задачи и цель урока

Стр.

Нужно быть внимательным, соблюдать правила поведения на уроке.

Личностные: расширяют познавательные интересы, учебные мотивы, проявляют прилежание в учебе;

регулятивные: действуют с учетом выделенных учителем ориентиров.)

Осознанное выполнение различных действий для освоения способов решений учебных задач

Вводная беседа.

  • Посмотрите, есть ли автор у этой сказки? Почему нет?

  • Что удивило вас в названии сказки?

  • Можно ли по названию сказки определить главных героев?

Рассмотрите иллюстрацию.

  • Можно предположить, что это будут деревенские жители: топор используют, чтобы рубить дрова, а дрова используют в деревне. Предположите, кто герои этой сказки?

  • Где происходит действие?

  • Кто знаком со сказкой?

– Прочитаем сказку и узнаем, бывает ли каша из топора.

1. Первичное восприятие текста. Использование аудиозаписи.

Проверка первичного восприятия.

  • Выразите своё мнение о произведении, одним словом.

  • Что вам особенно понравилось в этой сказке?

  • Какое место в рассказе захотелось перечитать?

  • Удивило ли вас название сказки? О чём вы подумали, когда прочитали его?

Словарная работа.

  • Какие слова нуждаются в объяснении?

– Как вы понимаете значение слов: побывка, притомился, чулан, сдобрил, дорожный человек, вдоволь.

  • К какому источнику обратимся за толкованием значения слов?

Работа в ПАРАХ.

  • Найдите толкование слова…

Служивый – солдат, военнослужащий.

Побывка – приезд к кому-нибудь на короткое время.

Изба – деревянный, крестьянский дом.

Вдоволь – достаточно.

Варево – горячее жидкое кушанье, похлёбка.

Чулан – помещение в доме, служило кладовой.

Сдобрить – прибавить к еде что-нибудь, для вкуса.

Котёл – большой металлический сосуд для варки пищи.

Коли – если бы.

Этакую – такую.

Смётка – смекалка.

Нет фамилии автора, значит создал народ.

Солдат и старушка

В избе, доме

Аудиозапись

Ответы уч-ся

Дети называют слова, учитель прикрепляет их на доску.

Словарь 213-214

РАБОТА В ПАРЕ

Познавательные: извлекают необходимую информацию из рассказа учителя, материалов учебника, собственного опыта, дополняют и расширяют имеющиеся знания о роли окончаний в русском языке; коммуникативные: строят понятные речевые высказывания, формулируют простые выводы, выбирают правильную интонацию речи в общении

Анализ художественного произведения

Вторичное восприятие. Вопросы по содержанию.

Чтение вслух по смысловым отрывкам.

1) Читают до слов «… дай-ка котёл».

  • Где остановился солдат?

  • Зачем солдат постучал в избу?

  • Кто там жил?

  • Что попросил солдат у старухи?

  • Как старуха отреагировала на просьбу солдата?

  • Что приметил солдат под лавкой?

  • Что придумал солдат?

2) Читают до конца сказку.

  • Как солдат начал варить кашу?

  • Как солдату удалось выпросить соль?

  • Как старуха следила за солдатом?

  • Что он сначала попросил у старухи?

  • А потом? Затем?

  • Где хранила старуха крупу?

  • Что получилось у солдата сварить из топора?

  • Что говорила старуха, когда ела кашу?

Проблемный анализ произведения.

  • Понравился ли вам солдат? Какой он: находчивый, смелый, смекалистый, рассеянный?

  • Как по-разному называют солдата в сказке?

  • Почему не стал возражать старухе, спорить с ней?

  • Что ты можешь сказать о старухе? Опиши её. Она какая: добрая, жадная, весёлая умная?

  • Как по-разному называют солдата в сказке?

  • Сколько раз повторяется в сказке слово «старуха»? Зачем автор это делает?

Синтетическая (обобщающая) работа с текстом

  • Как вы понимаете смысл предложения: А солдат ест, да посмеивается?

  • Что в сказке фантастическое (сказочное), а что действительно могло случиться в жизни?

(Сказочное, что солдат сварил кашу из топора, что старуха разрешила в своём доме хозяйничать совершенно незнакомому, постороннему человеку).

(Реальное то, что солдат шёл на побывку, остановился на ночлег, что его кормить не хотели, старуха, живущая в деревне. Солдат мог перехитрить старуху).

  • Добился ли солдат своего? Что ему помогло?

(Да, добился. Хотел поесть и поел. Помогла ему смекалка, доброе обращение со старухой, вежливость. Наказал старуху за жадность).

  • Прав ли солдат?

(Так поступать солдата жизнь заставила, иначе от голода бы умер).

  • Как вы думаете, на чьей стороне сказитель? Почему?

