Рукописи не горят мастер и маргарита сочинение

Тема урока: рукописи не горят. итоговое занятие по роману м. а. булгакова мастер и маргарита цели урока: помочь учащимся выйти

Тема урока: «Рукописи не горят». Итоговое занятие по роману М. А. Булгакова
«Мастер и Маргарита»

Цели урока: помочь учащимся выйти на более
высокий уровень обобщения и систематизации изученного материала: особенность
композиции, жанровое своеобразие,  система образов, проблематика;
способствовать более глубокому пониманию произведения, его анализу, творческому
восприятию; формировать собственную систему взглядов, умение работать в группе;
воспитывать нравственные качества.

Тип урока: систематизация и обобщение знаний и
умений.

Оборудование: текст
романа М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита», презентация, компьютер,
медиапроектор, экран, иллюстрации к роману.

Ход урока

1. Организационный момент.

2.  Постановка цели и задач урока.

Мотивация учебной деятельности учащихся.

       Сегодня предметом
нашего обсуждения является роман М.А.Булгакова «Мастер и Маргарита» — один
из самых неоднозначных в русской литературе. Споры о нём не утихают со дня
издания.   

Точки зрения на проблематику
романа, оценки идейного содержания, образной системы различны, иногда прямо
противоположны. Мы завершаем изучение романа и будем искать ответ на вопрос: «Что
хотел сказать своим романом величайший из писателей-философов XX в.?».

3. Актуализация знаний.

Викторина.

1)       
Бритый, темноволосый, с острым носом; 
встревоженный взгляд;  свешивающийся на лоб клок волос; человек лет 38.    (Мастер).

2)       
В полосатом добротном костюме, яркий
галстук, из кармана торчала обглоданная куриная кость.     (Азазелло).

3)       
Прозрачный гражданин преступного вида;  на
маленькой головке жокейский картузик;  на нем  клетчатый кургузый пиджачок.  
   (Коровьев- Фагот).

4)       
На шее у него фрачный галстук бантиком; на
груди перламутровый дамский бинокль на ремешке; усы были вызолочены.   (Кот-
Бегемот).

5)       
Наименование валюты, которую никогда не
держал в руках председатель жилтоварищества дома  302-бис  Никанор Иванович
Босой, но которая была найдена при обыске в его квартире.    (Доллары).

6)  Воланду принадлежит трость с черным
набалдашником. Какой формы был  этот набалдашник?     ( В форме головы
пуделя).

 7) Что более всего на свете ненавидел
Понтий Пилат?   (Запах розового масла).

  8) Какое обещание дал Степан Лиходеев 
Азазелло?  (Не лгать и не хамить по телефону).

4. Обобщение и систематизация знаний.

1.Беседа по произведению.


К какому жанру можно отнести роман? 

 (Бытовой
/картины московского быта 20-30 годов/, фантастический /элементы фантастики/,
философский /вечные проблемы/, автобиографический, любовный, сатирический).


Когда и где происходит действие романа?


Каковы особенности композиции романа?


чём проявляется своеобразие композиции романа «Мастер и Маргарита»?

А)
кольцевая композиция; Б) хронологический порядок развития событий; В)
параллельное развитие трёх сюжетных линий; Г) параллельное развитие двух
сюжетных линий.


Какой композиционный приём использует автор в своём произведении?

М.А.
Булгаков использует особый композиционный прием – «скрепы», повторяющиеся
предложения, завершающие одну главу и начинающие следующую. – « Все просто: в
белом плаще … (гл. 1) – В белом плаще с кровавым подбоем (гл. 2); Было около
десяти часов утра (гл. 2) – Да, было около десяти часов утра, досточтимый Иван
Николаевич, – сказал профессор (гл. 3, ч. I)» и т.д.


Чем определяется система образов романа?

Система
образов романа определяется сюжетными линиями романа.


Какие средства художественной выразительности использует Булгаков, описывая
жизнь москвичей?

В
ершалаимских главах все точно, каждое слово употреблено в его прямом значении.
В романе о Мастере речь персонажей изобилует вульгаризмами, газетными штампами.
(“Входила милиция в числе двух человек”, “ В руках имелся примус” и другие).

