Румынская сказка мудрая дочь бедняка

Любезный друг, нам хочется верить, что читать сказку петру-пепел румынская сказка тебе будет интересно и увлекательно. мировоззрение человека формируется постепенно,

Любезный друг, нам хочется верить, что читать сказку «Петру-Пепел (Румынская сказка)» тебе будет интересно и увлекательно. Мировоззрение человека формируется постепенно, и такого рода произведения крайне важны и назидательны для наших юных читателей. Зачастую в детских произведениях, центральным становятся личностные качества героя, его противление злу, постоянно пытающегося сбить добра-молодца с верного пути. История происходит в далекие времена или «Давным-давно» как говорится в народе, но те трудности, те препятствия и затруднения близки и нашим современникам. Несмотря на то, что все сказки — это фантазия, однако же зачастую в них сохраняются логичность и череда происходящих событий. Благодаря развитой детской фантазии, они быстро оживляют в своем воображении красочные картины окружающего мира и дополняют пробелы своими зрительными образами. В произведениях зачастую используются уменьшительно-ласкательные описания природы, делая этим представляющуюся картину еще более насыщенной. Сказка «Петру-Пепел (Румынская сказка)» читать бесплатно онлайн однозначно стоит, в ней много добра, любви и целомудрия, что полезно для воспитания юной особи.

