Тема : И.А.Крылов «Стрекоза и Муравей»
Цели урока: познакомить детей с новой басней И. А. Крылова, закреплять умение работать с текстом басни, продолжить формирование навыков выразительного чтения
Образовательная:
— формировать общеучебные умения различать речь автора и героев басни, находить мораль басни, подбирать пословицы.
— формировать навык чтения по ролям
Развивающая:
— развивать правильную и выразительную речь, умение слушать, анализировать, сравнивать
Воспитательная:
— воспитывать интерес к чтению басни, уважение к труду, способность сопереживать, сострадать
Задачи:
— учить чтению по ролям
— учить различать речь автора и героев басни, находить мораль басни, объяснять смысл пословиц
— учить правильной и выразительной речи, умению слушать, анализировать, сравнивать
-обогащать словарный запас
Планируемые результаты:
Предметные:
— знать басни И.А. Крылова;
— характеризовать героев басни;
— определять мораль басни;
— читать по ролям
Метапредметные:
Познавательные
— определять структурные элементы басни;
— слушать, анализировать, сравнивать
Регулятивные
— определять цель
— работать по плану, работать в парах
— оценивать степень успешности достижения цели по критериям
Коммуникативные
— участвовать в диалоге
Личностные:
— осознавать, что басня высмеивает пороки человеческого общества;
— отмечать поступки, которые нельзя однозначно оценить как хорошие или плохие
Тип урока: открытие новых знаний
Формы работы: фронтальная, парная, индивидуальная.
Оборудование: мультимедийный проектор, компьютер, презентация к уроку, карточки для работы в парах, маски для инсценировки басни.
Ход урока
Организационный момент.
Прозвенел у нас звонок, начинается урок.
Давайте прочитаем девиз нашего урока:
«Мало уметь читать -надо уметь думать.»
Этим мы и будем сейчас заниматься.
Повернитесь к гостям, поздоровайтесь, улыбнитесь. Мы готовы начинать урок. Садитесь.
Проверка д/з.
Ребята, что мы изучали на прошлом уроке? ( Басню И.А. Крылова Лебедь, Рак и Щука)
-Кто герои этой басни? ( Лебедь, Рак и Щука)
Назовите мораль басни? ( Когда в товарищах согласья нет, На лад их дело не пойдет, И выйдет из него не дело, только мука.)
-Почему героям не удалось сдвинуть воз с места? (не умеют договариваться, прежде чем выполнять какую-то работу, следует хорошо продумать, как ее делать.)
-Ребята, случайно ли автор делает героями своей басни таких разных животных? ( Нет , не случайно, автор показывает, что люди, не имеющие общей цели, никогда не придут к согласию. Лебедь- птица, поэтому тянет в облака, щука – рыба, поэтому тянет в воду, а рак – вообще пятится назад, как и люди, которые не могут между собой договориться)
— Чтение наизусть
Сегодня мы продолжим работать с произведениями, которые содержат юмор, но не пустой, а несущий глубокий смысл.
Актуализация знаний.
— Какому жанру соответствуют следующие признаки: мораль, стихотворная форма, краткость? ( басня)
— Попробуйте дать определение: что такое басня? (Басня – это небольшое произведение с нравоучительным содержанием в стихах или прозе, героями которого являются люди, животные или различные предметы. Авторов басен называют баснописцами)
-Что такое мораль басни?( это нравоучение, совет. )
-Где может располагаться мораль? ( в начале или в конце басни)
— Из каких частей состоит басня? (Басня состоит из двух частей: случай из жизни и мораль)
-С каким автором, писавшим басни, вы познакомились на прошлом уроке?( И.А. Крылов)
— Что вы знаете об Иване Андреевиче Крылове?( рассказ детей)
Иван Андреевич Крылов родился в Москве в семье офицера. Семья была бедной, и Ваня Крылов не мог получить хорошего образования, грамоте его выучил отец.
Когда Ивану Крылову было десять лет, умер отец. Забота о матери и брате легла на плечи Ивана Андреевича Крылова. Ему пришлось поступить на работу в суд. Он переписывал бумаги, разносил пакеты с документами.
И.А. Крылов много читал. Он самостоятельно выучил французский, итальянский и греческий языки. Его усиленные самостоятельные занятия дали необыкновенный результат: когда он стал взрослым, его считали одним из самых образованных людей России.
Иван Андреевич Крылов прожил долгую жизнь и умер в возрасте семидесяти пяти лет.
Более двухсот басен было создано Иваном Андреевичем Крыловым. В 1855 году в Летнем саду Петербурга был установлен памятник великому баснописцу. Крылов изображён сидящим в кресле, а рядом с ним, чуть ниже, фигурки героев его басен.
Постановка учебной задачи. Формулирование проблемы
— Сегодня мы с вами познакомимся еще с одной из басен Крылова.
А кто герои этой басни, вы узнаете, отгадав загадки:
Без работы хоть убей,
Жить не может (муравей. )
Над лугом, где пасутся козы,
На крыльях прозрачных порхают (стрекозы.)
Итак, название басни, с которой мы познакомимся, это …(«Стрекоза и Муравей»)
— Прежде чем мы продолжим, попробуйте определить задачи урока, используя «слова – помощники»: познакомимся, узнаем, научимся читать.
Познакомимся с басней И.А. Крылова «Стрекоза и Муравей»
Научимся читать ее выразительно
Узнаем мораль басни
-Ульяна и Андрей подготовили сообщение об этих насекомых. Послушайте их внимательно.
Муравей – я живу в муравейнике. Внутри него вечно копошатся сотни, тысячи муравьев. Все они усердно трудятся: кто-то тащит веточку, кто-то торопится на поиски пищи. Мы удивляем людей своим трудолюбием. Каждый из муравьёв может перенести груз в несколько раз тяжелее себя.
Стрекоза -я отношусь к самым необычным насекомым. В яркие солнечные дни я летаю, порхаю, охочусь за комарами, мухами, мошками. Люди мной любуются, восхищаются. После бабочек я занимаю второе место по красоте. Не возможно не любить меня!
—Давайте определим главные качества насекомых: у муравья – трудолюбие, а у стрекозы – красота. Запомните их, они нам еще пригодятся.
Изучение нового материала.
-Откройте учебники на странице 106.
Работа над басней «Стрекоза и Муравей»
1) Первичное восприятие текста (аудиозапись)
— Сейчас я приглашаю вас на сеанс воображения. Послушайте и представьте картины по данной басне. А прочитает её профессиональный актёр. Слушайте внимательно, какие-то слова, возможно, вам покажутся непонятными. После попробуем объяснить их значение.
Словарная работа.
-Какие незнакомые слова встретились в басне?
— Попрыгунья — та, кто все время вертится, прыгает, не сидит на месте (девочка, которая всё время вертится, прыгает, не сидит на месте);
Лето красное — тёплое, красивое, солнечное;
Оглянуться не успела — прошло очень быстро;
Зима катит в глаза — неожиданно наступила зима (для стрекозы, муравей её ждал);
Помертвело чисто поле – опустело;
Как под каждым ей листком
Был готов и стол и дом. — везде могла найти пропитание и место для отдыха;
Нужда – недостаток в чем-либо, бедность;
И кому же в ум пойдёт — никто даже и не подумает;
Удручена — огорчена;
Кум – крёстный отец по отношению к родителям крестника и к крёстной матери;
До вешних только дней – до весны;
Кумушка – крёстная мать по отношению к родителям крестника и крёстному отцу;
Мурава – трава;
Голову вскружило — обо всём забыла.
Анализ басни
— Какие чувства у вас вызвала Стрекоза? Вам жалко Стрекозу?
— Как вы думаете правильно ли поступил Муравей, что не пустил Стрекозу?
— Найдите описание того, как Стрекоза жила летом. Прочитайте.
( Лето красное пропела;…»
«…Как по каждым её листком
Был готов и стол и дом…»
«… До того ль, голубчик, было?
В мягких муравах у нас
Песни, резвость всякий час,
Так, что голову вскружило.»…»)
Т.е. она жила беззаботно, весело проводила время, не думала о будущем.
— Как изменилась жизнь Стрекозы, с наступлением зимы? Прочитайте.
(«…Как зима катит в глаза
Помертвело чисто поле;
Нет уж дней тех светлых боле,
Как под каждым ей листком
Был готов и стол и дом.
Всё прошло: с зимой холодной
Нужда, голод настаёт;
Стрекоза уж не поёт:
И кому же в ум пойдёт
На желудок петь голодный!
Злой тоской удручена
К Муравью ползёт она…»)
— Почему за помощью Стрекоза пошла к Муравью?( — Потому что Муравей и Стрекоза родственники – кумовья, а еще муравей труженик, он подготовился к зиме)
— С какой просьбой она обратилась к Муравью? (Стрекоза обратилась к Муравью с просьбой приютить её до весны, прокормить и обогреть)
— Чем закончился их разговор?- ( Муравей отказался приютить Стрекозу.)
Почему?- (Потому что Стрекоза все лето пела и плясала, когда надо было готовиться к зиме.)
— Какой человеческий недостаток высмеивается в басне?( лень, легкомыслие, праздность, т.е. бесцельная жизнь, безделье, беспечность, нежелание думать о завтрашнем дне
— Какова же мораль этой басни? В чьих словах она выражена? ( Она выражена в словах Муравья: «Ты все пела? Это дело, так поди же попляши!»
Как вы понимаете эти слова? ( Ты отдыхала, весело проводила время, ну и отдыхай дальше)
-Какие пословицы выражают главную мысль басни? Соберите пословицы, выберите ту, которая подходит к нашей басне.
Пословицы.
1) Поспешишь … …один отрежь.
2) Семь раз примерь… …потехе час.
3) Делу время… ….людей насмешишь.
