Русалочка андерсен смысл сказки

Автор на чтение 20 мин. просмотров 9 опубликовано 21.03.2021 русалочка очень трогательная сказка о безответной любви нежной, трепетной русалочки

На чтение 20 мин. Просмотров 9 Опубликовано

«Русалочка» – очень трогательная сказка о безответной любви нежной, трепетной Русалочки к прекрасному Принцу. Это история о том, на какие жертвы можно пойти ради настоящей любви.

chitatelskiy-dnevnik-rusalochka-64123.jpg

Краткое содержание «Русалочка» для читательского дневника

ФИО автора: Ханс Кристиан Андерсен

Название: Русалочка

Число страниц: 48. Х. Г. Андерсен. «Русалочка». Издательство «РОСМЭН», 2012 год.

Жанр: Сказка

Год написания: 1836 год

Главные герои

Русалочка – самая младшая дочь морского царя, добрая, отзывчивая, любящая.

Принц – красивый молодой человек, честный, порядочный.

Морская ведьма – злая, коварная колдунья, отнявшая у Русалочки ее чудный голос.

Принцесса – милая девушка, которую Принц по ошибке принял за свою спасительницу.

Сестры Русалочки – добрые, любящие сестры, которые пытались уберечь Русалочку от необдуманных поступков.

Сюжет

На самом дне глубокого синего моря стоял прекрасный дворец, в котором жил Морской Царь со своей матерью и шестью дочерьми русалочками. По старой традиции, когда русалочке исполнялось пятнадцать лет, она получала возможность подниматься на поверхность моря. Каждый раз, когда кто-то из старших сестер достигал пятнадцатилетия, самая младшая Русалочка, затаив дыхание, слушала рассказы об удивительно красивых закатах и восходах, золотом песке и искрящихся льдинах.

Когда Русалочке, наконец, исполнилось пятнадцать лет, она поднялась на поверхность моря и увидела огромный корабль, на котором играла музыка. Но больше всего поразил воображение Русалочки прекрасный Принц, в которого она тут же влюбилась. Неожиданно разыгралась сильная буря, и королевский корабль пошел ко дну. Русалочка спасла Принца от верной смерти, вытащив его бесчувственного на берег.

Русалочка так хотела оказаться среди людей и быть ближе к Принцу, что отважилась на визит к Морской ведьме. Та согласилась превратить ее рыбий хвост в человеческие ножки, но взамен Русалочка должна была отдать ей свой чудесный голос. Кроме того, каждый шаг по земле будет причинять ей сильную боль, как будто она ступает по острым кинжалам. Если Принц женится на другой девушке, Русалочка тут же превратится в морскую пену.

Русалочка без раздумий согласилась на все условия Морской ведьмы. Она выпила волшебный напиток и очутилась без сознания на морском берегу, где ее нашел Принц. Он очень привязался к милой безголосой девушке с летящей походкой. Однако вскоре Принц должен был жениться на Принцессе из соседней страны. Впервые увидев ее, он не сомневался, что это именно она спасла его в ту страшную бурю.

В тот же вечер к Русалочке приплыли ее сестры. Они протянули ей нож, который обменяли у Морской ведьмы на свои чудесные косы. Этим ножом нужно было убить Принца, чтобы вновь стать русалочкой и вернуться во дворец. Однако Русалочка не смогла совершить убийство любимого человека. На рассвете она должна была превратиться в морскую пену, но тут появились Дочери воздуха, которые забрали Русалочку с собой.

План пересказа

  1. Жизнь в Морском дворце.
  2. Русалочка впервые всплывает на поверхность моря.
  3. Спасение Принца.
  4. Договор с Морской ведьмой.
  5. Русалочка превращается в человека.
  6. Знакомство с Принцем.
  7. Свадьба Принца и Принцессы.
  8. Русалочка становится Дочерью воздуха.

Главная мысль

За любовь нужно платить, порой, очень высокую цену.

Чему учит

Сказка учит любить и жертвовать собственными интересами ради счастья любимых людей, учит никогда не предавать своих близких.

Отзыв

Русалочка не жалко было отдать самое дорогое, что она имела – чудесный голос, чтобы иметь возможность находиться рядом с любимым человеком, даже не надеясь на взаимность.

chitatelskiy-dnevnik-64123-risunok-illyustraciya-k-skazke-rusalochka.jpg

Рисунок-иллюстрация к сказке Русалочка.

Пословицы

  • Насильно мил не будешь.
  • Любовь – большая мука.
  • Одно сердце страдает, а другое не знает.
  • Верная любовь ни в огне не горит, ни в воде не тонет.

Что понравилось

Конец сказки очень печальный. Хотелось бы, чтобы Русалочка, которой довелось пройти столько испытаний, смогла обрести свое счастье с Принцем, но этому не суждено было сбыться.

