Романтизм в рассказе горького старуха изергиль

Домашнее задание к уроку 1. выписать из словаря литературоведческих терминов определение термина романтизм. 2. прочитать рассказ максима горького старуха изергиль


Домашнее задание к уроку

1. Выписать из словаря литературоведческих терминов определение термина романтизм.
2. Прочитать рассказ Максима Горького «Старуха Изергиль»
3. Ответить на вопросы:
1) Сколько легенд рассказала Старуха Изергиль?
2) Что случилось с девушкой из «страны большой реки»?
3) Как старейшины назвали сына орла?
4) Почему, подойдя близко к людям, Ларра не защищался?
5) Какое чувство охватило заблудившихся в лесу людей, почему?
6) Что сделал Данко для людей?
7) Сравните характеры Данко и Ларры.
8) Была ли оправдана жертва Данко?

Цель урока

Познакомить учащихся с рассказом Максима Горького «Старуха Изергиль» как романтическим произведением; совершенствовать умения и навыки анализа прозаического текста; дать представление о
романтической эстетике раннего Горького.

Слово учителя

Рассказ М. Горького «Старуха Изергиль» был написан в 1894 году и впервые опубликован в 1895 году в «Самарской газете». Это произведение, как и рассказ «Макар Чудра», принадлежит к раннему периоду
творчества писателя. С этого момента Горький заявил о себе как о выразителе особого способа миропонимания и носителе вполне определенной эстетики – романтической. Так как ко времени написания
рассказа романтизм в искусстве уже пережил свой расцвет, раннее творчество Горького в литературоведении принято называть неоромантическим.

Дома вы должны были выписать из словаря литературоведческих терминов определение романтизма.


Романтизм
– «в широком смысле слова художественный метод, в котором доминирующее значение имеет субъективная позиция писателя по отношению к изображаемым явлениям жизни, тяготение его не
столько к воспроизведению, сколько к пересозданию действительности, что ведет к развитию в особенности условных форм творчества (фантастика, гротеск, символичность и пр.), к выдвижению на первый
план исключительных характеров и сюжетов, к усилению субъективно-оценочных элементов в авторской речи, к произвольности композиционных связей и пр.»

Слово учителя

Традиционно для романтического произведения характерен культ необыкновенной личности. Нравственные качества героя не имеют определяющего значения. В центре повествования оказываются злодеи,
разбойники, полководцы, цари, прекрасные дамы, благородные рыцари, убийцы – кто угодно, лишь бы жизнь их была захватывающей, особенной и полной приключений. Романтический герой всегда узнаваем. Он
презирает жалкую жизнь обывателей, бросает вызов миру, зачастую предчувствуя, что не будет в этой битве победителем.
Для романтического произведения характерно романтическое двоемирие, четкое деление мира на реальный и идеальный. В некоторых произведениях идеальный мир реализован как потусторонний, в других –
как мир, не тронутый цивилизацией. На протяжении всего произведения, сюжетное развитие которого сконцентрировано на самых ярких вехах жизни героя, характер исключительной личности остается
неизменным. Стиль повествования ярок и эмоционален.

Запись в тетради

Особенности романтического произведения:
1. Культ необыкновенной личности.
2. Романтический портрет.
3. Романтическое двоемирие.
4. Статичность романтического характера.
5. Романтический сюжет.
6. Романтический пейзаж.
7. Романтическая стилистика.

Вопрос

Какие из прочитанных ранее произведений вы можете назвать романтическими? Почему?

Ответ

Романтические произведения Пушкина, Лермонтова.

Слово учителя

Отличительные черты романтических образов Горького – гордая непокорность судьбе и дерзкое свободолюбие, цельность натуры и героичность характера. Романтический герой стремится к ничем не
стесняемой свободе, без которой нет для него подлинного счастья и которая ему нередко дороже самой жизни. В романтических рассказах воплощены наблюдения писателя противоречий человеческой души и
мечта о красоте. Макар Чудра говорит: «Смешны они, те твои люди. Сбились в кучу и давят друг друга, а места на земле вон сколько…»
Старуха Изергиль почти вторит ему: «И вижу я, не живут
люди, а все примеряются»
.

Аналитическая беседа

Вопрос

Какова композиция рассказа «Старуха Изергиль»?

Ответ

Рассказ состоит из 3 частей:
1) легенда о Ларре;
2) рассказ о жизни Изергиль;
3) легенда о Данко.

Вопрос

Какой прием лежит в основе построения рассказа?

Ответ

Рассказ строится на противопоставлении двух персонажей, являющихся носителями противоположных жизненных ценностей. Бескорыстная любовь Данко к людям и ничем не сдерживаемый эгоизм Ларры –
проявления одного и того же чувства – любви.

Вопрос

Докажите (по плану в тетради), что рассказ является романтическим. Сопоставьте портреты Ларры и Данко.

Ответ

Ларра – юноша «красивый и сильный», «глаза его были холодны и горды, как у царя птиц»
. В рассказе нет подробного портрета Ларры, автор обращает внимание лишь на глаза и гордую, заносчивую
речь «сына орла».

Данко также очень трудно зрительно представить. Изергиль говорит, что он был «молодой красавец», один из тех, кто всегда смел, потому что красив. Вновь особое внимание читателя обращается на глаза
героя, которые названы очами: «…в очах его светилось много силы и живого огня»
.

Вопрос

Являются ли они необыкновенными личностями?

Ответ

Бесспорно, Данко и Ларра – личности исключительные. Ларра не повинуется роду и не чтит старейшин, ходит, куда ему вздумается, делает, что ему захочется, не признавая права выбора за другими.
Рассказывая о Ларре, Изергиль использует эпитеты, более подходящие для описания животного: ловок, силен, хищен, жесток
.

