Русалка в какой сказке пушкина

Всем хорошо известен сказочный зачин поэмы а.с. пушкина руслан и людмила: у лукоморья дуб зеленый; златая цепь на дубе том:

Всем хорошо известен сказочный зачин поэмы А.С. Пушкина «Руслан и Людмила»:

У лукоморья дуб зеленый;
Златая цепь на дубе том:
И днем и ночью кот ученый
Все ходит по цепи кругом.
Идет направо — песнь заводит.
Налево — сказку говорит.
Там чудеса: там леший бродит,
Русалка на ветвях сидит…

Читая знаменитые строки, мы представляем себе русалку в виде полурыбы-полуженщины, у которой вместо ног плавник. Именно такой я увидела русалку в мультфильме «Сказка о рыбаке и рыбке», где в качестве присказки использован знаменитый пролог «У лукоморья…». В этом мультфильме дева-рыба изображена лежащей на древесных ветвях.

Я решила разобраться в том, кто же такие русалки, как они выглядели, где жили?

Образ русалки и его название в народных легендах, сказках, песнях известен с давних времён.

Весенние праздники у восточных славян назывались русалиями. Отсюда и название русалок, которых в это время, по народным поверьям, можно было увидеть в воде и на деревьях. В конце 18 века появляется следующее определение: «Русалки дьяволы женского рода, живущие в горах, реках и болотах; славяне почитали их богинями вод и лесов». Согласно народным поверьям, русалки — это некрещеные или неотпетые женщины, умершие не своей смертью: утопленницы, удавленницы, самоубийцы, не удостоенные погребения.

В славянской мифологии русалок называют также омутницами, водяницами, шутовками, болотницами, берегинями, мавками. Бледнолицые и прекрасные, с длинными зелеными волосами, они поют восхитительные песни

неземными голосами и заманивают к себе неосторожных рыбаков и корабельщиков. Тела красавиц нежны и прозрачны.

В Троицын и Духов день души утопленниц летают по воздуху, выпрашивая себе крещение. В русалочью неделю русалки бродят по лесам и полям. В прежней, земной, жизни они были доведены до погибели людьми, поэтому они стараются отомстить им. Отсюда — злые черты их характера. Таких злюк считают настоящими ведьмами. Горе тому, кто встретится с русалкой в это время: они защекочут свою жертву до смерти или заманят с собой в воду. Рассказывают, что один юноша поплясать решил с русалками — и только потому живой ушел, что надел два креста: один на грудь, другой — на спину.

Для жительства русалки выбирают себе плакучие березы, потому в русалочью неделю деревенские девушки непременно ходят завивать березки, чтобы водяниц задобрить: связывают разноцветными лентами берёзовые ветви, на которых они так любят качаться.

На Украине русалок называют гречухами. Так называют тех русалок, которые с возгласом: «Ух, ух, соломенный дух!» весело бегают по колосистой ржи, катаются по ней. Но больше всего они любят прятаться в гречихе, за что и получили свое название. Где русалки бегали и резвились, там трава растет гуще и зеленее. Однако от русалок не столько пользы, сколько вреда: когда они плещутся в воде, то могут спутать у рыбаков сети, а у мельников попортить жернова и плотины. Они могут насылать на поля бури, дожди, град; похищают у заснувших без молитвы женщин нитки, холсты, которые расстилались на траве для выбеливания; потом краденой пряжей завивают свои березки. Самое верное средство, чтобы русалки отвадились, — полынь. Только пользоваться ею надо уметь. Уходя после Троицына дня в лес, следует непременно брать эту траву с собою. Русалка непременно подбежит и спросит:

— Что у тебя в руках: полынь или петрушка?

— Полынь, — следует ответить.

— Брось её под тын! — громко выкрикнет она и побежит мимо, и тут-то надо успеть бросить эту траву в глаза русалке: никогда она тебя больше не тронет. Если же ответить: «Петрушка», — то русалка с криком: «Ах ты, моя душка!» — набросится на человека и примется щекотать до тех пор, пока он не упадет бездыханным.

f clip image002

Другим развлечением русалок на земле является лазание по деревьям. Лесные и водяные девы разбегаются по ближним рощам и качаются на гибких ветвях. Любимым деревом их считается ива, так как она растет у воды, а также берёза и старый дуб.

Русалки пришли в русскую литературу из фольклора в конце 18 — начале 19 веков. А.С. Пушкин многое знал о русалках. Не случайно у него дерево -именно дуб, который растёт у лукоморья, то есть близко к воде. Дуб у Пушкина — зелёный, значит в природе — лето, а русалка вышла из воды и забралась резвиться на ветви. Мне кажется, что русалку из пролога к «Руслану и Людмиле» можно изобразить в виде женщины, а не существа с рыбьим хвостом.

Образы русалок очень разнообразны.

Героиня стихотворения М.Ю. Лермонтова «Морская царевна» — это «чудо морское с зеленым хвостом; (у которой) хвост чешуёю змеиной покрыт».

У Н.В. Гоголя в «Майской ночи» русалки — девушки в белых рубашках: «Тело их было как будто сваяно из прозрачных облак и будто светилось насквозь при серебристом месяце».

С миром людей русалки общаются по ночам. В это время они выходят из воды (или из лесной чащи) на поляны, где греются и танцуют в лучах месяца, аукаются между собой, водят веселые хороводы. Месяц — это солнце русалок. Об этом говорит Пушкин в стихотворении «Русалка»: «Мы ночью всплываем, нас греет луна».

В «Записках охотника» И.С. Тургенева крестьянский мальчик рассказывает «страшную» историю о том, как деревенский плотник пошел в лес, заблудился и к ночи задремал. Вдруг слышит, что кто-то зовёт его: «…глядит: а перед ним на ветке русалка сидит, качается… и такая сама вся светленькая, беленькая сидит на ветке, словно плотичка какая или пескарь, а то вот ещё карась бывает такой белесоватый, серебряный… она, знай, хохочет, да его всё к себе этак рукой зовёт». Плотник еле нашёл силы перекреститься. Русалка перестала смеяться, заплакала и пропала.

Оказывается, встречаются случаи, когда и рыбы сидят на деревьях.

В литературе встречаются юные русалочки. Это души младенцев, умерших без крещения. Девочек-русалочек называют мавками. Русалочки обычно сопровождают взрослых русалок.

Интересно, что такой знаток фольклора, как В. Даль, говорит о русалке как сказочной обитательнице вод, но описания её облика не приводит.

Обычно это — молодые красивые девушки с длинными волосами. Иногда это существа с гусиными перепончатыми лапами или с раздвоенным рыбьим хвостом. Таких существ называют русалки-фараоны. У них верхняя часть тела женская, а ниже рыбья. Хвостатые русалки чаще всего встречаются в украинском фольклоре. Изредка их описывают в образе птиц (лебедей, сорок) или мелких зверьков (кошек, белок, крыс, жаб).

Обитают русалки в основном в подводном, реже — подземном мире мёртвых. Подземных русалок называют землянками. Бывают русалки лесные, полевые и даже горные. Водяные живут в воде (морях, реках, омутах, колодцах) в красивых дворцах. Ими правит старшая русалка — царица. Водяным русалкам «повезло» больше других: именно их образы чаще всего встречаются в народных произведениях.

Современные объяснения почти не отличаются от прежних: «Русалки — это духи воды и зеленой растительности, обитающие в воде, точнее около водоёмов, у колодцев, в ветвях берёз и прибрежных ив…».

Водяные девы стали героинями произведений у разных народов — без них этот фантастический мир был бы суше, беднее. В зарубежных легендах русалки, как правило, — это прелестные девушки с рыбьими хвостами, чаще всего они сидят на камнях, смотрятся в зеркала и расчесывают длинные волосы. Есть предположение, что русалка — не что иное, как дельфин. С другой стороны, она может быть духом моря, таким же прекрасным и опасным. Считалось, будто русалки умеют предсказывать будущее и поют не для того, чтобы заманить корабли к берегу, поближе к опасным мелям, а предупредить о шторме. А в старые времена русалками называли существа странного вида, с головами, похожими на звериные. Позже русалки стали более привлекательными, похожими на прекрасных нимф с рыбьими хвостами.

f clip image004

Я считаю, что произведения о русалках не просто интересны, а загадочны и необыкновенны. Они помогают окунуться в мир легенд и ближе познакомиться с этими фантастическими существами.

Литература:

  1. Пушкин А.С.«Руслан и Людмила»
  2. Пушкин А.С. «Русалка»
  3. Лермонтов М.Ю. «орская царевна»
  4. Гоголь Н.В. «Майская ночь, или Утопленница»
  5. Тургенев И.С. «Записки охотника»
  6. Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка. — М., 1955
  7. Преображенский Н.Г. Этимологический словарь русского языка. — М., 1959
  8. Р.С. Белякова. Славянская мифология. М., «Просвещение», 1995
  9. Рыбаков Б.А. Язычество Древней Руси. М., «Просвещение», 1995
  10. Глушко Е., Медведев Ю. Словарь славянской мифологии. — Н.- Новгород, 1996

«Руса́лка» — незаконченная пьеса Александра Пушкина, которую он начал в 1829 году и оставил без названия. Впервые опубликована Василием Жуковским уже после смерти поэта в журнале «Современник» в 1837 году[1]

Анализ драмы[править | править код]

В основе драмы лежат народные предания о том, что утопившиеся девушки превращаются в русалок. Девушка гибнет, но в драме А. С. Пушкина она не покидает мыслей ни отца, который сходит с ума, ни возлюбленного князя, из памяти которого не уходит даже после его женитьбы.
«…дочь мельника в первой картине — прекрасный пушкинский образ девушки из народа, — богатое яркими красками изображение живой и страстной, гордой и волевой, горячо любящей и оскорбленной в своей любви женщины, — то в других картинах, ставши русалкой, она превращается в воплощение одной идеи, одного чувства — желания мести своим оскорбителям».[1]

"Как бросилась без памяти я в воду
Отчаянной и презренной девчонкой
И в глубине Днепра-реки очнулась
Русалкою холодной и могучей,
Прошло семь долгих лет...
Я каждый день о мщенье помышляю..."[2]

В драме прослеживается не только поэтическая составляющая, но и социальный контекст, отражены нравы того времени. Русалка-крестьянка — не партия для князя, он откупается подарками от своей возлюбленной. В пушкинской среде не раз происходило подобное, что понятно из письма Пушкина Вяземскому.[3] Князь, мельник и девушка-русалка представляют собой определенные силы: дворянство, крестьянство с зачатками мещанства и те, кто сам желает выбрать свою нишу. Девушка-русалка является не только воплощением свободного духа, но и карающей силой, голосом совести. Она движется к будущему времени.

