Русская литературная сказка а погорельский сказка черная курица или подземные жители 5 класс

Категория: презентации для учителей технология автор презентации: васильева наталья николаевна слайд 1выполнил: васильева наталья николаевна, учитель русского языка и

edudocs


Категория:

  1. Презентации для учителей

  2. Технология

Автор презентации: Васильева Наталья Николаевна

Слайд 1Выполнил: Васильева Наталья Николаевна, учитель русского языка и литературы Андреаполь, 2015г. Русская литературная сказка А.Погорельский. «Чёрная курица, или Подземные жители 5 класс Муниципальное общеобразовательное учреждение Андреапольская средняя общеобразовательная школа
Слайд 2Настоящее имя Погорельского — Алексей Алексеевич Перовский. Антоний Погорельский – это псевдоним. Фамилию Погорельский Алексей Алексеевич Перовский взял себе в честь села Погорельцы, где он жил. Годы его жизни: 1787-1836. Он был старше А. С. Пушкина и В. А. Жуковского. Это был один из образованнейших людей России, участвовал в войне 1812 года. Сказку «Черная курица, или Подземные жители» Погорельский написал в 1829 году для своего десяти­летнего племянника Алеши, который впоследствии стал замечательным русским поэтом Алексеем Константиновичем Толстым.
Слайд 3Перед нами волшебная сказка. Давайте начнем читать ее вместе.
Слайд 4Анализ сказки А. Погорельского « Чёрная курица, или подземные жители »
Слайд 5Ребята, вы все прочитали сказку? Интересно было читать? Где и когда происходит действие сказки? Ребята, кто главный герой сказки? Что мы о нем узнали? Как чувствует себя Алеша в пансионе? Ребята, а какие чувства вы испытали к Алеше по мере прочтения сказки? Давайте проследим, как меняется наше отношение к главному герою по мере развития действия сказки.
Слайд 6Сочувствие Симпатия Восхищение Недоумение Досада Растерянность Сожаление Разочарование Негодование Возмущение Сострадание Надежда Радость
Слайд 7Добрый, ласковый, дерзкий, гордый, общительный, скромный непослушный, застенчивый, упрямый, любознательный, жестокий, самолюбивый
Слайд 8До получения зёрнышка После получения зёрнышка Добрый Жестокий Ласковый Упрямый Общительный Непослушный Скромный Самолюбивый Застенчивый Гордый Любознательный Дерзкий
Слайд 9Литературная викторина Назовите настоящие имя и фамилию Антония Погорельского АЛЕКСЕЙ АЛЕКСЕЕВИЧ ПЕРОВСКИЙ
Слайд 102. Какие достопримечательнос т и Петербурга упоминаются в начале повести Антония Погорельского «Чёрная курица, или подземные жители»? Исаакиевская площадь Монумент Петра I Адмиралтейство Конногвардейский манеж
Слайд 113. Что было единственным утешением Алёши в воскресные и праздничные дни? Чтение книг
Слайд 124. Назовите имя кухарки, которая должна была погубить Чернушку Тринушка
Слайд 134. Как назывались спальные комнаты для мальчиков в XIX веке ? Дортуары
Слайд 145. Во время праздничного обеда в честь директора на десерт было подано много вкусных блюд, в том числе бергамоты. Что это такое? Сорт груш
Слайд 156. Почему первая попытка Алёши попасть в подземное королевство закончилась неудачно? Алёша разбудил рыцарей
Слайд 167. «Тут она закудахтала странным голосом, и вдруг, откуда ни возьмись, появились маленькие свечи в серебряных шандалах…» Что такое «шандалы»? Подсвечники
Слайд 178. Какие животные находились в королевском зверинце ? Большие крысы, кроты, хорьки
Слайд 189. Чем были усыпаны дорожки в подземном королевстве? Разные камни : брильянты, яхонты, изумруды и аметисты
Слайд 199. «Деревья также показались Алёше отменно красивыми, хотя притом очень странными. Они были разного цвета: красные, зелёные, коричневые, белые, голубые и лиловые. Когда посмотрел он на них со вниманием, то увидел, что это…» Это был разного рода мох
Слайд 20Мудрость Черной курицы, т. е. министра, в том, что он умеет быть благодарным и прощать, и это для Алеши оказывается самым сильным и мудрым уроком. А смысл сказки в том, что все в жизни достается только собственным трудом, тогда это ценится, приносит радость и счастье человеку. А если бы вы получили волшебное зернышко, то какое загадали желание? Напишите, но прежде подумайте (о чем?), к каким последствиям это может привести .
Слайд 21Домашнее задание: Выполнить задание рубрики «Проект» (с. 149). Сделать иллюстрации к сказке (по желанию).
Слайд 22Итоги урока Я- как я работал на уроке Дело – насколько я усвоил материал хорошо удовлетворительно плохо
Слайд 23Спасибо за работу !
Слайд 24Литература: Детский сказочный журнал “Почитай-ка”, статья “Автор “Чёрной курицы” Антоний Погорельский (1787-1836). 2000.  http://www.cofe.ru Короп В. Антоний Погорельский (1787-1836).  http://www.malpertuis.ru/pogorelsky_bio.htm Малая С. Антоний Погорельский.  http://www.pogorelskiy.org.ru Погорельский А. Чёрная курица, или подземные жители. М.: Росмэн. 1999. С. 45-90.   www.uchkopilka.ru http://www.proshkolu.ru

Обязательно поделитесь с друзьями:

Скачать
Размер презентации: 1.83 Mb

Посмотрите также:

— Презентация к уроку на тему «Морфология. Части речи в русском языке» (5 класс)
— Презентация к уроку в 5 классе на тему «Морфология. Части речи в русском языке»
— Урок-презентация по теме «Лексика» (для 5 класса)
— Презентация для 5 класса «Обстоятельство»
— Презентация к уроку литературы на тему «П.П. Бажов. Медной горы Хозяйка» (5 класс)
— Урок по русскому языку по теме «Служебные части речи. Предлог», для 5 класса
— Урок литературы в 5 классе по теме «Дела давно минувших дней, преданья старины глубокой»
— Презентация к уроку-проекту по теме «Глагол», 5 класс
— Урок русского языка в 5 классе «Обобщение изученного по теме «Морфемика» (Путешествие в страну «Морфемика»)
— Презентация для 5 класса «Однородные члены предложения»

Наверх


Урок 31. А.Погорельский. «Чёрная курица, или Подземные жители» как литературная сказка
Урок 32. А.Погорельский. «Чёрная курица, или Подземные жители» как нравоучительное произведение

УРОК 31
АНТОНИЙ ПОГОРЕЛЬСКИЙ.
«ЧЁРНАЯ КУРИЦА, ИЛИ ПОДЗЕМНЫЕ ЖИТЕЛИ»
КАК ЛИТЕРАТУРНАЯ СКАЗКА

Основное содержание урока:
Краткий рассказ о писателе и прототипе
главного героя сказки. Сказочно-условное, фантастическое и достоверно-реальное в сказке. Понятие  о  л и т е р а т у р н о й  с к а з к е.

