Урок литературы. 7-А,Б,В классы
Героический характер Тараса Бульбы
Задание.
1. Посмотреть презентацию.
2. Составить и записать характеристику Тараса Бульбы.
3. Отметить цитаты для сравнительной характеристики Остап и Андрия по плану:
-
Встреча с родными.
-
Учёба в Киевской академии.
-
Отношение к товарищам.
-
К чему стремились?
-
В Запорожской Сечи.
-
Поведение в бою.
-
Под Дубно.
-
Смерть.
-
Авторское отношение.
Урок литературы. 5-А класс
Джозеф Редьярд Киплинг. «Маугли»
Краткие сведения о писателе. История Маугли – воспитанника джунглей. Путь Маугли от детеныша до хозяина джунглей.
Задание.
1. Посмотреть презентацию.
2. По материалу учебника на стр. 112-113 составить план или схему “Путь Маугли от детёныша до хозяина джунглей”.
3.Прочитать стр. 114-124, отметить цитаты для характеристики героев повести-сказки Дж. Р. Киплинга “Маугли”.
4.Ответить на опросы и выполнить задания 1-8 на стр. 124 (устно).
Урок русского языка и литературы. 10-А класс
Федор Достоевский. «Подросток»
Личность писателя, его взгляды на воспитание подрастающего поколения.
Функциональная стилистика как раздел науки о языке. Понятие «функциональный стиль». Функциональные стили русского языка (разговорный, научный, официально-деловой,
публицистический, художественный).
Задание:
1. Посмотреть презентацию.
2. Прочитать 1-ю часть романа Ф.М. Достоевского “Подросток”, письменно составить характеристику главного героя по плану:
-
Фамилия, имя, отчество
-
Возраст.
-
Происхождение.
-
Воспитание.
-
Образование.
-
Отношение к Версилову, матери, сестре, другим героям романа.
-
Идея.
-
Черты характера.
!!! Задание выполнить до 03.02. Для работы с текстом романа посмотрите учебные видео, расположенные ниже.
3. Параграф 36: выучить; упр. 2 на стр.171-172, упр. 6 на стр. 174-176 (определить стиль каждого текста, письменно аргументировать своё мнение).
!!! Фотографию работы на уроке и упр. 2, 6 до конца 6 урока (20.01) прислать на почту tetiana.lupashko18@gmail.com
Учебные видео к роману Ф.М. Достоевского «Подросток»
Урок зарубіжної літератури. 10-А клас
РОМАН XIX СТ.
Роман як жанр літератури, його формування і провідні ознаки. Різновиди роману XIX ст., національна своєрідність.
Англія
Оскар Вайльд.
Ідейно-естетичні погляди і творчий шлях митця. Проблема краси й моралі в романі «Портрет Доріана Грея».
Завдання:
1. Переглянути презентацію.
2. Записати в зошити інформацію, розміщену на слайдах 4,6,12,16.
3. Прочитати роман О. Вайльда “Портрет Доріана Грея”. Дібрати цитатний матеріал для характеристики героїв твору.
Образ лорда Генрі
1. Походження лорда Генрі.
2. Опис його зовнішності.
3. Погляди лорда Генрі.
Образ Безіла Голуорда
1. Хто такий Безіл Голуорд?
2. Його зовнішність.
3. Стосунки художника з Доріаном Греєм.
4. Причина страждань героя.
Сибіла Вейн
1. Хто така Сибіла Вейн?
2. Історія кохання Сибіли та Доріана
3. Чим Сибіла пояснювала свою погану гру на сцені?
!!! Підготуватися до перевірочної роботи за матуріалом презентації та змістом роману.
4. Переглянути експрес-урок за романом .
5. За бажанням переглянути відеопрезентацію роману Ф.М. Достоєвського «Злочин і кара».
Произношение звуков, обозначаемых буквами г, ц, ч, щ. Произношение согласных звуков перед е в заимствованных словах.
Р.р.9. Составление диалога по данному началу и обобщённому содержанию
Задание:
1. Посмотреть презентацию.
2. Повторить материал параграфа 28 на стр. 77.
3. Со словами из упр. 103 составить и записать предложения.
4. Составить и записать диалог (смотри слайд 11).
!!! Фотографию всей работы прислать на почту lupashkot.5a@gmail.com до 25.01 включительно.
Урок русского языка. 7-А,Б,В классы
Полные и краткие причастия
Р.р.10. Сообщение на лингвистическую тему на основе научно-популярных текстов
Задание:
1. Посмотреть презентацию.
2.
7-А класс: параграф 42 — выучить, упр. 296 (выполнить письменно; по учебнику Г.А. Михайловской)
7-Б класс: параграф 28 — выучить, упр. 143 (по учебнику Е.И. Быковой).
7-В класс: параграф 18 — выучить, упр. 124 ( по учебнику М.В. Коноваловой).
!!! Фотографию классной работы и д.з. прислать на электронную почту.
7-А: lupaskot.7a@gmail.com
7-Б:lupashkot.7b@gmail.com
7-В:lupaskot.7v@gmail.com
344. Подготовить и записать сообщение на лингвистическую тему:
“В чём различие значения букв в алфавите и графике?” или “В чём различие значения букв в алфавите и орфографии?”, используя фрагменты текстов предыдущих упражнений. Проиллюстрируйте своё сообщение примерами, подобранными вами самостоятельно (например, о букве е или ю).
!!! Задание выполнить до 25.01.2021.
Урок литературы. 7-А,Б,В классы.
Н.В. Гоголь. «Тарас Бульба»
Изображение вольного мира Запорожской Сечи. Связь повести с фольклорным эпосом.
Прославление военного товарищества, романтическое воспевание подвига, осуждение предательства.
Задание:
1. Познакомиться с презентацией.
2. Продолжить работу с повестью Н.В. Гоголя “Тарас Бульба”, подобрать цитатный материал для характеристики Тараса Бульбы по плану:
-
Описание внешности Тараса Бульбы.
-
Образ жизни, привычки, поступки казака.
-
Как воспринимают Тараса Бульбу сыновья и боевые товарищи.
-
Как относится Тарас к членам семьи, друзьям.
-
Отношение казака к своим врагам.
-
Каков главный герой повести в бою.
-
Как автор произведения относится в главному герою.
Урок литературы. 5-А класс
Оскар Уайльд. Сказка “Мальчик-звезда”. Воспевание добросердечия, человечности и милосердия в сказке. Прославление материнской любви
Задание:
1. Посмотреть презентацию.
2. Выполнить задание по ссылке (сложить пазл) и составить таблицу “Мальчик-звезда до и после встречи с нищенкой”.
https://learningapps.org/watch?v=pm0fn3q7t21
3. Прочитать материал учебника на стр. 111, записать в тетрадь тему и идею сказки О. Уайльда “Мальчик-звезда” (см. слайд 13 презентации).
4. Дать письменный ответ на один из вопросов (по выбору):
«В чем, по мнению О. Уайльда, заключается истинная красота?» или «Каково, по мнению О. Уайльда, значение матери в жизни человека?»
(требования к оформлению работы:
выбранный вопрос записать в тетрадь;
в ответе использовать элементы пересказа сказки;
объём работы — 10-12 предложений).
!!! Фотографию всей работы прислать на почту lupashkot.5a@gmail.com до 21 января.
