Руслан и людмила что это сказка или поэма

Кто не делится найденным, подобен свету в дупле секвойи древняя индейская пословицабиблиографическая запись: поэма а.с. пушкина руслан и людмила. новаторство

Кто не делится найденным, подобен свету в дупле секвойи (древняя индейская пословица)

Библиографическая запись:
Поэма А.С. Пушкина «Руслан и Людмила». Новаторство А.С. Пушкина в жанре поэмы. — Текст : электронный // Myfilology.ru – информационный филологический ресурс : [сайт]. – URL: https://myfilology.ru//russian_literature/istoriya-russkoj-literatury-xix-veka/poema-as-pushkina-ruslan-i-lyudmila-novatorstvo-as-pushkina-v-zhanre-poemy/ (дата обращения: 6.01.2022)

Поэма А.С. Пушкина «Руслан и Людмила»

Юношеская вольность и свобода нашли полнокровное художественное воплощение в последнем произведении петербургского периода – в поэме «Руслан и Людмила». Работая над ней, Пушкин вступил в соревнование с Жуковским и Батюшковым, которые мечтали о создании сказочной поэмы на глубокой национально-исторической основе.

Первые эпические замыслы возникают у Пушкина еще в Лицее. Из них до нас дошли только зачины двух сказочно-сатирических поэм — «Монах» и «Бова» и намерение написать поэму национально-героическую «Игорь и Ольга». Но от этих неосуществленных замыслов тянется прямая нить к «Руслану и Людмиле» — первой завершенной поэме Пушкина, задуманной и начатой им также еще в Лицее, но оконченной в 1819 г.

Пушкин задумал эту поэму в 1817 году еще в Лицее, но завершил перед самой ссылкой в 1820 году. Поэму приняли с восторгом, потому что в ней, по словам Белинского, «все было ново: и стихи, и поэзия, и шутка, и сказочный характер вместе с серьезными картинами». В «Руслане и Людмиле» Пушкин синтезировал в единый художественный сплав дух русской народной сказки, былины, исторического предания с повествовательным искусством западноевропейского романа («Неистовый Роланд» итальянца Ариосто). С удивительной легкостью и свободой Пушкин преодолевает барьеры между своим и чужим, прошлым и настоящим, высоким и низким. Теплый, все принимающий юмор Пушкина сглаживает в повествовании острые углы, узаконивает неожиданные и дерзкие переходы от серьезного к смешному, от исторического к частному, от западноевропейского к русскому. Руслан, например, в его поэме органически соединяет в себе черты русского богатыря типа Ильи Муромца, русского святого типа Георгия Победоносца, современного гусара и рыцаря европейского романа. Пушкин настолько вживается в русские летописи, что прошлое приближается к нам, становится гранью настоящего, современного духовного опыта.

Формально «Руслан и Людмила» принадлежит к жанру волшебной национальной поэмы, в одних случаях героической, в других сатирической, а иногда ирои-комической. Общая черта всех разновидностей этого жанра — загримированность ее фантастических героев и происшествий под образы и мотивы «народного» древнерусского «предания», в том числе и фольклорного.

Следуя в «Руслане и Людмиле» этой традиции, Пушкин фактически пародирует ее. Но при этом использует ее стиль — часто иронического и даже сатирического повествования («Душенька» И. Ф. Богдановича и др.), — обращая его против жанровых и стилистических канонов современного ему поэтического «слога», в том числе и слога самой волшебной поэмы. Соответственно слог первой законченной поэмы Пушкина создает иллюзию единого и естественного потока свободно льющейся авторской речи, одновременно лирической и повествовательной, местами шутливой и иронической, подчас фривольной, в других случаях — то пылкой, то грустно-элегической и неожиданно прерываемой разговорно-грубоватым просторечием. Иллюзия строится на нарочитом и искусном смешении в едином потоке авторской речи самых различных и строго еще разграниченных жанровых стилей поэзии 1810-х гг.

Мы назвали «Руслана и Людмилу» пародией. Но она, как и многие литературные пародии Пушкина, не преследует цели осмеяния пародируемых явлений, а является скорее одной из форм соревнования с ними. Соревнования в том смысле, что, выявляя слабые, изжившие себя стороны предмета пародии, демонстрирует и приводит в действие его актуальные, но скрытые возможности. Это, как и многое другое в «Руслане и Людмиле», не было понято современниками. Так, например, откровенное пародирование в 4-й песни одного из эпизодов балладной поэмы Жуковского «Двенадцать спящих дев» ближайшие литературные друзья и единомышленники Пушкина восприняли как непозволительную, бестактную насмешку над их общим учителем. На деле же, иронически обыгрывая один из сюжетных мотивов «Двенадцати спящих дев», Пушкин вступал в творческое соревнование с их прославленным автором и выиграл соревнование. И это понял и признал только сам Жуковский, послав автору «Руслана и Людмилы» свой портрет с надписью: «Победителю ученику от побежденного учителя».

Поэма Жуковского явилась далеко не единственным, а только единственно названным самим Пушкиным предметом его пародии.

Поэма была опубликована только в 1820 г. и произвела ошеломляющее впечатление дерзновенностью своего литературного вольномыслия, за которым угадывалось вольномыслие политическое. Этим обстоятельством и была вызвана необыкновенно бурная полемика, развернувшаяся вокруг «Руслана и Людмилы». «Нельзя ни с чем сравнить восторга и негодования, возбужденных первою поэмою Пушкина», — писал Белинский.

Еще до выхода в свет своей первой поэмы Пушкин успел завоевать широкую известность и популярность политическими, остро злободневными стихотворениями, написанными по окончании Лицея на протяжении двух вольных лет в Петербурге, фактически единственных вольных лет его жизни.

Предпочтение, отдаваемое Пушкиным уже начиная с «Руслана и Людмилы» большой, т. е. повествовательной поэтической форме перед формами лирическими, со значительным опережением отвечало той закономерности развития русской литературы, которая привела в 30-е гг. к преобладанию прозы над поэзией, что с удовлетворением было отмечено Белинским как вступление русской литературы в новую и более зрелую фазу ее развития, объективно-реалистическую («поэзия действительности»).

Новаторство А.С. Пушкина  в жанре поэмы

Пародия была для Пушкина испытанной формой творческого эксперимента, прежде всего стилевого (см. о «Руслане и Людмиле»). «Сей род шуток, — писал Пушкин в том же 1830 г., — требует редкой гибкости слога; хороший пародист обладает всеми слогами».

Первая поэма Пушкина была новаторским произведением. В нем поэт широко использовал старинные народные сказания. В основе сюжета поэмы – любовь главных героев, которые на пути к счастью встречают множество препятствий. Приключения героев, их встречи со злыми и добрыми волшебниками придают поэме сказочный колорит. Но в поэму входит и героическая история. В последней, шестой, песне Руслан борется за независимость родины с захватчиками-печенегами. Это патриотическое чувство сближает Руслана с былинными богатырями. Вместе с тем пушкинские герои еще очень условны: Людмила больше похожа на барышню пушкинского времени, чем на степенную древнерусскую красавицу; Руслан тоже не всегда выглядит былинным или сказочным богатырем и напоминает то витязя русской старины, то сказочного персонажа, то героя русской баллады, то средневекового рыцаря, то романтического героя, совершающего подвиги во славу возлюбленной (в литературе о поэме указывалось на связь ее сюжета с поэмой Ариосто “Неистовый Роланд”).

В любовных приключениях героев в полной мере запечатлелась жизнерадостность Пушкина, его вера в победу справедливости, добра и красоты.

