Русская народная одежда женская рассказ

Если эпоха реформ петра великого изменила наряд знати до неузнаваемости, то простой люд продолжал носить то, что привык. мода не

Если эпоха реформ Петра Великого изменила наряд знати до неузнаваемости, то простой люд продолжал носить то, что привык. Мода не играла никакой роли в жизни крестьян, главным считалось удобство, простота в изготовлении и починке и прочность.

Сложности стандартизации

Как рассуждает в книге «Визуальное народоведение империи» историк Елена Вишленкова, определение типичного народного костюма оказывается делом непростым. Петровские реформы по обязательному ношению иноземного платья и форменной одежды затронули служилых и знатных, поэтому именно костюм крестьян историки и этнографы воспринимают как аутентичный русский. Но при наличии общих чертах у крестьянства на огромных территориях страны не сложилось единого для всех костюмного ансамбля. По наблюдениям этнографов, изолированность отдельных территорий, разнообразие природно-климатических особенностей, местные обычаи – всё это способствовало появлению многообразных вариантов крестьянского одеяния.

Мужской костюм простолюдина был более типичен и состоял из «общеславянской» рубахи, портов и пояса. Дети до 14 лет – и мальчики, и девочки – носили простые рубахи длиной до лодыжек. Большим разнообразием, как отмечает Е. Вишленкова, отличалась женская одежда крестьянок. Этнографы выделяют четыре типовых сочетания. В основе каждого лежит рубаха – она являлась обязательным атрибутом и могла дополняться: юбкой-поневой и сорокой (разновидность головного убора замужней женщины), сарафаном и кокошником, юбкой-андароком или платьем-кубельком.

Фундамент русского костюма

Рубаха – иначе исподка или подноска – была основой мужского и женского костюма еще со славянских времен. Крестьянские женщины шили рубахи для всей семьи самостоятельно из домотканых материалов. Одежду, что носили ближе всего к телу, украшали сакральной вышивкой: для повседневного ношения – небольшими простыми орнаментами, для праздников – более затейливыми. Домотканину окрашивали и ткали в домашних условиях: она хоть и не была красивой и яркой, зато отличалась прочностью. При этом каждый крестьянин старался заполучить в гардероб хотя бы одну рубаху из покупной ткани – лучше из шелка, с медными пуговицами или петлями-запонками.

Как объясняет С. Улахович в статье «Конструктивно-композиционные особенности русской крестьянской рубахи», характерная одежда состояла из двух полотен-холстин, прикрывающих спину и грудь, и пришивных рукавов. Иногда между полотнищами и рукавами делали вставки-полики. Зажиточные крестьяне нередко носили рубаху-воротушку – без поликов, но с круглой вставкой вокруг горловины, украшенной узорами.

Женщины заправляли рубаху в поневу или надевали поверх нее сарафан, а вот мужчины носили рубаху навыпуск. Крестьянки кроили для себя длинные рубахи (до середины щиколотки или до лодыжек), а для мужей, отцов, сыновей и братьев – до колена. Мужчины обязательно подпоясывали рубаху, а затем поддергивали ее наверх таким образом, чтобы получилось нечто вроде мешка. В такой нательной сумке-мешке за пазухой можно было носить ценные вещи или необходимые предметы.

Пояс выполнял не только практическую, но и защитную функцию. Он уберегал от нечисти и дурного глаза. Первый пояс-свивальник надевали на ребенка еще до крещения – узкой полоской ткани, плетеным шнурком или тонким пояском крепко перевязывали запеленованного младенца.

Речь вести – не лапти сплести

Главной обуви крестьян посвящено немало монографий и исследований, что неудивительно. Именно лапти простой люд носил и в жару, и в холод, независимо от достатка и образа жизни, потому что в любой крестьянской семье каждый мужчина умел их изготовить для себя, жены, детей, родителей. Лапти надевали поверх онучей – отрезов грубой ткани, которые обматывались вокруг ступни и лодыжки и закреплялись специальными веревками-оборами. Лапти были удобными и недорогими, но не слишком долговечными. Зимой их хватало дней на 10, во время оттепели – на четыре, а летом и в страдную пору – и того меньше. Недаром в народе говорили: в дорогу идти – пяти лапти сплести.

