Рособрнадзор подготовка к итоговому сочинению

Автор: самый зелный опубликовано 23.09.2021 обновлено 27.09.2021 итоговое сочинение является обязательным испытанием каждого выпускника школы, лицея и гимназии.

Автор:
Самый Зелёный
·
Опубликовано
· Обновлено

Итоговое сочинение является обязательным испытанием каждого выпускника школы, лицея и гимназии. Ведь оно представляет собой допуск к государственной итоговой аттестации. Известно, что итоговое сочинение в нынешнем учебном году пройдёт 1 декабря. Одно из направлений носит название «Человек путешествующий: дорога в жизни человека«. В рамках данной темы выпускник должен поразмышлять о дороге. Это может быть реальная дорога, воображаемая или книжная. Одиннадцатиклассник вправе изложить свой личный опыт путешествий, впечатления окружающих людей, а также опыт приключений литературных персонажей. Таким образом, выпускник должен широко раскрыть тему дороги, опираясь на произведения литературы. Кроме того, в данном случае под дорогой могут подразумеваться творческие поиски и научные исследования. Школьник может понимать дорогу не только в конкретном значении, но и в символическом. В рамках этой темы выпускник также может рассказать, каким образом человек познает духовный и практический опыт. Очень часто случается, что выпускнику не хватает времени, чтобы подробно изучить большие произведения: романы, повести и так далее. На помощь приходят короткие рассказы, которые могут быть использованы на итоговом сочинении в качестве аргументов. Рассмотрим поподробнее, какие именно короткие рассказы подходят для данного направления. А вот, кстати, полный список литературы по всем темам.

  1. А.П. Чехов, «Невеста». Надежда покидает родной дом, чтобы добиться успеха в большом городе, и это ей удается.
  2. М.Е. Салтыков-Щедрин, «Сказка о том, как один мужик двух генералов прокормил». В путешествии по далеким краям стало очевидно, что генералы не приспособлены к самостоятельной жизни. Вот чему нас учат дальние поездки.
  3. М.Е. Салтыков-Щедрин, «Премудрый пискарь». Главный герой всю жизнь просидел на одном месте, боясь опасностей, но в итоге понял, что зря потратил время и потерял все шансы на успех.
  4. Джек Лондон, «Любовь к жизни». Дорогу осилит идущий — это точно подходит для описания сюжета. Герой шел, превозмогая себя, и смог спастись из ледяной пустыни.
  5. А.П. Чехов, «Мальчики». В путешествии юные герои хотели найти приключения, чтобы разнообразить жизнь.
  6. И.А. Бунин, «Солнечный удар». Жизненные пути героев пересеклись в дороге, и каждый из них получил незабываемый опыт, который отразится на их судьбе.
  7. А.И. Куприн, «Куст сирени». Чтобы проложить свой жизненный путь правильно, важно проявить решительность и смелость, как Вера Алмазова, которая спасла мужа от отчисления из Академии.
  8. А.И. Куприн, «Чудесный доктор». На жизненном пути важно проявить милосердие и отзывчивость, как доктор Пирогов, который не прошел мимо чужой беды и спас целую семью от неминуемой катастрофы.
  9. И.А. Бунин, «Господин из Сан-Франциско». Если человек неправильно определяет свой жизненный путь, ставит во главу угла только деньги, то его ждет будущее господина, который умер в начале своего первого в жизни отпуска, так и не насладившись жизнью.
  10. М. Горький, «Челкаш». Гаврила узнал цену себе в отъезде, когда столкнулся с новыми вызовами и соблазнами большого портового города.
  11. М. Горький, «Старуха Изергиль». Дорогу осилит идущий — Данко. Исказить жизненный путь может преступление — Ларра. Путешествия дарят бесценный опыт — рассказчик.
  12. М. Горький, «Макар Чудра». Путешествия дарят ощущение свободы и мудрость жизни.
  13. А.П. Чехов, «Попрыгунья». Поездка на Волгу открыла Ольге глаза на ее любовника, который оказался эгоистичным и легкомысленным человеком, в отличие от ее мужа.
  14. В. П. Астафьев, «Бойе». Поездки на малую родину всегда оборачиваются для рассказчика трагическими воспоминаниями о жизни с пьющим отцом. Отъезд из дома помог ему встать на ноги и построить иной жизненный путь.
  15. В.П. Астафьев, «Сон о белых горах». Путешествие по тайге показало истинное лицо Герцева и Акима.
  16. В.Г. Распутин, «Уроки французского». Отъезд из дома позволил главному герою 
  17. И.А. Бунин, «Кавказ». Порой бегство от проблем в дороге приводит к чудовищным последствиям.
  18. А.П. Чехов, «Дама с собачкой». Главный герой нашел в путешествии любовь всей своей жизни.
  19. А.П. Чехов, «Ионыч». Переезд на новое место негативно сказался на развитии Дмитрия, а вот Катерине поездка в большой город позволила лучше разобраться в себе и понять, что музыка — не ее призвание.
  20. И.А. Бунин, «Чистый понедельник». Главная героиня нашла свой жизненный путь в духовном призвании, несмотря на давление со стороны.
  21. В.Г. Распутин, «Прощание с Матерой». Андрей желает поскорее уехать из Матеры, чтобы найти себя в более развитом регионе. Он хочет отыскать призвание, полезное для общества. Его путь тесно связан с прогрессом, который обходит деревню стороной.
  22. С. Моэм, «Дождь». Путешествие по островам подарило доктору новые встречи и знакомства, которые позволили ему лучше разобраться в окружающем мире.
  23. С. Моэм, «Джейн». Поездка в Париж помогла консервативной вдове открыть в себе источник молодости, красоты и успеха в обществе. Новые впечатления преобразили ее.
  24. А.П. Чехов, «Дом с мезонином». В путешествии герой знакомится с новыми людьми и получает новые впечатления. Он полюбил девушку, но не смог связать с ней свою жизнь, потому что ее сестра была против. Этот опыт помог ему лучше изучить людей и их природу.
  25. О. Генри «Дороги, которые мы выбираем». Генри был выдающимся писателем, который создавал свои прекрасные произведения для представителей всех поколений. Главными персонажами произведения являются бандиты, которые сумели провернуть ограбление поезда. В своем рассказе автор заложил глубокий смысл. Не стоит забывать, что внешние обстоятельства являются отражением внутреннего. Прежде всего, важно то, что человек несёт внутри себя, при этом, жизненные обстоятельства не имеют существенного значения. «Дело не в дороге, которую мы выбираем; то, что внутри нас, заставляет нас выбирать дорогу», – это высказывание отражает главную мысль произведения.
  26. В.П. Астафьев, «Васюткино озеро». В этом рассказе автор повествует о мальчике, который потерялся в тайге. На протяжении практически пяти суток главный персонаж жил в суровых условиях. Отправляясь в путь за кедровыми орехами, мальчик берет с собой все необходимое по привычке. Мальчик в глубине леса замечает глухаря. Он настолько увлёкся, что заблудился. Чувство воли одержало верх над чувством страха. Васька справляется с ситуацией благодаря своему сильному духу. Приключение в тайге является истинным испытанием на прочность для главного героя. В своем произведении автор утверждает, что на жизненном пути необходимо проявлять такие качества, как мужество, храбрость, отвагу и трудолюбие. 
  27. Э.М. Форстер, «По ту сторону изгороди». Главные персонажи данного произведения пытаются отыскать дорогу домой. Герои всячески пытаются выбраться из таинственного леса, который носит название «Неизведанное».
    В произведении автор поднял такие важные и актуальные проблемы, как проблема смысла жизни и предназначения, жизненного пути, взаимопомощи. В образе старшего брата писатель изобразил подростка, склонного к тревоге и беспокойству. Ему комфортнее держаться в стороне, нежели идти на риск. Младший брат по своей натуре является беззаботным и наивным.
  28. Андрей Платонов, «Неизвестный цветок». Однажды на своем пути Даша увидела маленький цветочек. В образе этого цветка перед читателем предстает настоящий борец с трудностями.  В своём произведении автор хотел донести до читателя простую истину. На дороге под названием «жизнь» человек может встретить немало трудностей и препятствий. Терпения и упорство всегда помогут ему преодолеть все невзгоды. Читатель видит, что несмотря на все сложности, маленький цветочек радуется жизни.
  29. К. Г. Паустовский «Телеграмма». В этом произведении автор отобразил то равнодушие, с которым порою человек относится к своим родственникам. Главная героиня рассказа долгое время живет в селе. Дочь героини определила свою жизненную дорогу. Девушка решила отправиться в Ленинград, чтобы построить себе счастливую жизнь. Девушка очень редко пишет своей матери, и в итоге не обращает внимания даже на срочную телеграмму о смерти матери. Настя неправильно расставила приоритеты в жизни, поэтому ее путь привел к такой трагедии.
  30. О. Генри «Мишурный блеск». В образе главного героя рассказа автор показал бедного молодого человека. Для себя он выбрал дорогу фальши. Персонаж испытывает большое удовольствие от недешевых прогулок по Бродвею. Однажды на своем пути молодой человек встречает девушку. Желая произвести на нее большое впечатление, герой рассказывает о том, насколько он богат. Девушка, в свою очередь, желает разделить свой судьбу с простым работящим человеком, у которого будет цель в жизни. В данном произведении подняты очень важные проблемы: смысл жизни и предназначения, поиск счастья, духовные и материальные ценности и так далее.

