Россия матушка как пишется правильно

Источник: орфографический академический ресурс академос института русского языка им. в.в. виноградова ран словарная база 2020 привет! меня зовут лампобот, я

Источник: Орфографический академический ресурс «Академос» Института русского языка им. В.В. Виноградова РАН (словарная база 2020)

Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!

Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.

Матушка Россия

Памятник «Тысячелетие России», установленный в Великом Новгороде в 1862 году в честь тысячелетнего юбилея легендарного призвания варягов на Русь. Вершину монумента венчает группа из двух фигур — ангела с крестом в руке (олицетворение православной церкви) и коленопреклоненной женщины (олицетворение России)

Матушка Россия (Россия-матушка, Мать-Россия, Матушка Русь) — национальная персонификация России внутри страны и за границей; важный компонент национальной идентичности[источник не указан 2559 дней], получивший отражение в литературе, искусстве, военной пропаганде, политической риторике, массовой культуре[источник не указан 2559 дней].

Политическая риторика[править | править код]

Материнский символ страны является значимым элементом российской политической культуры. Для подтверждения собственной легитимности власть использует идею иерогамии, священного брака «России-Матушки» и правителя[1], который представлен в качестве её защитника от угрожающих ей врагов, внешних и внутренних. Политическая оппозиция, в свою очередь, привлекает образ Родины, страдающей от произвола власти, которая объявляется неправедной и зачастую национально чуждой (например, в народничестве XIX века)[2].

История[править | править код]

Средневековый период[править | править код]

В древнерусской культуре получил распространение образ Русской земли, изображаемой в женском, чаще всего материнском, облике[3]. В XVI веке она приобретает вид Святорусской матери-земли (Святой Руси) под влиянием работ Максима Грека и Андрея Курбского[4]:

Прогрызли они чрево у матери своей, святой русской земли,

что породила и воспитала их поистине на беду свою и запустение!Князь А. Курбский о сторонниках Иоанна Грозного[5]

Российская империя[править | править код]

В петровскую эпоху для обозначения государства чаще используется термин «Отечество», однако и образ России-Матери появляется в текстах Феофана Прокоповича и Гавриила Бужинского, а позднее В. Тредиаковского и М. Ломоносова[6]. В последующие два столетия образ получает широкое распространение в литературе, изобразительном искусстве, музыке, военной и политической пропаганде[7].

Екатерина II была властной самодержицей и потакала прихотям дворян, за что Сенат предложил ей принять титул «Мать Отечества», царица отказалась, но впоследствии титул негласно закрепился за ней, и верноподданные часто обращались к ней как «Матушка». Успехи Российской Империи в последней трети XVIII столетия тоже ассоциировались с Екатериной II.

Советский период[править | править код]

В период Октябрьской революции и Гражданской войны образ активно включается в пропаганду сторонников Белого движения, интерпретировавшую борьбу с большевиками в качестве сражения с «инородцами» как «угнетателями России-Матушки»[8]. Идея страдающей Родины характерна и для культуры Русского Зарубежья[9].

И воинство с ‘красной звездою’

Приняв роковую печать,

К кресту пригвождает с хулою

Несчастную Родину-Мать!С. Бехтеев[10]

В идеологии большевизма с приоритетом классового над национальным («Пролетарии не имеют отечества») образ России-матушки игнорировался или же использовался как символ отсталости царской России, её косности, а также национального гнёта[11].

В советскую пропаганду материнский образ страны возвращается в образе Советской Родины-Матери, ставшем ключевым элементом советского патриотизма, в середине 1930-х гг. В отличие от дореволюционной «России-Матушки», Советская Родина представлена как мать всех народов СССР[12].

Образ стал одним из наиболее заметных в период Великой Отечественной войны, начало которой ознаменовалось появлением плаката И. Тоидзе «Родина-мать зовёт!», ставшего символом своего времени. К материнскому образу страны отсылали такие сюжеты культуры военного времени, как мать, благословляющая сына на борьбу с врагом[13]; мать, защищающая своё дитя; страдания советских женщин[14].

В период Холодной войны материнский символ страны используется в практиках коммеморации, в легитимации власти в СССР, а также в идеологической конфронтации с Западом[15]. Образ скорбящей Родины-Матери, оплакивающей своих сыновей и дочерей, павших в Великой Отечественной войне, подчёркивал роль страны в борьбе за мир против американских империалистов как «поджигателей войны» (Один из наиболее известных — на Пискарёвском мемориальном кладбище). Силу и непобедимость СССР символизировал другой лик Родины-Матери — воительницы с мечом в руках (монументы в Волгограде, Киеве, Калининграде).