Поэма “Руслан и Людмила” включает разные жанры: волшебную сказку с ее характерным сюжетом, основные слагаемые которого – утрата, поиски, обретение, рыцарский эпос, былинный эпос, балладу и лирические жанры – элегию и дружеское послание. Все эти жанры втянуты в литературную игру Пушкина, который то подделывается под известные литературные формы, то пародирует их.

Текст “Руслана и Людмилы” держится на иронии, но она только усиливает впечатление о литературной жизнестойкости многих жанров. Пушкин не дает предпочтение ни одному из них. Он ведет беседу с читателем и, развивая сюжет, попутно вводит в него признаки тех жанров, которые наиболее для него свойственны. Жанр волшебной сказки требует, чтобы у Руслана были не только антагонисты, препятствующие ему найти Людмилу, но и деятельные помощники. Сны Людмилы непременно вызывают в памяти жанр баллады. Имя Людмилы – тоже балладное имя: так звалась героиня одноименной баллады Жуковского.

Новаторский характер поэмы связан также с образом автора. Современник читателей, а не героев, автор разъясняет ход событий, иронически толкует их. Он сообщает читателям массу далеких от сюжета поэмы сведений, смеется над поступками, мыслями, намерениями, душевными движениями героев. Он, конечно же, не верит во все те чудеса, о которых рассказывает. Он молод, весел, остроумен. Поэма – его воображение, его вымысел, и он волен поступать с героями так, как ему вздумается. Благодаря образу автора история и современность в поэме связались воедино. Заметим, что тот же способ впоследствии Пушкин применил в романе “Евгений Онегин”.

Современники по-разному оценили поэму, но, может быть, самым дорогим для Пушкина был отзыв Жуковского, подарившего автору “Руслана и Людмилы” свой портрет со ставшей знаменитой надписью: “Победителю ученику от побежденного учителя…”.

Созданием поэмы “Руслан и Людмила” закончился петербургский период жизни и творчества Пушкина.

calendar24.06.2017, 9221 просмотр.

Здесь даны основные сведения о поэме А. С. Пушкина «Руслан и Людмила», представлено её краткое содержание для читательского дневника и пересказ, который можно читать по главам (песням). Также дана краткая характеристика главных героев и других персонажей. В конце статьи указаны темы и основная мысль (идея) этой поэмы.

Краткие сведения о произведении

Поэма Александра Сергеевича Пушкина «Руслан и Людмила» написана в 1818–1820 годах, впервые была опубликована в 1820 году. Эта волшебная сказка является первой законченной поэмой поэта.

Главные герои поэмы

  • Руслан — храбрый богатырь, победивший колдуна Черномора.
  • Людмила — дочь князя Владимира, жена Руслана, немного легкомысленная и беспечная красавица.

Другие персонажи

  • Черномор — злобный и коварный карлик с очень длинной бородой, в которой заключена сила его колдовства.
  • Финн — добрый волшебник, помогающий Руслану.
  • Наина — злая колдунья.
  • Голова — огромная голова великана, старшего брата Черномора.

Соперники Руслана:

  • Рогдай — суровый, мрачный витязь.
  • Фарлаф — трусливый, хвастливый человек.
  • Ратмир — юный хазарский хан.

Очень краткое содержание для читательского дневника

Во вступлении описано лукоморье. В этом волшебном краю автор якобы услышал эту сказку.

Киевский князь выдавал дочь Людмилу за богатыря Руслана. Ночью невесту похитил колдун Черномор. Князь объявил, что тот, кто спасёт его дочь, будет её мужем.

Кроме Руслана искать девушку отправились 3 его соперника: Рогдай, Фарлаф и Ратмир. Но соперники потерпели неудачу. А Руслан встретил доброго волшебника, который сообщил, что сила Черномора заключена в его бороде.

Руслан увидел на поле боя огромную голову. Она пыталась его сдуть, но герой проявил упорство. Голова поразилась силе богатыря. Она рассказала, что была великаном, братом Черномора, и тот его обезглавил. Руслан нашёл под этой головой древний меч и поклялся отомстить колдуну.

В это время Людмила очнулась и увидела, что она в роскошном дворце. Колдун хотел поразить девушку своим богатством и величием, но в её руках случайно оказалась шапка-невидимка. Людмила стала невидима для Черномора и убежала бродить по дворцу и саду.

Колдун заманил её в ловушку, но тут явился Руслан. Богатырь вступил в бой с Черномором и схватил его за бороду. Колдун унёс его в небо и после долгого полёта обессилел. Руслан отрубил ему бороду и взял в плен. Людмилу богатырь не смог разбудить от колдовского сна и увёз её спящей.

На обратном пути Руслан встретил Ратмира. Тот стал рыбаком и женился. Возле Киева Руслан остановился на ночлег. Ведьма Наина подговорила Фарлафа убить спящего Руслана и самому отвезти в Киев Людмилу. Тот так и сделал.

Добрый волшебник с помощью мёртвой и живой воды исцелил Руслана и дал ему кольцо, которое сможет разбудить Людмилу. Богатырь достиг Киева и помог победить печенегов, осаждавших город. Затем он пробудил Людмилу.

Фарлаф сознался в обмане, но его и Черномора на радостях простили.

Краткий пересказ по главам (песням) (более подробный, чем краткое содержание)

Поэт говорит, что посвящает этот «труд игривый» красавицам.

Вступление посвящено описанию сказочного лукоморья.

Песнь 1



Князь Владимир-солнце выдавал младшую дочь за князя Руслана. За свадебным столом сидели 3 хмурых соперника жениха: смелый воин Рогдай, надменный крикун Фарлаф и хазарский хан Ратмир.

Когда закончился пир, молодых отвели в спальню. Внезапно там раздался гром, блеснул свет, и Людмила была похищена неизвестно кем.

Князь Владимир был в гневе, что Руслан не смог сберечь своей жены. Он обещал не только отдать дочь в супруги тому, кто найдёт её, но и полцарства в придачу. Вызвались ехать на поиски жених и его соперники.

Сначала они ехали вместе, но потом каждый избрал свой путь.

Руслан увидел пещеру и нашёл в ней седого старика. Тот сказал, что Людмилу похитил страшный волшебник Черномор, и предрёк, что этот злодей погибнет от руки Руслана.

Руслан спросил старца кто он. Тот сказал, что он Финн. В молодости был он пастухом и полюбил красавицу Наину, но она не любила его. Тогда он решил заслужить в боях внимание гордой красавицы, собрал смелых рыбаков и 10 лет с ними провёл в морских битвах с воинами чужих царей.

Когда он вернулся к Наине и бросил к её ногам окровавленный меч, золото и драгоценные камни, красавица ушла, сказав: «Герой, я не люблю тебя!»

Тогда влюблённый Финн решил привлечь её любовными чарами и стал обучаться в лесах у колдунов. Постигнув силу заклинаний, он вызвал Наину, и она появилась перед ним. Но это была уже горбатая, дряхлая старуха с трясущейся головой, ведь прошло 40 лет. Наина призналась, что она колдунья и что только сейчас воспылала любовью к Финну. Но тот в ужасе убежал от неё. Тогда Наина возненавидела его за то, что возмутил её покой, заставив любить себя.

Старец сказал, что Наина возненавидит и Руслана. Утром витязь простился с ним и отправился дальше.

Песнь 2

Витязь Рогдай, оставив своих спутников, ехал, погружённый в думу. Злой дух внушал ему убить Руслана. Витязь повернул коня и поскакал назад.

