Руслан людмила черномор что это за сказка

Поэма руслан и людмила это то сокровище отечественной литературы, которое есть у каждого русскоязычного человека. все мы знаем ее

Поэма «Руслан и Людмила» — это то сокровище отечественной литературы, которое есть у каждого русскоязычного человека. Все мы знаем ее сюжет, всем нам знакомы и близки народные характеры, изображенные в сказке. Как известно, данное произведение победило в своеобразном состязании двух талантов. А.С. Пушкину удалось превзойти своего учителя — Василия Жуковского. Наставник сам признал поражение и помог своему ученику сделать первые литературные шаги. А Многомудрый Литрекон тоже мечтает о том, чтобы читатели его превзошли, и выносит на их суд анализ поэмы «Руслан и Людмила» по плану.

История создания 

Считается, что первоначальный замысел создания своего знаменитого произведения у Пушкина возник еще в лицейский период. Однако всерьёз писатель занялся произведением лишь в 1818-1820 годы. Александр Сергеевич чётко поставил перед собой цель — написать поэму, в которой будут присутствовать сказочные мотивы с изображением «духа богатырского».  На создание произведения «Руслан и Людмила» повлияли работы таких известных авторов, как Вольтер и Ариосто. 

Также на написание поэмы повлияла и книга Н.М. Карамзина «История государства Российского». Из книги известного писателя Пушкина взял имена для своего произведения: Ратмир, Рогдай, Руслан. 

Не секрет, что Александр Сергеевич болел во время создания поэмы. Но это ему помогло, а не помешало. Болезнь дала ему немало времени для написания произведения, которое впоследствии станет одной из его главных работ. Светская жизнь очень отвлекала автора и вынуждала его тратить самое продуктивное время на бесполезные увеселения.

Как известно, литературный наставник Пушкина, В.А. Жуковский, высоко оценил сказку своего протеже. Но как только первые отрывки из поэмы Пушкина вышли в свет, многие критики отозвались о них отрицательно. Они называли его произведение неприличным и безнравственным. Но, несмотря на возмущение критиков, поэма пользовалась огромным успехом в читательской среде. Царская критика вновь сделала рекламу для творчества Пушкина. Более того, очередное наказание вдохновило автора. Во время пребывания в ссылке на Кавказе Пушкин написал эпилог к произведению. Его можно считать отдельным произведением, поскольку он сильно отличается от остального шутливого повествования. Именно данный эпилог ознаменовал начало творческого пути Александра Сергеевича Пушкина в духе романтизма. 

Жанр, направление, размер

Поэма «Руслан и Людмила» —ироничная и шутливая русская поэма-сказка. Произведение базируется на свободной поэтике. Произведение Пушкина написано астрофическим четырехстопным ямбом. 

Поэму автор создал в иронической манере. Все герои в той или иной мере высмеиваются автором. «Подумала и стала кушать» — так поэт отзывается о стойкости и гордости Людмилы, попавшей в плен. Злодей в книге внушает скорее жалость, чем страх. Пленница постоянно обманывает его, а на схватку с главным героем невозможно смотреть без смеха. В произведении находят отражения такие направления в литературе, как сентиментализм, классицизм и рыцарская романтика. 

Кроме того, поэма впитала в себя глубокие патриотические чувства своего времени. «Руслан и Людмила» представляет собой героическую поэму, отражающую патриотические настроения 1812 года. 

Суть: о чем поэма?

В самом разгаре пир в честь бракосочетания Людмилы, дочери князя, и Руслана, самого храброго воина. Все веселятся, кроме других претендентов на руку красавицы — Ратмира, Рогдая и Фарлафа. Однако их мотивы для брака более прозаичны, чем чувства Руслана. И вот когда влюбленные поднимаются в опочивальню, в комнаты врывается злой маг — Черномор. Пользуясь магической силой, он уносит Людмилу в свою резиденцию. Князь опечален похищением и обижен на Руслана, ведь он не защитил невесту. Он объявляет конкурс на спасение дочери: витязь, освободивший ее, женится на ней. Тут же Ратмир, Рогдай и Фарлаф отправляются на поиски. Как и Руслан.

Все герои едут за Людмилой, но разъезжаются по разным дорогам. Руслан попадает к волшебнику финну, который рассказывает о Черноморе и его мотивах. Маг силен, но очень стар, и в этом его главная проблема. Он живет в горах, куда трудно добраться, но финн сориентировал Руслана и помог советами. 

История финна драматична и комична одновременно: он добивался любви надменной красавицы Наины. Но она отказала пастуху. Финн стал воином и принес много сокровищ. Но и тогда Наина отвергла его любовь. После этого герой изучил магию и приворожил прелестницу. Но не знал финн, что прошло уже очень много лет. Наина состарилась, и в него влюбилась уже древняя старуха. Финн с отвращением бежал от нее. А избранница возненавидела его. Она так и не вышла замуж со своим характером и стала ведьмой.

В это же время автор показывает, чем заняты другие воины. Жестокий и вероломный Рогдай решает найти Руслана и убить его, чтобы было меньше сильных соперников. Он встречает Фарлафа, который спал до обеда и кушал. Фарлаф трусит и убегает. На пути Рогдая появляется Наина. Она указывает путь Руслана. А Фарлафу она советует ехать домой. Ведьма предрекает, что Фарлаф и так добьется руки Людмилы. Он следует ее совету.

Рогдай догоняет Руслана, начинается бой. Схватка Руслана и Рогдая привела к поражению последнего. Рогдай упал в воду и утонул. 

В это время Наина прилетает к Черномору в образе птицы и рассказывает ему о Руслане. Маг не боится соперника, ведь пока еще цела его волшебная борода — источник силы. Наина улетает. Но у Черномора другая проблема — Людмила пропала. Оказывается, он обронил шапку-невидимку, и красавица ею воспользовалась. Никто не может ее найти.

Руслан продолжил путь и обнаружил огромную голову павшего великана. Голова была не расположена к беседе. Она громко свистела и пыталась отогнать Руслана. Но богатырь выдержал испытание и попытался договориться с головой. Выяснилось, что великан был братом Черномора. Но карлик завидовал ему и хитростью победил брата. Голова великана была обречена на вечное проклятие, ее удерживали на земле чары Черномора. Узнав о беде Руслана, голова согласилась его пропустить и поведала об уязвимости злого мага: вся сила Черномора скрыта в его бороде. Если ее отрубить, карлик лишится сил. Руслан ночует возле головы и отправляется дальше. А в это же время отважный Ратмир встречает юных красавиц и остается с ними в замке, забыв о Людмиле.

Черномор выманил Людмилу, прикинувшись ее раненым женихом. Но его сладкие речи прерывает появление настоящего Руслана. Он зовет мага на бой. Черномор скрывает невесту с помощью шапки-невидимки и принимает вызов. Тяжел бой с чародеем, но Руслан хватает его за бороду. Два дня носит его Черномор на себе, но не сдается храбрец. И тогда маг лишился сил и признал победу Руслана. Витязь отрезал бороду, но не нашел Людмилу, скрытую шапкой невидимкой. Случайным ударом он сбил шапку, но невеста спала беспробудным сном. Отчаявшийся Руслан услышал голос финна, который посоветовал витязю вести Людмилу в Киев, чтобы там она очнулась. Руслан пустился в обратный путь, а по дороге увидел Ратмира в образе рыбака. Он нашел счастье с другой женщиной и мирно пропустил Руслана.

В это же время Наина решила погубить Руслана. Она подговорила Фарлафа напасть на спящего витязя, убить его и похитить Людмилу, приписав подвиг себе. Так он и сделал. Но не получается у хитреца пробудить княжну. С этим он и едет в осажденный печенегами Киев. А к Руслану на помощь пришел финн. Он напоил героя живой и мертвой водой, благодаря чему Руслан воскрес. Финн подарил ему волшебное кольцо, которое поможет оживить Людмилу. Руслан мчится в Киев.

В борьбе с печенегами именно Руслан оказывается храбрее и сильнее всех. Он помогает освободить город и предстает перед князем. Прикосновение кольца пробуждает Людмилу. Фарлаф признается в обмане, его прощают. Черномор становится слугой во дворце. Главные герои воссоединяются.

Главные герои и их характеристика

В произведении представлены три основных действующих лица: Людмила, Руслан и Черномор. Но другие главные герои в поэме «Руслан и Людмила» могут быть перечислены и охарактеризованы, если в этом есть необходимость. Напишите Литрекону в комментариях, хотите ли Вы продолжения списка? И он добавит его в ближайшее время.