Вопрос

Ответ

В рассказе «Старуха Изергиль» идеальный мир реализуется как далекое прошлое земли, время, которое сейчас стало мифом, и память, о котором осталась лишь в легендах о юности человечества. Только
молодая земля могла, по мнению автора, родить героические характеры людей, одержимых сильными страстями. Изергиль несколько раз подчеркивает, что современным «жалким»
людям такая сила
чувствования и жадность жизни недоступны.

Вопрос

Развиваются ли характеры Ларры, Данко и Изергиль на протяжении рассказа или они изначально заданы и неизменны?

Ответ

Характеры Ларры, Данко и Изергиль не подвергаются изменениям на протяжении рассказа и трактуются однозначно: главная и единственная черта характера Ларры – эгоизм, отрицание иного закона, кроме
воли. Данко – проявление любви к людям, Изергиль же все свое существование подчинила собственной жажде наслаждения.

Вопрос

Какие из описанных старухой событий можно считать необыкновенными?

Ответ

Обе истории, рассказанные Изергиль, содержат описание необыкновенных событий. Жанр легенды обусловил их изначальную фантастическую сюжетную основу (рождение ребенка от орла, неотвратимость
свершившегося проклятия, свет искр горящего сердца Данко и пр.).

Работа с текстом

Сопоставьте героев (Данко и Ларру) по следующим параметрам:
1) портрет;
2) впечатление, производимое на окружающих;
3) понимание гордости;
4) отношение к людям;
5) поведение в момент суда;
6) судьба героев.


Параметры/Герои

Данко

Ларра

Портрет
Молодой красавец.
Красивые – всегда смелы; в очах его светилось много силы и живого огня
Юноша, красивый и сильный; глаза его были холодны и горды, как у царя птиц

Впечатление, производимое
на окружающих
Посмотрели на него и увидали, что он лучший из всех Все смотрели с удивлением на сына орла;
Это оскорбило их;
Тогда уж совсем рассердились они

Понимание гордости
Во мне есть мужество вести, вот потому я повел вас! Отвечал, что таких, как он, нет больше;
Стоял один против всех;
Долго говорили с ним и, наконец, увидели, что он считает себя первым на земле и, кроме себя, не видит ничего

Отношение
к людям
Данко смотрел на тех, ради которых он понес труд, и видел, что они – как звери;
Тогда и его сердце вскипело негодование, но от жалости к людям оно погасло;
Он любил людей думал, что, может быть, без него они погибнут
Она оттолкнула его да и пошла прочь, а он ударил ее и, когда она упала, встал ногой на ее грудь;
У него не было ни племени, ни матери, ни скота, ни жены, и он не хотел ничего этого;
Я убил ее потому, мне кажется, – что меня оттолкнула она… А мне было нужно ее;
А он отвечал, что хочет сохранить себя целым

Поведение
в момент суда
Что сделали вы в помощь себе? Вы только шли и не умели сохранить силы на путь более долгий! Вы только шли, шли, как стадо овец! – Развяжите меня! Я не буду говорить связанный!

Судьба героев
Бросился вперед на свое место, высоко держа горящее сердце и освещая им путь людям;
А Данко все был впереди, и сердце его все пылало, пылало!
Он не может умереть! – с радостью сказали люди;
– Остался он один, свободный, ожидая смерти;
Ему нет жизни и смерть не улыбается ему

Аналитическая беседа

Вопрос

В чем источник трагедии Ларры?

Ответ

Ларра не мог и не хотел идти на компромисс между своими желаниями и законами общества. Эгоизм понимается им как проявление личной свободы, а свое право – право сильного от рождения.

Вопрос

Как был наказан Ларра?

Ответ

В наказание старейшины обрекли Ларру на бессмертие и невозможность самому решать, жить ему или умереть, они ограничили его свободу. Люди лишили Ларру того, ради чего только и стоило, по его
мнению, жить – права жить по собственному закону.

Вопрос

Какое чувство является основным в отношении Ларры к людям? Ответ подтвердите примером из текста.

Ответ

По отношению к людям Ларра не испытывает никаких чувств. Он хочет «сохранить себя целым»
, то есть получить от жизни многое, ничего не давая взамен.

Вопрос

Какое чувство переживает Данко, глядя в толпу судящих его людей? Ответ подтвердите примером из текста.

Ответ

Глядя на тех, ради кого он, рискуя жизнью, отправился в топи болотные, Данко испытывает негодование, «но от жалости к людям оно погасло. Сердце Данко вспыхнуло от желания спасти людей и вывести
их «на легкий путь»
.

Вопрос

Какова функция эпизода с «осторожным человеком»?

Ответ

Упоминание об «осторожном человеке» вводится в легенду о Данко для того, чтобы подчеркнуть исключительность героя. «Осторожный человек» воспринимается как один из многих, таким образом, автор
определят сущность обычных людей, «не героев», которые не способны на жертвенные порывы и все время чего-то боятся.

Вопрос

Что общего в характерах Ларры и Данко и в чем между ними разница?

Ответ

Данный вопрос может повлечь за собой неоднозначные ответы. Учащиеся могут воспринять Ларру и Данко как противоположные характеры (эгоист и альтруист), либо трактовать их как романтические
характеры, противопоставившие себя людям (по разным причинам).

Вопрос

Какое место занимает общество во внутренних размышлениях обоих героев? Можно ли сказать, что герои существуют изолированно от общества?

Ответ

Герои мыслят себя вне общества: Ларра – без людей, Данко – во главе людей. Ларра «приходил в племя им похищал скот, девушек – все, что хотел»
, он «вился около людей»
. Данко же шел
«впереди их и был бодр и ясен»
.

Вопрос

Какой нравственный закон определяет поступки обоих героев?

Ответ

Поступки героев определяет их собственная ценностная система. Ларра и Данко – сами себе закон, они принимают решения, не спрашивая совета у старейшин. Гордый, торжествующий смех – вот их ответ
миру обычных людей.

