1.История создания
В 1924 году Сергей Есенин после долгого перерыва посещает родное село Константиново. Его глубоко поражают изменения, произошедшие в жизни деревни.
В 1922 году сгорел дом родителей, на средства поэта вместо него на пепелище был выстроен новый. Но не только утрата отчего дома огорчила Есенина. В кратчайший срок изменилось всё: уклад, ценности, сами люди.
Расставание со всем, что когда-то было дорого сердцу поэта, вызывает к жизни несколько стихотворений о возвращении на Родину, которые можно объединить в поэтический цикл.
Стихотворение «Русь советская» 1924 года считается одним из самых глубоких и завершённых с точки зрения художественного замысла произведений. В нём выразилась боль поэта, переживающего кризис новой России всем своим существом и всей своей судьбой.
2. Литературное направление
Стихотворение написано в реалистическом ключе.
Увлечение имажинизмом к 1924 году отошло в прошлое. В своей «Автобиографии» Есенин признался, что в формальном смысле «всё больше тяготеет к Пушкину». Рассудочность и ясность пушкинской лирики стали для поэта эталоном художественности.
3. Род
Стихотворение «Русь советская» сочетает черты лирики и эпоса.
Его неоднородная структура включает такие элементы эпоса, как сюжетные зарисовки (сцены сельской жизни), наличие завязки, развития действия и развязки, элементы диалога.
При этом сильно и лирическое начало: изложение истории от первого лица, исповедальность, восприятие происходящего через собственное «я», патетические внутренние монологи.
4. Жанр
Большинство исследователей есенинского творчества склонно считать данное произведение маленькой поэмой. Сам поэт давал такое определение ряду своих произведений. Это утверждение имеет под собой серьёзные основания: например, сочетание эпического сюжета и приёмов лирического выражения.
Впрочем, те, кто считают «Русь советскую» объёмным стихотворением тоже будут правы. Данное произведение выдержано в едином стилистическом ключе, посвящено единой теме, имеет целостную идею.
5. Проблематика
Есенин одним из первых писателей своей эпохи заговорил об изменениях, произошедших в стране после установления советской власти. Проблема столкновения старых и новых исторических формаций осмысливалась им с точки зрения духовного кризиса.
Поэт называет Русь «страной осиротелой». Он имеет в виду то, что народ лишился привычного круга ценностей, традиций, исторической памяти. Проблема необратимых последствий революции оказалась очень болезненной.
6. Тематика
Тема произведения озвучена в его названии, которое звучит как оксюморон (сочетание несочетаемого).
Русь – это историческое целое, канувшее в прошлое. Русь была православной, деревенской, патриархальной, монархической, для Есенина — святой. А советской она не была.
Появилось новое государство, ещё не осознавшее себя как целое, не скреплённое единой системой ценностей, многое утратившее и ещё ничего не создавшее. Это пугало поэта, делало его лишним. Он чувствовал себя «иностранцем» «в своей стране».
7. Идея
Идея произведения состоит в том, что, несмотря на глубочайшие изменения, коснувшиеся русского народа, его государственности и национального сознания, поэта не покидает уверенность в надмирной сущности Руси, её избранничестве.
Она переживёт все катаклизмы и навсегда останется для него «шестой частью земли», которой отдал он своё сердце и песенный дар.
8. Пафос
Стихотворение написано с огромной болью и любовью к Родине.
Поэт не мог не огорчаться тем, как мельчает в частушках и агитках народная душа, как предаются традиции прадедов, убираются с полок образа.
Сакральное пространство души становится бездуховным. Живая душа страны (русская деревня) превращается в душу мёртвую. Настроение тоски и уныния сменяется чувством одиночества, полной бесприютностью.
Вслед за ними приходит понимание того, что вернуть прошлое обратно нельзя, наступает смирение. Поэт благословляет грядущие поколения и предчувствует завершение собственного пути.
9. Система образов
Образы стихотворения тесно связаны с мотивами утраты родины, ущербности происходящего.
«Мельница с крылом единственным» символизирует птицу, которая не может взлететь, — погибающую старую деревню, обескрыленную социальными переменами.
«Зола и слой дорожной пыли» на том месте, где стоял отчий дом – тоже символ невозвратимой потери.
Не узнаёт лирический герой и жителей деревни: «Вокруг меня снуют // И старый, и молодые лица, // Но некому мне шляпой поклониться, // Ни в чьих глазах не нахожу приют». Он давно не бывал в родных краях, стал совсем чужим, городским, а его стихи, известные всей России, здесь, наверное, ещё не читали.
Изменился родной язык. Он стал «корявым, немытым». Поэт специально употребляет просторечия, диалектизмы, искажает привычное звучание слов: «они свою обсуживают жись».
Передавая речь «красноармейца с ликом сонным», автор использует ничего не значащие междометия: «Уж мы его и энтак и разэнтак, // Буржуя энтого, которого, в Крыму…» Это не речь, а какое-то животное бормотание, полная деградация. Даже «клёны морщатся», слыша такое.
Наконец, в конце стихотворения возникает образ лиры – атрибута поэтического ремесла. Автор признаётся, что не отдаст её никому.
Если в пушкинских строках из стихотворений «Вновь я посетил… », «Я памятник себе воздвиг нерукотворный…» присутствует идея преемственности, то в произведении Есенина всё ограничивается текущим моментом.
«Цветите, юные, и здоровейте телом…» — в этом призыве слышится неверие в то, что душа юных может быть здоровой после всего, что произошло в стране. «А я пойду один», — заключает поэт. Он останется наедине со своей главной задачей – песней о «шестой части земли», заповедном и вечном русском пространстве.
10. Центральные персонажи
Центральные персонажи стихотворения – лирический герой и жители «нового села». Поэт называет их «окрестные сельчане».
Он противопоставляет себя им, чувствует себя иностранцем, признаётся, что «язык сограждан» стал ему «как чужой». Образ красноармейца, рассказывающего о Будёном, «наморща лоб», выглядит ущербно. Не вызывает приятных мыслей и молодёжь, которая под гармонику «поёт агитки Бедного Демьяна».
У поэта нет ничего общего с этими людьми. «И бабы охают в немую полутьму» — эта картина изображает вздох сожаления, словно вырывающийся из глубины народной души.
11. Лирический герой
Лирический герой одинок, потерян. Он не находит знакомых лиц, не знает, где отдохнуть душой. Всё увиденное заставляет его чувствовать себя чужестранцем в своей стране.
Из этого следует вывод о том, что времена молодости безвозвратно прошли для поэта, дальше он пойдёт один. До трагической гибели поэта в декабре 1925 года остаётся совсем немного, он уже предчувствует, что скоро пойдёт «к неведомым пределам», и эта мысль наполняет его смирением.
12. Сюжет
Сюжет стихотворения описывает возвращение поэта на Родину.
На месте отчего дома он застаёт пепелище, среди односельчан почти не встречает знакомых. Ураган революции перевернул всё вверх дном, и даже «грустная радость» остаться в живых уже не радует героя, ведь её поделиться не с кем.
Теперь сельчане собираются не у церкви, а у волости. Молодёжь распевает политические частушки.
Поэт потрясён и разочарован, это не тот народ, с которым он был прежде дружен. Чувство ненужности вызывает в сознании героя желание уйти, уступить дорогу более молодым, здоровым, не нуждающимся в его поэзии людям. Но сам для себя он решает, что всегда будет воспевать «шестую часть земли с названьем кратким Русь».
13. Композиция
Композиция произведения линейная, трёхчастная.
- Первые 4 четверостишия – вступление, завязка. В них рассказывается о том, как поэт вернулся на малую родину.
- Вторая часть, открывающаяся строкой «Вот вижу я…», содержит развитие действия, описывает сельскую жизнь — развитие действия. Её завершает лирический выпад, напоминающий шквал эмоций: «Вот так страна!». Кульминация произведения: «Моя поэзия здесь больше не нужна…».
- В третьей части произведения звучит личный вывод, сделанный поэтом: «У вас иная жизнь, // У вас иной напев…». Развязка – это уход от настоящего в область вечного, туда, где незыблемо и мощно восстаёт, как феникс из пепла, святая Русь.
14. Художественные особенности
Три части произведения (завязка, развитие действия, развязка) отличаются по стилистике, ритму, интонации.
Начало и конец маленькой поэмы произносятся спокойно, задумчиво. Основная часть произносится взволнованно, с внутренним раздражением. Смена интонации указывает на движение мысли автора, глубину его поиска.
