Рус тьютор итоговое сочинение

Слайд 1итоговое сочинение в 11 классеслайд 2объем работы и время для написания при выставлении оценки учитывается объем сочинения. рекомендуемое количество

Слайд 1

Итоговое сочинение в 11 классе

Слайд 2

Объем работы и время для написания При выставлении оценки учитывается объем сочинения. Рекомендуемое количество слов – 350. Если в сочинении менее 250 слов (в подсчёт включаются все слова, в том числе и служебные), то такая работа считается невыполненной и оценивается 0 баллов. ВРЕМЯ — 3 часа 55 минут.

Слайд 3

Границы свободы в сочинении Для обоснования своей позиции выпускнику следует привести в сочинении не менее двух ссылок на произведения русской и мировой литературы.

Слайд 4

Проверка сочинения . Результатом итогового сочинения может быть зачет или незачет. К сдаче ЕГЭ допустят только учеников, получивших зачет.

Слайд 5

Важно! В случае неудовлетворительного результата («незачет») даже после 3-х попыток, либо если выпускник так и не напишет итоговое сочинение до начала ЕГЭ, он не будет допущен к сдаче основного блока экзаменов

Слайд 6

Критерии оценивания Сочинение оценивается по пяти критериям. Критерий №1 «Соответствие теме» Критерий №2 «Аргументация» Критерий №3 «Композиция и логичность рассуждения» Критерий №4 «Качество письменной речи» Критерий №5 «Грамотность»

Слайд 7

Важно! Для того чтобы за работу 11-классник получил желаемый «зачет» необходимо, сочинение должно отвечать таким основным требованиям: объем более 250 слов; соответствие заданной теме; наличие аргументации с привлечением литературного материала

Слайд 8

Важно! Работа получает «незачет», если сочинение не соответствует теме или экзаменуемый ссылается на примеры, не соответствующие изначально обозначенной тематике

Слайд 9

Критерии оценивания Критерий №1 «Соответствие теме» Выпускник рассуждает на предложенную тему, выбрав путь её раскрытия (например, отвечает на вопрос, поставленный в теме, или размышляет над предложенной проблемой, или строит высказывание на основе связанных с темой тезисов и т.п.). «Незачет» ставится только при условии, если сочинение не соответствует теме или в нем не прослеживается конкретной цели высказывания, т.е. коммуникативного замысла (во всех остальных случаях выставляется «зачет»).

Слайд 10

Критерии оценивания Критерий №2 «Аргументация. Привлечение литературного материала». Данный критерий нацеливает на проверку умения использовать литературный материал для построения рассуждения на предложенную тему и для аргументации своей позиции. Выпускник строит рассуждение, привлекая для аргументации не менее одного (лучше 2!) произведения отечественной или мировой литературы. «Незачет» ставится при условии, если сочинение написано без привлечения литературного материала, или в нем существенно искажено содержание произведения, или литературные произведения лишь упоминаются в работе, не становясь опорой для рассуждения (во всех остальных случаях выставляется «зачет»).

Слайд 11

Важно! В работе мало упомянуть названия произведений, каждый аргумент необходимо подкрепить конкретными примерами.

Слайд 12

Критерии оценивания Критерий №3 «Композиция и логичность рассуждения» Оценивает наличие логической цепочки между тезисом, основной частью и заключением «Незачет» ставится при условии, если грубые логические нарушения мешают пониманию смысла сказанного или отсутствует тезисно-доказательная часть (во всех остальных случаях выставляется «зачет»).

Слайд 13

Критерии оценивания Критерий №4 «Качество письменной речи» Данный критерий нацеливает на проверку речевого оформления текста сочинения. Выпускник точно выражает мысли, используя разнообразную лексику и различные грамматические конструкции, при необходимости уместно употребляет термины, избегает речевых штампов. «Незачет» ставится при условии, если низкое качество речи существенно затрудняет понимание смысла сочинения (во всех остальных случаях выставляется «зачет»).

Слайд 14

Критерий №5 «Грамотность» Данный критерий позволяет оценить грамотность выпускника. «Незачет» ставится, если речевые, грамматические, а также орфографические и пунктуационные ошибки, допущенные в сочинении, затрудняют чтение и понимание текста ( в сумме более 5 ошибок на 100 слов ). Критерии оценивания

Слайд 15

Сохранность работ Работы сразу же будут сканироваться и размещаться в региональных и федеральной информационных системах обеспечения проведения ЕГЭ, доступ к которым будут иметь все вузы страны. В то же время вузы при объявлении условий приема должны будут указать, станут ли они учитывать выпускные сочинения.

Слайд 16

Структура сочинения-рассуждения В 2020-2021 учебном году основная структура сочинения-рассуждения не изменится. Работа должна состоять из 3 частей (чаще всего это 3 абзаца) …

Слайд 17

Часть О чем писать? Содержание блока І Вступление + тезис Формулировка темы и проблемы + формулировка вашей позиции Цитата, вопрос-подводка, выделение ключевых слов темы. ІІ Основная Раскрытие темы и аргументация вашей позиции. Количество аргументов не ограничивается, их может быть минимум 1, но лучше 2 или 3. На практике больше 3-х учителя не рекомендуют. ІІІ Заключение Обобщение и краткий вывод Вывод пишем исходя из темы, вашей позиции и выбранных примеров

Слайд 18

Выпускникам 2021 года важно помнить, что примеры из личной жизни или истории не могут заменить литературные аргументы к итоговому сочинению, а лишь выступают как вспомогательные, увеличивая количество символов и повышая уникальность текста

Слайд 19

Правильная аргументация Помните, что при написании сочинения-рассуждения мало просто сослаться на определенное литературное произведение, вскользь упомянув название и автора. Выбирая аргументы к декабрьскому сочинению ЕГЭ-2021, необходимо сделать 3 основных заготовки для использования на экзамене: автор и название произведения; описание, событие, действие героев, подтверждающие или опровергающие вашу позицию; мини-вывод

Слайд 20

Если вам сложно самостоятельно подобрать аргументы к итоговому сочинению, или вы начали готовиться к экзаменам только в начале 2020-2021 учебного года, возьмите на вооружение такие советы репетиторов: используйте банк аргументов, который можно без труда найти в сети; ознакомьтесь с «универсальными» произведениями, в которых можно найти много примеров по разнообразным направлениям; заучите клише, которые также можно применить при составлении сочинения-рассуждения на разные темы

Слайд 21

Важно! Никогда не используйте аргументы из открытого банка в прямом виде, так как при проверке на плагиат ваше сочинение может получить «незачет». Используйте их как подсказку, но ведите рассуждение и делайте выводы своими словами….

Слайд 22

Тематические направления итогового сочинения 2020/21 учебного года Забвению не подлежит (исторические события, общественные явления, произведения искусства, память о которых не имеет срока давности); Я и другие (человек среди людей; проблема конфликта, понимания, что значит «быть собой»); Между прошлым и будущим: портрет моего поколения (культурные запросы, литературные пристрастия, жизненные оценки, отношения с семьей и обществом); Время перемен (тема изменений, открытий, вызовов, стоящих перед человеком и человечеством); Разговор с собой (внутреннее пространство человека и словесные способы его исследования – вопросы, которые человек задает себе; внутренние переживания; тема совести).

Слайд 23

Забвению не подлежит Темы сочинений данного направления нацеливают на размышление о значимых исторических событиях, деятелях, общественных явлениях, достижениях науки и культуры, оказавших влияние как на судьбы конкретных людей, так и на развитие общества и человеческой цивилизации в целом. Память о них не имеет срока давности, передается от поколения к поколению, напоминая о горьких уроках прошлого и его славных страницах. Примером глубокого осмысления этой проблемы могут служить произведения художественной, философской, научной литературы, критики, публицистики, мемуарной

Слайд 24

Забвению не подлежит (исторические события, общественные явления, произведения искусства, память о которых не имеет срока давности). 1) Почему важно сохранять памятники культуры, созданные нашими предками? 2) Согласны ли вы с высказыванием древнеримского философа Цицерона: «Жизнь мёртвых продолжается в памяти живых»? 3) Как исторические события влияют на судьбу человека? 4) Почему нельзя забывать историю своего народа? 5) Как произведения искусства становятся бессмертными? 6) Согласны ли вы с тем, что забвение прошлого грозит его повторением? 7) К чему может привести утрата памяти о Великой Отечественной войне? 8) Какие личности остаются в истории? 9) Как вы понимаете выражение «искусство без срока давности»? 10) «Беспамятный» человек – неблагодарный или невежественный?

