Русская народная сказка дети деда мороза текст читать

Автор на чтение 14 мин. просмотров 111 опубликовано 05.03.2021 содержание: история создания сказка морозко является плодом народного творчества. впервые ее

На чтение 14 мин. Просмотров 111 Опубликовано

Содержание:

История создания

Сказка Морозко является плодом народного творчества. Впервые ее публикация состоялась в далеком 1837 году в сборнике собирателя сказок А. Н. Афанасьева. Произведение имеет несколько вариантов развития сюжетной линии, а исследования в регионах выявили, что существует как минимум 40 русских вариаций, 11 белорусских и 30 украинских.

Популярность сказки среди юных читателей привела к тому, что в 1964 году была снята ее экранизация, в сюжет которой добавили и других сказочных персонажей: бабу-ягу, старичка-боровичка, разбойников и т. д. Сюжет истории навеян волшебством суровой русской зимы и верой крестьян в чудеса, который способен творить Мороз.

Содержание сказки

Сюжет произведения построен вокруг истории одной семьи, состоящей из старика, старухи, ее дочери и падчерицы. Женщина сразу невзлюбила родную дочь старика и всячески старалась усложнить ей жизнь. Переложив на безропотную девушку всю тяжелую работу по дому и хозяйству, старуха не успокоилась и однажды решилась сжить ее со свету. Женщина приказала старику вывезти падчерицу в зимний лес и оставить там умирать. Старик послушал властную старуху и в слезах и горе вывез родную дочь в глухой лес, оставив замерзать под елью.

Там и состоялась волшебная встреча замерзающей падчерицы с Морозко, который испытал ее нрав и одарил дорогими подарками. Жадная мачеха, увидев шубку и сундук с монетами у падчерицы, решила отправить в лес родную дочь, в надежде получить хорошие дары от Морозко. Однако, глупая и жадная девушка не справилась с испытаниями Морозко и замерзла в зимнем лесу.

Сказка порицает такие человеческие качества, как жадность и глупость, учит проявлять доброту и сострадание.

Мораль произведения заключается в том, что не нужно рыть яму другому, в итоге сам в нее и попадешь.

Трагический финал, с гибелью родной дочери старухи является отражением менталитета русских людей, которые отвергают злобу, угнетение беззащитного и издевательство над слабыми.

Слепая любовь

В самом начале истории перед читателем появляется образ злобной мачехи, стремящийся сделать все в угоду родному ребенку и всячески ущемляющей падчерицу. Любовь к дочери является естественным проявлением материнских чувств, но желание оградить чадо от всех жизненных хлопот и невзгод через проявление чрезмерной опеки, в сказке порицается и высмеивается.

Свою неприязнь к чужому ребенку женщина не скрывает и стремится максимально усложнить девушке жизнь, принуждая ее к унизительной и непосильной работе.

Интересным парадоксом является то, что именно труд — благоприятная среда, позволяющая развить в человеке добрые качества, а гиперопека и ограждение от всех жизненных проблем — губительна. Старуха оказала дочке «медвежью услугу», воспитав ее ленивой, жадной и завистливой.

Образ мачехи

Главный отрицательный персонаж произведения — мачеха. Многие сказки используют этот прием и изображают мачеху, а не родную мать для того, чтобы наглядно продемонстрировать разницу в отношении к родному и неродному ребенку. В данном случае падчерица не родная дочь старухи, с этим и связана нелюбовь последней к ней.

Ненависть к девушке настолько сильна, что мачеха готова даже на убийство.

Злоба женщины отражается и в постоянном употреблении бранных слов. В те времена было принято считать, что сквернословие — молитва сатане, речь преступников и злодеев. Поэтому для того, чтобы подчеркнуть внутреннюю черноту героини и ее падшее моральное состояние к ее образу была добавлена ругательная брань.

Характеристика дочери

Дочь злобной старухи недалеко ушла от нее в своем поведении. Постоянные ругательства, упоминания черта и других злых сил, хамство и грубость — вот основные черты ее личности. Писатели и сказочники в своих произведениях нередко демонстрируют, что чертыханья и обращение к темным силам плохо заканчиваются для человека.

Девушка, выполняя волю матери, встретилась с Морозко в надежде получить дорогие подарки и проявила всю черноту своей души.

Могла ли дочка обмануть волшебника ради своей выгоды? Скорее всего, нет. Воздействие такого внешнего фактора, как лютый мороз — препятствие, которое нужно преодолеть позволил раскрыть истинную сущность героини. В критической ситуации плохой человек в любом случае проявит свою жадность, ложь и трусость, в то время, когда героя с чистой и светлой душой внешняя угроза не выведет из себя.

Падчерица в сказке

Образ девушки довольно многогранен и складывается сразу из двух факторов — внешнего воздействия злобной старухи и внутреннего душевного совершенства. Несмотря на то, что падчерица видела в своей жизни только грубость, хамство и упреки, она не озлобилась и не стала еще черствее, чем ее воспитатели.

Внешний негатив не стал для нее поводом к саморазрушению потому, что девушка твердо знает, что является основным, а что второстепенным.

Главная героиня — это тот человек, который соблюдает не только Божьи заповеди, но и заповеди блаженства, на что способны только духовно совершенные люди.

Характер девушки на столько кроток, что она беспрекословно отправляется с родным отцом в лес на верную смерть и приветливо отвечает Морозко несмотря на усиливающуюся стужу и холод.

Роль отца

Важное место в повествовании занимает старик — родной отец главной героини. Смирившийся со своей второстепенной ролью и главенством супруги, живущий в страхе и стремлении угодить, он пересилил отцовские чувства и повез родного ребенка на смерть.

Любовь этого человека не жертвенна, проявив малодушие, он разделил смертный грех мачехи.

Отец является ключевой фигурой для понимания идеи сказки. Избалованная дочь старухи, безумная злобная мачеха — все это можно объяснить тем, что роль старика в семье заключается только в исполнительных функциях. Он не смог стать главой семьи из-за угодничества и малодушия, что и стало губительным для его родной дочери. Доброта и кроткость мужчины не позволили ему преодолеть напор злой старухи, поэтому он молча наблюдал за несправедливым и жестоким отношением к своей дочери и ничего не мог исправить.

Чему учит история

Делая вывод, стоит отметить, что произведение является поучительным как для детей, так и для взрослых:

  1. Главная мысль сказки «Морозко» для родителей заключается в том, что всепоглощающая любовь и забота о своем ребенке еще не означает его достойное воспитание. Поведение мачехи наглядно демонстрирует мысль, что воспитание детей начинается с их родителей.
  2. Отдельной темой следует обозначить ценность труда и отношения к нему, поскольку это неотъемлемый элемент становления личности.
  3. Ребенок должен научиться избавляться от плохого, стремиться к труду и уповать на Бога. Поучительная мораль истории на наглядном примере демонстрирует ценность доброты, вежливости, уважения и почтительного отношения к людям.

Осмысливая поступки героев сказки, определяя, что хорошо, а что плохо дети формируют свое отношения к окружающему миру.

