Рождественская сказка теневой театр

Приближаются зимние выходные. вечерняя москва подготовила обзор событий, которые пройдут в столице 11 и 12 декабря и станут безусловным стимулом

Приближаются зимние выходные. «Вечерняя Москва» подготовила обзор событий, которые пройдут в столице 11 и 12 декабря и станут безусловным стимулом выйти из дома.

Открывает обзор праздник «День Героев Отечества», который 11 декабря состоится в Музее Героев Советского Союза и России. На экскурсии по основной экспозиции «На встречу с героями» участники вспомнят героев-фронтовиков Великой Отечественной и неизвестных героев объявленных и необъявленных войн XX века.

Гостей ждут встречи с Героем России Евгением Черняевым, командиром глубоководного подводного аппарата «Мир-2», и с художником Германом Черемушкиным, чьи работы представлены на выставке «Бери шинель, пошли домой!». А юные москвичи на занятии «Оружие Героев» познакомятся с историей создания самых знаменитых образцов советского оружия времен Великой Отечественной войны.

Поддержит героическую тему 11 декабря музей-панорама «Бородинская битва», где старт праздничным мероприятиям даст «Рекрутское депо». На занятии ребята узнают, как была устроена русская армия, как служилось русскому солдату в 1812 году, какое снаряжение имел пехотинец для военного похода, а также попробуют свои силы в строевой подготовке и потренируют смекалку, отвечая на загадки. Изучить военные термины поможет стихотворение Лермонтова «Бородино».

Вниманию гостей музея будет представлена лекция «Боги войны 1812 года: трофейные орудия Наполеона», на которой их познакомят с историей коллекции орудий, захваченной русской армией в ходе Отечественной войны 1812 года.

Исторический музей, в свою очередь, 11 и 12 декабря приглашает горожан на День викинга, приуроченный к проходящей выставке «Викинги. Путь на Восток». На познавательной игре «Путь из варяг в греки» участники отгадают загадки о значении необычного предмета и выполнят задание — откроют замок, взвесят монету, развяжут узел или высекут искру кресалом. Неотъемлемой частью повседневной жизни было занятие домашними ремеслами. Среди женских ремесел основное место занимало прядение и ткачество. Посетителям продемонстрируют процесс ткачества на вертикальном ткацком станке, расскажут об изготовлении тканей, их окрашивании и заготовке сырья.

День Героев Отечества и «Искусство куклы»: пять причин выйти из дома в выходные

Фото: Алексей Зернаков / Вечерняя Москва

Свои музыкальные произведения викинги играли на простых смычковых и струнных инструментах. Посетителям продемонстрируют игру на некоторых из них, а также расскажут о музыкальной народной культуре того времени.

В рамках программы будут работать выставки: «Лавка купца», «Предметы вооружения викингов» и «Косторезная мастерская».

В Гостином Дворе 11 и 12 декабря состоится самое грандиозное событие в кукольном мире — Московская международная выставка «Искусство куклы». Экспозиция соберет сотни художников из России и 12 стран мира. Особый раздел — куклы из частных собраний и коллекционные собрания музеев. Несколько Музеев куклы покажут редчайшие экспонаты из своих хранилищ.

Будут представлены фарфоровые роскошные красавицы — идеальная классика — и ироничные характерные персонажи, как остановившиеся мгновения жизни в куклах; зрители увидят кукол интерьерных, театральных и мультипликационных, кукол-хампельманов, кукол маротте, кукол в картинах и фотографиях современных художников.

В рамках выставки пройдет «ПетрушкаФест» — звонкая яркая ярмарка с элементами балагана и представлениями кукольных театров.

День Героев Отечества и «Искусство куклы»: пять причин выйти из дома в выходные

Фото: Наталия Нечаева / Вечерняя Москва

Большой фестиваль мультфильмов 11 и 12 декабря ждет взрослых и детей в московских кинотеатрах. Зрители увидят лучшую мировую анимацию и конкурсные показы, смогут принять участие в мастер-классах и бесплатных программах, в открытом фестивальном клубе и «Ночи анимации». Фестиваль покажет детские программы современной российской анимации и девять полнометражных фильмов.

В российской конкурсной программе «6+» дети смогут увидеть мультфильмы о брекетах, о дружбе девочки и Тигра, о барашке Уолтере, который хотел стать облаком, а в программе «12+» — мультфильм-зарисовку о настоящем романтике.

Фестиваль представит ретроспективу режиссера-аниматора Марии Муат, авторству которой принадлежат циклы сказок о Дядюшке Ау, «КОАПП», фильм «Влюбчивая ворона».

Специальным событием фестиваля 11 декабря в Третьяковской галерее станет лекция Юрия Норштейна, на которой знаменитый мультипликатор расскажет о куклах. А в киноцентре «Октябрь» в субботу пройдет «Ночь анимации», где зрителям представят лучшие зарубежные короткометражки минувшего года.

День Героев Отечества и «Искусство куклы»: пять причин выйти из дома в выходные

Кадр из фильма «Ежик в тумане»

На Главной выставке страны продолжается Международный фестиваль искусств «Вдохновение», впервые представляющий проект «Вдохновение. Зима». На форум приедут творческие коллективы из разных городов и стран. А основными темами их выступлений станут дружба народов и семья.

В субботу, 11 декабря, зрителям покажут спектакли режиссера театра и кино «Недолгое счастье Ювана» и театральной компании «Трикстер» «Как создать вселенную» — научную, хореографическую постановку, основанную на одной из научных теорий, а именно теории большого взрыва. В спектакле использованы элементы цирка, пластического и драматического театра. Зритель погрузится в фантастический мир, где нет времени и пространства, нет неба и земли, только бесконечность космоса.

Юные гости фестиваля смогут посетить две творческие лаборатории: «От алеутов до эскимосов через театр», где расскажут о культуре, обычаях и верованиях народов Севера России, и «Кухня мира», где в процессе приготовления блюд разных стран ребята создадут свой мультфильм.

День Героев Отечества и «Искусство куклы»: пять причин выйти из дома в выходные

Фото: Pexels

Активная подготовка к праздникам началась в московских музеях. Так, Зимние мастерские открыл Музей декоративного искусства. В Лаборатории домовых росписей Русского Севера 11 декабря участники смогут познакомиться с подлинными предметами XIX века, украшенными росписью из «северной» коллекции музея; откроют для себя основные свойства цвета по авторским методикам цветовых тренингов; распишут деревянное панно в технике северных росписей.

А юные гости музея 11 и 12 декабря приглашаются на программу «Самый короткий день в году», посвященную традициям встречи Рождества и Нового года в России. Ребят ждет рассказ о праздниках, колядование, мастер-класс и представление в вертепном театре.

В Музее Москвы 11 и 12 декабря продолжит работу фестиваль новогодних программ «Елочный базар». Юные гости и их родители могут посетить четыре елки, шесть праздничных спектаклей и выставку «Рождество».

Самые юные посетители приглашаются на программу «Теплая елка». Их ждет сказка с оригинальным сюжетом, открывающая тайну появления на свет Деда Мороза. Участники праздничной программы «Чудная елка» устроят распаковку подарков, спрятанных в старинном сундуке. «Щелкунчик и Мышиный король» познакомят с писателем Эрнстом Гофманом и его сказкой. А «Рождественские истории о Москве и москвичах» расскажут участникам программы о столице времен Гиляровского.

В воскресенье, 12 декабря, Театр из пластилина представит спектакль «Человеткин».

День Героев Отечества и «Искусство куклы»: пять причин выйти из дома в выходные

Фото: Pexels

В выходные дни пройдет ряд интересных познавательных мероприятий. Так, Исторический музей к выставке «Шедевры Русского музея. «Смолянки» Дмитрия Левицкого» приурочил специальные образовательные мероприятия. 11 и 12 декабря выставку можно посетить с обзорной экскурсией, на которой расскажут интересные факты из жизни воспитанниц и истории Смольного института.

Кроме того, в субботу состоится лекция «Екатерина II и мода российского двора» о том, как появился русский национальный стиль в одежде, какие концепты он соединил, какой была придворная мода того времени, что такое русское платье и почему его появление сыграло такую важную роль.

Российская государственная детская библиотека 11 и 12 декабря зовет горожан на фестиваль семейного чтения #ЧитайФестФольклор. Гости библиотеки смогут встретиться с писателями и художниками-иллюстраторами, принять участие в тематических квестах, интерактивных чтениях, мастер-классах и дискуссиях, послушать лекции, увидеть театрализованные чтения, новинки кино и мультфильмов.