Знающие люди по цвету и модели лаптей, а также характеру плетения лыка с легкостью могли определить мастера и идентифицировать хозяина обуви. Лапти-лыченицы, или лычаки, носили еще славяне-язычники, при этом в каждом племени были свои способы изготовления традиционной обуви. Вятичи мастерили лапти из лыка по технологии косого плетения, новгородские словене также носили косые лапти, но преимущественно из бересты и с более низкими бортиками. Поляне, дреговичи, древляне и радимичи ходили в лаптях в прямую клетку.

Зипун и шуба

Осенью и весной крестьяне облачались в зипун – полукафтан, с коротким воротником или без него, пошитый обычно из домотканого сукна. Парадный зипун имел не каждый, но если уж удавалось его купить на ярмарке, то предпочтение отдавалось фабричным моделям из практичного и немаркого сукна.

На случай зимних морозов у каждого крестьянина была шуба, которую шили мехом внутрь. Из лисы, не говоря уж о соболе или песце, крестьяне позволить себе шубу не могли, поэтому их верхняя зимняя одежда шилась из зайца или овчины. Крестьянский тулуп, который носили в северных регионах, обычно доходил до пят, имел длинные рукава и часто плохую выделку. В нем не то что бегать, а и ходить-то было трудно, зато он отлично согревал во время долгой поездки на санях.

О покрытой голове

Русская традиция покрывать голову обязывала и мужчин, и женщин носить головные уборы. У мужчин в этом вопросе дела обстояли проще. Летом они надевали холщевые шапки-полусферы с отворотами, а зимой – ушанки или малахаи. Женские головные уборы были разнообразнее. Волосник или повойник дома повязывали только платком, а при выходе на улицу закрывали кикой или кокошником.

В гардеробе крестьянок в зависимости от статуса и достатка могла быть праздничная кичка, сорока (повязка с твердым околышем) или повойник (мягкая шапочка, под которой полностью прятали волосы). Женский головной убор помогал быстро установить территориальную принадлежность крестьянки, потому как кокошники, повойники, кички и сороки отличались формой и декором в зависимости от региона.

Русский народный костюм

В настоящее время мода на традиционную русскую одежду переживает второе рождение. Появляется множество вещей, которые были знакомы современному человеку только из старых книг и сказок. Наряду с крестьянскими костюмами, популярными на Руси, часто используется и традиционная одежда древних славян, которая и послужила прообразом всех славянских костюмов более позднего времени.

Несмотря на то, что женские и мужские костюмы той эпохи достаточно чётко описываются в исторических трудах, некоторые модельеры считают, что достаточно разместить на рубаху или платье славянский узор, чтобы она считалась национальной. На самом деле, это просто современная одежда в славянском стиле, не несущая никакой исторической достоверности.

Взгляд в древнейшую историю славянского костюма

Древний славянский костюм

Одежда древних славян ничем не напоминала любой из традиционных костюмов, которые сейчас так популярны. В связи с тем, что большая часть народа проживали в глуши, и торговые караваны туда даже не заходили, одежда делалась из звериных шкур. После того, как Древний Рим начал завоевывать исконные варварские земли, славяне стали знакомиться с одеждой из ткани. Впрочем, доступна она была только для вождей и знатных воинов, так как стоила достаточно дорого.

Если среди западных славян вещи из ткани перестали быть чем-то выдающимся, то одежда восточных славян ещё долго была меховой. С распространением римской культуры и торговли славяне получили возможность приобщиться к цивилизации. Взамен шкур пушных зверей, они получили матерчатую одежду и ткани. Через некоторое время славяне и сами научились прясть вещи из шерсти, льна или конопли.

