Урок чтения во 2-м классе коррекционной школы VIII вида
на тему: Обобщение по теме» В гостях у сказки».
( народные сказки)
Цель:
— закрепить знания по прочитанным сказкам;
Задачи:
— научить использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности;
— развивать творческие способности детей, внимание, память, речь.
Формируемые УУД:
-
Познавательные УУД: формировать информационные умение выделять главную мысль произведения, умение характеризовать героев произведения на основе их поступков.
-
Регулятивные УУД: формировать умение оценивать.
-
Коммуникативные УУД: формировать умение передавать свои мысли и чувства, умение формировать собственное мнение, умение договариваться и приходить к общему мнению, умение сотрудничать с учителем и одноклассниками.
-
Личностные УУД: умение оценивать поступки героев произведения под руководством учителя с точки зрения моральных ценностей; оценивать конкретные поступки как хорошие и плохие.
Планируемые результаты урока:
Личностные:
-
оценивать поступки героев произведения под руководством учителя с точки зрения моральных ценностей;
-
проявлять интерес к народной сказке и её героям, позитивное отношение к чтению народных сказок.
Метапредметные:
Познавательные умения:
-
определять тему и главную мысль сказки и обосновывать своё мнение;
-
читать и инсценировать сказку по ролям;
-
уметь распределять роли при подготовке к инсценированию (драматизации);
-
отбирать выразительные средства (интонацию, мимику, жесты, тон, темп);
-
уметь выражать собственное отношение к герою в процессе чтения по ролям или инсценирования (драматизации).
Регулятивные умения:
— выполнять учебное задание в соответствии с целью;
— осуществлять взаимопроверку и самооценку при выполнении учебного задания.
Коммуникативные умения:
— излагать понятно для партнёра основное содержание сказки, используя иллюстрации или план;
— учитывать разные мнения и стремиться к сотрудничеству в рамках учебного диалога;
— адекватно взаимодействовать в паре и группе при выполнении учебного задания.
— использовать речевые средства для представления результата деятельности.
Предметные:
-
характеризовать героев произведения на основе его намерений и поступков;
-
читать текст сказки осознанно, выразительно и без ошибок;
-
работать с содержанием текста сказки;
-
читать сказку по ролям;
-
инсценировать сказку.
Основные понятия: народная сказка, герой сказки.
Оборудование: костюмы и маски героев сказок, пословицы, компьютер, рисунки к сказкам, карточки с заданием, пазлы.
Методы и приёмы: словесный (беседа, рассказ), наглядный (метод иллюстраций), практический (чтение детей); частично-поисковый, проблемный, аналитический.
Ход урока:
1.Орг. момент. Эмоционально – деловой настрой.
Птицам – время улетать,
Листьям – время опадать,
Тучам – плыть, снегам – кружиться,
Ну, а нам пора … ( учиться!)
Мы начинаем урок чтения.
II. Определение темы урока, сообщение цели.
Посмотрите на доску к нам в класс залетели снежинки не простые на них буквы отгадайте, о чем мы сегодня на уроке будем говорить.
Составьте слово.
Правильно вы угадали слово. Сегодня на уроке мы повторим и закрепим знания о сказках.
— Зачем разные народы сочинили сказки? Чему они нас учат?
-На уроке за правильный ответ и выполненное задание вы будете получать балы, в конце урока мы подсчитаем их и определим лучшего знатока сказок.
III. Обобщение знаний по теме.
Мы закончили тему «В гостях у сказки». 1 слайд
— Какие сказки мы читали в этой теме? Кто их сочинил?
— Вспомните, сказки каких народов мы читали в этой теме? (слайд 2
Русские.
Литовские.
Казахская.
Мордовская.
Якутская.
Армянская
— Кто были герои этих сказок?
У ребят было домашнее задание они приготовили загадки о героях сказок.
1. Отгадывание загадок.
Летом по лесу гуляет,
Зимой в берлоге отдыхает. (медведь)
Длинное ухо, комочек пуха,
Прыгает ловко,
Любит морковку. ( заяц)
В воде купался,
а сух остался. (гусь)
Я, сознаюсь виновата,
Я хитра и плутовата.
И в курятник вечерком
Часто бегаю тайком. (лиса)
На собаку он похож,
Что ни зуб. то острый нож! (волк)
Кто ходит в каменной рубахе?
В каменной рубахе ходят …(черепахи)
По горам, по долам
Ходит шуба да кафтан. (баран)
Молодцы! Все загадки угадали и правильно загадали. Получаете балы.
2. Инсценирование сказки « Лиса и гуси».
— Ребятам очень понравилась сказка и сейчас они ее покажут. а вы вспомните название этой сказки и потом ответьте на вопрос:
— Кто в этой сказке оказался умнее и хитрее? Чему учит сказка?