Жил-был на свете, люди добрые, жил-был на свете бедный-пребедный человек, и было у него шестеро детей, потому что у бедняка всегда много детей. Так вот, росли у него эти шестеро детей и все наперебой кричали: «Отец, дай мамалыги! Отец, дай мамалыги!» И от эдакой напасти хотелось иной раз бедняге бежать куда глаза глядят.
Перебивался наш бедняга с грехом пополам, пока не оперились дети, пока не набрались они ума-разума, и тогда попросил он у старосты дозволения выгородить кусок из общей земли. Хотелось ему посадить немного кукурузы, картофеля, луку грядку-другую, а может, и еще чего — чтобы прокормиться. И трудились его сыновья до седьмого пота, потому что земля была знатная и давала урожай сказочный. Радовался бедняк трудолюбию своих сыновей — были они ловкие, проворные, как муравьи; только самый младший, Петру, до того был нерадивый да ленивый, что просто беда. День-деньской сидел он в запечном углу у кучи пепла, все жевал угольки.
Первые три года росли у них на огороде кукуруза, тыква, конопля, лук, салат да картофель, а на четвертый год посеяли они клевер, потому что завелась у них коровенка с двумя телочками и понадобился зеленый корм.
И вырос тот клевер на диво — любо-дорого смотреть: расстилался он зеленым ковром, а когда дул ветер, волны пробегали по нему, точно по глади озера.
Что ни день, приходил хозяин полюбоваться на свой клевер да постеречь его — ведь такой красоты не было во всей округе. Однажды видит он — вытоптан его клевер, да так, будто по нему скакала лошадь.
Тогда надумал бедняк послать в поле старшего сына и строго наказал ему не спать всю ночь, сторожить клевер и непременно изловить ворога и злодея.
Выслушал сын наказ своего родителя, отправился в поле и решил, как наказал отец, не смыкать глаз всю ночь; да только на рассвете стало его клонить в сон, разобрала его истома, и не заметил он, как уснул.
Солнце поднялось уже высоко, а он все спал; заждался его отец и затревожился, уж не случилось ли чего,— отправился посмотреть; приходит в поле и видит: спит его сын крепким сном, а клевер весь вытоптан. Не иначе как резвился на нем целый табун коней.
Опечалился отец, закручинился, осерчал на сына, стал его бранить да поколачивать, приговаривая:
— Ах ты сонная тетеря, ах ты недотепа! Так вот каково на тебя надеяться! Ты только взгляни, бездельник, на клевер! Так-то ты его охраняешь! Горе мне с вами! Пока растил вас — мыкался, так теперь полагал, вы мне помощники, а глядите, какая от вас помощь: и ночи не можешь ты прободрствовать, раззява, лодырь несчастный!
На другую ночь послал этот человек второго сына, потом — третьего, и так по очереди посылал он всех своих детей; только здесь, видно, не обошлось без ворожбы: ни один из сыновей не мог укараулить поле; все к утру засыпали, и тут-то нечистый приводил того самого, кто наводил порчу на клевер.
Сердился отец, ругал сыновей ругательски, да все без толку: они и сами бы рады не уснуть, но сон подкрадывался лютым разбойником и одолевал их — не было с ним никакого сладу.
Пришла очередь Петру сторожить клевер. Вылез он из своего запечного угла, подошел к матери и говорит:
— Слышь, матушка? Замеси мне лепешку из пепла, и вот увидишь, как посмеюсь я над своими братьями, даром что они кичливые да ученые.
— Помолчи, дурак! —осерчал отец.— Какой нечистый будет ночью есть твой пепел? Или ты думаешь, ты лучше своих братьев?
— Обещаю тебе, батюшка, устеречь клевер, дозаоль ты мне только покараулить хоть одну ночку.
— Будь по-твоему! — сказал отец.— Знай только: коли не найдешь ты злодея, что топчет клевер, не придется тебе больше торчать в запечном углу.
Замесила мать лепешку из пепла, положил Петру-Пепел (так прозвали его люди) ее в котомку и, когда зашло солнце, отправился в поле.
Всю ночь караулил Петру клевер; только как стала заниматься заря, подул теплый дурманный ветер, коснулся он век Петру-Пепла, и стали у него глаза сами собой закрываться. Но Петру не сдавался; как понял он, что сон вот-вот его сморит, добрался до колючих кустов, что росли по краю поля, сорвал несколько колючек и положил их возле себя; едва начнет его клонить сон, уколет он себя колючкой, тут и проснется.
Под утро, когда время близилось к рассвету, спустились на поле три коня, что три горы, и принялись резвиться на клевере. Изловчился тут Петру-Пепел и поймал всех трех. А были это кони не простые, а колдовские, и дышали они теплым, сонным ветром; однако стоило на них глянуть, как становились они кроткими, словно овечки, и тут бери их хоть голыми руками. Когда поймал их Петру, то вознамерился он увести их к отцу, а кони и молвят:
— Смилуйся над нами, Петру, отпусти нас подобру-поздорову, мы и так уже припозднились; да и то сказать, какой тебе от нас прок, ведь мы кони не простые, а волшебные, а коли отпустишь ты нас на волю, глядишь, мы тебе и пригодимся.
Не стал с ними спорить Петру, обещал их отпустить подобру-поздорову, и тут дал ему первый конь уздечку медную, второй — серебряную, а третий — золотую, и молвили они такие слова:
— Коли будет у тебя нужда или горе, стоит тебе тряхнуть уздечкой, и мы вмиг перед тобой предстанем и тебе поможем. Только смотри никому про нас не сказывай.
И кони исчезли, точно их и не было вовсе, а Петру спрятал уздечки за пазуху и воротился восвояси.
Отцу же сказал, чтобы больше не тревожился, будет теперь клевер в целости и сохранности.
И опять уселся Петру в свой запечный угол, а братья по-прежнему работали; и так как работали они не покладая рук, то пошло у них дело на лад и нажили они кой-какое добро.
В те поры разлетелась по стране весть, что царь, чуя, что близок его смертный час, ищет жениха для своей дочери и что откажет он ему трон и все царство. И отдан был приказ, чтобы собрались в стольном городе все юноши, а царевна сама выберет из них жениха. И еще было сказано, что царевна будет восседать на площади с короной в руке, а все юноши должны проскакать мимо, и тот, кто сумеет выбить саблей из рук ее корону три раза подряд, и будет царским зятем.
В те времена брали в мужья не по чинам, каждый бедняк мог стать царю зятем, коли сам он и его подвиги придутся по вкусу царской дочери. Потому что ценили человека за смекалку, ловкость и храбрость, а не за богатства да имения. Вот почему и призвал царь не одних королевичей да царевичей, но и крестьянских сыновей, чтобы прибыли они все на состязание и могла б его дочь выбрать из них самого достойного.
И съехалось туда — мама родная! — как на большую ярмарку, народу видимо-невидимо, слетелись юноши со всего света: царевичи, королевичи, принцы, господские и крестьянские дети, и наряжены они были один другого краше, а кони под ними были один другого резвее и будто дышали огнем-пламенем. Немудрено, что все юноши искали руки царской дочери: была она так прекрасна, что не вздумать, не взгадать, только в сказке сказать, и царство наследовала огромное, а богатства несчетные, потому что была она одна дочь у родителей.
Услыхал про это Петру-Пепел, и, подите же, и он туда же. Вылез из своего запечного угла и, мил человек, тоже решил отправиться показать свою доблесть перед царской дочерью и завоевать ее сердце. Чем черт не шутит! Никогда не знаешь, где найдешь, где потеряешь; самая грязная свинья иной раз сожрет лучшую грушу.
Видит он, братья сами поехали искать руки царской дочери, а его не позвали, и, недолго думая, вышел за околицу, вынул медную уздечку, тряхнул ею три раза, и явился к нему конь красный, как медь огненная, резвый, как арабский скакун, и спросил тот конь Петру-Пепла:
— Что прикажешь, повелитель?
— Отвези меня к царской дочери, чтобы пронесся я перед нею как молния, выбил из рук ее корону и завоевал бы ее сердце.
— Ладно, повелитель,— молвил конь,— но прежде облачись вот в эти одежды парадные да опоясайся саблей, а остальное уж моя забота.
Облачился Петру-Пепел в одежды парадные, какие конь привез ему, опоясался саблею и стал совсем неузнаваемым — теперь и родной брат не признал бы его. Сверкали те одежды, сабля и шпоры багряной медью, полыхали, точно языки пламени, а лицо его светилось лучами заходящего солнца. Вот каким стал Петру-Пепел, и ретивый конь принес его в город, где собрались другие юноши. Да, позабыл я рассказать вам, что, как Петру-Пепел мчался на своем коне в город, повстречались ему его братья: телега у них завязла в грязи, и лошаденки никак не могли ее вытащить. Петру-Пепел как завидел их, сразу узнал, а они его не признали, сняли шапки — должно быть, подумали, царевич какой скачет: уж больно он был видный да разодетый.
— Что, Павел, Иоан, Гицэ, Дэнилэ и Еремие, не могут Лила с Фане вытащить вас из грязи? — спросил он братьев.
— Нет, твое величество,— ответили братья, удивляясь, откуда он знает их имена,— не под силу лошадям нас вывезти: хилые они, куда уж им!
— Что ж вы не взяли с собой братца Петру? Он телегу бы подтолкнул да из грязи вас бы и вытащил.
— Ну его к богу, твое величество, не достоин он того, чтобы имя его поминать.
— Вы так думаете? Так знайте же, что не кто иной, как Петру Пепел, вытащит вас из грязи.
Как дунул конь Петру-Пепла, так подтолкнул телегу братьев вместе с их лошаденками далеко вперед.
Подивились братья словам незнакомца. По речам своим похож он был на Петру-Пепла, только разве могло такое случиться? Знали они, что Петру-Пепел сиднем сидит в своем запечном углу, откуда ж ему взять такую одежду и такого коня? Не мог это быть их брат Петру, не мог, да и все тут.
Так говорили дорогой между собой братья, а Петру тем временем уже прибыл в царский стольный град.
Людей с разных сторон в город съехалось великое множество. И все дивились, на Петру глядючи: какого это царя сын? Одни говорили, что царя Красного, другие, что Зеленого, третьи — будто Желтого; а королевские сыновья смотрели на него волком, потому что был он всех сильнее и краше и зарился на их счастье. Но вдруг затрубили трубы, и началась потеха.
Царевна поднялась на помост из красного мрамора; одета она была в золотые одежды, драгоценные каменья сияли на ней, как солнце; восседала царевна на золотом троне и держала в руке царскую корону; те, кто бились за эту корону, проносились мимо трона ласточками и пытались саблей выбить ее из рук царевны. Только кто.ударит по короне саблей, у того сабля ломается, а корона и не шелохнется.
По прошествии нескольких часов лежала у ног царевны целая гора сабель.
И все, кто там был, дивились, почему это юноша в медно-красных одеждах не пробует счастья.
Наконец пришел черед и Петру-Пепла; пришпорил он своего коня и молнией пронесся мимо царевны как раз под той ее рукою, в которой держала она корону, и ударил саблей по короне с такою силой, что корона чуть не улетела в запечный угол. Тут все захлопали от радости, а царь устроил пир великий и повелел всем через три дня съехаться снова и снова попытать счастья, чтобы отыскать такого витязя, который три раза подряд выбьет из рук царевны корону. На пиру только и разговору было, что о юноше в медных доспехах. Потом, кто жил поближе, воротились восвояси, а кто подальше — там остались. Воротился и наш Петру к себе домой, вернее сказать, в свой запечный угол.
А как вернулись домой его братья, принялись они рассказывать, что видели. Петру все слушал да помалкивал. Только когда повели они разговор о том, как завязли в болоте и как явился какой-то разодетый господин и вытащил их из грязи, Петру в своем запечном углу давай смеяться и говорит:
— Видал я, как конь того господина только дунул и подтолкнул вас с вашей телегой далеко вперед.
— Да откуда ты-то знаешь, бездельник? — спросили его братья.— Откуда ты знаешь?
— Откуда? А я влез на курятник и видел все лучше вас.
Еще рассказали братья, как состязались королевичи да царевичи, как старались они выбить корону из рук золотоволосой царевны. Но кто ударял корону саблей, у того сабля ломалась, а корона и не шевелилась. А напоследок явился господин — тот самый, что вытащил их из грязи,— и как ударил саблей по короне, так полетела она у всех над головами бог весть куда.
— И я видел того господина,— сказал Петру-Пепел,— одежды на нем были меднокрасные, а на коне его доспехи медные, горели они, словно полымя; с нашего курятника все было видно!
Братья, по обыкновению, ну бранить его и от злости сломали курятник, чтобы Петру не было повадно над ними потешаться, говорить, будто он видел с курятника все лучше их.
На третий день, как было назначено, братья опять впрягли лошадей в телегу — ив путь: лошадей не жалей, был бы кнут потяжелей.
Как уехали они, Петру-Пепел вышел из своего запечного угла и тоже отправился в путь-дорогу. Дошел он до околицы, вынул из-за пазухи серебряную уздечку, тряхнул ею три раза — мигом явился ему могучий серебряный конь-красавец; привез он Петру одежды, саблю и кольчугу серебряную; не успел надеть их Петру, конь как вихрь домчал его до царского стольного града. Собралось там народу тьма-тьмущая — больше, чем прежде. Королевичи да принцы, все в шелках да в золоте, и кони их били копытами и кусали удила от нетерпения.
Но вот прискакал Петру, и был он всех краше. Королевичи да принцы ему завидовали, знали, что все равно он выйдет победителем.
Тут началось состязание. Петру снова остался последним. И как в прошлый раз, кто ударит саблей по короне, у того сабля на куски разлетается, а корона и не шелохнется. Но когда пришел черед Петру, он так ударил саблей, что посыпались искры, и полетела корона далеко-далеко.
Весь народ дивился его красоте и доблести, и его сразу прозвали Красным королем.
А царь пожаловал ему грамоту, как и в прошлый раз, и приказал всем явиться через три дня, чтобы снова помериться силами, и тогда уж будет объявлен победитель.
Разъехался весь народ, а Петру-Пепел, Красный король, вернулся в свой запечный угол, стал ждать, когда будет и на его улице праздник. Как воротились домой его братья, начали они рассказывать, что видели, а Петру-Пепел объявил, что все лучше их знает; и как стал он им говорить, братья только рот разинули: говорил он, словно по писаному.
Тут спросили его братья: откуда он все знает? А он им:
— Известно откуда! Влез я на свинарник и все увидел, а ежели бы не видел, то не стал бы и сказывать.
Рассердились братья, что он знает все лучше их, хоть сам и не бывал на игрищах, и сломали свинарник, с которого Петру будто бы все видел.
Наконец на третий день отправились братья в царский стольный град, а Петру, как они уехали, вылез из своего угла, тряхнул золотой уздечкой, и явился тут чудесный золотой конь, повод и седло у него были из чистого золота, одежды, саблю, кольчугу и шпоры он привез тоже золотые. И когда надел их Петру и сел на коня, то можно было подумать, что он не иначе как сын солнца — так сверкал он сам, и конь, и его доспехи.
На этот раз собралось народу и того больше, и все искали Красного короля, который в первый раз был в медных доспехах, а во второй — в серебряных; потому что знал народ: он один сможет выбить корону из рук царской дочери. Только и разговоров было, что про Красного короля, и завидели его люди еще издали, потому что сияли его доспехи, точно красное солнышко.
Не успели оглянуться, а он уже на площади. Все стали хлопать ему и кричать: «Да здравствует Красный король!» Только сын Черного царя на него злобился: уж очень он любил царевну и, как говорят, поклялся, что отдаст все отцовское государство за руку этой красавицы.
Но царевна и не смотрела в его сторону, потому что искала себе жениха красивого и храброго; а сын Черного царя ничем не взял: ни красоты в нем не было, ни храбрости — не мудрено, что он злобился. А когда начались игрища, Петру снова остался последним, чтобы люди не говорили, будто он задается; он и вовсе бы не стал пытать своего счастья, но узнал народ, что царевне никто не мил, стали люди кричать:
— Позовите Красного короля! Пускай Красный король покажет свою силу! Не уйдем мы, пока он сюда не явится!
Тут уж Петру волей-неволей пришлось попытать свое счастье.
А царевна как взглянула на него, так и влюбилась; и он в нее влюбился; подошел он к ней, она надела корону ему на голову, поклонилась ему, взяла его за руку и сказала, что любит его и что он ее суженый. Потом царь-отец дал им свое благословение и призвал священника, а священник обвенчал их перед всем народом, и устроили царский пир, и всех, кто там был, царь пригласил к себе в гости.
А Петру призвал братьев и отца, отвел их в отдельные покои и сказал им:
— Я Петру-Пепел, ваш брат и ваш, батюшка, сын. Повезло мне тогда, что я пошел стеречь клевер: кони, которые топтали наше поле, принесли счастье и мне и вам.
И тут братья упали перед ним на колени, стали молить его о прощении, а он их всех поцеловал и привел с собой во дворец.
И пировал весь народ целую неделю, все радовались, а особенно радовалась царевна, что достался ей в мужья такой красавец. Царь же, так как был он стар, посадил на трон своего зятя, Красного короля, и тот правил милостиво и мудро долгие годы, а коли не помер, то и сейчас живет.