Обилие олицетворений и других средств художественной выразительности всегда было характерно для творчества Есенина, но в данном тексте природа и человек вступают в конфликт: «клёны морщатся ушами длинных веток», слыша речи красноармейца; «ноги босые, как тёлки под ворота, уткнули по канавам тополя»; «…мельница, бревенчатая птица, // С крылом единственным стоит, глаза смежив…».
15. Размер, рифма, строфика
Стихотворение написано шестистопным ямбом с чередованием женских и мужских рифм.
Временами встречаются строки с другим размером, напоминающие народный стих раешник. Его поэт использует, когда стремится достоверно передать речь односельчан.
В данном произведении 21 строфа. Строфы не равны по количеству строк и зависят от содержания. Имеются строки, записанные «лесенкой», реплики диалогов. Преобладает перекрёстная рифмовка: АБАБ, также имеются параллельные рифмы: ААББ.
16. Средства художественной выразительности
В стихотворении используются следующие тропы:
- эпитеты: «край осиротелый», «сухой румянец», «лира милая», «песни нежные»;
- сравнения: «мельница – бревенчатая птица»; «в своей стране я словно иностранец», «ноги босые, как тёлки под ворота, уткнули по канавам тополя»;
- метафоры: «ушами длинных веток»;
- метонимия: «вокруг меня снуют и старые, и молодые лица»; «отдам всю душу октябрю и маю»;
- олицетворения: «мельниц… стоит, глаза смежив», «клёны морщатся»;
- гиперболы: «всем существом в поэте», «шестая часть земли».
- градация: «ни матери, ни другу, ни жене…»
Аллитерации с большим количеством соноров, звонких и шипящих согласных передают какофонию нового мира.
Ассонансы («а», «о», «у») усиливают ощущение трагедии.
17. Значение произведения
Стихотворение «Русь советская» подводит итог размышлениям Есенина о новой России. «Последний поэт деревни» (так назвал себя автор) попрощался с «Русью уходящей» и со смирением встретил «Русь советскую», но это смирение далось ему ценой собственной жизни.
18. Актуальность
Произведение Есенина продолжает быть актуальным, ведь картины сельской жизни, описанные Есениным стали ещё более печальными. Россия деревенская в том виде, какой знал её юный Есенин, не вернётся никогда. Но любовь к Родине делает так, что в душе человека остаётся только самое дорогое – то, что не зависит ни от времени, ни от государственной власти.
Несмотря на все жизненные невзгоды, мы любим свою Россию, которая навсегда останется нашей Родиной.
19. Моё отношение
Стихотворение «Русь советская» поразило меня своей глубиной. Удивляет жизненная мудрость Сергея Есенина. Горько и больно читать строки этой маленькой поэмы, а её завершение трогает до мурашек.
20. Чему учит
Стихотворение учит нас любить Россию, какой бы странной она порой ни казалась. Катаклизмы бесконечны, но мы любим Родину за то, что эта земля нас взрастила.
Краткий анализ
Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться со стихотворением Русь Советская.
История создания – произведение было создано в 1924 г., когда поэт после долгой разлуки с отчим домом посетил с. Константиново.
Тема стихотворения – общественные перемены и их влияние на людей.
Композиция – По смыслу стихотворение можно разделить на части: рассказ возвращении в родную деревню, описание перемен, раскрытие мотива поэта и поэтического искусства. Текст разделен на четырех- и пятистишия, последняя строфа – октава (восьмистишье).
Жанр – поэма.
Стихотворный размер – двух-, трех- и пятистопный ямб, рифмовка перекрестная АВАВ и кольцевая АВВА, некоторые строки не рифмуются.
Метафоры – «жизнь кипит», «ни в чьих глазах не нахожу приют», «в голове моей проходят роем думы», «голос мысли сердцу говорит», «новый свет горит другого поколения у хижин».
Эпитеты – «пилигрим угрюмый», «далекая сторона», «скандальный пиит», «щеки впалые», «сухой румянец» «корявые речи».
Сравнения – «у волости, как в церкви собрались», «ноги босые, как телки под ворота, утнули по канавам тополя».
Образы и символика
Проводя анализ «Русь уходящая» Есенина, как и разбор произведения «Русь советская», можно заметить, что главным в нем является лирический герой. Это чуткий человек, наделенный уникальным даром стихотворца. Ему нужно, чтобы возле него были люди с похожими убеждениями, с кем можно поделиться эмоциями и мыслями. Именно родная деревня была местом, в которое герой любил приезжать, поскольку здесь его ждали родные и знакомые.
Образ России связан с людьми, которые ее населяют. В советской стране селяне изменились: они стали озлобленными агитацией, а не собственным прошлым, которое их когда-то вполне устраивало. Одиночество среди этих людей причиняет писателю боль, ему сложно постоянно быть самому.
Герой не может пойти против своих убеждений. Он в состоянии смириться с непониманием окружающих, но не принимает другую веру. Поэт любит старину, ему сложно принять изменения в стране, он все еще считает себя «сельским гражданином».
Образ жителей деревни в новой стране описан не с лучшей стороны. Молодые люди, которые поддерживают советскую власть — это полная противоположность писателя. Есенин имитирует речь обычного деревенского народа, упрощая фразы и изменяя правописание определенных слов. Селяне обсуждают не «жизнь», а «жись», причем их разговор «корявый».
Автор описывает хромого красноармейца, у которого не получается четко сформулировать мысли. Говоря о Буденном, он начинает запинаться, постоянно пользуется словами-паразитами. Наблюдая, как селяне из крестьянского комсомола распевают агитационные песни, Есенин понимает, что его стихи уже не требуются народу.
Теперь все используют громкие слова о важном значении революции. Людям уже не нужны произведения о красоте родных мест.
В стихотворении также есть два основных символа. Это ураган, упоминающийся в первом катрене. Он обозначает глобальные перемены, прошедшую гражданскую войну и смену правительства.
Свет в гостиных домов селян обозначает свободу для нового поколения. Это будущее государства, на них возлагает все надежды советская власть. Свет обозначает молодость, другой взгляд на обычные вещи.
История создания
С. Есенин воспринимал октябрьскую революцию с надеждой на изменения жизни народа к лучшему. Особенно он переживал за жителей деревень, ведь и сам был выходцем из села. Его мужчина покинул, чтобы получить возможность серьезно заниматься словесным искусством.
История создания произведения связана с возвращением Есенина в родное село Константиново после 8-летней разлуки. Приехал он не сам, а с другом А. Сахаровым, которому и посвятил «Русь советскую», написанную в 1824 г.
«Русь советская», анализ стихотворения Есенина
Поэзия Сергея Александровича Есенина настолько лирична и напевна, что сразу ложится на музыку. Не случайно на его стихи написано столько известных песен. При этом никто не берётся положить на музыку стихи Александра Блока или Владимира Маяковского. а если такое случается, то подобные творения не приживаются в обществе: их никто не исполняет, а произведения так и остаются лирическими, а не музыкальными шедеврами.
Еще Максим Горький писал, что Сергей Есенин не столько человек, «сколько орган, созданный природой для выражения неисчерпаемой «печали полей», любви ко всему живому в мире и милосердия». Пожалуй, в этом и состоит основной конфликт Есенина со своей эпохой: конфликт «живого» и «железного». Видимо, в этом и заключается причина того, отчего поэзия Есенина воспринималась официальной идеологией как чуждая и враждебная, а сам Есенин, революцию принявший («приемлю все»), воспринимал «чужую юность» как сильного врага.
Ощущение своей ненужности выразит Сергей Александрович во всех произведениях, написанных в 1924-1925 годах, но особенно хочется выделить стихотворение «Русь советская». написанное поэтом после его возвращения из-за границы и поездки в мае 1924 года в свое родное село Константиново вместе с близким другом Александром Сахаровым, которому и посвящено это лирическое признание.
Само название – «Русь советская» — звучит несколько декларативно, как будто бы поэт наконец решился сказать о своем отношении к новой стране, новой власти и политическому строю. Однако после прочтения становится понятно, что герой этого стихотворения – человек, потерявший прошлое, но так и не обретший будущее. Как написал позже в статье «Памяти Есенина» Юрий Анненков, «творческая пружина Есенина, разворачиваясь, натолкнулась на грани эпохи и – сломалась». Действительно, лирическая пружина творчества Сергея Есенина могла по-настоящему развернуться только в обществе, где человек гармонирует с природой. Такая гармония ощущается в ранних стихах Есенина — «В хате». «С добрым утром!». «Берёза» .
