Русская история в произведениях пушкина сочинение

Русская литература прошла долгий и трудный путь развития. xix век время, когда она достигает особого расцвета. это целая эпоха,

Русская литература прошла долгий и трудный путь развития. XIX век — время, когда она достигает особого расцвета. Это целая эпоха, характеризуемая великими именами Пушкина и Лермонтова, Гоголя и Тургенева, Некрасова и Л. Толстого, Достоевского и Чехова. Литература XIX века учитывает, продолжает и развивает лучшие традиции, которые были созданы в предшествующие периоды — в древнерусской литературе, в литературе XVIII века. Но именно в XIX веке русская литература, выражая передовые идеи эпохи, приобретает всемирно-историческое значение. М. Горький писал: «Нигде на протяжении неполных ста лет не появлялось столь яркого созвездия великих имен, как в России…
…И все они, правдиво и честно освещая понятое, пережитое ими, говорят: храм русского искусства строен нами при молчаливой помощи народа, народ вдохновлял нас, любите его!
В нашем храме чище и сильнее, чем в других, возглашалось общечеловеческое,— значение русской литературы признано миром, изумленным ее красотой и силой»
Для русской литературы XIX в. был характерен широкий социально-исторический кругозор, мощная обличительная мысль, стремление содействовать пробуждению народа. Вера в могучие силы народа, связь с освободительными движениями обусловливали оптимизм русских писателей, их надежду на победу высоких идеалов добра и справедливости над силами реакции, косности и застоя. Последовательно и настойчиво разоблачая разнообразные «мертвые души», порождаемые самодержавно-крепостническим строем, выдающиеся представители русской классической литературы верили в великое будущее своего народа. Эта вера воодушевляла их на борьбу за осуществление вековых народных стремлений к свободной и счастливой жизни. Поэтому с такой силой пропагандировалась в русской литературе убежденность в решающей роли народа в историческом процессе, так напряженно шел поиск ответов на вопросы: «кто виноват?», «что делать?», «когда же придет настоящий день?».
Утверждая высокие духовные ценности, близкие и дорогие всем людям доброй воли, русские писатели становятся активными участниками сегодняшних идеологических дискуссий, нашими соратниками и союзниками в борьбе за жизнь и мир на земле, благородные идеалы социальной справедливости, за общечеловеческие нормы нравственности. В этом и заключается залог бессмертия классики всегда современной обновляющейся, всегда нужной нам в наших раздумьях, тревогах и надеждах.

ЛИТЕРАТУРА В XIX веке.Буржуазные реформы середины XIX столетия были рубежом в социально-
экономической жизни России и обозначали начало капиталистического периода в
ее истории.
Общественно-демократический подъем кануна буржуазных реформ и первых лет
после отмены крепостного права, определявший идейную атмосферу в обществе,
определил и некоторые новые черты историко-культурного процесса. В
пореформенную эпоху в России были созданы замечательные произведения
литературы и искусства, занявшие достойное место в сокровищнице мировой
культуры. Сила русского искусства заключалась в его художественности,
высокой нравственности и демократической направленности. Искусство КРИТИЧЕСКОГО РЕАЛИЗМА –основное художественное
направление того времени- было тесно связано с идейными исканиями. Его
отличала повышенная социальная активность. Литература и искусство, как
никогда, близко подошли к отображению реальной жизни ( очерк и роман о
современной жизни, современная бытовая драма, бытовой жанр в живописи и т.
д.). Во второй половине XIX века идейно – художественное развитие
во многом определяла революционно-демократическая эстетика, основы которой
были заложены еще Белинским. Дальнейшее ее развитие было связано с именем
Н. Г. Чернышевского. Искусство, по его мнению, это проявление реальной
человеческой сущности, поэтому ‘ прекрасное есть жизнь’. Общественная
функция искусства должна состоять не только в воспроизведении и объяснении
жизни, но и в вынесении ‘ приговора о явлениях ее’. Подобный тезис
представлял собой новый аспект в понимании искусства. В художественной литературе нашли отражение социальные проблемы
пореформенного времени. Дух обличительства, критическое отношение к
действительности были характерны для произведений русских писателей тех
лет. Литература не только обличала общественное зло, но и стремилась найти
пути борьбы с ним. Правда, пути эти по разному понимались; одни видели
избавление от социальных несправедливостей в нравственном
усовершенствовании человека, другие призывали к активной борьбе против них.
Но русскую литературу всегда отличали демократизм, любовь к простому
человеку, стремление помочь ему освободиться от векового угнетения. Литература пореформенного периода представляла собой ‘ яркое
созвездие великих имен’ . В эти годы создавали произведения крупнейшие
русские писатели, творческий путь которых начался еще в предшествующую
эпоху. На общественно-культурную жизнь России первой половины XIX века
огромное влияние оказали два события в стране – Отечественная война 1812 г. – Движение декабристов1825г.
Они сыграли определяющую роль в развитии общественного сознания, повлияли
на политику правительства в сфере культуры. Эти события не прошли
бесследно для многих областей художественной культуры. Эпоха 1812 года
–важный этап в развитии национального самосознания. С ростом национального
самосознания связан интерес к собственной истории, особенно возросший в
это время. Фактом огромного культурного значения стала ‘ История
государства Российского ‘ Н. М. Карамзина, первые 8 томов которой увидели
свет в 1818г. Карамзин был первым историком, которого стала читать
публика. Основное направление в художественной литературе первых
десятилетий XIX века- романтизм. В России он возник в переломную эпоху
Отечественной войны 1812 года. Сутью романтического искусства было
стремление противопоставить реальной действительности обобщенный идеальный
образ. Русский романтизм неотделим от общеевропейского, но его
особенностью был ярко выраженный интерес к национальной самобытности,
отечественной истории, утверждение сильной, свободной личности. В русской литературе возникновение романтизма связано с именем В.
А. Жуковского
( 1783-1852 г.г.). Его баллады, исполненные гуманности и высокого
человеческого достоинства, дали русской поэзии “ душу и сердце”, составили
‘целый период нравственного развития нашего общества”, как писал Белинский.
Развитие лирики от элегически мечтательной до глубоко гражданской,
проникнутой чувством борьбы ‘’ за угнетенную свободу человека’, было
характерной чертой романтической поэзии. Поэты-декабристы способствовали
утверждению мысли о ее высоком гражданском назначении. В русле романтического движения закладывались основы русского
исторического романа ( А. А. Бестужев-Марлинский, М. Н. Загоскин) ,
формировалось понимание национальной самобытности и народности культуры.
Поэты – романтики много сделали для художественного перевода. По существу,
они впервые познакомили русского читателя с произведениями современных
западноевропейских и античных писателей. Жуковский был талантливым
переводчиком произведений Гомера, Байрона, Шиллера. До сих пор мы читаем ‘
Илиаду” в переводе Н. И. Гнедича. Важнейшая проблема национальной культуры, в частности
литературы, – народность художественных произведений, эволюция самого этого
понятия. Народность в этот период отожествлялась с национальной
самобытностью, т.е. с особенностями укладами жизни, быта, костюма и т. д.
В последние предреформенные десятилетия развитие художественной культуры
характеризовалось движением от романтизма к реализму. В литературе это
движение связано с именами Пушкина, Лермонтова, Гоголя. В развитии русской национальной литературы и культуры в целом
роль А. С. Пушкина
( 1799-1837) огромна. Прекрасно выразил это Гоголь: ’ При имени Пушкина
тотчас осеняет мысль о русском национальном поэте … Пушкин есть явление
чрезвычайное и, может быть, единственное явление русского духа: это русский
человек в его развитии, в каком он, может быть, явится через двести лет.’ Как человек и художник Пушкин формировался в переломную эпоху
русской истории, в период становления дворянской революционности ( первое
стихотворение Пуш
кина ‘ К другу стихотворцу’ было напечатано в 1814г.). Его творчество-
закономерный итог в художественном осмыслении жизненных проблем, стоявших
перед Россией со времени ПетраI до декабристов. C Пушкина началось
последующее развитие русской литературы. С его творчеством связаны
утверждение современного литературного языка, начало реализма в литературе
как художественного направления. ‘ Евгений Онегин’ Пушкина был первым
русским реалистическим романом, ‘ в высшей степени народным произведением’
( Белинский). Впервые отдельным изданием роман был опубликован в 1833г. Важной вехой на пути романтизма к реализму было творчество М. Ю.
Лермонтова( 1814-1841)б отразившее трудное время-погибшие надежды и
наступившее после событий 14 декабря 1825г. разочарование. Неприятие
поэтом окружающей действительности приобретало ярко выраженный социальный
характер. Его роман ‘Герои нашего времени’ (1841), сохраняя романтические
черты, явился одним из первых произведений литературы критического
реализма. Огромная роль Н. В. Гоголя (1809-1852) в русской литературе. ‘
Мертвые души’ ( первый том вышел в 1842г. ) – одно из ярких реалистических
изображений русской жизни того времени.
В. Г. Белинский оценил его как ‘ творение чисто русского, национальное,
выхваченное из тайников народной жизни’. Оставаясь глубоко гуманистической, литература все более
приобретает характер учительства и сострадательности. Социальность русской
литературы, ее сопричастность общественной жизни –общепризнанная
особенность и характерная черта. Одним из открытий писателей ‘ натуральной
школы’ ( ранние произведения Гончарова, Некрасова, Тургенева, Достоевского
и др.) был ‘ маленький человек’ с его нелегкой житейской судьбой. Предметом пристального внимания русской литературы становилась
судьба крепостного крестьянина ( повести Д. В. Григоровича, очерки из
крестьянской жизни В. И. Даля, цикл рассказов ‘Записки охотника’ И. С.
Тургенева). Новый невиданный ранее мир русского купечества открыл
читателю и зрителю А. Н. Островский. Художественная литература как одна из форм общественного сознания завоевала в духовной жизни общества преобладающее влияние, заменяя частично в условиях самодержавной России открытые публицистические выступления. Ее социально действителтный характер, воздействие’ на понятие и нравы общества’ отмечали многие современники.
. 60-70-е годы –время наибольшего достижения русского классического романа и повести. Огромный вклад в отечественную и мировую культуру внесли Тургенев( 1818-1883) и Достоевский (1821-1881). В романе Тургенева ‘ Отцы и дети ‘, опубликованном в 1862 г., и в других его произведениях созданы образы новых героев эпохи. В 60 –70 –е годы продолжалась литературная деятельность И. С. Тургенева. Им были созданы романы ‘ Отцы и дети’ ,’ Дым’, ‘ Накануне’. В этих романах Тургенев поставил важнейшие вопросы современности. Мастерство Тургенева делало его любимым и популярнейшим писателем, вокруг произведений которого шли горячие идейные споры, помогавшие дальнейшему размежеванию демократических и либеральных кругов