"Пушкин усилил в ней это чувство свободы, дав ей способность великого возмущения, длительного, сознательного, против рабства, которое навязывал ей внешний мир".[1]

Мельник — это человек труда, он внимательно распоряжается доходами и не прочь чем-то нажиться за счёт князя. «В мельнике
есть добрая основа, есть в нем и другое — залоги будущего буржуазного человека, со сговорчивой совестью, с безжалостным прозаизмом».[4] Князь же — человек прошлого времени, он идёт наперекор своим чувствам в угоду того, как принято в обществе.

"Народный характер драмы ярко проявляется и в языке действующих лиц, в котором Пушкин с необыкновенным мастерством соединил элементы крестьянского и старинного просторечия с поэтическими формулами народной поэзии, сохранив в то же время в речи персонажей тонкие оттенки социального характера говорящих. Народность драмы усиливается введением в нее подлинного свадебного обряда с его песнями и ритуалом".[1]

По мнению В.Ф Ходасевича: «…»Русалка», как и весь Пушкин, — глубоко автобиографична. Она — отражение истории с тою девушкой, которую поэт «неосторожно обрюхатил». Русалка и есть та безымянная девушка, которую отослали рожать в Болдино, Князь — сам Пушкин».[5] Данным высказыванием он поднял волну возмущений среди критиков на шесть лет.

Окончание[править | править код]

В.Г Белинский был весьма опечален тем фактом, что поэт не успел дописать окончание:

"Как жаль, что эта пьеса не кончена! Хотя конец её и понятен: князь должен погибнуть, увлечённый русалками, на дне Днепра. Но какими бы фантастическими красками, какими бы дивными образами всё это было сказано у Пушкина - и всё это погибло для нас!"[6]

А. Ф. Вельтман в конце 1830-х годов первым придумал окончание данной пьесе. Для завершения картины отношений с князем он оставил весьма весомый намёк. Русалки воскрешают утопленницу и дают ей установку:

"...кто жизни шлет проклятья, 
Пылко, страстно полюби, 
Замани в свои объятья 
И в пучине утопи!"[7]

Подобное окончание предложил и А. С. Даргомыжский в опере, которая появилась на сценах оперных театрах с 1856-го года.
В 1866 году своё окончание пьесы предложил А. И. Штукенберг[8]. В 1877 г. свою попытку сделал А. Ф. Богданов.[9] В 1897 г. Д. Д. Зуев опубликовал в журнале «Русский архив» окончание пьесы, якобы списанное им со слов писателя, в самом деле же окончание пьесы опиралось на сочинения предыдущих авторов.[10]. В 1942 г. В. В. Набоков создаёт свою версию, в которой дочка-русалка зовёт отца к покинутой отчизне на дно:

"...Ты наш, с тех пор

как мать мою покинул и тоскуешь.
На темном дне отчизну ты узнаешь,
где жизнь течет, души не утруждая.
Ты этого хотел…»[11]
Но по окончании текста автор подписал: «Пушкин пожимает плечами».
Весьма много попыток было предпринято по написанию окончаний драмы «Русалка».

Критика[править | править код]

С. М. Бонди относит драму «Русалка» к пушкинским «маленьким трагедиям», он аргументирует это так: «…та же углубленность психологии, так же взят в основу „мировой образ“ русалки, на тех же функциях введен фантастический элемент, те же песни, прерывающие действие и эмоционально обогащающие его (в „Русалке“ особенно много песен!), та же изощренная при всем лаконизме разработка отдельных моментов (сцена прощания князя с дочерью мельника, встреча с сумасшедшим мельником), те же, наконец, размеры „Маленькой трагедии“ в написанной части почти оконченной драмы…»[12]

Мифологию произведения С. М. Бонди называет «органической сферой происходящего. Она позволяет показать незаметные для простого глаза, но очень прочные связи явлений, позволяет увидеть закономерности жизни, на которые человек не может влиять, но, приняв которые, он может влиться в стихию и жизни, и любви. Бережное и внимательное отношение к миру мифологии, который Пушкин хорошо знал, создают в драме картину удивительной достоверности и гармоничности».[13]

Фантастика у Пушкина, — Н. Я. Берковский подмечает, что фантастический мир у Пушкина «взрывает не действительность вообще, как это бывает в фольклоре, но социальную историческую ограниченность действительности».[14]

Адаптация произведения[править | править код]

  • Опера «Русалка» А. С. Даргомыжского, 1856 год.
  • Экранизация режиссёра Василий Гончаров, 1910 год.
  • Экранизация оперы А. С. Даргомыжского 1971 года.

Ссылки[править | править код]

  • Текст пьесы «Русалочка»
  • Бонди С. М. Драматургия Пушкина

Примечания[править | править код]

  1. 1 2 3 4 А. С. Пушкин Собрание сочинений в 10 тт., Т.4, Примечания. — С.583-585
  2. Текст пьесы «Русалочка»
  3. Борисова Н А. Лирическая драма А. С. Пушкина о русалке: Источники, творческая эволюция, поэтика: Дис. … канд. филол. наук : 10.01.01 : Великий Новгород, 2005—118 c.
  4. Берковский Н. Народно-лирическая трагедия Пушкина («Русалка»)//«Историко-литературный журнал». — 1958. — № 1. — С.83-111
  5. Ходасевич В. Поэтическое хозяйство Пушкина. Л., 1924. — с. 119
  6. Белинский ВТ. Поли. собр. соч. Т. 7. М; Л., 1955. С. 568.
  7. Долгов С. А.Ф.Вельтман и его план окончания «Русалки» Пушкина,М.,1897.
  8. Осенние листья: Собрание стихотворений Антония Крутогорова. СПб.,1866.
  9. Богданов А. Ф. Продолжение и окончание драмы Пушкина «Русалка»: (Сцены шестая,
    седьмая, восьмая, девятая, десятая, одиннадцатая. Сочинение И.О.П.), М., 1877.
  10. Подделка «Русалки» Пушкина: Сборник статей и заметок, СПб., 1900)
  11. Фомичев С. А. Набоков — соавтор Пушкина (Заключительная сцена «Русалки») // А. С. Пушкин и В. В. Набоков. Сб. докладов международной
    конференции. СПб., 1999
  12. Бонди С. М. Драматургия Пушкина, 1978
  13. Бонди С. М. Драматургия Пушкина // Бонди С. М. О Пушкине: Статьи и исследования. М.: Художественная литература, 1978. С. 169—241.
  14. Берковский Н. Я. О «Повестях Белкина» (Пушкин 30-х годов и вопросы народности и реализма) // О русском реализме XIX века и вопросах народности литературы: сб. статей. М. — Л.: ГИХЛ, 1960. С. 94-207

Берег Днепра. Мельница

Мельник, дочь его.

Мельник.

Оx, то-то все вы, девки молодые,

Все глупы вы. Уж если подвернулся

К вам человек завидный, не простой,

Так должно вам его себе упрочить.

А чем? разумным, честным поведеньем;

Заманивать то строгостью, то лаской;

Порою исподволь обиняком

О свадьбе заговаривать – а пуще

Беречь свою девическую честь —

Бесценное сокровище; она —

Что слово – раз упустишь, не воротишь.

А коли нет на свадьбу уж надежды,

То всё-таки по крайней мере можно

Какой-нибудь барыш себе – иль пользу

Родным да выгадать; подумать надо:

«Не вечно ж будет он меня любить

И баловать меня» – Да нет! куда

Вам помышлять о добром деле! кстати ль?

Вы тотчас одуреете; вы рады

Исполнить даром прихоти [его];

Готовы целый день висеть на шее

У милого дружка – а милый друг

Глядь и пропал, и след простыл; а вы

Осталися ни с чем. Ох, все вы глупы!

Не говорил ли я тебе сто раз:

Эй, дочь, смотри; не будь такая дура,

Не прозевай ты счастья своего,

Не упускай ты князя, да спроста

Не погуби самой себя? – Что ж вышло?….

Сиди теперь, да вечно плачь о том,

Чего уж не воротишь.

Дочь.

Почему же

Ты думаешь, что бросил он меня?

Мельник.

Как почему? да сколько раз, бывало,

В неделю он на мельницу езжал?

А? всякой божий день, а иногда

И дважды в день – а там всё реже, реже

Стал приезжать – и вот девятый день

Как не видали мы его. Что скажешь?

Дочь.

Он занят; мало ль у него заботы?

Ведь он не мельник – за него не станет

Вода работать. Часто он твердит,

Что всех трудов его труды тяжеле.

Мельник.

Да, верь ему. Когда князья трудятся

И что их труд? травить лисиц и зайцев,

Да пировать, да обижать соседей,

Да подговаривать вас, бедных дур.

Он сам работает, куда как жалко!

А за меня вода!.. а мне покою

Ни днем, ни ночью нет, а там посмотришь:

То здесь, то там нужна еще починка,

Где гниль, где течь. – Вот если б ты у князя

Умела выпросить на перестройку

Хоть несколько деньжонок, было б лучше.

Дочь.

