Сочинение по рассказу А.Костюнина «Рукавичка»
материал по литературе (9 класс) на тему
Репетиторы Учи.Дома помогут подготовиться к ЕГЭ. Приходите на бесплатный пробный урок, на котором репетиторы определят ваш уровень подготовки и составят индивидуальный план обучения.
Бесплатно, онлайн, 40 минут
Предварительный просмотр:
Рассказ с незатейливым названием и глубоким содержанием «Рукавичка» заставляет подумать, прочувствовать многое.
Сразу очень трудно сказать, о чём он: речь идет о конкретных людях, конкретных ситуациях, но сразу понимаешь, что за всем этим что-то большее, стоящее вне времени. Как будто запутывая еще больше, Костюнин и время в рассказе «размножил» и обобщил (начинает с настоящего, затем вспоминает детство «…тридцать лет прошло…», после переходит к «роковым девяностым», заканчивает настоящим). Автор созерцает события жизни, себя, переоценивая прошедшее, чувствуя заново, переживая: « Но заглушать эту боль я почему-то не хочу…».
О чем? О том, как легко приклеить человеку ярлык и этим перевернуть его жизнь, загубить жизнь. О том, как переворачивают учителя сознание детей, подстраивая их под свои уродливые правила. О том, что для детей становится чудом обыкновенная рукавичка, толкнувшая одного из них, не самого счастливого, на воровство. О том, как люди, испытывая нужду, теряют способность прощать, жалеть. О заповедях, перевернутых людьми с ног на голову.
И герои рассказа такие же неоднозначные, вернее отношение к ним двоякое, если оценивать с обывательской позиции и позиции Высшего.
Юрка – фактически вор, украл рукавичку. Но, зная то немногое, что написал автор о его жизни («Юрка был из большой семьи, кроме него ещё три брата и две младшие сестры. Отец у него крепко пил, и Юрка частенько, по-соседски, спасался у нас», «Купить одёжу точно в свой размер было негде. Перешивали или донашивали оставшееся от старших. Жили все тогда туго. Бедовали.), учитывая сам предмет воровства («кукольного размера, даже новорождённому младенцу было бы мало…»), уже хочется его оправдать. Автор и делает это: подробно описывает состояние детей, созерцающих чудо: « Мы, нетерпеливо перегибаясь через чужую голову, разглядывали это чудо с завистью, пока оно на соседней парте, и с удовольствием, сколь можно дольше, на полных правах рассматривали диковинку, когда она попадала нам в руки». Вырывает детей из этого состояния резко прогремевший звонок. («Звонок прогремел резко. Нежданно»). Юрка, державший в этот момент в своих руках чудо, сам не зная, не понимая, каким образом это произошло, вырвал рукавичку из альбома. Это его состояние, как во сне, и выливается потом в –« Миня эн тийе! Миня эн тийе! Миня эн тийе… – лепетал запуганный Юрка, от волнения перейдя на карельский язык».
Как его судить по земным законам? Э то и поступком не назовешь: ребенок душой тянулся к чему-то, отсутствующему в его жизни, интуитивно.
А осудили ребенка, резко, жестко: « А, не знаешь. Ты не знаешь. Ну, так я знаю! Ты украл её. Вор!»
« Больше Юрка в школе никогда ничего не крал, но это уже не имело значения. «Вор» – раскалённым тавром было навеки поставлено деревней на нём и на всей его семье. Можно смело сказать, что восемь школьных лет обернулись для него тюремным сроком.
Он стал изгоем». Учитель, на которого смотрели дети, открыв рот, ожидая и веря, что этот человек всегда прав, он самый умный, сломал жизнь одного из них. «Мел крошится. Белые хрупкие кусочки мелкой пылью струятся из-под руки» — точно так же из-под руки её слетела сломанная жизнь Юрки и не его одного.
«Его по-человечески унижали, считалось подвигом» поиздеваться над изгоем. Вот они перевертыши. По-человечески поддержать, понять, пойти против всех – быть вместе, но нет, «биологическая потребность возвыситься над слабым брала верх».
Дальше больше, Роковые девяностые годы стали для всей России тяжёлым испытанием. Замолкали целые города, останавливались заводы, закрывались фабрики и совхозы. Люди , как крысы в бочке , зверели, вырывая пайку друг у друга. Безысходность топили в палёном спирте. Воровство крутой высокой волной накрыло карельские деревни и сёла».