Основные виды деятельности:
Чтение и обсуждение статей учебника «Русская литературная сказка» и «Антоний Погорельский». Комментирование незнакомых слов и историко-культурных реалий.
Восприятие и выразительное чтение сказки (в том числе по ролям) и пересказ её фрагментов. Поиск незнакомых слов и определение их значения. Устные ответы на
вопросы (с использованием цитирования). Участие в коллективном диалоге по обсуждению эпизодов сказки. Выделение этапов развития сюжета сказки.
Выявление в произведении Антония Погорельского характерных признаков литературной сказки.
Самостоятельная работа. Выполнение заданий из раздела учебника «Обогащаем свою речь». Подготовка к защите учебного проекта «Сказка
„Чёрная курица, или Подземные жители“ в иллюстрациях».

СОДЕРЖАНИЕ УРОКА

I. Чтение статьи учебника «Русская литературная сказка»

Ответы на вопросы раздела «Проверьте себя».

II. Краткий рассказ о писателе и прототипе главного героя сказки

Рассказ учителя об Антонии Погорельском, его племяннике, будущем писателе А. К. Толстом и истории создания
сказки «Чёрная курица, или Подземные жители» с показом слайдов презентации, включающей в себя портреты автора сказки и прототипа главного героя, изображений
мест, связанных с ними.

Выразительное чтение вслух статьи учебника «Антоний Погорельский».

Ответ на вопрос 1 из раздела «Размышляем о прочитанном».

Комментирование незнакомых слов и историко-культурных реалий (с использованием словарей или карточек информаторов), например:

ТАБЛИЦА

Лексические комментарии

Историко-культурные комментарии

пансион
черепица
вощить
империал
бекеша
околышек
шандал
изразец
синяя мурава
кисейные занавески
балдахин
пунцовый
мантия
набалдашник

Васильевский остров
Первая линия
Исаакиевская площадь
монумент Петра Великого
Адмиралтейство
Манеж Конногвардейский
барочные доски
зимние вакации
директор училищ
минеральный кабинет
пол-аршина

III. Выразительное чтение сказки учителем с начала до слов «…и, казалось, любила Алёшу более, нежели подруг своих»,
так как стилистика сказки, пространные описания и рассуждения трудны для восприятия пятиклассников.

IV.Выполнение задания 2 и ответы на вопросы 2 из раздела учебника «Размышляем о прочитанном».

При перечитывании описания Петербурга (или во время словарной работы) можно показать изображения мест
и архитектурных памятников, о которых идёт речь в эпизоде (желателен показ изображений XIX века).

V.Пересказ эпизода «Спасение Чернушки» и ответ на вопрос 4 из раздела учебника «Размышляем о прочитанном».

Беседа по выявлению восприятия:

Почему Алёше было тоскливо в пансионе для мальчиков?

Почему он любил наведываться в курятник?

Какими чертами характера он обладал? Докажите своё мнение примерами.

Как он относился к учёбе, к учителям, к товарищам по пансиону?

Как ему удалось убедить кухарку не убивать Чернушку?

Происходят ли в начале сказки фантастические события или она больше похожа на достоверную историю? Свой ответ обоснуйте.

VI.Чтение по ролям эпизода «Первая ночная встреча с Чернушкой» со слов «Ночь была месячная…» до слов «…и он
упал в обморок».

Обобщающая беседа:

Какие чувства вызывает чтение этого эпизода: страх, любопытство, волнение, удивление?

Какие детали в этом эпизоде наиболее выразительны?

Какие условия, предложенные Чернушкой, нарушил Алёша во
время ночного путешествия в подземную страну?

Как это его характеризует?

Какие сказочные и фантастические события происходят с Алёшей и Чернушкой?

Какие волшебные действия могла производить Чернушка?

Почему Алёша упал в обморок?

VII. Пересказ эпизода «Вторая ночная встреча Алёши с Чернушкой» и чтение по ролям диалога Алёши с королём подземного царства.

Обобщающая беседа:

Почему во второй раз Алёше с Чернушкой удалось проникнуть
в подземное царство?

Как вёл себя Алёша?

Что его особенно удивило на приёме у короля?

Перечитайте описание портрета Чернушки в костюме министра подземного
царства. Чем этот костюм напоминает облик курицы?

Какую награду попросил Алёша у короля? Почему? Был ли он
ленивцем?

Расскажите, что увидел Алёша в подземном царстве.

Почему Алёша так и не узнал, отчего министр подземного царства «является в свет в виде курицы»?

VIII. Понятие о литературной сказке

Выявление в сказке Антония Погорельского характерных признаков литературной сказки (см. урок 26).

Домашнее задание

Выполнить задание 4 из раздела учебника «Размышляем о прочитанном» и задания 1—2 из раздела «Обогащаем свою речь».

Групповые задания.

Выполнить задание 3 из раздела учебника «Обогащаем свою речь» и задание из раздела «Проект».

Индивидуальное задание.

Принести на урок свои издания сказки Антония Погорельского для составления плана отзыва о литературной сказке.

УРОК 32
АНТОНИЙ ПОГОРЕЛЬСКИЙ.
«ЧЁРНАЯ КУРИЦА, ИЛИ ПОДЗЕМНЫЕ ЖИТЕЛИ»
КАК НРАВОУЧИТЕЛЬНОЕ ПРОИЗВЕДЕНИЕ

Основное содержание урока.
Нравоучительное содержание и причудливый сюжет сказки. Иллюстраторы сказки. Защита учебного проекта.

Основные виды деятельности учащихся.
Пересказ эпизодов сказки от лица героев. Лексическая работа по заданиям из раздела учебника «Обогащаем свою речь». Выразительное чтение (в том числе по ролям),
пересказ и обсуждение эпизодов сказки. Конкурс на выразительное чтение по ролям
диалога Алёши и учителя. Устные ответы на вопросы (с использованием цитирования). Участие в коллективном диалоге по обсуждению эпизодов сказки.
Устное словесное рисование эпизодов «Последняя встреча Алёши и Чернушки» (воссоздающее воображение) и «Уход подземных жителей в другую страну»
(творческое воображение). Составление устного отзыва о литературной сказке по плану. Рецензирование иллюстраций к сказке. Показ и защита учебного
проекта «Сказка „Чёрная курица, или Подземные жители“ в иллюстрациях» (в формате электронной презентации). Обсуждение и оценка проекта.
Практическая работа. Составление письменного отзыва о литературной сказке Антония Погорельского (или о самостоятельно прочитанной
литературной сказке).
Самостоятельная работа. Создание иллюстраций к сказке и подготовка к их защите.