Слайд 25

11. История, знаменательные даты. Историческое сознание. Память (историческая, культурная). Источники формирования исторической памяти (воспоминания современников, журналистика, литература, школа, семья). Преемственность поколений. Забвение и ответственность. 12. Война: горькие уроки прошлого, вечная слава героев, память народа. Люди, изменившие мир. Знаменитые предки. Великие учители человечества. Величайшие открытия и подвиги. 13. Наука, культура, искусство (музыка, литература, архитектура и др.). Памятники культуры как основа цивилизации, развития общества. 14. Манкуртизм*. Его опасность. Забвение как преступление против человечества. Манкуртизм* — забвение, утрата исторических, культурных и т.п. связей, ценностей, национальных и нравственных ориентиров .

Слайд 26

Я и другие При раскрытии тем, связанных с названным направлением, целесообразно обратиться к различным формам человеческого взаимодействия, вопросам взаимоотношений личности и общества, проблеме самоопределения человека в социальной среде. В основу сочинения могут лечь рассуждения о причинах возникновения и способах разрешения межличностных конфликтов, о путях достижения понимания и согласия между людьми. Собственный жизненный опыт, а также обращение к различным литературным источникам (в том числе к философской литературе и публицистике) дадут возможность глубокого отклика на предложенную тему.

Слайд 27

Возможные темы: Я и другие (человек среди людей; проблема конфликта, понимания, что значит «быть собой»). 1) Как вы понимаете выражение «быть самим собой»? 2) Почему важно быть толерантным? 3) Всегда ли нужно избегать конфликтов? 4) Может ли человек выжить без общения? 5) Почему люди не понимают друг друга? 6) Согласны ли вы с высказыванием Александра Радищева: «Только тогда станешь человеком, когда научишься видеть человека в другом»? 7) Что важно изменить в самом себе, чтобы лучше понимать других? 8) Почему многие люди зависят от мнения окружающих? 9) Всегда ли нужно стремиться к полному взаимопониманию с близкими людьми? 10) Почему общество не принимает некоторых людей?

Слайд 28

Каковы причины возникновения конфликтов между людьми? Что такое толерантность? Может ли человек жить вне общества? Как понять другого человека? Что сближает людей? Почему важно жить в мире с окружающими? Чем опасны конфликты? Почему важно руководствоваться моралью, живя в обществе? В чем причины одиночества? Согласны ли вы с выражением: «чтобы никому не завидовать, надо быть личностью»? Какова роль дружбы в жизни человека?. Какова роль любви в жизни человека? Личность и общество: возможна ли гармония? Почему наши представления о другом человеке не всегда соответствуют реальности?. Как вы понимаете значение слов: «Человек становится человеком только среди людей» Согласны ли Вы с утверждением Л.Н. Толстого: «Если между двумя людьми есть вражда, то виноваты оба»? Можно ли быть независимым от общественного мнения? Когда человек становится личностью? Как общество влияет на формирование личности? Согласны ли вы с высказыванием: «Горе нужно пережить в одиночестве, но радость — чтобы познать в полной мере — нужно разделить с другим человеком»

Слайд 29

Время перемен В рамках данного направления можно будет поразмышлять о меняющемся мире, о причинах и следствиях изменений, происходящих внутри человека и в окружающей его действительности, о том, перед каким выбором он оказывается в период формирования собственного мировоззрения, в эпоху социальных и культурных изменений. На эти и другие вопросы в русле конкретных тем можно ответить, опираясь на различные литературные источники (художественные произведения, мемуаристку, научную литературу, публицистику), а также на собственный опыт осмысления жизни в «большом времени» с его проблемами и противоречиями.

Слайд 30

Возможные темы: Время перемен (тема изменений, открытий, вызовов, стоящих перед человеком и человечеством). 1) Всегда ли технический прогресс приносит человечеству пользу? 2) Как современные технологии влияют на жизнь общества? 3) Согласны ли вы с высказыванием А.П. Чехова: «Наука – самое важное, самое прекрасное и нужное в жизни человека»? 4) К чему могут привести научные открытия, лишённые гуманности? 5) Сложно ли жить в эпоху перемен? 6) Как изменился человек благодаря техническому прогрессу? 7) Почему многие люди боятся перемен? 8) Влияют ли культурные изменения в обществе на мировоззрение человека? 9) Как меняется человеческое мышление в эпоху инноваций? 10) Всегда ли жизненные перемены ведут к лучшему?

Слайд 31

11. Каковы причины внутренних перемен в жизни человека? 12. Что способно изменить человека? 13. Почему люди боятся перемен? 14. Выбор, который меняет человека.

Слайд 32

Разговор с собой Названное направление побуждает к размышлению о том, что значит «быть самим собой». Данная тематика связана с вопросами, которые человек задает сам себе, об опасности внутреннего разлада, о работе совести и поисках смысла жизни. Темы этого направления нацеливают на самоанализ, осмысление опыта других людей (или поступков литературных героев), стремящихся понять себя. Темы позволяют задуматься о сильных и слабых сторонах собственной личности, о ценности и уникальности своего внутреннего мира, о необходимости самопознания и самосовершенствования. Раскрывая тему, можно обратиться к художественной, психологической, философской литературе, мемуарам, дневникам и публицистике.

Слайд 33

Возможные темы: Разговор с собой (внутреннее пространство человека и словесные способы его исследования – вопросы, которые человек задает себе; внутренние переживания; тема совести). 1) Что значит быть совестливым человеком? 2) Бывают ли обстоятельства, когда человеку можно пойти против совести? 3) Почему появляются «умные ненужности» («лишние люди»)? 4) Согласны ли вы с утверждением Л.Н. Толстого о том, что «человек текуч», а люди похожи на реки? 5) Каждый ли человек ищет смысл жизни? 6) Герой комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума» дал себе такую характеристику: «Ум с сердцем не в ладу». В чём опасность внутреннего разлада с собой? 7) Всегда ли внутренний мир соответствует внешнему облику? 8) Что происходит с человеком, который не хочет развиваться? 9) Что влияет на формирование внутреннего мира человека? 10) «Положительно прекрасный» человек – вымысел или реальность?

Слайд 34

11. Что значит быть самим собой? 12. Для чего человеку нужна совесть? 13. К чему приводит душевный разлад? 14. Что помогает человеку совершенствовать себя? 15. Как найти «свой путь»? 16. Что значит быть честным с самим собой?

Слайд 35

Между прошлым и будущим: портрет моего поколения Темы сочинений данного направления приглашают к размышлению о культурных запросах современного человека, его литературных пристрастиях, жизненной позиции, о сходстве и различиях между ним и его предшественниками, о влиянии молодого поколения на формирование будущего мира. Потребуется осмысление духовных ценностей и нравственных ориентиров молодежи, ее места в современном мире. О сущности сегодняшнего поколения, чертах людей ХХI века размышляют современные писатели, ученые, журналисты, чья позиция имеет подчас дискуссионный характер, что дает возможность высказать свое мнение в рамках обозначенной проблематики.

Слайд 36

Возможные темы: Между прошлым и будущим: портрет моего поколения (культурные запросы, литературные пристрастия, жизненные оценки, отношения с семьей и обществом). 1) Можно ли утверждать, что современная молодёжь в чём-то ориентируется на поколения прошлых лет? 2) Почему конфликт отцов и детей неизбежен? 3) Нужно ли читать книги в XXI веке? 4) Можно ли назвать поколение Z потерянным? 5) Согласны ли вы с высказыванием А.С. Пушкина: «Неуважение к предкам есть первый признак безнравственности»? 6) Почему в современном обществе снижается уровень речевой культуры? 7) Важно ли сохранять связь между поколениями? 8) Могут ли материальные ценности вытеснить духовные? 9) Для чего нужно передавать жизненный опыт из поколения в поколение? 10) Можно ли говорить о деградации современного поколения?

Слайд 37

11. Может ли художественное произведение дать ответы на вопросы, волнующие современную молодежь? 12. Может ли компьютер заменить книгу? 13. Что читает современное поколение? 14. Что представляет собой портрет моего поколения? 15. Как формируются нравственные ориентиры современного человека? 16. Кто является героем для молодежи?