Постсоветский период[править | править код]

Распад СССР сопровождался деконструкцией символов советской эпохи, включая Родину-Мать, что отразилось в возникновении альтернативных женских образов России (мачехи, публичной женщины)[16].

Оппозиция 1990-х активно использовала образ униженной России-Матушки для критики «антинародного» режима Б. Ельцина[17].

Для 2000-х годов характерны «реабилитация» властью образа России-Матушки[источник не указан 1034 дня] и включение его во внутриполитическую и внешнеполитическую пропаганду и демографическую политику[18][нет в источнике], а также в репрезентации страны как полиэтнического и многоконфессионального государства.

Образ популярен[источник не указан 1034 дня] в современной российской культуре, включая музыку и поэзию, помещается на рекламные плакаты, спортивные баннеры и др[19][нет в источнике].

«Россия-Матушка» в зарубежной культуре[править | править код]

Список примеров в этом разделе не основывается на авторитетных источниках, посвящённых непосредственно предмету статьи или её раздела.

Добавьте ссылки на источники, предметом рассмотрения которых является тема настоящей статьи (или раздела) в целом, а не отдельные элементы списка. В противном случае раздел может быть удалён.

«Россия-Матушка» является важным[источник не указан 1034 дня] компонентом западного взгляда на Россию, будучи призванным обозначить подлинную русскость и показать отличие России от Запада[источник не указан 1034 дня].

Настоящий русский нам внутренне чужд… Он сам всё это время сознавал, проводя разграничительную черту между «матушкой Россией» и ЕвропойОсвальд Шпенглер[20]

С одной стороны, «Россия-Матушка» вызывает симпатию благодаря своей открытости, душевности, близости к природе, братству, преодолевающему западный эгоизм[21]. С другой стороны, этим термином пользуются, характеризуя «архаичность» России, её «нецивилизованность», русский национализм[22]. Получил широкое[источник не указан 1034 дня] распространение в западной массовой культуре, появляясь в фильмах, беллетристике, карикатурах, поп-музыке, компьютерных играх.

  • Mütterchen Russland — песня из альбома Veni Vidi Vici австрийского певца Nachtmahr (кавер группы Xe-NONE на русском языке также включен в этот альбом).
  • Mother Russia — песня из альбома No Prayer for the Dying группы Iron Maiden.
  • В тексте песни Panzerkampf группы Sabaton.
  • Mother Russia — песня группы Renaissance.
  • Mother Russia — песня из альбомам Floodland группы The Sisters of Mercy.
  • Mother Russia (Doctor Who audio) — аудиодрама, поставленная по мотивам британского сериала «Доктор Кто».
  • «For Mother Russia!» — боевой клич русского борца Зангиева в популярной игре Street Fighter IV.
  • Mother Russia — персонаж комикса Kick-Ass.
  • Muva Russia — микстейп американского хип-хоп исполнителя Fat Trel.
  • Россия-матушка, примеры изображений
  • «Россия-за правду». Плакат. 1914.

  • «Россия». Н. Лаверецкий. 1896.

  • «В жертву Интернационала». Белогвардейский плакат. 1920.

См. также[править | править код]

  • Родина-мать
  • Марианна (символ)

Примечания[править | править код]

