Русская народная сказка иван царевич и серый волк характеристика героев сказки 3 класс презентация

Инфоурок начальные классы презентациипрезентация по чтению на тему иван-царевич и серый волк русская народная сказка 3 класс

Инфоурок

Начальные классы
ПрезентацииПрезентация по чтению на тему » «Иван-царевич и серый волк» русская народная сказка » (3 класс)

«Иван-царевич и серый волк» (русская народная сказка) Подготовила: Учитель на...

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

«Иван-царевич и серый волк» (русская народная сказка) Подготовила: Учитель на

Описание слайда:

«Иван-царевич и серый волк» (русская народная сказка) Подготовила: Учитель начальных классов Кречетова Юлия Станиславовна МБОУ «Школа №38№ (филиал) г.Рязань

2 слайд

Цели урока: Познакомиться с русской народной сказкой «Иван-царевич и серый во

Описание слайда:

Цели урока: Познакомиться с русской народной сказкой «Иван-царевич и серый волк». Отрабатывать умение составлять план текста. Формировать навык выразительного чтения.

3 слайд

«Иван-царевич и Серый волк» — сюжет народной сказки у восточных славян. Отно

Описание слайда:

«Иван-царевич и Серый волк» — сюжет народной сказки у восточных славян. Относится к так называемым волшебным сказкам. Это одна из самых знаменитых  русских народных сказок, по мотивам которой были поставлены спектакли, сняты мультфильмы и фильмы. Данная сказка нашла признание в зарубежных странах.

4 слайд

Отработка техники чтения. Прочитай – объясни! Ве-ли-ко-леп-ный – великолепный

Описание слайда:

Отработка техники чтения. Прочитай – объясни! Ве-ли-ко-леп-ный – великолепный За-пе-ча-лил-ся – запечалился При-го-рю-нил-ся – пригорюнился Зла-то-гри-во-го – златогривого От-бла-го-да-рил – отблагодарил По-хит-ник – похитник За-до-лит — задолит

5 слайд

Первичное чтение сказки.

Описание слайда:

Первичное чтение сказки.

6 слайд

Первичная проверка понимания. Понравилась ли вам сказка? Почему братья решили

Описание слайда:

Первичная проверка понимания. Понравилась ли вам сказка? Почему братья решили караулить сад с золотыми яблоками? Как братья караулили сад? Кто же воровал яблоки из сада? Успокоился ли царь, узнав кто ворует яблоки? Что царю захотелось? Как Иван повстречался с волком? Что Ивану предложил волк? Какой наказ дал волк Ивану, когда он приехал к царю Афрону за Жар-птицей? Послушался ли его Иван? Что из этого получилось? На каких условиях царь Афрон простил бы Ивана?

7 слайд

Первичная проверка понимания. Куда отправились Иван с волком дальше? Что их ж

Описание слайда:

Первичная проверка понимания. Куда отправились Иван с волком дальше? Что их ждало в царстве царя Кусмана? Удалось ли Ивану заполучить златогривого коня? Почему? Куда они отправились дальше? Почему волк пошёл за Еленой Прекрасной сам, а Ивана не пустил? Удалось ли волку украсть Елену Прекрасную из царства Далмата? Как волк помог Ивану сохранить Елену Прекрасную, златогривого коня, Жар-птицу? Что задумали братья Ивана? Как опять волк помог Ивану? Хорошо или плохо заканчивается сказка?

8 слайд

Подходят ли эти пословицы к нашей сказке? Докажите. Дружба крепка не лестью,

Описание слайда:

Подходят ли эти пословицы к нашей сказке? Докажите. Дружба крепка не лестью, а правдой и честью. Без беды друга не узнаешь. Какие отношения были между Иваном- царевичем и Серым волком? Почему? Почему в этой сказке волк добрый и становится верным другом Ивану? Что необычного в изображении Серого волка?

9 слайд

Картинный план сказки.

Описание слайда:

Картинный план сказки.

10 слайд

План сказки «Иван-царевич и серый волк». 1) Сад Царя Берендея. 2) Иван Царев

Описание слайда:

План сказки «Иван-царевич и серый волк». 1) Сад Царя Берендея. 2) Иван Царевич и жар-птица. 3) Путешествие Ивана за конем. 4) Хитрости волка. 5) Злоба братьев. 6) Возвращение Ивана домой

11 слайд

В.М. Васнецов «Иван-царевич на Сером волке». Какому эпизоду соответствует кар

Описание слайда:

В.М. Васнецов «Иван-царевич на Сером волке». Какому эпизоду соответствует картина? Картине В.М. Васнецова больше всего соответствует эпизод, когда Серый волк, похитив Елену Прекрасную, догоняет Ивана-царевича, и они отправляются к царю Кусману обменивать Елену на коня. Глядя на эту картину, мы понимаем, что сказка нам рассказывает о дружбе, любви и верности. 