Читатели смогут пообщаться с писателями Галиной Дядиной, Мариной Бородицкой, Асей Кравченко, Андреем Усачевым, Дмитрием Овсянниковым, Александрой Птухиной, Юрием Нечипоренко. Актеры детского театра «Отражение» прочитают «Русалочьи сказки» Алексея Толстого и покажут спектакли «Новогоднее счастье» и «Союз Совы». Театральный мастер-класс «Играем в русскую народную сказку» проведет Наталья Родная. А художница Юлия Сиднева приглашает на мастер-класс по книге Нины Дашевской «Зимний мастер».

Гости фестиваля увидят фильм «Байкал. Удивительные приключения Юмы» о путешествии маленькой нерпы.

День Героев Отечества и «Искусство куклы»: пять причин выйти из дома в выходные

Фото: Вечерняя Москва

На Главной выставке страны для всех желающих 11 и 12 декабря открыты двери просветительского проекта «Знание. ВДНХ». Цикл декабрьских программ носит название «Умный Новый год». В субботу в центре «Космонавтика и авиация» гостей ждет музыкальная программа, посвященная 60-летию полета в космос Юрия Гагарина. Основой для концерта одного из главных русских техно-диджеев Никиты Забелина и композитора и терменвоксиста Петра Термена станет практически вся история электронной музыки.

На следующий день проект «Скандинавские киновоскресенья» подарит гостям ВДНХ возможность не только изучить особенности северных языков, но и посмотреть фильмы в оригинале с русскими субтитрами. Участников ждет урок шведского языка, на котором покажут киноленту «Любители».

Музей Москвы в декабре приглашает горожан на программы, приуроченные к Месяцу экологии. 11 и 12 декабря в пространстве выставки «Москва без окраин. Капотня» пройдут дискуссии и мастер-классы. Тема разговора в субботу — «Зелень: парк, огород, подоконник». Его участники обсудят, что могут предложить городские парки для актуализации огороднического сюжета, узнают, как развить пермакультуру прямо на подоконнике, а также изготовят керамические адаптеры. 12 декабря состоится дискуссия «Вода в городе». Перед беседой пройдет мастер-класс, где гости музея обсудят экологические проблемы.

День Героев Отечества и «Искусство куклы»: пять причин выйти из дома в выходные

Фото: Официальный сайт мэра Москвы

А в Биологическом музее имени Тимирязева 11 декабря пройдет Сойкин день. Удивительная птица способствует распространению дубов, запасая на зиму до четырех килограммов желудей. Сойка способна подражать пению других птиц, человеческой речи и воспроизводить самые разные звуки. Научные сотрудники расскажут о птицах в мифах и легендах и о птицах-пересмешниках.

Юные посетители смогут проявить свою творческую фантазию на мастер-классах, где сделают сойку-игрушку для новогодней елки и кормушку для птиц. В музее расскажут и о том, как правильно кормить птиц зимой, вспомнят пословицы, поговорки и народные приметы, связанные с птицами. В программе также значатся «Сойкина игротека», пазлы, кроссворды, лото и теневой театр.

Традиционно музеи и галереи города предлагают вниманию гостей несколько интересных выставок. Так, в музее «Садовое кольцо» в начале декабря начала работать выставка «Новогодняя сказка в зимнем лесу».

Акварельные произведения искусства художницы Анастасии Куровой посвящены русской зиме. Красив зимний лес, когда вся природа играет своими красками. Художник воспевает красоту зимы на рассвете, ночью, при теплом закатном солнце и днем, когда снег особенно слепит своей белизной.

Кроме того, в экспозиции представлены мозаичные работы. Так, мозаика «Рождественская сказка» показывает уникальную технику, когда мастер использует не только привычную для мозаичных работ смальту, но и перламутр и гальку.

День Героев Отечества и «Искусство куклы»: пять причин выйти из дома в выходные

Фото: Pixabay

Дарвиновский музей ждет гостей на выставку «Где растут шишки?», которая расскажет о значении шишек не только в человеческой культуре и быту, но и в развитии жизни на нашей планете. Посетители увидят шишки разнообразных форм и размеров, а также узнают интересные факты и полезные кулинарные рецепты, полюбуются старинными гравюрами и фотографиями.

Шишки стали непременными спутниками рождественской ели и символом Нового года. Превращенные в елочные игрушки, они несут пожелания мира и добра в семье, рождения детей. Значению шишек в жизни человека посвящен большой раздел выставки.

Выставка приводит десятки интересных фактов о хвойных растениях. Шишки отличаются невероятным разнообразием форм и размеров. А украшением экспозиции стали фото- и видеоматериалы профессиональных фотографов и любителей дикой природы.

Московский музей современного искусства и галерея «Триумф» представляют персональную выставку художника Егора Плотникова «Большие перспективы». Перед зрителями предстанут более пятидесяти работ мастера — живописные полотна и скульптуры, находящиеся в диалоге. Однако в данной экспозиции Плотников выходит за рамки привычных способов представления работ, намеренно разъединяя живопись и скульптуру.

В поиске натуры художник обращается к местам, где он вырос. Несмотря на то что его пейзажи чаще всего имеют достаточно точную географическую привязку, автору удается сохранить простоту и универсальность изображаемого, что неизменно вызывает чувство ностальгии. Плотников настойчиво возвращает зрителя к метафоре дороги: дороги, которую еще предстоит проложить, дороги без начала и конца, где путь не является средством достижения цели, а символизирует процесс и время для размышления.

В Государственном музее Востока Арт-фонд Даши Намдакова открыта выставка авторских кукол семьи Намдаковых «Ульгер: сказки и грезы».

Гости музея увидят авторских кукол, графические рисунки-эскизы и предметы из музейных фондов — всего более 100 уникальных предметов искусства. Экспозиция познакомит зрителей с современным народным искусством России, ее восточного региона — Бурятии.

Выставка авторских кукол «Ульгер», что в переводе с бурятского языка означает «сказание», посвящена теме кукол и народных ремесел монгольских народов. Традиция изготовления кукол в культуре бурят происходит от поклонения культу матери, священным животным, божествам местности. В экспозиции представлены герои известных бурятских мифов, персонажи классических и современных театральных постановок, есть куклы-символы, куклы-настроение. Всех их объединяет ненавязчивая национальная окраска, традиционные формы выражения представлений о прекрасном, о милосердии и справедливости, мудрости и мужестве.

И, конечно, москвичей и гостей столицы ждут в кинотеатрах. В четверг, 9 декабря, очередная порция фантастических, лирических, драматических и просто хороших фильмов и мультфильмов вновь порадовала большой экран. В афише несколько лент национального производства: «Море волнуется раз», «Честный развод», «Владивосток» и «Здравствуй, Дедушка Мороз!», чудесные семейные фильмы «Щелкунчик» и «Большой красный пес Клиффорд», ретродрама «Заводной апельсин», драмы «Спенсер» и «Вестсайдская история», триллер «Мафия: Смертельная игра», фильм ужасов «Календарь дьявола» и музыкальная документалка «Monsta X: The Dreaming».

День Героев Отечества и «Искусство куклы»: пять причин выйти из дома в выходные

Фото: Большой красный пес Клиффорд, 2021 год

А в сети кинотеатров «Москино» 12 декабря стартуют Дни научного кино ФАНК. Зрители увидят документальные картины, где можно совершить путешествие в мир хлеба, проанализировать природу страха, поразмышлять о способности фиксировать реальность с помощью фотоаппаратов и помедитировать о месте человека во Вселенной.

В кинотеатре «Полет» в воскресенье покажут фильм «Вкус страха», в котором швейцарский режиссер Мирьям фон Аркс интересно и остроумно анализирует универсальный вопрос: «Почему люди боятся страха?». Автор ленты отправит зрителей в путешествие по земному шару, где они встретят людей, которые замирают от страха, ищут его, находят и любят.

Редакция «Вечерней Москвы» желает вам провести эти выходные интересно и с пользой.

Семейными секретами и традициями встречи Нового года и празднования Рождества делятся многодетные мамы.

«Наполеон» по бабушкиному рецепту

Ольга Юревич, мама семерых детей:

Рождественская сказка теневой театр

Поначалу, в период неофитства, Новый год мы не праздновали, считая, что всю радость нужно тратить именно на Рождество. А Новый год мы проводили в изоляции, хотя вокруг все гремело, на улице хлопали хлопушки.