Учинив расправу над бандой воров , « Мы пили за победу над злом». То, что автор часто прибегает к оксюморону, еще раз наводит на мысль о перевернутых заповедях: люди придумывают свои законы, по ним судят, учиняют расправу над другими людьми – зло порождает зло…
Замкнутый круг. И композиция рассказа кольцевая, словно бумеранг, возвращающий все на круги своя. «Юрка, Юрка… твоя судьба для меня – укор… И чувство вины растёт». Юрка с тавром вора, поставленным навечно, Леха Силин, червоточину которого пропустили, не заметили. А он тогда, в детстве, один смеялся над унижением своей одноклассницы. Почему-то не кажется удивительным, что он был в числе тех пяти воров, над которыми тоже учинили самосуд.
Тяжелый рассказ. Говорит в нем каждое слово, в каждом слове подтекст, в каждой цифре. И разговор о нем долгий и выстроить его логично тяжело. Поэтому прочитав со своими учениками «Рукавичку», не просила их писать сочинение: мыслей много, все они сходятся к тому, что словами трудно высказать – жить по законам Божьим, по-человечески.
Рада была, когда после урока дети пошли в библиотеку искать рассказы Костюнина.
Русская народная сказка «Рукавичка»
Читательский дневник по русской народной сказке «Рукавичка»
Число страниц: 4
Главные герои: дед, собака, лесные звери.
Характеристика главных героев:
Дед — Рассеянный охотник, забывший своё имущество.
Собака — Громкоголосая.
Лесные звери — мышка, лягушка, зайчик, лиса, волк, кабан, медведь.
Всем хочется домашнего тепла и уюта.
Краткое содержание сказки «Рукавичка»
Потерял дед в лесу свою рукавичку.
Приглянулась рукавичка мышке, и осталась попрыгушка в ней жить.
Следом прискакала лягушка, а за ней припрыгал зайчик.
Стали они жить втроём.
Но потом к ним добавились лиса и волк, и уже пять зверей живут в рукавичке.
Потом пришёл кабан и звери боялись, что он не войдёт к ним в домик.
И наконец пришёл медведь, который сел на рукавичку сверху.
Тут вернулся дед, натравил на зверей собаку, и забрал свою потерю.
План сказки:
- Потеря.
- Первые жильцы.
- Новые жильцы.
- Медведь на крыше.
- Дед с собакой.
Основная мысль сказки «Рукавичка»
Главная мысль сказки в том, что хозяин свою вещь всегда найдёт.
Основная идея произведения в том, что вместе всегда лучше.
Чему учит сказка
Сказка учит уметь жить всем вместе, не ругаясь и не ссорясь.
Учит тому, что дома лучше, чем где бы то ни было.
Учит не быть рассеянным и не терять свои вещи, а если потерял, искать их и находить.
Учит не брать чужое.
Краткий отзыв по сказке «Рукавичка» для читательского дневника
Прочитав эту сказку, я подумала о том, что мы часто не ценим того, что имеем.
И понимаем цену вещи только после того, как потеряем её.
Вот и старик не знал цены рукавичке.
А для зверей она оказалась хорошим домом.
Это интересная и весёлая сказка.
В неё рассказывается о том, как различные животные выбрали своим домом потерянную рукавицу.
Мне понравились звери, потому что они были дружными.
Они были согласны жить в тесноте, зато в тепле.
И вместе им было весело.
Я всем советую прочитать эту сказку и подумать о том, как важно жить в дружбе и согласии с окружающими.
Пословицы к произведению:
- В тесноте, да не в обиде.
- Лучше своё отдать, чем чужое взять.
- На чужой каравай рот не разевай.
- Вместе — тесно, врозь — тошно.
- Вместе мокли, вместе сохли.
Словарь неизвестных слов
Незнакомых слов нет.
Отрывок, поразивший больше всего:
А тем временем дед хватился — нет рукавички.
Он тогда вернулся искать её.
А собачка вперёд побежала.
Бежала, бежала, смотрит — лежит рукавичка и пошевеливается.
Собачка тогда:
— Гав-гав-гав!
Звери испугались, из рукавички вырвались — да врассыпную по лесу.
Сочинения по сказке «Рукавичка»
По заснеженной дороге, ехал герой русской народной сказки «Рукавичка» — Дед. Устало погоняя измученную лошадь, мечтает об одном, скорее добраться до дому и согреться. Задумавшись, не заметил старый, как упала с возу его здоровенная шерстяная рукавица…
Анализ сказки «Рукавичка»
Жанровая направленность произведения представляет собой украинскую народную сказку, повествующую о животных, имеющую аналогом в русском творчестве в виде сказки «Теремок», немного с измененным сюжетом.