12 слайд

Какой эпизод изобразил иллюстратор И. Билибин? На иллюстрации запечатлён остр

Описание слайда:

Какой эпизод изобразил иллюстратор И. Билибин? На иллюстрации запечатлён острый момент сказки, когда Иван-царевич вместе с Еленой Прекрасной убегают от погони. На переднем плане изображён волк, верхом на котором сидит Иван Царевич. Елена Прекрасная обхватив коня за шею, мчится следом. Художник тонко подметил испуг Елены и усталость Серого Волка. Иван Царевича мы видим уверенным, сильным и ловким молодцем. Сказочный лес усиливает напряжение момента.

13 слайд

Какова основная мысль сказки? Чему она учит? Главная мысль сказки «Иван-царев

Описание слайда:

Какова основная мысль сказки? Чему она учит? Главная мысль сказки «Иван-царевич и серый волк» состоит в том, что отступление от советов более опытных наставников может приводить к печальным исходам. Дважды Иван не слушался серого волка, и дважды его хватала стража. Сказка учит нас, что долг платежом красен. Серый волк сполна отплатил Ивану за погубленного коня. И нового коня помог добыть, и красавицу-жену приобрести и Жар-птицу для отца, царя Берендея.

14 слайд

Домашнее задание. Пересказ сказки. Нарисовать иллюстрацию к понравившемуся от

Описание слайда:

Домашнее задание. Пересказ сказки. Нарисовать иллюстрацию к понравившемуся отрывку сказки.

15 слайд

ИТОГ УРОКА: – Выберите и продолжите любое предложение: • На уроке я узнал… •

Описание слайда:

ИТОГ УРОКА: – Выберите и продолжите любое предложение: • На уроке я узнал… • Сегодня я сумел… • Я похвалил бы себя за…

  • Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта,
    Вы можете оставить жалобу на материал.

    Пожаловаться на материал

Русская народная сказка иван царевич и серый волк характеристика героев сказки 3 класс презентация

  • Сейчас обучается 983 человека из 79 регионов

Русская народная сказка иван царевич и серый волк характеристика героев сказки 3 класс презентация

  • Сейчас обучается 889 человек из 81 региона

Русская народная сказка иван царевич и серый волк характеристика героев сказки 3 класс презентация

  • Сейчас обучается 350 человек из 69 регионов

Найдите материал к любому уроку,
указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

также Вы можете выбрать тип материала:

Краткое описание документа:

Данная презентация может быть использована при изучении раздела «Устное народное творчество». Цели урока следующие: познакомиться с русской народной сказкой «Иван-царевич и серый волк», отрабатывать умение составлять план текста, формировать навык выразительного чтения. В презентацию входит отработка техники чтения,первичная проверка понимания прочитанного, работа с картинным планом, составление плана сказки.

Дети знакомятся с картиной В.М. Васнецова «Иван-царевич на Сером волке» и иллюстрацией к сказке И.Билибина. Заканчивается презентация ответами на вопросы:

Какова
основная мысль сказки? Чему она учит?

Проверен экспертом

Общая информация


Номер материала:

ДБ-681711

Вам будут интересны эти курсы:

Презентация по литературному чтению на тему «Устное народное творчество. Сказка Иван-царевич и Серый волк»

Презентация по литературному чтению на тему "Устное народное творчество. Сказка Иван-царевич и Серый волк"

Иван- царевич и серый
волк

Презентация по литературному чтению на тему «Устное народное творчество. Сказка Иван-царевич и Серый волк»

Презентация по литературному чтению на тему "Устное народное творчество. Сказка Иван-царевич и Серый волк"

Опрос домашнего 
задания
 Что такое фольклор?
 Назовите виды фольклора.
 Что такое сказка?
 Какие виды сказок вы знаете?
 Какие сказки называются волшебными?
 Назовите признаки волшебной сказки.

Презентация по литературному чтению на тему «Устное народное творчество. Сказка Иван-царевич и Серый волк»

Презентация по литературному чтению на тему "Устное народное творчество. Сказка Иван-царевич и Серый волк"

волшебная сказка
Чему учит?
Волшебная сказка стремится
Особенности волшебной
восхищение добрым героем и
вызвать
сказки:
осудить злодея.
Цель – торжество добра.
1. Особые начало и концовка
сказки.
2. Троекратный повтор
действия.
3. Сказочные время и место
действия
(некоторое царство, некоторое государство,
долгое время)
4. Наличие волшебных
предметов.
5. Наличие особых сказочных
слов,
устойчивых словосочетаний, чисел (3, 7). 
Сказочные герои:
положительные
отрицательные
герои-помощники
нейтральные
персонажи
Действие в волшебной сказке
развивается так:
наказ
 нарушение наказа
 испытание
 награда

Задача любой сказки –
раскрыть и оценить
характер, поступки,
мысли и чувства человека:
(что хорошо, что плохо).