Потом период неофиства у нас прошел, и батюшка сказал, что мы вообще-то живем среди людей, для которых Новый год — праздник. Почему же он не праздник для нас, ведь в нем тоже есть какой-то свой смысл, например, можно подводить итоги? И мы начали праздновать Новый год, правда, елку не наряжали.

Понятно, что пост все равно продолжается. Но стол мы все-таки накрывали к двенадцати часам, садились за него и начинали по кругу говорить, что в прошедшем году было самым главным. Для каждого говорящего. А делились лучшим все — и мы, взрослые, и дети. Это было очень интересно, потому что нередко нас ожидали открытия, когда для кого-то важным оказывалось нечто вроде бы совсем незначительное на взгляд других.

Семья большая, и потому разговор затягивался. Иногда мы забывались, и когда за окном раздавался шум, взрывы хлопушек и петард, мы ахали, что уже пробило двенадцать: телевизора у нас не было.

Тогда у нас начинали «бить куранты». В роли курантов выступали мы сами, вслед за батюшкой распевая двенадцать раз нечто, похожее на мелодичный бой.

После поздравляли друг друга с Новым годом.

Для нас Новый год — лишний повод собрать всю семью, порадоваться, поблагодарить Бога. Потому что в конце празднования — обязательная общая молитва, благодарение за прошлый год, просьба о благословении на новый.

Чтобы новогодний стол был особенным, мы покупали что-то, что обычно не ели в пост, например, креветки, которые не всегда были доступны для нас.

Чаще всего после «боя курантов» мы шли гулять на улицу. Одно время взрывали петарды. До того момента, когда огромный ящик петард взорвался, но они не полетели вверх, а начали стрелять вокруг. Мы очень испугались и с той поры предпочитаем издали смотреть на мини-салюты, которые запускают другие.

После прогулки мы возвращались, вновь садились за стол, и каждый желал чего-то хорошего в новом году. Это вновь было долго, но интересно.

Иногда я к этому дню находила какой-то новый фильм для семейного просмотра, с христианской наполненностью.

Когда мы не праздновали Новый год, нам казалось это правильным, но было какое-то странное ощущение: вся страна вокруг веселится, радуется чему-то, а мы как затворники сидим, отгородившись ото всех.

И сейчас для нас Новый год — лишний повод собрать всю семью, порадоваться, поблагодарить Бога. Потому что в конце празднования — обязательная общая молитва, благодарение за прошлый год, просьба о благословении на новый.

Празднование Рождества связано, прежде всего, с богослужениями. В Лесосибирске мы все (не говоря уже об отце Андрее) шли на ночную службу, причем она была не в двенадцать ночи, а в четыре утра. По дороге в храм выискивали самую яркую звезду в небе, часто пели рождественские песни.

После ночной службы в храме — трапеза, участие в которой принимают и все наши дети.

А наша домашняя елка часто была не в этот день и даже не на следующий — нередко спустя несколько дней после Рождества, особенно когда батюшка стал благочинным. Мы ждали, когда у отца Андрея наступит свободный вечер, чтобы собраться всем вместе и отпраздновать семьей.

Обязательно на Рождество у нас был спектакль, который дети сами сочиняли, сами ставили. Это было интересно, тем более мы не знали, какой спектакль увидим в этом году. С взрослением детей менялась тематика спектаклей. Сейчас это совсем серьезные постановки, затрагивающие какие-то глобальные моменты человеческой сущности.

После спектакля часто мы пели наши любимые христианские песни.

На столе — обязательно запеченный гусь и традиционный пирог. Раз в год я пеку торт «Наполеон» по прабабушкиному рецепту. И обязательную рождественскую коврижку. Ее предпочтительнее испечь за месяц до Рождества, чтобы настоялась, но можно испечь ее и непосредственно перед Праздником.

К тем, кто далеко живет, ехали на автобусе, где пели рождественские песнопения. А кондукторы отказывались даже брать с них деньги за проезд.

Интересная часть празднования, когда каждый каждому дарит подарки. И не просто со словом «на, вот тебе», а с объяснением, почему именно этот подарок, именно этому человеку. Потом все вместе рассматриваем каждый…

На Святках была традиция колядовать. Собиралась у нас дома церковная молодежь, репетировали, потом девушки повязывали красивые цветные шали. Мы проверяли, чтобы у всех были валенки, в валенках — пару носков (на Святках в Сибири мороз обычно за 40 градусов).

Они обходили много домов, к тем, кто далеко живет, ехали на автобусе, где пели рождественские песнопения. А кондукторы отказывались даже брать с них деньги за проезд.

Последний дом был наш, все шли пить чай с каким-нибудь пирогом, а потом уходили делить полученные гостинцы. Если возникали споры, то не по поводу: «это мне!». Наоборот, говорилось: «У меня этого много, а у тебя — мало, возьми!» «Нет, пусть другие возьмут, у кого-то ведь в семье детей больше!».

Довоенные игрушки

Анна Дикова, мама семерых детей:

Рождественская сказка теневой театр

До недавнего времени мы почти не праздновали Новый год, пока все дети подросли до того момента, когда они могут сидеть до двенадцати ночи.

Сейчас — накрываем постный стол, садимся, вспоминаем прошедший год. Молимся своими словами — благодарим Бога за прошедший год, просим Его о милости в следующем.

Включаем хорошее кино, традиционно смотрим «Иронию судьбы». Причем не обязательно в саму новогоднюю ночь.

Я считаю, что Новый год — хороший праздник. Единственный (кроме Дня Победы), который объединяет всю страну. И не согласна с тем, что это всегда была какая-то всеобщая пьянка. В доме моего детства пьянки никогда не было, а был теплый домашний праздник, с детскими представлениями, с переодеванием папы в Деда Мороза.

1 января к нам приезжают бабушка с дедушкой, дарят дети подарки. В этот же день мы празднуем день рождения сына Гриши.

Елку мы ставим на Новый год, но не наряжаем ее. Между Новым годом и Рождеством постепенно украшаем дом. У нас есть старые игрушки, сделанные еще мною и братом в детстве. Есть у нас и довоенные игрушки, оставшиеся от моей бабушки.

В доме моего детства пьянки никогда не было, а был теплый домашний праздник, с детскими представлениями, с переодеванием папы в Деда Мороза.

Обязательно ставим Вертеп, который сделали со старшими детьми, когда они еще были маленькими. Каждый год в него вносятся какие-то элементы — то добавляется освещение, то снег…

На ночную Рождественскую службу, в основном, выбираются старшие. С младшими мы едем к утренней службе.

Перед Рождеством дети пишут письмо Дедушке Морозу. Даже те, кто в него не верит. Мы для себя решили, кто такой Дед Мороз, еще в то время, когда старшие были малышами. Почему в других странах Санта Клаус? Потому что вот такая трансформация образа святителя Николая. И мы надеемся, что дети так и решили: святой помогает приносить подарки. Думаю, лжи тут никакой нет…

А в рождественские дни на елке обычно висит письмо от Деда Мороза, объясняющее, где кому какие подарки. Оно написано чернилами, которые видит только мама.

Обязательно поем Рождественский тропарь. И вообще поем и слушаем на дисках различные песнопения.

Конечно, накрывается стол, потому что все постились, каждый в свою меру. Все ждут разных вкусностей, в том числе совместно приготовленного салата «Оливье».

Обычно я не пеку: просто не хватает сил, иначе последние дни поста превратятся в постоянное стояние у плиты, у которой и так проводится немало времени.

Рождественские дни — хорошая возможность всей семье побыть вместе, в обычные дни это не всегда получается.

Часто приезжают и гости — наши друзья с детьми, друзья старших детей.

Сконцентрировать радость на Рождестве

Людмила Бородина, мама семерых детей:

Людмила Бородина

Людмила Бородина

Новый год, как мне кажется, не может пройти незамеченным. Ведь не объяснишь детям, что вот, все вокруг празднуют, веселятся, а мы не будем обращать на праздник внимания. Не получается сделать вид, что нет такого праздника — Нового года. Долгие годы для многих он был самым теплым, самым светлым. Почему бы не вспомнить об этой теплоте, душевности?

