Рост дюймовочки из сказки

Автор андрей измаилов на чтение 6 мин. просмотров 1 опубликовано 31.05.2021 андерсен. краткие содержания произведений сюжет и композиция сказка начинается

На чтение 6 мин. Просмотров 1 Опубликовано

Андерсен. Краткие содержания произведений

Сюжет и композиция

Сказка начинается с традиционного «жила-была». В экспозиции рассказывается о том, как женщина пошла к колдунье и вырастила из волшебного зерна похожий на тюльпан цветок, в котором оказалась Дюймовочка. Жизнь Дюймовочки у мамы подобна кукольной: она только плавает в лодочке из лепестка тюльпана и спит в лакированной скорлупе грецкого ореха. Это ещё преджизнь, ожидание жизни.

Завязка начинает череду приключений Дюймовочки. Всё, что с ней случается, с одной стороны, проявляет душевные качества девочки, с другой – становится бесценным жизненным опытом. Дюймовочка понимает, что не хочет жить у гадкой жабы, она благодарна рыбкам, перегрызшим стебелёк листа. Дюймовочка сочувствует мотыльку, виновницей несчастья и, возможно, гибели которого стала девочка, привязав мотылька поясом к листу.

У майского жука Дюймовочка узнала, как мимолётны привязанности, как относительна красота. Дюймовочка познала нищету, голод и холод, смирение. У полевой мыши она научилась услужливости и благодарности. Доброта и жалость Дюймовочки, накрывшей тёплым ковром и пухом ласточку, спасла птичке жизнь. Девочка научилась жертвовать, отдав ласточке собственное одеяльце – лист мяты.

Дюймовочка стойко переносит все жизненные невзгоды, она смирилась со своей незначительностью, подчинённым и зависимым положением. Дюймовочка безропотно готовит наряды к свадьбе, хотя ей не нравится скучный крот. Единственное, чего не может вынести девочка – расставания с солнышком. Кульминация сказки – побег Дюймовочки с ласточкой в тёплые края.

Развязка у сказки счастливая. Хоть Дюймовочка улетает в неизвестность, она находит своё счастье, потому что не теряет надежды на него. А счастье живых существ состоит в том, чтобы жить в гармонии с миром, природой и с обществом единомышленников. То есть такими же эльфами, как и сама Дюймовочка. Крылышки, которые преподносят эльфы Дюймовочке – единственное материальное воплощение её качеств, которые действительно превосходят человеческие и близки к ангельским.

Сказка замыкается на рассказчике, которому ласточка сообщает историю о Дюймовочке. Так сказка превращается в достоверную историю, рассказанную из первых уст.

Читать краткое содержание сказки Дюймовочка Андерсена

Сказка “Дюймовочка” была написана Гансом Христианом Андерсеном. В ней рассказывается о том, как одна женщина очень хотела иметь ребёнка. Отчаявшись, она пошла к какой-то колдунье, которая сжалилась над бедной женщиной, и дала ей волшебное зерно. Его нужно было посадить в землю. Женщина так и сделала: она положила в горшок для цветов зернышко, поливала его и в скором времени появился нежный цветок, который имел форму тюльпана. На его лепестке сидела крошечная девочка с длинными ресницами. За её маленький рост, девочку назвали Дюймовочкой.

Стояла прекрасная солнечная тёплая погода. Дюймовочка спала в ореховой скорлупе прямо на подоконнике, и ласковый ветер нежно теребил её локоны. Девочка была счастлива.

Однажды ночью в открытое окно, когда Дюймовочка сладко спала, вскочила большая зелёная жаба. Она схватила ореховую скорлупу, в которой находилась девочка и поскакала на болото. Её громкое кваканье разбудило Дюймовочку, и она открыла глаза. Каково же было её удивление, когда она осознала, что находится далеко от дома, прямо на листе кувшинки. С широко раскрытыми глазами от ужаса, девочка смотрела на жабу, которая ей что-то квакала.

Всё лето жила девочка на природе. Она сплела себе небольшую кроватку из листьев и травинок. В дождь она укрывалась листом лопуха, а в ясную погоду грелась на солнышке.

Лето закончилось, а на смену ему пришла холодная осень с частыми ливнями и холодными ветрами. А затем и вовсе наступила зима. Девочка буквально умирала от холода и без пищи. Однажды она набрела на нору большой мыши, и постучала в дверь. Мышь оказалась сердобольной, и сразу же впустила Дюймовочку в дом. Девочка съела половинку зерна и сразу почувствовала себя лучше. Полевой мыше пришлось по душе, что девочка мало ест, и она оставила её у себя. По соседству жил слепой крот. Он был затворником и не любил солнечный свет. Всё его занятие сводилось к тому, что он всё время пересчитывал своё богатство. Однажды в голову мыше пришла в голову гениальная идея: она решила выдать Дюймовочку замуж за крота. Девочка сопротивлялась изо всех сил. Однажды гуляя по подземным владениям крота, она увидела большую мёртвую птицу. Она лежала на холодной земле, и не шевелилась. Это была ласточка. Девочка ласково погладила брюшко большой птицы, и вдруг услышала, что у неё бьётся сердце.

Дюймовочка образовалась и сразу же подсунула под неё несколько прошлогодних листьев, и ещё прикрыла её сверху. Всю зиму добрая девочка ухаживала за больной птицей, а когда пришла весна, ласточка окрепла, и улетела. На прощание она от всего сердца поблагодарила Дюймовочку.

Тем временем настойчивая мышь готовилась к свадьбе. Когда Дюймовочке больше ничего не осталось, как только согласиться, она попросила отпустить её полюбоваться солнышком. Крот и мышь удивились странной просьбе девочке, но всё-таки согласились.

Дюймовочка прощалась с солнечным светом, как вдруг услышала, как кто-то её зовёт. Это снова была ласточка. Она летела в тёплые края, и Дюймовочка решила лететь с ней. Она села на спинку к милой ласточке, и они полетели.

Полевая мышь выбежала посмотреть, где же Дюймовочка, и была крайне удивлена, увидев, что девочка улетела. Они летели над лесами и морями, и в конце концов прилетели в какую-то волшебную страну. К ней на встречу из цветка вылетел прекрасный эльф, и сразу пленил сердце очаровательной Дюймовочки.

1 класс

Оцените произведение: Голосов: 247

Читать краткое содержание Дюймовочка. Краткий пересказ. Для читательского дневника возьмите 5-6 предложений

Характер

Подобно Гадкому Утёнку и некоторым другим персонажам Андерсена, Дюймовочка является персонажем-«аутсайдером», ищущим своё место в обществе. Такие герои вызывают у автора симпатию.

Литературное направление и жанр

«Дюймовочка» – литературная сказка. Образ маленькой девочки близок образу Мальчика-с-пальчика братьев Гримм. Из фольклорных мотивов в сказке разве что рождение ребёнка из зерна у бездетной матери.

Даже в детской сказке чувствуется влияние романтизма. Хотя Дюймовочка и девочка, но она будто принадлежит другому миру. Человеческий мир враждебен хрупкой крошечной девочке, она одинока и никем не понята. Только в далёкой идеальной стране она находит себе подобных.