Вопрос

Какова функция образа старухи Изергиль в рассказе? Как с помощью образа старухи Изергиль соотносятся между собой образы Ларры и Данко?

Ответ

Несмотря на яркость, законченность и художественную цельность обеих легенд, они являются лишь иллюстрациями, необходимыми автору для понимания образа старухи Изергиль. Она «цементирует» композицию
рассказа и на содержательном, и на формальном уровне. В общей повествовательной системе Изергиль выступает как рассказчик, именно из ее уст я-персонаж узнает историю о «сыне орла» и о горящем
сердце Данко. На уровне содержания в портрете старухи можно обнаружить черты и Ларры, и Данко; в том, как ненасытно она любила, отразился характер Данко, а в том, как бездумно бросала она своих
любимых – печать образа Ларры. Фигура Изергиль связывает воедино обе легенды и заставляет читателя задуматься над проблемой свободы человека и его права по своему усмотрению распоряжаться своей
жизненной силой.

Вопрос

Согласны ли вы с высказыванием о том, что «в жизни всегда есть место подвигу»? Как вы его понимаете?

Вопрос

Во всякой ли жизни возможен подвиг? Всякий ли человек пользуется в жизни этим правом подвига?

Вопрос

Совершила ли старуха Изергиль подвиг, о котором говорит?

Данные вопросы не требуют однозначного ответа и рассчитаны на самостоятельные ответы.

Выводы
записываются в тетради самостоятельно.

В ранних романтических произведениях Горького нашли отражение некоторые философские и эстетические представления Ницше. Центральный образ у раннего Горького – гордая и сильная личность,
воплощающая идею свободы. «Сила есть добродетель»
, утверждал Ницше, и для Горького красота человека заключается в силе и подвиге даже бесцельном: «сильный человек имеет право находиться
“по ту сторону добра и зла”
, быть вне этических принципов, а подвигом, с этой точки зрения является сопротивление общему течению жизни.

Литература

Д.Н. Мурин, Е.Д. Кононова, Е.В. Миненко. Русская литература ХХ века. Программа 11 класса. Тематическое поурочное планирование. Санкт-Петербург: СМИО Пресс, 2001

Е.С. Роговер. Русская литература XX века / Санкт-Петербург: Паритет, 2002

Н.В. Егорова. Поурочные разработки по русской литературе ХХ век. 11 класс. I полугодие. М.: ВАКО, 2005

Данко (рис. 2) же стал символом подвига, героем, готовым на самопожертвование. Таким образом, рассказ строится на антитезе, а герои произведения являются антиподами.

3b510840 ded6 0133 02d5 12313c0dade2

Антипод
(от др.-греч. «противоположные» или «противостоящие») — в общем смысле что-нибудь противоположное чему-нибудь другому. В переносном смысле может применяться к людям с противоположными взглядами.

Термин «антипод» был введён Платоном в его диалоге «Тимей» для объединения относительности понятий «верх» и «низ».

В рассказ «Старуха Изергиль», помимо старинных легенд, автор включил повествование о жизни самой старухи Изергиль. Вспомним композицию рассказа. Воспоминания о старухе Изергиль композиционно размещаются между двумя легендами. Герои легенд не реальные люди, а символы: Ларра — символ эгоизма, Данко — альтруизма. Что же касается образа старухи Изергиль (рис. 3), то её жизнь и судьба вполне реалистичны. Поговорим об этом подробнее.

3c983660 ded6 0133 02d6 12313c0dade2

Рис. 3. Старуха Изергиль ()

Изергиль очень стара: «Время согнуло её пополам, чёрные когда-то глаза были тусклы и слезились. Её сухой голос звучал странно, он хрустел, точно старуха говорила костями». Старуха Изергиль рассказывает о себе, о своей жизни, о мужчинах, которых сначала любила, а потом бросала, и только ради одного из них она была готова была отдать жизнь. Её возлюбленные необязательно должны были быть красивыми. Она любила тех, кто способен был на настоящий поступок.

«…Он любил подвиги. А когда человек любит подвиги, он всегда умеет их сделать и найдёт, где это можно. В жизни, знаешь ли ты, всегда есть место подвигам. И те, которые не находят их для себя, — те просто лентяи, или трусы, или не понимают жизни, потому что, кабы люди понимали жизнь, каждый захотел бы оставить после себя свою тень в ней. И тогда бы жизнь не пожирала бы людей бесследно…»

В своей жизни Изергиль часто поступала эгоистично. Достаточно вспомнить случай, когда она сбежала из гарема султана вместе с его сыном. Сын султана вскоре умер, о чём старуха вспоминает так: «Я плакала над ним, может быть, это я его убила?..». Зато другие моменты своей жизни, когда она любила по-настоящему, она была готова на подвиг. Например, ради спасения любимого человека из плена она рисковала своей жизнью.

Старуха Изергиль меряет людей такими понятиями, как честность, прямота, смелость, способность на поступок. Именно этих людей она считает красивыми. Изергиль презирает людей скучных, слабых, трусливых. Она гордится, что прожила жизнь яркую и интересную, и верит, что свой жизненный опыт должна передать молодым.

Вот почему она рассказывает нам две легенды, словно давая нам право выбора, по какому пути идти: по пути гордыни, как Ларра, или по пути гордости, как Данко. Потому что между гордыней и гордостью разница в один шаг. Это может быть неосторожно сказанное слово или поступок, продиктованный нашим эгоизмом. Мы должны помнить, что живём среди людей, и считаться с их чувствами, настроением, мнениями. Мы должны помнить, что за каждое свое слово, каждый свой поступок мы в ответе перед окружающими так же, как и перед своей совестью. Именно об этом хотел заставить задуматься читателя Горький (рис. 4) в рассказе «Старуха Изергиль».