Понравилось? Не нравитсяНравится

Еще: Читать Сказки народов мира

Жил давным-давно царь, и был у него при дворе управитель. Однажды позвал он к себе этого управителя, приказал ему взять с собой две тысячи овец и продать их на базаре, а как продаст — принести вырученные деньги, да и овец пригнать. Услыхал об этом управитель — опечалился. Разве можно овец продать, да их же и обратно пригнать? В глубоком раздумье вернулся он домой. Там его дочка, ей было лет семнадцать, спросила, отчего он такой печальный.

— Как мне не быть печальным, дочка,- ответил отец.- Вот то-то и то-то приказал мне царь.- И он рассказал дочери о приказании царя.

— Только это тебя и огорчило? — спросила дочь.- Успокойся, отец, это пустяки. Делай только так, как я тебе скажу.

— Как же, доченька?

— А вот как. Возьми овец и пойди с ними на базар. Там остриги их, продай шерсть, получи деньги и приходи обратно и с деньгами, и с овцами. Вот ты и сделаешь так, как тебе было приказано.

Как услышал такие слова управитель, повеселел и на другой день, как его научила дочь, получил за овечью шерсть деньги и спокойно вернулся домой и с деньгами, и с овцами.

Увидел царь, что управитель справился с поручением, смекнул, что его кто-то подучил, и спрашивает:

— Кто научил тебя так поступить?

— Есть у меня дочь, твое величество. Это она научила меня, дай тебе Бог здоровья! — ответил управитель.

Услышал царь такой ответ и говорит:

— Иди домой и прикажи своей дочери тотчас же явиться ко мне во дворец, но ни на коне верхом, ни пешком, ни по дороге, ни обочиной, ни одетой, ни раздетой, ни с дичью, ни без дичи, ни в рубашке, ни без рубашки.

Снова пошел управитель домой печальный. «Разве может, — думает он,- моя дочь исполнить такое приказание?»

Дочь же выслушала отца и сразу попросила:

— Отец, приведи осленка, который с овечьим стадом ходит, да принеси мне сеть и двух зайцев, а дальше уж положись на меня. Я тебя не осрамлю.

И когда отец принес ей все, что она просила, завернулась девушка в сеть, села на осла боком, взяла зайцев под мышку, а под сеть надела скроенную, но не сшитую рубашку. Так отправилась она к царю, придерживаясь середины дороги.

Увидел ее царь из окна — удивился. Собаки же с царева двора подняли лай и бросились на нее. Тут выпустила девушка на волю двух зайцев, и собаки помчались за ними. Девушка же проехала прямо ко дворцу и сказала:

— Доброго здоровья, твое величество!

— Спасибо, девица. Что же ты? Я ведь приказал, чтобы ты добралась до меня ни на коне верхом, ни пешком?

— А я приехала к тебе на осле,- отвечала девушка,- и сидела на нем боком.

— Я приказал, чтобы ты шла ни дорогой, ни обочиной.

— Я шла как раз там, где проходит дышло.

— Ни одетая, ни раздетая.

— А я в сеть завернута.

— Ни в рубашке, ни без рубашки.

— Сейчас я ее дошью.

— Ни с дичью, ни без дичи.

— За дичью погнались собаки.

— Я бы тебя взял в жены,- сказал наконец царь, пораженный умом девушки.

— Хорошо,- ответила она.- Но только с одним условием: если ты будешь не по совести разбирать споры своих подданных, то я сама буду их разбирать. Согласен?

— Согласен,- отвечал царь и тотчас же пригласил всех бояр на свадьбу.

Прошел месяц после женитьбы царя на дочери управителя двора. И вот открылась в тех местах большая ярмарка. Поехал царь на ярмарку, а жену оставил дома.

На второй день после отъезда царя стояла царица у окна и видит: идет по дороге мужик, ведет корову, а за коровой бежит теленок.

Как свечерело, заметила она, что идет тот же мужик обратно, но только уже без теленка, а с одной коровой. И плачет. Приказала тут же привести к ней мужика.

— Почему ты плачешь? — спросила она, когда его привели к ней.

— Как же мне не плакать, твое величество,- ответил мужик.- Всего только был у меня один теленок, и того отняли турки. Сказали, что это их лошадь телком разродилась. И отняли.

— А разве не было там в ту пору царя, чтобы не дать тебя в обиду? — спросила царица.

— Как же… был… Но только он их сторону взял.

Как услыхала такие слова царица, приказала мужику прийти на другой день утром ко дворцу — просить разобрать царя дело по справедливости.

— Сегодня вечером он вернется с ярмарки. Я же буду завтра рядом с ним,- добавила она и научила мужика, что говорить.

На другой день пришел мужик на царский двор и попросил дозволения говорить с царем. Позвал царь мужика к себе.

— Доброго здоровья, твое величество!- сказал мужик.

— Спасибо! Что тебе надо?

— Да видишь ли, твое величество, вот такое дело. Есть у меня малюсенький кусочек земли, будь он проклят, тянется до самой речки. Я, твое величество, пасу на нем ягнят. Но вот выскочил карп из воды и съел всех ягнят.

— Что ты за вздор говоришь? Или у тебя не все дома? Как это может карп съесть ягнят?

— Прошу прощения, твое величество, а как же смогла турецкая лошадь моим теленком отелиться?

Услышал царь такие слова и сразу же спросил мужика, кто его надоумил.

Мнется мужик, пытается увильнуть от ответа.

— Не скажешь,- пригрозил царь,- быть твоей голове там, где ноги.

Так и пришлось бедному крестьянину сказать царю правду.

Как узнал царь правду, разгневался… Позвал он царицу к себе и приказал:

— Убирайся прочь из моего дома! Как ты осмелилась изменить мое решение?

— Ладно, уйду,- вздохнула царица.- Но раньше давай устроим большой пир.

Согласился царь и устроил большой пир. Как кончился пир, поднялась царица, взяла в руки стакан с вином и обратилась к царю с такими словами:

— Об одном тебя прошу, твое величество: когда я уйду, позволь мне взять из дома то, что для меня самое любимое и дорогое.

— Бери,- согласился царь.

Как услышала царица эти слова, так взяла сонный порошок и незаметно подсыпала царю в стакан с вином. Выпил царь, упал головой на стол и захрапел.

Тогда взвалила его осторожно царица себе на спину, отнесла в повозку и уехала к себе домой.

Как проснулся царь — удивился.

— Где я? — спросил он.

— У меня, твое величество,- ответила та.

— Как же ты смела? — крикнул царь:

— Ты позволил мне взять из дома самое для меня любимое и дорогое на свете. Вот я и взяла тебя.

Просветлело у царя лицо от радости, когда он услышал такие слова.

— Ты достойна моей любви,- сказал он, целуя свою жену.- Вернемся домой, и теперь ты сама разбирай все споры.

С этих пор зажили они дружно, а суд в их царстве был всегда таким справедливым, что молва о нем шла по всему свету и говорили, что там царство самого правосудия.

Румынская народная сказка:
“Коза с колокольчиком”

Коза получила в подарок от хозяина серебряный колокольчик. Он очень ей понравился, потому что чудесно звенел. Пошла она колокольчиком хвастаться. Прыгала, скакала, головой мотала, чтобы колокольчик беспрерывно звенел-позванивал. Забрела она в лес. Стала пробираться сквозь колючий кустарник, зацепилась колокольчиком за колючку — он и повис на ней.

Принялась коза кустарник упрашивать:

— Отдай мой колокольчик, отдай мой серебряный!

— Сама повесила — сама и снимай, — отвечает куст.

— Ах, вот ты каков! Ну, я накажу тебя! Пошла коза к старой пиле:

— Пилушка-пила, помоги мне! Взял кустарник у меня колокольчик серебряный и не отдаёт. Спили кустарник!

— Ох, матушка, стара я стала, зубья притупились.

Не спилю.