Жила на свете одна женщина. У нее не было детей, а ей очень хотелось ребеночка. Вот пошла она к старой колдунье и говорит:

— Мне так хочется, чтоб у меня была дочка, хоть самая маленькая!..

— Чего же проще! — ответила колдунья. — Вот тебе ячменное зерно. Это зерно не простое, не из тех, что зреют у вас на полях и родятся птице на корм. Возьми-ка его да посади в цветочный горшок. Увидишь, что будет.

— Спасибо тебе! — сказала женщина и дала колдунье двенадцать медяков.

Потом она пошла домой и посадила ячменное зернышко в цветочный горшок.

Только она его полила, зернышко сразу же проросло. Из земли показались два листочка и нежный стебель. А на стебле появился большой чудесный цветок, вроде тюльпана. Но лепестки цветка были плотно сжаты: он еще не распустился.

— Какой прелестный цветок! — сказала женщина и поцеловала красивые пестрые лепестки.

В ту же минуту в сердцевине цветка что-то щелкнуло, и он раскрылся. Это был в самом деле большой тюльпан, но в чашечке его сидела живая девочка. Она была маленькая-маленькая, всего в дюйм ростом. Поэтому ее так и прозвали — Дюймовочка.

Колыбельку для Дюймовочки сделали из блестящей лакированной скорлупки грецкого ореха. Вместо перинки туда положили несколько фиалок, а вместо одеяльца — лепесток розы. В эту колыбельку девочку укладывали на ночь, а днем она играла на столе.

Посередине стола женщина поставила глубокую тарелку с водой, а по краю тарелки разложила цветы. Длинные стебельки их купались в воде, и цветы долго оставались свежими и душистыми.

Для маленькой Дюймовочки тарелка с водой была целым озером, и она плавала по этому озеру на лепестке тюльпана, как на лодочке. Вместо весел у нее были два белых конских волоса. Дюймовочка целые дни каталась на своей чудесной лодочке, переплывала с одной стороны тарелки на другую и распевала песни. Такого нежного голоска, как у нее, никто никогда не слышал.

Однажды ночью, когда Дюймовочка спала в своей колыбельке, через открытое окно в комнату пробралась большущая старая жаба, мокрая и безобразная. С подоконника она прыгнула на стол и заглянула в скорлупку, где спала под лепестком розы Дюймовочка.

— Как хороша! — сказала старая жаба. — Славная невеста будет моему сыну!

Она схватила ореховую скорлупку с девочкой и выпрыгнула через окно в сад.

Возле сада протекала речка, а под самым ее берегом было топкое болотце. Здесь-то, в болотной тине, и жила старая жаба со своим сыном. Сын был тоже мокрый и безобразный — точь-в-точь мамаша!

— Коакс, коакс, брекке-ке-кекс! — только и мог он сказать, когда увидел маленькую девочку в ореховой скорлупке.

— Тише ты! Еще разбудишь, чего доброго, и она убежит от нас, — сказала старая жаба. — Ведь она легче перышка. Давай-ка отнесем ее на середину реки и посадим там на лист кувшинки — для такой крошки это целый остров. Оттуда уж ей ни за что не убежать. А я тем временем устрою для вас в тине уютное гнездышко.

В реке росло много кувшинок. Их широкие зеленые листья плавали по воде. Самый большой лист был дальше всех от берега! Жаба подплыла к этому листу и поставила на него ореховую скорлупку, в которой спала девочка.

Ах, как испугалась бедная Дюймовочка, проснувшись поутру! Да и как было не испугаться! Со всех сторон ее окружала вода, а берег чуть виднелся вдали. Дюймовочка закрыла глаза руками и горько заплакала.

А старая жаба сидела в тине и украшала свой дом камышом и желтыми кувшинками, — она хотела угодить молодой невестке. Когда все было готово, она подплыла со своим гадким сынком к листу, на котором сидела Дюймовочка, чтобы взять ее кроватку и перенести к себе в дом.

Сладко улыбнувшись, старая жаба низко присела в воде перед девочкой и сказала:

— Вот мой сынок! Он будет твоим мужем! Вы славно заживете с ним у нас в тине.

— Коакс, коакс, брекке-ке-кекс! — только и мог сказать сынок.

Жабы взяли скорлупку и уплыли с ней. А Дюймовочка все стояла одна посреди реки на большом зеленом листе кувшинки и горько-горько плакала — ей вовсе не хотелось жить у гадкой жабы и выходить замуж за ее противного сына.

Маленькие рыбки, которые плавали под водой, услыхали, что сказала старуха жаба. Жениха с матушкой они видели и раньше. Теперь они высунули из воды головы, чтобы поглядеть на невесту.

Взглянув на Дюймовочку своими круглыми глазками, они ушли на самое дно и стали думать, что же теперь делать. Им было ужасно жалко, что такой миленькой маленькой девочке придется жить вместе с этими отвратительными жабами где-нибудь под корягой в густой жирной тине. Не бывать же этому! Рыбки со всей речки собрались у листа кувшинки, на котором сидела Дюймовочка, и перегрызли стебелек листа.

И вот лист кувшинки поплыл по течению. Течение было сильное, и лист плыл очень быстро. Теперь-то уж старая жаба никак не могла бы догнать Дюймовочку.

Дюймовочка плыла все дальше и дальше, а маленькие птички, которые сидели в кустах, смотрели на нее и пели:

— Какая миленькая маленькая девочка!

Легкий белый мотылек все кружился над Дюймовочкой и наконец опустился на лист — уж очень ему понравилась эта крошечная путешественница.

А Дюймовочка сняла свой шелковый пояс, один конец набросила на мотылька, другой привязала к листу, и листок поплыл еще быстрее. В это время мимо пролетал майский жук. Он увидел Дюймовочку, схватил ее и унес на дерево. Зеленый лист кувшинки поплыл без нее дальше и скоро скрылся из виду, а с ним вместе и мотылек: ведь он был крепко привязан к листу шелковым поясом.

Как испугалась бедная Дюймовочка, когда рогатый жук обхватил ее лапками и взвился с ней высоко в воздух! Да и белого мотылька ей было очень жалко. Что-то с ним теперь будет? Ведь он умрет с голоду, если ему не удастся освободиться.

А майскому жуку и горя мало. Он уселся на ветке большого дерева, усадил рядом Дюймовочку и сказал ей, что она ему очень нравится, хоть и совсем не похожа на майских жуков.

Потом к ним пришли в гости другие майские жуки, которые жили на том же дереве. Они с любопытством разглядывали Дюймовочку, а их дочки в недоумении разводили крылышками.

— У нее только две ножки! — говорили одни.

— У нее даже нет щупалец! — говорили другие.

— Какая она слабенькая, тоненькая! Того и гляди, переломится пополам, — говорили третьи.

— Очень на человека похожа, и к тому же некрасивая, — решили наконец все жуки.

Даже майскому жуку, который принес Дюймовочку, показалось теперь, что она совсем нехороша, и он решил с ней распрощаться — пусть идет куда знает. Он слетел с Дюймовочкой вниз и посадил ее на ромашку.

Дюймовочка сидела на цветке и плакала: ей было грустно, что она такая некрасивая. Даже майские жуки прогнали ее!

А на самом деле она была премиленькая. Пожалуй, лучше ее и на свете-то никого не было.

