Русская народная сказка белая уточка 2 класс 21 век презентация

Слайд 1 социокультурные истоки русская народная сказка белая уточкаслайд 2уважаемые родители! предлагаем вам познакомить вашего ребнка с б огатством русской

Слайд 1

« Социокультурные истоки» РУССКАЯ НАРОДНАЯ СКАЗКА «БЕЛАЯ УТОЧКА»

Слайд 2

Уважаемые родители! Предлагаем Вам познакомить вашего ребёнка с б огатством русской народной мудрости – сказкой. Перед прочтением сказки поговорите с ребёнком на одну из представленных здесь тем: « Что такое мудрость» «Где мудрость живет » « Мудрые слова» «Кто мудрости учит » « Почему бабушка и дедушка – мудрецы» « Как сказка и пословица учат мудрости»

Слайд 3

Один князь женился на прекрасной княжне и не успел еще на нее наглядеться, не успел с нею наговориться, не успел ее наслушаться, а уж надо было им расставаться, надо было ему ехать в дальний путь, покидать жену на чужих руках.

Слайд 4

Что делать! Говорят, век обнявшись не просидеть. Много плакала княгиня, много князь ее уговаривал, заповедовал не покидать высока терема, не ходить на беседу, с дурными людьми не ватажиться , худых речей не слушаться. Княгиня обещала все исполнить. Князь уехал, она заперлась в своем покое и не выходит.

Слайд 5

Долго ли, коротко ли, пришла к ней женщина, казалось — такая простая, сердечная ! — Что,- говорит,- ты скучаешь? Хоть бы на божий свет поглядела, хоть бы по саду прошлась, тоску размыкала. Долго княгиня отговаривалась, не хотела, наконец подумала: по саду походить не беда,- и пошла.

Слайд 6

В саду разливалась ключевая хрустальная вода. — Что,- говорит женщина,- день такой жаркий, солнце палит, а водица студеная так и плещет, не искупаться ли нам здесь? — Нет, нет, не хочу!- А там подумала: ведь искупаться не беда! Скинула сарафанчик и прыгнула в воду.

Слайд 7

Только окунулась, женщина ударила ее по спине. — Плыви ты,- говорит,- белою уточкой! И поплыла княгиня белою уточкой.

Слайд 8

Ведьма тотчас нарядилась в ее платье, убралась, намалевалась и села ожидать князя. Только щенок вякнул, колокольчик звякнул, она уж бежит навстречу, бросилась к князю, целует, милует. Он обрадовался, сам руки протянул и не распознал ее. А белая уточка нанесла яичек, вывела деточек: двух хороших, а третьего — заморышка ; и деточки ее вышли — ребяточки .

Слайд 9

Она их вырастила, стали они по реченьке ходить, злату рыбку ловить, лоскутики собирать, кафтанчики сшивать, да выскакивать на бережок, да поглядывать на лужок.

Слайд 10

— Ох, не ходите туда, дети!- говорила мать. Дети не слушали; нынче поиграют на травке, завтра побегают по муравке, дальше, дальше — и забрались на княжий двор. Ведьма чутьем их узнала, зубами заскрипела. Вот она позвала деточек, накормила-напоила и спать уложила, а там велела разложить огня, навесить котлы, наточить ножи. Легли два братца и заснули; а заморышка , чтоб не застудить, приказала им мать в пазушке носить,- заморышек-то и не спит, все слышит, все видит. Ночью пришла ведьма под дверь и спрашивает: — Спите вы, детки, иль нет? Заморышек отвечает: — Мы спим — не спим, думу думаем, что хотят нас всех порезати : огни кладут калиновые, котлы высят кипучие, ножи точат булатные! — Не спят! Ведьма ушла, походила-походила, опять под дверь. — Спите, детки, или нет? Заморышек опять говорит то же: — Мы спим — не спим, думу думаем, что хотят нас всех порезати : огни кладут калиновые, котлы высят кипучие, ножи точат булатные!

Слайд 11

“Что же это все один голос?”- подумала ведьма, отворила потихоньку дверь, видит: оба брата спят крепким сном, тотчас обвела их мертвой рукой — и они померли. Поутру белая уточка зовет деток: детки не идут. Зачуяло ее сердце, встрепенулась она и полетела на княжий двор. На княжьем дворе, белы как платочки, холодны как пласточки , лежали братцы рядышком. Кинулась она к ним, бросилась, крылышки распустила, деточек обхватила и материнским голосом завопила: Кря , кря , мои деточки ! Кря , кря , голубяточки ! Я нуждой вас выхаживала, Я слезой вас выпаивала, Темну ночь недосыпала, Сладок кус недоедала!— Жена, слышишь, небывалое? Утка приговаривает. — Это тебе чудится! Велите утку со двора прогнать !

Слайд 12

Ее прогонят, она облетит да опять к деткам: Кря , кря , мои деточки ! Кря , кря , голубяточки ! Погубила вас ведьма старая , Ведьма старая , змея лютая, Змея лютая, подколодная; Отняла у нас отца родного, Отца родного — моего мужа, Потопила нас в быстрой реченьке, Обратила нас в белых уточек, А сама живет-величается!

Слайд 13

“Эге!” — подумал князь и закричал: — Поймайте мне белую уточку! Бросились все, а белая уточка летает и никому не дается ; Выбежал князь сам, она к нему на руки пала . Взял он ее за крылышко и говорит: — Стань белая береза у меня позади, а красная девица впереди!

Слайд 14

Белая береза вытянулась у него позади, а красная девица стала впереди, и в красной девице князь узнал свою молодую княгиню. Тотчас поймали сороку, подвязали ей два пузырька, велели в один набрать воды живящей, в другой — говорящей.

Слайд 15

Сорока слетала, принесла воды. Сбрызнули деток живящею водою — они встрепенулись, сбрызнули говорящею — они заговорили.

Слайд 16

И стала у князя целая семья, и стали все жить-поживать, добро наживать, худо забывать.

Слайд 17

А ведьму привязали к лошадиному хвосту, размыкали по полю: где оторвалась нога — там стала кочерга; где рука — там грабли; где голова — там куст да колода. Налетели птицы — мясо поклевали, поднялися ветры — кости разметали, и не осталось от ней ни следа, ни памяти! (Из сборника А.Н. Афанасьева «Народные русские сказки)

Слайд 18

После прочтения сказки, предлагаем родителям, задать детям вопросы по сюжету и нарисовать героиню сказки белую уточку. Вопросы: — О чем сказка? — Как называется? — Какой герой понравился больше всего? Почему? — Каких героев можно назвать добрыми? — Кто в сказке совершил злой поступок? -Как бы я поступил на месте братьев? — Каких добрых героев вы еще знаете? — Как вы думаете, что такое доброта? — О каком человеке можно сказать, что он добрый? — О каком человеке можно сказать, что он добродушный? Добросердечный? Какому человеку легче прожить доброму или злому? Почему ?

Слайд 19

Не забудьте сфотографировать своего ребёнка в процессе выполнения работы и отправить фотографию своим воспитателям.

Цели: проанализировать сказку, помочь раскрыть тему семьи в произведении, формировать интерес и умение работать с текстом, развивать творческие способности детей, воспитывать чувство взаимопомощи, дружбы и любви к близким.

Оборудование: детские рисунки на тему «Моя семья», бусы.

Ход урока

1. Организационный момент.

2. Постановка темы и целей урока.

На сегодняшнем уроке мы проанализируем русскую сказку «Белая уточка», которую вы должны были прочитать дома.

О ком эта сказка? (О княгине-уточке, её детях и князе.)

А как одним словом можно их назвать? (Семья.)