Проверить, насколько внимательно прочитали сказку, вы можете, разгадав кроссворд.
https://learningapps.org/watch?v=p9c4hb1r521
Урок русского языка и литературы. 10-А класс
Состав слова и словообразование. Внетекстовая информация книги, её основные компоненты
Задание:
1. Посмотреть презентацию.
2. Выучить параграфы 30, 33.
3. Выполнить упражнение 11 на стр. 153-154.
!!! В конце 6 урока фотографию классной работы и упражнения прислать на почту tetiana.lupashko18@gmail.com
4. С опорой на таблицу на стр. 163-164 подготовить презентацию учебника “Русский язык и литература. 10 класс” (письменно)
!!! Фотографию работы прислать на почту tetiana.lupashko18@gmail.com до 20 января.
Урок русского языка. 5-А класс
Согласные твёрдые и мягкие. Обозначение на письме мягкости согласных. Разделительные ъ и ь
Задание:
1. Посмотреть презентацию.
2. Выучить материал параграфов 35-36 на стр. 92.
3. Выполнить упражнения 136, 137 (обозначить орфограммы).
!!! Фотографию работы прислать на почту lupashkot.5a@gmail.com
4. Для закрепления материала к следующему уроку разгадать кроссворд,
перейдя по ссылке:
Урок русского языка. 7-А,Б,В классы
Действительные причастия настоящего и прошедшего времени. Написание суффиксов причастий -ущ(-ющ), -ащ(-ящ). Страдательные причастия настоящего и прошедшего времени. Написание суффиксов причастий -ем(-ом),-им.
Задание:
1. Познакомиться с презентацией.
2. Выполнить задание по классам:
7-А класс: параграфы 39, 40 выучить, упр. 276, 285 (учебник Г.А. Михайловской).
7-Б класс: параграфы 26-27 выучить, упр. 130 (І зад., выделить суффиксы причастий), 136 (І, ІІ зад., записать глаголы, от которых образованы причастия, выделить суффиксы причастий) — учебник Е.И. Быковой.
7-В класс: параграфы 16, 17 выучить, упр. 113, 121 (учебник М.В. Коноваловой).
!!! Фотографию работы прислать на электронную почту:
7-А: lupaskot.7a@gmail.com
7-Б: lupashkot.7b@gmail.com
7-В: lupaskot.7v@gmail.com
Урок мистецтва. 8-А, Б класи
Мистецькі перлини Візантії та Київської держави Виконати завдання, розміщене на передостанньому слайді.
Бесплатные мероприятия для детей и их родителей пройдут с 2 по 7 января в 160 городских библиотеках.
Столичные библиотеки приглашают детей и их родителей на специальную программу в новогодние праздники. Как сообщила Наталья Сергунина, заместитель Мэра Москвы, с 2 по 7 января в 160 читальнях пройдут сотни мероприятий — творческие занятия, квесты, спектакли, викторины, конкурсы, встречи с Дедом Морозом, Снегурочкой и другими сказочными персонажами. На все события необходима предварительная регистрация.
«Новогодние мероприятия пройдут в 160 городских библиотеках. Программа ориентирована на горожан разных возрастов. Самых маленьких посетителей ждут интерактивные спектакли по мотивам любимых сказок. Для ребят постарше проведут творческие мастер-классы, квесты и музыкальные представления», — рассказала Наталья Сергунина.
Ознакомиться с полным расписанием новогодней программы и зарегистрироваться на понравившееся мероприятие можно на портале «Онлайн. Библиогород», а также на mos.ru в разделе «Афиша».
Дети до 14 лет могут посетить мероприятия только в сопровождении взрослых, у которых есть QR-код вакцинированного или переболевшего COVID-19 либо отрицательный ПЦР-тест. Его вместе с документом, удостоверяющим личность, потребуется предъявить при входе. Ребята от 14 до 18 лет проходят без QR-кода и без сопровождения взрослого. О том, где получить QR-код, можно прочитать на сайте.
Узнать о новогодних традициях и посмотреть мюзикл
Библиотека-читальня имени И.С. Тургенева (Бобров переулок, дом 6, строение 2) 2 января приглашает москвичей на интерактивную программу «Новый год в разных странах». Гости смогут принять участие в творческих и познавательных занятиях. Например, сделать яркую рождественскую открытку, познакомиться с новогодними традициями народов мира, послушать сказочные истории со всего света и вместе с Дедом Морозом и Снегурочкой придумать и нарисовать иллюстрации к волшебной книге. Начало в 13:00. Посмотреть расписание всех мероприятий и зарегистрироваться на них можно по ссылке.
3 января в Центральной библиотеке № 52 (улица Коненкова, дом 23) состоится спектакль «Домовенок Кузя. Новогоднее приключение в одном действии». Главная героиня в канун Нового года находит у себя в комнате маленького домового. Вместе им предстоит справиться с домашними делами, подготовиться к празднику. Начало спектакля в 14:00, необходима предварительная регистрация.
В этот же день в 15:00 Центральная детская библиотека № 46 имени И.З. Сурикова (улица Михалковская, дом 15) ждет детей и взрослых на мюзикл «Две Бабы-яги». Вместе с артистами зрители перенесутся в тридевятое царство и помогут главному герою Федору-кузнецу победить Змея Горыныча, перехитрить Бабу-ягу, справиться с кознями Кощея Бессмертного и найти свое счастье. Представление подготовлено совместно с Пушкинским музыкальным театром, зарегистрироваться на его посещение можно здесь.
Выполнить задания Деда Мороза и подготовить подарки к Рождеству
Проявить смекалку и вспомнить лучшие произведения мировой литературы все желающие смогут на празднике в Центральной городской деловой библиотеке (улица Бориса Галушкина, дом 19, корпус 1). Там 4 января пройдет квест «Новогодние приключения в стране литературных героев». Участникам игры предстоит посетить несколько тематических локаций и выполнить ряд заданий, например решить задачу, найти спрятанные вещи, ответить правильно на вопрос викторины, поучаствовать в конкурсе, угадать по описанию и костюму имя литературного героя. Игроки, которые справятся со всеми испытаниями, получат от Деда Мороза памятные призы. Квест пройдет по сеансам, начало в 12:00 и 14:30. Необходима предварительная регистрация.
В Доме А.Ф. Лосева (улица Арбат, дом 33) 4 января детям и взрослым помогут подготовить подарки родственникам и друзьям к Рождеству. Творческие занятия по фелтингу, или валянию из шерсти, проведет художник Александра Мошковская. Мастер объяснит основные принципы этого искусства и покажет, как свалять милую игрушку-снеговика или пингвина. Все материалы для творчества участникам выдадут на месте. Занятия пройдут в читальном зале на третьем этаже, присоединиться к ним можно будет с 12:00 до 16:00. Необходима предварительная регистрация.
В этот же день в 15:15 в Доме А.Ф. Лосева состоится выступление солистов ансамбля «Русская рапсодия», посвященное сказкам народов мира. Музыканты исполнят произведения композиторов Петра Чайковского, Игоря Красильникова, Габриэля Форе, Виктора Малярова и прочтут рождественские истории разных народов мира, например итальянскую сказку «Сны Гуальтьеро», ирландскую народную сказку «Семейная распря» и другие. А в 17:30 там же начнется показ советских новогодних мультфильмов и художественных кинокартин. Регистрация на оба мероприятия по ссылке.