  1. ↑ Рябов О. «Россия-Матушка»: Национализм, гендер и война в России XX века. — Stuttgart, 2007.; Рябова Т. Б. Пол власти: Гендерные стереотипы в современной российской политике. — Иваново, 2008.
  2. ↑ Песня декабристов // Красный архив. — 1925. — № 3. — С. 319-320.
  3. ↑ Рябов О. В. Русская философия женственности (XI-XX века). — Иваново, 1999. — С. 35-46.
  4. ↑ Максим Грек. Слово, в котором пространно и с жалостию излагаются нестроения и безчиние царей и властей последнего времени // Соч. преподобного Максима Грека в рус-ском переводе: В 3 ч. Свято-Троицкая Сергиева лавра, 1910-1911. Ч. 1. С. 203-205; Hubbs J. Mother Russia: The Feminine Myth in Russian Culture. Bloomington, 1988. P. 187.
  5. ↑ Курбский А. История о великом князе Московском // Памятники литературы Древней Руси, вторая половина XVI века. М., 1986. С. 319.
  6. ↑ Феофан Прокопович. Панегирикос // Панегирическая литература петровского времени. М., 1979. С. 200. Бужинский Г. Слово о победе, полученной у Ангута галерами // Проповеди Гавриила Бужинского (1717-1727). Юрьев, 1901. С. 434-439. Тредиаковский В. Стихи похвальные России // Русские поэты: Антология русской поэзии: В 6 т. М., 1989. Т. 1. С. 42; Ломоносов М. Разговор с Анакреоном // Там же. С. 65-69.
  7. ↑ Рябов О. «Россия-Матушка»: Национализм, гендер и война в России XX века. Stuttgart; Hannover, 2007. С. 116-118, 129-166.
  8. ↑ Document 128. Letter to the Bolshevik leaders from a peasant, Orel Province, 10 January 1918. GARF, f. 1235, op. 140, d. 8, ll. 154-155ob. Manuscript (in red ink) (недоступная ссылка). Annals of Communism. Дата обращения: 11 июля 2014. Архивировано 1 августа 2013 года.; Любо, братцы, любо. Казачья Сеть. Дата обращения: 11 июля 2014.
  9. ↑ Степун Ф. А. Родина, Отечество и чужбина // Степун Ф. А. Чаемая Россия. СПб., 1999. С. 289, 293; Федотов Г. П. Новое отечество // Федотов Г. П. Судьба и грехи России: (Избр. ст. по философии русской истории и культуры): В 2 т. СПб., 1991. Т. 2. С. 252.
  10. ↑ С. Бехтеев. «Россия». 1920
  11. ↑ Александровский В. Русь и СССР // Правда. 1925. 13 августа; Кольцов М. Найденная Родина // Правда. 1934 19 июня.
  12. ↑ Правда. 1934. 18 июня; Советский патриотизм // Правда. 1935. 19 марта.
  13. ↑ И. Серебряный. «Бей крепче, сынок!» 1941.
  14. ↑ Ф. Антонов. «Сын мой! Ты видишь долю мою… Громи фашистов в святом бою!» 1943.
  15. ↑ Шолохов М. А. Слово о Родине // Шолохов М. А. Россия в сердце: Сборник рассказов, очерков, публицистики. М., 1975. С. 340; Шолохов М. А. Любимая мать-отчизна // Шолохов М. А. Россия в сердце. С. 319; Филимонов В. «Прощание с Матерой»: Образ Родины-матери в кинематографе 1920-1980-х годов // Историк и художник. 2005. № 3.
  16. ↑ Ранкур-Лаферьер Д. Россия и русские глазами американского психоаналитика: В поисках национальной идентичности. М., 2003. С. 61;. Goscilo H. The Gendered Trinity of Russian Cultural Rhetoric Today — or The Glyph of the H[i]eroine // Condee N. (Ed.) Soviet Hi-eroglyphics: Visual Culture in Late Twentieth-Century Russia. London, 1995. P. 78-80. Резаев А. Грудью проложит себе. Искусство русского плаката XX века. Дата обращения: 11 июля 2014. Родина-Мать зовет… Чистота — Чисто Тайд! (недоступная ссылка) (1998). Дата обращения: 12 июля 2014. Архивировано 26 мая 2013 года.
  17. ↑ Зюганов Г. А. Верю в Россию! Воронеж, 1995. С. 165, 206. Харчиков А. Песни сопротивления: сборник стихов. Движение сопротивления (1998). Дата обращения: 12 июля 2014.
  18. ↑ Путин наградил выдающихся российских женщин (недоступная ссылка). Лента.Ру (7 марта 2000). Дата обращения: 12 июля 2014. Архивировано 14 июля 2014 года. Всероссийский Женский форум, посвящены Дню Матери (недоступная ссылка). Совет Федерации ФС РФ (30 ноября 2003). Дата обращения: 11 июля 2014. Архивировано 4 марта 2016 года.
  19. ↑ Жители Коми возмущены рекламой «Родина-мать в пейнтбол зовет играть». РИА «Новости» (14 апреля 2009). Дата обращения: 12 июля 2014. Наши болельщики покажут немцам «Родину-мать»!. Комсомольская правда (9 октября 2009). Дата обращения: 12 июля 2014. Татьяна Буланова. Матушка Россия (23 января 2009). Дата обращения: 12 июля 2014. Ляля Размахова. Матушка Россия (недоступная ссылка) (2005). Дата обращения: 12 июля 2014. Архивировано 14 июля 2014 года. Владимир Волков. Матушка Русь (недоступная ссылка) (9 апреля 2009). Дата обращения: 11 июля 2014. Архивировано 14 июля 2014 года. Юлий Ким. Моя матушка Россия. Дата обращения: 12 июля 2014.
  20. ↑ Прусская идея и социализм. — Берлин, б. г. — С. 151.
  21. ↑ Hubbs J. Mother Russia: The Feminine Myth in Russian Culture. — Bloomington, 1988. Рябов О. В. «Mother Russia»: гендерный аспект образа России в западной историософии // Общест. науки и современность. — 2004. — № 4. — С. 116-122. Santa Madre Russia (март 2010). Дата обращения: 12 июля 2014.
  22. ↑ Brezna I. Matuschka Rossija und ihr Sohn (недоступная ссылка). Der Freitag (22 сентября 2000). Дата обращения: 12 июля 2014. Архивировано 24 июня 2007 года. Tome J. Madre Rusia. Diario de Leon (31 марта 2004). Дата обращения: 12 июля 2014. Eisenberg D. Viktor Yanukovych: Mother Russia’s Favorite Son. (30 ноября 2004). Дата обращения: 12 июля 2014. Pipes R. Give the Chechens a Land of Their Own. The New York s (9 сентября 2004). Дата обращения: 12 июля 2014. Weir F. Ukraine s back into the arms of Mother Russia. The Christian Science Monitor (9 февраля 2010). Дата обращения: 12 июля 2014. Brookes P. The Bear is Back. Military.Com: Military Opinions (2004-12-6). Дата обращения: 2014-07-2012.

