Сказки для 2 класса — читайте бесплатно онлайн для детей и взрослых. Удобный каталог позволит скачать и распечатать полную подборку сказок к себе на компьютер. Кнопками социальных сетей вы можете поделится с друзьями. Поиск вверху сайта найдет за несколько секунду подходящую сказку для 2 класса
Лиса и тетерев
Быстрый просмотр
-
Лиса и тетерев – русская народная сказка. Сказка легко и понятным языком показывает, что на хитрого человека найдется еще более хитрый. Не стоит верить всем подряд. Сидел на дереве тетерев. И даже пе…
Зимовье зверей
Зимовье зверей — русская народная сказка, любимая детьми многих поколений. В ней рассказывается, как бык ищет товарищей по дороге «от зимы к лету». Он зовёт с собой гуся, свинью, барана, петуха. Когда он задумался о строительстве тёплого жилища, новые друзья отказались ему помогать. Зимой же они запросились к нему в избушку. Чем оказались полезны эти животные и птицы быку? Сказка учит предусмотрительности, трудолюбию, умению прощать обиды и сплочённости перед лицом опасности.
Журавль и цапля
Журавль и цапля — сказка русского народа, любимая многими поколениями. В ней показана жизнь двух птиц, журавля и цапли. Они живут по разным концам болота. Однажды журавль решил позвать цаплю замуж, пришёл к ней с предложением, а она отказала. Потом задумалась, что вместе жить интересней, пошла сама к журавлю, позвала жить вместе. Обиженный журавль отказал. Ещё не раз навещали журавль и цапля друг друга. Сказка заставит задуматься ребят о принятии взвешенных решений, отказе от лишней гордости и упрямства.
У страха глаза велики
У страха глаза велики — русская народная сказка, любимая многими детьми. В ней повествуется о незатейливых занятиях бабушки и ее подопечных. Втроем им ежедневно приходится идти за водой. В один из таких дней шествие водоносов нарушило вмешательство постороннего. Кто им оказался, и каким увидели его сами герои сказки? Прочтите в сказке о том, что нужно выполнять свои обязанности добросовестно, ходить осторожно, озираться по сторонам и не поддаваться страхам попусту.
Сивка-Бурка
«Сивка-Бурка» — сказка, на которой выросло немало детей. В ней рассказывается о необычном происшествии среди обычных дней: кто-то ворует пшеницу на полях. Сторожить поле на ночь уходят по очереди три сына крестьянина. Младшего все зовут Иванушка-дурачок, а двое старших братьев над ним постоянно потешаются. Однако только именно он поймал вора. Им был необычный конь Сивка-Бурка, который за свободу обещал служить Ивану. Благодаря волшебным умениям Сивки-Бурки простой крестьянский паренек смог выиграть все состязания и жениться на царевне. Сказка учит добру, трудолюбию, сообразительности и верности своим обещаниям.
Сестрица Алёнушка и братец Иванушка
«Сестрица Алёнушка и братец Иванушка» — русская народная сказка, на которой воспитано не одно поколение детей. В ней рассказывается о рано осиротевших детях. Старшей сестре Алёнушке приходится брать братца на работу в поле, чтобы не оставлять без присмотра дома. Однажды по пути домой он выпивает воды из «копытца» и обращается в козлёнка. Сестрица горюет над ним, в то же время её встречает купец. Он зовёт девицу замуж. Счастье рушится, когда ведьма обманом бросает Алёнушку с камнем на шею в реку. Колдунья принимает облик купеческой жены, подмену замечает только козлёнок. Он взывает к сестрице, когда узнаёт, что его хотят зарезать, но Алёнушку придавил камень ко дну реки. Как окончится сказка о добре и зле, узнайте вместе с детьми, чтобы напомнить им, как важно прислушиваться к взрослым.
Сказка о рыбаке и рыбке
«Сказка о рыбаке и рыбке» — произведение в стихах А.С. Пушкина, любимая детьми вот уже в течение двух веков. В ней повествуется о необычайной удаче простого рыбака, которой воспользовалась его жена. Рыбак более 30 лет удит неводом рыбу, и однажды в сеть попадает золотая рыбка. Она просит старика отпустить её, за что готова исполнить любое его желание. Рыбак отпускает рыбку с «миром» и ничего не просит. Когда он рассказал об этом своей старухе, она ругает его, что даже корыта не мог попросить. Старик возвращается к морю, зовет рыбку и просит корыто. Ещё не один раз будет ходить рыбак к морю с запросами своей жены, пока терпение морской владычицы не закончится. Сказка учит благодарности, умеренности, осуждает жадность и гордыню.
Пятеро из одного стручка
Сказка Пятеро из одного стручка увлекает ребят с первых строк и учит совершать добрые и полезные дела. В произведении речь идёт о пяти горошинах, которые зрели в одном ещё зелёном стручке, и каждая из них мечтала об особенной судьбе. Желание горошин сбылось – мальчик сорвал стручок и выстрелил каждую через трубочку. Но лишь одна горошина принесла пользу – она помогла выздороветь больной девочке. Как это произошло и что случилось с остальными четырьмя горошинами – читайте в сказке Пятеро из одного стручка.