Насладиться любимыми новогодними хитами Last Christmas, Jingle Bells, All I Want For Christmas Is You и другими приглашает всех желающих библиотека-читальня имени А.С. Пушкина (улица Спартаковская, дом 9, строение 3). Музыкальные композиции под аккомпанемент гитары, синтезатора и кахона (ударный музыкальный инструмент родом из Перу) исполнят выпускницы Московского губернского колледжа искусств и студентка Российской академии музыки имени Гнесиных. Концерт Let it snow состоится 4 января в 19:00, необходима регистрация.
Еще одно новогоднее представление состоится 7 января в библиотеке № 129 (улица Перерва, дом 56/2). Гостей ждет музыкальный моноспектакль по мотивам сказки Эрнста Теодора Амадея Гофмана «Щелкунчик». Это история о том, как предпраздничный вечер для девочки Мари превращается в настоящее приключение. Деревянная игрушка оказывается заколдованным принцем, а дом захватывает мышиная армия. Начало представления в 16:00, необходима регистрация.
Подборка по базе: курсовая Организация и планирование на предприятии.rtf, ИЗО календарно-тематическое планирование.docx, Тест по предмету электрические измерения.docx, бизнес планирование(1).docx, Кадровое планирование и кадровый аудит (5).docx, ВКР Затраты предприятия их планирование и оптимизация.docx, эссе, сочинение по предмету социальная психология на тему Анализ, Самостоятельная работа по теме 3.1 Планирование подготовки и тре, 2015 Стратегическое планирование трудовых ресурсов в технологиче, СОЧ Русская литература 5 класс.docx
Календарно-тематическое планирование
по предмету «Русская литература» для 7 класса
Цели обучения, обозначенные в учебной программе, позволяют учителю системно планировать работу по развитию навыков понимания и ответов на вопросы, анализа и интерпретации текста, оценки и сравнительного анализа, а также оценивать достижения учащихся, информировать их о следующих этапах обучения. Темы уроков в рамках предлагаемых тем разделов учитель может сформулировать самостоятельно или пользоваться темами, предложенными в среднесрочном учебном плане или учебнике.
Тема | Изучаемые произведения | Понимание и ответы на вопросы | Анализ и интерпретация | Оценка и сравнительный анализ |
1 четверть (16 ч.) | ||||
Притчи и легенды в литературе | 1. Притча о блудном сыне, легенда об Арионе 2. А.С. Пушкин «Арион», «Анчар» 3. А.С. Пушкин. «Станционный смотритель» 4. К.Г. Паустовский «Телеграмма» | 7. ПО 1. понимать термины: притча, легенда, литературное направление, сатира, юмор, ирония, художествен-ная деталь, лирический герой, ритм и рифма, аллитерация, ассонанс, аллегория, инверсия, анафора 7. ПО 2 понимать художествен-ное произведение в деталях, включая известную и неизвестную информацию 7. ПО 3. самостоятель-но находить в тексте и выразительно читать наизусть цитаты, фрагменты произведения, связанные с характерис-тикой лирического героя и/или образа Персонажа 7. ПО 4. составлять сложный план 7. ПО 6. давать аргументиро-ванный ответ на проблемный вопрос | 7. АИ 2. определять тему и идею произведения, выражая своё мнение о поступках героев 7. АИ 3. выделять в тексте произведения элементы композиции, объяснять роль эпиграфа и его смысл 7. АИ 4. анализировать в прозаическом, драматическом и лирическом произведениях эпизоды, важные для характеристики главных и второстепенных героев 7. АИ 5. характеризовать героев произведения на основе деталей и цитат из текста | 7. ОС 1. участвовать в обсуждении произведения, выражая мнение о героях и событиях |
Суммативное оценивание за четверть | 1 час | |||
2 четверть (16 ч.) | ||||
Человек и природа | 1. Стихотворения А.С. Пушкина, С.А. Есенина, А.А. Фета 2. У. Блейк. «Тигр» 3. О.О. Сулейменов. «Волчата» 4. Р. Бредбери. «Зеленое утро» 5. А. Новоселов. «Санькин марал» | 7. ПО 3. самостоятель-но находить в тексте и выразительно читать наизусть цитаты, фрагменты произведения, связанные с характерис-тикой лирического героя и/или образа персонажа | 7. АИ 1. определять жанр и его признаки (лирическое стихотворение, фэнтези, фантастический рассказ) 7. АИ 2. определять тему и идею произведения, выражая своё мнение о поступках героев 7. АИ 3. выделять в тексте произведения элементы композиции, объяснять роль эпиграфа и его смысл 7. АИ 5. характеризовать героев произведения на основе деталей и цитат из текста 7. АИ 6. анализировать сюжет и композицию, художественные образы и оформлять своё представление в таблицах, схемах, кластерах, презентациях и др. 7. АИ 8. анализировать изобразительные средства и фигуры поэтического синтаксиса в художественном тексте (аллитерации, ассонансы, аллегории, инверсии, анафоры), основные приемы комического (сатира, юмор, гротеск, ирония, сарказм и др.) 7. АИ 9. писать творческие работы (сочинения, притча, отзыв, репортаж, интервью с литературным героем и др.), выражая своё отношение к прочитанному, используя изобразительные средства языка | 7. ОС 3. сопоставлять произведения (или фрагменты) русской, казахской и мировой литературы, близкие по тематике/ проблематике/ жанру |
Суммативное оценивание за четверть | 1 час | |||
3 четверть (20 ч.) | ||||
Сатира и юмор в литературе | 1. И.А. Крылов. Басни 2. Д.И. Фонвизин. «Недоросль» 3. М.Е. Салтыков-Щедрин. «Сказка о том, как один мужик двух генералов прокормил» 4. М.М. Зощенко. Сатирические рассказы (по выбору учителя) | 7. ПО 1. понимать термины: басня, литературное направление, классицизм, комедия, сатира, юмор, гротеск, сарказм, ирония, художествен-ная деталь, ритм и рифма, аллитерация, ассонанс, аллегория, инверсия, анафора 7. ПО 2 понимать художествен-ное произведение в деталях, включая известную и неизвестную информацию 7. ПО 3. самостоятель-но находить в тексте и выразительно читать наизусть цитаты, фрагменты произведения, связанные с характерис-тикой лирического героя и/или образа персонажа 7. ПО 5. пересказывать (кратко, подробно, выборочно) содержание произведения или отрывка, выражая своё мнение о героях и событиях 7. ПО 6. давать аргументиро-ванный ответ на проблемный вопрос | 7. АИ 5. характеризовать героев произведения на основе деталей и цитат из текста 7. АИ 6. анализировать сюжет и композицию, художественные образы и оформлять своё представление в таблицах, схемах, кластерах, презентациях и др. 7. АИ 7. определять отношение автора к главным и второстепенным героям, аргументируя свою позицию 7. АИ 8. анализировать изобрази-тельные средства и фигуры поэтического синтаксиса в художественном тексте (аллитерации, ассонансы, аллегории, инверсии, анафоры), основные приемы комического (сатира, юмор, гротеск, ирония, сарказм и др.) | 7. ОС 2. сравнивать художественное произведение с произведениями других видов искусства, характеризуя сходства и различия в средствах создания образов |
Суммативное оценивание за четверть | 1 час | |||
4 четверть (16 ч.) | ||||
Мораль, этика, ценности | 1. В.А. Жуковский. Баллады 2. В. Набоков. «Рождество» 3. В. Тендряков. «Хлеб для собаки» 4. Д. Толкиен. «Хоббит, или Туда и Обратно» | 7. ПО 4. составлять сложный план 7. ПО 5. пересказывать (кратко, подробно, выборочно) содержание произведения или отрывка, выражая своё мнение о героях и событиях | 7. АИ 1. определять жанр и его признаки (баллада, фэнтези, фантастический рассказ) 7. АИ 3. выделять в тексте произведе-ния элементы композиции, объяснять роль эпиграфа и его смысл 7. АИ 4. анализировать в прозаическом, драматическом и лирическом произведениях эпизоды, важные для характеристики главных и второстепенных героев 7. АИ 5. характеризовать героев произведения на основе деталей и цитат из текста 7. АИ 7. определять отношение автора к главным и второстепенным героям, аргументируя свою позицию 7. АИ 9. писать творческие работы (сочинения, притча, отзыв, репортаж, интервью с литературным героем и др.), выражая своё отношение к прочитанному, используя изобразительные средства языка | 7. ОС 4. оценивать устные и письменные высказывания (свои, одноклас- сников и другие) с точки зрения полноты и глубины раскрытия темы, уместности цитирования, композиционного единства |
Суммативное оценивание за четверть | 1 час |
Äîáðîãî âðåìåíè ñóòîê, äîðîãèå ÷èòàòåëè!