Самое важное здесь, на мой взгляд, расставить приоритеты. Первое — это молебен перед началом нового года. Дальше можно с друзьями собраться за вкусной постной трапезой, а потом самые стойкие у нас едут на ночную Литургию. Елки на Новый год у нас нет, мы наряжаем ее к Рождеству. Хотя это требует усилий, дети просят елку уже к 1 января. И дом, и сад украшаем именно к Празднику. Готовимся к ночной службе, которая и есть главная радость. После Рождества стараемся не загружать детей уроками — все занятия отменяются. Ездим в Москву на интересные мероприятия — на спектакли, на елки, зовем в гости друзей.

Главное, чтобы дети вышли из поста с ощущением настоящей рождественской радости. Чтобы она была сконцентрирована на Рождестве, не растерялась на Новый год. Чтобы дети осознавали: мы празднуем пришествие Спасителя в мир.

В храме всегда ставится Вертеп, обязательно устраивается концерт, в котором участвуют дети прихожан.

Каких-то особых традиций у нас нет, в основном все спонтанно возникает. Когда старшие дети были помладше и хватало сил, мы ставили небольшие спектакли. Дедушка, мой папа — артист, он наряжался в Деда Мороза.

Главное, чтобы дети вышли из поста с ощущением настоящей рождественской радости. Чтобы она была сконцентрирована на Рождестве, не растерялась на Новый год. Чтобы дети осознавали: мы празднуем пришествие Спасителя в мир. Для этого малышам мы обычно пересказываем все события Рождества.

В этот день удивительно тихо, мирно… У нас за городом все в белом снегу, дома и елочки украшены гирляндами…

Думаю, приложив некоторые усилия, вполне возможно сохранить и удержать в современном мире эту важную традицию — встречу Рождества Христова.

Вертеп и теневой театр

Анна Пищелева, мама пятерых детей:

Рождественская сказка теневой театрПока была жива моя мама, мы с мужем и детьми 31 декабря навещали её. По старой традиции Новый год — семейный праздник. Мы наряжали у неё ёлку — ту самую, старую, пластиковую, которую в детстве наряжала я, помогали организовать застолье и провожали старый год, вспоминали важные события, встречали новый, слушали президента, под бой курантов чокались шампанским и торопились домой — укладывать деток спать. Теперь мамы больше нет, у нас другие традиции.

Мы празднуем дома. С утра мы идём покупать живую ёлку с детками, устанавливаем и наряжаем её — в ведре с водой она прекрасно простоит до Рождества и старого Нового года, — украшаем квартиру. На это уходит большая часть дня. Потом готовим лёгкое угощение — ананас, мандарины, шампанское, сок для деток, обязательно оливье (постное) — как без него! Печём имбирные пряники, пирог с яблоками и брусникой. Затем, заранее накрыв на стол, идём в храм. Либо просто на молебен, либо на службу и исповедь — это как получается. Хочется сделать традицией именно второй вариант.

В церкви тоже ёлка, присутствуют только самые стойкие прихожане, толкотни нет, вроде пост, но всё же праздник. Тихое сияние огоньков, поют о том, о чём примерно говорятся светские тосты: «Господи помилуй!» и «Подай, Господи!» И некто с белой бородой спрашивает на исповеди, почти как Дед Мороз: «Хорошо ли себя вёл? Слушался ли родителей?»

Потом детки накупают разных пустяков в лавке — для себя и чтобы дарить всем встречным и поперечным. Со всеми раскланиваемся, поздравляем, такие родные лица! Это тоже наша большая семья. Идём домой пешком, снег хрустит, со всех сторон бабахает и сверкает, раньше мы тоже брали с собой фейерверки и запускали по дороге, но потом поняли, что смысла нет — и так народ усердствует вовсю. Так что мы наслаждаемся за чужой счёт. Только бенгальские огни с собой носим.

Новый год

Дома нас ждёт накрытый стол и тёплый пирог в духовке, мы быстренько садимся, вспоминаем старый год, все его события — как делали с мамой, вспоминаем тех, кто остался в старых-старых годах, кого больше с нами нет. Новый год — время почувствовать течение времени, скоротечность жизни. Потом, конечно, строим планы на год наступающий, потом быстро убираем со стола всё, кроме шампанского и ананаса, читаем последование к причащению (если собираемся), к 12 часам все дети в пижамах и с начищенными зубами, но надо ещё послушать президента и поднять бокалы под звон курантов! Это обязательно!

После звона курантов на улице начинается фантастическое файершоу, с нашего 13-го этажа прекрасно видно и наш двор, и соседний, и опушку леса, где вовсю пускают фейерверки. Какая красивая традиция, хоть и опасная, как говорят. Не дожидаясь окончания красоты, дети потихоньку расползаются по кроватям и засыпают под мигание гирлянд и отсветы ракет. Утром — на службу. У старшего сына 1 января ещё и именины — память преподобного Ильи Муромского. Удивительно, но именно в этот день как-то особенно легко удаётся собрать детей на службу, чувствуется праздник во всём.

После службы отсыпаемся, а потом гуляем в лесу. На прогулку берём что-то из безделушек, купленных в храме накануне. Разводим в лесу костёр или строим печь из снега, пьём чай из термоса с пряниками, в этом году думаем вынести в лес самовар, для которого купили недавно наконец трубу, но ещё не запасли сухих шишек. Угощаем и одариваем знакомых, которые тоже выходят в лес погулять в первый день нового года. Хорошо!

Новый год

Между Новым годом и Рождеством мы обычно спешно готовим подарки. То есть, конечно, многие закуплены заранее, но надо что-то дополнить, упаковать. Детям, пока они ходили в школу, не хватало времени, теперь они трудятся не покладая рук, рукодельничают, роются в интернете в поисках идей, ведь все родные хотят получить что-то, сделанное детскими руками.

Новый год

Кроме того, мы печём и оформляем пряничный домик, добавляем на ёлку рождественских игрушек, спешно репетируем спектакль и шьём костюмы. Обычно это небольшая сценка и костюмы не сложные, но эффект должен быть особый. Шестого января днём мы покупаем гуся и готовим его вдвоём с мужем. Мы недавно освоили эту премудрость, и потому каждый год подходим к гигантской птице с некоторой опаской, вдвоём, но результат всегда прекрасный.

Новый год

Вечером мы идём с детьми в храм. Но храм у нас пока очень маленький, выстоять там всю службу при полном стечении народа для детей пытка, поэтому мы уходим до начала литургии. Надеюсь, скоро службы будут в большом храме, и мы сможем причащаться с детьми и на Рождество. К нам присоединяется кто-нибудь из друзей-прихожан, которые тоже с детьми и тоже не остаются до конца. Ночью мы идём домой по тёмному городу, Рождество празднуют тише, чем Новый год, но встречаются и весёлые компании с фейерверками.

Дома нас ждёт в духовке горячий гусь! Наш папа очень быстро готовит глинтвейн для взрослых и горячий сок с мёдом и пряностями для малышей. К этому времени обычно накапливается очень много конфет, которые дарят в школе и на елках. Так что, пока взрослые смакуют гуся, дети шуршат фантиками. Гости довольно быстро начинают собираться домой, укладывать детей, мы тоже ложимся спать, потому что следующий день ожидается насыщенным.

По нашей семейной традиции мы празднуем Рождество у родителей мужа. Они готовят невероятный стол, на котором бывает рулет из лосятины с черносливом, например. Моя свекровь — великая мастерица угощать и большая фантазёрка. У неё двое детей — мой муж Олег и его сестра Ольга, но внуков уже девять — пятеро наших детей, четверо Олиных. Приходят и другие гости, некоторые с детьми. Получается очень большая и шумная компания. Мы поём хором стихиры Рождества — получается не очень стройно, но трогательно. Обычно за долгую дорогу все успевают проголодаться, так что бабушкины кулинарные усилия не пропадают даром.

Пока мне кажется, что самый лучший способ праздновать Новый год и Рождество — это собираться в кругу семьи, с детьми, дома. Но, может быть, со временем, когда дети подрастут, у нас появятся другие интересы и другие традиции.

Но главное в празднике не еда! Стол отодвигают, и Оля со своими детьми показывает вертеп. Иногда это кукольное представление, иногда теневой театр, каждый раз что-то новое! Однажды действие вертепа происходило прямо на ёлке, у подножия которой была устроена пещера с яслями, Младенцем, Марией и Иосифом. На ветвях пастухи пасли овец, волхвы ехали на лошадках, а на самой макушке была большая звезда, под которой летали ангелы с трубами. Причём, пока не началось представление, все думали, что это просто ёлочные украшения, но когда выключили свет и зажгли гирлянды, а потом вдруг вспыхнула звезда и всё задвигалось, ожило — это была настоящая сказка!