Основная тема сказки «Морозко» позволяет научить ребенка мыслить образами и наделять окружающие неодушевленные предметы свойствами живых существ. Под внешне неправдоподобным сюжетом истории явно просматривается реальная история жизни русских людей.

План для читательского дневника

При составлении читательского дневника для ученика первого или второго класса следует записать сюжет и смысл сказки «Морозко» в сокращении. Это позволит продемонстрировать учителю, что школьник прочитал историю и может пересказать ее.

Пример:

  1. Вдова и вдовец создают свою семью. Каждый имеет своего ребенка от прошлого брака.
  2. Девочки ровесницы. Дочка старика трудолюбива и отзывчива, готова выполнить любую просьбу, какой бы тяжелой не была работа. Девочка старухи ленива и груба. Она способна только спать до обеда и любоваться на себя в зеркало.
  3. Однажды, мачеха решает избавиться от нелюбимой падчерицы и заставляет старика бросить ребенка в холодном лесу.
  4. Замерзающую девушку находится Морозко и испытывает ее холодом.
  5. Несмотря на то, что вещи совсем не греют, падчерица мужественно терпит и побеждает мороз. Восхищенный выдержкой девушки волшебник одаривает ее дорогими подарками: нарядной теплой шубкой и сундуком с монетками.
  6. Узнав о приданном падчерицы, жадная старуха отправляет в чащу леса и свою дочь.
  7. Жадная девица грубит волшебнику, за что чародей ее замораживает.

Анализ сказки «Морозко» кратко:

  1. Главная мысль заключается в том, что вежливость и трудолюбие подарят человеку славу и почет.
  2. История учит не желать зла другим людям. Детей нужно любить одинаково, вне зависимости от того, родные они или приемные. Нельзя завидовать чужому, опорной чертой должна являться вежливость и трудолюбие.

Как и большая часть народных сказок, «Морозко» подойдет для детей любого возраста. История погружает читателя в атмосферу снежного чуда и волшебства. Она позволяет взрослым определить, каковы их ошибки в воспитании детей, а малышам открывает в занимательной форме важнейшие жизненные истины.

Еще тесты

Читайте также

Сочинение на тему Любовь — аргументы и примеры текстовСочинение на тему — Мой лучший друг (5 вариантов текстов)Cочинение на тему: Мой любимый школьный предмет — 5 образцовПоэт и поэзия в лирике Михаила Юрьевича Лермонтова

Русская народная сказка «Морозко» Жанр волшебная сказкаГлавные герои сказки «Морозко» и их характеристика

  1. Падчерица, дочь старика, трудолюбивая, добрая, вежливая. За скромность и доброту получает большие дары.
  2. Мачехина дочь, злая, ленивая и грубая. За грубость заморожена.
  3. Морозко, зимний волшебник, властелин морозов. Справедливый, могущественный.
  4. Дед, старик, безвольный, слабохарактерный
  5. Мачеха, злая, коварная, жестокая.

План пересказа сказки «Морозко»

  1. Дед и мачеха
  2. Падчерицу везут в лес
  3. Морозко
  4. Вежливость Падчерицы
  5. Богатые дары
  6. Пророчество собаки
  7. Мачехину дочь везут в лес
  8. Грубость девицы
  9. Возвращение замерзшей девицы

Кратчайшее содержание сказки «Морозко» для читательского дневника в 6 предложений

  1. Жили старик и новая его жена, да две их дочери.
  2. Мачеха хочет сжить падчерицу и отправляет ее в лес
  3. Морозко пытается заморозить падчерицу, но та остается вежливой
  4. Возвращение падчерицы с богатыми дарами
  5. Мачеха отправляет в лес свою дочь
  6. Мачехина дочь грубит Морозко и возвращается трупом.

Главная мысль сказки «Морозко» Будешь вежливо обращаться с другими, будет тебе слава и почет.Чему учит сказка «Морозко» Сказка эта учит не желать зла другому. Учит любить своих детей одинаково, неважно, родные они или приемные. Учит вежливости и справедливости. Учит не завидовать чужому.Отзыв на сказку «Морозко» Сказка эта мне очень нравится, хотя немного жаль родную дочь мачехи. Все-таки наказание для нее вышло слишком жестоким. Любой человек должен иметь шанс исправиться. Но зато доброта и вежливость Падчерицы оказались сильнее злого мороза, она показала чудеса терпения и покорности, а за это и награду получила великую.Пословицы к сказке «Морозко» Вежливость ничего не стоит, а приносит много. Схватилась мать о падчерице, когда лед прошелКраткое содержание, краткий пересказ сказки «Морозко» Жил дед с новой женой и было у них две дочери. Одна мачехе приемная, вторая родная. Родная дочь как сыр в масле каталась, а приемную дочь в черном теле держали. Вот решила мачеха совсем приемную дочь со свету жить, и велела деду везти ее в лес и там оставить. Отвез дед, оставил дочку под елочкой. Сидит она в снегу, мерзнет. Тут Морозко по веткам спускается, спрашивает «Тепло ли тебе, девица». А девица вежливо отвечает, что тепло. Сильнее морозит Морозко, но девица все вежливой остается. Понравилось это Морозко, сжалился он, одел приемную дочь в шубу и богатые дары оставил. А мачеха требует деда в лес ехать за костями падчерицы. Сама в это время блины печет. А собака лает, что вот, привезут  старикову дочь в злате и серебре. Мачеха на собаку ругается, говорит что косточки привезут. А тут и дочь старикова входит в золоте и серебре, да с богатыми дарами. Мачеха велит старику везти в лес родную дочь, в шубе конечно. Отвез старик, посадил под елочкой. Пришел Морозко, морозить начал девицу. А мачехина дочь ругается, обзывается. Рассердился Морозко и насмерть ее заморозил. Привез старик мачехину дочь, мачеха рогожу открыла, а дочь мертвая лежит.Признаки волшебной сказки в сказке «Морозко»

  1. Волшебное существо — Морозко.

Рисунки и иллюстрации к сказке «Морозко»

Сказка Морозко по тематике – нравоучительная волшебная рождественская сказка, то есть, сказка с испытаниями героев и счастливой концовкой – наградой главного героя. Такие сказки дети слушают, затаив дыхание. Справедливая сказка оставит много эмоций в душе каждого ребенка. Непременно прочитайте сказку онлайн и обсудите ее с ребенком.

Читать сказкуСлушать аудиосказку

Кто автор сказкиКраткое содержание сказкиАнализ сказкиМораль сказкиПословицы, поговорки и выражения сказки

Скачать сказку Морозко: (word) – (pdf)

Сказка Морозко читать

Загрузка текста сказки…

Кто автор сказки

Традиционный сюжет о девушке-сироте и злой мачехе бытует во многих народных и литературных сказках. Сказка Морозко больше привлекает читателей в изложении Толстого, хотя еще один ее вариант можно найти у фольклориста Афанасьева.

