Роскошь как пишется с мягким знаком или нет

Часть речи правило примеры существительное ь пишется ж.р. 3 скл.ед.ч. молоджь, роскошь ь не пишется м.р. 2 скл. ед.ч

Часть речи

Правило

Примеры

Существительное

Ь пишется – ж.р.
3 скл.ед.ч.

Молодёжь,
роскошь

Ь не пишется

м.р. 2 скл. ед.ч

Сторож,ключ, плющ

Задач,груш, училищ

Прилагательное

В кратких
прилагательных с основой на шипящую
Ь не пишется

Свеж, горяч,
хорош

Глагол

Неопределенная
форма

Беречь,
обжечься

2 лицо ед.число

Можешь,
рисуешь

Повелительное
наклонение

Намажь,
не плачьте

Наречие

Всегда
(искл. уж,
замуж, невтерпёж)

Вскачь,
настежь, сплошь

Частицы

Лишь,
бишь, ишь,
вишь

Примеры для орфографической разминки:

Реч

ь

,
молодёж

ь

,
мыш

ь

,
дич

ь

,
ноч

ь

,
полноч

ь

,
доч

ь

,
печ

ь

,
ретуш

ь

,
суш

ь

,
теч

ь

,
тиш

ь.

Камыш


,
товарищ


,
нож


, платёж


, фарш


,
калач


, борщ


, гараж


,
монтаж


, грош


, тягач


,
обруч


, лещ


, овощ


,
плащ


, плач,


Дач


,
рощ


, зрелищ


, пожарищ


,
крыш


, встреч


, тысяч


Свеж


, пригож


,
погож


, вхож


, похож


,
непохож


,
схож


, рыж


,
бесстыж


,
дюж


, неуклюж


, широкоплеч


, охоч


,
неохоч


,
певуч


, живуч


, прыгуч


,
тягуч



,
везуч


,
невезуч.


Учиш

ь

,
учиш

ь

ся

,
носиш

ь

,
носиш

ь

ся

,
несёш

ь

,
несёш

ь

ся,

теряеш

ь

,
теряеш

ь

ся

,
спиш

ь

,
выспиш

ь

ся,

познаком

ь

те

,
познаком

ь

ся

;
брос

ь

,
брос

ь

ся

,
брос

ь

те

,
брос

ь

тесь

;
отреж

ь.

Сплош

ь

,
вскач

ь

,
проч

ь

,
напроч

ь

,
точ

ь

-в-точ

ь

,
навзнич

ь

,
настеж

ь

,
наотмаш

ь

,
невмоч

ь.

Упражнение № 1. Объясните правописание
Ь, обозначьте орфограмму, указывайте
часть речи.

ово

щ


Сущ, 2 скл,
м.р.

Не плачьте

сведу

щ


Краткое
прилагательное

увлечься

любуешься

преходящ

взаимопомощь

развлечёшься

расплачешься

хранилищ

обожжёшься

подстеречь

наотмашь

обнаружьте

Упражнение № 2. Данные существительные
поставьте в Р.П. мн. ч, составьте
словосочетания с подчинительной связью
управление.

Упражнение
№3. Подберите к данным словам однокоренные
имена существительные с основой на
шипящий, запишите, обозначьте орфограмму
.

сторожевой

плюшевый

молодёжный

помогать

лучистый

маршировать

бородатый

речистый

Упражнение
№ 4. Запишите имена существительные в
Р.П. мн. числа

Упражнение № 5. Замените полные формы
имён прилагательных краткими. Подчеркните
имена прилагательные как члены
предложения. Каким членом предложения
являются краткие прилагательные?

хороший друг

пригожий юноша

тягучий мёд

дремучий бор

бесстыжий человек

горячий кофе

широкоплечий
юноша

чернокожий
полицейский

похожий на отца
сын

трескучий мороз

рыжий малыш

тощий гусь

подходящий
случай

Упражнение
№ 6. Измените глаголы по образцам
.

обидятся

обид

ишь

ся

поднимутся

возвращают

изгибают

присмотрят

вырастят

выспятся

    Объясните
    правописание окончаний глаголов в
    форме 3-его лица мн. числа.

съесть

Съеш

ь

,
съеш

ь

те

нарезать

намазать

не плакать

спрятаться

утешиться

назначить

умножить

сбережёшь

Сберечь,
сберечься

испечёшь

отвлечёшь

рассечёшь

бережёшь

Упражнение №7. Найти соответствие
словосочетаний синонимичным наречиям
на шипящий, обозначьте орфограмму
.