Таким образом, мы рассмотрели список коротких рассказов для итогового сочинения, которые помогут выпускнику в написании работы по выбранному направлению. Усердие и трудолюбие помогут школьнику написать экзамен на высший балл. Удачи!

Автор: Виктория Комарова

Метки: декабрьское сочинениеитоговое сочинениесписок книгсписок литературы

Читайте также:

Автор:
Самый Зелёный
·
Опубликовано
· Обновлено

«Духовной жаждою томим, в пустыне мрачной я влачился» — так Пушкин наверняка описал бы подготовку к итоговому сочинению, когда сидишь и не знаешь уже, что писать, где искать, как аргументировать свою мысль. В такие минуты хочется отвлечься и сменить пластинку. И нет ничего лучше аудиокниги, которая поможет раскрыть трудную тему в самом неожиданном и оригинальном ключе. А где такие взять? Да из статьи Многомудрого Литрекона! Он подготовил список произведений для итогового сочинения 2021-2022 года. Приятного просвещения!

«Человек путешествующий: дорога в жизни человека»

Здесь Вы найдете список книг для итогового сочинения по направлению «Человек путешествующий: дорога в жизни человека». Мы постарались сделать подборку максимально содержательной. Если что-то упустили, пишите Многомудрому Литрекону в комментариях! Обратите внимание на подборку аргументов и пример сочинения по этому направлению.

  1. А.Н. Радищев, «Путешествие из Петербурга в Москву». Автор в поездке узнал много нового о положении крестьян в России.
  2. Д.И. Фонвизин, «Недоросль». Стародум уехал в Сибирь и нашел честный способ заработать капитал, а также развил хорошие качества.
  3. А.С. Грибоедов, «Горе от ума». Странствия за границей развили ум Чацкого и расширили его кругозор.
  4. А.С. Пушкин, «Бахчисарайский фонтан». Автор восхищается красотой Крыма и описывает легенду фонтана слез.
  5. А.С. Пушкин, «Евгений Онегин». Главный герой поехал в большое турне по России, побывал во многих городах и обрел знание себя, ведь после возвращения сразу же понял, что Татьяна — его судьба.
  6. А.С. Пушкин, «Капитанская дочка». Гринев уехал из родительского дома в Белогорскую крепость и только там возмужал, повзрослел и нашел свою судьбу.
  7. А.С. Пушкин, «Дубровский». Владимир смог получить образование и знание манер только в столице, этот отъезд из родного дома сделал его человеком просвещенным и развитым.
  8. А.С. Пушкин, «Цыганы». Автор романтизирует кочевой образ жизни и вдохновенно его описывает, чтобы показать: в путешествиях личность обретает свободу.
  9. М.Ю. Лермонтов, «Герой нашего времени». Григорий Печорин разочаровался в жизни и спасался от тоски только одним способом — путешествием, которое дарило новые эмоции и развлекало его.
  10. И.С. Тургенев, «Ася». Зарубежное путешествие подарило герою шанс найти любовь, но он его потерял из-за нерешительности.
  11. И.С. Тургенев, «Отцы и дети». В путешествии по губернии Базаров и Кирсанов находят свою судьбу. Встреча с Одинцовой меняет их жизнь навсегда.
  12. Н.А. Некрасов, «Кому на Руси жить хорошо». Герои ищут правду в дороге, ведь только так можно узнать настоящую Россию и постичь национальный характер ее жителей.
  13. М. Горький, «Макар Чудра». Сам Макар убеждает читателя, что независимость и счастье можно получить только в странствиях и при изучении мира вокруг. Иную жизнь он считает рабством.
  14. М. Горький, «Старуха Изергиль». Рассказчик в путешествии знает новых людей и их истории, то есть расширяет свой кругозор.
  15. М. Горький, «На дне». Лука обрел мудрость и понимание людей в странствиях.
  16. И.А. Бунин, «Кукушка». Жизнь в постоянных скитаниях нельзя назвать счастливой, ведь человек лишен возможности наладить быт и встретить старость в покое.
  17. А.С. Пушкин, «Руслан и Людмила». Дорога к цели знакомит Руслана с магом, ведьмой, братом Черномора и дарит новые возможности для спасения Людмилы.
  18. Л.Н. Толстой, «Война и мир». Болконский выехал из имения по делам и встретил старый дуб, олицетворяющий его душевное состояние. Именно в этой поездке он встретил Наташу, а на обратном пути вновь увидел дуб, но уже цветущий. Дорога расшевелила его, встряхнула и дала новые возможности. Аналогично и у Ростова: он нашел свою любовь далеко от дома, в ходе странствий.
  19. Л.Н. Толстой, «Анна Каренина». После скандала Анна уехала в путешествие и нашла там душевный покой и новые силы для возвращения к нормальной жизни. Там она расширила эрудицию и стала гораздо умнее, что не мог не отметить Левин в разговоре с ней (уже на родине).
  20. Л.Н. Толстой, «Кавказский пленник». Жилин уехал из части и оказался в плену, ведь в дороге офицеров поджидала засада. Так что дорога не всегда ведет человека в правильном направлении. Зато этот путь закалил характер героя и многому его научил.
  21. А.П. Чехов, «Невеста». Надя покинула родной город и уехала в неизвестность, чтобы раскрыть свой потенциал и добиться исполнения мечты. И ей это удалось.
  22. А.П. Чехов, «Вишневый сад». Раневская бежит от себя и своих проблем за границу, но находит там счастья и покоя. Путешествие лишь усугубляет ее безнадежное материальное положение.
  23. Б.Л. Пастернак, «Доктор Живаго». Бесконечные переезды, побег из города в город лишь измотали главного героя. Юрию очень тяжело приспособиться к нестабильной реальности и найти в скитаниях хоть что-то хорошее. Он очень быстро постарел и опустился из-за моральной усталости.
  24. А.П. Чехов, «Попрыгунья». В жизни Ольги увеселительные поездки и развлечения сыграли отрицательную роль: в погоне за новыми ощущениями она потеряла семейное счастье и единственного любящего ее человека.
  25. А.П. Чехов, «Степь». Тема дороги прослеживается на протяжении всей повести. Егор начинает свою большую дорогу в жизни с маленькой, но насыщенной поездки в город.
  26. Н.С. Лесков, «Левша». Главный герой узнал за рубежом секрет чистки ружей и попытался применить его на Родине.

«Цивилизация и технологии — спасение, вызов или трагедия?»

Список литературы по направлению «Цивилизация и технологии — спасение, вызов или трагедия?» поможет аргументировать свою точку зрения даже по самому сложному вопросу. Обратите внимание на подборку аргументов и пример сочинения по этому направлению.