СОДЕРЖАНИЕ УРОКА

I. Пересказ эпизодов сказки от лица героев

II. Работа с лексикой сказки по заданиям 1—2 из раздела учебника «Обогащаем свою речь»

III. Выразительное чтение эпизода о необыкновенных успехах Алёши в учении со слов «Долго не
мог он опомниться…»
до слов «…конопляное семечко поможет ему непременно».

Обобщающая беседа:

Что изменилось в жизни Алёши после посещения подземного царства?

Как изменились его характер и отношение к учёбе? Докажите своё мнение цитатами.

Почему Алёше вначале было стыдно за незаслуженные похвалы, а потом он «сделался гордым и непослушным»?

IV. Конкурс на выразительное чтение по ролям диалога Алёши и учителя со слов «На следующий день…» до слов
«…и слёзы вновь полились у него из глаз».

V. Пересказ эпизода «Возврат конопляного зёрнышка» со слов «Вдруг… простыня у соседней кровати зашевелилась…» до
слов «…что конопляное зёрнышко возвратить невозможно».

Обобщающая беседа:

Что чувствовал Алёша, когда не смог ответить урок?

Чувствовал ли он себя виноватым или только сожалел о пропавшем зёрнышке? Докажите свою позицию цитатами.

Найдите в тексте слова и выражения, которые показывают, что Алёша изменился в худшую сторону.

Как к нему стали относиться товарищи по пансиону? Почему?

Почему волшебное зёрнышко пропало во второй раз?

Почему он нарушил обещание и рассказал учителю о подземных жителях?

VI. Чтение по ролям эпизода «Последняя встреча Алёши и Чернушки».

Обобщающая беседа:

В чём заключалась вина Алёши? Только ли в том, что он обманул учителя и возгордился перед товарищами?

Какое чувство вызывает у читателя описание ухода подземных жителей в другую страну?

Создайте устные иллюстрации «Какой Алёша увидел Чернушку в последний раз?» (воссоздающее воображение) и
«Уход подземных жителей в другую страну» (творческое воображение).

Можно ли сказать, что все фантастические события сказки только приснились Алёше?

Почему, несмотря на то что в конце сказки Алёша снова стал добрым и послушным, её финал не вызывает радостного чувства?

Можно ли утверждать, что у этой сказки счастливый конец и в ней добро побеждает зло? Своё мнение обоснуйте.

Составление устного отзыва о литературной сказке с использованием принесённых на урок изданий сказки Антония Погорельского.

План отзыва:

1. Автор, название книги, кем издана, где, год издания.
2. Краткие сведения о писателе.
3. О чём говорится в сказке (кратко)?
4. Главная мысль произведения.
5. Главные герои. Кто из героев особенно понравился или не понравился? Почему?
6. Какими достоинствами и недостатками, по твоему мнению, обладает эта сказка? Советуешь ли ты прочитать её другим? Что даёт чтение этой сказки?

VII. Иллюстраторы сказки

Рассмотрите иллюстрации к сказке, помещённые в учебнике и в принесённых на урок изданиях сказки.

Кто их авторы?

Какие эпизоды они иллюстрируют?

В чём достоинства и недостатки этих иллюстраций?

VIII. Защита учебного проекта

Показ и защита учебного проекта «Сказка „Чёрная курица, или Подземные жители“ в иллюстрациях»
(в формате электронной презентации).

Обсуждение и оценка проекта.

Домашнее задание

Составить письменный отзыв о литературной сказке Антония Погорельского (или о самостоятельно прочитанной литературной сказке).

Прочитать сказки Гаршина «Лягушка-путешественница» и «То, чего не было» и сказку Л. Пантелеева «Две лягушки»
(см. практикум «Читаем, думаем, спорим…»).

Выполнить задания практикума и ответить на вопросы викторины.

Прочитать самостоятельно сказку Ершова «Конёк-горбунок» и найти в ней черты литературной сказки.

Индивидуальные задания.

Нарисовать свои иллюстрации к сказке.

Выполнить задание 1 из раздела учебника «Совершенствуем свою речь».

Следующие уроки: Уроки 33-34. Стихотворение М.Ю.Лермонтова «Бородино» >>>

Источник: Беляева Н.В. Уроки литературы в 5 классе. – М.: Просвещение, 2016.

Литература

5 класс

Урок № 17

А. Погорельский. «Чёрная курица, или Подземные жители»

Перечень вопросов, рассматриваемых по теме:

Краткий рассказ о писателе и прототипе главного героя сказки;

Сказочно-условное, фантастическое и достоверно-реальное в сказке;

Понятие о литературной сказке;

Нравоучительное содержание и причудливый сюжет сказки.

Тезаурус

Литературная сказка – это авторское произведение в прозе или стихах, опирающееся на сюжет и образы фольклорной сказки.

Двоемирие – принцип изображения действительности в литературе романтизма. Центральное понятие романтического жанра. В основе – противоречие между романтическим идеалом и низменной действительностью.

Сказка – один из жанров фольклора, либо литературы. Эпическое, преимущественно прозаическое произведение волшебного, героического или бытового характера.

Пансион (французский pension, от латинского pensio, буквально — взвешивание; взвешивание платёжного средства, платёж) – закрытое учебное заведение с общежитием и полным содержанием учащихся.

Список литературы

Обязательная литература:

Коровина В. Я. Литература. 5 класс. Учеб. для общеобразоват. организаций. В 2-х ч. Ч. 1 / В. Я. Коровина, В. П. Журавлёв, В. И. Коровин. – 9-е изд. – М.: Просвещение, 2019 – 307 с

Дополнительная литература:

Аркин И. И. Уроки литературы в 5-6 классах: Практическая методика: Кн. Для учителя. – М. Просвещение, 1996, стр. 256

Гороховская Л. Н. Марьина О. Б. Проверочные работы по литературе. 5 кл. – М.: Экзамен, 2019, стр. 96

Гороховская Л. Н., Марьина О. Б. Контрольные работы по литературе. 5 кл. – М.: Экзамен, 2019, стр. 112

Егорова Н. В. Поурочные разработки по литературе. 5 кл. – М.: Вако, 2019, стр. 400

Егорова Н. В. Контрольно-измерительные материалы. Литература. 5 кл. – М.: Вако, 2019, стр. 80

Карасева И. В., Пташкина В. Н. Литература. 5 кл.: Поурочное планирование. – М.: Учитель, 2017 – стр. 279