Мельник.

Дочь.

Чу! я слышу топот

Его коня…. Он, он!

Мельник.

Смотри же, дочь,

Не забывай моих советов, помни…..

Дочь.

(Входит князь. Конюший уводит его коня.)

Князь.

Здорово, милый друг.

Здорово, мельник.

Мельник.

Милостивый князь,

Добро пожаловать. Давно, давно

Твоих очей мы светлых не видали.

Пойду тебе готовить угощенье.

(Уходит.)

Дочь.

Ах, наконец ты вспомнил обо мне!

Не стыдно ли тебе так долго мучить

Меня пустым жестоким ожиданьем?

Чего мне в голову не приходило?

Каким себя я страхом не пугала?

То думала, что конь тебя занес

В болото или пропасть, что медведь

Тебя в лесу дремучем одолел,

Что болен ты, что разлюбил меня —

Но слава богу! жив ты, невредим,

И любишь всё попрежнему меня;

Неправда ли?

Князь.

Попрежнему, мой ангел.

Нет, больше прежнего.

Любов<ница>.

Однако ты

Печален; что с тобою?

Князь.

Я печален?

Тебе так показалось – нет, я весел

Всегда, когда тебя лишь вижу.

Она.

Нет.

Когда ты весел, издали ко мне

Спешишь и кличешь – где моя голубка,

Что делает она? а там цалуешь

И вопрошаешь: рада ль я тебе

И ожидала ли тебя так рано —

А нынче – слушаешь меня ты молча,

Не обнимаешь, не цалуешь в очи,

Ты чем-нибудь встревожен верно. Чем же?

Уж [на меня] не [сердишься] ли ты?

Князь.

Я не хочу притворствовать напрасно.

Ты права: в сердце я ношу печаль

Тяжелую – и ты ее не можешь

Ни ласками любовными рассеять,

Ни облегчить, ни даже разделить.

Она.

Но больно мне с тобою не грустить

Одною грустью – тайну мне поведай.

Позволишь – буду плакать; не позволишь —

Ни слезкой я тебе не досажу.

Князь.

Зачем мне медлить? чем скорей, тем лучше.

Мой милый друг, ты знаешь, нет на свете

Блаженства прочного: ни знатный род,

Ни красота, ни сила, ни богатство,

Ничто беды не может миновать.

И мы – не правда ли, моя голубка?

Мы были счастливы; по крайней мере

Я счастлив был тобой, твоей любовью.

И что вперед со мною ни случится,

Где б ни был я, всегда я буду помнить

Тебя, мой друг; того, что я теряю,

Ничто на свете мне не заменит.

Она.

Я слов твоих еще не понимаю,

Но уж мне страшно. Нам судьба грозит,

Готовит нам неведомое горе,

Разлуку, может быть.

Князь.

Ты yгадала.

Разлука нам судьбою суждена.

Она.

Кто нас разлучит? разве за тобою

Идти вослед я всюду не властна?

Я мальчиком оденусь. Верно буду

Тебе служить, дорогою, в походе

Иль на войне – войны я не боюсь —

Лишь видела б тебя. Нет, нет, не верю.

Иль выведать мои ты мысли хочешь,

Или со мной пустую шутку шутишь.

Князь.

Нет, шутки мне на ум нейдут сегодня,

Выведывать тебя не нужно мне,

Не снаряжаюсь я ни в дальный путь,

Ни на войну – я дома остаюсь,

Но должен я с тобой навек проститься.

Она.

Постой, теперь я понимаю всё…

Ты женишься. (Князь молчит.)

Ты женишься!

Князь.

Что делать?

Сама ты рассуди. Князья не вольны,

Как девицы – не по сердцу они

Себе подруг берут, а по расчетам

Иных людей, для выгоды чужой.

Твою печаль утешит бог и время.

Не забывай меня; возьми на память

Повязку – дай, тебе я сам надену.

Еще с собой привез я ожерелье —

Возьми его. Да вот еще: отцу

Я это посулил. Отдай ему.

(Дает ей в руки мешок с золотом.)

Она.

Постой; тебе сказать должна я

Не помню что.

Князь.

Она.

Для тебя

Я всё готова…. нет не то… Постой —

Нельзя, чтобы навеки в самом деле

Меня ты мог покинуть… Всё не то…

Да!.. вспомнила: сегодня у меня

Ребенок твой под сердцем шевельнулся.

Князь.

Несчастная! как быть? хоть для него

Побереги себя; я не оставлю

Ни твоего ребенка, ни тебя.

Современем, быть может, сам приеду

Вас навестить. Утешься, не крушися.

Дай обниму тебя в последний раз.

(Уходя.)

Ух! кончено – душе как будто легче.

Я бури ждал, но дело обошлось

Довольно тихо.

(Уходит. Она остается неподвижною.)

Мельник. (входит)

Не угодно ль [будет]

Пожаловать на мельницу… да где ж он?

Скажи, где князь наш? ба, ба, ба! какая

Повязка! вся в каменьях дорогих!

Так и горит! и бусы!.. Ну, скажу,

Подарок царский. Ах он благодетель!

А это что? мошонка! уж не деньги ль?

Да что же ты стоишь, не отвечаешь,

Не вымолвишь словечка? али ты

От радости нежданой одурела,

Иль на тебя столбняк нашел?

Дочь.

Не верю,

Не может быть. Я так его любила.

Или он зверь? иль сердце у него

Косматое?

Мельник.

Дочь.

Скажи, родимый, как могла его

Я прогневить? в одну недельку разве

Моя краса пропала? иль его

Отравой опоили?

Мельник.

Дочь.

Родимый, он уехал. Вон он скачет! —

И я, безумная, его пустила,

Я за полы его не уцепилась,

Я не повисла на узде коня!

Пускай же б он с досады отрубил

Мне руки по локоть, пускай бы тут же

Он растоптал меня своим конем!

Мельник.

Дочь.

[Видишь ли], князья не вольны,

Как девицы, не по сердцу они

Берут жену себе…. а вольно им,

Небось, подманивать, божиться, плакать

И говорить: тебя я повезу

В мой светлый терем, в тайную светлицу

И наряжу в парчу и бархат алый.

Им вольно бедных девушек учить

С полуночи на свист их подыматься,

И до зари за мельницей сидеть.

Им любо сердце княжеское тешить

Бедами нашими, а там прощай,

Ступай, голубушка, куда захочешь,

Люби, кого замыслишь.

Мельник.

Дочь.

Да кто ж <его> невеста? на кого

Он променял меня? <о,> я узнаю,

Я доберусь – я ей скажу злодейке:

Отстань от князя – видишь, две волчихи

Не водятся в одном овраге.

Мельник.

Дура!

Уж если князь берет себе невесту,

Кто может помешать ему? Вот то-то.

Не говорил ли я тебе….

Дочь.

И мог он

Как добрый человек со мной прощаться,

И мне давать подарки – каково! —

И деньги! выкупить себя он думал,

Он мне хотел язык засеребрить,

Что<б> не прошла о нем худая слава

И не дошла до молодой жены.

Да бишь, забыла я – тебе отдать

Велел он это серебро, за то,

Что был хорош ты до него, что дочку

За ним пускал таскаться, что ее

Держал не строго… В прок тебе пойдет

Моя погибель.

(Отдает ему мешок.)

Отец (в слезах).

До чего я дожил!

Что бог привел услышать! Грех тебе

Так горько упрекать отца родного.

Одно дитя ты у меня на свете,

Одна отрада в старости моей.

Как было мне тебя не баловать?

Бог наказал меня за то, что слабо

Я выполнил отцовский долг.

Дочь.

Ох, душно!

Холодная змия мне шею давит…

Змеей, змеей <опутал> он меня,

Не жемчугом.

(Рвет с себя жемчуг.)

Мельник.

Дочь.

Так бы я

Разорвала тебя, змею злодейку,

Проклятую разлучницу мою!

Мельник.

Ты бредишь, право, бредишь.

Дочь (сымает с себя повязку).

Вот венец мой,

Венец позорный! вот чем нас венчал

Лукавый враг, когда я отреклася

Ото всего, чем прежде дорожила.

Мы развенчались. – Сгинь ты, мой венец!

(Бросает повязку в Днепр.)

(Бросается в реку.)

Старик (падая).

Княжеский терем

Свадьба. Молодые сидят за столом. Гости. Хор девушек.

Сват.

Веселую мы свадебку сыграли.

Ну, здравствуй, князь с княгиней молодой.

Дай бог вам жить в любови да совете,

А нам у вас почаще пировать.

Что ж, красные девицы, вы примолкли?

Что ж, белые лебедушки, притихли?

Али все песенки вы перепели?

Аль горлышки от пенья пересохли?

Хор.

Сватушка, сватушка,

Бестолковый сватушка!

По невесту ехали,

В огород заехали,

Пива бочку пролили,

Всю капусту полили,

Тыну поклонилися,

Верее молилися:

Верея ль, вереюшка,

Укажи дороженьку

По невесту ехати.

Сватушка догадайся,

За мошоночку принимайся,

В мошне денежка шевелится,

К красным девушкам норовится.

Сват.

Насмешницы, уж выбрали вы песню!

На, на, возьмите, не корите свата.

(Дарит девушек.)

Один голос.

По камышкам по желтому песочку

Пробегала быстрая речка,

В быстрой речке гуляют две рыбки,

Две рыбки, две малые плотицы.

А слышала ль ты, рыбка-сестрица,

Про вести-то наши, про речные?

Как вечор у нас краска девица топилась,

Утопая, мила друга проклинала.

Сват.

Красавицы! да это что за песня?

Она, кажись, не свадебная; нет.

Кто выбрал эту песню? а?

Девушки.

Сват.

(Шопот и смятение между девушками.)

Князь.

(Встает изо стола и говорит тихо конюшему.)

[Она сюда прокралась.]