Ñêàçêè ÿ ëþáèëà âñåãäà, ïðè÷åì íå òîëüêî ñëóøàòü, íî è ñî÷èíÿòü. Ïî÷åìó ÿ ðåøèëà íàïèñàòü èìåííî î òîì, êàê ñàìîìó ïðèäóìàòü ñêàçêó? Âî-ïåðâûõ, çàíèìàþñü ýòèì äàâíî, è ìíå ýòî áåçóìíî íðàâèòñÿ! Ïî÷åìó äàþ ñîâåòû? ß íå ìíîãî ñêàçîê îòïðàâèëà â ñâåò, íî êàê ìèíèìóì äâå èç íèõ, íàõîäèëè îòêëèê â ñåðäöàõ íå òîëüêî ÷èòàòåëåé, íî è áåñïðèñòðàñòíîãî æþðè. Ïåðâàÿ èç íèõ, áûëà íàïèñàíà â òÿæåëûé äëÿ ìåíÿ ïåðèîä æèçíè, êîãäà ñèëüíî áîëåë ìîé ñòàðøèé ñûíîê. Ýòî áûëà ñêàçêà «Âîëøåáíàÿ ñòðàíà Nestle», çà êîòîðóþ êîìïàíèÿ Nestle, îðãàíèçîâàâøàÿ êîíêóðñ ñêàçîê, ïîäàðèëè ìíå ñòèðàëüíóþ ìàøèíó çà çàíÿòîå 1 ìåñòî. Áëàãîäàðþ èõ ïî ñåé äåíü! Íà òîò ìîìåíò ýòî áûëî î÷åíü è î÷åíü âàæíî äëÿ ìåíÿ!
À ñåãîäíÿ ÿ ïðèãëàøàþ âàñ â ãîñòè ê ñêàçêå, ñêàçêå ïðèäóìàííîé âàìè!
Òàê âîò, ÷òî æå òàêîå ÑÊÀÇÊÀ?
Ñêàçêà ëîæü, äà â íåé íàìåê, äîáðûì ìîëîäöàì óðîê.
Ñêàçêà ýòî âûìûøëåííàÿ èñòîðèÿ, â êîòîðîé ìîæåò ïðîèçîéòè âñå, ÷òî óãîäíî, ÷òî íåìûñëèìî â ðåàëüíîé æèçíè, è êîòîðàÿ, êàê ïðàâèëî, çàêàí÷èâàåòñÿ õîðîøî è áëàãîïîëó÷íî!
È æèëè îíè äîëãî è ñ÷àñòëèâî!
Ñêàçêà äîáðûé ïîìîùíèê â âîñïèòàíèè ðåáåíêà è ñàìîãî ñåáÿ! Ñ ïîìîùüþ ñêàçêè ìîæíî íå òîëüêî ïîâåðèòü, íî è âîïëîòèòü â ðåàëüíîñòè âîëøåáñòâî è ÷óäåñà
Ñêàçêà ìîæåò ñòàòü çàâåòíîé âîëøåáíîé ïàëî÷êîé â ðóêàõ, îé, ïðîñòèòå, â óñòàõ, çàáîòëèâîé ìàìû. Âåäü îíà îñíîâíàÿ òàáëåòêà â ñêàçêîòåðàïèè. À ÷òî òàêîå ñêàçêîòåðàïèÿ? Ýòî ëå÷åíèå ñêàçêîé. Êàêèå áîëåçíè ëå÷àòñÿ ñêàçêîé? Ñêàçêîé ëå÷àòñÿ òÿæåëûå è ëåãêèå ôîðìû êàïðèçèòîâ, íåõî÷óõèòîâ è ëåíèèòîâ. =) Äà ê òîìó æå, ñêàçêà íàèïðèÿòíåéøåå ëåêàðñòâî âî âñåé ìåäèöèíå, êîòîðàÿ ïðèäåòñÿ ïî äóøå êàæäîìó!
Êàæäàÿ ìàìà â ñèëó ñâîåé ïðèðîäû óæå ñ ðîæäåíèÿ ñïîñîáíà íà ñêàçêîòåðàïèþ. Âåäü ìàìà èíòóèòèâíî çíàåò, êàê è â êàêîé ôîðìå ïðåïîäíåñòè ìàëûøó òîò èëè èíîé æèçíåííûé óðîê. Íó ÷åì íå ìàìèíà ñêàçêà: óãîâàðèâàÿ êðîõó íå ñíèìàòü íà óëèöå øàïî÷êó, ñêàçàòü, ÷òî óøêè íàäî ïðÿòàòü, à òî ïðîêàçíèê âåòåð, âîçüìåò è çàáåðåò íà âðåìÿ óøêè È ÷òî ìû áóäåì äåëàòü áåç óøåê? Âåäü, ÷òîáû èõ âåðíóòü ïðèäåòñÿ ïèòü ãîðüêèå ëåêàðñòâà è öåëûé äåíü ëåæàòü â ïîñòåëè
Êàæäàÿ ìàìà â äóøå (îíà ìîæåò è íå äîãàäûâàòüñÿ îá ýòîì) íàñòîÿùàÿ è ñàìàÿ ëó÷øàÿ â ìèðå ñêàçî÷íèöà.
Õîòÿ, â ïðèíöèïå, ËÞÁÎÉ ×ÅËÎÂÅÊ ÌÎÆÅÒ ÍÀÏÈÑÀÒÜ ÑÂÎÞ ÑÊÀÇÊÓ!
Äëÿ òîãî, ÷òîáû ðîäèëàñü ñâîÿ ñêàçêà íóæíî íåìíîãî âîîáðàæåíèÿ, æåëàíèå è âðåìÿ! Íó, ÷òî ïîïðîáóåì?
Èòàê, ñîâåò ¹1.