Ляшенко Е. Л. Тесты по литературе. 5 кл. – М.: Экзамен, 2019, стр. 80

Шапиро Н. А. Готовимся к сочинению. Тетрадь-практикум для развития письменной речи. 5 кл. – М.: Просвещение, 2019, стр. 64

Открытые электронные ресурсы:

Словари, энциклопедии, справочники универсального содержания. Сайт Российской Национальной библиотеки. URL: http://www.nlr.ru (дата обращения: 19.07.2019)

Каталог сетевых ресурсов по русской филологии и фольклору. URL: http://feb-web.ru/feb/feb/sites.htm (дата обращения: 19.07.2019)

Все книги России, библиографический каталог. URL: http://www.biblus.ru/ (дата обращения: 19.07.2019)

Фундаментальная электронная библиотека «Русская литература и фольклор», академические собрания сочинений русских писателей. URL: http://feb-web.ru/ (дата обращения: 19.07.2019)

Раздел «Урок литературы» сайта «Учительский портал». URL: https://www.uchportal.ru/load/257 (дата обращения: 19.07.2019)

Словарь культуры ХХ века. Ключевые понятия и тексты. URL: http://yanko.lib.ru/books/betweenall/rudnev-new-slovar.htm / (дата обращения: 19.07.2019)

Раздел «Литература» на проекте «Мир энциклопедий» URL: http://www.encyclopedia.ru/cat/soft/group/5380/ (дата обращения: 19.07.2019)

Теоретический материал для самостоятельного изучения

Антоний Погорельский прожил короткую, но весьма насыщенную жизнь. Его настоящее имя Алексей Алексеевич Перовский. Псевдоним был взят по названию родового имения Погорельцы.

Это был один из образованнейших людей России того времени, участник Отечественной войны 1812 года, современник Александра Сергеевича Пушкина, его литературный соратник и друг. Будучи внебрачным сыном графа Разумовского, будущий писатель получил отличное домашнее образование, затем стал студентом Московского университета. Родители гордились юношей, который спустя два года после обучения в университете получил степень доктора философских и словесных наук. С ранних лет мальчик с особым интересом относился к литературе.

Сказка «Чёрная курица, или Подземные жители» написана Погорельским для своего десятилетнего племянника Алёши, который нам известен как поэт и писатель Алексей Константинович Толстой. Более того, в сказке есть как автобиографические моменты (какое-то время сам Погорельский обучался в подобном пансионе), так и мотивы из биографии маленького Алексея Толстого. Да и характер мальчика – героя сказки очень напоминал современникам характер юного Толстого.

Произведение имеет подзаголовок «Волшебная повесть для детей», хотя оно больше соответствует жанру литературной сказки.

В сказке представлено два плана: мир реальный – пансион, где обучался главный герой Алёша, и мир волшебный – подземное царство. Два мира соединяет образ Чернушки, которая в действительности обычная курица, а в волшебном мире – заслуженный министр. С волшебной сказкой произведение роднит и наличие героя, который должен пройти испытания, присутствие волшебных предметов (конопляное семечко), мотив троекратного повтора.

Король сказочной страны за спасение своего главного министра Чернушки – предлагает Алёше загадать желание. И с этого момента начинается череда ошибок мальчика, которая и приводит к печальным последствиям. Алёша загадывает, чтобы всегда знать урок свой, не прикладывая к этому усилий. Король опечален таким неблаговидным желанием, но всё-таки он исполняет своё обещание, вручив мальчику волшебное конопляное семечко. Алёша вначале чувствует неловкость, когда его хвалят за хороший ответ: внутренний голос твердит, что он не заслуживает похвалы, ведь урок этот не стоит ему никакого труда.

Погорельский показывает, как изменился Алёша: вскоре его перестали терзать муки совести, он сам поверил в собственные необыкновенные способности, стал важничать перед другими мальчиками. Погорельский отмечает, что в Алёше, как и в любом человеке, происходит внутренняя борьба. Он чувствовал, что похвалы несправедливы, он должен исправиться, но самолюбие брало верх, и мальчик становился всё более эгоистичным.

Погорельский даёт нравственный урок своим читателям: чужие заслуги не принесут счастья, незаслуженный успех, не являющийся результатом труда, приводит к эгоизму и потере добрых качеств характера. Кульминацией произведения становится момент предательства Алёши. Он рассказывает о подземном царстве, нарушая запрет, и Чернушка вместе со всеми жителями вынуждена переселиться «далеко-далеко от здешних мест».

Автор противопоставляет великодушного Чернушку и Алёшу, ставшего мелочным и трусливым. Подземный министр перед уходом прощает Алёшу, он помнит своё спасение и по-прежнему благодарен за него. Об одном только просит он мальчика: снова стать добрым и хорошим. Алёша долго страдает из-за своего поступка, чувствует вину и всеми силами стремится исправиться. Ему это удаётся, он становится послушным, добрым, скромным и прилежным.

Погорельский обладал удивительным искусством соединять правду жизни с фантастикой. В этой сказке очень хорошо описан старый Петербург, пансион, в котором учился Алёша, быт того времени, и так же ярко изображены: волшебное государство и чёрная курица, которая была подземным министром.

Мудрость этой сказки близка нам. И недаром ее любил Лев Николаевич Толстой и ставил её рядом с теми книгами, которые произвели на него в детстве сильное впечатление.

Теоретический материал для углублённого изучения

Сказка «Чёрная курица, или Подземные жители» была благосклонно встречена современниками. Особого одобрения был удостоен «свободный и изящный» слог сказки. Известны положительные отзывы В. А. Жуковского: «У Перовского есть презабавная и, по моему мнению, прекрасная детская сказка «Чёрная курица».

Сказка раскрывает внутренний мир ребёнка, особенности его психологии, мышления, формирования характера и предшествует произведениям С. Т. Аксакова и Л. Н. Толстого, на которого она произвела в детстве очень большое впечатление.

Примеры заданий из Тренировочного модуля

Другое занятие Алёши состояло в том, чтобы…

Варианты ответа:

Кормить курочек

Играть на клавесине

Шалить

Кататься на коньках

Задание опирается на сюжет изученной сказки. Вспомнив основные события сказки и дружбу главного героя с курицей Чернушкой, можно сделать вывод, что правильный ответ: кормить курочек.

В предложенном фрагменте найдите и выделите цветом сравнение.

«Когда он выходил из курятника, ему показалось, что глаза у Чернушки светятся в темноте, как звёздочки, и что она тихонько ему говорит:

– Алёша, Алёша! Останься со мною!

Прочитав задание, нужно вспомнить, что сравнение – это троп, характеризующийся наличием сравнительных союзов «как», «будто», «словно». В предложенном отрывке сравнение представлено в единственном варианте: как звёздочки. Выбор осуществляется выделением цвета правильного ответа.