Делу время – потехе час. Докажите!
Кто из героев вам понравился больше и почему?
-Как в басне Крылов называет Стрекозу? Почему?
— Какими вы их представляете?
Работа в парах
У вас лежат конверты. В конвертах характеристики героев. Подчеркните красным цветом слова, которыми вы могли бы охарактеризовать Стрекозу, а зеленым – Муравья.
Ленивая, усердный, бездельница, труженик, нерадивая, трудолюбивый, избалованная, упорный, работящий, слабовольная.
Закрепление изученного материала.
1) Подготовка к чтению по ролям. Самостоятельное чтение.
-Прочитайте текст самостоятельно, подумайте, сколько действующих лиц в басне? -Как надо читать этот текст по ролям? Обратите внимание, на письме речь берется в кавычки. Кавычки открываются – начинается речь. Кавычки закрываются – речь заканчивается.
2) Чтение по ролям.
— Сколько действующих лиц в басне? 3 -автор, Стрекоза, Муравей)
3) Инсценирование басни
Итог урока
— С каким произведением мы сегодня познакомились?
— Что такое басня?
— Какая мораль в басне?
— Какие человеческие недостатки высмеиваются в басне?
— Как бы вы поступили на месте Муравья?
Ребята, а как вы думаете каких людей на свете больше, таких как Стрекоза, или таких как Муравей?
Давайте дадим совет молодым стрекозам, чтобы они не оказались на месте Стрекозы!( быть ответственным и заранее думать о жилье и пище, меньше отдыхать, больше работать, не быть легкомысленной и беззаботной)
Молодцы! Урок окончен!
Тема урока: «Герои сказки С.Т. Аксакова «Аленький цветочек»»
Метапредметные: создать условия для формирования УУД.
Воспитательные: воспитать интерес к миру русской поэзии и жизни талантливых людей.
Средства: проектор, ноутбук, экран, мультимедийная презентация.
Этап урока
Деятельность учителя
Деятельность учеников
Планируемые результаты
Мотивация
Закончилась перемена,
Прозвенел звонок.
И мы начинаем
Чтения урок.
— Добрый день, ребята! Меня зовут Мария Максимовна. Сегодня я проведу у вас урок литературного чтения. Тихонько садимся.
— Перед началом нашего урока давайте проведём речевую разминку.
— Вспомним правила посадки за столом.
1. Сидим ровно.
2. Ноги стоят ровно.
3. Спинка прижата к стулу.
4. Расстояние между вами и партой должна быть одна ладошка.
— На слайде вы видите небольшое четверостишие, прочитайте его про себя.
на – на – на – во дворе растет сосна;
но – но – но – завтра мы пойдем в кино;
ан – ан – ан – собери свой чемодан;
ин – ин – ин – вы ходили в магазин?
— Теперь читаем вместе в среднем темпе (в быстром темпе, в медленном темпе)
— Молодцы!
Приветствуют учителя, выполняют речевую разминку.
Регулятивные:
- формулировать учебную задачу урока;
- читать в соответствии с целью чтения;
- оценивать свои достижения.
Коммуникативные:
- понимать цель своего высказывания;
- участвовать в диалоге с классом, задавать вопросы;
- проявлять терпимость к другому мнению, не допускать агрессивного поведения.
Предметные:
- читать вслух бегло, осознанно, без искажений, выразительно, передавая своё отношение к прочитанному, выделяя при чтении важные по смыслу слова, соблюдая паузы между предложениями и частями текста;
- задавать вопросы по прочитанному, находить на них ответы в тексте.
Целеполагание
— Давайте вспомним, над каким произведением мы работали на прошлом уроке?
— Кто автор этого произведения?
— А к какому жанру относится это произведение?
— Вспомните, что такое сказка?
— Верно. Сказка – один из жанров фольклора, в котором есть сказочные герои, предметы и происходят волшебные события.
— Сегодня мы с вами продолжим работу над этой замечательной сказкой и постараемся разобрать каждого героя.
— Попробуем сформулировать тему и цель урока.
— Аленький цветочек.
— Сергей Тимофеевич Аксаков.
— К сказке.
Ответы учащихся.
— Тема: герои сказки С.Т. Аксакова «Аленький цветочек».
Цель: дать характеристику героям сказки С.Т. Аксакова «Аленький цветочек».
Личностные:
- проявлять интерес к учебному материалу;
- стремиться к приобретению и углублению знаний;
- управление своим настроением, умение выражать эмоции.
Коммуникативные:
- понимать цель своего высказывания;
- участвовать в диалоге с классом, задавать вопросы;
- проявлять терпимость к другому мнению, не допускать агрессивного поведения.
Открытие нового знания, актуализация знаний.
— Откройте свои тетради, запишите число.
— Давайте вспомним сюжет сказки. Расставьте сюжетные картинки в правильном порядке.
— Вспомните, какие герои встретились вам в этой сказке?
— Перечислите их в ваших
тетрадях (купец, старшая дочь, средняя дочь, младшая дочь, чудище).
Физминутка «Цветок»
Спал цветок…
И вдруг проснулся. (Дети встают)
Больше спать не захотел. (Туловище влево, вправо)
Шевельнулся, потянулся, (Встали на носочки, потянулись)
Взвился вверх и полетел, (Руки влево, вправо) Солнце утром лишь проснется (Потянулись вверх)
Бабочка кружится, вьется. (Дети садятся)
Открывают тетради, записывают число.
Учащиеся расставляют картинки в правильной последовательности.
Записывают: купец, старшая дочь, средняя дочь, младшая дочь, чудище.
Личностные:
- проявлять интерес к учебному материалу;
- стремиться к приобретению и углублению знаний;
- управление своим настроением, умение выражать эмоции.
Познавательные:
- анализировать литературный текст.
Коммуникативные:
- понимать цель своего высказывания;
- участвовать в диалоге с классом, задавать вопросы;
- проявлять терпимость к другому мнению, не допускать агрессивного поведения.
Включение нового знания в систему знаний и повторение
— Давайте выясним, каким характером обладают герои этой сказки: купец, старшая дочь, средняя дочь, младшая дочь, чудище.
— Для этого нам нужно составить таблицу характеристику героев сказки. У меня вы можете наблюдать её на слайде.
— Перечертите таблицу к себе в тетрадь.
Герой сказки | Характеристика героя |
Купец | |
Старшая дочь | |
Средняя дочь | |
Младшая дочь | |
Чудище |
— Первый герой, которого мы будем характеризовать, будет купец.
— Каким чертами характера обладает купец? Подтвердите примерами из текста.
— Следующий герой старшая дочь.
— Как вы можете её охарактеризовать? Заносим характеристику в таблицу.
— Следующий герой средняя дочь.
— Какая она? Подтвердите примерами из текста.
— Следующий герой младшая дочь?
— Что мы можем сказать о младшей дочери? Подтвердите примерами из текста.
— И последний наш герой чудище?
— Какими чертами он обладает? Подтвердите примерами из текста.
— На какие две группы можно разделить героев?
— Каких героев можно отнести к положительной группе? А каких к отрицательной?
— Вот мы с вами и выяснили какими характерами обладают герои этой сказки.
Перечерчивают таблицу.
Герой сказки | Характеристика героя |
Купец | Добрый, щедрый, любит своих дочерей, честный, верен своему слову. |
Старшая дочь | Злая, завистливая, коварная. |
Средняя дочь | Жестокая, жадная, корыстная. |
Младшая дочь | Красивая, добрая, любит отца и сестер, бескорыстная, способная полюбить за душу и доброе сердце, честная, верна своему слову. |
Чудище | Огромное, мохнатое, страшное, но с нежным любящим сердцем. |
— На положительные и отрицательные.
— К положительной группе можно отнести купца, младшую дочь и чудище. К отрицательной – среднюю и старшую дочь.
Регулятивные:
- формулировать учебную задачу урока;
- читать в соответствии с целью чтения;
- оценивать свои достижения.
Познавательные:
- анализировать литературный текст;
- осознают сущность произведений Л.Н. Толстого, великого классика литературы, как часть русской национальной культуры.
Коммуникативные:
- понимать цель своего высказывания;
- участвовать в диалоге с классом, задавать вопросы;
- проявлять терпимость к другому мнению, не допускать агрессивного поведения.
Рефлексия
— Наш урок подошел к концу.
— Какова же была главная цель нашего урока?
— Достигли ли мы её?
— Чему нас учат герои сказки?
— Какие качества вы бы хотели перенять у героев сказки?
— Оцените свою работу на уроке.
Цветовой сигнал
Зеленый – мне было легко работать.
Желтый – испытывал затруднения.
Красный – мне было сложно работать.
— Дать характеристику героям сказки С.Т. Аксакова «Аленький цветочек».
— Да.
Ответы учащихся.
Оценивают свою работу на уроке при помощи приема «цветовой сигнал».
Регулятивные:
- формулировать учебную задачу урока;
- читать в соответствии с целью чтения;
- оценивать свои достижения.
Коммуникативные:
- понимать цель своего высказывания;
- участвовать в диалоге с классом, задавать вопросы;
- проявлять терпимость к другому мнению, не допускать агрессивного поведения.
Тема: «Открытие
любви и добра» по сказке « Аленький цветочек» Сергея Тимофеевича Аксакова.
Тип урока: Обобщающий
урок.
Цели:формирование нравственных убеждений через
оценку героев и сопереживание им.
Задачи:
— анализировать художественный текст и на
этой основе формировать умение осмысленно воспринимать литературные
произведения;
— совершенствовать умение давать
характеристику персонажу;
-развивать интеллектуальные, творческие
способности, эмоциональную сферу, расширять кругозор, приобщая к ценностям
русской литературной классики;
-воспитывать общую культуру, умение
сочувствовать, сопереживать, определять действительную доброту.