ЛИТЕРАТУРА В XIX веке.
Буржуазные реформы середины XIX столетия были рубежом в социально- экономической жизни России и обозначали начало капиталистического периода в ее истории.
Общественно-демократический подъем кануна буржуазных реформ и первых лет после отмены крепостного права, определявший идейную атмосферу в обществе, определил и некоторые новые черты историко-культурного процесса. В пореформенную эпоху в России были созданы замечательные произведения литературы и искусства, занявшие достойное место в сокровищнице мировой культуры. Сила русского искусства заключалась в его художественности, высокой нравственности и демократической направленности.
Искусство КРИТИЧЕСКОГО РЕАЛИЗМА –основное художественное направление того времени- было тесно связано с идейными исканиями. Его отличала повышенная социальная активность. Литература и искусство, как никогда, близко подошли к отображению реальной жизни ( очерк и роман о современной жизни, современная бытовая драма, бытовой жанр в живописи и т. д.).
Во второй половине XIX века идейно – художественное развитие во многом определяла революционно-демократическая эстетика, основы которой были заложены еще Белинским. Дальнейшее ее развитие было связано с именем
Н. Г. Чернышевского. Искусство, по его мнению, это проявление реальной человеческой сущности, поэтому ‘ прекрасное есть жизнь’. Общественная функция искусства должна состоять не только в воспроизведении и объяснении жизни, но и в вынесении ‘ приговора о явлениях ее’. Подобный тезис представлял собой новый аспект в понимании искусства.
В художественной литературе нашли отражение социальные проблемы пореформенного времени. Дух обличительства, критическое отношение к действительности были характерны для произведений русских писателей тех лет. Литература не только обличала общественное зло, но и стремилась найти пути борьбы с ним. Правда, пути эти по разному понимались; одни видели избавление от социальных несправедливостей в нравственном усовершенствовании человека, другие призывали к активной борьбе против них.
Но русскую литературу всегда отличали демократизм, любовь к простому человеку, стремление помочь ему освободиться от векового угнетения.
Литература пореформенного периода представляла собой ‘ яркое созвездие великих имен’ . В эти годы создавали произведения крупнейшие русские писатели, творческий путь которых начался еще в предшествующую эпоху.
На общественно-культурную жизнь России первой половины XIX века огромное влияние оказали два события в стране
– Отечественная война 1812 г.
– Движение декабристов1825г.
Они сыграли определяющую роль в развитии общественного сознания, повлияли на политику правительства в сфере культуры. Эти события не прошли бесследно для многих областей художественной культуры. Эпоха 1812 года
–важный этап в развитии национального самосознания. С ростом национального самосознания связан интерес к собственной истории, особенно возросший в это время. Фактом огромного культурного значения стала ‘ История государства Российского ‘ Н. М. Карамзина, первые 8 томов которой увидели свет в 1818г. Карамзин был первым историком, которого стала читать публика.
Основное направление в художественной литературе первых десятилетий XIX века- романтизм. В России он возник в переломную эпоху
Отечественной войны 1812 года. Сутью романтического искусства было стремление противопоставить реальной действительности обобщенный идеальный образ. Русский романтизм неотделим от общеевропейского, но его особенностью был ярко выраженный интерес к национальной самобытности, отечественной истории, утверждение сильной, свободной личности.
В русской литературе возникновение романтизма связано с именем В.
А. Жуковского
( 1783-1852 г.г.). Его баллады, исполненные гуманности и высокого человеческого достоинства, дали русской поэзии “ душу и сердце”, составили
‘целый период нравственного развития нашего общества”, как писал Белинский.
Развитие лирики от элегически мечтательной до глубоко гражданской, проникнутой чувством борьбы ‘’ за угнетенную свободу человека’, было характерной чертой романтической поэзии. Поэты-декабристы способствовали утверждению мысли о ее высоком гражданском назначении.
В русле романтического движения закладывались основы русского исторического романа ( А. А. Бестужев-Марлинский, М. Н. Загоскин) , формировалось понимание национальной самобытности и народности культуры.
Поэты – романтики много сделали для художественного перевода. По существу, они впервые познакомили русского читателя с произведениями современных западноевропейских и античных писателей. Жуковский был талантливым переводчиком произведений Гомера, Байрона, Шиллера. До сих пор мы читаем ‘
Илиаду” в переводе Н. И. Гнедича.
Важнейшая проблема национальной культуры, в частности литературы, – народность художественных произведений, эволюция самого этого понятия. Народность в этот период отожествлялась с национальной самобытностью, т.е. с особенностями укладами жизни, быта, костюма и т. д.
В последние предреформенные десятилетия развитие художественной культуры характеризовалось движением от романтизма к реализму. В литературе это движение связано с именами Пушкина, Лермонтова, Гоголя.
В развитии русской национальной литературы и культуры в целом роль А. С. Пушкина
( 1799-1837) огромна. Прекрасно выразил это Гоголь: ’ При имени Пушкина тотчас осеняет мысль о русском национальном поэте … Пушкин есть явление чрезвычайное и, может быть, единственное явление русского духа: это русский человек в его развитии, в каком он, может быть, явится через двести лет.’
Как человек и художник Пушкин формировался в переломную эпоху русской истории, в период становления дворянской революционности ( первое стихотворение Пуш кина ‘ К другу стихотворцу’ было напечатано в 1814г.). Его творчество- закономерный итог в художественном осмыслении жизненных проблем, стоявших перед Россией со времени ПетраI до декабристов. C Пушкина началось последующее развитие русской литературы. С его творчеством связаны утверждение современного литературного языка, начало реализма в литературе как художественного направления. ‘ Евгений Онегин’ Пушкина был первым русским реалистическим романом, ‘ в высшей степени народным произведением’
( Белинский). Впервые отдельным изданием роман был опубликован в 1833г.
Важной вехой на пути романтизма к реализму было творчество М. Ю.
Лермонтова( 1814-1841)б отразившее трудное время-погибшие надежды и наступившее после событий 14 декабря 1825г. разочарование. Неприятие поэтом окружающей действительности приобретало ярко выраженный социальный характер. Его роман ‘Герои нашего времени’ (1841), сохраняя романтические черты, явился одним из первых произведений литературы критического реализма.
Огромная роль Н. В. Гоголя (1809-1852) в русской литературе. ‘
Мертвые души’ ( первый том вышел в 1842г. ) – одно из ярких реалистических изображений русской жизни того времени.
В. Г. Белинский оценил его как ‘ творение чисто русского, национальное, выхваченное из тайников народной жизни’.
Оставаясь глубоко гуманистической, литература все более приобретает характер учительства и сострадательности. Социальность русской литературы, ее сопричастность общественной жизни –общепризнанная особенность и характерная черта. Одним из открытий писателей ‘ натуральной школы’ ( ранние произведения Гончарова, Некрасова, Тургенева, Достоевского и др.) был ‘ маленький человек’ с его нелегкой житейской судьбой.
Предметом пристального внимания русской литературы становилась судьба крепостного крестьянина ( повести Д. В. Григоровича, очерки из крестьянской жизни В. И. Даля, цикл рассказов ‘Записки охотника’ И. С.
Тургенева). Новый невиданный ранее мир русского купечества открыл читателю и зрителю А. Н. Островский.
Художественная литература как одна из форм общественного сознания завоевала в духовной жизни общества преобладающее влияние, заменяя частично в условиях самодержавной России открытые публицистические выступления. Ее социально действителтный характер, воздействие’ на понятие и нравы общества’ отмечали многие современники.
. 60-70-е годы –время наибольшего достижения русского классического романа и повести. Огромный вклад в отечественную и мировую культуру внесли Тургенев( 1818-1883) и Достоевский (1821-1881). В романе Тургенева ‘ Отцы и дети ‘, опубликованном в 1862 г., и в других его произведениях созданы образы новых героев эпохи. В 60 –70 –е годы продолжалась литературная деятельность И. С. Тургенева. Им были созданы романы ‘ Отцы и дети’ ,’ Дым’, ‘ Накануне’. В этих романах Тургенев поставил важнейшие вопросы современности. Мастерство Тургенева делало его любимым и популярнейшим писателем, вокруг произведений которого шли горячие идейные споры, помогавшие дальнейшему размежеванию демократических и либеральных кругов
Творчество Достоевского, идейно сложное, подчас трагическое, всегда глубоко нравственно. Боль за униженных и оскорбленных, вера в человека были главной темой писателя глубоко волновали Достоевского революционное подполье в России, нравственный облик некоторых его деятелей. Он выступал против смуты и крови как средства обновления мира.
Н.А.Некрасова ( 1821-18771878) разночинская молодежь считала своим идейным вождем. Тема народа, его исканий и надежд занимала в поэзии Некрасова центральное место. В ней выражена мечта не только о счастье народа, но и вера в его силы, способные сбросить оковы рабства ( поэма Некрасова ‘ Кому жить на Руси хорошо’.
Вершиной русской литературы XIX века стало творчество Л. Н.
Толстого (1828–1910 ). Он ставил в своих романах, повестях, драмах, публицистике ‘ великие вопросы’. Писателя всегда волновали судьба народа и Родины ( историческая эпопея ‘ Война и мир’) . Одним из острых социальных литературных произведений современности стал роман Толстого
‘Анна Каренина’, в котором он, изображая жизнь русского общества 70-х годов, выносит беспощадный приговор морали, нравам, устоям этого общества.
. В конце 70-х годов на арену русской литературы выступил А.
П. Чехов(1860-1904) , начавший свою литературную деятельность в юмористических и сатирических журналах. В творчестве Чехова – его глубокий демократизм, тяга к трудовым людям, непримиримому к буржуазному и власть имущему. Огромное впечатление на все передовое русское общество произвел его рассказ ‘ Палата N 6’, в которой автор показал всю страшную правду русской жизни.
В развитии общественного сознания 80-е годы были переходным временем, когда перемены лишь намечались, но с достаточной определенностью они еще не проявились.
В недрах русской жизни происходили глубокие и важные процессы.
Развивался капитализм, вместе с ним рос промышленный пролетариат, начинала формироваться пролетарская идеология. 80-е годы – время зарождения российской социал – демократии.
Идейная атмосфера 80-х отразилась на судьбах русского искусства и литературы. Многие деятели культуры постепенно отходили от острой обличительности. Внимание писателей , художников все больше стали привлекать общечеловеческие, философско-обобщенные, нравственно- психологические проблемы.80-е годы в истории русского классического романа не оставили что-либо значительное. Яркие, непревзойденные произведения были созданы в предшествующий период (‘ Отцы и дети’
Тургенева; ‘ Война и мир’,’ Анна Каренина’ Толстого; ‘ Преступление и наказание’, ‘Братья Карамазова’ Достоевского; ‘ Господа Головлевы’
Солтыкова-Щедрина; ‘ Обрыв’ Гончарова и др. Но ушли из жизни крупнейшие русские писатели- Достоевский, Тургенев, Островский.
С середины 90-х годов в общественно-политической жизни России вновь начинается общественный подьем, особенностью которого стало широкое либеральное движение, участие рабочих в революционно- демократических выступлениях.
Художественная культура рубежа веков – одна из интереснейших страниц в культурном наследии России. В
. ней отразились социальная и идейная острота эпохи, ‘ рубежность’ общественного сознания, возросший интерес к личности, его духовному миру и
, наоборот, снижение интереса к проблеме социальности в искусстве.
Новые явления в искусстве конца XIX века –началаXX века были своеобразной реакцией на реализм, преобладавший в художественной культуре
XIX века. Среди таких явлений было ДЕКАДЕНСТВО, ( от фран. –упадок),
МОДЕРНИЗМ, ( от фран.-новейший, современный).
Русская литература продолжала играть исключительно важную роль в культурной жизни страны. В эти годы еще жил и работал Л. Н. Толстой. В
1899г. был опубликован его последний роман ‘ Воскресение’, в котором протест против общественного зла и социальной несправедливости звучало остро и гневно.Толстой не принял и не поддержал модернизм в искусстве.
В рассматриваемое время лучшие свои произведения создал А.
П. Чехов; повести и рассказы ( Моя жизнь’, ‘ Мужики’, Дом с мезанином,
Дама с собачкой и др.,). В 90-е годы начался творческий путь А. М.
Горького ( Пешкова1868-1936). Свой первый рассказ ‘ Макар Чудра’
Горький опубликовал в 1892г. в газете ‘ Тифлисский вестник’. Вышедшие в конце 90-х годов ‘ Очерки и рассказы’ принесли писателю всероссийскую известность. Героическая романтика молодого Горького была гимном
‘безумству храбрых ‘, отражало демократические революционные настроения, распространившиеся в 90-е годы. В своих произведениях, написанных в это время ( Старуха Изергиль,Челкаш, Девушка и смерть, песня о буревестнике,
Буревестник) он воспел гордого, свободного человека, любовь как источник жизни, бесстрашие тех, кто звал к борьбе и был готов отдать за нее жизнь.
В эти годы в русскую литературу вошли молодые писатели. В
1893г. в журнале ‘ Русское богатство’ появился первый рассказ И. А.
Бунина ‘ Танька’. В 1897г. вышел сборник его рассказов ‘ На край земли, посвященный горькой участи крестьян-переселенцев. В конце 90-х г. появляются первые значительные произведения А. И. Куприна( Олеся,Молох).
Бунин (1870-1953) и Куприн (1870-1938)- крупнейшие писатели русской реалистической литературы конца XIX в.- и XX в.
Литературную и культурную жизнь России второй половины XIX-XX в. в. ‘ можно назвать весной жизни, эпохой расцвета духовных сил и общественных идеалов, временем горячих стремлений к свету и к новой еще неизведанной общественной деятельности; … небывалое до тех пор стремление общества к нравственному и умственному обновлению’ – так писала одна из участниц педагогических движений 60-хгодов Е. Н. Водовозова.