Тема урока: Русская литературная сказка. А. Погорельский. Сказка «Черная курица, или Подземные жители»

Цели деятельности учителя: расширить чита­тельский кругозор учащихся; вызвать интерес к прочитанному; формировать нравственные качества у учащихся через анализ поступков главного героя сказки А. Погорельского; создать пси­холого-педагогические условия для личностного роста каждого ученика; развивать мыслительную деятельность.

Планируемые результаты изучения темы:

Предметные умения: знать содержание сказки; уметь рас­сказывать о жизни Алеши (словесно рисовать или пересказывать текст), воспринимать и анализировать текст, сопоставлять писа­тельскую (литературную) и народную сказки, определять, что их отличает, а что сближает, формулировать идейное содержание, проблематику произведения через анализ текста, давать характе­ристику герою.

Метапредметные УУД (универсальные учебные действия):

Личностные: осваивает новые виды деятельности, нравст­венные ориентации на распознание истинных и ложных ценно­стей, участвует в творческом, созидательном процессе, выявляет актуальность идеи, смыслов произведения для себя, современ­ных школьников, делает выводы о нравственных уроках жизни, которые получил, прочитав сказку; осознает себя как индивиду­альность и одновременно как член общества.

Регулятивные: принимает и сохраняет учебную задачу; пла­нирует (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно) необходимые действия, операции, действует по плану.

Познавательные: понимает информацию, представленную в изобразительной, схематичной, модельной форме, использует знаково-символические средства для решения различных учеб­ных задач.

Коммуникативные: вступает в учебный диалог с учителем, одноклассниками, участвует в общей беседе, соблюдая правила речевого поведения

Оборудование:

1.Компьютер.

2.Проектор

3.Презентация «РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРНАЯ СКАЗКА. А. ПОГОРЕЛЬСКИЙ. «ЧЕРНАЯ КУРИЦА, ИЛИ ПОДЗЕМНЫЕ ЖИТЕЛИ»

Ход урока

I. Организационный момент

II. Проверка домашнего задания

(Беседа по вопросам к статье «Русская литературная сказка» (с. 119).)

  1. Какие сказки называем мы писательскими, или литературными? Что отличает их от народных? Что сближает литературные сказки с народными?

Возможные ответы (Писательскими, или литературными, называют сказки, у которых есть автор. Создатели литературных сказок часто берут народные сюжеты, вводят в произведение зачины, концовки, по­вторы, пословицы и поговорки.

Литературная сказка отличается от народной тем, что автор наполняет сюжет народной сказки новыми идеями, а иногда и придумывает свой собственный сюжет. Писатель высказывает свое мнение о поступках героев, использует литературные слова и выражения, которые не употребляются в народных сказках.)

  1. Какие литературные сказки вы читали и кто их авторы?

Возможные ответы (Литературные сказки.

П.П. Ершов. «Конек-горбунок».

В.Ф. Одоевский. Мороз Иванович».

С.Т. Аксаков. «Аленький цветочек».

Л.Н. Толстой. «Сказка об Иване-дураке и его двух братьях: Гемене-воине и Тарасе-брюхане, и немой сестре Маланье, и о старом дьяволе и трех чертенятах».

В.М. Гаршин. «Лягушка-путешественница».

Д.Н. Мамин-Сибиряк «Аленушкины сказки».

М. Горький. «Про Иванушку-дурачка»

А.Н. Толстой. «Золотой ключик, или приключения Буратино».

Слайд 1

  1. Работа по теме урока

Вступительное слово учителя.

Сегодня мы поговорим о сказке Антония Погорельского «Черная курица, или Подземные жители». Несколько слов о пи­сателе. Настоящее имя Погорельского — Алексей Алексеевич Перовский. Антоний Погорельский – это псевдоним. А что такое псевдоним? (Ребята, имевшие индивидуальные задания поработать со словарем, поясняют, что псевдоним – дословно с греческого, означает «ложное имя», используемое человеком в той или иной публичной деятельности вместо настоящего, данного при рождении, зафиксированного в официальных документах).

Фамилию Погорельский Алексей Алексеевич Перовский взял себе в честь села Погорельцы, где он жил. Годы его жизни: 1787-1836. Он был старше А. С. Пуш­кина и В. А. Жуковского.

Это был один из образованнейших людей России, участво­вал в войне 1812 года. Сказку «Черная курица, или Подземные жители» Погорельский написал в 1829 году для своего десяти­летнего племянника Алеши, который впоследствии стал замеча­тельным русским поэтом Алексеем Константиновичем Толстым.

Слайд 2

Перед нами волшебная сказка. Давайте начнем читать ее вместе.

2. Выразительное чтение сказки учителем с со­блюдением сказочного, старинного стиля. (По ходу чтения учи­тель делает необходимые комментарии.)

Слайд 3

  1. Работа со сказкой «Черная курица, или Подземные жители»

Слайд 4, 5

-Ребята, вы все прочитали сказку? Интересно было читать?

—Где и когда происходит действие сказки ( «Лет 40 тому назад в Санкт-Петербурге на Васильевском острове…» )

-Ребята, кто главный герой сказки? (Алеша)

-Что мы о нем узнали? (Это мальчик лет 9-10, он живет и учится в пансионе, остался один на зимние каникулы; т.к. другие ученики разъехались, а родители Алеши живут далеко и не могли его взять домой).

-Как чувствует себя Алеша в пансионе? (Алеша — «мальчик умненький, миленький, учился хорошо, все его любили и ласкали», часто ему бывало «скучно в пансионе, но иногда и грустно»).

-Ребята, а какие чувства вы испытали к Алеше по мере прочтения сказки? Давайте проследим, как меняется наше отношение к главному герою по мере развития действия сказки:

Слайд 6

Слова на доске

Возможные ответы учащихся

Сочувствие

Алеше было грустно и скучно одному, он тоже хотел на каникулы

попасть домой.

Симпатия

Алеша добрый, ухаживает за курочками, кормит их, старается

помогать взрослым, украшает свечи.

Восхищение

Не пожалел кухарке империал (подарок его доброй бабушки, который составлял все богатство мальчика), чтобы спасти свою любимицу — черную курицу; Алеша смелый, не испугался появления Чернушки среди ночи, не побоялся последовать за ней.

Недоумение

Алеша — мальчик послушный, а не последовал наставлениям Чернушки ничего не трогать в волшебной комнате, мальчик погладил кошку за лапку.

Досада

Из-за Алешиного непослушания чуть не пострадала Чернушка.

Растерянность

Алеша попросил подарок, чтобы, «не учившись, он всегда знал урок свой, какой бы ему ни задали».