Оборудование:
учебник
«Литературное чтение» (авторы Л.Ф. Климанова, В. Г. Горецкий, М. В.
Голованова); мультимедийный проектор, презентация, иллюстрации, карточки для
парной работы.
Ход
урока:
I.Адаптационный
этап.
1.Адаптация
учащихся к деятельности.
Приветствие,
создание эмоционального фона.
-Сегодня у нас
необычный урок. У нас присутствуют гости. Посмотрите на них, поприветствуйте,
занимайте свои места.
-Ребята , на парте у вас
карточки , в которых вы будете оценивать свою работу на протяжении всего
урока .
2. Выявление
предварительных знаний учащихся и определение их границ.
— На доске записаны слова :
пословица, рассказ, стихотворение, басня…….
-Что это?(Жанры произведений) .
Какой жанр можно ещё дополнить (Сказка).
-Что вы знаете о сказке?(Это художественное
произведение, в котором есть вымысел, элементы чудесного, фантастического.
Сказка обязательно чему-то учит)
— Чем вам нравится
этот жанр?(учащиеся
отмечают социально значимые признаки сказок: торжество добра над злом, наличие
волшебства и чудес, а также мораль.)
-А какие бывают
сказки? (о животных, волшебные, бытовые, фольклорные, литературные
авторские)
— Назовите любимые
ваши сказки.
—Послушайте
загадку и подумайте, к какой сказке можно отнести отгадку?
Жил да был один купец,
Уважаемый вдовец.
Был он сказочно богат,
Но казне своей не рад.
Он в казне не видел прока,
Если сердце одиноко.
Торговался все ж до ночи
Ради трех красавиц дочек.
Их наряды на подбор –
Шитый золотом узор.
Словно лебеди плывут,
Разговор как нить ведут.
Старшие хотя бойчее,
Младшая купцу милее.
Как то раз купец собрался
Да и за море подался
За каким-то интересом:
За прибытком аль привесом.
Долго за морем он был,
Наконец домой приплыл.
Дочерям привез подарки.
Старшеньким – каменьев ярких.
Младшей, спрятав в узелок,
Чудный ..
(аленький цветок).
-К какому виду относится эта сказка?
-С.Т. Аксаков
написал одну-единственную сказку – «Аленький цветочек», которую еще в детстве
услышал от крепостной крестьянки. Позже он дал сказке подзаголовок. Какой? ( Сказка
ключницы Пелагее)
-Ребята, вспомним,
кто-же такая ключница Пелагея?
Крепостная
крестьянка. В юности во времена Пугачевского бунта со своим отцом она бежала от
жестокого обращения своего хозяина-помещика Алакаева из Оренбурга в Астрахань.
Там
Пелагея прожила 20 лет, вышла замуж, овдовела, служила в купеческих домах, в
том числе и у купцов-персов. Узнав, что старый хозяин умер и теперь новые
хозяева Аксаковы, вернулась в поместье. Скорее всего, именно в Астрахани от
персидских купцов она и услышала восточные сказки. Знала она много русских
сказок, а ещё любила сочинять свои собственные сказки по мотивам других.
Пелагея
следила за хозяйством в доме. У нее были все ключи от кладовых. Очень часто ее
приглашали в дом, для того чтобы рассказала сказки перед сном для маленького
Сережи. Она была великая мастерица рассказывать сказки. Сергей очень любил
сказку «Аленький цветочек». Он слышал ее в продолжение нескольких лет
не один десяток раз, потому что она очень ему нравилась. Впоследствии выучил ее
наизусть и сам рассказывал со всеми прибаутками.
II.Основной
этап.
1. Формирование
знаний, отношений, действий, опыта.
-На доске записана
поговорка: «С лица воды не пить».
-Какое отношение
это пословица имеет к уроку?
Дети выдвигают
свои предположения, затем учитель резюмирует.
Не случайно в
народе сложилась поговорка «С лица воды не пить!». Мудрость,
заложенная в этой поговорке, гласит о том, что внешняя привлекательность далеко
не всегда свидетельствует о добром сердце, о честности и надежности носителя
физической красоты.
-Чаще всего люди человека
почему судят?
-Подходит ли
пословица у сказкеАксакова ?
2.
Разрешение интеллектуального затруднения.
-Сегодня мы на
уроке будем продолжать анализировать важные моменты , которые хотел донести до
читателя С.Т.Аксаков.
— Вспомним
содержание сказки.
Я предлагаю вам
восстановить в нужной последовательности план. Не обычный, а цитатный.Какое
слово непонятно?
-Что же такое
цитата?
-Где нам можно
посмотреть толкование неизвестных слов?( В толковом словаре.)
Цитата —
дословная выдержка из какого-либо текста.
-Расставьте цитаты
в правильной последовательности так, чтобы получился цитатный план. (Работа в
парах).
«Бродит он
по лесу дремучему…»
«Жил – был
богатый купец…»
«Вот ездит
честной купец по чужим сторонам заморским…»
«Что
ты сделал? Как ты посмел сорвать…?»
«…и стал
он их спрашивать, каких гостинцев желают»
«Я отпущу
тебя домой невредимого, коли дашь ты мне слово честное купецкое…»
Ученики
расставляют последовательность цитат, читают свои цитатные планы
1. «Жил –
был богатый купец…»
2. «…и
стал он их спрашивать, каких гостинцев желают»
3. «Вот
ездит честной купец по чужим сторонам заморским…»
4. «Бродит
он по лесу дремучему…»
5.«Что ты сделал?
Как ты посмел сорвать…?»
6. «Я
отпущу тебя домой невредимого, коли дашь ты мне слово честное купецкое…»
(Учащиеся
оценивают на карточках работу в парах)
— Молодцы,
мы вспомнили основные части сказки.
-Дома вы нарисовали иллюстрации к сказке «Аленький цветочек»
на понравившийся сюжет. Почему именно этот сюжет понравился?( обсуждение.).
Многие художники также иллюстрировали сказку
С.Т.Аксакова.Посмотрите на экран и найдите к каждой иллюстрации отрывок
сказки и зачитайте.
«В некотором
царстве…» (с 193)
-почему КУПЕЦ младшую дочку любил
больше всех ( …а меньшую дочь любил больше, потому что она была собой лучше
всех и к нему ласковее)
«..а привези ты мне венец из каменьев…»
(с. 194)
-Загаданные подарки глубоко символичны. Так венец-символизирует
жажду власти.
« …а
привези ты мне тувалет ..» (с. 194)
—Тувалет
(зеркальце)—символизирует страсть тщеславия и самовлюблённости.
— В какой
авторской сказке нам тоже встречалось зеркальце?(А.С. Пушкин «Сказка о
мёртвой царевне»)
«…а
привези ты мне аленький цветочек…» (с. 195)
— Как вы
думаете, почему младшая дочь заказывает такой необычный «гостинец»? Как это
характеризует ее духовный мир?(Сказочник сразу выделяет ее из трех сестер,
показывая младшую дочь как романтическую, необыкновенную натуру, живущую в
каком-то своем прекрасном мире.)
-Ребята, а знаете
ли вы, что алый цвет- производный от красного.
-Что означает
красный цвет?(на Руси красный издревле считался самым красивым из всех
цветов радуги. Недаром даже самая красивая площадь в Москве названа Красной. А
помните, что говорят о русской красавице: красавица- алая девица. К тому же
алый- самый чистый из оттенков красного, потому и олицетворяет чистоту
помыслов и чувств. Алый- цвет счастья, радости и любви.)
«стоит дом не
дом, чертог не чертог, а дворец..» (с. 197)
«И вдруг видит
он, на пригорочке зелёном цветёт цветок цвета алого…» (с 198)
(дети могут
зачитать несколько вариантов с.198 или с.199
«Вынимает он
перстень зверя лесного…» (с 203)
-Почему
именно младшая дочь решила отправиться к чудовищу?
-Какая черта
характера девушки выявляется в этом эпизоде?
-Почему девушка
после того, как увидела чудище, осталась с ним?
— Была ли это
жалость или героиня действительно полюбила его? Какой эпизод в сказке
доказывает последнее?
-Какой поступок
зверя подчеркнул ещё раз, что он добрый?
«А сёстрам то и в
досаду было…….»
— -Какое чувство в
сказке оказало решающую роль на исход событий?
— Чем закончилась
сказка?
— А как зовут
главную героиню?(углавной героини нет имени, Аксаков верил, что любая русская
героиня способна на такую силу любви и самоотверженности).
(Оценивание работы
на карточках)
— Вернемся к
исследованию сказки «Аленький цветочек». Как вы думаете, есть ли в ней следы
народной сказки?Докажите, что они присутствуют и в сказке С.Т.Аксакова.
1. Добро побеждает зло(Чары злой колдуньи разрушены)
2. Герои делятся на положительных и отрицательных
Положительные
герои (купец, младшая дочь, чудовище)
Отрицательные
герои ( колдунья, сестры)
3. Построение: зачин, присказка, концовка(В некотором
царстве, в некотором государстве)
Присказка
(много ли мало ли времени прошло, скоро сказка сказывается, а не скоро
делается)
Концовка
(И стали они жить поживать, да добра наживать)
4. Волшебные предметы(аленький цветочек, золотой перстень,
огненные слова).
5. Устойчивые выражения (как среди бела дня, ни в сказке
сказать, ни пером описать, за тридевять земель)
6. Троекратное повторение(число 3, три сестры, срок три
дня)
(Оценивание
работы)
III.
Творческий этап.
1.Первичное
закрепление знаний, действий, отношений, опыта на основе их применения.
— Давайте
сделаем вывод .