Презентация по литературному чтению на тему «Устное народное творчество. Сказка Иван-царевич и Серый волк»

Презентация по литературному чтению на тему "Устное народное творчество. Сказка Иван-царевич и Серый волк"

Докажите, что эта сказка ­ 
волшебная!
1. Прочитайте начало и присказку-концовку сказки.
2. Сказочное время и место
действия.
3. Троекратный повтор действий.
4. Наличие волшебных предметов и помощников.
5. Наличие особых сказочных слов,
устойчивых словосочетаний, чисел (3, 7)
добрых коней; отправились в путь-дорогу;
много ли, мало ли времени прошло;
долго ли, коротко ли; пригорюнился;
мёртвая и живая вода; стали жить-поживать;
6. Развитие действия волшебной сказки:
наказ, нарушение наказа, испытание, награда.

Презентация по литературному чтению на тему «Устное народное творчество. Сказка Иван-царевич и Серый волк»

Презентация по литературному чтению на тему "Устное народное творчество. Сказка Иван-царевич и Серый волк"

Волшебные предметы
Яблоня с золотыми яблоками Живая и мёртвая вода

Презентация по литературному чтению на тему «Устное народное творчество. Сказка Иван-царевич и Серый волк»

Презентация по литературному чтению на тему "Устное народное творчество. Сказка Иван-царевич и Серый волк"

Волшебный помощник – Волк

Презентация по литературному чтению на тему «Устное народное творчество. Сказка Иван-царевич и Серый волк»

Презентация по литературному чтению на тему "Устное народное творчество. Сказка Иван-царевич и Серый волк"

Волшебный помощник – Жар-
 
птица

Презентация по литературному чтению на тему «Устное народное творчество. Сказка Иван-царевич и Серый волк»

Презентация по литературному чтению на тему "Устное народное творчество. Сказка Иван-царевич и Серый волк"

Волшебный помощник – Конь златогривый      
Уздечка.

Презентация по литературному чтению на тему «Устное народное творчество. Сказка Иван-царевич и Серый волк»

Презентация по литературному чтению на тему "Устное народное творчество. Сказка Иван-царевич и Серый волк"

Презентация по литературному чтению на тему «Устное народное творчество. Сказка Иван-царевич и Серый волк»

Презентация по литературному чтению на тему "Устное народное творчество. Сказка Иван-царевич и Серый волк"

Мамушки, нянюшки

Презентация по литературному чтению на тему «Устное народное творчество. Сказка Иван-царевич и Серый волк»

Презентация по литературному чтению на тему "Устное народное творчество. Сказка Иван-царевич и Серый волк"

Заполните таблицу.
Царь-Берендей
Царь-Афрон
Царь Кусман
Царь Долмат
Жар-птицу
Коня
Елену
златогривого
Прекрасную
Жар-птицу Жар-птицу
Коня
Елену
златогривого
Прекрасную
Коня
Елену
златогривого
Прекрасную

Презентация по литературному чтению на тему «Устное народное творчество. Сказка Иван-царевич и Серый волк»

Презентация по литературному чтению на тему "Устное народное творчество. Сказка Иван-царевич и Серый волк"

Презентация по литературному чтению на тему «Устное народное творчество. Сказка Иван-царевич и Серый волк»

Презентация по литературному чтению на тему "Устное народное творчество. Сказка Иван-царевич и Серый волк"

Запретил
трогать
клетку.
Запретил
трогать
уздечку.
Взялся за дюж, не говори, что дюж.

Презентация по литературному чтению на тему «Устное народное творчество. Сказка Иван-царевич и Серый волк»

Презентация по литературному чтению на тему "Устное народное творчество. Сказка Иван-царевич и Серый волк"

Ценил дружбу и
преданность.
«Коня твоего съел,
буду служить тебе
верой и правдой»

Презентация по литературному чтению на тему «Устное народное творчество. Сказка Иван-царевич и Серый волк»

Презентация по литературному чтению на тему "Устное народное творчество. Сказка Иван-царевич и Серый волк"

Выборочное чтение. Найди прочитай отрывок к
иллюстрации.

Презентация по литературному чтению на тему «Устное народное творчество. Сказка Иван-царевич и Серый волк»

Презентация по литературному чтению на тему "Устное народное творчество. Сказка Иван-царевич и Серый волк"

Выборочное чтение. Найди прочитай отрывок к
иллюстрации.

Презентация по литературному чтению на тему «Устное народное творчество. Сказка Иван-царевич и Серый волк»

Презентация по литературному чтению на тему "Устное народное творчество. Сказка Иван-царевич и Серый волк"

Выборочное чтение. Найди прочитай отрывок к
иллюстрации.

Презентация по литературному чтению на тему «Устное народное творчество. Сказка Иван-царевич и Серый волк»

Презентация по литературному чтению на тему "Устное народное творчество. Сказка Иван-царевич и Серый волк"

Выборочное чтение. Найди прочитай отрывок к
иллюстрации.