3. Пересказ сказки «Благодарный медведь»
— Чему учит эта сказка?
4.Дидактическая игра» Собери картинку» и назови сказку.
Дети получают конверты и работают в парах. Собирают картинку и называют сказку.
— Сказки нас учат быть умными, внимательными, учат думать находить решение. Сейчас мы проверим как вы умеете собирать пазлы. Угадайте сказку. И расскажите какой эпизод сказки на ней изображен.
IV. Физминутка
-А сейчас мы вместе с лесными зверями отправимся в лес, чтобы отдохнуть (презентация)
VI. На доске расположены герои прочитанных нами сказок. На кого из героев вы хотели бы быть похожи? Почему?
Я хотел бы…
VII. Угадайте, что в ящике?
В ящике лежит подарок, который принес благодарный герой своей спасительнице за то, что она не испугалась и помогла ему в беде.
-Что за подарок находится в ящике?
— Кто и за что его получил?
— Как называется сказка, в которой об этом рассказывается?
— Чему учит нас эта сказка?
VIII. Подведение итога.
— Для чего народ сочинил сказки?
— Чему они нас научили?
IX. Домашнее задание по выбору (возможна групповая работа):
1. Прочитать сказку.
2. Сочинить сказку.
X. Рефлексия.
На доске висят два смайлика грустный и весёлый. Встаньте к тому смайлику, который соответствует вашему настроению после урока.
— Спасибо за работу! Я рада что урок вам понравился.
Конспект урока литературного чтения «Гуси-лебеди»
УМК «Школа России», Климанова, 2 класс, 1 часть, с. 48-53
Тема: русская народная сказка «Гуси-лебеди»
Предмет: литературное чтение
Класс — 2
Тип урока – открытие нового знания
Цели:
-
Образовательные:
-
познакомить детей с р.н.с. «Гуси-лебеди»;
-
учить анализировать;
-
учить пересказывать по плану;
-
Развивающие:
-
Развивать навык анализа сравнения характеристики героя, произведения в целом;
-
Обобщать накопленные знания и умения;
-
Планировать результаты и самооценивание;
-
Воспитательная:
-
Воспитывать ответственное отношение к поручениям;
-
Воспитывать любовь и заботу к близким;
-
Уважительное отношение к просьбам.
Ход урока
-
Организационный момент
— Ребята, я очень рад всех вас видеть! Давайте посмотрим друг на друга и улыбнемся, ведь улыбка всем дарит счастье и радость!
-
Проверка домашнего задания.
— Давайте с вами вспомним, что было задано вам на дом? (опрос нескольких человек)
3. Подготовка к изучению сказки.
— Ребята, послушайте названия разных литературных произведений: «Каша из топора», «Сказка о рыбаке и рыбке», «Лиса и журавль», «Теремок». К какому жанру относятся все эти произведения? Как вы это определили? А какие есть отличительные черты сказки как жанра? А каких видов бывают сказки? Чем они отличаются?
— Знаете ли вы, что такое «ответственность»? Про какого человека говорят, что он ответственный? Чем он отличается от других? Можете ли вы про себя сказать, что вы ответственные? Почему? Зачем нужно это качество человека?
— (Мозговой штурм) Давайте откроем учебник на странице 48. Как называется произведение, с которым мы познакомимся сегодня? Как вы думаете, к какому жанру относится это произведение? Почему? Указан ли автор? Что это означает? Давайте предположим, о ком и о чем будет говориться в этой сказке?
4. Первое чтение
-Ребята, сейчас я вам прочитаю эту сказку. В некоторых местах я буду останавливаться, а вы попробуете сами стать сказочниками и попробуете предположить, что же будет дальше (чтение с остановками).
5. Проверка первых впечатлений.
— Ребята, давайте вспомним: в начале перед чтением мы определяли содержание сказки. Совпало ли наше предположение с написанной сказкой?
— Вам понравилась эта сказка? О чем она?
6. Повторное чтение текста.
— Перед тем, как прочитать сказку еще раз, мы с вами поработаем над значением и прочтением трудных слов.
— Прочитайте записанные на доске слова сначала по слогам, потом целиком. Давайте объясним их значение (причитывала, метнулась, кисельные, кудель, веретено, устьице).
— Прочитайте «пирамидку слов»: смелый, смелость, смельчак, смелость города берет. Как вы понимаете значение слова «смелость». В какой ситуации мы могли бы применить пословицу «Смелость города берет»?
— А теперь мы прочитаем сказку по цепочке.
7. Анализ сказки.
— О каких героях говорится в самом начале сказки?
— О чем мать просила дочку? Выполнила ли она ее просьбу? Правильно ли она поступила?
— Что случилось, когда братец остался один? Как отреагировала на это сестра? Раздумывала ли она как ей поступить или сразу бросилась искать брата? Найдите подтверждение своим словам в тексте. А как бы вы поступили в такой ситуации?