Руслан Руслан символизирует стойкость духа, мужество и героизм. Он добрый и открытый рыцарь, который рискует своим благополучием ради спасения невесты. Это герой, который твердо уверен в своей цели и жизненном предназначении. Он готов добиваться желаемого любой ценой, несмотря на все препятствия и трудности. Но при этом для Руслана неприемлемы измена, бесчестье, подлость, хитрость. Он выступает за честный поединок и не готов унизить свое достоинство ради победы. Именно в образе Руслана выражена авторская позиция: никогда не нужно сдаваться, как бы тяжело ни было. На успех в любом деле способны лишь искренние и добрые люди, способные на самопожертвование и милосердие. 
Людмила Людмила предстает в произведении типичной русской красавицы. У героини длинные косы, она обладает привлекательной внешностью. Она не может силой постоять за себя, но у нее достаточно смекалки, чтобы уберечь свою честь. За скромной и тихой героиней скрывается храбрая и сообразительная девушка. Героиня, испугавшись Черномора, изо всех сил защищает себя от приближающейся опасности. Тем не менее, Людмила не спешит сыграть мужскую роль. Она получает шапку-невидимку, однако не стремится сбежать, ведь ждёт, когда придут к ней на помощь. Она воспитана в традиционном патриархальном обществе, поэтому не обладает мужскими чертами характера.
Черномор Мстительный, злобный и коварный персонаж произведения Пушкина. Маг, чародей, изгнанник. Человек, который не смог адаптироваться в мире людей и нашел себя в чернокнижии. Но даже ему не чужды простые человеческие стремления. Черномор одинок и жаждет внимания к себе. Женитьба на княжне — это его шанс заявить о себе и скрасить одиночество. За его волшебной силой скрывается слабость духа, поэтому он не может даже приручить Людмилу. Это карикатурный злодей. Поэма Пушкина отчётливо показывает границу между добром и злом, между положительными и отрицательными героями. 

В произведении представлено немало и второстепенных персонажей. Так, поэма начинается с описания князя Владимира, его гостей и детей. Соперниками главного героя Руслана являются хан Ратмир, Фарлаф и Рогдай.  Однажды в пещере Руслан знакомится со стариком финном, от которого узнает историю его возлюбленной Наине. Также писатель описывает,  как Людмилу обслуживают три красивые девушки-рабыни. 

Темы

Тематика поэмы «Руслан и Людмила» может быть дополнена Многомудрым Литреконом, а пока он перечислил лишь основные темы:

  1. Любовь. Лишь истинное чувство привело Руслана к цели и принесло счастье героям. В то же время автор осуждает другие мотивы для брака: жадность Фарлафа, легкомыслие Ратмира, жажду власти Рогдая. Все витязи любили не Людмилу, а ее положение или ее красоту. Один лишь Руслан смог по-настоящему проникнуться любовью к ней и освободить ее.
  2. Патриотизм. Сказочный сюжет дополняет историческое повествование о судьбах родины. Противостояние печенегов и Киевской Руси является историческим фактом. Автор вводит этот мотив, чтобы показать настоящий героизм и самоотверженность Руслана. По его мнению, идеальный сказочный принц должен быть защитником Родины. В битве за Русь Руслан демонстрирует свою готовность стать не только мужем Людмилы, но и князем Киевским.
  3. Милосердие. Положительные герои в поэме не убивают и не мстят — это очень важный посыл автора. Чтобы люди жили как в сказке, необходимо научиться прощать. Ни Черномор, ни Фарлаф не получают серьезного наказания за свои преступления. Их исправляют раскаяние и возможность заслужить прощение.
  4. Счастье. Каждый герой сказки ищет свое счастье, но многие люди безвозвратно его потеряли, предъявляя завышенные требования к судьбе. Эту ошибку совершила Наина, отказавшая всем женихам. В эту же ловушку попал Рогдай, который хотел получить все и сразу бесчестными методами. Зато истинное счастье нашел Ратмир, уединившийся со своей избранницей и отвергнувший суету больших амбиций. Истинное наслаждение автор видит в любви, а не во власти и не в богатстве.

Проблемы

Объемная проблематика поэмы «Руслан и Людмила» сокращена до небольшого списка. Если нужно расширить — не поленитесь написать об этом Литрекону. Он все добавит.

  1. Эгоизм. Черномор обезумел от ощущения собственной важности и стал делать безнравственные поступки, потому что его самолюбие оправдывало все мерзости и пороки. Он думал, что ему все дозволено, ведь вино собственного величия ударило ему в голову. Но эгоизм отделил героя от людей и лишил его их любви и поддержки. Он вынужден похищать женщин, обманывать родственников, ведь самовлюбленный карлик не может вызвать симпатию сам по себе. Первопричина всех грехов и несчастий Черномора заключается в его раздутом эго.
  2. Гордыня. Чрезмерная гордость лишает людей счастья и любви. Это доказывает пример Наины: красавица слишком высоко ценила себя, а потому осталась одна. Молодость быстро прошла, прелести увяли, а высокомерие осталось. Героиня стала ведьмой в прямом и переносном смысле.
  3. Подлость. Многие люди готовы на все низости, лишь бы достичь желаемого. Фарлаф обманул и убил спасителя Людмилы, чтобы присвоить его подвиг. Этот поступок ужасен, и цели его не оправдывают. Стремление к успеху никогда не будет достаточным основанием для подлости. Непорядочные люди обязательно поскользнутся на крови тех, через кого они переступили. 
  4. Жестокость. Зло никогда не породит добро, даже если оно становится средством достижения хорошего результата. Рогдай не смог стать победителем и спасти Людмилу, ведь он хотел сделать это, убив ее жениха. Жестокость и стала той силой, которая погубила его же самого.

Основная идея

Смысл произведения Пушкина «Руслан и Людмила» заключается в нравственной победе над злом. Только милосердие, честность, смелость и мужество могут решить проблему и спасти каждого из нас. А вот жестокостью, подлостью, бесчестностью люди только усложняют жизнь себе и окружающим. Эти средства к благой цели не приведут.

Кроме того, вся поэма Пушкина пронизана патриотическими мотивами. Данный настрой можно проследить в поступках и речах героев произведения. Главная мысль поэмы «Руслан и Людмила» состоит именно в передаче чувства истинной и чистой любви. Любви к земле, к избраннице, к своему очагу. Эти чувства возвышают личность и дарят силы для преодоления преград. Пушкин показал национальный русский характер и источник его силы — любовь к дому и готовность защитить то, что дорого. 

Чему учит?

Известная поэма Александра Сергеевича Пушкина учит читателя тому, что предательство всегда будет наказано, независимо от причин, которые послужили поводом для данного поступка. Не секрет, что добро всегда сильнее зла, и это поэт доказывает в своей сказке. Также Пушкин призывает читателей, несмотря ни на какие трудности и препятствия, стремиться добиваться своей цели. 

Автор поэмы «Руслан и Людмила» заставляет задуматься о том, как важно человеку черпать силы в любви, а не в ненависти, тщеславии или алчности. Только благие намерения и помыслы ведут нас к счастью и самореализации. А пороки никогда никому не помогали стать лучше и найти настоящего себя.

Художественные особенности 

Пушкин, создавая свою поэму, использовал различные средства художественной выразительности. Так, в произведении немало эпитетов: «чудесный гений», «очи голубые», «голос милый», «ложь прелестная» и другие. Перечислим и друзе тропы в поэме «Руслан и Людмила»:

  1. Метафоры: «певец видений», «поэзии гений»
  2. Гипербола: «благодарю сердечно бога»
  3. Олицетворения: «пленили картины», «сердце тронутое»
  4. Сравнение: «Покрылись кудри золтоые, И грудь, и плечи молодые Фатой, прозрачной, как туман… «.

Также Александр Сергеевич нередко в своих произведениях использовал лирические отступления. Не исключением стала и поэма «Руслан и Людмила»:

Друзья мои! а наша дева?
Оставим витязей на час;
О них опять я вспомню вскоре.
А то давно пора бы мне
Подумать о младой княжне
И об ужасном Черноморе.»

Критика

Критики довольно не однозначно отзывались о знаменитом произведении Пушкина. Поэмой Александра Сергеевича восхищался русский писатель Максим Горький: 

«Пушкин до того удивил меня простотой и музыкой стиха, что долгое время проза казалась мне неестественной и читать её было неловко. 

С мнением Горького согласились и И.И. Дмитриев, К. А. Полевой, С.М. Бонди. 