(Сказитель на стороне солдата. Какие бы трудности не свалились на солдата, он не унывает. Находит выход из любой ситуации. Жадность и глупость должны быть наказаны. Только старуха этого не поняла. Солдат очень симпатичен сказителю).

Прочитайте шифрограмму.

– Что вы прочитали? (Пословицу.)

– Объясните смысл этой пословицы.

  • Чему учит эта сказка?

  • Какова ее идея?

Чтение текста учащимися вслух

В крайней избе

Захотел покушать

Старуха

Перекусить чего-нибудь

Притворилась сиротой

Топор без топорища

Сварить кашу без топора

<...>

Скачать

Полезно? Поделись с другими:

Просмотров: 356   Скачиваний: 162

Если Вы являетесь автором этой работы и хотите отредактировать, либо удалить ее с сайта — свяжитесь, пожалуйста, с нами.

Посмотрите также:



Автор: Сафина Лилия Ринатовна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МАОУ «СОШ № 110»
Населённый пункт: Новокузнецк
Наименование материала: Урок по литературному чтению
Тема: Русская народная сказка «Каша из топора».
Раздел: начальное образование

Урок литературного чтения

Русская народная сказка «Каша из топора»

Цели урока:

познакомить учащихся с новым видом сказок (бытовой) на примере сказки «Каша

из топора»;

отрабатывать навыки выразительного чтения;

обогащать речь учащихся, развивать мышление, внимание, память.

создание условий для самостоятельного формулирования детьми идеи сказки.

Задачи:

1) обучать детей осмысленному и вдумчивому чтению, стимулирующему к работе на

уроке учащихся разного уровня мышления, имеющих различный словарный запас;

2)развивать способность детей высказать собственное мнение по определенному вопросу,

использовать исследовательские и творческие методы для доказательства своей мысли;

3)воспитывать у детей чувство помощи, сопереживания, великодушия, привитие духовно

– нравственных ценностей, как основы личностной компетентности.

Планируемые образовательные результаты:

Предметные: умеют

ориентироваться

в

учебнике,

тексте,

выразительно

и

осознанно

читать, связно рассказывать, умеют оценивать поступки героев.

Метапредметные:

Познавательные УУД

1. Преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать

небольшие тексты.

2. Делать выводы в результате совместной работы класса и учителя.

3. Находить ответы на вопросы в тексте.

Личностные УУД:

1. Развиваем умения выказывать своё отношение к героям, выражать эмоции.

2. Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.

3. Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности

Коммуникативные УУД

1. Развиваем умение слушать и понимать речь других.

2. Выразительно читать и пересказывать текст.

3. Оформлять свои мысли в устной форме.

4. Умение работать в паре и в группах.

Регулятивные УУД

1. Определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя.

2. Учиться работать по предложенному учителем плану.

Методы

и

приёмы

обучения: проблемный,

частично-поисковый.

выборочное

и

выразительное чтение.

Формы обучения: индивидуальная, фронтальная, коллективная.

1. Организационный момент.

Прозвенел уже звонок

Начинаем мы урок.

2. Актуализация опорных знаний.

Много жанров есть на свете

Басня, повесть и рассказ,

Но с рожденья любят дети

Волшебство и мир прекрас.

— О каком жанре устного народного творчества спрашивается? (Сказка)

— Сегодня на уроке продолжаем работать над сказками.

— Мы будем не только читать, и работать с текстом, но постараемся мыслить,

делать логические выводы.

— Какие сказки передавали из уст в уста. (Передавали издавна из уст в

уста народные сказки.)

— Назовите другую группу сказок? ( Авторские )

— Виды сказок?

(Волшебные – происходит волшебство с главным героем; есть предметы

волшебства.

Сказки про животных – главные герои – животные.)

Работа в парах.

— Отгадайте сказку и определите вид.

1)Летела стрела и попала в болото.

А в этом болоте поймал ее кто-то.

Кто, распростившись с зеленою кожей

Сделался мигом красивой, пригожей.

(«Царевна – лягушка». Волшебная сказка)

2)Вымолвил словечко –

Покатилась печка

Прямо из деревни

К парню да царевне.

И за что, не знаю,

Повезло лентяю.

(«По щучьему велению». Волшебная сказка.)

3) Возле леса на опушке

Трое их живет в избушке.

Там три стула и три кружки.

Три кровати, три подушки.

Угадайте без подсказки,

Кто герои этой сказки?

(«Три медведя». Сказка о животных)

4)Ах ты, Петя – простота,

Сплоховал немножко,

Не послушался кота,

Выглянул в окошко.

(«Кот, Петух и Лиса». Сказка о животных)

5)Нет ни речки, ни пруда.