— Кого она повстречала на пути первым? Как она себя повела при встрече с печкой? Правильно ли она себя повела? Как ей надо было поступить?
— Кто еще повстречался на пути у девочки? Как она с ними поступила? Вежливо ли она себя вела? Что такое высокомерие? Можно ли применить это слово в данной ситуации?
— После долгих поисков на что она наткнулась? Найди описание избушки в тексте.
— Кто был в избушке? Чем они занимались? Как вы думаете, почему мальчик не убежал от Бабы Яги?
— Как встретила девочку Баба Яга? Найди это в сказке. Чем сказала заниматься девочке Баба Яга?
— Какая беда ждала девочку и братца? Кто ей об этом рассказал? Какую помощь предложила мышка девочке?
— Как обманула девочка и мышка Бабу Ягу? Кто кого перехитрил?
— Что сделала Баба Яга, когда заметила пропажу детей? Кого она за ними послала?
— Кто и как помог девочке укрыться от Гусей-лебедей? Как их просила девочка? Как благодарила? Как она теперь отнеслась к своим спасителям? Как вы думаете, поняла ли она свою прежнюю ошибку?
— Почему Гуси-лебеди вернулись к Бабе Яге без детей?
— Чем закончилась сказка?
— Давайте составим характеристику девочки по плану:
1) Есть ли у девочки имя? (в тексте не сказано)
2) Она маленькая или уже довольно взрослая?
3) Кем она является в сказке (сестрой, дочерью)
4) Есть ли внешнее описание девочки в тексте? Какой вы ее себе представляете? (есть иллюстрация, описания нет)
5) Каких поступков она совершает больше: хороших или плохих?
6) Какие черты характера вы можете назвать у девочки?
7) Речевой характеристики в тексте нет
Какие ваши впечатления о девочке?
— Давайте подведем итог. Чему нас учит эта сказка? Какие черты характера и поступки осуждает эта сказка? Как бы вы поступили в такой ситуации? Как вы думаете, могла ли случиться похожая ситуация в реальной жизни? Надо ли слушаться родителей? Меняется ли поведение девочки в начале, середине и конце сказки? Какие пословицы на эту тему вы знаете?
Не пропустите увлекательную Олимпиаду Учи.ру по литературе для учеников 1–9 классов, которая проходит с 12 октября по 2 ноября 2021 года. Увлекательное онлайн-состязание проверяет знания по русской литературе и фольклору, начитанность, эрудированность и понимание литературных жанров. Олимпиада проходит при поддержке национального проекта «Культура» и знакомит учеников и их родителей с возможностями Национальной электронной библиотеки.
Ответы на Олимпиаду Учи.ру по литературе 1, 2, 3 и 4 класс
Чтобы участвовать, нужно зарегистрироваться на Учи.ру или получить логин и пароль от учителя. Если они у вас уже есть, просто войдите на платформу На решение заданий дается час Количество набранных баллов будет известно сразу после завершения олимпиады. Соревнование популяризирует русский язык и литературу среди школьников. Игровые задания поддерживают интерес к предмету и помогают лучше усваивать информацию.
В зависимости от результатов ученики могут получить сертификат, грамоту или диплом, учителя — благодарственные письма.
И не думайте даже о списывании ответов, ведь: «Олимпиада создана для школьников, и мы ждем, что ученики будут решать задачи самостоятельно. Алгоритмы помогают нам определить, выполнял ребенок задания сам или ему помогали взрослые.»
Сказки
Перед тобой три сказки. Реши загадку в каждой из них. Нажимай на выделенную область и дополни сюжет недостающим предметом.
1 класс
1 — сказка Здесь изображён сюжет народной сказки «Лиса и журавль». Надо поставить кувшин с длинным горлом.
2 — сказка Здесь изображён сюжет народной сказки «Гуси-лебеди». Надо поставить яблоню.
3 — сказка Здесь изображён сюжет народной сказки «Снегурочка». Надо поставить костёр.
2 класс (все сказки из 1 класса и одна дополнительная)
4 — Здесь изображён сюжет сказки В. Катаева «Цветик-семицветик». Надо поставить вязанку баранок
3 и 4 классы (сказки, которые были ранее в 1 и 2 классе В. Катаева «Цветик-семицветик» и народной сказки «Снегурочка» и добавили ещё две)
5 — Здесь изображён сюжет сказки В. Гаршина «Лягушка-путешественница». Надо поставить лягушку на веточке
6 — Здесь изображён сюжет стихотворения Н. А. Некрасова «Дедушка Мазай и зайцы». Надо поставить лодку с зайцами
Книжные памятники
Прочитай слова персонажей и выбери значения выделенных устаревших слов.