Литературные критики не раз отмечали тот факт, что произведение Пушкина проникнуто глубоким смыслом. Эта поэма рассчитала не только на младшего читателя, несмотря на то, что это сказка. Произведение учит, что любовь побеждает все невзгоды. Александр Сергеевич в собственной манере донёс до читателя мысль: во что бы то ни стало идти к своей цели и мечте и не сдаваться ни при каких обстоятельствах. «Счастье любит смелых», — об этом заставляет помнить Пушкин каждого человека. 

Автор: Виктория Комарова

3

Открытие
новых знаний

Расширять
умение учеников за счёт включения новых знаний терминов описаний.

Фронтальная
ф.

Методы:

Словесные

Наглядные

Практические

-Скажите,
пожалуйста, кто же является главными героями оперы «Руслан и Людмила»


каковы образы этих героев?

-Совершенно
верно!

-Прочитайте
первую задачу урока.

-Ребята,
представьте, что вы находитесь в зрительном зале. Ожидаете начало оперы. И
вдруг заиграло какое-то музыкальное произведение. Вы думаете, что уже
началась опера, а на самом деле нет. Как вы думаете, что же это за такое
музыкальное произведение?

-Для
этого я предлагаю вам объединиться в пары. Какие правила работы в паре
вызнаете?


вас на столах есть карточки. Вам необходимо выбрать одно из определений,
которое подходит под определение слова «Увертюра».

-Предлагаю
проверить.

-Посмотрите
на доску, там расположились разные определения, которые есть и у вас на
карточках. Так что же такое увертюра?

-Другими
словами: увертюра – это краткое содержание оперы.

-Увертюры
пишутся к театральным спектаклям, таким как опера, балет. Но пишутся, они в
тетрадях, в которых пишите вы. И пишутся они не буквами и цифрами. Все
музыкальные произведения пишутся на нотном стане (нотный стан – это набор
параллельных горизонтальных линий (нотных линеек), на которых и между
которыми записываются ноты), (ноты – это графическое обозначение звука
музыкального произведения). А все вместе это называется – партитура.

-Увертюра
была написана и к опере «Руслан и Людмила». Предлагаю послушать ее и ответить
на вопросы:

1.
Каков характер произведения?

2.
Что вы представляли себе, слушая увертюру к опере «Руслан и Людмила»?

Ребята,
здесь присутствуют три образа. Это Образ Людмилы, Руслана и Черномора.


Предлагаю еще раз прослушать данную увертюру и поднять руку мальчикам, когда,
по-вашему, мнению, будет звучать музыка Руслана, девочкам поднять руку –
когда музыка Людмилы, а я подниму руку – когда музыка Черномора

Все
молодцы!

Какую
задачу мы с вами выполнили?

-Мы
с вами познакомились с понятием увертюра, партитура, послушали увертюру,
написанную к опере «Руслан и Людмила», а также пробовали определить, какие
партии в увертюре, принадлежат Руслану, Черномору и Людмиле.

-Прочитайте
вторую задачу нашего урока.

Ребята,
вспомните прошлый урок и скажите, с какой сцены начинается опера?

Как
вы думаете, в честь чего был этот пир?

А
что же случилось после свадебного пира?

И
куда ее уносит?

А
кто же такой Черномор?

Представьте,
что мы с вами оказались в замке у Черномора.  Для того, чтобы проникнуться
атмосферой в замке, я предлагаю вам послушать мелодию из оперы и ответить на
вопросы.

1.Слушая,
данную мелодию, кто вам представился?

2.
Какие события происходили в замке?

3.
Какой характер музыки?

4.
Как вы думаете, что делает Черномор под данную композицию?

Слушанье.

Ребята,
именно в этом марше мы слышим РОГ с помощью которого Руслан вызывает на бой
Черномора.

Как
вы думаете, что произойдет дальше?

Обратите
внимание на доску. Мы видим сцену из оперы, где Руслан отрубает бороду Черномору,
и он теряет свою волшебную силу.

У
каждой истории есть финал.

А
что же это такое?

Как
вы думаете, чем же закончится опера?

Предлагаю
вам послушать финальный хор и ответить на вопросы:

Скажите,
каков характер этой мелодии?

Как
вы думаете, что же Черномор сделал с Людмилой?

А
как Людмила пробудится ли она от сна?


песне есть такие слова: «Ах ты свет Людмила, пробудись очнися»)

Предлагаю
послушать еще один хор и ответить на вопрос

1.Какой
характер мелодии?

2.
Что напоминает нам эта муз. композиция?

Как
вы думаете, чем же закончится опера?

Какую
задачу мы выполнили?

-Главными
героями оперы являются Руслан, Людмила и Черномор.

—Руслан
– отважный, мужественный, готовый на любой подвиг.

Людмила –
нежная, беззащитная, добрая.

Черномор
– мрачный, коварный, злой, завистливый.

Читают
первую задачу урока.

Вспоминают
правила работы в паре.

Выполняют
задание.


Увертюра – это вступление к опере или к балету.

1.Энергичная,
торжественная, мужественная, устрашающая, нежная, спокойная.

2.
Представляли себе образ Руслана, который мужественный и отважный. Образ
Черномора, который злой колдун. Образ Людмилы, которая нежная, добрая и
заботливая.

Поднимают
руки.

-Мы
выполнили первую задачу.

Читают
вторую задачу.

-Опера
начинается со сцены свадебного пира.

-В честь
свадьбы Руслана и Людмилы.

-Черномор
похищает Людмилу.

-Уносит
в свой замок.

-Черномор
– это злой волшебник.

1.Мне
представился Черномор и Руслан.

2. Идет
борьба за Людмилу между Черномором и Русланом.

3.Характер
у данной музыки волшебный, загадочный, местами грозный и таинственный, как —
будто Черномор колдует.

4.Он
колдует над Людмилой.

-Руслан
и Черномор начнут бой. Руслан отсекёт бороду Черномору и тот потеряет свои
волшебные чары, но успеет заколдовать Людмилу.

—Финал –
это заключительная часть чего-либо.

 -Руслан
и Людмила вернуться на родную землю.

-Спокойная,
мелодичная, нежная.

-Погрузил
ее в сон.

-Да,
Руслан привезет ее домой, и она пробудится от сна.

1.Звонкая,
громкая, меняющаяся.

2.Увертюру,
которую слушали в начале.

-Руслан
победит Черномора. Доставит Людмилу на родную землю, где она пробудится от
сна.

-Мы
выполнили вторую задачу.

Слайд

П.

П.

К.

Р.

Тема урока: Опера М. И. Глинки «Руслан и Людмила».

Тип урока: Урок «открытия» нового знания.

Форма урока: Урок-путешествие

Цель урока: Сформировать представление об особенностях построения оперного спектакля через знакомство с оперой М.И. Глинки « Руслан и Людмила» — шедевром русского оперного искусства.

Задачи урока:

Образовательная:

— Познакомить с оперой М.И. Глинки «Руслан и Людмила»

— Раскрыть через художественный образ тему добра и зла

Развивающая:

— Развивать творческие способности и мышление учащихся

— Развивать позитивное отношение к классической музыки

Воспитательная:

— Воспитание общечеловеческих качеств: желание помочь в трудную минуту, сочувствие.

Ход урока:

Организационный момент: 

Орг. момент

[На слайде изображение солнца]

Настроение у нас отличное,

А улыбки – дело привычное.

Пожелаем друг другу добра,

Ведь урок нам начинать пора!

Мотивация на учебную деятельность

 У.: Солнышко светит ярко, улыбается нам. Давайте закроем глаза ладошками от его ярких лучей и тоже улыбнёмся. А ведь солнце не только светит, но и дарит тепло? Давайте немного согреемся. Потрите свои щёчки, свои ручки, коленки. Хорошо! Надеюсь, вы согрелись, взбодрились, и будете активно работать на протяжении всего урока

Ребята, сегодня у нас урок необычный, и мы представим, что находимся в театре.

У.: Ребята, кто из вас был в театре?

Д.: ответы.

У.: А в музыкальном театре?

Д.: ответы.

Как вы думаете, что можно посмотреть и послушать в детском музыкальном театре?

В музыкальном театре можно посмотреть и послушать оперу, балет, спектакль и т.д.

Что больше всего вам нравиться смотреть и слушать?

Сказку.

Конечно, раз музыкальный театр детский, то очень часто основу музыкальных произведений составляет сказка или сказочный сюжет.

Скажите, пожалуйста, а кто является героями сказок? Приведите примеры.