— Что же самое
главное хотел сказать автор читателям? (Нужно добиваться своей цели с
помощью доброты и щедрости души, только так можно стать счастливым. Зло и
зависть – враги счастья.Это сказка. Но ведь в жизни тоже случается такое, когда
за непривлекательной внешностью скрывается прекрасная душа. Увидеть, понять это
может далеко не каждый. В основном люди привыкли полагаться на первое внешнее
впечатление, забывая, что, возможно, за привлекательной внешностью может не
оказаться ничего: ни души, ни чувств. )
-Чему учит сказка?
(Сказка учит ценить в человеке самые важные человеческие качества — любовь,
доброту, заботу. Сказка называет человека красивым только тогда, когда он
красив душой. Сказка учит ценить самих людей, понимать разницу между добром и
злом, правдой и ложью. Она учит нас жить.)
2.
Повышение уровня формируемых знаний на основе применения на основе применения
разноуровневых и творческих заданий.
Задания:
1.Наишите
другу, почему бы вы рекомендовали прочитать сказку «Аленький цветочек»
С.Т.Аксакова .
2.Найдите
в сказке пословицы и выпишите их.
-Скоро сказка
сказывается, не скоро дело делается.
-Богатство — дело
наживное.
-Двух смертей не
бывать, а одной не миновать.
—Стали жить да поживать,
добра наживать.
— Красоты такой, что ни в сказке
сказать, ни пером написать
6.
Нарисовать аленький цветочек и написать на лепестках, какие черты вы цените в
людях?
(Оценивание)
Итог: В
заключении выберите пословицы, которые будут итогом нашего урока.
Глаза — бирюза, а душа — сажа.
Некрасив собой, но красив душой.
Молодец красив, да на душу крив.
Суди не по внешности, а суди по делам.
Не ищи красоты, а ищи доброты.
— Ребята , на каком этапе урока, вы оценили себя высоко?
—Домашнее задание:
пересказ понравившегося отрывка.
Спасибо за работу
на уроке! Сдайте карточки .
Умный мужик — русская народная сказка
Сказка про смекалистого бедного мужика, который умел все поделить по справедливости и себя не обидеть!
Умный мужик читать
В одной деревне жили-были два мужика: один был богатый, а другой — бедный. У богатого мужика всего вдоволь, а у бедного — детей много, а всего добра один гусь.
И дошло дело до того, что нечем стало бедняку детей кормить. Что тут станешь делать? Думал-думал, как быть, чем детей накормить, и надумал:
— Жарь, хозяйка, гуся!
Зажарили гуся, поставили на стол, а хлеба нет ни крошки. Говорит мужик:
-Ну как станем без хлеба есть, надолго ли нам его хватит? Лучше отнесу гуся барину, хлеба у него попрошу.
-Ступай, муженек, ступай, — говорит жена, — может быть, хоть полмешка муки даст.
Пришел мужик к барину:
— Принес тебе гуська, не побрезгуй принять, а мне хоть немного муки дай — нечем детей кормить.
— Ну ладно, — барин говорит. — Умел ты гуся подарить, сумей его разделить промеж нас без обиды.
Разделишь без обиды – велю наградить, а не сумеешь — выпороть прикажу.
А семья у того барина: сам с женой, два сына да две дочери — всего шестеро.
Попросил мужик нож и стал гуся делить. Сперва отрезал голову, подает барину:
— Ты всему дому голова — так вот тебе гусиная голова.
Отрезал гузку, барыне подает:
— Тебе дома сидеть, за домом глядеть — вот тебе гузка.
Отрезал лапки, подает сыновьям:
— Вот вам по ножке — топтать отцовские дорожки.
А дочерям по крылышкам дал:
— Вам с отцом, с матерью не век жить — вырастете, полетите прочь, свое гнездо вить.
Остальное себе взял. А мужик сер да глуп — мне глодать хлуп.
— Хорошо, мужик, гуся разделил и сам в обиде не остался!
Поднес стаканчик винца и велел дать два мешка муки бедному мужику.
Услыхал про то богатый мужик, позавидовал бедняку. Зажарил пять жирных гусей, принес барину, сам кланяется:
— Не побрезгуй, ваша милость, принять за поклон от меня пять кормленых гусей!
— Спасибо, братец, спасибо! Сумел ты гусей подарить, сумей свой подарок промеж нас без обиды разделить. Коли разделишь без обиды — награжу, а не сумеешь разделить — велю на конюшне выпороть.
Стоит богатый мужик, прикидывает и так и сяк — никак ему пять гусей между шестью человеками не разделить.
Позвал барин бедняка:
— Можешь ли пять гусей промеж нас без обиды разделить?
— А чего не разделить! — отвечает бедный мужик.
Подает одного гуся барину с барыней:
— Вас двое — вот вам гусь. Теперь вас стало трое.
Другого гуся двум сыновьям подал:
— И вас теперь трое стало.
Третьего подает двум дочерям:
— И вас стало трое.
Двух остальных гусей себе взял:
— И нас стало трое. Никому не обидно.
— Ну, молодец, мужик! Знал, как надо разделить, и себя не забыл!
Пожалуйста, оцените произведение
Средняя оценка 3 / 5. Количество оценок: 2
Оценок пока нет. Поставьте оценку первым.
Если Вам понравилось, пожалуйста, поделитесь с друзьями.
Прочитано 4633 раз(а)
Другие русские бытовые сказки
Царь и портной — русская народная сказка
Сказка о хитром портном, который смог царя обмануть и получить много денег… Царь и портной читать Жил-был царь на царстве — на ровном месте, как сыр на скатерти. Этот царь был охотник…
Елевы шишки — русская народная сказка
Сказка про двух братьев. Богатый брать пошутил над бедным и сказал, что в Москве елевы шишки нынче дороги. А бедный брал набрал воз шишек да и продал его, благодаря царю… Елевы шишки…
Золотой топор — русская народная сказка
Короткая сказка про честного, но бедного брата и жадного богатого. Однажды бедный брат утопил свой топор в речке, а волшебный старичок вынул из реки золотой топор и предложил мужику. Тот не взял…
Все русские бытовые сказки
Рекомендуем Вам прочитать
Воевода и мужик — русская народная сказка
Сказка об остроумном мужике, который сумел загадать воеводе сложную загадку, да еще его уму-разуму научить… Воевода и мужик читать С самого утра мужичок трудится на своей борозде, устал бедный. Едет воевода. Известно,…
Батрак — русская народная сказка
Батрак — русская народная сказка о младшем крестьянском сыне, который оказался на редкость умен. Он обхитрил купца и даже черта… (А.Н.Афанасьев; на сюжет этой сказки А.С.Пушкин создал «Сказку о попе и о…
Свинья-сестра — русская народная сказка
Сказка о том, как бедный мужик хитростью забралу барыни много добра. А потом и барина перехитрил… Свинья-сестра читать В одной деревушке жил-был мужичок-беднячок, а неподалёку — богатый помещик. И было у этого…
Умный мужик – русская народная сказка, читать детям онлайн
У бедного старика было три сына.
Посылает отец старшего:
— Поди наймись в батраки, все чего-нибудь заработаешь.
Пошел старший сын в другую волость, а навстречу ему поп:
— Наймись, свет, ко мне, только, чур, уговор такой: коли хоть на день раньше срока уйдешь — не видать тебе твоего заработка, ни копейки не дам.
Молодец перечить не стал и нанялся к попу на год.
Будит поп работника до солнышка, работать заставляет дотемна, а кормит один раз в день не досыта.
От голода да от тяжелой работы парень совсем отощал — насилу ноги волочит.
«Коли до срока жить — живому не быть, совсем изведусь».
Махнул рукой на заработок и с пустыми руками воротился домой.
А попу того и надо, чтобы работник до срока ушел. Все тяжелые работы справлены, и деньги целы.
На другой год пошел средний брат в работники наниматься. И таким же манером, как и старший брат, полгода у попа мучился и тоже без копейки, чуть живой домой приплелся.
На третий год настал черед младшему брату в люди идти.
Пошел он прямо к тому попу, где старшие братья горе мыкали.
— Вот и хорошо, — обрадовался поп, — я как раз работника ищу. Рядись, платой не обижу, а уговор такой: до срока проживешь — получай все сполна, что ряжено; если раньше уйдешь — пеняй на себя, копейки не заплачу.
— Ладно, — отвечает молодец.
И ударили по рукам.
На другое утро — ни свет ни заря — будит поп работника:
— Вставай, скорей запрягай, поедем за сеном на дальний покос.
Покуда работник коней запрягал, поп успел плотно позавтракать, а работнику попадья дала всего две вчерашние картофелины.
— Позавтракаешь в дороге — видишь, батюшка торопится, сердится…
Поехали. Только миновали околицу, соскочил парень с саней и закричал:
— Постой, батюшка! Я веревки забыл, сейчас сбегаю.
Поп коня придержал, бранится.
А работник прибежал, постучался:
— Ох, матушка, батюшка велел принести каравай белого хлеба да три пирога с рыбой.
Попадья припасы завернула, подала.
Молодец прихватил в сенях веревки, воротился.
— Трогай, батюшка, веревки принес.
— Ладно, хоть недалеко отъехали, — ворчит поп.
Покуда до места добрались, сено укладывали да увязывали — времени прошло много.
Только к вечеру тронулись в обратный путь.
Поп с переднего воза кричит:
— Дорога ровная, без раскатов, я подремлю! А ты, парень, гляди, как доедем до развилки, надо влево держать!
После того завернулся с головой в теплый дорожный тулуп и улегся спать.
Работник пирогов наелся да белого хлеба, лежит на своем возу. Доехали до развилки, и направил молодец коней не влево, как поп наказывал, а вправо. Влез на воз, посмеивается. «Проучу долговолосого, попомнит меня».