Русская литература прошла долгий и трудный путь развития. XIX век — время, когда она достигает особого расцвета. Это целая эпоха, характеризуемая великими именами Пушкина и Лермонтова, Гоголя и Тургенева, Некрасова и Л. Толстого, Достоевского и Чехова. Литература XIX века учитывает, продолжает и развивает лучшие традиции, которые были созданы в предшествующие периоды — в древнерусской литературе, в литературе XVIII века. Но именно в XIX веке русская литература, выражая передовые идеи эпохи, приобретает всемирно-историческое значение. М. Горький писал: «Нигде на протяжении неполных ста лет не появлялось столь яркого созвездия великих имен, как в России…
…И все они, правдиво и честно освещая понятое, пережитое ими, говорят: храм русского искусства строен нами при молчаливой помощи народа, народ вдохновлял нас, любите его!
В нашем храме чище и сильнее, чем в других, возглашалось общечеловеческое,— значение русской литературы признано миром, изумленным ее красотой и силой»
Для русской литературы XIX в. был характерен широкий социально-исторический кругозор, мощная обличительная мысль, стремление содействовать пробуждению народа. Вера в могучие силы народа, связь с освободительными движениями обусловливали оптимизм русских писателей, их надежду на победу высоких идеалов добра и справедливости над силами реакции, косности и застоя. Последовательно и настойчиво разоблачая разнообразные «мертвые души», порождаемые самодержавно-крепостническим строем, выдающиеся представители русской классической литературы верили в великое будущее своего народа. Эта вера воодушевляла их на борьбу за осуществление вековых народных стремлений к свободной и счастливой жизни. Поэтому с такой силой пропагандировалась в русской литературе убежденность в решающей роли народа в историческом процессе, так напряженно шел поиск ответов на вопросы: «кто виноват?», «что делать?», «когда же придет настоящий день?».
Утверждая высокие духовные ценности, близкие и дорогие всем людям доброй воли, русские писатели становятся активными участниками сегодняшних идеологических дискуссий, нашими соратниками и союзниками в борьбе за жизнь и мир на земле, благородные идеалы социальной справедливости, за общечеловеческие нормы нравственности. В этом и заключается залог бессмертия классики всегда современной обновляющейся, всегда нужной нам в наших раздумьях, тревогах и надеждах.