Ответы

Сказочными героями могут быть гномы, волшебники, феи, колдуны, богатыри и животные.

Послушайте мою первую литературную загадку, (читает отрывок из поэмы А.С. Пушкина «Руслан и Людмила»).

У лукоморья дуб зелёный;

Златая цепь на дубе том:

И днём и ночью кот учёный

Всё ходит по цепи кругом;

Идёт направо — песнь заводит,

Налево — сказку говорит.

Там чудеса: там леший бродит,

Русалка на ветвях сидит;

Там на неведомых дорожках

Следы невиданных зверей;

Избушка там на курьих ножках

Стоит без окон, без дверей…

У:Кто из вас вспомнил, какое сказочное литературное произведение начинается этими поэтическими строками?

(учащиеся определяют, из какого произведения отрывок)

Д: Поэма А.С.Пушкина «Руслан и Людмила» Слайд 2

У: Молодцы. Поэма — сказка «Руслан и Людмила» была с восторгом прочитана русским композитором М.И.Глинкой. Он написал по сюжету поэмы А.С. Пушкина оперу, которая так и называется «Руслан и Людмила»

Как вы думаете, как будет звучать тема нашего урока?

( Опера «Руслан и Людмила») Слайд 3

У: Да, тема нашего урока: «Опера М.И. Глинки «Руслан и Людмила».

Ребята, а о чём опера «Руслан и Людмила»?

(ответы детей)

Слайд 4

У: Опера начинается со сцены свадебного пира:

Киевский князь Светозар выдаёт свою дочь Людмилу замуж за храброго витязя Руслана. Вдруг веселье прерывается, раздаются сильные удары грома, наступает полная темнота. Гости в страхе замирают на месте…

 Когда вновь становится светло, все с ужасом видят, что Людмила исчезла. Слайд 5.Это волшебник Черномор похитил её и унёс в свой заколдованный замок.

А теперь представьте, что мы с вами вошли в музыкальный театр, разделись, купили программку (показать). Слайд 6.

А вы знаете, что такое программка и для чего она нужна?

(ответы детей)

У: Программа — это печатный путеводитель спектакля. В ней пишут, кто играет в спектакле, авторов, краткое содержание. Слайд 7

Итак, мы купили программку и попали прямо в зрительный зал. А теперь закрыли все свои глаза и представили себя в зрительном зале. Вот погас свет. Дирижер вышел к оркестру. Взмах дирижерской палочкой – и в затихший зрительный зал полились звуки музыки. Это зазвучала увертюра. Так начинается опера.

А что же такое увертюра?

Д: Увертюра – это вступление к опере или к балету.

У: Да, это вступление к опере.

У.: Сейчас мы с вами послушаем фрагмент увертюры «Руслан и Людмила» русского композитора М.И.Глинки. Слайд 8 (автоматически)

(слушание увертюры)

Каков характер произведения? Что вы представляли себе, слушая увертюру к опере «Руслан и Людмила»?

А кто мне может сказать, что такое опера?

Д: Опера – это музыкальный спектакль, где герои поют.

У: Да, опера – это музыкальный спектакль, который состоит из нескольких частей с перерывом. А как называется этот перерыв в театре?

Д.: Антракт.

У.: Правильно. Возникла опера боле 400 лет тому назад в Италии. В переводе с итальянского слово «опера» означает буквально труд, сочинение, дело. В создании оперы принимают участие очень много людей. Это писатели, музыканты, художники, оперные артисты (певцы).

А что делают художники в театре?

Д.: Декорации, грим, костюмы.

У.: Оперные артисты?

Д.: играют и поют.

У.: Что делают музыканты в оркестре?

Д.: Играют на музыкальных инструментах.

У.: А что делают писатели, поэты?

Д.: Пишут рассказы, сказки, стихи.

У.: А есть еще оперные писатели, оперные поэты. Они пишут, т.е. пересочиняют пьесы, романы, сказки специально для пения. И это все умещается в маленькой книжечке – либретто. Слайд 9.

В переводе с итальянского либретто — это буквально маленькая «книжечка». Это краткое изложение содержания пьесы, оперы. Слайд 10

У.: Ребята, что, по-вашему, является главным в опере? Без чего опера будет простым спектаклем?

Д.: Без музыки.

У.: Правильно! Ради неё мы идем в оперный театр.

М. И. Глинка не просто пересказал содержание поэмы, но и для каждого героя композитор создал свой музыкальный портрет. Он языком музыки дополнил слова А.С. Пушкина и от этого музыкальные портреты получились очень яркими и интересными.

Сейчас мы с вами мысленно снова окажемся в зрительном зале. Представим себе: вот герой вышел на сцену и поет один. В это время на сцене ничего занимательного не происходит, действие как бы останавливается. Все слушают музыку. Музыку, которая рассказывает о сокровенных чувствах и мыслях героя, раскрывает нам его внутренний мир. Такая сольная песня называется ария, и сейчас мы с вами послушаем арию Руслана из оперы «Руслан и Людмила» Слайд 11

(звучит ария).

У.: Какая музыка по характеру? Каким вы представили себе Руслана?

Д.: ответы.

У.: Но помимо арии есть и другие сольные номера – ариозо, каватина. Каватина это — небольшая лирическая ария.

Сейчас вы увидите музыкальный фрагмент из оперы, который называется «Каватина Людмилы». Слайд 12.

(Видеофрагмент «Каватина Людмилы»)

Что вы можете сказать об этом персонаже? В каком настроении исполнен этот фрагмент?

(ответы детей)

 Каватина Людмилы отражает различные настроения шаловливо-грациозной девушки, но способной и на большое искреннее чувство.

У: А чтобы познакомиться со следующим героем из оперы слушаем следующую литературную загадку:

Уже колдун под облаками;

Hа бороде герой висит;

Летят над мрачными лесами,

Летят над дикими горами,

Летят над бездною морской;

От напряженья костенея,

Руслан за бороду злодея

Упорной держится рукой.

(учащиеся определяют)

Кот: Какого колдуна описала нам загадка?

Д: Черномора

У: Правильно, а кто такой Черномор?

Д: злодей

У: Он настоящий или сказочный герой?

Д: сказочный

У: Как вы думаете, какими чертами обладал злой колдун?

Он был коварный, хитрый.

У: В чем его волшебная сила?

Д: это злобный карлик, сила которого находится в его длинной бороде.

А что произойдет, если ему отрубить бороду?

(Вся его волшебная сила исчезнет и он станет абсолютно безвредным)

Но отрубить бороду обычным мечем нельзя. Для этого нужен волшебный меч, раздобыть который может только настоящий богатырь, храбрый и бесстрашный, мудрый и по-настоящему любящий Людмилу.

Сейчас мы послушаем отрывок из оперы «Руслан и Людмила» – «Марш Черномора» для этого попрошу вас всех встать и представить себя в роли дирижёра, управляющего целым оркестром. Слайд 13

(Слушание музыкального произведения — М.И. Глинка «Марш Черномора» из оперы «Руслан и Людмила» с пластическим интонированием) Слайд 14

Какой характер прозвучавшей музыки?

Ответы детей: музыка громкая, грозная, страшная

Сохраняется ли такой характер музыки до конца произведения? (нет)

Учитель: Почему ваши жесты были разными?

Дети: Потому, что музыка была разной. Она изменялась: то тихо, то громко; то резко, то плавно.

Музыка звучит уже не так грозно, немного ускоряется ,появляются насмешливые интонации (ведь Черномор-это карлик, который без бороды не представляет никакой угрозы).

У.: У.: Еще один из важных компонентов, без которого не может обойтись опера – это оркестр. Какой же это оркестр, как он называется?

Д.: Симфонический.

У.: Оркестр звуками может нарисовать: битву, бурю и многое другое. Он звучит на протяжении всего действия.

А теперь мы с вами попробуем стать артистами оркестра, поможем ему, исполним марш вместе с ним. Слайд 15.

(игра на ударных инструментах под «Марш Черномора»)

У: Я предлагаю вам немного отдохнуть и потанцевать. Слайд 16.

(физминутка «Зверобика»)

У: Ребята, сегодня мы побывали в музыкальном театре, где познакомились со сказочными героями из оперы «Руслан и Людмила» и хотелось бы завершить наш урок песней, которая называется:

О чем эта песня?

О каких сказках поется?