Ðàçáóäèòå ñâîå âîîáðàæåíèå.
Âîîáðàæåíèå, êàê è òàëàíò, äðåìëåò â êàæäîì èç íàñ. Ïðàâäà ó êîãî-òî îíî äðåìëåò, à ó êîãî-òî è ñïèò áåñïðîáóäíûì ñíîì. Íî ýòî ïîïðàâèìî. Ãëàâíîå ïîâåðèòü â ñâîþ òâîð÷åñêóþ æèëêó è íåìíîãî åå ïîäòîëêíóòü, è òîãäà ïðè âàøåì æåëàíèè, îíà ìåäëåííî äâèíåòñÿ ïî ðåëüñàì ñêàçî÷íûõ èäåé, ïîñòåïåííî óñêîðÿÿ ñâîé õîä.
Âîîáðàæåíèå ýòî ñïîñîáíîñòü âèäåòü íåîáû÷íîå â îáû÷íîì, ñîçäàíèå îáðàçîâ è ñþæåòîâ, îæèâëåíèå íåæèâîãî è íåðåàëüíîãî. Âîîáðàæåíèå ðàáîòàåò íà îïðåäåëåííîì ñûðüå, ïðè ïåðåðàáîòêå êîòîðîãî ðîæäàåòñÿ ñêàçêà. Ñûðüå äëÿ âîîáðàæåíèÿ ìîæíî íàéòè ïîâñþäó. Ýòî ìîãóò áûòü æèçíåííûå ñèòóàöèè (ïðîâàëû è ïðîáëåìû, óñïåõè è äîñòèæåíèÿ). Èñòî÷íèêîì âäîõíîâåíèÿ ìîãóò ïîñëóæèòü êàðòèíû õóäîæíèêîâ, êëàññè÷åñêàÿ è ñîâðåìåííàÿ ìóçûêà, îáðàçû èç ìèðà êèíî è ñîáñòâåííî óæå èçâåñòíûõ ñêàçîê. Óåäèíåíèå ñ ïðèðîäîé ñïîñîáíî ðàçáóäèòü èäåè äàæå â ñàìîé «óñòàâøåé» îò ìèðñêèõ çàáîò ãîëîâå.
Ðàñøåâåëèòü âîîáðàæåíèå ìîæåò ïîìî÷ü îáùåíèå ñ ðåáåíêîì. Íàâîäÿùèìè âîïðîñàìè, ìàëûø ñàì îòâåòèò, ÷òî è êàê äîëæíî ïðîèçîéòè â ñêàçêå. Ñî÷èíÿòü ñêàçêó âìåñòå ñ äåòüìè âåñåëî è ïîçíàâàòåëüíî. Âåäü ó íèõ ñàìîå èíòåðåñíîå è æèâîå âîîáðàæåíèå!
Äàéòå âîëþ ôàíòàçèè è îæèâèòå íåæèâîå. Ïóñòü çàãîâîðèò äâåðü, íà÷íåò èãðàòü ïåðåä ñíîì êðîâàòü, èëè óáåãàòü èç-ïîä íîã äîðîãà
Ìå÷òàéòå î ñåáå, îáðèñîâûâàÿ ìå÷òó â âèäå ñêàçêè. Íî! Âíèìàíèå! Ýòîò ìåòîä ñïîñîáåí ïðèíåñòè ×ÓÄÎ èç íåðåàëüíîñòè â ðåàëüíîñòü è èñïîëíèòü âàøó ìå÷òó. Ïîýòîìó áóäüòå ïîçèòèâíû!
À åùå ïðîáóäèòü âäîõíîâåíèå ìîæíî ïðè ïîìîùè ìåäèòàöèè. Ìåäèòàöèÿ ýòî ðàññëàáëåíèå òåëà ñ öåëüþ «âûñâîáîæäåíèÿ» è êîíòðîëÿ ñâîèõ ìûñëåé è ýìîöèé. Âî âðåìÿ è ïîñëå ìåäèòàöèé ðîæäàþòñÿ äîáðûå è íåæíûå èñòîðèè.
Âîëøåáíàÿ ìàíòðà äëÿ âäîõíîâåíèÿ ïîìîæåò ïðî÷óâñòâîâàòü ñîñòîÿíèå ïîëåòà è ïàðåíèÿ. Íàïîëíèòü ñâîþ äóøó ýíåðãèåé, ñèëîé è âäîõíîâåíèå.
Ñîâåò ¹2
Ïðèäóìàéòå ãëàâíîãî ãåðîÿ
Ãëàâíûé ãåðîé ñêàçêè ñòåðæåíü, âîêðóã êîòîðîãî âåðòÿòñÿ ñîáûòèÿ è ÷óäåñà. Ãëàâíûì ãåðîåì ìîæåò ñòàòü âàø ðåáåíîê, ëèáî ìàëü÷èê èëè äåâî÷êà, ñâîèì ïîâåäåíèåì î÷åíü íàïîìèíàþùèìè âàøåãî ìàëûøà. Îñíîâíûì ïåðñîíàæåì ìîæåò áûòü ëþáèìàÿ èãðóøêà, ãåðîé ìóëüòôèëüìà, æèâîòíîå èëè ïòèöà, ìàøèíà, îáû÷íàÿ øèøêà, ïîñóäà, ñòîë, êîìïüþòåð, òåëåôîí. Âñå, ÷òî óãîäíî!
Íàäåëèòå ãåðîÿ êàêèìè-íèáóäü îáû÷íûìè è íåîáû÷íûìè êà÷åñòâàìè. Íàïðèìåð, îæèâèòü ñòîë óæå ñàìî ïî ñåáå íåîáû÷íî, íî ïðè ýòîì íà íåì âñå òàêæå ìîæíî äåëàòü óðîêè, ïðè ÷åì ïóòåøåñòâóÿ ïî ñâåòó.
Ñîâåò ¹3
Íàáðîñàéòå ïëàí áóäóùåé ñêàçêè
Òî åñòü ïîäãîòîâüòåñü çàðàíåå. Ïîäóìàéòå î ÷åì èëè î êîì áóäåò âàøà ñêàçêà. ×òî èìåííî âû õîòèòå äîíåñòè äî ñëóøàòåëÿ. Íàïèøèòå ïëàí.  ïëàí äîëæíî âõîäèòü:
Íà÷àëî èñòîðèè (ãäå? êòî? êîãäà?)
Ïðîèñøåñòâèå (÷òî ïðîèçîøëî? êîíôëèêò, ïðîáëåìà)
Ïðåîäîëåíèå òðóäíîñòåé (ðåøåíèå çàãàäîê, ïîèñêè âûõîäà èç ñèòóàöèè)
Èòîã (âîçâðàùåíèå èëè èíîå çàâåðøåíèå ñêàçêè)
Áåçóñëîâíî, ýòî î÷åíü è î÷åíü ïðèáëèçèòåëüíûé ïëàí. Íó, âîò ïðèìåð ïëàíà âñåì èçâåñòíîé ñêàçêè «Êîëîáîê»:
Äîìèê áàáóøêè è äåäóøêè. Äåä ïðîñèò áàáêó ñïå÷ü êîëîáîê.
Èñïå÷åííûé êîëîáîê îæèâàåò è óáåãàåò.
Êîëîáîê óñïåøíî óáåãàåò îò îïàñíîñòè â âèäå çàéöà, âîëêà è ìåäâåäÿ.
