С 12 октября по 2 ноября 2021 года проходит Олимпиада Учи.ру по литературе для учеников 1–9 классов, которая проходит . Увлекательное онлайн-состязание проверяет знания по русской литературе и фольклору, начитанность, эрудированность и понимание литературных жанров.
Предлагаем вам ответы на вопросы Олимпиады Учи.ру по литературе для учеников 1, 2, 3 и 4 классов.
Ответы на Олимпиаду Учи.ру 2021 по литературе для 1, 2, 3 и 4 классов
Чтобы участвовать, нужно зарегистрироваться на Учи.ру или получить логин и пароль от учителя. Если они у вас уже есть, просто войдите на платформу На решение заданий дается час Количество набранных баллов будет известно сразу после завершения олимпиады. Соревнование популяризирует русский язык и литературу среди школьников. Игровые задания поддерживают интерес к предмету и помогают лучше усваивать информацию.
В зависимости от результатов ученики могут получить сертификат, грамоту или диплом, учителя — благодарственные письма.
И не думайте даже о списывании ответов, ведь: «Олимпиада создана для школьников, и мы ждем, что ученики будут решать задачи самостоятельно. Алгоритмы помогают нам определить, выполнял ребенок задания сам или ему помогали взрослые.»
Сказки
Перед тобой три сказки. Реши загадку в каждой из них. Нажимай на выделенную область и дополни сюжет недостающим предметом.
1 класс
1 — сказка Здесь изображён сюжет народной сказки «Лиса и журавль». Надо поставить кувшин с длинным горлом.
2 — сказка Здесь изображён сюжет народной сказки «Гуси-лебеди». Надо поставить яблоню.
3 — сказка Здесь изображён сюжет народной сказки «Снегурочка». Надо поставить костёр.
2 класс (все сказки из 1 класса и одна дополнительная)
4 — Здесь изображён сюжет сказки В. Катаева «Цветик-семицветик». Надо поставить вязанку баранок
3 и 4 классы (сказки, которые были ранее в 1 и 2 классе В. Катаева «Цветик-семицветик» и народной сказки «Снегурочка» и добавили ещё две)
5 — Здесь изображён сюжет сказки В. Гаршина «Лягушка-путешественница». Надо поставить лягушку на веточке
6 — Здесь изображён сюжет стихотворения Н. А. Некрасова «Дедушка Мазай и зайцы». Надо поставить лодку с зайцами
Книжные памятники
Прочитай слова персонажей и выбери значения выделенных устаревших слов.
1 класс
1-ое слово
О горе тебе, бедный человек! …
Как не выпадут зеницы твои вместе со слезами!
Как не вырвется сердце твое с корнем!
Житие Александра Невского
Ответ: Зеницы — это глаза
2-ое слово
Уста же свои открывает с мудростью, с достоинством говорит языком своим.
Повесть временных лет
Ответ: Уста — это губы, рот
3-е слово
И сказал ему один кудесник: «Князь! От коня твоего любимого, на котором ты ездишь, — от него тебе и умереть!»
Повесть временных лет
Ответ: Кудесник — это шаман, колдун
2 класс (все слова из 1 класса и одно дополнительное)
4 слово
И была сеча жестокая, и стоял треск от ломающихся копий и звон от ударов мечей…
Житие Александра Невского
Ответ: Сеча — это сражение
3 и 4 классы (все слова из 1 и 2 класса и одно дополнительное)
5 слово
И собрал силу великую, и наполнил многие корабли полками своими, двинулся с огромным войском, пыхая духом ратным.
Житие Александра Невского
Ответ: Ратный — это боевой
Краткое содержание
Ребята рассказывают тебе краткие содержания стихов, рассказов и сказок. Нажимай на аватарки и определяй, где какое произведение.
1 класс
1 Зимняя история о споре трёх друзей. «Заколдованная буква», В. Ю. Драгунский
2 Сказка о том, как важно поддерживать в доме чистоту и порядок. «Федорино горе», К. И. Чуковский
3 История о настоящей доброте и отзывчивости. «Доктор Айболит», К. И. Чуковский
4 Любое дело по плечу, если взяться за него всем вместе, дружно. «Репка», русская народная сказка
2 класс
Один мальчик стал вежливее и наладил отношения с окружающими. «Волшебное слово», В.А. Осеева
История о том, как жадность может всё испортить. «Сказка о рыбаке и рыбке, А.С. Пушкин
История о трусости и храбрости, о лени и упорстве. «Две лягушки», Л. Пантелеев
Зимняя история о споре трёх друзей. «Заколдованная буква», В.Ю. Драгун
3 и 4 классы (две сказки из 2 класса «Волшебное слово», В.А. Осеева, «Сказка о рыбаке и рыбке и А.С. Пушкин и добавились три новые)
История о тяге мальчика к знаниям. «Филипок», Л.Н. Толстой
Невозможно что-то делать вместе, когда каждый делает по-своему и не слушает других. «Лебедь, рак и щука», И. А. Крылов
Рассказ о том, что нельзя брать чужое без спроса и врать. «Огурцы», H. H. Hocoв
Средства выразительности
Фразеологизм — устойчивое сочетание слов с особым значением.
Значение фразеологизма не складывается из значений составляющих его слов.