Презентация по литературному чтению на тему «Устное народное творчество. Сказка Иван-царевич и Серый волк»

Презентация по литературному чтению на тему "Устное народное творчество. Сказка Иван-царевич и Серый волк"

Выборочное чтение. Найди прочитай отрывок к
иллюстрации.

Презентация по литературному чтению на тему «Устное народное творчество. Сказка Иван-царевич и Серый волк»

Презентация по литературному чтению на тему "Устное народное творчество. Сказка Иван-царевич и Серый волк"

Семантическая карта
№ Вопросы и задания
Ответы
учеников
1
2.
3
4
Запишите всех действующих
персонажей сказки
Назовите волшебные
предметы
Какое число часто встречается
в сказках? Приведите примеры
Опишите маршрут Ивана
и задания, которые он
выполнял

Презентация по литературному чтению на тему «Устное народное творчество. Сказка Иван-царевич и Серый волк»

Презентация по литературному чтению на тему "Устное народное творчество. Сказка Иван-царевич и Серый волк"

Проверка усвоения материала
Тестовая работа
1.Определи жанр сказки «Иван­царевич и Серый волк»:
А) волшебная В) о животных С) бытовая
 2. Какое число часто встречается в этой сказке?
  А) 2          В) 3           С) 7
3. Как звали царя, у которого был сад с золотыми 
яблоками:
А) Афрон В) Берендей С) Далмат
4. Кто воровал золотые яблоки в царском саду?
А) Серый волк В) конь златогривый С) Жар­птица

Презентация по литературному чтению на тему «Устное народное творчество. Сказка Иван-царевич и Серый волк»

Презентация по литературному чтению на тему "Устное народное творчество. Сказка Иван-царевич и Серый волк"

5.Кому принадлежала Жар-птица?
А) царю Далмату В) царю Кусману С) царю Афрону
6.Чья дочь Елена Прекрасная?
А) царя Далмата В) царя Афрона С) царя Кусмана
7. Кому принадлежал конь златогривый?
А) царю Далмату В) царю Кусману С) царю Афрону
8. Кто помог Ивану-царевичу преодолеть все
трудности?
А) Елена Прекрасная В) Серый волк С) братья
9. Объясни значение выражения: Серый волк синие
леса мимо глаз пропускает, озёра хвостом
заметает.
А) поскакал очень быстро
В) поскакал, ничего не замечая
С) поскакал, разрушая всё на своём пути
10. Кто является отрицательными персонажами
сказки?
 А) Иван-царевич В) братья Ивана С) Серый волк

Презентация по литературному чтению на тему «Устное народное творчество. Сказка Иван-царевич и Серый волк»

Презентация по литературному чтению на тему "Устное народное творчество. Сказка Иван-царевич и Серый волк"

Коды ответов:
5
1
с
а
10
6
в
с
2
в
7
в
3
в
8
в
4
с
9
а

Презентация по литературному чтению на тему «Устное народное творчество. Сказка Иван-царевич и Серый волк»

Презентация по литературному чтению на тему "Устное народное творчество. Сказка Иван-царевич и Серый волк"

Критерии оценивания
 5-6 баллов – «3»
 7-8 баллов – «4»
 9-10 баллов –
«5»

Презентация по литературному чтению на тему «Устное народное творчество. Сказка Иван-царевич и Серый волк»

Презентация по литературному чтению на тему "Устное народное творчество. Сказка Иван-царевич и Серый волк"

Обобщение и выводы
 Каждая группа
делает выводы по
теме
Сказка ложь, да в ней
намек, добрым
молодцам урок!

Презентация по литературному чтению на тему «Устное народное творчество. Сказка Иван-царевич и Серый волк»

Презентация по литературному чтению на тему "Устное народное творчество. Сказка Иван-царевич и Серый волк"

Домашнее задание 
содержания сказки.
 Подготовить
пересказ

Литературное чтение, 3 класс

Урок 5. Сказка «Иван-царевич и Серый Волк»

Перечень вопросов, рассматриваемых на уроке:

  1. Русская народная сказка «Иван-царевич и Серый волк»
  2. Иллюстрации И.Я. Билибина и В.М. Васнецова к сказке.

Тезаурус

Устное народное творчество — это словесное творчество народа, передаваемое (из уст в уста) из поколения в поколение.

Волшебная сказка – это повествование о необыкновенных событиях и приключениях, в которых участвуют нереальные персонажи.

Зачин – это начало сказки, которое знакомит нас со сказочными персонажами, отправляет в нужное время и место описываемых событий.

Концовка – заключительная часть сказки.

Волшебный предмет — это наделенный сверхъестественной силой предмет, который помогает герою или злодею победить.

Волшебный помощник – это сказочный персонаж, призванный помогать герою преодолевать трудности, проходить испытания.

Троекратный повтор — один из отличительных признаков волшебной сказки, когда похожие события происходят три раза; кроме того в сказке бывает три героя.