— Ах, вот ты какова! Ну, я накажу тебя! Пошла коза к огню:

— Огонь-огонёк, помоги мне! Взял кустарник у меня серебряный колокольчик и не отдаёт. Пошла я к старой пиле, прошу кустарник спилить, а она говорит: «Не спилю, зубья притупились». Сожги её, огонёк!

— Зачем мне сжигать пилу, когда у неё и вправду зубья притупились! Не сожгу.

— Ах, вот ты каков! Ну, я накажу тебя! Пошла коза к ручью:

— Ручей-ручеёк, помоги мне! Взял кустарник у меня серебряный колокольчик и не отдаёт. Пошла я к старой пиле, прошу кустарник спилить, а она говорит: «Не спилю, зубья притупились». Пошла я к огню, прошу пилу сжечь, а он говорит: «У неё и вправду зубья притупились. Не сожгу». Залей, огонь, ручеёк!

— Зачем же мне его заливать, если он старуху пожалел! Хорошо сделал. Не залью.

— Ах, вот ты каков! Ну, я накажу тебя! Пошла коза к волам:

— Волы-волы, помогите мне! Взял кустарник у меня серебряный колокольчик и не отдаёт. Пошла я к старой пиле, прошу кустарник спилить, а она говорит: «Не спилю, зубья притупились». Пошла я к огню, прошу пилу сжечь, а он говорит: «У неё и вправду зубья притупились. Не сожгу». Пошла я к ручью, прошу огонь залить, а он говорит: «Хорошо огонь сделал. Не залью». Выпейте ручей, волы!

— Ручей правильно говорит, — ответили волы. — Не выпьем.

— Ах, вот вы каковы! Ну, я накажу вас! Пошла коза к волку:

— Волк-волчище, помоги мне! Взял у меня кустарник серебряный колокольчик и не отдаёт. Пошла я к старой пиле, прошу кустарник спилить, а она говорит: «Не спилю, зубья притупились».

Пошла я к огню, прошу пилу сжечь, а он говорит: «У неё и вправду зубья притупились. Не сожгу». Пошла я к ручью, прошу огонь залить, а он говорит: «Хорошо огонь сделал. Не залью». Пошла я к волам, прошу ручей выпить, а они говорят: «Он правильно поступил. Не выпьем». Съешь волов, волк-волчище!

— Нет, — говорит волк, — сыт я. Да и не люблю с волами связываться, ещё на рога угодишь. Пошла прочь, пока тебя не задрал!

— Ах, вот ты каков! Ну, я накажу тебя! Пошла коза к ружью:

— Ружьё-ружьецо, помоги мне! Взял кустарник у меня серебряный колокольчик и не отдаёт. Пошла я к старой пиле, а она говорит: «Не спилю, зубья притупились». Пошла я к огню, прошу пилу сжечь, а он говорит: «У неё и вправду зубья притупились. Не сожгу». Пошла я к ручью, прошу огонь залить, а он говорит: «Хорошо огонь сделал. Не залью». Пошла я к волам, прошу ручей выпить, а они говорят: «Он правильно поступил. Не выпьем». Пошла я к волку, прошу волов съесть, а он говорит: «Пошла прочь, пока я тебя не задрал». Застрели волка!

— Не могу, — ответило ружьё, — не заряжено.

— Ах, вот ты каково! Ну, я накажу тебя! Пошла коза к мышам:

— Мыши-мыши, помогите мне! Взял у меня кустарник серебряный колокольчик и не отдаёт. Пошла я к старой пиле, прошу кустарник спилить, а она говорит: «Не спилю, зубья притупились». Пошла я к огню, прошу огонь пилу сжечь, а он говорит: «У неё и вправду зубья притупились. Не сожгу».

Пошла я к ручью, прошу огонь залить, а он говорит: «Хорошо огонь сделал. Не залью». Пошла я к волам, прошу ручей выпить, а они говорят: «Он правильно поступил. Не выпьем». Пошла я к волку, прошу волов съесть, а он говорит: «Пошла прочь, пока я тебя не задрал». Пошла я к ружью, прошу волка застрелить, а оно говорит: «Не заряжено». Изгрызите ружьё, мыши!

— Нет, — ответили мыши, — у ружья дерево очень твёрдое, ещё зубы поломаешь. Не будем грызть.

— Ах, вот вы каковы! Ну, я накажу вас! Пошла коза к коту:

— Котик-коток, помоги мне! Взял у меня кустарник серебряный колокольчик и не отдаёт. Пошла я к старой пиле, прошу кустарник спилить, а она говорит: «Не спилю, зубья притупились». Пошла я к огню, прошу пилу сжечь, а он говорит: «У неё и вправду зубья притупились. Не сожгу». Пошла я к ручью, прошу огонь залить, а он говорит: «Хорошо огонь сделал. Не залью». Пошла я к волам, прошу ручей выпить, а они говорят: «Он правильно поступил. Не выпьем». Пошла я к волку, прошу волов съесть, а он говорит: «Пошла прочь, пока я тебя не задрал». Пошла я к ружью, прошу волка застрелить, а оно говорит: «Не заряжено». Пошла я к мышам, прошу ружьё изгрызть, а они говорят: «У ружья дерево очень твёрдое, ещё зубы поломаешь. Не будем грызть». Поймай мышей, котик-коток».

— Нет, — говорит кот, — для тебя и когтем не пошевелю. Сколько раз ты мне рогами грозила! Выпутывайся теперь сама, матушка!

— Ах, вот ты каков! Ну, я накажу тебя! Пошла коза к хозяину:

— Хозяин-хозяин, помоги мне! Взял кустарник у меня серебряный колокольчик и не отдаёт. Пошла я к старой пиле, прошу кустарник спилить, а она говорит: «Не спилю, зубья притупились». Пошла я к огню, прошу пилу сжечь, а он говорит: «У неё и вправду зубья притупились. Не сожгу». Пошла я к ручью, прошу огонь залить, а он говорит: «Хорошо огонь сделал. Не залью». Пошла я к волам, прошу ручей выпить, а они говорят: «Он правильно поступил. Не выпьем». Пошла я к волку, прошу волов съесть, а он говорит: «Пошла прочь, пока я тебя не задрал!» Пошла я к ружью, прошу волка застрелить, а оно говорит: «Не заряжено». Пошла я к мышам, прошу ружьё изгрызть, а они говорят: «Не будем грызть. У ружья дерево очень твёрдое, ещё зубы поломаешь». Пошла я к коту, прошу мышей поймать, а он говорит: «Я для тебя и когтем не пошевелю. Сколько раз мне рогами грозила! Выпутывайся теперь сама, матушка!» Побей кота, хозяин!

Рассмеялся хозяин:

— Зачем же, глупая, кота бить? Пойдём, я тебе сниму колокольчик.

Снял колокольчик и сказал:

— Сама ты за колючку зацепилась. Никто тебя не обижал, а ты на всех наговариваешь. Сварлива ты больно, коза! За это я тебя накажу и не дам тебе больше колокольчика.

И не дал. Пошла коза с горя траву щипать. Прыгала, скакала, головой мотала, но раз колокольчика нет, то и звенеть нечему.

Румынская народная сказка:
“Мудрая царица”

Жил давным-давно царь, и был у него при дворе управитель. Однажды позвал он к себе этого управителя, приказал ему взять с собой две тысячи овец и продать их на базаре, а как продаст — принести вырученные деньги, да и овец пригнать. Услыхал об этом управитель — опечалился. Разве можно овец продать, да их же и обратно пригнать? В глубоком раздумье вернулся он домой. Там его дочка, ей было лет семнадцать, спросила, отчего он такой печальный.

— Как мне не быть печальным, дочка,— ответил отец.— Вот то-то и то-то приказал мне царь.— И он рассказал дочери о приказании царя.

— Только это тебя и огорчило? — спросила дочь.— Успокойся, отец, это пустяки. Делай только так, как я тебе скажу.

— Как же, доченька?

— А вот как. Возьми овец и пойди с ними на базар. Там остриги их, продай шерсть, получи деньги и приходи обратно и с деньгами, и с овцами. Вот ты и сделаешь так, как тебе было приказано.

Как услышал такие слова управитель, повеселел и на другой день, как его научила дочь, получил за овечью шерсть деньги и спокойно вернулся домой и с деньгами, и с овцами.

Увидел царь, что управитель справился с поручением, смекнул, что его кто-то подучил, и спрашивает:

— Кто научил тебя так поступить?

— Есть у меня дочь, твое величество. Это она научила меня, дай тебе Бог здоровья! — ответил управитель.

Услышал царь такой ответ и говорит:

— Иди домой и прикажи своей дочери тотчас же явиться ко мне во дворец, но ни на коне верхом, ни пешком, ни по дороге, ни обочиной, ни одетой, ни раздетой, ни с дичью, ни без дичи, ни в рубашке, ни без рубашки.

Снова пошел управитель домой печальный. «Разве может, — думает он,— моя дочь исполнить такое приказание?»