Где воды напиться?

Очень вкусная вода

В ямке от копытца!

(«Сестрица Аленушка и братец Иванушка». Волшебная сказка)

6)Красна девица грустна,

Ей не нравится весна,

Ей на солнце тяжко!

Слезы льет бедняжка!

(«Снегурочка». Волшебная сказка)

7)Какая сказка, нам секрет открой,

Где говорилось:

Спи, глазок, и спи другой!»?

(«Крошечка-Хаврошечка». Волшебная сказка.)

3. Мотивация Проблемная ситуация.

1. Загадки.

Крупу в кастрюлю насыпают,

Водой холодной заливают

И ставят на плиту вариться.

И что тут может получиться?

(каша)

2. Из крупы ее сварили,

Посолили, подсластили.

Эй, ну где же ложка наша?!

Так вкусна на завтрак… (каша)

3. Замечательный дружище,

Деревянная ручища

Да железный обушок,

Закаленный гребешок.

Он у плотника в почете —

Каждый день с ним на работе.

(топор)

-Это топор.

Для чего нужен топор? (дрова рубить)

— Вы догадались, про что мы будем говорить на этом уроке? (Про топор, про

кашу.)

— Попробуем предположить тему урока:

Сегодня на уроке мы познакомимся с ещё одной русской народной сказкой

“Каша из топора”.

— Посмотрите на следующий слайд и скажите, а так бывает, чтобы кашу из

топора варили? (Нет, топор не варят.)

— А я читала про один такой случай, хотите о нём узнать?

— Говорят славная каша получилась!

4. Изучение нового материала

— Сегодня мы будем читать о том, как один солдат кашу из топора сварил.

— К какому виду отнесем эту сказку?

(бытовые сказки — говорится о жизни простых людей)

— Давайте, вспомним, о чем рассказывают бытовые сказки? (В бытовых

сказках говориться о бедных или богатых людях.)

— В бытовых сказках высмеивается жадность, скупость, глупость богатых

людей и доброта, ум, смекалка бедных. Главными героями сказки являются

люди, а действия происходят в обычных домах, в деревнях. Каждая сказка

обязательно чему-то учит, высмеивает плохие поступки или отрицательные

качества человека.

— Открой те учебники на стр. 56. Прочитайте название сказки.

— Можно ли по названию сказки определить главных героев?

Словарная работа.

служивый — солдат, военнослужащий;

побывка — приезд к кому-нибудь на короткое время;

притомиться — устать;

изба — деревянный, крестьянский дом;

вдоволь — достаточно;

варево — горячее жидкое кушанье, похлебка;

чулан — помещение в доме, служило кладовкой;

сдобрить — прибавить к еде что-нибудь, для вкуса;

котел — большой металлический сосуд для варки пищи;

коли — если бы; этакую — такую; сметка — смекалка.

Чтение сказки.

Первичная проверка понимания:

— Понравилась сказка? Чем понравилась?

— Почему солдат постучал в избу?

— Кто там жил?

— Что попросил солдат у старухи?

— Как старуха отреагировала на просьбу солдата?

— Что придумал солдат? Что он сначала попросил у старухи? А потом?

— Что получилось у солдата сварить из топора?

— Почему он так поступил?

Физкультминутка.

5. Закрепление нового материала.

Чтение по ролям.

Работа над пословицами.

— Прочитайте пословицы, которые записаны на доске.

— Какая из этих пословиц больше подходит к нашей сказке?

— Смекнешь да схитришь — врагов победишь.

— Сметка дороже всего.

— Глупый киснет, а умный все промыслит.

Выборочное чтение.

— Обратите внимание на то, как приветливо обращается к старухе солдат.

Прочитайте в тексте.

— И как отвечает ему старуха. Прочитайте.

— У вас на парте лежат силуэты героев сказки. Давайте дадим характеристику

героям.

— Дайте характеристику солдату. Какой он?

— Что вы можете сказать о старухе? Какая она? Выберите: добрая, жадная,

веселая, умная.

— Как понимаете смысл предложения: «А солдат ест да по смеивается».

6.Рефлексия

— С какой новой сказкой познакомились на уроке?

— Ваше отношение к поступку героя?

— Как вы думаете, на чьей стороне сказитель? Почему?

— Покажите свое настроение с помощью человечков.

7. Домашнее задание. Подготовиться к чтению по ролям.

Урок литературного чтения во 2 классе

Тема: «Каша из топора» (русская народная сказка).

Цели урока:

  1. Познакомить детей с новым видом сказок – бытовой сказкой – на примере сказки «Каша из топора»;
  2. Отрабатывать навыки выразительного чтения; обогащения речи учащихся; учить работать с текстом;
  3. Развивать мышление, внимание, память.