Литература[править | править код]

  • Барабан Е. В. «Родина-мать» в советском кино 1941-1945 годов // Границы : Альманах Центра этнических и национальных исследований ИвГУ. — Иваново, 2008. — Вып. 2: Визуализация нации. — С. 37-70.
  • Гюнтер Х. Поющая Родина: Советская массовая песня как выражение архетипа матери // Вопросы литературы. — 1997. — № 4.
  • Рябов О. «Россия-Матушка»: Национализм, гендер и война в России XX века. — Stuttgart; Hannover: ibidem-Verlag, 2007. — 284 с. — ISBN 3-89821-487-7.
  • Рябов О.В. «Россия-Матушка». История визуализации // Границы : Альманах Центра этнических и национальных исследований ИвГУ. — Иваново, 2008. — Вып. 2: Визуализация нации. — С. 7-36.
  • Филимонов В. «Прощание с Матерой»: Образ Родины-матери в кинематографе 1920-1980-х годов // Историк и художник. — 2005. — № 3.
  • Эдмондсон Л. Гендер, миф и нация в Европе: Образ матушки России в европейском контексте // Пол. Гендер. Культура: Немецкие и русские исследования / Под ред. Э. Шоре, К. Хайдер. — М., 2003. — Т. 3.
  • Gender and National Identity in Twentieth-century Russian Culture / Goscilo H., Lanoux A.. — DeKalb: Northern Illinois University Press, 2006. — ISBN 0-87580-354-7.
  • Hemenway E.J. Mother Russia and the Crisis of the Russian National Family: The Puzzle of Gender in Revolutionary Russia // Nationalities Papers. — 1997. — Vol. 25, № 1.
  • Hubbs J. Mother Russia: The Feminine Myth in Russian Culture. — Bloomington, 1988. — ISBN 0-253-20842-4.
  • Suspitsina T. The Rape of Holy Mother Russia and the Hatred of Femininity: The Representation of Women and the Use of Feminine Imagery in the Russian Nationalist Press // Anthropology of East Europe Review. — 1999. — Vol. 17, № 2.

Ссылки[править | править код]

  • Иванов (Сухаревский) А.К. Унисекс в человейнике (недоступная ссылка). Русская республика. Дата обращения: 11 июля 2014. Архивировано 14 июля 2014 года.

Западные корни Российской государственности. Откуда есть-пошла «Русь-матушка».

…Что представляет себе каждый русскоязычный (и тем более нерусскоязычный) россиянинин слыша словосочетание «Русь-матушка»?

Итак, SKUNK69 представляет…

Уверен что у 93% читателей сразу встаёт перед глазами картинка как на заставке, ну или в том же стиле и примерно с теми же персонажами. Ну, что там обычно изображается, бескрайняя степная ширь, хотя вроде-бы сердце «Московской Руси», не смотря на ковровые вырубки Х1Х-ХХ веков заметно проредившие лесные массивы, ДО СИХ ПОР остаётся крайне лесистой локацией.

