Угдыжекова Ольга Константиновна Урок литературного чтения программа “Перспектива» 3 класс Тема: Л. Н.Толстой «Лев и собачка». Быль. Особенности сюжета.
Тип урока: комбинированный урок.
Методы и приемы: словесный метод, работа с книгой, беседа, анализ, сравнение, обобщение, синтез, выразительное чтение, выборочное чтение, комментированное чтение, составление синквейна.
Цель урока: раскрыть трагедийный смысл были «Лев и собачка».
Задачи:
1. Обеспечить условия для привлечения внимания детей к биографии писателя.
2. Помочь понять, в чем особенность жанра “быль”.
3. Обучить выразительному чтению для более глубокой и точной передачи мыслей и чувств, заложенных автором в произведении и анализу произведению.
4. Учиться выражать собственное отношение к изображенным событиям, героям и поступкам.
5. Воспитывать чувство любви и доброты к братьям нашим меньшим.
6. Раскрытие детьми жизненных истин – доверие, забота, преданность и дружба, на примере отношений льва и собачки.
Универсальные учебные действия:
Личностные: воспитывать нравственно-этические чувства, проявление сопереживания другим (в данном случае животным).
Регулятивные: оценивать правильность выполнения действия; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; высказывать своё предположение.
Познавательные: осмысление текста, умение выделить главное, умение обобщать, сравнивать, проводить анализ и синтез, умение находить ответы на вопросы, используя учебник.
Коммуникативные: умение оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других, работать в группах.
Оборудование: портрет Л.Н. Толстого, «Литературное чтение», учебник, 3 класс, часть 2,
Словари, выставка книг, карточки с заданиями для групп, Аудиозапись рассказа Л.Н. Толстого «Лев и собачка».
I. Организационный момент
— Дорогие ребята! Мне приятно вас видеть. Пусть это утро несет нам радость общения, наполнит наши сердца благородными чувствами, постарайтесь настроиться на интересную работу, внимательно слушать, громко и чётко отвечать на вопросы. II.Проверка домашнего задания — Посмотрите внимательно на слайд и скажите, что вы можете рассказать об этом человеке?
— Всмотритесь в лицо и глаза этого человека, ведь они могут рассказать о многом?
— Постарайтесь вспомнить, чем прославился Л.Н. Толстой?
Лев Николаевич Толстой – великий русский писатель!
— Мы сегодня продолжим знакомство с творчеством писателя и сейчас заслушаем сообщения ребят нашего класса о жизни Толстого.
Ученик 1:
Лев Николаевич Толстой родился 9 сентября 1828 года в имении Ясная Поляна, близ города Тулы. Это дом, в котором родился Лев Толстой. Толстой не любил городскую жизнь. Любил деревню, леса, поля, луга. Поэтому в Ясной Поляне писатель провёл большую часть своей жизни. По своему происхождению Толстой принадлежал к знаменитому роду. Находился в родстве с А.С. Пушкиным. Их прабабушки были сёстрами.
Отца звали – Николай Ильич, маму — Мария Николаевна. Детей в семье было пятеро: 4 сына (Николай, Сергей, Дмитрий, Лев) и дочка Машенька. Лёвушка был предпоследним ребёнком. Дети рано остались сиротами. Мама умерла, когда Лёве было только 1,5 года, а отец Николай Ильич умер через 7 лет. Воспитательницей и опекуном детей была сестра их отца, П.И. Юшкова.
Ученик 2.
Лев Толстой отличался от многих своим пытливым умом, ему хотелось знать больше и лучше. Он обладал исключительными способностями к изучению иностранных языков. Страстно увлекался охотой, но лая собак не переносил. Лев Николаевич был простым человеком. Он жил скромно, старался обслуживать себя сам. Сам кроил и шил себе одежду. Ходил он в туфлях на босу ногу. Легко плакал, редко смеялся (зато до слез). Был артистичен, но, в то же время был застенчив и рассеян. Он хорошо разбирался в музыке, занимался историей, рисованием, медициной, сельским хозяйством, много и серьезно читал.
Ученик 3.
Л.Н.Толстой очень любил детей и осенью в 1859 году открыл в своём имении Ясная Поляна школу для крестьянских детей. Тогда в нашей стране было очень мало школ даже в городах, а в деревнях почти все крестьяне были безграмотны. Толстой сам написал учебники «Азбуку» и «Новую Азбуку» и сам по ним учил крестьянских детей.
Лев Николаевич прожил 82 года и всю свою жизнь посвятил литературе. Толстой был великим тружеником. Им было написано много маленьких рассказов — для самых маленьких, рассказы — для детей постарше, рассказы, повести, романы и для взрослых читателей. Он писал о животных, о людях, о явлениях природы, об истории. Нам все известны такие детские произведения как Филиппок, Акула, Прыжок, Детство, Косточка, Котенок и другие.
Его книги переведены на многие языки, их читают во всём мире.
20 ноября 1910 года в результате тяжёлой болезни (воспаление легких) Лев Николаевич скончался и был похоронен в Ясной Поляне.
III. Актуализация опорных знаний
А теперь посмотрите на слайд и постарайтесь догадаться, о каком произведении пойдёт речь на нашем уроке?
(Демонстрируется запись темы). — Это быль.
– Что означает слово быль? (У доски – выставка словарей)
— Какой словарь поможет узнать точное значение слова «быль»?
— Обратимся к “Большому толковому словарю русского языка” Ожегова и уточним точное значение этого слова.
Быль –
1. То, что было в прошлом.
2. Рассказ о действительном происшествии.
— Посмотрите, кто это? (Лев — иллюстрация на слайде)
-Что вы знаете о таком животном, как лев? (Дикое животное, хищник, царь зверей.)
— А это кто? (Собака – иллюстрация на слайде)
-Что можно сказать о собаке? (Собака – домашнее животное, друг человека, единственное близкое родное живое существо, друг)
-Могут ли 2 абсолютно разных животных (по темпераменту и среде обитания) найти общий язык? (ответы детей: да – нет)
Об этом мы узнаем в ходе работы над этим произведением.
— Кто догадался, как называется эта быль? (Лев и собачка Л.Н. Толстой)
IV. Работа над рассказом «Лев и собачка».
1. Организация восприятия новой информации
-Перечитайте название произведения. Что вы знаете о льве? Что вы представляете,
слыша слово «собачка» ?