Задачи:

1.Мотивировать к учебной деятельности при знакомстве с планом урока и содержанием .

2.Учить обрабатывать полученную в процессе чтения и анализа информацию для решения конкретных задач  встречающихся в жизни.

3.Доносить свою позицию до других детей, высказывая свою точку зрения и пытаясь её обосновать, приводя аргументы.

4.Осознавать и объяснять своё эмоциональное отношение к происходящему в сказке.

5.  Формировать способность к осуществлению сотрудничества, умения договариваться, распределять свою работу.

6.Оформлять свои мысли в устной  (на уровне предложения или небольшого  текста).

7. Развивать в детях умение высказывать своё мнение, умение принимать мнения.

8. Воспитывать взаимоуважение, сопереживание за товарища и класс в целом.

9.На примерах героев произведений прививать добрые и светлые чувства.

10.Организовать самостоятельную работу по составлению кластера на главных героев (внешность, поступки и действия)

11.Обеспечить снятие напряжения и усталости при проведении физкультминутки.

Планируемые результаты:

 Предметные:

1.Выделять суть нравственных поступков героев , видеть мотивы поведения героев.

2.Формировать собственную позицию в отношении показанных в произведении норм морали и нравственности.

3.Давать оценку морального содержания и нравственного значения действий персонажей при изучении художественного произведения

Личностные:

  1. Ориентироваться в межличностных отношениях при работе в группе.
  2. Проявление творческого отношения к процессу обучения.

Метапредметные.

Познавательные умения:

  1. Применять методы информационного поиска.

Регулятивные умения:

  1. Самостоятельно оценивать правильность выполнения действий.
  2. Формулировать задание, определять его цель, планировать алгоритм его выполнения, корректировать работу по ходу его выполнения.

Коммуникативные умения:

  1. Слушать и вступать в диалог.
  2. Участвовать в групповом обсуждении вопросов.
  3. Организовывать работу членов группы, корректировать и оценивать их действия.
  4. Оформлять свою мысль в устной речи, высказывать свою точку зрения, грамотно формулировать высказывание.

Ход урока.

  1. Организационный момент. Слайд 1
  1. Проверка домашнего задания.

— Проверка задания из тетради «Сочини сказку…»

         III.   Постановка цели урока.

— Любите ли вы сказки? Когда – то давно сказки только рассказывались вслух, никто их не записывал. И когда появилась сказка точно нельзя сказать, но все это время она жила в народе, рассказывалась и учила подрастающее поколение. Слайд 2 « Сказка ложь, да в ней намек — добру молодцу урок »

— Давайте вспомним, какие виды сказок мы знаем?

————————————————————————————————

 —  Да сказки бывают разные. Есть сказки волшебные,   (Слайд 3 )     в них обязательно должны быть чудеса, о животных      

в таких сказках животные могут говорить, ходить друг к другу в гости,

есть бытовые сказки , в которых описывают жизнь простых людей.

Бытовые сказки появились позже всех..

События в них происходят в повседневной жизни. В этих сказках говорится о бедных или богатых людях.

Высмеивается жадность, скупость, глупость богатых людей и восхваляется доброта, ум, смекалка бедных. Герой в этих сказках всегда веселый, находчивый, ловкий.

— Сегодня мы будем работать с русской народной сказкой «Каша из топора»

(Слайд 4 )    Русская народная сказка «Каша из топора»

IV.Изучение нового материала.

1. Словарная разминка.                                                 (Слайд 5)    

Побывка – недолгое пребывание на родине.

Служивый – солдат.

Притомиться – устать.

2.Читают  подготовленные дети, походу чтения- словарная работа.

Изба – деревянный, крестьянский дом.

Вдоволь – достаточно.

Варево – горячее жидкое кушанье, похлебка.

Чулан – помещение в доме, служило кладовкой.

Сдобрить – Прибавить к еде чего нибудь, для вкуса.

Котел – большой металлический сосуд для варки пищи.

Коли – еслибы

Этакую – такую.

Сметка – смекалка.

ФИЗМИНУТКА  ДЛЯ ГЛАЗ.      (Слайд 6, 7  )    

3. Первичная проверка понимания:

  • Понравилась сказка? Чем понравилась?
  • Зачем солдат постучал в избу?
  • Кто там жил?
  • Что попросил солдат у старухи? (Найти и прочитать)
  • Как старуха отреагировала на просьбу солдата? (Прочтите)
  • Что придумал солдат? Что он сначала попросил у старухи? (котёл) А потом?  (соль, крупа, масло)
  • Что получилось у солдата сварить из топора?      (каша)
  • Какой показана старуха в сказке? А почему старуха, у которой «всего вдоваль», «прикинулась» сиротой . Каким – солдат?
  • Почему он так поступил?
  • Добился ли солдат своего? Что ему помогло? (Слайд 8 )    

 V.ФИЗМИНУТКА

                     Раз, два — мы считаем

                     И шагаем, и шагаем.