È íà ñòàðóõó áûâàåò ïðîðóõà, ëèñà ïåðåõèòðèëà êîëîáêà.
Î÷åíü èíòåðåñíîå è ëåãêîå ïëàíèðîâàíèå ñêàçêè ìîæíî âîïëîòèòü â ñîçäàíèè ñêàçêè-êðîøêè . Ñêàçêà êðîøêà, ýòî î÷åíü ìàëåíüêàÿ ñêàçêà, äëèíîé â ïàðó àáçàöåâ. Ñêàçêà-êðîøêà ïðèäóìûâàåòñÿ áóêâàëüíî íà õîäó. Íàïðèìåð: ñêàçêà-êðîøêà ïðî âîçäóøíûé øàðèê.
Æèë-áûë øàðèê. Î÷åíü äîëãî îí ïðîëåæàë ìàëåíüêèì è ñäóòûì â áîëüøîé êîðîáêå ñ äðóãèìè òàêèìè æå øàðèêàìè, ìå÷òàÿ îäíàæäû óâèäåòü ÿðêèé ñîëíå÷íûé ñâåò. È âîò îäíàæäû, îí îêàçàëñÿ â ðóêàõ ÷åëîâåêà. ×åëîâåê ñòàë íàäóâàòü åãî. Øàðèê ñòàë ðàñòè, ñòàíîâèòüñÿ âñå áîëüøå è áîëüøå. Îí óæå íå áûë ñìîðùåííûì è íåêðàñèâûì. Òåïåðü ýòî áûë áîëüøîé êðàñíûé øàðèê, ãîòîâûé ïîëåòåòü â íåáî. Íî ÷åëîâåê, äàë åãî ìàëåíüêîìó ðåáåíêó. À ìàëûø êðåïêî äåðæàë øàðèê â ðóêå.
Øàðèê íàñòîëüêî ñåáå ïîíðàâèëñÿ, ÷òî åìó î÷åíü íå õîòåëîñü èãðàòü ñ ðåáåíêîì. È îí âñå âðåìÿ ïûòàëñÿ âûðâàòüñÿ. È âîò ïîäóë âåòåðîê, è øàðèê, âîñïîëüçîâàâøèñü ñëó÷àåì, äåðíóëñÿ è âûðâàëñÿ èç ìàëåíüêèõ ëàäîøåê. Øàðèê âçìûë â íåáî. È ëåòåë âñå âûøå è âûøå. Îí òàê ðàäîâàëñÿ ñâîåé ñâîáîäå, ÷òî íà÷àë ãðîìêî ñìåÿòüñÿ. Äà òàê, ÷òî íå ìîã îñòàíîâèòüñÿ, ïîêà íå ëîïíóë, è íå óïàë ñíîâà íà çåìëþ
Åñëè òðåíèðîâàòüñÿ íà ñêàçêàõ-êðîøêàõ, òî ñî âðåìåíåì âû çàïðîñòî áóäåòå ïðèäóìûâàòü îáúåìíûå è èíòåðåñíûå ñêàçêè!
Ñîâåò ¹4
Ïåðåäåëàéòå ñòàðóþ ñêàçêó
Âîçüìèòå çà îñíîâó ëþáóþ ñêàçêó è ïîìåíÿéòå â íåé ÷òî-íèáóäü. Ââåäèòå â ñêàçêó íîâîãî ïåðñîíàæà èëè íàäåëèòå ñòàðîãî íîâûìè ÷åðòàìè õàðàêòåðà èëè âîçìîæíîñòÿìè. Ïóñòü, íàïðèìåð, Ìàøà, çàáëóäèâøèñü â ëåñó, ïîïàäåò íå â äîì îïðÿòíûõ ìåäâåäåé, à â äîìèê òðåõ ïîðîñÿò. Èëè, êîëîáîê áóäåò íå àïïåòèòíûì è àðîìàòíûì, à ÷åðñòâûì è çëûì, îò êîòîðîãî óáåãàëè è ïðÿòàëèñü âñå çâåðè, è òîëüêî ëèñà ïðèäóìàëà ñïîñîá ñïàñòè ëåñíûõ æèòåëåé (íàïðèìåð, âåðíóòü êîëîáêà áàáóøêå ñ äåäóøêîé è ñäåëàòü èç íåãî ñóõàðèêè).
Äåòÿì âñåãäà èíòåðåñíî, à ÷òî ïðîèñõîäèò ïîòîì? Íàïðèìåð, êåì ñòàë Áóðàòèíî, êîãäà âûðîñ? Èëè, ÷òî ñëó÷èëîñü ñ Àëåíóøêîé è åå ÷óäèùåì-ìóæåì ïîñëå ñâàäüáû, è ÷òî áûëî áû, åñëè áû àëåíüêèé öâåòî÷åê ðàçâåÿë ñåìåíà è ðàçìíîæèëñÿ?
Ëèáî, âîçüìèòå èç ñêàçêè ðÿä àññîöèàòèâíûõ ñëîâ è äîáàâüòå ê íèì êàêîå-íèáóäü, ñîâåðøåííî èíîå ñëîâî. Íàïðèìåð, ñêàçêà «Âîëê è ñåìåðî êîçëÿò». Àññîöèàòèâíûé ðÿä ìîæåò áûòü òàêèì: âîëê, êîçëÿòà, êîçà, êàïóñòà, ãîëîñ è äîáàâëÿåì íîâîå ñëîâî òåëåôîí. Íó, ÷òî òåïåðü ïðîèçîéäåò â èñòîðèè?
Ñîâåò ¹5
Ïîèãðàéòå â ñëîâåñíûå èãðû
Ñëîâà êëåòî÷êè ñêàçî÷íîãî òâîðåíèÿ. Ìîæíî ïîèãðàòü è ñ íèìè, àâîñü è ÷òî-òî íîâîå ðîäèòñÿ.
Âîçüìèòå äâà ðàçíûõ ñëîâà (ìîæíî êîãî-íèáóäü ïîïðîñèòü íàçâàòü âàì ñëîâà, èëè íàóãàä òêíóòü ïàëüöåì â êíèæêó). È ïðèäóìàéòå ïàðó ñþæåòîâ ñ ýòèìè ñëîâàìè.
Íàïðèìåð, âîçüìåì ñëîâà çàìîê è îëåíü. Âîò êàêèå ñþæåòû ìîæíî ïðèäóìàòü:
1. Ê çàìêó ïðèíöåññû êàæäûé äåíü â îäíî è òî æå âðåìÿ ïðèõîäèë îëåíü, è ïûòàëñÿ äîòÿíóòüñÿ äî ÿáëîíè çà çàáîðîì.
2. Â çàìêå îäíîãî êîðîëÿ æèë ïðåêðàñíûé îëåíü, êîòîðûé óìåë ãîâîðèòü.
3. Æèë-áûë óäèâèòåëüíûé îëåíü, êîòîðûé íà ñâîèõ ðîãàõ íîñèë öåëûé çàìîê.
Âîçüìèòå ïðîòèâîðå÷èÿ è ïðèäóìàéòå èñòîðèþ. Íàïðèìåð, îãîíü è âîäà, íåäîäåëà è ïåðåäåëà, êðàñèâàÿ è íåêðàñèâàÿ ïðèíöåññà, ìèêðîñàìîëåò è ñàìîëåò, êîðîëü è ñëóãà, ëåòî è çèìà.