Ребята, то, о чём говориться в произведении, называется его темой. Какая же тема сказки будет сегодня нами обсуждаться? (Тема семьи).

Сегодня на уроке мы обсудим произведение, разберёмся в его теме, попробуем раскрыть проблему добра и зла, поговорим о любви и дружбе, продолжим учиться работать с текстом произведения и постараемся раскрыть ваши творческие способности.

3. Работа с текстом сказки. Раскрытие темы семьи, добра и зла в сказке.

Ребята, с текстом народной сказки «Белая уточка» вы уже знакомы. Можно ли отнести её к произведениям о семье? Почему? Давайте вспомним содержание сказки и проанализируем её.

С чего начинается сказка? Послушалась ли жена князя? Что с ней случилось? Зачитайте. Какой вывод можно сделать?

Сказка учит, что нельзя всем доверять, в мире есть добро и зло и порой кто-то творит ужасные дела.

Какой матерью мы видим княгиню? Легко ли жилось ей? Найдите и зачитайте эти строки.

Да, вы наверное уже поняли то, что никто лучше мамы о вас не позаботится.

О чём же беспокоилась уточка, о чём просила детей? Зачитайте эти строки в произведении.

В народе есть пословица «Дети – радость, детки и горе». Кака вы её понимаете?

Опыт показывает, что с непослушными детьми всегда что-то случается плохое. Так произошло и в сказке. Что случилось с непослушными утятами, мы увидим в сценке, которую подготовила группа ребят, пожелавшая выполнить именно это творческое задание. (Дети инсценируют данный отрывок сказки).

Как в сложной ситуации ведёт себя младший сын? Каким он показан в сказке? (Смелым, сообразительным, находчивым).

Почему его назвали Заморышем, если он такой хороший?

Дело в том, что на Руси самых красивых, умных детей называли «дурак», «дурачёк», «заморыш», чтобы уберечь от дурного сглаза и злых сил. Как видите, Заморыш – особый ребёнок.

Сердце матери беду чует. Почуяла беду и уточка-мать и полетела на княжий двор, где и увидела своих деток, лежащих рядком. Как повела себя мать? (Жалобно запела, запричитала). Как она называет своих деток? Почему?

Кто помог уточке в горе? (Князь.)

Как, с помощью чего он сломал колдовские чары? Что стало с детьми?

Наконец, семья воссоединилась, злые силы побеждены.

На какие группы мы можем поделить героев сказки? (Положительные и отрицательные герои.)

Назовите положительных и отрицательных героев сказки.

Посмотрите, как много положительных героев. Так и в жизни бывает: добрых людей намного больше, поэтому добро всегда побеждает зло.

4. Работа над расширением представления детей о счастье, беседа о дружбе и взаимопомощи.

Посмотрите, какая уточка маленькая и нежная, а сколько в ней силы и любви к детям! Так и ваши мамы на многое способны ради вас, детей. Почему, как вы думаете?

О любви к своим мамам расскажут в своих собственных стихотворениях ребята из нашего класса. (Дети читают свои стихи о мамах).

Какой же мы назовём семью, в которой княгиня – необыкновенно сильная и заботливая мать, князь тоже любит жену, спасает её от колдовских чар, дети заботятся друг о друге? (Счастливой.)

Чтобы всем хорошо жилось в семье, какими нужно быть всем её членам? (Дружными, любящими, заботливыми, добрыми.)

Если все будут такими, то семья будет счастливой. А в счастливой семье всем хорошо, всё под силу: и добрые дела творить, и с трудностями справиться.

Все вы нарисовали рисунки, в которых изобразили свою семью. Глядя на них, я думаю, что в нашем классе много таких дружных семей.

У нас есть ребята, которые написали сочинения о своей семье. Давайте их послушаем. (Дети читают свои сочинения.)

Ребята, вы должны знать, что многое в семье зависит и от вас, детей. Ведь вы не всегда слушаете родителей, выполняете их просьбы, считаете, что родители излишне много дают советов. А вы не задумывались, почему они это делают? Чем они озабочены, чего от вас ждут? (Чтобы мы были добрыми, отзывчивыми, трудолюбивыми, честными людьми.)

Постарайтесь понять своих родителей. Они хотят вам счастья. Все родители хотели бы гордиться своими детьми, а я хотела бы гордиться каждым из вас, так как все мы одна школьная семья.  Послушаем, что написала о нашем классе в своём сочинении ученица нашего класса.

А как думают другие дети? Может кто-то хотел бы что-то изменить в жизни нашего класса?

Конечно, всем нам надо постараться быть друг к другу терпимее, дружнее, замечать всё лучшее, что есть в душе каждого из вас. Тогда мы сможем назвать нашу школьную семью счастливой, и вы все с радостью станете приходить в класс.

На уроках, классных часах мы много говорили о тех качествах характера, за которые можно уважать и любить человека. Все вы подарили мне бусинки, в которые вложили всё доброе и хорошее, что есть в душе каждого из вас. Посмотрите, какие чудесные бусы из низ получились! Какие в них разные бусинки, так и мы с вами все разные, непохожие друг на друга. Посмотрите, как плотно они прилегают друг к другу! Мне хотелось бы, чтобы и вы были такими же сплочёнными, дружными, уважающими и понимающими друг друга. А родителей нужно почитать, тогда и вы, и те, кто рядом с вами, будут счастливы!

Ребята, о чём я сейчас буду говорить? Отгадайте.

Она – откровение для уставших, дневной свет для тех, кто пал духом, солнечный луч для опечаленных и лучшее противоядие от неприятностей. (Улыбка.)

Как известно, с чего начинается счастье? (С улыбки). Так давай те подарим свои улыбки друг другу и станем от этого чуточку счастливее.

5. Итог урока. Обобщение.

О чем сегодня говорили?

Есть ли ребята, для которых разговор оказался полезным, заставил задуматься?

А может кто-то захотел в себе что-то изменить?

Мне было приятно сегодня с вами общаться. Вы были активными и интересными собеседниками, умеющими слушать и рассуждать. А ребятам, выполнившим к уроку творческие задания, хочется сказать, что вы молодцы, замечательно с ними справились. Спасибо вам всем!

Урок литературного чтения. 2-й класс 17 февраля 2016 г.

Тема урока: Дорогами сказок.

Тема семьи в русской народной сказке «Белая уточка»

Цель: Создание условий для развития критического мышления через анализ русской народной сказки «Белая уточка».

Задачи:

Образовательные: познакомиться с русской народной сказкой «Белая уточка» и проанализировать её; актуализировать имеющиеся у учащихся знания в связи с изучаемым материалом.

Развивающие: формировать познавательные универсальные учебные действия в ходе работы с текстом;

Воспитательные: воспитывать  интерес к устному народному творчеству; пробуждать творческую активность детей, стимулировать воображение, желание включаться в творческую деятельность; мотивировать ситуацию  успеха и достижений, творческой самореализации учащихся; воспитывать сочувствие и сопереживание по отношению к близким людям.

Планируемые результаты:

Предметные: развитие смыслового чтения через анализ русской народной сказки «Белая уточка»;

Метапредметные:

Регулятивные:

— осознание значимости чтения для личного развития;

— овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности;

— формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;

— освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;

— овладение логическими действиями анализа, обобщения; установление аналогий и причинно-следственных связей; построение рассуждений;

Познавательные:

— использование разных видов чтения (смысловое, выборочное, поисковое);

— умение осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику сказки, участвовать в её обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев;

— активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач;

 Коммуникативные:

— готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою;

— излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;

Личностные:

— формирование уважительного отношения к иному мнению;

— принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;

— развитие доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

— развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях; — самооценка своей деятельности на уроке;

Оборудование:

  • учебная хрестоматия Л.А. Ефросининой «Литературное чтение» 2 класс;

  • презентация к уроку

  • книжка-раскладушка

  • карточки для групповой работы и для работы в паре.

