Урок
литературного чтения во 2 классе
Урок 69. Тема: Внеклассное
чтение. Русская народная
сказка. «Два Мороза». Главная мысль произведения. Соотнесение пословицы с
главной мыслью произведения. Герой произведения. Характеристика героев.
Тип урока: Урок
«открытия» нового знания.
Цель урока: создать
условия для восприятия и осмысления русской народной сказки «Два Мороза»,
развивать умение анализировать поступки героев сказки, определять основную
мысль произведения.
Метапредметные.
познавательные : осознанно строят ответы на поставленные вопросы;
регулятивные: определяют
тему и цели урока.
коммуникативные: проявляют активность во взаимодействии для решения
коммуникативных и познавательных задач.
Личностные: сравнивают
поступки героев и осмысливают их.
Форма организации познавательной деятельности: фронтальная, парная.
Место данного урока в системе уроков по теме: первый урок по сказке «Два Мороза»
Форма проведения урока: урок с использованием деятельностного метода обучения, с
применением ИКТ.
Учебные пособия: Литературное
чтение автор: Л.Ф.Климанова, В.Г. Горецкий 2016 года издания
«Просвещение»-(Школа России).
Используемое оборудование: аудиозапись, компьютерная презентация.
Ход урока:
I.
Организация детей на работу.
II.
Проверка домашнего задания.
III.
Актуализация знаний
— О
каком времени года мы начали читать произведения? Отгадаете загадку.
Какой
это мастер на стёкла нанёс
И
листья, и травы,
И
заросли роз?(мороз)
—
Давайте повторим, какие ещё признаки зимы вы знаете.
Игра
«Рифма». Подобрать рифму к слову мороз.
1.
Когда на улице мороз,
Красивы
ветки у …(берёз)
2.
Когда на улице мороз,
Доволен
очень пёс… (Барбос)
3.
Когда на улице мороз,
В
соседнем парке пруд …(замёрз)
4.
Когда на улице мороз,
В норе
лисичка греет …(нос)
IV.
Речевая минутка.
У вас
на парте лежит скороговорка. Прочитайте её сначала медленно «жужжащим чтением».
А теперь прочитайте, убыстряя темп чтения.
Зимним утром от мороза
На заре звенят березы.
(несколько ребят пробуют читать вслух).(если прочитал удачно
получает снежинку).
—
Поэты говорят о морозе, как о живом существе. Пока он не придет – зима не
настанет. Явится – мосты наведет на реках (что значит, наведёт мосты?) снежок, птиц
и зверей загонит по гнездам и норам (а что это значит?) снежок. А
как приходится птицам зимой в мороз? Чем мы можем помочь птицам? Человека
заставит быстрее идти, рукавицами похлопывать и приговаривать: «Ай, да мороз!»
— Как
вы думаете, кто будет героем этого произведения?
—
Попробуйте расшифровать название произведения.
— Как
вы думаете к какому жанру относится это произведение?(сказка). А какая это
сказка? Есть ли автор?
—
Давайте вспомним, какие виды сказок вы знаете?(бытовые, волшебные, о животных).
—
Предположите, к какому виду относится наша сказка (волшебная).
—
Ребята, а как отличить сказку от другого произведения?
Давайте
проверим все ли мы правильно назвали.
—
Откройте учебники на странице 198 и прочитайте название сказки.
—
Какую цель поставим перед собой на этот урок? (познакомиться с русской народной
сказкой)
— Как
вы думаете, почему сказка так называется?
IV.
Изучение нового материала.
1.Словарная
работа.
-Перед
тем, как мы познакомимся со сказкой, давайте выясним значение некоторых слов.
·
Бубенчик – металлический шарик с кусочком металла
внутри, позванивающий при встряхивании;
·
Дровосек – человек, рубящий дрова;
·
Купец – богатый человек, живущий в городе, владелец торговой лавки;
·
Крестьянин – бедный человек, живущий в деревне,
занимается обработкой земли.
2.
Слушаем аудиозапись сказки.
3.
Первичная проверка понимания.
—
Заинтересовало ли вас начало сказки?
—
Назовите действующих лиц сказки.
—
Можно ли эту сказку назвать волшебной? Что в ней волшебного?
— Как
решили подшутить Морозы?
— Кого
собрался заморозить Мороз – Синий нос?
— Кого
собрался заморозить Мороз – Красный нос?
—
Предположите, кому из морозов удалось выиграть спор?
— А
правы вы или нет, вы узнаете после чтения.
—
Перед чтением мы с вами потренируемся читать сложные слова.
проезжая свистнули ко-ло-коль-чик бу-бен-чик | дровосек крес-тья-нин вы-ко-ла-чи-вать по-за |
– Понравилась ли сказка?
– Какой момент сказки самый интересный?
– Назовите героев сказки. Кто больше понравился? Почему?