Краткое содержание сказки

Бедная падчерица не знала, как мачехе угодить. Доброта и красота, проворные руки, покорность девушки только еще больше раздражали лютую старуху. Свою нерадивую дочку мачеха лелеяла и берегла, на падчерице все зло вымещала. Велела старику в зимнюю стужу дочку в лес отвезти и там оставить. Не смел старик перечить. В лесу падчерице встретился Морозко. За золотое сердце одарил он девушку золотом, серебром и богатыми подарками. Когда старик домой дочку привез, приказала ему баба свою дочку за подарками в лес везти. Но грубая и злая девушка разозлила Морозко. Подул он на нее – она и окостенела от мороза. Читать сказку онлайн полностью можно на нашем сайте.

Анализ сказки Морозко

Сюжет сказки традиционный. Положительная героиня, падчерица, противопоставляется отрицательным, мачехе и сводной сестре. Герои подвергаются испытаниям. Волшебный персонаж, Морозко, награждает добрую девушку и карает злую. Наказание жестокое, но оно показывает менталитет русского народа: за издевательство над сиротой должна наступить расплата. Чему учит сказка Морозко? Сказка учит доброте, смирению, трудолюбию, порицает жадность и зависть.

Мораль сказки Морозко

Все поступки человека имеют последствия, хорошие – возвращаются к нему добром, а плохие – наказываются. Мораль сказки Морозко убедительна и поучительна. Побеседуйте с детьми о ней, чтобы помочь понять им закон жизненного бумеранга.

Пословицы, поговорки и выражения сказки

  • Не рой яму другому – сам в нее попадешь.
  • Что посеешь, то пожнешь.

Читать сказки онлайн – увлекательное и полезное занятие!

Читать все Русские народные сказки

ГлавнаяКоллекция «Otherreferats»ЛитератураАнализ сказки «Морозко»

Общая характеристика и источники русской народной сказки «Морозко», обоснование ее волшебно-фантастического направления. Основные образы и сюжетные линии, оценка воспитательного значения данного произведения. Границы завязки, кульминации и развязки.

Рубрика Литература
Вид контрольная работа
Язык русский
Дата добавления 13.02.2014
Размер файла 16,5В K

Работы в архивах красиво оформлены согласно требованиям ВУЗов и содержат рисунки, диаграммы, формулы и т.д.PPT, PPTX и PDF-файлы представлены только в архивах.Рекомендуем скачать работу.

9 месяцев назад11 ответов:answer_avatar.png

Современному читателю довольно не просто уловить главную мысль сказки. Проблема в том, что мире, в котором мы сегодня живем, как будто все встало с ног на голову: СМИ всеми силами пытаются внушить нам, что для того, чтобы чего-то достичь, человек должен быть эгоистичным и агрессивным, должен вести себя как Марфуша из русской сказки «Морозко».

А между тем, в культуре русского народа испокон веков ценилось редкое, почти уникальное качество, свойственное самым лучшим его представителям — кротость. Именно кротость Настеньки так высоко оценил Дед Мороз. Кротость — это великий дар, это то состояние ума и сердца, которое способно изменить мир к лучшему. Кротость — это не слабость, это уникальный баланс духовной силы и человеколюбия, основа, на которой базируется знаменитый русский характер.

__

Главная мысль сказки сформулирована в одной из заповедей:

FFqcqax4vIDK3kgL9ygToVaMcs3PpE.png

Сказка учит ценить и уважать кротость, она напоминает нам об одном величайшем человеке, когда-либо существовавшем, и объясняет, что кротость — и это именно то, чего нам всем сегодня не хватает.

answer_avatar.png

Сказка Морозко рассказывает о двух девочках, одна из них добрая и покладистая, очень благодарная и с легкостью готова пройти любые испытания.

А вторая девочка злая и завистливая, совершенно неблагодарная.

В сказке главной мыслью является то, что добро всегда притянет добро, а злость притянет злость.

За добрые дела всегда будет воздаяние и весьма преувеличенное.

Урок в сказе о вежливости и почтении к старшим, которые существовали всегда.

Нам в ней показали урок вежливости, как себя нужно вести со старшими.

И это отлично получилось у одной девочки и не получилось у второй грубиянки, которая получила по заслугам.

Используемые источники:

  • https://nauka.club/literatura/sochineniya/chemu-uchit-skazka-morozko.html
  • http://santyaguarundito.blogspot.com/2018/04/blog-post_5.html
  • https://ihappymama.ru/iq/skazki/morozko-russkaya-narodnaya-skazka/
  • https://otherreferats.allbest.ru/literature/00365934_0.html
  • https://otvet.ws/questions/2374251-kakova-glavnaja-mysl-skazki-morozko.html

Тема урока: Русская
народная сказка «Два Мороза». 2 класс. Учебник Климановой Л.Ф., Горецкого В.Г.
и др. УМК «Школа России»

Цели урока: познакомить
учащихся с русской народной сказкой «Два Мороза»; 
используя различные
приемы и методы, стимулирующие мыслительную и творческую деятельность учеников,
учить вдумчивому чтению.

Воспитательная: воспитывать
трудолюбие.

научатся осознанно читать и с целью удовлетворения интереса,
приобретения читательского опыта.

находить главную мысль, сформулированную в тексте.

2. Метапредметные

учить основам смыслового чтения, выделять существенную информацию
из текстов разных видов.

строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество с
одноклассниками и учителем.

оценивать правильность выполнения действий и вносить необходимые
коррективы в исполнение.

формировать мотивационную основу учебной деятельности,
учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу;

развивать способность к самооценке на основе критерия успешности
учебной деятельности.

Толковый словарь С. И. Ожегова

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

УУД

Мотивация к учебной деятельности

Проверка Д.з.

Добрый
день, добрый час!

Как
я рада видеть вас.

Друг
на друга посмотрели

И
тихонечко все сели. (слайд 2)

— Прочитайте
медленно, что перед вами? (скороговорка)

Зимним утром от мороза

На заре звенят березы.

-Повторите
в паре друг другу, кто быстрее?


теперь следующая скороговорка:

Сад в снегу и лес в снегу, а по снегу я бегу.

-Прочитаем
хором, первый ряд, второй ряд, выборочно…

-Правильно,молодцы!(
слайд 3)

Скажите, пожалуйста, с каким русским поэтом мы познакомились на
прошлом уроке?

Ответы
учащихся:

С.Есениным.

-Вам
на дом было задано выучить наизусть стихотворения С.Есенина «Берёза»

(Учитель
оценивает ответы учащихся)

-Хорошо,
молодцы! (слайд 4)

Обучающиеся
приветствуют учителя

Обучающиеся
отвечают на вопросы учителя.

ЛУУД:
смыслообразование: мотивация учебной ЛУУД: смыслообразование: приобщение к
здоровому образу жизни.

ПУУД:
информационные: анализ информации, передача устным способом;

логические:
анализ, синтез сравнение, сериация.

ПУУД:
поиск нужной информации из иллюстрации, составление рассказа.

Актуализация знаний и фиксирование индивидуального затруднения в
пробном действии.

Постановка целей урока.

— О
каком времени года писал С. Есенин в своем стихотворении?