Сюжетная линия сказки является незамысловатой, а также распространенной, и состоит в поиске зверями дома, где они могут согреться и жить в дружбе с соседями.
Главными героями сказки представляются дикие животные в количестве семи персонажей в лице мышки, лягушки, зайца, лисы, волка, кабана и медведя. Кроме того, в качестве второстепенных персонажей в сказке изображаются дед, потерявший в лесу рукавичку, а также его верная собака по кличке Жучка.
Прозвища главных героев сказки имеют двойную структуру, поскольку состоят из названия зверя, а также его внешних признаков, повадок, мест обитания. К примеру, мышка называется серым шалунишкой, поскребушкой, норушкой, а кабан именуется зубаном, клыканом.
Герои в сказке отличаются доброжелательностью и уступчивостью, соглашаясь приютить в рукавичке каждого следующего гостя, несмотря на тесноту.
Отличительной особенностью произведения является авторское отношение к героям сказки, заключающееся в ласке и добром внимании, которые выражаются путем использования в прозвищах зверей уменьшительно-ласкательных слов и фраз.
События произведения разворачиваются на территории леса в зимний период времени, при этом название сказки отражает ее место развития повествовательного действия.
Финал сказки отличается грустью, поскольку животные вынуждены покинуть вновь обретенный дом по причине обнаружения пропавшей рукавички собакой деда.
Смысл сказки заключается в проявлении дружелюбия и гостеприимства, заботясь о ближних и преодолевая трудности и испытания совместными усилиями.
О чем сказка Рукавичка – сюжет
Однажды холодным зимним утром дед отравляется в лес рубить дрова вместе со своей собачкой. На лесной тропинке от теряет своего рукавицу, но не замечает этого. Рукавицу обнаруживает мышка — о, это же прекрасный теплый дом! — и залезает в нее, теперь она там будет жить.
Мимо проходит лягушка, и она тоже остается жить в рукавице вместе с мышкой, потом к этой компании добавляется заяц, лиса, кабан и медведь.
Рукавица растет вместо с жителями, всем тепло и хорошо, всем хватает места(!). Но тут вдруг на другом краю леса дед обнаруживает пропажу и отправляется на поиски, собачка убегает вперед и находит рукавицу, начинает громко лаять, а все животные от страха разбегаются.
Дед подошел, поднял рукавичку, собачку свою погладил, да похвалил.
Мне очень нравится тема волшебства, которая не доступна человеку. Собака лает, когда хозяин теряет рукавицу, «словно хочет что-то сказать» и в конце, когда находит ее и возвращает хозяину. Хозяин хвалит собаку за найденную рукавичку, а она гавкает снова «словно хочет что-то сказать».
Таким образом, все, что произошло, эта такая мистерия, которая возможна только в мире животных, не доступная и не постижимая человеческому глазу. И было это или нет, мы не знаем, ибо язык животных нам не доступен.
Сочинение о сказке Рукавичка
Потерял дед в лесу рукавичку, и в ней мышка поселилась. Вскоре пустила мышка к себе лягушку, а потом и зайчика жить. Следом поселились в рукавичке лисичка, волк и кабан.
Медведь не мог залезть в рукавичку и сел на нее сверху. Вспомнил дед про рукавичку и вернулся в лес. Собака залаяла, звери разбежались, и забрал дед рукавичку.
Мне понравилась эта смешная сказка про зверей, которые вздумали все вместе жить в потерянной рукавчике. Им было хорошо, но они не сумели защитить свое имущество, и дед вернул себе рукавичку. Это кажется справедливым, все-таки рукавичка была его.
Главная мысль сказки «Рукавичка» – свое не теряй, чужое не отбирай.
Русская народная сказка учит не быть рассеянным, не терять своих вещей, а потеряв, искать их. Учит жить дружно и помогать другим. Учит делиться тем, что имеешь. Учит не желать чужого.
Читайте также: «Бедная Лиза» герои повести Карамзина – характеристика образов.
Сказка учит быть гостеприимным, дружелюбным, заботиться о ближних. Звери жалеют друг друга, не дают замёрзнуть, пускают в жилище каждого нового товарища, при этом сами теснятся, испытывают неудобства. Текст её наполнен красочными именами животных, логическими повторами, которые быстро запоминаются малышами и развивают их речь.
Краткий пересказ сказки «Лиса и Котофей Иванович»
Состарился кот, и выгнали его хозяева из дома. Далеко в лес увез старик бедного и вытряхнула, как ненужный элемент их со старухой супружеской жизни.
Начал кот выживать в лесу, как мог. Стал себе мышей в пищу добывать. А мышей под пнями много. Досыта наелся кот, как вдруг навстречу ему лиса бежит.