  1. Н.Г. Чернышевский, «Что делать?». Развитие прогресса позволяет решить важные социальные проблемы: женский вопрос, насилие в семье, нищета и др.
  2. А. Платонов, «Песчаная учительница». Новые технологии и знания позволяют Марии спасти жителей пустыни от голода и нищеты.
  3. А. Платонов, «В прекрасном и яростном мире». Новые технологии — это вызов для людей, ведь они требуют повышенной ответственности.
  4. М.А. Шолохов, «Поднятая целина». Условия жизни и быта казаков улучшаются из-за внедрения сельскохозяйственной техники в их рабочие процессы.
  5. М.А. Булгаков, «Собачье сердце». Порой развитие технологий может привести к отрицательным и неконтролируемым последствиям: профессор сделал из собаки человека, лишенного нравственных, этических, интеллектуальных способностей к развитию.
  6. М.А. Булгаков, «Мастер и Маргарита». Воланд утверждает, что люди никак не изменились в ходе истории. Лишь квартирный вопрос испортил их. Это значит, что техника меняет условия жизни, но не нравы и способности людей.
  7. М.А. Булгаков, «Роковые яйца». Разработка профессора Персикова попала в руки невежественного и безответственного партийного функционера Рокка и привела к катастрофе: вместо здоровых и больших куриц на свет появились огромные рептилии. Увы, технический прогресс может обернуться против людей.
  8. В.Г. Распутин, «Прощание с Матерой». Строительство электростанции вынуждает людей покидать свои дома и оставлять жизнь нескольких поколений под водой. Прогресс бывает болезненным и имеет негативные проявления.
  9. В.П. Астафьев, «Людочка». Развитие промышленности в упомянутом городке привело к экологической катастрофе: деревья рости кривыми и болезненными, вместо реки текла жидкость из химических выбросов с непередаваемым запахом и соответствующим влиянием на окружающую среду.
  10. Н.С. Лесков, «Левша». В России прогресс не ценится: Левша пытается донести до министров секрет англичан о чистке ружей, но к нему никто не прислуживается, и Россия проигрывает в Крымской войне.
  11. А.П. Чехов, «Лошадиная фамилия». Герой мучается от зубной боли, но боится врача и ищет целителя. В итоге помог ему все же стоматолог, ведь наука призвана решать такие проблемы, в этом и состоит смысл прогресса.
  12. А.П. Чехов, «Хирургия». Фельдшер халатно относится к своим обязанностям, а потому тормозит развитие своей сферы деятельности — медицины.
  13. Д.И. Фонвизин, «Недоросль». Обучение и жизнь по старинке приводят к регрессу общества и его неспособности к созиданию. Митрофан не хочет развиваться и трудиться. Такие, как он, заставляют человечество топтаться на месте и терять шансы в гонке за выживание.
  14. А.П. Чехов, «Дядя Ваня». Доктор Астров возмущен бездумной вырубкой леса, которая оправдывается необходимостью: прогресс должен учитывать нужды будущих поколений людей и быть более экологичным.
  15. А.П. Чехов, «Крыжовник». Отрицательные последствия прогресса мы видим в рассказе «Крыжовник»: от работы заводов река стала цвета кофе.
  16. А.П. Чехов, «Человек в футляре». Цивилизованность выражается в отказе от предрассудков и стереотипов, которые мешают людям быть счастливыми и развиваться. А такие, как Беликов, запрещают женщине кататься на велосипеде, потому что это «неприлично». 
  17. А.Н. Островский, «Гроза». Кулигин пытается убедить обывателей в необходимости громоотвода, но люди погрязли в суевериях и не верят здравому смыслу. Поэтому пожары в городе — обычное дело после грозы.
  18. А.П. Чехов, «Вишневый сад». Люди отстают от прогресса, потому что ничего не делают и ничем не интересуются. Раневская и Гаев навсегда остались в прошлом, ведь будущее требует от них труда и обучения, а к этому они не приспособлены.
  19. М.А. Шолохов, «Тихий Дон». Политический прогресс выражается в демократических тенденциях: многие казаки, уставшие от угнетения и притеснения, восстают против вековых правил и запретов, чтобы добиться равенства и справедливости.
  20. Е.И. Замятин, «Мы». Автор показал, что технические новшества могут быть направлены против прав и свобод человека: его герои оказались заложниками технократии.
  21. И.А. Гончаров, «Обломов». Настоящий общественный прогресс мы видим в истории успеха Штольца: герой смог занять высокое положение в обществе ценой честного труда и без аристократического происхождения. 
  22. Аркадий и Борис Стругацкие, «Гадкие лебеди». Авторы показали, что прогресс может приобретать совсем не те формы, которых ожидают люди. Чтобы совершить решительный рывок, нужно полностью отбросить прошлое, а к этому готовы далеко не все.
  23. Олдос Хаксли, «О дивный новый мир». В Эре Форда нет места человеку: цивилизация давно идет искусственным путем, люди выращиваются в пробирках и распределяются на касты. У них нет личности и индивидуальности, есть лишь функции. Стремление к прогрессу вытеснило все то, ради чего он делался.
  24. Джордж Оруэлл, «1984». Все достижения человека были направлены против него. Технические новшества породили вечную войну и контролируемую железной рукой нищету.
  25. И.С. Тургенев, «Отцы и дети». Практическое применение научных знаний действительно может изменить мир к лучшему: Базаров действительно смог помочь многим людям, ведь был талантливым медиком и двигал науку вперед.

«Преступление и Наказание — вечная тема»

Используйте список литературы по направлению «Преступление и Наказание — вечная тема» для качественной подготовки к итоговому сочинению. Обратите внимание на подборку аргументов и пример сочинения по этому направлению.

  1. Ф.М. Достоевский, «Преступление и наказание»: тут все понятно.
  2. Л.Н. Толстой, «Война и мир». Наполеон пошел против человечности и спровоцировал войны, но в итоге сам потерпел поражение от своих же амбиций.
  3. Л.Н. Толстой, «Крейцерова соната». Главный герой убил жену и ее любовника, получил срок на каторге и осознал, в чем на самом деле заключалась его вина.
  4. Л.Н. Толстой, «Воскрение». Нехлюдов соблазнил простую девушку, из-за него она стала проституткой и попала в суд. Тогда Дмитрий осознал свою вину и попытался помочь девушке вернуться к нормальной жизни.
  5. Ф.М. Достоевский, «Бедные люди». Даже человек, совративший Вареньку, решил загладить свою вину и жениться на ней.
  6. И.А. Бунин, «Темные аллеи». Николай соблазнил Надежду, а затем разбил ей сердце и бросил ее. Но на чужом несчастье счастья не построил: судьба наказала его неудачным браком и разочарованием в семье.
  7. Н.М. Карамзин, «Бедная Лиза». Эраст довел девушку до самоубийства, но совесть не дала ему забыть об этом: преступление напоминало о себе всю жизнь.
  8. Д.И. Фонвизин, «Недоросль». Все тайное становится явным: попытка Простаковой похитить Софью и завладеть ее наследством не удалась, и сама госпожа потеряла все имущество по приговору Правдина.
  9. М.Ю. Лермонтов, «Герой нашего времени». Печорин хладнокровно убил Грушницкого на дуэли, не пощадил его, хотя мог бы. С точки зрения закона он был чист, но люди отвернулись от него за это. Вернер, который знал всю историю до конца, больше не стал общаться с убийцей.
  10. А.С. Пушкин, «Евгений Онегин». Убийство Ленского было настоящим преступлением, и Онегин не мог спокойно примириться с совестью. Он долго скитался, чтобы заглушить боль сердца.
  11. М.Ю. Лермонтов, «Песня про купца Калашникова». Главный герой убил обидчика своей жены и отомстил за поруганную честь. Его поступок не был преступным, ведь это был единственный способ восстановить справедливость.
  12. Н.В. Гоголь, «Тарас Бульба». На войне преступления становятся нормой, и каждый ее участник невольно или же сознательно преступает закон и преумножает несправедливость.
  13. М.А. Шолохов, «Тихий Дон». Насилие отца над Аксиньей — этот то преступление, которое нельзя ни простить, ни оправдать.
  14. И.А. Гончаров, «Обломов». Тарантьев оказался мошенником, который ловко вошел в доверие к Обломову и чуть было не лишил его имения. 
  15. Н.В. Гоголь, «Мертвые души». Чичиков пошел на авантюру с мертвыми душами (скупил их по дешевке, чтобы заложить в опекунский совет и исчезнуть с деньгами) ради денег и высокого статуса, но получил лишь недоверие и презрение жителей города и сбежал. Его поведение — следствие воспитания.
  16. М. Горький, «Детство». Преступность идет из семьи и закладывается в воспитании, что показали читателю Каширины: Василий так воспитал сыновей розгами и бранью, что они попытались убить его за наследство.
  17. М. Горький, «Челкаш». Порой преступник намного честнее того, кто мнит себя приличным человеком. Вор учит крестьянина гуманности и честности.
  18. А.И. Куприн, «Яма». Преступления происходят с молчаливого одобрения общества: та же проституция была разрешена при царе, и многие маленькие девочки были проданы самими родителями в публичные дома.
  19. М. Горький, «Старуха Изергиль». Ларра совершил преступление — убил девушку. За это он был наказан изгнанием, и эта мера показала свою эффективность.
  20. А.С. Пушкин, «Полтава». Мазепа предал своего царя и отечество, повернув войска против Петра Первого. Его преступление было наказано поражением и дурной истерической славой.
  21. А.С. Пушкин, «Дубровский». Преступление может быть справедливым в обществе, где закон продается. Владимир мстил тем, кто когда-то поучаствовал в мошенничестве Троекурова и других дурных делах.
  22. А.И. Куприн, «Олеся». Люди охотно идут на преступление, когда чувствуют безнаказанность и находят мнимое основание. Поэтому толпа прихожан накинулась на беззащитную Олесю.
  23. М. Горький, «На дне». Преступный путь ведет людей на социальное дно, а не к успеху. Ведь компания бродяг состоит из уголовников — бывших, нынешних или будущих.
  24. В.Г. Короленко, «Дети подземелья». Иногда люди преступают закон не по своей вине, им просто нечего есть. Так произошло и в жизни сиротки Валька.
  25. Н.В. Гоголь, «Ревизор». Преступления на государственной службе порождают многие социальные проблемы.