Сказка про храброго Зайца-длинные уши, косые глаза, короткий хвост
«Про храброго Зайца-длинные уши, косые глаза, короткий хвост» — сказка Мамина-Сибиряка, любимая детьми уже многие годы. В ней идёт речь о зайце, который решил никого не бояться. Вскоре ему представился случай испытать себя: он встретил волка. От испуга заяц подпрыгнул и оказался за пнём. Как расценил это волк, что сделал? Эта сказка научит детей проявлять смелость, признавать свои страхи, работать над их устранением и опираться на поддержку близких людей.
Петушок и бобовое зернышко
Петушок и бобовое зернышко — русская народная сказка, знакомая каждому поколению семьи. В ней рассказывается, как поживают петушок с курочкой. Однажды поперхнулся за едой петух, метнулась курица к хозяюшке за выручкой, а та послала её в свою очередь к буренке. Куда и за чьей помощью ещё придётся бежать курочке, чтобы суметь спасти петуха? Прочтите вместе с детьми из древней сказки о благоразумии, умеренности, сочувствии, умении просить и действовать сообща на благо друг друга.
Мальчик-с-пальчик
Мальчик-с-пальчик — сказка Шарля Перро, популярная во всём мире. В ней рассказывается о бедной семье дровосека, в которой росло семь сыновей. Последний был очень маленьким. Когда в доме ничего не осталось поесть, отец отвёл сыновей в чащу и оставил их там. Они загоревали, но младший брат увидел огонёк во тьме. Так братья набрели на жилище людоеда, где его жена приютила путников. Как мальчики выбрались из плена, прочтите вместе с детьми. Сказка учит вере в себя, рассудительности, ответственности и доброте.
Мороз Иванович
Мороз Иванович — произведение В. Одоевского, которое знакомо многим детям. Эта сказка о двух девушках с именами Рукодельница и Ленивица. Рукодельница ненароком обронила ведро в колодец и полезла за ним. А в этом колодце были чудеса! Печь с вкусными пирогами, яблонька с золотыми яблоками, а хозяином оказался Мороз Иванович. Рукодельница стала помогать добросердечному дедушке по хозяйству и получила от него хорошую награду по возвращении домой. Ленивица тоже решила спуститься в колодец, но трудиться не любила и ничего не получила. Эта сказка учит тому, чтобы о воспитании в себе вежливости, трудолюбия, уважения к старшим.
Сказка об Иване-царевиче, жар-птице и о сером волке
«Сказка об Иване-царевиче, жар-птице и о сером волке» — русская народная сказка, которая знакома почти каждому ребенку. В ней поведано о царском сыне и могущественном товарище. Совместно друзья попадают в различные приключения. Как они завершатся, кто еще с ними прибудет к государю и почему? Перечитывайте эту историю вместе с детьми чаще. Она учит любить родителей, слушать их наказы, держать слово, приходить на помощь друзьям и ценить истинную любовь.
Никита Кожемяка
Никита Кожемяка — русская народная сказка, в которой показана жизнь киевлян в древние времена, когда их стал притеснять и похищать змей. Всех унесенных в логово людей змей съедал, только царскую дочь заточил под замок. Кто ее выручит, как и что за это возьмет, узнайте из сказки. Сказка покажет детям, что нужно быть милосердным, сострадательным и справедливым.
Лягушка-путешественница
«Лягушка-путешественница» — произведение В. Гаршина, которым зачитывается не одно поколение детей. В нём повествуется о необычайном полёте лягушки. Квакушка сама придумала новейший метод странствия «на диких утках»: пара птиц держала прут в клювах. За него цеплялась сама лягушка. Любопытство и гордость за себя чуть не погубили путешественницу. Как она спаслась, узнайте из сказки вместе с детьми. Она учит изобретательности, терпению, умению сдерживаться и не хвастаться.
Лиса и журавль
«Лиса и журавль» — русская народная сказка о животных, любимая многими детьми. В ней повествуется, как подружились лисица и журавль, стали навещать и угощать друг друга. Первым в гости пришёл журавль к лисе, но недаром её прозвали «плутовкой». Она подала кушанье так, что гостю ничего не удалось отведать. Как примет у себя подругу журавль, и чем закончится эта история? Узнайте вместе с ребятами из сказки о дружбе, гостеприимстве, сообразительности и о том, как не нужно дружить.
Лиса и рак
Лиса и рак — русская народная сказка, которой восхищаются дети и взрослые не одну сотню лет. В ней говорится, как Лиса и Рак однажды решили узнать, кто из них быстрее бегает. Кто победит в споре? Прочтите вместе с детьми в сказке, которая научит их сообразительности, расскажет о победе ума и позитивного мышления над высокомерием и хитростью. Она поведает ребятам в краткой форме, что нельзя задирать беззащитных, не пытаться испытывать их в том, что им не под силу.
Лиса и тетерев
Лиса и тетерев — сказка русского народа, любимая не одним поколением детей. В ней говорится про то, как лиса пытается обманом выманить тетерева с древесных ветвей, на которых он сидит, на землю. Лисица рассказывает тетереву, что издан приказ о мире на всём свете, и звери больше друг друга не обижают. Что ответит ей мудрая птица, и почему лиса спешит скрыться после его слов? Узнайте вместе с детьми из сказки. Она учит отличать добро от зла, быть осторожным, не доверять слепо чужим словам.
Крошечка –Хаврошечка
Крошечка-Хаврошечка — русская народная сказка, на которой выросло не одно поколение детей. В ней рассказывается история о сироте Хаврошечке. Её заставляют работать, обижают в доме, где приютили. В её жизни есть одна отрада: с работой ей помогает справиться волшебным образом коровушка. Как поступят хозяева Хаврошечки, когда узнают её секрет? Сказка учит добру, терпению, трудолюбию, смирению и напоминает юным читателям, что однажды справедливость восторжествует.