Физкультминутка
Наклоняемся
вперед,
Руки
в стороны.
Ветер
дует, завывает,
Нашу
мельницу вращает.
Раз,
два, три, четыре-
Завертелись,
закружились.
4. Выборочное
чтение.
—
Прочитайте, Как Мороз — Синий нос пытался заморозить купца
—
Посмотрите на иллюстрацию. Как одет купец?
—
Удалось ли ему это сделать?
— Так
почему же Мороз его заморозил?
—
Прочитайте, Как Мороз — Красный нос пытался заморозить крестьянина
—
Посмотрите на иллюстрацию. Как одет крестьянин?
—
Удалось ли ему это сделать?
— Так
почему же Мороз его не смог заморозить?
5. Характеристика героев.
Работа
в группах.
— Давайте теперь попробуем охарактеризовать каждого героя.
1
группа: найдите и подчеркните
слова, которые характеризуют купца.
2
группа: найдите и подчеркните
слова, которые характеризуют крестьянина
3
группа: найдите и подчеркните
слова, которые характеризуют Мороза – Синего носа –
4
группа: найдите слова, которые характеризуют Мороза — Красного Носа
Найдите
пословицу, которая выражает
основную мысль сказки
1.
Без труда не вытащишь и рыбку
из пруда.
2.
Скучен день до вечера, коли
делать нечего.
3.
Топор лучше шубы греет.
— Почему топор лучше шубы греет? Разве его можно надеть?
VII. Итог
– Чему
же эта сказка учит? (Не быть ленивым, тогда и любой мороз не страшен.)
Тест:
1.
Что решили сделать братья морозы?
в)
порезвиться
с) позабавиться
2.
Богатый купец ехал
п) с
колокольчиками
м) с
бубенчиками
3.
За кем побежал младший брат Мороз Красный нос?
и) за
охотником
а) за
дровосеком
4.
За кем побежал старший брат — Мороз синий нос?
п) за
князем
с) за
купцом
5.
Какая у купца была шуба?
и) медвежья
у)
лисья
6.
Чем дровосек стал выколачивать мороз из полушубка?
б) поленом
т)
палкой
6.
Что, по мнению старшего брата, Мороза — Синего носа, лучше шубы греет?
е)
печка
о) топор
Проверка
теста по ключевому слову: спасибо.
V. Рефлексия
-Как вы оцениваете свою работу на уроке?
— Закончим предложения
Я научился….
У меня получилось….
Мне захотелось….
Было интересно….
VI. Домашнее задание
— Прочитайте сказку по ролям. Подумайте, какой совет
можно дать купцу, чтобы он больше никогда не замерзал.
Ведущий праздников, профессиональный Дед Мороз Олег Ющенко в интервью УНИАН рассказал, как пандемия COVID-19 повлияла на проведение корпоративов и праздников, изменились ли предпочтения украинцев в вопросе праздничной атрибутики и что чаще всего хотят получить на Новый год дети.
Вы — профессиональный Дед Мороз. Ваш рабочий сезон — зима, а что делаете летом?
Я — ведущий разных событий, поэтому работа есть всегда, не только зимой. Люди как заказывали корпоративы, так и заказывают. Но в этой сфере есть небольшие изменения за последние несколько лет.
Пандемия COVID-19 повлияла на ваш бизнес?
Конечно, праздников стало немного меньше. Но, мне кажется, что это не только из-за пандемии и каких-то запретов. Последний год покупательная способность людей несколько уменьшилась, но те, кто верят в чудо, всегда хотят видеть долгожданных сказочных героев у себя дома или на новогоднем корпоративном празднике. Но стоит заметить, человек может позволить себе отметить какой-то праздник, если остаются денежные излишки.
Скажите, а как последние несколько лет менялись предпочтения украинцев?
Заказчики стали более изысканными, так сказать. Раньше было достаточно прийти на 5-10 минут, послушать стихотворения ребят и поздравить их. А сейчас мы приходим в красивых костюмах, с ярким реквизитом, программой, музыкой. Должны быть какие-то «фишечки», бенгальские огни, спецэффекты, иллюзия, фокусы. Такие изменения нам очень нравятся, так как мы можем реализовать себя как актеров, больше провести интерактива с детьми и взрослыми, а также подарить им настоящую сказку.
Предпочтения украинцев изменились за последние несколько лет — Ющенко / фото Facebook Олег Ющенко
Вы сказали, что заказы все же есть. Как вы успеваете в новогоднюю ночь побывать на нескольких мероприятиях?
Составляем график. Как правило, 31 декабря мы посещаем частные дома и квартиры.
Обычно мы начинаем делать это днем и всех поздравляем до трех часов ночи, не забывая раздавать конфетки и мандарины случайным прохожим.
За одну новогоднюю ночь мы стараемся успеть посетить 15-20 семей.