— У такого великого писателя не может быть мелочей в работе. Предположите, что может произойти в рассказе с таким названием?
— Прочитайте слово под названием произведения. Как вы думаете, что оно означает?
2. Вступительное слово учителя.
История, о которой рассказывает , произошла давно, в далёком городе Лондоне. Может быть, об этой достоверной истории писателю рассказал кто-нибудь из моряков, которые бывали в Лондонском порту. Кто знает. Но дело в том, что «Маленький Толстой был очень чувствителен – когда он слушал печальные истории или видел, например, убитую птичку, то плакал, его звали «Лёва-рёва». Это черта – со-страдание, т. е. умение чувствовать чужие страдания, сохранилась в нём на протяжении всей жизни. Эта тема прозвучит и в рассказе «Лев и собачка»
3. Знакомство с рассказом в записи.
4. Проверка первичного восприятия.
— Какие чувства вы испытали? Выберите из списка:
Горечь
Тоска
Печаль
Грусть
Радость
Восхищение
Удивление
Разочарование
Гнев
Злость
— Что заставило вас волноваться? Словарная работа. Групповая работа
Задание на карточках: подобрать к словам левой части таблицы, значения слов правой части. Указать стрелочкой.
Зверинец | богатый человек, который имеет прислугу. |
Барин | место, где в клетках содержат зверей для показа. Сейчас он называется зоопарком. |
Ощетиниться | ударялся, колотился, совершал резкие движения. |
Бился | умерла. |
Метался | беспокойно двигался из стороны в сторону. |
Издохла | поднять шерсть на спине, готовясь защищаться или нападать. |
Засовы | большие дверные задвижки. |
Лондон | город, столица Англии |
Обмен между группами и проверка задания со слайда.
5. Чтение со «стопом».
I часть. – Что делала собака, когда попала в клетку? Подчеркните слова, описывающие её поведение.
— Что она чувствовала в тот момент?
(На доске – слово «тревога»)
II часть. – Что вы знаете о льве? Какое это животное?
— А как он вёл себя с собачкой? Подчеркните слова, описывающие его поведение.
— Из каких слов понятно, что это хищник?
— Какое чувство лев при этом проявил?
(На доске – слово «забота»)
III часть. — Как повела себя собачка? Перечитайте.
— Как одним словом можно сказать, когда кто-то полагается на другого, доверяется ему? («доверие»)
IV часть. – Подчеркните слова, описывающие поведение льва сразу после смерти собачки.
-Почему он трогал, лизал и нюхал тельце?
-Как он повёл себя, когда понял, что она умерла?
— Какое чувство он испытывал?
(«тоска»)
V часть. – Почему лев разорвал другую собачку?
-Животные, как и люди, способны испытывать глубокие чувства, но проявляются они по-другому. Лев – хищник, поэтому он от душевной боли разорвал другую собачку.
— Какое это чувство?
(«преданность»)
— На доске у нас записаны чувства, которые испытывали животные в этом рассказе. Присущи ли они нам с вами?
— В этом рассказе люди почти не описаны. Как вы думаете, им эти чувства присущи?
А поведение льва — это урок людям. Урок доброты, верности, преданности.
— Согласны ли вы с утверждением: В этом произведении звери человечнее людей?
«Мы в ответственности за тех, кого приручили» (А. де Сент-Экзюпери, «Маленький принц).
V. Физкультминутка.
VI. Продолжение работы по теме урока 1. Перепутанные логические цепи.
Групповая работа.
— Восстановите последовательность событий. (По карточкам)
2. Займи позицию.
— В названии рассказа выражена: а) главная мысль
б) тема рассказа
VII. Обобщение.
— Почему лев умер? Зачем писатель создал рассказ с таким печальным концом?
— Мог ли написать этот рассказ человек с холодным сердцем? Ещё раз обратимся к эпиграфу.
— Вернёмся к теме, над которой мы работаем в этой четверти.
— Как вы думаете, на примере этого рассказа, почему Льва Толстого мы называем великим русским писателем?
— Что нового о себе вы поняли сегодня на уроке? Какое чувство хотели бы перенять у главного героя — льва?
— А теперь прикоснитесь рукой к своему сердцу. Вы слышите его? Всегда ли вы замечаете боль, радость, печаль других людей? Мне приятно, что в нашем классе ребята с чуткими сердцами.
VIII. Рефлексия.
Творческая работа. Составление синквейна об одном из героев рассказа.
Лев. Сильный, верный. Играл, тосковал, умер. Лев был верным другом. Преданность. | Собачка. Маленькая, доверчивая. Прижалась, доверилась, умерла. Собачка положилась на льва. Доверие. |
IX. Итог урока.
(На доске – рисунок сердца).
Сердце – наш главный орган, он постоянно работает. Ему будет легче, если мы оставим в нём только чистые и светлые мысли и чувства. Давайте очистим наши сердца! Скажем себе: «Я вернусь домой с благородным сердцем. Я буду нести всем свет и тепло своего сердца».
Домашнее задание.
— Как вы думаете, может ли такое произойти в наше время?
— Хотели бы вы изменить конец рассказа?
1) Придумать свой конец рассказа от слов: «Так прожили лев и собачка целый год»;
2) Нарисовать иллюстрацию.
Задание на карточках: подобрать к словам левой части таблицы, значения слов правой части. Указать стрелочкой.
Зверинец | богатый человек, который имеет прислугу. |
Барин | место, где в клетках содержат зверей для показа. Сейчас он называется зоопарком. |
Ощетиниться | ударялся, колотился, совершал резкие движения. |
Бился | умерла. |
Метался | беспокойно двигался из стороны в сторону. |
Издохла | поднять шерсть на спине, готовясь защищаться или нападать. |
Засовы | большие дверные задвижки. |
Лондон | город, столица Англии |
Задание на карточках: подобрать к словам левой части таблицы, значения слов правой части. Указать стрелочкой.