Сказка Г-Х Андерсена «Русалочка» Жанр: авторская волшебная сказкаГлавные герои сказки «Русалочка» и их характеристики

  1. Русалочка, самая младшая дочь морского царя, которая влюбилась в прекрасного Принца и отдала за возможность видеть его и быть с ним рядом свой голос.
  2. Принц, которого Русалочка спасла от гибели, и в которого влюбилась. Красивый и честный молодой человек, который полюбил другую.
  3. Морская ведьма, страшное чудовище, которое дало Русалочке возможность быть человеком, но отняла у нее голос.
  4. Принцесса, милое создание, которое принц принял за свою спасительницу
  5. Бабушка Русалочки, мудрая и опытная женщина
  6. Сестры Русалочки, пять прекрасных дочерей Морского царя.
  7. Дочери воздуха, волшебные существа.

План пересказа сказки «Русалочка»

  1. Морской дворец
  2. Шесть сестер русалочек
  3. Статуя мальчика
  4. Сестры посещают поверхность моря.
  5. Русалочке исполняется пятнадцать лет
  6. Русалочка спасает принца
  7. Русалочка идет к морской ведьме
  8. Русалочка превращается в человека
  9. Принц встречает принцессу
  10. Русалочка не может убить принца
  11. Дочери воздуха.

Кратчайшее содержание сказки «Русалочка» для читательского дневника в 6 предложений

  1. Русалочка играет в своем саду и ждет пятнадцатилетия, чтоб всплыть на поверхность
  2. Русалочка видит корабль и спасает принца после шторма
  3. Русалочка отдает свой голос морской ведьме за ноги
  4. Принц находит русалочку и относится к ней как к сестре
  5. Принц женится на принцессе соседнего королевства
  6. Русалочка прощается с принцем и становится дочерью воздуха

Главная мысль сказки «Русалочка» За свою любовь, за своих любимых и за их счастье, человек готов отдать все самое дороге, даже свою жизнь.Чему учит сказка «Русалочка» Эта сказка учит нас любить и никогда не предавать любимых. Учит жертвовать своими интересами ради счастья тех, кого мы любим. Учит тому, что даже самый печальный конец оставляет нам надежду на лучшее.Отзыв на сказку «Русалочка» Сказка «Русалочка» рассказывает о великом чувстве, которое пробудилось в груди маленькой Русалочки. О том, как много она отдала просто за возможность быть рядом со тем, кого полюбила. Это прекрасная и трогательная история, которая мне очень понравилась. У этой истории трагичный конец, но последние слова сказки оставляют нам надежду на то, что Русалочка еще будет счастлива.Пословица к сказке «Русалочка». Одно сердце страдает, а другое не знает. Верная любовь ни в огне не горит, ни в воде не тонет. Насильно мил не будешь. Любовь — большая мука. Любовь — кольцо, а у кольца нет конца.Краткое содержание, краткий пересказ сказки «Русалочка» Глубоко под водой стоял прекрасный дворец Морского царя, в котором жил сам Царь, его мать и шесть сестер русалочек. Самая младшая Русалочка была самой красивой, она  любила статую мраморного мальчика, которую поставила в саду. Когда русалочкам исполнялось пятнадцать лет, они получали право подняться на поверхность моря. Каждая из русалок оставалась очень довольна этим событием. Они рассказывали о чудесном песке, закате, широкой реке, льдах, и Русалочка с нетерпением ждала того момента, когда и ей можно будет подняться на поверхность. И вот Русалочке исполнилось пятнадцать лет. Она увидела огромный корабль, на котором играла музыка. И увидела прекрасного принца, который был похож на ее мраморного мальчика. К вечеру разразилась буря и корабль пошел ко дну. Русалочка спасла принца и вытащила его на берег. Русалочка грустила и рассказала обо всем сестрам. Те показали ей дворец принца и Русалочка стала часто приплывать туда, чтобы посмотреть на принца. Русалочка очень полюбила людей и жалела, что у нее нет бессмертной души. Когда во дворце играли бал, Русалочка тайком отправилась к Морской ведьме. Путь к ведьме был опасен и страшен, но Русалочка добралась до Ведьмы. Ведьма знала что нужно Русалочке. Она согласилась сделать Русалочку человеком, но предупредила, что ей придется отдать голос, а ступать она будет как по ножам. И если принц женится на другой, то Русалочка станет морской пеной. Русалочка на все согласилась и ведьма отрезала ей язык и вручила волшебный напиток. Русалочка выпила напиток и потеряла сознание на берегу. Там ее и нашел Принц. Принц очень полюбил Русалочку, а все вокруг радовались ее милому личику и скользящей походке. Принц называл Русалочку «Найденышем». Но принц должен был жениться на принцессе из соседней страны и вот однажды он отправился к невесте на корабле, взяв с собой Русалочку. Принцесса оказалась очень красивой, а Принц принял ее за девушку, которая спасла его в бурю. Жених и невеста поплыли назад. Вечером к Русалочке приплыли сестры и протянули ей нож, взятый у морской ведьмы. За этот нож они отдали свои косы. Если бы Русалочка убила принца, она снова бы превратилась в Русалочку. Но Русалочка не смогла убить принца и бросилась в море. Тело Русалочки расплылось пеной. И тут появились странные воздушные создания — Дочери воздуха, которые взяли Русалочку к себе. Теперь у Русалочки не было тела и не было души, но она могла приобрести ее добрыми делами.Иллюстрации и рисунки к сказке «Русалочка»