  • карточки для словарной работы

  • толковый словарь В. Даля, словарь русского языка Ожегова.

Ход урока 1. Организационный момент. Мотивирование к учебной деятельности.

Доброе утро, ребята! Мне приятно вас видеть. Поприветствуйте наших гостей. Пожелайте друг другу удачи. Пусть это утро несет нам радость общения, наполнит наши сердца прекрасными чувствами. Итак, у нас урок литературного чтения. – Для чего нам необходим урок литературного чтения?

2. Актуализация опорных знаний учащихся.

— Давайте, вспомним, с произведениями, какого жанра мы работали на предыдущих уроках? (сказка) — Что такое сказка? (Сказка это — повествовательное, обычно народнопоэтическое или авторское, произведение о вымышленных лицах и событиях, преимущественно с участием волшебных, фантастических лиц.) Слайд 2 – Что это? (названия сказок). «Воробьишко» (авторская), народные: «Теремок» (о животных), «Каша из топора» (бытовая), «Царевна-лягушка» (волшебная). Исключите лишнюю. («Воробьишко» Почему? (авторская, остальные народные) — Проверка д/з.(М. Горький Воробьишко) (тест) Самопроверка

№ вопр.

1

2

3

4

5

6

Ответ

а

в

б

б

в

а

Ключ к тесту

Слайд 3

Слайд 4 — А теперь разделите оставшиеся сказки на три группы. (волшебная, бытовая, о животных) Смена динамических поз II. Введение в тему урока, постановка целей урока.

— Я думаю, что вам хочется сегодня на уроке познакомиться с новой сказкой?

— Ну, тогда в путь! Слайд 5

— Прочитайте предложение: «В какой семье любовь да совет, в той и горя нет».

— Что можете сказать о прочитанном? (это пословица)

— Как вы понимаете данную пословицу?

Р

Ю

Ж

П

Б

Н

М

Д

Н

Е

У

П

Р

Л

Т

О

Ч

К

А

Ж

Д

Ю

М

Я

— Как вы думаете, какое отношение она имеет к сегодняшнему уроку? (высказывание предположений) Постановка учебной задачи. — Ребята, вы, наверное, уже догадались с произведением какого жанра и на какую тему мы познакомимся сегодня на уроке. Название этой сказки вы узнаете поработав в паре. (карточка) Зачеркните повторяющиеся буквы, из оставшихся получите название этой сказки (работа в парах).

— Может кто-то попытается сформулировать тему нашего урока?

— Итак, сегодня мы знакомимся с РНС «Белая уточка» (Выставляю в книжку-раскл. титул сказки)

Поставим задачи на сегодняшний урок.

КАРТОЧКА НА ДОСКУ:

— Познакомимся со сказкой.

— Обсудим её.

— Выполним задания

— Определим основную мысль.

— Составим книжку-раскладушку

Путешествие в сказку продолжается. Надеюсь на вашу активную работу. — Откройте учебник на 128 стр. прочитайте название сказки — Выскажите свои предположения, о чём пойдёт речь в этой сказке? (высказывание предположений) Смена динамических поз

IV. Работа по теме урока.

1. Первичное восприятие произведения. – Послушайте сказку. (читают 3 хорошо читающих учащихся). – Понравилась ли вам сказка? — Ваши впечатления от прочитанного? Какие чувства вы испытывали, слушая сказку? (радость, тревогу, огорчение, …)

Работа со зрительными метками. (зоны)

— Посмотрите внимательно по классу и найдите слова из сказки, которые мы сейчас не употребляем в речи (устаревшие слова). — Где можем узнать лексическое значение слова? (Толковый словарь В.Даля).- Пока ребята ищут значение в словарях, давайте попытаемся объяснить их толкование.

Размыкать тоску – рассеять, забыть, развеять.

Заморыш – особый ребенок (дело в том, что на Руси самых красивых, умных детей называли «дурак», «дурачок», «заморыш», чтобы уберечь от дурного завистливого взгляда и злых сил).

Завопила – жалобно запела, запричитала.

Худые речи – дурные, плохие, нехорошие.

Физкультминутка. Вы, наверное, устали?
Ну, тогда все дружно встали.
1 – 2 – 3 – 4 – 5 – все умеем мы читать

Отдыхать умеем тоже.

Руки за спину положим

Голову поднимем выше

И легко, легко подышим.

На зарядку солнышко поднимает нас,

Поднимаем руки мы по команде «раз».

А над нами весело шелестит листва

Опускаем руки мы по команде «два»

Ветер тихо клён качает,

Вправо, влево наклоняет.

Раз — наклон, два – наклон,

Зашумел листвою он. Смена динамических поз

2. Повторный анализ сказки, выборочное зачитывание: -Текст мы будем читать с остановками, будем думать, рассуждать, отвечать на вопросы. (Обратить внимание на план. — Мы познакомились со сказкой, обсудили её, а теперь выполним задания)

– Прочитайте 1 часть сказки жужжащим чтением и проведите «расследование»: — Почему князю и княжне пришлось расстаться? — Какой наказ дал князь своей жене?

– Прочитайте 2 часть сказки чтением молча и найдите ответ на вопрос: – О чём беспокоилась уточка, о чём просила детей? Зачитайте эти строки. — Послушались ли дети матери? Что они сделали и что из этого вышло? — Как себя в сложной ситуации ведёт младший сын? Каким он показан в сказке? (Смелым, сообразительным, находчивым)

— Сердце матери чует беду. Почуяла её и уточка-мать.

– Прочитайте 3 часть сказки и отметьте карандашом ответ на вопрос: — Как повела себя уточка-мать на княжьем дворе, увидев своих деток, лежащих рядком? (жалобно запела, запричитала). Пометки выполняйте аккуратно.

— Кто помог уточке в горе? (князь)

— С помощью чего были разрушены колдовские чары? (заклинание, живящая и говорящая вода). – Какое заклинание произнёс князь? Прочитайте.

— Что стало с источником зла – ведьмой? Зачитайте отрывок.

– Докажите, что это сказка. — К какому виду сказок относится данная сказка? (волшебная). — Какие признаки волшебной сказки присутствуют? (чудесные превращения, троекратные повторы, присказки, сказочные помощники, невероятные события) — Семья воссоединилась, злые силы побеждены. — В народе говорят: «Сказка ложь, да в ней намёк, добрым молодцам урок».

— Какой урок для себя вы вынесли, познакомившись с этой сказкой? (Всегда нужно слушаться и выполнять то, о чем тебя просит тот, кто тебя сильно любит. Не стоит доверять незнакомым людям. В мире кроме добра есть и зло). (сначала княжна ослушалась мужа, потом сыновья ослушались мать)

— Какой пункт плана мы выполнили?

Физминутка для глаз (офтальмотренажер)

Глазки наши, отдохните,

Под ресничками вздремните.

Глазки крепко закрываем,
Дружно до пяти считаем.
Открываем, поморгаем,
И работать продолжаем. Смена динамических поз (все дети сидят за партами)

Работа в группах над осмыслением содержания сказки. — Чтобы глубже разобраться в сказке, в её содержание, поработаем в группах. Времени даётся на работу в группе – 5 минут. Результат работы групп мы помещаем на книжку-раскладушку.

А помните ли вы правила работы в группе?

  1. Умей выслушать каждого.

  2. Уважай собеседника.