Слайд 38

Произведения для подготовки к итоговому сочинению

Слайд 39

Список книг к направлению «Забвению не подлежит». Русская литература. «Слово о полку Игореве» А.С. Пушкин «Моцарт и Сальери», «Капитанская дочка», «Борис Годунов» Н. Островский «Как закалялась сталь» Л.Н. Толстой «Война и мир», «Хаджи-Мурат» А.Н. Толстой «Петр I» М.А. Булгаков «Мастер и Маргарита», «Белая гвардия» В.К. Арсеньев «Дерсу Узала» Л. Пантелеев, Г. Белых «Республика ШКИД» В.А. Каверин «Два капитана», «Открытая книга» В.Д. Дудинцев «Белые одежды» В.А. Обручев «Земля Санникова» Ю.Н. Тынянов «Пушкин», «Смерть Вазир-Мухтара» В.С. Гроссман «Жизнь и судьба» «Мама» А.П. Платонов «Котлован», «Чевенгур» К.Д. Воробьев «Убиты под Москвой» Г.Я. Бакланов «Навеки — девятнадцатилетние» Б.Л. Васильев «Экспонат № … », «А зори здесь тихие», «Вещий Олег» В.П. Астафьев «Фотография, на которой меня нет». В.Г. Распутин «Последний срок», «Прощание с Матерой», «Живи и помни» М.А. Шолохов «Они сражались за родину», «Поднятая целина» «Тихий Дон» К.М. Симонов «Живые и мертвые» В.П. Некрасов «В окопах Сталинграда» Ю.В. Бондарев «Батальоны просят огня», «Горячий снег» Б.Н. Полевой «Повесть о настоящем человеке» Ф.А. Абрамов «Братья и сестры» В.В. Быков «Обелиск» В.О. Богомолов «Момент истины (В августе 44-го…)» Н.К. Чуковский «Балтийское небо» В.Т. Шаламов «Колымские рассказы» К. Булычев «Город без памяти» В.И. Аксенов «Таинственная страсть» Е.И. Замятин «Мы» А.Н. Рыбаков «Дети Арбата» А.И. Солженицын «Архипелаг «ГУЛАГ», «В круге первом» Ч.Т. Айтматов «И дольше века длится день» О.М. Куваев «Территория» А.В. Иванов «Тобол» Е.Г. Водолазкин «Авиатор»

Слайд 40

Лирические и лиро-эпические произведения к направлению «Забвению не подлежит» Г.Р. Державин «Памятник» В.А. Жуковский «Певец во стане русских воинов» А.С. Пушкин «Два чувства дивно близки нам», «Памятник», «Медный всадник», «Песнь о вещем Олеге» М.Ю. Лермонтов «Мцыри», «Смерть поэта», «Бородино» А.Т. Твардовский поэма «По праву памяти», «Я знаю, никакой моей вины…», «Василий Тёркин» О.Ф. Берггольц «Памяти защитников» С.П. Щипачев «Павшим» А.А. Блок «Двенадцать» А.А. Ахматова «Реквием» И.А. Бродский «Я входил вместо дикого зверя в клетку…», «Посвящается стулу» В.С. Высоцкий «Памятник» ↑ Список произведений к направлению «Забвению не подлежит». Зарубежная литература. Л. Лоури «Дающий» Дж. Оруэлл «1984» Д. Митчелл «Облачный атлас» И. Стоун «Жажда жизни» Т. Кенэлли «Список Шиндлера» Х.Л. Борхес «Цербер»

Слайд 41

Список книг к направлению «Я и другие». Русская литература. А.С. Грибоедов «Горе от ума» А.С. Пушкин «Евгений Онегин», «Капитанская дочка», «Дубровский» «Повести Белкина» М.Ю. Лермонтов «Герой нашего времени», «Маскарад» Н.В. Гоголь «Шинель», «Мертвые души», «Тарас Бульба» А.Н. Островский «Свои люди – сочтемся», «Гроза» И.С. Тургенев «Отцы и дети», «Записки охотника», «Дневник лишнего человека» Л.Н. Толстой «Война и мир», «Анна Каренина», «Кавказский пленник» И.А. Гончаров «Обломов» Ф.М. Достоевский «Преступление и наказание», «Идиот», «Бедные люди» В.Г. Короленко «В дурном обществе» А.П. Чехов «Хамелеон», «Толстый и тонкий», «Смерть чиновника», «Размазня», «В аптеке», «Беззащитное существо», «Человек в футляре», «Ионыч» К.Г. Паустовский «Теплый хлеб», «Телеграмма» Е.И. Замятин «Мы» А.И. Куприн «Олеся», «Гранатовый браслет», «Поединок», «Тапер», «Чудесный доктор» («Добрый доктор») М. Горький «На дне», «Мать», «Старуха Изергиль», «Фома Гордеев» А.П. Платонов «Юшка», «Котлован» А.Грин «Зеленая лампа», «Алые паруса» М.А. Булгаков «Мастер и Маргарита», «Собачье сердце», «Белая гвардия» Б.Л. Пастернак «Доктор Живаго» М.А. Шолохов «Тихий Дон» Ч.Т. Айтматов «Плаха», «И дольше века длится день» В.В. Быков «Обелиск» В.Г. Распутин «Уроки французского» Е.И. Носов «Кукла» Ф.А. Искандер «Тринадцатый подвиг Геракла» А.И. Солженицын «Матренин двор» П.Ф. Нилин «Жестокость» Ч.Т. Айтматов «И дольше века длится день»

Слайд 42

Список произведений к направлению «Я и другие». Зарубежная литература. Х. Ли «Убить пересмешника» Д. Киз «Цветы для Элджернона» О. Уайльд «Портрет Дориана Грея» Дж. Остин «Гордость и предубеждение» В. Гюго «Собор Парижской Богоматери», «Человек, который смеется», «Отверженные» У. Голдинг «Повелитель мух» Дж. Оруэлл «1984» О. Хаксли «О дивный новый мир» Т. Драйзер «Американская трагедия» А. Азимов «Позитронный человек» У. Грум «Форрест Гамп» С. Коллинз «Голодный игры» У. Теккерей «Ярмарка тщеславия» Д. Дефо «Робинзон Крузо» Ф. Кафка «Процесс» А. Камю «Постороний» К. Кизи «Над кукушкиным гнездом» Д. Сэлинджер «Над пропастью во ржи» Д. Лондон «Мартин Иден» У. Шекспир «Отелло» «Ромео Джульетта» Г. Бичер-Стоу «Хижина дяди Тома» Р. Хайнлайн «Чужак в чужой стране» Ф. Бакман «Вторая жизнь Уве» И. Шоу «Богач, бедняк» К. Воннегут «Колыбель для кошки» Дж.С. Фоер «Жутко громко и запредельно близко»

Слайд 43

Список книг к направлению «Время перемен». Русская литература. А.С. Пушкин «Капитанская дочка», «Станционный смотритель» Н.В. Гоголь «Тарас Бульба» М. Горький «На дне», «Фома Гордеев» А.Н. Островский «Гроза» Н.Г. Чернышевский «Что делать?» М.Е. Салтыков-Щедрин «Господа Головлевы» И.А. Гончаров «Обломов», «Обрыв», «Обыкновенная история» А.П. Чехов «Вишневый сад», «Ионыч», «Чайка» И.С. Тургенев «Отцы и дети», «Ася», «Дворянское гнездо», «Накануне» Ф.М, Достоевский «Преступление и наказание», «Бесы» Л.Н. Толстой «Война и мир», «Детство. Отрочество. Юность» А.И. Куприн «Чудесный доктор» Н.А. Некрасов «Поэт и гражданин» А. Блок «Двенадцать» В. Маяковский «Во весь голос» С. Есенин «Я усталым таким еще не был» Б.Л. Пастернак «Доктор Живаго» В.Г. Распутин «Прощание с Матерой», очерк «Вверх и вниз по течению» М.А. Булгаков «Дни Турбиных», «Собачье сердце», «Белая Гвардия» В.А. Каверин «Два капитана» А.П. Платонов «Котлован» Е.И. Замятин «Мы» М.А. Шолохов «Тихий Дон», «Поднятая целина» А. Грин «Алые паруса» Б. Васильев «Завтра была война» В. Набоков «Камера обскура» Ч. Айтматов «И дольше века длится день» Л. Улицкая «Зеленый шатер» А. Богомолов «Маленький человек в эпоху больших перемен» М. Петросян «Дом в котором…» А. Красильщик «Три четверти» А. Жвалевский, Е. Пастернак «Открытый финал» Р. Сенчин «Зона затопления» Е. Водолазкин «Авиатор», «Лавр» Ю. Полякова «Любовь в эпоху перемен» Р. Силверберг «Время перемен» Статьи под ред. А. Асмолова «Личность в эпоху перемен»