Например, «водить за нос» значит «обманывать».
Раскрась картинку. Для этого выбирай фразеологизмы в текстах.
1 и 2 классы
1 — А С. Пушкин, «Сказка о рыбаке и рыбке» — белены объелась
Испугался старик, взмолился :
«Что ты, баба, белены объелась ?…».
Осердилася пуще старуха,
По щеке ударила мужа.
« Как ты смеешь, мужик, спорить со мною,
Со мною, дворянкой столбовою?…»
2 — Сказка «Про глупого змея и умного солдата» — спуску не дадут!
— Что, что они кричат? Никак я не разберу.
— А то и кричат, что сейчас за тебя примутся!
«Ну, — думает змей, — коли в этих местах малые ребята таковы, то взрослые и подавно спуску не дадут!»
3 — А С. Пушкин, «Сказка о царе Салтане» — Не по дням, а по часам.
Бочка по морю плывёт.
Словно горькая вдовица,
Плачет, бьётся в ней царица;
И растёт ребёнок там
Не по дням, а по часам.
3 и 4 классы (всё тоже, как в 1 и 2 классе и ещё один фразеологизм)
4 — М. Зощенко, «Великие путешественники» — куда Макар телят не гонял
Наконец мы задремали.
Я проснулся от того, что Лёля теребила меня за плечи.
Было раннее утро. И солнце ещё не взошло. Лёля шёпотом сказала мне:
— Минька, пока Степка спит, давай
повернём его ноги в обратную сторону.
А то он заведёт нас, куда Макар телят не гонял.
Жанры
Ода — торжественное стихотворение в честь значительного события или человека.
Былина — народная песня-сказание о героических событиях и подвигах.
К каким жанрам может относиться произведение, о котором говорит персонаж? Выбери один или несколько ответов.
1 и 2 классы
Богатырь: «Я появляюсь в произведении-сказании о моих подвигах». — Былина, Сказка
Змей Горыныч: «Я появляюсь в произведении, где есть волшебные существа». — Былина, Сказка
Свинья: «Я изображаю человека и какую-то черту его характера в нравоучительном рассказе или стихотворении». — Басня
3 и 4 классы (остались Змей Горыныч и Свинья, добавился ещё один персонаж)
Девушка: «Я появляюсь в небольшом прозаическом произведении». — Рассказ, Новелла
Писатели спрятались
Выбери среди слов фамилию писателя и название одного из его произведений. Название может состоять из двух и более слов.
Образец: Мы поехали в Пушкин. Маме и няне там нравится.
Ответ: Пушкин, Няня
1 класс
Вокруг дома была живая изгородь. на каждом герое была шляпа, А вместо носов я нарисовал точки.
Ответ: Носов «Живая шляпа»
2 класс (остался Носов и ещё одного добавили)
На старый новый год дед и внучек нашли в толстой книге бабушкину записку.
Ответ: Толстой «Старый дед и внучек»
3 и 4 классы (остался Носов, Толстой и ещё одного добавили)
Здесь небезопасно: вблизи города больше нет волков и медведей, но напротив изумрудного берега живёт злой волшебник.
Ответ: Волков «Волшебник Изумрудного города»
Тайный автор
Тебе предстоит найти Тайного автора. Читай факты о писателях и убирай одного из них на каждом шаге, чтобы в конце остался Тайный автор.
1 класс
Убери автора, который написал «Сказку о рыбаке и рыбке». — A. С. Пушкин
Убери автора, который написал книги о Незнайке. — Н. Н. Носов
Убери автора, который прославился своими баснями. — И. А. Крылов
Убери автора, на основе произведений которого были созданы мультфильмы студии Уолта Диснея. — X. К. Андерсен
Ответ: Тайный автор — это А. Л. Барто
2 класс (всё тоже самое, как в 1 классе, но добавляется ещё один автор)
Убери автора, который написал повесть о жизни детей во время Великой Отечественной войны. — B. А. Осеева
3 и 4 классы (всё тоже самое, как во 2 классе, но добавляется ещё один автор)
Убери автора, который в основном писал детские книги о природе и животных. — В. В. Бианки
Исторические книги
Сегодня ты будешь определять, какие книги являются историческими, а какие нет. При решении задачи помни:
В исторической литературе рассказывается о знаменательных событиях прошлого с участием реально существовавших людей.
Нажимай на книги и выбирай, какие являются историческими, а какие нет.
1 класс
1 — A С. Пушкин «Руслан и Людмила» Людмилу похищает злой колдун сразу после свадьбы. Её муж Руслан отправляется на поиски. У колдуна есть шапка-невидимка.
Ответ: Нет, потому что шапки-невидимки не существует.
2 — «Илья Муромец и Соловей-разбойник» Богатырь Илья Муромец отправился воевать с Соловьём-разбойником. От свиста разбойника склоняются леса, осыпаются цветы, падают замертво люди.
Ответ: Нет, потому что разбойника с такими способностями не могло существовать.
3 — B. Ян «Чингисхан» Чингисхан — полководец и основатель Монгольской империи, которая воевала с другой сильной страной.
Ответ: Да, потому что Чингисхан действительно существовал. В книге описаны исторические события.