Жизнь
москвичей Булгаков изображает сатирически, используя такие приемы как гротеск и
фантастику. (Таинственное перемещение Степы Лиходеева в Ялту, История с
валютой, костюм председателя комиссии, подписывающий документы и другие).

2.
Сообщения творческой группы учащихся:

А).
Философская трактовка библейских сюжетов в романе.

Б).
Москва и москвичи.

В).
История любви героев.

3.
Просмотр презентации. (Презентация является заранее подготовленным продуктом
творческой группы учащихся.)

Слово
о писателе.

Замысел
романа.

Особенность
композиции.

Время
и пространство.

Система
образов романа.

История
любви.

Размышления
и выводы.

5. Закрепление изученного. Проблемный вопрос.

      
Исследователями неоднократно отмечалось, что роман «Мастер и Маргарита» —
двойной роман. Он состоит из романа Мастера о Понтии Пилате и романа о судьбе
самого Мастера.


 Булгаков создал роман в романе? Как этот прием помогает нам понять замысел
писателя?

 Эти
романы образуют такое органическое единство, которое и выводит «Мастера и
Маргариту» за пределы собственно романного жанра. Это философское произведение
посвящено  судьбе не отдельного человека, а рассматривает судьбы всего
человечества.

6. Контроль усвоения знаний.

 — Погублены
или спасены в романе Булгакова «добрые герои»: мастер, Маргарита, Бездомный?

— Кто же
главный герой романа? Мастер, создавший роман-откровение о Пилате Понтийском,
прокураторе Иудеи, судившем Иисуса и утвердившем смертный приговор, вынесенный
Синедрионом? Мастер, угадавший своим романом, что величайшее из всех
преступлений на земле —  трусость и предательство? Маргарита, его возлюбленная,
ради любви отрёкшаяся от материального благополучия? Воланд — Князь тьмы,
который явился в мир, отказавшийся от веры и любви, чтобы напомнить людям о добре,
милосердии и Боге?…

— Как вы понимаете слова  
Воланда : «Имейте в виду, что Иисус существовал… И доказательств никаких не требуется»?

7. Подведение итогов урока. Формирование выводов по изученному
материалу. Рефлексия.

— Какие выводы можно сделать по итогам урока?

— Что хотел сказать своим
романом величайший из писателей-философов XX в.?

— Почему рукописи не горят?


Что для вас означает этот роман?

8.
Домашнее задание.

Написать
сочинение-миниатюру: «Если бы Воланд посетил наш город?»

Список
литературы:

1. Агеносов В. В. «Трижды романтический мастер»:
Проза Михаила Булгакова // Агеносов В. В. и др. Литература народов России
XIX–XX веков. М., 1995.

2. Булгаков М.А. «Мастер и Маргарита»  // К.: «Пилигрим»,
1992. – 381 с.

3. Барков А. Кто они — Мастер и Маргарита? // Наука и жизнь. 1991.
№ 9, 10.

4. Гапоненков А.А. «Мастер и Маргарита» М.А.
Булгакова: жанровое своеобразие романа. Саратов, 1997.

5. Дунаев М.М. Рукописи не горят? (Анализ романа М. Булгакова
«Мастер и Маргарита»). Пермь, 1999.

6. Печказова С. П. Урок литературы в 11-м классе по теме «Роман М.А. Булгакова
«Мастер и Маргарита». Особенности композиции и проблематика.

Фильм «Мастер и Маргарита» снят по мотивам одноименного романа М.А. Булгакова. Девизом творческой работы стала известная фраза «Рукописи не горят!». Михаил Булгаков — признанный гений. Из под его пера вышли удивительные, яркие, наполненные смыслом работы. Произведение «Мастер и Маргарита» не стало исключением. Только смогли ли создатели кинокартины передать основную мысль романа или они старались показать собственное видение на эту историю? Попробуем разобраться.

Смысл фильма «Мастер и Маргарита»

Фильм получился достоверным и содержательным. Режиссер не упустил ни одной детали. Все фразы и реплики взяты из одноименного произведения. Актерам удалось виртуозно исполнить свои роли. Тонко и блестяще! Убедительно и смело. И очень по-булгаковски.