Скорее выведи ее. Да сведай,

Кто смел ее впустить.

(Конюший подходит к девушкам.)

Князь (садится, про себя).

Она, пожалуй,

Готова здесь наделать столько шума,

Что со стыда не буду знать, куда

И спрятаться.

Конюший.

Князь.

Ищи. Она, я знаю, здесь. Она

Пропела эту песню.

Гость.

Ай да мед!

И в голову и в ноги так и бьет —

Жаль горек: подсластить его б не худо.

(Молодые цалуются. Слышен слабый крик.)

Князь.

Она! вот крик ее ревнивый.

(Конюшему.)

Конюший.

Князь.

Дружко (вставая) .

Не время ль нам княгиню выдать мужу

Да молодых в дверях осыпать хмелем?

(Все встают.)

Сваха.

Вестимо, время. Дайте ж петуха.

(Молодых кормят жареным петухом, потом осыпают хмелем – и ведут в спальню.)

Сваха.

Княгиня душенька, не плачь, не бойся,

Послушна будь.

(Молодые уходят в спальню, гости все расходятся, кроме свахи и дружка.)

Дружко.

Где чарочка? Всю ночь

Под окнами я буду разъезжать,

Так укрепиться мне вином не худо.

Сваха (наливает ему чарку) .

Дружко.

Ух! спасибо.

Всё хорошо, не правда ль, обошлось?

И свадьба хоть куда.

Сваха.

Да, слава богу,

Всё хорошо – одно не хорошо.

Дружко.

Сваха.

Да не к добру пропели песню

Не свадебную, а бог весть какую.

Дружко.

Уж эти девушки – никак нельзя им

Не попроказить. Статочно ли дело

Мутить нарочно княжескую свадьбу.

Пойти-ка мне садиться на коня

Прощай, кума.

(Уходит.)

Сваха.

Ох, сердце не на месте!

Не в пору сладили мы эту свадьбу.

Светлица

Княгиня и мамка

Княгиня.

Чу – кажется, трубят; нет, он не едет.

Ах, мамушка как был он женихом,

Он от меня на шаг не отлучался,

С меня очей бывало не сводил.

Женился он, и всё пошло не так.

Теперь меня ранешенко разбудит

И уж велит себе коня седлать;

Да до ночи бог ведает где ездит;

Воротится, чуть ласковое слово

Промолвит мне, чуть ласковой рукой

По белому лицу меня потреплет.

Мамка.

Княгинюшка, мужчина что петух:

Кири куку! мах мах крылом и прочь.

А женщина, что бедная наседка:

Сиди себе да выводи цыплят.

Пока жених – уж он не насидится.

Ни пьет, ни ест, глядит не наглядится.

Женился – и заботы настают.

То надобно соседей навестить,

То на охоту ехать с соколами,

То на войну нелегкая несет,

Туда, сюда – а дома не сидится.

Княгиня.

Как думаешь? уж нет ли у него

Зазнобы тайной?

Мамка.

Полно, не греши:

Да на кого тебя он променяет?

Ты всем взяла: красою ненаглядной,

Обычаем и разумом. Подумай:

Ну в ком ему найти, как не в тебе

Сокровища такого?

Княгиня.

Когда б услышал бог мои молитвы

И мне послал детей! К себе тогда б

Умела вновь я мужа привязать….

А! полон двор охотниками. Муж

Домой приехал. Что ж его не видно?

(Входит ловчий.)

Ловчий.

Князь приказал домой

Отъехать нам.

Княгиня.

Ловчий.

Остался

Один в лесу на берегу Днепра.

Княгиня.

И князя вы осмелились оставить

Там одного; усердные вы слуги!

Сейчас назад, сейчас к нему скачите!

Сказать ему, что я прислала вас.

(Ловчий уходит.)

Ах боже мой! в лесу ночной порою

И дикий зверь и лютый человек

И леший бродит – долго ль до беды.

Скорей зажги свечу перед иконой.

Мамка.

Днепр. Ночь

Русалки.

[Веселой толпою

С глубокого дна

Мы ночью всплываем,

Нас греет луна.]

Любо нам порой ночною

Дно речное покидать,

Любо вольной головою

Высь речную разрезать,

Подавать друг дружке голос,

Воздух звонкий раздражать,

И зеленый влажный волос

В нем сушить и отряхать.

Одна.

Тише, тише! под кустами

Что-то кроется во мгле.

Другая.

Между месяцем и нами

Кто-то ходит по земле.

(Прячутся.)

Князь.

Знакомые, печальные места!

Я узнаю окрестные предметы —

Вот мельница! Она уж развалилась;

Веселый шум ее колес умолкнул;

Стал жернов – видно, умер и старик.

Дочь бедную оплакал он недолго

Тропинка тут вилась – она заглохла.

Давно-давно сюда никто не ходит;

Тут садик был с забором – неужели

Разросся он кудрявой этой рощей?

Ах, вот и дуб заветный, здесь она,

Обняв меня, поникла и умолкла…

Возможно ли?..

(Идет к деревьям, листья сыплятся.)

Что это значит? листья

Поблекнув вдруг свернулися и с шумом

Посыпались как пепел на меня.

Передо мной стоит он гол и черн,

Как дерево проклятое.

(Входит старик, в лохмотьях и полунагой.)

Старик.

Князь.

Старик.

Князь.

Возможно ль? Это мельник!

Старик.

Что за мельник!

Я продал мельницу бесам запечным,

А денежки отдал на сохраненье

Русалке, вещей дочери моей

Они в песку Днепра-реки зарыты,

Их рыбка одноглазка стережет.

Князь.

Несчастный, он помешан. Мысли в нем

Рассеяны как тучи после бури.

Старик.

Зачем вечор ты не приехал к нам?

У нас был пир, тебя мы долго ждали.

Князь.

Старик.

Кто ждал? вестимо, дочь.

Ты знаешь, я на всё гляжу сквозь пальцы

И волю вам даю: сиди она

С тобою хоть всю ночь, до петухов,

Ни слова не скажу я.

Князь.

Старик.

Какой я мельник, говорят тебе,

Я ворон, а не мельник. Чудный случай:

Когда (ты помнишь?) бросилась она

В реку, я побежал за нею следом

И с той скалы прыгнуть хотел, да вдруг

Почувствовал, два сильные крыла

Мне выросли внезапно из-под мышек

И в воздухе сдержали. С той поры

То здесь, то там летаю, то клюю

Корову мертвую, то на могилке

Сижу, да каркаю.

Князь.

Какая жалость!

Кто ж за тобою смотрит?

Старик.

Да, за мною

Присматривать не худо. Стар я стал

И шаловлив. За мной, спасибо, смотрит

Русалочка.

Князь.

Старик.

Князь.

Невозможно

Понять его. Старик, ты здесь в лесу

Иль с голоду умрешь, иль зверь тебя

Заест. Не хочешь ли пойти в мой терем

Со мною жить?

Старик.

В твой терем? нет! спасибо!

Заманишь, а потом меня, пожалуй,

Удавишь ожерельем. Здесь я жив

И сыт и волен. Не хочу в твой терем.

(Уходит.)

Князь.

И этому всё я виною! Страшно

Ума лишиться. Легче умереть.

На мертвеца глядим мы с уваженьем,

Творим о нем молитвы. Смерть равняет

С ним каждого. Но человек, лишенный

Ума, становится не человеком.

Напрасно речь ему дана, не правит

Словами он, в нем брата своего

Зверь узнает, он людям в посмеянье,

Над ним всяк волен, бог его не судит.

Старик несчастный! вид его во мне

Раскаянья все муки растравил!

Ловчий.

Вот он. Насилу-то его сыскали!

Князь.

Ловчий.

Княгиня нас послала.

Она боялась за тебя.

Князь.

Несносна

Ее заботливость! иль я ребенок,

Что шагу мне ступить нельзя без няньки?

(Уходит. Русалки показываются над водой.)

Русалки.

Что, сестрицы? в поле чистом

Не догнать ли их скорей?

Плеском, хохотом и свистом

Не пугнуть ли их коней?

Поздно. Рощи потемнели,

Холодеет глубина,

Петухи в селе пропели,

Закатилася луна.

Одна.

Другая.

Нет, пора, пора, пора.

Ожидает нас царица,

Наша строгая сестра.

(Скрываются.)

Днепровское дно. Терем русалок

(Русалки прядут около своей царицы.)

Старшая русалка.

Оставьте пряжу, сестры. Солнце село.

Столбом луна блестит над нами. Полно,

Плывите вверх под небом поиграть,

Да никого не трогайте сегодня,

Ни пешехода щекотать не смейте,

Ни рыбакам их невод отягчать

Травой и тиной – ни ребенка в воду

Заманивать рассказами о рыбках.

(Входит русалочка.)

Дочь.

На землю выходила

Я к дедушке. Всё просит он меня

Со дна реки собрать ему те деньги,

Которые когда-то в воду к нам

Он побросал. Я долго их искала;

А что такое деньги, я не знаю —

Однако же я вынесла ему

Пригоршню раковинок самоцветных.

Он очень был им рад.

Русалка.

Безумный скряга!

Послушай, дочка. Нынче на тебя

Надеюсь я. На берег наш сегодня

Придет мужчина. Стереги его

И выдь ему навстречу. Он нам близок,

Он твой отец.

Дочь.

Тот самый, что тебя

Покинул и на женщине женился?

Русалка.

Он сам; к нему нежнее приласкайся

И расскажи всё то, что от меня

Ты знаешь про свое рожденье; также

И про меня. И если спросит он,

Забыла ль я его иль нет, скажи,

Что всё его я помню и люблю

И жду к себе. Ты поняла меня?

Дочь.

Русалка.

(Одна.)

С той поры,

Как бросилась без памяти я в воду

Отчаянной и презренной девчонкой

И в глубине Днепра-реки очнулась

Русалкою холодной и могучей,

Прошло семь долгих лет – я каждый день

О мщеньи помышляю…

И ныне, кажется, мой час настал.