Что делать? Прикинулся кот начальником, засланным в этот лес. Представился как Котофей Иванович.
Лиса начала перед начальством хвостом вилять, в дом к себе зазывать. А что коту? Пошел в гости к лисе, да надолго там и остался.
Лиса ему пищу добывала, а кот довольство свое котиное проявлял.
Однажды лиса несла Котофею Ивановичу добычу, а волк настиг ее и хотел отобрать. Но лиса ему рассказала про начальника леса, да напугала до смерти.
Якобы она жена начальника Котофея Ивановича. Как скажет ему, так рассерчает начальник, худо волку будет. Напугался волк и убежал.
Также и медведя лиса напугала Котофеем Ивановичем, да велела им с волком подарки для начальника принести. Только на глаза чтоб Котофею, мужу ее не показывались.
Принесли подарки волк и медведь. Спасибо зайцу, который дорогу им до лисиного жилья показал. А сами из любопытства спрятались, чтобы на начальника хоть одним глазком глянуть.
Вышел кот, да как набросится сголодухи на медвежье приношение. Медведь только диву дался, что такой мелкий начальник, а лопает как большой.
Волк тоже хотел было глянуть, да зашуршал листьями, под которыми схоронился. А кот — он и есть кот. Чуть что зашуршит, думает, что мышь. И сразу инстинкт срабатывает.
И тут тоже сработал. Как набросится на кучу листьев, а там волк, вцепился всеми двадцатью когтями в морду хищнику, да напугал его до усмерти.
Тот бежать. А кот напугался, да как вскочит на дерево, где медведь приютился. А медведь и вовсе умочился от страха. Подумал, что начальник с волком разделался, теперь к нему, к медведю добирается.
Как рухнет медведь на землю и улепетывать.
А кот сам-то усикался, сидит на дереве и не знает, что ему делать.
А лиса вдогонку волку с медведем кричит, что вот задаст им начальник Котофей Иванович, ежели чо.
С тех пор стали лиса и кот жить вместе, дружно и счастливо.
Лиса и Котофей Иванович: читать ОНЛАЙН
Жили-были старик со старухой. Жили они бедно. Скотинки никакой у них не было — только один кот. Жил он у стариков долго, остарел так, что перестал мышей ловить.
Старуха стала обижаться на кота, говорит:
— Раз не ловит он мышей, так не нужен нам!
И заставила старика положить кота в мешок, унести в лес подальше и там вытряхнуть.
И вот старик пошел в лес, кота выбросил, сам пошел обратно домой, а кот остался в лесу. Проголодался кот, видит — дело плохо, надо добывать себе пищу.
Стал искать добычи, чтобы пообедать. И тут увидел большой пень. Почуял он, что под пеньком много мышей, у норки притаился, стал перехватывать мышей.
Их так много там оказалось, что он хорошо покушал, в запас на ужин припас и пошел дальше.
Шел, шел — навстречу бежит лиса. В первый раз пришлось ей видеть кота. Она удивилась:
— Фу-фу! Что это такое? Никогда не видела таких зверей. Кто вы такие будете?
А кот отвечает:
— Я прислан сюда начальником. Сам из сибирских лесов. И зовут меня Котофей Иваныч.
— Ах,— говорит лиса,— Котофей Иваныч? А я и не слыхивала, что у нас в лесу такой начальник! Пойдем ко мне покушать.
И повела его в свой дом.
Оказалось у лисы курятинки много и мяска всякого. Угостила она Котофей Иваныча на славу. Угостила, а потом говорит:
— Что же ты, Котофей Иваныч, один? Некуда вам идти, что ли? Давайте жить вместе, оставайтесь у меня.
И вот они стали жить вдвоем, кот и лиса. Лиса то и дело мясцо тащит и кормит Котофей Иваныча. То утку, то гуся, то курицу где-нибудь достанет. Настало для Котофей Иваныча сладкое житье.
И вот однажды побежала лиса на охоту и поймала на озере утку. На радостях понесла она эту утку Котофей Иванычу. А когда бежала, то по пути ей встретился волк.
И говорит он:
— Стой, лиса! Отдай мне утку!
А лиса говорит:
— Нет, не отдам!
— Коли не отдашь, я отберу силой!
А лиса говорит:
— А я скажу Котофей Иванычу, если отберешь!
— Это что еще за Котофей Иваныч?— спрашивает волк.
А лиса ему отвечает:
— А разве вы не слыхали и не видали, что у нас есть начальник? Он прислан для нас, зверей, из сибирских лесов, чтобы у нас был порядочек. А я, лиса, Котофей Иваныча теперь жена!