Каждый персонаж кинокартины заслуживает внимания. Иешуа. Когда он смотрит на прокурора, в его взгляде читается тревожное любопытство. Он настойчив, но в то же время мягок. Персонаж приводит четкие доводы. Он просто не может остаться неуслышанным. Образ Пилата яркий, цельный. Однако в душе у него много боли. Он несчастен, хотя старается это не показывать. В диалоги этих двух героев хочется вслушиваться, чтобы не потерять ни одного скрытого смысла. Важно наблюдать не за действиями, а за мимикой, чувствами, едва уловимой сменой голоса персонажей.

Воланд — властный и сосредоточенный герой. Он четко знает, чего хочет. Его так просто не проведешь. Он умело управляет интонацией своего голоса, а от его взгляда бегут мурашки по коже. Мастер. Он заслуживает отдельных слов. Персонаж не может обрести внутреннюю гармонию. Он ищет покоя, но никак не может его найти. Мастер уже потерял всякую надежду на становление внутреннего спокойствия. Его душа изранена, она кровоточит. Это приносит ему невыносимые страдания. Ситуация кажется ему безвыходной.

Фильм «Мастер и Маргарита» получился сложным и многогранным. Переплетение мыслей, эмоций, чувств. Изначально зрители считают, что это трагичная история. Воланд появляется в компании свое свиты. После этого начинают происходить необъяснимые мистические события. Однако во время просмотра кинокартины зрители несколько раз ловят себя на мысли, что эта пронзительная история о поиске себя и смысла жизни. Кто-то проходит этот путь легко и беззаботно. На долю другого выпадает немало испытаний и проблем. Но у каждого этот путь свой.

Смысл финала фильма «Мастер и Маргарита»

В киноленте «Мастер и Маргарита» затронуты различные вопросы, которые волнуют общество. Режиссер сосредоточил свое внимание на противостоянии добра и зла, смелости и трусости, верности и предательства. Иногда границы между этими понятиями становятся слишком тонкими. Человек может легко нарушить принципы, которые казались ему незыблемыми. Самый яркий пример — Маргарита. Героиня мечтает воссоединиться с любимым. Но для достижения своей цели она использует странные методы. Героиня решает совершить сделку с самим Дьяволом. Что подтолкнуло ее к такому смелому шагу? Неужели чистая и искренняя любовь способна на такое?

Действия кинокартины разворачиваются во времена безжалостных репрессий. Жестокие 30-е годы. Доносы в этот период стали нормой. Персонажами движет трусость. Они и хотят изменить ситуацию, и не могут ничего сделать. Никто не может решиться пойти против системы. Герои боятся наказания. Каждый думает о себе. Заступиться даже за невиновного становится выше их сил. Они не могут совершить поступок который может иметь для них неприятные последствия. Поэтому герои начинают мириться с царящей повсюду жестокостью и несправедливостью. И их можно понять, ведь каждый опасается за свою жизнь.

Смысл финала фильма «Мастер и Маргарита» заключается в том, что добро и зло взаимосвязано. Одно от другого отделить практически невозможно. Порой люди не задумываются, что их поступки могут нести за собой печальные последствия. Не все готовы нести ответственность за свои действия. Выбор — непростая задача. Однако только сам человек может его сделать. Он не должен обращать внимания на разговоры за спиной, сплетни и слухи. Это его жизненный путь. И человек сам отвечает за все, что на нем происходит.

Кинокартин о смысле жизни очень много. Но лента «Мастер и Маргарита» — это особенная работа. В фильме происходят не только реальные события, но и случаются мистические явления. Провести грань между действительностью и выдумкой сложно. «Все будет правильно, на этом построен мир». Добро идет рука об руку со злом. Наказание стоит вплотную с состраданием. Противоположно окрашенные эмоции переплетаются, образуя настроение персонажей. Все понимают, как будет правильно. Но воплотить это в жизнь практически нереально.

В концовке истории зрители знакомятся с изменениями, которые произошли у персонажей. Зрители сами должны решить, чем закончился фильм. Возможно, это бред психически неуравновешенного человека. А может быть, все события оказались реальными. Мастер и Маргарита обрели покой. Только какова его цена? Довольны ли они оказались полученным результатом? На эти вопросы создатели кинокартины не дают однозначного ответа.