  3. Приди к единому мнению.

  4. Добивайся успеха.

— Читаем задание, быстро обсуждаем и выполняем.

1 группа – Составьте модель обложки.Пользуясь моделью, расскажите о произведении все. (Русская народная сказка «Белая уточка»; волшебная сказка).

2 группа – Расположите иллюстрации в порядке развития сюжета.

3 группа – Обсудите в группе, кто из героев сказки является положительным, а кто отрицательным. Соедини стрелками героя и качество, которым этот герой обладает.

Князь

Любящий

Смелый

Хитрый

Весёлый

Ведьма

Злой

Заботливый

Не послушный

Внимательный

Преданный

Княгиня

Любопытный

Доверчивый

Шаловливый

Отважный

Добрый

Коварный

Жестокий

Ребятки

4 группа – Соедините начало пословиц с продолжением:

  1. На что и клад..(когда в семье лад).

  2. Вся семья вместе…(так и душа на месте)

  3. Нет милее дружка…(чем родная матушка)

  4. Кто мать и отца почитает … (тот вовеки не погибает)

— Обсудите с товарищами, какая пословица подходит к этой сказке. — Какой пословицей можно заменить заголовок сказки.

Отчет групп о проделанной работе.

Тест – А теперь, я предлагаю вам ответить на несколько вопросов теста. (Тест-презентация)

— Ребята 3 группы назвали положительных и отрицательных героев сказки.

— Посмотрите, как много положительных героев. Так и в жизни бывает: добрых людей намного больше, чем плохих. Поэтому добро всегда побеждает зло.

— Обратимся к нашим задачам в начале урока. Всё ли мы выполнили?

— Что нового для себя сегодня узнали?

– Чему учит сказка? (Послушанию. Когда дети себя ведут послушно – это для родителей радость. С непослушными детьми всегда что-то случается плохое.) — О чем ты расскажешь дома после уроков? Что вы взяли с собой в портфеле после нашего урока?

— Дома вам нужно подготовить пересказ сказки.

V. Итог урока. (Слайд)

VI. Рефлексия учебной деятельности

— Теперь проанализируйте всё, что сегодня было на уроке, что вы делали, всё ли вам понравилось, всё ли удалось, оцените свою работу . Если всё получилось, вы довольны своей работой — подарите уточке белое пёрышко. Не всё получилось, но понял какие ошибки допустил — голубое. Ничего не получилось, но хотел бы работать лучше — синее.

Белая уточка

Сказки » Сказки народов мира » Русские народные сказки » Белая уточка

Порекомендовать к прочтению:

дин князь женился на прекрасной княжне и не успел еще на нее наглядеться, не успел с нею наговориться, не успел ее наслушаться, а уж надо было им расставаться, надо было ему ехать в дальний путь, покидать жену на чужих руках. Что делать! Говорят, век обнявшись не просидеть.

Много плакала княгиня, много князь ее уговаривал, заповедовал не покидать высока терема, не ходить на беседу, с дурными людьми не ватажиться, худых речей не слушаться. Княгиня обещала все исполнить.

Князь уехал, она заперлась в своем покое и не выходит.

Долго ли, коротко ли, пришла к ней женщина, казалось — такая простая, сердечная!

— Что, — говорит, — ты скучаешь? Хоть бы на божий свет поглядела, хоть бы по саду прошлась, тоску размыкала.

Долго княгиня отговаривалась, не хотела, наконец подумала: “По саду походить не беда”,— и пошла.

В саду разливалась ключевая хрустальная вода.

— Что, — говорит женщина, — день такой жаркий, солнце палит, а водица студеная так и плещет, не искупаться ли нам здесь?

— Нет, нет, не хочу! — А там подумала: “Ведь искупаться — не беда!”

Скинула сарафанчик и прыгнула в воду. Только окунулась, женщина ударила ее по спине: — Плыви ты, — говорит, — белою уточкой!

И поплыла княгиня белою уточкой.

Ведьма тотчас нарядилась в ее платье, убралась, намалевалась и села ожидать князя.

Только щенок вякнул, колокольчик звякнул, она уж бежит навстречу, бросилась к князю, целует, милует. Он обрадовался, сам руки протянул и не распознал ее.

А белая уточка нанесла яичек, вывела деточек: двух хороших, а третьего — заморышка; и деточки ее вышли — ребяточки.

Она их вырастила, стали они по реченьке ходить, злату рыбку ловить, лоскутики сбирать, кафтаники сшивать, да выскакивать на бережок, да поглядывать на лужок.

— Ох, не ходите туда, дети! — говорила мать.

Дети не слушали; нынче поиграют на травке, завтра побегают по муравке, дальше, дальше — и забрались на княжий двор.

Ведьма чутьем их узнала, зубами заскрипела. Вот она позвала деточек, накормила-напоила и спать уложила, а там велела разложить огня, навесить котлы, наточить ножи.

Легли два братца и заснули, — а заморышка, чтоб не застудить, приказала им мать в пазушке носить — заморышек-то и не спит, все слышит, все видит.

Ночью пришла ведьма под дверь и спрашивает: — Спите вы, детки, иль нет?

Заморышек отвечает: — Мы спим — не спим, думу думаем, что хотят нас всех порезати; огни кладут калиновые, котлы высят кипучие, ножи точат булатные!

— Не спят!

Ведьма ушла, походила-походила, опять под дверь: — Спите, детки, или нет?

Заморышек опять говорит то же: — Мы спим — не спим, думу думаем, что хотят нас всех порезати; огни кладут калиновые, котлы высят кипучие, ножи точат булатные! «Что же это все один голос?» — подумала ведьма, отворила потихоньку дверь, видит: оба брата спят крепким сном, тотчас обвела их мертвой рукой — и они померли.

Поутру белая уточка зовет деток; детки нейдут. Зачуяло ее сердце, встрепенулась она и полетела на княжий двор.

На княжьем дворе, белы как платочки, холодны как пласточки, лежали братцы рядышком. Кинулась она к ним, бросилась, крылышки распустила, деточек обхватила и материнским голосом завопила:

— Кря, кря, мои деточки! Кря, кря, голубяточки! Я нуждой вас выхаживала, Я слезой вас выпаивала, Темну ночь недосыпала, Сладок кус недоедала!

— Жена, слышишь небывалое? Утка приговаривает.

— Это тебе чудится! Велите утку со двора прогнать!

Ее прогонят, она облетит да опять к деткам:

— Кря, кря, мои деточки! Кря, кря, голубяточки! Погубила вас ведьма старая, Ведьма старая, змея лютая, Змея лютая, подколодная; Отняла у вас отца рóдного, Отца рóдного — моего мужа, Потопила нас в быстрой реченьке, Обратила нас в белых уточек, А сама живет — величается!

«Эге!» — подумал князь и закричал: — Поймайте мне белую уточку!

Бросились все, а белая уточка летает и никому не дается; выбежал князь сам, она к нему на руки пала.

Взял он ее за крылышко и говорит: — Стань белая береза у меня позади, а красная девица впереди!

Белая береза вытянулась у него позади, а красная девица стала впереди, и в красной девице князь узнал свою молодую княгиню.

Тотчас поймали сороку, подвязали ей два пузырька, велели в один набрать воды живящей, в другой — говорящей. Сорока слетала, принесла воды. Сбрызнули деток живящею водою — они встрепенулись, сбрызнули говорящею — они заговорили.

И стала у князя целая семья, и стали все жить-поживать, добро наживать, худо забывать.

А ведьму привязали к лошадиному хвосту, и не осталось от ней ни следа, ни памяти!