Король-лягушонок, или Железный Генрих
«Король-лягушонок, или Железный Генрих» — сказка братьев Гримм, любимая многими детьми и взрослыми. В ней поведано, как лягушонок помог королевне достать из колодца её золотой мячик. Она обещала ему за услугу разделить с ним жизнь и быть ему верной подругой. Однако она обманула несчастного. Кто заставит её сдержать обещание, и кем на самом деле окажется лягушонок? Узнайте с детьми из сказки. Она учит держать слово, быть преданным друзьям, добиваться цели и верить в себя при любых обстоятельствах.
Цветик-семицветик
Цветик-семицветик — сказка, которую Валентин Катаев написал в 1940 году, и она уже многие десятилетия волнует сердца читателей. В ней причудливым образом сплелись реальность и волшебство. Девочка Женя получает от старушки удивительный цветок с семью лепестками, который может исполнить любой ее каприз, если произнести заклинание. Когда Женя истратила шесть желаний, она поняла, что счастье не зависит от игрушек. На что же она потратит седьмой, последний лепесток? Прочтите эту сказку, чтобы научить ребят сочувствию, взаимовыручке, благоразумию, серьезному отношению к жизни.
Каша из топора
«Каша из топора» — народная сказка, которую хоть раз слышал каждый. В ней рассказывается о необычном рецепте блюда и смекалке русского человека. Солдат идёт домой на побывку, остановился на ночь у скупой старушки, которая не захотела накормить его ужином. Тогда служивый не растерялся: предложил сварить ей кашу «хоть из топора». Старуха удивилась, но согласилась. Через некоторое время и она, и солдат были сытыми, а бабка и не почувствовала подвоха. Сказка заряжает умением находить выход из любого обстоятельства, не терять при этом чувство юмора и общаться так, чтобы человек чувствовал себя вполне комфортно.
Иван — крестьянский сын и Чудо-Юдо
«Иван — крестьянский сын и Чудо-Юдо» — произведение русского фольклора, которое очаровывает детей уже не одну сотню лет. В сказке показан подвиг простого крестьянина Ивана. Он отправился со старшими братьями на битву со змеем, прозванным Чудом-Юдом. Трое братьев по очереди стерегут мост, откуда приходят враги. В первую ночь Ивану не спится, хотя на посту старший брат. Идёт он и видит, что постовой спит. В полночь появляется чудовище, Иван срубает его три головы. Сколько ещё сражений ему предстоит, и какие ещё опасности ждут братьев, узнайте вместе с детьми из сказки. Она учит смелости, сообразительности и умению держаться вместе в трудный час.
Семеро храбрецов
Семеро храбрецов — сказка братьев Гримм, которой заслушиваются дети по всеми миру. В нем описана случайная встреча мужчин. После недолгого общения они решили вместе отправиться в путешествие. Перед этим герои заказали себе огромное копье, которое они несли всемером. Какие приключения и опасности ждут храбрецов, как они с ними справятся? Обо всем этом прочтите в сказке. Она учит смелости, напоминает, как важно иметь свое мнение и не хвастаться понапрасну.
Маленькие человечки
Маленькие человечки — одна из сказок братьев Гримм, которую любят не одно поколение детей. В ней рассказано о честном, но бедном сапожнике. Он настолько обнищал, что мог позволить себе шить на продажу только одну пару сапог. Выкроил сапожник заготовку, а утром решил встать и сшить сапоги. Как же он удивился, когда увидел утром, что обувь уже сшита! Кто помог башмачнику, и как он отблагодарил помощников, прочтите вместе с ребенком в сказке. Она напомнит ему, как важно быть благодарным, трудолюбивым, справедливым и щедрым.
Царевна-лягушка
«Царевна-лягушка» — сказка, любимая многими поколениями детей. В ней повествуется о необычном виде сватовства царских сыновей: они выпускают из лука по стреле, чтобы узнать, где им искать себе жену. Одному из них, Ивану-царевичу, выпадает доля жениться на царевне Василисе Премудрой, да только вот она для всех — лягушка по велению злого Кощея Бессмертного, который не смог уговорить ее выйти за него замуж. С первых дней семейной жизни в жизни царских наследников творятся настоящие чудеса. Со временем они начинают понимать, что счастье не в красоте и богатстве, а любовь побеждает все преграды.
Бременские музыканты
Бременские музыканты — сказка, записанная братьями Гримм, которой восхищен не один ребенок уже много лет. В ней рассказывается об удивительном путешествии зверей-изгнанников и о том, как они находят себе дом. Состарившийся осёл, собака, кот и петух, которого хотели сварить к праздничному ужину, бредут по дороге в Бремен. В городе они мечтают зарабатывать промыслом музыкантов, но останавливаются на ночь в лесу, где находят логово разбойников. Как они поступят с ними, читайте в сказке о верной дружбе, поддержке, сообразительности и умению действовать сообща.
Серебряное копытце
Серебряное копытце — сказка Павла Бажова, любимая во многих семьях. В ней рассказывается о простой жизни старого охотника, его воспитанницы Даренки и кошки. Вечером старик рассказывал девочке сказки. В один из вечеров он поведал ей историю про козла с серебряным копытцем, из-под которого сыплются драгоценные камни. Увидит ли Даренка это удивительное животное наяву, и где это произойдет, узнайте в сказке. Она учит щедрости, милосердию, умеренности, трудолюбию и осторожности.