Зверинец | богатый человек, который имеет прислугу. |
Барин | место, где в клетках содержат зверей для показа. Сейчас он называется зоопарком. |
Ощетиниться | ударялся, колотился, совершал резкие движения. |
Бился | умерла. |
Метался | беспокойно двигался из стороны в сторону. |
Издохла | поднять шерсть на спине, готовясь защищаться или нападать. |
Засовы | большие дверные задвижки. |
Лондон | город, столица Англии |
Рассказ «Акула» произведение Льва Николаевича Толстого, рассчитанное на детскую аудиторию. Великий писатель раскрывает в этом произведении тему решимости и мужественности.
История создания произведения
Лев Николаевич Толстой, известный общественник и просветитель, активно ратовал за образованность крестьян в России, повсеместно внедряя им же разработанную систему обучения. В 1859 году основывает в своей усадьбе школу для детей крестьян.
В начале 1862 года писатель занимается изданием журнала, освещающего его просветительскую деятельность, приемы и способы детской педагогики, статьи, посвященные образованию.
Перу великого писателя принадлежат первые сборники литературы для детей в России. Книги под названиями «Новая азбука» и «Азбука», содержащие рассказы самого писателя и переложенные им басни и сказки. Сборники оказали существенное влияние на образовательные процессы детских школ лицеев того времени.
Произведение «Акула» создано писателем в начале 1875 года. Впервые рассказ увидел свет в сборнике для детей «Новая азбука». В сравнительно небольших по объему произведениях литератор пытался раскрыть читателям не простые, многогранные вопросы. Вчитываясь в краткие, ярко описанные истории, читателям проще проникнутся сутью сложных вопросов повествования, понять их и принять.
Жанр и направление
«Акула» – рассказ — назидание, описание случившегося с героями происшествия, призванный разъяснить маленьким читателям причины, по которым едва не случилась трагедия. Поможет детям на примере героев рассказа понять суть послушания, заставит прислушиваться к мнению старших, осознать суть ответственности и дисциплины.
Толстой Л.Н. один из основателей и последовательный приверженец направления реализма в Российской литературе. Реализм основной направляющей нитью пронизывает все творчество великого писателя. Рассказ «Акула» яркое тому подтверждение.
Смысл названия
Безжалостный морской хищник стал в рассказе основной движущей силой повествования. Именно появление акулы превратило обычное баловство и непослушание в неотвратимо наступающую трагедию, послужило основой сюжетной линии и кульминацией произведения.
Построение произведения
Построение произведения «Акула» строго прямая. Из повествования зримо выделяется пять связанных, последовательно идущих друг за другом частей.
Первая часть — это экспозиция, или описание самого места происшедшего события. Писатель широкими мазками рисует место, нахождения парусника, погодные условия и время повествования.
Вторая часть — представляет начало действия главных героев: капитан корабля дал разрешение освежиться экипажу, матросы сшили из запасного паруса импровизированное место для купания, а дети резвились в воде неподалеку.
Третья часть — определяет основное действие, привлечение внимания морской хищницы шумной игрой мальчишек, душевные переживания старого моряка за находящимися в смертельной опасности детьми, и мучительный поиск положительного решения назревающей трагедии.
Четвертая часть — показывает кульминацию: старый моряк и одновременно отец одного из мальчиков, найдя в себе мужество и решимость, производит пушечный выстрел в хищницу.
Пятая часть повествования является итоговым моментом, финалом, где рассеявшиеся клубы порохового чада, показывают спасшихся ребят и убитую акулу.
Суть повествования
Корабль военного флота пережидал штиль, бросив якорь возле побережья Африки. Стояла прекрасная солнечная погода. Вечерняя жара одолела экипаж, и ближе к заходу светила капитан корабля дал разрешение свободным от вахты матросам искупаться. Предвкушая прохладу, матросы спрыгнули в воду, спустили и закрепили за бортом купальню. На военном корабле, вместе с экипажем, совершали плавание двое детей. Они также спустились в импровизированную купальню, но там им стало скучно, и ребята украдкой выплыли в море. Дети, соревнуясь, вплавь припустили к бочке, удерживающей плавучий якорь. Отец ребенка, немолодой заслуженный моряк, залюбовался отроком и крича, поощрял его. Вахтенный матрос, заметив в море плавник хищника, громко закричал: — «Акула!».
На поверхности моря была отчетливо видна морская охотница. Плавник неумолимо и быстро двигался к заигравшимся детям. Старый моряк громко криком пытался привлечь внимание детей. Довольные и счастливые развлечением мальчишки ничего не услышали и продолжали купаться. Экипаж быстро занял места на дрейфующей за кораблем лодке и кинулся вдогонку за детьми. Наконец отроки увидели хищницу. Раздался испуганный крик одного из них и дети быстро поплыли друг от друга. Старый артиллерист решился на выстрел. Очень быстро подготовил пушку к ведению огня и произвел выстрел, после чего судорожно закрыв лицо обеими руками, упал возле орудия.
Все в ужасе замерли, ожидая, когда растают клубы порохового чада. Наконец стало возможным рассмотреть детей. Сразу же раздались счастливые, радостные крики. Старый артиллерист с большим трудом оторвал ладони от лица и взглянул на море. И первым, что бросилось ему в глаза, было тело мертвой акулы.
Темы
Сюжет этого произведения выделяет отдельные темы, неразрывно переплетенные между собой.
Мужественность — ведущая тема повествования писателя. В наиболее острый, кульминационный момент старый моряк смог сконцентрироваться, профессионализм, недюжинная выдержка и самообладание слились в квинтэссенцию мастерства владения орудием. Мужчина смог мастерски исполнить то, что обязан был совершить.
Отеческая отношение и любовь к своему отпрыску –следующая тема повествования. Увиденная реальная опасность гибели ребенка, жуткое, невыносимое волнения за жизнь сына придало старому артиллеристу мощнейший стимул к четкому и безошибочному действию.
Проблемы
Произведение, прежде всего, затрагивает вопросы обязательности родителей за благополучие своих детей. Ошибка старших, не предусмотревших, не предугадавших возможную опасность для купающихся мальчиков. Не окликнули и не повернули в безопасное место. Основная идея литератора доводит, что при возникновении ситуации, несущей реальную угрозу, важнейшим является сохранение выдержки. Умение не запаниковать, пресечь пугающие мысли, оценить опасность и определить порядок своих действий для предотвращения угрозы. Сконцентрировать в единое целое опыт, силу, профессиональную сноровку и выйти победителем. Такова основная мысль и смысл написания рассказа «Акула».