Берег

Князь.

Невольно к этим грустным берегам

Меня влечет неведомая сила.

Всё здесь напоминает мне былое

И вольной, красной юности моей

Любимую, хоть горестную повесть.

Здесь некогда [любовь] меня встречала,

Свободная, [кипящая] любовь;

Я счастлив был, безумец!.. и я мог

Так ветрено от счастья отказаться.

Печальные, печальные мечты

Вчерашняя мне встреча оживила.

Отец несчастный! как ужасен он!

Авось опять его сегодня встречу,

И согласится он оставить лес

И к нам переселиться…

(Русалочка выходит на берег.)

Что я вижу!

Откуда ты, прекрасное дитя?

БЕРЕГ ДНЕПРА. МЕЛЬНИЦА

Мельник, Дочь его.

М е л ь н и к

Ох, то-то все вы, девки молодые,
Все глупы вы. Уж если подвернулся
К вам человек завидный, не простой,
Так должно вам его себе упрочить.
А чем? разумным, честным поведеньем;
Заманивать то строгостью, то лаской;
Порою исподволь обиняком
О свадьбе заговаривать, — а пуще
Беречь свою девическую честь —
Бесценное сокровище; она —
Что слово — раз упустишь, не воротишь.
А коли нет на свадьбу уж надежды,
То всe-таки по крайней мере можно
Какой-нибудь барыш себе — иль пользу
Родным да выгадать; подумать надо:
«Не вечно ж будет он меня любить
И баловать меня». — Да нет! куда
Вам помышлять о добром деле! кстати ль?
Вы тотчас одуреете; вы рады
Исполнить даром прихоти его;
Готовы целый день висеть на шее
У милого дружка, — а милый друг
Глядь и пропал, и след простыл; а вы
Осталися ни с чем. Ох, все вы глупы!
Не говорил ли я тебе сто раз:
Эй, Д о ч ь, смотри; не будь такая дура,
Не прозевай ты счастья своего,
Не упускай ты князя, да спроста
Не погуби самой себя. — Что ж вышло?..
Сиди теперь да вечно плачь о том,
Чего уж не воротишь.

Д о ч ь

Почему же
Ты думаешь, что бросил он меня?

М е л ь н и к

Как почему? да сколько раз, бывало,
В неделю он на мельницу езжал?
А? всякий божий день, а иногда
И дважды в день — а там все реже, реже
Стал приезжать — и вот девятый день,
Как не видали мы его. Что скажешь?

Д о ч ь

Он занят; мало ль у него заботы?
Ведь он не Мельник — за него не станет
Вода работать. Часто он твердит,
Что всех трудов его труды тяжеле.

М е л ь н и к

Да, верь ему. Когда Князья трудятся,
И что их труд? травить лисиц и зайцев,
Да пировать, да обижать соседей,
Да подговаривать вас, бедных дур.
Он сам работает, куда как жалко!
А за меня вода!.. а мне покою
Ни днем, ни ночью нет, а там посмотришь:
То здесь, то там нужна еще починка,
Где гниль, где течь. Вот если б ты у князя
Умела выпросить на перестройку
Хоть несколько деньжонок, было б лучше.

Д о ч ь

Ах!

М е л ь н и к

Что такое?

Д о ч ь

Чу! Я слышу топот
Его коня… Он, он!

М е л ь н и к

Смотри же, Дочь,
Не забывай моих советов, помни…

Д о ч ь

Вот он, вот он!

(Входит К н я з ь. Конюший уводит его коня.)

К н я з ь

Здорово, милый друг.
Здорово, Мельник.

М е л ь н и к

Милостивый Князь,
Добро пожаловать. Давно, давно
Твоих очей мы светлых не видали.
Пойду тебе готовить угощенье.

(Уходит.)

Д о ч ь

Ах, наконец ты вспомнил обо мне!
Не стыдно ли тебе так долго мучить
Меня пустым жестоким ожиданьем?
Чего мне в голову не приходило?
Каким себя я страхом не пугала?
То думала, что конь тебя занес
В болото или пропасть, что медведь
Тебя в лесу дремучем одолел,
Что болен ты, что разлюбил меня —
Но слава богу! жив ты, невредим
И любишь все по-прежнему меня;
Не правда ли?

К н я з ь

По-прежнему, мой ангел,
Нет, больше прежнего.

Л ю б о в н и ц а

Однако ты
Печален; что с тобою?

К н я з ь

Я печален?
Тебе так показалось. — Нет, я весел
Всегда, когда тебя лишь вижу.

О н а

Нет.
Когда ты весел, издали ко мне
Спешишь и кличешь: где моя голубка,
Что делает она? а там целуешь
И вопрошаешь: рада ль я тебе
И ожидала ли тебя так рано.
А нынче: слушаешь меня ты молча,
Не обнимаешь, не целуешь в очи,
Ты чем-нибудь встревожен, верно. Чем же?
Уж на меня не сердишься ли ты?

К н я з ь

Я не хочу притворствовать напрасно.
Ты права: в сердце я ношу печаль
Тяжелую — и ты ее не можешь
Ни ласками любовными рассеять,
Ни облегчить, ни даже разделить.

О н а

Но больно мне с тобою не грустить
Одною грустью — тайну мне поведай.
Позволишь — буду плакать; не позволишь —
Ни слезкой я тебе не досажу.

К н я з ь

Зачем мне медлить? чем скорей, тем лучше.
Мой милый друг, ты знаешь, нет на свете
Блаженства прочного: ни знатый род,
Ни красота, ни сила, ни богатство,
Ничто беды не может миновать.
И мы, — не правда ли, моя голубка?
Мы были счастливы; по крайней мере
Я счастлив был тобой, твоей любовью.
И что вперед со мною ни случится,
Где б ни был я, всегда я буду помнить
Тебя, мой друг; того, что я теряю,
Ничто на свете мне не заменит.

О н а

Я слов твоих еще не понимаю,
Но уж мне страшно. Нам судьба грозит,
Готовит нам неведомое горе,
Разлуку, может быть.

К н я з ь

Ты угадала.
Разлука нам судьбою суждена.

О н а

Кто нас разлучит? разве за тобою
Идти вослед я всюду не властна?
Я мальчиком оденусь. Верно буду
Тебе служить, дорогою, в походе
Иль на войне — войны я не боюсь —
Лишь видела б тебя. Нет, нет, не верю.
Иль выведать мои ты мысли хочешь,
Или со мной пустую шутку шутишь.

К н я з ь
Нет, шутки мне на ум нейдут сегодня,
Выведывать тебя не нужно мне,
Не снаряжаюсь я ни в дальный путь,
Ни на войну — я дома остаюсь,
Но должен я с тобой навек проститься.

О н а

Постой, теперь я понимаю все…
Ты женишься.

(К н я з ь молчит.)

Ты женишься!..

К н я з ь

Что делать?
Сама ты рассуди. К н я з ья не вольны,
Как девицы — не по сердцу они
Себе подруг берут, а по расчетам
Иных людей, для выгоды чужой.
Твою печаль утешит бог и время.
Не забывай меня; возьми на память
Повязку — дай, тебе я сам надену.
Еще с собой привез я ожерелье —
Возьми его. Да вот еще: отцу
Я это посулил. Отдай ему.

(Дает ей в руки мешок с золотом.)

Прощай.

О н а

Постой; тебе сказать должна я
Не помню что.

К н я з ь

Припомни.

О н а

Для тебя
Я всё готова… нет не то… Постой —
Нельзя, чтобы навеки в самом деле
Меня ты мог покинуть… Все не то…
Да!.. вспомнила: сегодня у меня
Ребенок твой под сердцем шевельнулся.

К н я з ь
Несчастная! как быть? хоть для него
Побереги себя; я не оставлю
Ни твоего ребенка, ни тебя.
Со временем, быть может, сам приеду
Вас навестить. Утешься, не крушися.
Дай обниму тебя в последний раз.

(Уходя.)

Ух! кончено — душе как будто легче.
Я бури ждал, но дело обошлось
Довольно тихо.

(Уходит.)
(Она остается неподвижною.)

М е л ь н и к

(входит)

Не угодно ль будет
Пожаловать на мельницу… да где ж он?
Скажи, где К н я з ь наш? ба, ба, ба! какая
Повязка! вся в каменьях дорогих!
Так и горит! и бусы!.. Ну, скажу:
Подарок царский. Ах он благодетель!
А это что? мошонка! уж не деньги ль?
Да что же ты стоишь, не отвечаешь,
Не вымолвишь словечка? али ты
От радости нежданной одурела,
Иль на тебя столбняк нашел?

Д о ч ь

Не верю,
Не может быть. Я так его любила.
Или он зверь? Иль сердце у него
Косматое?

М е л ь н и к

О ком ты говоришь?

Д о ч ь

Скажи, родимый, как могла его
Я прогневить? в одну недельку разве
Моя краса пропала? иль его
Отравой опоили?

М е л ь н и к

Что с тобою?

Д о ч ь

Родимый, он уехал. Вон он скачет! —
И я, безумная, его пустила,
Я за полы его не уцепилась,
Я не повисла на узде коня!
Пускай же б он с досады отрубил
Мне руки по локоть, пускай бы тут же
Он растоптал меня своим конем!

М е л ь н и к

Ты бредишь!

Д о ч ь

Видишь ли, К н я з ья не вольны,
Как девицы, не по сердцу они
Берут жену себе… а вольно им,
Небось, подманивать, божиться, плакать
И говорить: тебя я повезу
В мой светлый терем, в тайную светлицу
И наряжу в парчу и бархат алый.
Им вольно бедных девушек учить
С полуночи на свист их подыматься
И до зари за мельницей сидеть.
Им любо сердце княжеское тешить
Бедами нашими, а там прощай,
Ступай, голубушка, куда захочешь,
Люби, кого замыслишь.