                     Три – четыре, три – четыре

                     Руки в стороны пошире.

                     А теперь все потянулись,

                     Оглянулись, улыбнулись.

                     Вместе дружно все присели,

                     Потом встали, полетели.

VI. Закрепление знаний.

  1. Работа с пословицами. Стр. 9 тетрадь

-Прочитайте пословицы, которые записаны. Какая из этих пословиц больше подходит к нашей сказке?

2.Повторное чтение.

Дети читают по цепочке, по ролям.

3.Работа над текстом.

— Найдите в тексте предложение в котором говориться что за предмет приметил солдат. (соотнеси с картинкой) (Слайд 9 )    

— Какую ошибку допустил художник. (Слайд 10 )  

  1. Работа с тетрадью.

      — Разгадать кроссворд ( топор, вода, соль, крупа, масло) (Слайд 11 )    

VII. Итог  урока . ( Групповая работа-составление синквейна.)

Синквейн

Например:

Сметка

Добродушный, но находчивый

Варит, вынуждает, посмеивается

Смётка (смекалка) дороже всего.

Догадка.

— С какой сказкой познакомились на уроке?

-Какой тебе показалась эта сказка? (Слайд 12 )    

— Прав ли солдат?

— Как вы думаете на чьей стороне сказитель?

— Почему сказка заканчивается словами «А солдат ест да посмеивается» над кем он посмеивается? (Слайд 13 )    

VIII. Домашнее задание.

1 .Обязательная часть: выразительное чтение.

2. Варианты заданий на выбор учащегося: 1) Составить рассказ от имени солдата; 2) Синквейн; .

IX. А сейчас мы с вами соберем ожерелье настроения.

— у вас на столе лежат полоски: желтая, зеленая, красная (Слайд 14 )  

X. (Слайд 15 )    

7

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №21 г. Мурманска

Конспект урока по литературному чтению
во 2 классе

«Знакомство с бытовой сказкой.

Русская народная сказка «Каша из топора»

подготовила

учитель начальных классов

Дадашева Оксана Асефовна

г. Мурманск
2014

Образовательные:

— познакомить детей с новым видом сказок — бытовой сказкой — на примере сказки «Каша из топора»;

— совершенствовать навык выразительного и осознанного чтения;

— закреплять умение самостоятельно работать с текстом.

Развивающие:

— развивать антиципацию;

— создать условия для формирования выразительного чтения;

— развивать эмоциональное восприятие и выражение героев через театрализацию сказки;

— расширять и обогащать словарный запас;

— развивать творческие способности и воображение обучающихся;

— способствовать развитию мыслительных процессов.

Воспитывающие:

— воспитывать правильное отношение к отрицательным поступкам, чувство гордости за богатое духовное наследие русского народа;

— формировать коммуникативные компетенции в процессе работы в паре.

Ход урока

1. Организационный момент

— Здр. ребята! Я рада, что пришла к вам в гости. Зовут меня Оксана Асефовна. Сегодня я приглашаю вас в интересное путешествие.

— Итак, уважаемые путешественники, сели поудобнее. Наш ковёр-самолёт поднимает нас в облака (мультик, как ковёр поднимается), проигрыш мелодии.

-Полет проходит ни высоко, ни низко. Дальность полета ни далеко, ни близко.

– Ребята, а кто из вас догадался куда мы сегодня будем путешествовать? (К сказкам.)

— Верно, мы побываем в гостях у сказки. (слайд- развёрнутая изба)

-Внимание! Закрыли глазки. Приготовились к снижению.

— Итак, открываем глазки.

— Где мы с вами очутились? (в избе)

— Верно, мы очутились в деревне, в русской избе.

-Что вы видите в этой избе, (есть печка, лапти, ковшик, ухват- предмет, с помощью которого ставят в печь и достают горшочки, метла, стены бревенчатые, самовар).

Дети перечисляют предметы, а я спрашиваю для чего они предназначены.

— Предположите, чем могут заниматься хозяева этого дома? (готовить, стирать, убирать..) А вне дома? (ухаживать за огородом, охота, рыболовство..). Всё это жизнь деревенских жителей. Их уклад и быт.

— Как вы думаете, кто живёт в этой избе? (старик, старуха, крестьяне, бедные люди, так как богатые жили в теремах,во дворцах).

— Героиня нашей сказки старуха. (поместить на слайд старуху).

— Чтобы узнать второго героя нужно расшифровать слово, для этого расположите буквы по их высоте (ЛОТДСА)- солдат

— Кто второй герой этой сказки? ( солдат)

— Сегодня мы с вами познакомимся с одной их таких сказок.