Чему учит
Повествование «Акула» четко и целенаправленно указывает нам на моральные ценности, используя как пример отца ребенка, артиллериста, дает урок нравственности. В самых критических жизненных ситуациях поможет отвага, сосредоточенность и сила духа. Рассказ также является напоминанием о необходимости правильно оценивать возможную степень угрозы. Дети покинули купальню и подвергли себя опасности, взрослые не стали препятствовать детским шалостям, в результате чуть не произошла трагедия.
Художественные особенности
Произведение «Акула» создано простым, понятным слогом, для облегчения детского восприятия. Повествование в рассказе от первого лица. Основная цель произведения — обучить, поэтому почти отсутствуют описания внешности героев и их диалоги, зато четко прослеживается динамка действия персонажей. Функционально текст – воздействующий. Писатель преподносит свои мысли в виде урока. В действиях героев ярко описываются охватывающие их эмоции. Однако само описание происходящих событий и испытываемых нашими героями ощущений уникально и независимо.
Анализ произведений
Художественный анализ рассказа «Акула» Л.Н. Толстого
День был свежий — свежестью травы, что тянулась вверх, облаков, что плыли в небесах, бабочек, что опускались на траву. День был соткан из тишины, но она вовсе не была немой, ее создавали пчелы и цветы, суша и океан, все, что двигалось, порхало, трепетало, вздымалось и падало, подчиняясь своему течению времени, своему неповторимому ритму. Край был недвижим, и все двигалось. Море было неспокойно, и море молчало. Парадокс, сплошной парадокс, безмолвие срасталось с безмолвием, звук со звуком. Цветы качались, и пчелы маленькими каскадами золотого дождя падали на клевер. Волны холмов и волны океана, два рода движения, были разделены железной дорогой, пустынной, сложенной из ржавчины и стальной сердцевины, дорогой, по которой, сразу видно, много лет не ходили поезда. На тридцать миль к северу она тянулась, петляя, потом терялась в мглистых далях; на тридцать миль к югу пронизывала острова летучих теней, которые на глазах смещались и меняли свои очертания на склонах далеких гор.
Неожиданно рельсы задрожали.
Сидя на путях, одинокий дрозд ощутил, как рождается мерное слабое биение, словно где-то, за много миль, забилось чье-то сердце.
Черный дрозд взмыл над морем.
Рельсы продолжали тихо дрожать, и наконец из-за поворота показалась, вдоль по берегу пошла небольшая дрезина, в великом безмолвии зафыркал и зарокотал двухцилиндровый мотор.
На этой маленькой четырехколесной дрезине, на обращенной в две стороны двойной скамейке, защищенные от солнца небольшим тентом, сидели мужчина, его жена и семилетний сынишка. Дрезина проходила один пустынный участок за другим, ветер бил в глаза и развевал волосы, но все трое не оборачивались и смотрели только вперед. Иногда, на выходе из поворота, глядели нетерпеливо, иногда печально, и все время настороженно — что дальше?
На ровной прямой мотор вдруг закашлялся и смолк. В сокрушительной теперь тишине казалось — это покой, излучаемый морем, землей и небом, затормозил и пресек вращение колес.
— Бензин кончился.
Мужчина, вздохнув, достал из узкого багажника запасную канистру и начал переливать горючее в бак.
Его жена и сын тихо глядели на море, слушали приглушенный гром, шепот, слушали, как раздвигается могучий занавес из песка, гальки, зеленых водорослей, пены.
— Море красивое, правда? — сказала женщина.
— Мне нравится, — сказал мальчик.
— Может быть, заодно сделаем привал и поедим?
Мужчина навел бинокль на зеленый полуостров вдали.
— Давайте. Рельсы сильно изъело ржавчиной. Впереди путь разрушен. Придется ждать, пока я исправлю.
— Сколько лопнуло рельсов, столько привалов! — сказал мальчик.
Женщина попыталась улыбнуться, потом перевела свои серьезные, пытливые глаза на мужчину.
— Сколько мы проехали сегодня?
— Неполных девяносто миль. — Мужчина все еще напряженно глядел в бинокль. — Больше, по-моему, и не стоит проходить в день. Когда гонишь, не успеваешь ничего увидеть. Послезавтра будем в Монтерее, на следующий день, если хочешь, в Пало Альто.
Женщина развязала ярко-желтые ленты широкополой соломенной шляпы, сняла ее с золотистых волос и, покрытая легкой испариной, отошла от машины. Они столько ехали без остановки на трясучей дрезине, что все тело пропиталось ее ровным ходом. Теперь, когда машина остановилась, было какое-то странное чувство, словно с них сейчас снимут оковы.
— Давайте есть!
Мальчик бегом отнес корзинку с припасами на берег. Мать и сын уже сидели перед расстеленной скатертью, когда мужчина спустился к ним; на нем был строгий костюм с жилетом, галстук и шляпа, как будто он ожидал кого-то встретить в пути. Раздавая сэндвичи и извлекая маринованные овощи из прохладных зеленых баночек, он понемногу отпускал галстук и расстегивал жилет, все время озираясь, словно готовый в любую секунду опять застегнуться на все пуговицы.
— Мы одни, папа? — спросил мальчик, не переставая жевать.
— Да.
— И больше никого, нигде?
— Больше никого.
— А прежде на свете были люди?
— Зачем ты все время спрашиваешь? Это было не так уж давно. Всего несколько месяцев. Ты и сам помнишь.
— Плохо помню. А когда нарочно стараюсь припомнить, и вовсе забываю. — Мальчик просеял между пальцами горсть песка. — Людей было столько, сколько песка тут на пляже? А что с ними случилось?
— Не знаю, — ответил мужчина, и это была правда.
В одно прекрасное утро они проснулись и мир был пуст. Висела бельевая веревка соседей, и ветер трепал ослепительно белые рубашки, как всегда поутру блестели машины перед коттеджами, но не слышно ничьего «до свидания», не гудели уличным движением мощные артерии города, телефоны не вздрагивали от собственного звонка, не кричали дети в чаще подсолнечника.
Лишь накануне вечером он сидел с женой на террасе, когда принесли вечернюю газету, и даже не развертывая ее, не глядя на заголовки, сказал:
— Интересно, когда мы ему осточертеем и он всех нас выметет вон?