2, 3 и 4 классы (всё тоже самое, как в 1 классе, но добавляется ещё одна книга)
4 — П. П. Бажов «Медной горы хозяйка» Молодой парень встретил девушку, Хозяйку Медной горы, которая умела превращаться в ящерицу. Она очень помогла парню.
Ответ: Нет, потому что человек не может превращаться в животное.
Рифмы
Выбери два слова на разных карточках так, чтобы они сложились в рифму.
1, 2, 3 и 4 классы
слон — вагон
гроза — лоза
сарафан — банан
былина — калина
монета — кассета
канал — журнал
Сказочная вечеринка
Герои играют в игру. Каждый называет произведение, в котором он появлялся. Название должно начинаться на последнюю букву предыдущего ответа. Чтобы выбрать произведение, нажми на него.
1 класс
Заяц — Листопадничек
Иван-дурак — Конёк-горбунок
Осёл — Квартет
Волк — Три поросёнка
Конь — Алёша Попович и Тугарин Змей
2, 3 и 4 классы (всё тоже самое, как в 1 классе, но добавляется ещё одно произведение)
Баба-Яга — Финист — ясный сокол
Урок литературного чтения
Тема: В.Ф. ОДОЕВСКИЙ «ГОРОДОК В ТАБАКЕРКЕ» 4 класс
Цель: создать условия для знакомства с научно-познавательной сказкой “Городок в Табакерке”; формирования интереса у детей к произведениям В.Ф. Одоевского; обучать детей делить текст на смысловые части, составлять план; содействовать развитию памяти, мышления, формирование навыков по развитию речи; пополнению словарного запаса обучающихся; способствовать воспитанию
Задачи:
1) расширять словарный запас учащихся,
2) воспитывать любознательность, культуру речевого общения.
Планируемые результаты.
Предметные: достижение необходимого для продолжения образования уровня читательской компетентности, общего речевого развития , т.е. овладение техникой чтения вслух и про себя.
Метапредметные:
Регулятивные: составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем.
Познавательные: вычитывать все виды текстовой информации. Сопоставлять и отбирать информацию, полученную из различных источников.
Коммуникативные: высказывать и обосновывать свою точку зрения.
Личностные: наличие мотивации к творческому труду и бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Оборудование: презентация на интерактивной доске, пьеса А.Лядова “Музыкальная шкатулка”, карточки для работы в группах.
Ход урока
I Организационный момент
— Здравствуйте, ребята!
Сегодня на урок к нам пришли гости, повернитесь к ним, поздоровайтесь!
А теперь повернулись все ко мне, улыбнулись и тихо сели.
— Откройте учебник на странице 155, прочитайте, название раздела
— «Литературные сказки»
— С какими произведениями мы будем знакомиться, изучая этот раздел?
— Ребята, а какие еще бывают сказки?
— (народные)
— А чем народные сказки отличаются от литературных?
— (народные сказки, сочиняет народ, а литературные – автор).
— Чему научимся, работая в разделе литературные сказки? Прочитай ….
— Чему будем учиться? Читает……
II Сообщение темы и постановка цели и задач урока
На уроке будем работать со сказкой В.Ф. Одоевского «Городок в табакерке», с которой вы познакомились дома. ( Слайд № 1).
— Мы с вами разделим сказку на части.
— Составим план к ней.
— Дадим характеристику главному герою.
— Определим главную мысль произведения.
III Работа по теме урока
1. Знакомство с жизнью и творчеством В.Ф. Одоевского
— Что вы можете рассказать о Владимире Федоровиче Одоевском
Каждый ученик говорит по одной строчке из биографии В.Ф. Одоевского.
(Слайд № 2).
2. Словарная работа
— Чтобы лучше понять произведение, над которым мы будем работать, объясните слова и выражения.
-Кто знает, что такое табакерка? (Табакерка- коробочка для табака)
Выслушиваются ответы детей.
— Из словаря Ожегова я вам сейчас прочитаю определение, что такое «табакерка»
(Слайд № 3).
— Ребята, а из чего была табакерка у папы Миши?
— Опишите её. (Стр.156)
— Следующее слово «Бюро». (Слайд № 4)
— Ещё в тексте встречались выделенные слова, такие как: учтиво, ни пяди.
— Где можно найти лексическое значение этих слов? (Ответы детей: в толковом словаре, словарь учебника).
Учтиво – очень вежливо. Ни пяди – старинная мера длины.
3. Работа с текстом, учебником
— С чего начинается сказка? Прочитайте.
— Подберите синонимы к слову «папенька» (Папа, отец; в разговорной речи: батя, папаша, родитель).
— Почему же автор употребляет именно слово «папенька», (Так раньше называли отца.)
— Кто главный герой произведения? (Миша)
— А что вы думаете о мальчике, используя слова на стр. учебника 168 расскажите о Мише.
( Миша воспитанный, учтивый и добрый мальчик. Он очень любопытный и любознательный, а также внимательный и осторожный. Все это помогло ему во время его сказочного путешествия по городку в табакерке.
«Миша был послушный мальчик; тотчас оставил игру и подошел к папеньке». «Как хорошо воспитанный мальчик, он почел долгом прежде всего обратиться к своему провожатому.». «Миша учтиво поклонился; мальчик-колокольчик взял его за руку, и они пошли».)