3d878010 ded6 0133 02d7 12313c0dade2

Рис. 4. М. Горький ()

Пафос
(от греч. «страдание, воодушевление, страсть») — эмоциональное содержание художественного произведения, чувства и эмоции, которые автор вкладывает в текст, ожидая сопереживания читателя.

В истории литературы термин «пафос» использовался в разных значениях. Так, например, в эпоху Античности пафосом называлось состояние души человека, страсти, которые переживает герой. В русской литературе критик В.Г. Белинский (рис. 5) предложил использовать термин «пафос» для характеристики произведения и творчества писателя в целом.

3e7b79d0 ded6 0133 02d8 12313c0dade2

Рис. 5. В.Г. Белинский ()

Список литературы

  1. Коровина В.Я. Учебник по литературе. 7 класс. Часть 1. — 2012.
  2. Коровина В.Я. Учебник по литературе. 7 класс. Часть 2. — 2009.
  3. Ладыгин М.Б., Зайцева О.Н. Учебник-хрестоматия по литературе. 7 класс. — 2012.
  1. Nado5.ru ().
  2. Litra.ru ().
  3. Goldlit.ru ().

Домашнее задание

  1. Расскажите, что такое антипод и пафос.
  2. Дайте развёрнутую характеристику образа старухи Изергиль и подумайте, какие черты Ларры и Данко воплощает в себе образ старухи.
  3. Написать сочинение на тему: «Ларра и Данко в наше время».

Данко и Ларра — два героя известного рассказа Горького «Старуха Изергиль». Старуха, повествуя о своей жизни, вплетает в это повествование две красивые старинные легенды о сыне орла Ларре и о сыне людей Данко.

Сначала старуха рассказывает о Ларре. Это красивый, гордый и сильный человек. Обычно физическая красота у Горького уже символизирует человека с высокими нравственными идеалами. Но, как оказывается, это не всегда справедливо. Изергиль говорит: «красивые — всегда смелы». Это утверждение верно, судя по ранним рассказам Горького. Ларра смел и решителен. Но все в нем чрезмерно: и гордость, и сила. Он слишком эгоистичен. Сколько пользы мог бы принести Ларра людям, если бы использовал сокровища своей души во благо им! Но он не желает отдавать. Он хочет только брать, и брать самое лучшее.

Ларра, будучи сыном орла, не ценит человеческое общество. Он предпочитает одиночество и свободу. Стремясь к этому, он часто проявляет жестокосердие. В нем нет ни любви, ни жалости, ни сострадания. Он мечтает лишь об одиночестве, поскольку не видит в жизни среди людей ничего привлекательного. Иногда для нас худшим наказанием является то, что сбываются наши желания. Так было и в случае с Ларрой. Он получил вечное одиночество и вечную свободу блуждать по земле. Но разве может вынести это душа человека, даже если он — сын орла? Нет. Поэтому и страдает душа Ларры. Только в своих вечных скитаниях по земле он понимает, как невыносимо быть одному. Каждому человеку по его природе необходимо общество себе подобных.

В чем же состоит счастье? Горький в рассказе «Старуха Изергиль» так отвечает на этот вопрос: счастье возможно только в любви, а наивысшее счастье — в самопожертвовании. Об этом старуха Изергиль рассказывает в легенде о Данко.

Данко в чем-то похож на Ларру. Он столь же красив, смел, свободолюбив. Но это совсем другой человек. Силы своей души, горение своего сердца он направляет на служение людям.

Вспомним ту часть предания, когда люди начинают разочаровываться в Данко. Их одолевает безверие. В конце концов они даже решаются убить Данко. Но разве это останавливает его, разве ослабляет желание вывести свой народ к свету? Нет. Ларра жил среди людей, не замышлявших против него ничего дурного. Казалось бы, у Данко было гораздо больше причин, чтобы озлобиться и даже возненавидеть людей. Но в нем живет готовность к самопожертвованию и жажда подвига. Он ни одного мгновения не колеблется, когда нужно вырвать из груди сердце! Я думаю, Данко понимал, что подвиг его не оценят, что те люди, которым он осветил дорогу своим сердцем, тут же забудут о нем. Так и вышло. Люди, рванувшись к своей цели, растоптали упавшее на землю горячее сердце Данко. Но он не думал о себе, вырывая сердце. Человек, совершающий подвиг, никогда не думает о себе и о том, как отнесутся к этому люди. Он действует во имя высокой цели. Так и Данко действовал только во имя спасения людей.

В образе Данко Горький воплотил свой идеал революционера. В представлении Горького это человек с горящим сердцем, ведущий людей к свету ценой собственной гибели. Данко готов погибнуть ради своего дела, он освсщает светом темное сознание людей. Так же и революционеры: они борются, невзирая на опасность гибели. Они точно знают, что, погибнув сами, они оставят свои идеи, которые будут освещать людям путь.

Горький утверждает, что в существовании Даико есть смысл, ибо оно было направлено на то, чтобы принести пользу людям. Ларра же стремился только к собственной пользе. Горький, поведав нам судьбу Ларры, утверждает мысль о том, что существование, подобное этому, не может дать ничего, кроме пустоты и одиночества. Даже судьба старухи Изергиль, внешне столь неудавшаяся, на самом деле имеет смысл. И этот смысл заключается в том, что она не жалела сил своей души. Она любила людей, а они, в свою очередь, отвечали ей тем же. Па фоне даже этой жизни существование Ларры кажется жалким.

Сравнивая судьбы Ларры и Данко, Горький делает один важный вывод: лучше короткая, но яркая жизнь, посвященная служению людям, чем вечное эгоистическое существование ради себя самого. Нельзя замыкаться в своем эгоизме. Желая получить как можно больше для себя, ты, скорее всего, потеряешь гораздо больше, чем хочешь приобрести. И наоборот, ты приобретаешь тем больше, чем больше душевных сил потратишь на благо людям. Гораздо живее вырвавший свое сердце Данко, чем получивший вечное существование Ларра. Высокая цель оправдывает любую жизнь, поэтому каждый человек по мере возможности должен стремиться пусть не к подвигу, но к тому, чтобы помогать людям, жить для них.