Упражнение
№ 8. Заполните графы таблицы (указывайте
только номера слов)

1) смаж_ 2) замуж_ 3) молодёж_4) навзнич_ 5)
тягач_ 6) сокровищ_ 7) суш _ 8) преследуеш_
9) могуч_ 10) уж_ 11) вхож_ 12) спряч_тесь 13)
вещ_ 14) свеж_ 15) тощ_ 16) скрипач_ 17)
напроч_ 18) сбереч_ 19) тиш_ 20) калач_ 21)
неуклюж_ 22) хорош_ 23) коттедж_
24) мелоч_ 25) запряч_ 26) прилеч_ 27) брош_
28) хронометраж_ 29) горяч_ 30) работящ_
31) роскош_ 32) принесёш_ 33) рассеч_ 34)
реч_ 35) патронтаж_ 36) всезнающ _
37) электропеч_ 38) высушиш_ 39)
рассчитаеш_ся 40) фальш_ 41) престиж_ 42)
реванш_ 43) клеиш_ 44) занемоч_
45) силач_ 46) санврач_ 47) арбитраж_ 48)
блестящ_ 49) иш_ 50)
пахуч_

Цель урока:

  1. Повторить и обобщить учебный материал по теме.
  2. Проверить уровень усвоения нового материала.
  3. Усвоение алгоритмических образцов рассуждения.

Оборудование:

  • компьютер,
  • проекционная аппаратура,
  • наглядность в виде презентации

I. Организационный момент

II. Фронтальная работа (Вариант 1)

1. Обобщающая беседа по изученному
теоретическому материалу.

Перечислите случаи, когда мягкий знак после
нешипящих согласных пишется.

(-Ь пишется на конце слов для обозначения
мягкости согласных, например: пень, лень [Н`])

В сочетании каких согласных пишется мягкий
знак?

(- Ь пишется в середине слова)

а) после мягкого л, стоящего перед любым
согласным, например: больной, мальчик, сельдь;

б) после мягкого согласного, стоящего перед
твердым согласным,например: Кузьма, меньше,
борьба).

В каких глаголах пишется Ь?

(- В возвратных глаголах перед – ся, в
неопределённой форме, например: улыбаться
(глагол в неопределённой форме).

Что вы помните о правописании прилагательных?

(- В прилагательных, образованных от названий
месяцев с Ь на конце, слова, кроме январский (от
январь), например: ноябрьский (от ноябрь),
октябрьский (от октябрь).

Как пишутся сложные числительные?

(- В числительных, обозначающих круглые десятки
от 50 до 80 и круглые сотни от 500 до 900,после первого
корня, например: семьдесят, шестьсот).

В каких сочетаниях согласных мягкий знак не
пишется?

(- Ь не пишется в сочетании согласных чн, чк, чт,
чш, нч, нщ, щн, рч, рщ, например: чтение, птенчик,
кончик).

В каких формах глагола Ь не пишется?

(- Ь не пишется в возвратном глаголе 3л., ед., мн.
числа н.б. времЯ).

Вариант урока.

Тему “Правописание Ь после согласных (кроме
шипящих)” ученики готовят домашним заданием.

Класс делится на две команды, в которые входят
ребята с разным уровнем усвоения материала. Во
время игры команды обмениваются заданиями и
решают их в отведенное время. На каждый вопрос
команды – соперницы отвечает тот участник
отвечающей команды, которого выберут соперники.
Команда заинтересована в знаниях каждого своего
ученика, а значит, сильные подтягивают слабых.
(Приготовленные вопросы предварительно
просматриваются учителем).

2. Выполнение упражнений на закрепление
правописания Ь после согласных (кроме шипящих).


Выборочный диктант. Из текста выбрать слова с
орфограммой и разнести их в две колонки: в одну с
Ь, а в другую — без Ь.

Наша усад…ба весной особенно красива. Ветви
сирени закрывают вес… дом. Июн…ским вечером
кисти белых цветов выделяют…ся на тёмной зелени.
Если поран…ше встав…, можно пойти встретит…
зор…ку. Бол…шую радост… получаю от общения с
природой. Каждая веточ…ка, знакомая тропиноч…ка
радует сердце.

3.Подведение итогов повторения.

III.Повторение и обобщение учебного материала по
теме “Мягкий знак после шипящих в разных частях
речи”

1.Подготовка учеников к активной
познавательной деятельности с целью обобщения
теоретического материала.

Творческое задание. Отгадайте слова метограммы

(Греч.meta-“переход”+ gramma-буква) замена в слове
одной буквы другой: пол – кол – мол – вол –дол
–гол.

С третьей буквы алфавита
Я больных лечу.
А с четвёртой
Я весной прилечу.

В дальнейшей работе используем малые жанры
литературы: загадки, пословицы, словесные игры.

Отгадайте загадки, ответы разделите на две
колонки

  1. В работе очень я горяч…
    Рукой дотронеш…ся –
    Хоть плач…
  2. Если ей работу даш…-
    Зря трудился карандаш…
  3. Низок, да колюч…
    Сладок, да пахуч…
    Ягоды сорвёш…
    Всю руку обдерёш…
  4. День да ноч… — сутки проч…
  5. Замуж… идти – не мёд пить, а слёзы лить.

По какому признаку вы распределили слова на
два столбика?