1 класс
1-ое слово
О горе тебе, бедный человек! …
Как не выпадут зеницы твои вместе со слезами!
Как не вырвется сердце твое с корнем!
Житие Александра Невского
Ответ: Зеницы — это глаза
2-ое слово
Уста же свои открывает с мудростью, с достоинством говорит языком своим.
Повесть временных лет
Ответ: Уста — это губы, рот
3-е слово
И сказал ему один кудесник: «Князь! От коня твоего любимого, на котором ты ездишь, — от него тебе и умереть!»
Повесть временных лет
Ответ: Кудесник — это шаман, колдун
2 класс (все слова из 1 класса и одно дополнительное)
4 слово
И была сеча жестокая, и стоял треск от ломающихся копий и звон от ударов мечей…
Житие Александра Невского
Ответ: Сеча — это сражение
3 и 4 классы (все слова из 1 и 2 класса и одно дополнительное)
5 слово
И собрал силу великую, и наполнил многие корабли полками своими, двинулся с огромным войском, пыхая духом ратным.
Житие Александра Невского
Ответ: Ратный — это боевой
Краткое содержание
Ребята рассказывают тебе краткие содержания стихов, рассказов и сказок. Нажимай на аватарки и определяй, где какое произведение.
1 класс
1 Зимняя история о споре трёх друзей. «Заколдованная буква», В. Ю. Драгунский
2 Сказка о том, как важно поддерживать в доме чистоту и порядок. «Федорино горе», К. И. Чуковский
3 История о настоящей доброте и отзывчивости. «Доктор Айболит», К. И. Чуковский
4 Любое дело по плечу, если взяться за него всем вместе, дружно. «Репка», русская народная сказка
2 класс
Один мальчик стал вежливее и наладил отношения с окружающими. «Волшебное слово», В.А. Осеева
История о том, как жадность может всё испортить. «Сказка о рыбаке и рыбке, А.С. Пушкин
История о трусости и храбрости, о лени и упорстве. «Две лягушки», Л. Пантелеев
Зимняя история о споре трёх друзей. «Заколдованная буква», В.Ю. Драгун
3 и 4 классы (две сказки из 2 класса «Волшебное слово», В.А. Осеева, «Сказка о рыбаке и рыбке и А.С. Пушкин и добавились три новые)
История о тяге мальчика к знаниям. «Филипок», Л.Н. Толстой
Невозможно что-то делать вместе, когда каждый делает по-своему и не слушает других. «Лебедь, рак и щука», И. А. Крылов
Рассказ о том, что нельзя брать чужое без спроса и врать. «Огурцы», H. H. Hocoв
Средства выразительности
Фразеологизм — устойчивое сочетание слов с особым значением.
Значение фразеологизма не складывается из значений составляющих его слов.
Например, «водить за нос» значит «обманывать».
Раскрась картинку. Для этого выбирай фразеологизмы в текстах.
1 и 2 классы
1 — А С. Пушкин, «Сказка о рыбаке и рыбке» — белены объелась
Испугался старик, взмолился :
«Что ты, баба, белены объелась ?…».
Осердилася пуще старуха,
По щеке ударила мужа.
« Как ты смеешь, мужик, спорить со мною,
Со мною, дворянкой столбовою?…»
2 — Сказка «Про глупого змея и умного солдата» — спуску не дадут!
— Что, что они кричат? Никак я не разберу.
— А то и кричат, что сейчас за тебя примутся!
«Ну, — думает змей, — коли в этих местах малые ребята таковы, то взрослые и подавно спуску не дадут!»
3 — А С. Пушкин, «Сказка о царе Салтане» — Не по дням, а по часам.
Бочка по морю плывёт.
Словно горькая вдовица,
Плачет, бьётся в ней царица;
И растёт ребёнок там
Не по дням, а по часам.
3 и 4 классы (всё тоже, как в 1 и 2 классе и ещё один фразеологизм)
4 — М. Зощенко, «Великие путешественники» — куда Макар телят не гонял
Наконец мы задремали.
Я проснулся от того, что Лёля теребила меня за плечи.
Было раннее утро. И солнце ещё не взошло. Лёля шёпотом сказала мне:
— Минька, пока Степка спит, давай
повернём его ноги в обратную сторону.
А то он заведёт нас, куда Макар телят не гонял.
Жанры
Ода — торжественное стихотворение в честь значительного события или человека.
Былина — народная песня-сказание о героических событиях и подвигах.
К каким жанрам может относиться произведение, о котором говорит персонаж? Выбери один или несколько ответов.