Все лето прожила Дюймовочка одна-одинешенька в большом лесу. Она сплела себе из травы колыбельку и подвесила ее под большим листом лопуха, чтобы укрываться от дождя и от солнышка. Она ела сладкий цветочный мед и пила росу, которую каждое утро находила на листьях.

Так прошло лето, прошла и осень. Близилась долгая холодная зима. Птицы улетели, цветы завяли, а большой лист лопуха, под которым жила Дюймовочка, пожелтел, засох и свернулся в трубку.

Холод пробирал Дюймовочку насквозь. Платьице ее все изорвалось, а она была такая маленькая, нежная — как тут не мерзнуть! Пошел снег, и каждая снежинка была для Дюймовочки то же, что для нас целая лопата снега. Мы-то ведь большие, а она была ростом всего-навсего с дюйм. Она завернулась было в сухой лист, но он совсем не грел, и бедняжка сама дрожала, как осенний листок на ветру.

Тогда Дюймовочка решила уйти из лесу и поискать себе приют на зиму.

За лесом, в котором она жила, было большое поле. Хлеб с поля уже давно убрали, и только короткие сухие стебельки торчали из мерзлой земли.

В поле было еще холоднее, чем в лесу, и Дюймовочка совсем замерзла, пока пробиралась между высохшими жесткими стеблями.

Наконец она добрела до норки полевой мыши. Вход в норку был заботливо прикрыт травинками и былинками.

Полевая мышь жила в тепле и довольстве: кухня и кладовая у нее были битком набиты хлебными зернами. Дюймовочка, как нищенка, остановилась у порога и попросила подать ей хоть кусочек ячменного зерна — вот уже два дня во рту у нее не было ни крошки.

— Ах ты, бедняжка! — сказала полевая мышь (она была, в сущности, добрая старуха). Ну иди сюда, погрейся да поешь со мною!

И Дюймовочка спустилась в норку, обогрелась и поела.

— Ты мне нравишься, — сказала ей мышь, поглядев на нее блестящими, как бисер, черными глазками. — Оставайся-ка у меня на зиму. Я буду кормить тебя, а ты прибирай хорошенько мой дом да рассказывай мне сказки — я до них большая охотница.

И Дюймовочка осталась.

Она делала все, что приказывала ей старая мышь, и жилось ей совсем неплохо в теплой укромной норке.

— Скоро у нас будут гости, — сказала ей однажды полевая мышь. — Раз в неделю меня приходит навестить мой сосед. Он очень богат и живет куда лучше меня. У него большой дом под землей, а шубу он носит такую, какой ты, верно, и не видывала, — великолепную черную шубу! Выходи, девочка, за него замуж! С ним не пропадешь! Одна беда: он слеп и не разглядит, какая ты хорошенькая. Ну, уж ты зато расскажешь ему самую лучшую сказку, какую только знаешь.

Но Дюймовочке вовсе не хотелось выходить замуж за богатого соседа: ведь это был крот — угрюмый подземный житель.

Вскоре сосед и в самом деле пришел к ним в гости.

Правда, шубу он носил очень нарядную — из темного бархата. К тому же, по словам полевой мыши, он был ученый и очень богатый, а дом его был чуть ли не в двадцать раз больше, чем у мыши. Но он терпеть не мог солнца и ругал все цветы. Да и немудрено! Ведь он никогда в жизни не видел ни одного цветка.

Хозяйка-мышь заставила Дюймовочку спеть для дорогого гостя, и девочка волей-неволей спела две песенки, да так хорошо, что крот пришел в восхищение. Но он не сказал ни слова — он был такой важный, степенный, неразговорчивый…

Побывав в гостях у соседки, крот прорыл под землей длинный коридор от своего дома до самой норки полевой мыши и пригласил старушку вместе с приемной дочкой прогуляться по этой подземной галерее.

Он взял в рот гнилушку — в темноте гнилушка светит не хуже свечки — и пошел вперёд, освещая дорогу.

На полпути крот остановился и сказал:

— Здесь лежит какая-то птица. Но нам её нечего бояться — она мёртвая. Да вот можете сами поглядеть.

И крот стал тыкаться своим широким носом в потолок, пока не прорыл в нем дыру. Дневной свет проник в подземный ход, и Дюймовочка увидела мёртвую ласточку.

Должно быть, бедная птичка погибла от холода. Ее крылья были крепко прижаты к телу, ножки и голова спрятаны в перышки.

Дюймовочке стало очень жалко её. Она так любила этих весёлых легкокрылых птичек — ведь они целое лето пели ей чудесные песни и учили ее петь. Но крот толкнул ласточку своими короткими лапами и проворчал:

— Что, небось притихла? Не свистишь больше? Вот то-то и есть!.. Да, не хотел бы я быть этакой пичужкой. Только и умеют носиться в воздухе да щебетать. А придет зима — что им делать? Помирай, и все тут. Нет уж, моим детям не придется пропадать зимой от голода и холода.

— Да, да, — сказала полевая мышь. — Какой прок от этого чириканья и щебета? Песнями сыт не будешь, чириканьем зимой не согреешься!

Дюймовочка молчала. Но когда крот и мышь повернулись к птице спиной, она нагнулась к ласточке, раздвинула перышки и поцеловала ее прямо в закрытые глаза.

“Может быть, это та самая ласточка, которая так чудесно пела летом, — подумала девочка. — Сколько радости принесла ты мне, милая ласточка!”

А крот тем временем снова заделал дыру в потолке. Потом, подобрав гнилушку, он проводил домой старуху мышь и Дюймовочку.

Ночью Дюймовочке не спалось. Она встала с постели, сплела из сухих былинок большой ковёр и, пробравшись в подземную галерею, прикрыла им мертвую птичку. Потом она отыскала в кладовой у полевой мыши теплого пуху, сухого мха и устроила для ласточки что-то вроде гнездышка, чтобы ей не так жестко и холодно было лежать на мерзлой земле.

— Прощай, милая ласточка, — сказала Дюймовочка. — Прощай! Спасибо тебе за то, что ты пела мне свои чудесные песни летом, когда деревья были еще зелёные, а солнышко так славно грело.

И она прижалась головой к шелковистым перышкам на груди у птички.

И вдруг она услышала, что в груди у ласточки что-то мерно застучало: “Стук! Стук!” — сначала тихо, а потом громче и громче. Это забилось сердце ласточки. Ласточка была не мертвая — она только окоченела от холода, а теперь согрелась и ожила.

На зиму стаи ласточек всегда улетают в теплые края. Осень еще не успела сорвать с деревьев зеленый наряд, а крылатые путницы уже собираются в дальнюю дорогу. Если же какая-нибудь из них отстанет или- запоздает, колючий ветер мигом оледенит ее легкое тело. Она окоченеет, упадет на землю замертво, и ее занесет холодным снегом.

Так случилось и с этой ласточкой, которую отогрела Дюймовочка.

Когда девочка поняла, что птица жива, она и обрадовалась и испугалась. Еще бы не испугаться! Ведь рядом с ней ласточка казалась такой огромной птицей.

Но все-таки Дюймовочка собралась с духом, потеплее укрыла ласточку своим плетёным ковром, а потом сбегала домой, принесла листочек мяты, которым сама укрывалась вместо одеяла, и укутала им голову птицы.