(Слова распределены по признаку наличия или
отсутствия после шипящих Ь на конце слова)

Без Ь Ь

дотронешься

обдерёшь

ночь прочь

2.

-А теперь, когда мы выяснили, что
Ь после шипящих в некоторых случаях пишется, а в
некоторых нет, запишем тему урока “Мягкий знак
после шипящих”

3.Работа с таблицей.
(Образец заполнения
таблицы)

4.Подведение итогов
.
Графическая схема.
Обобщение правила

Устная формулировка правила учителем:

  1. Если работаешь с глаголом, всегда пиши Ь после
    шипящих;
  2. Если существительное, сразу проверь: оно должно
    стоять в именительном падеже ед. числа и
    принадлежать к 3 скл., т.е. быть ж.р.- пиши Ь;
  1. Если перед тобой краткое прилагательное
    (каков?), Ь не пиши;
  2. Если у тебя наречие на шипящую, пиши Ь, но помни
    исключения, в которых нет Ь: уж, замуж, невтерпёж.

IV.Ввод алгоритма.

Какой шаг необходимо сделать прежде всего?

(-определить какой частью речи является данное
слово).

Второй шаг?

(-у существительного выяснить, к какому
склонению относится данное существительное)

Если существительное 1 и 2 склонения?

(-после шипящего Ь не пишется, например: туч
(существительное 1склонения). Грач
(существительное 2 склонения).

Если существительное 3 склонения?

(-после шипящего Ь пишем, например: ночь
(существительное 3 склонения).

Если слово является кратким прилагательным?

(-после шипящего Ь не пишем, например: колюч
(кроме прилагательного).

Если это глагол?

(-в любом случае в глаголе после шипящих Ь).

Если это наречие (кроме: уж, замуж, невтерпёж)

(- после шипящего пишем Ь, например: прочь,
наотмашь (наречие).

Обобщенный алгоритм.

img2

3. Как можно сформулировать образец
рассуждения?

Образец устного рассуждения

Уж… небо осенью дышало, уж реже солнышко
блистало, короче становился день (А.С.Пушкин).

(-Уж-наречие — исключение, следовательно, после ж
Ь не пишется.

Графическое обоснование: уж (?) — наречие, искл., ь
нет

Колюч — краткое прилагательное, следовательно,
после ч
Ь не пишется.

Графическое обоснование: могуч (?) – кр., прил.,- ь
нет

V. Закрепление.

1. Словарный диктант с комментированием
по алгоритму

Доч…, видиш…, скрипуч…, настеж…, еш…, луч… ,
луж… , воткнёш… , пляж… , карандаш… , замуж… ,
навзнич… , стереч…

2.Списать пословицы и поговорки, найти и
графически обосновать написание слов с искомой
орфограммой.

  1. Игра не стоит свеч…
  2. Хлеб-соль еш…, а правду реж…
  3. Хорош… калач…, пока горяч…
  4. Что людям пожелаеш…, то и сам получиш…

3. Выборочный диктант

Заполнить таблицу, состоящую из 4 граф (по видам
орфограмм), словами из словарного диктанта.

Класс делится на 2 группы:

4. Творческое задание

Образуйте от данных слов слова с нужной
орфограммой, изменив форму или подобрав
однокоренное слово:

1 в: существительные; 2 в: прилагательные; 3 в:
глаголы; 4 в: наречие.

6. Дополнительное задание:

составить логогриф со словами

плач — плачь;

туш — тушь

Логогриф (греч.logos-“слово”+griphos- “загадка”) —
поиски загаданного слова и образование от него
новых путём перестановки или выбрасывания
отдельных слогов или букв: целое – часть дерева,
без одной буквы – река, без двух – местоимение,
без трёх – предлог (крона – Рона – она – на).

Подведение итогов

VI. Домашнее задание:

  1. Написать слова в таблицу;
  2. Научиться рассуждать по алгоритму.

Буква ь пишется для обозначения мягкости парного согласного в конце слов,

например: голубь, оставь, тетрадь, грязь, жаль, семь, конь, кухонь, яблонь, насыпь, зверь, раскрась, пить, верфь
.

Буква ь

, которой кончается первая часть сложного или сложносокращенного слова, пишется для обозначения мягкости согласного перед любой буквой, гласной или согласной, начинающей вторую часть, например: сельисполком, сельсовет, утильсырьё, костьутиль, грабьармия, четвертьвековой, четвертьфинал, Дальэнерго, Связьинвест, Тюмень?нефть
.

Для обозначения мягкости парного согласного перед согласными буква «ь» пишется в следующих случаях

1. После буквы л перед любым согласным, кроме л

, например: пальба, львиный, фольга, льдина, скользить, несколько, ни бельмеса, спальня, внимательно, скальпель, вальс, пальтишко, льстить, апрельский, альфа, ольха, зеркальце, мальчик, больше, польщённый
.

Между двумя л мягкий знак не пишется,

например: гулливый
.