В это время Фарлаф обедал у ручейка. Увидев, что кто-то мчится к нему на коне, Фарлаф бросив свой обед, копьё и другое снаряжение, вскочил в седло, поскакал прочь и свалился в ров. Рогдай, догнав Фарлафа, узнал его, и у него опустились руки. Поехал он прочь.

Встретилась ему горбатая старушка и сказала, указав на север: «Там найдёшь его». Рогдай обрадовался и полетел, куда указала старушка.

Фарлаф, лёжа во рву, услышал голос старухи. Она сказала, что привела ему коня, чтобы он ехал в своё селение и жил там без забот. Старушка исчезла, а Фарлаф последовал её совету.

Людмила в замке колдуна была окружена роскошью, ей прислуживали 3 прекрасные девы. Людмила тосковала и плакала. Выбежав из замка, она очутилась в чудесном саду. Обойдя его, увидела она мостик, висящий над потоком на двух скалах. Хотела девушка утонуть в волнах, но не прыгнула с мостика.

Когда она присела на травку, перед ней появился роскошный обед. Решила Людмила, что не будет есть, чтобы умереть, но «подумала — и стала кушать».

Когда наступил вечер, в её комнату зашли арапы, несущие на подушках седую бороду горбатого карлика Черномора. Людмила вскочила в постели, схватила Черномора за колпак, хотела ударить и завизжала так, что карлик зажал уши. Он хотел убежать, но запутался в бороде. Арапы унесли его, а шапка колдуна осталась у Людмилы.

В это время Рогдай догнал Руслана и вступил с ним в бой, но был сброшен Русланом в Днепр.

Песнь 3



Утром к Черномору прилетел крылатый змий и обернулся Наиной. Она предупредила Черномора, что ему угрожает опасность, но тот сказал, что пока волшебный меч не перерубит его бороды, никто не погубит его замыслов, и что Людмила будет его, Руслан же обречён на смерть. Ведьма обернулась чёрным змием и улетела.

Черномор снова пришёл в комнату Людмилы, но её там не было. Оказалось, что утром девушка примерила шапку Черномора, надев её задом наперёд, взглянула в зеркало и не увидела себя. Поняла она, что если шапку надеть задом наперёд, можно стать невидимой.

Руслан тем временем приехал в долину, покрытую костями воинов. После битвы с Рогдаем он остался безоружен. Нашёл он на этом поле щит, копьё, шлем, звонкий рог, кольчугу. Только меч он не взял — все мечи были слишком лёгкими для него. Поехал витязь дальше и заметил вдали большой холм. Конь стал упираться, и храбрый князь увидел перед собой огромную спящую живую голову. Чтобы её разбудить, Руслан пощекотал ей копьём ноздри. Голова открыла глаза и чихнула так, что витязь еле усидел на коне. Голова стало грубо прогонять его, но Руслан, услышав грубые слова, крикнул ей, чтобы она молчала. Тогда голова стала изо всей мочи дуть навстречу князю. Руслан сопротивлялся, но иногда ему приходилось отступать, чтобы отдохнуть, и снова он мчался к голове, которая его дразнила языком.

Наконец, Руслану удалось пронзить ей копьём язык и затем с размаху стукнуть в щёку. Голова покатилась, а на том месте, где она была, засверкал богатырский меч. Руслан схватил его и побежал к голове, чтобы обрубить ей нос и уши. Но услышав её стон, он остановился. Голова сказала, что раньше сам был удалым витязем. Его возненавидел младший брат Черномор, так как завидовал его огромному росту. Из этого рассказа Руслан узнал, что сила Черномора таится в его бороде.

Когда-то Черномор сказал брату, что за восточными горами есть подвал, в котором хранится меч, который отрубит бороду Черномора, а брату его отрубит голову. Черномор сказал, что полезно будет добыть этот меч. Великан посадил брата на плечо и пошёл разыскивать подвал. Найдя его, великан разметал его руками и достал меч. Братья поссорились, так как каждый хотел владеть мечом. Черномор предложил, чтобы они приникли ухом к земле, и кто из них услышит первый звон, тот и будет владеть мечом.

Братья легли на землю. Старший из них хотел обмануть, что услышал звон, но Черномор подкрался к нему и отрубил мечом голову. В ней сохранилась жизнь, и Черномор перенёс её в этот уединённый край, чтобы она стерегла меч. Голова сказала Руслану взять меч и попросила отомстить Черномору, если он встретится на его пути.

Песнь 4

Молодой хазарин Ратмир, отправившись на коне к югу, надеялся к вечеру догнать Людмилу. Но наступала уже ночь, и он стал искать ночлег. Увидел Ратмир вдали замок, по его стене шла дева, пела песню и манила ею молодого путника.

Юного хана встретили у ворот красавицы, повели в замок, и он остался жить среди этих отшельниц, забыв Людмилу.

Руслан же продолжил путь, встречая каждый день новые преграды и побеждая богатырей, ведьм и великанов.

Людмила грустила о своём милом друге. Она была невидима в шапке Черномора. Колдун принял вид Руслана, и Людмила, подбежав, обняла его, но призрак исчез, а с её головы упала шапка. Увидела она перед собой колдуна и лишилась чувств. Черномор стал ласкать Людмилу, но тут раздался звук рога — это кто-то его вызывал на бой. Колдун надел шапку на Людмилу, услышал, что трубят уже сильнее, и понёсся навстречу тому, кто трубит.

Песнь 5



Это вызывал на бой колдуна Руслан. Вдруг он ощутил удар по шлему, посмотрел вверх и увидел, что это Черномор летает с булавой. Руслан увернулся от второго удара, колдун упал в снег и там застрял. Руслан схватил его за бороду, и Черномор полетел по небу вместе с витязем. Два дня носил он Руслана, на третий попросил пощады. Руслан велел колдуну нести его к Людмиле.

Когда Черномор, прилетев к своей обители, опустился на землю, Руслан отхватил ему мечом бороду и положил колдуна в котомку за седло.

В замке Руслан не нашёл своей супруги. В ярости он стал всё крушить, нечаянным ударом сбил с княжны шапку Черномора и увидел, что Людмила в сетях. Радостный витязь порвал сети, но княжна не проснулась. Вдруг он услышал голос Финна. Добрый волшебник сказал, что Людмила очнётся от очарованного сна только в Киеве перед отцом — князем Владимиром.

Поехал витязь в Киев. У него в руках лежала Людмила, а в котомке за седлом сидел Черномор. По дороге он увидел огромную голову и сказал ей, что наказал Черномора. Голова, увидев своего злобного брата, пленённым, произнесла ему укор, и «закончилось её долгое страданье». Увидев смерть головы, Черномор в ужасе молился демонам.

Дальше в пути Руслан увидел Ратмира, который стал рыбаком и живёт с любимой пастушкой. Он рассказал Руслану, что его любили 12 молодых волшебниц, но он оставил их для любимой пастушки. Для неё он «сложил и меч, и шлем тяжёлый, забыл и славу, и врагов». Узнав, что Руслан везёт Людмилу, молодой хан пожелал ему счастья.

Фарлаф скрывался в дальнем краю и ждал Наину. Ведьма явилась, велела ступать за ней, превратилась в кошку и побежала. Фарлаф скакал на коне за ней. Ведьма привела его к кургану, около которого спал Руслан. Фарлаф пронзил ему грудь мечом и умчался на коне, схватив Людмилу. Утром раненый Руслан умер.

Песнь 6



Фарлаф привёз Людмилу в Киев к князю Владимиру и сказал, что она спит, потому что заколдована злым лешим. Рассказал он, что бился 3 дня в муромских лесах с лешим и победил его. Когда прервётся дивный сон Людмилы, он не знает.