Данко (рис. 2) же стал символом подвига, героем, готовым на самопожертвование. Таким образом, рассказ строится на антитезе, а герои произведения являются антиподами.

3b510840 ded6 0133 02d5 12313c0dade2

Антипод
(от др.-греч. «противоположные» или «противостоящие») — в общем смысле что-нибудь противоположное чему-нибудь другому. В переносном смысле может применяться к людям с противоположными взглядами.

Термин «антипод» был введён Платоном в его диалоге «Тимей» для объединения относительности понятий «верх» и «низ».

В рассказ «Старуха Изергиль», помимо старинных легенд, автор включил повествование о жизни самой старухи Изергиль. Вспомним композицию рассказа. Воспоминания о старухе Изергиль композиционно размещаются между двумя легендами. Герои легенд не реальные люди, а символы: Ларра — символ эгоизма, Данко — альтруизма. Что же касается образа старухи Изергиль (рис. 3), то её жизнь и судьба вполне реалистичны. Поговорим об этом подробнее.

3c983660 ded6 0133 02d6 12313c0dade2

Рис. 3. Старуха Изергиль ()

Изергиль очень стара: «Время согнуло её пополам, чёрные когда-то глаза были тусклы и слезились. Её сухой голос звучал странно, он хрустел, точно старуха говорила костями». Старуха Изергиль рассказывает о себе, о своей жизни, о мужчинах, которых сначала любила, а потом бросала, и только ради одного из них она была готова была отдать жизнь. Её возлюбленные необязательно должны были быть красивыми. Она любила тех, кто способен был на настоящий поступок.

«…Он любил подвиги. А когда человек любит подвиги, он всегда умеет их сделать и найдёт, где это можно. В жизни, знаешь ли ты, всегда есть место подвигам. И те, которые не находят их для себя, — те просто лентяи, или трусы, или не понимают жизни, потому что, кабы люди понимали жизнь, каждый захотел бы оставить после себя свою тень в ней. И тогда бы жизнь не пожирала бы людей бесследно…»

В своей жизни Изергиль часто поступала эгоистично. Достаточно вспомнить случай, когда она сбежала из гарема султана вместе с его сыном. Сын султана вскоре умер, о чём старуха вспоминает так: «Я плакала над ним, может быть, это я его убила?..». Зато другие моменты своей жизни, когда она любила по-настоящему, она была готова на подвиг. Например, ради спасения любимого человека из плена она рисковала своей жизнью.

Старуха Изергиль меряет людей такими понятиями, как честность, прямота, смелость, способность на поступок. Именно этих людей она считает красивыми. Изергиль презирает людей скучных, слабых, трусливых. Она гордится, что прожила жизнь яркую и интересную, и верит, что свой жизненный опыт должна передать молодым.

Вот почему она рассказывает нам две легенды, словно давая нам право выбора, по какому пути идти: по пути гордыни, как Ларра, или по пути гордости, как Данко. Потому что между гордыней и гордостью разница в один шаг. Это может быть неосторожно сказанное слово или поступок, продиктованный нашим эгоизмом. Мы должны помнить, что живём среди людей, и считаться с их чувствами, настроением, мнениями. Мы должны помнить, что за каждое свое слово, каждый свой поступок мы в ответе перед окружающими так же, как и перед своей совестью. Именно об этом хотел заставить задуматься читателя Горький (рис. 4) в рассказе «Старуха Изергиль».

3d878010 ded6 0133 02d7 12313c0dade2

Рис. 4. М. Горький ()

Пафос
(от греч. «страдание, воодушевление, страсть») — эмоциональное содержание художественного произведения, чувства и эмоции, которые автор вкладывает в текст, ожидая сопереживания читателя.

В истории литературы термин «пафос» использовался в разных значениях. Так, например, в эпоху Античности пафосом называлось состояние души человека, страсти, которые переживает герой. В русской литературе критик В.Г. Белинский (рис. 5) предложил использовать термин «пафос» для характеристики произведения и творчества писателя в целом.

3e7b79d0 ded6 0133 02d8 12313c0dade2

Рис. 5. В.Г. Белинский ()

Список литературы

  1. Коровина В.Я. Учебник по литературе. 7 класс. Часть 1. — 2012.
  2. Коровина В.Я. Учебник по литературе. 7 класс. Часть 2. — 2009.
  3. Ладыгин М.Б., Зайцева О.Н. Учебник-хрестоматия по литературе. 7 класс. — 2012.
  1. Nado5.ru ().
  2. Litra.ru ().
  3. Goldlit.ru ().

Домашнее задание

  1. Расскажите, что такое антипод и пафос.
  2. Дайте развёрнутую характеристику образа старухи Изергиль и подумайте, какие черты Ларры и Данко воплощает в себе образ старухи.
  3. Написать сочинение на тему: «Ларра и Данко в наше время».