?ск?
согласный л
перед суффиксом – мягкий, поэтому после л


пишется ь


, напр.: сельский, уральский, барнаульский
. Однако в некоторых прилагательных, образованных от нерусских собственных географических названий, сохраняется твердый л
, и поэтому ь


не пишется, например: кызылский, ямалский
(наряду с вариантами кызыльский, ямальский
).

2. После других согласных букв:

а) перед буквами, передающими твердые согласные, например: резьба, возьму, раньше, нянька, письмо, просьба, весьма, науськать, ведьма, свадьба, тьма, молотьба, тьфу
;

В большинстве прилагательных с суффиксом ?ск?
согласные н
и р
перед суффиксом – твердые, поэтому ь


в них не пишется, например: конский, казанский, тюменский, рыцарский, январский, егерский
. Однако в следующих прилагательных эти согласные перед суффиксом ?ск?
мягкие, в них после н


и р


пишется ь

: день?деньской, июньский, сентябрьский, октябрьский, ноябрьский, декабрьский
, а также во многих прилагательных, образованных от нерусских собственных географических названий на нь,
например: тянь?шаньский, тайваньский, пномпеньский, торуньский, сычуаньский, тяньцзиньский.
Аналогично пишутся (и произносятся) существительные, образованные с суффиксом ?ц?
от тех же географических названий: казанцы, тюменцы
, но тайваньцы, пномпеньцы, торуньцы
и т. п.

б) перед буквами, передающими мягкие согласные, ь


пишется только в тех случаях, когда в других формах того же слова или в однокоренных словах второй мягкий согласный становится твердым, а первый согласный сохраняет мягкость, например: возьми
(ср. возьму
), восьми
(восьмой
), ведьме
(ведьма
), во тьме
(тьма
), резьбе
(резьба
), косьбе
(косьба
), свадьбе
(свадьба
), молотьбе
(молотьба
), серьги
(серьгам
), коньки
(конькам
), дядьке
(дядька
).

3. В остальных случаях после буквы, передающей мягкий согласный, ь не пишется,

например: разве, узник, грызть, кости, нести, синдикат, рецензия, ранний, пенсия, бантик, если, песня
.

Буква ь


не пишется в сочетаниях согласных нч, нщ
, в частности перед суффиксами ?чик, ?щик, ?щин
(а), например: нянчить, одуванчик, стаканчик, кончик, птенчик; каменщик, банщик, партизанщина, Рязанщина
.

Буква «Ь» как показатель грамматической формы

Буква ь
пишется (независимо от произношения) в следующих грамматических формах:

а) в сложных числительных

перед ?десят
и ?сот: пятьдесят, шестьдесят, семьдесят, восемьдесят, пятьсот, шестьсот, семьсот, восемьсот, девятьсот
;

В числительных пятнадцать, шестнадцать, семнадцать, восемнадцать, девятнадцать
перед ?надцать ь

не пишется.

б) в неопределенной форме глагола (инфинитиве) перед?ся

(так же, как в инфинитиве глаголов без ?ся
), например: купаться, иметься, литься, расколоться, обуться, мыться, смеяться
;

в) в формах повелительного наклонения глаголов

перед ?ся
и ?те
(так же, как в формах без ?ся
и ?те
), например: отправься, взвесься, пяться, сядьте, встаньте, бросьте, познакомьтесь, проверьте
;

г) в форме творительного падежа множественного числа существительных

, например: людьми, лошадьми, дверьми, детьми
, а также в форме творительного падежа числительного четырьмя
.

После ж, ш, ч, щ


буква ь


пишется по традиции в следующих грамматических формах:

а) на конце форм именительного/винительного падежа единственного числа существительных женского рода 3?го склонения

, например: рожь, блажь, мышь, фальшь, ночь, мелочь, вещь, помощь
;

б) в окончании 2?го лица единственного числа глаголов настоящего и будущего времени

(после ш

), например: несёшь, смеёшься, видишь, дашь, мчишься
;

в) в формах повелительного наклонения глаголов

, например:
мажь, ешь, спрячь, режьте, утешься, спрячьтесь, не морщься
;

г) в неопределенной форме глаголов

(после ч

), например: печь, стричь, толочь, увлечься, обжечься
.

Буква ь после шипящих пишется также на конце наречий и частиц

, например: настежь, сплошь, наотмашь, вскачь, навзничь, невмочь, прочь, напрочь, ишь, лишь, вишь, бишь
. Исключения:

буква ь


не пишется в наречиях замуж, невтерпёж, уж
, в частице аж
, а также в предлоге меж
.

Буква ь после шипящих не пишется на конце следующих грамматических форм:

а) именительного/винительного падежа единственного числа существительных мужского рода 2?го склонения

, например: нож, мяч, ковш, плащ
;

б) родительно падежа множественного числа существительных женского рода 1?го склонения

, например: луж
(от лужа
), туч, галош, рощ
;

в) кратких форм мужского рода прилагательных

, например: свеж, охоч, хорош, нищ
.