То есть тут приходит в голову только 2 момента: либо лес извели на так любимые «древнерусскими» «русичами» срубные конструкции (которые, между прочим являются характерными именно для северных российских территорий), поэтому так степисто и полевато, либо дровишки (которые «из леса вестимо»)… привозные и это не совсем та «древняя русь» которая славилась как раз ВЫВОЗОМ леса…

Во вторых, конечно же, «чудо-богатыри» на коняшках из сказки «про царя Салтана» (поголовно снаряжённые в типичные иранские и оттоманские («византийские») доспехи, уже более столетия считающиеся на каком-то основании «типично русскими») и «красны девицы» в сарафане и «укокошнике» (опять-же, поинтересуйтесь, кокошник — это дорогой и ПРАЗДНИЧНЫЙ наряд, а не для того чтобы по воду ходить и навоз граблями собирать) считающиеся образцом красоты и добродетели для остальной «планеты всей», и если они, вдруг, без коромысла и не стирают бельё — всё, хана, «древность» уже не та…

Ну и, конечно-же, что за «древняя русь» если на картинке не представленны специальные «древнерусские ладьи»?! Хотя, чисто технически, лодья (более правильное название) — это ЛЮБОЕ более-менее крупное беспалубное плоскодонное парусно-гребное речное судно, которое расчитано максимум на каботажное плавание в прибрежных водах, и зачастую под этим именем нам пытаются представить обычный струг…

Но для настоящего «историка» нет ничего невозможного, в их фантазиях на речных лодках чудо-богатыри, коренного «чиста русскава» происхождения, легохонько пересекают океаны, понаоткрывав «индий» с «америцами», и в обнимку с краснодевицами крушат направо и налево полчища вражин, махнул направо — улица, налево — переулочек, а после драки, как полагается, хлебнув из чарки хмельного вина отправляются на работы, либо пахать на боевом коне (ПАХАТЬ НА БОЕВОМ КОНЕ!!!), либо строить направо и налево прекрасные срубные «древнерусские» постройки…

Красиво? Конечно! Врать надо всегда красиво и НАСТОЛЬКО БЕЗБОЖНО чтобы никто даже не посмел усомниться в том что именно так всё и было…

Да, в детстве я действительно был зачарован этими лубочными картинками, которые воспаляли моё воображение и подавляли соображение… но более дикое и шокирующее представление о прошлом смогли создать даже не великие махинаторы и талантливейшие политтехнологи второй половины Х1Х — первой половины ХХ вв, по конвейерной технологии штамповавшие для нас в течение века в промышленных масштабах официальную историю (ОИ)… Самыми интересными «историками» на данный момент оказались бессовестные фантазёры и шизофреники «тартарасты», потерявшие связь даже со своими родоначальниками и явившие миру «чудный лик» «Великих Тартарий» (а до кучи и других «великих», бывших «союзных» и союзных «союзным» республик, которые до недавнего времени глотали пыль в обозе, а брошенные на произвол судьбы и дожрав «союзное», страдают на голодном пайке галлюцинациями о собственном «величии»…), и ковровых ядерных бомбардировок Х1Х века… И, что характерно, пишутся даже картины на эту тему…

красота-то какая, лепота… плачу… ну почему этого идиотизма не было в моём детстве?!!! Было бы здоровье и мозги коровьи…

Ну а раз уж мне не посчастливилось быть тупым обывателем, буду нагло влезать в ваши детские сказки, ходить по вашим сказочным лугам в кирзовых сапогах, отодвигать ваши сказочные фанеры с нарисованными срубами, чтобы показать убогие мазанки и рассказать что это не стены, а театральные декорации, буду срывать с «чудо-богатырей» крашенные серебрянкой доспехи из папье-маше и колпаки из картона, которые издалека кажутся «шеломами» «чудо-богатырей», буду показывать с близкого расстояния прыщавые с оспинами лица «красных девиц», из-за которых они кажутся издалека красными, и особенно близко устало-испуганные глаза загнанных зверьков на этих лицах, снимать с них фэйковые кокошники которые раздал им фотограф, чтобы выглядели прилично и задирать подол, чтобы показать их вечно грязные небритые ноги, с невымываемой грязью, вбитой в кожу похлеще татуировки, потому что для 90% населения страны обувь БЫЛА РОСКОШЬЮ, а не средством передвижения, и при первой-же возможности её снимали чтобы поберечь, рассекая босиком (почему-то вспоминаю ступни своих бабушек, обоих, это была даже не дублёная кожа, а скорее даже пластик, ОНИ МОГЛИ БОСИКОМ ХОДИТЬ ПО СКОШЕННОМУ ПШЕНИЧНОМУ ПОЛЮ!)… и даже не буду спрашивать нужно вам это или нет (ага, прям как в анекдоте:»У вас мухи, клопы, мокрицы, вши, муравьи, тараканы есть? — Что Вы, конечно нет! — Нет? НАТЕ!» ;D).