Рождество

После вертепа наступает черёд более развлекательного представления. Это мы берём на себя. Сценки бывают разные, обычно смешные. Например, когда наступил год зайца, мы спели знаменитую шуточную ораторию о моркови, причём старшая наша дочь Ульяна блистательно играла зайца, а охотник состоял из младшей — Дуняши, сидевшей на плечах у племянника Данилы, охотник был одет в дублёнку и ушанку, а в руках держал игрушечное ружьё.

За спектаклем обычно следует чай и сладкое. И обмен подарками. Распаковыванием и осмотром подарков дети оказываются заняты надолго, взрослые могут немного расслабиться и пообщаться. Но очень скоро приходится начинать собирать всю компанию по домам. К сожалению, с маленькими детьми нельзя засиживаться в гостях допоздна.

Пока мне кажется, что самый лучший способ праздновать Новый год и Рождество — это собираться в кругу семьи, с детьми, дома. Но, может быть, со временем, когда дети подрастут, у нас появятся другие интересы и другие традиции. Может быть, здорово будет куда-то ездить или ходить по театрам. Пока, представляя эти праздники, мы представляем их только так, не мечтаем ни о чём другом. Вот уже сейчас дети начали обсуждать сценарий спектакля, уже есть платье для главной героини… Но это пока тайна!

Ящичек с секретом и советские вафельницы

Юлия Хусаинова, мама шестерых детей:

Мама и Тёма, 9 месяцев

Юлия Хусаинова

Новый год мы справляем в кругу близких родственников, с родителями. Дней за пять до Нового года наряжаем елку. Мы устраиваем праздник для детей, но все-таки сдержанно, не шумный, с постным столом.

Дети очень любят бенгальские огни — это тоже атрибут Нового года.

Чтобы детям было понятно, сколько времени осталось до Рождества и Нового года, мы дней за пять устанавливаем ящичек с выдвижными полочками, раскрашенный в радостные цвета, с блестками. Каждый день открывается ящичек, и там — какой-нибудь маленький сюрприз: наклеечки для детей или еще что-то. Так день за днем они доходят до Нового года, а потом и до Рождества.

На Рождество или приглашаем родственников к себе, или идем в гости. Обязательно печем вместе с детьми вафли в старой советской вафельнице. Кладем в них мороженое и устраиваем для всех чаепитие. Когда все садятся за стол, дети переодеваются в костюмы животных и сами разыгрывают какое-нибудь представление, которое чаще превращается просто в веселую игру.

Новый год

Подарки в семье дарятся детям и на Новый год, и на Рождество. Часть дедушек и бабушек православные, часть — далеки от православия. И для них Новый год — очень важный праздник.

На Рождественскую службу кто-нибудь из семьи, я или муж, обязательно идем. Бывает, что идем оба, когда у меня подрастает грудничок, и дети остаются с нашими родителями.

Новый год

Особенное Рождество

Марина Сиротина, мама троих детей:

Рождественская сказка теневой театр

Мы, конечно, всегда ломаем голову над тем, как Рождество выделить в сплошной новогодней праздничной кутерьме. Пока нет сложившихся традиций, проверенных годами, поскольку дети еще маленькие, и мы только начинаем.

Но в наш рождественский быт прочно вошел необычный стол с непременно рождественской скатертью (специальная, и на другие праздники не стелется!), традиционное рождественское блюдо — запеченный гусь.

Я стараюсь сделать что-нибудь необычное и на сладком столе. Необычное, и вместе с тем именно рождественское. Например, пряничный домик со свечкой внутри. А сам домик весь в снегу (белой глазури).

Рождество

Я уверена, что очень важно дать детям почувствовать этот запах, вкус, ощущение праздника. Конкретного праздника, Рождества.

Обязательно стараемся украсить дом. В украшении тоже должен быть запах Рождества. В прошлом году в детской комнате вешали флажки из цветной бумаги. В этом году уже вырезаем много-много снежинок, которые развесим по дому. И всегда обязательно гирлянды-фонарики.

Рождество

Конечно, обязательно ставим елку! Стараемся ставить ее к Рождеству, в Сочельник. Покупаем свежую и прячем от детей. Но игрушки готовим заранее. Например, я связала снежинки крючком. А годом позже сделала несколько игрушек из фетра. Каждый год пытаюсь придумать что-нибудь новое и дополнить уже имеющийся набор.

Я уверена, что очень важно дать детям почувствовать этот запах, вкус, ощущение праздника. Конкретного праздника, Рождества.

Подготовила Оксана Головко

ТЕНЕВОЙ ТЕАТР КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДОШКОЛЬНИКОВТЕНЕВОЙ ТЕАТР КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДОШКОЛЬНИКОВ

М.А. Костова, воспитатель МБДОУ № 104, г.Томск

Внутренний мир ребенка – ключ ко многим волнующим проблемам нашей жизни. Открыть заветную дверь в мир детского сознания помогает игра, т.к. игра является основным видом деятельности детей дошкольного возраста. Играя, ребенок не только получает информацию об окружающем мире, законах общества, но одновременно учится жить в этом мире. Но как нам научить ребенка играть, брать на себя роль и действовать? Этому, несомненно поможет театр. Театр является одним из самых доступных видов искусства для детей. Он помогает решить многие актуальные проблемы современной педагогики и психологии, связанные как с художественным образованием детей, так и их нравственным воспитанием; развитием памяти, воображения и речи; развитием коммуникативных качеств личности; позволяет разрешению конфликтных ситуаций через игру.

Задача педагога — помочь детям усвоить нравственный опыт, который они приобретут в процессе игры с театрализованными куклами, научить детей соотносить свои эмоции и характер с персонажем, ориентироваться на социально значимые нормы поведения, повышать личностную саморегуляцию. Основная цель — включение ребенка в полную игровую деятельность. Данная цель позволяет решить следующие задачи: расширение словарного запаса, формирование коммуникативных навыков, снятие эмоционального и тревожного напряжения, развитие мелкой моторики и двигательной сферы.

Л.С. Выготский писал, что «Игра ребенка не есть простое воспоминание о пережитом, это творческая переработка впечатлений, комбинирование их и построение у них новой действительности, отвечающей запросам и впечатлениям самого ребенка. Ребенок в игре из элементов, взятых из окружающей жизни, создает новое творческое построение, образ, принадлежащий ему самому».

Действительно, в игре ребенок проявляет себя как артист, разыгрывает сюжет, и как декоратор, обустраивает место для инсценировок. Дети, как волшебники, умеют жить и действовать в своем воображаемом мире.

В нашей группе развитию творческих способностей детей средствами театрализованного искусства уделяется большое внимание. Создан уголок театрализованной деятельности, который содержит разные виды театров: настольный, пальчиковый, теневой, куклы бибабо, маски, различные самодельные домики. Для изготовления декораций используем бросовый материал. Особый интерес у детей старшего дошкольного возраста вызывает теневой театр, который мы изготовили своими собственными руками. Для создания теневого театра необходимо: экран, источник света, куклы – силуэты на палочках – герои произведения и элементы обстановки (деревья, дома, облака и т.д.). В качестве источника света мы использовали настольную лампу, а так же устанавливали экран напротив окна. Во время игры необходимо держать декорации близко к экрану.

С ребятами нашей группы совместно изготовили персонажей театра. Их мы вырезали из черного картона, контур оформляли с помощью шаблонов и трафаретов. К силуэтам приклеили деревянные палочки. В теневой театр наши ребята любят играть по сказкам В.Сутеева, инсценируют русские народные сказки, а так же придумывают свои собственные сказки, используя героев разных сказок. ( «салат» из сказок). Очень часто мы устраиваем вечера развлечений с использованием теневого театра, основанных на творчестве и импровизации детей, делающих процесс воспитания не только познавательным, но и более интересным, эмоциональным, что дает возможность формировать нравственный мир детей.

Один из вариантов теневого театра – показ на экране силуэтов различных животных с помощью рук. Самое трудное – не только сделать фигурку с помощью пальцев, но и суметь правильно отразить тень на экране, а также производить движения пальцами, чтобы заставить фигурку двигаться и разговаривать.