Слайд 44

Список произведений к направлению «Время перемен». Зарубежная литература. Э. Хемингуэй «Прощай, оружие!» Дж. Сэлинджер «Над пропастью во ржи» Э.М. Ремарк «Три товарища», «Земля обетованная» Р. Йейтс «Дорога перемен» К.С. Льюис «Хроники Нарнии» Х. Ли «Убить пересмешника» М. Митчелл «Унесенные ветром» О. Хаксли «О дивный новый мир» А. Азимов «Позитронный человек» Д. Тартт «Щегол» Ф. Бакман «Вторая жизнь Уве» И. Шоу «Богач, бедняк» Дж. С. Фоер «Жутко громко и запредельно близко» Ч. Диккенс «Повесть о двух городах» Р. Брэдбери «451 по Фаренгейту», «Вино из одуванчиков» А. Камю «Чума»

Слайд 45

Список книг к направлению «Между прошлым и будущим: портрет моего поколения». Русская литература. М. Петросян «Дом, в котором …» О. Рой «Изгои» А. Иванов «Сердце Пармы» П. Санаев «Похороните меня за плинтусом» С. Лем «Солярис» В. Пелевин Generation «П» Т. Толстая «Кысь» Стругацкие «Трудно быть богом» Е. Замятин «Мы» С. Лукьяненко «Ночной дозор», «Дневной дозор»

Слайд 46

Список произведений к направлению «Между прошлым и будущим: портрет моего поколения». Зарубежная литература. Д. Митчелл «Облачный атлас» К. Исигуро «Не отпускай меня» Э. Вейер «Марсианин» М. Парр «Вафельное сердце» И. Макьюэн «Искупление» Дж. Роулинг «Гарри Поттер» Дж. Толкин «Властелин колец» Р. Брэдбери «451 по Фаренгейту», «Вино из одуванчиков» Дж. Сэлинджер «Над пропастью во ржи» Дж. Оруэлл «1984» Д. Джонс «Ходячий замок» Д. Киз «Цветы для Элджернона» Ч. Паланик «Бойцовский клуб» Дж. С. Фоер «Жутко громко и запредельно близко» Н. Гейман «Коралина», «За дверью» Р. Бах «Чайка по имени Джонатан Ливингстон» Ф. Флэгг «Жареные зеленые помидоры …» Я. Вишневский «Одиночество в сети» В. Рот «Дивергент» С. Коллинз «Голодные игры» С. Чбоски «Хорошо быть тихоней» Ф. Дик «Мечтают ли андроиды об электроовцах», «Человек в высоком замке» Н. Спаркс «Дневник памяти» А. Сапковский. Сага «Ведьмак» У. Голдинг «Повелитель мух» С. Кинг «Кэрри», «Зеленая миля», «Как писать книги», «Сияние» и др. П. Несс «Голос монстра» М. Зусак «Книжный вор» Ф. Пулман «Темные начала» Д. Браун «Код да Винчи» Х. Янагихара «Жизнь Пи» Б. Смитт «Дерево растет в Бруклине» Т. Чан «История твоей жизни» Дж. Грин «Виноваты звезды» Р. Салли «Нормальные люди» К. Функе «Чернильное сердце» Дж. Эндрюс «Я, Эрл и умирающая девушка» Дж. Боуэн «Уличный кот по кличке Боб» М. Панке ««Выживший» Р. Даль «Чарли и шоколадная фабрика» К. Морган «Сотня» Дж. Дэшнер «Бегущий в лабиринте» О.С. Кард «Игра Эндера» Л. Лоури «Дающий» Серия книг С. Майер

Слайд 47

Публицистика, биографии, научная литература для подготовки к направлению «Между прошлым и будущим: портрет моего поколения» Э. Вэнс «Илон Маск: Tesla, SpaceX и дорога в будущее» Н. Вуйчич «Жизнь без границ. Путь к потрясающе счастливой жизни» В. Айзексон «Стив Джобс. Биография» С. Хокинг «Кратчайшая история времени» Майкл Уайт и Джон Грибин, «Стивен Хокинг. Жизнь среди звезд». Ф. Найт, «Продавец обуви. История компании Nike, рассказанная ее основателем». Г. Форд «Моя жизнь. Мои достижения». Ю. Харари «21 урок для XXI века»

Слайд 48

Как написать итоговое сочинение В этой работе вы должны использовать произведения рус­ской и мировой литературы, приводить литературные приме­ры. Причем вы можете использовать не только прозаические произведения, но и лирические (стихотворения, поэмы), дра­матические, публицистические (очерки, эссе) — если того тре­бует раскрытие выбранной вами темы Помните, что самое главное в написании выпускного ито­гового сочинения — это раскрытие темы.

Слайд 49

В первой части вы даете некое вступление на выбранную вами тему. Оно может быть более или менее абстрактным. Также обратите внимание, что с 2019 года в сочинении обязательно должно присутствовать личное отношение экзаменуемого к рассматриваемому вопросу и позиции автора.

Слайд 50

Затем вы приводите в пример два литературных произведе­ния. В качестве первого примера можно привести прозаичес­кое произведение и дать глубокий, развернутый анализ его. В качестве второго примера можно привести лирическое про­изведение (стихотворение), дав уже небольшой анализ и про­цитировав несколько строк. В этом случае вы соблюдаете тре­бования, предъявляемые к вам методистами ФИПИ (2 лите­ратурных примера), выдерживаете необходимый объем сочи­нения и укладываетесь в предложенное время.

Слайд 51

Некоторые советы Обращаясь к литературным произведениям , вы должны не просто рассказать о каких-либо персонажах, но и произвести полноценный литературоведческий анализ произведения. Вы должны очень хорошо знать содержание произведения, дать краткое изложение сюжета, охарактеризовать образы, приве­сти примеры поступков героев, подтверждающих их те или иные личностные качества. Также нужно обозначить идею произведения и выявить авторскую позицию.

Слайд 52

Очень хорошо, если вы вспомните какие-то художественные средства, исполь­зованные автором в данном сюжете, в обрисовке образа — портрет героя (его характерные особенности), пейзажи и т.д. Затем вы высказываете свое мнение о данной проблеме, говорите о том, что вы согласны с данными авторами, потому что… Помните, что объем вашего сочинения должен составлять не менее 350 слов.

Слайд 53

При этом вам нужно постараться из­бежать орфографических, пунктуационных, а также речевых ошибок. Поэтому лучше избегать больших, сложных предло­жений. Стилистические и пунктуационные ошибки в них, как показывает практика, неизбежны. Разбейте все свои слож­ные предложения на простые. При этом помните о правиль­ном построении предложений с деепричастным оборотом (в них также зачастую допускают ошибки).

Слайд 57

Рекомендуемые ресурсы: Сочинение11 РФ. — Sochinenie11 . ru Капканы ЕГЭ и ГИА — капканы ЕГЭ.рф Могу писать — mogu-pisat.ru Незнайка — neznaika.info ЕГЭша РФ – егэша.рф

AVvXsEiJdC 2 p Z0HOodQL Uj43iziddbYTKiOPkJRMmBYeXUUC7UZTPGxL tVP RBcSsHAbo7tHX PBh0ew FaKKLiyob1lCSG074OqXCsPS lGoy5IpvkavJKAYiu99u 6IEBpmwhDPenIe VUJb1e03J1 OYTkhmBAntfns5942S0BqJ6BA1ZUW0AOym=w200 h150

Иноязы́чная ле́ксика — слова, перешедшие из одного языка в другой.

Оказавшись в другом языке, иноязычное слово проходит несколько ступеней освоения, прежде чем из чужеродного элемента превратится в полноценную лексическую единицу заимствующего языка.

На начальном этапе функционирования, из-за вариативности звукового облика и неоднозначности грамматической формы, а также сохранения «чужой» графики, оно имеет статус иностранного слова, напр.: портфёль (м. род) и портфеля (ж. род), мемуар, мемуарий и мемуары; или у И. С. Тургенева в письме к А. И. Герцену:

…эта фраза стала в России тем, что в Англии называется a truism…

И. Тургенев

(трюизм ‘избитая, общеизвестная истина’). Такие слова и выражения, не оформленные фонетически, графически и грамматически в соответствии с системой языка и осознаваемые как не соответствующие общепринятой норме, принято называть см. варваризмами [от греч. barbaros]. Примерами варваризмов в современном русском языке могут служить получившие распространение в 1990-х гг. (особенно в языке средств массовой информации, городской рекламы, в деловых текстах) названия некоторых иностранных журналов («Newsweek»), компьютерных и других специальных терминов (IBM PC, Norton Commander, MS-DOS, hardware, software).