В зимнем славянском стиле одежды ещё долго главную роль играли меха, но постепенно они стали вытесняться тёплыми вещами из натуральной шерсти. Судя по археологическим раскопкам, главным сырьем для повседневной одежды простых людей служил лён и шерсть.

Мужская славянская одежда

Мужская славянская одежда

Традиционный костюм мужчины славянского рода состоял из следующих основных частей:

  • Простой рубахи;
  • Порток или штанов;
  • Свитки или кафтана.

Как правило, эта одежда была льняной или шерстяной. Рубаха шилась туникообразного вида, с длинными рукавами. К рубахе обязательно полагался пояс, которым владелец подвязывался. Более простую одежду носили небогатые земледельцы, а знать свои рубахи украшала вышивкой. Как правило, это была славянская символика, несущая глубокий сакральный смысл. Кроме того, такие рубахи имели тесёмки, предназначенные для стягивания рукавов у запястий.

Штаны отличались узким кроем и длиной до щиколоток. Для того чтобы они не спадали, использовалась специальная бечёвка, называемая пояском. Рубаху и штаны без верхней одежды носили преимущественно в тёплое время года. Если холодало, то приходилось надевать свитку или кафтан. Знатные славяне поверх кафтана часто носили корзно, подбитое лёгким мехом.

Зимой носили кожухи и шубы. Что касается последних, то, несмотря на распространённое мнение, что шуба – это одежда степных кочевников, это традиционное славянское изобретение.

Если простые земледельцы имели всего один костюм, то у знати были и праздничные наряды, которые богато украшались. Такой костюм имел тонкую отделку и богатую вышивку.

Одежда славянских женщин и различные украшения

Женская славянская одежда

Хотя славянки не носили штанов, самой распространённой частью из гардероба была длинная рубаха. В отличие от мужских повседневных вещей, женские рубахи часто украшались следующими элементами:

  • Различной вышивкой;
  • Тесьмой;
  • Сценами из жизни или мифологическими птицами и животными.

Хотя в некоторых источниках утверждается, что прямые длинные платья или сарафаны, которые шились женщинами самостоятельно, надевались на голое тело, на самом деле, вся одежда надевалась исключительно на нижнюю рубаху. В качестве тёплой верхней одежды женщины обычно надевали понёвы, кожухи или шубы. Чем больше на женщине было мехов, тем выше она считалась по статусу.

В качестве головных уборов женщины носили различные налобные повязки, ободки и венчики. Часто это украшалось различными пластинами, вышивкой и традиционными орнаментами. Традиционные для русского костюма головные уборы кокошники в славянской среде ещё не появились. Первые кокошники были найдены при раскопках в Новгороде и датируются 10-11 веком.

Что касается женских украшений, то славянки носили специфические височные кольца. Кроме этого, часто встречались следующие украшения:

  • Бусы различных цветов;
  • Ожерелья;
  • Массивные браслеты;
  • Кольца и перстни.

Хотя в фильмах часто показывают славянок с массивными и сложными перстнями на пальцах, ювелирное дело в Древней Руси было развито слабо, поэтому кольца отличались простотой.

Детская славянская одежда

Детская славянская одежда

Дети на Руси одевались так же, как и их родители. Основным элементом детского костюма считалась длинная рубаха. Если мальчики носили портки, то у девочек были сарафаны. В то время, как взрослая повседневная одежда была в большинстве случаев лишена украшений и вышивок, детские вещи имели свои особенные украшения. Так как смертность детей от болезней была очень велика, каждая мать старалась вышить нитками красного цвета обережную вышивку с древними рунами или знаками.

Ещё одной особенностью детского наряда были специальные бубенцы, которые вплетались девочкам в волосы, а мальчикам пришивались на головные уборы.

Детская обувь также была более красочной. Часто встречались различные орнаменты, насечки и вставки из цветных нитей. Традиционно обувь для девочек была более нарядной.