Свободная тема “XIX век” – сочинение “Русская литература XIX век”
Русская литература прошла долгий и трудный путь развития. XIX век — время, когда она достигает особого расцвета. Это целая эпоха, характеризуемая великими именами Пушкина и Лермонтова, Гоголя и Тургенева, Некрасова и Л. Толстого, Достоевского и Чехова. Литература XIX века учитывает, продолжает и развивает лучшие традиции, которые были созданы в предшествующие периоды — в древнерусской литературе, в литературе XVIII века. Но именно в XIX веке русская литература, выражая передовые идеи эпохи, приобретает всемирно-историческое значение. М. Горький писал: «Нигде на протяжении неполных ста лет не появлялось столь яркого созвездия великих имен, как в России. . .
. . . И все они, правдиво и честно освещая понятое, пережитое ими, говорят: храм русского искусства строен нами при молчаливой помощи народа, народ вдохновлял нас, любите его!
В нашем храме чище и сильнее, чем в других, возглашалось общечеловеческое,— значение русской литературы признано миром, изумленным ее красотой и силой»
Для русской литературы XIX в. был характерен широкий социально-исторический кругозор, мощная обличительная мысль, стремление содействовать пробуждению народа. Вера в могучие силы народа, связь с освободительными движениями обусловливали оптимизм русских писателей, их надежду на победу высоких идеалов добра и справедливости над силами реакции, косности и застоя. Последовательно и настойчиво разоблачая разнообразные «мертвые души», порождаемые самодержавно-крепостническим строем, выдающиеся представители русской классической литературы верили в великое будущее своего народа. Эта вера воодушевляла их на борьбу за осуществление вековых народных стремлений к свободной и счастливой жизни. Поэтому с такой силой пропагандировалась в русской литературе убежденность в решающей роли народа в историческом процессе, так напряженно шел поиск ответов на вопросы: «кто виноват?», «что делать?», «когда же придет настоящий день?».
Утверждая высокие духовные ценности, близкие и дорогие всем людям доброй воли, русские писатели становятся активными участниками сегодняшних идеологических дискуссий, нашими соратниками и союзниками в борьбе за жизнь и мир на земле, благородные идеалы социальной справедливости, за общечеловеческие нормы нравственности. В этом и заключается залог бессмертия классики всегда современной обновляющейся, всегда нужной нам в наших раздумьях, тревогах и надеждах.
.

Особое место в творчестве Александра Сергеевича Пушкина занимают стихотворения, посвящённые красоте родной природы. С детских лет поэт проникся любовью к родным просторам и позже запечатлел ее в своих произведениях с пылкостью настоящего патриота. Стихотворение «Зимнее утро» знакомо читателю еще из школьной программы – оно является одним из самых выразительных и ярких пушкинских творений о зиме. Автор рисует торжество зимнего утра, передает жизнерадостное настроение человека, который наслаждается началом нового дня.

История создания

Пушкин написал стихотворение всего за один день – 3 ноября 1829 года, когда он гостил у семьи друзей в селе Павловском Тверской губернии (имение П.И. Вульфа) по пути в Петербург. Имение расположено на правом берегу реки Тьма, которая и описана в «Зимнем утре» Пушкина. Именно эта блестящая подо льдом речка и именно Павловский прозрачный лес вдохновили поэта на такое красочное описание зимнего пейзажа.

В стихотворении присутствуют два героя: лирический герой и красавица, которой он адресует свой диалог, называя ее «друг прелестный» и «друг милый». Кому посвящено «Зимнее утро» – вопрос достаточно спорный, но многие литературоведы и критики сходятся во мнении, что, вероятно, Пушкин написал его для своей любимой жены – Натальи Николаевны Гончаровой.

Жанр, направление, размер

Стихотворение традиционно относят к жанру пейзажной лирики. Уже само название навевает читателю образы русской природы и усыпанного снегом леса. Здесь Пушкин выступает как поэт-реалист – описанные им образы конкретны и запечатлевают обыденные, привычные явления. Перед нами предстает величественная картина типичной русской зимы, через которую передается внутреннее состояние лирического героя.

Особую мелодичность придает произведению излюбленный Александром Сергеевичем размер – четырехстопный ямб. К тому же стихотворение написано так называемой смешанной рифмовкой (ААВССВ), в которой женская рифма (первая, вторая, четвертая и пятая строки) разбавлена мужской (третья и шестая строки). Такое построение строфы позволяет поэту подчеркнуть легкость стихотворения.

Образы и символы

Уже с первого предложения «Мороз и солнце; день чудесный!» природа выступает как основной персонаж стихотворения, а все образы и символы неотрывно связаны с мотивом зимнего утра, радостного и ясного.

В первом шестистишии отображена картина морозного утра, полная торжества жизни и света. Лирический герой обращается к возлюбленной, рисует образ безмятежной, пребывающей в неге сна красавицы. Он также называет ее «звездой севера», и под этим романтическим образом Пушкин подразумевает самую красивую женщину северной столицы России. Образ Авроры (в мифологии – богиня утренней зари) автор использует в нарицательном значении, то есть называет им саму утреннюю зарю, ведь в поэзии представление Авроры как символа восхождения солнца очень распространено.

Далее следует описание ненастного вечера, предшествующего ясному утру: на небе светит луна – символ одиночества, которую окружают злая вьюга, мутное небо, мгла и сидящая печально красавица. Но вот лирический герой снова изображает праздничное зимнее утро, появляются образы речки и леса – все эти красочные описания пейзажа не просто фон, через эти образы раскрывается внутренний мир героя.

Тем не менее, картины природы сменяются прелестью деревенского быта: вот уже «веселым треском трещит затопленная печь», появляется лежанка, и янтарный блеск, и бурая кобылка. Эта статичная картина плавно заменяется более живой, наполненной динамикой сценой, где читатель видит нового персонажа – «нетерпеливого коня». Его бег символизирует движение вперед, постоянное стремление жизни, нескончаемую энергию окружающей героев природы.

Темы

В стихотворении тесно переплетены две темы – тема любви и тема красоты природы. Лирический герой будит свою возлюбленную, чтобы та увидела мимолетную прелесть зимнего утра. Благодаря обращениям в первой строфе мы понимаем, что герой относится к любимой со всей нежностью и трепетом.

Но основная тема стихотворения – это описание солнечного зимнего утра. Пушкин рисует заснеженный пейзаж с присущим ему оптимизмом и любовью ко всему живому, и даже суровая русская зима не пугает героя – он хочет наслаждаться этим морозным утром, ведь именно родная природа поддерживает его силы.

Смысл

«Зимнее утро» – это не только красочное описание природы и чувств, охвативших лирического героя, в нем заложена куда более важная идея. В стихотворении поэт запечатлевает ощущение полноты и радости жизни, восторга от лицезрения волшебного зимнего утра. Здесь все гармонично, здесь нет романтизма с его борьбой и вызовом, брошенным стихиям, здесь человек един с природой и живет с ней по общим законам.

Контраст между вчерашним ненастьем и светлым утром подчеркивает приподнятое и вдохновленное настроение стихотворения. Так Пушкин дает понять, что основная мысль произведения – это то, что после бури и мглы неизменно наступает солнечное, ясное утро.

Александр Сергеевич Пушкин в своем стихотворении создал поистине эталон гармоничности – человек един с миром, солнце сосуществует с морозом, непогода сменяется солнечным днем. Такое философское понимание жизни хотел донести до нас автор, ведь наслаждаться умиротворенным морозным утром гораздо сложнее, если в твоей жизни никогда не было ненастного вечера.

Средства художественной выразительности

Антитеза, на которой построен контраст во второй строфе, придает стихотворению особую окраску. Лирический герой вспоминает вчерашнее буйство природы, поэтому теперь утреннее спокойствие ощущается им еще острее.

Неповторимую красоту русской природы поэт передает с помощью разных тропов. Положительные эпитеты «друг прелестный», «голубые небеса», «великолепные ковры», «берег милый» навевают приятные образы, находят отклик в душе читателя, тогда как отрицательные и даже мрачные эпитеты «мутное небо», «тучи мрачные» и сравнение «луна, как бледное пятно» передают тоскливое и хмурое настроение.

В то же время не обошлось и без более изящной художественной образности. Метафоры «сомкнуты негой взоры» и «великолепными коврами … снег лежит» используются автором для усиления поразивших его образов, но при этом вводятся не топорно, а утонченно, с мастерством настоящего поэта.

Стихотворение «Зимнее утро» замечательно не столько символами и художественными приемами, сколько заложенной в нем идеей. Природа занимает в нем ведущую роль, и человек находится в постоянном с ней взаимодействии, потому что она, подобно лирическому герою, подобно его возлюбленной, живая. Поэт «оживляет» ее олицетворениями «вьюга злилась», «ель зеленеет», «речка блестит», и вся картина играет новыми красками, потому что пейзажи ощущаются как часть неустанно двигающейся стремительной жизни.