1 и 2 классы
Богатырь: «Я появляюсь в произведении-сказании о моих подвигах». — Былина, Сказка
Змей Горыныч: «Я появляюсь в произведении, где есть волшебные существа». — Былина, Сказка
Свинья: «Я изображаю человека и какую-то черту его характера в нравоучительном рассказе или стихотворении». — Басня
3 и 4 классы (остались Змей Горыныч и Свинья, добавился ещё один персонаж)
Девушка: «Я появляюсь в небольшом прозаическом произведении». — Рассказ, Новелла
Писатели спрятались
Выбери среди слов фамилию писателя и название одного из его произведений. Название может состоять из двух и более слов.
Образец: Мы поехали в Пушкин. Маме и няне там нравится.
Ответ: Пушкин, Няня
1 класс
Вокруг дома была живая изгородь. на каждом герое была шляпа, А вместо носов я нарисовал точки.
Ответ: Носов «Живая шляпа»
2 класс (остался Носов и ещё одного добавили)
На старый новый год дед и внучек нашли в толстой книге бабушкину записку.
Ответ: Толстой «Старый дед и внучек»
3 и 4 классы (остался Носов, Толстой и ещё одного добавили)
Здесь небезопасно: вблизи города больше нет волков и медведей, но напротив изумрудного берега живёт злой волшебник.
Ответ: Волков «Волшебник Изумрудного города»
Тайный автор
Тебе предстоит найти Тайного автора. Читай факты о писателях и убирай одного из них на каждом шаге, чтобы в конце остался Тайный автор.
1 класс
Убери автора, который написал «Сказку о рыбаке и рыбке». — A. С. Пушкин
Убери автора, который написал книги о Незнайке. — Н. Н. Носов
Убери автора, который прославился своими баснями. — И. А. Крылов
Убери автора, на основе произведений которого были созданы мультфильмы студии Уолта Диснея. — X. К. Андерсен
Ответ: Тайный автор — это А. Л. Барто
2 класс (всё тоже самое, как в 1 классе, но добавляется ещё один автор)
Убери автора, который написал повесть о жизни детей во время Великой Отечественной войны. — B. А. Осеева
3 и 4 классы (всё тоже самое, как во 2 классе, но добавляется ещё один автор)
Убери автора, который в основном писал детские книги о природе и животных. — В. В. Бианки
Исторические книги
Сегодня ты будешь определять, какие книги являются историческими, а какие нет. При решении задачи помни:
В исторической литературе рассказывается о знаменательных событиях прошлого с участием реально существовавших людей.
Нажимай на книги и выбирай, какие являются историческими, а какие нет.
1 класс
1 — A С. Пушкин «Руслан и Людмила» Людмилу похищает злой колдун сразу после свадьбы. Её муж Руслан отправляется на поиски. У колдуна есть шапка-невидимка.
Ответ: Нет, потому что шапки-невидимки не существует.
2 — «Илья Муромец и Соловей-разбойник» Богатырь Илья Муромец отправился воевать с Соловьём-разбойником. От свиста разбойника склоняются леса, осыпаются цветы, падают замертво люди.
Ответ: Нет, потому что разбойника с такими способностями не могло существовать.
3 — B. Ян «Чингисхан» Чингисхан — полководец и основатель Монгольской империи, которая воевала с другой сильной страной.
Ответ: Да, потому что Чингисхан действительно существовал. В книге описаны исторические события.
2, 3 и 4 классы (всё тоже самое, как в 1 классе, но добавляется ещё одна книга)
4 — П. П. Бажов «Медной горы хозяйка» Молодой парень встретил девушку, Хозяйку Медной горы, которая умела превращаться в ящерицу. Она очень помогла парню.
Ответ: Нет, потому что человек не может превращаться в животное.
Рифмы
Выбери два слова на разных карточках так, чтобы они сложились в рифму.
1, 2, 3 и 4 классы
слон — вагон
гроза — лоза
сарафан — банан
былина — калина
монета — кассета
канал — журнал
Сказочная вечеринка
Герои играют в игру. Каждый называет произведение, в котором он появлялся. Название должно начинаться на последнюю букву предыдущего ответа. Чтобы выбрать произведение, нажми на него.
1 класс
Заяц — Листопадничек
Иван-дурак — Конёк-горбунок
Осёл — Квартет
Волк — Три поросёнка
Конь — Алёша Попович и Тугарин Змей
2, 3 и 4 классы (всё тоже самое, как в 1 классе, но добавляется ещё одно произведение)
Баба-Яга — Финист — ясный сокол
Недавно на сайте прошла Олимпиада по экологии 2021 год для 1-9 классов
Happy
71
Sad
31
Excited
136
Sleepy
18
Angry
38
Surprise
25
Комитет по образованию Городской округ Егорьевск Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение « Клеменовская общеобразовательная школа-интернат для обучающихся , воспитанников с ограниченными возможностями здоровья» МКОУ « Клеменовская школа-интернат» 140300, Московская область, Егорьевский район, д. Клеменово, ул. Фабричная, д. 3 Телефоны: 55-134 (факс), 55-121, 55-155. Email: olgagroshik@mail.ru |
Открытый урок чтения во 2 классе
Тема: «Как птицы лису проучили» (русская народная сказка).