— Подтвердите свой выбор примерами из текста.
— Что произошло с Мишей в сказке В.Ф. Одоевского?
— Прочитайте о том, как начинается путешествие Миши по табакерке.
— Кто сопровождал Мишу во время путешествия по табакерке? (Проводник)
— Что особенного было в проводнике? (Это был мальчик – колокольчик, у него была поговорка «Динь-динь-динь»)
— С Какими еще героями познакомился Миша во время своего путешествия? (Мальчики-колокольчики, дядьки-молоточки, надзиратель- господин Валик, с царевной-Пружинкой)
— Прочитайте выразительно разговор с Валиком.
— Какой вывод сделал для себя Миша? (Он пришел к выводу, что когда присматривают за кем-нибудь, то это хорошо. А раньше ему не нравилось, что папенька с маменькой за ним смотрят).
— А о чем рассказала царевна-Пружинка Мише? (Как получается музыка)
— Чему научился Миша во время своего сказочного посещения городка Динь-Динь?( Миша научился рисовать фигуры людей, если они находились близко — большими, если вдалеке — маленькими, он разобрался, как устроена музыкальная табакерка.)
4. Физминутка(Ночь- день).
5. Составление плана
Работа в парах:
— Сейчас, вы разделитесь на пары, каждой паре будет дана часть произведения с указанной страницей. Ваша задача, прочитать эту часть, обсудить и озаглавить её. Название своей части написать на листочке, который я вам раздала. (По окончанию работы, каждая пара выходит к доске и прикрепляет своё название части).
I часть
— Найдите и прочитайте первую часть. (До слов « — Папенька! Папенька! Нельзя ли войти в этот городок? Как бы мне хотелось!»)
— Как вы озаглавите эту часть? Стр. 156-157
II часть
— Прочитайте вторую часть сказки. ( До слов «Между тем музыка играет да играет; вот все тише да тише, как будто что-то цепляется за каждую нотку, как будто что-то отталкивает один звук от другого».)
-Предложите название этой части. Стр. 157-158
III часть
— Прочитайте до слов «Между тем их окружали мальчики-колокольчики, теребили Мишу за платье, звенели, прыгали, бегали».
Озаглавьте. Стр. 158-163
IV часть
— Прочитайте до слов «В самом деле, Миша увидел, что по улице ходили какие-то господа на тоненьких ножках…».
Озаглавить. Стр.163-164
V часть
— Прочитайте до слов «Миша – к надзирателю».
Озаглавьте. Стр.164
VI часть
— Прочитайте до слов «Между тем Миша пошел далее – и остановился».
Озаглавьте. Стр.165
VII часть
-Прочитайте до слов « — Что во сне видел, Миша? – спросил папенька».
Озаглавьте. Стр.166
VIII часть
— Прочитайте от слов « — Что во сне видел. Миша? – спросил папенька» и до конца.
Озаглавьте. Стр.167
-Итак, какой план к сказке получился? Прочитайте.
План
-
Удивительная табакерка
-
Знакомство с Динь-динь
-
Герои на улице города
-
Встреча с молоточками
-
Господа – дядьки-молоточки
-
Знакомство с надзирателем
-
Сударыня – царевна
-
Миша проснулся
IV Итог урока
— Кто автор произведения.
— Назовите жанр произведения, Докажите, что это сказка.
— Какая будет тема произведения В.Ф. Одоевского
— Что хотел сказать В.Ф. Одоевский своим произведением (главная мысль произведения) (Слайд № 5).
V Игра «Данетка»
— Ну, а сейчас проверим как вы осознали прочитанный самостоятельно текст.
Я вам раздаю вот такие карточки с вопросами, читаете вопрос и ставите плюс, там где вы считаете нужным.
№ вопроса | ДА | НЕТ |
1 | + | |
2 | + | |
3 | + | |
4 | + | |
5 | + | |
6 | + | |
7 | + | |
8 | + | |
9 | + | |
10 | + |
Вопросы для игры
1.Данное произведение сказка? (да)
2. Главный герой мальчик Миша? (да)
3. Табакерка была сделана из золота? (нет)
4. Мальчик-колокольчик говорил скороговорками? (нет)
5. Миша завидовал колокольчикам потому, что они ничего не делают? (да)
6. Колокольчики боялись дядечек-молоточков? (да)
7. Надзирателем в городе-колокольчиков был Валик? (да)
8. Валик всё время работал? (нет)
9. Как звали сударыню царевну — царевна-пружинка? (да)
10. Миша поймёт отчего играет музыка в табакерке, когда разберёт её (табакерку)? (нет) (Слайд № 6)
— После того, как вы всё сделали, поставьте себе сами оценку. На перемене подойдёте, я вам поставлю эту оценку в дневник.
VI Д/з: Сочинить свою сказку «Путешествие в механическую игрушку».
VII Рефлексия: На доске – Колокольчик «Динь-динь» и принцесса «Пружинка».
— А сейчас ребята, кто всё понял, возьмите зелёный колокольчик и прикрепите его ….., а кто ничего не понял, возьмите красный колокольчик и прикрепите его к ……
(Если будут такие детки, которые ничего не поняли, им д.з. прочитать ещё раз сказку).