Автор: Динара Зинатулина

Интересно? Сохрани у себя на стенке!

Анализ произведений
Анализ стихотворения А.С. Пушкина «Зимнее утро»

Лирический герой В.Маяковского – это:

  • Носитель его ценностных установок
  • Художественная реализация его авторского «я»

Русская история в произведениях пушкина сочинениеОбраз лирического героя поэта двойственен, так как в нем сосуществуют сразу:

  • Общественные идеалы
  • Родовые черты

Для понимания образа героя Маяковского важно осознавать, что и сам поэт  — это одновременно:

  • Реальная личность
  • Субъект высказывания (художественный автор)

Поэтому прямое отождествление их некорректно. Однако и тот и другой несет на себе непосредственное влияние действующей во времени истории и культуры (социально-культурная и историческая ситуация).

Образ лирического героя Маяковского, как иных авторов, можно рассматривать как некоего «художественного двойника», для которого можно установить:

  • Определенную личную судьбу
  • Отчетливость психологического мира
  • Отдельные черты сходства (портрет, лексика, поведенческая матрица и т.д.)

Однако даже при наличии некоторой близости автора и его лирического персонажа, сам лирический  герой всегда является самостоятельным художественным образом, для которого характерно:

  • быть обобщенным воплощением (идеалы, система ценностей автора)
  • являться художественным «кодом», «ключом» к разгадыванию самого автора

Положение и степень «близости» автора и его героя в современном литературоведении может воспроизводиться в таких субъектных организациях

Когда автор находится в позиции повествователя,

«наблюдателя».

Когда лирический герой является смысловым центром и выражает позицию автора Когда произведение имеет ролевого героя

(чужое сознание, диалог)

Лирический герой произведений Маяковского

В творчестве поэта наибольший «удельный вес» имеет лирический герой второго типа и практически отсутствует вариант №1, когда позиция автора не выходит за рамки простого наблюдения.

То есть, образ героя у Маяковского становится не просто центром внимания читателя, но и сам герой:

  • «Сражается» за такое место
  • Является нарочито индивидуальным высказыванием
  • Становится оппозиционен окружающему его миру

Больше того, герой произведений поэта стремится не просто к вниманию или оценке читателя, в его задачи входит переделка всего этого окружающего мира.

Поэт выводит персонажа, который:

  • Не принимает существующее мироустройство
  • Не приемлет самого Бога вместе с его Творением
  • Притязает сам на место Творца
  • Желает и чувствует себя вправе созидать новый и, главное, гармоничный, по его мнению, мир.

Такие характеристики можно применить к дореволюционному творчеству Маяковского в целом.

Уже после событий 1917 года лирический герой произведений поэта немного изменяется. Он словно желает «слиться с массами», уходит как бы в тень, делегируя революции свои «полномочия» на преображение мира.

Но через некоторое время лирический герой Маяковского снова возвращается на свои прежние позиции, преодолевая позыв к коллективизму.

Герой снова занимает место центра художественной системы поэта и его произведений, но при этом у самого автора:

  • Отсутствуют притязания на статус единственного владельца истиной
  • Нет претензий на роль единственного переустроителя жизни

Произведения, где лирический герой Маяковского находится в ролевом положении, можно сгруппировать в два типа.

Герой как антипод Герой как проекция автора
Сюда относятся сатирические стихотворения, «гимны» дореволюционного этапа творчества

«Рассказ Хренова о Кузнецкстрое и людях Кузнецка»,

«Рассказ литейщика Ивана Козырева о вселении в новую квартиру», «Горящий волос»,

«Рассказ рабочего Павла Катушкина о приобретении одного чемодана»

Эти два типа героев различны по своим ценностным позициям:

  • Для первого типа – они напрочь неприемлемы для поэта (мещанство, праздность и т.д.)
  • Для второго – они полностью соответствуют личностным авторским установкам (революционные завоевания и преображение человека)

Приемы выражения авторской позиции у лирического героя Маяковского

Ключевым приемом такого отображения авторской идеи в лирическом герое у поэта является маска.

Этот элемент  с момента своего появления в художественном пространстве искусства всегда занимал особую и даже значительную позицию. Это относится как к классике, так и к современности. Однако в культуре рубежа веков (Серебряный век) маске была отведена особая роль, поскольку:

  • Давала возможность усложнять формы лирического высказывания
  • Открывала многоликость лирического героя
  • Являлась концептуальной идеей в создании «условной реальности»

Маяковский использует «маску»  своего героя для его дистанцирования и даже изоляции. В эпатажной лирике герой поэта предстает как фат, нахал, циник и т.д. Но в концепции маски находится двойственная структура с обязательной оппозицией ее элементов. Так, за эпатажной декларацией у Маяковского стоит сад «великой души», укрывается «бабочка сердца».

Лирический герой произведений поэта, используя такие маски, стремится вызвать реакцию мира, а затем разоблачить сам мир, сорвав с него самого его маску.

Масочная образность в лирике Маяковского используется в ситуациях:

  • Общения героя и мира
  • Провокации как сознательной установки

Эти средства используются поэтом для решения главных задач его творчества – поиска истины и «обнажения» современной ему реальности.

В качестве вывода можно заметить следующее:

Автор и лирический герой у Маяковского имеют сложные взаимоотношения, которые существуют в аспектах взаимодействия и дополнения. Образ героя в произведениях поэта никогда не сводится полностью к личности автора, однако поэт:

  • реализует посредством него свои чувства, мысли
  • привлекает внимание читателя к проблемам, которые являлись для него личностно-важными.

Вам понравилось? Не скрывайте от мира свою радость — поделитесь

Романтизм как литературное направление в произведениях А.С.Пушкина

ПЛАН

  1. $Что такое романтизм?

  2. Причины возникновения романтизма.

  3. Основной конфликт романтизма.

  4. $Эпоха романтизма.

  5. Пушкин – пролагатель новых путей русской литературы.

  6. Евген$ий Онегин” — изображение современной действительности.

  7. Заключение

Романтизм (от франц. Romantisme) – идейное и художественное направление, которое возникает в конце XVII$I$ века в европейской и американской культуре и продолжается до 40-х годов XIX века. Отразив разочарование в итогах Великой французской революции, в идеологии Просвещения и буржуазном прогрессе, романтизм противопоставил утилитаризму и нивелированию личности устремленность к безграничной свободе и “бесконечному”, жажду совершенства и обновления, пафос личности и гражданской независимости.

Мучительный распад идеала и социальной действительности – основа романтического мировосприятия и искусства. Утверждение самоценности духовно-творческой жизни личности, изображение сильных стра$стей, одухотворенной и целительной природы, соседствует с мотивами “мировой скорби”, “мирового зла”, “ночной” стороны души. Интерес к национал$ьному прошлому (нередко – его идеализация), традициям фольклора и культуры своего и других народов, стремление издать универсальную картину мира (прежде всего истории и литературы) нашли выражение в идеологии и практике Романтизма.

Романтизм наблюдается в литературе, изобразительном искусстве, архитектуре, поведении, одежде и психологии людей.

ПРИЧИН$Ы ВОЗНИКНОВЕНИЯ РОМАНТИЗМА.

Непосредственной причиной, вызвавшей появление романтизма, была Великая французская буржуазная революция. Как это стало возможно?

До революции мир был упорядочен, в нем существовала четкая иерархия, каждый человек$ занимал свое место. Революция перевернула “пирамиду” общества, новое еще не было создано, поэтому у отдельного человека возникло чувство одиночества. Жизнь — поток, жизнь — игра, в которой кому-то повезет, а кому-то нет. В литературе возникают образы игроков — людей, которые играют с судьбой. Можно вспомнить такие произведения европейских писат$елей, как “Игрок” Гофмана, “Красное и черное” Стендаля (а красное и черное — это цвета рулетки!), а в русской литературе это “Пиковая дама” Пушкина, “Игроки” Гоголя, “Маскарад” Лермонтова.

ОСНОВНОЙ КОНФЛИКТ РОМАНТИЗМА

Основным является конфлик$т человека с миром. Возникает психология бунтующей личности, которую наиболее глубоко отразил Лорд Байрон в произведении “Путешествие Чайльд-Гарольда”. Популярность этого произведения была так вел$ика, что возникло целое явление — “байронизм”, и целые поколения молодых людей старались подражать ему (таков, например, Печорин в “Герое нашего времени” Лермонтова).

Романтических героев объединяет чувство собственной исключительности. “Я” — осознается как высшая ценность, отсюда эгоцентризм романтического героя. Но сосредоточившись на себе, человек вступает в конфликт с де$йствительностью.

ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТЬ — мир странный, фантастический, необыкновенный, как в сказке Гофмана “Щелкунчик”, или уродливый, как в его сказке “Крошка Цахес”. В этих сказках происходят странные события, предметы оживают и вступают в пространные беседы, основной темой которых становится глубокий разрыв между идеалами и действительностью. И этот разрыв становится основной ТЕМОЙ лирики романтизма.$

ЭПОХА РОМАНТИЗМА

Перед писателями начала XIX века, творчество которых складывалось после Великой французской революции, жизнь поставила иные задачи, чем перед их предшественниками. Им предстояло впервые открыть и художественно сформировать новый материк.