Особенности русского народного костюма

Русская народная одежда

В настоящее время самые старинные русские костюмы, которые сохранились в музеях до наших дней, датируются началом 18 века. Некоторые образцы сохранились в частных коллекциях, а некоторые передавались как память в богатых крестьянских семьях. Во время становления советской власти в России многие зажиточные крестьяне были репрессированы или высланы, поэтому одежда не сохранилась.

Ещё одним источником, по которому можно судить, как выглядела одежда наших предков, является литература. По картинкам и описаниям из старых книг можно видеть, как выглядел русский костюм в 16-17 веках. Более поздние образцы одежды можно восстановить только благодаря археологам, которые с помощью современных технологий могут определить не только внешний вид ткани, но и её состав и даже вышивку.

Судя по находкам археологов, русский костюм до начала 18 века был примерно одинаков. Один и тот же стиль наряда прослеживался как у простых крестьян, так и у знатных бояр. Только боярин мог себе позволить вещи из дорогой ткани и меховую шубу. Кроме того, его можно было сразу отличить по высокой бобровой шапке, носить которые могли только знатные люди.

Сильный урон традиционной русской одежде был нанесён Петром Первым, который запретил боярам одеваться в соответствии с древними обычаями. После этого русский костюм оставался только в среде крестьянства, купечества и мещанства. Правда, через некоторое время Екатерина Вторая возродила моду «а-ля русс», но это не слишком помогло, так как знать к тому времени привыкла к самым разным костюмам европейского кроя.

Последние традиционно русские костюмы надевали ещё в начале 20 века в деревнях, но лишь на свадьбы и крупные праздники.

Главные особенности русского костюма

Праздничный костюм

Традиционные костюмы, которые использовались в русских губерниях вплоть до конца 19 – начала 20 века, отличались многослойностью, особенно женские модели. Поверх своей одежды замужние женщины надевали понёву. Уже просватанная девушка тоже могла одеть запашную понёву. Вся русская одежда имела следующие общие черты:

  • Одежда обычно была свободного покроя. Это позволяло делить её всего на несколько основных размеров. Как правило, это был детский и взрослый размер. Чтобы подогнать её для конкретного человека, использовалась система вставок и различных завязок;
  • В любом костюме обязательно присутствовал такой обязательный элемент, как пояс. Его главной функцией являлось поддерживание одежды. Кроме того, именно за пояс русские мужики засовывали ножи и топоры. В некоторых частях России пояса расшивались обережными орнаментами и символами;
  • Ключевым элементом русского национального костюма была вышивка. По этим узорам можно было узнать не только родовую принадлежность, но и социальный статус;
  • Праздничные костюмы отличаются яркостью и многообразием различных вставок, блёсток и бисерных украшений. Повседневная рабочая одежда, как правило, была серого цвета;
  • Головные уборы считались неотъемлемой частью мужской и женской одежды. Наиболее знаменитым головным убором замужних женщин считается кокошник. Это праздничный элемент одежды, вопреки распространенному мнению, его в быту не носили. Вес кокошника в некоторых случаях мог достигать 5 кг.

Одежда на Руси считалась большой ценностью, поэтому переходила не только от взрослых к детям, но и через несколько поколений.

Особенности женского костюма на юге России и средней полосе

Женские костюмы средней полосы и юга России

Основным элементом русского женского костюма юга России была всё та же длинная льняная или холщовая рубаха. Сверху на неё надевали понёву. Бывало так, что вместо понёвы надевался андорак, который представлял собой широкую юбку на тесьме или резинке. Сверху надевался запон и передник. В качестве головного убора использовалась кика и сорока. Вся женская одежда была богато украшена вышивкой. Рязанские костюмы были самыми яркими, а воронежские крестьяне расшивали свои вещи узорами из чёрных ниток.

В средней полосе России одежда состояла из рубахи, сарафана и передника. Головным убором служил кокошник и обычный платок. В северных районах часто встречались меховые душегрейки и шубы до пят. Каждая губерния славилась своими мастерицами, искусными в каком-либо рукоделии:

  • В Сибири делались самые красивые кокошники;
  • В Архангельской губернии делали самые лучшие кружева;
  • В Тверской – лучшее шитье золотом.