На следующую ночь Дюймовочка опять потихоньку пробралась к ласточке. Птица уже совсем ожила, но была еще очень слаба и еле-еле открыла глаза, чтобы посмотреть на девочку.

Дюймовочка стояла перед нею с куском гнилушки в руках — другого фонаря у неё не было.

— Спасибо тебе, милая крошка! — сказала больная ласточка. — Я так хорошо согрелась! Скоро я совсем поправлюсь и опять вылечу на солнышко.

— Ах, — сказала Дюймовочка, — теперь так холодно, идет снег! Останься лучше в своей тёплой постельке, а я буду ухаживать за тобой.

И она принесла ласточке ячменных зернышек и воды в цветочном лепестке. Ласточка попила, поела, а потом рассказала девочке, как она поранила себе крыло о терновый куст и не могла улететь вместе с другими ласточками в теплые края. Пришла зима, стало очень холодно, и она упала на землю… Больше уже ласточка ничего не помнила. Она даже не знала, как попала сюда, в это подземелье.

Всю зиму прожила ласточка в подземной галерее, а Дюймовочка ухаживала за ней, кормила и поила её. Ни кроту, ни полевой мыши она не сказала об этом ни слова — ведь оба они совсем не любили птиц.

Когда настала весна и пригрело солнышко, Дюймовочка открыла то окошко, которое проделал в потолке крот, и тёплый солнечный луч проскользнул под землю.

Ласточка простилась с девочкой, расправила крылышки, но прежде, чем вылететь, спросила, не хочет ли Дюймовочка выбраться вместе с ней на волю. Пусть сядет к ней на спину, и они полетят в зелёный лес.

Но Дюймовочке было жалко бросить старую полевую мышь — она знала, что старушке будет очень скучно без неё.

— Нет, мне нельзя! — сказала она, вздыхая.

— Ну что ж, прощай! Прощай, милая девочка! — прощебетала ласточка.

Дюймовочка долго глядела ей вслед, и слезы капали у нее из глаз — ей тоже хотелось на простор да и грустно было расставаться с ласточкой.

-Тви-вить, тви-вить! — крикнула в последний раз ласточка и скрылась в зеленом лесу.

А Дюймовочка осталась в мышиной норе.

С каждым днём ей жилось все хуже, все скучнее. Старая мышь не позволяла ей уходить далеко от дома, а поле вокруг норки заросло высокими толстыми колосьями и казалось Дюймовочке дремучим лесом.

И вот однажды старуха мышь сказала Дюймовочке:

— Наш сосед, старый крот, приходил свататься к тебе. Теперь тебе нужно готовить приданое. Ты выходишь замуж за важную особу, и надо, чтоб у тебя всего было вдоволь.

И Дюймовочке пришлось по целым дням прясть пряжу.

Старуха мышь наняла четырех пауков. Они днем и ночью сидели по углам мышиной норки и втихомолку делали свое дело — ткали разные ткани и плели кружева из самой тонкой паутины.

А слепой крот приходил каждый вечер в гости и болтал о том, что скоро лету будет конец, солнце перестанет палить землю и она снова сделается мягкой и рыхлой. Вот тогда-то они и сыграют свадьбу. Но Дюймовочка все грустила и плакала: она совсем не хотела выходить замуж, да еще за толстого слепого крота.

Каждое утро, на восходе солнца, и каждый вечер, на закате, Дюймовочка выходила за порог мышиной норки. Иногда весёлый ветерок раздвигал верхушки колосьев, и девочке удавалось увидеть кусочек голубого неба.

“Как светло, как хорошо тут на воле!” — думала Дюймовочка и все вспоминала о ласточке. Ей очень хотелось бы повидаться с птичкой, но ласточка не показывалась над полем. Должно быть, она вилась и носилась далеко-далеко там, в зеленом лесу над голубой рекой…

И вот наступила осень. Приданое для Дюймовочки было готово.

— Через четыре недели твоя свадьба! — сказала Дюймовочке полевая мышь.

Но Дюймовочка заплакала и ответила, что не хочет выходить замуж за скучного крота.

Старуха мышь рассердилась.

— Пустяки! — сказала она. — Не упрямься, а не то попробуешь моих зубов. Чем тебе крот не муж? Одна шуба чего стоит! У самого короля нет такой шубы! Да и в погребах у него не пусто. Благодари судьбу за такого мужа!

Наконец настал день свадьбы, и крот пришёл за своей невестой. Значит, ей всё-таки придется идти с ним в его темную нору, жить там, глубоко-глубоко под землей, и никогда не видеть ни белого света, ни ясного солнышка — ведь крот их терпеть не может?! А бедной Дюймовочке было так тяжело распроститься навсегда с высоким небом и красным солнышком! У полевой мыши она могла хоть издали, с порога норки, любоваться ими.

И вот она вышла взглянуть на белый свет в последний раз. Хлеб был уже убран с поля, и опять из земли торчали одни голые, засохшие стебли. Девочка отошла подальше от мышиной норки и протянула к солнцу руки:

— Прощай, солнышко, прощай! Потом она увидела маленький красный цветочек, обняла его и сказала:

— Милый цветочек, если увидишь ласточку, передай ей поклон от Дюймовочки.

— Тви-вить, тви-вить! — вдруг раздалось у нее над головой.

Дюймовочка подняла голову и увидела ласточку, которая пролетала над полем. Ласточка тоже увидела девочку и очень обрадовалась. Она опустилась на землю, и Дюймовочка, плача, рассказала своей подруге, как ей не хочется выходить замуж за старого угрюмого крота и жить с ним глубоко под землёй, куда никогда не заглядывает солнце.

— Уже наступает холодная зима, — сказала ласточка, — и я улетаю далеко-далеко, в дальние страны. Хочешь лететь со мной? Садись ко мне на спину, только привяжи себя покрепче поясом, и мы улетим с тобой от гадкого крота, улетим далеко, за синие моря, в теплые края, где солнышко светит ярче, где стоит вечное лето и всегда цветут цветы. Полетим со мной, милая крошка! Ты ведь спасла мне жизнь, когда я замерзала в темной холодной яме.

— Да, да, я полечу с тобой! — сказала Дюймовочка. Она села ласточке на спину и крепко привязала себя поясом к самому большому и крепкому перу.

Ласточка стрелой взвилась к небу и полетела над темными лесами, над синими морями и высокими горами, покрытыми снегом. Тут было очень холодно, и Дюймовочка вся зарылась в теплые перья ласточки и высунула только голову, чтобы любоваться прекрасными местами, над которыми они пролетали.

Вот наконец и теплые края! Солнце сияло тут гораздо ярче, чем у нас, небо было выше, а вдоль изгородей вился кудрявый зеленый виноград. В рощах поспевали апельсины и лимоны, а по дорожкам бегали веселые дети и ловили больших пестрых бабочек.

Но ласточка летела дальше и дальше. На берегу прозрачного голубого озера посреди раскидистых деревьев стоял старинный белый мраморный дворец. Виноградные лозы обвивали его высокие колонны, а наверху, под крышей, лепились птичьи гнезда. В одном из них и жила ласточка.

— Вот мой дом! — сказала она. — А ты выбери себе самый красивый цветок. Я посажу тебя в его чашечку, и ты отлично заживешь.