Вопрос № 7: Одоевский создал свое произведение для детей, с тем, чтобы познакомить их со сложным механизмом музыкальной табакерки, объяснить, что нельзя без особых знаний трогать механический предмет, можно его сломать, показал, что надо быть любознательным, послушным, честным, добрым и внимательным, как мальчик Миша.
Есть те, кто управляет всем, и те, кто выполняет все «поручения». Основная мысль этой сказки в том, что главное в жизни порядок, Как только заведенный порядок нарушается, начинаются бедствия и несчастья.
Онлайн всего: 1 Гостей: 1 Пользователей: 0 | Картотека художественной литературы для подготовительной группы
|
МКОУ «Болоховская основная общеобразовательная школа № 2»
Конспект урока «По страницам любимых сказок»
3 класс
Учитель начальных классов Горскина Т.В.
Тема: Умножение и деление круглых чисел.
Цель: — познакомить с приемами умножения и деления на однозначное число двузначных чисел, оканчивающихся нулем;
— совершенствовать вычислительные навыки, умение сравнивать, решать уравнения, задачи изученных видов;
— закреплять умение записывать выражения и вычислять их значения, знание таблицы умножения;
— развивать наблюдательность, внимание, логическое мышление, умение рассуждать, анализировать;
— воспитывать интерес к занятиям математикой, любовь к чтению.
Оборудование: — игрушка «Конек-Горбунок»;
— «Книга» с иллюстрациями к сказкам;
— игра «Сова»;
— электровикторина;
— грамзапись песни В. Шаинского «В мире много сказок»;
— индивидуальные задания: «Цветик-семицветик», «Потайная дверца», конверт от Незнайки;
— грамзапись сказки «Курочка Ряба»;
— кроссворд «Сказка»;
— портрет А.С.Пушкина;
— выставка книг «Что за прелесть эти сказки»;
— «волшебный» ларец;
— поощрительные призы.
Ход урока.
I. Организационный момент.
II. Сообщение темы урока. Постановка учебной задачи.
Сегодня на уроке математики мы будем изучать,
Как числа круглые делить и умножать.
Будем совершенствовать знания и умения
Используя материалы литературного чтения.
А помогут нам в этом любимые сказочные герои. Конек-Горбунок перенесет нас в чудесную страну сказок. Чтобы Конек-Горбунок нам помог, надо ответить на вопрос: какие числа в математике называются круглыми? (Те, которые оканчиваются нулем). Правильно! Мы с вами в стране сказок!
Первая сказка, в которой мы оказались, «Василиса Премудрая». Ее главная героиня поможет нам изучить новый материал.
Запись темы урока.
III. Объяснение нового материала.
1). Объяснение приема умножения и деления круглых чисел с опорой на рисунок в учебнике (стр. 3, устно).
20 * 3 = …
2 дес. * 3 = 6 дес.
20 * 3 = 60
3 * 20 = …
20 * 3 = 60
3 * 20 = 60
60 : 3 = …
6 дес. : 3 = 2 дес.
60 : 3 = 20
2). Письменное выполнение умножения и деления круглых чисел (у доски).
40 * 2 = …
4 дес. * 2 = 8 дес.
40 * 2 = 80
2 * 40 = …
40 * 2 = 80
2 * 40 = 80
80 : 2 = …
8 дес. : 2 = 4 дес.
80 : 2 = 40
3). Выполнение задания № 1 (стр. 3) с комментированием. Запись ответов.
80, 10, 20, 100, 80.
IV. Закрепление изученного материала.
Умение решать примеры на умножение и деление круглых чисел пригодится нам в пути по страницам других сказок.
1). Мы попали в сказку Александра Милна «Винни-Пух и все-все-все».
Хорошо живет на свете Винни-Пух,
Любит он решать примеры только вслух.
Числа круглые он знает лишь на «пять»,
Ну, а вам задание надо выполнять.
Сова из этой сказки спрашивает: при умножении каких множителей в таблице умножения получаются круглые числа? (2 5; 4 5; 6 5; 8 5)
2). Конек-Горбунок несет нас дальше. Послушайте загадку и узнайте, в какой сказке мы оказались?
Кто работать не хотел,
А играл и песни пел,
К братцу третьему потом
Прибежали в новый дом.
От волка хитрого спаслись,
Но долго хвостики тряслись.
Сказка известна любому ребенку
И называется … («Три поросенка»)
Кто автор этой сказки? (С.Михалков)
Надо помочь поросятам спастись от злого волка, а для этого нам надо решить задачу:
Для постройки домика Наф-Нафу потребовалось 80 кирпичей. Каждый раз он грузил на тачку 8 кирпичей. За сколько раз Наф-Наф перевезет все кирпичи?
Запишите решение (80 : 8 = 10 (раз),
Ответ: за 10 раз)
3). Молодцы! Поросята спаслись от злого волка, а Конек-Горбунок несет нас в следующую сказку. Посмотрите иллюстрацию и скажите, в какой сказке мы оказались? (Ш.Перро «Золушка»)
Злая мачеха дала Золушке задание – решить примеры. Давайте ей поможем, чтобы она успела на бал (использование электровикторины, запись по вариантам)
60 : 3 =
10 * 4 =
40 * 1 : 2 =
2 * 40 =
6 * 10 =
70 : 7 : 5 =
Золушка благодарит вас, теперь она успеет на бал.