Только пройдя этап приспособления к фонетической, графической и грамматической системам языка, иноязычная лексика может претендовать на статус заимствованной (см. Заимствование). Об окончательном вхождении иноязычного слова в лексическую систему заимствующего языка свидетельствует его семантическое (см. Семантика) освоение: определенность значения, дифференциация значения, смысловых оттенков между чужим словом и исконным; напр., риелтор [англ. Realtor] имеет конкретное значение ‘организация или физическое лицо, профессионально занимающееся продажей и покупкой недвижимости’, выражающее новое, необходимое понятие; слово шоу [англ. show], в отличие от исконных лексем представление, выступление, включает в свою семантику такие признаки, как ‘насыщенность зрелищными эффектами’, ‘рассчитанность на массового зрителя’. Важным показателем «превращения» иностранного слова в заимствованное является регулярность его употребления в речи, в разных стилях и жанрах; так, риелтор функционирует в деловом стиле и СМИ, шоу — в рекламе, в программах телепередач, разговорной речи. Таким образом, эти слова отвечают необходимым признакам заимствованного слова: фонетико-графическая оформленность, соотнесенность с грамматическими категориями заимствующего языка (риелтор — одушевленное существительное м. рода ед. числа, шоу — существительное ср. рода), семантическая освоенность и регулярность употребления в речи. Однако фонетически и грамматически они не освоены до конца: в слове ри[э]лтор гласная е в позиции после гласной обозначает звук [э], а не сочетание [йэ] (ср. би[йэ]нье), а существительное шоу не изменяется по падежам.

Часть иноязычной лексики обязана своим появлением в нашей речи обращению к культуре других народов, повышенному интересу к ней. Иноязычные слова, обозначающие специфические для культуры другого народа реалии или понятия, обладающие национальным колоритом и не имеющие эквивалентов в заимствующем языке, называются см. экзотизмами. В качестве экзотизмов можно рассматривать слова, пришедшие в русский язык в конце XX в. из дальневосточных языков: таэквондо, ушу ‘комплекс традиционных китайских воинских искусств’, суши, хокку. С освоением чужого предмета, явления, обычая и вхождения его в жизнь другого народа слово перестает быть экзотизмом и воспринимается как заимствованное; ср. шашлык (из тюрк.), сауна (из фин.), мэр (из франц.).

Особое место среди иноязычных слов в лексическом составе любого языка занимают см. интернационализмы — слова различных языков, сходные в плане выражения и плане содержания и получившие распространение в разных языках, прежде всего не в близкородственных (не менее чем в трех). Возникая в одном каком-либо языке одновременно с реалией или понятием и проникая в дальнейшем в другой язык, они оформляются в нем по его конкретным законам (рус. советский, англ. soviet, нем. sowjetisch, франц. soviе́tique, итал. sovietico, япон. sowjetto-no). Значительная часть слов-интернационализмов имеет в своем составе латинские или греческие корни, приставки или суффиксы. Семантически интернационализмы принадлежат к определенным тематическим группам лексики: это специальные и научные термины, общественно-политическая лексика, слова из области спорта, музыки и т. п. (география, биология, экономика, коррекция, рефлекс, демократия, глобализация, социальный, симфония, архитектура, авангардизм и др.). Интернационализация словарного состава языка — результат роста международных контактов в сфере экономики, науки, культуры. Интернационализмы представляют собой своеобразный лингвистический банк данных, который служит сохранению и передаче знаний, накопленных человечеством.

Словарь заимствований

Автор

Калиновская В. Н.

Где я?

Лексикология. Фра…ЗаимствованиеИноязычная лексика

Иноязычная лексика

Иноязы́чная ле́ксика — слова, перешедшие из одного языка в другой.

Оказавшись в другом языке, иноязычное слово проходит несколько ступеней освоения, прежде чем из чужеродного элемента превратится в полноценную лексическую единицу заимствующего языка. На начальном этапе функционирования, из-за вариативности звукового облика и неоднозначности грамматической формы, а также сохранения «чужой» графики, оно имеет статус иностранного слова, напр.: портфёль (м. род) и портфеля (ж. род), мемуар, мемуарий и мемуары; или у И. С. Тургенева в письме к А. И. Герцену:

…эта фраза стала в России тем, что в Англии называется a truism…

И. Тургенев

(трюизм ‘избитая, общеизвестная истина’). Такие слова и выражения, не оформленные фонетически, графически и грамматически в соответствии с системой языка и осознаваемые как не соответствующие общепринятой норме, принято называть см. варваризмами [от греч. barbaros]. Примерами варваризмов в современном русском языке могут служить получившие распространение в 1990-х гг. (особенно в языке средств массовой информации, городской рекламы, в деловых текстах) названия некоторых иностранных журналов («Newsweek»), компьютерных и других специальных терминов (IBM PC, Norton Commander, MS-DOS, hardware, software).

Только пройдя этап приспособления к фонетической, графической и грамматической системам языка, иноязычная лексика может претендовать на статус заимствованной (см. Заимствование). Об окончательном вхождении иноязычного слова в лексическую систему заимствующего языка свидетельствует его семантическое (см. Семантика) освоение: определенность значения, дифференциация значения, смысловых оттенков между чужим словом и исконным; напр., риелтор [англ. Realtor] имеет конкретное значение ‘организация или физическое лицо, профессионально занимающееся продажей и покупкой недвижимости’, выражающее новое, необходимое понятие; слово шоу [англ. show], в отличие от исконных лексем представление, выступление, включает в свою семантику такие признаки, как ‘насыщенность зрелищными эффектами’, ‘рассчитанность на массового зрителя’. Важным показателем «превращения» иностранного слова в заимствованное является регулярность его употребления в речи, в разных стилях и жанрах; так, риелтор функционирует в деловом стиле и СМИ, шоу — в рекламе, в программах телепередач, разговорной речи. Таким образом, эти слова отвечают необходимым признакам заимствованного слова: фонетико-графическая оформленность, соотнесенность с грамматическими категориями заимствующего языка (риелтор — одушевленное существительное м. рода ед. числа, шоу — существительное ср. рода), семантическая освоенность и регулярность употребления в речи. Однако фонетически и грамматически они не освоены до конца: в слове ри[э]лтор гласная е в позиции после гласной обозначает звук [э], а не сочетание [йэ] (ср. би[йэ]нье), а существительное шоу не изменяется по падежам.

Часть иноязычной лексики обязана своим появлением в нашей речи обращению к культуре других народов, повышенному интересу к ней. Иноязычные слова, обозначающие специфические для культуры другого народа реалии или понятия, обладающие национальным колоритом и не имеющие эквивалентов в заимствующем языке, называются см. экзотизмами. В качестве экзотизмов можно рассматривать слова, пришедшие в русский язык в конце XX в. из дальневосточных языков: таэквондо, ушу ‘комплекс традиционных китайских воинских искусств’, суши, хокку. С освоением чужого предмета, явления, обычая и вхождения его в жизнь другого народа слово перестает быть экзотизмом и воспринимается как заимствованное; ср. шашлык (из тюрк.), сауна (из фин.), мэр (из франц.).

Особое место среди иноязычных слов в лексическом составе любого языка занимают см. интернационализмы — слова различных языков, сходные в плане выражения и плане содержания и получившие распространение в разных языках, прежде всего не в близкородственных (не менее чем в трех). Возникая в одном каком-либо языке одновременно с реалией или понятием и проникая в дальнейшем в другой язык, они оформляются в нем по его конкретным законам (рус. советский, англ. soviet, нем. sowjetisch, франц. soviе́tique, итал. sovietico, япон. sowjetto-no). Значительная часть слов-интернационализмов имеет в своем составе латинские или греческие корни, приставки или суффиксы. Семантически интернационализмы принадлежат к определенным тематическим группам лексики: это специальные и научные термины, общественно-политическая лексика, слова из области спорта, музыки и т. п. (география, биология, экономика, коррекция, рефлекс, демократия, глобализация, социальный, симфония, архитектура, авангардизм и др.). Интернационализация словарного состава языка — результат роста международных контактов в сфере экономики, науки, культуры. Интернационализмы представляют собой своеобразный лингвистический банк данных, который служит сохранению и передаче знаний, накопленных человечеством.