$

Мыслящий и чувствующий человек нового века имел за плечами долгий и поучительный опыт предшествующих поколений, он был наделен глубоким и сложным внутренним миром, перед его взором витали образы героев францу$зской революции, наполеоновских войн, национально-освободительных движений, образы поэзии Гете и Байрона. В России Отечественная война 1812 года сыграла в духовном и нравственном развитии общества роль важнейшего исторического рубежа, глубоко изменив культурно-исторический облик русского общества. По своему значению для национальной культуры он может быть сопоставлен с периодом революции XVIII века на Западе. $

И в эту эпоху революционных бурь, военных потрясений и национально-освободительных дв$ижений, возникает вопрос, может ли на почве новой исторической действительности возникнуть новая литература, не уступающая по своему художественному совершенству наиболее великим явлениям литературы древнего мира и эпохи Возрождения? И может ли в основе ее дальнейшего развития быть “современный человек”, человек из народа? Но человек из народа, который участвовал во французской революции или на плечи которого легла тяжесть борьбы с Наполеоно$м, не мог быть обрисован в литературе средствами романистов и поэтов предыдущего столетия, — он требовал для своего поэтического воплощения иных методов.

ПУШКИН – ПРОЛАГАТЕЛЬ РОМАНТИЗМА

Только Пушкин первый в русской литературе XIX века смог и в стихах и в прозе найти адекватные средства для воплощения разностороннег$о духовного мира, исторического облика и поведения того нового, глубоко мыслящего и чувствующего героя русской жизни, который занял в ней центральное место после 1812 года и в особенности после восстания декабристов.

В лицейских стихотвор$ениях Пушкин еще не мог, да и не решался сделать героем своей лирики реального человека нового поколения со всей присущей ему внутренней психологической сложностью. Пушкинское стихотворение представляло как бы равнодействующую двух сил: личного переживания поэта и условной, “готовой$”, традиционной поэтической формулы-схемы, по внутренним законам которой оформлялось и развивалось это переживание.

Однако постепенно поэт освобождается от власти канонов и в его стихотворениях перед нами предстает уже не юный “философ”-эпикуре$ец, обитатель условного “городка”, а человек нового века, с его богатой и напряженной интеллектуальной и эмоциональной внутренней жизнью.

Аналогичный процесс происходит в творчестве Пушкина в любых жанрах, где условные образы персонажей, уже освященные традицией, уступают место фигурам живых людей с их сложными, разнообразными поступкам$и и психологическими мотивами. Сначала это еще несколько отвлеченные Пленник или Алеко. Но вскоре их сменяет вполне реальные Онегин, Ленский, молодой Дубровский, Герман, Чарский. И, наконец, самым полным выражением нового типа личности станет лирическое “Я” Пушкина, сам поэт, духовный мир которого представляет собой наиболее глубокое, богатое и сложное выражение жгучих моральных и интеллектуальных вопросов времени. $

Одним из условий того исторического переворота, который Пушкин совершил в развитии русской поэзии, драматургии и повествовательной прозы, был осуществленный им принципиальный разрыв с просветительски-рационалестическим, внеисторическим представлением о “природе” человека, законах человеческого мышления и чувствования.

Сложная и противоречивая душа “молодого человека” начала XIX века в “Кавказском пленнике”, “Цыганах”, “Евгении Онегине” стала для Пушкина объектом художественно-психологического наблюдения и изучения в ее особом, специфическом и неповторимом ис$торическом качестве. Ставя своего героя каждый раз в определенные условия, изображая его в различных обсто$ятельствах, в новых отношениях с людьми, исследуя его психологию с разных сторон и пользуясь для этого всякий раз новой системой художественных “зеркал”, Пушкин в своей лирике, южных поэмах и “Онегине” стремится с различных сторон приблизиться к пониманию его души, а через нее – дальше к пониманию отраженных в этой душе закономерностей современной ему общественно-исторической жизни.

$Историческое понимание человека и человеческой психологии начало зарождаться у Пушкина в конце 1810 – начале 1820-ых годов. Первое отчетливое выражение его мы встречаем в исторических элегиях этой поры (“Погасло дневное светило…” (1820), “К Овидию” (1821) и др.) и в поэме “Кавказский пленник”, главный герой которой был задуман Пушкиным, по собственному признанию поэта, как носитель чувств и настроений, характерных для молодежи$ XIX века с ее “равнодушием к жизни” и “преждевременной старостью души” (из письма к В.П. Горчакову, октябрь-ноябрь 1822г.)

ЕВГЕНИЙ ОНЕГИН” – $изображение современной действительности

Возникнувший впервые в период южных поэм, исторический подход Пушкина к пониманию “законов” души и сердца человека – прошлого и современного – получит вскоре последовательное выражение в “Евгении Онегине” и “Борисе Годунове”. Проводимое Пушкиным в “Евгении Онегине” сопоставление социально-бытового и нравственно-психологического облика двух поколений – Онегина с его отцом и дядей, Татьяны с ее родителями – свидетельство исключительног$о по своей глубине, тончайшего понимания зависимости человеческой психологии от бытовой и культурно-исторической атмосферы времени. В отличие от главных героев в произведениях его предшественников и старших современников, в том числе героев Карамзина и Жуковского, Он$егин и Татьяна – люди, весь психологический и нравственный облик которых пронизан отражениями интеллектуальной и нравственной жизни из времени.

Как прекрасно$ понимает Пушкин, отец Онегина и Ларина-мать, оказавшись в положении Евгения и Татьяны, вели себя иначе, так как их времени были свойственны другие идеалы и другие нравственные представления, а вместе с тем – и иной строй чувства, иной жизненный ритм. Молодой человек, выросший в Петербурге, воспитанный гувернером-французом и читавший Адама Смита, мыслит иначе, чем его недалекий, воспитанный еще во нравах прошлого века, “благородно” служивший и пром$отавшийся отец. Поколение, кумирами которого были ловеласы и грандисоны, чувствовало не так, как поколение, зачитывающееся Байроном, Бенжаменом Констаном и мадам де Сталь. Сопоставляя характеры Онегина и Татьяны с характерами людей прошлого поколения, Пушкин показывает, как в реальном процессе жизни складываются новые, исторически неповторимые свойства души людей XIX века. Свойства эти определяют особые черты всей жизни – внешней и внутренней $– молодого поколения, принципиально, качественно отличной от жизни “отцов”, таящей в себе новые, не известные прежней литературе сложные нравственно-психологические проблемы.

Татьяна в$стречает Онегина. В жанре сентиментальной повести такая встреча была бы описана как встреча двух возвышенных сердец, в романтической поэме – двух избранных, хотя и различных по своему складу, высоких, поэтических натур, противопоставленных поэтом окружающей действительности и превосходящих других, обыденных людей по силе своих чувств и стремлений. Другое мы видим у Пушкина. И Татьяна и Онегин представляются Пушкиным не как вариации гото$вых, повторяющихся типов, а как диалектически сложные человеческие характеры, каждый из которых несет на себе отпечаток условий его жизни, своего особого душевного опыта. Несходными обстоятельствами развития героев романа определен и характер того психологического преломления, которое образ каждого из них получает, отражаясь в сознании другого.

Как показывает читателю Пушкин, любовь Татьяны составляет психологическое отражение (и выражение) всей ее предшествующей жизни (материальных и духовных факторов): русская прир$ода, общение с няней, восприятие народной жизни. И, наконец, вся окраска любовного чувства Татьяны к Онегину была бы иной, если бы она не пропустила его образ сквозь призму героев и сюжетов своих любовных романов, не ассоциировала его с ними.

Изображение Пушкиным детства и зрелого возраст$а Онегина и Татьяны, их отношение к природе, людям, окружающим их предметам быта – есть взаимосвязанные, переходящие друг в друга моменты единого процесса социально-бытового и психологического развития героев. А характеристика отца Онегина, его дяди, учителей, описание его образа жизни в Петербурге создают яркую картину русской дворянской жизни начала XIX века. Зн$акомство с воспитанием и образом жизни главного героя до встречи с Татьяной объясняет читателю его реакцию на встречу в героиней и не ее письмо. А описание этой реакции $является новым дальнейшим этапом более углубленного знакомства читателя с героем, дает новый материал для проникновения в характер и психологию “молодого человека” XIX века.

Таким образом, все отдельные эпизоды в романе оказываются не безразличными друг к другу, а внутренне связанн$ые между собой. Причем не только окружающая обстановка и внешние факторы жизни помогают объяснить и понять внутренний мир персонажей, но и сам этот мир приобретает огромное, исключительное значение в изображении современной действительности того времени.

Историческое понимание не только внешней среды и обстановки, в которой живут и действуют люди, но и самого строя их чувств и нравственной жизни, не менее отчетливо выражено в пушкинской прозе – от “Арапа Петра Великого” до “Пиковой дамы”, “Капитанской дочки” и “Египетских ночей”.