Принцесса на горошине
«Принцесса на горошине» — сказка Г. Х. Андерсена, знакомая почти каждой девочке на планете. В сказке говорится о том, как принцесса во время ненастья оказалась в пути, и ей пришлось просить ночлега у королевской семьи. Благородное семейство впустило девушку на ночлег, но она была такой промокшей, а одежда ничуть не походила на одежду принцессы. Королева знала, как проверить настоящая ли царская дочь перед ними, ведь её сын подыскивал невесту. В этом королеве помогла маленькая горошинка. Сказка учит, что первое впечатление может быть обманчивым, а счастье нередко само стучит в двери.
Гадкий утёнок
Гадкий утенок — сказка Г. Х. Андерсена, на которой выросло множество детей по всему свету. История повествует о грустном детстве птенца, отвергнутого всем птичьим двором. Приёмыш утки долго терпит нападки, после чего бежит из дома. В странствиях он встречает на своём пути опасности и трудности, одиноко зимует в лесу. Весной он встречает прекрасных лебедей, которыми восхищается. Плывя к ним, гадкий утёнок наклоняет голову и видит в водной глади своё отражение. Кем же он стал за время скитания? Прочтите вместе с ребёнком в истории о силе духа и борьбе за счастье.
Сказки для 2 класса — список произведений, которые адресованы детям 7-8 лет. Они знакомят ребят с героями народных и авторских сказок. Все они попадают в интересные ситуации. Это требует от них выбора того, как правильно поступить. Изучите эти произведения вместе с детьми, когда они отправятся на летние каникулы после первого класса или в процессе второго года обучения в школе. Эти сказки открывают юным читателям красоту родного слова, продолжают их знакомство с нравственными поступками и показывают, насколько плохо быть злым, ленивым и несправедливым.
-
Каша из топора
«Каша из топора» — народная сказка, которую хоть раз слышал каждый. В ней рассказывается о необычном рецепте блюда и смекалке русского человека. Солдат идёт домой на побывку, остановился на ночь у скупой старушки, которая…
-
Царевна-лягушка
«Царевна-лягушка» — сказка, любимая многими поколениями детей. В ней повествуется о необычном виде сватовства царских сыновей: они выпускают из лука по стреле, чтобы узнать, где им искать себе жену. Одному из них, Ивану…
-
Цветик-семицветик
Цветик-семицветик — сказка, которую Валентин Катаев написал в 1940 году, и она уже многие десятилетия волнует сердца читателей. В ней причудливым образом сплелись реальность и волшебство. Девочка Женя получает от старушки…
-
Сивка-Бурка
«Сивка-Бурка» — сказка, на которой выросло немало детей. В ней рассказывается о необычном происшествии среди обычных дней: кто-то ворует пшеницу на полях. Сторожить поле на ночь уходят по очереди три сына крестьянина. Младшего…
-
Принцесса на горошине
«Принцесса на горошине» — сказка Г. Х. Андерсена, знакомая почти каждой девочке на планете. В сказке говорится о том, как принцесса во время ненастья оказалась в пути, и ей пришлось просить ночлега у королевской семьи. Благородное…
-
Кот в сапогах
Кот в сапогах — произведение Шарля Перро, которое знакомо почти каждому на планете. В сказке идет речь о незавидном наследстве, которое получил один из сыновей мельника. После смерти отец оставил ему кота и немного монет…
-
Сказка о рыбаке и рыбке
«Сказка о рыбаке и рыбке» — произведение в стихах А.С. Пушкина, любимая детьми вот уже в течение двух веков. В ней повествуется о необычайной удаче простого рыбака, которой воспользовалась его жена. Рыбак более 30 лет удит…
-
Бременские музыканты
Бременские музыканты — сказка, записанная братьями Гримм, которой восхищен не один ребенок уже много лет. В ней рассказывается об удивительном путешествии зверей-изгнанников и о том, как они находят себе дом. Состарившийся…
-
Гадкий утёнок
Гадкий утенок — сказка Г. Х. Андерсена, на которой выросло множество детей по всему свету. История повествует о грустном детстве птенца, отвергнутого всем птичьим двором. Приёмыш утки долго терпит нападки, после чего бежит…
-
Серебряное копытце
Серебряное копытце — сказка Павла Бажова, любимая во многих семьях. В ней рассказывается о простой жизни старого охотника, его воспитанницы Даренки и кошки. Вечером старик рассказывал девочке сказки. В один из вечеров он…
-
Крошечка –Хаврошечка
Крошечка-Хаврошечка — русская народная сказка, на которой выросло не одно поколение детей. В ней рассказывается история о сироте Хаврошечке. Её заставляют работать, обижают в доме, где приютили. В её жизни есть одна отрада:…
-
У страха глаза велики
У страха глаза велики — русская народная сказка, любимая многими детьми. В ней повествуется о незатейливых занятиях бабушки и ее подопечных. Втроем им ежедневно приходится идти за водой. В один из таких дней шествие водоносов…