На сюжет многих сказок, которые вы услышали в песне, также написаны музыкальные спектакли. Слайд 18

Вокально-хоровая работа

У. Ребята, какое сейчас время года? (Зима). А какие изменения происходят в природе зимой? (День становится короче, холодает, птицы улетают на юг, животные меняют шубки, ложатся в спячку). У. А вы знаете, почему медведь спит зимой? Русский поэт-песенник Александр Александрович Коваленков предлагает свою версию того, почему же мишка зимой спит. Давайте послушаем его песню и разучим её.

Прослушивание песни (просмотр ролика)

— Какой был характер музыки в этой песне? (Бодрый, забавный, весёлый)

У. Сейчас мы разучим 1 куплет

1)Я читаю, а вы повторяете про себя

2) Читаем хором

3) Поём под плюс про себя

4) Поём под плюс хором

5) Поём под минус

(Разучивание 1- 2-го куплета песни.)

Раз морозною зимой, Вдоль опушки лесной, Шёл медведь к себе домой В теплой шубе меховой.

Шёл он, шёл к своей берлоге По просёлочной дороге И, шагая через мост, Наступил лисе на хвост.

Обратите внимание на темп. В начале он бодрый, громкий – шагает медведь. А к концу но затихает.

Разучивание 3-4-го куплета и его исполнение

Подняла лисица крик, Зашумел тёмный лес, И медведь с испугу вмиг На сосну большую влез.

На сосне весёлый дятел Белке домик конопатил И промолвил: «Ты, медведь, Должен под ноги смотреть!»

Как будем петь 3 куплет? (С нарастающей громкостью – лиса кричит, а слова дятла поём с наставлением, упрёком).

Разучивание 5-5-го куплета и его исполнение

С той поры медведь решил, Что зимой нужно спать, По тропинкам не гулять, На хвосты не наступать.

Он в берлоге безмятежно Спит зимой под крышей снежной, И доволен неспроста, Что родился без хвоста.

У. Споем всю песню целиком под караоке. Под минус

Давайте разучим с вами первый куплет с припевом.

(разучивание и исполнение первого куплета песни)

-Ребята, как мы должны исполнять песню, чтобы передать волшебное таинственное настроение?

(Негромко, мягко, напевно, легко)

Слайд 19

Итог урока.

— С каким произведением мы с вами познакомились на уроке?

-Кто сочинил поэму «Руслан и Людмила»?

-Кто сочинил оперу «Руслан и Людмила»?

Рефлексия. У вас на столах лежит основа для смайлика, если вам понравился урок нарисуйте ему глазки и улыбку, а если нет – то нарисуйте грусное вырожение лица.

Музыка  
                                                                          3
класс 18

Тема
раздела:

«В
музыкальном театре».

Тема
занятия:
Опера «Руслан и
Людмила». Увертюра.

Тип
занятия:
урок
открытия новых знаний.

Форма
занятия:

урок

— путешествие в театр оперы.

Цель
занятия:

знакомство с отдельными сценами и певческими голосами оперы «Руслан и Людмила»
М.И. Глинки; знакомство с формой построения музыки — рондо.

·       
развивать
позитивное отношение к классической музыки.

·       
воспитывать общечеловеческие качества: желание
помочь в трудную минуту, сочувствие.

·       
формирование
этических чувств доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости;

·      
развитие образно-ассоциативного мышления детей на основе
активного, прочувствованного восприятия музыки.

·       
способствовать
формированию умений формулировать свои мысли и обосновывать собственную точку
зрения, учитывать позиций других людей.

·       
способствовать
формированию умения принимать и сохранять учебную задачу;

·       
адекватно
воспринимать оценку учителя и товарищей.

·      
способствовать
формированию
умения усваивать музыкальные термины.

Музыкальный
материал:

увертюра,
марш Черномора,
ария
Руслана, каватина Людмилы, сцена Фарлафа и Наины, рондо Фарлафа, заключительный
хор
«Слава
великим богам»

из
оперы «Руслан и Людмила»
М. И. Глинки.

Дополнительный
материал:

кроссворд для работы в парах, конверты с заданием для работы в группах, карточки,
презентация «
Опера
«Руслан и Людмила», детские ударные инструменты
.

Оборудование:
компьютер и мультимедийный проектор, экран, колонки.

Ход
занятия.

Этапы
урока

Деятельность
учителя

Деятельность
обучающихся

Формируемые
УУД.

I.
Организационный этап.

Мотивация
к учебной деятельности.

Настраивает
на работу, создает благоприятные условия для деятельности.

1.
Приветствует обучающихся.
«Здравствуйте, ребята!»

Настраиваются
на восприятие темы и деятельность на занятии.

1.
Дети входят в класс под музыку
Увертюры из оперы
«Руслан и Людмила»
М. И. Глинки.

2. Приветствуют
учителя.

«Здравствуйте!»

Личностные: развитие
доброжелательности, проявление эмоциональной отзывчивости на музыку.

II. Этап актуализации субъективного опыта обучающихся.

Формулировка
темы занятия.

Работа в группах.

Совместно
с обучающимися формулирует тему занятия.

Слайд 1.

У. Ребята,
что вы видите на экране?

У. Да, это
здание московского Большого театра. Какие спектакли идут в этом театре?

У. Верно. В чем отличие этих музыкальных спектаклей?

Работа в группах.

   Раздаёт конверты, в которых находятся иллюстрации к
спектаклям, их названия и фамилии авторов.

У. Мы с вами уже знакомы с некоторыми
операми и балетами. Вспомните их названия и фамилии авторов.

У. Назовите известные вам музыкальные
спектакли.

У. Всё
верно. Как вы думаете, куда же мы отправимся сегодня?

У. «В
музыкальном театре» — так называется раздел, в котором мы с вами начинаем
работать на сегодняшнем занятии.

У.
Откройте учебник на с. 69. Познакомьтесь с названиями спектаклей, о которых
мы будем говорить в этом разделе.

У. Прочитайте
название оперы, с которой мы будем работать сегодня.

Слайд 2.

У. Назовите
автора оперы.

Слайд 3.

У. Назовите
главных героев оперы.

У.
Назовите автора поэмы, на которую была написана опера.

Слайд 4.

У. С чем
можно сравнить драму Пушкина? Почему?

Слушают
учителя, отвечают на поставленные вопросы.

Д. Это
здание театра в Москве.

Д. Это музыкальный театр, в котором идут оперы и балеты.

Ответы детей.

Соотносят иллюстрации с
названиями произведений и фамилиями композиторов.

Д. Опера
«Снегурочка» Н.А. Римского-Корсакова, опера «Иван Сусанин» и опера
«Руслан и Людмила» М.И. Глинки, балет «Золушка» С.С. Прокофьева, балет
«Щелкунчик» П.И. Чайковского.

Д. В музыкальный театр.

Находят нужную страницу. Знакомятся с темами раздела.

Д. Опера
«Руслан и Людмила».

Д. Михаил Иванович Глинка.

Д. Руслан, Людмила,

Наина, Фарлаф, Черномор.

Д. Александр Сергеевич Пушкин.

Д. Драму
можно сравнить со сказкой, так как в ней есть волшебство. Как и сказка, произведение
заканчивается победой Добра над Злом.

Познавательные: умение
ориентироваться в своей системе знаний, устанавливать причинно-следственные
связи, осуществлять анализ объектов.

Регулятивные:
целеполагание, как постановка  учебной задачи на основе того, что уже
известно и усвоено обучающимися. Коммуникативные:

слушают,
точно высказывают свои мысли.

Регулятивные:

развитие
умения анализировать, сравнивать, выделять главное, понимать учебную задачу.

III. Этап изучения нового материала.

Знакомство
с отдельными сценами из оперы «Руслан и Людмила» М.И. Глинки.

Видео.

Беседует с обучающимися.

Слайд 5.

У. Рассмотрите
иллюстрацию на с. 71 учебника. Какой эпизод из оперы здесь показан?

У. Что же
произошло на их свадьбе?

У. Кто
такой Черномор?

Слайд 6.

Д. Давайте
послушаем как рисует образ Черномора музыка.

·      
Звучит марш Черномора из оперы «Руслан и Людмила» М.И.
Глинки.

У. Вы узнали эту
музыку?

У. Как звучит
партия Черномора?

У.
Черномор — это единственный персонаж в опере, который не поет. Его тему
исполняет симфонический оркестр. Так композитор хотел подчеркнуть, что этот
герой уродлив не только внешне, но и внутренне.

У. Давайте
и мы с вами сейчас станем артистами оркестра и с помощью ударных инструментов
изобразим Черномора.