$

В произведения Пушкина вместе с переменой “духа времени” меняются не только общественные нравы, характеры и моды, но также и отношения, складывающиеся между людьми: любовь средн$евекового паладина или “рыцаря бедного” принципиально, качественно отличается от любви молодых людей XIX века. Поэтому и в литературе XVIII века “рыцаря бедного” вытеснил кавалер Фоблас, а уже полвека спустя “Фобласов обветшала слава”, и их место заняли Онегин и Чайльд-Гарольд.

$ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Особенность всякого произведения искусства и литературы состоит в том, что оно не уми$рает вместе со своим создателем и своей эпохой, но продолжает жить и позднее, причем в процессе этой позднейшей жизни исторически закономерно вступает в новые отношения с историей. И эти отношения могут осветить произведение для современников новым светом, могут обогатить его новыми, не замеченными прежде смысловыми гранями, извлечь из его глубины на поверхность такие важные, но еще не сознававшиеся прежними поколениями моменты психологического и нравственного содержания, значение кото$рых впервые и могло быть по-настоящему оценено лишь в условиях доследующей, более зрелой эпохи. Так произошло и с творчеством Пушкина. Опыт исторической жизни XIX и XX веков и творчество$ наследников великого поэта раскрыли в его произведениях новые важные философские и художественные смыслы, часто еще недоступные ни современникам Пушкина, ни его первым ближайшим, не посредственным преемникам, в том числе Белинскому. Но так же как творчество учеников и наследников Пушкина помогает сегодня лучше понять произведения великого поэта и оценить по достоинству все скрытые в них семена, получившие развитие в будущем, так и анализ художественных открытий Пушкина позволяет литературной н$ауке глубже проникнуть в последующие открытия русской литературы XIX и XX веков. Это подчеркивает глубокую, органическую связь между новыми путями, проложенными в искус$стве Пушкиным, и всем позднейшим развитием русской литературы вплоть до наших дней.

Литература

  1. Литература в Движении Времени”, Фридлендер Г.М.$

  2. Жизнь и творчество А.С.Пушкина”, Кулешов В.И.

  3. Проза Пушкина: Пути эволюции”, Томашевский Б.В.

На чтение 13 мин. Опубликовано

Из предложенных тем рефератов я выбрала именно эту. Может быть, потому что я всегда интересовалась русской историей, может быть, потому что нынешнее время чем-то похоже на время допетровской эпохи. Мне захотелось работать над этой темой, узнать больше о человеке, который смог своими реформами преобразовать Россию. Мне также не менее важно отношение к Петру Великому именно Пушкина.

Русская философская мысль относилась различно к Петру I и его деятельности. “Различие взглядов происходило во-первых, от громадности дела, совершённого Петром, и продолжительности влияния этого дела: чем значительнее какое-нибудь явление, тем более разноречивых взглядов и мнений порождает оно, и тем долее толкуют о нём: во-вторых, от того, что русская жизнь не остановилась после Петра, и при каждой новой обстановке её мыслящий человек русский должен был обращаться к деятельности Петра, результаты которой оставались присущими при дальнейшем движении, и обсуждать её, применять к новым условиям, новой обстановке жизни: в-третьих, разность взглядов на деятельность Петра зависела от незрелости у нас исторической науки.”

Петр I — величайший исторический деятель, буквально перевернувший всю российскую жизнь – привлекал многих поэтов 18-19 веков. В то время они воспевали монархов потому, что они олицетворяли государство, героев – потому что они служили государству, мир – потому что он способствовал процветанию государства.

Пётр I был интересной, сложной личностью, что привлекательно для писателей и поэтов. Пушкин также не мог обойти стороной этого великого человека.

И насколько Пётр I был великим реформатором, могущественным государственным деятелем, с размахом двинувшим Россию вперёд, настолько Пушкин был Петром Великим русской литературы. Тема Петра – “сквозная” тема в русской литературе вообще, в творчестве Пушкина в частности. Поэт видит в Петре не просто историческую личность, но и олицетворение преобразовательной мощи человечества, насаждающего культуру и цивилизацию по среди нелюдимых и бесприютных пространств, он чувствует себя стеснённым в том, как ему называть эту колоссальную личность, бросившую вызов природе, и говорит о Петре – “Он” (с большой буквы), как принято было говорить лишь о богочеловеке.

Впервые Пушкин коснулся темы Петра в “Заметках по русской истории 18 века”. Поэт видит в нём мудрого царя – реформатора, защитника просвещения. “Ничтожные наследники северного исполина, изумлённые блеском его величия, с суеверной точностью подражали ему во всём, что только не требовало нового вдохновения. … Пётр I не страшился народной свободы, неминуемого следствия просвещения, ибо доверял своему могуществу и презирал человечество, может быть, более, чем Наполеон”.

Работая над петровской темой, Пушкин использовал различные жанры. В 1826 году он пишет о Петре I в “Стансах”. Это стихотворение по стилю напоминает оды 18 века, например: “Петра Великого” Ломоносова и “Вельможу” Державина. Идеалом их была просвещённая монархия, а идеальным героем – Пётр I:

(“Пётр Первый”, Ломоносов)

(“Вельможа”, Державин)

В “Стансах” проводится параллель между Николаем I и Петром – такая параллель была лестной для любого русского монарха. Пушкин убеждал Николая: “Во всём будь пращуру подобен”. Пётр I в “Стансах” – просвещённый монарх:

Образ Петра – “вечного работника на троне” — Пушкин продолжал развивать и в “Арапе Петра Великого”. Пётр I раскрыт в романе уже с разных сторон: Пётр в его отеческой заботливости об Ибрагиме, Пётр – вечный деятель с покоряющей простотой и непринуждённостью обхождения, Пётр с его негативным отношением к нарождавшейся на западный манер аристократии, пустой и мотовской. Наконец, в сюжетной линии Ржевских проступает деспотизм Петра: сосватав их дочь за своего любимца Ибрагима, он разрушает счастье Наташи и Валериана.

Европеизм Петра, его вражда к реакционной старине не мешают ему быть вполне русским человеком. Как изображает Пушкин, Пётр любил те русские нравы и обычаи, которые не казались ему проявлением патриархальной дикости. Беседуя с Ибрагимом, Пётр обнаруживает такое добродушие и весёлость, “что никто, — пишет Пушкин, — в ласковом и гостеприимном хозяине не мог бы подозревать героя полтавского, могучего и грозного преобразователя России”.

Пётр берёт на себя роль свата своего крестника, любит национальные кушанья, не прочь “по русскому обыкновению отдохнуть”. Он искренне заботится об Ибрагиме: “Послушай…, ты человек одинокий, без роду и племени, чужой для всех, кроме одного меня. Умри я сегодня, что завтра с тобою будет, бедный мой араб? Надобно тебе пристроится, пока есть ещё время; найти опору в новых связях, вступить в союз с новым боярством”. Склонность Петра к широкому и большому веселью, добродушное лукавство, гостеприимство – всё это дополняет образ Петра, воплощающего в себе, по мысли Пушкина, черты национального характера. Пушкин даёт глубокое освещение демократичности Петра. Пётр судит о людях и выбирает себе помощников не по сословному признаку, а по умственным способностям, знаниям. Отнюдь не снижая выдающихся личных качеств Петра, Пушкин помогает читателю понять и почувствовать историческую закономерность петровских преобразований и их необходимость. Роман остался незаконченным, но, несмотря на это, современники Пушкина высоко оценили “Арапа Петра Великого”. В.Г. Белинский писал: “Будь этот роман кончен так же хорошо, как начат, мы имели бы превосходный исторический русский роман”. Художественный опыт “Арапа Петра Великого” как эпическое решение темы Петра I отразился и в поэме “Полтава”. Поэма начинается как семейная драма, а разворачивается как народная трагедия. Кочубей, Мария, Мазепа связаны друг с другом личными отношениями, которые находят настоящую оценку лишь в отношении к истории. Пётр поставлен вне круга личных отношений, он “свыше вдохновленный”. Мысль Пушкина о русской истории определила и название поэмы. Он назвал её не “Мазепа”, не “Пётр Великий”, а “Полтава”, указывая на великий народный подвиг, совершённый в этой битве, которая была одним “из самых важных и счастливых происшествий царствования Петра Великого”.

Пушкин сумел придать “Полтаве” черты глубокой народности в содержании и в стиле. Пётр Великий, неотделимый от своих дружин, похожий на героев торжественной оды и эпической поэмы, нарисован в традициях литературы 18 века. Основным средством выразительности является сравнение, оттенённое и как бы комментированное эпитетами:

Возвеличивая подвиг и мужество Петра и его воинства, Пушкин отдаёт должное и сильным противникам русских – шведам. Однако поэт даёт почувствовать, что и сам Карл, и его армия не воодушевлены ничем высоким, тогда как Пётр и его дружины исполнены патриотизма, уверенности в победе.