Год: 1836     Жанр: сказка

Главные герои: Русалка — младшая дочь морского царя, Принц — ее возлюбленный

Морской царь живёт со своей матерью и шестью дочерьми. Когда самой младшей из них исполняется пятнадцать, ей разрешается всплыть на поверхность, и она влюбляется в принца, празднующего день рождения на корабле. Судно попадает в сильный шторм, и русалочка спасает тонущего принца, оставив его на берегу около женского монастыря.

Она тоскует по возлюбленному и решается на сделку с ведьмой: хвост девушки превращается в ноги, но ходьба доставляет ей нестерпимую боль, она лишается голоса, навсегда расстаётся с родными и обречена умереть, если принц женится на другой. Во время сватовства в соседнем королевстве он находит девушку, которая, как он считает, спасла его тогда на берегу, и берёт её в жёны. Сёстры предлагают ей убить принца, чтобы снять заклятие, но ей не хватает сил и она бросается в пучину, но не умирает, а становится дочерью воздуха.

Главная мысль. Сказка учит нас любви и самопожертвованию. Она показывает, как важно верить в свою мечту – именно благодаря ней русалочка не погибла, а обрела новую жизнь.

Читать краткое содержание Андерсен Русалочка

Лишь с пятнадцати лет им дозволялось подниматься наверх, но никому этого не хотелось так, как самой младшей. Год за годом сёстры всплывали и возвращались с восхищёнными рассказами. Наконец и русалочке довелось подняться над водой. Она оказалась рядом с кораблём, с палубы которого доносились пение и музыка. Люди были одеты нарядно, но прекраснее всех ей показался молодой принц. Она долго не могла оторвать от него взгляд.

Начался шторм, корабль бросало по волнам. Волны захлестнули судно и положили его на бок. Стало темно, но когда блеснула молния, русалочка увидела, как принц упал в море. Она спасла его, доставив на берег, где стоял монастырь. Вскоре из здания выбежали девушки, и одна из них нашла принца. Он улыбнулся девушке, и русалочке стало грустно, ведь он даже не подозревал о её существовании. Однажды она рассказала обо всём своей сестре, и вскоре все сёстры уже всё знали. Одна из них привела её к замку принца. Русалочка хотела добиться любви юноши.

Однажды, покинув бал, она отправилась к ведьме. Колдунья была согласна изготовить для неё зелье, которое превратило бы рыбий хвост в пару стройных ног. Её походка была бы грациозна, но каждый шаг доставлял бы невыносимую боль. При этом она никогда не смогла бы вернуться к своим родным, а если принц женился бы на другой, русалочка превратилась в морскую пену. Принцесса согласилась, и в обмен на услугу ведьма отрезала её язык.

Приплыв ночью к дворцу, русалочка выпила зелье и потеряла сознание. Принц нашёл девушку и привёл к себе во дворец. Она танцевала так великолепно, что все восхищались ею и аплодировали. Со временем он всё больше привязывался к ней, но всё же относился к ней как к маленькому милому ребёнку, не собираясь брать её в жены. Он признался, что его сердце занято той, что спасла его давно на берегу. Русалочка переживала, что не могла открыть ему правду.

Ганс Христиан Андерсен сказка Русалочка

Оцените произведение: Голосов: 393

Читать краткое содержание Русалочка. Краткий пересказ. Для читательского дневника возьмите 5-6 предложений

Андерсен. Краткие содержания произведений

Картинка или рисунок Русалочка

Другие пересказы и отзывы для читательского дневника

  • Краткое содержание Куприн Анафема

    Утром в воскресенье отец Олимпий готовился к службе. Он полоскал горло борной кислотой, дышал над паром. Жена дьякона, худая невзрачная женщина, принесла ему стакан водки в честь выходного дня

  • Краткое содержание Шукшин Осенью

    Филипп Тюрин с самой войны работал паромщиком. Однажды в бою его ранило, и тяжелую работу он выполнять больше не мог. Тюрин увлекался политикой. И даже по пути от дома до парома и обратно он обдумывал разные новости

  • Краткое содержание Повесть непогашенной луны Пильняка

    Приняв рапорты от служащих, командарм Николай Гаврилов беседует со своим близким другом Алексеем Поповым, которому еле удалось пробраться к нему в вагон. В утренних газетах пишут

  • Краткое содержание Чехов Невеста

    Надя собирается замуж за сына местного протоиерея, Андрея Андреевича. Родственники Нади, властная бабушка и мать заняты приготовлением к свадьбе. В доме гостит дальний родственник семьи Саша, он болен чахоткой.