Словарь заимствований

24 мая 2021

Девятиклассники Туапсинского района сдали экзамен по русскому языку

Первый обязательный предмет государственной итоговой аттестации — русский язык — сегодня сдавали более 1350 выпускников 9 классов Туапсинского района

Рус тьютор итоговое сочинение

Экзамен по русскому языку проходил как в формате общего госэкзамена, так и в виде государственного выпускного экзамена (для детей с ограниченными возможностями здоровья). Как сообщили в управлении образования района, в муниципалитете работали 11 пунктов сдачи ОГЭ в 8 школах : № 4, № 8, № 11 Туапсе, № 14 села Кривенковское, № 25 Небуга, № 30 поселка Новомихайловского, № 34 Джубги и № 26 села Индюка. 

В ходе проведения процедуры ОГЭ строго соблюдались меры санитарно-эпидемиологической и антитеррористической безопасности,  во всех штабах, а также в аудиториях 11-й, 34-й и 14-й школ установлены системы видеонаблюдения, дежурили полицейские и общественные наблюдатели.

На экзаменационную работу по русскому языку было отведено 3 часа 55 минут. Следующий обязательный экзамене государственной итоговой аттестации —математику — выпускники 9 классов будут сдавать 27 мая.

news школа экзамены

15 апреля 2021

В Туапсинском районе учащиеся выпускных классов написали итоговое сочинение

547 выпускников школ муниципалитета, таким образом, хотят получить допуск к ЕГЭ.

Рус тьютор итоговое сочинение

Как рассказали «Туапсинским вестям» в управлении образования Туапсинского района, темы сочинений были неизвестны вплоть до открытия конверта, причем в каждом регионе они разные.

Обычно итоговое сочинение пишут в декабре, но из-за пандемии его дважды переносили.

Мы выясняли, какие темы из предложенных выбрали туапсинские выпускники:

«Какого человека по праву можно назвать героем?» Эту тему выбрало большинство, практически половина — 270 человек.

«Нужно ли думать о своих ошибках, даже если это причиняет боль?» — 114 выпускников.

«Согласны ли вы с утверждением М.Горького «Человека создает его сопротивление окружающей среде»?» — 94 выпускников.

«Как в эпоху перемен раскрываются нравственные качества людей?» — 54 выпускников.

«Какие черты моего поколения я считаю положительными?» — 12 выпускников.

Чтобы получить «зачет», выпускникам надо написать текст примерно в 350 слов (если будет меньше 250 слов — сочинение не зачтут). Приветствуются цитаты из художественных произведений и иной литературы.

Результаты будут ориентировочно к 30 апреля. Сначала сочинения проверят в Туапсинском районе, потом повезут в Краснодар.

news ЕГЭ Туапсинский район экзамены

8 апреля 2021

15 апреля 11-классники будут писать итоговое сочинение

Выпускное сочинение — работа обязательная для всех выпускников. Окончить школу без него нельзя.

Рус тьютор итоговое сочинение

Дети с ограниченными возможностями здоровья могут выбрать вместо сочинения изложение.

«На написание сочинения отводится 3 часа 55 минут. Для обучающихся, относящихся к льготной категории, время увеличено на 1,5 часа, — рассказала Ольга Крапивина, заместитель начальника районного управления образования, муниципальный координатор ЕГЭ.

— За итоговое сочинение баллы выставляться не будут. Для успешной сдачи сочинения нужно получить за работу «зачёт». Узнать результат можно непосредственно в учебном учреждение, где была написана работа. Получить информацию о результатах можно будет и на портале госуслуг».

Темы сочинений станут известны выпускникам за 15 минут до начала экзамена. Сочинение оценивается по пяти критериям: соответствие теме; аргументация, привлечение литературного материала; композиция; качество речи; грамотность. Главными критериями являются объем и самостоятельность.

По всем вопросам, связанным с подготовкой к итоговому сочинению (изложению), можно обращаться по адресу: г. Туапсе, ул. Победы, 17(3 этаж), каб. № 60 (управление образования администрации МО Туапсинский район), телефон: 8 (86167) 2-92-08.

news школьники экзамены

8 февраля 2021

1 300 девятиклассников из Туапсинского района пройдут итоговое собеседование по русскому языку

Оцениваться собеседование будет по форме «зачет — не зачет».

Рус тьютор итоговое сочинение

10 февраля все российские девятиклассники должны пройти итоговое собеседование по русскому языку. Чтобы получить допуск к Государственной итоговой аттестации.

Как сообщили в управлении образования Туапсинского района, в 2021 году в итоговом собеседовании примут участие 1326 учащихся 9 классов школ района.

Для тех, кто по уважительным причинам не сможет попасть на этот промежуточный экзамен, отведены два дополнительных дня — 10 марта и 17 мая. Таким образом, пройти собеседование по русскому языку должны абсолютно все выпускники 9-х классов.

Оцениваться собеседование будет по форме «зачет — не зачет». Сам экзамен займёт не более 16 минут — на выполнение 4 заданий.

Максимальное количество баллов за собеседование по русскому языку — 20 баллов. Оценка «зачет» ставится, если выпускник набрал не менее 10 баллов.

Как мы сообщали ранее, прием заявлений на прохождение Государственной итоговой аттестации выпускниками средней школы на Кубани завершился 1 февраля.

news образование Туапсинский район экзамены

16 декабря 2020

В Туапсинском районе учителя химии сдали экзамены — уже известны результаты

Сегодня преподаватели химии школ Туапсинского района за три часа должны были ответить на 23 вопроса по своему предмету и провести практический эксперимент.

Рус тьютор итоговое сочинение

Точно такой же экзамен будут сдавать весной ученики.

«Нам важно было самим прочувствовать — каково это. Также стояла задача проработать организационные моменты. Ведь практический эксперимент на ОГЭ по химии в этом году девятиклассники будут сдавать впервые», — рассказала «Туапсинским вестям» преподаватель химии Туапсинской гимназии №1 Татьяна Сидорова.

Татьяна Сидорова — тьютор учителей по химии, иными словами — наставник. Поэтому на учительском экзамене она была экспертом.

Эксперты — тоже обязательное условие будущего ОГЭ. Они наблюдают, как ученик проводит практическое лабораторное задание «Эксперимент» с точки зрения соблюдения техники безопасности.

Репетиция ОГЭ для педагогов не ограничилась изучением организации экзамена. Около десяти учителей решили полностью сдать экзамен.

«Немного волновалась, а вдруг какой-нибудь вопрос поставит в тупик? Но все прошло хорошо, на все вопросы ответила и по времени уложилась. Правда, задания все-таки были сложнее, чем школьные», — рассказала учитель химии из новомихайловской школы Алевтина Козленко.

Как стало известно «Туапсинским вестям», вопросы, действительно, были не школьные, а посложнее, взяты с платформы statgrad (Московский центр непрерывного образования).

Но, как выяснилось, работы уже проверила комиссия и все учителя прекрасно справились с ОГЭ. Почти у всех оценка «отлично»!

news Туапсинский район учителя химия экзамены

pdfДорожная карта ГИА-2022 МАОУ СОШ № 2
pdfПамятка о правилах проведения ГИА в 2022 году
pdfБланк ОГЭ. (образец) Математика
pdfБланк ОГЭ. (образец) Русский язык
pdfПамятка о порядке проведения итогового сочинения (изложения)
pdfПравила заполнения бланков итогового сочинения (изложения) в 2020/2021 учебном году

Итоговое сочинение (изложение)
Утверждены тематические направления итогового сочинения 2021/22 учебного года:
 

1. Человек путешествующий: дорога в жизни человека
2. Цивилизация и технологии — спасение, вызов или трагедия?