Герои ранних произведений Максима Горького — люди гордые, красивые, сильные и смелые, они всегда в одиночку вступают в борьбу с темными силами. Одно из таких произведений это рассказ «Старуха Изергиль». Этот рассказ знакомит нас с двумя романтическими легендами, действие в которых происходит многие тысячи лет назад. Данко был представителем одного из древних племён, Лappa — сыном женщины и орла. Сходство героев — в их красивой внешности, смелости и силе, в остальном же они являются полной противоположностью друг другу, то есть антиподами. Однакои во внешности героев есть серьёзное различив. Взор Ларры был холоден и горд, как у царя птиц. Во взгляде Данко, напротив, «светилось много сипы и живого огня». Люди племени Ларры ненавидели его за чрезмерную гордость. «И разговаривали с ним, а он отвечал, если хотел, или молчал, а когда пришли старейшие племени, он говорил с ними, как! с равными себе». Ларра фал и убивал, нисколько не жалея об этом, и за это люди ненавидели его ещё в больше. «…А он ударил её и, когда она упала, встал ногой на её грудь, так, что из её уст кровь брызнула к небу». Люди племени также понимали, что Ларра ничем не лучше их, хотя он считал, что таких, как Я он больше, нет, то есть был индивидуалистом. На вопрос, почему он убил девушку, Ларра отвечает. «Разве вы пользуетесь только своим? Я вижу, что каждый человек имеет только речь, руки и нога, а владеет он животными, женщинами, землей… и еще многим». Его логика проста и ужасна, если бы каждый стал следовать ей, то на земле в скором времени! осталась бы жалкая горстка людей, борющихся за выживание и охотящихся друг на друга. Понимая всю глубину неправоты Ларры, не в состоянии простить и забыть совершенное им преступление, племя осуждает его на вечное одиночество. Жизнь вне общества порождает в Ларре чувство невыраэимой тоски. «В его глазах, — говорит Изергиль, — было столько тоски, что можно было бы отравить ею всех людей мира». Гордость, по мнению автора, — чудеснейшая черта характера. Она делает раба свободным и сильным, ничтожество превращает в личность. Гордость не терпит ничего обывательского и «общепринятого». Но гипертрофированная гордость порождает абсолютную свободу, свободу от общества, свободу от всех моральных устоев и принципов, которая в итоге приводит к ужасным последствиям. Именно эта мысль Горького является ключевой в рассказе старухи Изергиль о Ларре, который,! будучи именно таким — абсолютно свободным — индивидуумом, умирает духовно для всех (и прежде! всего для самого себя), оставаясь жить вечно в своей физической оболочке. Герой обрел в бессмертии смерть. Горький напоминает о вечной истине: нельзя жить в обществе и быть свободным от него. Ларра был обречен на одиночество и истинным счастьем считал для себя смерть. Подлинное же счастье, по мнению Горького, заключается в том, чтобы отдать себя людям, как это сделал Данко. Люди же племени, в котором жил Данко, наоборот, «посмотрели на него и увидали, что он лучший из всех» за его высокую силу духа, мужество и способность повести за собой людей. Ведь именно Данко не побоялся провести своё племя через лесную чащу, и на всём протяжении пути он сохранял веру в лучшее. Люди, глядя на него, верили в своё спасение. Даже когда люди племени озлобились на него, «стали, как звери», из-за своей усталости и бессилия, хотели убить его, Данко был неспособен! ответить им тем же. Его любовь к людям погасила в нём раздражение и злобу. И ради этих людей Данко пожертвовал своей жизнью, вырвав из груди своё сердце, освещавшее им путь, как факел. Умирая, он не жалел о своей жизни, а радовался от того, что довел людей до цели. В образ Данко Максим Горький вложил идеалистическую идею о человеке, который все свои силы отдает служению народу. И вот его молодое и очень горячее сердце вспыхнуло огнем желания спасти людей своего племени,вывести их из мрака. Он руками разорвал себе грудь и вырвал из нее свое сердце и высоко поднял его над головой, освещая путь людям ярким светом своего горящего сердца Данко смело повел их вперед. И люди воспрянули духом и пошли за ним «к морю солнечного света и чистого воздуха». «Кинул взор вперед себя на ширь степи гордый смельчак Данко, — кинул он радостный взор на свободную землю и засмеялся гордо. А потом упал и умер». «Люди же, радостные и полные надежд, не заметили смерти его» и забыли о нём, как забывается обо всём на свете. Ларра тоже готов был умереть, но не ради людей, а ради себя, потому что одиночество, на которое его обрекли люди, было для него невыносимо. Но, даже скитаясь в одиночестве, Ларра не мог раскаяться и попросить прощения у людей, потому что он остался таким же гордым, высокомерным и эгоистичным. Рассказ «Старуха Изергиль» посвящён проблеме цели и смысла жизни. Высокомерному, гордому и жестокому человеку не место среди людей. Но и человеку с высокой силой духа, «горящим» сердцем, полным любви К ЛЮДЯМ и желания им помочь, тоже трудно жить среди них. Люди боятся той силы, которая исходит от таких людей, как Данко, и не ценят её. В рассказе «Старуха Изергиль» Горький рисует исключительные характеры, возвеличивает гордых и сильных духом людей, для которых свобода превыше всего. Для него Изергиль, Данко и Ларра, несмотря на крайнюю противоречивость натуры первой, кажущуюся бесполезность подвига второго и бесконечную отдаленность от всего живого третьего, — подлинные герои, люди, несущие в мир идею свободы в разных ее проявлениях. Однако для того чтобы по-настоящему прожить жизнь, недостаточно «гореть», недостаточно быть свободным и гордым, чувствующим и беспокойным. Нужно иметь главное — цель. Цель, которая оправдывала бы существование человека, потому что «цена человека — дело его». «В жизни всегда есть место подвигу». «Вперед! — выше! все — вперед! и — выше — вот кредо настоящего Человека».

На чтение 13 мин. Просмотров 5 Опубликовано

Ранние произведения (1892-1899) М. Горького овеяны романтическим настроением. Это «Макар Чудра», «Старуха Изергиль», «Песня о Соколе». Нельзя однозначно утверждать, что ранние рассказы автора создаются только в рамках романтизма: Горький в это же время создает и реалистические произведения – «Емельян Пиляй», «Мой спутник», «Коновалов», «Супруги Орловы», «Мальва» и др. Романтизм М. Горького – это прежде всего атмосфера – ночь, старинные предания и легенды, невероятные любовные истории и колоритные персонажи. Основными понятиями романтических произведений автора становятся «свобода», «независимость», «борьба», что отвечало революционному духу времени: «Лишь тот достоин жизни и свободы, кто каждый день за них идет на бой» (Гёте).