·      
Повторно звучит марш Черномора из оперы «Руслан и Людмила»
М.И. Глинки.

У. Что же в
это время делает Руслан?

У. Вспомните,
что такое ария?

Слайд 7.

У. Я предлагаю вам послушать арию Руслана. В
её основе лежат две контрастные темы,
 которые помогут нам
понять характер витязя.

·      
Звучит
ария Руслана из оперы «Руслан и Людмила» М.И. Глинки.

У. Каким вам представился Руслан?

У. Партию
Руслана в опере исполняет баритон. Это низкий мужской певческий
голос, но выше, чем бас, поэтому он кажется немного моложе. Так композитор
показывает, что Руслан не юнец, а мужественный защитник и воин, познавший
опыт сражений и вкус побед.

У. Помимо
арии в опере можно услышать сольный номер, который называется каватина.

Слайд 8. 

У. Каватина — небольшая лирическая ария.
Сейчас мы прослушаем каватину Людмилы.

·      
Звучит каватина Людмилы из оперы «Руслан и Людмила» М.И.
Глинки.

У. С каким чувством Людмила исполняет
каватину?

У. Партию Людмилы в опере исполняет сопрано
— высокий женский певческий голос.

У. Давайте
сравним арию Руслана и каватину Людмилы. Какими  их показывает нам композитор?

Отвечают на вопросы учителя.

Д. Свадьба Руслана и Людмилы.

Д. Во
время свадьбы вдруг наступила полная темнота.
Когда
вновь стало светло, все с ужасом обнаружили, что Людмила исчезла
. Ее похитил Черномор, потому что был в нее влюблен. Он заточил
Людмилу в саду своего замка.

Д.
Черномор хитрый
маленький, страшный карлик, сила которого находилась в
волшебной длинной бороде.

Д. Да. Это марш Черномора.

Д.
Музыка звучит грозно и коварно, но в тоже время волшебно и сказочно.

Играют
на ударных инструментах.

Д. Руслан
вместе с другими витязями Фарлафом и Ратмиром
отправляется на поиски Людмилы.

Д. Это
вокальное произведение, исполняемое солистом в сопровождении оркестра.

Слушают арию.

Д. Первая
тема арии показала нам сильного и храброго воина. Вторая — любящего и
ласкового, мужа.

Слушают каватину.

Д. Каватина
звучит
искренне, нежно, немного шутливо.

Д. Руслан
— мужественный, сильный,
отважный. Людмила —
нежная, изящная, мечтательная.

Познавательные: умение осознанно вслушиваться в
произведения, строить логическую цепь рассуждений, делать выводы.

Личностные:  эмоционально отзываться на знакомые и
близкие по настроению музыкальные произведения.

Познавательные:
знакомство с новыми музыкальными терминами.

Физкультминутка.

У. Я вижу
вы немножечко устали. Давайте отдохнём.

  
Мы устали чуточку,

  
Отдохнём минуточку.

  
Поворот, наклон, прыжок,

  
Улыбнись, давай, дружок.

  
Ещё попрыгай: раз, два, три!

  
На соседа посмотри

  
Руки вверх и тут же вниз

  
И за парту вновь садись.

Выполняют
движения в соответствии с текстом.

Регулятивные:
самоорганизация отдыха на уроке.

Продолжение
знакомства с отдельными сценами из оперы «Руслан и Людмила» М.И. Глинки.

Видео.

Видео.

Работа в парах.

У. А кто мешал Руслану добраться до сада
Черномора и спасти Людмилу?

У. Кому предложила свою помощь Наина?

Слайд 9.

У.
Откройте с.72 учебника. Прочитайте, как Александр Сергеевич Пушкин
характеризует Фарлафа.

У. Как к Фарлафу относится 
композитор, мы узнаем, послушав сцену встречи
Фарлафа и Наины.

Слайд 10.

·      
Звучит сцена Фарлафа и Наины из оперы «Руслан и Людмила»
М.И. Глинки.

У. Как вы считаете, каким был Фарлаф?

У. А как
звучит партия колдуньи Наины?

У. Как начинает себя вести Фарлаф, когда узнаёт
что перед ним волшебница?

У. Партию Фарлафа в опере исполняет
самый низкий мужской голос — бас.

Слайд 11.

У. Таким
голосом обладал русский певец Фёдор Иванович Шаляпин.
Его бас был сильным и виртуозным, а дикция —
отчетливой. Среди самых известных ролей, которые исполнял певец и роль
Фарлафа.
 Рассмотрите
на с. 73 учебника его фотографию в роли Фарлафа.

У. Сейчас мы послушаем арию Фарлафа, написанную
в форме рондо
.

Слайд 12.

У. Рондо —
это музыкальная форма, в которой главная тема чередуется с эпизодами не менее
3-х раз, причём музыка главной темы не изменяется, эпизоды же имеют отличную
друг от друга музыку.

  
Фрагмент главной темы вы можете найти на с. 73 учебника.

·      
Звучит рондо Фарлафа из оперы «Руслан и Людмила» М.И.
Глинки.

У. Что еще
вы можете сказать о Фарлафе, послушав его рондо?

У. Напомните
мне, чем заканчиваются сказки?

У. Когда
мы об этом узнаём?

Работа в парах.

Раздаёт кроссворд.

У.
Когда
мы узнаём об этом в опере, вам поможет раскрыть кроссворд.

У. Какое
ключевое слово у вас получилось?

У. Что
такое увертюра?

Слайд 13.

У. Музыкальное
вступление перед оперой всегда исполняется только симфоническим оркестром. Во
время звучания увертюры на сцене ничего не происходит, герои не поют,
действие не разворачивается
. Увертюра настраивает слушателей на
восприятие предстоящего спектакля.

У. На
каких же темах построена увертюра  к опере «Руслан и Людмила»? Откройте с.
74-75 учебника. Что вы видите на этих страницах.

У.  Так
и увертюра содержит в себе музыкальные темы главных героев. Ведь композитор
пишет её, как привило, после завершения работы над оперой.

У. Давайте послушаем увертюру.

·      
Звучит увертюра к опере «Руслан и Людмила» М.И. Глинки.

У. Как
звучит музыка в конце увертюры?

У. О чём это
говорит?

У. Верно.

Д. Злобная колдунья Наина.

Д. Сопернику
Руслана Фарлафу.

Находят нужную страницу. Хорошо читающий ребёнок читает вслух.

Д. Фарлаф был трусливым. Ему страшно. Он
поет: «Я весь дрожу…». Он боится Наину и много раз спрашивает её: «Скажи
мне: кто ты?».

Д. Мелодия
звучит словно заклинание.

Д. Он становится радостным.

Рассматривают в учебнике фотографию Ф.Шаляпита в роли Фарлафа.

Слушают рондо.

Д.
Рондо показывает, что Фарлаф был не только трусливым, но и хвастливым. Он
хвастается еще не совершенным подвигом.

Д. Добро побеждает Зло.

Д. В конце сказки.

Решают
кроссворд.

Д. Увертюра.

Д.
Музыкальное вступление к опере или балету.

Д. Мы
видим изображения главных героев оперы.

Слушают увертюру.

Д.  В
конце увертюры музыка звучит ликующе, светло, жизнерадостно.

Д. Это
говорит о том,
что все закончится хорошо. Добро победит Зло.

Познавательные: проводить сравнительный анализ
стихотворного и музыкального текста.

Коммуникативные:

умение
слушать и понимать речь других; умение высказывать свои мысли в устной форме.

Личностные: развивать
творческое начало в размышлениях о музыке, размышлять и анализировать;
развивать ассоциативное мышление, развивать слушательскую культуру,
инициативу и самостоятельность.

Познавательные: развивать умения глубже понимать смысл
произведения.

IV. Этап
повторения пройденного материала.

Работа по карточкам.

Раздаёт карточки.

У. Мы с
вами говорили о том, что в опере «Руслан и Людмила», как и в сказке, Добро
борется со Злом.

   Какие
герои в опере представляют силу Добра, а какие силу Зла?

У. С какими музыкальными терминами мы
сегодня познакомились?

У. Что такое каватина?

У. Что такое рондо?

У. Что такое сопрано, баритон, бас?

Работают по карточкам.

Д. К
силам Добра относится храбрый витязь Руслана и прекрасная княжна Людмила, её
отец
князь Светозар, певец Баян, добрый волшебник Финн.

   К силам Зла — злой карлик Черномор,
коварная колдунья Наина, трусливый витязь Фарлаф.

Д. Каватина, рондо.

Д.
Небольшая лирическая ария.