Художник-иллюстратор —  это художник, который создаёт образ по написанному тексту или истории;

Иллюстрация – это изображение, которое помогает лучше понять содержание и смысл произведения.

Лубо́к (лубочная картинка) — вид графики, изображение с подписью, отличающееся простотой и доступностью образов. Первоначально вид народного творчества.

Ключевые слова

Устное народное творчество; русские народные сказки; волшебные сказки; зачин; концовка; волшебный предмет; троекратный повтор; победа добра над злом; иллюстрации к сказкам; авторское отношение к событиям и героям сказки.

Основная и дополнительная литература по теме урока:

  1. 1. Литературное чтение. 3 класс. Учеб. для общеобразовательных организаций. В 2 ч. /( Л.Ф. Климанова, В.Г. Горецкий, М.В. Голованова и др.) – 6-е изд. – М.: Просвещение,2016., — 223с.:ил. С.28-38
  2. Бойкина М. В., Виноградская Л.А. Литературное чтение. 3 класс. Рабочая тетрадь.3 класс. Пособие для учащихся общеобразовательных организаций. – 3-е изд. – М.: Просвещение, 2012. С. 22-24
  3. Литературное чтение: аудиоприложение к учебнику Л.Ф. Климановой, В.Г. Горецкого, М.В. Головановой и др. [Электронный ресурс]. — М. : Просвещение, 2013. — 1 электрон. опт. диск (CD-ROM) — Загл. с экрана.
  4. Музыкальная фантазия. Виктор Васнецов. Сказка о сказочнике [Электронный ресурс]. — 2018. — Режим доступа : http://music-fantasy.ru/materials/viktor-vasnecov-skazka-o-skazochnike, свободный. — Загл. с экрана.

На уроке мы узнаем  об особенностях волшебной сказки; о художниках-иллюстраторах русских народных сказок;

Научимся  характеризовать героев сказки; соотносить иллюстрацию и сказочный текст; определять последовательность событий, составлять план;

Сможем  рассказывать сказку по иллюстрациям, по плану.

Основное содержание урока.

  1. Перед нами замечательная русская народная волшебная сказка «Иван-царевич и Серый Волк». Почему волшебная? Давайте прочитаем её и найдем признаки волшебной сказки.

Волшебная сказка   всегда начинается с зачина.  Из зачина сказки об Иване–царевиче мы узнаем, что Иван-царевич был младшим из трёх сыновей царя Берендея. И у этого царя было сокровище – яблоня с золотыми яблоками.

Действие сказки начинается с того, что кто-то похищает золотые яблоки из сада царя.

Трое братьев по очереди стерегут сад, а потом отправляются на поиски похитителя яблок – Жар-птицы. Так начинаются волшебные испытания, которые необходимо пройти главному  герою.  Это – признак волшебной сказки.

 Троекратный повтор  — важный признак волшебной сказки. В нашей сказке этот приём встречается довольно часто: три сына у царя Берендея, три ночи караулят сыновья волшебную яблоню, три испытания проходит главный герой – Иван-царевич, три награды получает он в конце пути. Серый волк трижды меняет свой облик.

В волшебных сказках всегда действуют положительные и отрицательные герои. В нашей сказке положительный герой, конечно, Иван-царевич, ответственный, решительный, уважающий волю отца,  готовый признавать свои ошибки. Отрицательные герои – его  старшие братья, ленивые и завистливые обманщики, убили брата ради его добычи.

В сказке «Иван-царевич и Серый Волк» происходят волшебные события.

Серый волк превращается  то в коня златогривого, то в Елену Прекрасную.

Убитого братьями Ивана–царевича волк оживляет при помощи живой и мёртвой воды.

Большую роль в волшебных сказках часто играют волшебные помощники. Таким помощником для Ивана–царевича стал Серый волк, который  съел его коня. Узнав, зачем Иван-царевич отправился в путь, Серый волк пожалел его и стал помогать во всех испытаниях.

В волшебных сказках часто говорится о необыкновенных волшебных предметах. В нашей сказке это яблоня с золотыми яблоками,  Жар-птица, златогривый конь, живая и мёртвая вода.

Последовательность событий в сказке такова.

  — Жар-птица ворует яблоки из сада Берендея;

— Сыновья отправляются в путь на поиски Жар–птицы;

 — Коня Ивана съедает Волк,  который становится помощником Ивана;

 — Иван не смог украсть Жар-птицу, его послали за конём;

 — Иван не мог украсть коня, его послали за Еленой Прекрасной;

 — Волк помогает добыть Елену Прекрасную;

 — Волк помогает Ивану-царевичу оставить у себя всю добычу;

 — Братья убивают Ивана, Волк его оживляет и наказывает братьев.

 — Иван возвращается к отцу с невестой Еленой Прекрасной, златогривым конём и Жар-птицей.

В сказке  «Иван-царевич и Серый Волк» встречаются устаревшие слова и выражения, которые переносят нас в стародавние времена. Чтобы узнать их значение необходимо обратиться к словарю.