Сожаление

Характер Алеши начал портиться, мальчик стал заносчивым, шалил, мешал другим детям заниматься

Разочарование

Алеша уже не стыдился незаслуженных похвал, а кичился «своими» успехами перед товарищами.

Негодование

Возмущение

Алеша нарушил данное Чернушке обещание хранить тайну подземных жителей из-за боязни быть наказанным за неподобающее поведение.

Сострадание

Алеша все же осознал, что он совершил ужасный проступок и тяжело переживает свое малодушие

Надежда

Алеша хочет, может и должен исправиться

Радость

Все снова полюбили Алешу

-Ребята, посмотрите, пожалуйста, на слова, записанные на доске (сочувствие, симпатия, восхищение, недоумение, досада, растерянность, сожаление, разочарование, негодование, возмущение, сострадание, надежда, радость). Вот какие разные чувства испытываем мы, читатели, по ходу развития сюжета сказки.

-Ребята, а к какому виду сказок отнесли бы вы сказку «Черная курица, или Подземные жители»

Возможные ответы (волшебная сказка).

-А какие законы волшебной сказки здесь соблюдены?

Возможные ответы (волшебный предмет – семечко, помощник- даритель – черная курица, волшебное царство)

-Теперь давайте назовем главных героев сказки.

Возможные ответы (Алеша и Черная курица)

-Ребята, мы знакомы со многими сказками, и обычно в сказках есть положительные и отрицательные герои, а что мы можем сказать об Алеше и Черной курице?

Возможные ответы (Чернушка- положительный герой, а Алеша и положительный, и отрицательный, противоречивый).

-Еще раз вернемся к содержанию сказки и вспомним, о чем просит Чернушка Алешу перед путешествием в Подземное царство?

Возможные ответы (Быть скромным).

-А что значит «быть скромным» в данном тексте?

Возможные ответы (никому не рассказывать о том, что он увидит во время путешествия).

-Молодцы. Действительно, слово «скромный» употреблено в устаревшем значении, т.е. быть скромным — «уметь хранить тайну».

-Ребята, а почему вы сказали, что у вас возникло чувство досады, когда Алеша попросил в подарок волшебное зернышко, которое давало ему возможность быть успешным учеником, не прилагая для этого никаких усилий?

Возможные ответы (Он забыл, что все дается человеку трудом, и лишь те знания, которые добываются трудом, остаются с ним навсегда, приносят пользу).

-Что случилось с характером Алеши, получившим волшебное зернышко?

Возможные ответы (Он становится капризным, заносчивым, бездельничает, насмехается над товарищами, хотя его успехи — это заслуга волшебного зернышка. Потеряв зернышко, Алеша оказывается хуже самого последнего ученика).

-Итак, Алёша получил волшебное зёрнышко, и жизнь его изменилась, да и он сам изменился. Давайте дадим характеристику Алёше до получения зёрнышка, и после получения зёрнышка.

Слайд 7

На доске находятся слова, распределите эти слова в два столбика:

Добрый, Ласковый, Дерзкий, Гордый, Общительный, Скромный Непослушный, Застенчивый, Упрямый, Любознательный, Жестокий, Самолюбивый

Проверим, что получилось:

Слайд 8

До получения зёрнышка

После получения зёрнышка

Добрый

Жестокий

Ласковый

Упрямый

Общительный

Непослушный

Скромный

Самолюбивый

Застенчивый

Гордый

Любознательный

Дерзкий

(Самопроверка. Показываю правильный вариант ответа)

Давайте сделаем вывод, почему из послушного, доброго, ласкового мальчика, Алёша превратился в упрямого, непослушного, дерзкого.

Вывод: Ему нечем было заняться, от безделья Алёша начал шалить, грубить, хулиганить.

Недаром народная мудрость гласит: Скучен день до вечера, коли делать нечего!

— А сдержал ли Алеша обещание не выдавать тайну подземных жителей?

Возможные ответы (Он нарушил его, желая избежать наказания розгами, хотя ему все равно никто не поверил, а подземные жители пострадали. Но больше всех пострадала Чернушка).

— А почему больше всех пострадала Чернушка?

Возможные ответы (Потому что министр Чернушка привел Алешу в Подземное царство; особенно больно Чернушке было потому, что он очень любил Алешу и помнил его послушным, добрым, скромным мальчиком).

— Упрекает ли Чернушка Алешу, обвиняет ли его в несчастье, постигшем подземных жителей?

Возможные ответы (Нет, он простил Алешу и уходит навсегда; единственное его желание, чтобы Алеша исправился и стал вновь добрым и скромным мальчиком).

— А почему же все-таки министр Чернушка простил Алешу?

Возможные ответы (Он мудрый, добрый, великодушный, любит Алешу и верит в него).

— Сказка заканчивается болезнью Алеши, выздоровлением, возвращением к жизни и к себе самому, прежнему. Зачитайте эти слова с.148 «Все его снова полюбили и стали ласкать, и он сделался примером для своих товарищей, хотя и не мог выучить наизусть двадцать печатных страниц вдруг, которых, впрочем, ему и не задавали»

Всем нам знакомы слова: « Сказка — ложь, да в ней намек — добрым молодцам урок». А в чем состоит мудрость этой сказки?

Возможные ответы (Сказка учит тому, что ценится в жизни лишь то, что достается трудом, только в этом случае оно принесет радость и счастье).

— Ребята, вы внимательно прочитали сказку, а какие слова в ней показались очень важными, на ваш взгляд, значимыми, которые особенно привлекли ваше внимание?

Возможные ответы

(«Для исправления самого себя, необходимо начать с того, чтобы откинуть самолюбие и излишнюю самоуверенность», «Чем более вы от природы имеете способностей и дарований, тем скромнее и послушнее вы должны быть», «Не полагай, что так легко исправиться от пороков, когда они уже взяли над нами верх. Пороки обыкновенно входят в дверь, а выходят в щелочку, и потому, если хочешь исправиться, то должно беспрестанно и строго смотреть за собою», «Неотвратимые несчастья обрушиваются на человека, если он забывает о долге, перестает быть добрым»).

Слайд 9-19

4. Литературная викторина (за каждый правильный ответ я буду давать зернышко)

Вопрос

Ответ

Назовите настоящую имя и фамилию писателя Антония Погорельского.

Алексей Алексеевич Перовский

Какие достопримечательности упоминаются в начале повести Антония Погорельского “Чёрная курица, или подземные жители”?

Исаакиевская площадь, монумент Петра Великого, Адмиралтейство, Конногвардейский манеж

Что было единственным утешением Алёши в воскресные и праздничные дни?

Чтение книг

Назовите имя кухарки, которая должна была погубить Чернушку

Тринушка

Как назывались спальные комнаты для мальчиков в XIX веке?