«Книга (музыка, спектакль, фильм) — про меня»

Возьмите на заметку список литературы по направлению «Книга (музыка, спектакль, фильм) — про меня». Темы непредсказуемые, понадобиться может все что угодно. Обратите внимание на подборку аргументов и пример сочинения по этому направлению.

  1. Л.Н. Толстой, «Война и мир». Николай воодушевился и вышел из состояния отчаяния, послушав прекрасное пение Наташи.
  2. А.И. Куприн, «Тапер». Блестящая игра пианиста поразила слушателей, а музыка Листа заставила их заглянуть в глубины своей души.
  3. А.П. Чехов, «Чайка». Спектакль, даже в домашней обстановке, создает уникальный эффект сопричастности к действию и погружает зрителей в атмосферу, заданную автором.
  4. В.К. Железников, «Чучело». Дедушка Лены был так погружен в живопись, что не заметил проблем внучки и не помог ей в нужный момент.
  5. А.С. Пушкин, «Евгений Онегин». Татьяна много читала, и это помогло ей стать разносторонней и самобытной людностью, не выезжая из деревни.
  6. А.И. Куприн, «Гранатовый браслет». Музыка помогла Вере выйти из напряженного эмоционального состояния и понять Желткова.
  7. А.И. Куприн, «Яма». Музыка открыла душу Жени и заставила ее задуматься о своей жизни и правомерности той мести, которую она адресовала мужчинам, приходящим в притон.
  8. М.А. Шолохов, «Поднятая целина». Появление избы-читальни в Гремячем Логе ознаменовало новый виток развития казаков: люди начали расширять кругозор и интересоваться событиями из внешнего мира, что мотивировало их получать образования и рабочие специальности.
  9. И.А. Гончаров, «Обломов». Литература помогает Андрею Штольцу и Ольге Ильинской в работе над собой: они заряжаются энергией и знаниями, чтобы ставить новые цели.
  10. А. Грин, «Алые паруса». История Эгля помогла Ассоль найти утешение в мечтах и развить свой внутренний мир, который в итоге и привлек к ней воплощение ее грезы.
  11. Оскар Уайльд, «Портрет Дориана Грея». Главный герой влюбился в талант актрисы, и для него роли в ее исполнении преображали любую пьесу. Театр обладает своей собственной магией, которая делает литературу живой.
  12. А.С. Грибоедов, «Горе от ума». Чрезмерное увлечение литературой сделало Софью очень наивной и близорукой в реальной жизни. В поисках идеала со страниц французских романов она попадает в паутину карьериста Молчалина.
  13. Н.А. Некрасов, «Кому на Руси жить хорошо». Герои черпают силы тянуть лямку крестьянской жизни в задорных или печальных песнях. Все действие сопровождает музыка.
  14. И.А. Тургенев, «Певцы». Рассказчик описывает редкий талант Яшки-Турка и отмечает, что его песня может возвысить души слушателей.
  15. А.Н. Толстой, «Князь Серебряный». С давних пор на Руси в спектаклях поднимались злободневные темы. Только в шутовском облачении Морозов смог во всеуслышание обвинить царя в терроре и заставить слушателей задуматься о том, в каком положении оказалась Россия.
  16. Н.С. Лесков, «Тупейный художник». Настоящий талант в театре не ценился у наших предков, и актрис часто использовали по другому назначению. Любовь Онисимовна, талантливая актриса, тоже едва не стала «одалиской» графа.
  17. И.С. Тургенев, «Отцы и дети». Литература развивает чуткость людей и помогает им налаживать отношения в семье: Николай Петрович смог понять и поддержать сына, ведь читал классику и впитал традиции русского гуманизма.
  18. Ф.М. Достоевский, «Бедные люди». Увлечение чтением утешает Варю в трудные минуты и помогает ей облагородить свой внутренний мир. Она пишет гораздо грамотнее и красивее, чем Макар, который вдвое старше ее, однако почти ничего не читает, кроме низкопробных книг.
  19. Ф.М. Достоевский, «Преступление и наказание». Библия помогает Раскольнику понять себя и отринуть человеконенавистническую теорию навсегда.
  20. И.А. Бунин, «Легкое дыхание». Книги могут негативно влиять на неокрепший ум: Оля Мещерская прочитала отцовскую книгу о качествах настоящей женщины и слишком рано начала следовать описанному примеру, в результате чего стала жертвой насилия.
  21. И.А. Бунин, «Чистый понедельник». Героиня много читала и смогла вовремя определить свое духовное призвание. Найти счастье и свой путь в жизни нам помогает литература, расширяющая границы нашего опыта.
  22. М. Горький, «На дне». Литература позволяет Насте забыться и помечтать об истинных чувствах. В ее положении это единственное утешение.
  23. А.Т. Твардовский, «Василий Теркин». Музыка на войне поддерживает героев и дает им силы биться за родную землю.
  24. А.П. Чехов, «Ионыч». Талант — это большая редкость, он дается не всем. А Катерина и представители ее семьи увлекаются музыкой и литературой, но в их исполнении это не искусство, а дилетантизм и позерство.
  25. К.Г. Паустовский, «Корзина с еловыми шишками». Музыка дарит героине положительные эмоции и помогает ей забыть обо всех печалях и погрузиться в прекрасное.

«Кому на Руси жить хорошо? — вопрос гражданина»

А вот и заключительный список книг по направлению «Кому на Руси жить хорошо? — вопрос гражданина». Обратите внимание на подборку аргументов и пример сочинения по этому направлению.