-
Сестрица Алёнушка и братец Иванушка
«Сестрица Алёнушка и братец Иванушка» — русская народная сказка, на которой воспитано не одно поколение детей. В ней рассказывается о рано осиротевших детях. Старшей сестре Алёнушке приходится брать братца на работу в поле…
-
Иван — крестьянский сын и Чудо-Юдо
«Иван — крестьянский сын и Чудо-Юдо» — произведение русского фольклора, которое очаровывает детей уже не одну сотню лет. В сказке показан подвиг простого крестьянина Ивана. Он отправился со старшими братьями на битву со…
-
Лягушка-путешественница
«Лягушка-путешественница» — произведение В. Гаршина, которым зачитывается не одно поколение детей. В нём повествуется о необычайном полёте лягушки. Квакушка сама придумала новейший метод странствия «на диких утках»: пара…
-
Лиса и журавль
«Лиса и журавль» — русская народная сказка о животных, любимая многими детьми. В ней повествуется, как подружились лисица и журавль, стали навещать и угощать друг друга. Первым в гости пришёл журавль к лисе, но недаром её…
-
Маленькие человечки
Маленькие человечки — одна из сказок братьев Гримм, которую любят не одно поколение детей. В ней рассказано о честном, но бедном сапожнике. Он настолько обнищал, что мог позволить себе шить на продажу только одну пару сапог…
-
Лиса и тетерев
Лиса и тетерев — сказка русского народа, любимая не одним поколением детей. В ней говорится про то, как лиса пытается обманом выманить тетерева с древесных ветвей, на которых он сидит, на землю. Лисица рассказывает тетереву…
-
Петушок и бобовое зернышко
Петушок и бобовое зернышко — русская народная сказка, знакомая каждому поколению семьи. В ней рассказывается, как поживают петушок с курочкой. Однажды поперхнулся за едой петух, метнулась курица к хозяюшке за выручкой, а…
-
Никита Кожемяка
Никита Кожемяка — русская народная сказка, на примере которой воспитан не один мальчишка. В ней показана жизнь киевлян в древние времена, когда их стал притеснять и похищать змей. Всех унесенных в логово людей гад съедал…
Литературное путешествие
«Волшебные авторские сказки»
2 класс.
Цели:
В игровой форме повторить и закрепить у учащихся знания о содержании авторских сказок.
Способствовать развитию коммуникативных умений детей.
Развивать творческие способности детей.
Оборудование: портреты Ш, Перро, Г.-Х. Андерсена, братьев Гримм, В. Гаршина, П. Бажова, В. Гауфа, С. Топелиуса, выставка книг, иллюстрации детей, карточки с заданиями, жетоны, грамоты для награждения.
Предложенный список произведений.
Ш. Перро «Спящая красавица».
Ш. Перро «Красная шапочка».
Ш. Перро «Волшебницы»
Ш. Перро «Красавица и чудовище»
Г. – Х. Андерсен «Гадкий утёнок»
Г. – Х. Андерсен «Ель»
Братья Гримм «Горшок каши»
Братья Гримм «Белоснежка и семь гномов»
В. Гаршин «Лягушка-путешественница»
П. Бажов «Огневушка-поскакушка»
П. Бажов «Голубая змейка»
В. Гауф «Маленький Мук»
С. Топелиус «Зимняя сказка»
Ход ринга.
Разминка «Угадай автора»
Друзья мои!
Мы так вам рады!
Ведь наступил игры наш час.
И мы собрались не напрасно.
Есть много новостей для вас.
Во-первых, вам нужна разминка,
Она – подмога вам в пути.
Весь путь далёкий, трудный, добрый,
Она поможет вам пройти.
Ваш труд жюри оценить строго.
Игра, конечно, сдружит всех.
И пусть трудна у вас дорога,
Но вы надейтесь на успех.
Спящая красавица (Ш. Перро)
Красная шапочка (Ш. Перро)
Волшебницы (Ш. Перро)
Гадкий утёнок (Г. – Х. Андерсен)
Горшок каши (братья Гримм)
Лягушка-путешественница (В. Гаршин)
Огневушка – поскакушка (П. Бажов)
Маленький Мук (В. Гауф)
Знакомство с авторами.
Дети рассказывают краткую биографию авторов (Ш, Перро, Г.-Х. Андерсена, братьев Гримм, В. Гаршина, П. Бажова, В. Гауфа, С. Топелиуса)
Отгадай, откуда эти строки
Есть у нас для вас затея –
Для самых умных грамотеев.
Детям раздать карточки с заданиями.
Осталась бедная девочка в дремучем лесу одна, и в стархе она пустилась бежать по острым камням, через колючие заросли; и прыгали около неё дикие звери, но её не трогали. («Белоснежка и семь гномов»)
Под нею быстро проносились поля, луга, реки и горы, которые ей, впрочем, было очень трудно рассматривать, потому что, вися на прутике, она смотрела назад и немного вверх, но кое-что она всё-таки видела и радовалась и гордилась. («Лягушка – путешественница»)
Девчонка сперва по уголькам круги давала, потто, — видно, ей тесно стало, — пошире пошла. Старатели отодвигаются, дорогу дают, а девчонка как круг пройдёт, так и подрастёт маленько. («Огневушка-поскакушка»)
А наварил он её столько, что тот, кому приходилось в город ехать, должен был себе в каше дорогу проедать. Только никто на это не жаловался. («Горшок каши»)
Герой сказки.