Âûïèøèòå íåñêîëüêî çàãîëîâîê èç æóðíàëîâ, ãàçåò è êíèã. Ïåðåìåøàéòå è âîçüìèòå íàóãàä òðè èç íèõ. Íàéäèòå îáùåå è ñîñòàâüòå ðàññêàç. Èíîãäà èç ñàìîé, êàçàëîñü áû, àáðàêàäàáðû, ðîæäàåòñÿ ãåíèàëüíîå ïðîèçâåäåíèå, íàïðèìåð, «Àëèñà â ñòðàíå ÷óäåñ» Ë. Êýððîëëà.
Çàêëþ÷åíèå
Íàéäèòå ñëóøàòåëÿ è ðàññêàæèòå åìó ñêàçêó
Ñêàçî÷íèêó îáÿçàòåëüíî íóæíû òå, êòî ëþáèò ñêàçêè. Ðàññêàçûâàéòå ñêàçêó ïðîñòûìè ñëîâàìè è ïðîñòûìè ïðåäëîæåíèÿìè. Èñïîëüçóéòå ÿðêèå îïèñàòåëüíûå îáðàçû è êàê ìîæíî áîëüøå ïðèëàãàòåëüíûõ. Àêòèâíî èãðàéòå èíòîíàöèåé è ãîëîñîì, ãîâîðÿ òî ãðîì÷å, òî òàèíñòâåííî òèøå.
Ïîâåäàéòå ñâîå ñî÷èíåíèå ëþáèìîìó ÷åëîâåêó, ìàìå, ïîäðóãå, ñîñåäêå. À ëó÷øå âñåãî ñàìîìó áëàãîäàðíîìó ñëóøàòåëþ ðåáåíêó! Ðàññêàæèòå, äàæå íå ïðîñÿ åå îöåíèòü. Îöåíêó ñâîåé ñêàçêè âû óâèäèòå â èõ ãëàçàõ . È ñêîðåå âñåãî îíà âäîõíîâèò âàñ íà íîâûå ïîäâèãè!
Ïîçíàêîìüòåñü ñ ìîåé ïîñëåäíåé ñêàçêîé «Ìàãàçèí ñìåõà»! Âîçìîæíî èìåííî îíà ñòàíåò âàøåé îòïðàâíîé òî÷êîé â ñòðàíó Äîáðûõ Ñêàçî÷íèêîâ!
Òàëàíò ñêàçî÷íèêà íå ðîäèòñÿ ñàì ïî ñåáå. Îí êàê çåðíûøêî â çåìëå, ÷òîáû âûðàñòè, åìó íóæíû ñòàðàíèÿ è âðåìÿ. Îäíàêî, îíî òîãî ñòîèò, ÷òîáû â îäèí ïðåêðàñíûé äåíü ïðåâðàòèòüñÿ â êðàñèâîå öâåòóùåå äåðåâî. Äåðåâî, êîòîðîå íå ïîõîæå íè íà êîãî è êðàñèâî ïî-ñâîåìó!
Òóò è ñêàçêè êîíåö, à êòî ñëóøàë Ìîëîäåö!
Ëþäìèëà Ïîöåïóí 12.06.2012
https: //tsvetyzhizni.ru /maminy-posidelki /pyat-poleznyx- sovetov-kak-pridumat-skazku. html (ïðîáåëû â ññûëêå óáðàòü)
Сегодня
мы…
·
Рассмотрим некоторые моменты биографии писателя Всеволода Гаршина.
·
Поговорим о его сказке «Attalea Prinseps».
·
И поразмышляем о том, можно ли считать это произведение сказкой.
Совсем
недавно мы познакомились со сказкой Антония Погорельского «Чёрная курица, или
Подземные жители». И решили, что эту сказку можно назвать назидательной. Ведь
она пытается научить читателя ответственности и прилежанию. Одна такая сказка
может стоить многих учебников!
Но бывают
и другие сказки – такие, которые стоят целого философского трактата!
С такими
литературными сказками мы сталкиваемся, если говорим о творчестве писателя Всеволода
Михайловича Гаршина.
Это был
необыкновенный человек, который писал стихи и прозу, был литературным критиком.
Он прожил
короткую и трагичную жизнь. Заглянем на отдельные страницы этой жизни.
Уже
ребёнком Всеволод был очень впечатлительным. Больше всего на свете мальчик
любил слушать одного из слуг – отставного солдата. Тот рассказывал Всеволоду
красочные истории о сражениях и подвигах.
Мальчик
настолько проникся этими историями, что однажды собрал себе узелок и явился к
родителям со словами:
–
Прощайте, мама. Я иду в солдаты. Что поделать, все должны служить.
Мать
будущего писателя попыталась возразить:
– Но ты
ведь ещё маленький…
Но он
настаивал:
– Нет,
мама, я должен.
При этом
мальчик сам плакал от чувства расставания с родными.
Когда
Всеволоду было пять лет, ему пришлось пережить семейную драму. Его мать
полюбила молодого воспитателя своего сына и ушла из семьи.
Несмотря
на это, мать в дальнейшем старалась заботиться о сыне, и сам он любил её и
старался всячески ей помогать.
Развитие
ребёнка было очень ранним, и в семь лет он читал уже взрослые книги – такие,
как «Собор Парижской Богоматери» Гюго, «Что делать?» Чернышевского или «Хижину
дяди Тома» Бичер-Стоу.
Это ещё больше обостряло его чувствительность.
Кроме того, уже во взрослом возрасте
Всеволод Гаршин участвовал в русско-турецкой войне. Он дослужился до звания
офицера, принимал участие в нескольких боях и даже получил ранение.
Конечно, война тоже повлияла на
мировоззрение писателя.
Может быть, вы заметили, какой
выразительный и печальный взгляд у Гаршина. Друг писателя художник Илья Репин
посчитал, что такой типаж не должен пропасть даром. Гаршин послужил одним из
прототипов для картины Репина “Иван Грозный убивает своего сына”. У царевича на
картине точно такой же печальный взгляд.
И эта печаль неудивительна. Гаршина
недаром называли “человеком обострённой совести”. Он чутко реагировал на любые
несправедливости, постоянно размышлял над философскими вопросами. Особенно его
интересовал вопрос свободы человека в обществе.
Взгляды Всеволода Гаршина нашли отражение
в его произведениях. Все знают сказку “Лягушка-путешественница”, но не все
представляют, что ее содержание куда глубже, чем кажется на первый взгляд.
Глубоким подтекстом отличается и “Сказка о жабе и розе”. И особенно стоит
отметить сказку «Attalea Prinseps».
Здесь всё выглядит очень непросто с самого
названия: ведь оно дано на латинском языке!
Уже после мы узнаем, что это название
пальмы – потому что в науке названия растений даются на латинском языке и
обычно включают несколько слов. Вот, например, как выглядит название
обыкновенной ели.
Посмотрим на название.
«Attalea
Prinseps»
Энциклопедия подскажет нам, что attalea
prinseps – это реально
существующий вид пальм. А вот вторая часть названия может нас запутать – она
звучит похоже на слово “принцип”.
На самом деле слово принцип на
латинском языке пишется иначе. А prinseps – это в переводе с латинского “лидер”.