Дочь же выслушала отца и сразу попросила:

— Отец, приведи осленка, который с овечьим стадом ходит, да принеси мне сеть и двух зайцев, а дальше уж положись на меня. Я тебя не осрамлю.

И когда отец принес ей все, что она просила, завернулась девушка в сеть, села на осла боком, взяла зайцев под мышку, а под сеть надела скроенную, но не сшитую рубашку. Так отправилась она к царю, придерживаясь середины дороги.

Увидел ее царь из окна — удивился. Собаки же с царева двора подняли лай и бросились на нее. Тут выпустила девушка на волю двух зайцев, и собаки помчались за ними. Девушка же проехала прямо ко дворцу и сказала:

— Доброго здоровья, твое величество!

— Спасибо, девица. Что же ты? Я ведь приказал, чтобы ты добралась до меня ни на коне верхом, ни пешком?

— А я приехала к тебе на осле,— отвечала девушка,— и сидела на нем боком.

— Я приказал, чтобы ты шла ни дорогой, ни обочиной.

— Я шла как раз там, где проходит дышло.

— Ни одетая, ни раздетая.

— А я в сеть завернута.

— Ни в рубашке, ни без рубашки.

— Сейчас я ее дошью.

— Ни с дичью, ни без дичи.

— За дичью погнались собаки.

— Я бы тебя взял в жены,— сказал наконец царь, пораженный умом девушки.

— Хорошо,— ответила она.— Но только с одним условием: если ты будешь не по совести разбирать споры своих подданных, то я сама буду их разбирать. Согласен?

— Согласен,— отвечал царь и тотчас же пригласил всех бояр на свадьбу.

Прошел месяц после женитьбы царя на дочери управителя двора. И вот открылась в тех местах большая ярмарка. Поехал царь на ярмарку, а жену оставил дома.

На второй день после отъезда царя стояла царица у окна и видит: идет по дороге мужик, ведет корову, а за коровой бежит теленок.

Как свечерело, заметила она, что идет тот же мужик обратно, но только уже без теленка, а с одной коровой. И плачет. Приказала тут же привести к ней мужика.

— Почему ты плачешь? — спросила она, когда его привели к ней.

— Как же мне не плакать, твое величество,— ответил мужик.— Всего только был у меня один теленок, и того отняли турки. Сказали, что это их лошадь телком разродилась. И отняли.

— А разве не было там в ту пору царя, чтобы не дать тебя в обиду? — спросила царица.

— Как же… был… Но только он их сторону взял.

Как услыхала такие слова царица, приказала мужику прийти на другой день утром ко дворцу — просить разобрать царя дело по справедливости.

— Сегодня вечером он вернется с ярмарки. Я же буду завтра рядом с ним,— добавила она и научила мужика, что говорить.

На другой день пришел мужик на царский двор и попросил дозволения говорить с царем. Позвал царь мужика к себе.

— Доброго здоровья, твое величество!— сказал мужик.

— Спасибо! Что тебе надо?

— Да видишь ли, твое величество, вот такое дело. Есть у меня малюсенький кусочек земли, будь он проклят, тянется до самой речки. Я, твое величество, пасу на нем ягнят. Но вот выскочил карп из воды и съел всех ягнят.

— Что ты за вздор говоришь? Или у тебя не все дома? Как это может карп съесть ягнят?

— Прошу прощения, твое величество, а как же смогла турецкая лошадь моим теленком отелиться?

Услышал царь такие слова и сразу же спросил мужика, кто его надоумил.

Мнется мужик, пытается увильнуть от ответа.

— Не скажешь,— пригрозил царь,— быть твоей голове там, где ноги.

Так и пришлось бедному крестьянину сказать царю правду.

Как узнал царь правду, разгневался… Позвал он царицу к себе и приказал:

— Убирайся прочь из моего дома! Как ты осмелилась изменить мое решение?

— Ладно, уйду,— вздохнула царица.— Но раньше давай устроим большой пир.

Согласился царь и устроил большой пир. Как кончился пир, поднялась царица, взяла в руки стакан с вином и обратилась к царю с такими словами:

— Об одном тебя прошу, твое величество: когда я уйду, позволь мне взять из дома то, что для меня самое любимое и дорогое.

— Бери,— согласился царь.

Как услышала царица эти слова, так взяла сонный порошок и незаметно подсыпала царю в стакан с вином. Выпил царь, упал головой на стол и захрапел.

Тогда взвалила его осторожно царица себе на спину, отнесла в повозку и уехала к себе домой.

Как проснулся царь — удивился.

— Где я? — спросил он.

— У меня, твое величество,— ответила та.

— Как же ты смела? — крикнул царь:

— Ты позволил мне взять из дома самое для меня любимое и дорогое на свете. Вот я и взяла тебя.

Просветлело у царя лицо от радости, когда он услышал такие слова.

— Ты достойна моей любви,— сказал он, целуя свою жену.— Вернемся домой, и теперь ты сама разбирай все споры.

С этих пор зажили они дружно, а суд в их царстве был всегда таким справедливым, что молва о нем шла по всему свету и говорили, что там царство самого правосудия.

Румынская народная сказка:
“Царь-рыба”

Что было, то было, а кабы не было, и вспоминать бы не стали… Жил на свете старик рыбак со своим сыном. Учил он парня рыбацкому ремеслу, потому что другого ремесла он и сам не знал.

Однажды забросил старик рыбак сеть, и попалась ему большая красивая рыба, чешуя на ней сверкала, как камни-самоцветы. Обрадовался старик, отдал сыну рыбу и наказал ее стеречь. А сам отправился на озеро за новой добычей.

Как только скрылся рыбак на своей лодочке из вида, рыба заговорила жалобным голосом:

— Послушай, парень, брось меня в воду. Я царь-рыба, и если ты окажешь мне эту услугу, вовек не забуду тебе этого.

Удивился парень, услышав, как говорит рыба человечьим голосом, да так жалобно, что смягчилось бы и каменное сердце. Пожалел он царь-рыбу и бросил обратно в озеро.

Рыба глубоко нырнула, мелькнула разок на поверхности и больше уже не появлялась.

Через некоторое время старый рыбак причалил к берегу, был он зол как тысяча чертей: хотя бы самый ледащий окунек попался в сети!

— Хороша хоть та рыба, что я тебе оставил? — спросил он.— Да где же она?

— Я бросил ее в воду, отец,— ответил сын.— Она вдруг заговорила по-нашему и так жалобно упрашивала меня отпустить ее на волю, что не устоял я… Говорила, будто она царь-рыба…

Взбешенный рыбак принялся колотить парня. Долго бил его, и только когда устал, оставил в покое.

Но делать нечего, отправились они домой с пустыми руками. Пришлось им попоститься в тот вечер пуще, чем в канун пасхи. Маковой росинки во рту не было.

Утром рыбак снова поколотил сына. Побил он его и на второй и на третий день… Не выдержал сын и ушел из дому куда глаза глядят.

Шел он, шел и дошел наконец до города. У городской стены стоял карлик. Увидев сына рыбака, он подошел к нему, поздоровался, предложил дружить и вместе искать работу. Юноша с радостью согласился. Побратались они и поклялись никогда не расставаться и делить все по-братски.

Легко сказать — делить! Ведь у обоих в карманах не было и гроша ломаного. Решили новые друзья наняться в работники.

Подрядились они к одному хозяину и начали работать.

Закончил как-то карлик работу, стоит у ворот и видит, едет человек верхом на коне, ведет за собой еще пять коней, а на одном из них сидит его работник. На следующий день, примерно в тот же час, человек опять проехал мимо ворот, но уже с другим работником. На третий и четвертый повторилось то же самое, да и все другие дни тот человек опять проезжал мимо, но каждый раз его сопровождал новый работник.

«У этого хозяина каждый день меняются работники. Куда же он девает своих слуг?» — призадумался карлик. И решил он увязаться за человеком и узнать, куда это он каждый день едет и чем занимается.

Так он и сделал. Пошел карлик на базар и стал там ждать. Приехал богач верхом на коне. Увидел он: стоит человек без дела, и стал его нанимать на работу. Сторговались они о цене, и велел хозяин нанятому работнику сесть на коня и следовать за ним. А карлик глаз с них не спускает. Тронулись они в путь, и он за ними. Ехали, ехали, пересекли красивую поляну, сплошь усеянную цветами, затем углубились в лес. Долго пробирались они по лесу, пока не дошли до высокого дерева. Богач соскочил с коня и велел работнику сделать то же самое. Затем хозяин вытащил из сумы крепкую веревку, забросил ее на железный крюк, вбитый высоко в ствол дерева, и велел работнику взобраться наверх.

Влез работник на самую верхушку дерева и снимает оттуда большую корзину, а в ней до самых краев драгоценные камни-самоцветы — диво дивное.

— Батюшки, совсем ослепили меня эти самоцветы, будь они неладны!..— вскричал работник.