На чтение 10 мин. Обновлено

Чем Булгаков-дьявол похож и чем отличается от своих литературных предшественников? по русскому языку и литературе

Чем похож и непохож булгаковский дьявол на своих литературных предшественников: сочинение

chem poxozh i nepoxozh bulgakovskij dyavol na svoix literaturnyx predshestvennikov

. Так кто ты? –

Я часть этой силы, которая вечна

… который вечно хочет зла ​​и вечно творит добро.

М. А. Булгаков – выдающийся писатель русской и мировой литературы. Его величайшее произведение – роман «Мастер и Маргарита». Это особое произведение, в котором писателю удалось совместить миф и реальность, сатирическое описание повседневной жизни и романтический рассказ, реальные образы и иронию, и сарказм.

Писатель работал над этим романом около 12 лет, с 1928 по 1940 год. В процессе работы менялись сюжет романа, сюжет, композиция, образная система, название. Все это свидетельствует об огромной работе писателя.

Булгаков показал в своем творчестве четыре разных мира: землю, тьму, свет и тишину. Ершалаим ХХI века и Москва ХХ века – это земной мир. Описанные в них персонажи и времена кажутся разными, но суть одна. Враждебность, недоверие к разным взглядам, ревность царит в далеком прошлом и современной булгаковской Москве. Привычки общества разоблачает Воланд, в котором автор художественно переосмысливает образ Сатаны.

Воланд занимает в романе Булгакова значительное место, но никто, кроме Мастера и Маргариты, не признает его сатаной. Почему? Дело в том, что обычные люди не допускают существования в мире чего-то необъяснимого. В спектакле Булгакова Воланд вобрал в себя многие черты различной нечисти: Сатаны, Вельзевула, Люцифера и других. Но больше всего Воланда ассоциируют с Мефистофелем Гете. Они оба являются «частью той силы, которая никогда не хочет зла ​​и всегда добивается добра». Но если Мефистофель – веселый и злобный искуситель, то Воланд Булгаков гораздо величественнее. Сарказм, а не ирония – его главная черта. В отличие от Мефистофеля, Воланд дает искусителю выбор между добром и злом, давая ему возможность проявить добрую волю. Он все видит, мир открывается ему без румян и макияжа. Он высмеивает с помощью своей свиты, уничтожает все, что отошло от добра, сломалось, обнищало морально, утратило свой высокий идеал. С презрительной иронией Воланд смотрит на представителей московской мелкой буржуазии, на всех этих торговцев, завистников, воров и взяток, на тех мелких мошенников и серых мещан, которые неумолимы во все времена.

Читая роман, я обратил внимание на сцену в зале, которая прекрасно изображала роль Воланда. Воланд Булгаков превратил эту комнату в лабораторию по изучению человеческих слабостей. Здесь обнажается жадность и мещанская пошлость публики, что особенно заметно, когда изумленная публика попадает под «денежный дождь». Вот как выглядит сцена: «Кто-то уже полз по проходу, пробираясь под сиденьями. Многие стояли на сиденьях, хватая шаткие, шаткие бумаги». Они были готовы выступить друг против друга за деньги. Невольно нам всем вспоминается знаменитая ария Мефистофеля: «Люди умирают для металла. Сатана правит. И снова возникает аналогия между Мефистофелем и Воландом.

Апогеем романа Булгакова являются, конечно, те эпизоды, в которых описывается бал сатаны, где появляются отравители, доносчики, предатели, безумцы и прелюбодеи всех мастей. Эти темные силы, если им дадут полную свободу действий, уничтожат мир.

Воланд и его окружение появляются в Москве всего на три дня, но рутина жизни исчезает, и серая пелена повседневной жизни снимается. Мир предстает перед нами в своей наготе. Играя роль бога мести, Воланд наказывает истинное зло и освобождает тех, кто время от времени достаточно пострадал.

Роман «Мастер и Маргарита» – уникальный шедевр русской и мировой литературы. Перечитывая это произведение, каждый из нас сможет лучше его понять и много подумать. К этому роману можно относиться по-разному, но одно можно сказать наверняка: он не оставляет читателя равнодушным.