Дортуары

Во время праздничного обеда в честь директора на десерт было подано много вкусных блюд, в том числе бергамоты. Что это такое?

Сорт груш

Почему первая попытка Алёши попасть в подземное королевство закончилась неудачно?

Алёша разбудил рыцарей

“Тут она закудахтала странным голосом, и вдруг, откуда ни возьмись, появились маленькие свечи в серебряных шандалах…” Что такое “шандалы”?

Подсвечники

Какие животные находились в королевском зверинце?

Большие крысы, кроты, хорьки

Чем были усыпаны дорожки в подземном королевстве?

Разные камни: брильянты, яхонты, изумруды и аметисты

“Деревья также показались Алёше отменно красивыми, хотя притом очень странными. Они были разного цвета: красные, зелёные, коричневые, белые, голубые и лиловые. Когда посмотрел оно на них со вниманием, то увидел, что это…”

Это был разного рода мох

Слайд 20

  1. Итог урока.

Мудрость Черной курицы, т. е. министра, в том, что он умеет быть благодарным и прощать, и это для Алеши оказывается са­мым сильным и мудрым уроком. А смысл сказки в том, что все в жизни достается только собственным трудом, тогда это ценит­ся, приносит радость и счастье человеку

Ребята, сегодня на уроке многие из вас получили волшебные зёрнышки, вы тоже можете попытаться загадать желание, напишите, какое желание вы загадали на зёрнышко. Опишите его, но прежде подумайте, к каким последствиям это может привести.

Слайд 21

  1. Домашнее задание

  1. Выполнить задание рубрики «Проект» (с. 149).

  2. Сделать иллюстрации к сказке (по желанию).

  1. Рефлексия если останется время

1.Л. Н. Толстой, составляя список книг, повлиявших на его духовное становление, включил в него сказку «Черная курица, или Подземные жители». А какие уроки сказки усвоили вы? (Учащиеся предлагают варианты формулировок ,которые записываются в тетрадь).

1.Надо жить честно, быть скромным, уважать других людей.

2.Слушать внутренний голос совести.

3.Быть требовательным к себе.

4.Преодолевать в себе эгоизм, лень,

  • 2.Можем ли мы в тексте сказки найти советы: как жить? Как работать над собой?

  • Найдите такие высказывания, запишите и постарайтесь запомнить.

Возможный вариант:

  1. «Пороки обыкновенно входят в дверь, а выходят в щелочку.»

  2. «…если хочешь исправиться, то должен беспрестанно строго смотреть за собою».

  3. «…для исправления самого себя необходимо начать тем, чтоб откинуть самолюбие и излишнюю самонадеянность».

  4. «Не для того дан вам ум, чтоб вы во зло его употребляли».

  5. «Чем более вы от природы имеете способностей и дарований, тем скромнее и послушнее вы должны быть».

  6. «Не приписывай самому себе того, что тебе не принадлежит , благодари судьбу за то, что она тебе доставила выгоды против других детей, но не думай , что ты лучше их».

3. Согласны ли вы с утверждениями:

— у всех людей есть совесть

— голос совести можно услышать только после плохого поступка

  • плохих людей совесть не мучает

  • бессовестному человеку жить легче

Будьте готовы поделиться своими размышлениями с товарищами

Урок № 1.
А.Погорельский. Рассказ о писателе. Тема детства в сказке «Чёрная курица…»

Эпиграф:

Не для того дан вам ум,
чтобы вы во зло его употребили.
А.Погорельский

Тип урока: урок формирования знаний, умений и навыков.

Цели урока:

  • Образовательная: познакомить с автором и его произведением, создать атмосферу погружения в сказку и выявить идею произведения.
  • Развивающая: развивать внимание, навыки выразительного чтения, умение анализировать текст; творческую, речевую и мыслительную активность; инсценирование; формировать навыки устной монологической речи;
  • Воспитательная: воспитывать честность, доброту, благородство, трудолюбие, чувство взаимоподдержки, самоотверженность, умение нести ответственность за свои поступки

Методические приёмы:

  • беседа по вопросам,
  • выразительное чтение,
  • пересказ эпизодов,
  • словарная работа,
  • работа с текстом.

ХОД УРОКА

1. Организационный момент

2. Вступительное слово учителя

— Мы с вами, ребята, прочитали много замечательных книг. И вот познакомились ещё с одним писателем, с его удивительной сказкой «Черная курица, или Подземные жители». Красивая, тихая, грустная сказка о тайном мире подземных рыцарей, о чудесном превращении курицы Чернушки, о загадочном подземном народе… И сегодня, ребята, мне хочется поговорить с вами об этой сказке, о чудесах, которые происходят с героями, о честности, бескорыстии, о высоте чувств, о вере в добро и, конечно, о дружбе и предательстве.

-Я думаю, что вопросы настоящей дружбы вас интересуют не меньше, чем нас, взрослых.

А что важно в дружбе для вас?

(В дружбе важны симпатии по отношению друг к другу, уступчивость, взаимопонимание.

Нужно ценить дружбу, приносить радость друзьям.

Для меня важным в дружбе является взаимное стремление поделиться своими мыслями,
душевными переживаниями.

Дружба крепнет тогда, когда у людей есть общие интересы, когда им постоянно хочется
быть вместе).

-Каждый из вас, наверное, иногда бывал один, сам с собой. В такие времена так хорошо иметь «внутренних» друзей. А есть ли у вас, ребята, такие друзья? Назовите их.
(Честность, совесть, великодушие, милосердие, доброта и т.д.)

— А как «внутренние» друзья могут помочь вам? (Да, опираясь на их помощь, ты будешь поступать честно, благородно, не обманешь, не
предашь… А так как эти друзья «внутренние», то, значит, ты дружишь с самим собой!
А это так здорово!)

— Вот о чем я хотела бы поговорить с вами, потому что каждый из вас (или многие) ищет опору, чтобы дышать, любить, дружить, быть любимыми другими людьми. Особо притягательна история мальчика Алеши, рассказанная А.Погорельским. В истории русской литературы с именем А. Погорельского связано возникновение в 20-х годах 19 века романтической прозы. Его произведения утверждают такие нравственные ценности, как честность, бескорыстие, высоту чувств, веру в добро, и тем близки современному читателю.

3. Реализация образовательной цели

Краткое сообщение ученика о Погорельском

Настоящее имя Антония Погорельского – Алексей Алексеевич Перовский. Он был старше Пушкина и Жуковского. Даты его жизни: 1787-1836. А. А. Перовский взял себе фамилию Погорельский в честь села Погорельцы, где он жил. Он был одним из образованнейших людей России. Закончил в 1807 году Московский университет, был участником Великой Отечественной войны 1812 года, состоял членом Вольного общества любителей российской словесности. Пушкин знал и ценил повести А.Погорельского. Его перу принадлежат произведения: «Двойник, или мои вечера в Малороссии», «Монастырка», «Магнетизер» и другие.