  • Краткое содержание Старшая Эдда

    Сборник состоит из более чем 35 песен, в поэтической форме раскрывающих представления древних скандинавов о сотворении и устройстве мира, и структурно разделенных на три части:

Скачать:

Настройки

Размер шрифтаЦвет текстаЦвет фона

Название произведения: Русалочка

Автор: Ганс Христиан Андерсен

Год написания: 1836

Жанр: сказка

Главные герои: младшая дочь царя морского, ее возлюбленный — принц

Краткое содержание сказки «Русалочка» для читательского дневника поведает удивительную историю настоящей любви, способной на высокое самопожертвование.

Сюжет

Самая младшая Русалочка полюбила принца. Чтобы иметь возможность быть рядом с возлюбленным, она поменяла свой изумительный голос на пару стройных ножек. Принц обнаружил девушку на берегу и привел в свой дворец, но полюбил ее только как друга и сестру. Вскоре в его жизнь вошла любовь – к иноземной принцессе и он женился на ней.

Сестры Русалочки отдали свои прекрасные кудри ведьме, чтобы спасли жизнь глупой малышки, которая после свадьбы своего возлюбленного по предсказанию ведьмы, должна исчезнуть. Сестры приказали Русалочке убить принца, его кровь, попав на ноги, вновь возвратила бы ей рыбий хвост и долгую жизнь в море. Но девушка не стала убивать любимого, она превратилась в дочь воздуха и полетела в небо. Так Высшие силы наградили ее за самоотверженную любовь и преданность.

Вывод (мое мнение)

Настоящая любовь никогда не толкнет человека на подлые поступки, он не сможет причинить зло своему любимому. Русалочка настолько любила принца, что готова была на любые испытания, чтобы только быть рядом. Она готова была умереть сама, но только не убивать возлюбленного. В этом и есть высший смысл настоящей любви – уметь принести все в жертву, но не причинить боли тем, кого любишь.

Добавить в избранноеСодержание:

Для читательского дневника понадобится информация об истории создания произведения и характеристика главных персонажей. Существует несколько вариантов концовки романтической сказки.

Основные персонажи

В 1837 году была впервые опубликована сказка «Русалочка», написанная Гансом Христианом Андерсеном. Множество раз ее адаптировали, снимали по ней анимационные и художественные фильмы, ставили спектакли и мюзиклы. При переводе на русский язык было изменено название произведения.

С датского оно означало «Маленькая морская госпожа», никакого отношения к русалкам главная героиня не имела.

Основные герои «Русалочки»:

  • Ариэль — младшая дочь морского царя;
  • принц;
  • сестры Русалочки;
  • бабушка Ариэль;
  • морская ведьма;
  • принцесса;
  • дочери воздуха.

Дочь морского царя полюбила красивого молодого принца и решила пожертвовать своим голосом ради обретения ног. Она и есть главный персонаж всего текста. Русалочка спасла молодого человека от гибели, но он полюбил другую. Принц описан как честный и благородный юноша.

У Ариэль есть еще пять сестер, все они проживают в подводном мире. За советами Русалочка обращается к своей мудрой бабушке. Она пытается учить внучку быть доброй и внимательной. Страшная морская ведьма помогла Ариэль обрести ноги, но принудила ее взамен отдать голос. Принцесса — это милая девушка, которую полюбил принц.

Он подумал, что это милое создание спасло его от гибели. В конце книги появляются дочери воздуха — волшебные существа, забравшие душу Ариэль.

Главная мысль

Любой текст в жанре сказки несет поучительную мысль или мораль. Не стала исключением и книга Андерсена. Она учит читателя не предавать любимых и отдаваться чувствам полностью. Сказка повествует о способностях приносить жертвы ради счастья близких. Хотя сюжет закончился печально, автор дает надежду на лучшее.

И в самых печальных событиях может быть что-то хорошее.

Заключается главная мысль сказки «Русалочка» в возможности самопожертвования ради любви. Даже в аннотации сказано о трагической судьбе Ариэль, которая отдала очень много за возможность быть рядом с принцем.

Для читательского дневника можно составить короткий план произведения:

  1. Русалочка ожидает своего пятнадцатилетия.
  2. Ариэль спасает принца во время шторма.
  3. Влюбленная отдает свой голос взамен ног.
  4. Принц находит Русалочку и называет ее сестрой.
  5. Юноша женится на девушке из соседнего королевства.
  6. Ариэль становится одной из дочерей воздуха.

Сказку легко читать, она написано простым для восприятия языком. Тема любви и самопожертвования в ней полностью раскрыта. Даже при трагической развязке автор сделал так, чтобы у читателя осталась надежда на лучшее.

Краткое содержание

Сказка Ганса Христиана Андерсена «Русалочка» начинается с описания семьи главной героини. Дворец морского царя находился в самом глубоком месте под водой. Жена властителя давно умерла, и ему пришлось воспитывать шестерых дочерей только с помощью своей матери. Каждый день юные русалки играли в саду, но младшая отличалась задумчивостью и тихим нравом.