Верст пятнадцать еще отъехали. Тут поп проснулся, огляделся — видит, едут не туда, куда надо, заругался:
— Ох, будь ты неладен! Ведь говорил — держи влево. И о чем только ты думал, куда глядел?
— Как куда глядел? Да ведь сам ты и кричал: «Держись правой руки!»
«Видно, я обмолвился», — подумал поп и говорит:
— Ну, делать нечего, надо кружным путем ехать. Тут верст через десять деревня будет, придется переночевать. Время позднее, да и есть смертельно охота, прямо терпенья нет.
— А ты, батюшка, сенца попробуй, — работник говорит, — я вот так славно подкрепился, сыт-сытехонек.
Поп надергал травы, что помягче, пожевал, пожевал, выплюнул.
— Нет, не по мне это кушанье.
Ехали еще час ли, два ли — показалась деревня.
Привернули к самой богатой избе, к лавочнику.
— Ступай, — поп говорит, — просись ночевать, у меня от голода руки-ноги трясутся.
— Добрые люди, пустите переночевать!
— Заезжай, заезжай, ночлега с собой не возят.
— Да я не один, — шепотом говорит молодец, — со мной батюшка нездоровый — вроде не в своем уме. Так смирный, тихий, а как услышит, что два раза одно и то же скажут, как лютый зверь становится, на людей кидается.
— Ладно, — хозяин отвечает, — буду знать и своим закажу.
Работник коней распряг, задал корм и помог попу слезть с воза.
Зашли в избу. Хозяева с опаской поглядывают на попа, помалкивают.
Подошло время к ужину, накрыли стол.
— Садитесь, гости, с нами хлеба-соли отведать.
Работник сразу за стол, а поп ждет, когда еще раз попотчуют.
Хозяева другой раз не зовут, не смеют.
Сели ужинать. Сидит поп в сторонке, злится на себя: «Надо бы сразу за стол садиться».
Так и просидел весь ужин не солоно хлебавши.
Хозяйка убрала со стола, постелила попу с работником постель.
Молодец только голову на подушку уронил, сразу крепко уснул. И хозяева уснули.
А голодному попу не до сна.
Растолкал, разбудил работника:
— Ой, есть хочу, терпенья нет.
— А чего ужинать не стал?
— Думал, еще попотчуют.
— Приметил я, — шепчет работник, около печки на полке горшок с кашей, поди поешь.
Поп вскочил и через минуту снова будит работника:
— Горшок с кашей нашел, а ложки нет.
— Ну где я тебе ложку возьму! Засучи рукава и ешь рукой.
Поп от жадности сунул в горшок обе руки, а в горшке был горячий вар. Третий раз будит работника, трясет горшком:
— Ох, мочи нет, руки горят и вынуть не могу!
— Беда с тобой, — парень ворчит. — Гляди, у стены точильный камень. Разбей горшок, и вся недолга.
Поп изо всех сил хватил горшком, только черепки полетели. В эту же минуту кто-то истошно завопил:
Поп кинулся вон из избы.
Вся семья всполошилась, зажгли огонь и видят: у хозяина вся голова залита варом. Стонет старик.
Сыновья хозяина приступили к работнику:
— Зачем старика изувечили?
— Кто кого изувечил? И знать не знаю, и ведать не ведаю. А вот куда вы нездорового попа девали?
Хозяева — туда-сюда: и в сени и на сеновал.
Умный работник
У бедного старика было три сына. Посылает отец старшего: — Поди наймись в батраки, все чего-нибудь заработаешь. Пошел старший сын в другую волость, а навстречу ему поп: — Наймись, свет, ко мне, только, чур, уговор такой: коли хоть на день раньше срока уйдешь — не видать тебе твоего заработка, ни копейки не дам.
Молодец перечить не стал и нанялся к попу на год. Будит поп работника до солнышка, работать заставляет дотемна, а кормит один раз в день не досыта.
От голода да от тяжелой работы парень совсем отощал — насилу ноги волочит.
— Коли до срока жить — живому не быть, совсем изведусь. Махнул рукой на заработок и с пустыми руками воротился домой. А попу того и надо, чтобы работник до срока ушел. Все тяжелые
работы справлены, а деньги целы.
На другой год пошел средний брат в работники наниматься. И таким же манером, как и старший брат, полгода у попа мучился и тоже без копейки, чуть живой домой приплелся.
На третий год настал черед младшему брату в люди идти.
Пошел он прямо к тому попу, где старшие братья горе мыкали.
— Вот и хорошо! — обрадовался поп.— Я как раз работника ищу. Рядись, платой не обижу, а уговор такой: до срока проживешь — получай все сполна, что ряжено; если раньше уйдешь — пеняй на себя, копейки не заплачу.
— Ладно,— отвечает молодец. И ударили по рукам.
На другое утро — ни свет ни заря — будит поп работника:
— Вставай, скорей запрягай, поедем за сеном на дальний покос. Покуда работник коней запрягал, поп успел плотно позавтракать,
а работнику попадья дала всего две вчерашние картофелины:
— Позавтракаешь в дороге — видишь, батюшка торопится, сердится…
Поехали. Только миновали околицу, соскочил парень с саней и закричал:
— Постой, батюшка! Я веревки забыл, сейчас сбегаю. Поп коня придержал, бранится.
А работник прибежал, постучался:
— Ох, матушка, батюшка велел принести каравай белого хлеба да три пирога с рыбой.
Попадья припасы завернула, подала.
Молодец прихватил в сенях веревки, воротился.
— Трогай, батюшка, веревки принес.
— Ладно, хоть недалеко отъехали,— ворчит поп.
Покуда до места добрались, сено укладывали да увязывали — времени прошло много.
Только к вечеру тронулись в обратный путь. Поп с переднего воза кричит:
— Дорога ровная, без раскатов, я подремлю! А ты, парень, гляди, как доедем до развилки, надо влево держать!
После того завернулся с головой в теплый дорожный тулуп и улегся спать.
Работник пирогов наелся да белого хлеба, лежит на своем возу. Доехали до развилки, и направил молодец коней не влево, как поп наказывал, а вправо. Влез на воз, посмеивается: «Проучу долговолосого, попомнит меня».
Верст пятнадцать еще отъехали. Тут поп проснулся, огляделся — видит, едут не туда, куда надо, заругался:
— Ох, будь ты неладен! Ведь говорил — держи влево. И о чем только ты думал, куда глядел?
— Как — куда глядел? Да ведь сам ты и кричал: «Держись правой руки!»
«Видно я обмолвился»,— подумал поп и говорит:
— Ну, делать нечего, надо кружным путем ехать. Тут верст через десять деревня будет, придется переночевать. Время позднее, да и есть смертельно охота, прямо терпенья нет.
— А ты, батюшка, сенца попробуй,— работник говорит.— Я вот так славно подкрепился, сыт-сытехонек.
Поп надергал травы что помягче, пожевал, пожевал, выплюнул:
— Нет, не по мне это кушанье.
Ехали еще час ли, два ли — показалась деревня. Привернули к самой богатой избе, к лавочнику.
— Ступай,— поп говорит,— просись ночевать, у меня от голода руки-ноги трясутся.
— Добрые люди, пустите переночевать! Вышел хозяин:
— Заезжай, заезжай, ночлега с собой не возят.
— Да я не один,— шепотом говорит молодец,— со мной батюшка нездоровый — вроде не в своем уме. Так смирный, тихий, а как услышит, что два раза одно и то же скажут, как лютый зверь становится, на людей кидается.
— Ладно,— хозяин отвечает,— буду знать и своим закажу. Работник коней распряг, задал корм и помог попу слезть с воза. Зашли в избу. Хозяева с опаской поглядывают на попа, помалкивают. Подошло время к ужину, накрыли стол.
— Садитесь, гости, с нами хлеба-соли отведать.
Работник сразу за стол, а поп ждет, когда еще раз попотчуют.
Хозяева другой раз не зовут, не смеют.
Сели ужинать. Сидит поп в стороне, злится на себя: «Надо бы сразу за стол садиться».
Так и просидел весь ужин несолоно хлебавши.
Хозяйка убрала со стола, постелила попу с работником постель.
Молодец только голову на подушку уронил — сразу крепко уснул. И хозяева уснули.
А голодному попу не до сна.
Растолкал, разбудил работника:
— Ой, есть хочу, терпенья нет.
— А чего ужинать не стал?
— Думал, еще попотчуют.
— Приметил я,— шепчет работник,— около печки на полке горшок с кашей, поди поешь.
Поп вскочил и через минуту снова будит работника:
— Горшок с кашей нашел, а ложки нет. Рассердился парень:
— Ну где я тебе ложку возьму! Засучи рукава и ешь рукой.
Поп от жадности сунул в горшок обе руки, а в горшке был горячий вар. Третий раз будит работника, трясет горшком:
— Ох, мочи нет, руки горят и вынуть не могу!
— Беда с тобой,— парень ворчит.— Гляди, у стены точильный камень. Разбей горшок, и вся недолга.
Поп изо всех сил хватил горшком, только черепки полетели. В эту же минуту кто-то истошно завопил:
Поп кинулся вон из избы.
Вся семья всполошилась, зажгли огонь и видят: у хозяина вся голова залита варом. Стонет старик.
Сыновья хозяина приступили к работнику:
— Зачем старика изувечили?
— Кто кого изувечил? И знать не знаю, и ведать не ведаю. А вот куда вы нездорового попа девали?
Хозяева — туда-сюда: и в сени, и на сеновал. Все обыскали — нигде нет попа.
— Вот видите,— работник говорит,— хозяин-то уж очухался, а попа нет. Люди вы справные, отпустите товару из лавки на сотню рублей — замнем дело, а не то в волость поеду, придется вам в ответе быть.