Понятное дело, что после такого, каждый настояшчый «УРЯ-патриот» и «тартараст» захочет плюнуть в меня говном и освободившимся ртом на радостях возвопить что-нибудь типа «Сволочь-чь! Ты Родину не любишь!! АТУ ЕГО!!!», не торопитесь расходовать на меня столь ценный ресурс, вы ещё придумаете для себя других непримиримых врагов, Я ПАТРИОТ И ЛЮБЛЮ РОДИНУ, СИЛЬНО ЛЮБЛЮ, НО Я НЕ ЛЮБЛЮ СКАЗКИ «ПРО РОДИНУ»!!! Имено поэтому я это всё и рассказываю, потому что горжусь тем насколько моя страна поднялась над тем что было, да, сейчас не самый лучший момент, но знание того что было РЕАЛЬНО ТОГДА, позволяет мне хотя-бы не скулить «а-я-яй-как-сейчас-всё-плохо»…

Так что, отнеситесь к тому что я напишу спокойно и с пониманием, я постараюсь совсем кратенько, так сказать, «иголочными уколами». Я больше не буду юлить и намекать, писать вам так, чтобы было о чём подумать, а то получается прямо как в старом анекдоте про Ржевского:

Наташа

— Порутчик, а у меня родители на все выходные в усадьбу уехали!

— Чё?

— Ну, уехали совсем, на два дня, с прислугой!

— И чё?

— Ну представьте, пустой дом и я совсем одна!

— Ну и чё?

— «Чё», «чё»… трахаться приходи!!!

— А-а-а, намёк по-о-онял…

В общем дело было так. На начало Х1Х века Русь-матушка представляла из себя вот такое вот весёлое разнообразие

И поверьте, эта кучка княжеств ещё самое жирное что могло из себя слепить неструктурированное общество, а вообще даже внутри этих не особо крупных объединений шло своё дробление, типа такого

Чего стоит только моё любимое Фоминско-Березуйское княжество, но пока речь о ВООБЩЕ, так вот все события 1800-1812 годов замечательно запротоколированны в Карамзинской «Истории государства Российского» в главах посвящённых Смутному Времени. Москва была не «собирательницей городов русских», а всего лишь одним из центров где правил талантливый самозванец Барыс Годунов. Территория нынешней России была «Диким Востоком» (по аналогии с подвергшимся спустя полстолетия колонизации «Диким Западом»), знаменитое русское «Рязанское княжество» вообще было слегка нерусским, Рязань-Эрзянь была племенным центром мордвы-эрзя, Поволжье где по Волге стояли форпосты-стоянки было всего лишь проходным двором обслуживающим иранскую торговлю, бурлаки-персы (амбалы) таскали баржи вверх по Волге ещё в последней трети Х1Х века, когда принадлежность Поволжья российской императорской короне стало аксиомой.

Как проходило становление истории нашей Родины? Из максимально живых примеров — история Новой Зеландии. Да, реальная история России и история Новой Зеландии — максимально схожи по общим моментам. Княжества «индейцев» средней полосы, как и племенные территории маори были разрозненными, воевали между собой, поэтому как и нынешний Китай в к. Х1Х-н.ХХ вв территория нашей Родины была поделена на сферы влияния, Иран контролировал Поволжье (помните «народное восстание Емельяна Пугачёва», которого франки именовали «маркизом»? А знаете как звали Емельяна Пугачёва в Иране? Этого великого воина и правителя звали Аббас-мирза…), Оттоманская Порта (Византия) контролировала Днепро-Донской бассейн, Римская Империя чехов-Габсбургов направляла свою колонизацию как раз по центру, весь север контролировала Ганза и Нидерлянд. Так же как и в широко растиражированной истории северной Америки колонизаторы дрались и между собой и натравливали друг на дружку различных местных «индейцев». Колонизаторы строили в своих центрах, например в Новгороде-Питербурге «гвардейские школы» для детей туземной знати и затем, пользуясь этой «пятой колонной» достаточно малой кровью захватывали территорию, либо скупали на корню, чуть ли не за бусы.

Однако, так же как и в Новой Зеландии захватчики не подрассчитали своих силёнок и боевых качеств туземцев, в ответ на прямую интервенцию Запада мягкие и пушистые индейцы собрались-таки и ввалили агрессорам… Нет, конечно же не «французам», французов на тот момент ещё не придумали, да и сама «Франция» на тот момент не существовала, конгломерат полисных и племенных территорий ещё не имел общего самосознания, смотрите, это если не ошибаюсь 1826 год, где вы тут видите «Францию»?! Здесь «Франции» не больше чем «Италии» на Аппенинском полуострове в то же время… Хорошая карта, рассмотрите её поподробнее, там где границы в точечку — это естественные границы старых государств полисного и племенного устройства, то что цветным — уже владения нового типа (графства, герцогства и т.д.), а синеньким очерчено по видимому то что является государством франков.