Ариэль много времени проводила на своей клумбе и рядом с упавшей в море статуей мальчика.

А также она любила слушать истории, которые ей рассказывала бабушка.

Подниматься на поверхность русалкам разрешали только с пятнадцатилетнего возраста.

Младшая из сестер ждала своего дня рождения с большим нетерпением. Каждый год она слушала словесные описания внешнего мира.

Наконец и ей удалось подняться на поверхность моря. Она увидела корабль, с которого доносились музыка и пение. Все были нарядно одеты, но внешность принца привлекла Русалочку с первого взгляда. Но вдруг начался шторм, и судно опрокинули сильные волны. Юноша упал в море, Ариэль спасла его и вытащила на берег, оставив около монастыря. Одна из воспитанниц нашла принца.

Русалочка рассказала о своем приключении сестрам, и те отвели ее к замку возлюбленного. Ариэль захотела добиться его любви. Однажды она сбежала с бала и отправилась к ведьме, которая согласилась превратить ее хвост в стройные длинные ноги. Но колдунья поставила несколько условий. При каждом шаге Ариэль будет ощущать сильную боль, а в обмен за услугу ведьма отрезала ей язык. Если же принц женится на другой, то Русалочка превратится в морскую пену.

Она дала свое согласие и забрала зелье. Ночью перед дворцом принца Ариэль выпила жидкость и потеряла сознание. Юноша забрал ее к себе и восхищался ее грацией. Но он ласково относился к Русалочке, как к сестре или ребенку. Позже он признался, что его сердце принадлежит девушке, которая его спасла во время шторма, как он считал. Рассказать ему правду Ариэль не могла. Принц уехал в соседнее королевство, где познакомился со своей невестой. Она и оказалась той девушкой, что встретила его на берегу.

У Ариэль осталась только одна ночь с принцем. Но к ней явились сестры. Они отдали колдунье свои волосы взамен на нож, который нужно было убить юношу и окропить его кровью ноги Русалочки. Тогда они превратились бы в хвост. Но Ариэль не смогла причинить вред любимому, она выбросила нож в море и бросилась в воду сама. Перед ней появились дочери воздуха, которые забрали ее с собой.

Варианты окончания

До сих пор ведутся споры по поводу концовки сказки. В оригинале тело Ариэль превратилось в морскую пену после того, как она бросилась в воду. Но вместо смерти она почувствовала тепло солнечных лучей и превратилась в дочь воздуха. Другие волшебные существа объяснили ей, что она не умерла, так как всю жизнь пыталась обрести вечную душу своими благими намерениями. Когда Ариэль совершит достаточно добрых дел, она станет бессмертной.

Но некоторые критики не согласны с такой развязкой. Они считают, что вся сказка вела к трагическому концу, а связь Русалочки с дочерями воздуха можно считать положительным финалом. На самом деле первое издание автора имело другое окончание. Ариэль должна была просто погибнуть в море. Но позже при анализе сказки «Русалочка» Андерсен решил добавить добрых существ, которые ее спасли.

У дочерей воздуха также есть условия для обретения души. Нужно в течение трехсот лет совершать только добрые дела. Писатель добавил и другие требования к Ариэль. Все зависит от того, как она себя будет вести. Каждое хорошее дело сокращает трехсотлетний срок на один год. А плохие поступки заставляют дочерей воздуха плакать. Слезинка продлевает срок службы на один день.

Критики посчитали такие условия более страшными, чем просто смерть главной героини. Они отнесли сказку к циклу викторианских моральных рассказов.

В подобных произведениях всегда были притчи и поучения, заставляющие детей хорошо себя вести и не совершать злых поступков.

Мифологическая подоплека

В основе создания сказки лежит миф о сиренах — морских девах, которые умели звать и привлекать к себе мужчин с помощью красивого мелодичного голоса. Такой же была и Ариэль, маленькая морская госпожа. В русском языке произошло сокращение и адаптация названия произведения.

Если углубиться в мифологию, то станет понятно, что главную героиню нельзя считать русалкой. Она была дочерью морского царя, то есть родилась и выросла под водой. А согласно славянским легендам, русалками становились девушки-утопленницы. После превращения они были недружелюбными, мстительными, заманивали и убивали мужчин. Морские девы или сирены происходят от богов, но у них нет души.

В Западной Европе есть легенда о дочери морского царя, которая решила обрести бессмертие. Для этого она каждый день приходила к монаху в храм и молилась вместе с ним. Русалочка в сказке хотела получить душу с помощью любви к земному мужчине. Только через поцелуй влюбленного она могла захватить частичку его бессмертия.

Автор сделал своего персонажа особенным, отличающимся от остальных. Сестры Ариэль во время кораблекрушений пели морякам о том, как хорошо им живется на дне, уговаривали спуститься вместе с ними. Ариэль же спасла принца вместо того, чтобы убить его.