Волшебную сказку «Черная курица, или Подземные жители» А.Погорельский опубликовал в 1829 году. Он написал ее для своего воспитанника, для 10-летнего племянника Алеши, который впоследствии стал замечательным русским поэтом, писателем и драматургом Алексеем Константиновичем Толстым.

Учитель: Второе столетие живет сказка. Ее любил перечитывать своим детям Л.Н.Толстой, с большим удовольствием слушаете и читаете вы.

— Каковы ваши впечатления? Понравилась ли вам сказка?

-Какой эпизод вам показался самым интересным? Перескажите его? Помните, что эта
сказка волшебная. Поэтому, пересказывая любимые эпизоды, сохраните сказочный,
старинный стиль.

Пересказ любимых эпизодов

Цель: дать возможность ребятам войти в мир волшебной сказки и, подчиняясь воле автора, открыть для себя сокровища её мудрости.

Беседа с ребятами по сказке

Цель: дать возможность детям живо воспринять заботы, радости, печали маленького воспитанника частного пансиона Алёши; осознать при этом ясную и такую важную для них мысль о необходимости воспитывать в себе трудолюбие, честность, самоотверженность, благородство, преодолевать эгоизм, леность, себялюбие, душевную чёрствость.

— А что в этой сказке правда, а что вымысел?

— Где и когда происходит действие сказки («Лет 40 тому назад в Санкт-Петербурге на Васильевском острове…» У Погорельского достоверный рассказ о жизни в старинном Петербурге, пансионе с его дортуарами — спальнями, со строгими учителями перемежается с картинами сказочного мира. От соединения выдумки с правдой реальный мир становится особенно поэтичным, а сказочный воспринимается как настоящий.)

— Ребята, кто главный герой сказки? (Алеша)

— Что мы о нем узнали? (Это мальчик лет 9-10, он живет и учится в пансионе, остался один на зимние каникулы; т.к. другие ученики разъехались, а родители Алеши живут далеко и не могли его взять домой).

— Как чувствует себя Алеша в пансионе? (Алеша — «мальчик умненький, миленький, учился хорошо, все его любили и ласкали»,  часто ему бывало «скучно в пансионе, но иногда и грустно»).

«Алёша горько чувствовал свое одиночество». Почему? Ведь все его любили и ласкали.

Родители Алёши живут далеко-далеко от Петербурга. Заплатив учителю условленную
плату за несколько лет вперед, отдали Алёшу в пансион и возвратились домой. Ему
очень одиноко, часто бывает скучно, а иногда даже и грустно.

— Но обратите внимание, ребята, как славно рассказывает Погорельский о своем десятилетнем герое, достойно преодолевающем одиночество! Алеша умненький, добрый, терпеливый мальчик, и автору он тоже мил. С каким чувством юмора пишет он о том, как «Алешу заставили из белой бумаги вырезывать красивую сетку на окорок для праздничного стола в честь директора пансиона.

4. Диагностика

Словарная работа

Выразительное чтение описания больших хлопот для праздничного стола в честь директора пансиона

— Как вы думаете, зачем эти длинные перечисления вкусных блюд и праздничных нарядов? Ведь не о них же сказка?
(Все забыли про Алёшу, он остался один, ему скучно и грустно).

— А Алёша справляется с ним, со своим одиночеством?
(Да. Ему помогают книги: рыцарские романы и волшебные повести.
Он тоже ждёт волшебства: смотрит в дырочки забора, принимает участие в жизни
курочек, в частности, Чернушки.
У него очень сильное воображение. Во сне он рыцарь, как герой прочитанных книг).

— Автор подчеркивает доброту Алёши. А когда доброта Алёшиного нрава проявляется?
(Например, он воображал, что директор пансиона должен быть какой-нибудь
знаменитый рыцарь в блестящих латах и в шлеме с большими перьями, но увидел не
шлем пернатый, а просто маленькую лысую головку, набело распудренную,
единственным украшением которой был маленький пучок. И Алёше стало жалко
этого человека).

(У Алёши доброе сердце. Он спас курицу от неминуемой смерти. Кухарка поймала
Чернушку, чтобы зарезать её. Алёша помешал кухарке, отдал ей всё своё состояние —
Золотой империал, который берёг пуще глаза своего).

— А что вас поразило, ребята, в описании жизни и быта ушедшей эпохи?
(Это описание одежды и причёсок (тупей и коса у мужчин, огромная взбитая причёска
у жены учителя, парикмахер «взгромоздил на её голове целую оранжерею разных
цветов, между которыми блистали искусным образом помещённые 2 бриллиантовых
перстня, когда-то подаренные её мужу родителями учеников»).

— А интересно это Алёше?
(Нет. Ему всё это неинтересно. Ему показалось, что Чёрная курочка звала его
человеческим голосом: «Алёша, Алёша». Он весь вечер просидел один в классных
комнатах, а ночью…)

— Об этом мы будем говорить на следующем уроке, а дома вы подготовите
пересказ эпизода «Путь Алёши с Чернушкой в Подземное царство».

— Итак, что вы узнали о главном герое сказки, о его жизни в пансионе?

5. Заключительный этап

— Ребята, мы окунулись в завораживающий мир сказки Антония Погорельского «Черная курица, или Подземные жители», поразмышляли вместе над ее содержанием, подумали, чему она учит, от чего хотел предостеречь нас автор. Удивительное произведение! Картины сказочного мира причудливо  перемежаются у А.Погорельского с достоверным рассказом о жизни в старинном Петербурге, о пансионе, о мальчике, которого не смогли забрать на каникулы домой…Подобное соединение выдумки с правдой смешивает реальный мир со сказочным, и получается, что сказка где-то рядом, совсем близко, надо быть только добрым сердцем и открытым душой. Спасибо за работу!

6. Домашнее задание

— Чтение сказки А.Погорельского «Черная курица, или Подземные жители».

Составить таблицу по чувствам, которые мы, читатели, по ходу развития сюжета сказки переживаем — сочувствие, симпатия, восхищение, недоумение, досада, растерянность, сожаление, разочарование, негодование, возмущение, сострадание, надежда, радость); объяснять значение словарных слов; поразмышлять над вопросом о внутреннем конфликте главного героя.

7. Подведение итогов

Урок № 2. «Внутренний конфликт сказки Погорельского «Чёрная курица»

  • Руслан из сказки руслан и людмила рисунок руслан и людмила
  • Руслан на арабском как пишется
  • Русская волшебная сказка особенности и функции вымысла связь с мифологией
  • Руслан и людмила что это сказка или поэма
  • Русоведы как пишется правильно