Зима приносит нам много праздников и забав.


Один из традиционных праздников отмечается 19 января.


Как называется этот праздник?


Этот праздник традиционно отмечался на Руси и был связан с гаданием, купанием
в проруби.

— На
эту недели приходились самые суровые морозы, они так и назывались крещенские.

-Длинными,
зимними вечерами, когда на улице трещал мороз, собирались и стар и мал и пели
песни, рассказывали сказки, разгадывали загадки.


Вот и мы с вами разгадаем загадки и поработаем в парах. У вас на столах лежат
листочки с загадками. Отгадайте загадки и запишите слова в клеточки. Если все
сделаете верно, то по вертикали у вас получится слово, которое поможет вам
узнать, о ком мы будем сегодня читать.

1.
Все кругом белым-бело,
Чисто поле замело.
Это Зимушке постель
Стелет бабушка.(Метель)

2.Жил
я посреди двора,

Где
играет детвора,

Но
от солнечных лучей

Превратился
я в ручей. (Снеговик)

3.
Дали братьям теплый дом,

Чтобы
жили впятером,

Брат
большой не согласился

И
отдельно поселился. 

(Варежки)

4.Я
живу под самой крышей,

Даже
страшно глянуть вниз.

Я
могла бы жить и выше,

Если
б крыши там нашлись. (Сосулька)

5.Кто,
угадай-ка,

Седая
хозяйка?

Тряхнула
перинки,

Над
миром пушинки. (Зима)

-Какое
слово получилось в выделенных клетках? (Мороз) (слайд5)


Правильно, мороз. Да не один мороз, а сколько вы узнаете, отгадав ребус.

Ребус
(слайд 6)


Как вы думаете, почему произведение называется «Два Мороза»? стр.198-201.

-Как
вы думаете, к какому жанру оно относится? Почему?

Обучающиеся
отвечают на вопросы учителя.

3. Построение
проекта выхода из затруднения


Какие задачи мы можем перед собой поставить?

1)
Познакомиться с новым произведением.

2)
Отвечать на вопросы к тексту.

3)
Учиться читать выразительно.


Откройте с.199 и с. 201 и рассмотрите иллюстрации. (слайд 8)


Кто изображен на 1 илл.?

-Посмотрите,
как одет этот человек?

— Что
делает мороз?


Кто изображен на 2 илл.?

— А
как этот одет человек?


Что делает мороз?

— А
каких людей труднее заморозить? Мнения разделились) еще…

Я предлагаю проверить наше предположение, прочитав произведение.

Учащиеся
ставят задачи урока.

.
Рассматривают и анализируют иллюстрацию к сказке «Два Мороза»

Регулятивные УУД

Целеполагание:
формировать и удерживать учебную задачу, ставить учебную задачу в
соответствии с учителем.

4. Реализация
построенного проекта

Прежде,
чем мы начнём читать произведение, объясним значение новых слов,
встречающихся в тексте. (слайды 8-9)

-Если
мы с вами не знаем значение слова, где мы можем его посмотреть?

Бубенчик –
металлический шарик с кусочком металла внутри, позванивающий при
встряхивании.

Дровосек –
человек рубящий дрова.

Купец – богатый
человек, живущий в городе, владелец торговой лавки или магазина.

Крестьянин – бедный
человек, живущий в деревне, занимается обработкой земли, беден.

Полушубок – короткая
зимняя одежда

— А
посмотрите в учебнике значение какого слова мы можем найти в словаре?

-Покажите,
как, вы поняли значение слова ежиться.

ФИЗМИНУТКА
(слайд 11)

Объясняют
значение слов.

РАБОТА
С ТОЛКОВЫМ СЛОВАРЁМ

С.
И. Ожегова

Познавательные УУД

.

ПУУД:
информационные: анализ информации, передача устным способом;

логические:
анализ, синтез сравнение, сериация.

5. Первичное
закрепление с проговариванием во внешней речи

Приготовились
к чтению. (слайд12)

Сейчас
вы услышите аудиозапись, ваша задача следить за текстом и читать за диктором.
В любой момент аудиозапись, может остановиться и кто-нибудь из вас продолжит
читать. Будьте внимательны

СЛУШАНИЕ
и ЧТЕНИЕ СКАЗКИ

Первичное
восприятие текста.

Понравилось
ли вам это произведение?


Чем понравилось?

— А
переживали ли вы, когда читали текст?

— За
кого переживали?


Определите жанр этого произведения.


Какие признаки сказки вы заметили?

— А
кто автор сказки?


Правильно, автора нет.

— А
как называется сказка, у которой нет конкретного автора? (народная)


Назовите действующих лиц сказки.


Сейчас для вас девочки прочитают по ролям первую встречу морозов.


Что затеяли два брата?


Прочитайте 2 встречу братьев?


Кто прочитает как Мороз –Синий нос играл с купцом.


Прочитайте удалось Морозу – красный нос заморозить дровосека.

Работа в группах. (слайд 13)

— А
сейчас вы поработаете в группах.

Вспомните
правила работы в группе.

— Не
забудьте выбрать капитана группы, который будет представлять ваши результаты.

У
нас сегодня зимний снегопад. И к нам на урок пролетели снежинки, не простые,
а с вопросами для каждой группы. Я предлагаю капитанам выйти и выбрать
снежинку для своей группы.

Аудиосказка
«Два Мороза»

Определение
жанра произведения

ПУУД:
информационные: поиск нужной информации из различных источников.

ПУУД:
информационные: анализ информации, передача устным способом;

логические:
анализ, синтез сравнение, сериация.

ПУУД:
информационные: анализ информации, передача устным способом;

логические:
анализ, синтез сравнение, сериация.

КУУД:
работа в паре, предлагать помощь и сотрудничество.

ПУУД:
информационные: анализ информации, передача устным способом;

логические:
анализ, синтез сравнение, сериация.

6. Самостоятельная
работа с самопроверкой по эталону

1-я группа. «Очень
просто».


Когда и где встретились вновь два Мороза?


Что сказал младший Мороз старшему?

2-я группа. «Верно ли
моё предположение».


Верно ли моё предположение, что старший брат смог заморозить барина?


Верно ли моё предположение, что Морозу Синему носу затея не удалась?

3-я группа.
«Объясните».

– Почему
теплая шуба не помогла барину?


Почему даже полураздетый дровосек не замерз?

4-я группа.
«Оцените».


Оцените поведение барина?


Чем вам понравился дровосек?

-Ребята,
прочитав сказку и ответив на вопросы, готовы ли точно ответить на главный вопрос:
«Какого человека легче заморозить?»


Наш урок подходит к концу, и я предлагаю вам всем вместе собрать пословицу и
попытаться объяснить её смысл.

Собери
пословицу. (слайд 14)

ТОПОР
ЛУЧШЕ ШУБЫ ГРЕЕТ.

.

Если на уроке остаётся время, можно предложить ребятам выполнить тест.

7. Включение
в систему знаний и повторение

Вспомните,
какие цели мы перед собой ставили? Достигли мы их?