— Поставьте перед собой учебные задачи, используя опорные слова (познакомиться, учиться)

Подготовка к изучению нового материала

— Сядьте поудобнее, послушаем историю, которая могла произойти с этими героями. (аудиозапись)

— Как называется сказка, которую вы услышали? («Каша из топора»)

— Обратите внимание на слово топор. Это слово, в котором безударную гласную о проверить невозможно, её необходимо запомнить.

— Название сказки пишется с большой буквы.

— Запишите название сказки на листочке.

-Поднимите руку, кому из вас она понравилась? Чем понравилась?

Эта сказка была написана более 100 лет назад. Потому в ней много старинных слов, которые мы сейчас не употребляем в речи. И для вас они могут быть непонятными.

1. Словарная работа

1) Объяснение учителем

ДОРОЖНЫЙ ЧЕЛОВЕК – человек, который находится в пути.

СДОБРИЛИ – добавили для улучшения вкуса

— Сейчас продолжите работу самостоятельно. Найдите задание под цифрой 1.

2) Синонимический ряд

ПОСКУПИЛАСЬ заметил

ПРИМЕТИЛ пожадничал

ПРИТОМИЛСЯ устал

— Есть ещё одно очень интересное слово «варево», которое тоже сейчас не употребляется в речи. Объясните его значение.

— Посмотрим толкование этого слова в словаре Ожегова.

3) Работа со словарём

ВАРЕВО — вареное жидкое кушанье

Физмин.

Жила на свете девочка,

Кашицы любила.

Насыпав горсть овсянки

Кашицу варилу.

Пришёл к ней раз служивый,

Всплеснул руками, дивится:

— «Какое объедение!

Кашица сварилася!»

Позавтракал тут вдоволь он

И распростившись с ней,

Тотчас же отправился

На службу поскорей.

2. Трудные слова

Прежде чем читать сказку, подготовимся к чтению трудных слов. Читаем по цепочке по одной строчке

всплес-ну-ла всплеснула

горс-точ-ку горсточку по 1 экз на парту

объ-е-день-е объеденье

за-су-е-ти-лась засуетилась

нечего ничего

3. Чтение сказки (начинает учитель, продолжают хорошо читающие ученики)

— Переходим к чтению сказки. (учитель читает первое предложение и объясняет значение слова старый солдат- раньше в русской армии служили долго, 25 лет. Солдат уходил молодым, а возвращался когда был стариком)

4. Работа по сказке

— Кто из героев сказки вам больше понравился и почему?

— Ребята, найдите в тексте и прочитайте, как солдат оказался в избе у старухи? Ответьте словами текста.

— Как встретила старуха служивого? (неприветливо, прикинулась сиротой)

— Почему солдат решил сварить кашу из топора? (Он был голодный. решил проучить её. У старухи ничего не было, жадничала и солдат решил пойти на хитрость)

— Найдите предложение со звёздочкой и подчеркните слова, которые показывают его действия. (приметил, опустил, налил, поставил).

Предлагаю вам поиграть. Я приготовила продукты. Выберите только те, которые солдат добавлял в кашу (соль, крупа, картофель, масло, макароны, сахар)

— Чему удивилась старуха? Докажите словами текста ( Вот уж не думала, что из топора можно такую добрую кашу сварить). Добрую — это значит вкусную.

— Ребята, а действительно ли из топора получилась такая вкусная каша?

Работа по характеристике героя

— Какие черты характера проявил солдат в этой ситуации? — Возьмите цветной листочек, выберите те слова, которые характеризуют нашего героя.

— В чём проявилась его находчивость? (увидел топор и сообразил, как можно сварить кашу)

— Какой была старуха? Найдите слова, характеризующие её?

— В чём проявилась неприветливость? (плохо встретила солдата)

(одна пара работает у доски)

— Как вы думаете, изменилось ли отношение старухи к солдату в конце сказки? (да) Докажите. (сначала встретила неприветливо, злобно, а потом присматривалась, удивлялась, заинтересовалась)

— Как вы считаете, какова главная мысль сказки? (скупость, жадность, решил проучить. Вот так солдат и каши поел и топор унёс.)

— Чему учит эта сказка? (нельзя быть скупым и жадным)

Работа с пословицами

— Прочитайте пословицы. Обсудите их в парах и выберите ту, которая больше подходит к сказке. Почему?

Физминутка для глаз

Выразительное чтение

— Сейчас поработаем над выразительностью чтения. Отрывок сказки подготовим по ролям.

— Мальчики отмечают слова солдата, а девочки слова старухи до звёздочки.