Дюймовочка обрадовалась и от радости захлопала в ладоши.

Внизу, в траве, лежали куски белого мрамора — это свалилась верхушка одной колонны и разбилась на три части. Между мраморными обломками росли крупные белые как снег цветы.

Ласточка спустилась и посадила девочку на широкий лепесток. Но что за чудо? В чашечке цветка оказался маленький человечек, такой светлый и прозрачный, словно он был из хрусталя или утренней росы. За плечами у него дрожали легкие крылышки, на голове блестела маленькая золотая корона, а ростом он был не больше нашей Дюймовочки. Это был король эльфов.

Когда ласточка подлетела к цветку, эльф не на шутку перепугался. Ведь он был такой маленький, а ласточка такая большая!

Зато как же он обрадовался, когда ласточка улетела, оставив в цветке Дюймовочку! Никогда еще он не видал такой красивой девочки одного с ним роста. Он низко поклонился ей и спросил, как ее зовут.

— Дюймовочка! — ответила девочка.

— Милая Дюймовочка, — сказал эльф, — согласна ли ты быть моей женой, королевой цветов?

Дюймовочка поглядела на красивого эльфа. Ах, он был совсем не похож на глупого, грязного сынка старой жабы и на слепого крота в бархатной шубе! И она сразу согласилась.

Тогда из каждого цветка, перегоняя друг друга, вылетели эльфы. Они окружили Дюймовочку и одарили ее чудесными подарками.

Но больше всех других подарков понравились Дюймовочке крылья — пара прозрачных легких крылышек. совсем как у стрекозы. Их привязали Дюймовочке за плечами, и она тоже могла теперь летать с цветка на цветок. То-то была радость!

— Тебя больше не будут звать Дюймовочкой. У нас, эльфов, другие имена, — сказал Дюймовочке король. — Мы будем называть тебя Майей!

И все эльфы закружились над цветами в веселом хороводе, сами легкие и яркие, как лепестки цветов.

А ласточка сидела наверху в своем гнезде и распевала песни, как умела.

Всю теплую зиму эльфы плясали под ее песни. А когда в холодные страны пришла весна, ласточка стала собираться на родину.

— Прощай, прощай! — прощебетала она своей маленькой подруге и полетела через моря, горы и леса домой, в Данию.

Там у нее было маленькое гнездышко, как раз над окном человека, который умел хорошо рассказывать сказки. Ласточка рассказала ему про Дюймовочку, а от него и мы узнали эту историю.

Категория: Андерсен Ганс Христиан сказки

СЦЕНАРИЙ МЕРОПРИЯТИЯ

ЛИТЕРАТУРНЫЙ КВЕСТ ПО
СКАЗКАМ Г. Х. АНДЕРСЕНА,

 «ДОРОГА В СКАЗКУ»

Цель: развитие
любознательности и устойчивогоинтереса к чтению книг, умения работать в
команде.

Задачи:

-закрепление
и обогащение знаний о содержании и героях сказок Г.Х. Андерсена;


обогащение словарного запаса учащихся;


воспитание внимательного читателя и пробуждение у учащихся в свободное время
самостоятельно обращаться к книге как источнику содержательного и
занимательного проведения досуга;


развитие творческих способностей учащихся,памяти, внимания, мышления.

Целевая аудитория:
дети, в возрасте 7-11 лет.

Ожидаемые результаты: после
прохождения квест – игры, ребятанаучаться: формулировать свои ответы на
вопросы, делать выводы; выполнять определенные задания; работать в команде;
анализировать и давать оценку действиям и поведению ребят из команды.

Место проведения:
площадка перед школой

Технические средства:
микрофон

ХОД СЦЕНАРИЯ

Ведущая: Разве найдется на свете
такой город, где бы не было книжек чудесного сказочника – Ганса Христиана
Андерсена. Пусть каждый отряд назовёт, какие сказки вы знаете ? Сегодня мы
проведём с вами квест « Дорога в сказку» по произведениям датского сказочника
Г.Х.Андерсена.У нас будет 5 станций,где будете зарабатывать баллы за правильные
ответы.Капитаны команд получите путеводные листы.

Расположение интерактивных площадок:

отряд

Количество баллов

Площадка
1. «По страницам любимых сказок»

Площадка
2. «Сказочная математика»

Площадка
3. «В мире птиц, зверей и растений»

Площадка
4. « Ребусы и загадки»

Площадка
5. «Ключевые слова»

Площадка 1. «По страницам любимых
сказок»

Участники
этой площадки, отвечают на вопросы организатора.Правильный ответ-1 балл

1.
ДЮЙМОВОЧКА

1.      Как
Дюймовочка появилась на свет? (Из ячменного зерна вырос цветок, похожий на
тюльпан)

3.      Какое
имя дал Дюймовочке король эльфов? (Майя)

4.      Назовите
всех, кто хотел жениться на Дюймовочке. (Сын жабы, жук, крот, эльф)

5.      Чем
Дюймовочка не понравилась друзьям и знакомым жука? (Тем, что Дюймовочка не
такая как они: у неё нет талии, усиков и всего 2 ножки)

6.      Почему
полевая мышь дала приют Дюймовочке? (Дюймовочка понравилась мыши тем, что мало
ела)

7.      Чем
питалась Дюймовочка, когда жила в норе полевой мыши? (Зерном)

8.      Кто
совсем не любил солнца и почему? (Крот, потому что он был слепой)

9.      Кого
Дюймовочка спасла от гибели, а потом она спасла Дюймовочку он несчастного
замужества? (Ласточка)

10.    Что
подарили Дюймовочке эльфы в день свадьбы с королём эльфов? (Крылышки)

Площадка 2. «Сказочная математика»

Участники
этой площадки, отвечают на вопросы организатора.Правильный ответ-1 балл

1.      Сколько
комнат было в подземелье, куда спустился солдат по приказу ведьмы в сказке
«Огниво»? (Три)

2.      Сколько
сыновей-солдатиков было у старой оловянной ложки в сказке «Стойкий оловянный
солдатик»? (Двадцать пять)

3.      Сколько
собак увидел солдат в сказке «Огниво»? (Три)

4.      Сколько
тюфяков, перин и горошин положили на постель принцессы в сказке «Принцесса на
горошине»? (Двадцать тюфяков, двадцать перин и одна горошина)

5.      Сколько
всего поцелуев принцессы потребовал свинопас за свои чудесные подарки (Десять –
за котелок и сто – за трещотку. Всего — 110)

6.
Рост Дюймовочки (1 дюйм = 2,54 см)

7.
Сколько братьев было у Элизы, героини сказки «Дикие лебеди»? (11 братьев)

8.
Сколько дней сидел гадкий утенок на болоте? (2 дня.)

9.
Сколько монет получил солдат? (4 серебряных монеты.)

10.
Сколько рубашек успела сплестиЭлиза? (6.)

Площадка
3. «В мире птиц,зверей и растений»

За
каждый ответ 1 балл

1 задание.
В сказках Андерсена дворцы всегда, окружены садами. Сейчас участникам команды
надо наполнить сад цветами и деревьями из сказок Г.Х. Андерсена.Из какой сказки
цветы и растения?