Эти произведения помогают понять, каково теперь состояние героя, вернувшегося в родное село, где теперь все по-другому: «другие юноши поют другие песни». «воскресные сельчане … свою обсуживают «жись». «хромой красноармеец … рассказывает важно о Будённом, о том, как красные отбили Перекоп». Автору удается очень точно передать контекст эпохи послереволюционных лет и времени после Гражданской войны.
Но, наверное, самым неприятным открытием для героя становится тот факт, что здесь нужны «агитки Бедного Демьяна». а его «поэзия здесь больше не нужна». и, видимо, сам он тоже здесь не нужен. С иронией герой восклицает:
Какого ж я рожна Орал в стихах, что я с народом дружен?
Это напоминает ситуацию с героем романа И. С. Тургенева «Отцы и дети», когда Базаров, утверждал, что он хорошо знает народ, а сам в их глазах был «чем-то вроде шута горохового».
Герой есенинского стихотворения чувствует себя в своей собственной стране иностранцем. Наверное, поэтому так много звучит в произведении риторических вопросов и восклицаний. Они помогают передать внутренние размышления героя и помогают выразить отношение самого автора. Испытавший разочарование герой утешает себя тем, что пел тогда «когда был край мой болен» .
А потом без ложной скромности заявляет, что он гражданин села, которое «лишь тем и будет знаменито, что здесь когда-то баба родила российского скандального пиита». Но это всё бравада. Осознавая, что выпадает из «обоймы» новой эпохи, герой не просто смиряется со своей участью, он как будто благословляет юных, «здоровеющих телом». а рассуждая о душе, признается, что отдаст «всю душу октябрю и маю». но лиры милой не отдаст. Скорее всего, здесь выражена позиция самого поэта, вынужденного принять перемены в общественном строе, но не желающего писать об этом в своих произведениях.
Зато он верит, что рано или поздно «пройдёт вражда племён» (видимо, так Есенин оценил Октябрьскую революцию), и тогда он получит возможность воспевать Всем существом в поэте
Шестую часть земли С названьем кратким «Русь».
Осознавая необходимость происходящих перемен, Сергей Есенин всё-таки даже в этих последних строчках подчёркивает свою приверженность прошлому, используя старинное слово «Русь».
Тема
Название стихотворения готовит читателя к описаниям новой жизни, наставшей после революции. На самом деле, его строки воспроизводят не столько советский быт, сколько внутреннее состояния лирического героя, который чувствует себя чужим на малой Родине.
В первом стихе автор упоминает о пронесшемся урагане. Под стихийным бедствием он подразумевает переломные события начала ХХ века: революции, гражданскую войну. События, которым в литературе ХХ века посвящали целые поэмы, Есенин воспроизводит в двух строках.
Пережив их, лирический герой возвратился в «край осиротелый». Мужчина с горечью осознает, что в родных местах не осталось знакомых людей. Даже старой мельнице становится не по себе от перемен. Несмотря на все это, себя герой с гордостью называет гражданином села, хоть оно будет знаменито лишь рождением «скандального пиита».
Постепенно в стихотворении появляются описания «новой» деревни. Здесь теперь совсем другие поколения молодых людей, из уст которых слетают другие песни. Сердце лирического героя сжимается, когда он наблюдает за разговорами людей под волостью. Речь людей корявая и «немытая». Они восхищаются подвигами красной армии. Приезжий относится к услышанному негативно, о чем свидетельствует фраза: «клены морщатся ушами длинных веток». Не в восторге он и от комсомольцев с их агитками.
Увиденное подсказывает главному герою, что он здесь чужой, не нужен. Мужчина принимает единственно правильное решение: смириться. Он готов отдать новому обществу все, кроме своей «лиры». Так в последних строфах появляется мотив поэтического творчества. Идеальный поэт, по мнению Есенина должен хранить свою лиру при себе и воспевать только мир.
Анализ стихотворения Есенин С. «Русь советская»
Анализ стихотворения — Русь советская Середина 20-х — время подведения итогов революции, гражданской войны, восстановления народного хозяйства, усиления влияния вводимых порядков. Со свержением царизма жизнь повсюду изменилась, установленное общественно-политическое устройство открыло ранее недоступные возможности гражданам новой страны — Советского Союза. Перемены, захлестнувшие страну, нашли отражение, конечно же, и в поэзии С. А. Есенина: «Русь уходящая», «Анна Снегина», др. Одним из произведений, написанных в этот период, стала «Русь советская» (1924 год). По жанру это небольшая поэма. Такое заключение можно сделать из того, что в произведении можно выделить эпическую основу и лирическую канву, а также систему образов, в центре которой представлен лирический герой, и 4 смысловые части. Сюжет произведения, его эпическая составляющая, следующий: возвратившись в родную деревню, известный поэт понимает, что он дома чужой.
В первой части (1 — 9 строфы) «гражданин села» чувствует себя потерянным, ненужным, чужим на родине. Ураган революции разметал всех его былых друзей, оставив его одного. Возвратившись в родное село, он задается вопросом: Что родина? Ужели это сны? Но «голос мысли» берет верх над сердцем, и лирический герой отвечает себе, что для него, ненужного, неприкаянного, эта земля все равно остается родиной, хотя он «никому здесь незнаком». Вторая часть (10 — 14 строфы) воспринимается как констатация фактов новой жизни. И рассказ красноармейца, и собрание у волости, и агитки Демьяна Бедного — признаки наступившего времени, к которым, несомненно, можно отнести и жителей села: красноармеец, комсомол, воскресные крестьяне. Лирический герой видит это, деревня показана его глазами, но он часть другого мира, поэтому не принимает участия в действии. В третьей части (15 — 19 строфы) выражается авторское отношение к революции через чувства и мысли лирического героя: Приемлю все. Как есть все принимаю.
Отдам всю душу октябрю и маю… Поэт здесь показан истинным гражданином — цели родины он ставит выше собственных чувств, проявляет смирение перед закономерным явлением — приходом нового времени, сменой поколений: «Чем сослужил… — и тем уже доволен…» В четвертой части (19 — 21 строфы) подводится итог размышлений героя. Последние восемь строчек стихотворения — квинтэссенция смысла всего произведения. Поэт решает воспевать как старую, былую Русь, так и новую, советскую Россию.
Он не следует общественному мнению: написанию злободневных стихотворений-агиток он предпочитает более высокую цель — служение Родине, воспевая ее в поэзии, тем самым проявляет себя как настоящий патриот. Система образов «Руси советской» построена вокруг центрального — образа лирического героя. Его переживание, чувства, мироощущение близки к авторским. Единят их, однако, не только взгляды на жизнь, но и поэзия, которая «жива одной большой любовью, любовью к родине». Лирический герой предстает перед нами сильной личностью, способным противостоять обстоятельствам, патриотом. Внутренний мир лирического героя — основа лирической канвы произведения, которое очень эмоционально: вереницей проходят одиночество, тоска, сомнения, возмущение, самоирония, спокойствие, гнев, смирение, воодушевление, пафос.
«Русь советская» написана ямбом, богата изобразительно-выразительными средствами. «Неведомый предел», «жидкая позолота», «немая полутьма», «корявые, немытые речи» — это все яркие эпитеты, используемые автором в стихотворении. Не менее образны метафоры: «бревенчатая птица», «уши длинных веток», «пилигрим угрюмый» и др. Также С. А. Есенин обращается и к оксюморону («грустная радость»), и к олицетворению («край мой болен»), и к антитезе (одиночество лирического героя противопоставляется шумного, веселого деревенского вечера). Эмоциональность и душевное напряжение создается посредством риторических вопросов («Что родина?», «Кого позвать мне?») И риторических восклицаний («И это я!», «Вот так страна!»).
Отдельные фразы в начале «Руси советской», передающие состояние героя, в третьей и четвертой частях трансформируются во внутренний монолог, который заканчивается пафосным, патриотическим восьмистишием, содержащим основную мысль стихотворения. Таким образом, С. А. Есенин вводит в ткань произведения размышления поэта не только для раскрытия образа героя, но и для выражения через его мысли собственной, авторской позиции, принятии изменений, произошедших в нашей стране после революции. С. А. Есенин с «грустной радостью» встречает советскую Россию. С радостью, потому что новый мир открывает перед человеком совершенно иные возможности, ранее недоступные, неизведанные. С грустью, потому что это означает прощание со старой жизнью, привычной, знакомой, имеющей свои недостатки и преимущества, светлые стороны, которой дороги автору. Но он не стремится ее удержать и смело делает шаг в будущее.