Сколько может заработать Дед Мороз за одну ночь — 31 декабря на 1 января?
Очень-очень по-разному. Последний год был «коронавирусный», поэтому заработки были небольшие. Даже постоянные клиенты звонили и просили отменить заказ. Сейчас люди переживают, боятся за свое здоровье.
Конечно, заказчики были, но их было меньше. По большому счету, это даже хорошо, так как мы смогли больше внимания уделить деткам, и еще получили эмоциональное удовольствие.
В целом, за новогоднюю ночь Дед Мороз может заработать и десять, и двадцать тысяч гривень. Смотря какой год и как получится.
Интересно, а пытались ли дети уличить вас во лжи и сорвать бороду, например?
Наши заказчики и дети всегда, слава Богу, дружелюбные и воспитанные. Мы стараемся, чтобы костюмы сидели идеально, А джинсы, футболки, кроссовки — это табу. Обязательно должны быть сказочные театральные сапоги и шаровары, шапка, борода. Все должно быть безупречно.
Нас приглашают и к маленьким деткам, и к более взрослым. Даже мамы и их подружки тоже верят в Деда Мороза! А если не верят, то предпочитают просто нас не приглашать и сэкономить семейный бюджет (смеется).
Нас приглашают и к маленьким деткам, и к более взрослым — Ющенко / фото Facebook Олег Ющенко
Скажите, что необычного у вас, точнее, у Деда Мороза, просили дети или взрослые?
Было несколько моментов, от которых хотелось плакать. Однажды ребенок сказал мне, что ему никакие подарки не нужны. Но он попросил сделать так, чтобы его мама и папа не ругались и всегда были вместе. Другой ребеночек попросил, чтобы я излечил его маму от онкологического заболевания.
Как вы реагируете, если ребенку не нравится подарок?
Мы заранее обсуждаем подарки с родителями. Поэтому они готовят тот подарок, который ребенок хочет получить. Но есть детки, которые говорят: «Дедушка Мороз, ты — волшебник. Ты сам знаешь, что мне нужно. Я ничего не буду заказывать, что принесешь, тому и буду рад».
Кстати, а у кого в детстве просили подарки вы?
Как у кого? Конечно, у Деда Мороза. Я писал письма и отправлял их по почте. Очень хотел, чтобы Дед Мороз подарил мне игрушки. Это сейчас дети просят, чтобы в стране был мир, чтобы мама и папа хорошо жили, чтобы их повезли в Диснейленд, а у меня все было попроще — приходил Дед Мороз, дарил конфеты и мандарины, и я уже был счастлив.
Чудеса случаются. Главное в них верить — Дед Мороз / фото Facebook Олег Ющенко
Можете рассказать о каком-то самом запоминающемся событии в новогоднюю ночь?
Да, конечно. В позапрошлом году мы приехали поздравлять одну семью, в которой были родители и две взрослые дочери. Мы поздравили друг друга с Новым годом, подарили подарки и уже собирались уезжать. Эта замечательная семья провела нас к машине и главы семейства тогда сказали мне: «Дедушка Мороз, вы же волшебник. Можете сделать так, чтобы наша младшая дочь, как и старшая подарила нам внуков?». Я ответил, что могу только мысленно им этого пожелать. А в прошлом году они позвонили и сказали, что их дочь недавно родила двойню. Мне настолько было тепло и приятно от этой ситуации. В тот раз мы не приезжали к ним на Новый год, но записали видеообращение. После этого мне перезвонила их мама и сказала, что дети были счастливы. Так что чудеса случаются! Нужно обязательно в них верить, и все получится.
Диана Могилевич
Бесплатные мероприятия для детей и их родителей пройдут с 2 по 7 января в 160 городских библиотеках.
Столичные библиотеки приглашают детей и их родителей на специальную программу в новогодние праздники. Как сообщила Наталья Сергунина, заместитель Мэра Москвы, с 2 по 7 января в 160 читальнях пройдут сотни мероприятий — творческие занятия, квесты, спектакли, викторины, конкурсы, встречи с Дедом Морозом, Снегурочкой и другими сказочными персонажами. На все события необходима предварительная регистрация.
«Новогодние мероприятия пройдут в 160 городских библиотеках. Программа ориентирована на горожан разных возрастов. Самых маленьких посетителей ждут интерактивные спектакли по мотивам любимых сказок. Для ребят постарше проведут творческие мастер-классы, квесты и музыкальные представления», — рассказала Наталья Сергунина.
Ознакомиться с полным расписанием новогодней программы и зарегистрироваться на понравившееся мероприятие можно на портале «Онлайн. Библиогород», а также на mos.ru в разделе «Афиша».