  1. Н.А. Некрасов, «Кому на Руси жить хорошо» — это очевидно.
  2. Ф.М. Достоевский, «Преступление и наказание». О том, кому и почему живется плохо, автор написал подробно, как и о тех, кто преуспевает и двигает страну вперед (например, Разумихин).
  3. Н.А. Некрасов, «Русские женщины». Здесь о том, как страдают на Руси представительницы прекрасного пола и почему.
  4. Н.А. Некрасов, «Железная дорога». Автор повествует историю создания железной дороги руками обманутых рабочих.
  5. А.С. Пушкин, «Медный всадник». По воле монарха воздвигается прекрасный, но опасный для жителей город, который разрушает мечту маленького человека.
  6. Н.В. Гоголь, «Шинель». История о бесправии мелкого чиновника Башмачкина и его тщетных попытках найти справедливость.
  7. Н.В. Гоголь, «Мертвые души». Обличение правящего класса, который духовно умирает и губит Россию, попросту расходуя ее трудовые и земельные ресурсы.
  8. М.Е. Салтыков-Щедрин, «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил». Тут наглядно показывается, кому на Руси живется лучше всех и за счет чего.
  9. М.Е. Салтыков-Щедрин, «История одного города». Автор сатирически изображает русскую историю, чтобы высмеять вечные проблемы Руси: казнокрадство, невежество, жестокость и др.
  10. Н.В. Гоголь, «Ревизор». Перечисление актуальных социальных и политических проблем, которые не дают России развиваться.
  11. А.С. Пушкин, «Станционный смотритель». Автор рассказывает о том, что при социальном неравенстве человек не может добиться справедливости и терпит издевательства только в силу приниженности происхождения.
  12. И.А. Тургенев, «Хорь и Калиныч». На примере успешности Хоря можно доказать, что и на Руси есть социальные лифты, открытые для трудолюбивых людей.
  13. М. Горький, «На дне». Все герои живут плохо, потому что сами не хотят работать над собой и исправлять свое положение. Их устраивает маргинальная среда.
  14. А.А. Блок, «12». Радикальные средства для исправления социальных проблем не работают: один террор вытесняет другой, но более анархический и бессистемный.
  15. А.С. Пушкин, «Дубровский». Наглядная демонстрация того, что богатые на Руси тоже не счастливы, ведь у них свои заботы.
  16. А.И. Куприн, «Чудесный доктор». Все станут чуточку счастливее, если мы научимся почаще проявлять милосердие, как доктор Пирогов.
  17. А.С. Грибоедов, «Горе от ума». Пока в России стремления к переменам будут считаться происками якобинцев и признаками сумасшествия, ничего не изменится, и люди не будут счастливы. Ум не должен приносить горе в прогрессивной стране.
  18. А.С. Пушкин, «Капитанская дочка». Автор доказывает, что социальный взрыв не решает проблемы, а преумножает их. Реформы могут проводиться только на законном уровне, а не на террористическом.
  19. Л.Н. Толстой, «Война и мир». Пьер Безухов видит решение социальных проблем в политической деятельности на правовом поле и демократических тенденциях.
  20. Н.Г. Чернышевский, «Что делать?». Герои открывают на Руси бизнес на социалистических началах, дают женщинам возможность зарабатывать честно и быть независимыми. Также автор высоко ставит образование, раскрывающее потенциал каждого человека. Вот что надо сделать для полного счастья.
  21. М.А. Шолохов, «Поднятая целина». В книге описывается процесс коллективизации и становления советского государства — вот еще один вариант для ответа на вопрос, что нужно сделать в России для создания более хороших условий.
  22. И.С. Тургенев, «Отцы и дети». Базаров предлагает все разрушить, чтобы на пустом месте построить новый мир, где будет больше рационализма во всех сферах жизни.
  23. И.А. Гончаров, «Обломов». О качествах русского человека, которые мешают ему на пути к счастью.
  24. Н.С. Лесков, «Левша». Об отношении чиновников к талантливому русскому народу и причинах отсталости России от более успешных стран.
  25. И.А. Тургенев, «Му-му». История о том, кому и почему на Руси живется хуже всех.

Метки: 11 классдекабрьское сочинениеитоговое сочинениесписок книгсписок литературы

Читайте также:

Рособрнадзор подготовка к итоговому сочинению Рособрнадзор подготовка к итоговому сочинению

Рособрнадзор подготовка к итоговому сочинению Рособрнадзор подготовка к итоговому сочинению

Приказ Министерства просвещения Российской Федерации, Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки от 12.04.2021 № 162/471 «Об утверждении единого расписания и продолжительности проведения основного государственного экзамена по каждому учебному предмету, требований к использованию средств обучения и воспитания при его проведении в 2021 году»

Приказ Министерства просвещения Российской Федерации, Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки от 12.04.2021 № 161/470 «Об утверждении единого расписания и продолжительности проведения единого государственного экзамена по каждому учебному предмету, требований к использованию средств обучения и воспитания при его проведении в 2021 году»

Приказ Министерства просвещения Российской Федерации, Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки от 12.04.2021 № 163/472 «Об утверждении единого расписания и продолжительности проведения государственного выпускного экзамена по образовательным программам основного общего и среднего общего образования по каждому учебному предмету, требований к использованию средств обучения и воспитания при его проведении в 2021 году»

Проект расписания проведения ОГЭ и ГВЭ-9 в 2021 году

Постановление Правительства Российской Федерации от 26.02.2021 № 256 «Об особенностях проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего и среднего общего образования в 2021 году»

Приказ Министерства просвещения Российской Федерации, Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки от 16.03.2021 № 105/307 «Об особенностях проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования в 2021 году»

Приказ Министерства просвещения Российской Федерации, Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки от 16.03.2021 № 104/306 «Об особенностях проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего образования в 2021 году»

Распоряжение Комитета по образованию от 19.04.2021 № 1102-р «Об утверждении минимального количества баллов и шкал пересчета первичного балла за выполнение экзаменационных работ по учебным предметам при проведении государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего образования 2021 году в Санкт‑Петербурге»

Распоряжение Комитета по образованию от 09.04.2021 № 989-р «Об утверждении Организационно-территориальной схемы проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего образования в Санкт‑Петербурге в 2021 году»

Распоряжение Комитета по образованию от 09.04.2021 № 990-р «Об утверждении Порядка организации, проведения и проверки контрольных работ для обучающихся девятых классов, осваивающих образовательные программы основного общего образования на территории Санкт‑Петербурга в 2020/2021 учебном году»

Распоряжение Комитета по образованию от 21.12.2020 № 2474-р «Об утверждении Порядка проведения итогового собеседования по русскому языку в Санкт‑Петербурге в 2021 году»

Распоряжение Комитета по образованию от 10.11.2020 № 2125-р «Об утверждении Порядка проведения итогового сочинения (изложения) в Санкт‑Петербурге в 2020/2021 учебном году»

Приказ Министерства просвещения Российской Федерации, Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки от 24.11.2020 № 665/1156 «Об особенностях проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования в 2020/21 учебном году в части проведения итогового сочинения (изложения)»

Онлайн-консультации от разработчиков контрольных измерительных материалов ЕГЭ, организованные Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки для выпускников

Рособрнадзор подготовка к итоговому сочинению

Всероссийская встреча с родителями

Рособрнадзор подготовка к итоговому сочинению

Городское родительское интернет-собрание, посвященное подготовке к ГИА 2021

Рособрнадзор подготовка к итоговому сочинению

Всероссийская акция «День сдачи ЕГЭ родителями»

Рособрнадзор подготовка к итоговому сочинению

ИНФОРМАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБЫ РОСОБРНАДЗОРА

12.07.2021
Более 2,7 тысячи человек сдадут ЕГЭ в дополнительный период

07.07.2021
Подведены предварительные итоги основного периода ЕГЭ-2021

01.07.2021
Результаты ЕГЭ по биологии стабильны

30.06.2021
Итоги ЕГЭ по обществознанию продемонстрировали стабильность результатов

25.06.2021
Выпускники впервые сдали ЕГЭ по информатике и ИКТ на компьютерах

24.06.2021
24 и 25 июня пройдет ЕГЭ по информатике и ИКТ в компьютерной форме

22.06.2021
Участники ЕГЭ-2021 лучше сдали математику и физику

22.06.2021
Устная часть ЕГЭ по иностранным языкам прошла в штатном режиме

21.06.2021
Участники ЕГЭ 21 и 22 июня сдают устную часть экзамена по иностранным языкам

18.06.2021
ЕГЭ по биологии и иностранным языкам 18 июня прошли без сбоев

18.06.2021
ЕГЭ по биологии и иностранным языкам пройдут 18 июня

15.06.2021
ЕГЭ по обществознанию прошел в штатном режиме

15.06.2021
Рособрнадзор поблагодарил учителей, чья работа позволила сохранить стабильность результатов ЕГЭ в 2021 году

15.06.2021
ЕГЭ по обществознанию прошел в штатном режиме

15.06.2021
Более 347 тысяч человек сдают 15 июня ЕГЭ по обществознанию

11.06.2021
Экзамены по истории и физике 11 июня прошли без серьезных сбоев

11.06.2021
Экзамены по истории и физике продолжают 11 июня основной период ЕГЭ-2021

10.06.2021
Подведены итоги III международной просветительско-патриотической акции «Диктант Победы – 2021»

09.06.2021
Руководитель Рособрнадзора рассказал о проблемах педагогического образования и новой модели госаккредитации для вузов

07.06.2021
ЕГЭ по профильной математике прошел в штатном режиме

07.06.2021
Почти 393 тысячи человек сдают 7 июня ЕГЭ по профильной математике

07.06.2021
Совершенствование системы поступления в вузы обсудили в рамках ПМЭФ

04.06.2021
Самый массовый ЕГЭ по русскому языку прошел без существенных сбоев и нарушений

03.06.2021
Руководитель Рособрнадзора в день начала ЕГЭ по русскому языку посетил ППЭ на базе московской школы