Средства выразительности
Чтобы создать галерею образов советской эпохи, воспроизвести чувства и эмоции героя, раскрыть тему и реализовать идею С. Есенин использовал средства выразительности. В тексте есть метафоры – «жизнь кипит», «ни в чьих глазах не нахожу приют», «в голове моей проходят роем думы», «голос мысли сердцу говорит», «новый свет горит другого поколения у хижин»; эпитеты – «пилигрим угрюмый», «далекая сторона», «скандальный пиит», «щеки впалые», «сухой румянец» «корявые речи»; сравнения – «у волости, как в церкви собрались», «ноги босые, как телки под ворота, утнули по канавам тополя»; оксюморон – «грустная радость».
Описание деревни и природы
Анализ стихотворения «Русь советская» следует проводить в рамках творчества Есенина в целом. Деревенские мотивы, сельские пейзажи – основная тема его лирики. В рассматриваемом произведении автор снова возвращается к своим излюбленным мотивам. Вначале он рисует грустную картину опустевшего села. Он не находит отчего дома, не встречает родных лиц – его взору предстает картина новой, суетливой, кипучей жизни, в которой ему уже нет места.
И герой пытается примириться с этой чужой действительностью. Анализ стихотворения «Русь советская» делает упор на последнее обстоятельство: стремление поэта как-то найти себя в новом мире, что говорит о гибкости его мышления. Однако это дается ему нелегко: горечь звучит почти в каждом четверостишии. Даже природу автор рисует скупыми эпитетами и в довольно унылых тонах. Он уже не восхищается ее красотой, поскольку в свете произошедших перемен не находит в себе сил радоваться окружающему миру.
Особенности пятой части поэмы
Данная глава произведения рассказывает о любви к родной природе – полям, лесам, лугам. Автор уделяет внимание тому, что при отсутствии мужиков, все работы на поле выполняют бабы. Строки заполнены воспоминаниями о прошлом, о весенних покосах, о крестьянском труде, который не предвещал беды.
В Руси было поверье, что если девушка сильно ждет своего суженого, он обязательно к ней вернется. Именно верность невесты оберегает воинов в их нелегком пути. Сергей Есенин смог максимально четко использовать данную примету в своей поэме.
Пятая глава усилена патриотическими мотивами, которые здесь становятся доминирующими. Финальные строки стихотворения разворачиваются весьма медленно. Наполняясь все новыми и новыми переливами, словно красивый цветок переливается под солнечными лучами, наполняясь жизненной энергией от русской земли.
Мотив творчества
Сочинение «Русь советская»: анализ стихотворения Есенина» должно быть дополнено обзором темы оценки героем своего поэтического наследия. Автор говорит о своей готовности принять произошедшие перемены, однако отстаивает свою творческую свободу. Он заявляет, что никому не отдаст своей лиры и будет продолжать сочинять, исходя из своих собственных принципов, не увлекаясь новой модой и не подчиняясь никаким переменам.
В этом отношении автор близок к Пушкину, и это сходство должен подчеркнуть анализ стихотворения «Русь советская». Есенин вводил образ Александра Сергеевича в свои произведения, но и без прямой отсылки очень часто можно видеть в лирике обоих общие мотивы. Тема независимого творчества является одной из главных в их стихотворениях.
Характеристика новой жизни
Пожалуй, ни в одном произведении мотив горечи утраты не прозвучал так пронзительно, как в стихотворении «Русь советская». Анализ стихотворения Есенина должен быть дополнен оценкой автором нового образа жизни сельчан. Поэт с грустью наблюдает за рассказом красноармейца о гражданской войне, в то время как слушатели поражаются и восхищаются рассказами о подвигах Буденного.
Поэт видит, что теперь новое поколение увлечено агит-листовками Д. Бедного, а не его стихами, и у него как бы невольно вырывается горестное восклицание о своей ненужности в этом мире. Но тут же звучит мотив примирения: автор признает, что в свое время не зря воспел родной край, которому посвятил свою жизнь.
Внутренний конфликт
Вот мы и подошли к главному – к тому внутреннему конфликту, который составляет нерв произведения. Продолжая анализ стиха Есенина «Русь Советская», важно остановиться именно на этом моменте. С одной стороны, поэт смирился с происходящим. Нет смысла спорить с историей. Страна, народ выбрали свой путь. И он, как истинный гражданин и патриот, готов разделить всё плохое и хорошее, что ветер перемен уготовил России. Но поэзия, таинство творчества – это то глубоко личное, интимное, сокровенное, что дано человеку свыше и делает его избранным. Этот дар находится над житейской суетой, сиюминутными проблемами. Именно так к своему таланту относился Пушкин. Есенину близка такая позиция. В заключительной, 4 строфе Есенин высказывает своё жизненное кредо: Родина – вот что по ценности и значимости может сравняться с поэтическим даром. И только ей, родной своей Руси может без остатка отдать себя поэт.
Есенин – это вечное!
Тот ураган прошел. Нас мало уцелело.
На перекличке дружбы многих нет.
Я вновь вернулся в край осиротелый,
В котором не был восемь лет.
Кого позвать мне? С кем мне поделиться
Той грустной радостью, что я остался жив?
Здесь даже мельница – бревенчатая птица
С крылом единственным – стоит, глаза смежив.
Я никому здесь не знаком,
А те, что помнили, давно забыли.
И там, где был когда-то отчий дом,
Теперь лежит зола да слой дорожной пыли.
А жизнь кипит.
Вокруг меня снуют
И старые и молодые лица.
Но некому мне шляпой поклониться,
Ни в чьих глазах не нахожу приют.
И в голове моей проходят роем думы:
Что родина?
Ужели это сны?
Ведь я почти для всех здесь пилигрим угрюмый
Бог весть с какой далекой стороны.
И это я!
Я, гражданин села,
Которое лишь тем и будет знаменито,
Что здесь когда-то баба родила
Российского скандального пиита.
Но голос мысли сердцу говорит:
«Опомнись! Чем же ты обижен?
Ведь это только новый свет горит
Другого поколения у хижин.
Уже ты стал немного отцветать,
Другие юноши поют другие песни.
Они, пожалуй, будут интересней –
Уж не село, а вся земля им мать».
Ах, родина! Какой я стал смешной.
На щеки впалые летит сухой румянец.
Язык сограждан стал мне как чужой,
В своей стране я словно иностранец.
Вот вижу я:
Воскресные сельчане
У волости, как в церковь, собрались.
Корявыми, немытыми речами
Они свою обсуживают «жись».
Уж вечер. Жидкой позолотой
Закат обрызгал серые поля.
И ноги босые, как телки под ворота,
Уткнули по канавам тополя.
Хромой красноармеец с ликом сонным,
В воспоминаниях морщиня лоб,
Рассказывает важно о Буденном,
О том, как красные отбили Перекоп.
«Уж мы его – и этак и раз-этак, –
Буржуя энтого… которого… в Крыму…»
И клены морщатся ушами длинных веток,
И бабы охают в немую полутьму.
С горы идет крестьянский комсомол,
И под гармонику, наяривая рьяно,
Поют агитки Бедного Демьяна,
Веселым криком оглашая дол.
Вот так страна!
Какого ж я рожна
Орал в стихах, что я с народом дружен?
Моя поэзия здесь больше не нужна,
Да и, пожалуй, сам я тоже здесь не нужен.
Ну что ж!
Прости, родной приют.
Чем сослужил тебе, и тем уж я доволен.
Пускай меня сегодня не поют –
Я пел тогда, когда был край мой болен.
Приемлю все.
Как есть все принимаю.
Готов идти по выбитым следам.
Отдам всю душу октябрю и маю,
Но только лиры милой не отдам.
Я не отдам ее в чужие руки,
Ни матери, ни другу, ни жене.
Лишь только мне она свои вверяла звуки
И песни нежные лишь только пела мне.
Цветите, юные! И здоровейте телом!
У вас иная жизнь, у вас другой напев.
А я пойду один к неведомым пределам,
Душой бунтующей навеки присмирев.
Но и тогда,
Когда во всей планете
Пройдет вражда племен,
Исчезнет ложь и грусть, –
Я буду воспевать
Всем существом в поэте
Шестую часть земли
С названьем кратким «Русь».
Краткое содержание
Мы узнаём, что лирический герой восемь лет не навещал родные края. Но, едва он приехал, как испытал горькое разочарование: нет никого, кто был бы рад встрече с ним. Деревня опустела, даже мельница остановилась. Ничего не осталось от отчего дома, лишь зола после пожара. В деревне проживают люди, активно работают. Но при этом, никому нет никакого дела до героя. Ему кажется, что детские воспоминания – всего лишь, сон. Он чужой в родных краях, несмотря на то, что стал известным поэтом. Сердце подсказывает единственный выход – не злиться на людей. Жизнь летит вперёд, выросло новое поколение деревенских жителей, которое не знакомо с ним. Герой обращается к родине. Он говорит, что язык сельчан звучит, как иностранный. Возле церкви собираются люди, обсуждают свою жизнь. В это время с горы спускается крестьянский комсомол, исполняя песню Демьяна Бедного. Герой понимает, ему придётся смириться с происходящим. Но, приняв новое общество, он не готов подарить ему свою лиру.