Мы видим и слова, характерные для русских народных сказок.  Например: жил–был; синие леса мимо глаз пропускает, озёра хвостом заметает; глаз не смыкал; пустился наутёк; долго ли коротко ли; служить верой и правдой; по белу свету  и другие. 

Концовка сказки ставит точку во всех происходящих событиях. Иван-царевич возвращается к отцу, выполнив его волю. Царь получает Жар-птицу, а Иван-царевич Елену Прекрасную в жёны: «… и стали они жить-поживать и горя не знать».

Сказка «Иван-царевич и Серый Волк» учит уважать волю родителей.  Учит, что добро всегда возвращается добром, а зло возвращается злом. Учит не быть жадным и слушаться мудрых советов. Учит не доверять внешнему виду, учит быть всегда осторожным и не верить завистникам. Учит не быть ленивым. Учит, что  иногда необходимо уметь проявить хитрость, чтоб достичь цели.

Лучше понять смысл сказки помогают пословицы.  Например:

Долг платежом красен.

Без друга сирота, а с другом семьянин.

Дорога помощь вовремя.

Главная мысль сказки: благодаря мудрому другу можно добиться даже самой трудной цели.

Подведём итоги.

«Иван-царевич и Серый Волк» — волшебная сказка, поскольку  в ней с героями происходят волшебные события и испытания.

Налицо и признаки волшебной сказки:

1) зачин;

2) волшебные предметы;

3 волшебный помощник;

3) сказочные слова и выражения;

4) троекратный повтор;

5) борьба добра и зла;

6) добро побеждает зло;

7) концовка.

  1. Волшебные сказки всегда привлекали художников–иллюстраторов своей яркостью и фантастичностью. Одним из наиболее известных иллюстраторов сказок является Иван Яковлевич Билибин. В 1899 году вышла книжка «Сказка об Иване-царевиче, Жар-птице и о Сером волке» с иллюстрациями И.Билибина.

Приступая к работе над иллюстрациями, художник поставил перед собой задачу, описать всё, как в сказке. Он тщательно изучал лубочное искусство, народную одежду, поэтому   рисунок  похож на лубочную картинку.

Давайте вглядимся в картину. Здесь изображён эпизод, когда главный герой садится на Волка, вернувшегося от царя Афона, где верный слуга Ивана-царевича был в образе королевны Елены Прекрасной. Мы видим, что Волк от усталости высунул язык, но готов продолжить путь для спасения своего хозяина и его возлюбленной.

Иллюстрация выполнена в пастельных тонах: бежевый, серый, коричневый, жёлтый. Яркими пятнами лишь выделяются красные сапоги царевича да колчан со стрелами. На заднем плане сквозь чащу спешит уж златогривый конь с Еленой Прекрасной.   Автор сочувствует волку, позы героев передают напряженность момента – ведь за ними возможна погоня.

Похожий фрагмент сказки изображён на картине Виктора Михайловича Васнецова «Иван – царевич на Сером Волке», написанной в 1889 году.

В картине Васнецова царевич, бережно обняв Елену Прекрасную, скачет на Сером волке сквозь дремучую чащу расступающегося перед ним сказочного леса.

  По позе, по выражению лица Ивана-царевича видно, что он боится погони, настороженно и внимательно смотрит вокруг.        Измученная скачкой Елена Прекрасная   безвольно опустила руки и доверчиво прижалась к груди защитника.

Серый волк быстро мчится вперёд.   Острые волчьи глаза зорко глядят, выбирая дорогу. По раскрытой пасти волка и высунутому языку чувствуется, что он держится из последних сил. В то же время мы ощущаем и могучую силу зверя.

Деревья-великаны могучего леса встают непроходимой стеной. Но перед добрыми героями заповедный лес расступается. Как в сказке, он помогает им. А яблонька становится символом счастья, светлого предзнаменования, предвестием хорошего конца. 

На примере иллюстраций И.Я. Билибина и В.М. Васнецова мы видим, как по-разному художники видят события и героев сказки.

 Несмотря на то что на картинах изображён сюжет из одного и того же произведения, они очень отличаются: цветами, насыщенностью, тоном, тенями, способом отражения действительности.

 Иллюстрация Ивана Билибина  более  сказочная и яркая.  Именно на этой картине можно найти отголоски народных традиций. Картина Виктора Васнецова   более реалистичная, не такая сказочная. Тона преобладают темные. Образы прорисованы тщательно и фотографически.

Разбор типового тренировочного задания

 Выбор элемента из выпадающего списка.

Вставьте пропущенные слова.

Стал кто-то золотые _______________(яблоки, груши, апельсины) воровать. Царь послал в сад_____________(караулы, наряды, армии). Никто не может уследить___________(молодца, девицу, похитника).

Ответ:

Стал кто-то золотые яблоки воровать. Царь послал в сад караулы. Никто не может уследить похитника.