— Да, до чего дошло, — подхватила она. — И не остановишь. Как же мы глупы, правда?
— А замечательно было бы… — Он раскурил свою трубку. — Проснуться завтра, и во всем мире ни души, начинай все сначала!
Он сидел и курил, в руке сложенная газета, голова откинута на спинку кресла.
— Если бы можно было сейчас нажать такую кнопку, ты бы нажал?
— Наверно, да, — ответил он. — Без насилия. Просто все исчезнет с лица земли. Оставить землю и море, и все что растет — цветы, траву, плодовые деревья. И животные тоже пусть остаются. Все оставить, кроме человека, который охотится, когда не голоден, ест, когда сыт, жесток, хотя его никто не задевает.
— Но мы-то должны остаться. — Она тихо улыбнулась.
— Хорошо было бы. — Он задумался. — Впереди — сколько угодно времени. Самые длинные каникулы в истории. И мы с корзиной припасов, и самый долгий пикник. Только ты, я и Джим. Никаких сезонных билетов.
Не нужно тянуться за Джонсами. Даже автомашины не надо. Придумать какой-нибудь другой способ путешествовать, старинный способ. Взять корзину с сэндвичами, три бутылки шипучки, дальше, как понадобится, пополнять запасы в безлюдных магазинах в безлюдных городах, и впереди нескончаемое лето…
Долго они сидели молча на террасе, их разделяла свернутая газета.
Наконец она сказала:
— А нам не будет одиноко?
Вот каким было утро нового мира. Они проснулись и услышали мягкие звуки земли, которая теперь была просто-напросто лугом, города тонули в море травы-муравы, ноготков, маргариток, вьюнков. Сперва они приняли это удивительно спокойно, должно быть потому, что уже столько лет не любили город и позади было столько мнимых друзей, и была замкнутая жизнь в уединении, в механизированном улье.
Муж встал с кровати, выглянул в окно и спокойно, словно речь шла о погоде, заметил:
— Все исчезли.
Он понял это по звукам, которых город больше не издавал.
Они завтракали не торопясь, потому что мальчик еще спал, потом муж выпрямился и сказал:
— Теперь мне надо придумать, что делать.
— Что делать? Как… разве ты не пойдешь на работу?
— Ты все еще не веришь, да? — Он засмеялся. — Не веришь, что я не буду каждый день выскакивать из дому в десять минут девятого, что Джиму больше никогда не надо ходить в школу. Всё, занятия кончились, для всех нас кончились! Больше никаких карандашей, никаких книг и кислых взглядов босса! Нас отпустили, милая, и мы никогда не вернемся к этой дурацкой, проклятой, нудной рутине. Пошли!
И он повел ее по пустым и безмолвным улицам города.
— Они не умерли, — сказал он. — Просто… ушли.
— А другие города?
Он зашел в телефонную будку, набрал номер Чикаго, потом Нью-Йорка, потом Сан- Франциско. Молчание. Молчание. Молчание.
Все, — сказал он, вешая трубку.
— Я чувствую себя виноватой, — сказала она. — Их нет, а мы остались. И… я радуюсь. Почему? Ведь я должна горевать.
— Должна? Никакой трагедии нет. Их не пытали, не жгли, не мучали. Они исчезли и не почувствовали этого, не узнали. И теперь мы ни перед кем не обязаны. У нас одна обязанность — быть счастливыми. Тридцать лет счастья впереди, разве плохо?
— Но… но тогда нам нужно заводить еще детей?
— Чтобы снова населить мир? — Он медленно, спокойно покачал головой. — Нет. Пусть Джим будет последним. Когда он состарится и умрет, пусть мир принадлежит лошадям и коровам, бурундукам и паукам Они без нас не пропадут. А потом когда- нибудь другой род, умеющий сочетать естественное счастье с естественным любопытством, построит города, совсем не такие, как наши, и будет жить дальше. А сейчас уложим корзину, разбудим Джима и начнем наши тридцатилетние каникулы. Ну, кто первым добежит до дома?
Он взял с маленькой дрезины кувалду, и пока он полчаса один исправлял ржавые рельсы, женщина и мальчик побежали вдоль берега. Они вернулись с горстью влажных ракушек и чудесными розовыми камешками, сели, и мать стала учить сына, и он писал карандашом в блокноте домашнее задание, а в полдень к ним спустился с насыпи отец, без пиджака, без галстука, и они пили апельсиновую шипучку, глядя, как в бутылках, теснясь, рвутся вверх пузырьки. Стояла тишина. Они слушали, как солнце настраивает старые железные рельсы. Соленый ветер разносил запах горячего дегтя от шпал, и мужчина легонько постукивал пальцем по своему карманному атласу.
— Через месяц, в мае, доберемся до Сакраменто, оттуда двинемся в Сиэтл. Пробудем там до первого июля, июль хороший месяц в Вашингтоне, потом, как станет холоднее, обратно, в Йеллоустон, несколько миль в день, здесь поохотимся, там порыбачим…
Мальчику стало скучно, он отошел к самой воде и бросал палки в море, потом сам же бегал за ними, изображая ученую собаку.
Отец продолжал:
— Зимуем в Таксоне, в самом конце зимы едем во Флориду, весной — вдоль побережья, в июне попадем, скажем, в Нью-Йорк. Через два года лето проводим в Чикаго. Через три года — как ты насчет того, чтобы провести зиму в Мехико-Сити? Куда рельсы приведут, куда угодно, и если нападем на совсем неизвестную старую ветку — превосходно, поедем по ней до конца, посмотрим, куда она ведет. Когда- нибудь, честное слово, пойдем на лодке вниз по Миссисипи, я об этом давно мечтал. На всю жизнь хватит, не маршрут — находка…
Он смолк. Он хотел уже захлопнуть атлас неловкими руками, но что-то светлое мелькнуло в воздухе и упало на бумагу. Скатилось на песок, и получился мокрый комочек.
Жена глянула на влажное пятнышко и сразу перевела взгляд на его лицо. Серьезные глаза его подозрительно блестели. И по одной щеке тянулась влажная дорожка.
Она ахнула. Взяла его руку и крепко сжала.