4). Физкультминутка.
Послушайте песню о сказках В.Шаинского «В мире много сказок» (обращение к выставке книг)
5). Самостоятельная работа учащихся.
А сейчас поможем еще некоторым сказочным героям.
Индивидуальные задания (у доски):
1 задание. Помоги Буратино найти нужную дверцу. Такой дверцей будет та, где ответом на пример является круглое число.
(18 + 32) : 5 (70 – 61) 2
2 задание. Выполни задание, которое прислал Незнайка (в конверте – карточка с уравнениями)
Реши уравнения:
40 : х = 2 х * 10 = 70
3 задание. Сказка В.Катаева «Цветик-семицветик». Выбери пример с нужным ответом.
Остальные учащиеся получают задания на карточках по вариантам. Взаимопроверка.
Заполни таблицу: Назовите выражение, значением которого является круглое число. | Поставьте нужный знак: 15 : 5 … 15 : 3 24 : 3 … 18 : 3 Можно ли поставить знак, не выполняя вычислений? |
6). Послушайте отрывок из грамзаписи и узнайте, в какую сказку мы попадем сейчас («Курочка Ряба»). Какая это сказка? (русская народная). Решим задачу:
Курочка Ряба снесла 90 яиц, а дед с бабкой разложили их в три коробки поровну. Сколько яиц в трех коробках?
(90 яиц – в 3 к. поровну.
? – в 2 к.
1. 90 : 3 = 30 (яиц)
2. 30 -* 2 = 60 (яиц)
Ответ: 60 яиц )
7). А сейчас Конек-Горбунок перенесет нас в сказку С.Маршака «Двенадцать месяцев». Январь дает задание назвать месяцы года, количество дней в которых является круглым числом (апрель, июнь, сентябрь, ноябрь).
Что общего в написании этих слов? (мягкий знак в конце слова).
Сколько дней в этих месяцах? (30).
На какое число надо разделить число 30, чтобы получить тоже круглое число?
Минутка чистописания (цифра 3).
8). Кроссворд. Найдите ключевое слово.
Под сказочными героями написаны примеры.
54:9=… | 1 | Р | У | С | А | Л | О | Ч | К | А | ||||
2 | Л | Я | Г | У | Ш | К | А | 20:5=… | ||||||
1*3=… | 3 | Ц | А | Р | Ь | |||||||||
4 | Н | Е | З | Н | А | Й | К | А | 90-85=… | |||||
37:37=… | 5 | К | О | Л | О | Б | О | К | ||||||
6 | Ч | Е | Б | У | Р | А | Ш | К | А | 18:9=….. |
V. Подведение итогов.
Сделаем выводы. И если они будут правильными, то волшебный ларец откроется, и вы получите призы!
Чему мы учились, помогая любимым сказочным героям?
Прочитайте название нашей книжной выставки. Кому принадлежат эти слова? (А.С.Пушкину, показ портрета).
Закончите еще одно его высказывание о сказках: «Сказка – ложь, …» (…да в ней намек, добрым молодцам урок).
Как вы понимаете смысл этого выражения? Чему учат сказки?
Какие бывают сказки?
Какие писатели Тульского края сочиняли сказки? Назовите их? (Л.Толстой «Три медведя», Жуковский «Спящая красавица», «Кот в сапогах», «Мальчик-с-пальчик», «Война мышей и лягушек»)
Сказочные герои довольны вашей работой.
Вручение призов – изображение книги с высказываниями: «Математика – гимнастика ума», «Что за прелесть эти сказки».
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное
учреждение «Детский сад «Журавушка» с. Журавлёвка»
Симферопольского района Республики Крым
Ул. Мира, д.16, с.Журавлёвка, Симферопольский район, Республика Крым,297512, тел.+79788103007, е-mail:zhuravushka_zhuravlevka@mail.ru
_____________________________________________________________________
Конспект непосредственной образовательной деятельности
в старшей группе
по нравственно- патриотическому воспитанию
«Крым — многонациональный»
Составили:
Ст. воспитатель Потапова Ю.В.
с.Журавлевка 2020 год
Цель: Расширять и углублять знания детей о родном крае. Знакомить дошкольников с народами Крыма, с их традициями, культурой, бытом, народными костюмами. Формировать социальные навыки толерантного поведения. Воспитывать гражданские – патриотические чувства: гордость за свою Родину.
Предварительная работа: чтение стихотворений о Родине, Крыме; рассматривание карты Крыма; беседы о Крыме,беседа о традициях,чтение пословиц и поговорок о Родине..
Словарная работа:национальность, многонациональный Крым,кокошник, кушак, феска,марама, шаровары.
Материал: Карта Крыма, куклы в национальных костюмах, деревянные фигурки животных, кукла мотанка, матрешка, дымковские, филимоновские игрушки, украинский веночек, презентация по теме.
Ход:
Во время хода мероприятия на экране появляются слайды соответствующие темам бесед.
В-ль: Здравствуйте, ребята, здравствуйте, гости. Мы приветствуем вас в нашей группе.
Дети:Мир Вам, гости долгожданные,
Что пришли к нам в добрый час!
Встречу тёплую желанную
Приготовили для Вас!