История создания
Есенин принимал революцию, надеясь на качественные изменения жизни народа. Особенно остро он переживал за крестьян, к которым относил и себя. Когда-то он уехал из родного дома в город, чтобы стать серьёзным поэтом. История создания произведения связана с моментом, когда поэт вернулся в Константиново после восьмилетнего отсутствия. Приехал в село он не в одиночестве, а в компании с другом А. Сахаровым. Ему Есенин и посвятил стихотворение, написанное в 1924 году.
Жанр, направление, размер
Произведение написано в жанре поэмы: в нём несложно выделить лирическую и эпическую части. Стихотворный размер – разностопный ямб. Рифмовка перекрёстная и кольцевая. Некоторые строки вообще лишены рифмовки.
Композиция
Композиция отличается замысловатостью. Произведение можно разделить на следующие семантические части:
- Повествование о возвращении в родное село.
- Описание происшедших в селе перемен.
- Раскрытие мотива поэта и поэтического искусства в целом.
Текст разделяется на четырёх- и пятистишия с последней строфой – октавой (восьмистишьем).
Образы и символы
Интерес вызывает образная палитра произведения:
- образ лирического героя – это чуткий, талантливый стихотворец. Ему важно, чтобы вокруг были люди схожих убеждений. Но сельские жители изменились: озлобились агитацией, трудной жизнью и пр. Герой чувствует себя одиноким, чужим среди них, но он не может идти против своих убеждений, поменять веру. Герой продолжает называть себя «гражданином села»;
- образ сельских жителей – новое поколение изображено поэтом не с лучшей стороны. Молодёжь, поддерживающая власть советов, является противоположностью лирическому герою;
- образ хромого красноармейца – он не способен чётко формулировать свои мысли, так как не образован. Говоря о Будённом, он запинается, используя слова-паразиты. Этот образ символизирует отказ от красоты родного языка, отсутствие перспектив.
Темы и настроение
В произведении раскрываются несколько важных тем:
- Тема Родины – основная. Она проходит через всё «полотно» текста. Лирический герой, вернувшись на малую родину, разочаровывается тем, что видит. Для большинства жителей поэт – всего лишь, «пилигрим угрюмый». Невзирая на столь безрадостный приём на малой родине, поэт остаётся преданным ей всем сердцем.
- Тема смены поколений – поднимается на протяжении всего произведения. Поэт с тревогой смотрит за новым поколением сельчан, но ничего изменить уже не в силах;
- Тема поэта и поэзии – творчество занимает первостепенное место для поэта. Он может отдать всё «октябрю и маю», но не готов навсегда попрощаться с «лирой милой».
Основная идея
Автор доносит до читателей мысль о том, что каждый человек нуждается в месте, которое может стать надёжным приютом для его души. Есенин мечтает вернуть те времена, когда он чувствовал себя счастливым в родном селе. Произведение демонстрирует нам, как сложно приходится на свете одинокому человеку, утратившему поддержку близких по духу людей.
Средства выразительности
В произведении автор использует следующие средства выразительности:
- метафоры – «жизнь кипит», «в голове моей проходят роем думы»;
- эпитеты – «пилигрим угрюмый», «далёкая сторона», «щёки впалые»;
- сравнения – «у волости, как в церкви собрались»;
- оксюморон – «грустная радость».
Ирина Зарицкая | Просмотров: 847 | Оценить:
Тот ураган прошел. Нас мало уцелело.
На перекличке дружбы многих нет.
Я вновь вернулся в край осиротелый,
В котором не был восемь лет.
Кого позвать мне? С кем мне поделиться
Той грустной радостью, что я остался жив?
Здесь даже мельница – бревенчатая птица
С крылом единственным – стоит, глаза смежив.
Я никому здесь не знаком,
А те, что помнили, давно забыли.
И там, где был когда-то отчий дом,
Теперь лежит зола да слой дорожной пыли.
А жизнь кипит.
Вокруг меня снуют
И старые и молодые лица.
Но некому мне шляпой поклониться,
Ни в чьих глазах не нахожу приют.
И в голове моей проходят роем думы:
Что родина?
Ужели это сны?
Ведь я почти для всех здесь пилигрим угрюмый
Бог весть с какой далекой стороны.
И это я!
Я, гражданин села,
Которое лишь тем и будет знаменито,
Что здесь когда-то баба родила
Российского скандального пиита.
Но голос мысли сердцу говорит:
«Опомнись! Чем же ты обижен?
Ведь это только новый свет горит
Другого поколения у хижин.
Уже ты стал немного отцветать,
Другие юноши поют другие песни.
Они, пожалуй, будут интересней –
Уж не село, а вся земля им мать».
Ах, родина! Какой я стал смешной.
На щеки впалые летит сухой румянец.
Язык сограждан стал мне как чужой,
В своей стране я словно иностранец.
Вот вижу я:
Воскресные сельчане
У волости, как в церковь, собрались.
Корявыми, немытыми речами
Они свою обсуживают «жись».
Уж вечер. Жидкой позолотой
Закат обрызгал серые поля.
И ноги босые, как телки под ворота,
Уткнули по канавам тополя.
Хромой красноармеец с ликом сонным,
В воспоминаниях морщиня лоб,
Рассказывает важно о Буденном,
О том, как красные отбили Перекоп.
«Уж мы его – и этак и раз-этак, –
Буржуя энтого… которого… в Крыму…»
И клены морщатся ушами длинных веток,
И бабы охают в немую полутьму.
С горы идет крестьянский комсомол,
И под гармонику, наяривая рьяно,
Поют агитки Бедного Демьяна,
Веселым криком оглашая дол.
Вот так страна!
Какого ж я рожна
Орал в стихах, что я с народом дружен?
Моя поэзия здесь больше не нужна,
Да и, пожалуй, сам я тоже здесь не нужен.
Ну что ж!
Прости, родной приют.
Чем сослужил тебе, и тем уж я доволен.
Пускай меня сегодня не поют –
Я пел тогда, когда был край мой болен.
Приемлю все.
Как есть все принимаю.
Готов идти по выбитым следам.
Отдам всю душу октябрю и маю,
Но только лиры милой не отдам.
Я не отдам ее в чужие руки,
Ни матери, ни другу, ни жене.
Лишь только мне она свои вверяла звуки
И песни нежные лишь только пела мне.
Цветите, юные! И здоровейте телом!
У вас иная жизнь, у вас другой напев.
А я пойду один к неведомым пределам,
Душой бунтующей навеки присмирев.
Но и тогда,
Когда во всей планете
Пройдет вражда племен,
Исчезнет ложь и грусть, –
Я буду воспевать
Всем существом в поэте
Шестую часть земли
С названьем кратким «Русь».
Краткое содержание
Мы узнаём, что лирический герой восемь лет не навещал родные края. Но, едва он приехал, как испытал горькое разочарование: нет никого, кто был бы рад встрече с ним. Деревня опустела, даже мельница остановилась. Ничего не осталось от отчего дома, лишь зола после пожара. В деревне проживают люди, активно работают. Но при этом, никому нет никакого дела до героя. Ему кажется, что детские воспоминания – всего лишь, сон. Он чужой в родных краях, несмотря на то, что стал известным поэтом. Сердце подсказывает единственный выход – не злиться на людей. Жизнь летит вперёд, выросло новое поколение деревенских жителей, которое не знакомо с ним. Герой обращается к родине. Он говорит, что язык сельчан звучит, как иностранный. Возле церкви собираются люди, обсуждают свою жизнь. В это время с горы спускается крестьянский комсомол, исполняя песню Демьяна Бедного. Герой понимает, ему придётся смириться с происходящим. Но, приняв новое общество, он не готов подарить ему свою лиру.
История создания
Есенин принимал революцию, надеясь на качественные изменения жизни народа. Особенно остро он переживал за крестьян, к которым относил и себя. Когда-то он уехал из родного дома в город, чтобы стать серьёзным поэтом. История создания произведения связана с моментом, когда поэт вернулся в Константиново после восьмилетнего отсутствия. Приехал в село он не в одиночестве, а в компании с другом А. Сахаровым. Ему Есенин и посвятил стихотворение, написанное в 1924 году.