КОНЕЦ

Вы прочитали русскую народную сказку «Белая уточка» в обработке А.Н.Афанасьева

Поделитесь ссылкой на сказку с друзьями:

Поставить книжку к себе на полку Распечатать сказку

Находится в разделе: Русские народные сказки, Сказки с картинками

Презентация к уроку Художник И.Я. Билибин

Описание слайда: Художник Иван Яковлевич Билибин (1876 – 1942) Иван Яковлевич Билибин – замечательный русский художник, профессор Академии Художеств. В селе Тарховка рядом с Санкт-Петербургом 4 августа 1876 родился Иван Билибин. С 14 лет учился в гимназии и одновременно посещал Рисовальную Императорскую школу. Родители хотели видеть в своем сыне юриста. Но он очень любил рисовать. Сказки вдохновляли будущего художника. Он учился в Петербургском университете на юриста, а всё лето проводил в глухих местах Тверской губернии, чтобы самому увидеть дремучие леса, прозрачные речки, старинные церкви, деревянные избушки, утварь в доме, старинные наряды, вышивки, услышать сказки и песни. Там он работал над будущими сказочными иллюстрациями. И вот впервые Иван Билибин решился показать свои первые листы уже известному художнику Баксту … Тот посмотрел, подхватил юношу под локоток и куда-то, ничего не говоря, повёл оробевшего Ивана. -Вот что, молодой человек, — произнес редактор журнала «Мир искусства», — у вас свой, ни на кого не похожий стиль и характер. Сделайте что-нибудь в этом народном духе и для нашего журнала. Так молодой Билибин стал иллюстратором журнала «Мир искусств». Известность Билибину принесли иллюстрации для детей к русским народным сказкам: «Царевна-лягушка», «Василиса Прекрасная», «Марья Моревна». За ними последовали иллюстрации к другим сказкам, былинам, а также к сказкам А.С. Пушкина, среди которых выделялись иллюстрации к «Вольге», к «Сказке о золотом петушке», «О царе Салтане». Художник создавал декорации и костюмы к операм Римского-Корсакова «Сказка о золотом петушке» и «Сказка о царе Салтане» А.С.Пушкина. Русской сказочной теме художник посвятил всё своё творчество, серьезно для этого готовился: много ездил по России, особенно по Северу, с интересом изучал русское народное и декоративное искусство. Билибин рано выработал свой графический стиль: тщательно и подробно прорисовывал контуры в рисунке, узорчатые детали одежды, предметов быта, природы, потом рисунок расцвечивал акварелью. Стиль этот получил название «билибинский», многие художники стали ему подражать. Сейчас иллюстрации к «Сказке о царе Салтане» можно увидеть в Русском музее, а весь иллюстрированный цикл «Сказки о золотом петушке» приобрела Третьяковская галерея. Много детских книг иллюстрировал художник. Книги И.Я. Билибина отличались узорностью рисунка, яркой декоративностью. Художник создавал не отдельные иллюстрации, он стремился к ансамблю: рисовал обложку, иллюстрации, орнаментальные украшения, шрифт – всё стилизовал под старинную рукопись.

Alib.ru > Название книги: белая уточка

Алиб.ру — Главная Последние поступления | Форум | Продавцы книг | Как купить книгу | Как продать книги | Ищу книгу | Доставка | О сайте

BS — 9723719 Скидки — 30%!

Все книги в продаже (3922739) Загрузка книг проводится ежедневно в 9 и 23ч.

Сказки. Царевна-Лягушка. Перышко Финиста Ясна-Сокола. Марья-Моревна. Сестрица Аленушка и братец Иванушка. Белая уточка. (Комплект из 4 книг).

Цена за комплект — 4 книги. Иван Яковлевич Билибин (1876-1942) — русский художник, книжный иллюстратор и театральный оформитель. Художественный талант Билибина ярко проявился в его иллюстрациях к русским сказкам и былинам. С 1899 по 1902 г. он создает серию из шести Сказок, изданных Экспедицией заготовления государственных бумаг (Василиса прекрасная. Перышко Финиста Ясна-Сокола. Сестрица Аленушка и Братец Иванушка. Белая Уточка. Царевна Лягушка. Сказка об Иване-царевиче, Жар-птице и о сером волке. Марья Моревна). Все рисунки художника воспроизводены в форме хромолитографии. Сказки изданы в виде крупноформатных книжек-тетрадей. Ко всем шести книгам-сказкам Билибин нарисовал одинаковую обложку, на которой расположил русские сказочные персонажи: трех богатырей, птицу Сирин, Жар-птицу, Серого волка, Змея-Горыныча, избушку Бабы-Яги. Все страничные иллюстрации окружены орнаментальными рамками, как деревенские окна резными наличниками. Они не только декоративны, но и имеют содержание, продолжающее основную иллюстрацию.

В продаже:

Продавец Описание Состояние Фото Купить по цене
1 BS-BSKerjak
Красноярск.
М. Малыш. 1991г. 8с. Мягкая обложка, энциклопедический формат. Состояние: Хорошее Купить за 20 руб.
2 BS-Kalipso
Волгоград.
М.: Малыш 1991г. 8 с. Бумажная обложка, Энциклопедический формат. Состояние: хорошее,потертости

Купить за 30 руб.
3 BS-Kalipso
Волгоград.
Москва. Малыш. 1991г. 8с Мягкий переплет, Энциклопедический формат. Состояние: очень хорошее

Купить за 30 руб.
4 BS-Genelia
Новороссийск.
М. Малыш. 1987г. 12 с. Мягкий переплет, Энциклопедический формат. Состояние: Хорошее.


Купить за 30 руб.
5 BS-Fedor
Костромская область.
М. Малыш. 1991г. 8с. Мягкая обложка, энциклопедический формат. Состояние: Хорошее. Маленькие надрывы обложки верх-низ по корешку. фото Купить за 35 руб.
6 BS-Krebs
Волгоград.
М. Малыш 1991г. 8с., цвет.илл. мягкий переплет, энциклопедический формат. Состояние: почти хор Купить за 40 руб.
7 BS-Галина
Краснодарский край.
Москва Малыш 1987г. 8 с, илл Мягкий переплет, Энциклопедический формат. Состояние: Хорошее. Штамп библиотеки и номер.


Купить за 40 руб.
8 BS-Vitaminka
Иркутская обл., г. Ангарск.
М. Малыш 1991г. 8с., цвет.илл. мягкий переплет, энциклопедический формат. Состояние: Обложка хорошее, есть надрывчики, незаметно подклеена к страничному блоку; внутри очень хорошее. Фото – Илл – Илл Купить за 40 руб.
9 BS-Foxbook
Ульяновск.
М. Малыш 1991г. 12 с.илл. мягкий переплет, энциклопедический формат. Состояние: очень хорошее фото – фото – фото Купить за 40 руб.
10 BS-Василич
Москва.
М. Малыш 1987г. 12с. мягкий переплет, энциклопедический формат. Состояние: хорошее. Купить за 40 руб.
11 BS-Alavs-73
Ульяновск.
М. Малыш 1991г. 10 с., ил. мягкий переплет, энциклопедический формат. Состояние: очень хорошее-отличное


Купить за 50 руб.
12 BS-polny_shkaf
Украина, Киев.
М.: Малыш 1991г. 10 с. Мягкий переплет, энциклопедический формат. Состояние: отличное. Вес 50 г.