Титова Светлана Юрьевна
учитель начальных классов
Цель:познакомить обучающихся с русской народной сказкой «Как птицы лису проучили».
Задачи:
Образовательные
— формировать умение правильно, осознано читать;
— продолжать учить отвечать на вопросы по содержанию.
Коррекционно-развивающие
— корригировать произвольное внимание на основе упражнений в распределении, концентрации и устойчивости внимания;
— корригировать речь, мышление на основе установления логических связей;
— развитие кругозора учащихся;
Воспитательные
— воспитание интереса к народному творчеству;
— формировать учебные навыки (слушать, не перебивая друг друга, читать самостоятельно).
Оборудование: Предметные картинки (лиса, птицы, заяц). Презентация.
Ход урока:
Организационный момент.
Проверка готовности к уроку.
Мы проснулись, (изобразить, как трут глаза)
Потянулись,
Вместе солнцу улыбнулись, (ритмичные хлопки)
Здравствуй, солнышко, (скрещенные руки над головой)
Колоколнышко! (ритмичные хлопки)
Психологический настрой.
Я улыбнусь вам. Вы улыбнетесь друг другу. И подумайте, как хорошо, что мы сегодня все вместе. Мы спокойны, добры, ласковы, приветливы. Мы все здоровы. Глубоко вдохните и выдохните. Выдохните вчерашнюю обиду, злость. Забудьте о них. Вдохните в себя свежесть весеннего утра. Я желаю вам хорошего настроения и интересного урока.
Встанем, откроем вот так ладошки к новым знаниям и произнесем волшебные слова: «Я хочу много знать».
Дыхательная разминка
— Приготовить полоску бумаги. После глубокого вдоха – замедленный выдох на бумажную полоску. Улучшается работа сердечной мышцы, мозговое кровообращение….
— Прочитайте на выдохе буквы: П, Ф, Р, Т, Н, В ,М.
Что вы можете сказать об этих буквах?
Артикуляционная гимнастика.
Упражнение «Лошадка».
Упражнение «Дятел».
Речевая зарядка.
Ду-ду-ду — утром в школу я иду.
Шо-шо-шо — в школе очень хорошо.
Не-не-не – подарили ранец мне.
Ас-ас-ас – здравствуй мой любимый класс.
Же-же-же – класс на первом этаже.
Са- са-са – залетела в класс оса.
Работа над скороговоркой. Произношение по инструкции.
Дидактическая игра «Слова наоборот».
Слова наоборот никто не разберет.
А вы можете их разобрать? В каких произведениях встречали вы эти слова?
Введение в тему
А вы любите сказки? Какие сказки о животных вы знаете? Какой зверь в этих сказках самый хитрый?
Сообщение темы урока
Сказка родилась давно, прежде чем человек научился читать и писать. Сказки сочинял народ, эти сказки рассказывали детям и друг другу, они называются народными сказками. В сказках происходят разные чудеса, неожиданные превращения, добро побеждает зло, а животные разговаривают человеческими голосами.
Сегодня мы будем читать и разбирать новую сказку «Как птицы лису проучили»?
Целеполагание.
Чему вы хотите научится?
Актуализация опорных знаний .
Работа с загадками.
— Отгадайте загадку и вы узнаете героев нашей сказки:
Воробьи, стрижи, пингвины,
Снегири, грачи, павлины,
Попугаи и синицы:
Одним словом это -… ПТИЦЫ
Всех зверей она хитрей,
Шубка рыжая на ней,
Пышный хвост – ее краса,
Это рыжая… ЛИСА
Ребята у нас есть еще один герой нашей сказки , но мы его угадаем с вами после изучения нашей сказки.
(Сопровождается картинкой)
Проектная работа одного ученика ( презентация про лису)
Физкультминутка
Мы заходим с вами в лес (Дети маршируют на месте.)
Сколько здесь вокруг чудес! (Удивились, развели руками.)
Сколько ёлочек зелёных,
Столько выполним наклонов. (Раз, два, три.)
Сколько здесь у нас игрушек,
Столько сделаем прыжков. (Раз, два, три …)
Впереди из-за куста
Смотрит хитрая лиса.
Мы лесу обхитрим,
На носочках убежим. (Бег на носочках.)
Всё вокруг мы рассмотрели
И тихонечко все сели.
Работа с новым текстом .
Почему сказка называется «Как птицы лису проучили»? И вот об этом мы узнаем после работы с нашей сказкой .
Образец чтение учителем.
Работа с загадкой
Загадка «Отгадаем еще одного героя сказки »
Летом серым я бываю,
Про морозы забываю.