А позже ей пришлось пожертвовать собой ради его счастья. За это и другие страдания Русалочку наградили бессмертной душой.

Отзывы читателей

Сказки Андерсена некоторые критики называют жестокими, полными негативного и даже пугающего смысла. Но автор описывал действительность, ведь в реальной жизни редко встречается справедливость. А жертвы во имя любви совершают многие. И не важны возраст, пол, принадлежность к определенным классам или расе — каждый человек испытывает чувства к другим, и ради этих эмоций и счастья близких люди готовы на многое.

Можно также ознакомиться с отзывами тех, кто уже прочитал сказку.

Я выросла на сказках Андерсена, теперь читаю их дочке. Самая любимая у нас обеих это «Русалочка». Смелости и отваге Ариэль можно позавидовать, ведь не каждая девушка решится на такие жертвы ради любимого парня.

А я до сих пор сказки читаю и верю в такую искреннюю и чистую любовь. В мире также много тех, кто может пожертвовать собой ради счастья любимого.

Я считаю, что сегодня слишком мало осталось таких добрых людей, как Ариэль. Большинство проявляет только ревность и эгоизм. А юная Русалочка смогла оставить принца жить вместе с его женой, отказалась от своей любви ради его счастья.

Еще тесты

Читайте также

«Недоросль» — краткое содержание ? комедии Д. И. Фонвизина»Ася» — краткое содержание ? повести И. Тургенева»Робинзон Крузо» — краткое содержание романа Д. Дефо»Фауст» — краткое содержание ? трагедии И. Гете

Используемые источники:

  • https://obrazovaka.ru/chitatelskiy-dnevnik/rusalochka.html
  • http://santyaguarundito.blogspot.com/2018/02/blog-post.html
  • http://chitatelskij-dnevnik.ru/kratkoe-soderzhanie/andersen/rusalochka
  • https://frigato.ru/chitatelskiy-dnevnik/2-klass/1596-rusalochka.html
  • https://nauka.club/literatura/kratkie-soderzhaniya/rusalochka.html

Учитель: Шубина Н. А.

Дата: 18.05.2021 г.

Тема: Г. -Х Андерсен «Русалочка»

Этап урока

Цель

Методы и приемы работы

Форма организации учебной деятельности (Ф., И., П., Г.)

Содержание учебного материала

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Формирование универсальных учебных действий

I.Организационный момент:

— создание условий для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность;

— установить тематические рамки.

Словесный метод.

-Здравствуйте, ребята! Я рада приветствовать вас на уроке литературного чтения.

— Скажите, нам всем приятно, когда рядом человек с хорошим настроением. Всем становится радостно и тепло. Давайте и мы будем поддерживать хорошее настроение на протяжении всего урока литературного чтения.

Приветствует и настраивает учащихся на работу. Проверяет готовность к уроку учащихся.

Слушают и обсуждают тему урока, проверяют свою готовность к уроку. Настраиваются на работу.

Умение осознавать и определять (называть) свои эмоции, осознавать и определять эмоции других людей.

II.Проверка домашнего задания:

-установить правильность, полноту и осознанность выполнения д/з большинством учащихся;

-выявить пробелы в знаниях и способах деятельности учащихся и определить причины их возникновения;

-устранить пробелы, обнаруженные в ходе проверки д/з.

Словесный метод, наглядный метод. Фронтальная и самостоятельная форма работы.

-А, вы готовы начать нашу нелегкую, но очень интересную работу?

— Хорошо. Но сейчас проверим, насколько добросовестно вы подошли к выполнению домашнего задания.

— И так, дома вы читали первую и вторую часть сказки Г.Х. Андерсена «Русалочка»

— Какие чувства вызвало у вас начало сказки?

— Где происходит действие в первой части сказки? (Морское дно)

— Как автор описывает морское царство?

— Какая атмосфера царила в семье морского царя?

— Сколько сестер было у русалочки?

— О чем она мечтала?

— Когда русалочке разрешили всплыть на поверхность? (Ко-гда ей исполнилось 15 лет.)

-Как вы думаете, какие чувства она испытывала при этом? (Радость, восторг, она всегда мечтала об этом.)

— Что увидела русалочка на поверхности моря?

— Какие чувства у нее возникли к принцу? (Любовь с первого взгляда.)

— Что же произошло дальше? (Началась буря, корабль разва-лился на части.)

— Почему русалочка, не думая о том, что сама может погибнуть, бросилась спасать принца? (Он ей очень понравился, она не хотела, чтобы он погиб.)

— Как вы думаете, правильно ли она поступила? Как бы вы поступили на ее месте?

— Почему русалочке пришлось оставить принца одного на бе-регу? (Зазвонили колокола и в сад пришли девушки.)

— Найдите в тексте и прочитайте, какой стала русалочка после этого случая? (Стала еще тише, задумчивее, чем прежде. Каждый раз все печальнее…)

— Как вы думаете, почему она рассказала обо всем сестрам?

— Чем они помогли ей? (Показали, где живет прекрасный принц)

— Как вы считаете, обрадовало ли ее это известие?