— А
как вы теперь ответите на вопрос каких людей труднее заморозить?

Домашнее задание

1.Подготовить
пересказ сказки

Доп. задание:

1.Составить 3 совета, как защититься от мороза

2. Нарисовать иллюстрацию к сказке

РУУД:
формулировать то, что усвоено и что нужно усвоить, определить качество и
уровень усвоения

8.Рефлексия
учебной деятельности на уроке

— Я
предлагаю вам оценить свою работу на уроке, закончив предложения…

-Сегодня
на уроке мне бы интересно

— я узнал

я научился

— Если вам
понравилось работать на уроке, то покажите зелёный карандаш, если не
очень-жёлтый, а, если совсем не понравилось-красный.

На
данном этапе фиксируется новое содержание, изученное на уроке, и организуется
рефлексия и самооценка учениками собственной учебной деятельности.

РУУД:
формулировать то, что усвоено и что нужно усвоить, определить качество и уровень
усвоения.

$Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа с.Питерка

Питерского района Саратовской области»

Конспект учебного занятия

по литературному чтению во 2 классе

Русская народная сказка

«Дети деда Мороза»

Образовательная система

«Начальная школа XXI века»

Автор: Матузная Лариса Александровна,

$ учитель начальных классов

с. Питерка

2013 – 2014 учебный год

Матузная Л.А., учитель начальных классов МОУ «СОШ с. Питерка»

Предм$ет: литературное чтение.

Класс: 2 класс.

Образовательная система: «Начальная школа XXI века»

Автор учебника: Л.А.Ефросинина

Тема: Русская народная сказка «Дети Деда Мороза»

Место урока в теме: изучение произведений о зиме « Снежок порхает, кружится» (5-й урок).

Тип урока: у$рок открытия нового знания.

Дидактическая цель: создать условия для знакомства с русской народной сказкой, для осознания и осмысления детьми новой информации.

Задачи:

Образовательные:

познакомить с содержанием русской народной сказки «Дети Деда Мороза»,

— формировать навык беглого, осознанного и выразительного чтения,

-учить пользоваться различными видами чтения: выборочным, по ролям, молча, вслух;

Развивающие:

развивать умение анализировать, сравнивать и делать осознанный выбор;

-объяснять поступки героев и своё отношение к ним;

— развивать умение аргументировать свою точку зрения;

— развивать речь, эмоции, мышление, творческую деятельность;

— развиват$ь умение работать самостоятельно, в паре, в группе, формулировать выводы.

— развивать память, кругозор, наблюдательность,

Воспитательные:

— прививать интерес к чтению, любовь к природе, воспитывать такие качества, как доброта, дружба, взаимопомощь, сопереживание.

УУД:

Личностные УУД: самоопределение к деятельности; способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности; дают эмоционально – нравственную оценку поступкам героев.

Регулятивные УУД:$ умение определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; работать по коллективно составленному плану; формировать умение принимать и сохранять учебную задачу; контроль процесса и результатов своей деятельности, внесение необходимой коррективы; адекватно воспринимать оценку учителя и товарищей; высказывать своё предположение.

Коммуникативные УУД: умение $оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; совместно сотрудничать в паре и группе.

Познавательные УУД:$ умение ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

Планируемые результаты:

Предметный:

  • имеют представление о художественном произведении,$ персонажах; связывают заглавие произведения с его содержанием;

  • умеют определять жанр, тему произведения;

  • самостоятельно выделять познавательную цель урока, работают по коллективно составленному плану;

  • уметь перерабатывать полученную информацию: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт;

Метапредметный результат:

  • участвуют в диалоге по прочитанному тексту (на уровне отдельной реплики);

  • уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;

Личностный результат:

  • $

    обучающиеся мотивированы к процессу чтения, они проявляют интерес и желание познавать новую информацию во время чтения и слушания произведения;

  • принимают мысль о разнообразии мнений по прочитанному произведению, терпимо относятся к мнению других читателей;

  • имеют представление о доброте к людям и всему живому, сочувствию к чужой беде, помощи в трудных ситуациях.

Методы обучения: репродуктивный, проблемный диалог, моделирование, деятельностный, словесный, практически$й (чтение), инсценирование.

Форма организации познавательной деятельнос$ти: индивидуальная, фронтальная, групповая, работа в паре.

Средства обучения:

для учителя: учебник «Литературное чтение», 2 класс, 1 часть, автор Л.А. Ефросинина, М,. Вентана – Граф; рабочая тетрадь 2 класс, 1 часть, автор Л.А. Ефросинина; презентация, оформление доски.

для обучающихся: учебник «Литературное чтение», 2 класс, 1 часть, автор Л.А. Ефросинина, М,. Вентана – Граф; рабочая тетрадь 2 класс, 1 часть, автор Л.А. Ефросинина; шаблоны для моделирования, листы с заданиями для работы в паре, лист с текстом с$казки для работы в группе, «шапочки» для инсценирования; «снежинки» и «светофоры» для рефлексии.

Литература:

1) Сборник программ к комплекту учебников «Начальная школа 21 века» под редакцией Н.Ф.Виноградовой

2) Литературное чтение во 2 классе: Методическое пособие. – Вентана – Граф, 2013. Автор – составитель Л.А.Ефросинина.

3) Литературное чтение 2 класс: Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений: в 2 ч. Ч.1.- М.: Вентана – Граф, 2009. Автор – составитель Л.А.Ефросинина.

4) Литературное чтение: рабочая тетрадь 2 класс, 1 часть, автор Л.А. Ефросинина

5) 1000 загадок. Пословиц, поговорок, скороговорок. Для начальной школы. – М.: ООО «Аквариум – Принт», К.: «Дом$ печати – ВЯТКА», 2006.

Автор – составитель В.Н. Иванкова.

п/п

$

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

$

1.

2.

Самоопре-

деление к деятельности.

$

Актуализа-ция знаний, воспроизведение и коррекция опорных знаний

Создает положительный эмоциональный настрой на урок.

— Здравствуйте, ребята! Я рада всех вас видеть.

Покажите, с каким настроением вы начинаете урок? Замечательно! Ваши улыбки так и светятся на ваших лицах. Надеюсь, за время урока ваше настроение не испортится. А теперь повернитесь к гостям, поздоровайтесь с ними и подарите им свои улыбки. Садитесь.

1. Речевая разминка.

Чем мы занимаемся на уроках чтения? (читаем, отвечаем на вопросы, пересказываем и т. д.) Вам нравится этим заниматься? Наш урок начнем с речевой разминки. Для чего мы ее проводим? (Чтобы наша речь была красивой, правильной, приятной для других). Прочитайте чистоговорку про себя. Определите, с какой интонацией$ будем читать каждое предложение.

(Слайд 1) Ок – ок– ок – падает снежок.

Ип – ип – ип – слышу снега скрип?

Ре – ре – ре – все деревья в серебре!

(Слайд 2) С неба падают снежинки.