Разбор типового контрольного задания

Восстановление последовательности элементов горизонтальное / вертикальное.

Расположите пункты плана сказки «Иван-царевич и Серый волк» в правильной последовательности.

1 вариант

Серый волк помогает Ивану-царевичу.

Царь отправляет сыновей на поиски Жар-птицы.

Иван-царевич возвращается домой с добычей.

Сыновья царя Берендея караулят волшебную яблоню.

Иван-царевич  встречает Серого волка.

2 вариант

Воскрешение Ивана и смерть его братьев.

Испытания Ивана–царевича.

Счастливое возвращение домой.

Похищение золотых яблок.

План волка и смерть Ивана–царевича.

Ответ

1 вариант

  1. Сыновья царя Берендея караулят волшебную яблоню
  2. Царь отправляет сыновей на поиски Жар-птицы
  3. Иван-царевич встречает Серого волка
  4. Серый волк помогает Ивану-царевичу
  5. Иван-царевич возвращается домой с добычей

2 вариант

  1. Похищение золотых яблок
  2. Испытания Ивана-царевича
  3. План волка и смерть Ивана-царевича
  4. Воскрешение Ивана и смерть его братьев
  5. Счастливое возвращение домой.

2 урок — урок усвоения новых знаний./p>

Форма проведения урока: работа в парах.
Презентация

Задачи уроков:

  1. выявить, повторить и закрепить отличительные
    черты волшебной сказки.
  2. учить устанавливать причинно-следственные
    связи и определять главную мысль произведения.-
    делить текст на части.
  3. составлять простой план.
  4. подробно пересказывать текст сказки- учить
    работать с репродукцией картины В.Васнецова
    “Иван-царевич на Сером Волке” и выявлять
    основные объекты.
  5. видеть содержательные линии картины.
  6. создавать свой собственный текст.
  7. учить работать в паре.

Планируемые результаты усвоения этих уроков.

  • осмысление особенностей волшебной сказки
  • характеристика героев волшебной сказки
  • выявление причинно-следственных связей,
    составление плана, подготовка к подробному
    пересказу
  • формирование умения находить необходимую
    информацию в книге, тексте, репродукции картины;
    презентация информации на основе рассказа,
    пересказа, сочинения
  • осмысление правил взаимодействия в паре
    (распределение обязанностей, составление плана
    совместных действий, умение договориться о
    совместных действиях)

Ресурсы и оборудование

  • Иллюстрации учащихся к сказке (оформление
    выставки работ до начала урока ).
  • Карточки с планом текста у каждого учащегося.
  • Репродукция картины В.Васнецова “Иван-царевич
    на Сером Волке”.
  • Учебники по литературному чтению для 3 класса
    (часть 1).
  • Авторы: Л.Ф. Климанова, В.Г. Горецкий, Л. А.
    Виноградская.

ХОД УРОКА

1. Предварительная работа.

Организационный момент.

2. Актуализация знаний

Учитель: напомните домашнее задание к уроку,
которое было сложным и творческим.

Дети:

1. выполнить иллюстрацию к сказке (до урока на
доске оформляется выставка)

2.составить план (на партах у каждого учащегося,
на двойных листочках составлен)

3. подготовить выборочный пересказ

Посмотрите на магнитную доску . Перед вами
находится выставка иллюстраций по сказке.

Просто замечательно! Всем спасибо.

Дети, кто желает выступить и пересказать,
выборочно , сказку, опираясь на выставку работ?

Класс заслушивает выступления 2-3 учащихся.

КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ ВЫСТУПЛЕНИЯ.

Необходимо учесть

1. логику и целостность выступающего

2. жанр

3.  герои сказки

4. основные сюжетные линии сказки

5. эмоциональность выступления

После выступлений учащиеся выбирают лучшего
рассказчика.

3. Самоопределение к деятельности

Учитель:  “Скажите, в чем
особенности волшебной сказки?”

Учащиеся:  “Наличие реального мира,
в котором живут герои

  • запрет и нарушение запрета
  • уход героя из дома
  • испытания героя
  • животные-помощники
  • волшебные превращения
  • волшебные предметы
  • возвращение домой, вознаграждение, свадьба”

Учитель: “Молодцы, хорошо поняли и
запомнили особенности волшебной сказки”.

РАБОТА С ПЛАНОМ СКАЗКИ.

Учитель: перед вами на партах лежат 2
варианта плана – один вариант, это тот, который
вы составляли дома; второй вариант, это я вам
предлагаю.

  • прочитайте про себя, обсудите в парах.
  • скажите, может ли этот план (второй вариант)
    отразить всю структуру сказки ?
  • 2-3 ученика доказывают это, опираясь на
    причинно-следственные связи сказки.

4.  Работа по теме урока.

Работа по учебнику.