Вызываю двоих из класса. Даю задание, атрибуты. Дети готовятся к инсценировке.

— Как вы будете читать слова солдата? (бодро, весело)

— А слова старухи? (злобно, неприветливо, где-то жалостливо)

-Я предлагаю вам минуту времени, потренируйтесь.

Итак, кто хотел бы прочитать? (за автора читает учитель)

-Чьё чтение вам понравилось? Почему?

— Продолжение сказки мы посмотрим в исполнении артистов.

— Поблагодарим артистов за представление и похлопаем им. Как замечательно у вас всё получилось!

Итог урока

— Ребята, что необычного было в сказке? (варили кашу из топора)

— Могла ли такая история случиться в жизни? (да, могла)

— Предположите, в какой из этих книжек может быть эта сказка?

Как мы с вами и говорили, всё что происходит с нами в жизни каждый день, наши вещи, привычки, поведение- это наш быт. Здесь нет чудес и волшебства, действуют реальные герои. Вот такие сказки и называются бытовыми. (на доске появляется название «Бытовая сказка»)

Домашнее задание

— Я предлагаю вам дома, по выбору:

1) Пересказать сказку родителям.

2) Нарисовать иллюстрацию к сказке.

2) Найти и прочитать другие бытовые сказки.

-Наше путешествие на ковре самолёте заканчивается, пора возвращаться. (слайд,музыка)

Рефлексия

Это ваше не последнее путешествие. В мире много сказок. И я надеюсь, что у вас появилось желание познакомиться со многими из них. Если у вас сейчас хорошее настроение, вы довольны своей работой на уроке, выберете ковёр, соответствующий этому настроению

(под видеоролик «В мире много сказок»)

Список использованной литературы

1. Учебник: Литературное чтение. Родная речь для 2 класса (1-4). Авторы: Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г., Голованова М.В. Москва «Просвещение», 2009 год.


Использованные материалы и Интернет-ресурсы

1. Толковый словарь русского языка С. Ожегова, 1992 г.
2. http://deti-online.com/audioskazki/russkie-narodnye-skazki-mp3/kasha-iz-topora/
3. Аудиозапись для физ.минутки.
4. http://www.youtube.com/watch?v=B6FtfkQh6-s

Литературное чтение, 2 класс

Урок 8. Русские народные сказки «Каша из топора», «Гуси-лебеди»

Перечень вопросов, рассматриваемых на уроке:

  1. Виды сказок.
  2. Отличия бытовой и волшебной сказки.
  3. Характеристика сказочных персонажей.
  4. Народная мудрость в сказках.

Глоссарий по теме

Сказка. Сказка о животных. Сказка бытовая. Сказка волшебная.

Ключевые слова

Виды сказок: сказка о животных, сказка бытовая, сказка волшебная. Характеристика героя. Композиционные события сказки.

Основная и дополнительная литература по теме урока:

1. Литературное чтение.2 класс. Учеб. для общеобразовательных организаций. В 2 ч. /( Л.Ф.Климанова, В.Г.Горецкий, М.В.Голованова и др.) –9-е изд. – М.: Просвещение,2018. – 225 с.:ил.

2. Бойкина М. В., Виноградская Л.А. Литературное чтение. 2 класс. Рабочая тетрадь.2 класс. Пособие для учащихся общеобразовательных организаций. – 3-е изд. – М.: Просвещение, 2015.

3. Аудиоприложение на электронном носителе к учебнику Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г., Голованова М.В. и др. Литературное чтение. 2 кл. в 2-х частях- М : Просвещение, 2013

4. Сборники русских народных сказок.

Обозначение ожидаемых результатов.

На уроке узнаем, отличия бытовой и волшебной сказки, научимся выделять композиционные части сказки, характеризовать героев сказки.

Основное содержание урока

1. Сегодня мы продолжим говорить о русских народных сказках. Давайте посмотрим на выставку книг в нашем классе. Вспомним, какие сказки вы читали? Скажите, какие сказки вы знаете, помните? Есть ли у этих сказок автор?

Народные сказки люди рассказывали друг другу вслух, говорили «передавались из уст в уста». У народных сказок нет одного конкретного автора. Но на сборниках сказок можно увидеть такие имена как Александр Николаевич Афанасьев, Владимир Иванович Даль. Это самые известные собиратели сказок.

Сказок существует великое множество. Есть сказки разных народов с похожими сюжетами, но в каждой из них своя особенность, в которой можно увидеть обычаи, традиции, историю народа.

2. Попробуйте разделить известные вам сказки на группы. Что помогло вам это сделать?

Назовите главных героев сказки. Есть ли в сказке волшебные предметы и чудесные события? Могли бы события сказки быть реальными?