Каждой команде предложить по героям сказки угадать её название
Сильвестр, Сильвия, Зацепинебо, Подопритуча (С. Топелиус «Зимняя сказка»)
Ланко Пужанко, Лейко Шапочка, Марьюшка (П. Бажов «Голубая змейка»)
Фаншон, бедная девушка, пышно одетая дама, мать, сестра (Ш. Перро «Волшебницы»)
Волшебницы, король, королева, принцесса, старушка, принц, дворецкий (Ш. Перро «Спящая красавица»)
Сказочные предметы.
Вот героев вы узнали,
А мы предметы загадали.
Каждой команде предложить по группе предметов узнать сказку.
Огонь, лопатка, сарафанчик, золотой песок (П. Бажов «Огневушка-поскакушка»)
Посошок, волшебные туфли, спелые смоквы (В. Гауф «Маленький Мук»)
Зеркальце, яблоко, 7 ложечек, тарелочек, кроваток (Братья Гримм «Белоснежка и семь гномов»)
Прутик, сжатые поля, пожелтевшие леса, грязный пруд (В. Гаршин «Лягушка-путешественница»)
Игра «Наоборот»
Зелёные сапоги («Красная шапочка»)
Летнее стихотворение («Зимняя сказка»)
Прекрасный лебедь («Гадкий утёнок»)
Чернушка и один гигант («Белоснежка и семь гномов»)
Бодрствующая уродина («Спящая красавица»)
Ведро воды («Горшок каши»)
Большой кум («Маленький Мук»)
Водяной-домосед («Огневушка-поскакушка»)
Пантомима.
Долгий путь вы шли, поверьте,
Всё смогли преодолеть.
А сейчас мы сказку смотрим,
Вам же надо показать.
Каждая группа получает отрывок из сказки и с помощью пантомимы показывает его.
Эта была красивая женщина, но гордая и надменная, она терпеть не могла, когда кто-нибудь превосходил её красотой. Было у неё волшебное зеркальце, и когда становилась она перед ним и глядела в него, то спрашивала:
Зеркальце, зеркальце на стене.
Кто красивей в нашей стране?
(Братья Гримм «Белоснежка и семь гномов»)
По лесной тропинке пробирался их отец с топором на плече.
— Вот это деревья так деревья! Как раз то, что мне нужно! – Он уже поднял топор, чтобы подрубить сосну – ту, что была постарше, — но Сильвестр и Сильвия вдруг с плачем бросилась к отцу.
— Батюшка, — стал просить Сильвестр, — не тронь эту сосну!
(С. Топелиус «Зимняя сказка»)
Превосходные спелые смоквы висели на дереве, под которым он спал. Мук влез на него, сорвал несколько штук, с удовольствием поел, а потом спустился к ручью утолить жажду. Но каков же был его ужас, когда вода показала ему голову, украшенной двумя огромными ушами и толстым, длинным носом!
(В. Гауф «Маленький Мук»)
Однажды, когда она стояла у родника, к ней подошла нищая и попросила дать ей напиться. «Вот, бабушка, пожалуйста», — сказала ей красавица девушка и, сразу же сполоснув кувшин и зачерпнув самой свежей воды, протянула ей, всё время поддерживая его, чтобы нищей было удобно пить.
(Ш. Перро «Волшебницы»)
Кроссворд.
Можно выбрать по желанию учителя.
Вкусная каша
(по сказке братьев Гримм «Горшок каши»)
По горизонтали.
Кто за свою доброту получил подарок: бабушка, девочка, мальчик.
Что собирала в лесу героиня сказки: грибы, цветы, ягоды.
Кто отблагодарил героиню сказки за доброту: кудесник, ласточка, старушка.
Что заполнила сладкая каша: дом, лес, луг.
Что подарили героине сказки: веретено, горшочек, скатерть.
Кто из родственников героини сказки забыл волшебные слова: дядя, мать, отец.
В выделенных клетках по вертикали.
То, через что не смогла перебраться мама героини сказки.
Ответы. 1. Девочка. 2. Ягоды. 3. Старушка. 4. Дом. 5. Горшочек. 6. Мать.
По вертикали: Дорога.
Приключения маленького Мука
(по сказке В. Гауфа «Маленький Мук»)
По горизонтали.
1. Кто жил в доме госпожи Ахавзи, которой служил Маленький Мук: белки, кошки, дятлы.
2. Оружие Маленького Мука: дротик, кинжал, рапира.
3. Настоящее имя Маленького Мука: Архаз, Ахмед, Мукра.
4. Уши короля стали ослиными, когда он съел волшебные: грибы, орехи, ягоды.
5. Один из недругов Маленького Мука: бегун, маляр, повар.
6. Головной убор Маленького Мука: кепка, чалма, шляпа.
7. Волшебный предмет, который Маленький Мук забрал у госпожи Ахавзи: наперсток, полотенце, тросточка.
8. То, что разбил Маленький Мук в доме госпожи Ахавзи: горшок, кувшин, крышка.
В выделенных клетках по вертикали.
Часть одежды Маленького Мука.
Ответы: 1. Кошки. 2. Кинжал. 3. Мукра. 4. Ягоды. 5. Повар. 6. Чалма. 7. тросточка. 8. Крышка.
По вертикали: Шаровары.
Страшная «Бабушка» и Красная Шапочка
(по сказке Ш. Перро «Красная Шапочка»)
По горизонтали.
1. Что Красная Шапочка несла бабушке: масло, орехи, пирог.
2. Кто убил Волка: дровосеки, охотнички, стражники.