Хозяева помялись, помялись, дали товару на сто рублей. Молодец подарки прихватил, коней запряг и поехал домой. Версту от деревни отъехал, глядь — из соломенного омета поп вылезает:
— Боялся, что хозяева тебя не выпустят.
— Хозяина-то ведь не я, а ты убил,— работник отвечает,— тебе и в остроге сидеть. Кто меня держать станет?
— Так разве до смерти?
— А ты как думал? Сейчас за урядником поедут. Поп руками всплеснул, трясется весь:
— Ох, горе горькое! Неужто нельзя как-нибудь уладить?
— Уладить можно,— работник говорит,— я уж просил хозяев: мол, все равно старика не оживишь.
— Да известно что: дорожатся.
— Я ничего не пожалею, все отдам, только бы замять дело!
— Просят пару коней да триста рублей денег. Ну и мне за хлопоты хоть сотню надо.
«Слава богу,— думает поп,— дешево отделался». Отвалил работнику четыре сотенки, отдал коней.
— Беги скорее, покуда не раздумали!
Работник отвел коней на гумно, привязал, помешкал там малое время, воротился к попу:
— Ступай домой, ничего не бойся, все дело улажено. Поп пустился наутек, от радости ног не чует.
А работник привел отцу пару коней, отдал деньги. И за себя и за братьев получил от попа сполна.
Сказка Аленький цветочек. Сергей Аксаков
Сказка Аленький цветочек современным детишкам больше известна по диснеевскому мультфильму «Красавица и Чудовище». Аксаков свою сказку написал по мотивам русской народной сказки. В ней писатель передает народную духовность, красоту и богатство русской народной речи. Непременно прочитайте сказку онлайн и обсудите ее с ребенком.
Скачать сказку Аленький цветочек: (word) — (pdf)
Сказка Аленький цветочек читать
Краткое содержание сказки
Было у купца три дочери, младшая, добрая и ласковая, – самая любимая. Попросили старшие дочери отца привезти им из чужедальних стран украшения и диковинки, а младшая попросила аленький цветочек. Долго искал купец подарок для младшей дочери. А когда сорвал чудесный цветок в роскошном саду, появился лесной зверь-чудовище. Он потребовал отдать ему одну из дочерей или грозился убить купца. Младшая дочь согласилась, чтобы спасти отца. Постепенно девушка привыкла к жизни в таинственном дворце страшилища. Невидимый господин относился к ней, как к любимой госпоже, угадывал все ее желания. Полюбила девушка умные речи и душу чудовища, попросила его открыть ей свой облик. Безобразная внешность хозяина напугала бедняжку настолько, что она лишилась чувств, но постепенно она привыкла к ужасному облику своего господина. Когда девушка призналась своему суженому в любви, превратился лесной зверь в прекрасного принца. Читать сказку онлайн полностью можно на нашем сайте.
Анализ сказки Аленький цветочек
Литературная обработка русской народной сказки принесла популярность автору. Сказка Сергея Аксакова по богатству языка и облагораживающей силе соприкасается со сказками Пушкина. Тема долга, стойкости, красоты человеческой души раскрывается в волшебной сказочной истории. Разглядеть внутреннюю красоту другого человека может только искренний человек. Чему учит сказка Аленький цветочек? Сказка учит доброте, чуткости, преданности, любви.
Мораль сказки Аленький цветочек
Судят о людях не по их внешности, а по поступкам и личностным качествам – такова главная мысль сказки Аленький цветочек. Очень актуальна сказка в наше время. Современная жизнь сочиняет сказки с подобными сюжетами. Только в них все наоборот: девушки, гоняясь за принцами, попадают в лапы «чудовищ».
Пословицы, поговорки и выражения сказки
- Как в кремне огонь не виден, так в человеке душа.
- Не смотри, каков в плечах, наблюдай, каков в делах.
- Полюбишь душу человека, и внешность
Читать сказки онлайн – увлекательное и полезное занятие!
- Сказки по возрасту
- Сказки для малышей
- Сказки для 2 лет
- Сказки для 3 лет
- Сказки для 4 лет
- Сказки для 5 лет
- Сказки для 6 лет
- Сказки для 7 лет
- Сказки для 8 лет
- Сказки для 9 лет
- Сказки для 10 лет
- Подборки сказок
- Популярные сказки
- Сказки для девочек
- Сказки для мальчиков
- Сказки на ночь
- Короткие сказки
- Новогодние сказки
- Рождественские сказки
- Сказки в стихах
- Сказки о животных
- Сказки перед сном
- Смешные сказки
- Советские сказки
- Страшные сказки
- Сказки народов мира
- Русские народные сказки
- Арабские сказки
- Зарубежные писатели
- Андерсен Г. Х.
- Астрид Линдгрен
- Братья Гримм
- Вильгельм Гауф
- Гофман Э. Т. А.
- Джанни Родари
- Редьярд Киплинг
- Шарль Перро
- Русские писатели
- Аксаков С. Т.
- Гаршин В. М.
- Мамин-Сибиряк Д. Н.
- Маршак С. Я.
- Одоевский В. Ф.
- Пушкин А. С.
- Салтыков-Щедрин М. Е.
- Сутеев В. Г.
- Толстой А. Н.
- Чуковский К. И.
Нажмите кнопку, чтобы случайным образом показалась 1 сказка
- Загадки
- Стихи
- Басни
- Сказки
- Песни
- Аудиосказки
- Детское радио
Материалы о развитии и воспитании детей
Вопросы и ответы родителей о здоровье, развитии и воспитании детей
- Журнал Подразделы
- Советы
- Познавательно
- Для настроения
- Своими руками
- Развивайка Подразделы
- Загадки
- Стихи
- Басни
- Сказки
- Аудиосказки
- Песни
- Вопросы
Я happy MAMA — сообщество счастливых мам. Мы стараемся нести вам радость и пользу каждый день. Любите и будьте любимы!
При использовании материалов сайта обязательно наличие активной ссылки на страницу исходной записи
Аленький цветочек – Сергей Аксаков, читать сказку детям онлайн
Сказка ключницы Пелагеи
В некиим[1] царстве, в некиим государстве жил-был богатый купец, именитый человек.
Много у него было всякого богатства, дорогих товаров заморских, жемчугу, драгоценных камениев, золотой и серебряной казны[2] и было у того купца три дочери, все три красавицы писаные, а меньшая лучше всех; и любил он дочерей своих больше всего своего богатства, жемчугов, драгоценных камениев, золотой и серебряной казны — по той причине, что он был вдовец и любить ему было некого; любил он старших дочерей, а меньшую дочь любил больше, потому что она была собой лучше всех и к нему ласковее.
Вот и собирается тот купец по своим торговым делам за море, за тридевять земель, в тридевятое царство, в тридесятое государство, и говорит он своим любезным дочерям:
«Дочери мои милые, дочери мои хорошие, дочери мои пригожие, еду я по своим купецким делам за тридевять земель, в тридевятое царство, тридесятое государство, и мало ли, много ли времени проезжу — не ведаю, и наказываю я вам жить без меня честно и смирно, и коли вы будете жить без меня честно и смирно, то привезу вам такие гостинцы, каких вы сами захотите, и даю я вам сроку думать на три дня, и тогда вы мне скажете, каких гостинцев вам хочется».
Думали они три дня и три ночи и пришли к своему родителю, и стал он их спрашивать, каких гостинцев желают. Старшая дочь поклонилась отцу в ноги да и говорит ему первая:
«Государь ты мой батюшка родимый! Не вози ты мне золотой и серебряной парчи,[3] ни мехов черного соболя, ни жемчуга бурмицкого,[4] а привези ты мне золотой венец из камениев самоцветных, и чтоб был от них такой свет, как от месяца полного, как от солнца красного, и чтоб было от него светло в темную ночь, как среди дня белого».
Честной купец призадумался и сказал потом:
«Хорошо, дочь моя милая, хорошая и пригожая, привезу я тебе таковой венец; знаю я за морем такого человека, который достанет мне таковой венец; а и есть он у одной королевишны заморской, а и спрятан он в кладовой каменной, а и стоит та кладовая в каменной горе, глубиной на три сажени, за тремя дверьми железными, за тремя замками немецкими. Работа будет немалая: да для моей казны супротивного нет».
Поклонилась ему в ноги дочь середняя и говорит:
«Государь ты мой батюшка родимый! Не вози ты мне золотой и серебряной парчи, ни черных мехов соболя сибирского, ни ожерелья жемчуга бурмицкого, ни золота венца самоцветного, а привези ты мне тувалет[5] из хрусталю восточного, цельного, беспорочного, чтобы, глядя в него, видела я всю красоту поднебесную и чтоб, смотрясь в него, я не старилась и красота б моя девичья прибавлялася».
Призадумался честно́й купец и, подумав мало ли, много ли времени, говорит ей таковые слова:
«Хорошо, дочь моя милая, хорошая и пригожая, достану я тебе таковой хрустальный тувалет; а и есть он у дочери короля персидского, молодой королевишны, красоты несказанной, неописанной и негаданной; и схоронен тот тувалет в терему каменном, высоком, и стоит он на горе каменной, вышина той горы в триста сажень, за семью дверьми железными, за семью замками немецкими, и ведут к тому терему ступеней три тысячи, и на каждой ступени стоит по воину персидскому и день и ночь с саблею наголо булатною, и ключи от тех дверей железных носит королевишна на поясе. Знаю я за морем такого человека, и достанет он мне таковой тувалет. Потяжеле твоя работа сестриной, да для моей казны супротивного нет».
Поклонилась в ноги отцу меньшая дочь и говорит таково слово:
«Государь ты мой батюшка родимый! Не вози ты мне золотой и серебряной парчи, ни черных соболей сибирских, ни ожерелья бурмицкого, ни венца самоцветного, ни тувалета хрустального, а привези ты мне аленький цветочек, которого бы не было краше на белом свете».