3. Преступление и наказание — вечная тема
4. Книга (музыка, спектакль, фильм) — про меня
5. Кому на Руси жить хорошо? — вопрос гражданина

1. Человек путешествующий: дорога в жизни человека

Тематическое направление нацеливает выпускника на размышление о дороге: реальной, воображаемой, книжной.
Выпускник сможет написать о личном опыте путешествий и путевых впечатлениях других людей, дорожных приключениях литературных героев, фантазийных перемещениях во времени и в пространстве, о теме дороги в произведениях искусства. Не исключено понимание дороги как пути научных исследований и творческих поисков. Дорога может быть осмыслена не только в конкретном, но и в символическом значении. Темы сочинений позволят рассуждать о том, как человек на жизненном пути обретает практический и духовный опыт, меняется, лучше понимает самого себя и других людей.
Обращение к художественной, философской, психологической, краеведческой, научной литературе, мемуарам, дневникам, травелогам и публицистике, позволит рассмотреть путешествие как важное средство познания действительности и внутреннего мира человека.

2. Цивилизация и технологии — спасение, вызов или трагедия?
Тематическое направление заостряет внимание выпускника на достижениях и рисках цивилизации, надеждах и страхах, связанных с ее плодами.
Темы сочинений будут способствовать раздумьям выпускника о собственном опыте столкновения с технологическими новшествами и экологическими проблемами, дадут импульс к рассуждению о влиянии научно-технического прогресса на человека и окружающий его мир. Все эти проблемы стали особенно актуальны на фоне вызовов пандемии 2020−2021 гг. Темы позволят задуматься о диалектике «плюсов» и «минусов» цивилизационного процесса, о благих и трагических последствиях развития технологий, о способах достижения равновесия между материально-техническими завоеваниями и духовными ценностями человечества.
Примеры из философской, научной, публицистической, критической и мемуарной литературы покажут, как мыслители, деятели науки и искусства понимают технологический прогресс, в чем видят его пользу и вред. Оправданно также обращение к художественным произведениям, в которых присутствует мотив научных открытий, в том числе к жанрам научной фантастики, утопии и антиутопии.

3. Преступление и наказание — вечная тема.
Тематическое направление предлагает осмыслить «преступление» и «наказание» как социальные и нравственные явления, соотнести их с понятиями закона, совести, стыда, ответственности, раскаяния.
Темы сочинений позволят анализировать и оценивать поступки человека с правовой и этической точек зрения. В рассуждениях можно касаться таких проблем, как ответственность за сделанный выбор, последствия преступления для окружающих и самого преступника, возмездие и муки совести и др.
Многообразны литературные источники, рассматривающие вечную тему с научной точки зрения (юридической, психологической, социальной, философской). Богата названной проблематикой публицистическая, мемуарная и, конечно, художественная литература, в которой особое место занимает роман «Преступление и наказание» Ф. М. Достоевского, 200-летний юбилей со дня рождения которого все человечество будет отмечать в конце 2021 г.

4. Книга (музыка, спектакль, фильм) — про меня.
Тематическое направление позволяет высказаться о произведении различных видов искусства (литература, музыка, театр или кино, в том числе мультипликационное или документальное), которое является личностно важным для автора сочинения.
В сочинении раскроются читательские (зрительские, музыкальные) предпочтения, выпускник даст собственные интерпретации значимого для него произведения. Мотивировка выбора произведения может быть разной: сильное эстетическое впечатление, совпадение изображенных событий с жизненным опытом выпускника, актуальность проблематики, близость психологических и мировоззренческих установок автора и выпускника.
Высказываясь о произведении искусства с опорой на собственный опыт осмысления жизни, участник может привлечь при аргументации примеры из художественных текстов (включая сценарии), мемуаров, дневников, публицистики, а также из искусствоведческих трудов критиков и ученых.

5. Кому на Руси жить хорошо? — вопрос гражданина.
Тематическое направление сформулировано с отсылкой к известной поэме Н. А. Некрасова, 200-летие со дня рождения которого отмечается в конце 2021 г. Поставленный вопрос дает возможность рассуждать о самом понятии «гражданин», об общественной справедливости и личной ответственности гражданина, о счастье и долге, о причинах социальных пороков и способах их устранения, о необходимости помогать тем, у кого возникли жизненные проблемы, о путях совершенствования общественного и государственного устройства.
Темы сочинений, ориентированные на широкий круг социально-философских вопросов, позволят соотнести историю и современность, опереться на читательский кругозор и опыт социально-значимой деятельности выпускника.
При раскрытии тем этого направления можно привлечь для аргументации примеры из художественной, исторической, психологической, философской литературы и публицистики, обозначая при их интерпретации свою гражданскую и нравственную позицию.

Согласно указанному Порядку к ГИА допускаются обучающиеся, не имеющие академической задолженности, в полном объеме выполнившие учебный план или индивидуальный учебный план (имеющие годовые отметки по всем учебным предметам учебного плана за каждый год обучения по образовательным программам среднего общего образования не ниже удовлетворительных), а также имеющие результат «зачет» за итоговое сочинение (изложение).

Итоговое сочинение (изложение) как условие допуска к государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования проводится для обучающихся XI (XII) классов, экстернов. Итоговое сочинение по желанию могут писать и выпускники прошлых лет для представления его результатов при поступлении в вузы.

Изложение вправе писать следующие категории лиц: обучающиеся XI (XII) классов с ограниченными возможностями здоровья (далее — ОВЗ), экстерны с ОВЗ; обучающиеся XI (XII) классов — дети-инвалиды и инвалиды, экстерны — дети-инвалиды и инвалиды; обучающиеся по образовательным программам среднего общего образования в специальных учебно-воспитательных учреждениях закрытого типа, а также в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы; обучающиеся на дому, в образовательных организациях, в том числе санаторно-курортных, в которых проводятся необходимые лечебные, реабилитационные и оздоровительные мероприятия для нуждающихся в длительном лечении на основании заключения медицинской организации.

Итоговое сочинение, с одной стороны, носит надпредметный характер, то есть нацелено на проверку общих речевых компетенций обучающегося, выявление уровня его речевой культуры, оценку умения выпускника рассуждать по избранной теме, аргументировать свою позицию. С другой стороны, оно является литературоцентричным, так как содержит требование построения аргументации с обязательной опорой на литературный материал.

Страница обновлена 25.11.2021

Итоговое сочинение (изложение)


Основная волна 2022 итогового сочинения

  • 1 декабря 2021 года
  • 2 февраля 2022 года
  • 4 мая 2022 года

Дополнительные сроки 2022

Пока неизвестно.


Темы итогового сочинения 2021-2022, которые составлены на основе официальных направлений по итоговому сочинению в 2021-2022 учебном году.

Темы по направлению ЧЕЛОВЕК ПУТЕШЕСТВУЮЩИЙ

Все темы по направлению ЗДЕСЬ

  • Каким путём человек идёт к самому себе?
  • Любовь как путь самопознания.
  • Что может исказить жизненный путь человека?
  • Какие цели важно ставить на жизненном пути?
  • Как обрести счастье?
  • Возможен ли жизненный путь без ошибок?
  • Чем путешествия обогащают личность?
  • Зачем люди отправляются в путешествие?
  • Почему говорят: «дорогу осилит идущий»?
  • Путешествие — способ познания себя и мира.
  • Какие ориентиры помогают не заблудиться на жизненном пути?
  • Каковы цель и смысл жизни человека?
  • Могут ли мечты быть помощью на жизненном пути?
  • Согласны ли Вы с мыслью, что жизненный путь — это постоянный выбор?
  • Необходимо ли ошибаться, чтобы найти верный путь?
  • Как стоит относиться к ошибкам на жизненном пути?

Темы по направлению ЦИВИЛИЗАЦИЯ И ТЕХНОЛОГИИ

Все темы по направлению ЗДЕСЬ

  • Можно ли обойтись без науки в современном мире?
  • Должен ли ученый нести ответственность за научное открытие?
  • Меняются ли люди в условиях технического прогресса?
  • Как ученый должен относиться к научным открытиям?
  • Как на современное поколение влияют технические открытия нашей эпохи?
  • Каким должен быть технический прогресс?
  • К чему могут привести научные открытия?
  • Какие научные открытия опасны?

Темы по направлению ПРЕСТУПЛЕНИЕ И НАКАЗАНИЕ

Все темы по направлению ЗДЕСЬ

  • Что значит быть совестливым человеком?
  • Нужно ли думать о своих ошибках, даже если это причиняет боль?
  • Что можно считать преступлением?
  • Война: преступление или подвиг.
  • В чём различие между ошибкой и преступлением?
  • В чем опасность преступлений?
  • Должен ли человек нести ответственность за свои преступления?
  • Как совесть помогает человеку совершать выбор между добром и злом?
  • Следует ли хранить веру в доброе начало каждого человека?
  • Почему важны оправдательные приговоры?
  • Может ли преступление быть оправдано?
  • Совместимы ли гений и преступление?
  • Нужно ли быть милосердным к преступникам?