Он стиснул ее руку и, закрыв глаза, через силу заговорил:
— Хорошо, правда, если бы мы вечером легли спать, а ночью все каким-то образом вернулось на свои места. Все нелепости, шум и гам, ненависть, все ужасы, все кошмары, злые люди и бестолковые дети, вся эта катавасия, мелочность, суета, все надежды, чаяния и любовь. Правда, было бы хорошо?
Она подумала, потом кивнула.
И тут оба вздрогнули.
Потому что между ними (когда он пришел?), держа в руке бутылку из-под шипучки, стоял их сын.
Лицо мальчика было бледно. Свободной рукой он коснулся щеки отца, там где оставила след слезинка.
— Ты… — сказал он и вздохнул. — Ты… Папа, тебе тоже не с кем играть.
Жена хотела что-то сказать.
Муж хотел взять руку мальчика.
Мальчик отскочил назад.
— Дураки! Дураки! Глупые дураки! Болваны вы, болваны!
Сорвался с места, сбежал к морю и, стоя у воды, залился слезами.
Мать хотела пойти за ним, но отец ее удержал.
— Не надо. Оставь его.
Тут же оба оцепенели. Потому что мальчик на берегу, не переставая плакать, что- то написал на клочке бумаги, сунул клочок в бутылку, закупорил ее железным колпачком, взял покрепче, размахнулся — и бутылка, описав крутую блестящую дугу, упала в море.
Что, думала она, что он написал на бумажке? Что там, в бутылке?
Бутылка плыла по волнам.
Мальчик перестал плакать.
Потом он отошел от воды и остановился около родителей, глядя на них, лицо ни просветлевшее, ни мрачное, ни живое, ни убитое, ни решительное, ни отрешенное, а какая-то причудливая смесь, словно он примирился со временем, стихиями и этими людьми. Они смотрели на него, смотрели дальше, на залив и затерявшуюся в волнах светлую искорку — бутылку, в которой лежал клочок бумаги с каракулями.
Он написал наше желание? — думала женщина.
Написал то, о чем мы сейчас говорили, нашу мечту?
Или написал что-то свое,пожелал для себя одного,чтобы проснуться завтра утром — и он один в безлюдном мире, больше никого, ни мужчины, ни женщины, ни отца, ни матери, никаких глупых взрослых с их глупыми желаниями, подошел к рельсам и сам, в одиночку, повел дрезину через одичавший материк, один отправился в нескончаемое путешествие, и где захотел — там и привал.
Это или не это? Наше или свое?..
Она долго глядела в его лишенные выражения глаза, но не прочла ответа, а спросить не решилась.
Тени чаек парили в воздухе, осеняя их лица мимолетной прохладой.
— Пора ехать,- сказал кто-то.
Они поставили корзину на платформу. Женщина покрепче привязала шляпу к волосам желтой лентой, ракушки сложили кучкой на доски, муж надел галстук, жилет, пиджак и шляпу, и все трое сели на скамейку,глядя в море,- там, далеко, у самого горизонта, поблескивала бутылка с запиской.
— Если попросить — исполнится? — спросил мальчик. — Если загадать — сбудется?
— Иногда сбывается… даже чересчур.
— Смотря чего ты просишь.
Мальчик кивнул, мысли его были далеко.
Они посмотрели назад, откуда приехали, потом вперед, куда предстояло ехать.
— До свиданья, берег, — сказал мальчик и помахал рукой.
Дрезина покатила по ржавым рельсам. Ее гул затих и пропал. Вместе с ней вдали, среди холмов, пропали женщина, мужчина, мальчик.
Когда они скрылись, рельсы минуты две тихонько дребезжали, потом смолкли. Упала ржавая чешуйка. Кивнул цветок.
Море сильно шумело.
Мишутка и Стасик сидели в саду на скамеечке и разговаривали. Только они разговаривали не просто, как другие ребята, а рассказывали друг другу разные небылицы, будто пошли на спор, кто кого переврет.
— Сколько тебе лет? — спрашивает Мишутка.
— Девяносто пять. А тебе?
— А мне сто сорок. Знаешь, — говорит Мишутка, — раньше я был большой-большой, как дядя Боря, а потом сделался маленький.
— А я, — говорит Стасик, — сначала был маленький, а потом вырос большой, а потом снова стал маленький, а теперь опять скоро буду большой.
— А я, когда был большой, всю реку мог переплыть, — говорит Мишутка.
— У! А я море мог переплыть!
— Подумаешь — море! Я океан переплывал!
— А я раньше летать умел!
— А ну, полети!
— Сейчас не могу: разучился.
— А я один раз купался в море, — говорит Мишутка, — и на меня напала акула. Я ее бац кулаком, а она меня цап за голову — и откусила.
— Врешь!
— Нет, правда!
— Почему же ты не умер?
— А зачем мне умирать? Я выплыл на берег и пошел домой.
— Без головы?
— Конечно, без головы. Зачем мне голова?
— Как же ты шел без головы?
— Так и шел. Будто без головы ходить нельзя.
— Почему же ты теперь с головой?
— Другая выросла.
«Ловко придумал!» — позавидовал Стасик. Ему хотелось соврать получше Мишутки.
— Ну, это что! — сказал он. — Вот я раз был в Африке, и меня там крокодил съел.
— Вот так соврал! — рассмеялся Мишутка.
— Вовсе нет.
— Почему же ты теперь живой?
— Так он же меня потом выплюнул,
Мишутка задумался. Ему хотелось переврать Стасика. Он думал, думал, наконец говорит:
— Один раз я шел по улице. Кругом трамваи, автомобили, грузовики…
— Знаю, знаю! — закричал Стасик. — Сейчас расскажешь, как тебя трамвай переехал. Ты уже врал про это.
— Ничего подобного. Я не про это.
— Ну ладно. Ври дальше.
— Вот я иду, никого не трогаю. Вдруг навстречу автобус. Я его не заметил, наступил ногой — рраз! — и раздавил в лепешку.
— Ха-ха-ха! Вот это враки!
— А вот и не враки!
— Как же ты мог раздавить автобус?
— Так он же совсем маленький был, игрушечный. Его мальчишка на веревочке тащил.
— Ну, это не удивительно, — сказал Стасик. — А я раз на Луну летал.
— Эва, куда махнул! — засмеялся Мишутка.