— Как теперь она проводила вечера? (Приплывала каждый вечер, подолгу наблюдала за принцем.)

Выявляет степень усвоения учащимися заданного учебного материала, причины невыполнения д/з отдельными учениками; ликвидирует обнаруженные недостатков.

Отвечают на вопросы, демонстрируют знания фактического материала по изученной ранее теме.

Адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи.

III. Постановка цели урока:

— установить тематические рамки;

-обеспечить мотивацию учения школьников, принятие ими целей урока;

Словесный метод, наглядный метод. Фронтальная форма работы.

— Сегодня у нас необычный урок, потому что мы продолжаем своё путешествие по маленькой северной стране, с трех сторон окруженной морем, в Дании, с великим сказочником, известным во всем мире, Гансом Христианом Андерсеном.

Сообщает учащимся не только темы урока (его содержания), но и целей, форм организации их деятельности.

Слушают, включаются в учебный процесс.

Самостоятельно формулировать тему и цели урока; оформлять свои мысли в устной форме с учетом речевой ситуации.

IV. Работа по теме урока:

познакомить с биографией и творчеством Ганса Христиана Андерсена;

— учить строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, понимать знаки, символы;

— формировать умения принимать и сохранять учебную задачу.

Словесный метод, наглядный метод. Фронтальная форма работы.

1.Первичное восприятие текста.

2.Словарная работа.

3. Проверка первичного восприятия текста.

— Сегодня на уроке, мы продолжаем знакомиться со сказкой Г.Х. Ан­дерсена.

— Откройте учебники на странице 84.

— Начнем читать сказку и узнаем, какая история при­ключилась с русалочкой.

Учащиеся читают текст вслух по цепочке.

По ходу чтения идет словарная работа:

Вельможа — знатный и богатый чиновник.

Трюм — внутреннее помещение корабля между

нижней палубой и днищем.

Вуаль— тонкая прозрачная материя, закрываю­щая лицо.

Коралл – морское неподвижное животное, а также камень, являющийся известковым отложением морских животных.

Янтарь – окаменевшая смола желтого цвета.

Утес – отвесная скала.

-Что особенно вас тронуло при чтении?

— Почему русалочка решила проститься со своей подводной жизнь и стать человеком? («Все больше и больше начинала русалочка любить людей. Их земной мир казался ей куда больше, чем её подводный».)

— Добилась ли русалочка своей цели и какой ценой? (Она обрела пару стройных ножек, но навеки стала немой. А неразделенная любовь стала причиной гибели русалочки.)

-Почему русалочка отправилась к ведьме? (Она окончательно решила попасть в земной мир.)

-Найдите и прочитайте описание жилища ведьмы. Что чувствовала русалочка, когда была там? Что испытывала русалочка, когда покидала свой родной дом?

-Расскажи о жизни русалочки во дворце у принца? (Принц принял русалочку в свой мир. Она жила рядом с ним, во дворце, разодетая в шелках- прекрасная девушка с дивной походкой, которой все восхищались. Все были в восхищении особенно принц. Но она оставалась несчастной, ведь принц любил её лишь по-дружески).

-Любил ли принц русалочку? Мог ли он на ней жениться?

(Несмотря на все её достоинства и преданность, он был влюблён в другую, которую видел лишь однажды. Возможно, ему ценно то, что его спасли, и любовь во многом обусловлена благодарностью. Если бы у русалочки сохранился голос, она могла бы завоевать настоящую любовь принца.)

— Можно ли назвать жизнь русалочки во дворце у принца счастливой?

— Почему принц не смог полюбить русалочку на столько, что бы на ней жениться?

— А если бы ведьма не лишила русалочку голоса, всё могло бы быть иначе?

— Расскажи, как к русалочке относиться её семья: её бабушка, отец и сестры.

— Почему то, что кажется возможным её сёстрам- убить принца, что бы сохранить себе жизнь,- невозможно для русалочки?

— Что же это а волшебная сила, благодаря которой русалочка могла бы остаться в мире людей?

Знакомит с биографией автора, организует первичное восприятие текста с последующим анализом.

Организует работу по отгадыванию

Кроссворда, организовывает работу по словарной работе.

Разгадывают кроссворда, читают сказку по цепочке в учебнике. Отвечают на вопросы.

Составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем; работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность; извлекать информацию, представленную в виде сплошного текста; строить рассуждения; договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности; оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учетом речевой ситуации.

Физкультминутка:

-предупреждать утомляемость учащихся.

Наглядный метод.

Фронтальная форма работы.

-После того как, хорошо поработали нужно отдохнуть.

https://ds04.infourok.ru/uploads/doc/0c41/0012e478-549e38b6.ppt

Физкультминутка для глаз «Прогулка Русалочки и ее друзей»

Проводит физкультминутку.

Выполняют упражнения.