Купить за 50 руб.
13 BS-MALIBU
Ростов-на-Дону.
М. Малыш. 1987 г. 8с. Мягкий переплет, Энциклопедический формат. Состояние: очень хорошее Купить за 50 руб.
14 BS-bergam
Марий-Эл.
М. Малыш 1991г. 8 с., илл. Мягкая издательская обложка, энциклопедический формат. Состояние: отличное



Читайте также:  Насыщенное сочинение по картине Не взяли на рыбалку

Купить за 50 руб.
15 BS-radlena
Самара.
М. Малыш 1991г. 10 с., ил. мягкий переплет, энциклопедический формат. Состояние: блок — очень хорошее, обложка — потертость, надрывы (см.фото).






Купить за 50 руб.
16 BS-akhmetov
Казань.
М. Малыш 1987г. 10 с. Мягкий (брошюра) переплет, Энциклопедический формат. Состояние: Очень хорошее / Отличное. Вес книги: 42 г.

Купить за 50 руб. Доставка – 91 руб.
17 BS-Krebs
Волгоград.
М. Гознак. 1982г. 12 с., цветные илл. обложка, энциклопедический формат. Состояние: хор штамп Купить за 60 руб.
18 BS-kilrO
Сортавала.
М Малыш 1991г. 8с мягкий переплет, энциклопедический формат. Состояние: плох., обложка подклеена, сильная потертость, нет титула Купить за 60 руб.
19 BS-parley
Московская обл., Пушкино.
М Малыш 1991г. 10с Мягкая обложка, энциклопедический формат. Состояние: Хорошее


Купить за 70 руб. Доставка – 100 руб.
20 BS-Malik-Kazan
Казань.
М. Малыш 1991г. 8 с., цв. ил., бумажная обложка, энциклопедический формат. Состояние: Хорошее Купить за 80 руб.
21 BS-polny_shkaf
Украина, Киев.
М.: Малыш 1987г. 12 с. Мягкий переплет, энциклопедический формат. Состояние: отличное. Вес 50 г. – картинки (другой экземпляр) Купить за 80 руб.
22 BS-Malik-Kazan
Казань.
М. Малыш 1991г. 10 с., ил. мягкий переплет, энциклопедический формат. Состояние: Хорошее Купить за 90 руб.
23 BS-polny_shkaf
Украина, Киев.
М.: Малыш 1987г. 12 с. Мягкий переплет, энциклопедический формат. Состояние: отличное, не читана. Вес 45 г. Купить за 100 руб.
24 BS-gornitsa
Новосибирск.
м. Малыш 1991.г. 10 с.,илл. Мягкая издательская обложка, Энциклопедический формат. Состояние: Отличное.




Купить за 100 руб.
25 BS-rahu2011
Саратов.
М., Малыш, 1991г. 10 с.,ил. Мягкий переплет, увеличенный формат. Состояние: Очень хорошее. Тираж: 2 000 000 экз. Фото Купить за 100 руб.
26 BS-polny_shkaf
Украина, Киев.
М.: Гознак 1982г. 12 с. Мягкий переплет, энциклопедический формат. Состояние: обложка отделена от блока, небольшие потертости, без заметных загрязнений. Вес книги 120 г. – картинки Купить за 100 руб.
27 BS-kilrO
Сортавала.
М Малыш 1987г. 10с мягкий переплет, альбомн формат. Состояние: штамп.потрепан.кореш.подкл.удовл. Купить за 100 руб.
28 BS-malena
Санкт-Петербург.
М. Малыш 1991г. 10с.,илл. Обложка, альбомный формат. Состояние: очень хорошее Книга Купить за 100 руб.
29 BS-Kveta
Москва.
М. Малыш 1991г. 10 с., ил. Мягкая обложка, Энциклопедический формат. Состояние: Хорошее (следы от дырокола)

Купить за 100 руб.
30 BS-Orlik
Петрозаводск.
М Малыш 1991г. 8с мягкий переплет, увеличенный формат. Состояние: хор., отсут.титул Купить за 115 руб.
31 BS-radlena
Самара.
М. Малыш 1987г. 10 с., ил. мягкий переплет, энциклопедический формат. Состояние: блок — отличное, обложка — немного потерта.






Купить за 120 руб.
32 BS-amigo
Саратов.
М Гознак. 1986г. 12 с.,ил. Мягкий переплет, Энциклопедический. формат. Состояние: хорошее Купить за 150 руб.
33 BS-antiqsar
Саратов.
М. Малыш 1991г. 8 с. мягкий переплет, энциклопедический формат. Состояние: Отличное.




Купить за 150 руб.
34 BS-Orlik
Петрозаводск.
М Малыш 1991г. 8с мягк переплет, энц. Состояние: удовл. Купить за 150 руб.
35 BS-Orlik
Петрозаводск.
М Малыш 1991г. 6с мягк переплет, энц. Состояние: удовл. Купить за 150 руб.
36 BS-Orlik
Петрозаводск.
М малыш 1991г. мягкий переплет, энциклоп формат. Состояние: удовл Купить за 150 руб.
37 BS-Orlik
Петрозаводск.
М Малыш 1990г. 7с мягкий переплет, энциклопедический формат. Состояние: удовл.,нет титульного листа Купить за 150 руб.
38 BS-Orlik
Петрозаводск.
М Малыш 1991г. 8с мягк переплет, энц. Состояние: хор. Купить за 190 руб.
39 BS-Orlik
Петрозаводск.
М Малыш 1991г. 8с мягк переплет, энц. Состояние: хор. Купить за 190 руб.
40 BS-Orlik
Петрозаводск.
М Малыш 1991г. 8с мягк переплет, энц. Состояние: удовл. Купить за 190 руб.
41 BS-domgen
Москва.
Москва. Гознак. 1965г. 12с. илл. Мягкая издательская обложка., Энциклопедический формат,. Состояние: Ближе к хорошему. – Обложка – Оборот – Иллюстрации-1 – – – – – Купить за 300 руб.
42 BS-cartoon
Москва.
М. Гознак. 1982г. 12 с. Мягкая обложка, Энц формат. Состояние: оч. хорошее, на задней обложки слегка испачкана, Купить за 300 руб.
43 BS-Pereplyot
Москва.
М. Гознак 1982г. 12 с. мягкий переплет, увеличенный формат. Состояние: хорошее Купить за 300 руб.
44 BS-Sergo68
Москва.
М Госзнак 1965г. 12с. мягкий переплет, энциклопедический формат. Состояние: очень хорошее Купить за 300 руб.
45 BS-Маклер
Саратов.
М. Гознак 1965г. 12с. мягкий переплет, энциклопедический формат. Состояние: почти отличное, фото по запросу. Купить за 300 руб.
46 BS-Uliana
Москва.
М Гознак 1965г. 12 с. мягкий переплет, очень большой формат. Состояние: хорошее

Купить за 400 руб.
47 BS-feniks
Санкт-Петербург.
М. Издание Гознак 1965, 1968г. 12с., илл.+ 12 с., илл. мягкий переплет, энциклопедический формат. Состояние: хорошее Купить за 750 руб.
48 BS-polny_shkaf
Украина, Киев.
М.: Гознак 1965г. 12 с. Мягкий переплет, оч большой формат. Состояние: очень хорошее, почти отличное. Вес 120 г. – картинки (другой экземпляр) Купить за 1000 руб.
49 BS-Jerome
Москва.
Калининград. Янтарный сказ. 1998г. Художественная папка. Мягкий переплет, Энциклопедический формат. Состояние: Папка — чуть потерта, книги — отличное Фото1 – Фото2 – Фото3 – Фото4 – Фото5 Купить за 1000 руб.
50 BS-account
Москва.
М. Общество Книга. 1992г. 96с. Твердый переплет, суперобложка, Миниатюрный формат 84х108 1/64. Состояние: Отличное Купить за 1100 руб.
51 BS-Vladimir-hp
Челябинск.
Москва Гознак 1994г. мягкий увеличенный переплет, Состояние: отличное Купить за 2500 руб.
52 BS-Kalipso
Волгоград.
Санкт-Петербург Издание экспедиции заготовления государственных бумаг. 1903г. 12с. издательская обложка, альбомный формат. Состояние: удовлетворительное-блок рассыпается,следы от проклейки корешка,оторван верхний угол на нижней обложке,страницы-хорошее(небольшие загрязнения от перелистывания)



Купить за 7000 руб.
53 BS-Kurenkovich
Саранск.
СПб. Издание Экспедиции Заготовления Государственных бумаг. 1901, 1902, 1903г. 12 с. Плотный переплет, очень большой формат. Состояние: Ближе к отличному, коллекционное. У Моревны сверху на один см.надрыв обложки. см.фото – – – – – – – Купить за 128000 руб.