Романтич1_125x161.jpg

еские рассказы рождаются из желания противопоставить усталой, размеренной, однообразной реальности с ее духовной нищетой и деградацией взлеты человеческой фантазии, подвига, стремления «к свободе, к свету», жажду реализации в мире, страсть признания. Горьковские герои стоят над бытом и обыденностью жизни. Они не довольствуются «средним», они стремятся к высокому, вечному.

Центром рассказа «Макар Чудра» становится столкновение двух сильных и независимых характеров – Радды и Лойко Зобара. Оба жаждут любви, но это иная любовь – любовь-страсть, любовь-огонь, любовь-красота и любовь-свобода, любовь-независимость одновременно. Жажда свободы доходит у героев до крайности: за неподвластность кому-то герои способны заплатить собственной жизнью. Свободолюбие и красота героев поэтизируются автором, возводятся до идеала. Трагическую легенду о Радде и Лойко рассказывает Макар Чудра, который противопоставляет их современному человеку: «Смешны они, те твои люди. Сбились в кучу и давят друг друга, а места на земле вон сколько».

От конфликта между героями М. Горький в рассказе «Старуха Изергиль» переходит к конфликту «герой-общество». Этот конфликт более глубокий, психологически и социально заостренный. Из многочисленных легенд и историй, рассказанных Старухой, рождаются образы Ларры – сына женщины и орла, Данко – «лучшего из всех» и др. Ларра за свой эгоизм и желание властвовать над людьми был наказан свободой и невозможностью закончить жизнь ранее, чем это предначертано: «Вот как был поражен человек за гордость!». Данко ценой жизни пытался привести своих соплеменников к свободе и свету: «Оно пылало так ярко. Как солнце, и ярче солнца, и весь лес замолчал, освещенный этим факелом великой любви к людям». Но жертва Данко была незамечена: из-за усталости люди отказались продолжать свой путь. История же самой Изергиль, служащая связующим звеном между двумя легендами, полна самоотверженности и подвига, чем автор и подчеркивает наличие героического в человеке.2_______218x122.jpg

Примечательно, что в своих рассказах Горький выводит частное на уровень глобального. Так, в «Макаре Чудра» гордые фигуры Радды и Лойко обратились в облака, где второе пытается, но никак не может настигнуть первое. В «Старухе Изергиль» искры сердца Данко превратились в «голубые искры степи, что появляются перед грозой».

«Песня о Соколе» рисует столкновение двух правд – правды Сокола, «счастье битвы», и правды Ужа: «Летай или ползай, конец известен: все в землю лягут, все прахом будет». Несмотря на размеренность и продуманность позиции Ужа, автор на стороне «борющегося» Сокола: «Безумство храбрых – вот мудрость жизни».

Вопреки использованию горьковских произведений в революционной пропаганде, их смысл более глубок: эти рассказы – это философское размышление автора о природе человеческого в человеке.

© blog.tutoronline.ru, при полном или частичном копировании материала ссылка на первоисточник обязательна.

М. Горький «На дне»: проблемы гуманизмаТема родины в поэзии С. Есенина

Остались вопросы?

Задайте свой вопрос и получите ответ от профессионального преподавателя.

Автор: · 18.07.2017

Романтизм как направление в литературе возник в конце 18 — начале 19 века, наибольшее распространение в Европе получил в период с 1790 по 1830 годы. Основной идеей романтизма было утверждение творческой личности, а особенностью — бурное изображение эмоций. Основными представителями романтизма в России были Лермонтов, Пушкин и Горький.

Романтизм ранних рассказов Горького

К романтическим настроениям Горького подтолкнуло растущее в обществе недовольство и ожидание перемен. Именно благодаря протесту против “застоя” в голове у писателя стали рождаться образы героев, способных спасти народ, вывести их из темноты, указать им правильны путь. Но этот путь представлялся Горькому совсем другим, отличным от привычного существования, автор презирал быт и видел спасение лишь в свободе от общественных оков и условностей, что и было отражено в его ранних рассказах.

Исторически этот период творчества Горького совпал с расцветом революционных движений в России, взглядам которых автор явно сочувствовал. Он воспел образ бескорыстного и честного бунтовщика, объятого не алчными расчетами, а романтическими устремлениями изменить мир к лучшему и разрушить несправедливую систему. Так же в его произведениях той поры раскрылась тяга к свободе и несбыточным идеалам, ведь писатель еще не видел перемены, а лишь предчувствовал их. Когда мечты о новом социальном строе приобрели реальные очертания, его творчество преобразовалось в соцреализм.

Основные черты

Главной чертой романтизма в творчестве Горького является четкое разделение персонажей на плохих и хороших, то есть, нет никаких сложных личностей, человек обладает либо только хорошими качествами, либо только плохими. Такой прием помогает автору яснее показать свою симпатию, выделить тех людей, которым надо подражать.

Кроме того, во всех романтических произведениях Горького прослеживается любовь к природе. Природа всегда является одним из главных действующих персонажей, и все романтические настроения передаются через нее. Писатель любил использовать описания гор, лесов, морей, наделяя каждую частицу окружающего мира своим характером и своим поведением.

Что такое революционный романтизм?

Ранние романтические работы Жуковского и Батюшкова были основаны на идеях классицизма и, по сути, являлись прямым его продолжением, что не соответствовало настроениям прогрессивно и радикально мыслящих людей того периода. Их было немного, поэтому романтизм приобрел классические формы: конфликт личности и общества, лишний человек, томление по идеалу и т.д. Однако время шло, и революционно настроенных граждан становилось все больше.