В это время в Киеве случилась беда — его осадили печенеги.

Волшебник Финн оживил Руслана с помощью мёртвой и живой воды и дал ему кольцо. Если коснуться им чела Людмилы, исчезнут злые чары, и княжна очнётся. Сообщив это и пожелав Руслану счастья, Финн исчез.

Люди осаждённого Киева утром увидели с городских стен, что меж спящими врагами появился «чудесный воин на коне». Он погубил много печенегов. Воспрянувшие конные дружины славян вышли из города, тоже вступили в бой и обратили врагов в бегство.

Богатырь помчался в княжеский дом, подбежал к Людмиле, коснулся её лица, и она очнулась.

Все были счастливы так, что князь простил Фарлафу его злодейство, а Черномора, лишённого силы чародейства, принял во дворец.

Заключение к краткому пересказу

В поэме А. С. Пушкина «Руслан и Людмила» раскрыты темы:

  • любовь и верность;
  • смелость и трусость;
  • предательство.

Основная мысль (идея) поэмы «Руслан и Людмила»: настоящая любовь, верность и упорство преодолевают все преграды.

Эта сказочная поэма учит тому, что добро сильнее зла.

Краткое содержание поэмы может пригодиться для заполнения читательского дневника, а краткий пересказ по главам (песням) — для подготовки к уроку литературы.

Поэма «Руслан и Людмила» — это то сокровище отечественной литературы, которое есть у каждого русскоязычного человека. Все мы знаем ее сюжет, всем нам знакомы и близки народные характеры, изображенные в сказке. Как известно, данное произведение победило в своеобразном состязании двух талантов. А.С. Пушкину удалось превзойти своего учителя — Василия Жуковского. Наставник сам признал поражение и помог своему ученику сделать первые литературные шаги. А Многомудрый Литрекон тоже мечтает о том, чтобы читатели его превзошли, и выносит на их суд анализ поэмы «Руслан и Людмила» по плану.

История создания 

Считается, что первоначальный замысел создания своего знаменитого произведения у Пушкина возник еще в лицейский период. Однако всерьёз писатель занялся произведением лишь в 1818-1820 годы. Александр Сергеевич чётко поставил перед собой цель — написать поэму, в которой будут присутствовать сказочные мотивы с изображением «духа богатырского».  На создание произведения «Руслан и Людмила» повлияли работы таких известных авторов, как Вольтер и Ариосто. 

Также на написание поэмы повлияла и книга Н.М. Карамзина «История государства Российского». Из книги известного писателя Пушкина взял имена для своего произведения: Ратмир, Рогдай, Руслан. 

Не секрет, что Александр Сергеевич болел во время создания поэмы. Но это ему помогло, а не помешало. Болезнь дала ему немало времени для написания произведения, которое впоследствии станет одной из его главных работ. Светская жизнь очень отвлекала автора и вынуждала его тратить самое продуктивное время на бесполезные увеселения.

Как известно, литературный наставник Пушкина, В.А. Жуковский, высоко оценил сказку своего протеже. Но как только первые отрывки из поэмы Пушкина вышли в свет, многие критики отозвались о них отрицательно. Они называли его произведение неприличным и безнравственным. Но, несмотря на возмущение критиков, поэма пользовалась огромным успехом в читательской среде. Царская критика вновь сделала рекламу для творчества Пушкина. Более того, очередное наказание вдохновило автора. Во время пребывания в ссылке на Кавказе Пушкин написал эпилог к произведению. Его можно считать отдельным произведением, поскольку он сильно отличается от остального шутливого повествования. Именно данный эпилог ознаменовал начало творческого пути Александра Сергеевича Пушкина в духе романтизма. 

Жанр, направление, размер

Поэма «Руслан и Людмила» —ироничная и шутливая русская поэма-сказка. Произведение базируется на свободной поэтике. Произведение Пушкина написано астрофическим четырехстопным ямбом. 

Поэму автор создал в иронической манере. Все герои в той или иной мере высмеиваются автором. «Подумала и стала кушать» — так поэт отзывается о стойкости и гордости Людмилы, попавшей в плен. Злодей в книге внушает скорее жалость, чем страх. Пленница постоянно обманывает его, а на схватку с главным героем невозможно смотреть без смеха. В произведении находят отражения такие направления в литературе, как сентиментализм, классицизм и рыцарская романтика. 

Кроме того, поэма впитала в себя глубокие патриотические чувства своего времени. «Руслан и Людмила» представляет собой героическую поэму, отражающую патриотические настроения 1812 года. 

Суть: о чем поэма?

В самом разгаре пир в честь бракосочетания Людмилы, дочери князя, и Руслана, самого храброго воина. Все веселятся, кроме других претендентов на руку красавицы — Ратмира, Рогдая и Фарлафа. Однако их мотивы для брака более прозаичны, чем чувства Руслана. И вот когда влюбленные поднимаются в опочивальню, в комнаты врывается злой маг — Черномор. Пользуясь магической силой, он уносит Людмилу в свою резиденцию. Князь опечален похищением и обижен на Руслана, ведь он не защитил невесту. Он объявляет конкурс на спасение дочери: витязь, освободивший ее, женится на ней. Тут же Ратмир, Рогдай и Фарлаф отправляются на поиски. Как и Руслан.

Все герои едут за Людмилой, но разъезжаются по разным дорогам. Руслан попадает к волшебнику финну, который рассказывает о Черноморе и его мотивах. Маг силен, но очень стар, и в этом его главная проблема. Он живет в горах, куда трудно добраться, но финн сориентировал Руслана и помог советами. 

История финна драматична и комична одновременно: он добивался любви надменной красавицы Наины. Но она отказала пастуху. Финн стал воином и принес много сокровищ. Но и тогда Наина отвергла его любовь. После этого герой изучил магию и приворожил прелестницу. Но не знал финн, что прошло уже очень много лет. Наина состарилась, и в него влюбилась уже древняя старуха. Финн с отвращением бежал от нее. А избранница возненавидела его. Она так и не вышла замуж со своим характером и стала ведьмой.

В это же время автор показывает, чем заняты другие воины. Жестокий и вероломный Рогдай решает найти Руслана и убить его, чтобы было меньше сильных соперников. Он встречает Фарлафа, который спал до обеда и кушал. Фарлаф трусит и убегает. На пути Рогдая появляется Наина. Она указывает путь Руслана. А Фарлафу она советует ехать домой. Ведьма предрекает, что Фарлаф и так добьется руки Людмилы. Он следует ее совету.

Рогдай догоняет Руслана, начинается бой. Схватка Руслана и Рогдая привела к поражению последнего. Рогдай упал в воду и утонул. 

В это время Наина прилетает к Черномору в образе птицы и рассказывает ему о Руслане. Маг не боится соперника, ведь пока еще цела его волшебная борода — источник силы. Наина улетает. Но у Черномора другая проблема — Людмила пропала. Оказывается, он обронил шапку-невидимку, и красавица ею воспользовалась. Никто не может ее найти.

Руслан продолжил путь и обнаружил огромную голову павшего великана. Голова была не расположена к беседе. Она громко свистела и пыталась отогнать Руслана. Но богатырь выдержал испытание и попытался договориться с головой. Выяснилось, что великан был братом Черномора. Но карлик завидовал ему и хитростью победил брата. Голова великана была обречена на вечное проклятие, ее удерживали на земле чары Черномора. Узнав о беде Руслана, голова согласилась его пропустить и поведала об уязвимости злого мага: вся сила Черномора скрыта в его бороде. Если ее отрубить, карлик лишится сил. Руслан ночует возле головы и отправляется дальше. А в это же время отважный Ратмир встречает юных красавиц и остается с ними в замке, забыв о Людмиле.