03.06.2021
ЕГЭ по русскому языку сдадут около 680 тысяч участников

02.06.2021
Общественный совет при Рособрнадзоре обсудил показатели для проведения аккредитации образовательной деятельности

31.05.2021
Первые экзамены основного периода ЕГЭ прошли в штатном режиме

31.05.2021
Основной период ЕГЭ-2021 начинается 31 мая с экзаменов по химии, географии и литературе

28.05.2021
Рособрнадзор к концу 2021 года оценит качество образования в муниципалитетах

27.05.2021
Руководитель Рособрнадзора рассказал о проведении основного периода ЕГЭ-2021

25.05.2021
Почти 72 тысячи одиннадцатиклассников сдадут ГВЭ

24.05.2021
Почти 1,4 миллиона девятиклассников сдают ОГЭ

21.05.2021
Подходы к формированию цифрового портфолио обучающихся обсудили на совещании Рособрнадзора

20.05.2021
Руководитель Рособрнадзора ответил на вопросы выпускников и их родителей о проведении экзаменов

17.05.2021
Почти 1,3 миллиона девятиклассников напишут контрольные работы 18-21 мая

12.05.2021
21 тысяча участников напишут итоговое сочинение в дополнительный срок 12 мая

07.05.2021
Более 106 тысяч родителей школьников познакомились с процедурой ЕГЭ на личном опыте в ходе всероссийской акции

30.04.2021
Руководитель Рособрнадзора рассказал о развитии единой системы оценки качества образования в России в 2021 году

30.04.2021
Онлайн-марафон «ЕГЭ – это про100!» собрал более 1,5 миллионов просмотров

30.04.2021
98% участников итогового сочинения успешно справились с его написанием

29.04.2021
Руководитель Рособрнадзора 20 мая ответит в прямом эфире на вопросы о проведении ГИА в 2021 году

29.04.2021
ФИПИ опубликовал открытые варианты контрольных измерительных материалов ЕГЭ 2021 года

28.04.2021
Итоговое сочинение в дополнительный срок пройдет 12 мая

27.04.2021
27 апреля проходит всероссийский тренировочный экзамен по информатике и ИКТ на компьютерах

26.04.2021
Утверждено расписание ОГЭ и ГВЭ 2021 года

23.04.2021
Рособрнадзор и Минпросвещения обсудили с регионами актуальные задачи в сфере образования

23.04.2021
Утверждено расписание проведения ЕГЭ в 2021 году

20.04.2021
Заместитель руководителя Рособрнадзора Игорь Круглинский ответил на вопросы родителей о ЕГЭ

15.04.2021
Итоговое сочинение 15 апреля напишет 691 тысяча выпускников 11 классов

12.04.2021
«Московский комсомолец» при участии Рособрнадзора запускает онлайн-марафон по подготовке к ЕГЭ

09.04.2021
Межведомственная рабочая группа к августу выработает рекомендации по количеству контрольных и проверочных работ в школах

05.04.2021
Утверждены особенности проведения ГИА-9 и ГИА-11 в 2021 году

31.03.2021
Общественные советы при Минпросвещения и Рособрнадзоре обсудили ЕГЭ и лицензирование образовательной деятельности

30.03.2021
Утверждено расписание проведения итогового сочинения в 2020/21 учебном году

26.03.2021
Рособрнадзор определил даты проведения контрольных работ для учащихся 9 классов

17.03.2021
Руководитель Рособрнадзора принял участие в ЕГЭ для родителей

16.03.2021
Руководитель Рособрнадзора рассказал о влиянии пандемии на систему образования

11.03.2021
Рособрнадзор оценил качество образования в регионах России

10.03.2021
Около 50 тысяч девятиклассников сдают итоговое собеседование по русскому языку 10 марта

04.03.2021
98,5% девятиклассников успешно сдали итоговое собеседование по русскому языку

04.03.2021
Участники ЕГЭ-2021 определились с выбором предметов

01.03.2021
Утверждены особенности проведения государственной итоговой аттестации в 2021 году

01.03.2021
Всероссийские проверочные работы весной 2021 года напишут более 7 миллионов школьников

25.02.2021
Участники ЕГЭ и ГВЭ-11 в 2021 году смогут изменить форму сдачи экзаменов и перечень выбранных предметов

20.02.2021
Замруководителя Рособрнадзора Борис Чернышов принял участие в старте акции «100 баллов для победы» в Подмосковье

15.02.2021
Утверждено расписание проведения всероссийских проверочных работ в 2021 году

11.02.2021
ФИПИ опубликовал проекты контрольных измерительных материалов ГВЭ-11 для выпускников, не планирующих поступление в вуз

10.02.2021
Экзаменационная кампания 2021 года в российских школах стартовала с итогового собеседования по русскому языку

09.02.2021
Более 1,4 миллиона девятиклассников сдадут итоговое собеседование по русскому языку 10 февраля

05.02.2021
Рособрнадзор опубликовал обновленные проекты расписаний ЕГЭ, ОГЭ и ГВЭ на 2021 год

04.02.2021
Рособрнадзор и Учебный комитет Русской Православной Церкви заключили соглашение о сотрудничестве

01.02.2021
Руководитель Рособрнадзора рассказал о развитии цифровой образовательной среды в российских школах

29.01.2021
Рособрнадзор разъясняет особенности проведения контрольных работ по выбору для выпускников 9 классов

29.01.2021
Рособрнадзор разъясняет особенности проведения ГВЭ для выпускников 11 классов в 2021 году

22.01.2021
Рособрнадзор напоминает о сроках подачи заявлений на участие в ЕГЭ-2021

21.01.2021
Рособрнадзор и Совет по профессиональным квалификациям в здравоохранении заключили соглашение о сотрудничестве

15.01.2021
Руководитель Рособрнадзора рассказал о подходах к новой системе проверок вузов

28.12.2020
Глава Рособрнадзора принял участие в подведении итогов работы Консорциума ценностно-ориентированных образовательных организаций

25.12.2020
Объявлены изменения порядка проведения ЕГЭ и государственной итоговой аттестации выпускников 9 и 11 классов в 2021 году

19.12.2020
Отчетная нагрузка для учителей будет сокращена

10.12.2020
500 преподавателей из ведущих школ и вузов страны привлекут к обучению сахалинских и курильских детей

18.12.2020
ФИПИ публикует рекомендации и материалы для самостоятельной подготовки к ЕГЭ и ОГЭ

18.12.2020
Общественный совет при Рособрнадзоре обсудил перспективы трансформации процедур лицензирования и аккредитации вузов

08.12.2020
Россия улучшила показатели в международном исследовании качества образования TIMSS, войдя в шестерку лидеров

03.12.2020
Рособрнадзор запустил «Навигатор ГИА» для помощи выпускникам и учителям в подготовке к ЕГЭ и ОГЭ

02.12.2020
Рособрнадзор готов увеличить объемы онлайн-наблюдения во время проведения ЕГЭ-2021

27.11.2020
Рособрнадзор подвел первые итоги исследований качества образования в регионах РФ в 2019-2020 годах по модели PISA

26.11.2020
Рособрнадзор рассказал о планах проведения ВПР, НИКО и других оценочных процедур в 2021 году

25.11.2020
Утверждено новое расписание проведения итогового сочинения в 2020/21 учебном году

20.11.2020
Сроки написания итогового сочинения в 11 классах перенесены, итоговое собеседование в 9 классах пройдет дистанционно

20.11.2020
Рособрнадзор провел апробацию моделей оценки учителей начальных классов и директоров школ

19.11.2020
Рособрнадзор 19 ноября проводит тренировочный ЕГЭ по информатике в компьютерной форме

18.11.2020
Подписано соглашение между Рособрнадзором и Министерством образования Республики Беларусь

16.11.2020
Начата публикация документов, определяющих структуру и содержание КИМ ГИА-2021

26.10.2020
Видеоконсультации Рособрнадзора по подготовке к ЕГЭ собрали около 1,3 миллиона просмотров

26.10.2020
Рособрнадзор разъясняет порядок перевода образовательных организаций на дистанционное обучение

23.10.2020
Лекция по информатике завершила серию онлайн-консультаций к ЕГЭ «На все 100»

23.10.2020
Рособрнадзор поставил перед регионами задачи на текущий учебный год

22.10.2020
Рассказ о подготовке к ЕГЭ-2021 по русскому языку продолжил онлайн-консультации Рособрнадзора