КАРТА сайта ·

Алиб.ру — Главная
·
Авторам и правообладателям
·
Указатель серий
·
Alib в Українi
·
Пластинки
·
Марки
·
Добавить в Избранное

Пересказ

Женился князь на княжне. Не успели они намиловаться, как нужно было князю покинуть свою жену. Наказал он ей не покидать свою башню, да с чужими разговоры не вести. Ослушалась его возлюбленная, заговорила с простой и радушной женщиной. Пригласила она княжну в сад прогуляться, подышать свежим воздухом, вышла княжна. Предложила женщина в ключевой чистой воде искупаться, княжна, не заподозрив ничего, скинула сарафан и залезла в воду. А женщина оказалась ведьмой, ударила ее по спине и превратилась та в белую уточку.

Вдруг ведьма обратилась в княжну, а на пороге уже ожидал ее князь. Не признал он ведьму в облике своей жены.

А белая уточка снесла яички, вылупились из них деточки. Трое их было, двое пригожие, а другой заморышка. Растила их уточка одна, да приговаривала далеко не заходить. Не послушались утята, пришли на княжий двор, а там ведьма, в обличии княжны, узнала в них детей уточки. Обманом их заманила к себе, накормила и спать уложила, а сама ждала пока они уснут крепким сном. Приказала она для них приготовить котлы, да заточить ножи. Два пригожих брата уснули, а заморышка все видит все слышит. А злодейка каждую ночь приходит к ним и спрашивает, за дверью, спят ли они. Отвечал ей заморышка несколько ночей своим голосом. Заподозрила она не ладное, что слышит она один и тот же голос. Не выдержала она, зашла ночью и увидела, что оба брата спят крепким сном, обвела она их рукой и померли они в один миг.

На утро уточка зовет своих деток, но ответа не получает. Поняла она, что беда случилась, полетела на княжий двор. Увидела она на земле лежат братцы рядышком. Закричала она человеческим голосом над детьми своими, крыльями бьется. Услышал князь ее, говорит жене-ведьме, что уточка приговаривает. Не бывалое чудо говорит. Приказала ведьма прогнать утку со двора, а та не дается, обратно к деткам летит да приговаривает. Приказал на сей раз князь поймать ему уточку. Бросились все, а она прямо в руки князю, да и упала. Взял он ее и сказал заговор. И обратилась она в девушку молодую, в которой признал он жену свою.

Послал князь ворона за живительной водицей, оживил деток своих и жили они долго и счастливо, одной семьей. А ведьму наказали они. Растянули ее лошади по полю. Кости ее размело ветром и не осталось от нее ни следа.

Белая уточка Сказка Афанасьева для детей

Один князь женился на прекрасной княжне и не успел еще на нее наглядеться, не успел с нею наговориться, не успел ее наслушаться, а уж надо было им расставаться, надо было ему ехать в дальний путь, покидать жену на чужих руках. Что делать! Говорят, век обнявшись не просидеть. Много плакала княгиня, много князь ее уговаривал, заповедовал не покидать высока терема, не ходить на беседу, с дурными людьми не ватажиться, худых речей не слушаться. Княгиня обещала все исполнить. Князь уехал; она заперлась в своем покое и не выходит.

Долго ли, коротко ли, пришла к ней женщинка, казалось — такая простая, сердечная! «Что, — говорит, — ты скучаешь? Хоть бы на божий свет поглядела, хоть бы по саду прошлась, тоску размыкала, голову простудила» [освежила чистым воздухом]. Долго княгиня отговаривалась, не хотела, наконец подумала: по саду походить не беда, и пошла. В саду разливалась ключевая хрустальная вода. «Что, — говорит женщинка, — день такой жаркий, солнце палит, а водица студеная — так и плещет, не искупаться ли нам здесь?» — «Нет, нет, не хочу!» — а там подумала: ведь искупаться не беда! Скинула сарафанчик и прыгнула в воду. Только окунулась, женщинка ударила ее по спине: «Плыви ты, — говорит, — белою уточкой!» И поплыла княгиня белою уточкой. Ведьма тотчас нарядилась в ее платье, убралась, намалевалась и села ожидать князя. Только щенок вякнул, колокольчик звякнул, она уж бежит навстречу, бросилась к князю, целует, милует. Он обрадовался, сам руки протянул и не распознал ее.

А белая уточка нанесла яичек, вывела деточек, двух хороших, а третьего заморышка, и деточки ее вышли — ребяточки; она их вырастила, стали они по реченьке ходить, злату рыбку ловить, лоскутики сбирать, кафтаники сшивать, да выскакивать на бережок, да поглядывать на лужок. «Ох, не ходите туда, дети!» — говорила мать. Дети не слушали; нынче поиграют на травке, завтра побегают по муравке, дальше, дальше, и забрались на княжий двор. Ведьма чутьем их узнала, зубами заскрипела; вот она позвала деточек, накормила-напоила и спать уложила, а там велела разложить огня, навесить котлы, наточить ножи. Легли два братца и заснули, — а заморышка, чтоб не застудить, приказала (им) мать в пазушке носить — заморышек-то и не спит, все слышит, все видит. Ночью пришла ведьма под дверь и спрашивает: «Спите вы, детки, иль нет?» Заморышек отвечает: «Мы спим — не спим, думу думаем, что хотят нас всех порезати; огни кладут калиновые, котлы высят кипучие, ножи точат булатные!» — «Не спят!»

Ведьма ушла, походила-походила, опять под дверь: «Спите, детки, или нет?» Заморышек опять говорит то же: «Мы спим — не спим, думу думаем, что хотят нас всех порезати; огни кладут калиновые, котлы высят кипучие, ножи точат булатные!» — «Что же это все один голос?» — подумала ведьма, отворила потихоньку дверь, видит: оба брата спят крепким сном, тотчас обвела их мертвой рукой — и они померли.