Темы по направлению КНИГА (МУЗЫКА, СПЕКТАКЛЬ, ФИЛЬМ)

Все темы по направлению ЗДЕСЬ

  • Какую роль чтение художественной литературы играет в становлении личности?
  • Кумиры моего поколения: какие они?
  • Что добавляет читательский опыт жизненному опыту?
  • Чтение какой книги потребовало от Вас душевной работы?
  • В какой книге изображён портрет современного поколения?
  •  Какие вопросы волнуют человека в любую эпоху?
  • Как повлияло развитие техники и технологии на молодое поколение?
  • Какие добрые чувства пробуждает в человеке литература?
  • Какие произведения искусства делают вас счастливым?
  • Какие вопросы, поднятые в литературе, не теряют своей актуальности с течением времени?
  • Похожи ли мои ровесники на молодёжь былых времён?
  • Какие черты ваших сверстников Вы считаете типичными?
  • Что мне хотелось бы изменить в жизни современного поколения?
  • Какая книга помогла Вам лучше понять себя?
  • Какую книгу я считаю величайшим достижением культуры?
  • Как Вы понимаете слова: «В музыке есть нечто волшебное; она заставляет нас верить, что возвышенное принадлежит нам» (И.В. Гёте)?
  • «Где не хватает слов, говорит музыка» (Ганс Христиан Андерсен). В каких произведениях можно найти подтверждение этой мысли?

Темы по направлению КОМУ НА РУСИ ЖИТЬ ХОРОШО? – ВОПРОС ГРАЖДАНИНА

Все темы по направлению ЗДЕСЬ

  • Всегда ли общество ценит достойных людей?
  • Нужны ли перемены современному обществу?
  • Что такое общественная справедливость?
  • Бывает ли общественное мнение ошибочным?
  • Как связаны человек и государство?
  • Как связаны общество и государство?
  • Какие перемены опасны в обществе и государстве?
  • Каким образом можно улучшить общество?
  • Как можно улучшить государство?
  • Как помогать тем, кто оказался в трудной ситуации?
  • Нужно ли помогать тем, кто оказался в трудной ситуации?

Источник: https://ctege.info/itogovoe-sochinenie-2022/temyi-itogovogo-sochineniya-2022.html


Важное примечание про итоговое 2022

Сами темы сочинений становятся известны выпускникам за 15 минут до начала экзамена. Результатом итогового сочинения (изложения) может быть «зачет» или «незачет». К сдаче единого государственного экзамена и государственного выпускного экзамена допускают только выпускников, получивших «зачет».

Сочинение оценивается по двум требованиям (объем и самостоятельность) и пяти критериям («Соответствие теме»; «Аргументация. Привлечение литературного материала»; «Композиция и логика рассуждения»; «Качество письменной речи»; «Грамотность»).

Для получения оценки «зачет» необходимо иметь положительный результат по двум требованиям и трем критериям («зачет» по критериям № 1 и № 2 — в обязательном порядке, а также «зачет» по одному из других критериев).

Приглашаем также ознакомиться с Ответами на часто задаваемые вопросы по итоговому сочинению.


Как и в предыдущие годы, итоговое сочинение является допуском выпускников к государственной итоговой аттестации. При этом обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья вправе выбрать написание изложения. В рамках открытых направлений тем итогового сочинения разрабатываются конкретные темы итогового сочинения (подбираются тексты изложений) для каждого часового пояса отдельно. Конкретные темы итогового сочинения (тексты изложений) доставляются в органы управления образованием на местах в день проведения итогового сочинения (изложения).


В соответствии с методическими рекомендациями по подготовке и проведению итогового сочинения (изложения), направленными письмом Рособрнадзора от 01.10.2015 № 02-448, заявления для участия в итоговом сочинении (изложении) подаются не позднее, чем за две недели до начала проведения итогового сочинения (изложения).

Местами подачи заявлений на участие в итоговом сочинении (изложении) являются:

— для обучающихся 11 классов – организации, осуществляющие образовательную деятельность, в которых обучающиеся осваивают образовательные программы среднего общего образования;

— для выпускников прошлых лет, лиц, обучающихся по образовательным программам среднего профессионального образования, а также обучающихся, получающих среднее общее образование в иностранных образовательных организациях, – органы местного самоуправления, осуществляющие управление в сфере образования, по месту жительства. Сроки и место подачи заявлений на участие в итоговом сочинении в 2021-2022 учебном году  


Итоговое сочинение проводится в первую рабочую среду декабря, февраля и мая.

Итоговое сочинение (изложение) – условие допуска к государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования (далее – ГИА). Следовательно, написание сочинения является обязательным для выпускников школ текущего года. Выпускники прошлых лет, в том числе освоившие образовательные программы среднего общего образования за рубежом, а также обучающиеся, получающие среднее общее образование в рамках освоения образовательных программ среднего профессионального образования, могут писать сочинение по собственному желанию. Изложение проводится для лиц с ограниченными возможностями здоровья или дети-инвалиды и инвалиды (при предоставлении документов, подтверждающих статус); обучающихся, получающих среднее общее образование по образовательным программам среднего общего образования в специальных учебно-воспитательных учреждениях закрытого типа, а также в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы; лиц, обучающихся по состоянию здоровья на дому, в образовательных организациях, в том числе санаторно-курортных, в которых проводятся необходимые лечебные, реабилитационные и оздоровительные мероприятия для нуждающихся в длительном лечении.

Для участников с ограниченными возможностями здоровья (при предоставлении копии рекомендаций ПМПК), участников – детей-инвалидов и инвалидов (при предоставлении справки, подтверждающей инвалидность) продолжительность итогового сочинения (изложения) увеличивается на 1,5 часа.

Для участия в итоговом сочинении (изложении) участники подают заявление не позднее чем за две недели до начала проведения итогового сочинения (изложения).

Места подачи заявлений:

  • обучающиеся XI (XII) классов подают заявления в образовательные организации, в которых они осваивают образовательные программы среднего общего образования, а экстерны – в образовательные организации по выбору экстерна;
  • выпускники прошлых лет, а также обучающиеся профессиональных образовательных – в места регистрации для участия в написании итогового сочинения

Сроки проведения итогового сочинения (изложения) – первая среда декабря.

Дополнительные сроки –  первая среда февраля и первая рабочая среда мая.

Ознакомление с результатами итогового сочинения (изложения) осуществляется по месту регистрации заявлений не позднее двух рабочих дней со дня их получения в образовательной организации/в местах регистрации  под подпись с указанием даты ознакомления

С документами, определяющими порядок проведения итогового сочинения (изложения) можно ознакомиться на сайте департамента образования Ярославской области.


В соответствии с методическими рекомендациями по подготовке и проведению итогового сочинения (изложения), направленными письмом Рособрнадзора от 01.10.2015 № 02-448, заявления для участия в итоговом сочинении (изложении) подаются не позднее, чем за две недели до начала проведения итогового сочинения (изложения).

Местами подачи заявлений на участие в итоговом сочинении (изложении) являются:

для обучающихся 11 классов – организации, осуществляющие образовательную деятельность, в которых обучающиеся осваивают образовательные программы среднего общего образования;

для выпускников прошлых лет, лиц, обучающихся по образовательным программам среднего профессионального образования, а также обучающихся, получающих среднее общее образование в иностранных образовательных организациях, – органы местного самоуправления, осуществляющие управление в сфере образования, по месту жительства. Сроки и место подачи заявлений на участие в итоговом сочинении в 2019-2020 учебном году  

Срок проведения итогового сочинения (изложения) 

 Срок подачи заявлений

основной – 4 декабря 2019 года

до 20 ноября 2020 года 

дополнительный – 5 февраля 2020 года 

до 22 января 2020 года 

дополнительный – 6 мая 2020 года 

до 22 апреля 2020 года 

 Срок подачи заявлений

основной – 4 декабря 2019 года

до 20 ноября 2019 года 

дополнительный – 5 февраля 2019 года 

до 22 января 2020 года 

дополнительный – 6 мая 2019 года 

до 22 апреля 2020 года 

  • Рускеала рассказ для детей
  • Русская литература 5 класс придумать сказку
  • Русая коса как пишется
  • Руку обожгла как пишется
  • Румпельштильцхен однажды в сказке знак зодиака