Вон видите, там ещё гугеноты прописаны, которых как мы знаем истребили ещё якобы четверть тысячелетия назад, ан нет, живы ещё курилки… Какие там мировые походы Великих Армий, они дома-то не всё ещё знают, до настоящего Наполеона ещё далекооо… В общем перечитайте эту статью, «Тевтонский орден» породивший Пруссию-Россию источник нашей государственности которое на договорной основе с местными территориями объединился в Империю, в которой коллегиональное управление ведущими акционерами под жёстким руководством первого императора Николая I, и мудрым и гибким управлением второго императора Александра II подняли Россию на уровень которого Новая Зеландия не сможет себе позволить даже в самых буйных фантазиях… Так что не засирайте головы «тартариями», почитайте вон лучше замечательный сайт моего друга и соратника Игоря Grekа, хотя-бы это, на два порядка более полезное и интересное чтиво…

И старайтесь читать источники и не мифических островных Херодротов или албанских Страпонов, которые наковыряли вам из носа и «историй» и «географий» «многотысячелетних» НЕВЕРЛЕНДОВ, а настоящие книги реальных авторов Х1Х века которые честно работали без «закидонов» в тысячелетия… да, конечно, и у них фуфлятинка попадалась, а куда деваться, цензура имела право в интересах государства подчищать и поправлять писанину даже лиц голубых кровей, но поверьте, её там НА ПОРЯДКИ МЕНЬШЕ…

Вот ЭТО — ИСТОЧНИК! ЧИТАЙТЕ!!! Я даже выбрал для вас самое интересное!

Чуть-чуть поясню, этот текст прямо тычет вас носом в тот факт что коренные территории Российской Империи, кроме Прибалтики и Ингерманландии, составляли земли Царства Польского, Великого Княжества Финляндского и … Закавказье, т.е. татарские ханства (нынешний Азербайджан) и Картли-Кахетинские земли, отход которых от Ирана решил положительно вопрос безоговорочного вхождения Поволжья в земли Великороссии, кто забыл что обозначает это название, вот вам ещё выдержка из источника

Ну и конечно необходимо знать, как-же подтвердить собственное правильное происхождение, да ещё если ты намерился поступать в гвардию, инструкция чуть ниже

Знаете что меня здесь больше всего удивило? Три строчки для дворян Прибалтики и две для дворян Финляндии и вы после этого всё ещё продолжаете верить что «киев — мать городов русских», а «москва — собиратель земель российских»?

P.S. Сразу следом будет идти перепост из жж моего нового прибалтийского друга по переписке sassik с гербами Российских Прибалтийских дворян, уверен, многие фамилии «прибалтов» удивят вас ;D (Вадюхан — это твой сюрприз ;D)

Матушкой принято называть жену священника, женщину, взрастившую детей, а также природные объекты женского рода, ставшие по-настоящему родными (Волга-матушка). Но в словаре даётся и ещё одно употребление слова – применительно к целой стране, выражая представление о её материнской сущности: Россия-матушка. Как и когда появился этот символ? Какое значение он имеет сегодня?

россия матушка

Происхождение символа

Идея появилась ещё в Древней Руси. На первом этапе слово Мать ассоциировалось со словосочетанием сырая земля, что являлось вариантом Великой Богини-матери. Русская земля представлялась живым существом в материнском обличье. Начиная с XVI века, под влиянием произведений Андрея Курбского и Максима Грека появилось название Святая Русь, а мать-земля приобрела вид Святорусской. Идея развивалась в произведениях В. Тредиаковского, Ф. Прокоповича, М. Ломоносова и в XVIII веке, хотя в те времена чаще для страны употреблялось другое символическое обозначение – Отечество. Много сделал для укрепления символа России в женском облике Пётр I, чей сюжет был использован при изготовлении личной печати.

Визуализация образа была осуществлена Ф. Беккером, представившим Петра I за ваянием фигуры России в виде женщины. В её руках располагались держава и скипетр, а голову венчала корона. Правитель олицетворял мужское начало, придававшее женскому форму и наполнявшее ее душу содержанием. Идея восходила к мифу о Галатее и Пигмалионе. Символы Царь-батюшка и Россия-матушка окончательно сформировались к началу XIX века, ибо в годы правления Екатерины II слово Матушка прочно закрепилось за самой правительницей.

Священный брак

Отечественная война 1812-го всколыхнула настоящую волну народного сопротивления французской армии захватчиков. Образ Родины ассоциировался у защитников с женщиной-матерью, что воплотилось в медали «Народное ополчение» (1816). На ней изображена Россия, вручающая оружие своим защитникам – сыновьям. Такой гендерный подход был характерен для всех стран Европы, но только в нашей стране произошла символизация имперского единства и мобилизации на борьбу с внешним врагом. По сути, речь шла о священном браке Царя-батюшки с Россией-матушкой.