Ты, дружок, меня узнай-ка:
Длинноухий робкий…
Чтение учениками сказки по частям. Анализ произведения.
Выборочное чтение.
Какие птицы в нашей сказке? Прочитайте.
Как птицы жаловались? Прочитайте.
Что говорила лиса ,когда выпрыгнула из норы ? Прочитайте.
Кого встретила лиса , когда она брела по тропинке? Прочитай.
Что кричали птицы зайцу? Прочитай.
Без чего осталась лиса? Прочитай.
Работа с иллюстрациями.
Рассмотрим иллюстрации . Расскажи, как птицы решили проучить лису.
14. Физкультминутка
(Имитационные упражнения)
15.Чтение по ролям.
Подготовительная работа к выполнению этого задания.
Соотнесите текст с персонажами (найдите слова автора, лисы, птиц).
Определите по тексту, как лиса разговаривает с птицами.
Объяснение учителем того, как содержание текста и поведение персонажей сказки отражается на характере их диалогов.
16. Работа над пониманием жанровых особенностей сказки.
1) Почему это произведение можно назвать сказкой?
2) Найдите слова, которые, как правило, используются в сказках.
2) Почему лису и птиц нельзя назвать друзьями?
3) Чему учит сказка?
17. Работа над характеристикой персонажей.
Лиса хитрая, злая, голодная , плутовка .
Птицы умные, заботливые.
Заяц шустрый.
18.Закрепление пройденного материала.
Упражнение «Чьи слова »
«А она плутовка птенчиков губит». Птицы.
«Спать мне не даете». Лиса.
«Зайка, берегись». Птицы.
19. Итог урока.
Как вы думаете птицы лису в нашей сказке проучили?
А в жизни так может быть ?
Кому понравился наш урок? Смайлики.
Домашнее задание: пересказ сказки с опорой на иллюстрации.
Адрес публикации: https://www.prodlenka.org/metodicheskie-razrabotki/433928-konspekt-uroka-chtenija-2-klasskak-pticy-lis
Конспект ООД «5 сказок»
Автор: Бражникова Валентина Борисовна
Организация: МБДОУ детский сад общеразвивающего вида № 17
Населенный пункт: Воронежская область, г. Воронеж
Автор: Лошкарева Лариса Ивановна
Организация: МБДОУ детский сад общеразвивающего вида № 17
Населенный пункт: Воронежскаяобласть, г. Воронеж
Цель: развитие различных мыслительных процессов: внимания, памяти, мышления, воображения, расширение представлений детей о русских народных сказках, закрепление полученных ранее умений и навыков.
Задачи:
— Развивать игровой замысел, создать наиболее благоприятные условия для приобретения детьми разнообразного опыта общения со сказкой, друг с другом.
— Развивать речь детей, закрепить умение рассказывать знакомые сказки, используя (при необходимости) мнемонические таблицы, согласовывать существительные, прилагательные в роде, числе, падеже.
— Закреплять знания о русской избе, а также простой утвари наших прадедушек и пробабушек, на материале народных пословиц, поговорок, загадок развивать образное и логическое мышление, прививать любовь к старине.
— Приобщать детей к театрализованной деятельности, накапливать опыт публичного выступления. С помощью сказочных героев учиться извлекать правильный жизненный урок, не повторять чужих ошибок.
— Совершенствовать представления детей о соотношениях право-лево, верх-низ, закреплять порядковый счет в пределах 5.
— Совершенствовать изобразительные навыки.
Воспитывать вежливость, дружеские чувства, аккуратность.
Оборудование и материалы:
Бабка с дедом (из кукольного театра), костюмы лисички, козы, шапочки волка, козлят, разрезные картинки избы «Сложи из шести», мнемотаблицы по сказкам, незавершенные изображения бычка(способ оригами) по количеству детей, пластилин
Предварительная работа:
Восприятие сказок, разучивание сказочных диалогов, русских народных песенок, стихов, потешек, оригами «Бычок», мультэкскурсия «Русская изба», театрализованная деятельность: кукольный, настольный, пальчиковый театр, драматизация сказки «Лисичка со скалочкой» в форме сказочного диалога.
Развитие образовательной ситуации:
Сюрпризный момент: Куклы «Бабка», «Дед»
- детей в мир сказки. Создать ситуацию интриги «Замурованная цифра». Предложить освободить цифру из плена, последовательно выполняя задания по найденным сегодня в группе карточкам с изображением загадочных предметов, обозначающим ту или иную сказку.
Ход образовательной деятельности.
1 карточка.
Воспитатель: Дети, я точно знаю, что вы особенно любите русские народные сказки. И почти уверена в том, что старая баба Яга именно их затащила в самую глухую чащу леса. А вот и первая карточка. Что изображено на ней?
Дети: Русская печка.