20.10.2020
Выпускникам рассказали о подготовке к итоговому сочинению

19.10.2020
Руководитель Рособрнадзора ответил на вопросы родителей о проведении ЕГЭ, ГИА-9 и ВПР

16.10.2020
Эфир о ЕГЭ по географии продолжил онлайн-консультации Рособрнадзора

16.10.2020
Разработчики ЕГЭ рассказали о подготовке к экзамену по базовой и профильной математике

15.10.2020
Выпускникам рассказали о подготовке к ЕГЭ по иностранным языкам

13.10.2020
Руководитель Рособрнадзора вошел в состав правительственной комиссии по русскому языку

13.10.2020
Онлайн-консультации Рособрнадзора продолжил эфир о ЕГЭ по обществознанию

13.10.2020
Росаккредагентство провело обучающий семинар по вопросам госаккредитации

12.10.2020
Опубликованы проекты расписаний ЕГЭ, ОГЭ и ГВЭ на 2021 год

12.10.2020
Разработчики ЕГЭ в рамках онлайн-консультаций Рособрнадзора рассказали о подготовке к экзамену по физике

12.10.2020
Личный прием заявлений и документов на предоставление государственных услуг по лицензированию и государственной аккредитации образовательной деятельности временно прекращен

12.10.2020
1400 российских школ из 14 регионов осенью 2020 года пройдут оценку по стандартам PISA

12.10.2020
Подготовку к ЕГЭ по литературе рассмотрели в ходе онлайн-консультаций Рособрнадзора

08.10.2020
Рассказ о подготовке к ЕГЭ-2021 по биологии продолжил онлайн-консультации Рособрнадзора

08.10.2020
Подведены итоги всероссийской акции «Диктант победы»

06.10.2020
Выпускникам и учителям рассказали о подготовке к ЕГЭ-2021 по истории

06.10.2020
Рособрнадзор наградил представителей Корпуса общественных наблюдателей

06.10.2020
19 октября руководитель Рособрнадзора проведет Всероссийскую встречу с родителями

06.10.2020
Рособрнадзор наградил представителей Корпуса общественных наблюдателей

06.10.2020
Выпускникам и учителям рассказали о подготовке к ЕГЭ-2021 по истории

05.10.2020
Онлайн-консультации Рособрнадзора начались с разбора экзаменационной работы ЕГЭ по химии

05.10.2020
Поздравление руководителя Рособрнадзора с Днем учителя

05.10.2020
ФИПИ начал публикацию методических рекомендаций для учителей на основе анализа результатов ЕГЭ-2020

05.10.2020
Оценку качества вузовского образования обсуждают на ежегодном глобальном форуме INQAAHE в Москве

01.10.2020
Рособрнадзор окажет методическую поддержку школам Приморья

01.10.2020
Рособрнадзор в октябре проведет онлайн-консультации для выпускников от разработчиков экзаменационных материалов ЕГЭ

29.09.2020
Росаккредагентство продолжило цикл семинаров по госаккредитации образовательной деятельности

28.09.2020
Рособрнадзор проанализировал предложения по совершенствованию ЕГЭ, поступившие по итогам экзаменационной кампании 2020 года

24.09.2020
Рособрнадзор запускает горячую линию по ВПР-2020

17.09.2020
Рособрнадзор проверит воспитательные и образовательные программы в сиротских учреждениях

14.09.2020
Около шести миллионов учащихся напишут ВПР-2020

14.09.2020
Рособрнадзор сообщает о приостановлении действия лицензии, о запрете приема

08.09.2020
В Росаккредагентстве провели обучающие семинары для представителей образовательных организаций

04.09.2020
Рособрнадзор поддержал проведение всероссийской акции «Диктант победы»

03.09.2020
Рособрнадзор опубликовал тренажер для прохождения компьютерного ЕГЭ по информатике

28.08.2020
ФИПИ опубликовал комментарии к тематическим направлениям итогового сочинения 2020/21 учебного года

28.08.2020
Стали известны открытые направления тем итогового сочинения на 2020/21 учебный год

28.08.2020
Руководитель Рособрнадзора рассказал о проведении ЕГЭ и ОГЭ в 2021 году

26.08.2020
Опубликованы проекты контрольных измерительных материалов ОГЭ 2021 года

25.08.2020
Опубликованы проекты контрольных измерительных материалов ЕГЭ 2021 года

13.08.2020
Рособрнадзор осенью проведет обсуждение и апробацию компьютерного ЕГЭ по информатике

06.08.2020
Утверждено новое расписание всероссийских проверочных работ

Стало известно, что Рособрнадзор опубликовал официальные данные по поводу написания итогового сочинения на будущий учебный год. Для выполнения работы предоставляется несколько дней, основным днем является 1 декабря 2021 года. Дополнительно выделяется 2 февраля 2022 и 4 мая 2022 года. Какая тематика будет предоставлена для написания итогового сочинения, и как подготовиться к экзамену, узнаете здесь.

Основные правила

1 декабря 2021 года вам предстоит за 3 часа 55 минут написать развёрнутое, структурное и аргументированное сочинение по одной из выбранных тем.

  • ВАЖНО! Объём должен быть не меньше 250 слов (иначе незачёт!)
  • Сочинение должно быть написано самостоятельно
  • Дополнительные даты итогового сочинения: 2 февраля и 4 мая 2022

По формату итоговое сочинение 2021 отличается от сочинения ЕГЭ. Каждый из вас получит пять тем: по одной теме для каждого направления, их вы узнаете только за 15 минут до экзамена. Несмотря на то, что пишете сочинение вы только по одной из них, мы рекомендуем готовиться к нескольким направлениям: вдруг тема по вашему любимому направлению окажется сложной?

До итогового сочинения осталось меньше 1 месяца! А подготовка к нему включает в себя общую эрудицию, развитие речи, глубину мысли и, конечно, грамотность. Это значит, что готовиться исключительно по темам сочинения будет недостаточно для действительно хорошего результата, особенно в такие сжатые сроки. Вам нужна четкая система: сегодня вы разбираете речевые ошибки, завтра — орфографические, а послезавтра подбираете интересные аргументы.

Итоговое сочинение для 11 классов - 1 декабря 2021: прием заявлений, темы, правила написания, подготовка к изложению

На курсе подготовки к итоговому сочинению в MAXIMUM Education вас ждет именно такая система: за оставшийся месяц вы научитесь писать логичные и интересные тексты без грамматических и орфографических ошибок. А главное — вы поймете формат итогового сочинения и самостоятельно напишете 2 пробника, которые наши преподаватели проанализируют с вами индивидуально. Не допускайте ошибок большинства выпускников — готовьтесь к итоговому сочинению системно.

Итоговое сочинение 2021-2022: критерии

Всего есть пять критериев, по каждому можно получить или «зачет» (1), или незачет (0). Первые два критерия — главные: если не получить по ним «зачет», за сочинение его тоже не поставят. Для того, чтобы получить «зачет» за сочинение в целом, нужно выполнить два первых критерия + хотя бы один из остальных.

1. Соответствие теме

Самое важное — не уходить от темы, соотнести доказательство и вывод с тезисом, не подменять понятия.

2. Привлечение литературного материала

Чтобы получить зачет, нужно привести минимум 1 литературный аргумент — из русской классики, школьной программы или мировой литературы. Можно использовать даже «Гарри Поттера» или «Голодные игры». Главное — написать развернутый аргумент, который подтвердит ваше мнение.

3. Композиция и логика рассуждения

Чтобы получить балл по этому критерию, предлагаем вам использовать классическую структуру сочинения.

5 абзацев:

  • вступление (тезис)
  • собственное мнение, которое будем доказывать аргументами
  • аргумент 1 (доказательство и микровывод)
  • аргумент 2 (доказательство или контраргумент)
  • вывод (итог рассуждений)

Если сочинение выстроено логично и в нем есть абзацное членение, критерий засчитают.

4. Качество письменной речи

Если всё настолько плохо, что речевые ошибки затрудняют понимание смысла, ставят «незачёт», если мысль ясна — «зачёт».

5. Грамотность

«Незачёт» поставят, если на 100 слов приходится в сумме более пяти ошибок: грамматических, орфографических, пунктуационных. Помните, что на сочинении можно пользоваться орфографическим словарём! Этот поможет вам свести орфографические ошибки к минимуму.