Богатые женщины из купеческого сословия заказывали элементы своего наряда в разных уголках России.

Традиционная мужская одежда в России

Традиционная мужская одежда в России была не такой разнообразной, как женская. Главным элементом костюма была длинная рубаха. В отличие от старых славянских нательных рубах, эти имели косой вырез слева. Именно по этой причине их и называли косоворотками. Однако на юге страны часто встречались и прямые вырезы.

Штаны были узкими, хотя иногда, в крестьянской среде, ещё встречались широкие модели. Держались на талии штаны за счёт специальной тесёмки, называемой гашником. Что касается материала, то штаны изготавливали из холщовой ткани или шерсти. Преобладали однотонные цвета или узкая полоска. В южных областях, казаки носили более традиционные шаровары, которые могли быть синего или красного цвета.

До сих пор оставался популярен широкий пояс, который часто украшался вышивкой. К нему могли привязываться кошельки, мешочки с табаком и прочие мелочи. В средней полосе России и на севере страны мужчины часто носили жилетки. Особенно популярен этот элемент одежды был у купечества и зажиточных крестьян. Широко использовались головные уборы из сукна. В более позднее время суконные мягкие шапки повсеместно были вытеснены картузами.

Русская народная рубаха и её особенности

Русская народная рубаха

Начиная с тех времён, когда на территории современной России стали шить одежду из ткани, основным элементом костюма была длинная рубаха. Их носили все, от мала до велика, не взирая на возраст и социальное положение. Рубахи были одинакового кроя, отличаясь только качеством ткани и богатством вышивки. По вышивке можно было сразу понять, к какому сословию принадлежит человек. Детская одежда часто перешивалась из взрослой.

Все русские рубахи имели следующие общие черты:

  • Покрой одежды был очень простой, а сама рубаха была очень просторной;
  • Под мышками всегда вставляли ластовицу;
  • Рукава шились очень длинными, бывало, что они закрывали всю руку с пальцами. Особенно длинные рукава были у женской и детской одежды;
  • Рубахи были длинные, женские модели часто доставали до пола. Мужские модели могли доставать до колен и никогда не заправлялись в штаны;
  • Девушки и женщины часто могли шить свою рубаху из двух разных по качеству материалов. Верхняя часть, которая была на виду, шилась из дорогой ткани и богато украшалась вышивками, а нижняя делалась из простой ткани;
  • Большинство рубах украшалось вышивкой, причём она носила обережное значение. Данные узоры были отголоском язычества, и должны были защитить человека от нечистой силы;
  • Существовали рабочие рубахи, праздничные и обрядовые.

Праздничные и обрядовые вещи часто передавались из поколения в поколение.

Русский сарафан

Русский сарафан

После нижней рубахи, самым распространённым элементом женской одежды в средней и северной полосе России был сарафан. До 18 века сарафаны носили все слои русского общества. После реформ Петра Первого сарафаны стали носить только в среде крестьян. Вплоть до середины 20 века сарафаны оставались единственной нарядной женской одеждой женщин в России.

Судя по раскопкам археологов, первые сарафаны появились примерно в 14 веке. Чаще всего, нарядные и разукрашенные сарафаны носились на праздники вместе с кокошниками, которые бывали очень тяжёлыми.

Современная мода часто обращается к традиционному русскому стилю. Расшитые рубахи и сарафаны можно встретить на улице в повседневной жизни. Радует, что отечественные модельеры перестали слепо копировать западную одежду, и всё чаще черпают вдохновение в русских традициях.

  • Русская народная сказка анекдот
  • Русская литературная сказка 5 класс краткий пересказ
  • Русская народная волшебная сказка 3 класс по литературе читать
  • Русская литературная авторская сказка пример для 2 класса
  • Русская нар сказка два мороза