Философско-библейские мотивы в романе М. А. Булгакова “Мастер и Маргарита”

Школьное сочинение

    1. «Рукописи не горят» (по роману М. А. Булхакова «Мастер и Маргарита»). 2. Авторская позиция в романе М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита». Мастер и Малгожата Булхакова

Все похожие эссе (21) ↓

Русская литература ХХ века выросла из литературы ХIХ века, в которой евангельская тематика занимала значительное место. Но политические события в новой России наложили свой отпечаток на религию и церковь. Советский период характеризовался, среди прочего, преследование Церкви и ее священников и жестокая антирелигиозная атеистическая пропаганда, но какой бы методической и систематической она ни была, она не смогла разрушить многовековые традиции предков в сознании людей. Евангельские сюжеты стали ключевыми образами русской литературы ХХ века. Рожденные бурей революции, они явились в произведениях самых тяжелых лет, неся людям откровение веры и надежды.

В своих работах А. Блок и Б. Пастернак обращались к евангельской тематике. А. Ахматов и М. Горький, И. Бунин и Л. Андреев и многие другие. Примечательно, что русские писатели уделяли особое внимание отдельным моментам Евангелия – трагическому периоду от Великого понедельника до Пасхи. Чаще всего в их произведениях мы находим ссылки на распятие Христа и дни Его страстей. И все же, несмотря на схожесть сделанных фотографий, авторы по-разному их интерпретируют.

Произведения Михаила Булгакова отражают лучшие традиции русской прозы и самые высокие идеи мировой литературы. В своих работах он затронул самые насущные, волнующие и насущные вопросы. Булгаков попытался осветить глобальные темы истории, морали и этики. Обладая исключительной философской глубиной, он приблизился к пониманию почти всех извечных проблем человечества.

Роман «Mistrz i Małgorzata» стал своеобразной энциклопедией человеческих душ, исторических событий и библейских рассказов. В нем органично соединились события ранней советской Москвы и древнего Ершалаима, драматическая история Мастера и его Маргариты, мистический театр – бал Воланда. Более того, трагедия Йершалаима, в которой участвовали Иешуа Га-Ноцри и Понтий Пилат, может рассматриваться как мера всего человеческого, мера духовности, нравственности и этики. Неслучайно Булгаков переплетает романтические библейские сюжеты с реалистичным описанием жизни в Москве. В своем романе автор пытается не столько интерпретировать и рассказать историю Иешуа, сколько углубиться в более глубокое философское исследование человеческой души. Евангельские мотивы тесно вплетены в текст романа, который похож на два Евангелия: авторский «Воланд» и Учитель «Иешуа». История Иешуа отражается в окнах многоквартирных домов Москвы на протяжении всей тайны, происходящей в столице.

Действие Мастера и Маргариты происходит во время Страстной недели перед Пасхой, в день, когда по преданию Иисус Христос воскрес из мертвых. Бал Воланда – праздник прощения преступников, один из которых, согласно Евангелиям, первым вошел в рай вместе с Христом. Евангелие отражено в событиях Страстной недели, в символике праздника Воланда: бал – это Страсти Господни, одежды Воланда – это одежды Иисуса, череп барона Майгла – это череп Адама и т. Д.

Москва становится центром нового Евангелия, городом обновления и надежды.

Но Булгакова интересуют не столько евангельские события, сколько вопросы добра и зла и их взаимоотношений. Читая Евангелие, Иешуа представлен не как Бог, а как человек. Неслучайно Булгаков выводит Христа под своим арамейским именем.

Мы узнаем историю 2000-летней давности из рукописи романа, написанного Мастером. В этом романе он рассказывает о падении античной культуры и зарождении христианской цивилизации. События разворачиваются во время Страстной недели – когда люди постятся, они участвуют во всех церковных службах, когда открываются все человеческие грехи. Пытаясь приоткрыть завесу над истинной природой людей, Булгаков вводит в свое произведение образ Воланда, который фактически занимает место Бога и по-своему меняет традиционную процедуру покаяния. Глазами Воланда автор анализирует все человеческие слабости и недостатки с «точки зрения вечности». Те же недостатки раскрываются и осуждаются в истории Иешуа и Понтия Пилата.