Призадумался честной купец крепче прежнего. Мало ли, много ли времени он думал, доподлинно сказать не могу; надумавшись, он целует, ласкает, приголубливает свою меньшую дочь, любимую, и говорит таковые слова:
«Ну, задала ты мне работу потяжеле сестриных: коли знаешь, что искать, то как не сыскать, а как найти то, чего сам не знаешь? Аленький цветочек не хитро найти, да как же узнать мне, что краше его нет на белом свете? Буду стараться, а на гостинце не взыщи».
И отпустил он дочерей своих, хороших, пригожих, в ихние терема девичьи. Стал он собираться в путь, во дороженьку, в дальние края заморские. Долго ли, много ли он собирался, я не знаю и не ведаю: скоро сказка сказывается, не скоро дело делается. Поехал он в путь, во дороженьку.
Вот ездит честной купец по чужим сторонам заморским, по королевствам невиданным; продает он свои товары втридорога, покупает чужие втридешева, он меняет товар на товар и того сходней, со придачею серебра да золота; золотой казной корабли нагружает да домой посылает. Отыскал он заветный гостинец для своей старшей дочери: венец с камнями самоцветными, а от них светло в темную ночь, как бы в белый день. Отыскал заветный гостинец и для своей средней дочери: тувалет хрустальный, а в нем видна вся красота поднебесная, и, смотрясь в него, девичья красота не стареется, а прибавляется. Не может он только найти заветного гостинца для меньшой, любимой дочери — аленького цветочка, краше которого не было бы на белом свете.
Находил он во садах царских, королевских и султановых много аленьких цветочков такой красоты, что ни в сказке сказать, ни пером написать; да никто ему поруки не дает, что краше того цветка нет на белом свете; да и сам он того не думает. Вот едет он путем-дорогою со своими слугами верными по пескам сыпучим, по лесам дремучим, и, откуда ни возьмись, налетели на него разбойники, бусурманские, турецкие да индейские, и, увидя беду неминучую, бросает честной купец свои караваны богатые со прислугою своей верною и бежит в темные леса. «Пусть-де меня растерзают звери лютые, чем попасться мне в руки разбойничьи, поганые и доживать свой век в плену во неволе».
Бродит он по тому лесу дремучему, непроездному, непроходному, и что дальше идет, то дорога лучше становится, словно деревья перед ним расступаются, а часты кусты раздвигаются. Смотрит назад. — руки́ не просунуть, смотрит направо — пни да колоды, зайцу косому не проскочить, смотрит налево — а и хуже того. Дивуется честной купец, думает не придумает, что с ним за чудо совершается, а сам все идет да идет: у него под ногами дорога торная. Идет он день от утра до вечера, не слышит он реву звериного, ни шипения змеиного, ни крику совиного, ни голоса птичьего: ровно около него все повымерло. Вот пришла и темная ночь; кругом его хоть глаз выколи, а у него под ногами светлехонько. Вот идет он, почитай, до полуночи, и стал видеть впереди будто зарево, и подумал он: «Видно, лес горит, так зачем же мне туда идти на верную смерть, неминучую?»
Поворотил он назад — нельзя идти, направо, налево — нельзя идти; сунулся вперед — дорога торная. «Дай постою на одном месте, — может, зарево пойдет в другую сторону, аль прочь от меня, аль потухнет совсем».
Вот и стал он, дожидается; да не тут-то было: зарево точно к нему навстречу идет, и как будто около него светлее становится; думал он, думал и порешил идти вперед. Двух смертей не бывать, а одной не миновать. Перекрестился купец и пошел вперед. Чем дальше идет, тем светлее становится, и стало, почитай, как белый день, а не слышно шуму и треску пожарного. Выходит он под конец на поляну широкую и посередь той поляны широкой стоит дом не дом чертог не чертог, а дворец королевский или царский весь в огне, в серебре и золоте и в каменьях самоцветных, весь горит и светит, а огня не видать; ровно солнышко красное, инда[6] тяжело на него глазам смотреть. Все окошки во дворце растворены, и играет в нем музыка согласная, какой никогда он не слыхивал.
В некиим — в некотором. В сказке много старинных слов; она написана так, как ее рассказывала ключница Пелагея.
Аленький цветочек – Аксаков Сергей Тимофеевич – Страница 1
Сказка ключницы Пелагеи
В некиим[1] царстве, в некиим государстве жил-был богатый купец, именитый человек.
Много у него было всякого богатства, дорогих товаров заморских, жемчугу, драгоценных камениев, золотой и серебряной казны[2] и было у того купца три дочери, все три красавицы писаные, а меньшая лучше всех; и любил он дочерей своих больше всего своего богатства, жемчугов, драгоценных камениев, золотой и серебряной казны — по той причине, что он был вдовец и любить ему было некого; любил он старших дочерей, а меньшую дочь любил больше, потому что она была собой лучше всех и к нему ласковее.
Вот и собирается тот купец по своим торговым делам за море, за тридевять земель, в тридевятое царство, в тридесятое государство, и говорит он своим любезным дочерям:
«Дочери мои милые, дочери мои хорошие, дочери мои пригожие, еду я по своим купецким делам за тридевять земель, в тридевятое царство, тридесятое государство, и мало ли, много ли времени проезжу — не ведаю, и наказываю я вам жить без меня честно и смирно, и коли вы будете жить без меня честно и смирно, то привезу вам такие гостинцы, каких вы сами захотите, и даю я вам сроку думать на три дня, и тогда вы мне скажете, каких гостинцев вам хочется».
Думали они три дня и три ночи и пришли к своему родителю, и стал он их спрашивать, каких гостинцев желают. Старшая дочь поклонилась отцу в ноги да и говорит ему первая:
«Государь ты мой батюшка родимый! Не вози ты мне золотой и серебряной парчи,[3] ни мехов черного соболя, ни жемчуга бурмицкого,[4] а привези ты мне золотой венец из камениев самоцветных, и чтоб был от них такой свет, как от месяца полного, как от солнца красного, и чтоб было от него светло в темную ночь, как среди дня белого».
Честной купец призадумался и сказал потом:
«Хорошо, дочь моя милая, хорошая и пригожая, привезу я тебе таковой венец; знаю я за морем такого человека, который достанет мне таковой венец; а и есть он у одной королевишны заморской, а и спрятан он в кладовой каменной, а и стоит та кладовая в каменной горе, глубиной на три сажени, за тремя дверьми железными, за тремя замками немецкими. Работа будет немалая: да для моей казны супротивного нет».
Поклонилась ему в ноги дочь середняя и говорит:
«Государь ты мой батюшка родимый! Не вози ты мне золотой и серебряной парчи, ни черных мехов соболя сибирского, ни ожерелья жемчуга бурмицкого, ни золота венца самоцветного, а привези ты мне тувалет[5] из хрусталю восточного, цельного, беспорочного, чтобы, глядя в него, видела я всю красоту поднебесную и чтоб, смотрясь в него, я не старилась и красота б моя девичья прибавлялася».
Призадумался честно?й купец и, подумав мало ли, много ли времени, говорит ей таковые слова:
«Хорошо, дочь моя милая, хорошая и пригожая, достану я тебе таковой хрустальный тувалет; а и есть он у дочери короля персидского, молодой королевишны, красоты несказанной, неописанной и негаданной; и схоронен тот тувалет в терему каменном, высоком, и стоит он на горе каменной, вышина той горы в триста сажень, за семью дверьми железными, за семью замками немецкими, и ведут к тому терему ступеней три тысячи, и на каждой ступени стоит по воину персидскому и день и ночь с саблею наголо булатною, и ключи от тех дверей железных носит королевишна на поясе. Знаю я за морем такого человека, и достанет он мне таковой тувалет. Потяжеле твоя работа сестриной, да для моей казны супротивного нет».
Поклонилась в ноги отцу меньшая дочь и говорит таково слово:
«Государь ты мой батюшка родимый! Не вози ты мне золотой и серебряной парчи, ни черных соболей сибирских, ни ожерелья бурмицкого, ни венца самоцветного, ни тувалета хрустального, а привези ты мне аленький цветочек, которого бы не было краше на белом свете».
Призадумался честной купец крепче прежнего. Мало ли, много ли времени он думал, доподлинно сказать не могу; надумавшись, он целует, ласкает, приголубливает свою меньшую дочь, любимую, и говорит таковые слова:
«Ну, задала ты мне работу потяжеле сестриных: коли знаешь, что искать, то как не сыскать, а как найти то, чего сам не знаешь? Аленький цветочек не хитро найти, да как же узнать мне, что краше его нет на белом свете? Буду стараться, а на гостинце не взыщи».
И отпустил он дочерей своих, хороших, пригожих, в ихние терема девичьи. Стал он собираться в путь, во дороженьку, в дальние края заморские. Долго ли, много ли он собирался, я не знаю и не ведаю: скоро сказка сказывается, не скоро дело делается. Поехал он в путь, во дороженьку.
Вот ездит честной купец по чужим сторонам заморским, по королевствам невиданным; продает он свои товары втридорога, покупает чужие втридешева, он меняет товар на товар и того сходней, со придачею серебра да золота; золотой казной корабли нагружает да домой посылает. Отыскал он заветный гостинец для своей старшей дочери: венец с камнями самоцветными, а от них светло в темную ночь, как бы в белый день. Отыскал заветный гостинец и для своей средней дочери: тувалет хрустальный, а в нем видна вся красота поднебесная, и, смотрясь в него, девичья красота не стареется, а прибавляется. Не может он только найти заветного гостинца для меньшой, любимой дочери — аленького цветочка, краше которого не было бы на белом свете.