— Не веришь? Честное слово!
— На чем же ты летал?
— На ракете. На чем еще на Луну летают? Будто не знаешь сам!
— Что же ты там, на Луне видел?
— Ну, что… — замялся Стасик. — Что я там видел? Ничего и не видел.
— Ха-ха-ха! — рассмеялся Мишутка. — А говорит, на Луну летал!
— Конечно, летал.
— Почему же ничего не видел?
— А темно было. Я ведь ночью летал. Во сне. Сел на ракету и как полечу в космическое пространство. У-у-у! А потом как полечу обратно… Летел, летел, а потом бряк о землю… ну и проснулся…
— А-а, — протянул Мишутка. — Так бы сразу и говорил. Я ведь не знал, что ты — во сне.
Тут пришел соседский Игорь и сел рядом на скамеечке. Он слушал, слушал Мишутку и Стасика, потом говорит:
— Вот врут-то! И вам не стыдно?
— А чего стыдно? Мы же никого не обманываем, — сказал Стасик. — Просто выдумываем, будто сказки рассказываем.
— Сказки! — презрительно фыркнул Игорь. — Нашли занятие!
— А ты думаешь, легко выдумывать!
— Чего проще!
— Ну, выдумай что-нибудь.
— Сейчас… — сказал Игорь. — Пожалуйста.
Мишутка и Стасик обрадовались и приготовились слушать.
— Сейчас, — повторил Игорь. — Э-э-э… гм… кхм… э-э-э…
— Ну, что ты все «э» да «э»!
— Сейчас! Дайте подумать.
— Ну, думай, думай!
— Э-э-э, — снова сказал Игорь и посмотрел на небо. — Сейчас, сейчас… э-э-э…
— Ну, чего же ты не выдумываешь? Говорил — чего проще!
— Сейчас… Вот! Один раз я дразнил собаку, а она меня цап за ногу и укусила. Вот даже шрам остался.
— Ну и что же ты тут выдумал? — спросил Стасик.
— Ничего. Как было, так и рассказал.
— А говорил — выдумывать мастер!
— Я мастер, да не такой, как вы. Вот вы все врете, да без толку, а я вчера соврал, мне от этого польза.
— Какая польза?
— А вот. Вчера вечером мама и папа ушли, а мы с Ирой остались дома. Ира легла спать, а я залез в буфет и съел полбанки варенья. Потом думаю: как бы мне не попало. Взял Ирке губы вареньем намазал. Мама пришла: «Кто варенье съел?» Я говорю: «Ира». Мама посмотрела, а у нее все губы в варенье. Сегодня утром ей от мамы досталось, а мне мама еще варенья дала. Вот и польза.
— Значит, из-за тебя другому досталось, а ты и рад! — сказал Мишутка.
— А тебе что?
— Мне ничего. А вот ты этот, как это называется… Брехун! Вот!
— Сами вы брехуны!
— Уходи! Не желаем с тобой на лавочке сидеть.
— Я и сам не стану с вами сидеть.
Игорь встал и ушел. Мишутка и Стасик тоже пошли домой. По дороге им попалась палатка с мороженым. Они остановились, стали рыться в карманах и считать, сколько у них денег. У обоих набралось только на одну порцию мороженого.
— Купим порцию и разделим пополам, — предложил Стасик.
Продавщица дала им мороженое на палочке.
— Пойдем домой, — говорит Мишутка, — разрежем ножом, чтоб было точно.
— Пойдем.
На лестнице они встретили Иру. Глаза у нее были заплаканные.
— Ты чего ревела? — спрашивает Мишутка.
— Меня мама гулять не пускала.
— За что?
— За варенье. А я его и не ела. Это Игорь на меня наговорил. Наверное, сам съел, а на меня свалил.
— Конечно, Игорь съел. Он сам нам хвастался. Ты не плачь. Пойдем, я тебе свою полпорцию мороженого дам, — сказал Мишутка.
— И я тебе свою полпорцию отдам, вот только попробую разочек и отдам, — пообещал Стасик.
— А вы разве не хотите сами?
— Не хотим. Мы уже по десять порций съели сегодня, — сказал Стасик.
— Давайте лучше это мороженое на троих разделим, — предложила Ира.
— Правильно! — сказал Стасик. — А то у тебя заболит горло, если ты одна всю порцию съешь.
Пошли они домой, разделили мороженое на три части.
— Вкусная штука! — сказал Мишутка. — Я очень люблю мороженое. Один раз я съел целое ведро мороженого.
— Ну, ты выдумываешь все! — засмеялась Ира. — Кто тебе поверит, что ты ведро мороженого съел!
— Так оно ведь совсем маленькое было, ведрышко! Такое бумажное, не больше стакана…
Выбрать из 90-томного собрания сочинений всего лишь десять произведений — настоящий вызов. Но мы сделали попытку.
1. Детство (1852)
Кадр из фильма «Детство. Отрочество. Юность» — Петр Фоменко,1973
С этого произведения большинство русских детей начинают знакомство со Львом Толстым. «Детство» — часть биографической трилогии, и одна из первых попыток препарировать чувства и мысли, найти их природу. Автор пристально наблюдает за своим героем, маленьким Николаем (а фактически за самим собой) на переходном этапе его жизни — отец забирает его в Москву из родного дома, отнимает от любимой матери, которая олицетворяет чистоту и уют. Позже она умирает, и счастливое детство героя на этом заканчивается. Толстой в подробностях разбирает обиду, стыд, стеснение, волнение — все, что переживает ребенок.
2. Севастопольские рассказы (1855—1856)
Франц Рубо. Панорама «Оборона Севастополя 1854—1855 гг.» (Фрагмент)
Глядя на самый памятный портрет седобородого Толстого, сложно предположить, что он когда-то был бравым офицером. Тем не менее, несколько лет он служил на Кавказе, а во время Крымской войны 1853-56 годов провел почти год в Севастополе, даже командовал батареей. Это было тяжелым временем для писателя, и все ужасы войны он отразил в «Севастопольских рассказах». Первый из трех рассказов цикла был издан еще когда война была в самом разгаре и имел невероятный успех у публики, ждавшей любых сводок с фронта. В сущности, это было первое реалистическое произведение о войне.