КАРТИНА В. ВАСНЕЦОВА “ИВАН-ЦАРЕВИЧ НА СЕРОМ
ВОЛКЕ”

  • откройте учебник на странице 51.
  • рассмотрите репродукцию картины В.Васнецова
    “Иван-царевич на Сером Волке”.
  • будем учиться рассказывать по картине, опираясь
    на вопросы – стр. 61.

УЧИТЕСЬ РАССКАЗЫВАТЬ ПО КАРТИНЕ.

  1. Почему картина так называется? Обоснуйте свой
    ответ.
  2. Как иначе можно назвать картину В.Васнецова?
    Предложите свои варианты.
  3. Подберите слова для описания картины. Какие
    цвета и оттенки вы видите?
  4. Подберите слова (глаголы), которые передают
    движения героев: мчатся, летят, несутся, скачет.
  5. Определите характер персонажей по их внешнему
    облику, позе, выражению лица, одежде.
  6. Представьте себе, что вы один из героев картины.
    Расскажите от его имени, что вы видите и
    чувствуете.

Ответы учащихся: Мы видим темный,
страшный, густой лес. Вековые деревья. Это
непроходимая чаща. Видно, как наклонилась старая
ель. Деревья так высоки, что упираются в небо,
даже не видно их вершин. Стволы деревьев все
покрыты мхом, а ветки , как руки старухи БАБЫ-ЯГИ…

Кажется, вот сейчас дотронутся эти ветки-руки
до всадника и его бедной напуганной спутницы,
схватят их, не отпустят. Цвета на картине
художник подобрал холодные, темные, мрачные.
Только вдалеке виден просвет и голубое небо.
Герои мчатся на Сером Волке. Волк так
стремителен, пасть у него открыта, видно, как ему
тяжело. Он очень устал.

Иван-царевич крепко держит в своих объятиях
Елену Прекрасную. Взгляд его глаз строгий и очень
непокорный. А Елена Прекрасная сидит смирно,
тихо. Она очень напугана. Пальчики ее рук сложены
вместе, красавица ждет волшебства, чуда… И даже
одежда Елены Прекрасной – это голубой кафтан,
говорит о том, что и вдали тоже виднеется голубое
небо. Значит, Серый Волк обязательно их спасет.

Цветущая ветка вишни на переднем плане
рассказывает нам, что жизнь продолжается, даже в
этом страшном лесу. Только надо верить и
надеется.

Мои дорогие дети! Мы с вами очень хорошо
ответили на все вопросы, разобрали все тонкости
репродукции картины. Я вами довольна.

Физминутка.

Под музыку выполняют передвижения по классу.
Находят друзей .

Встали прямо, подтянулись
И друг другу улыбнулись.
Не беда, что места мало.
Разомнёмся для начала:
Два хлопка над головой,
Два хлопка перед собой,
По коленкам бьём ладошкой,
Прыгаем на правой ножке
И на левой непременно
Вместе прыгаем сейчас.
И сначала ещё раз!

5. Продолжение работы по теме урока.

Работа в парах с карточками.

Учитель: вам надо записать ответ в тетради по
литературному чтению в виде небольшого текста.

— волшебный мир сказки… — цветущие кусты…
— художник изобразил… — верный друг – Серый Волк…
— темный, угрюмый лес… — надежда на спасение…

Проверка работы.

Учитель: молодцы, вы все хорошо
поработали. Кто хочет прочитать свой текст?

2-3 ученика читают вслух. Примерный текст.

“Художник Виктор Васнецов изобразил волшебный
мир сказки. Мы видим темный угрюмый лес.

Верный друг – Серый Волк стремительно несется
сквозь чащу леса с Иваном-царевичем и Еленой
Прекрасной. Вдалеке виднеются просветы синего
неба. Цветущие кусты вишни говорят нам о том, что
у героев есть надежда на спасение”

6. Рефлексия.

Учитель: наш урок подходит к концу.
Ребята, оцените, пожалуйста, свою работу. Что у
вас хорошо получалось на уроке, а над чем нужно
ещё поработать. Покажите с помощью своих
сигнальных карточек, и (выборочно) сказать об
этом.

7. Домашнее задание.

1. Найти в домашней, школьной библиотеках сказку
с похожим сюжетом (вспомните особенности
волшебной сказки).

2. Прочитать эту сказку, разделить на части,
составить план.

На следующем уроке мы будем заниматься новым
для нас видом работы – исследовательская работа
(будем выявлять особенности волшебной сказки).

Учитель: за активную работу отметки
получают учащиеся, те, которые выполнили к
данному уроку домашнее задание (иллюстрацию и
план сказки).

  • активно работали на протяжении всего урока,
    выполняя задания и отвечая на вопросы учителя.
  • создали свой текст. Всем спасибо.

  • Русская народная сказка как коза избушку построила текст
  • Русская народная сказка и рисунок к ней
  • Русская народная сказка иван царевич и серый волк 3 класс конспект урока и презентация
  • Русская народная сказка золотая рыбка читать
  • Русская народная сказка золотая рыбка слушать