Пётр восхищается благородством Петра на пиру:

Благородство Петра Пушкин подчёркивает и в “Моей родословной”, указывая милость царя к арапу – своему прадеду. Это стихотворение было своеобразным ответом на пасквиль Булгарина, в котором было затронуто достоинство предков Пушкина. Возмущённый поэт писал тогда в незаконченной статье “Опровержения на критики”: “В одной газете сказано было, что прадед мой…, крестник и воспитанник Петра Великого, /…/ — был куплен шкипером за бутылку рому. Прадед мой, если был куплен, то вероятно дёшево, но достался он шкиперу, коего имя всякий русский произносит с уважением и не всуе”.

Пушкин ответил Булгарину стихами, “притом очень круто”, как сам выражался, — в “Post scriptum’e” к “Моей родословной”:

В этом стихотворении мы видим двойственность характера Петра: “шкипер славный”, “упрямства дух нам всем подгадил”, “был …повешен им”.

Образ Петра в творчестве Пушкина находится в постоянном движении и развитии. В 1833 г. написана поэма “Медный всадник”.

В “Полтаве” Пушкин говорил о Петре Первом:

Теперь поэт увидел перед собой Медного Всадника – воплощённый в металле памятник Петру Великому, основателю “военной столицы”. Пушкин в “Медном всаднике” поднимает проблему взаимоотношений государства и личности. Пётр у Пушкина – деятель, который угадывает потенциальные силы науки и направляет их на решение громадных задач в один из самых высоких и творческих моментов его жизни, когда рождался гениальный замысел создания города “на берегу пустынных волн” Невы.

В стилистике “Медного Всадника” отчётливо обозначены два разнородных начала: торжественная ода и смиренная элегия. Это разноречие стиля, стилистическое противоречие вполне отвечало свободному и сложному замыслу Пушкина. Он тяготеет к одической возвышенности там, где звучит тема Петра, и возвращается к элегической задушевности там, где касается темы Евгения.

Для Пушкина были одинаково достоверны и деяния Петра Великого, и страдания безвестного Евгения. Пушкину был близок мир Петра, была понятна и дорога мечта “ногою твёрдой стать при море”. Он видел, как перед Петром, “мощным властелином судьбы”, смирялась “побеждённая стихия”. Но Пушкин сознавал, какая дорогая цена была заплачена за это торжество, какой ценой был куплен стройный вид Петербурга. Поэтому в его поэме есть истинная глубина, высокая человечность и суровая правда.

Пётр, воплощённый в Медного всадника, видится как “мощный властелин судьбы, а не игралище в её руках”. Утверждая непреклонную волю, вселяя ужас, Медный всадник своим величием опровергает мысли о своём бессилии человека перед лицом рока.

Восторженное настроение поэта омрачается думой о “противоречиях существенности” и скорбном уделе “малых сил”; возникает новый образ Петра:

Пушкин показывает не только величие Петра, но и его недостатки. В грозных событиях наводнения не хватает заботы о маленьком человеке. Пётр велик в государственных замыслах и жесток и жалок в отношении к личности. Евгений жалок в своей бедности и велик в своей любви к Параше, принижен своим жизненным положением и возвышен своими мечтами о независимости и чести, жалок в своём безумии и высок в своей способности протестовать.

В. Г. Белинский говорил, что “Медный всадник” вместе с “Полтавой” образуют “самую великую “Петриаду”, какую только в состоянии создать гений великого национального поэта”.

Мысли Петра – историка определяли создание исторической прозы, становление которой мы видим в незавершённой поэтом “Истории Петра”, написанной в последние годы его жизни.

Действие переносится из Москвы в Голландию, где Пётр с топором в руках работает на верфях и в Англию. Азовские берега и берега Балтики, города Польши и поля Украины, степи Буджака, Париж и границы Персии – таково огромное пространство действия, представленное нам в повествованиях Пушкина. С первых страниц “История Петра” перед нами в живом изображении является юный Пётр.

Пушкин показывает его после усмирения одного из стрелецких бунтов, противопоставляя Петра царствовавшему с ним вместе брату Иоанну: “В то время, как стрельцы стояли по обеим сторонам дороги, падая ниц перед государями, — Иоанн оказывал тупое равнодушие, но Пётр быстро смотрел на все стороны, оказывая живое любопытство. Изображая Петра, едва не ставшего жертвой нового заговора, когда он во время суда над заговорщиками “занемог горячкою”, Пушкин говорит: “Многочисленные друзья и родственники преступников хотели воспользоваться положением государя для испрошения им помилования…но Пётр был непреклонен: слабым, умирающим голосом отказал он просьбе и сказал: “Надеюсь более угодить Богу правосудием, нежели потворством”.

Пушкин подчёркивает противоречие между целями, осуществляемыми Петром, и средствами, которые он применял для их достижения. “Когда народ встречался с царём, — читаем мы в “Истории Петра” – то по древнему обычаю падал перед ним на колена. Пётр Великий в Петербурге запретил коленопреклонение, так как улицы были грязные и болотистые, а народ, его не слушался, то Пётр Великий запретил уже под жестоким наказанием”.

Пушкин рисует черты великодушия Петра и в то же время пишет (в связи с делом первой, постриженной в монахини жены Петра, которая была высечена кнутом): “Пётр хвастал своей жестокостью”.

Пушкин намечает изображение Петра в действии, в противоречиях, в борьбе с врагами и препятствиями. Против Петра вели борьбу за власть бояре и правительница Софья. Эта борьба закончилась избранием на царство Петра.

Царь уделял большое внимание просвещению. Он отправил боярских и дворянских детей за границу для изучения инженерству, корабельному искусству, архитектуре и другим наукам. Пётр сам намерен был учиться в чужих краях всему, чего недоставало ещё государству, погружённому в глубокое невежество. Возвращающихся из чужих краёв молодых людей он сам экзаменовал. Пётр был не только реформатором внутреннего преобразования государства, но, как показано в “Истории Петра”, и талантливым дипломатом в решении внешних политических вопросов.

К сожалению, выполнить задачу, которую Пушкин поставил в освящении эпохи Петра, закончить не удалось. Надежды Пушкина не сбылись. Смерть оборвала его работу, и великий труд остался незавершённым. Итак, в работе А. С. Пушкина над темой Петра очевидна эволюция эпического содержания петровской эпохи, а также политических взглядов поэта. Эту эволюцию отражает движение от стихотворения одического характера через поэмы с усложняющейся жанровой природой к эпическим жанрам с возможностями изображения действительности в единстве её противоречивых сторон. Когда уходит из жизни незаурядный, великий человек, в его бывшем окружении многого не достаёт, исчезает тот центр, вокруг которого всё собиралось, всё двигалось. Конечно, жизнь продолжалась, и вслед за Петром на престол выходили правители, которых Пушкин метко назвал “ничтожными наследниками северного исполина”. Пушкин в своих произведениях ставил в пример Николаю I Петра, но уже в дневнике 1834 года он пишет: “В нём немножко от Петра Великого много от прапорщика”.

Этим Пушкин подчёркивает неповторимую личность царя-реформатора.

Почему же Пушкин особо интересовался личностью Петра?

1). Пётр – величайший исторический деятель, буквально перевернувший всю русскую жизнь.

2). Пётр был интересной, сложной личностью. Это привлекательно для писателя.

3). Пушкин, зная историю своего предка – арапа Ганнибала, чувствовал свою особую связь с Петром.

Произведения, в которых Пушкин упоминает Петра: “Стансы”, “Заметки по русской истории 18 века”, “Моя родословная”, “Медный всадник”, “Полтава”, “Арап Петра Великого”, “История Петра”.

Используя опыт А. С. Пушкина в работе над темой Пера, многие современники создали свои замечательные произведения, например: А. Толстой “Пётр Великий” и т. д.

Список литературы.

1. А.С. Пушкин. Полное собрание сочинений в 16 томах. М., “Художественная литература”

2. Проблемы современного пушкиноведения. Ленинградский ордена Трудового Красного Знамени государственный педагогический институт имени А.И. Герцена, 1986 г.

3. Г.П. Макогоненко. Творчество А.С. Пушкина в 30-е годы. Л., “Художественная литература”.

4. Б.В. Томашевский. Пушкин. Работы разных лет. М., “Книга”, 1990 г.

5. И. Фейнберг. Незавершённые работы Пушкина. Москва, “Художественная литература”, 1979 г.

6. С.М. Петров. Исторический роман Пушкина. М., Издательство Академии Наук СССР 1953 г.

7. Ю.М. Лотман. В школе поэтического слова. М., “Просвещение”, 1988 г.

Используемые источники:

  • https://studyport.ru/referaty/literatura/2280-obraz-petra-velikogo-v-proizvedenijah-as-pushkina

  • Руслан на английском языке как пишется
  • Руслан людмила черномор что это за сказка
  • Руслан и людмила признаки волшебной сказки
  • Руслан и людмила злодей с длинной бородой в сказке
  • Русалочка читать сказку андерсена полностью с картинками бесплатно