Какие темы предоставлены для написания сочинения в 2021 году

Как правило, тематика для написания итогового сочинения предоставляется ученикам на выбор. Известен список литературы, который поможет подготовиться к сочинению на любую из выбранной темы. Предлагаются на выбор такие тематики:

  • цивилизация и технологии;
  • преступление и наказание;
  • кому на Руси жить хорошо;
  • книга – про меня;
  • дорога в жизни человека.

Каждая из тем рассматривается с точки зрения ученика, раскрывается основная проблематика сочинения, или посвящается любимому произведению. Также это тесно связано с российской литературой, в частности, произведениям писателя Достоевского. Рассматривается положительное или отрицательное влияние технологических достижений на человечество и описание своего мировоззрения, опираясь на персонажей из литературы.

В зависимости от интересов, каждый ученик сможет выбрать для себя подходящую тему, заранее подготовиться, прочитать литературу и отлично сдать экзамен.

Как подготовиться к написанию сочинения

В первую очередь необходимо определиться с темой. Не стоит выбирать несколько, лучше определиться с одной, и узнать рекомендуемый объем написания. Как правило, на выполнение данного задания даётся не более 3 часов, оно не должно превышать более чем 350 слов. Но и сочинение, где будет написано меньше 250 слов, не будет рассматриваться.

Ученикам стоит обратить внимание на свою чёткую позицию в плане литературы, рассмотрения персонажей и своего мировоззрения. Как правило, можно опираться на цитаты из литературы, на мнение персонажей, всё же комиссия будет рассматривать именно точку зрения и раскрытие проблематики со стороны ученика. Не стоит забывать, что все сочинения тщательно проверяются на антиплагиат, поэтому полностью цитировать абзацы из любимого произведения не стоит.

Наверняка каждый понимает, что и орфография, исправления и любые помарки также недопустимы, заранее стоит поработать над почерком, чтобы у комиссии не возникало вопросов. Не нужно откладывать в долгий ящик подготовку: если начать сейчас, то к моменту написания сочинения гарантированно получится справиться с любой выбранной темой.

Завершается прием заявлений на участие в итоговом сочинении

-Подать заявление необходимо до 17 ноября. Это можно сделать в своей школе.

-Итоговое сочинение писать обязательно, оно является допуском к ГИА.

-Темы сочинений будут известны выпускникам за 15 минут до начала.

-Дополнительные даты проведения – 2 февраля и 4 мая 2022 года.

Читать еще…

источник

Недавно стало окончательно известно: одиннадцатиклассники напишут итоговое сочинение 15 апреля. Чем ближе знаменательный день, тем волнительнее: свободное время занимает подготовка к ЕГЭ, а из школьной программы по литературе в голове остались только дуб из «Войны и мира»  и топор Раскольникова. Но не всё так страшно. Никто не найдёт волшебной пилюли со знаниями, однако есть возможность сэкономить время и посмотреть экранизации известных произведений. Они не заменят книги, но помогут вспомнить основные события и ключевых персонажей. Собрали фильмы, которые облегчат подготовку к итоговому сочинению.

«Убить пересмешника» (1962)

Направления: «Я и другие», «Время перемен», «Разговор с собой»

Это чёрно-белая кинокартина, которую максимально приблизили к первоисточнику. Создатели экранизации сохранили и атмосферу произведения, и сюжетные линии, а сценарист Хортон Фут перенёс в фильм повествование от лица одной из героинь. Эта история универсальна благодаря широкому кругу тем, которые поднимаются в романе: расовое и социальное неравенство, несправедливость, предрассудки, перемены в обществе, взаимоотношения родителей и детей, взросление и становление личности.

1618069928

«Один день Ивана Денисовича» (1970)

Направления: «Забвению не подлежит», «Разговор с собой»

Это англо-норвежский фильм о жизни заключённых в советском исправительно-трудовом лагере. Картина длится менее двух часов, однако сценарий почти не отклоняется от первоисточника. Писатели редко хвалят экранизации произведений, но Александр Исаевич Солженицын подчёркивал, что создатели фильма поняли и передали страдания лагерников. Они показали жизнь осуждённых, которую годами наполняли страх, голод и холод. Из недостатков фильма Солженицын упомянул лишь слишком чистые телогрейки на актёрах.

1618069929

«Герой нашего времени» (2007)

Направления: «Я и другие», «Разговор с собой»

Это восьмисерийный фильм, снятый по одноимённому произведению Михаила Юрьевича Лермонтова. Он охватывает все главы романа. Несмотря на некоторые расхождения с книгой, картина отражает все основные события произведения и точно передаёт образы персонажей. Особое внимание уделяется характеру Григория Печорина. Образ главного героя дополняет закадровый текст, который повторяет лермонтовские строки из романа.

1618069930

«Мартин Иден» (1976)

Направления: «Я и другие», «Время перемен», «Разговор с собой»

Телевизионный спектакль по роману Джека Лондона длится три часа и не вмещает в себя всей книги, но передаёт главные события. Эта история о простом моряке будет полезна при подготовке к нескольким направлениям. Мартин Иден — главный герой произведения, который влюбился в девушку из состоятельной семьи и решил стать писателем и добиться успеха, несмотря на происхождение. Жизненный путь персонажа заставляет задуматься о том, как найти своё место в жизни и не потерять себя.

1618069931

«Отцы и дети» (1983)

Направления: «Я и другие», «Время перемен», «Разговор с собой»

Создатели советской экранизации передали все события романа и дословно воспроизвели цитаты из книги. Фильм поможет понять главные идеи произведения о взаимоотношениях поколений, нигилизме и любви. Одно из преимуществ картины — подбор актёров. Владимира Богина не раз называли лучшим экранным Базаровым: тургеневский герой в его исполнении не только нигилист, который не признаёт авторитетов, но и человек, способный на любовь. Длится фильм 3,5 часа и состоит из четырёх серий.

1618069932

«Мастер и Маргарита» (2005)

Направления: «Забвению не подлежит», «Я и другие», «Разговор с собой»

За близость к тексту Михаила Афанасьевича Булгакова сериал полюбился и зрителям, и критикам. Авторы картины поставили перед собой задачу наиболее полно передать содержание романа. Они перенесли на экран не только диалоги персонажей, но и часть авторских слов. В экранизации их произносят герои сериала. На экране сохранилось существование трёх миров, каждый из которых показали в определённых цветах: Москва — в тонах сепии, Ершалаим — в красных и жёлтых оттенках, «чудеса» свиты Воланда — в красках. Особо в сериале подчёркивается связь образов Мастера и Иешуа: роль Мастера озвучил Сергей Безруков, который сыграл Иешуа.

1618069933

«1984» (1984)

Направления: «Время перемен», «Разговор с собой»

Если первую экранизацию романа Джорджа Оруэлла обвиняют в упрощении и романтизации антиутопии, то вторую считают удачной из-за бережного отношения к первоисточнику и сохранения его атмосферы. Создатели фильма не перенесли на экран все мысли и чувства книжных героев, но уделили особое внимание сюжету и ярким образам персонажей. В фильме изображается борьба тайной организации с жестоким тоталитарным режимом, в центре событий — влюблённые, которым запретили любить. При подготовке к итоговому сочинению роман будет полезен благодаря нравственным и философским проблемам, которые ставятся в нем.

1618069934

«Горе от ума» (1977)

Направления: «Я и другие», «Время перемен», «Разговор с собой»

Двухсерийный фильм-спектакль — сокровище для выпускника. Постановка в точности соответствует тексту пьесы, а игра артистов помогает понять идею комедии. Просмотр картины подойдёт как для освежения сюжета в памяти, так и для знакомства с ним.

1618069935

«Преступление и наказание» (2007)

Направления: «Я и другие», «Разговор с собой»

Современная экранизация романа смотрится легко и передаёт основную мысль произведения. Создатели сериала следовали логике романа и практически полностью сохранили сюжет. Поступки персонажей будут понятны даже тем, кто не знаком с литературным первоисточником. В истории о бедном студенте, который убил старуху-процентщицу из-за желания испытать себя и проверить теорию о «необыкновенных» людях, ставится много проблем. Среди них — нравственный выбор, влияние общества на человека, оторванность от других людей.

1618069936

Итоговое сочинение — лишь один из шагов на пути к окончанию школы. Верьте в себя и помните: каждому одиннадцатикласснику по силам получить заветный «зачёт».

  • Роспечатать или распечатать как пишется
  • Роскошь быть собой сочинение
  • Росло много цветов как пишется
  • Росли или расли цветы как правильно пишется
  • Ромэо или ромео как правильно пишется