3. Война и мир (1863—1869)
Кадр из сериала BBC «Война и мир» — Том Харпер/BBC Cymru Wales, 2016
Толстой немыслим без своего главного романа-эпопеи, которую его жена Софья Андреевна вручную переписывала несколько раз, внося бесконечные правки. В «Войне и мире» ему удалось описать и военные события, и как они отразились на жизни нескольких поколений.
Описал он и Москву, и Петербург и судьбы целых дворянских семей, а кроме того, дал невероятно объемные психологические портреты самых разных героев — вжился и в юную Наташу Ростову, и в старого сварливого князя Болконского, и даже в самого Наполеона. Войну 1812 года против Франции в массовом сознании часто воспринимается именно через призму творения Толстого. Изначально автор планировал писать роман про декабристов, но копая первопричины восстания 1825 года, он вышел именно на эту войну и решил разобрать, как она перевернула судьбу России.
4. Кавказский пленник (1872)
Кадр из фильма «Кавказский пленник» — Георгий Калатозишвили/Грузия-фильм,1975
Повесть Толстого хоть и написана спустя 50 лет после поэмы «Кавказский пленник», но несомненно имеет отсылку к Пушкину. Двое русских офицеров попадают в плен к горцам по вине одного из них, не прикрывшего спину сослуживцу, но бросившегося бежать прочь. Главный герой всячески пытается сбежать из плена — и в этом ему помогает дочь горца, в сарае которого его держат в заточении. В России считается, что это рассказ для детей и подростков — о войне, о чести и честности, о достоинстве.
Кадр из фильма «Кавказский пленник» — Сергей Бодров (старший)/АО «Караван», 1996
Кроме того, он был не раз переиздан и экранизирован, в том числе в фильме Сергея Бодрова-ст. 1996 года, где действие было перенесено во времена Чеченской войны 1990-х.
5. Анна Каренина (1873—1877)
Кадр из фильма «Анна Каренина» с Кирой Найтли — Джо Райт/Studio Canal, Working Title Films,2012
Все поклонники Толстого делятся на тех, кто любит «Войну и мир» и тех, кто любит «Анну Каренину». Еще один внушительный по объемам роман, однако, не охватывает столь обширный материал. Теперь Толстой сконцентрировался на природе счастья и несчастья семейной жизни.
Эта тема невероятно заботила автора и он пытался решить самые разные этические вопросы: можно ли оставить ребенка ради любимого человека и можно ли простить измену ради счастья детей. Кроме того, в романе есть герой, отражающий образ самого Толстого — это Константин Левин, который уходит из светской жизни и начинает пахать поле вместе со своими крестьянами.
6. Смерть Ивана Ильича (1884—1886)
Кадр из фильма «Простая смерть» по мотивам повести Л.Н. Толстого — Александр Кайдановский/Ленфильм, 1985
Смерть занимает важное место в русской литературе. И этот роман Толстого — квинтэссенция размышления русского человека о ней, попытка заглянуть смерти в лицо. Толстой подробно описывает процесс умирания Ивана Ильича — и в самом конце, уже в последнюю секунду перед кончиной, оказывается, что смерти больше нет. Как, впрочем, нет и жизни.
7. Крейцерова соната (1887—1889)
Кадр из фильма «Крейцерова соната» — София Милькина, Михаил Швейцер/Мосфильм, 1987
Эта небольшая повесть вызвала невероятно бурную реакцию в обществе, ей зачитывалась молодежь, но одно время она даже была запрещена к печати царской цензурой. По сюжету муж убивает жену в порыве ревности. Его оправдывают, и через много лет рассказывая об этой истории случайному попутчику, он размышляет, как сильно развращено все общество.
Ему противно, что девушек с юности готовят быть хорошими женами и угождать мужьям, а для юношей считается нормальным предаваться разврату до брака. Толстой транслирует собственное разочарование в институте брака, его кризис. При том он вообще призывает отказаться от всего плотского, предназначение женщины он видит именно в рождении детей и уходе за ними.
8. Воскресение (1889—1899)
Кадр из фильма «Воскресение» — Михаил Швейцер/Мосфильм, 1960
Последний роман Льва Толстого, который он сам считал своим лучшим произведением. Это история искупления некогда распутного офицера. Он соблазнил невинную воспитанницу своей тетушки, и оставив ей деньги, не попрощавшись уехать вновь на службу. Для него это был лишь эпизод, а вот жизнь девушки была сломана — она забеременела, вынуждена была уехать, искать себе средства для пропитания.
В итоге они встречаются в суде: он в качестве скучающего присяжного, а она как подсудимая. Узнав ее страшную историю, бывший офицер переживает невероятный внутренний перелом. Он едет за девушкой на каторгу, чтобы облегчить ее существование… Роман отражает духовные скитания и самого Толстого.
9. Хаджи-Мурат (1896—1904)
Иллюстрация к книге Толстого Л. Н. «Хаджи-Мурат» — Александр Сафонов
Толстой вновь обращается к кавказской теме и использует в качестве основы сюжета реальную историю, которая заинтересовала его еще более 40 лет назад во время службы на Кавказе. Хаджи-Мурат — правая рука главаря горцев имама Шамиля — переходит на сторону русской армии. Его как дорогого гостя принимает у себя командующий состав армии. Хаджи-Мурат обещает русским обратить на их сторону весь Дагестан, если они помогут ему вызволить семью из плена Шамиля. Но конечно, в верность «перебежчика» верят далеко не все..
10. Отец Сергий (1898)
Кадр из фильма «Отец Сергий» — Игорь Таланкин/Мосфильм,1978
В 1880-х годах Толстой переживает серьезный духовный переворот, пересматривая свое отношение к вере и нравственности. В «Отце Сергие» он расписывает практически образцовый духовный путь, который может проделать человек. Пылкий молодой офицер Степан разрывает помолвку с красавицей невестой, узнав, что она была любовницей императора, которым он также восхищался. Степан уходит в монастырь, где становится праведником — отцом Сергием.
Однако даже в монастыре он не может обрести настоящую веру и бесконечные паломники отвлекают его от праведного образа жизни — тогда он уходит из обители странствовать и искать свой путь в мирных занятиях и уходе за больными. Толстой пристально следит за психологическим портретом героя на всех стадиях его пути.