Прочитайте предложение медленно, шепотом; теперь быс$тро и громко. Представьте, что на ваши ладошки упали снежинки. Вы полюбовались их красотой и решили отпустить на волю. Наберите воздух. Сдуньте снежинки с руки. Повторяем три раза.

2. Беседа о зиме.

— А вам мороз не страшен? Вам нравится зима? А за что вы любите это время года? Расскажите. (ответы детей)

Учитель подводит итог сказанному.

Любое время года удивительно и красиво по – своему. Зима – не исключение. Это очень красивое время года. (Слайд 3 – 6)

Самоконтроль готовности к уроку;

Реакция на учителя, внимание.

$

Выполняют задание, тренирующее речевой аппарат

Хоровое чтение чистоговорки с разной интонацией.

Чтение предложения с разным темпом и громкостью

$ Беседуют о зиме

Самоопределение (Л);

Выполнение логических действий (П)

Осуществление действия по образцу и заданному правилу (Р);

Развитие коммуникативно – речевых навыков (К)

Выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью (К);

$

3.

$

4.

5.

6.

Мотивация учебной деятель-ности.

$

Постановка учебной задачи.

Построение проекта выхода из затруднения

$

Реализация построенного проекта.

Деревья стоят в серебре. ( Слайд 7) Снег сверкает на солнце разноцветными огнями, будто бриллиантами. Морозный воздух чистый и полезный. В нем почти нет пыли. Им легко дышится, становишься здоровее, бодрее. А как мы радуемся первому снегу! ( Слайд 8) Как красиво, когда в морозной тишине тихо падают пушистые хлопья снега! Мы поднимаем голову вверх, (Слайд 9) снежинки мягко опускаются нам на $лицо, на руки и тают. А мы готовы часами смотреть и смотреть на падающий снег. В такую погоду хочется подольше погулять. Конечно, все дети любят зимние игры и забавы.

А в конце декабря все ждут самый веселый праздник – Новый год. (Слайд 10, 11) Дети ждут подарков, новогодних утренников, взрослые верят и надеются, что новый год будет лучше старого, что в новом году обязательно сбудутся все мечты и планы. Вот за это мы и любим зиму. Много художников, композиторов, поэтов и писателей посвятили свои произведения зиме. Сегодня на уроке мы по$знакомимся с одним из таких произведений.

Кто является одним из героев, узнаем, разгадав загадку.

Угадайте, что за гость: Иней белый на усах.
В шубе серебристой, Дружно мы его встречаем,
Красный-красный нос его, Мы большие с ним друзья…
Борода пушистая, Но поить горячим чаем
У него в снежинках шапка, Гостя этого нельзя!
Посох и мешок в руках; Он волшебник детворы,
Борода искрится сказкой, Отгадайте – раз, два, три … (Дед Мороз)

(слайд 12)

Как вы думаете, что мы сегодня будем читать? (сказку). Почему так думаете? Верно, мы сегодня побываем в г$остях у сказки, которая называется «Дети деда Мороза».

Зная тему, определите цели и задачи урока. (Познакомиться со сказкой, узнать, кто является детьми Деда Мороза, научиться читать сказку выразительно)

Сегодня познакомимся с русской народной сказкой, обсудим ее $героев, определим, чему сказка учит.

Давайте составим план нашей работы. (вывешивается на доску)

План:

1. Послушаем сказку.

2. Прочитаем «про себя», выделим непонятные слова, разъясним их.

3. Прочитаем сказку вслух.

4. Побеседуем по содержанию сказки.

5. Узнаем новое.

6. Поработаем в парах.

7. Самостоятельная работа в тетради.

8. Работа в группах. Оценка групп.

9. Подведем итоги. Оценим свои результаты.

1.Чтение учителем. Проверка первичного воспр$иятия произведения учащимися.

Вам интересно узнать, кто является детьми деда Мороза? Тогда внимательно слушайте. (после чтения)

Вам понравилась сказка? Чем? (необычная, новая, все герои положительные) Сколько детей у деда Мороза? Как их зовут? Встретились ли вам непонятные слова? Объяснение непонятных слов. (Слайд 14) (Иней – осадки в виде мелких кристалликов льда, покрывающий поверхность предметов при их резком охл$аждении, т. е. колючий снег, состоящий из ледяных снежинок). Нагнал – собрал в одном месте.

2. Организует чтение учащихся по «цепочке». Беседа по содержанию.

Мы сейчас выразительно прочитаем сказку. А что значит выразительно? (с нужной интонацией, громкостью, темпом, соблюдать все знаки препинания, паузы). Задает вопросы после чтения.

Кто главные герои сказки? Почему слова Ветер, Иней, Лед и Снежинка написаны с большой буквы?

— Зачем дед Мороз собрал своих детей? Ответь словами из текста.

— Что сделал Ветер? (Ветер напомнил людям, что наступила зима, пришли морозы и холода, кто еще не готов к зиме, нужно поторопиться заготовить дрова для печки, иначе люди замерзнут) (Слайд 15 — 16)

— Что сделал для людей $Лед? Что значит «мосты на реках построил»? Кому

еще Лед принес пользу? (Ледяная крыша защищает рыб, лягушек, водяных насекомых от сильного мороза). (Слайд 17)

— Что рассказал Иней? В чем польза его дела? (Украсил природу, чтобы она была красивой) (Слайд 18 — 20)$

Разгадывают загадку,

анализируют, обобщают знания

$

Высказывают свои предположения.

Целеполагание

Коллективное составление плана

Слушание

Выделяют непонятные слова,

объясняют

$

Самостоятельно читают текст

Выборочное чтение

с пояснением

высказывают предположения

Анализ объектов с целью выделения признаков (П)

$

Анализ объектов с целью выделения призна$ков (П)

Выдвижение гипотез и их обоснование (П)

Умение выделять и формулировать познавательную цель (П);

Принятие учебной задачи и следование инструкции учителя (Р);

Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. (составление плана и последовательности действий) (Р)

Ориентировка в речевом потоке (П)

Умение принимать позиции слушателя, читателя, исполнителя в соответствии с учебной задачей (Р);

$

Эмоциональное восприятие поступков героев (Л);

Способность откликаться на добрые чувства при восприятии об$разов героев (Л);

Осознанное и произвольное построение речевого высказывания (П);

Принимать участие в обсуждении прочи-

танного (К)

$

7.

8.

$

$

$

Творческое примене-ние получен-ных знаний и умений

Итог. Рефлексия.

Инструк-таж по д/з.

$

— И, наконец, что сделала Снежинка? (выборочное чтение)

Физминутка «Дед Мороз приглашает на зарядку»

А вам нравится, когда много снега выпадает? Почему? Снег не только приносит радость детям, но и пользу людям. Какую?

Учитель подводит итог сказанному.

Вы все правильно сказали.

Снег действительно служит теплым одеялом для земли. Он укрывает землю и спасает все росточки, все травинки, все корешки, находящиеся в земле от лютого мороза. Но не только травку снег спасает от мороза. Что еще?

4. Совместное открытие нового знания. Рассказ учителя.

Ответить на этот вопрос поможет нам пословица.