тюльпан («Дюймовочка»)


роза («Свинопас»)


яблоня («Дикие лебеди»)


розовые кусты («Дикие лебеди»)


подводный сад («Русалочка»)


лотос («Дочь болотного царя»)

2 задание.
Наполнить сад животными, птицами и насекомыми. Участникам команды необходимо
назвать, в каких сказках Андерсена встречаются эти животные? За каждый
правильный ответ, команда получает балл, организатор ставит в маршрутном листе
сумму баллов.

1.      Полевая
мышь («Дюймовочка»)

2.      Курица
(«Гадкий утёнок»)

3.      Ворон
(«Снежная королева»)

4.      Жаба
(«Дюймовочка»)

5.      Лебедь
(«Гадкий утёнок», «Дикие лебеди»)

6.      Ласточка
(«Дюймовочка»)

7.      Олень
(«Снежная королева»)

8.      Кот
(«Гадкий утёнок»)

9.      Крот
(«Дюймовочка»)

10.    Собака
(«Огниво»)

11.    Жук
(«Дюймовочка»)

12.    Утка
(«Гадкий утёнок»)

13.    
Соловей («Свинопас»)

14.    
Рыба («Стойкий оловянный солдатик»)

Площадка 4. « Ребусы и загадки»

За
каждый ответ 1 балл

Хоть верь, хоть не верь:

Пробегал по лесу зверь,

Нес на лбу он неспроста

Два развесистых куста.

(Олень. «Снежная королева».)

Растет зеленый кустик,

Дотронешься — укусит.

(Крапива. «Дикие лебеди».)

В одежде богатой,

Да сам слеповатый,

Живет без оконца,

Не видевши солнца.

(Крот. «Дюймовочка».)

А этот сказочный герой

Знаком с игрушечной войной.

Как все — в коробочке лежал,

Как все — ружье в руках держал.

Он, прочный, стойкий, как металл,

По-человечески страдал. (Стойкий олов солдатик)

Какое
странное созданье?

Она
прекрасно сложена,

И в
море или в океане

С
волной и пеною дружна.

И дно
морское ей знакомо —

В
подводном царстве рождена,

Она,
мечтой своей влекома,

Частенько
плавала одна (Русалочка)

Скорлупку свою разбивая,

Птенец появился на свет,

И, внешностью всех поражая,

Не знал еще горя и бед.

Большой, некрасивый и серый

Птенец удивил даже мать,(Гадкий утёнок)

Предупредить я вас должна:
Я так хрупка, я так нежна,
Что через тысячу перин
Горошину одну
Я буду чувствовать всю ночь
И так и не засну! (Принцесса на горошине.)

Андерсен Х.К.

image002

Площадка 5. «Ключевые слова»

 
По ключевым словам, которые произносит организатор, ребята должны догадаться из
какой они сказки.(за каждый ответ 1 балл)

1.
Солнце, снег, лампа, стекло, зеркало, роза, олень, дружба, ворона («Снежная
королева»)

2.
Трава, жаба, кольцо, крапива, карусель, терпение. («Дикие лебеди»)

3.
Море, ветер, колдовской напиток, боль, принц. («Русалочка»)

4.
Лебедь, яйцо, мечта, утка, мороз, вода, курица. («Гадкий утёнок»)

5.
Нора, крыло, жаба, жук. («Дюймовочка»)

6.
Ткань, станки, одежда. («Новое платье короля»)

7.
Ручей, крыса, танцовщица, мальчик. («Стойкий оловянный солдатик»)

отряд

Количество баллов

Площадка
1. «По страницам любимых сказок»

Площадка
2. «Сказочная математика»

Площадка
3. «В мире птиц, зверей и растений»

Площадка
4. « Ребусы и загадки»

Площадка
5. «Ключевые слова»

отряд

Количество баллов

Площадка
2. «По страницам любимых сказок»

Площадка
3. «Сказочная математика»

Площадка
4. «В мире птиц, зверей и растений»

Площадка
5. « Ребусы и загадки»

Площадка
3. «Ключевые слова»

отряд

Количество баллов

Площадка
3. «По страницам любимых сказок»

Площадка
4. «Сказочная математика»

Площадка
5. «В мире птиц, зверей и растений»

Площадка
2. « Ребусы и загадки»

Площадка
1. «Ключевые слова»

отряд

Количество баллов

Площадка
4. «По страницам любимых сказок»

Площадка
5. «Сказочная математика»

Площадка
2. «В мире птиц, зверей и растений»

Площадка
1. « Ребусы и загадки»

Площадка
3. «Ключевые слова»

I Организационно-мотивационный
этап

Орг.
детей:

вокруг воспитателя.

Оборудование:
изображение Г. Х. Андерсена.

Побудить
детей к активной деятельности с воспитателем, через мотивационный момент,
ознакомить детей с писателем Г. Х. Андерсеном.

Ребята,
а вы знаете такого писателя – Г. Х. Андерсен? А какие его произведения вы
знаете? Ого, как много произведений вы знаете. Представляете, из-за отсутствия
денег он не смог попасть в городскую школу и стал учиться в школе для бедных,
где учили только письму, арифметике, и слову божьему. Но не смотря на все
жизненные трудности он стал великим писателем.

Методы:
Словесный (беседа, вопросы).

Приёмы:
Организационные (Привлечение внимания).

Форма:
фронтальная


Да, знаем! «Гадкий утёнок», «Снежная королева», «Русалочка».

Внимательно
слушают воспитателя.

Концентрация
непроизвольного внимания детей на деятельности и словах воспитателя.

II
Основной этап

Этап
постановки проблемной ситуации

Орг.
детей:

вокруг воспитателя.

Оборудование: письмо.

Включение
детей в проблемную ситуацию с персонажем и письмом.

Посмотрите,
нам сегодня пришло письмо из страны Волшебных сказок. Давайте прочитаем его и
узнаем от кого оно. «Дорогие жители группы Ромашки, помогите мне, пожалуйста,
сбежать от этого ужасного крота прочитав произведение Г. Х. Андерсена
«Дюймовочка». Жду вас. Ваша Дюймовочка!»

Ребята,
мы поможем Дюймовочке?

Методы:
Словесный (рассказ, вопросы).

Приёмы:
Привлечение внимания и постановка задач.

Форма:
фронтальная.

Внимательно
слушают рассказ воспитателя, включаются в проблемную ситуацию.


Да, поможем!

Дети
включились в активный диалог и проблемную ситуацию с воспитателем и письмом.

Этап
ознакомления с материалом

Орг.
детей
:
на стульях по кругу

Оборудование: книга Г. Х. Андерсена «Дюймовочка».

Активизация
внимания детей на демонстрационном материале, который будет использоваться в
ходе занятия.

Что
такое я держу в руках? Совершенно верно – это книга. А книга не простая, а
волшебная. Как вы думаете, что есть в книге? Да, в книге живут сказки,
рассказы, стихотворения. А в нашей книге живёт сказка Г. Х. Андерсена
«Дюймовочка», с которой мы сегодня с вами и ознакомимся. Посмотрите на
обложку. Кто на ней изображен? Правильно – Дюймовочка и ласточка. А как
думаете, почему именно они изображены на обложке книги?

Методы:
Словесный (беседа, рассказ, вопросы);

Наглядные
(показ, предъявление материала).