Д. Форма
музыкального произведения, где главная тема чередуется с эпизодами.

Д. Это
певческие голоса.

Бас
это самый низкий мужской певческий голос. Баритон тоже низкий мужской
певческий голос, но звучит немного выше баса и поэтому, кажется моложе. Сопрано
— высокий женский певческий голос.

Познавательные:

обобщить полученную информацию, анализировать и синтезировать
свои знания.

Регулятивные: оценивать правильность
выполнения действий одноклассников. Коммуникативные: допускать
возможность существования у людей различных точек зрения.

V. Этап подведения итога занятия.

У. Сегодня
мы с вами слушали сцены из оперы «Руслан и Людмила». Как и в доброй сказке, в
этой опере счастливый финал.
Финал оперы исполняет заключительный
хор «Слава великим богам», который величает храброго Руслана и красавицу
Людмилу, славит родную
землю.

Слайд 14.

·      
Звучит хор «Слава великим богам» из оперы «Руслан и Людмила» М.И. Глинки.

У.
Как
звучала музыка?

У. Вот на
этой торжественной ноте мы и завершим сегодняшнее путешествие в оперу.

Выставляет оценки.

Слушают учителя.

Слушают музыку.

Д.
Празднично, радостно, торжественно.

Личностные: развитие
доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости.

VI. Этап домашнего задания.

У. На следующем
занятии мы с вами проведём викторину
по теме «Опера «Руслан и
Людмила».
Подготовьте
вопросы
для викторины.

Записывают
задание в дневник.

VII. Этап
рефлексии.

У. Ребята,
кому сегодня было все понятно, не возникали трудности, поднимите две руки
верх, у кого были небольшие трудности, поднимите одну руку вверх, а кто
совсем не справлялся, тот не поднимает руки.

  
Покажите результативность.

Показывают
результативность, оценивают самостоятельно  свою деятельность на занятии.

Дети выходят из класса под звучание
заключительного
хора «Слава великим
богам»
из оперы «Руслан и Людмила» М.И. Глинки.

Познавательные: 

рефлексия
способов и условий действия, их контроль и оценка.

Личностные: 

установление
обучающимся значения результатов своей деятельности для удовлетворения своих
потребностей, мотивов, жизненных интересов.

Здесь даны основные сведения о поэме А. С. Пушкина «Руслан и Людмила», представлено её краткое содержание для читательского дневника и пересказ, который можно читать по главам (песням). Также дана краткая характеристика главных героев и других персонажей. В конце статьи указаны темы и основная мысль (идея) этой поэмы.

Краткие сведения о произведении

Поэма Александра Сергеевича Пушкина «Руслан и Людмила» написана в 1818–1820 годах, впервые была опубликована в 1820 году. Эта волшебная сказка является первой законченной поэмой поэта.

Главные герои поэмы

  • Руслан — храбрый богатырь, победивший колдуна Черномора.
  • Людмила — дочь князя Владимира, жена Руслана, немного легкомысленная и беспечная красавица.

Другие персонажи

  • Черномор — злобный и коварный карлик с очень длинной бородой, в которой заключена сила его колдовства.
  • Финн — добрый волшебник, помогающий Руслану.
  • Наина — злая колдунья.
  • Голова — огромная голова великана, старшего брата Черномора.

Соперники Руслана:

  • Рогдай — суровый, мрачный витязь.
  • Фарлаф — трусливый, хвастливый человек.
  • Ратмир — юный хазарский хан.

Очень краткое содержание для читательского дневника

Во вступлении описано лукоморье. В этом волшебном краю автор якобы услышал эту сказку.

Киевский князь выдавал дочь Людмилу за богатыря Руслана. Ночью невесту похитил колдун Черномор. Князь объявил, что тот, кто спасёт его дочь, будет её мужем.

Кроме Руслана искать девушку отправились 3 его соперника: Рогдай, Фарлаф и Ратмир. Но соперники потерпели неудачу. А Руслан встретил доброго волшебника, который сообщил, что сила Черномора заключена в его бороде.

Руслан увидел на поле боя огромную голову. Она пыталась его сдуть, но герой проявил упорство. Голова поразилась силе богатыря. Она рассказала, что была великаном, братом Черномора, и тот его обезглавил. Руслан нашёл под этой головой древний меч и поклялся отомстить колдуну.

В это время Людмила очнулась и увидела, что она в роскошном дворце. Колдун хотел поразить девушку своим богатством и величием, но в её руках случайно оказалась шапка-невидимка. Людмила стала невидима для Черномора и убежала бродить по дворцу и саду.

Колдун заманил её в ловушку, но тут явился Руслан. Богатырь вступил в бой с Черномором и схватил его за бороду. Колдун унёс его в небо и после долгого полёта обессилел. Руслан отрубил ему бороду и взял в плен. Людмилу богатырь не смог разбудить от колдовского сна и увёз её спящей.

На обратном пути Руслан встретил Ратмира. Тот стал рыбаком и женился. Возле Киева Руслан остановился на ночлег. Ведьма Наина подговорила Фарлафа убить спящего Руслана и самому отвезти в Киев Людмилу. Тот так и сделал.

Добрый волшебник с помощью мёртвой и живой воды исцелил Руслана и дал ему кольцо, которое сможет разбудить Людмилу. Богатырь достиг Киева и помог победить печенегов, осаждавших город. Затем он пробудил Людмилу.

Фарлаф сознался в обмане, но его и Черномора на радостях простили.

Краткий пересказ по главам (песням) (более подробный, чем краткое содержание)

Поэт говорит, что посвящает этот «труд игривый» красавицам.

Вступление посвящено описанию сказочного лукоморья.

Песнь 1



Князь Владимир-солнце выдавал младшую дочь за князя Руслана. За свадебным столом сидели 3 хмурых соперника жениха: смелый воин Рогдай, надменный крикун Фарлаф и хазарский хан Ратмир.

Когда закончился пир, молодых отвели в спальню. Внезапно там раздался гром, блеснул свет, и Людмила была похищена неизвестно кем.

Князь Владимир был в гневе, что Руслан не смог сберечь своей жены. Он обещал не только отдать дочь в супруги тому, кто найдёт её, но и полцарства в придачу. Вызвались ехать на поиски жених и его соперники.

Сначала они ехали вместе, но потом каждый избрал свой путь.

Руслан увидел пещеру и нашёл в ней седого старика. Тот сказал, что Людмилу похитил страшный волшебник Черномор, и предрёк, что этот злодей погибнет от руки Руслана.

Руслан спросил старца кто он. Тот сказал, что он Финн. В молодости был он пастухом и полюбил красавицу Наину, но она не любила его. Тогда он решил заслужить в боях внимание гордой красавицы, собрал смелых рыбаков и 10 лет с ними провёл в морских битвах с воинами чужих царей.

Когда он вернулся к Наине и бросил к её ногам окровавленный меч, золото и драгоценные камни, красавица ушла, сказав: «Герой, я не люблю тебя!»

Тогда влюблённый Финн решил привлечь её любовными чарами и стал обучаться в лесах у колдунов. Постигнув силу заклинаний, он вызвал Наину, и она появилась перед ним. Но это была уже горбатая, дряхлая старуха с трясущейся головой, ведь прошло 40 лет. Наина призналась, что она колдунья и что только сейчас воспылала любовью к Финну. Но тот в ужасе убежал от неё. Тогда Наина возненавидела его за то, что возмутил её покой, заставив любить себя.

Старец сказал, что Наина возненавидит и Руслана. Утром витязь простился с ним и отправился дальше.

Песнь 2

Витязь Рогдай, оставив своих спутников, ехал, погружённый в думу. Злой дух внушал ему убить Руслана. Витязь повернул коня и поскакал назад.

В это время Фарлаф обедал у ручейка. Увидев, что кто-то мчится к нему на коне, Фарлаф бросив свой обед, копьё и другое снаряжение, вскочил в седло, поскакал прочь и свалился в ров. Рогдай, догнав Фарлафа, узнал его, и у него опустились руки. Поехал он прочь.

Встретилась ему горбатая старушка и сказала, указав на север: «Там найдёшь его». Рогдай обрадовался и полетел, куда указала старушка.

Фарлаф, лёжа во рву, услышал голос старухи. Она сказала, что привела ему коня, чтобы он ехал в своё селение и жил там без забот. Старушка исчезла, а Фарлаф последовал её совету.