— Спускайся поскорее с ними,— сердито прикрикнул на него хозяин,— да смотри держи язык за зубами…

Спустился работник с корзиной и отдал ее хозяину. Тот пересыпал самоцветы в переметные сумы, а корзину вернул работнику и велел снова повесить ее на верхушке дерева, туда, откуда он ее снял.

Полез работник на дерево, повесил корзину на прежнее место и хотел было спуститься, да не тут-то было: нет веревки на месте.

— Забрось-ка на место веревку, хозяин, дай мне спуститься! — кричит работник.— Не стану же я прыгать, кости себе ломать. Калекой на всю жизнь останусь!

Хозяин же, ни слова не говоря, уложил переметные сумы на коней.

— Не слышишь, что ли? Брось шутить! — кричит ему работник.

Долго кричал бедняга с верхушки дерева, но хозяин притворился, что не слышит его, вскочил на коня — и был таков.

— Стой, барин, стой! — несутся ему вслед вопли работника.— Помоги мне слезть с дерева, ведь не было у нас уговора, что ты меня здесь оставишь!

А тот хоть бы что, скачет, только искры из-под копыт сыплются.

Видит бедняга работник, что дело плохо, горько он заплакал, да так горько, что любой пожалел бы его. А карлик спрятался в кустах, ждет, что будет дальше.

Работник еще продолжал отчаянно кричать, как вдруг увидел, что из огромного дупла выполз змей. Он медленно поднялся по дереву до самой верхушки, где уцепился бедняга работник. Разинув широкую, как ворота, пасть с оскаленными клыками величиной с добрую лопату каждый, змей в одно мгновение сожрал беднягу. Затем опять открыл свою пасть и стал изрыгать в корзину красные, зеленые и белые камни-самоцветы, пока не наполнил ее до краев. Потом пополз вниз и скрылся в своем дупле.

Сидя неподалеку в кустах, карлик видел все происшедшее и окаменел от страха и жалости к бедному работнику.

Но как только змей скрылся в своем дупле, он пустился в обратный путь.

А на следующий день, когда хозяин приехал на базар на своих лошадях, карлик смело подошел к нему и предложил свои услуги. Он, видать, что-то надумал.

Ударили они по рукам, вскочил карлик на коня и поехал вслед за хозяином. Они проехали город, пересекли поляну, углубились в лес и достигли наконец знакомого дерева. Оба спешились, затем хозяин накинул веревку на крюк, как и в прошлый раз; карлик послушно вскарабкался на верхушку дерева, снял с нее корзину с драгоценными камнями, как этого потребовал хозяин, и спустился с нею на землю.

Пересыпал богач драгоценные камни в переметные сумы и отдает корзину обратно карлику, велит повесить ее на место.

— Не могу,— говорит карлик.— У меня голова закружилась. На верхушку дерева еще раз ни за что не полезу…

— Что же мне делать с корзиной? — спрашивает сердито хозяин.

— Что делать? Полезай сам, и дело с концом! — отвечает карлик.

«Как же быть?— раздумывает богатей.— Если я заберусь на верхушку, то должен и спуститься, ведь не сумасшедший же я, чтобы там остаться. А если я никого не оставлю на съедение змею, он никогда больше не будет изрыгать самоцветов…»

— Послушай-ка, дружище,— заискивающе говорит хозяин,— полезай на дерево, я тебе за это дам пригоршню драгоценных камней.

А карлик все отнекивается.

— Лезь, говорю тебе,— кричит богатей,— ведь я с таким уговором и нанимал тебя.

— Господи, как голова кружится, словно вся земля завертелась подо мной!— заорал вдруг карлик и бросился навзничь на землю.

Видит богатей, не сладить ему с упрямым слугой, и пришлось взяться за дело самому. Схватил он пустую корзину и полез с ней на дерево, чтобы повесить ее, как полагается, на самую верхушку.

А карлик этого только и ждал: увидел он краем глаза, что хозяин добрался до верхушки дерева, и сразу прошло у него головокружение. Вскочил на ноги, бросился к веревке и сдернул ее с крюка.

— Что ты делаешь? — кричит тот сверху.— Повесь на место веревку, дай мне слезть!

— Тебе и наверху хорошо! — отвечает ему карлик, взбираясь на седло.

— Стой, парень, стой, отдам тебе все мешки с драгоценными камнями, только забрось на крюк веревку…

А карлик, устроившись поудобнее в седле, тронулся с места и, обернувшись к богатею, крикнул ему на прощанье:

— Оставайся, брат, на верхушке! — И, ударив коня, поскакал к городу.

Заметался богатей на дереве, как в западне, но видит — спасения нет: прыгать с дерева — разобьешься, так что костей своих не соберешь… Выглянул змей из дупла, видит — человек на верхушке дерева, выполз и проглотил добычу целиком. Так богатей нашел свою кончину в брюхе змея.

А карлик решил заехать к богатею домой, посмотреть, что у него там делается. Но как найти его дом? Отпустил он поводья, конь и привел седока прямехонько к дому хозяина. Ворота были заперты на замок. Порылся карлик в сумах и в одной из них нашел ключ. Открыл ворота и вошел в дом. Увидел он там столько несметных богатств, что у него в голове помутилось. Но вскоре он пришел в себя, выпростал сумы, вскочил на коня и отправился за своим другом.

Сын рыбака был дома и сидел, грустно понурив голову, в тревоге раздумывая, не случилась ли с карликом беда, а как увидел друга, обрадовался, словно самому Господу Богу.

— Рассказывай скорей, где пропадал,— молит он карлика.

— Потерпи, друг, все расскажу по порядку,— ответил ему карлик.— Сначала пойди возьми расчет у нашего хозяина.

Пошел сын рыбака к хозяину и потребовал расчета.

— Очумел ты, что ли? Что это взбрело тебе ни с того ни с сего уходить со двора? — удивился хозяин.

— Давай, хозяин, расчет, больше я тебе не работник,— стоял на своем сын рыбака.

«Парень с ума спятил»,— подумал хозяин.

— На тебе расчет и иди с Богом! — согласился он. Собрал парень свои пожитки и пошел вместе с карликом к дому богатея, а когда добрались они до места, карлик показал своему приятелю все найденные там драгоценности и сказал, что все это принадлежит теперь им двоим.

— Ты что, дружище, смеешься надо мной, что ли,— говорит рыбацкий сын своему другу-карлику.— Не могу прийти в себя от изумления… Неужто все это богатство — наше?

— Конечно!

— И хитер же ты, брат! — воскликнул он, восхищенный рассказом карлика о том, как он заманил своего бывшего хозяина в западню.

Словно о попе-расстриге разнеслась по округе весть о сказочном богатстве, доставшемся сыну рыбака и его другу-карлику.

В тот год решил царь выдать замуж свою дочь. Разослал он по всей стране гонцов, и объявили они народу: коли найдется удалец, который согласится провести с царевной ночь в ее тереме, тот и станет ее мужем. С царевной же дело было неладное: девяносто девять раз она выходила замуж, но все царевы зятья погибли в первую же ночь, наутро в ее горнице находили одни только их кости. Никто не мог разгадать — что было причиной их гибели.

Услышав об этом, карлик, как человек бывалый, тотчас пошел во дворец и заявил царю, что у него-то есть крестовый брат, который решил попытать счастья и добиться руки царевны.

Царь с радостью согласился и велел карлику немедленно привести во дворец своего друга, подтвердив, что отдаст тому царевну в жены, если жениху удастся остаться в живых.

Побежал карлик домой, позвал сына рыбака и вместе с ним вернулся во дворец.

Когда наступил вечер, сын рыбака вместе с царевной вошел в ее горницу. Карлик прокрался за ними и улегся в углу на полу.

Ночью он встал, разбудил сына рыбака и велел ему незаметно лечь на другую кровать. Затем вытащил свой большой меч и стал ждать. Вскоре видит: изо рта царевны выполз большой змей. Размахнулся карлик своим мечом, и полетела голова змея. Вслед за тем разбудил он своего названого брата и говорит ему:

— Помнишь наш уговор? Все, что добудем, делить пополам?

— Верно, таков был наш уговор,— отвечает парень. Тогда карлик бросился с поднятым мечом к царевне.

— Разрублю и возьму себе половину! — воскликнул он. Царевна была так напугана, что громко икнула, и из ее рта выпало яйцо. Еще два раза заносил карлик свой меч над головою царевны, от страха она раскрывала рот, и каждый раз из него выпадало по яйцу.

— Ну, друг,— сказал карлик,— забирай свою невесту, и будьте с ней здоровы. Ведь змей, будь он проклят, оставил в животе царевны три яйца, и из них должны были вылупиться три змееныша!

Тут карлик признался сыну рыбака, что он — царь-рыба, над которой тот сжалился и выпустил в озеро. Обещав своему спасителю отплатить добром, он честно сдержал свое слово: добыл для него несметные богатства и царевну в жены.