Мягкий знак, наверное, самая загадочная буква в русском языке. Звука она не обозначает, к разряду гласных/согласных ее не относят. Для чего она тогда нужна? Оказывается, ее роль в нашей письменной речи велика. В этой статье разберемся, когда употребляется «ь» после шипящих с именами существительными, наречиями и глаголами.

Имена существительные. Мягкий знак после шипящих согласных

Точное написание мягкого знака, находящегося после этих согласных, вызывает наибольшее затруднение, поскольку на слух неясно, нужно его писать или нет.

Оказывается, правило очень простое: мягкий знак после шипящих в им. сущ. пишется лишь в словах жен. рода, относящихся к 3-му склонению.

Слова «печь», «речь», «дочь», «ночь», «дичь» относятся к женскому роду, имеют именительный падеж и стоят в единственном числе. Поэтому мы непременно должны написать в них «ь».

Но будьте внимательны: не стоит их путать со словами 1-го склонения, которые стоят в косвенных падежах: «много туч», «нет задач», «несколько куч». Все эти слова, казалось бы, женского рода, и, вероятно, их следует отнести к 3-му склонению.

Но приглядимся внимательнее: они стоят в родительном падеже. Если возвести их к начальной форме («туча», «задача», «куча»), то мы убедимся, что они относятся к первому склонению, а значит, этому правилу не подчиняются.

1029356

Есть и еще одна «ловушка» в русском языке, где ни в коем случае не употребляют мягкий знак после шипящих. Слова, оканчивающиеся на шипящую согласную, но относящиеся ко второму склонению, не пишутся с «ь» («грач», «врач», «плащ» — 2-е скл.). Поэтому внимательней задавайте вопрос к существительному. Делайте это, прежде чем определить склонение, поскольку от него зависят и род им. сущ, и число.

Когда пишем «ь» у наречий?

Наречие является одной из неизменяемых частей речи. Его не склоняют, в нем не выделяют окончания. Правописание «ь» у наречий поддается совсем не трудным правилам.

  • В тех наречиях, которые оканчиваются на согласный «ш» или «ч», всегда пишут мягкий знак. К примеру: «вскачь», «точь-в-точь».

В наречиях на «ж», его не пишут никогда. Исключением будет слово «настежь».

  • Еще одно правило, которому подчиняется наречие: мягкий знак после шипящих употребляется всегда, за исключением «уж», «замуж», «невтерпеж». Несомненно, такое шуточное предложение легко запоминается школьникам, особенно девчонкам.

1029357

Не так важно, какое правило вы запомните, главное, что и то и другое отражает суть правописания наречий.

Глагол и мягкий знак после шипящих

Глагол — одна из самых употребляемых частей речи, без которой наш язык очень бы обеднел. Правописание «ь» с глаголами вызывает много затруднений не только у учащихся, но и у взрослых людей.

  1. Если глагол в неопределенной форме (инфинитив) оканчивается на шипящий, то «ь» в таком случае всегда будет писаться. И здесь безо всяких исключений. «Беречь», «печь», «жечь». Будет он сохраняться и в возвратной форме, перед постфиксом «-ся»: «увлечься», «зажечься», «беречься».
  2. Во всех глаголах 2-го лица, стоящих в единственном числе, используется мягкий знак. Это относится как к настоящему времени: («ты сейчас») «пишешь», «рисуешь», «гуляешь», «спишь», так и к будущему: («ты завтра») «поработаешь», «подумаешь», «закончишь», «переделаешь». Мягкий знак будет сохраняться и перед постфиксом «-ся»: «понравишься», «воспользуешься», «прикасаешься», «набираешься», «оформишься». В глаголах, которые стоят в повелительном наклонении и оканчиваются на шипящий согласный, всегда пишут мягкий знак: «отрежь», «поешь», «намажь», «спрячь». Перед постфиксом множественного числа «-те», он обязательно сохраняется: «обозначьте», «нарежьте», «спрячьте».

Перед постфиксом «-ся» он также не исчезает: «утешься», «не порежься».

1029354

И снова будьте внимательны и не попадите в «капкан» коварного русского языка! Слова «плач» и «плачь» — совершенно разные части речи, а потому и пишутся по-разному.

«Плач» без мягкого знака — это имя существительное 2-го склонения, и, соответственно, мягкий знак в нем писать нельзя. А вот «плачь» с мягким знаком — это глагол повелительного наклонения, а в них, как известно, обязательно пишем «ь». Все это легко угадывается по предложенному контексту, в котором станет понятен смысл слова.

Заключение

Мягкий знак после шипящих употребляется со многими частями речи. Зная простые правила, вы никогда не столкнетесь с проблемой правописания его после этих согласных. Если вдруг вы забудете некоторые нюансы, то наша статья напомнит вам о них.