В своей работе с детьми я использую различные дидактические игры, основанные на использовании теневого театра. Это игра «Повтори за мной» — воспитатель или ребенок за экраном показывает движения пальцев рук, а дети, сидя перед экраном повторяют данные движения. Игра «Что и где» — воспитатель читает сказку, акцентируя внимание детей на расположении предметов на экране, после прочтения сказки ребята отвечают на вопросы расположения предметов относительно друг друга (слева, справа, над, перед, около и т.д.). Игра «Строители» — воспитатель за экраном строит постройку из кубиков, например башню. Ребята, сидя перед экраном с аналогичным набором кубиков повторяют данное строение. Все эти игры развивают внимание, способствуют развитию речи, зрительно – моторной координации.

Театрализация является положительным инструментом воздействия на детей. В игровой, неформальной обстановке дошкольники лучше усваивают окружающий мир, незаметно начинают корректировать психические трудности. На основе любимого персонажа ребенок становится радостнее, эмоции выражены ярче. Многие дети преодолевают трудности в общении, становятся раскрепощенными и менее застенчивыми.

Детский теневой театр является не просто разновидностью игры для ребенка – это дополнительный способ его развития. Игры с тенью стимулируют фантазию ребенка, развивают его воображение. В нашем дошкольном учреждении данные развлечения часто применяются в качестве упражнений для развития моторики и речевой культуры ребенка.

Используемая литература:

  1. Мигунова педагогика в детском саду. ТЦ Сфера, 2009. Театр теней: что такое теневой театр.
  2. Линь Ли, Восхитительный театр теней / TIANSHANNET. [Электронный ресурс]. URL:
  3. Лыкова И.А., Шипунова В.В. «Теневой театр вчера и сегодня».

Конспект НОД по развитию речи в средней группе «Волшебный мир теневого театра» сказка «Теремок»Конспект НОД по развитию речи в средней группе «Волшебный мир теневого театра» сказка «Теремок»

воспитатель: Шубина Татьяна Александровна Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 32» комбинированного вида «Цветочная поляна» д.Пудомяги

Цель: Формирование творческой личности посредством театральной деятельности.

Задачи:

  • Учить с интонацией, выразительно воспроизводить слова и фразы из сказки в процессе обыгрывания.
  • Продолжать воспитывать отзывчивость у детей, учиться сопереживать и понимать героев сказки.
  • Развивать внимание, воображение, память, творческие способности.
  • Прививать интерес к театрализованной деятельности.

Планируемые результаты:

  • Формировать основы развития связной речи;
  • сочетать в роли движения и текст,
  • развивать чувства партнерства.

Виды деятельности:

  • театрализованная,
  • игровая,
  • коммуникативная,
  • познавательная.

Материал: ширма, фигуры теневого театра, настольная лампа, маски героев сказки..

Организационный момент. Дети с воспитателем заходят в группу.

Воспитатель приветствует детей (под музыку «В гостях у сказки»)

Воспитатель: Вы хотите отправиться туда, где всегда присутствует хорошее настроение?

Дети: да!

Воспитатель: А чтобы узнать куда мы с вами отправимся, нужно отгадать загадку.

Артисты там работают
А зрители им хлопают
Спектакль в цирке — на арене,
В театре кукол где? — На…

Ответ- на сцене

Там есть афиша, сцена, актеры и зрители. Догадались? Конечно, я приглашаю вас в театр.

Речь в записи: здравствуйте, ребята! Я тень.

Воспитатель: Давайте поздороваемся, ведь воспитанные люди всегда отвечают на эти слова.

Дети здороваются.

Воспитатель; Уважаемая тень, но мы не видим тебя! Покажись!

Включаем теневой театр. Показываем шаблон театральной маски.

Приглашаем детей за ширму и знакомим с устройством теневого театра.

Ход занятия:

В.: Тише детки проходите!
Нашу сказку не спугните.
Здесь бывают чудеса,
Где же прячется она?

Сказку мы сейчас расскажем,

И расскажем и покажем.

Стук в дверь.

В.: Ой, ребята, а кто же это может быть?

—Здравствуйте, Вам посылка, примите.

В.: спасибо, до свидания. Ребята от кого же эта посылка?

От доброй сказочницы, которая ходит по свету и сказки собирает. Что же там может быть? (достаю)

Ребята, это герои сказки. Обратите внимания на этих героев, что в них не обычного. А почему они черного цвета, как вы думаете?

(Ответы детей)

В.: Ребята, как раз вот таких героев сказок используют в теневом театре. При помощи специального освещения наши герои оживают за ширмой, с которой мы уже познакомились.

Но перед тем как начать нашу сказку поиграем в театральную физминутку «Теремок»

Наш весёлый теремок, он не низок не высок

В нем лягушка прыг да прыг

И лисичка ходит тихо

А волчок тянет носок

Наш зайчишка скок до скок,

Мышка же с платочком пляшет,

А медведь закрыл замок, сторожит он теремок.

В.: предлагаю вам приобрести билеты на спектакль и занять места в зрительном зале.

Дети получают билеты в билетной кассе и садятся на стульчики.

Слова тени в записи: правила поведения в театре.

«Приготовьте ушки, глазки начинаем нашу сказку».

(Начало сказки)

Автор: Стоит в поле теремок, он не низок, не высок. Бежит мышка-норушка. Увидела теремок, остановилась спрашивает.

Мышка: Кто, кто в теремочке живёт?

Кто, кто в невысоком живёт?

Автор: Никто не ответил. Вошла мышка в теремок и стала там жить.

Вот по полю лягушка-квакушка бежит. У дверей остановилась и стучит.

Лягушка: Кто, кто в теремочке живёт?

Кто, кто в невысоком живёт?

Мышка: Я Мышка-норушка, а ты кто?

Лягушка: А я Лягушка-квакушка. По кочкам скакала случайно ваш домик увидала.

Мышка: Иди ко мне жить.

Автор: Стали жить они вместе.

Бежит мимо Зайчик-побегайчик. Увидел теремок, постучал и спрашивает.

Заяц: Кто, кто в теремочке живёт?

Кто, кто в невысоком живёт?

Мышка: Я Мышка-норушка.

Лягушка: Я Лягушка-квакушка. А ты кто?

Заяц: Я Зайчик-побегайчик. К вам бежал издалека по лесной дорожке.

Лягушка: Иди к нам жить.

Автор: И стали они жить вместе. Идет мимо Лисичка-сестричка.

Постучала в дверь и спрашивает.

Лиса: Кто, кто в теремочке живёт?

Кто, кто в невысоком живёт?

Мышка: Я Мышка-норушка.

Лягушка: Я Лягушка-квакушка.

Заяц: Я Зайка-побегайка. А ты кто?

Лиса: Я Лисичка-сестричка.

Заяц: Ступай к нам жить.

Автор: И стали они жить вместе.

Прибежал Волк — зубами щелк и спрашивает.

Волк: Кто, кто в теремочке живёт?

Кто, кто в невысоком живёт?

Мышка: Я Мышка-норушка.

Лягушка: Я Лягушка-квакушка.

Заяц: Я Зайка-побегайка.

Лиса: Я Лисичка-сестричка. А ты кто?

Волк: А я Волк–зубами щелк.

Лиса: Иди к нам жить.

Автор: Стали они жить вместе.

В тереме живут, песенки поют.

Вдруг идет мимо Медведь косолапый. Увидел медведь теремок, остановился и заревел.

Медведь: Кто, кто в теремочке живёт?

Кто, кто в невысоком живёт?

Мышка: Я Мышка-норушка.

Лягушка: Я Лягушка-квакушка.

Заяц: Я Зайка-побегайка.

Лиса: Я Лисичка-сестричка.

Волк: Я Волк–зубами щелк. А ты кто?

Медведь: А я Медведь косолапый.

Волк: Иди к нам жить.

Автор: Медведь лез- лез, лез-лез, ни как влезть в теремок не может и говорит.

Медведь: Я лучше на крыше жить буду!

Автор: Полез медведь на крышу, только уселся и «трататах» — развалился теремок. Еле-еле звери успели выбежать.

Медведь: Простите меня звери, давайте новый теремок построим. В котором всем места хватит.

И построили звери новый теремок. И стали жить все дружно и весело.

В.: Со сказкой жалко нам прощаться,

Но не будем унывать,

Сказку будем в гости звать.

Ребёнок: Артистами ребята побывали

И сказку, вы, ребята, показали.

Артисты, зрители – все были хороши!

Похлопаем друг другу от души!