— Желаю тебе счастья и здоровья! — С этими словами карлик словно растаял в воздухе.

Наступило утро. Царь пришел в горницу царевны. Безмерны были его удивление и радость, когда он увидел царевну и ее жениха живыми и невредимыми.

Семь дней и семь ночей длился свадебный пир.

Я там поел,

Потолстел

И раздулся, как клубок,

Как беременный сверчок.

С 25 декабря Театр-Театр возобновляет музыкальную сказку для всей семьи «Бременские музыканты» (6+). В актёрском составе спектакля произойдут большие изменения. Пока театр готовится к этому событию, предлагаем нашим зрителям немного интересной информации о «Бременских музыкантах». 

СКАЗКА О ЖИВОТНЫХ-МУЗЫКАНТАХ 

Сказка «Die Bremer Stadtmusikanten» известна нам благодаря двум немецким филологам и собирателям фольклора, братьям Гримм, Вильгельму и Якобу. Исследователи немецкой культуры опубликовали в 1812 году сборник «Детские и семейные сказки», в который вошли многие известные нам сюжеты. Рапунцель, Гензель и Гретель, Золушка, Красная шапочка – в такой компании и оказались четыре друга: Осёл, Пёс, Кот и Петух. 

братья грим.jpg

На русский язык сказку о животных-музыкантах пересказал в 1936 году поэт и драматург из объединения ОБЭРИУ Александр Введенский. Годом позже появился перевод Григория Петникова. Перевод Петникова больше напоминает русскую народную сказку, а Введенский создал более оригинальный и художественный текст, организованный ритмически и стилистически. 

Сюжет сказки, как и большинство сюжетов немецких народных преданий, весьма пессимистичен: животные, состарившись и перестать приносить пользу людям, смерти от рук хозяев предпочитают побег. Они встречают друг друга и решают пойти в Бремен, чтобы стать городскими уличными музыкантами. Путь до города неблизок, и животные в поисках ночлега набредают на домик разбойников, которых решают напугать и прогнать, выстроившись в пирамиду: «Осёл тихонько поставил передние ноги на подоконник, собака взобралась на спину ослу, кот вскочил на спину собаке, а петух взлетел на голову коту». Разбойники в страхе разбежались, но позже решили послать самого смелого посмотреть, можно ли возвращаться. Наткнувшись в темноте на каждого из животных и испугавшись ещё больше, разбойник был снова вынужден бежать – уже навсегда. А животные остались жить в этом доме, так и не дойдя до Бремена. 

СКУЛЬПТУРЫ ПО МОТИВАМ СКАЗКИ 

Согласно сюжету сказки, бродячие музыканты так и не дошли до Бремена. Однако если вы посетите Бремен и дойдёте до ратуши, то у её западной стены обязательно увидите скульптуру Герхарда Макса, установленную в 1951 году. Эта скульптура изображает «пирамиду животных» из сказки о Бременских музыкантах. 

скульптура бремен.jpg

А в Риге – городе-побратиме Бремена – напротив Подворья конвента героев сказки, которые как бы заглядывают в окно разбойничьей избушки, изобразила скульптор Криста Баумгартель в 1990 году. 

скульптура рига.jpg

Скульптуры, изображающие Бременских музыкантов, есть и в других городах мира, среди которых немецкие Лейпциг, Цюльпих и Эрфурт. В России тоже есть скульптурные изображения героев немецкой сказки, но о них мы обязательно расскажем позже. 

МУЛЬТФИЛЬМ ДИСНЕЯ 

В 1922 году появился первый чёрно-белый мультфильм студии Дисней о Бременских музыкантах – «The Four Musicians of Bremen». Сюжет, записанный Гриммами, претерпел в нём значительные изменения: вся предыстория, описанная в сказке, отсутствует. Мультфильм начинается с того, что животные со своими музыкальными инструментами убегают от недовольных жителей города, которые бросают в них кирпичи и камни. Животные голодны и не могут поймать рыбу, сами становятся жертвами одной кровожадной рыбы, а затем и солдат-разбойников, вооружённых пушками, но в финале остаются живы. 

чб мультик.jpg

Американские аниматоры превращает осла, собаку, кота и петуха из городских музыкантов в певцов кантри – стиля популярной музыки, зародившегося на юге и западе США в 20-е годы. Короткий мультфильм с динамичным сюжетом, включающим погони и сражения под джазовый саундтрек, напоминает знаменитых «Тома и Джерри», хотя до их появления пройдёт ещё 20 лет, а до пика популярности – все 40. 

ПЕРВЫЙ ЦВЕТНОЙ МУЛЬТФИЛЬМ 

Следующий мультфильм о Бременских музыкантах был уже цветным. Его создал в 1935 году другой американский аниматор, бывший коллега Диснея, Аб Айверкс. В мультфильме «The Brementown Musicians» гораздо больше совпадений с текстом сказки: четверых животных, плохо исполняющих свои «обязанности», хозяин выгоняет из дома; есть избушка разбойников и та самая «пирамида» животных. Но есть и отличия: хозяин у всех четверых животных один, и именно своего хозяина, который их так жестоко прогнал, осёл, собака, кот и петух спасают от разбойников, за что старик им искренне благодарен. А ещё в этом мультфильме прослеживается немецкий колорит: одежда хозяина похожа на традиционный баварский мужской костюм. Есть в мультфильме и настоящие городские музыканты (люди), которые поют популярную немецкую народную песню. 

цветной мультик.jpg

О БРЕМЕНСКИХ МУЗЫКАНТАХ ПО-ИСПАНСКИ 

В 1989 году появился полнометражный мультфильм «Los Cuatro Músicos de Bremen» испанского режиссёра Круза Дельгадо. Животным-музыкантам дали в лапы современные музыкальные инструменты, шеф разбойников превратился в мафиози, а история значительно расширилась. Появилась дополнительная сюжетная линия о музыкальном конкурсе, призом за победу в котором становится труба, украденная разбойниками. Разоблачение разбойников, их поимка и выступление музыкантов-животных, которых награждают призом (трубой) приводит сюжет мультфильма к счастливому финалу. О дальнейших приключениях друзей-музыкантов испанцы выпустили мультсериал из 26 эпизодов («Los Trotamúsicos», 1989 – 1994). 

испания.jpg

«БЕССТРАШНАЯ ЧЕТВЕРКА» 

В 1997 году немецкая команда режиссёров создаёт ещё одну полнометражную анимационную ленту под названием «Die Furchtlosen Vier» («Бесстрашная четвёрка»). Песни животных и по манере исполнения, и по аранжировке напоминают скорее рок-баллады. Осёл Фред, пёс Бастер, кошка Гвендолин и петух Тортеллини в погоне за музыкальной славой нацелены на Париж, хоть им и остаётся довольствоваться Бременом. Все животные в этом мультфильме поют, а кошка Гвендолин ещё и играет на мандолине. Основным становится конфликт животных и людей, присутствует сатира на современное общество контрактов и бизнес-империй. В этом мультфильме в некоторых сценах используется 3-D анимация отдельных элементов, что в наши дни смотрится неуклюже, особенно в сочетании с плоской фоновой картинкой, но для мультипликации того времени это было новинкой. 

ИГРОВОЙ ФИЛЬМ ПО СКАЗКЕ 

В немецком игровом фильме 2009 г. «Die Bremer Stadtmusikanten» режиссёра Дирка Регеля к основной сюжетной линии о состарившихся животных, которых хочет убить хозяин-фермер и которые сбегают в Бремен, чтобы стать там музыкантами, добавляется ещё одна полноценная сюжетная линия: появляются фермер, его дочь, её мачеха и работник Йохан. 

кино.jpg

Дочь фермера Лисси хотят насильно выдать замуж за богатого Ганса, но она любит бедняка Йохана, сбегает из дома вслед за своим возлюбленным. По пути в Бремен Лисси встречает животных со своей фермы; фермер и его жена гонятся и за девушкой, и за сбежавшими животными, а Йохан попадает в плен к разбойникам. После всех приключений героев, однако, ожидает счастливый конец: влюблённые воссоединяются, животные спасают свои шкуры и на свадьбе Йохана и Лисси поют песню, в которой рассказывают о своих приключениях. Настоящие осёл, пёс, кот и петух сняты в этом фильме и озвучены профессиональными актёрами. Реальные животные не могут играть на музыкальных инструментах, поэтому в фильме осёл, пёс, кот и петух только поют – голосами актёров озвучания.