Приёмы: Использование
наглядности дидактического материала.


Это книга!


Рассказы, буквы, картинки!


Ласточка и Дюймовочка!


Потому что они главные герои.

Включение
зрительного и слухового восприятия детей.

Этап
практического решения проблемы

Орг.
детей
:
на стульях по кругу

Оборудование: книга
Г. Х. Андерсена «Дюймовочка», костюмы: крота, мыши, Дюймовочки, ласточки;
музыкальное сопровождение.

Познакомить
детей со сказкой Г. Х. Андерсена «Дюймовочка», совершенствовать
художественно-речевые исполнительские навыки детей в драматизациях,
продолжать знакомить детей с иллюстрациями.

Посмотрите
на слайд… (словарная работа).
Тина —
водоросли, плавающий сгусток в водоёмах. Тина: наплав, водоросли.

Щупальца
— подвижные выросты тела у животных. Щупальца: руки, щупы, пальцы.

Гнилушка
— обломок гнилого дерева. Гнилушка: дерево, гриб, обломок.

А
теперь внимательно послушайте сказку «Дюймовочка». (Воспитатель читает
отрывок про нахождение ласточки, во время прочтения воспитатель эмоционирует
и жестикулирует). Вставайте и повторяйте за мной движения.

«Сказка
даст нам отдохнуть.

Отдохнем
— и снова в путь!

Вот
Дюймовочки слова:


Чтоб была спина пряма

Поднимайтесь
на носочки,

Словно
тянетесь к цветочкам.

Раз,
два, три, четыре, пять,

Повторите-ка
опять:

Раз,
два, три, четыре, пять.

Во
еще второй совет:


Станет талия осиной,

Если
будем наклоняться

Влево
— вправо десять раз.

Ну
а тритий мой совет:


Если будешь прыгать, бегать,

Проживешь
ты много лет.

Раз,
два, три, четыре, пять.

Повторите-ка
опять:

Раз,
два, три, четыре, пять.

Дала
нам сказка отдохнуть!

Отдохнули?
Снова в путь!»

Ребята,
посмотрите на слайд. Какие виды театра у нас бывают?

Инсценировка: Кукольный
театр «Волшебные сказки бродят по свету,

Но
мы вам расскажем историю эту.

Она
всем знакома и очень проста,

Но
в ней побеждает всегда доброта.

Добрая
женщина очень грустила,

Судьба
ей не дала ни дочки, ни сына.

К
доброй волшебнице она обратилась,

Чтоб
то волшебство оказало её милость.

Волшебница
в дар отдала ей зерно

Простое
ячменное было оно.

И,
как и сказала из него точно в срок

Вырос
волшебный прекрасный цветок.

И
верьте, не верьте лепестки вдруг раскрылись

И
девочка – кроха в цветке появилась.

Дюймовочкой,
мама её назвала,

За
то, что с дюйм ростом малышка была.»

Мышь:

Крот
— соседушка, послушай,

есть
невеста для тебя –

предобрейшая
душа.

Но
один есть недостаток:

мало
кушает она.

Крот
– Жених
:

Мышь
— соседка, я согласен, я уже всё подсчитал,

На
одёжку — лоскуток, на зиму — зерна горшок,

А
сейчас мы все пойдём, да приданое сочтём!

Дюймовочка:

Вот
опять мне не везёт,

И
теперь жених мой — крот!

Мышь:

Замолчи,
тебя прошу,

А
не то я укушу!

Ты
на улицу беги,

Там
немного поброди.

Дюймовочка:


Ах, бедняжка ты моя! Как же жалко мне тебя!

В
теплый край спешила ты и замерзла по пути.

Но
я птичку пожалею и платком своим согрею.

Сказочка
наша кончается,

Герои
со всеми прощаются!

Методы:
Словесные (беседа, вопросы, использование худ. слова);

Наглядный
(наблюдение, демонстрация);

Практические
(словарная работа, прочтение сказки).

Приёмы:
Организационные (Объяснение заданий);

Применение
дидактических средств (Использование наглядности дидактического материала).

Использование
инсценировки.

Производят
словарную работу по презентации.

Слушают
более понравившийся отрывок из произведения.

Встают
и повторяют движения физкультминутки за воспитателем.

Внимательно
следят за действиями героев, учатся сопереживать героям.

Дети
ознакомлены со сказкой Г. Х. Андерсена «Дюймовочка», у детей имеются
художественно-речевые исполнительские навыки в драматизациях, ознакомлены с
иллюстрациями.

Дети
переключились с умственной на двигательную деятельность. Упражнение
поспособствовало эмоциональному подъему настроения.

III
Заключительный этап

Орг.
детей
:
вокруг воспитателя

Оборудование: —

Завершение
деятельности, подведение итогов, формирование навыков самооценки.

Ребята,
вам понравилась сказка «Дюймовочка»? А как вы думаете почему именно Дюймовочка
помогла Ласточке?

Давайте
скажем большое спасибо нашим артистам! Они отлично постарались показать нам
сказку, мне понравилось, как зрители внимательно слушали и смотрели на
актёров.

Методы:
Словесные (беседа, похвала, создание ситуации успеха, опрос).

Приёмы:
Организация обсуждения; Создание ситуации успеха;

Оценивание.

Активно
отвечают на вопросы воспитателя, проводят рефлексию.

Слушают
воспитателя, который проводит оценку деятельности детей.

У
детей сформирована адекватная оценка своей деятельности у детей, итоги
деятельности подведены воспитателем.

МКОУ Суздальская СОШ

Проектно — исследовательская
работа

«Какого роста  Дюймовочка?»

                                                          Выполнила:

                                     
                            ученица 2 класса

                                                                          Сушкина
Арина.

                                 
           Руководитель:

                                                                                       
учитель начальных классов

                                                             Венгер
Л.М.

2018г.

Содержание

1.   Введение

1.1.       
Актуальность

1.2.       
Цель и
задачи

1.3.       
План
исследования

2.   Исследование

2.1.       
Рост
Дюймовочки

2.2.       
Рост героев сказки

2.3.       
Могу ли я быть Дюймовочкой?

3.   Практическая часть

3.1.       
Изготовление
макета героев

4.  
Вывод

5.  
Литература

Введение

(Слайд
№2)

Появилась девочка в чашечке
цветка,
И была та девочка чуть больше ноготка.
В ореховой скорлупке та девочка спала,
И маленькую ласточку от холода спасла.

Актуальность

  (Слайд
№3)

  Недавно я прочитала сказку «Дюймовочка», которую
написал датский писатель Г.Х.Андерсен. Из нее я узнала, что Дюймовочка – это
крошечная девочка. Очень часто в жизни маленьких девочек и меня, в том числе, 
называют «Дюймовочками»

 В «Толковом словаре русского языка» С.И. Ожегова слово
«Дюймовочка»  означает  — миниатюрная, изящная девушка (по имени героини сказки
Андерсена).

  Мне стало интересно, а какого роста
была героиня? Взрослые отвечали, что очень маленького, но никто не мог точно
сказать.  Может быть, мне поможет сама сказка ответить на этот вопрос.

  
(Слайд №4)

      Цель: узнать настоящий рост
Дюймочки и сравнить её с героями сказки.