М е л ь н и к

Вот в чем дело.

Д о ч ь

Да кто ж его невеста? на кого
Он променял меня? уж я узнаю,
Я доберусь. Я ей скажу, злодейке:
Отстань от князя, — видишь, две волчихи
Не водятся в одном овраге.

М е л ь н и к

Дура!
Уж если К н я з ь берет себе невесту,
Кто может помешать ему? Вот то-то.
Не говорил ли я тебе…

Д о ч ь

И мог он,
Как добрый человек, со мной прощаться,
И мне давать подарки — каково! —
И деньги! выкупить себя он думал,
Он мне хотел язык засеребрить,
Чтоб не прошла о нем худая слава
И не дошла до молодой жены.
Да, бишь, забыла я — тебе отдать
Велел он это серебро, за то,
Что был Х о рош ты до него, что дочку
За ним пускал таскаться, что ее
Держал не строго… Впрок тебе пойдет
Моя погибель.

(Отдает ему мешок.)

Отец

(в слезах)

До чего я дожил!
Что бог привел услышать! Грех тебе
Так горько упрекать отца родного.
Одно дитя ты у меня на свете,
Одна отрада в старости моей.
Как было мне тебя не баловать?
Бог наказал меня за то, что слабо
Я выполнил отцовский долг.

Д о ч ь

Ох, душно!
Холодная змия мне шею давит…
Змеей, змеей опутал он меня,
Не жемчугом.

(Рвет с себя жемчуг.)

М е л ь н и к

Опомнись.

Д о ч ь

Так бы я
Разорвала тебя, змею злодейку,
Проклятую разлучницу мою!

М е л ь н и к

Ты бредишь, право, бредишь.

Д о ч ь

(сымает с себя повязку)

Вот венец мой,
Венец позорный! вот чем нас венчал
Лукавый враг, когда я отреклася
Ото всего, чем прежде дорожила.
Мы развенчались. — Сгинь ты, мой венец!

(Бросает повязку в Днепр.)

Теперь все кончено.

(Бросается в реку.)

Старик

(падая)

Ох, горе, горе!

КНЯЖЕСКИЙ ТЕРЕМ
(Свадьба. Молодые сидят за столом. Гости. Х о р девушек.)

С в а т

Веселую мы свадебку сыграли.
Ну, здравствуй, К н я з ь с княгиней молодой.
Дай бог вам жить в любови да совете,
А нам у вас почаще пировать.
Что ж, красные девицы, вы примолкли?
Что ж, белые лебедушки, притихли?
Али все песенки вы перепели?
Аль горлышки от пенья пересохли?

Х о р

Сватушка, Сватушка,
Бестолковый Сватушка!
По невесту ехали,
В огород заехали,
Пива бочку пролили,
Всю капусту полили,
Тыну поклонилися,
Верее молилися:
Верея ль, вереюшка,
Укажи дороженьку
По невесту ехати.
Сватушка, догадайся,
За мошоночку принимайся,
В мошне денежка шевелится,
К красным девушкам норовится.

С в а т

Насмешницы, уж выбрали вы песню!
На, на, возьмите, не корите Свата.

(Дарит девушек.)

О д и н г о л о с

По камушкам по желтому песочку
Пробегала быстрая речка,
В быстрой речке гуляют две рыбки,
Две рыбки, две малые плотицы.
А слышала ль ты, рыбка-сестрица,
Про вести-то наши, про речные?
Как вечор у нас красна девица топилась,
Утопая, мила друга проклинала.

С в а т

Красавицы! да это что за песня?
Она, кажись, не свадебная; нет.
Кто выбрал эту песню? а?

Д е в у ш к и

Не я —
Не я — не мы…

С в а т

Да кто ж пропел ее?

(Шепот и смятение между девушками.)

К н я з ь

Я знаю кто.
(Встает из-за стола и говорит тихо конюшему.)

Она сюда прокралась.
Скорее выведи ее. Да сведай,
Кто смел ее впустить.

(Конюший подходит к девушкам.)

К н я з ь
(садится, про себя)

Она, пожалуй,
Готова здесь наделать столько шума,
Что со стыда не буду знать, куда
И спрятаться.

К о н ю ш и й

Я не нашел ее.

К н я з ь
Ищи. Она, я знаю, здесь. Она
Пропела эту песню.

Г о с т ь

Ай да мед!
И в голову и в ноги так и бьет —
Жаль, горек: подсластить его б не худо.

(Молодые целуются. Слышен слабый крик.)

К н я з ь

Она! вот крик ее ревнивый.
(Конюшему.)

Что?

К о н ю ш и й

Я не нашел ее нигде.

К н я з ь

Д у р а к.

Д р у ж к о

(вставая)

Не время ль нам княгиню выдать мужу
Да молодых в дверях осыпать хмелем?

(Все встают.)

С в а х а

Вестимо, время. Дайте ж петуха.

(Молодых кормят жареным петухом, потом осыпают хмелем — и ведут в спальню.)

С в а х а

Княгиня душенька, не плачь, не бойся,
Послушна будь.

(Молодые уходят в спальню, гости все расходятся, кроме свахи и дружка.)

Д р у ж к о

Где чарочка? Всю ночь
Под окнами я буду разъезжать,
Так укрепиться мне вином не худо.

С в а х а

(наливает ему чарку)

На, кушай на здоровье.

Д р у ж к о

Ух! спасибо.
Все Хорошо, не правда ль, обошлось?
И свадьба хоть куда.

С в а х а

Да, слава богу,
Все Хорошо, — одно не Хорошо.

Д р у ж к о

А что?

С в а х а

Да не к добру пропели песню
Не свадебную, а бог весть какую.

Д р у ж к о
Уж эти девушки — никак нельзя им
Не попроказить. Статочно ли дело
Мутить нарочно княжескую свадьбу.
Пойти-ка мне садиться на коня.
Прощай, кума.

(Уходит.)

С в а х а

Ох, сердце не на месте!
Не в пору сладили мы эту свадьбу.

СВЕТЛИЦА

(Княгиня и мамка.)

К н я г и н я

Чу — кажется, трубят; нет, он не едет.
Ах, мамушка, как был он женихом,
Он от меня на шаг не отлучался,
С меня очей, бывало, не сводил.
Женился он, и все пошло не так.
Теперь меня ранешенко разбудит
И уж велит себе коня седлать;
Да до ночи бог ведает где ездит;
Воротится, чуть ласковое слово
Промолвит мне, чуть ласковой рукой
По белому лицу меня потреплет.

М а м к а

Княгинюшка, мужчина что петух:
Кири куку! мах-мах крылом и прочь.
А женщина, что бедная наседка:
Сиди себе да выводи цыплят.
Пока жених — уж он не насидится;
Ни пьет, ни ест, глядит не наглядится.
Женился — и заботы настают.
То надобно соседей навестить,
То на охоту ехать с соколами,
То на войну нелегкая несет,
Туда, сюда — а дома не сидится.

К н я г и н я

Как думаешь? уж нет ли у него
Зазнобы тайной?

М а м к а

Полно, не греши:
Да на кого тебя он променяет?
Ты всем взяла: красою ненаглядной,
Обычаем и разумом. Подумай:
Ну в ком ему найти, как не в тебе,
Сокровища такого?

К н я г и н я

Когда б услышал бог мои молитвы
И мне послал детей! К себе тогда б
Умела вновь я мужа привязать…
A! полон двор охотниками. Муж
Домой приехал. Что ж его не видно?

(Входит Л о в ч и й.)

Что К н я з ь, где он?

Л о в ч и й

Князь приказал домой
Отъехать нам.

К н я г и н я

А где ж он сам?

Л о в ч и й

Остался
Один в лесу на берегу Днепра.

К н я г и н я

И князя вы осмелились оставить
Там одного; усердные вы слуги!
Сейчас назад, сейчас к нему скачите!
Сказать ему, что я прислала вас.

(Л о в ч и й уходит.)

Ах боже мой! в лесу ночной порою
И дикий зверь, и лютый человек,
И леший бродит — долго ль до беды.
Скорей зажги свечу перед иконой.

М а м к а

Бегу, мой свет, бегу…

ДНЕПР. НОЧЬ

Р у с а л к и

Веселой толпою
С глубокого дна
Мы ночью всплываем,
Нас греет луна.
Любо нам порой ночною
Дно речное покидать,
Любо вольной головою
Высь речную разрезать,
Подавать друг дружке голос,
Воздух звонкий раздражать,
И зеленый, влажный волос
В нем сушить и отряхать.

О д н а

Тише, тише! под кустами
Что-то кроется во мгле.

Д р у г а я

Между месяцем и нами
Кто-то ходит по земле.

(Прячутся.)

К н я з ь

Знакомые, печальные места!
Я узнаю окрестные предметы —
Вот мельница! Она уж развалилась;
Веселый шум ее колес умолкнул;
Стал жернов — видно, умер и старик.
Дочь бедную оплакал он недолго.
Тропинка тут вилась — она заглохла,
Давно-давно сюда никто не ходит;
Тут садик был с забором, неужели
Разросся он кудрявой этой рощей?
Ах, вот и дуб заветный, здесь она,
Обняв меня, поникла и умолкла…
Возможно ли?..

(Идет к деревьям, листья сыплются.)

Что это значит? листья,
Поблекнув, вдруг свернулися и с шумом
Посыпались как пепел на меня.
Передо мной стоит он гол и черeн,
Как дерево проклятое.

(Входит старик, в лохмотьях и полунагой.)

С т а р и к

Здорово,
Здорово, зять.

К н я з ь

Кто ты?

С т а р и к

Я здешний ворон.

К н я з ь

Возможно ль? Это Мельник.

С т а р и к

Что за Мельник!
Я продал мельницу бесам запечным,
А денежки отдал на сохраненье
Русалке, вещей дочери моей.
Они в песку Днепра-реки зарыты,
Их рыбка-одноглазка стережет.