В-ль:Дорогие ребята! Сегодня мы снова говорим о нашей Родине, о маленьком полуострове .(слайд карта Крыма)
Есть на земле удивительный полуостров, которого населяют народы разных национальностей.
Для всех этот полуостров является Родиной, местом, где мы родились, живем, трудимся, где живут наши родители и друзья.Это наша с вами Родина.
— Что мы Родиной зовем?
Дом, где мы живем.
И березки у дороги, по которой мы идём.
— Что мы Родиной зовём?
Солнце в небе голубом.
И душистый, золотистый Хлеб за праздничным столом.
Что мы Родиной зовём?
Край, где мы с тобой живём!
Прославляя свою Родину, люди сложили много пословиц и поговорок.
Давайте вспомним их.
Человек без Родины, что соловей без песни.
Родину мать умей защищать.
Нет ничего краше, чем Родина наша.
Жить – Родине служить.
Охранять природу – значит охранять Родину.
Если дружба велика, будет Родина крепка.
Родная земля и в горсти мила.
Береги Родину, как зеницу ока.
Родной край -сердцу рай.
Молодцы, много знаете пословиц о Родине.
Вы уже догадались, о каком полуострове идёт речь.
Дети: Это Крым.
В-ль: Правильно ,ребята, это Крым. Посмотрите на карту Крыма и мы увидим как богат наш Крым .Чем богат Крым?
Дети: в Крыму есть горы, леса, города и поселки, его омывают 2 моря.(слайды горы,моря, леса)
В-ль: Да , а еще наш Крым очень богат людьми. Все эти люди Крыма одинаковы тем, что очень добрые, отзывчивые, доброжелательные гостеприимные. Посмотрите друг на друга мы все одинаковые и в то е время чем-то отличаемся. Чем?
Дети: Мы отличаемся цветом волос и глаз, у нас разные имена и фамилии…
В-ль: Да, еще люди Крыма отличаются национальностями. Наш Крым называют многонациональным. На полуострове насчитывается более 100 национальностей :русские крымские татары, украинцы, болгары, евреи, белорусы, греки, немцы, караимы, армяне, азербайджанцы…(слад народов Крыма)
Все эти национальности хранят свою культуру, традиции, национальные блюда, костюмы, которые передают из поколения в поколение и учат детей чтить и не забывать о них.
В ваших семьях есть тоже свои традиции?
Дети: да, собираются за столом все родственники по праздникам, печь блины на масленицу, наряжать новогоднюю елку…
В-ль: Да! Действительно наш Крым стал родным домом для многих людей. И все они хотят дружить и жить в мире.
И не зря говорят, что главное богатство Крыма – это люди!
А как называют людей, живущих в Крыму?
Дети:Крымчане!Я – крымчанин!
Крым, как солнце, один в этом мире;
Крым – это степь и курганы седые;
Крым — это море поющее песни;
Родина нам дана только одна;
Пусть будет каждый здесь счастлив всегда!
В-ль: Дорогие ребята! Сегодня мы с вами о трех многочисленных народах, которые живут в нашем общем доме, под названием Крым.
Сейчас мы познакомимся с вами с русскими.(слайд русскаяизба)
В-ль: Много традиций было русского народа : водить хороводы, обмениваться подарками… На Руси давным-давно, существовал такой обычай, когда купали первый раз маленького ребенка, бабушки и дедушки клали в таз с водой уголёк, зернышки и монетки.
А зачем клали эти вещи?
Уголёк – домашнее тепло;
Зернышки, чтоб всегда был сыт;
А монетки – к богатству.
Жили люди в избе- так назывался дом древней Русси. В каждом доме обязательно была русская печка – сердце избы. В печке готовили еду: щи, пекли пироги и блины.Спали на печке, там было тепло и уютно. Вечерами дети лежали на печи, а взрослые сидели на лавках и рассказывали сказки. Вот от туда и пришли к нам русские народные сказки, которые вы и сейчас любите слушать. Какие вы знаете русские народные сказки?
Дети: Колобок, Теремок…
В-ль: Русские люди очень веселые.Они пели много песен, частушек и играли н музыкальных инструментах –балалайке и гармошке.(показывает балалайку и гармошку) и плясали «Кадриль», «Камаринскую».Послушайте русскую народную музыку и посмотрите , как наши дети танцуют «Кадриль»
звучит русская народная музыка дети в русских костюмах танцуют «Кадриль»
В-ль. Я предлагаю поиграть в русскую народную игру «Заря-заряница»
Дети стали в круг (руки держат за спиной) Водящий ходит за кругом, за спиной игроков и говорит:
Заря-заряница
Красная девица
По полю ходила
Ключи обронила
Ключи золотые
Платочки голубые
С последними словами заря осторожно кладет платок на плечо одному из игроков и оба бегут в разные стороны, по кругу, выиграл тот кто быстрее прибежит и стал на свободное место.
В-ль: Обратите внимание на костюмы наших деток .Это русские народные костюмы : девушки носили яркий сарафан, на голове у них были кокошник или просто повязка (показывает куклу в народном костюме)Парни одевали рубашку которая называлась косоворотка, потому ,что у нее застежка-ворот был на боку и широкие штаны.