Поутру белая уточка зовет деток; детки нейдут. Зачуяло ее сердце, встрепенулась она и полетела на княжий двор. На княжьем дворе, белы как платочки, холодны как пласточки, лежали братцы рядышком. Кинулась она к ним, бросилась, крылышки распустила, деточек обхватила и материнским голосом завопила:

Кря, кря, мои деточки! Кря, кря, голубяточки! Я нуждой вас выхаживала, Я слезой вас выпаивала, Темну ночь не досыпала, Сладок кус не доедала! «Жена, слышишь небывалое? Утка приговаривает». — «Это тебе чудится! Велите утку со двора прогнать!» Ее прогонят, она облетит да опять к деткам:

Кря, кря, мои деточки! Кря, кря, голубяточки! огубила вас ведьма старая, Ведьма старая, змея лютая, Змея лютая, подколодная; Отняла у вас отца родного, Отца родного — моего мужа, Потопила нас в быстрой реченьке, Обратила нас в белых уточек, А сама живет — величается! «Эге!» — подумал князь и закричал: «Поймайте мне белую уточку!» Бросились все, а белая уточка летает и никому не дается; выбежал князь сам, она к нему на руки пала. Взял он ее за крылышко и говорит: «Стань белая береза у меня позади, а красная девица впереди!» Белая береза вытянулась у него позади, а красная девица стала впереди, и в красной девице князь узнал свою молодую княгиню. Тотчас поймали сороку, подвязали ей два пузырька, велели в один набрать воды живящей, в другой говорящей. Сорока слетала, принесла воды. Сбрызнули деток живящею водою — они встрепенулись, сбрызнули говорящею — они заговорили. И стала у князя целая семья, и стали все жить-поживать, добро наживать, худо забывать. А ведьму привязали к лошадиному хвосту, размыкали по полю: где оторвалась нога — там стала кочерга, где рука — там грабли, где голова — там куст да колода; налетели птицы — мясо поклевали, поднялися ветры — кости разметали, и не осталось от ней ни следа, ни памяти!

Слайд 1

Русская народная сказка «Белая уточка»

Текст слайда:

Русская народная сказка «Белая уточка»


Слайд 2

Один князь женился на прекрасной княжне и не успел еще на нее наглядеться, не

Текст слайда:

Один князь женился на прекрасной княжне и не успел еще на нее наглядеться, не успел с нею наговориться, не успел ее наслушаться, а уж надо было им расставаться, надо было ему ехать в дальний путь, покидать жену на чужих руках. Что делать! Говорят, век обнявшись не просидеть.

Много плакала княгиня, много князь ее уговаривал, заповедовал не покидать высока терема, не ходить на беседу, с дурными людьми не ватажиться, худых речей не слушаться. Княгиня обещала все исполнить.

Князь уехал, она заперлась в своем покое и не выходит.

Долго ли, коротко ли, пришла к ней женщина, казалось — такая простая, сердечная!


Слайд 3

- Что,- говорит,- ты скучаешь? Хоть бы на божий свет поглядела, хоть бы по

Текст слайда:

— Что,- говорит,- ты скучаешь? Хоть бы на божий свет поглядела, хоть бы по саду прошлась, тоску размыкала.
Долго княгиня отговаривалась, не хотела, наконец подумала: по саду походить не беда,- и пошла.
В саду разливалась ключевая хрустальная вода.
— Что,- говорит женщина,- день такой жаркий, солнце палит, а водица студеная так и плещет, не искупаться ли нам здесь?
— Нет, нет, не хочу!- А там подумала: ведь искупаться не беда!
Скинула сарафанчик и прыгнула в воду. Только окунулась, женщина ударила ее по спине.
— Плыви ты,- говорит,- белою уточкой!
И поплыла княгиня белою уточкой.


Слайд 4

Ведьма тотчас нарядилась в ее платье, убралась, намалевалась и села ожидать князя.Только щенок вякнул,

Текст слайда:

Ведьма тотчас нарядилась в ее платье, убралась, намалевалась и села ожидать князя.
Только щенок вякнул, колокольчик звякнул, она уж бежит навстречу, бросилась к князю, целует, милует. Он обрадовался, сам руки протянул и не распознал ее.
А белая уточка нанесла яичек, вывела деточек: двух хороших, а третьего — заморышка; и деточки ее вышли — ребяточки.
Она их вырастила, стали они по реченьке ходить, злату рыбку ловить, лоскутики собирать, кафтанчики сшивать, да выскакивать на бережок, да поглядывать на лужок.
— Ох, не ходите туда, дети!- говорила мать.
Дети не слушали; нынче поиграют на травке, завтра побегают по муравке, дальше, дальше — и забрались на княжий двор.


Слайд 5

Ведьма чутьем их узнала, зубами заскрипела. Вот она позвала деточек, накормила-напоила и спать уложила,

Текст слайда:

Ведьма чутьем их узнала, зубами заскрипела. Вот она позвала деточек, накормила-напоила и спать уложила, а там велела разложить огня, навесить котлы, наточить ножи.
Легли два братца и заснули; а заморышка, чтоб не застудить, приказала им мать в пазушке носить,- заморышек-то и не спит, все слышит, все видит.
Ночью пришла ведьма под дверь и спрашивает:
— Спите вы, детки, иль нет? Заморышек отвечает:
— Мы спим — не спим, думу думаем, что хотят нас всех порезати: огни кладут калиновые, котлы высят кипучие, ножи точат булатные!
— Не спят!
Ведьма ушла, походила-походила, опять под дверь.


Слайд 7

- Спите, детки, или нет? Заморышек опять говорит то же:- Мы спим - не

Текст слайда:

— Спите, детки, или нет? Заморышек опять говорит то же:
— Мы спим — не спим, думу думаем, что хотят нас всех порезати: огни кладут калиновые, котлы высят кипучие, ножи точат булатные!
“Что же это все один голос?”- подумала ведьма, отворила потихоньку дверь, видит: оба брата спят крепким сном, тотчас обвела их мертвой рукой — и они померли.
Поутру белая уточка зовет деток: детки не идут. Зачуяло ее сердце, встрепенулась она и полетела на княжий двор.
На княжьем дворе, белы как платочки, холодны как пласточки, лежали братцы рядышком.
Кинулась она к ним, бросилась, крылышки распустила, деточек обхватила и материнским голосом завопила:
— Кря, кря, мои деточки!Кря, кря, голубяточки!Я нуждой вас выхаживала,Я слезой вас выпаивала,Темну ночь недосыпала,Сладок кус недоедала!


Слайд 8

- Жена, слышишь, небывалое? Утка приговаривает.- Это тебе чудится! Велите утку со двора прогнать!Ее

Текст слайда:

— Жена, слышишь, небывалое? Утка приговаривает.
— Это тебе чудится! Велите утку со двора прогнать!
Ее прогонят, она облетит да опять к деткам:
— Кря, кря, мои деточки!Кря, кря, голубяточки!Погубила вас ведьма старая,Ведьма старая, змея лютая,Змея лютая, подколодная;Отняла у нас отца родного,Отца родного — моего мужа,Потопила нас в быстрой реченьке,Обратила нас в белых уточек,А сама живет-величается!“Эге!” — подумал князь и закричал:
— Поймайте мне белую уточку! Бросились все, а белая уточка летает и никому не дается; выбежал князь сам, она к нему на руки пала. Взял он ее за крылышко и говорит:
— Стань белая береза у меня позади, а красная девица впереди!


Слайд 9

Белая береза вытянулась у него позади, а красная девица стала впереди, и в красной

Текст слайда:

Белая береза вытянулась у него позади, а красная девица стала впереди, и в красной девице князь узнал свою молодую княгиню.
Тотчас поймали сороку, подвязали ей два пузырька, велели в один набрать воды живящей, в другой — говорящей. Сорока слетала, принесла воды. Сбрызнули деток живящею водою — они встрепенулись, сбрызнули говорящею — они заговорили.
И стала у князя целая семья, и стали все жить-поживать, добро наживать, худо забывать.
А ведьму привязали к лошадиному хвосту, размыкали по полю: где оторвалась нога — там стала кочерга; где рука — там грабли; где голова — там куст да колода. Налетели птицы — мясо поклевали, поднялися ветры — кости разметали, и не осталось от ней ни следа, ни памяти!


  • Русская народная сказка бабушка метелица читать
  • Русская народная сказка белая уточка конспект урока
  • Русская народная сказка барин и мужик текст
  • Русская народная сказка 3 класс внеклассное чтение список лучших
  • Русская народная сказка 5 класс для пересказа небольшая