К н я з ь

Несчастный, он помешан. Мысли в нем
Рассеяны, как тучи после бури.

С т а р и к

Зачем вечор ты не приехал к нам?
У нас был пир, тебя мы долго ждали.

К н я з ь
Кто ждал меня?

С т а р и к

Кто ждал? вестимо, Дочь.
Ты знаешь, я на всe гляжу сквозь пальцы
И волю вам даю: сиди она
С тобою хоть всю ночь, до петухов,
Ни слова не скажу я.

К н я з ь

Бедный Мельник!

С т а р и к

Какой я Мельник, говорят тебе,
Я ворон, а не Мельник. Чудный случай:
Когда (ты помнишь?) бросилась она
В реку, я побежал за нею следом
И с той скалы прыгнуть хотел, да вдруг
Почувствовал, два сильные крыла
Мне выросли внезапно из-под мышек
И в воздухе сдержали. С той поры
То здесь, то там летаю, то клюю
Корову мертвую, то на могилке
Сижу да каркаю.

К н я з ь

Какая жалость!
Кто ж за тобою смотрит?

С т а р и к

Да, за мною
Присматривать не худо. Стар я стал
И шаловлив. За мной, спасибо, смотрит
Русалочка.

К н я з ь

Кто?

С т а р и к

Внучка.

К н я з ь

Невозможно
Понять его. Старик, ты здесь в лесу
Иль с голоду умрешь, иль зверь тебя
Заест. Не хочешь ли пойти в мой терем
Со мною жить?

С т а р и к

В твой терем? нет! спасибо!
Заманишь, а потом меня, пожалуй,
Удавишь ожерельем. Здесь я жив,
И сыт, и волен. Не хочу в твой терем.

(Уходит.)

К н я з ь

И этому всe я виною! Страшно
Ума лишиться. Легче умереть.
На мертвеца глядим мы с уваженьем,
Творим о нем молитвы. Смерть равняет
С ним каждого. Но человек, лишенный
Ума, становится не человеком.
Напрасно речь ему дана, не правит
Словами он, в нем брата своего
Зверь узнает, он людям в посмеянье,
Над ним всяк волен, бог его не судит.
Старик несчастный! вид его во мне
Раскаянья все муки растравил!

Л о в ч и й

Вот он. Насилу-то его сыскали!

К н я з ь

Зачем вы здесь?

Л о в ч и й

Княгиня нас послала.
Она боялась за тебя.

К н я з ь

Несносна
Ее заботливость! иль я ребенок,
Что шагу мне ступить нельзя без няньки?

(Уходит.)

(Р у с а л к и показываются над водой).

Р у с а л к и

Что, сестрицы? в поле чистом
Не догнать ли их скорей?
Плеском, хохотом и свистом
Не пугнуть ли их коней?
Поздно. Рощи потемнели,
Холодеет глубина,
Петухи в селе пропели,
Закатилася луна.

О д н а

Погодим еще, сестрица.

Д р у га я

Нет, пора, пора, пора.
Ожидает нас царица,
Наша строгая сестра.

(Скрываются.)

ДНЕПРОВСКОЕ ДНО

Терем русалок.

(Р у с а л к и прядут около своей царицы.)

С т а р ш а я р у с а л к а

Оставьте пряжу, сестры. Солнце село.
Столбом луна блестит над нами. Полно,
Плывите вверх под небом поиграть,
Да никого не трогайте сегодня,
Ни пешехода щекотать не смейте,
Ни рыбакам их невод отягчать
Травой и тиной, ни ребенка в воду
Заманивать рассказами о рыбках.

(Входит русалочка)

Где ты была?

Д о ч ь

На землю выходила
Я к дедушке. Всe просит он меня
Со дна реки собрать ему те деньги,
Которые когда-то в воду к нам
Он побросал. Я долго их искала;
А что такое деньги, я не знаю.
Однако же я вынесла ему
Пригоршню раковинок самоцветных.
Он очень был им рад.

Р у с а л к а

Безумный скряга!
Послушай, дочка. Нынче на тебя
Надеюсь я. На берег наш сегодня
Придет мужчина. Стереги его
И выдь ему навстречу. Он нам близок,
Он твой отец.

Д о ч ь

Тот самый, что тебя
Покинул и на женщине женился?

Р у с а л к а

Он сам; к нему нежнее приласкайся
И расскажи всe то, что от меня
Ты знаешь про свое рожденье; также
И про меня. И если спросит он,
Забыла ль я его иль нет, скажи,
Что все его я помню и люблю
И жду к себе. Ты поняла меня?

Д о ч ь

О, поняла.

Р у с а л к а

Ступай же.

(Одна.)

С той поры,
Как бросилась без памяти я в воду
Отчаянной и презренной девчонкой
И в глубине Днепра-реки очнулась
Русалкою холодной и могучей,
Прошло семь долгих лет — я каждый день
О мщеньe помышляю…
И ныне, кажется, мой час настал.

БЕРЕГ

К н я з ь

Невольно к этим грустным берегам
Меня влечет неведомая сила.
Всe здесь напоминает мне былое
И вольной красной юности моей
Любимую, хоть горестную повесть.
Здесь некогда любовь меня встречала,
Свободная, кипящая любовь;
Я счастлив был, безумец!.. и я мог
Так ветрено от счастья отказаться.
Печальные, печальные мечты
Вчерашняя мне встреча оживила.
Отец несчастный! как ужасен он!
Авось опять его сегодня встречу,
И согласится он оставить лес
И к нам переселиться…

(Русалочка выходит на берег.)

Что я вижу!
Откуда ты, прекрасное дитя?

Анализ поэмы «Русалка» Пушкина

Драма Пушкина «Русалка» изначально не имела названия, и так ее окрестили позднейшие издатели. Пушкинисты полагают, что поэт не закончил свое произведение. Оно было написано в период с 1826 по 1832 годы.

Сюжет драмы – история о брошенной крестьянской девушке, дочери мельника, обольщенной местным князем. Простая жизненная трагедия подневольных женщин, бесправных по своей сути, не имеющих права любить никого, кроме выбранного супруга, и жестоко разочаровывающихся в жизни. Главная героиня – воплощение беззаветной, безрассудной любви и столь же безрассудного отчаяния и ревности. Не нужная своему возлюбленному, гонимая тоской и болью, она бросается в воду, где становится повелительницей русалок, и мстит обманувшему ее возлюбленному, заманивая его в реку.

Третьим героем является Князь – олицетворение продажной власти. Он подневольный (и в какой-то степени даже безвольный) человек, который вынужден жениться не по любви, а по расчетам. Причем расчеты эти даже не для своих людей, а чужих – иноземцев. Он служит чужим интересам и практически не претерпевает изменений по ходу драмы.

Мельник – расчетливый отец героини. Он подвержен предрассудкам и пережиткам прошлого, от которого никак не может избавиться. Он ищет выгоду и для себя, и отчасти для дочери. С появлением богатого любовника у дочери получает определенные вложения в свое дело, что тоже ему выгодно. Однако появление князя нарушает привычный ход его жизни, а смерть дочери и вовсе оставляет его полубезумным стариком.

Еще одной героиней является молодая княгиня – толь же подневольная. Она подчеркивает незначительную роль женщин – быть лишь курицей наседкой да рожать детей, пока мужчины делают вольно то, что им хочется.

Пушкин показывает два плана бытия – явь и навь. Явь – обычный мир, в котором на первом плане стоит Мельница (а в нем – Княжеский терем, патриархат, и место женщины в нем – отдельно, в Светлице). Навь – мир подводный, параллельно существующий, в некоторой степени даже астральный. В нем – Терем русалок на дне Днепра. Навь существует не отдельно он общего мира, не отдельно от природы, а является невидимой человеческому глазу стороной, существующей незаметно от яви.

На протяжении всей поэмы меняется ритм. Большая часть произведения написана белым стихом. Среди литературных приемов – большое количество эпитетов («девки молодые», «человек завидный», «девическая честь»), метафоры («столбняк нашел», «язык засеребрить», «худая слава», «лютый человек»). Частыми являются фразеологизмы: «след простыл», «красные девицы».

Примадонна Натали™

Высший разум

(106362)


14 лет назад

Представления о русалках сложились у нас под воздействием, прежде всего, сказки Андерсена «Русалочка», посему большинство граждан (и детей, и взрослых) не сомневаются, что русалки обитают в воде, плещут рыбьими хвостами и вступают с человеком в сложные взаимоотношения.

Большой знаток русского фольклора Александр Сергеевич Пушкин, конечно, не зря загнал свою русалку на дерево. Уж он-то знал, что русская русалка с заморскими подругами имеет не слишком много общего. И рыбьего хвоста у нее в помине нет.

В славянской мифологии русалки – это сверхъестественные существа, в которых превращаются заложные (то есть умершие неестественной смертью) покойницы – самоубийцы, а также проклятые родителями. Как правило, это красивые девушки с распущенными волосами – зелеными, реже русыми; характерная черта в облике русалок – крупные груди. Повстречаться с этими созданиями можно либо на берегах водоемов, где они расчесывают свои волосы, либо в лесу – они любят качаться на ветвях. Вот почему у Пушкина «русалка на ветвях сидит»!

Из воды русалки выходят на Троицу и до Петрова дня блуждают по суше. Русский ученый, специалист по восточнославянской этнологии и фольклористике Д. К. Зеленин приводит такое описание: «К русалкам относят женщин, наложивших на себя руки. Получив в свое владение подобную женскую душу, главный начальник злых духов дает повеление варить ее в котле, с разными снадобьями и зельями, отчего женщина делается необыкновенной красавицей и вечно юной; они живут обыкновенно в реках, а с Троицына дня до Петрова странствуют по земле, витают в лесах, избирая себе приютом старые деревья, особенно дубы; качаются на древесных сучьях или разматывают пряжу, похищая ее у поселянок, которые ложатся спать без молитвы. Русалки ненавидят женщин и прельщают мужчин. Ни один мужчина не может устоять против ослепительной их красоты и при первом взгляде влюбляется». Кроме того, они совершают всякие каверзы: портят посевы, топят людей, защекочивают до смерти, сводят с ума и т. д. Еще они могут напускать мор на домашний скот, насылать проливные дожди и град.