Используемая литература

3. И.А. Лыкова, В.А. Шипунова Теневой театр в детском саду. Изд-во: ИД Цветной мир, 2018

В музеях, несмотря на ограничения, открывают программы новогодних мастер-классов для детей и подростков. На них можно записаться индивидуально, можно участвовать всей семьей или дружеской компанией на каникулах. Если в школе нельзя провести новогодний праздник, а детям все же хочется подарить интересное событие, то новогодние мастер-классы в музее — отличная идея.

Мастер-классы проходят в музеях по всей стране — вы найдете интересные идеи как для тех, кто будет на зимних каникулах в столице, так и для путешествий по России.

Программы начинаются с конца декабря. Музейщики просят записываться по телефону, чтобы уточнить актуальную информацию, связанную с ограничениями которая постоянно меняется.

Мастер-классы для любителей мастерить руками

Ломать и строить 

Музей современного искусства “Гараж”, Москва

Известная поговорка “ломать не строить” приобретает в музее новый смысл и воплощение. “Участники воркшопа соберут бумажные макеты зданий, важных для их личной истории, а затем разрушат их” — говорят в музее. Так участники опытно познакомятся с творческим методом немецкого художника Томаса Деманда, чья выставка проходит в музее. На воркшопе участники познакомятся с принципами архитектурного макетирования и исследуют свои эмоции в процессе. 

  • Когда: 26 декабря, 6 и 9 января
  • Продолжительность: с 16:00 — 18:00.
  • Возраст: 15-17 лет
  • Участие: по регистрации
  • Стоимость: бесплатно

Создание ёлочной игрушки – северного оленя

Музей Арктики и Антарктики, Санкт-Петербург

Традиционное развлечение — тематический мастер-класс. Северный олень — одновременно и один из новогодних символов и связан с тематикой музея. 

  • Когда: каждый день с 22-26 декабря (11:00, 14:00, 16:00)
  • Продолжительность: не более 1 часа
  • Возраст: 10 + (если ребенок младше -то в сопровождении родителя)
  • Участие: запись по телефону или соц.сетей музея (или при наличии свободных мест по факту)
  • Стоимость: бесплатно (по входным билетам)

Сделать новогодний подарок своими руками

Музей-заповедник “Кусково”, Москва

Можно создать ёлочную игрушку, новогоднюю композицию или праздничный сувенир в технике декопатч, несколько отличную от декупажа. Здесь можно создать авторский колокольчик в виде тигра или сделать игрушку из разных материалов: фетра/шишек/деревянных спилов. В основе новогодней композиции еловые ветки, которые участники будут дополнять разнообразными украшениями.

  • Когда: до 9 января.
  • Продолжительность: 30-60 мин. 
  • Участие: по предварительной записи
  • Стоимость: 400 руб. — 600 р. игрушки-подарки; 1500 р.(новогодняя композиция)

Японские мастер-классы

Кремль в Измайлово, Москва

В рамках выставки “Япония. Куклы, сказки и легенды» проходят мастер-классы по росписи фарфоровых заготовок. Всего 18 разных форм на разный вкус: здесь и волшебный зверек Тануки и лиса Унари и тигр-колокольчик и многие другие.  

  • Когда: до 1 января, С 11.00 до 17.00 ежедневно
  • Возраст: 6 +
  • Участие: перед покупкой и после обязательно связаться с организаторами в форме на сайте
  • Стоимость: 700 — 1500 р.

Новогодние поделки

Музей художественной культуры Новгородской земли, Новгород

Мастер-классы проходят на разных адресах музея. Тут можно изготовить “рождественский сувенир”, открытку “Привет из Новгорода” и изобразить деревню Коростынь в снегу на новогодней открытке.

  • Когда: до 9 января
  • Продолжительность: 40 минут
  • Участие: запись по телефону  (8162)774-256 или по электронной почте artmuseum@mail.ru
  • Стоимость: 700 — 1500 р.

Световые и арт-объекты

PERMM — музей современного искусства, Пермь

Во время каникул в музее возможно принять участие в тех мастер-классах, которые уже существуют. Поэтому, если кто-то не успевает сейчас, то каникулы — самое время использовать эту возможность. 

  • Создание своего светового объекта 

Участники попробуют себя в качестве современных художников и создадут собственные световые арт-объекты из необычных, нехудожественных материалов. 

Младшими школьники — мастерят теневой театр и устраивают импровизированные спектакли.

Средняя школа — создают калейдоскопы и витражи из картона, цветного скотча и гофробумаги.

Старшеклассники и студенты — сами мастерят специальные приспособления и фильтры и делают необычные фотографии. 

  • Создание камеры обскура (от лат. “темная комната”) — простейшее устройство для получения изображения.
  • “Третий художник” (для старших школьников и студентов)

Участники сравнивают классическое и современное искусство на примере двух работ с похожим сюжетом, а после становятся суперсовременными художниками и создают третью работу — предлагая свою интерпретацию сюжета

  • Когда: кроме 31 декабря-1 января и 6,7 января
  • Продолжительность: 45-60 минут
  • Возраст: 7 + 
  • Участие: по предварительной записи +7 (342) 254 35 77, +7 912 488 26 23 (Мария)
  • Стоимость: за группу до 10 человек — 1000 р.; от 10-20 — 100 р. за каждого участника. 

Новогодние маски

Музей “Дом Машарова”, Тюмень

Музей подготовил мастер-классы по изготовлению новогодних масок и ёлочных игрушек, фонарика в технике кимекоми и даже ёлочки своими руками.

  • Когда: 16 декабря — 16 января (точные даты мастер-классов уточняйте на сайте музея)
  • Продолжительность: 45-60 минут
  • Возраст: 6 + 
  • Стоимость: 150 — 300 р.

«Щелкунчик-дергунчик» 

Музей Разночинный Петербург, Санкт-Петербург 

В названии все сказано — вы когда-нибудь задумывались как сделан щелкунчик? На мастер-классе сможете сделать его-деревянного и украсить им елку, но орехи, кажется, расщелкать не получится.

  • Когда: 21, 22, 23, 24, 28, 29 декабря в 15.00, 25 декабря в 13.00     
  • Продолжительность: не указано
  • Участие: обязательна запись по тел. (812) 407-52-20
  • Возраст: любой желающий 
  • Стоимость: входной билет + 70 р.

Квесты и программы

«Пропавшая экспедиция Деда Мороза». 

Военно-морской музей (совместно с турфирмой “Петербургская соната”). Санкт-Петербург

Группу забирают от места на автобусе и погружают в игру уже по ходу движения к музею, где разворачивается театр действий. Сюжет квеста закручивается вокруг исчезновения Деда Мороза с подарками во время кругосветного путешествия в районе таинственного «Северного меридиана». Ребята отправятся в увлекательное путешествие сами, примерят на себя разные морские роли (штурмана, шкипера, боцмана) чтобы спасти Новый год.

  • Когда: по заказу
  • Продолжительность: 4 — 4,5 часа.
  • Возраст: 8 — 12 лет.
  • Участие: по предварительной записи на сайте “Петербургской сонаты”
  • Стоимость: от 1760 р. (зависит от размера группы)

«Поиски капитана Врунгеля». 

Музей Арктики и Антарктики и (совместно с турфирмой “Петербургская соната”), Санкт-Петербург

Группу забирают от места на автобусе и погружают в игру уже по ходу движения к музею, где разворачивается театр действий. Там “школьники отправятся в край вечной мерзлоты на поиски исчезнувшего капитана Врунгеля, шхуна которого столкнулась с Айсбергом. Их ожидает путешествие по снежной пустыне во льдах, встреча с ученым – полярником и загадочная «легенда старого морехода»”. Ребята пройдут квест, пройдя который “включат” «Полярное сияние» и найдут пропавшего капитана. Встреча с капитаном сулит веселье, радости и игры!

  • Когда: по заказу
  • Продолжительность: 4 — 4,5 часа.
  • Возраст: 5 — 12 лет.
  • Участие: по предварительной записи на сайте “Петербургской сонаты”
  • Стоимость: от 1050 р. (зависит от размера группы)

«Голландская сказка» и «Проделки Лисы” 

Серпуховской историко-художественный музей, Серпухов

Для самых маленьких музей разработал программу «Проделки Лисы», на которой кроме игр и спасения Деда Мороза детей ожидает мастер-класс по украшению новогоднего стеклянного подсвечника «Волшебный фонарик». 