Дети играли самодельными игрушками :Матрешками вытачивали ее из дерева (показывает матрешку),лепили из глины всевозможные свистульки,куклы, фигурки животных и расписывали яркими узорами (показывает дымковские, филимоновские игрушки)
В-ль: Какой русский народ?
Дети: трудолюбивый, добрый, простой, гостеприимный.
В-ль:Вот мы и познакомились с русским народом .а теперь пора познакомиться с крымскими татарами.
(Звучит крымско-татарская народная музыка, входят дети в крымско-татарских национальных костюмах, показывают крымско-татарский танец)
Дети: Сейлямалейкум!
В-ль: Обычаи встречать и принимать гостей, свойственны людям любой национальности. Но о гостеприимности крымско-татарского народа слагают легенды.
Крымско-татарская семья в самом приходе гостей в дом, видит доброе предзнаменование. Гость – почетный и уважаемый человек.
А какие же обычаи есть у крымских татар?
Крымские татары заботливы и вежливы к своим гостям. Хозяева дома накрывают на стол и встречают гостей ароматным кофе. Гость занимает лучшее место за столом.
А еще в наших семьях существует обычай целовать руку родителям, дедушкам, бабушкам в знак уважения к старшим. А когда выполняют просьбу старших, то говорят: «Живи дольше, чем я!»
Жили татары в домах, сделанных из глины и соломы. Готовили еду в тандыре — это такая печка( слайд дома и тандыра) Пекли пироги, варили плов и сладости.
На гуляньях люди показывают свою силу и ловкость. Давайте поиграем в игру крымско-татарского народа «Тимербай»
Дети становятся в круг, в центре круга Тимербай (Мелек), дети повторяют движения за Тимербаем
Пять детей у Тимербая
Дружно, весело играют (движения руками)
В речке быстрой искупались
Намочились, наплескались
И красиво нарядились
Друг на друга поглядели
И сделали вот так! (с последними словами сделали какое-нибудь движение, все должны его повторить.Затем Тимербаем становится другой ребенок)
Обратите внимание на крымско-татарский костюм: девушки носили платье,подвязанное поясом, штанишки-шаровары, на голове была феска и марама; парни широкие штаны,рубаху,жилетка подвязанная поясом-кушак, на голове каракулевая шапка.
Детям шили кукол из ткани или фигурки животных из дерева (показывает куклу и фигурки животных из дерева)
В-ль: Ребята, скажите какой крымско-татарский народ!
Дети:смелый, сильный гостеприимный, трудолюбивый…
В-ль: мы познакомились с крымскими татарами и продолжаем знакомиться с народами Крыма. Следующие это украинцы.
В-ль: Доброго дня! Так звучит приветствие на украинском языке.
Украинцы жили в Крыму и дом их назывался Хата. ( слайд украинская хата)Хата была крыта соломенной крышей .Так же ,как и у русского народа в хате была печь. В печи готовили национальные блюда галушки и вареники с картошкой, с сыром, с ягодами.
Вечерами люди собирались вместе пели песни,рассказывали различные истории играли на музыкальных инструментах, танцевали .посмотрите украинский народный танец и послушайте украинскую музыку.
(дети в костюмах танцуют украинский парный танец)
В-ль:Давайте рассмотри украинский костюм: Украинская рубашка вышитая красивым орнаментом называется вышиванка.У девушек юбка- спиднця, поверх фартук.У парня вышиванка,широкие штаны-шаровары и широкий пояс кушак.
Давней традицией у украинских девушек это плетение веночков.
Украинский веночек это не просто головной убор, это оберег. Его носили на голове молодые девушки, считалось, что в нем есть волшебная сила, которая защищает от беды.
В венок вплетали лечебные травы, лук, чеснок, колосья, ленты. Его нужно было беречь, а если потерял, то жди беды.При рождении ребенка делали куклу-мотанку. Такая кукла была как ребенок в пеленках, ее клали в детскую кроватку, она оберегала и охраняла ребенка.
Приглашаем всех друзей поиграть в народную украинскую игру «Калина» (дети становятся в круг)
Ой на горі калина, (3 раза хлопнуть в ладоши)
Під горою малина, (руки на поясе, поворот)
Ой так, на горі калина, (поворт вокруг себя)
Ой так, під горою малина(малый круг 4 шага)
Там зійшласядітвора, .(большой круг 4 шага)
Танцювати почала.
В-ль: Ребята, какой украинский народ?
Дети:певучий, трудолюбивый, честный, сильный …
В-ль: Мы сегодня познакомились только с тремя национальностями Крыма.Впереди у нас еще много нового .Мы узнаем о других народах.
Даже если мало места,
Все равно нам здесь не тесно!
Вместе мы одна семья
Все народы здесь друзья!
Хоровод дружбы!
В-ль: Дорогие ребята! Любите свою Родину! Старайтесь больше узнать о ней! Берегите свою Родину!Помните , что мы все люди нашей Родины и мы уважаем и любим всех людей нашего полуострова.
Крым- наша Родина !Помните это!
Души не жалейте ради нее.
Пустьнад зеленым островом этим.
Мирное,доброе солнце встает!
Адрес публикации: https://www.prodlenka.org/metodicheskie-razrabotki/478764-krymmnogonacionalnyj