Но как же пальма может быть лидером?!
Однако это ведь не сказка о пальме, не так
ли.
Сказку «Attalea Prinseps» называют также сказкой-аллегорией.
А аллегория – это иносказание. При аллегории мы изображаем какую-то мысль,
идею, характер, в конкретном образе – например, животного или растения.
Совсем недавно мы говорили об аллегории в
баснях Крылова.
Например, в басне о вороне и лисице лиса –
олицетворение хитрости. А свинья из басни “Свинья под дубом” – воплощение
невежества.
Легко можно определить, что в сказке
Гаршина под видом деревьев изображаются люди. Но это не единственная аллегория.
Почему растения в тексте сказки называются
заключенными?
Потому что оранжерея – это тоже образ.
Можно сказать, что это образ тюрьмы. Но на самом деле сравнение будет более
глубоким.
Оранжерея в сказке – это символ несвободы,
которая царствует в обществе. Автор показывает, что растения в этой оранжерее
вынуждены не жить, а выживать. Развиваться по-настоящему они не могут.
Доказательства этому мы находим в тексте:
«Корни переплелись между собою и
отнимали друг у друга влагу и пищу. Ветви дерев мешались с огромными листьями
пальм, гнули и ломали их и сами, налегая на железные рамы, гнулись и ломались.
Садовники постоянно обрезали ветви, подвязывали проволоками листья, чтобы они
не могли расти, куда хотят, но это плохо помогало. Для растений нужен был
широкий простор, родной край и свобода».
Итак,
оранжерея – нечто душное, несвободное, где нормальное развитие невозможно.
Но только
ли растениям нужны широкий простор и свобода?
Нет.
Иначе растения в сказке не были бы так похожи на людей.
Посмотрим
на вот такой диалог:
«—
Скажите, пожалуйста, скоро ли нас будут поливать? — спросила саговая пальма,
очень любившая сырость. — Я, право, кажется, засохну сегодня.
— Меня
удивляют ваши слова, соседушка, — сказал пузатый кактус. — Неужели вам мало
того огромного количества воды, которое на вас выливают каждый день? Посмотрите
на меня: мне дают очень мало влаги, а я всё-таки свеж и сочен.
— Мы
не привыкли быть чересчур бережливыми, — отвечала саговая пальма. — Мы не можем
расти на такой сухой и дрянной почве, как какие-нибудь кактусы. Мы не привыкли
жить как-нибудь. И кроме всего этого, скажу вам ещё, что вас не просят делать
замечания».
Достаточно
убрать несколько фраз о поливе и почве – и вот перед нами диалог женщины из
высшего общества, не привыкшей себе ни в чём отказывать и очень высокомерной. И
человека попроще, который привык во всём экономить и довольствоваться малым.
Получается,
что в основном растения в сказке ведут себя как обычные люди – так называемые обыватели.
Они болтают о ежедневных проблемах. Тратят время на ссоры между собой.
Сплетничают и осуждают окружающих.
И,
конечно, не любят тех, кто на них непохож.
Обывателям
противопоставляется главная героиня – Attalea Prinseps, которая стремится к
свободе.
Оранжерея
тесна для неё и потому, что она помнит родину, и потому, что крыша оранжереи к ней
ближе всего. Героиню можно сравнить с образованным, тонко чувствующим
человеком, который лучше других понимает, как ценна свобода. И поэтому хочет её
больше, чем приземлённые люди, для которых важен только сегодняшний день.
Романтично?
Как бы не так. Борьба за свободу в сказке изображается в мрачных тонах.
На пути к
свободе персонаж оказывается в одиночестве. Как и все, кто пытается увлечь за
собой людей, он слышит возражения: это несбыточная мечта, это слишком трудно,
нас остановят…
Поддерживает
Attalea только слабенькая травка, но и она начинает отговаривать героиню, когда
видит, какие жертвы нужно приносить во имя свободы.
Потому
что свобода требует огромных усилий и жертв – в сказке это показывается,
когда Attalea направляет все силы в рост, лишая свои листья и корни соков. И
когда она упирается в раму, калеча свои побеги о железо.
Но
вознаграждается ли эта борьба в сказке? Нет. Гордая пальма, вроде бы, и
достигает свободы – но свобода оказывается неприглядной. Дождь, снег, голые
деревья и невозможность вернуться…
Получается,
что мечты и высокие стремления в сказке разбиваются о жестокую реальность.
И здесь сказка даже чересчур правдива – ведь именно так бывает и в жизни.
Attalea
отважна, самоотверженна, она полна высоких устремлений. Но она ничего не
знает об окружающем мире, в который она так стремится. И поэтому её ждёт
горькое разочарование.
Если
задуматься, то ведь свобода далеко не всегда оказывается такой, какой мы её
представляем. В детстве нам часто хочется стать взрослым, вырваться из-под
опеки и решать за себя. Но что же случается, если мы вырастаем неготовыми к
тому, что ждёт нас в мире?
Тогда нас
поджидает такое же разочарование, как героиню Гаршина.
Итак,
какие философские идеи можно выделить в этой сказке?
·
Мы видим на примере главной героини, что человеку, как и растению,
нужна свобода, нужен простор, нужны возможности для роста и развития.
·
Но свобода в мире слишком часто покупается ценой огромных жертв. И в
борьбе за неё человек слишком часто оказывается одиноким.
·
Да и сами мечты о свободе часто разбиваются о жестокую
действительность – особенно если человек сам не представляет, с чем столкнётся.
Но
неужели это всё, и мы не найдём больше никаких философских идей?
Конечно,
нет. Кроме всего прочего, в сказке говорится о ценности Родины.
Ведь
растения в теплице и сама Attalea тоскуют именно о родной земле, с которой они
разлучены. А гость из Бразилии, взглянув на пальму, осознает, что был счастлив
только дома. И возвращается на Родину на следующий же день.
В тексте
есть и противопоставление мира науки миру природы. Оно показывается на примере
директора оранжереи. Весь его образ – постоянное сидение с лупой в будочке –
показывает желание изучить и упорядочить природу.
Но при
этом директор слишком погрузился в мёртвую науку и разучился ценить природу и
видеть её красоту.
Вспомните,
как он говорит о несчастной травке.
«—
Вырвать эту дрянь и выбросить, — сказал директор. — Она уже пожелтела, да и
пила очень попортила её. Посадить здесь что-нибудь новое».
Действительно,
конец сказки печален. Борьба пальмы за свободу заканчивается гибелью – не
только её, но и травки, которая не пожелала с ней расстаться. Тогда в чем смысл
этой борьбы?
Автор не
даёт нам ответа. Этот ответ даст через двадцать лет Максим Горький в своей
«Песни о Соколе».
«Пускай
ты умер!.. Но в песне смелых и сильных духом всегда ты будешь живым примером,
призывом гордым к свободе, к свету!
Безумству
храбрых поем мы песню!..»
Впрочем,
мы можем отыскать и свой ответ.
Главное –
запомнить вот что.
·
«Attalea Prinseps» – сказка-аллегория, которую написал Всеволод
Гаршин.
·
В сказке поднимаются серьёзные философские вопросы.
·
Борьба за свободу в сказке показывается реалистично и мрачно.
·
Так что вряд ли это детская сказка. Скорее уж – философская притча с
глубоким смыслом.