Жанр, направление, размер
Произведение написано в жанре поэмы: в нём несложно выделить лирическую и эпическую части. Стихотворный размер – разностопный ямб. Рифмовка перекрёстная и кольцевая. Некоторые строки вообще лишены рифмовки.
Композиция
Композиция отличается замысловатостью. Произведение можно разделить на следующие семантические части:
- Повествование о возвращении в родное село.
- Описание происшедших в селе перемен.
- Раскрытие мотива поэта и поэтического искусства в целом.
Текст разделяется на четырёх- и пятистишия с последней строфой – октавой (восьмистишьем).
Образы и символы
Интерес вызывает образная палитра произведения:
- образ лирического героя – это чуткий, талантливый стихотворец. Ему важно, чтобы вокруг были люди схожих убеждений. Но сельские жители изменились: озлобились агитацией, трудной жизнью и пр. Герой чувствует себя одиноким, чужим среди них, но он не может идти против своих убеждений, поменять веру. Герой продолжает называть себя «гражданином села»;
- образ сельских жителей – новое поколение изображено поэтом не с лучшей стороны. Молодёжь, поддерживающая власть советов, является противоположностью лирическому герою;
- образ хромого красноармейца – он не способен чётко формулировать свои мысли, так как не образован. Говоря о Будённом, он запинается, используя слова-паразиты. Этот образ символизирует отказ от красоты родного языка, отсутствие перспектив.
Темы и настроение
В произведении раскрываются несколько важных тем:
- Тема Родины – основная. Она проходит через всё «полотно» текста. Лирический герой, вернувшись на малую родину, разочаровывается тем, что видит. Для большинства жителей поэт – всего лишь, «пилигрим угрюмый». Невзирая на столь безрадостный приём на малой родине, поэт остаётся преданным ей всем сердцем.
- Тема смены поколений – поднимается на протяжении всего произведения. Поэт с тревогой смотрит за новым поколением сельчан, но ничего изменить уже не в силах;
- Тема поэта и поэзии – творчество занимает первостепенное место для поэта. Он может отдать всё «октябрю и маю», но не готов навсегда попрощаться с «лирой милой».
Основная идея
Автор доносит до читателей мысль о том, что каждый человек нуждается в месте, которое может стать надёжным приютом для его души. Есенин мечтает вернуть те времена, когда он чувствовал себя счастливым в родном селе. Произведение демонстрирует нам, как сложно приходится на свете одинокому человеку, утратившему поддержку близких по духу людей.
Средства выразительности
В произведении автор использует следующие средства выразительности:
- метафоры – «жизнь кипит», «в голове моей проходят роем думы»;
- эпитеты – «пилигрим угрюмый», «далёкая сторона», «щёки впалые»;
- сравнения – «у волости, как в церкви собрались»;
- оксюморон – «грустная радость».
Ирина Зарицкая | Просмотров: 847 | Оценить:
Поэзия Сергея Александровича Есенина настолько лирична и напевна, что сразу ложится на музыку. Не случайно на его стихи написано столько известных песен. При этом никто не берётся положить на музыку стихи Александра Блока или Владимира Маяковского, а если такое случается, то подобные творения не приживаются в обществе: их никто не исполняет, а произведения так и остаются лирическими, а не музыкальными шедеврами.
Еще Максим Горький писал, что Сергей Есенин не столько человек, «сколько орган, созданный природой для выражения неисчерпаемой «печали полей», любви ко всему живому в мире и милосердия». Пожалуй, в этом и состоит основной конфликт Есенина со своей эпохой: конфликт «живого» и «железного». Видимо, в этом и заключается причина того, отчего поэзия Есенина воспринималась официальной идеологией как чуждая и враждебная, а сам Есенин, революцию принявший («приемлю все»), воспринимал «чужую юность» как сильного врага.
Ощущение своей ненужности выразит Сергей Александрович во всех произведениях, написанных в 1924-1925 годах, но особенно хочется выделить стихотворение «Русь советская», написанное поэтом после его возвращения из-за границы и поездки в мае 1924 года в свое родное село Константиново вместе с близким другом Александром Сахаровым, которому и посвящено это лирическое признание.
Само название – «Русь советская» — звучит несколько декларативно, как будто бы поэт наконец решился сказать о своем отношении к новой стране, новой власти и политическому строю. Однако после прочтения становится понятно, что герой этого стихотворения – человек, потерявший прошлое, но так и не обретший будущее. Как написал позже в статье «Памяти Есенина» Юрий Анненков, «творческая пружина Есенина, разворачиваясь, натолкнулась на грани эпохи и – сломалась». Действительно, лирическая пружина творчества Сергея Есенина могла по-настоящему развернуться только в обществе, где человек гармонирует с природой. Такая гармония ощущается в ранних стихах Есенина — «В хате», «С добрым утром!», «Берёза».
Эти произведения помогают понять, каково теперь состояние героя, вернувшегося в родное село, где теперь все по-другому: «другие юноши поют другие песни», «воскресные сельчане … свою обсуживают «жись», «хромой красноармеец … рассказывает важно о Будённом, о том, как красные отбили Перекоп». Автору удается очень точно передать контекст эпохи послереволюционных лет и времени после Гражданской войны.
Но, наверное, самым неприятным открытием для героя становится тот факт, что здесь нужны «агитки Бедного Демьяна», а его «поэзия здесь больше не нужна», и, видимо, сам он тоже здесь не нужен. С иронией герой восклицает:
Какого ж я рожна
Орал в стихах, что я с народом дружен?
Это напоминает ситуацию с героем романа И. С. Тургенева «Отцы и дети», когда Базаров, утверждал, что он хорошо знает народ, а сам в их глазах был «чем-то вроде шута горохового».
Герой есенинского стихотворения чувствует себя в своей собственной стране иностранцем. Наверное, поэтому так много звучит в произведении риторических вопросов и восклицаний. Они помогают передать внутренние размышления героя и помогают выразить отношение самого автора. Испытавший разочарование герой утешает себя тем, что пел тогда «когда был край мой болен».
А потом без ложной скромности заявляет, что он гражданин села, которое «лишь тем и будет знаменито, что здесь когда-то баба родила российского скандального пиита». Но это всё бравада. Осознавая, что выпадает из «обоймы» новой эпохи, герой не просто смиряется со своей участью, он как будто благословляет юных, «здоровеющих телом», а рассуждая о душе, признается, что отдаст «всю душу октябрю и маю», но лиры милой не отдаст. Скорее всего, здесь выражена позиция самого поэта, вынужденного принять перемены в общественном строе, но не желающего писать об этом в своих произведениях.
Зато он верит, что рано или поздно «пройдёт вражда племён» (видимо, так Есенин оценил Октябрьскую революцию), и тогда он получит возможность воспевать
Всем существом в поэте
Шестую часть земли
С названьем кратким «Русь».
Осознавая необходимость происходящих перемен, Сергей Есенин всё-таки даже в этих последних строчках подчёркивает свою приверженность прошлому, используя старинное слово «Русь».
-
«Я покинул родимый дом…», анализ стихотворения Есенина
-
«Шаганэ ты моя, Шаганэ!..», анализ стихотворения Есенина, сочинение
-
«Белая береза», анализ стихотворения Есенина
-
«Письмо к женщине», анализ стихотворения Есенина
-
«Я помню, любимая, помню…», анализ стихотворения Есенина
-
«Не жалею, не зову, не плачу…», анализ стихотворения Есенина
-
«Песнь о собаке», анализ стихотворения Есенина
-
«Чёрный человек», анализ поэмы Есенина
-
«Спит ковыль. Равнина дорогая…», анализ стихотворения Есенина
-
«Пугачёв», анализ поэмы Сергея Есенина
-
«Собаке Качалова», анализ стихотворения Есенина
-
«Поет зима – аукает», анализ стихотворения Есенина
-
«Письмо матери», анализ стихотворения Сергея Есенина
-
«Пороша», анализ стихотворения Есенина
-
«Край ты мой заброшенный», анализ стихотворения Есенина
По произведению: «Русь Советская»
По писателю: Есенин Сергей
С. Есенину пришлось жить во времена общественных переворотов, которые оставили след в его душе и творчестве. В стихотворении «Русь советская» автор выразил свои впечатления от того, как изменилась его родная деревня после революции.
Сочинение, а также краткий и полный анализ «Русь Советская» можно использовать на уроке литературы в 9–11 классах, чтобы дать школьникам представление об этом произведении.
Отрывок стихотворения «Русь Советская»
Сергей Есенин
Русь Советская
Тот ураган прошел. Нас мало уцелело.