Черномор выманил Людмилу, прикинувшись ее раненым женихом. Но его сладкие речи прерывает появление настоящего Руслана. Он зовет мага на бой. Черномор скрывает невесту с помощью шапки-невидимки и принимает вызов. Тяжел бой с чародеем, но Руслан хватает его за бороду. Два дня носит его Черномор на себе, но не сдается храбрец. И тогда маг лишился сил и признал победу Руслана. Витязь отрезал бороду, но не нашел Людмилу, скрытую шапкой невидимкой. Случайным ударом он сбил шапку, но невеста спала беспробудным сном. Отчаявшийся Руслан услышал голос финна, который посоветовал витязю вести Людмилу в Киев, чтобы там она очнулась. Руслан пустился в обратный путь, а по дороге увидел Ратмира в образе рыбака. Он нашел счастье с другой женщиной и мирно пропустил Руслана.

В это же время Наина решила погубить Руслана. Она подговорила Фарлафа напасть на спящего витязя, убить его и похитить Людмилу, приписав подвиг себе. Так он и сделал. Но не получается у хитреца пробудить княжну. С этим он и едет в осажденный печенегами Киев. А к Руслану на помощь пришел финн. Он напоил героя живой и мертвой водой, благодаря чему Руслан воскрес. Финн подарил ему волшебное кольцо, которое поможет оживить Людмилу. Руслан мчится в Киев.

В борьбе с печенегами именно Руслан оказывается храбрее и сильнее всех. Он помогает освободить город и предстает перед князем. Прикосновение кольца пробуждает Людмилу. Фарлаф признается в обмане, его прощают. Черномор становится слугой во дворце. Главные герои воссоединяются.

Главные герои и их характеристика

В произведении представлены три основных действующих лица: Людмила, Руслан и Черномор. Но другие главные герои в поэме «Руслан и Людмила» могут быть перечислены и охарактеризованы, если в этом есть необходимость. Напишите Литрекону в комментариях, хотите ли Вы продолжения списка? И он добавит его в ближайшее время.

Руслан Руслан символизирует стойкость духа, мужество и героизм. Он добрый и открытый рыцарь, который рискует своим благополучием ради спасения невесты. Это герой, который твердо уверен в своей цели и жизненном предназначении. Он готов добиваться желаемого любой ценой, несмотря на все препятствия и трудности. Но при этом для Руслана неприемлемы измена, бесчестье, подлость, хитрость. Он выступает за честный поединок и не готов унизить свое достоинство ради победы. Именно в образе Руслана выражена авторская позиция: никогда не нужно сдаваться, как бы тяжело ни было. На успех в любом деле способны лишь искренние и добрые люди, способные на самопожертвование и милосердие. 
Людмила Людмила предстает в произведении типичной русской красавицы. У героини длинные косы, она обладает привлекательной внешностью. Она не может силой постоять за себя, но у нее достаточно смекалки, чтобы уберечь свою честь. За скромной и тихой героиней скрывается храбрая и сообразительная девушка. Героиня, испугавшись Черномора, изо всех сил защищает себя от приближающейся опасности. Тем не менее, Людмила не спешит сыграть мужскую роль. Она получает шапку-невидимку, однако не стремится сбежать, ведь ждёт, когда придут к ней на помощь. Она воспитана в традиционном патриархальном обществе, поэтому не обладает мужскими чертами характера.
Черномор Мстительный, злобный и коварный персонаж произведения Пушкина. Маг, чародей, изгнанник. Человек, который не смог адаптироваться в мире людей и нашел себя в чернокнижии. Но даже ему не чужды простые человеческие стремления. Черномор одинок и жаждет внимания к себе. Женитьба на княжне — это его шанс заявить о себе и скрасить одиночество. За его волшебной силой скрывается слабость духа, поэтому он не может даже приручить Людмилу. Это карикатурный злодей. Поэма Пушкина отчётливо показывает границу между добром и злом, между положительными и отрицательными героями. 

В произведении представлено немало и второстепенных персонажей. Так, поэма начинается с описания князя Владимира, его гостей и детей. Соперниками главного героя Руслана являются хан Ратмир, Фарлаф и Рогдай.  Однажды в пещере Руслан знакомится со стариком финном, от которого узнает историю его возлюбленной Наине. Также писатель описывает,  как Людмилу обслуживают три красивые девушки-рабыни. 

Темы

Тематика поэмы «Руслан и Людмила» может быть дополнена Многомудрым Литреконом, а пока он перечислил лишь основные темы:

  1. Любовь. Лишь истинное чувство привело Руслана к цели и принесло счастье героям. В то же время автор осуждает другие мотивы для брака: жадность Фарлафа, легкомыслие Ратмира, жажду власти Рогдая. Все витязи любили не Людмилу, а ее положение или ее красоту. Один лишь Руслан смог по-настоящему проникнуться любовью к ней и освободить ее.
  2. Патриотизм. Сказочный сюжет дополняет историческое повествование о судьбах родины. Противостояние печенегов и Киевской Руси является историческим фактом. Автор вводит этот мотив, чтобы показать настоящий героизм и самоотверженность Руслана. По его мнению, идеальный сказочный принц должен быть защитником Родины. В битве за Русь Руслан демонстрирует свою готовность стать не только мужем Людмилы, но и князем Киевским.
  3. Милосердие. Положительные герои в поэме не убивают и не мстят — это очень важный посыл автора. Чтобы люди жили как в сказке, необходимо научиться прощать. Ни Черномор, ни Фарлаф не получают серьезного наказания за свои преступления. Их исправляют раскаяние и возможность заслужить прощение.
  4. Счастье. Каждый герой сказки ищет свое счастье, но многие люди безвозвратно его потеряли, предъявляя завышенные требования к судьбе. Эту ошибку совершила Наина, отказавшая всем женихам. В эту же ловушку попал Рогдай, который хотел получить все и сразу бесчестными методами. Зато истинное счастье нашел Ратмир, уединившийся со своей избранницей и отвергнувший суету больших амбиций. Истинное наслаждение автор видит в любви, а не во власти и не в богатстве.

Проблемы

Объемная проблематика поэмы «Руслан и Людмила» сокращена до небольшого списка. Если нужно расширить — не поленитесь написать об этом Литрекону. Он все добавит.

  1. Эгоизм. Черномор обезумел от ощущения собственной важности и стал делать безнравственные поступки, потому что его самолюбие оправдывало все мерзости и пороки. Он думал, что ему все дозволено, ведь вино собственного величия ударило ему в голову. Но эгоизм отделил героя от людей и лишил его их любви и поддержки. Он вынужден похищать женщин, обманывать родственников, ведь самовлюбленный карлик не может вызвать симпатию сам по себе. Первопричина всех грехов и несчастий Черномора заключается в его раздутом эго.
  2. Гордыня. Чрезмерная гордость лишает людей счастья и любви. Это доказывает пример Наины: красавица слишком высоко ценила себя, а потому осталась одна. Молодость быстро прошла, прелести увяли, а высокомерие осталось. Героиня стала ведьмой в прямом и переносном смысле.
  3. Подлость. Многие люди готовы на все низости, лишь бы достичь желаемого. Фарлаф обманул и убил спасителя Людмилы, чтобы присвоить его подвиг. Этот поступок ужасен, и цели его не оправдывают. Стремление к успеху никогда не будет достаточным основанием для подлости. Непорядочные люди обязательно поскользнутся на крови тех, через кого они переступили. 
  4. Жестокость. Зло никогда не породит добро, даже если оно становится средством достижения хорошего результата. Рогдай не смог стать победителем и спасти Людмилу, ведь он хотел сделать это, убив ее жениха. Жестокость и стала той силой, которая погубила его же самого.