V.Повторное чтение и анализ (по заданию учителя):

— выполнять учебные действия в устной форме;

-развивать умение осуществлять поиск необходимой информации (из рассказа учителя, родителей, из собственного жизненного опыта, из учебника);

-продолжать развивать умения выстраивать речевое высказывание.

Словесный метод, наглядный метод. Фронтальная форма работы.

1.Составление плана по сказке.

2.Краткий пересказ текста по плану.

https://learningapps.org/16039210

Учитель вместе с детьми обсуждает, какие иллюстрации можно нарисовать к каждому эпизоду.

Один — два ученика пересказывают текст сказки по составленному плану.

Формулирует задание, организует беседу по вопросам, контролирует выполнение задания на отработку технике чтения, работы с иллюстрациями учебника.

Слушают и отвечают на вопросы учителя. Составляют план.

Выразительно читают. Выполняют задания по содержанию текста.

Адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи; работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность; слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;

устанавливать причинно — следственные связи; перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую.

VI.Закрепление прочитанного:

— обеспечить в ходе закрепления повышение уровня осмысления изученного материала, глубины его понимания;

Словесный метод.

Фронтальная и парная форма работы.

1. Работа в парах. Тестирование

2. Проверка по ключу в парах.

3. Разгадывание кроссворда по сказке Г.Х.Андерсена «Русалочка»

1.Кто написал сказку «Русалочка»?
А) Ш. Перро
В) В. Гюго
С) Г. Х. Андерсен
D) В.Гауф

2.Из чего сделан дворец морского царя?
А) из мрамора
В) из кораллов и янтаря
С) из песка
D) из камня

3.Сколько дочерей было у морского царя?
А) 7
В) 6
С) 8
D) 9

4.Кто заправлял хозяйством в подводном дворце?
А) старец-отец
В) жена морского царя
С) сестра царя
D) старуха-мать

5.Во сколько лет русалочкам можно подняться на поверхность воды?
А) 13
В) 14
С) 15
D) 16

6. Что увидела русалочка, когда в первый раз всплыла на поверхность моря?
А) море, берег, людей
В) берег, чаек, пену морскую
С) корабль, людей, принца
D) берег, дома, принца

7. Какой праздник был на корабле?
А) день рождения принцессы
В) свадьба
С) день рождения короля
D) день рождения принца

8.Какой поступок совершила русалка?
А) спасла людей
В) спасла принца
С) любовалась красотой природы
D) хотела, чтоб принц попал к ней на дно

9.Куда приплыла русалочка, спасая принца?
А) к плоту
В) к кораблю
С) на берег
D) на остров

10.Принц не знал, что…
А) жизнь спасла ему русалочка
В) жизнь спасла ему молодая девушка
С) жизнь спас ему дельфин
D) жизнь спасла ему принцесса

 Ключи: 1)С, 2)В, 3)В, 4)D, 5)С, 6)D, 7)D, 8)В, 9)С, 10)А

https://learningapps.org/2172558

Проводит беседу по вопросам. Акцентирует внимание на конечных результатах учебной деятельности обучающихся на уроке.

Выполняют задание, анализируют выполненную работу.

Работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность; оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учетом речевой ситуации.

VII.Итог урока. Рефлексия.

-оценить учащихся за работу на уроке;

-оценить эмоциональное состояние учащихся после урока.

Словесный метод.

Фронтальная форма работы.

— На этом наш урок подходит к концу.

— Как называются сказки, у которых есть автор? (Авторская сказка.)

— По каким признакам можно определить, что это сказка? (сказка сказывается; действие имеет приключенческий характер; развитие действий динамическое; сказка поучает нас в чем — либо)

— Сейчас вы должны оценить свою работу-прикрепить рыбку к волне:

«Я молодец» прикрепляете рыбку выше волны.

«Я доволен работай» прикрепляете на волне.

«Я мог поработать лучше» прикрепляете рыбку ниже волны.

— Мне понравилось, как вы работали на уроке, вы были активны, внимательны, добросовестно отнеслись к сегодняшнему уроку.

— Спасибо вам за урок, за активную работу, за радость общения.

Оценивает эмоциональный настрой учащихся. Проводит беседу по вопросам.

Отвечают на вопросы учителя. Оценивают свою работу в конце урока.

В диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы других в соответствии с этими критериями; высказывать и обосновывать свою точку зрения.

VIII. Домашнее задание

Словесный метод.

Фронтальная форма работы.

— Выберите себе домашнее задание по желанию: 

1 группа — написать отзыв к сказке; 
2 группа — придумать 5 вопросов по сказке; 

3 группа — составить свои варианты окончания сказки со счастливым концом.

Объясняет домашнее задание, комментирует.

Слушают, записывают.

Осуществлять анализ – понимание поставленной учебной цели по выполнению домашнего задания.

  • Русалочка сказка андерсена читательский дневник
  • Русалочка и другие сказки книга
  • Русалка в какой сказке пушкина
  • Рупельштинцинскхен однажды в сказке
  • Русалка в германских сказках