Отвечает волк:
— Ах, лисонька, я этого и не слыхивал, извиняюсь!
И пошел несолоно хлебавши.
Лиса побежала еще быстрей. И вдруг встречается ей медведь.
И говорит он:
— Стой, лиса! Отдай мне утку!
— Нет, не отдам!
— А не отдашь, так я отберу силой!
— А отберешь силой, я скажу Котофей Иванычу!
— Что это значит? Кто такой Котофей Иваныч?
— Разве ты не слыхал, что к нам из сибирских лесов прислан начальником Котофей Иваныч, чтобы был у нас порядочек!
— Ах, лисонька, я этого не слыхивал!
— А у меня Котофей Иваныч очень сердитый. Не дай бог ему досадить! Вы лучше с волком приходите и поклонитесь ему, принесите подарки.
Ты принеси ему быка,а волк пускай принесет барана. Но когда принесете, сами отойдите подальше, а то Котофей Иваныч очень сердит!
И так лиса напугала медведя, что он обязался подарки принести; и пошел от лисоньки несолоно хлебавши. А лиса побежала к Котофей Иванычу. Прибежала и стала угощать его уткой. Угощает, а сама говорит:
— Сейчас только хотели отнять у меня эту уточку волк и медведь. Но я им не отдала и даже с них подарок тебе выпросила. И они обещали предоставить подарочек: медведь — быка, а волк — барана.
Котофей Иваныч остался доволен лисонькой: видит, хорошо с ней жить, сытно, привольно. И стал с ней еще ласковей.
А медведь и волк сошлись и порешили припасти подарки, чтобы к начальнику идти. Медведь поймал быка, а волк барана. И понесли их лисе.
Шли, шли, а лисиного дома не знали. И остановились они, сложили свою ношу и стали совет держать. Медведь говорит:
— Ну, Левон Иваныч, беги, разыскивай, где живет лиса.
А волк говорит:
— Нет, Михайло Иваныч, я не смею, боюсь начальника. Вы посильней меня, идите сами.
Но медведь сказал:
— Нет, не пойду!
И вот на их спор набежал заяц. Бежит мимо них, а медведь и заревел:
— Стой, косой!
Заяц испугался, остановился. Медведь его спрашивает:
— Косой, знаешь, где лиса живет?
— Знаю, Михайло Иваныч!
— Ну, беги к ней и скажи: Михайло Иваныч и Левон Иваныч принесли подарки и дожидают, когда вы примете их.
Заяц побежал во всю прыть. Подбегает к лисиной избушке и стучит в окошко:
— Михайло Иваныч и Левон Иваныч принесли вам подарки. Ждут, когда примете их.
Лиса с Котофей Иванычем тут же стали собираться выходить.
А медведь и говорит волку:
— Левон Иваныч, я полезу на дерево. Боюсь нового начальника!
— Михайло Иваныч, а куда же мне деваться?— говорит волк.— Я не умею по деревьям лазить. Схороните меня, пожалуйста!
Залез волк в яму, медведь завалил его хворостом, а сам полез на дерево.
И когда он влез на высокое дерево, то увидел лису с котом. Удивился, что начальник много меньше лисы ростом, и говорит Левон Иванычу с дерева:
— Эх, Левон Иваныч, какой начальник—то маленький!
А кот учуял свежее мясо, подбежал к быку и давай его драть. А сам кричит:
— Мяу, мяу, мяу!
А медведю послышалось:
— Мало, мало, мало!
И говорит он сам себе:
— Невелик, а прожорлив!
Волку тоже интересно поглядеть на начальника из ямы, но ничего ему не видно. Стал он высовывать морду из-под хвороста, а кот услышал, что-то шевелится, и подумал — мышь! Бросил мясо, в три прыжка подскочил к волку и схватил его за морду когтями. Волк завыл от боли, вскочил да бежать!
А кот сам напугался пуще волка: сроду такого зверя не видывал! Фыркнул, на дерево вскочил, да на то самое, на котором медведь сидел.
Тут и медведь испугался, подумал:
— Ай, ай! Левона Иваныча разорвал, знать, теперь до меня добирается!
Да с дерева прямо на землю.
А кот сидит на дереве уцепившись — не знает, что и делать!
Бегут они с Левон Иванычем, а лиса им вслед кричит:
— Вот он вам задаст! Вот он вам задаст!
Больше они с Котофей Иванычем не видели ни медведя, ни волка. Перетаскали мясо домой и стали жить да поживать припеваючи.
И посейчас живут, сказывают.