Основная идея

Смысл произведения Пушкина «Руслан и Людмила» заключается в нравственной победе над злом. Только милосердие, честность, смелость и мужество могут решить проблему и спасти каждого из нас. А вот жестокостью, подлостью, бесчестностью люди только усложняют жизнь себе и окружающим. Эти средства к благой цели не приведут.

Кроме того, вся поэма Пушкина пронизана патриотическими мотивами. Данный настрой можно проследить в поступках и речах героев произведения. Главная мысль поэмы «Руслан и Людмила» состоит именно в передаче чувства истинной и чистой любви. Любви к земле, к избраннице, к своему очагу. Эти чувства возвышают личность и дарят силы для преодоления преград. Пушкин показал национальный русский характер и источник его силы — любовь к дому и готовность защитить то, что дорого. 

Чему учит?

Известная поэма Александра Сергеевича Пушкина учит читателя тому, что предательство всегда будет наказано, независимо от причин, которые послужили поводом для данного поступка. Не секрет, что добро всегда сильнее зла, и это поэт доказывает в своей сказке. Также Пушкин призывает читателей, несмотря ни на какие трудности и препятствия, стремиться добиваться своей цели. 

Автор поэмы «Руслан и Людмила» заставляет задуматься о том, как важно человеку черпать силы в любви, а не в ненависти, тщеславии или алчности. Только благие намерения и помыслы ведут нас к счастью и самореализации. А пороки никогда никому не помогали стать лучше и найти настоящего себя.

Художественные особенности 

Пушкин, создавая свою поэму, использовал различные средства художественной выразительности. Так, в произведении немало эпитетов: «чудесный гений», «очи голубые», «голос милый», «ложь прелестная» и другие. Перечислим и друзе тропы в поэме «Руслан и Людмила»:

  1. Метафоры: «певец видений», «поэзии гений»
  2. Гипербола: «благодарю сердечно бога»
  3. Олицетворения: «пленили картины», «сердце тронутое»
  4. Сравнение: «Покрылись кудри золтоые, И грудь, и плечи молодые Фатой, прозрачной, как туман… «.

Также Александр Сергеевич нередко в своих произведениях использовал лирические отступления. Не исключением стала и поэма «Руслан и Людмила»:

Друзья мои! а наша дева?
Оставим витязей на час;
О них опять я вспомню вскоре.
А то давно пора бы мне
Подумать о младой княжне
И об ужасном Черноморе.»

Критика

Критики довольно не однозначно отзывались о знаменитом произведении Пушкина. Поэмой Александра Сергеевича восхищался русский писатель Максим Горький: 

«Пушкин до того удивил меня простотой и музыкой стиха, что долгое время проза казалась мне неестественной и читать её было неловко. 

С мнением Горького согласились и И.И. Дмитриев, К. А. Полевой, С.М. Бонди. 

Литературные критики не раз отмечали тот факт, что произведение Пушкина проникнуто глубоким смыслом. Эта поэма рассчитала не только на младшего читателя, несмотря на то, что это сказка. Произведение учит, что любовь побеждает все невзгоды. Александр Сергеевич в собственной манере донёс до читателя мысль: во что бы то ни стало идти к своей цели и мечте и не сдаваться ни при каких обстоятельствах. «Счастье любит смелых», — об этом заставляет помнить Пушкин каждого человека. 

Автор: Виктория Комарова

Конспект
урока по музыке для 2 класса по теме урока
:Опера «Руслан и Людмила».
Сцены из оперы.

Тип
урока: Урок «открытия» нового знания     

Форма урока:  
Урок-путешествие

Цель: Ввести в музыкальный мир оперы
«Руслан и Людмила»

Задачи
урока:

Образовательная:


Познакомить с оперой М.И. Глинки «Руслан и Людмила»


Раскрыть через художественный образ тему добра и зла

Развивающая:


Развивать творческие способности и мышление учащихся


Развивать позитивное отношение к классической музыки

 Воспитательная:

 — Воспитание
общечеловеческих качеств: желание помочь в трудную минуту, сочувствие.

Ход урока:

Организационный
момент:

Пение
с движением «Утром рано»
(приветствие)

Утром
рано мы проснулись
 (потягиваются)

Солнышко! Солнышко!
(фонарики вверху)

Выпиваю
чаю я
 (одна ладошка — блюдце, другая — чашка, подносим ко рту, как
— будто пьём)

До
донышка, донышка
 (стучим кулачком по ладошке)

Ем
на завтрак бутерброд
 (кладём одну ладошку на
другую)

С
маслицем, с маслицем
 (гладим одну ладошку
другой)

Ну-ка
вместе, ну-ка дружно:

Здравствуйте!
        

Музыкальное
приветствие.

У:
— Здравствуйте ребята!

Д:
— Здравствуйте!

Наш сегодняшний урок я хочу начать хорошо известными поэтическими
строчками:

У лукоморья дуб зелёный;

Златая цепь на дубе том: 
И днём и ночью кот учёный,
Всё ходит по цепи кругом…

Идёт
направо — песнь заводит,

Налево
— сказку говорит.

Там
чудеса: там леший бродит,

Русалка
на ветвях сидит;

Там
на неведомых дорожках

Следы
невиданных зверей;

Избушка
там на курьих ножках

Стоит
без окон, без дверей…

Ребята, а знаете ли вы, какому поэту принадлежат эти строки?

Правильно, А.С. Пушкину 

Слайд 1

Когда А.С.Пушкину было всего 20 лет, он написал поэму «Руслан и
Людмила».

Это первая законченная поэма Александра Сергеевича
Пушкина; волшебная сказка, вдохновлённая
древнерусскими былинами. 

Ребята,
а как вы думаете, где можно посмотреть спектакли?  Как называются эти места?

Д:(Театры).

У: Верно. Давайте представим, что мы с вами
попали в театр.

А как вы думаете, что можно посмотреть в
музыкальном театре?

Д: Оперу, сказку, балет.

Слайд
2 У: Молодцы. Поэма — сказка  «Руслан и Людмила» была прочитана русским
композитором М.И.Глинкой. Он написал по сюжету поэмы А.С. Пушкина оперу,
которая так и называется «Руслан и Людмила». А что же такое опера? 

Д:(Опера — музыкальный спектакль, где
действующие лица не говорят а поют в сопровождении оркестра).

Слайд
3 У: Ребята, как вы думаете, о чем мы сегодня будем говорить и какова тема
нашего урока?

Д:
О опере. Тема урока Опера «Руслан и Людмила»

У:Да,
тема нашего урока: «Опера М.И. Глинки «Руслан и Людмила». Сцены из оперы.

Ещё при жизни великого поэта М.И. Глинка задумал написать оперу
«Руслан и Людмила», надеясь на взаимное сотрудничество.

Но, к сожалению, трагическая гибель Пушкина помешала осуществлению
этой мечты.  Опера была написана  после смерти Пушкина. Посмотрите,
как изобразил художник Илья Репин Михаила Ивановича Глинку в период сочинения
оперы «Руслан и Людмила».

Возникла
опера боле 400 лет тому назад в Италии. В переводе с итальянского слово «опера»
означает буквально труд, сочинение, дело. В создании оперы принимают участие
очень много людей. Это писатели, музыканты, художники, оперные артисты (певцы).

У.:
Ребята, что, по-вашему, является главным в опере? Без чего опера будет простым
спектаклем?