На перекличке дружбы многих нет.
Я вновь вернулся в край осиротелый,
В котором не был восемь лет.
Кого позвать мне? С кем мне поделиться
Той грустной радостью, что я остался жив?
Здесь даже мельница — бревенчатая птица
С крылом единственным — стоит, глаза смежив.
Я никому здесь не знаком,
А те, что помнили, давно забыли.
И там, где был когда-то отчий дом,
Теперь лежит зола да слой дорожной пыли.
А жизнь кипит.
Вокруг меня снуют
И старые и молодые лица.
Но некому мне шляпой поклониться,
Ни в чьих глазах не нахожу приют.
И в голове моей проходят роем думы:
Что родина?
Ужели это сны?
Ведь я почти для всех здесь пилигрим угрюмый
Бог весть с какой далекой стороны.
И это я!
Я, гражданин села,
Которое лишь тем и будет знаменито,
Что здесь когда-то баба родила
Российского скандального пиита.
1924 г.
Краткий анализ произведения
Стихотворение «Русь советская» занимает значимое место в художественном мире Сергея Есенина. Без этого произведения не может сложится полная картина понимания творчества данного поэта серебряного века.
- История создания – произведение было создано в 1924 г., когда поэт после долгой разлуки с отчим домом посетил с. Константиново.
- Тема стихотворения – общественные перемены и их влияние на людей.
- Композиция – По смыслу стихотворение можно разделить на части: рассказ о возвращении в родную деревню, описание перемен, раскрытие мотива поэта и поэтического искусства. Текст разделен на четырех- и пятистишия, последняя строфа – октава (восьмистишие).
- Жанр – поэма.
- Стихотворный размер – двух‑, трех- и пятистопный ямб, рифмовка перекрестная АВАВ и кольцевая АВВА, некоторые строки не рифмуются.
- Метафоры – «жизнь кипит», «ни в чьих глазах не нахожу приют», «в голове моей проходят роем думы», «голос мысли сердцу говорит», «новый свет горит другого поколения у хижин».
- Эпитеты – «пилигрим угрюмый», «далекая сторона», «скандальный пиит», «щеки впалые», «сухой румянец» «корявые речи».
- Сравнения – «у волости, как в церкви собрались», «ноги босые, как телки под ворота, уткнули по канавам тополя».
В тексте затрагиваются важные философские темы и проблемы. Попробуем подробнее разобраться во всех гранях и оттенках звучания стихотворения.
Анализ стиха «Русь Советская»
«Русь советская» — чётко выраженное лирическое стихотворение. Переживания и эмоции героя выходят в тексте на первый план. Читатели наблюдают за потоком мыслей персонажа. Лирический субъект в произведении выступает в роли художественного двойника автора, отражает ощущения поэта от окружающей его действительности.
Эта черта очень характерна для данного жанра. Творец даёт детальное описание людей, которых встречает герой, вернувшись на Родину, что ещё сильнее помогает раскрыть внутренний мир персонажа.
Анализируемое нами стихотворение относится к гражданской лирике. Сергей Есенин выражает свои переживания о судьбе любимой страны, о том, как сильно изменился русский народ после октябрьской революции.
В произведении поэта прослеживаются два абсолютно разных настроения, читатели видят боль лирического субъекта и слепую преданность людей, распевающих агитки Демьяна Бедного.
Несомненно, «Русь советскую» можно рассматривать и как патриотическое стихотворение. Однако здесь стоит сказать, что творец любит страну такой, какой она была до октября и мая. Он предан не советскому государству, а родной старой Руси.
Направление творчества Есенина новокрестьянская поэзия. Это даже не направление, а течение, впадающее в русский модернизм.
Текст стихотворения «Русь советская» написан ямбом, двусложной стопой с ударением на втором слоге. Такой стихотворный размер придаёт произведению лёгкость и мелодичность.
Композиция
Произведение «Русь советская» можно условно разделить на несколько смысловых частей.
- В первой — лирический субъект размышляет о своём возвращении на Родину. Он грустит из-за того, что там не осталось больше его близких и друзей. «Кого позвать мне», — спрашивает герой сам себя.
- Следующая часть сильно контрастирует с предыдущей. Жизнь в селе бьёт ключом: люди собираются вместе, поют агитки, слушают рассказы друг друга. Лишь лирический субъект чувствует себя лишним, не может найти себе место. Персонаж осознаёт, что нет ничего плохого в смене поколений: у молодых парней и девушек новые взгляды, другое мышление. Но всё же он не может спокойно смотреть на то, как сильно люди портят его родной язык своими «корявыми» речами.
- Так постепенно мы подходим к третьей смысловой части произведения Сергея Есенина. Здесь появляются два основных мотива: любовь героя к тому месту, где он вырос, и ценность поэзии, которая всегда будут отражать истинные чувства человека. Родина для стихотворца навсегда останется прежней. «Вражда племён» когда-нибудь закончится, а «пилигрим угрюмый» так и будет воспевать в своих произведениях любимую Русь.
В стихотворении «Русь советская» появляется несколько важных символов. Начнём с урагана, который упоминается в первом катрене. Он символизирует колоссальные перемены, прошедшую революцию и смену власти.
Свет у хижин означает свободу действий для нового поколения. Перед молодыми парнями и девушками открывается целый мир. Они — будущее советского государства, те, на кого возлагаются основные надежды. Свет символизирует их молодость, новый взгляд на привычные вещи.
Основная идея
В своём стихотворении поэт говорит о том, что каждый человек нуждается в месте, которое станет приютом для его мятущейся души. Сергей Есенин хочет вернуть те времена, когда он был счастлив в селе Константиново.
«Русь советская» показывает читателям, как тяжело приходится одинокому человеку, не способному найти поддержку и умиротворение даже на своей Родине. Таков смысл стихотворения «Русь советская», отражающий перемены в душе поэта, который не нашел себя в новой России.
Главная мысль стихотворения «Русь советская» учит нас спокойно относиться к переменам, происходящим в мире, даже если они нам не по душе, принимать тот факт, что жизнь не стоит на месте.
Каждый день появляются новые люди, взгляды которых могут кардинально отличаться от наших убеждений. Нужно проще к этому относиться. Кроме того, важно всегда прислушиваться к своему внутреннему голосу, не идти на поводу у господствующего в данный момент образа мысли.
Подробный анализ стихотворения
История создания
С. Есенин воспринимал октябрьскую революцию с надеждой на изменения жизни народа к лучшему. Особенно он переживал за жителей деревень, ведь и сам был выходцем из села. Его поэт покинул, чтобы получить возможность серьезно заниматься словесным искусством.
История создания произведения связана с возвращением Есенина в родное село Константиново после 8‑летней разлуки. Приехал он не сам, а с другом А. Сахаровым, которому и посвятил «Русь советскую», написанную в 1824 г.
Тема
Название стихотворения готовит читателя к описаниям новой жизни, наставшей после революции. На самом деле, его строки воспроизводят не столько советский быт, сколько внутреннее состояния лирического героя, который чувствует себя чужим на малой Родине.
В первом стихе автор упоминает о пронесшемся урагане. Под стихийным бедствием он подразумевает переломные события начала ХХ века: революции, гражданскую войну. События, которым в литературе ХХ века посвящали целые поэмы, Есенин воспроизводит в двух строках.
Пережив их, лирический герой возвратился в «край осиротелый». Лирический герой с горечью осознает, что в родных местах не осталось знакомых людей. Даже старой мельнице становится не по себе от перемен. Несмотря на все это, себя герой с гордостью называет гражданином села, хотя оно будет знаменито лишь рождением «скандального пиита».
Постепенно в стихотворении появляются описания «новой» деревни. Здесь теперь совсем другие поколения молодых людей, из уст которых слетают другие песни. Сердце лирического героя сжимается, когда он наблюдает за разговорами людей под волостью. Речь людей корявая и «немытая».
Они восхищаются подвигами красной армии. Приезжий относится к услышанному негативно, о чем свидетельствует фраза: «клены морщатся ушами длинных веток». Не в восторге он и от комсомольцев с их агитками.
Увиденное подсказывает главному герою, что он здесь чужой, не нужен. Лирический герой принимает единственно правильное решение: смириться. Он готов отдать новому обществу все, кроме своей «лиры». Так в последних строфах появляется мотив поэтического творчества. Идеальный поэт, по мнению Есенина должен хранить свою лиру при себе и воспевать только мир.