Людмила в замке колдуна была окружена роскошью, ей прислуживали 3 прекрасные девы. Людмила тосковала и плакала. Выбежав из замка, она очутилась в чудесном саду. Обойдя его, увидела она мостик, висящий над потоком на двух скалах. Хотела девушка утонуть в волнах, но не прыгнула с мостика.

Когда она присела на травку, перед ней появился роскошный обед. Решила Людмила, что не будет есть, чтобы умереть, но «подумала — и стала кушать».

Когда наступил вечер, в её комнату зашли арапы, несущие на подушках седую бороду горбатого карлика Черномора. Людмила вскочила в постели, схватила Черномора за колпак, хотела ударить и завизжала так, что карлик зажал уши. Он хотел убежать, но запутался в бороде. Арапы унесли его, а шапка колдуна осталась у Людмилы.

В это время Рогдай догнал Руслана и вступил с ним в бой, но был сброшен Русланом в Днепр.

Песнь 3



Утром к Черномору прилетел крылатый змий и обернулся Наиной. Она предупредила Черномора, что ему угрожает опасность, но тот сказал, что пока волшебный меч не перерубит его бороды, никто не погубит его замыслов, и что Людмила будет его, Руслан же обречён на смерть. Ведьма обернулась чёрным змием и улетела.

Черномор снова пришёл в комнату Людмилы, но её там не было. Оказалось, что утром девушка примерила шапку Черномора, надев её задом наперёд, взглянула в зеркало и не увидела себя. Поняла она, что если шапку надеть задом наперёд, можно стать невидимой.

Руслан тем временем приехал в долину, покрытую костями воинов. После битвы с Рогдаем он остался безоружен. Нашёл он на этом поле щит, копьё, шлем, звонкий рог, кольчугу. Только меч он не взял — все мечи были слишком лёгкими для него. Поехал витязь дальше и заметил вдали большой холм. Конь стал упираться, и храбрый князь увидел перед собой огромную спящую живую голову. Чтобы её разбудить, Руслан пощекотал ей копьём ноздри. Голова открыла глаза и чихнула так, что витязь еле усидел на коне. Голова стало грубо прогонять его, но Руслан, услышав грубые слова, крикнул ей, чтобы она молчала. Тогда голова стала изо всей мочи дуть навстречу князю. Руслан сопротивлялся, но иногда ему приходилось отступать, чтобы отдохнуть, и снова он мчался к голове, которая его дразнила языком.

Наконец, Руслану удалось пронзить ей копьём язык и затем с размаху стукнуть в щёку. Голова покатилась, а на том месте, где она была, засверкал богатырский меч. Руслан схватил его и побежал к голове, чтобы обрубить ей нос и уши. Но услышав её стон, он остановился. Голова сказала, что раньше сам был удалым витязем. Его возненавидел младший брат Черномор, так как завидовал его огромному росту. Из этого рассказа Руслан узнал, что сила Черномора таится в его бороде.

Когда-то Черномор сказал брату, что за восточными горами есть подвал, в котором хранится меч, который отрубит бороду Черномора, а брату его отрубит голову. Черномор сказал, что полезно будет добыть этот меч. Великан посадил брата на плечо и пошёл разыскивать подвал. Найдя его, великан разметал его руками и достал меч. Братья поссорились, так как каждый хотел владеть мечом. Черномор предложил, чтобы они приникли ухом к земле, и кто из них услышит первый звон, тот и будет владеть мечом.

Братья легли на землю. Старший из них хотел обмануть, что услышал звон, но Черномор подкрался к нему и отрубил мечом голову. В ней сохранилась жизнь, и Черномор перенёс её в этот уединённый край, чтобы она стерегла меч. Голова сказала Руслану взять меч и попросила отомстить Черномору, если он встретится на его пути.

Песнь 4

Молодой хазарин Ратмир, отправившись на коне к югу, надеялся к вечеру догнать Людмилу. Но наступала уже ночь, и он стал искать ночлег. Увидел Ратмир вдали замок, по его стене шла дева, пела песню и манила ею молодого путника.

Юного хана встретили у ворот красавицы, повели в замок, и он остался жить среди этих отшельниц, забыв Людмилу.

Руслан же продолжил путь, встречая каждый день новые преграды и побеждая богатырей, ведьм и великанов.

Людмила грустила о своём милом друге. Она была невидима в шапке Черномора. Колдун принял вид Руслана, и Людмила, подбежав, обняла его, но призрак исчез, а с её головы упала шапка. Увидела она перед собой колдуна и лишилась чувств. Черномор стал ласкать Людмилу, но тут раздался звук рога — это кто-то его вызывал на бой. Колдун надел шапку на Людмилу, услышал, что трубят уже сильнее, и понёсся навстречу тому, кто трубит.

Песнь 5



Это вызывал на бой колдуна Руслан. Вдруг он ощутил удар по шлему, посмотрел вверх и увидел, что это Черномор летает с булавой. Руслан увернулся от второго удара, колдун упал в снег и там застрял. Руслан схватил его за бороду, и Черномор полетел по небу вместе с витязем. Два дня носил он Руслана, на третий попросил пощады. Руслан велел колдуну нести его к Людмиле.

Когда Черномор, прилетев к своей обители, опустился на землю, Руслан отхватил ему мечом бороду и положил колдуна в котомку за седло.

В замке Руслан не нашёл своей супруги. В ярости он стал всё крушить, нечаянным ударом сбил с княжны шапку Черномора и увидел, что Людмила в сетях. Радостный витязь порвал сети, но княжна не проснулась. Вдруг он услышал голос Финна. Добрый волшебник сказал, что Людмила очнётся от очарованного сна только в Киеве перед отцом — князем Владимиром.

Поехал витязь в Киев. У него в руках лежала Людмила, а в котомке за седлом сидел Черномор. По дороге он увидел огромную голову и сказал ей, что наказал Черномора. Голова, увидев своего злобного брата, пленённым, произнесла ему укор, и «закончилось её долгое страданье». Увидев смерть головы, Черномор в ужасе молился демонам.

Дальше в пути Руслан увидел Ратмира, который стал рыбаком и живёт с любимой пастушкой. Он рассказал Руслану, что его любили 12 молодых волшебниц, но он оставил их для любимой пастушки. Для неё он «сложил и меч, и шлем тяжёлый, забыл и славу, и врагов». Узнав, что Руслан везёт Людмилу, молодой хан пожелал ему счастья.

Фарлаф скрывался в дальнем краю и ждал Наину. Ведьма явилась, велела ступать за ней, превратилась в кошку и побежала. Фарлаф скакал на коне за ней. Ведьма привела его к кургану, около которого спал Руслан. Фарлаф пронзил ему грудь мечом и умчался на коне, схватив Людмилу. Утром раненый Руслан умер.

Песнь 6



Фарлаф привёз Людмилу в Киев к князю Владимиру и сказал, что она спит, потому что заколдована злым лешим. Рассказал он, что бился 3 дня в муромских лесах с лешим и победил его. Когда прервётся дивный сон Людмилы, он не знает.

В это время в Киеве случилась беда — его осадили печенеги.

Волшебник Финн оживил Руслана с помощью мёртвой и живой воды и дал ему кольцо. Если коснуться им чела Людмилы, исчезнут злые чары, и княжна очнётся. Сообщив это и пожелав Руслану счастья, Финн исчез.

Люди осаждённого Киева утром увидели с городских стен, что меж спящими врагами появился «чудесный воин на коне». Он погубил много печенегов. Воспрянувшие конные дружины славян вышли из города, тоже вступили в бой и обратили врагов в бегство.

Богатырь помчался в княжеский дом, подбежал к Людмиле, коснулся её лица, и она очнулась.

Все были счастливы так, что князь простил Фарлафу его злодейство, а Черномора, лишённого силы чародейства, принял во дворец.

Заключение к краткому пересказу

В поэме А. С. Пушкина «Руслан и Людмила» раскрыты темы:

  • любовь и верность;
  • смелость и трусость;
  • предательство.

Основная мысль (идея) поэмы «Руслан и Людмила»: настоящая любовь, верность и упорство преодолевают все преграды.

Эта сказочная поэма учит тому, что добро сильнее зла.

Краткое содержание поэмы может пригодиться для заполнения читательского дневника, а краткий пересказ по главам (песням) — для подготовки к уроку литературы.

  • Руслан и людмила признаки волшебной сказки
  • Руслан и людмила злодей с длинной бородой в сказке
  • Русалочка читать сказку андерсена полностью с картинками бесплатно
  • Русалочка читать сказку дисней читать
  • Русалочка сочинение 4 класс литературное чтение