Дети до 14 лет могут посетить мероприятия только в сопровождении взрослых, у которых есть QR-код вакцинированного или переболевшего COVID-19 либо отрицательный ПЦР-тест. Его вместе с документом, удостоверяющим личность, потребуется предъявить при входе. Ребята от 14 до 18 лет проходят без QR-кода и без сопровождения взрослого. О том, где получить QR-код, можно прочитать на сайте.
Узнать о новогодних традициях и посмотреть мюзикл
Библиотека-читальня имени И.С. Тургенева (Бобров переулок, дом 6, строение 2) 2 января приглашает москвичей на интерактивную программу «Новый год в разных странах». Гости смогут принять участие в творческих и познавательных занятиях. Например, сделать яркую рождественскую открытку, познакомиться с новогодними традициями народов мира, послушать сказочные истории со всего света и вместе с Дедом Морозом и Снегурочкой придумать и нарисовать иллюстрации к волшебной книге. Начало в 13:00. Посмотреть расписание всех мероприятий и зарегистрироваться на них можно по ссылке.
3 января в Центральной библиотеке № 52 (улица Коненкова, дом 23) состоится спектакль «Домовенок Кузя. Новогоднее приключение в одном действии». Главная героиня в канун Нового года находит у себя в комнате маленького домового. Вместе им предстоит справиться с домашними делами, подготовиться к празднику. Начало спектакля в 14:00, необходима предварительная регистрация.
В этот же день в 15:00 Центральная детская библиотека № 46 имени И.З. Сурикова (улица Михалковская, дом 15) ждет детей и взрослых на мюзикл «Две Бабы-яги». Вместе с артистами зрители перенесутся в тридевятое царство и помогут главному герою Федору-кузнецу победить Змея Горыныча, перехитрить Бабу-ягу, справиться с кознями Кощея Бессмертного и найти свое счастье. Представление подготовлено совместно с Пушкинским музыкальным театром, зарегистрироваться на его посещение можно здесь.
Выполнить задания Деда Мороза и подготовить подарки к Рождеству
Проявить смекалку и вспомнить лучшие произведения мировой литературы все желающие смогут на празднике в Центральной городской деловой библиотеке (улица Бориса Галушкина, дом 19, корпус 1). Там 4 января пройдет квест «Новогодние приключения в стране литературных героев». Участникам игры предстоит посетить несколько тематических локаций и выполнить ряд заданий, например решить задачу, найти спрятанные вещи, ответить правильно на вопрос викторины, поучаствовать в конкурсе, угадать по описанию и костюму имя литературного героя. Игроки, которые справятся со всеми испытаниями, получат от Деда Мороза памятные призы. Квест пройдет по сеансам, начало в 12:00 и 14:30. Необходима предварительная регистрация.
В Доме А.Ф. Лосева (улица Арбат, дом 33) 4 января детям и взрослым помогут подготовить подарки родственникам и друзьям к Рождеству. Творческие занятия по фелтингу, или валянию из шерсти, проведет художник Александра Мошковская. Мастер объяснит основные принципы этого искусства и покажет, как свалять милую игрушку-снеговика или пингвина. Все материалы для творчества участникам выдадут на месте. Занятия пройдут в читальном зале на третьем этаже, присоединиться к ним можно будет с 12:00 до 16:00. Необходима предварительная регистрация.
В этот же день в 15:15 в Доме А.Ф. Лосева состоится выступление солистов ансамбля «Русская рапсодия», посвященное сказкам народов мира. Музыканты исполнят произведения композиторов Петра Чайковского, Игоря Красильникова, Габриэля Форе, Виктора Малярова и прочтут рождественские истории разных народов мира, например итальянскую сказку «Сны Гуальтьеро», ирландскую народную сказку «Семейная распря» и другие. А в 17:30 там же начнется показ советских новогодних мультфильмов и художественных кинокартин. Регистрация на оба мероприятия по ссылке.
Насладиться любимыми новогодними хитами Last Christmas, Jingle Bells, All I Want For Christmas Is You и другими приглашает всех желающих библиотека-читальня имени А.С. Пушкина (улица Спартаковская, дом 9, строение 3). Музыкальные композиции под аккомпанемент гитары, синтезатора и кахона (ударный музыкальный инструмент родом из Перу) исполнят выпускницы Московского губернского колледжа искусств и студентка Российской академии музыки имени Гнесиных. Концерт Let it snow состоится 4 января в 19:00, необходима регистрация.
Еще одно новогоднее представление состоится 7 января в библиотеке № 129 (улица Перерва, дом 56/2). Гостей ждет музыкальный моноспектакль по мотивам сказки Эрнста Теодора Амадея Гофмана «Щелкунчик». Это история о том, как предпраздничный вечер для девочки Мари превращается в настоящее приключение. Деревянная игрушка оказывается заколдованным принцем, а дом захватывает мышиная армия. Начало представления в 16:00, необходима регистрация.