Д.:
Без музыки.

У.:
Правильно! Ради неё мы идем в оперный театр.

Слайд
4 У: Опера начинается со сцены свадебного пира:

Киевский
князь Светозар выдаёт свою дочь Людмилу замуж за храброго витязя Руслана. Вдруг
веселье прерывается, раздаются сильные удары грома, наступает полная темнота.
Гости в страхе замирают на месте… Когда вновь становится светло, все с ужасом
видят, что Людмила исчезла.  Слайд 5.Это волшебник Черномор похитил её и унёс в
свой заколдованный замок.

Все имеет свое начало. Так же его имеют и
произведения. А знаете, как называется инструментальное вступление к
музыкальному театральному спектаклю, например, опере или балету?

Д: УВЕРТЮРА

У: Правильно. Сейчас мы с вами
послушаем фрагмент увертюры «Руслан и Людмила» русского композитора М.И.Глинки.

Слайд
5

(слушание
увертюры)

Каков характер
произведения? Что вы представляли себе, слушая увертюру к опере «Руслан и
Людмила»?

-Молодцы, вот такой праздничной, победной, богатырской,
торжественной музыкой начинается опера .

Послушаем фрагмент из арии Руслана. Какие средства музыкальной
выразительности использует композитор для создания образа главного
героя?  

(звучит
ария).

У.:
Какая музыка по характеру? Каким вы представили себе Руслана?

Д.:
ответы.

-Что мы можем сказать о герое благодаря такой музыкальной
характеристике? ( Что он полон решимости на борьбу, что он храбр и
отважен).

У:Скажите, как называется человек, который исполняет произведение
один?

Д: (его называют СОЛИСТ.)

У: Добро в сказке борется со злом.  Кто олицетворяет
силы зла в поэме А.С. Пушкина?

Коварный, злобный Черномор,
Семейства нашего позор,
Рожденный карлой, с бородою…
…Умен, как бес, и зол ужасно.
Притом же, знай, к моей беде,
В его чудесной бороде
Таится сила роковая…

Так описывает Черномора в своей поэме А.С. Пушкин.
Как вы думаетекакая музыка должна быть у злых сил

Д:( Музыка должна звучать грозно, резко, отрывисто.)

У:Теперь послушаем и посмотрим, как характеризует Черномора сам
композитор.

– Определите, какой из жанров он для этого выбирает: песню,
танец или марш? (жанр марш). Слушайте внимательно. Слайд 6

(видео «Марш Черномора»)

Слайд 7

Итак, какой из жанров он для этого выбирает: песню, танец или
марш? (жанр марш) Попробуем промаршировать под эту музыку. (маршируют) Удобно
вам было маршировать?

-Какими чертами характера обладает Черномор? (коварство,
злоба, ненависть, стремление к богатству, жажда наживы).

Сейчас мы еще раз послушаем отрывок из оперы «Руслан и Людмила» –
«Марш Черномора» для этого п
опрошу вас
всех встать и представить себя в роли дирижёра, управляющего целым  оркестром.

Слайд 8 (Слушание музыкального произведения — М.И. Глинка
«Марш Черномора» из оперы «Руслан и Людмила» с пластическим интонированием)

У: Почему ваши жесты
были разными?

Д: Потому, что
музыка была разной. Она изменялась: то тихо, то громко; то резко, то плавно.

Музыка звучит уже
не так грозно, немного ускоряется ,появляются насмешливые  интонации  (ведь
Черномор-это карлик, который без бороды не представляет никакой угрозы).

У:А как вы думаете, какой музыкой у Глинки заканчивается опера?

Д: Ответы детей

Слайд 9.(видеофрагмент «Финал«)

Слайд 10

Как звучал финал оперы?

Д: (Она такая же, как в начале: торжественная, радостная,
мажорная
).

У: Кто исполняет это произведение ?

Д: (хор).

У: А какой хор?

Д: (смешанный: мужчины и женщины)

Многие художники изображали сюжеты из поэмы «Руслан и Людмила» на
своих картинах. Художники, на своих шкатулках изображали мотивы поэмы 

Вы тоже обязательно сможете побеждать зло, как богатырь Руслан,
если будете сильными и выносливыми. А для этого нужно хотя бы несколько минут в
день заниматься зарядкой. Поэтому давайте мы с вами немного потанцуем.

Слайд 11 Физкультминутка.

Физкультминутка.
А часы идут, идут

Тик-так,
тик-так,

В
доме кто умеет так?

Это
маятник в часах,

Отбивает
каждый такт (Наклоны влево-вправо.)

А
в часах сидит кукушка,

У
неё своя избушка. (Дети садятся в глубокий присед.)

Прокукует
птичка время,

Снова
спрячется за дверью, (Приседания.)

Стрелки
движутся по кругу.

Не
касаются друг друга. (Вращение туловищем вправо.)

Повернёмся
мы с тобой

Против
стрелки часовой. (Вращение туловищем влево.)

А
часы идут, идут, (Ходьба на месте.)

Иногда
вдруг отстают. (Замедление темпа ходьбы.)

А
бывает, что спешат,

Словно
убежать хотят! (Бег на месте.)

Если
их не заведут,

То
они совсем встают. (Дети останавливаются.)

Мы сегодня прикоснулись к музыке Глинки, такой недосягаемой и
доступной, и открыли её для себя с новой стороны.
Русская музыка неразрывно связана с великими традициями русской классической
литературы. Русская опера всё время ориентируется на Пушкина. И одним из
произведений является «Руслан и Людмила» — былинно – эпическая опера Глинки.
Секрет её популярности, её долголетия в том, что она написана двумя гениями –
авторами сюжета и музыки. Слово Пушкина по – особому открывается через
сочинение Глинки. Думаю, сегодня мы в этом убедились.

-Я предлагаю закончить урок песней Маши и Вити о сказках.

Исполнение Песни  « Спор Маши и Вити о сказках», 

Итог урока.

— Какая была сегодня тема?

-Какие задания выполняли?

— О ком мы говорили на уроке?

— Какие произведения слушали?

— Что нового вы
сегодня узнали на уроке?


С каким произведением мы с вами познакомились на уроке?

-Кто
сочинил поэму «Руслан и Людмила»?

-Кто
сочинил оперу «Руслан и Людмила»?

Домашнее
задание:
Найти стихотворение о сказочных героях,
которых поется в песне.

Ход урока

2.Актуализация знаний

— Чтобы читать выразительно и правильно сделаем речевую разминку.

 -Наш урок литературного чтения начинается в цветочном магазине.

1. Дыхательная гимнастика.

« В цветочном магазине».

Представьте, что вы пришли в магазин цветов и почувствовали

восхитительный аромат цветущих растений. Сделайте шумный вдох носом

и выдох ртом (3 раза).

«Задуйте свечу»

Сделайте глубокий вдох и задуйте одну большую свечу.

Представьте, что на руке стоят три свечки. Сделайте глубокий вдох и

задуйте каждую свечу.

Представьте, что перед вами именинный торт. На нём много маленьких

свечей. Сделайте глубокий вдох и задуйте как можно больше маленьких

свечек.

III. Проверка домашнего задания.

— Дети, работу над какой большой темой мы закончили?

(Люблю природу русскую.)

— О каком времени года говорили на всех уроках?

(Мы говорили об осени.)  

-Напомните, название раздела, над которым мы начали работать? (русские

писатели)

— И сегодня мы познакомимся с первым русским писателем А.С. Пушкиным. Может кто-то знает о нём? Просмотрите видео о его жизни. 

— Расскажите, что интересного вы запомнили о его жизни?