3. Кто проглотил бабушку и Красную Шапочку: Волк, Паук, Тигр.
4. Через что Волк проник в бабушкин домик: дверь, камин, труба.
5. Место жительства бабушки: деревня, селение, хуторок.
6. Что еще несла Красная Шапочка бабушке: каравай, пирожок, шоколад.
7. Что собирала Красная Шапочка по дороге к бабушке: грибы, цветы, ягоды.
8. Что у «бабушки» показалось Красной Шапочке слишком большим: брови, глаза, пятки.
В выделенных клетках по вертикали.
Мимо чего проходила Красная Шапочка по пути к домику бабушки?
Ответы: 1. Масло. 2. Дровосеки 3. Волк. 4. Дверь. 5. Деревня. 6. Пирожок. 7. Цветы. 8. Глаза.
По вертикали: Мельница.
Подведение итогов и награждение.
Можно объявить каждую команду самой умной, самой сплочённой, самой дисциплинированной, самой творческой и т.д.
Вот последнюю страницу
Удалось нам повернуть.
В мире сказочном, прекрасном
Мы проделали наш путь.
Книгу сказок закрываем
И успехов вам желаем!
Цель урока: ознакомить детей с литературными сказками
классической русской литературы 19-20 веков.
Задачи:
- образовательные: учить находить главную мысль в сказке, находить
признаки народных сказок в литературных; - развивающие: развивать мышление, речь детей, обогащать их
словарный запас; - воспитательные: воспитывать милосердие, уважение к старшим,
трудолюбие.
Оборудование и материалы: портрет А. С. Пушкина, книги С. Аксакова
“Аленький цветочек”, В. И. Даля “Девочка Снегурочка”, Л. Н. Толстого “Три
медведя”, П. Ершова “Конек-Горбунок”, толковый словарь В. И. Даля, карточки для
парной и индивидуальной работы.
Ход урока.
1. Организационный момент.
– Ребята, урок у нас сегодня необычный, к нам пришли гости. Давайте будем
гостеприимными хозяевами и покажем всё, что мы знаем и умеем.
2. Постановка целей и задач урока.
– Посмотрите на доску и попробуйте определить тему нашего
сегодняшнего урока. (Сказки русских писателей.)
– Вспомните, с какими сказками вы уже познакомились на прошлом уроке
внеклассного чтения? (Русскими народными.)
– Есть ли у русских народных сказок автор? (Нет.)
– Кто же их сочинил? (Народ.)
– Сегодня на уроке мы познакомимся со сказками русских писателей, авторскими
сказками, т. е сказками, которые сочинил конкретный человек, автор.
3. Изучение нового материала.
– Одним из первых очарование сказочного вымысла в русских народных
сказках ощутил А. С. Пушкин. (Портрет А. С. Пушкина)
Он вывел сказку из разряда гостьи в русской литературе в роль полноправной
хозяйки. Какие сказки Пушкина вы знаете? (“Сказка о царе Салтане”, “Сказка о
мёртвой царевне и о семи богатырях”, “Сказка о рыбаке и рыбке”, “Сказка о попе и
о работнике его Балде”.)
– Со сказками А. С. Пушкина мы познакомимся немного позже, а сегодня
поговорим о сказках, которые написали современники Пушкина, т. е. люди, жившие с
ним примерно в одно время.
(Коллективное чтение сказки Л. Н. Толстого “Липунюшка.)
Приложение 4
– У каждого на столе лежит листок, на котором напечатана сказка. Прочитайте,
кто написал эту сказку? (Л. Н. Толстой.)
– Как называется сказка? (Липунюшка.)
– Говорит ли вам о чем-нибудь это имя?
– Как вы думаете, что можно сказать о мальчике по его имени?
– Давайте вместе прочитаем сказку. Но перед этим попробуйте объяснить слова,
которые встретятся вам при чтении.
(На доске написаны слова: хлопок, столбочек, отпряла, узелок, соха, барин.
Дети объясняют значение знакомых им слов. Незнакомые слова объясняет учитель.)
Первичное чтение учителем. Затем дети читают сказку по цепочке.
– Что вы можете сказать о Липунюшке теперь? (Он ласковый, вежливый,
уважает старших, трудолюбивый, заботливый, находчивый.)
– Какие признаки народной сказки вы увидели? (Зачин, старинные слова.)
– Прочитайте сказочный зачин.
– Какие старинные слова вы запомнили?
– В сказках часто используются слова с уменьшительно-ласкательным значением.
Найдите их в тексте сказки. (Липунюшка, сыночек, матушка, хлопочек, столбочек,
батюшка, платочек.)
– Какая пословица, на ваш взгляд, выражает главную мысль этой сказки? (Мал,
да удал.) Приложение 3
– А сейчас я буду читать вам отрывки из сказок, которые вы читали дома, а вы
отгадайте, что это за сказка и кто её автор:
Что ж он видит? Прекрасивых
Двух коней золотогривых
Да игрушечку-конька
Ростом только в три вершка,
На спине с двумя горбами
Да с аршинными ушами. (П. Ершов “Конек – горбунок”)
– П. Ершов написал эту сказку почти мальчиком, студентом. Кто принёс её в
класс? (Выставляю на выставку.)
– Назовите признаки народной сказки в сказке Ершова. (Троекратный повтор
– три брата три раза ходили в дозор, царь капризный, вздорный, смешной.)