В помощь  девятиклассникам в подготовке к ОГЭ (5 задание)

Прежде чем написать «Ь» после шипящей в конце слова, необходимо определить часть речи.

СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ

ГЛАГОЛ

НАРЕЧИЕ

Другая часть речи

Определить
СКЛОНЕНИЕ

ВСЕГДА Ь

ВСЕГДА Ь,

кроме искл.: УЖ (частица), ЗАМУЖ, НЕВТЕРПЕЖ

Краткое ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ

Тягуч, горяч

НЕТ Ь

3 скл.

Ь

2 или 1 скл.

нет Ь

печь
вошь
помощь
мощь
полночь
речь
рожь

грач
пляж
кряж
ключ
плащ
с крыш
из кож

запрячь
скроешь
отрежь
умоешьСЯ
ешьТЕ

настежь
навзничь
прочь
вскачь
сплошь

хорош
горяч
тягуч

ИТАК:

Мягкий знак после шипящих на конце слова пишется: 

  • У существительных женского рода 3 скл в им. п.  ед. ч.: рожь, тишь, ночь, вещь.
  • У глаголов во всех формах; при этом ь сохраняется перед -ся, -те.: беречь —  беречься – бережёшься ; режь – режьте.
  • У наречий на ш и ч (сплошь, навзничь) и в одном слове на ж (настежь).

Мягкий знак после  шипящих на конце слова не пишется:

  • У существительных 2 скл мужского рода в им. п.  ед. ч.: гараж, камыш, грач, плащ.
  • У существительных 1 и 2 скл ж. р. и ср. р. в род. п. мн.ч.: много туч, рощ, училищ.
  • У кратких прилагательных: хорош, горяч, свеж.
  • У наречий на ж: уж, замуж, невтерпёж.

Тест по русскому языку «ОГЭ-2020. Задание 5. Орфографический анализ слов. Употребление буквы Ь после шипящих».

1. Орфографический анализ. Укажите варианты ответов, в которых дано верное объяснение написания выделенного слова. Запишите номера этих ответов.

1) НАШ (класс) – на конце местоимения после шипящего буква Ь не пишется.

2) ЗАДАЧА – в форме родительного падежа множественного числа существительного 1-го склонения мягкость шипящего обозначается на письме буквой Ь.

3) (кофе) ГОРЯЧ — на конце кратких прилагательных после шипящего буква Ь не пишется.

4) СТЕРЕЧЬ (дом) — на конце неопределённой формы глагола буква Ь пишется для обозначения мягкости предшествующего согласного.

5) (усыпана) СПЛОШЬ — на конце наречий после шипящего буква Ь пишется.

2. Орфографический анализ. Укажите варианты ответов, в которых дано верное объяснение написания выделенного слова. Запишите номера этих ответов.

1) ИСПЕЧЬ – на конце неопределённой формы глагола после шипящих пишется буква Ь.

2) (охватывает) ДРОЖЬ — в существительных 3-го склонения после шипящего буква Ь пишется.

3) (устал от) НЕУДАЧ – в форме родительного падежа множественного числа имени существительного 3-го склонения после шипящего буква Ь не пишется.

4) (уйти) ПРОЧЬ – в наречии, оканчивающемся на шипящий, пишется буква Ь.

5) ЕШЬТЕ – в форме повелительного наклонения глагола буква Ь пишется для обозначения мягкости предшествующего согласного.

3. Орфографический анализ. Укажите варианты ответов, в которых дано верное объяснение написания выделенного слова. Запишите номера этих ответов.

1) УЖ (не жду ничего) – на конце наречия-исключения после шипящего буква Ь не пишется.

2) КАМЫШ – в имени существительном 3-го склонения после шипящего не пишется буква Ь.

3) РАЗРЕЖЬТЕ (торт) – в форме повелительного наклонения глагола после шипящего пишется буква Ь.

4) (дорога вдоль) ДАЧ — в форме родительного падежа множественного числа имени существительного 1-го склонения после шипящего буква Ь не пишется.

5) (шарф) ЛИНЮЧ — на конце кратких прилагательных после шипящего буква Ь не пишется.

 4. Орфографический анализ. Укажите варианты ответов, в которых дано верное объяснение написания выделенного слова. Запишите номера этих ответов.

1) (чувствовать) ФАЛЬШЬ – в существительных III склонения после шипящего буква Ь пишется.

2) (долго) СТОИШЬ — на конце наречий после шипящего буква Ь пишется.

3) (выпускники) УЧИЛИЩ – в форме родительного падежа множественного числа имени существительного 1-го склонения после шипящего буква Ь не пишется.

4) ОБНАРУЖЬТЕ – в форме повелительного наклонения глагола после шипящего пишется буква Ь.

5) БРОШЬ – буква Ь обозначает мягкость предыдущего согласного.

5. Орфографический анализ. Укажите варианты ответов, в которых дано верное объяснение написания выделенного слова. Запишите номера этих ответов.