Никто не признает Иешуа единым пророком, но его ученик Леви Матфей не исключение. Сохраняя характеристики евангельского апостола Матфея (мытаря), Левий представляет всех учеников, кроме Иуды. Даже слова, которые он написал на пергаменте («Мы увидим чистую реку с водой жизни. Человечество будет смотреть на солнце через прозрачный кристалл»), взяты не из Евангелия, а из Откровения, поэтому они не должны будет написан Матфеем, но Иоанном. Более того, ученики Христа ждали, когда Он «придет во славе». Левий Матфей не ждет этого и не выполняет заповеди Иешуа, угрожая убить Иуду из Кирены. А в мире правит Воланд, князь тьмы.

Устами Иешуа Учитель упрекает своих современников в их трусости, в их трусости, в их неспособности защитить собственное достоинство под давлением диктатуры. Булгаков поставил перед собой эту задачу. К тому же судьба Мастера очень похожа на судьбу самого писателя. Как и перед Мастером, перед ним стояла трудная задача – выжить во враждебных условиях и суметь реализовать свой талант.

Как уже отмечалось, в «Мастере и Маргарите» он поднимает не только и не столько библейские вопросы, сколько философские, вечные проблемы. С помощью Библии автор пытается переосмыслить борьбу добра и зла, преступление и последующее раскаяние, казнь невиновных и ответственность за эту жестокость, бессмыслицу предательства и бесплодные попытки искупить это наказанием за зло. . История Иешуа и Пилата олицетворяет борьбу света и тьмы. Такой же бой происходит и в современной Москве. Булгаков видит в Иешуа не Бога, а человека, чьи мысли и дела могут быть мыслями и поступками любого смертного. Он, как и все в этом мире, испытывает универсальные чувства, от страха до страдания. Только сам человек может разобраться в этих чувствах и направить свою судьбу. Но какое бы направление ни избрал человек в жизни, все это контролируется Богом, и поэтому наказание за грех – справедливое наказание – обязательно настигнет грешника. Автор продолжает эту мысль в рассказе о Пилате – носителя «худшего порока» – трусости. Та же мысль он вкладывает в уста Воланда. Трусость Понтия Пилата привела к смерти невиновных, и именно Пилат наказан за эту трусость. Однако и Пилат, и блудница Фрида прощены, и Воланд подчиняется просьбе Иешу. Тьма – необходимая часть Вселенной, потому что, если бы не тьма, что бы мы назвали светом?

Булгаков пытается определить сущность добра и зла, и приходит к одному и тому же: добро – это любовь, добро – это верность; зло – это ненависть, трусость и предательство. Независимо от того, является ли Малгожата трижды ведьмой или нет, она любит так, как немногие могут любить. Поэтому Левий просит: «Любивший и страдавший также возьмёт». Его слова перекликаются со словами Христа в Евангелии от Луки: «Ей прощены многие грехи ее, потому что она возлюбила много, а прощенный мало любит» (Лк 7:50). «Прощение и вечное убежище» Пилата в романе – это акт доброты и свободы. И, как заключает Воланд, «на этом построен мир».

И Мастер в его рукописи, и Булгаков в романе возводят обычные мирские противоречия в высокую степень мирского зла. И автор, и его главный герой оплакивают утраченную духовность. Для читателей понять эту грусть, чтобы понять, что этот мир рассматривается в каждой детали, в самых маленьких деталях не пропустить главную вещь, чтобы открыть людей к спасению, сохранить свой духовный мир.

Михаил Булхаков создал необычайную, бесконечную, границу, вечность.

Наиболее важные глобальные глобальные проблемы, которые писатель беспокоил и был выставлен в романе «Мастер и Малгорята», никогда не перестанет быть в курсе и никогда не станет менее серьезным. Они всегда будут взволнованы читателями, заставляют их думать об их жизни с точки зрения вечности, думать о всей истории человечества в целом.

  • Рукола или руккола как правильно пишется
  • Рукописи не горят гоголь сочинение
  • Рукопись не отредактирована как пишется слитно или раздельно
  • Рум тур как пишется правильно
  • Руки крюки как пишется