Но от козней русалок можно спастись. Как и прочая нежить, они не выносят вида креста, не могут переступить через начерченный на земле круг, осененный крестным знамением; боятся чеснока и любого железа, будь то иголка, булавка или нож. Когда русалка окликает человека по имени, следует хранить молчание: не зная имени, она не в силах причинить вред. «Против чар и козней русалок, – пишет фольклорист С. Максимов, – отыскалось еще снадобье, равносильное священной вербе и свечам Страстной недели, – это полынь, трава окаянная, бесколенная. Надо только пользоваться ее силой и применять ее на деле умеючи. Уходя после Троицына дня в лес, надо брать эту траву с собою. Русалка непременно подбежит и спросит: «Что у тебя в руках: полынь или петрушка? » – «Полынь». – «Прячься под тын», – громко выкрикнет она и быстро пробежит мимо. Вот в это-то время и надо успеть бросить эту траву прямо русалке в глаза. Если же сказать «петрушка», то русалка ответит: «Ах ты, моя душка», – и примется щекотать до тех пор, пока не пойдет у человека изо рта пена и не повалится он, как мертвый, ничком».

http://www.nomad.su/?a=8-200311070002

Вот так примерно выглядит славянская русалка:

907e0f0e06ea7c1e097cfbbe2dcfd9e7 i 414

Антуан ЭкзюпериМудрец (11153)

5 лет назад

Могу уточнить. Не Русские девушки, а девушки Мари Эл. Блондинки с жесткими волосами и рысьими глазами. Очень сексуальные, но какие то отрешенные.

Sergey GuschinУченик (120)

2 года назад

«Заложные» покойники — слово придумано и введено Зелениным только в XX веке. Ранее его не было в лексиконе Славян. «Заложные» появились на основе запрета церкви хоронить умерших «не по-христиански», то есть без исповеди.

Лиса И…

Профи

(959)


14 лет назад

о руссалках можно сказать много, но я буду кратка, в фольклоре разых стран русалками становились утопленницы…теперь думай сама о их внешнем виде…а Пушкин думаю баловался в свое время ЧЕМ ТО…

Поночка

Мастер

(1790)


14 лет назад

Просто потому, что стоять не может. Она просто всегда сидит неважно где6 на камне, на земле. У неё ног нет. вместо ног рыбий хвост, а до пояса баба.

Яна

Мастер

(1489)


14 лет назад

Во многих местностях России русалок представляли в виде обыкновенных девушек с руками и ногами. (Считалось, что русалками становятся утопленницы, причём утопившаяся Катя Очкарёва, стаав русалкой, превратилась бы в Мисс Мира. ) Такие русалки могут бродить по полям и по лесам. Пушкин использовал именно этот вариант легенды о русалках.

Снежная кошка™

Просветленный

(27688)


14 лет назад

Почти во всех мифологиях, у разных народов существовали существа полулюди полурыбы. Русалки притягивают своим очарованием и таинственностью того что они живут на дне морском. Здесь приводится список русалок разных народов. Все они называются по разному но смысл имеют один и тот же. Люди с рыбьими хвостами, чаще девушки :)

Русалки — Признанный прародитель морских дев – как ни парадоксально – «Противоположного полу» . Это вавилонский бог Оаннес, который долго менял форму, пока не стал существом с головой и торсом мужчины и рыбьим хвостом вместо ног. А первой рыбохвостой женщиной стала Атаргате – сирийская богиня Луны и рыболовства.
Женские духи вод — водяницы, русалки выплывают на поверхность только под вечер, а днем спят. Они заманивают прекрасными песнями путников, а потом затаскивают их в омут. Большой праздник у русалок — Купала. В ночь на Купалу русалки танцуют, веселятся, водят хороводы вместе с Купалой и Костромой, которые утонули в реке.

древне славянском «светлый»,»чистый» Обитание русалок связано с близостью водоемов, рек, озер, которые считались путем в подземное царство. По этому водному пути русалки выходили на сушу и обитали уже там. Так же по славянским поверьям русалки эти не имели хвоста. Чаще их путали с сиренами из античных мифов и жить они могли не только в воде но и на деревьях и в горах. . подчиняются Богу Яриле и его отцу — Велесу.
Русалка — это чаще всего девица-утопленица, которая от большой любви в воду кинулась, а там и в русалку превратилась.. .

Славянские русалки:

Берегини живут по берегам рек, они оберегают людей от злых духов, предсказывают будущее, а также спасают маленьких детей, оставшихся без присмотра и упавших в воду.
Берегини- бродницы часто указывали путникам, где расположен брод. Однако, ныне нужно опасаться и этих добрых духов, ибо многие из них стали злыми лобастами, когда люди забыли о Русалиях и перестали следить за чистотой вод. А коли озеро, либо старое русло реки становилось болотом — все водные жители либо переселялись в живые реки и озера, либо становились болотниками и болотницами.
Одна из наиболее оригинальных трактовок образа берегинь принадлежит Д. К. Зеленину: «Поскольку русалки часто появляются на берегах рек, постольку название берегинь было бы к ним приложимо. Но в народных говорах название это неизвестно. Судя же по контексту речи, под берегинями» в слове (т. е. в двух древнерусских поучениях, известных по рукописям XIV- XV вв. –М. В. ) разумеются скорее не русалки, а весьма близкие к русалкам сестры- лихорадки.
Согласно народным верованиям, вода – традиционное местообитание не только лихорадок, но и многих болезней. Поэтому, следую логике Д. К. Зеленина, можно допустить, что связанные с водой берегини были не столько «непосредственными прообразами» сестер – лихорадок, сколько наделялись властью над болезнями (возможно были и персонификациями болезней. )

Лоскотуха, Лоскотка, особый вид русалок. автор энциклопеди Александрова Анастасия
«Лоскотать» означает и «болтать» , «трещать» , и «щекотать» . По мнению Д. К. Зеленина, лоскотуха «означает собственно: лоскочущая, т. е. щекочущая, щекотунья. В наших источниках (относящихся в основном к районам Украины и Белоруссии) нельзя не заметить стремления выделить лоскотух в особый разряд русалок, которые замучивают щекотаньем встречающихся им людей» <3еленин, 191б>.
Лоскотухи — русалки, души девушек, умерших зимою, весною или летом. В полях они «залоскачивают» (защекочивают) насмерть парней и девушек <Чубинский, 1872>.
Согласно поверьям многих губерний России (редко — Сибири и севера) русалки стараются заманить к себе человека, а затем могут защекотать, замучить его до смерти (см. Русалки) (в севернорусских и великорусских поверь такие действия чаще приписываются лешему) .
Чтобы уберечься от русалок-щекотух, в период приблизительно с Троицы до начала Петровского поста старались не ходить в одиночку в лес или к воде а также в засеянное рожью поле, осо

Снежная кошка™Просветленный (27688)

14 лет назад

Чтобы уберечься от русалок-щекотух, в период приблизительно с Троицы до начала Петровского поста старались не ходить в одиночку в лес или к воде а также в засеянное рожью поле, особенно после захода солнца; носили с со отпугивающие русалок травы (чеснок, полынь и т. д.). Наиболее опасными считались недели до и после Троицы.
Хотя представления о русалках-щекотуньях общераспространенны, названием лоскотуха более характерно для южных, юго-западных районов России.

Снежная кошка™Просветленный (27688)

14 лет назад

Мавки — (слав.миф) вид русалок. Особенно любят при полном месяце появляться. Распоясывается так что не ставит ни во что ни охранительный чеснок, ни траву полынь. И через железную цепь не побоится перешагнуть. Мавки плещутся в реке, а потом вылезают на берег чесать свои зеленые кудри, а путников просят позычить им для этого дела свой гребешок. Если дать его наглым и мокрым девкам, они расчешутся и вернуться в реку с миром, а гребень придется выбросить, иначе потом облысеешь. Если же не дать, пожадничать то замучают мавки до смерти.

Снежная кошка™Просветленный (27688)

14 лет назад

Вообще мавки красивые, такие красивые какими сроду при жизни не были. Некоторые страхолюдины как раз для этого и топятся. Только красота эта обманная. Повернется к тебе спиной мавка, и увидишь позеленевшие без воздуха легкие, небьющееся сердце, сопревшие кишки — такая гадость! Находчивый парень, правда, может отшутиться от мавок, только на это вся надежда

sergey s

Профи

(822)


5 лет назад

Русалки – красивые крылатые девы, живущие обычно вдалеке от людей у воды, на горах, на облаках. Они могут превращаться в лебедя, сокола, в волка и в змею. Русалки приносят людям счастье. Рождаются они от трав или от росы (отсюда, очевидно, и русалки?) Они излечивают болезни, предсказывают судьбу. По народным преданиям, существуют русалочьи горы, на которых у бесчисленных родников растут чудесные деревья с серебряными стволами и золотыми листьями. Русалочьей травой считался ковыль (stipa pennata).

ИМХО .Г. Х. Андерсен крещёный еврей-(жид) и описывал неяду или водяницу берегиню. («Жиду верить, что ситом воду мерить» русская народная поговорка)

Источник: http://www.perunica.ru/raznoe/6121-o-rusalke-chto-na-vetvyah-sidit.html

  • Рупельштинцинский однажды в сказке
  • Румяное яблоко как пишется правильно
  • Румяный как пишется и почему
  • Рунет рассказы том 3
  • Румянцева на английском как пишется