Композиция
Композиция произведения замысловатая. Его можно разделить на смысловые части: рассказ о возвращении в родную деревню, описание перемен, раскрытие мотива поэта и поэтического искусства. Текст разделен на четырех- и пятистишия, последняя строфа – октава (восьмистишие).
Жанр
Жанр – поэма, так как в произведении можно выделить эпическую и лирическую составляющие. «Русь советская» написана разностопными (двух‑, трех- и пятистопные) ямбическими строками. Автор использовал перекрестную АВАВ и кольцевую АВВА рифмовку, некоторые строки не рифмуются.
Средства выразительности
Чтобы создать галерею образов советской эпохи, воспроизвести чувства и эмоции героя, раскрыть тему и реализовать идею, С. Есенин использовал средства выразительности. В тексте есть:
- метафоры – «жизнь кипит», «ни в чьих глазах не нахожу приют», «в голове моей проходят роем думы», «голос мысли сердцу говорит», «новый свет горит другого поколения у хижин»;
- эпитеты – «пилигрим угрюмый», «далекая сторона», «скандальный пиит», «щеки впалые», «сухой румянец» «корявые речи»;
- сравнения – «у волости, как в церкви собрались», «ноги босые, как телки под ворота, уткнули по канавам тополя»;
- оксюморон – «грустная радость».
Сочинение о стихе Русь Советская
Уехав в Москву, чтобы стать настоящим поэтом, Есенин лишь в 1924 году смог вернуться в родное село Константиново. Именно после этой поездки было написано стихотворение «Русь советская», благодаря которому автор в очередной раз попал в опалу. Однако, предчувствуя скорую гибель, Есенин больше не хотел размениваться по мелочам.
Тем более то, что он увидел в родном селе, настолько поразило автора, что он, пожалуй, впервые в жизни растерялся и усомнился в своем творчестве, которое вдруг оказалось никому не нужным.
Вернувшись на родину, поэт был поражен тем, что среди односельчан практически не осталось ни одного знакомого ему человека. «Но некому мне шляпой поклониться, ни в чьих глазах не нахожу приюта», – отметил поэт.
Его отчий дом оказался сожжен и превратился в груду золы, однако никто не обратил внимания на дорого одетого человека, который зачем-то остановился возле пепелища, и никто не узнал в этом одиноком страннике поэта, который большинство своих произведений адресовал этим простым и малограмотным людям, стремящимся к лучшей доле.
«Ведь я почти для всех здесь пилигрим угрюмый Бог весть с какой далекой стороны», – восклицает поэт, начиная постепенно осознавать, что все эти годы жил в каком-то иллюзорном мире, считая, что его стихи как раз таки нужны обычным крестьянам, а не рафинированной интеллигенции.
Называя себя гражданином села, Есенин осознает, что его родное Коснтантиново только тем и будет знаменито, что когда-то баба родила здесь «скандального российского пиита».
Но, по мнению автора, никто никогда не вспомнит, с какой любовью и теплотой он относился к родному краю, и сколько замечательных стихов было посвящено удивительно русской природе, которая вдохновляла поэта на творчество, когда он вынужден был жить в шумной, пыльной и суетной Москве.
Теперь же так любимые поэтом клены и тополя вместе с восторженными местными жителями внимают рассказу «сонного красноармейца», который живописует, как бил «буржуя энтого» в Крыму.
Наблюдая за этой картиной, Есенин чувствует, что выглядит достаточно жалко и смешно. Он отмечает, что «язык сограждан стал мне как чужой, в своей стране я словно иностранец». И самое страшное, что виновницей «убийства» исконно русского языка, плавного, образного и красивого, который с детства впитал поэт в своем родном селе, является именно революция.
Именно она породила «корявые речи» пролетариата, рифмованные агитки Демьяна Бедного, которые «веселым криком оглашают дол».
Наблюдая за тем, как деградирует село, превращаясь в единую комсомольскую ячейку, поэт задается вопросом: «Какого ж я рожна орал в стихах, что я с народом дружен?». Те крестьяне, которых он видит в своем селе, чужды Есенину.
Он не понимает их языка, образа мышления и, главное целей, ради которых они вот так запросто отказались от своего прошлого, той исконно русской культуры, на которой и держалось все общество.
Поэтому поэт просит у своей родины прощения и отмечает – «приемлю все, как есть все принимаю». Поэт готов смириться с революцией, с обязательными майскими и ноябрьскими праздниками, которые пришли на смену Пасхе и Рождеству, однако отмечает: «но только лиры милой не отдам».
Этой фразой он подчеркивает, что никогда не откажется от воспевания в своих стихах той, исконной Руси, которая под влиянием времени вдруг превратилась в бутафорию и некую пародию на родину поэта, но от этого не перестала быть любимой и дорогой для Есенина.
Читайте также: Анализ стихотворения «Не жалею, не зову, не плачу» С. Есенина.
Есенин понимает, что произошло чудовищное падение культурного уровня. Старые ценности были уничтожены, а новые еще не появились. Он желает счастья нынешним и будущим поколениям, но сам не может принять участия в строительстве нового мира. Поэт остается верен своим вечным идеалам, главным из которых является простое и краткое слово – «Русь».
Краткий анализ произведения
39
Подробный анализ стихотворения
7
Анализ стиха «Русь Советская»
Сочинение о стихе Русь Советская
Весь текст стихотворения «Русь Советская»
Русь Советская
Тот ураган прошел. Нас мало уцелело.
На перекличке дружбы многих нет.
Я вновь вернулся в край осиротелый,
В котором не был восемь лет.
Кого позвать мне? С кем мне поделиться
Той грустной радостью, что я остался жив?
Здесь даже мельница — бревенчатая птица
С крылом единственным — стоит, глаза смежив.
Я никому здесь не знаком,
А те, что помнили, давно забыли.
И там, где был когда-то отчий дом,
Теперь лежит зола да слой дорожной пыли.
А жизнь кипит.
Вокруг меня снуют
И старые и молодые лица.
Но некому мне шляпой поклониться,
Ни в чьих глазах не нахожу приют.
И в голове моей проходят роем думы:
Что родина?
Ужели это сны?
Ведь я почти для всех здесь пилигрим угрюмый
Бог весть с какой далекой стороны.
И это я!
Я, гражданин села,
Которое лишь тем и будет знаменито,
Что здесь когда-то баба родила
Российского скандального пиита.
Но голос мысли сердцу говорит:
«Опомнись! Чем же ты обижен?
Ведь это только новый свет горит
Другого поколения у хижин.
Уже ты стал немного отцветать,
Другие юноши поют другие песни.
Они, пожалуй, будут интересней —
Уж не село, а вся земля им мать».
Ах, родина! Какой я стал смешной.
На щеки впалые летит сухой румянец.
Язык сограждан стал мне как чужой,
В своей стране я словно иностранец.
Вот вижу я:
Воскресные сельчане
У волости, как в церковь, собрались.
Корявыми, немытыми речами
Они свою обсуживают «жись».
Уж вечер. Жидкой позолотой
Закат обрызгал серые поля.
И ноги босые, как телки под ворота,
Уткнули по канавам тополя.
Хромой красноармеец с ликом сонным,
В воспоминаниях морщиня лоб,
Рассказывает важно о Буденном,
О том, как красные отбили Перекоп.
«Уж мы его — и этак и раз-этак, —
Буржуя энтого… которого… в Крыму…»
И клены морщатся ушами длинных веток,
И бабы охают в немую полутьму.
С горы идет крестьянский комсомол,
И под гармонику, наяривая рьяно,
Поют агитки Бедного Демьяна,
Веселым криком оглашая дол.
Вот так страна!
Какого ж я рожна
Орал в стихах, что я с народом дружен?
Моя поэзия здесь больше не нужна,
Да и, пожалуй, сам я тоже здесь не нужен.
Ну что ж!
Прости, родной приют.
Чем сослужил тебе, и тем уж я доволен.
Пускай меня сегодня не поют —
Я пел тогда, когда был край мой болен.
Приемлю все.
Как есть все принимаю.
Готов идти по выбитым следам.
Отдам всю душу октябрю и маю,
Но только лиры милой не отдам.
Я не отдам ее в чужие руки,
Ни матери, ни другу, ни жене.
Лишь только мне она свои вверяла звуки
И песни нежные лишь только пела мне.
Цветите, юные! И здоровейте телом!
У вас иная жизнь, у вас другой напев.
А я пойду один к неведомым пределам,
Душой бунтующей навеки присмирев.
Но и тогда,
Когда во всей планете
Пройдет вражда племен,
Исчезнет ложь и грусть, —
Я буду воспевать
Всем существом в поэте
Шестую часть земли
С названьем кратким «Русь».
1924