         Задачи:

  
1.
Перечитать сказку Г.Х.Андерсена «Дюймовочка»;

     
2.Опросить
одноклассников, узнать их предположения о возможном росте Дюймовочки.

  
3.
Выяснить и сравнить размеры героев сказки;

      4.
Выполнить модели героев сказки.

(Слайд
№5)

Гипотеза:
предположим, что Дюймовочка — девочка, невероятно малого роста.

(Слайд
№6)

План
исследования:

   
Узнать
рост Дюймовочки.

   
Узнать
рост героев сказки.

   
Узнать,
во сколько раз я выше Дюймовочки.

   
Сделать макет
и выводы

2.Основная часть

   
(Слайд №7)

Сказка была написана в 1835году. Ей
исполнилось уже 183года. Но Дюймовочка по-прежнему остается любимой героиней.
Не только из-за того, что она была крошечной и необычной. Самое главное в ней,
что она милая, отзывчивая девочка. Дюймовочка проходит через много приключений.
У Дюймовочки доброе сердце, ведь она спасается сама и спасает и ласточку,
которая переносит её в теплые края на цветок, где малышка и знакомится с
королем эльфов.

 (Слайд
№8)

 Опрос одноклассников
показал, что все ученики знают эту сказку, знакомы с ней.

7 человек сказали, что
она была очень маленького роста,

3 ученика точно сказали,
что ее рост 1 дюйм, но никто из одноклассников не смог точно сказать, чему
равен 1 дюйм (единица измерения длины).

 (Слайд №9)

     2.1.Рост
Дюймовочки

Если
предположить, что  имя Дюймовочки произошло от слова «дюйм», то, тогда, что 
означает это слово?

Я посмотрела в «Толковом
словаре» С. Ожегова.  Дюйм — единица длины, равная 2см54мм. Оказывается, слово
«дюйм» пришло к нам из Нидерландов.

(Слайд №10)

Слово «дюйм» ввел в
русский язык Петр I в начале XVIII века.
 Это была самая маленькая древняя мера
в странах Европы. Означает она
«большой палец». Так, значит, Дюймовочка была размером с большой палец?

Оказывается,  что не всегда в дюйме было столько сантиметров,
сколько принято считать сегодня. Ведь люди все разные, и пальцы у всех разной
толщины.

В каждой стране в разные годы дюйм имел разную  величину.

Только в 1958 году эта цифра стала общепринятой – 2см54мм. (Слайд
№11)

Следовательно, и Дюймовочка была примерно такого роста  -2,5см
.

Вывод:
Дюймовочку назвали так, потому что она ростом с дюйм.

 (Слайд №12)

  Мама сделала ей кроватку из скорлупы грецкого ореха. Я измерила скорлупу 
от грецкого ореха, примерно 4 см.

Предложим,
Дюймовочка,  действительно была очень  крохотной, так что могла поместиться в
скорлупе грецкого ореха. Для этого я вылепили из пластилина маленькую куколку,
которая поместилась в скорлупке грецкого ореха.

Вывод: рост Дюймовочки равен скорлупе грецкого ореха.

  2.2.Рост героев сказки (Слайд №13)

    На пути Дюймовочки встречались жабы, рыбы,
бабочки, жуки, гусеницы, мышь, ласточка, крот. Они все были разного роста и
размера. Кто-то был выше и гораздо больше Дюймовочки,
а кто-то такой же и даже меньше. Например, жабы, полевая мышь, крот, ласточка
были больше, а возможно, жук, гусеница, бабочка могли быть одного роста и
размера с  Дюймовочки.

(Слайд №14)

Г.Х.Андерсен
назвал жабу большущей. Размеры жабы в природе могут быть от 5 до 25см. Если
брать средние размеры жабы, то это почти в 6 раз больше роста Дюймовочки.

(Слайд №15)А майский жук мог   схватить её и полететь с ней на
дерево!  В природе  жуки могут достигать от 3,5см- 4см. Это в 1,5 раза выше её,
значит, мог.

(Слайд №16)Потом Дюймовочку приютила полевая мышь.  Полевые мыши
могут вырастать до 12,5см. А  это в 4 раза больше девочки.

(Слайд
№17)
Крот, который хотел жениться на Дюймовочке, мог быть от 5-21см.
Значит, жених был в 7 раз выше своей невесты.

(Слайд
№18)
Но больше всего Дюймовочку напугала ласточка: «птица ведь была в срав­нении с крошкой просто
великаном
», хотя её размеры от 9—23 см. Это
в 9 раз больше самой Дюймовочки.

2.3.Могу ли я быть Дюймовочкой?

(Слайд №19)Мой рост 124см. Получается,
что я в 49 раз больше Дюймовочки. Я для неё была бы настоящим великаном. И  я,
наверное, её даже не заметила бы.

3. Практическая часть

1.    
(Слайд
№20)
Как
узнать, поместиться Дюймовочка  в цветке? Предположим, что модель куклы можно
поместить в середину цветка. Способом наложения скорлупы с Дюймовочкой на цветы
мы определили, что цветок должен быть не маленький, чтобы скорлупа грецкого
ореха с Дюймовочкой поместилась в нём. Решили сами сконструировать цветок  для
Дюймовочки.

 В сказке Андерсена сказано, что кроватка Дюймовочки
располагалась в середине цветка. Для этого, мы начертили  фломастером вокруг
кроватки Дюймовочки, затем самостоятельно дорисовали лепестки цветка. С помощью
ножниц выстригли цветок, загнули лепестки вовнутрь. Поместили в середину цветка
скорлупу грецкого ореха с Дюймовочкой . В цветке уместилась Дюймовочка в
кроватке из грецкого ореха. Сравнив все размеры героев, я приступила к
выполнению героев сказки.

(Слайд №21) Слепила из пластилина главных героев сказки:
ласточку  и мышку.А потом в классе познакомила ребят со сказкой Г.Х.Андерсена «
Дюймовочка».

    (Слайд №22)   В последние годы под влиянием развития
 техники дюймы употребляются в русском языке чаще. В них выражается размер различных
компьютерных деталей. В дюймах также измеряют экраны мобильных телефонов,
мониторов. (Слайд №23) Диагональ экрана телевизоров  указывается в
дюймах.

4. Вывод: (Слайд №24)

Таким образом, моя гипотеза подтвердилась,
что главная героиня сказки Г.Х.Андерсена «Дюймовочка» была очень мала и названа
в честь самой маленькой мерки
-1 дюйм (2 см 54 мм).

В результате работы я
перечитала сказку Г.Х.Андерсена, выполнила модель Дюймовочки, модель цветка и
героев сказки, измерила рост Дюймовочки.

Литература

1. Г.Х.Андерсен
«Дюймовочка».

2. С.Ожегов «Толковый
словарь русского языка. Ок. 100 000 слов, терминов и фразеологических выражений
/ 27-е изд. испр.» / Мир и образование. 2013г.,736с.

3.https://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/4934,

4.http://ru-wiki.org/wiki/%D0%94%D1%8E%D0%B9%D0%BC

5. https://yandex.ru

  • Ростов на дону на английском языке как пишется
  • Рости или расти как пишется коротко и ясно
  • Ростет или растет ребенок как правильно пишется
  • Рости или расти правило как пишется правильно
  • Ростет или растет как правильно и почему пишется