1) ПЕЧЬ (пирог) — на конце неопределённой формы глагола буква Ь пишется для обозначения мягкости предшествующего согласного.

2) (открыть) НАСТЕЖЬ – в наречии, оканчивающемся на шипящий, пишется буква Ь.

3) (дуб) МОГУЧ – в кратких прилагательных буква Ь на конце слова после шипящего не пишется.

4) (поймал) МЯЧ — в имени существительном мужского рода 1-го склонения после шипящего буква Ь не пишется.

5) (хорошо) РИСУЕШЬ – на конце глагола 2 лица единственного числа после шипящего буква Ь пишется.

6. Орфографический анализ. Укажите варианты ответов, в которых дано верное объяснение написания выделенного слова. Запишите номера этих ответов.

1) ОБОЗНАЧЬ (направление) – буква Ь обозначает мягкость предшествующего согласного.

2) (много) ТУЧ — на конце существительного 3 склонения после шипящего буква Ь не пишется.

3) (стало) НЕВТЕРПЁЖ – на конце наречия-исключения после шипящего буква Ь не пишется.

4) (детский) ПЛАЧ — в форме именительного падежа единственного числа имени существительном 2-го склонения буква Ь после шипящего не пишется.

5) СКРИПУЧИЙ (паркет) – в краткой форме этого прилагательного на конце после шипящего буква Ь не пишется.

7. Орфографический анализ. Укажите варианты ответов, в которых дано верное объяснение написания выделенного слова. Запишите номера этих ответов.

1) СБЕРЕЧЬ — на конце глагола в неопределённой форме после шипящего пишется буква Ь.

2) (сезон летних) РАСПРОДАЖ — в форме родительного падежа множественного числа имени существительного 1-го склонения после шипящего буква Ь не пишется.

3) ГОРЕЧЬ – в имени существительном 3-го склонения после шипящего пишется буква Ь.

4) (выйти) ЗАМУЖ — на конце наречий после шипящего буква Ь никогда не пишется.

5) ПЕЧАЛИШЬСЯ – в форме повелительного наклонения глагола буква Ь пишется для обозначения мягкости шипящего.

8. Орфографический анализ. Укажите варианты ответов, в которых дано верное объяснение написания выделенного слова. Запишите номера этих ответов.

1) НАПРОЧЬ (забыть) – в имени существительном 3-го склонения после шипящего пишется буква Ь.

2) (лес) ДРЕМУЧ – в форме мужского рода имени существительного 2-го склонения после шипящего буква Ь не пишется.

3) много ПАСТБИЩ — в форме родительного падежа множественного числа имени существительного 2-го склонения после шипящего буква Ь не пишется.

4) ШЕПЧЕШЬ – на конце глагола буква Ь пишется для обозначения мягкости предшествующего согласного.

5) РОСКОШЬ – в имени существительном 3-го склонения после шипящего пишется буква Ь.

9. Орфографический анализ. Укажите варианты ответов, в которых дано верное объяснение написания выделенного слова. Запишите номера этих ответов.

1) ДОЧЬ — буква Ь пишется для обозначения мягкости согласного.

2) НАОТМАШЬ – в наречии, оканчивающемся на шипящий, пишется буква Ь.

3) ВЕРНИСАЖ – в кратких прилагательных после шипящих на конце слова буква Ь не пишется.

4) УВЛЕЧЬСЯ (игрой) – буква Ь пишется после шипящего в неопределённой форме глагола.

5) ЧУДОВИЩЕ – в форме родительного падежа множественного числа этого имени существительного после шипящего пишется буква Ь.

10. Орфографический анализ. Укажите варианты ответов, в которых дано верное объяснение написания выделенного слова. Запишите номера этих ответов.

1) МОЛОДЁЖЬ – в имени существительном 3-го склонения после шипящего пишется буква Ь.

2) НАЗНАЧЬТЕ – буква Ь пишется после шипящего в неопределённой форме глагола.

3) (упал) НАВЗНИЧЬ – буква Ь пишется для обозначения мягкости согласного.

4) ШАЛАШ – в форме именительного падежа единственного числа имени существительного мужского рода 2-го склонения после шипящего буква Ь не пишется.

5) (песок) СЫПУЧ – в кратких прилагательных после шипящих на конце слова буква Ь не пишется.

Орфограмма «Ь после шипящих на конце существительных 3 склонения» подчиняется морфологическому принципу орфографии, который заключается в требовании одинакового написания одних и тех же морфем. Применение этого орфографического правила предполагает знание понятия «имя существительное», знание шипящих согласных звуков, знание грамматических признаков существительного таких как род, склонение, число, а также умение определять падеж существительного.

Проанализируем ошибки, допускаемые учащимися при написании слов с мягким знаком после шипящих на конце существительных:

  1. пропуск буквы «Ь» (щелоч, пустош);
  2. написание лишней буквы «Ь» (много кожь, кумачь).