Можно назвать три группы русских народных сказок: сказки о животных, бытовые сказки, волшебные сказки. В сказках о животных главные герои — это звери, рыбы, птицы. Они разговаривают друг с другом, спорят, ссорятся, мирятся. Также к ним относятся сказки о растениях, живой и неживой природе. Волшебные сказки – сказки с чудесами и волшебством. В их основе лежит волшебный, фантастический мир со своими героями, волшебными предметами, превращениями. Часто герой получает какое-то задание и отправляется в волшебный мир приключений.

Бытовые сказки характеризуются воспроизведением реальных жизненных событий. Их герои обычные люди, которые попадают в жизненные ситуации, проявляют разные качества характера. Эти сказки часто весёлые и остроумные. Главный герой проявляет смекалку и находчивость, одерживает победу над жадностью, невежеством и глупостью.

3. У нас сегодня в гостях сказочные сундучки, в каждом прячется сказка. Откроем их: «Сказка ложь, да в ней намек — добрым молодцам урок».

Какой урок можно извлечь из этих сказок? Прочитаем их и определим, какая это сказка: сказка о животных, волшебная или бытовая.

Со сказками о животных мы уже сталкивались не раз («Колобок», «Теремок», «Зимовье зверей»), волшебные сказки вы тоже можете узнать («Лягушка-царевна», «Летучий корабль», «По-щучьему велению…»), а что же это за сказка бытовая?

Чтение русских народных сказок «Каша из топора», «Гуси-лебеди».

После почтения сказки поработаем с вопросами по содержанию, направленными на понимание её смысла, выделением композиционных частей:

Понравилась сказка? Чем понравилась?

Какие трудные непонятные слова встретились в сказке?

Словарная коробочка для сказки «Каша из топора»

Побывка – недолгое пребывание на родине.

Служивый – солдат.

Притомиться – устать.

Изба – деревянный, крестьянский дом.

Вдоволь – достаточно.

Варево – горячее жидкое кушанье, похлёбка.

Чулан – помещение в доме, служило кладовкой.

Сдобрить – прибавить к еде чего-нибудь, для вкуса.

Котел – большой металлический сосуд для варка пищи.

Коли – если бы

Этакую – такую.

Сметка – смекалка.

Словарная коробочка для сказки «Гуси-лебеди»

Кликала – громко кричала.

Причитывала – плакала, приговаривая.

Шкодить – озорничать, вредить чем-то.

Жилиная – страшная, старая, вся в жилах.

Устьице – отверстие в печке, через которое кладут в неё дрова, ставят чугун.

Кто является героем сказки?

Герои сказки «Каша из топора» солдат и старуха. Реальные люди, которых можно встретить в жизни. Так же, как и в сказке «Гуси-лебеди», сестрица Алёнушка, братец Иванушка, их родители. Но во второй сказке появляются волшебные помощники, чудесные события. Уже можно предположить, что сказка «Гуси-лебеди» обладает чертами волшебной сказки.

Какими чертами характера обладает герой? Герои в сказках разные по характеру и поведению. В сказке «Каша из топора» солдат оказался честным, смекалистым, а старуха жадной и злой. Находчивость выручила солдата и помогла проучить ленивую старуху. В сказке «Гуси-лебеди» сестрица Алёнушка не проявила должного послушания, не выполнила поручение родителей. В первой части сказки была грубой, игнорировала просьбы волшебных вещей, а добилась своего только когда проявила вежливость, уважение и скромность.

Как развивались события в сказке? На какие части можно разделить сказку?

В сказке «Каша из топора» можно выделить первую часть, в которой завязываются события, возникает главная трудность – сварить кашу, да накормить служивого, вторую — в которой солдат проявляет смекалку в приготовлении каши и третью, где наступает развязка событий. В сказке «Гуси-лебеди», ориентируясь на поведение главной героини, можно выделить две части. В первой девочка потеряла братца, не послушав доброго совета родителей, была грубой, невежливой, не откликалась на просьбу о помощи волшебных предметов, а во второй – её скромность, вежливость помогли спасти братца.

Итак, открыв волшебные сундучки, мы побывали в двух сказках. Бытовой сказке «Каша из топора» и волшебной «Гуси-лебеди».

4. Любая сказка чему-то учит читателя. Сказка «Каша из топора» — находчивости в трудных ситуациях, трудолюбию, смекалке. Сказка «Гуси-лебеди» тому, что надо быть послушным, вежливым и на добро отвечать добром.

  • Русская народная сказка как петух лису обманул
  • Русская народная сказка каша из топора презентация 2 класс школа россии
  • Русская народная сказка иван царевич и серый волк текст распечатать
  • Русская народная сказка иван царевич и серый волк характеристика героев сказки 3 класс презентация
  • Русская народная сказка как коза избушку построила текст