Это сыграло на руку властям во времена революции. В Царицыном монастыре сохранилось изображение, на котором бунтовщики бегут в страхе от женщины-матери с мечом. После Октябрьских событий Белое движение усилило как визуальную пропаганду, так и риторику, призывая к битве с угнетателями Родины. Россия-матушка изображалась со связанными руками, нуждающейся в помощи своих сыновей и защите Царя-батюшки. Именно поэтому большевики отказались от существующего символа, вернувшись к нему только в 30-е годы.

жасмин россия матушка

Возвращение символа

Власти использовали понятие Отчизна, но воплощённый в искусстве и литературе образ Матери применительно к стране был столь узнаваемым и почитаемым, что возвращение к нему стало лишь делом времени. Уже в приветственной телеграмме челюскинцам те были названы достойными сыновьями великой Родины. Это положило начало синтезу понятий Родина и Революция. В годы Великой Отечественной образ матери воплотился в плакате И. Тоидзе, ставшем символом эпохи. В Родине-матери видны не только страдания и сила, но и призыв – обращение к чувству долга. В фильмах и литературном творчестве она представлялась уязвимой, опалённой войной, в мемориалах и памятниках – скорбящей, а в скульптуре на Мамаевом кургане – воительницей, способной повести за собой.

На смену Советской Родине, неотделимой от государства, в российский период стране был возвращён образ женщины. Но она представлялась то в образе мачехи, то – продажной шлюхи, что было связано с огромным количеством недовольных реформами. Сегодня Россия-матушка – вновь востребованный образ. Символы, подобно пограничникам, делят людей на своих и чужих. Наступило время объединения и сплочения граждан как внутри страны, так и за её пределами в интересах нации.

людмила николаева матушка россия

Новое время – новые песни

Геннадий Фёдорович Георгиев – поэт известный. Уйдя из жизни в 2000 году в возрасте 62-х лет, он оставил после себя несколько замечательных поэтических сборников («Притяжение сердца», «Мой добрый старый друг», «Первым по росе»). Но главным его достижением стали песни, исполняемые такими известными артистами, как Иосиф Кобзон, Людмила Зыкина, Ренат Ибрагимов, Валентина Толкунова, Людмила Николаева. «Матушка Россия» – одна из них. В лихие девяностые Геннадий Фёдорович написал её в соавторстве с композитором В. И. Темновым. С душевным трепетом обращаясь к образу России-матушки, он передаёт веру в возрождение страны. От родной природы и перезвонов колоколов набирают силы россияне. И наступит время, когда закончатся беды страны и прочь улетят печали.

В двухтысячные годы исполнила певица Жасмин целый цикл произведений, вошедших в сборник «От любви до любви». Для популярной исполнительницы они были довольно нехарактерны, но замечательно символизировали начало нового времени. Одна из песен Жасмин – «Россия-Матушка» А. Зубкова на стихи И. Каминской. Впервые она исполнила её на Дне спасателя. Что принципиально нового в этой песне? Если в стихах Г. Георгиева присутствует вера и надежда, то здесь категорично говорится об обретении Россией счастья после столетий проливаемых слёз. Исполнительница с душой передаёт желание сберечь в памяти всё, что было со страной, и подарить ей своё сердце.

авторы россия матушка

Послесловие

Символы, безусловно, несут пропагандистскую и политическую нагрузку, о чём предупреждают западные авторы. Одна из нашумевших книг последнего времени на эту тему – «Mother Russia» Мориса Хиндруса. Можно согласиться, что при переплетении образа России с Правителем возникает много отрицательных моментов:

  • Это мешает демократии и формирует личность, неспособную критично оценивать действия властей.
  • На пьедестал поднимается знамя шовинизма и национализма, превращая символ в признак отсталости и архаичности.
  • У представителей нации происходит перекос в сторону превозносимого женского начала.

Но поэзия проникает в сердце слушателя посредством чувств. Отклик находят только искренние и прочувствованные строки. Именно такие, какие представили песенные авторы. Россия-матушка – особый символ для жителей страны. Имеющий вековую историю, он воспет лучшими представителями культуры. И каждый со школы помнит строки, сказанные К. Ушинским о том, что мы все вскормлены водами России, которая выучила нас своему языку и защищает, как мать, от врагов.

  • Россия на латинском языке как пишется
  • Россия многонациональное государство сочинение
  • Россия как пишется на арабском
  • Россия многонациональная страна сочинение
  • Россия латинскими буквами как пишется