Воспитатель: Печка всегда занимала много места в старинной избе. Почему?
Дети: От неё всегда шло тепло! Готовили еду. На печи она долго оставалась тёплой!
Воспитатель: Да, хорошо жилось в избе нашим предкам! Давайте и мы с вами, ребятки, построим для себя по крепкой избушке. А без топора, как известно, изба не рубится! Поэтому часто правильно говорят, что нужно именно срубить избу!
Физминутка «Топором мы рубим — рубим»
Воспитатель: Дети, хорошо у вас получается работать топором, тогда еще задание «Сложить картинку русской избы из пазлов» (разрезная картинка избы «Сложи из шести»)
Воспитатель: Молодцы, справились.
Вопросы к детям:
— Какая часть избы в верхнем левом углу?
— В нижнем левом углу? И т. д.
Воспитатель: В какой русской народной сказке печка играет особенную роль?
Дети: В русской народной сказке «Гуси-лебеди».
Работа с мнемотаблицей по сказке.
Воспитатель: Дети, вы хорошо знаете эту таблицу и легко рассказываете сказку. А вот сможете ли ответить на один мой хитрый вопрос? Почему в восьмом квадрате таблицы изображены сразу три предмета? Назовите их, пожалуйста. (Простой кисель, яблоко и хлеб.) Почему именно они?
Дети: Потому что девочка в начале сказки была привередницей и кричала, что не любит обычное молочко киселёк, не любит кислое яблочко и ржаной хлеб! Но она была добрая девочка и поэтому смогла полюбить простую еду и подружиться с речкой, яблонькой и печкой.
Воспитатель: А какие пословицы о хлебе вы знаете?
— Хлеб – всему голова.
— Вырос в поле колоском, на столе лежит куском.
— Крендель приестся, а хлеб никогда.
Физминутка. Мы к избе старинной вышли,
Поднимая ноги выше.
Кто высоко так шагал,
Не споткнулся, не упал.
Слоговый анализ «Передай другу слово» (Хлеб, крендель).
Воспитатель: А какие пословицы, поговорки о семье, русской избе вы знаете?
— Пень не околица, а глупая речь не пословица.
— Пословица ведётся, как изба веником метется.
— Изба детьми весела. Полна изба ребятишек.
— Дружно не грузно, а один и у каши загинет.
Воспитатель: Молодцы! Первую карточку помещаем на магнитную доску.
2 карточка.
Воспитатель: Ребята, а кто изображен на этой карточке? Из какой сказки?
Дети: Матушка-коза! Из сказки «Волк и семеро козлят»!
Театрализованная игра «Козлятушки»
Словесная игра « У кого кто?»
(У козы — козлята, у свиньи – поросята, у овцы – ягнята и т. д.) помещаем на магнитную доску вторую карточку.
3 карточка.
Воспитатель: Ребята, а что изображено на этой карточке?
Дети: Большое зерно. Бобовое зерно. Русская народная сказка «Петушок бобовое зернышко»!
Словесная игра «Всё наоборот»
(Курочка терпеливая – петушок торопливый, длинный – короткий, узкий – широкий, толстый – тонкий, большой – маленький, день – ночь, начало – конец и т. п.) помещаем на магнитную доску 3 карточку.
4 карточка.
Воспитатель: Ребята, какая по счёту карточка появилась перед вами сейчас? Что изображено на ней?
Дети: Скалка! Русская народная сказка «Лисичка со скалочкой».
Помещаем на магнитную доску 4 карточку
Инсценировка сказки «Лисичка со скалочкой» в форме диалога мальчика в русском костюме и девочки в костюме лисы.
5 карточка.
Воспитатель: Наконец, появилась 5 карточка. Как много предметов изображено на ней! Назовите их, пожалуйста.
Дети: Солома, 4 палки, веревка, смола.
Воспитатель: Для чего всё это может пригодиться?
Дети: Чтобы сделать смоляного бычка! Это русская народная сказка «Смоляной бычок».
Продуктивная деятельность. Оригами «Бычок».
Дети складывают оригами, в завершение работы: чубчик и глазки рисуем пластилином.
На магнитной доске – все 5 карточек. Дети считают до 5.
Воспитатель: Какие вы, молодцы! Цифра 5 освобождена из плена! Какие вы знаете пословицы про пять.
Дети:
— Живи на пять!
— Знай, как свои пять пальцев.
— Сметлив да хитер – пятерым нос утёр.
Подвижная игра по русской народной потешке «Вот и сказке конец идет…»
Вот и сказкам конец идёт, тут и мышка бежит вперед.
Кто поймает её, тот сошьёт себе шапку меховую, да большую-пребольшую!
Приложения:
- file1_94efe490-f56e-4876-a.. 37,1 МБ
- file0.doc.. 53,0 КБ