Прочитайте пословицу. (слайд 21) $Много снега – много хлеба.

Предположите, как хлеб зависит от снега? (ответы детей)

В начале осени на полях сеют пшеницу и рожь. Через некоторое время появляются ростки. Сильный мороз им опасен. (слайды 22 — 23)
Снежный покров, устилающий землю в зимние месяцы, жизненно важен для растений. Он спасает их от вымерзания. Рыхлый снег содержит большое количество воздуха, и температура под снегом на 9 градусов выше, чем на поверхности земли. Под такой периной растениям хорошо дышится и тепло.

Весной он растает, напитает землю влагой для б$удущего урожая.

Почему отец больше всех похвалил Снежинку?

(Она больше всех помогла людям, сохранила урожай. Без урожая наступил бы голод).

5. Организует работу в парах. Повторение правил работы в паре.

(Слайд 24)

1.Подберите подходящие качества для Снежинки.

Ненужные слова зачеркните.

Злая Хвастливая

Добрая Скромная

Заботливая Сочувствующая

Какие качества не подходят Снежинке? Проверка по эталону. ($слайд 25)

Лексическая работа над словом сочувствующая.

А я подобрала для вас качества. Вы у меня умные, добрые, вежливые, старательные, внимательные. Согласны с такими качествами?

2. Моделирование обложки.

Организует самостоятельное моделирование обложки. Проверка. (слайд 26)

Какая из трех схем подходит к нашей сказке? (третья)

Докажите, что это не стихотворение? (нет рифм) Почему не рассказ?

( в рассказе происходят реальные события)

Почему считаете, что это сказка? (Ветер, Лед, Иней, Снежинка говорят, действуют, как люди).

О чем она? Какую тему определили? ( О природе)

 Каким цветом за$красили круг? (зеленым)

 Кто автор сказки? Народ

Какое название у сказки?

Проверка по эталону.(слайд 27)

У кого получилась такая схема, поднимите карточки вверх. Молодцы!

У кого есть ошибки, исправьте.

Работа в группах. Правила работы в группе.

Сейчас я предлагаю вам поработать в группах. Каждая гру$ппа выполняет свое задание и выходит выступать. А другие группы оценивают выступление «светофорчиками».

Задание для 1 группы. Прочитать сказку по ролям, передав голосом характер героев. Как говорит Ветер? (быстро, громко, завывающ$им голосом). Как говорит Снежинка? (тихо, скромно, с нежностью). Как говорит Иней? (восторженно, с восхищением). Лед? (твердым и уверенным голосом). Дед Мороз? (ласково)

Задание для 2 группы. Подобрать подходящие к сказке пословицы и объяснить их.

Задание для 3 группы. В русском языке есть слова, которые украшают нашу речь. Это имена прилагательные. Вспомните, что это за слова такие. В нашей сказке их совсем нет. 3 группе предлагается подобрать имена прилагательные для главных героев, вставить их в текст и прочитать получившийся текст.

С каким произведением мы познакомились сегодня на уроке?

Как по — другому можно назвать эту сказку? Какого цвета эта сказка? Почему?

Кому бы вы ее хотели рассказать?

Кто из героев вам понравился больше остальных? Почему?

Какие качества вам захотелось в себе воспитыва$ть?

Хороших детей воспитал дед Мороз? Докажите.

В конце сказок часто есть такие слова (слайд28) «Сказка ложь, да в ней намёк! Добрым молодцам урок!».

Чему же учит нас эта сказка? Какими надо быть? Надо быть добрыми, внимательными, заботливыми.
Что нового вы узнали на уроке, того чего раньше не знали? Пригодятся вам эти знания в дальнейшей жизни? Где и как вы можете их применить

Вам легко было выполнять задания? Испытывали ли вы в чем — то затруднения?

Вы сегодня оценивали друг друга, а теперь оцените свою работу на уроке. На столах у вас лежат снежинки.

Выберите из них ту, которая соответствует вашим $знаниям (образец на доске), дорисуйте личико. По вашим снежинкам я вижу, что вы очень хорошо поработали на уроке и заслуживаете самых высоких оценок. Молодцы, ребята, я вами довольна.

А вот и сюрприз! К нам пожаловала сама девушка Снежинка, о которой мы читали сказку.

— Что бы вы ей сказали? (спасибо)

Давайте хором скажем ей «спасибо» за то, что она землю снегом укрыла, урожай нам сох$ранила. Значит, будем с вами кушать вкусные булочки и ароматный хлебушек.

Давайте поможем ей в этом добром и трудном деле – подарим ей по снежинке, чтобы она ещё лучше укрыла землю.

Проводит инструктаж по выполнению домашнего задания

Д/з по выбору. Нарисовать героя, который больше всего понравился или пересказать сказку по плану.(слайд29)

Урок окончен. Всем спасибо!

Высказывают предположения

$

Объясняют смысл пословицы

Восприятие новой информации

Отвечают на проблемный вопрос

Работа в паре

с последующей проверкой

$

Работают в парах

Самостоятельное моделирование обложки с последующей пров$еркой по эталону

Выступления в группах, оценивание выступлений

Подводят итоги

$

Осуществляют самооценку собственной учебной деятельности

$

Способность воспринимать и учитывать мнения сверстников о прочитанном (К)

Выдвижение гипотез и их обоснование (П)

$

Контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению (Р)

Извлечение нужной информации

Монологические высказывания (К)

Выполнение логических действий (П) Отбор нужной информации(П)

$Осознание ответственности за общее дело (Л)

Первоначальное представление о нравственных понятиях (Л);

Умение сотрудничать в паре, умение договариваться и приходить к единому мнению (К)

Использование знаково-символических средств (П);

Выполнение действий по алгоритму (П);

Отбор нужной информации (П)

Осознание ответственности за общее дело (Л)

$Делать выводы в результате совместной работы класса и учителя (П)

Самостоятельное создание алгоритмов деятельности (П);

Отбор нужной информации(П)

Контроль, коррекция, оценка (Р);

Умение участвовать в коллективном обсуждении (К)

Достижение договорённостей и согласование общего решения (К);

умение сотрудничать в паре, умение договариваться и приходить к единому мнению

$

Делать выводы в результате совместной работы класса и учителя (П)

Контроль, коррекция, выделение и осознание усвоенного (Р)

Самооценка на основе критерия успешности; адекватное понимание причин успеха/неуспеха в учебной деятельности

Морозко

273 26

Сказка Морозко (Толстой)

Живало-бывало, – жил дед да с другой женой. У деда была дочка и у бабы была дочка. Все знают, как за мачехой жить: перевернешься – бита и недовернешься – бита. А родная дочь что ни сделает – за все гладят по головке: умница.

1300

Падчерица и скотину поила-кормила, дрова и воду в избу носила, печь топила, избу мела еще до свету… Ничем старухе не угодить – все не так, все худо.

Ветер хоть пошумит, да затихнет, а старая баба расходится – не скоро уймется. Вот мачеха и придумала падчерицу со свету сжить.