Находил он во садах царских, королевских и султановых много аленьких цветочков такой красоты, что ни в сказке сказать, ни пером написать; да никто ему поруки не дает, что краше того цветка нет на белом свете; да и сам он того не думает. Вот едет он путем-дорогою со своими слугами верными по пескам сыпучим, по лесам дремучим, и, откуда ни возьмись, налетели на него разбойники, бусурманские, турецкие да индейские, и, увидя беду неминучую, бросает честной купец свои караваны богатые со прислугою своей верною и бежит в темные леса. «Пусть-де меня растерзают звери лютые, чем попасться мне в руки разбойничьи, поганые и доживать свой век в плену во неволе».
Бродит он по тому лесу дремучему, непроездному, непроходному, и что дальше идет, то дорога лучше становится, словно деревья перед ним расступаются, а часты кусты раздвигаются. Смотрит назад. — руки? не просунуть, смотрит направо — пни да колоды, зайцу косому не проскочить, смотрит налево — а и хуже того. Дивуется честной купец, думает не придумает, что с ним за чудо совершается, а сам все идет да идет: у него под ногами дорога торная. Идет он день от утра до вечера, не слышит он реву звериного, ни шипения змеиного, ни крику совиного, ни голоса птичьего: ровно около него все повымерло. Вот пришла и темная ночь; кругом его хоть глаз выколи, а у него под ногами светлехонько. Вот идет он, почитай, до полуночи, и стал видеть впереди будто зарево, и подумал он: «Видно, лес горит, так зачем же мне туда идти на верную смерть, неминучую?»
Поворотил он назад — нельзя идти, направо, налево — нельзя идти; сунулся вперед — дорога торная. «Дай постою на одном месте, — может, зарево пойдет в другую сторону, аль прочь от меня, аль потухнет совсем».
Вот и стал он, дожидается; да не тут-то было: зарево точно к нему навстречу идет, и как будто около него светлее становится; думал он, думал и порешил идти вперед. Двух смертей не бывать, а одной не миновать. Перекрестился купец и пошел вперед. Чем дальше идет, тем светлее становится, и стало, почитай, как белый день, а не слышно шуму и треску пожарного. Выходит он под конец на поляну широкую и посередь той поляны широкой стоит дом не дом чертог не чертог, а дворец королевский или царский весь в огне, в серебре и золоте и в каменьях самоцветных, весь горит и светит, а огня не видать; ровно солнышко красное, инда[6] тяжело на него глазам смотреть. Все окошки во дворце растворены, и играет в нем музыка согласная, какой никогда он не слыхивал.
Аленький цветочек, стр. 1
Сказка ключницы Пелагеи
В некиим [1] царстве, в некиим государстве жил-был богатый купец, именитый человек.
Много у него было всякого богатства, дорогих товаров заморских, жемчугу, драгоценных камениев, золотой и серебряной казны [2] и было у того купца три дочери, все три красавицы писаные, а меньшая лучше всех; и любил он дочерей своих больше всего своего богатства, жемчугов, драгоценных камениев, золотой и серебряной казны — по той причине, что он был вдовец и любить ему было некого; любил он старших дочерей, а меньшую дочь любил больше, потому что она была собой лучше всех и к нему ласковее.
Вот и собирается тот купец по своим торговым делам за море, за тридевять земель, в тридевятое царство, в тридесятое государство, и говорит он своим любезным дочерям:
«Дочери мои милые, дочери мои хорошие, дочери мои пригожие, еду я по своим купецким делам за тридевять земель, в тридевятое царство, тридесятое государство, и мало ли, много ли времени проезжу — не ведаю, и наказываю я вам жить без меня честно и смирно, и коли вы будете жить без меня честно и смирно, то привезу вам такие гостинцы, каких вы сами захотите, и даю я вам сроку думать на три дня, и тогда вы мне скажете, каких гостинцев вам хочется».
Думали они три дня и три ночи и пришли к своему родителю, и стал он их спрашивать, каких гостинцев желают. Старшая дочь поклонилась отцу в ноги да и говорит ему первая:
«Государь ты мой батюшка родимый! Не вози ты мне золотой и серебряной парчи, [3] ни мехов черного соболя, ни жемчуга бурмицкого, [4] а привези ты мне золотой венец из камениев самоцветных, и чтоб был от них такой свет, как от месяца полного, как от солнца красного, и чтоб было от него светло в темную ночь, как среди дня белого».
Честной купец призадумался и сказал потом:
«Хорошо, дочь моя милая, хорошая и пригожая, привезу я тебе таковой венец; знаю я за морем такого человека, который достанет мне таковой венец; а и есть он у одной королевишны заморской, а и спрятан он в кладовой каменной, а и стоит та кладовая в каменной горе, глубиной на три сажени, за тремя дверьми железными, за тремя замками немецкими. Работа будет немалая: да для моей казны супротивного нет».
Поклонилась ему в ноги дочь середняя и говорит:
«Государь ты мой батюшка родимый! Не вози ты мне золотой и серебряной парчи, ни черных мехов соболя сибирского, ни ожерелья жемчуга бурмицкого, ни золота венца самоцветного, а привези ты мне тувалет [5] из хрусталю восточного, цельного, беспорочного, чтобы, глядя в него, видела я всю красоту поднебесную и чтоб, смотрясь в него, я не старилась и красота б моя девичья прибавлялася».
Призадумался честно?й купец и, подумав мало ли, много ли времени, говорит ей таковые слова:
«Хорошо, дочь моя милая, хорошая и пригожая, достану я тебе таковой хрустальный тувалет; а и есть он у дочери короля персидского, молодой королевишны, красоты несказанной, неописанной и негаданной; и схоронен тот тувалет в терему каменном, высоком, и стоит он на горе каменной, вышина той горы в триста сажень, за семью дверьми железными, за семью замками немецкими, и ведут к тому терему ступеней три тысячи, и на каждой ступени стоит по воину персидскому и день и ночь с саблею наголо булатною, и ключи от тех дверей железных носит королевишна на поясе. Знаю я за морем такого человека, и достанет он мне таковой тувалет. Потяжеле твоя работа сестриной, да для моей казны супротивного нет».
Поклонилась в ноги отцу меньшая дочь и говорит таково слово:
«Государь ты мой батюшка родимый! Не вози ты мне золотой и серебряной парчи, ни черных соболей сибирских, ни ожерелья бурмицкого, ни венца самоцветного, ни тувалета хрустального, а привези ты мне аленький цветочек, которого бы не было краше на белом свете».
Призадумался честной купец крепче прежнего. Мало ли, много ли времени он думал, доподлинно сказать не могу; надумавшись, он целует, ласкает, приголубливает свою меньшую дочь, любимую, и говорит таковые слова:
«Ну, задала ты мне работу потяжеле сестриных: коли знаешь, что искать, то как не сыскать, а как найти то, чего сам не знаешь? Аленький цветочек не хитро найти, да как же узнать мне, что краше его нет на белом свете? Буду стараться, а на гостинце не взыщи».
И отпустил он дочерей своих, хороших, пригожих, в ихние терема девичьи. Стал он собираться в путь, во дороженьку, в дальние края заморские. Долго ли, много ли он собирался, я не знаю и не ведаю: скоро сказка сказывается, не скоро дело делается. Поехал он в путь, во дороженьку.
Вот ездит честной купец по чужим сторонам заморским, по королевствам невиданным; продает он свои товары втридорога, покупает чужие втридешева, он меняет товар на товар и того сходней, со придачею серебра да золота; золотой казной корабли нагружает да домой посылает. Отыскал он заветный гостинец для своей старшей дочери: венец с камнями самоцветными, а от них светло в темную ночь, как бы в белый день. Отыскал заветный гостинец и для своей средней дочери: тувалет хрустальный, а в нем видна вся красота поднебесная, и, смотрясь в него, девичья красота не стареется, а прибавляется. Не может он только найти заветного гостинца для меньшой, любимой дочери — аленького цветочка, краше которого не было бы на белом свете.
Находил он во садах царских, королевских и султановых много аленьких цветочков такой красоты, что ни в сказке сказать, ни пером написать; да никто ему поруки не дает, что краше того цветка нет на белом свете; да и сам он того не думает. Вот едет он путем-дорогою со своими слугами верными по пескам сыпучим, по лесам дремучим, и, откуда ни возьмись, налетели на него разбойники, бусурманские, турецкие да индейские, и, увидя беду неминучую, бросает честной купец свои караваны богатые со прислугою своей верною и бежит в темные леса. «Пусть-де меня растерзают звери лютые, чем попасться мне в руки разбойничьи, поганые и доживать свой век в плену во неволе».
Бродит он по тому лесу дремучему, непроездному, непроходному, и что дальше идет, то дорога лучше становится, словно деревья перед ним расступаются, а часты кусты раздвигаются. Смотрит назад. — руки? не просунуть, смотрит направо — пни да колоды, зайцу косому не проскочить, смотрит налево — а и хуже того. Дивуется честной купец, думает не придумает, что с ним за чудо совершается, а сам все идет да идет: у него под ногами дорога торная. Идет он день от утра до вечера, не слышит он реву звериного, ни шипения змеиного, ни крику совиного, ни голоса птичьего: ровно около него все повымерло. Вот пришла и темная ночь; кругом его хоть глаз выколи, а у него под ногами светлехонько. Вот идет он, почитай, до полуночи, и стал видеть впереди будто зарево, и подумал он: «Видно, лес горит, так зачем же мне туда идти на верную смерть, неминучую?»
Поворотил он назад — нельзя идти, направо, налево — нельзя идти; сунулся вперед — дорога торная. «Дай постою на одном месте, — может, зарево пойдет в другую сторону, аль прочь от меня, аль потухнет совсем».