продолжение.jpg

19 октября, вторник 

05:20 Мама для мамонтенка (12+)

05:30 Кафе «Парадайз» (3-я серия) (12+)

Британские подростки Роббо и Меган приехали со своим отцом-биологом к Тихому океану. Пока отец работает, ребята открывают кафе на побережье. Место это странное и необычное… Но местные подростки Тай и Эби знают много секретов, и готовы помогать новым друзьям. Режиссёр: Дэнни Мулрон

05:55 Рок Дог (12+)

07:20 Конек-Горбунок (12+)

08:30 Кафе «Парадайз» (4-я серия) (12+)

Британские подростки Роббо и Меган приехали со своим отцом-биологом к Тихому океану. Пока отец работает, ребята открывают кафе на побережье. Место это странное и необычное… Но местные подростки Тай и Эби знают много секретов, и готовы помогать новым друзьям. Режиссёр: Дэнни Мулрон

08:55 Тролли: Большой побег (6+)

Мальчик Макс и его лучший друг, маленький тролль, вновь проводят вместе каникулы. Их беззаботные дни может нарушить жадный владелец отеля Остеренг, мечтающий завладеть землей, на которой расположен дом троллей. Макс, его бабушка и сами тролли готовы на все, чтобы разрушить планы Остеренга и помешать ему уничтожить дом троллей.»Тролли: Большой побег» — продолжение семейного фэнтези о дружбе мальчика и волшебных существ. Режиссёр: Герт Эмбрехтс 2016 г.

10:20 Кошкин дом (12+)

10:50 Лягушка-путешественница (12+)

11:10 Снеговик-почтовик (12+)

11:30 Кафе «Парадайз» (5-я серия) (12+)

Британские подростки Роббо и Меган приехали со своим отцом-биологом к Тихому океану. Пока отец работает, ребята открывают кафе на побережье. Место это странное и необычное… Но местные подростки Тай и Эби знают много секретов, и готовы помогать новым друзьям. Режиссёр: Дэнни Мулрон

11:55 Робинзон Крузо: Очень обитаемый остров (12+)

13:25 Принцесса на горошине (6+)

Согласно древнему обычаю, старый король должен передать свой трон наследнику в день своего семидесятилетия. Но чтобы стать настоящий королем, юный принц должен быть женат, а он так и не нашел своей принцессы. Этим грозит воспользоваться сестра короля, злобная тетушка, которая мечтает заполучить в свои руки власть в королевстве. День рождения короля все ближе, а принц желает жениться только по любви и только на настоящей принцессе! Фильм «Принцесса на горошине» снята по мотивам одноименной сказки Ганса Христиана Андерсена. Режиссёр: Бодо Фюрнайзен 2010 г.

Кадр к фильму Принцесса на горошинеКадр к фильму Принцесса на горошинеКадр к фильму Принцесса на горошине

14:25 Богатырская каша (12+)

14:30 Кафе «Парадайз» (6-я серия) (12+)

Британские подростки Роббо и Меган приехали со своим отцом-биологом к Тихому океану. Пока отец работает, ребята открывают кафе на побережье. Место это странное и необычное… Но местные подростки Тай и Эби знают много секретов, и готовы помогать новым друзьям. Режиссёр: Дэнни Мулрон

15:00 Монстр в Париже (12+)

16:20 Трям! Здравствуйте! (12+)

16:30 Король-лягушонок (6+)

Однажды в одном королевстве молодая принцесса Софи играла со своим золотым мячиком возле королевского пруда. Мячик упал в воду и ушел на дно. Софи сильно расстроилась, но внезапно ее игрушку вернул лягушонок, который заговорил с принцессой человеческим голосом. В обмен на золотой мячик лягушонок потребовал от принцессы общения дружбы. Легкомысленная Софи сразу же пообещала такой пустяк, не ожидая, что уже на следующий день ее помощник явится к ней во дворец и потребует выполнить обещанное. Семейный фильм «Король-лягушонок» входит в телевизионный проект «Шесть одним махом», в котором собраны экранизации самых популярных европейских сказок. Режиссёр: Франциска Бух 2008 г.

Кадр к фильму Король-лягушонокКадр к фильму Король-лягушонокКадр к фильму Король-лягушонок

17:30 Кафе «Парадайз» (7-я серия) (12+)

Британские подростки Роббо и Меган приехали со своим отцом-биологом к Тихому океану. Пока отец работает, ребята открывают кафе на побережье. Место это странное и необычное… Но местные подростки Тай и Эби знают много секретов, и готовы помогать новым друзьям. Режиссёр: Дэнни Мулрон

18:00 Приключения Буратино (1-я серия) (6+)

Чудесный мальчик по имени Буратино был вырезан своим названым отцом папой Карло из обычного полена. Веселый и любопытный, он тут же завёл дружбу с куклами театра злого Карабаса Барабаса. Но они попали в беду, и Буратино отправился их выручать. Во время нелегкого пути доверчивый мальчишка попался на удочку Лисы Алисы и Кота Базилио, которые завели его в Страну Дураков. А добрая и мудрая черепаха Тортила, сражённая обаянием деревянного юноши, подарила ему волшебный Золотой Ключик. Разгадав его тайну, Буратино вызволит друзей из неприятностей. Режиссёр: Леонид Нечаев 1976 г.

19:05 Приключения Буратино (2-я серия) (6+)

Чудесный мальчик по имени Буратино был вырезан своим названым отцом папой Карло из обычного полена. Веселый и любопытный, он тут же завёл дружбу с куклами театра злого Карабаса Барабаса. Но они попали в беду, и Буратино отправился их выручать. Во время нелегкого пути доверчивый мальчишка попался на удочку Лисы Алисы и Кота Базилио, которые завели его в Страну Дураков. А добрая и мудрая черепаха Тортила, сражённая обаянием деревянного юноши, подарила ему волшебный Золотой Ключик. Разгадав его тайну, Буратино вызволит друзей из неприятностей. Режиссёр: Леонид Нечаев 1976 г.

20:15 Верное средство (12+)

20:35 Кафе «Парадайз» (8-я серия) (12+)

Британские подростки Роббо и Меган приехали со своим отцом-биологом к Тихому океану. Пока отец работает, ребята открывают кафе на побережье. Место это странное и необычное… Но местные подростки Тай и Эби знают много секретов, и готовы помогать новым друзьям. Режиссёр: Дэнни Мулрон

21:00 Госпожа метелица (6+)

У одной вдовы было две дочери. Одна — Мари — работящая и покладистая девушка, другая — Луиза — ленивая и эгоистичная. Мать потакает капризам Луизы, взваливая всю работу по дому на Мари. Однажды сестры оказываются в волшебном колодце, который переносит их во владения Госпожи Метелицы. Добрая и отзывчивая Мари, гуляя по прекрасной земле, никому не отказывает в помощи. Это не остается без внимания хозяйки, и Госпожа Метелица решает наградить девушек по их заслугам. Экранизация одноименной сказки Братьев Гримм входит в немецкий цикл «Шесть одним махом», состоящий из самых известных произведений немецких писателей. Режиссёр: Бодо Фюрнайзен 2008 г.

Кадр к фильму Госпожа метелицаКадр к фильму Госпожа метелицаКадр к фильму Госпожа метелица

22:00 Василиса Микулишна (12+)

22:20 Богатырша (12+)

23:35 Кафе «Парадайз» (1-я серия) (12+)

Британские подростки Роббо и Меган приехали со своим отцом-биологом к Тихому океану. Пока отец работает, ребята открывают кафе на побережье. Место это странное и необычное… Но местные подростки Тай и Эби знают много секретов, и готовы помогать новым друзьям. Режиссёр: Дэнни Мулрон

00:00 Дьявол с тремя золотыми волосками (6+)

Когда у короля родилась долгожданная дочь, колдунья предсказала ей, что принцесса выйдет замуж за бедняка, который родился в ту же ночь, что и королевская дочь. Такое предсказание не понравилось королю, и он решил всеми силами противодействовать его исполнению. Когда пришло время, во дворец пришел юноша, который попросил руки принцессы. Король, желая схитрить, дал бедняку задание — он должен принести три золотых волоса с головы дьявола, и лишь тогда принцесса станет его женой. Семейное кино «Дьявол с тремя золотыми волосками» снято по одноименной сказке Братьев Гримм. Режиссёр: Мария фон Геланд 2013 г.

Кадр к фильму Дьявол с тремя золотыми волоскамиКадр к фильму Дьявол с тремя золотыми волоскамиКадр к фильму Дьявол с тремя золотыми волосками

01:00 Дора-дора-помидора (12+)

01:10 Приключения красного самолетика (12+)

02:20 Мама для мамонтенка (12+)

02:30 Кафе «Парадайз» (3-я серия) (12+)

Британские подростки Роббо и Меган приехали со своим отцом-биологом к Тихому океану. Пока отец работает, ребята открывают кафе на побережье. Место это странное и необычное… Но местные подростки Тай и Эби знают много секретов, и готовы помогать новым друзьям. Режиссёр: Дэнни Мулрон

03:00 Рок Дог (12+)

04:20 Конек-Горбунок (12+)

  • Румяное лицо как пишется
  • Рубаш нка как пишется
  • Рукопись этого романа еще не окончена как пишется
  • Рубящие лес как пишется
  • Руби лукас однажды в сказке