— А.С. Пушкин прожил короткую, но яркую жизнь. Прошло 222 года со дня

его рождения, а память о нём живёт. Читая Пушкина, слышишь его голос.

Пушкин говорит с читателем “на равных”, как принято между близкими

людьми. «Солнце русской поэзии» -так всегда называли А.С. Пушкина.

-Нас ждёт интересное путешествие в мир книг, знакомство с новым произведением. 

Изучение нового материала.

1.1. Сообщение темы урока.

— (слайд 4) А сейчас литературная разминка. Из какой сказки этот

отрывок?

(слайд 5) «Три девицы под окном

Пряли поздно вечерком.

«Кабы я была царица,-

Говорит одна девица,

То на весь крещёный мир

Приготовила бы пир.»

(слайд 6) « В третий раз закинул он невод,-

Пришёл невод с одною рыбкой,

С непростою рыбкой, — золотою.»

— Кто автор этих сказок?

(А.С.Пушкин)

«Ель растет перед дворцом,

А под ней хрустальный дом;

Белка там живет ручная,

Да затейница какая!» (Сказка о царе Салтане,о сыне его славном и могучем

богатыре Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди)

2. « В третий раз закинул он невод,-

Пришёл невод с одною рыбкой,

С непростою рыбкой, — золотою.»(Сказка о рыбаке и рыбке)

3.Свет мой, зеркальце! скажи

Да всю правду доложи:

Я ль на свете всех милее,

Всех румяней и белее? (Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»)

4.Петушок с высокой спицы

Стал стеречь его границы. («Сказка о золотом петушке)

5.Жил – был поп

Толоконный лоб.

Пошел поп по базару

Посмотреть кой –какого товару. (Сказка о попе и его работнике Балде)

-Мы с вами вспомнили один из литературных жанров. Еще раз назовите его.

-Какие бывают сказки? 

— Произведения А.С. Пушкина входят в жизнь русского человека с самого

раннего детства. В любой семье есть книги великого поэта. Их читают

и перечитывают  и дети и взрослые. Почему?- Как вы думаете, какова

тема нашего сегодняшнего урока?-А какие жанры вы знаете еще? (быль,

рассказ, былины)

— Сейчас я прочитаю отрывок, а вы скажите к какому жанру относятся эти

строки.

Уж небо осенью дышало,

Уж реже солнышко блистало,

Короче становился день,

Лесов таинственная сень

С печальным шумом обнажалась…..

— Определи жанр (стихотворение)

 — Назовите жанры произведений А.С. Пушкина?

 — Но есть еще один жанр, в котором писал А.С. Пушкин.

— А как называется жанр, я предлагаю вам прочитать самим.

— Что такое поэма? Как ответить на этот вопрос? (Поэма – это большое стихотворное произведение на историческую, героическую или возвышенную лирическую тему.

— Сегодня на уроке мы будем читать вступление к поэме А. С. Пушкина

«Руслан и Людмила», которое называется «У лукоморье дуб зеленый».

-А сейчас я предлагаю отправиться в удивительное место, для этого закройте

глаза и внимательно послушайте звуки природы (аудиозапись шум моря)

— Расскажите, что вы слышали?(крик чаек, шум моря)

— Как вы думаете, где оказались?

— И вдруг, на берегу моря мы видим ……

-Кто узнал это дерево, назовите? (на доске появляется рисунок огромного

дуба)

— Отройте учебники на с. 86 и рассмотрите иллюстрацию

— Как вы думаете, о чём произведение?

5. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.

— А теперь я приглашаю вас отправиться в Лукоморье.

Первичное восприятие (прослушивание аудиозаписи «У лукоморья дуб

зеленый..»,исп. А. Фрейндлих)

— Подтвердились ли наши предположения?

-Как теперь ответите на вопрос о чём произведение?

— С какими героями вы встретились?

Словарная работа.

— Прежде чем приступить к чтению, объясним значение выделенных слов.

-Где мы найдем значение этих слов?

-Правильно, в словаре. (Дети,сами читают и отвечают)

Словарная работа

-Слова «златая», «песнь», «брег», «чредой» — устаревшие, сейчас мы их в

речи не услышим.

-А подумай те, как бы они звучали сегодня?

-Подберите синонимы к словам «чахнет», «тужит»

Тужит – горюет,тоскует,печалится

Чахнет – (слабеет, умирает.)

Чтение по цепочке

— Прочитаем вступление по цепочке по 2 строки.

— Посмотрите на наш дуб.

— Как вы думаете он похож на дуб из произведения? (напоминает,

-Что не хватает нашему дубу? (не хватает волшебства, чуда не хватает

некоторых персонажей.)

— Какой картиной начинается отрывок из поэмы?

-Что представляете? (учитель добавляет дуб недостающими предметами)

— Прочитайте описание этой картины.

— А что дальше, впереди? (Леший)

— Скажите, что узнали о Лешем? А что делал Леший?

-Что узнали про Русалку? Может ли она сидеть на дереве?

— Прочитайте, кого встречаем на неведомых дорожках?

— Как понимаете невиданные звери?

— Почему неведомые дорожки? Может автор ошибся? Как дорожки могут

быть неведомые?

— Прочитайте как автор описывает избушку на курьих ножках?

— Кто живёт в Избушке на курьих ножках? Как Баба Яга попадает в

избушку?( с помощью волшебства, поэтому она без окон и дверей)

— Прочитай предложение со словом дол. Что значит видений полны?

-Что привиделось?( прихлынут волны и тридцать витязей прекрасных чредой

из вод выходят ясных, дядька морской)

— Кто попадал под волну, какое испытывали чувство. (Дух захватывало)

-Зачем появляются тридцать витязей? Что они охраняют?( охраняют сказку

от непрошенных гостей)

-Какие ещё злодеи появляются в произведении? Прочитайте.

— Чем можно объяснить появление в прологе героев, которые творят зло?(

Борьба добра со злом)

— Кто не даёт творить зло перед народом?

-Почему Царевна тужит? Что можно предположить?

— Почему ступа идёт , бредёт сама собой?

— Что говориться о Кащее? Почему над златом чахнет? ( если заберут для

него это будет конец)

-Найдите в тексте строчку:

«Там русский дух…там Русью пахнет!»?

— Найдите в строке родственные слова?

— Какие чувства хотел передать автор( что нам хотел сказать этими словами

автор)?

-Какими строками заканчивается произведение?(прочитать)

-Какое произведение устного народного творчества может заканчиваться

такими словами? (Произведение заканчивается так же, как и народная

сказка.)

-Так что же хотел сказать нам автор, какими чувствами поделиться с нами в

этом отрывке?

-А мы с вами можем гордится тем что в России жил такой великий поэт как

А.С. Пушкин.

Выразительное чтение

— Будем учиться выразительно читать отрывок из поэмы.

— Что значит читать выразительно? (Задача выразительного чтения: поставить

себя на место автора и прочитать сказку так, чтоб всем было интересно

слушать, соблюдать интонацию, темп, паузы, логическое ударение).

-Какую выберем интонацию? (таинственную, волшебную)

— Каким должно быть чтение этого произведения? (напевно, плавно)

7.Включение в систему знаний и повторение

-Вспомните, с каким жанром мы познакомились сегодня на уроке?

— Вступление, к какой поэме мы сегодня читали?

— Как называется это вступление?

  • Русская земля и родная природа в слове о полку игореве сочинение 9 класс по плану
  • Руссичка или русичка как правильно пишется
  • Русская история в произведениях пушкина сочинение
  • Руслан на английском языке как пишется
  • Руслан людмила черномор что это за сказка