На наш взгляд, причина таких ошибок состоит в том, что учащиеся пользуются при письме обобщенным правилом: «На конце существительных женского рода после шипящих согласных пишется Ь (печь, помощь, рожь). На конце существительных мужского рода после букв шипящих согласных Ь не пишется (луч, товарищ, сторож, камыш» [2].

Это правило оказывается действенным при правописании существительных 3 и 2 склонения ( врач, грач, мышь, печь). Но встретившись с существительным 1 склонения, стоящим в родительном падеже во множественном числе, учащиеся допускают ошибки в словах типа дач, кож, туч, аргументируя данное написание следующим образом: «Слово «туч» пишу с мягким знаком на конце, потому что туча- она моя женский род».

Дети игнорируют особенность данной орфограммы, которая заключается в том, что Ь после шипящих на конце существительных женского рода пишется только в тех случаях, если слово стоит в форме И.п. или В.п. в единственном числе. Следовательно, в формулировке приведенного выше правила не указаны все необходимые условия его применения, поэтому оно не является действенным для всех случаев правописания слов с данной орфограммой.

Ошибки допускаются в том случае, если обучающиеся неверно определяют грамматические признаки имен существительных: род, склонение. Род имен существительных дети неверно определяют в том случае, если не знают смысла слова, например, экипаж, гуляш, смерч, картечь. Склонение имен существительных подчас определяют неправильно потому, что ученики руководствуются следующим правилом: «К 3 склонению относятся существительные женского рода с мягким знаком на конце ( лошадь, ночь, ель)»[2]. Это правило является грамматически обобщенным и поэтому не учитывает всех нюансов написания интересующей нас орфограммы.

Данное упущение может отразиться в дальнейшем при изучении русского языка в средней школе, так как в существительных, оканчивающихся на шипящий, написание Ь зависит от того, какую основу имеют эти существительные – мягкую или твердую. Поэтому некоторые обучающиеся считают, что Ь обозначает только мягкость предшествующего согласного. Такие ученики не знают о том, что буква «Ь» может быть показателем формы.

Младшие школьники работают только со словами типа мышь, помощь, ночь, поэтому данная причина не имеет яркой выраженности, но тем не менее имеет место быть.

При работе с орфограммой «Ь после шипящих на конце существительных 3 склонения» учителю целесообразно включить в упражнения следящие варианты орфограммы:

  1. Варианты, имеющие лексико-семантическую особенность: а)слова, которые произносятся одинаково, но пишутся по-разному в зависимости от смысла (ложь-лож, тушь-туш);
  2. Варианты орфограммы, имеющие фонетико-морфологические особенности: а) существительные 1 склонения в Р.п. множественном числе с основой на мягкий шипящий (задач, чащ); на твердый шипящий (крыш, кож); б) существительные второго склонения в Р.п. множественном числе с основой на мягкий шипящий (училищ, пастбищ, жилищ, полчищ, сокровищ); в) существительные второго склонения в И.п. и В.п. в единственном числе с основой на мягкий шипящий (картечь, мощь); на твердый шипящий (роскошь, молодежь) [1]

Особое внимание следует уделить существительным 1 склонения с основой на мягкий шипящий (туч, рощ). На первоначальных этапах изучения данной орфограммы для более эффективного формирования орфографического навыка следует воспользоваться алгоритмом.

Алгоритм правописания Ь после шипящего на конце существительных

1 шаг: Оканчивается ли слово на шипящий (ж, ч, ш, щ) ?

  • Да
  • Нет

2 шаг: Проверяемое слово – имя существительное?

  • Да
  • Нет

3 шаг: Определи род: женский, мужской, средний

  • Женский мужской и средний
  • пишу Ь
  • Ь не пишется

4 шаг: Определи число

  • единственное множественное
  • пишу Ь
  • Ь не пишется

Мы считаем, что в начальной школе при изучении орфограммы « правописание Ь после шипящих на конце существительных на конце существительных» нужно учитывать и рассматривать все представленные выше варианты орфограммы, так как это необходимо для того, чтобы предупредить орфографические ошибки младших школьников.

Литература:

  1. Алгазина Н.Н. Формирование орфографических навыков : Пособие для училищ. – М.: Просвещение 1987. – 158 с.
  2. Полякова А.В. Русский язык: учеб. Для 3 кл. нач. шк. В 2 ч. Ч.2. – М.: Просвещение – 2013. – 126 с.

  Вся информация взята из открытых источников.

Если вы считаете, что ваши авторские права нарушены, пожалуйста,
напишите в чате на этом сайте, приложив скан документа подтверждающего ваше право.
Мы убедимся в этом и сразу снимем публикацию.

  • Ровномерный или равномерный как правильно пишется
  • Робинзон крузо рассказы аудио
  • Рисунок сказка о царе салтане о сыне его славном и могучем богатыре князе гвидоне салтановиче
  • Рисунок о сказке о рыбаке и рыбке для 2 класса 8лет
  • Рисунок подправлен как пишется