– Вези, вези ее, старик, – говорит мужу, – куда хочешь, чтобы мои глаза ее не видали! Вези ее в лес, на трескучий мороз.

1301

Старик затужил, заплакал, однако делать нечего, бабы не переспоришь. Запряг лошадь: – Садись, милая дочь, в сани. Повез бездомную в лес, свалил в сугроб под большую ель и уехал.

Девушка сидит под елью, дрожит, озноб ее пробирает. Вдруг слышит – невдалеке Морозко по елкам потрескивает, с елки на елку поскакивает, пощелкивает. Очутился на той ели, под которой девица сидит, и сверху ее спрашивает:

– Тепло ли тебе, девица?

– Тепло, Морозушко, тепло, батюшка.

1302

Морозко стал ниже спускаться, сильнее потрескивает, пощелкивает:

– Тепло ли тебе, девица? Тепло ли тебе, красная?

Она чуть дух переводит:

– Тепло, Морозушко, тепло, батюшка.

Морозко еще ниже спустился, пуще затрещал, сильнее защелкал:

– Тепло ли тебе, девица? Тепло ли тебе, красная? Тепло ли тебе, лапушка?

Девица окостеневать стала, чуть-чуть языком шевелит:

– Ой, тепло, голубчик Морозушко!

Тут Морозко сжалился над девицей, окутал ее теплыми шубами, отогрел пуховыми одеялами.

1303

А мачеха по ней уж поминки справляет, печет блины и кричит мужу: – Ступай, старый хрыч, вези свою дочь хоронить!

Поехал старик в лес, доезжает до того места, – под большою елью сидит его дочь, веселая, румяная, в собольей шубе, вся в золоте, в серебре, и около – короб с богатыми подарками.

1304

Старик обрадовался, положил все добро в сани, посадил дочь, повез домой. А дома старуха печет блины, а собачка под столом:

– Тяф, тяф! Старикову дочь в злате, в серебре везут, а старухину замуж не берут. Старуха бросит ей блин:

– Не так тявкаешь! Говори: «Старухину дочь замуж берут, а стариковой дочери косточки везут…»

Собака съест блин и опять:

– Тяф, тяф! Старикову дочь в злате, в серебре везут, а старухину замуж не берут. Старуха блины ей кидала и била ее, а собачка – все свое…

Вдруг заскрипели ворота, отворилась дверь, в избу идет падчерица – в злате-серебре, так и сияет. А за ней несут короб высокий, тяжелый.

1305

Старуха глянула и руки врозь…

– Запрягай, старый хрыч, другую лошадь! Вези, вези мою дочь в лес да посади на то же место…

Старик посадил старухину дочь в сани, повез ее в лес на то же место, вывалил в сугроб под высокой елью и уехал.

Старухина дочь сидит, зубами стучит. А Морозко по лесу потрескивает, с елки на елку поскакивает, пощелкивает, на старухину дочь поглядывает:

1306

– Тепло ли тебе, девица?

– Ой, студено! Не скрипи, не трещи, Морозко…

Морозко стал ниже спускаться, пуще потрескивать, пощелкивать:

– Тепло ли тебе, девица? Тепло ли тебе, красная?

– Ой, руки, ноги отмерзли! Уйди, Морозко…

Еще ниже спустился Морозко, сильнее приударил, затрещал, защелкал:

– Тепло ли тебе, девица? Тепло ли тебе, красная?

– Ой, совсем застудил! Сгинь, пропади, проклятый Морозко!

1307

Рассердился Морозко да так хватил, что старухина дочь окостенела. Чуть свет старуха посылает мужа:

– Запрягай скорее, старый хрыч, поезжай за дочерью, привези ее в злате-серебре… Старик уехал. А собачка под столом:

– Тяф! Тяф! Старикову дочь женихи возьмут, а старухиной дочери в мешке косточки везут.

1308

Старуха кинула ей пирог: – Не так тявкаешь! Скажи: «Старухину дочь в злате-серебре везут…»

А собачка – все свое: – Тяф, тяф! Старухиной дочери в мешке косточки везут…

Заскрипели ворота, старуха кинулась встречать дочь. Рогожу отвернула, а дочь лежит в санях мертвая. Заголосила старуха, да поздно.

Сказка Морозко (Афанасьев)

— Вези, вези, старик, ее куда хочешь, чтобы мои глаза ее не видали, чтобы мои уши о ней не слыхали; да не вози к родным в теплую хату, а во чисто поле на трескун-мороз!

Осталась бедненькая одна в поле, трясется и тихонько молитву творит. Приходит Мороз, попрыгивает, поскакивает, на красную девушку поглядывает:

— Девушка, девушка, я Мороз красный нос!

— Добро пожаловать, Мороз. Знать, бог тебя принес по мою душу грешную.

Мороз хотел ее тукнуть и заморозить; но полюбились ему ее умные речи, жаль стало! Бросил он ей шубу. Оделась она в шубу, поджала ножки, сидит.

Опять пришел Мороз красный нос, попрыгивает, поскакивает, на красную девушку поглядывает:

— Девушка, девушка, я Мороз красный нос!

— Добро пожаловать, Мороз. Знать, бог тебя принес по мою душу грешную.

Мороз пришел совсем не по душу, он принес красной девушке сундук высокий да тяжелый, полный всякого приданого. Уселась она в шубке на сундучке, такая веселенькая, такая хорошенькая!

Опять пришел Мороз красный нос, попрыгивает, поскакивает, на красную девушку поглядывает. Она его приветила, а он ей подарил платье, шитое и серебром и золотом. Надела она его и стала такая красавица, такая нарядница! Сидит и песенки попевает.

А мачеха по ней поминки справляет; напекла блинов.

— Ступай, муж, вези хоронить свою дочь. Старик поехал. А собачка под столом:

— Тяв, тяв! Старикову дочь в злате, в серебре везут, а старухину женихи не берут!

— Молчи, дура! На блин, скажи: старухину дочь женихи возьмут, а стариковой одни косточки привезут!

Собачка съела блин да опять:

— Тяв, тяв! Старикову дочь в злате, в серебре везут, а старухину женихи не берут!

Старуха и блины давала, и била ее, а собачка все свое:

— Старикову дочь в злате, в серебре везут, а старухину женихи не возьмут!

— Старик, старик, запрягай других лошадей, вези мою дочь поскорей! Посади на то же поле, на то же место.

— Старик, ступай, мою дочь привези, лихих коней запряги, да саней не повали, да сундук не оброни! А собачка под столом:

— Тяв, тяв! Старикову дочь женихи возьмут, а старухиной в мешке косточки везут!

— Не ври! На пирог, скажи: старухину в злате, в серебре везут!

Растворились ворота, старуха выбежала встретить дочь, да вместо ее обняла холодное тело. Заплакала, заголосила, да поздно!

Источник

  • Русская народная сказка девочка и лиса
  • Русская народная сказка два мороза текст распечатать
  • Русская народная сказка горшеня читать
  • Русская народная сказка гуси лебеди видео
  • Русская народная сказка гуси лебеди текст распечатать