– Найдите пословицу, выражающую главную мысль сказки. (Жадность – всякому
горю начало.)
– Угадайте следующую сказку. “Что ты сделал? Как ты посмел сорвать в моём
саду мой заповедный, любимый цветок? Знай же свою участь горькую. Умереть тебе
за свою вину смертью безвременною!” (С. Т. Аксаков “Аленький цветочек”)
– Маленький Серёжа Аксаков любил слушать сказки, которые ему рассказывала
ключница Пелагея, жившая в их семье. Ключница – это слуга в богатом доме, в
данном случае, женщина, которая отвечала за продовольствие и имела ключи от
помещений, где оно хранилось. Как и сказкам ключницы, сказкам Аксакова присущи
напевность, особый язык.
– Сейчас я вам раздам карточки. Приложение 1
Задание: пронумеруйте, в каком порядке происходили события в сказке
Аксакова “Аленький цветочек”. Сначала эту работу выполняет каждый
самостоятельно, затем в паре, а затем мы обсудим это вместе.
– Младшая дочь просит привезти аленький цветочек.
– Купец срывает аленький цветочек в таинственном лесу.
– Купец отправляется по торговым делам.
– Чудище приказывает отдать вместо купца одну из дочерей.
– Младшая дочь привыкает к чудищу.
– Сёстры делают своё недоброе дело.
– Чудище превращается в принца.
– Какая же пословица подходит к этой сказке? (Не ищи красоту, ищи доброту.)
Проверка.
– Мудрость русских народных сказок, богатство и красоту живой народной речи
оценил и показал В. И. Даль. Отгадайте, из какой сказки Даля этот отрывок:
“…Старик принёс комочек снега в избу, положил в горшочек и поставил на окошко…
Вот и слышат старики – пищит что-то в горшочке, под ветошкой. Они к окну –
глядь, а в горшочке лежит девочка, беленькая, как снежок…”. (“Девочка
Снегурочка”)
– Что вы уже знаете о В. И. Дале из русского языка? (Он составитель
“Толкового словаря живого великорусского языка”.)
– Совершенно верно. Вот этот словарь. Давайте сейчас попробуем найти незнакомое
нам слово, которое встретилось сегодня на уроке – “ключница”. (Поиск слова в
словаре)
– Назовите в сказке “Девочка-Снегурочка” признаки народной сказки.
– Какая пословица подходит к этой сказке? (Друг познается в беде.)
Физкультминутка.
Игра “Два Мороза”.
– Сейчас мы поиграем в игру “Два Мороза”. Но перед игрой ответьте на вопрос:
в какой сказке Одоевского главный герой Мороз? (“Мороз Иванович”.)
Дети встают в 2 круга перед доской. Два ученика, ведущие, говорят слова:
Мы два братца удалые,
Два Мороза молодые.
Я Мороз – Синий нос,
Я Мороз – Красный нос.
Все дети хором отвечают:
Не боимся мы угроз
И не страшен нам мороз.
Как только эти слова произнесены, дети вытягивают ладони вперед к центру
круга. Морозы, каждый в своем круге, бегают, стараясь их “заморозить”.
“Замороженные” встают на место ведущих, и игра продолжается.
– Знатоком русского языка и жизни простого народа был великий писатель Лев
Николаевич Толстой. Он писал сказки для детей, сказочные притчи и басни для
взрослых. В своих сказках Л. Н. Толстой предстаёт перед нами и как педагог,
учитель, защитник простого народа. Одну из его сказок вы любили, когда были еще
малышами, её читали вам мама и папа, рассказывали в детском саду. Угадайте эту
сказку: “Девочка легла в большую кровать – ей было слишком просторно, легла в
среднюю – слишком высоко; легла в маленькую – кроватка пришлась ей как раз в
пору, и она заснула.” (“Три медведя”)
– Кто сможет кратко пересказать эту сказку?
– Какие сказочные приметы из народных сказок вы заметили? (Троекратный
повтор, три медведя, три чашки, три кровати.)
– Какие еще сказки Л. Н. Толстого вы знаете? (“Липунюшка”, “Два брата”)
– Молодцы! Много сказок русских писателей вы прочитали к сегодняшнему уроку.
4. Подведение итогов.
Работа с карточками. Приложение 2
Соотнесите названия сказок с их авторами.
“Конёк – горбунок”. П. И. Ершов
“Девочка Снегурочка”. В. И. Даль
“Аленький цветочек”. С. Аксаков
“Сказка о рыбаке и рыбке”. А. С. Пушкин
“Три медведя”. Л. Н. Толстой
Один ученик делает эту работу на доске.
– Какой писатель первым использовал сюжеты русских народных сказок в своих
сказках? (А. С. Пушкин)
– Какие приёмы из русских народных сказок использовали писатели? (Сказочный
зачин и концовку, троекратные повторы, присказки, старинные слова, сказочных
персонажей, волшебные предметы, добро побеждает зло.)
5. Домашнее задание.
– Когда были маленькими ваши бабушки и дедушки, они изучали окружающий мир не
только по сказкам. У них были и свои учебные книги. Первые учебные книги для
детей написали русские писатели Л. Н. Толстой и К. Д. Ушинский. Прочитайте к
следующему уроку рассказы, были или басни Л. Н. Толстого.
Список используемой литературы:
- Яценко И. Ф. “Универсальные поурочные разработки по внеклассному чтению:
2 класс. – М.: ВАКО, 2007.