  • Когда: 9 января 2022 года по сеансам.
  • Продолжительность: 1 час.
  • Возраст: от 2 до 5 лет. (количество мест ограниченно)
  • Участие: запись по телефону 8(4967) 12-83-80 доб. 221
  • Стоимость: 1100 рублей (1 ребенок + 1 взрослый)

Для детей постарше есть другая программа — «Голландская сказка». В театрализованной программе ребята погрузятся в межмузейный выставочный проект «Образ и смысл. Голландская живопись XVII века из музеев и частных собраний России» в поисках волшебного тюльпана. Свой тюльпан они создадут на мастер-классе из конфет и гофрированной бумаги.

  • Когда: с 17 декабря по 30 декабря 2021 года, 5,8 января 2022 года по сеансам.
  • Продолжительность: 1 час 30 мин -1 час 45 мин
  • Возраст: 6 — 10 лет. (количество мест ограниченно)
  • Участие: запись по телефону 8(4967) 12-83-80 доб. 221
  • Стоимость: 1100 рублей (ребенок без взрослого)

Создаем оперу

ГМЗ “Царицыно”, Москва

Участники погружаются в мир барочного театра через проигрывание театральных ролей: актера, машиниста, рабочего сцены, бутафора, тех, кто создает сценические чудеса. Они соберут театральную машинерию, изучат особенности пластического языка театра того времени. Результатом их исследования и практики получится постановка оперы «Храбрый и смелый витязь Архидеич», в создании которой родители и дети будут действовать сообща и на равных.

  • Когда: 26 декабря; 2 января, 9 января.
  • Продолжительность: 15:00 — 17:00
  • Возраст: 7 — 11 лет + родитель.
  • Участие: регистрация на сайте
  • Стоимость: 2500 (на 1 ребенка+ 1 взрослый(обязательно)

Волшебник из страны AZ

Музей AZ (художника Анатолия Зверева), Москва

Ребята будут творить волшебство и преображать мир: создадут личное карманное существо, которое будет их сопровождать в музее, создадут маленький шедевр на мастер классе “Радужная кошка” и особенным образом пройдут по самому музею как по волшебной стране.

  • Когда: 3-7 января 13:00
  • Продолжительность: 1 ч. 15 мин.
  • Возраст: 6-13 лет + родитель.
  • Участие: при покупке билета на сайте
  • Стоимость: 1500 (сопровождающий взрослый приобретает входной билет)

“Зимняя мастерская” 

Мемориальная квартира Андрея Белого (Филиал Государственного музея А.С. Пушкина), Москва

На встрече участники погрузятся в атмосферу новогодней ёлки начала XX века, знакомой Андрею Белому. Традиционные игры, старинные открытки, маскарадны темы и мастер-класс по изготовлению елочной игрушки по старинному образцу — вот, что ждем участников встречи. 

  • Когда: сеансы по дням на сайте музея (до 30 декабря). Время проведения сеансов — в 14:00 и в 16:00.
  • Продолжительность: 1 ч. 15 мин.
  • Возраст: 6-9 лет. (с каждым ребенком — родитель)
  • Участие: при покупке билета на сайте
  • Стоимость: 500 р./чел.

“Тёплая ёлка” и “Рождественские истории о Москве и москвичах” 

Музей Москвы, Москва

“Тёплая ёлка” — программа для малышей, на которой они с родителями сначала смотрят спектакль, а потом мастерят сувенир. Атмосферу праздника создает динамичный сюжет, игра актеров и живая музыка. В конце праздника участники создадут не сувенир — елочку — забавную игрушку.

  • Когда: до 9 января 
  • Возраст: 7–12 лет (для “Теплой ёлки” — от 3-х лет)
  • Продолжительность: 1 час 30 минут.
  • Участие: уточнять по телефонам +7 (968) 409-82-77, +7 (495) 739-00-08 (кроме понедельника)
  • Стоимость: “Рождественские истории” — групповой билет (до 30 человек) — 30000 рублей; “Теплая ёлка” — 1300 детский и 400 р. — взрослый.

Тематические программы Всероссийского музея декоративного искусства, Москва

Можно собраться компанией и выбрать себе программу по вкусу. Во время программы «Сказка на ладони» участники изучают лаковую миниатюру и самостоятельно создают стилистическую закладку или открытку. 

В предметный мир периода XVIII-XIX веков ребята погружаются во время программы «Во дворце на Садовом кольце», создавая рисунок на собственном фарфоровом блюдце в конце.  

Предметы народного искусства различных губерний России откроются перед участниками программы “Жили-были”. Через предметы прикладного искусства станет ясно, насколько люди, создававшие их были укреплены в традиции, связаны с календарным циклом. На память они распишут деревянную ложку. Заглядывайте на сайт музея и выбирайте!

  • Когда: круглый год
  • Возраст: не указан
  • Продолжительность: 2 часа. 
  • Участие: по записи.
  • Стоимость: от 550 р. (в зависимости от количество человек в группе) Входные билеты оплачиваются в день проведения программы в музее. 

Праздничная программа «Самый короткий день в году»

Праздник, колядование, старинный вертепный театр и создание своей “рождественской звезды”. А еще тут можно будет познакомиться с вызывающей ностальгию у старших — ватной игрушкой!

  • Когда: 10 декабря — 19 января
  • Возраст: не указан
  • Продолжительность: 2 часа. 
  • Участие: по записи.(+7(499)973-32-19; +7(495)609-01-46)
  • Стоимость: от 550 р. (в зависимости от количество человек в группе) Входные билеты оплачиваются в день проведения программы в музее. 

Квесты музея «Дом Машарова», Тюмень

«Дом вверх дном» — участники решают загадки хранителя старого особняка, чтобы спасти Новый год.

  • Когда: 16 — 31 декабря, 4-8 января;14:00.
  • Возраст: 6 +, для всей семьи
  • Продолжительность: 1 час.
  • Стоимость: 200 р.

«За семью замками» — участники превращаются в исследователей-детективов, которым предстоит разгадывать “Шифры первых печатных машинок, уникальные записи на грампластинках, тайные замыслы на печных узорах”.

  • Когда: 4 — 9, 13 — 16 января; 18:00.
  • Возраст: 6 +, для всей семьи
  • Продолжительность: 1 час.
  • Стоимость: 100 р.

Тематические встречи, беседы в музеях

Дискуссии “Память и время”

Москва”Музей современного искусства “Гараж”. Москва

С помощью модераторов у участников будет возможность поговорить открыто о беспокоящем: понимании времени и памяти, узнать себя и присвоить себе что-то из обсуждения этой темы с исторических и культурологических позиций. Интересно, что опорой в этом разговоре становятся привычные медиа: комиксы, тикток и прочее.

Тут говорят не только о том, что такое память и как об этом говорят, но и “для чего нужно забвение и причем тут новые технологии

Каждая встреча — содержательно не привязана к другим, так что можно посетить любую. 

  • Когда: по субботам с 17:00 — 19:00
  • Возраст: 15 +
  • Участие: регистрация при покупке билета на сайте
  • Стоимость: 200 рублей

Чат-бот Чижик и Большая музейная прогулка. Петербург

В группах под названием “Большая музейная прогулка” (VK,FB) заходите в чат (написать сообщение) и дальше бот будет задавать вам вопросы — предложит программы и музеи. Всего три маршрута сложности, в каждом — выбор из четырех мест, среди которых городские локации и музеи Петербурга: Музей Фаберже, Музей Хлеба, Музей городского электротранспорта и другие. Бродить по музею с вопросами от чижика любопытнее, а еще тут можно услышать звуки старого трамвая, специально отрисованные для бота картинки и в режиме привычного чата узнать что-то новое. 

  • Когда: до 31 декабря
  • Возраст: 5 — 12 лет (разнится от маршрута)
  • Условия: нужен смартфон и билет в музей
  • Стоимость: бесплатно

В музеях можно найти новогодние программы разного уровня сложности и для разной аудитории. Часто короткие и интересные мастер-классы делают на уровне, которому позавидуют профессиональные ивентщики. Ресурс музея, его среда и экспонаты позволяют сделать программу действительно увлекающей любого ребенка на зимних каникулах.

  • Рождественская сказка музыкальная сказка
  • Рождественская сказка маппетов мультфильм 1992
  • Рождественская сказка мариинский театр отзывы
  • Рождественская сказка таис омск конкурс
  • Рождественская сказка салтыков щедрин краткое содержание