Расхождение литературы и народных интересов привело к изменению романтизма, к появлению новых идей и приемов. Основными представителями нового революционного романтизма стали Пушкин, Горький и поэты-декабристы, которые, в первую очередь, продвигали прогрессивные взгляды на перспективы развития России. Основной темой стала народная самобытность — возможность самостоятельного существования крестьян, отсюда в последствии появился термин народности. Стали появляться новые образы, и основными среди них были гений-поэт и герой, способный в любой момент спасти общество от нависшей угрозы.

Старуха Изергиль

В данном рассказе есть противопоставление двух героев, двух типов поведения. Первый — это Данко — пример того самого героя, идеала, который должен спасти народ. Он чувствует себя свободным и счастливым только тогда, когда его племя свободно и счастливо. Юноша исполнен любовью к своему народу, жертвенной любовью, что олицетворяет дух декабристов, готовых погибнуть ради благосостояния общества.

Данко спасает свой народ, но при этом погибает сам. Трагичность этой легенды в том, что племя забывает своих героев, оно неблагодарное, но для предводителя это не важно, ведь главной наградой за подвиг является счастье людей, ради которых он был совершен.

Антагонист — это сын орла, Ларра, он презирал людей, презирал их быт и закон, он признавал лишь свободу, переходящую во вседозволенность. Он не умел любить и ограничивать свои желания, в итоге за попрание общественных устоев его изгнали из племени. Только тогда гордый юноша понял, что без народа он никто. Когда он один, никто не может восхищаться им, никому он не нужен. Показав двух этих антиподов, Горький подвел все к одному выводу: ценности и интерес народа всегда должны быть выше твоих ценностей и интересов. Свобода в том, чтобы освобождать людей испод гнета тирании духа, невежества, той темноты, которая скрылась за лесом, непригодным для жизни племени Данко.

Очевидно, что автор соблюдает канон романтизма: вот противостояние личности и общества, вот томление по идеалу, вот гордая свобода одиночества и лишние люди. Однако дилемма о свободе разрешилась не в пользу гордого и самовлюбленного одиночества Ларры, этот тип, воспетый Байроном (одним из основателей романтизма) и Лермонтовым, писатель презирает. Его идеальный романтический герой – это тот, кто, будучи выше общества, не отрекается от него, а помогает ему даже тогда, когда оно гонит спасителя. В этой особенности Горький очень близок христианскому понимаю свободы.

Макар Чудра

В рассказе “Макар Чудра” свобода также является основной ценностью для героев. Старый цыган Макар Чудра называет ее главным сокровищем человека, в ней он видит возможность сохранить свое “я”. Революционный романтизм красочно проявляется именно в этом понимании свободы: старик утверждает, что в условиях тирании не разовьется нравственный и одаренный индивид. Значит, ради независимости стоит пойти на риск, ведь без нее страна никогда не станет лучше.

Такой же посыл есть у Лойко и Радды. Они любят друг друга, но видят в браке лишь цепи и оковы, а не шанс обрести покой. В итоге любовь к свободе, которая предстает пока в виде честолюбия, так как герои не могут правильно распорядиться ею, приводит к смерти обоих действующих лиц. Горький ставит индивидуализм выше брачных уз, которые только усыпляют творческие и умственные способности человека бытовыми заботами и мелочными интересами. Он понимает, что одиночке легче пожертвовать жизнью ради свободы, легче обрести полную гармонию со своим внутренним миром. Ведь не может же в самом деле вырвать сердце женатый Данко.

Челкаш

Главными действующими лицами рассказа являются старый пьяница и вор Челкаш и молодой деревенский парень Гаврила. Один из них собирался идти на “дело”, но его напарник сломал ногу, и это могло осложнить всю операцию, тогда-то опытный плут и встретил Гаврилу. Во время их разговора Горький уделял огромное внимание личности Челкаша, подмечал все мелочи, описывал его малейшие движение, все чувства и мысли, которые возникали у него в голове. Утонченный психологизм образа – явное следование романтическому канону.

Особое место в этом произведении занимает и природа, так как у Челкаша была духовная связь с морем, и его душевное состояние зачастую зависело от моря. Выражение чувств и настроений через состояния окружающего мира – опять-таки романтическая черта.

Также мы видим, как по ходу повествования меняется характер Гаврилы, и если вначале мы испытывали к нему жалость и сострадание, то в конце они превращаются в отвращение. Главной идеей рассказа является то, что неважно, как ты выглядишь и чем занимаешься, а важно то, что у тебя на душе, самое главное — всегда оставаться порядочным человеком в любом деле. Эта мысль сама по себе несет революционный посыл: как это неважно, чем занимается герой? Значит, и убийца сановной особы может быть порядочным человеком? Значит, и террорист может взрывать карету его превосходительства и сохранять при этом нравственную чистоту? Да, именно такую вольность сознательно допускает автор: не все порок, что осуждает общество. Революционер убивает, но при этом его мотив священен. Прямо сказать об этом писатель не мог, поэтому он выбрал отвлеченные примеры и образы.

Особенности романтизма Горького 

Главной особенностью романтизма Горького является образ героя, некий идеал, призванный спасти народ. Он не отрекается от народа, а наоборот хочет вывести его на правильный путь. Основные ценности, которые писатель возвышал в своих романтических рассказах, — это любовь, свобода, храбрость и самопожертвование. Их понимание зависит от революционных настроений автора, который пишет не только для мыслящей интеллигенции, но и для простого русского мужика, поэтому образы и сюжеты не витиеваты и просты. Они носят характер религиозной притчи и даже похожи на нее по стилистике.  Например, автор очень четко показывает свое отношение к каждому персонажу, и всегда понятно, кто симпатичен автору, а кто — нет.

Природа у Горького также была действующим лицом и оказывала влияние на героев рассказов. Кроме того, отдельные ее части являются символами, которые необходимо воспринимать иносказательно.

Автор: Сергей Безруков

Автор: · 04.02.2019

(416 слов) Максим Горький известен читателям, прежде всего, как писатель-реалист. Герои его поздних рассказов и повестей — обычные люди, живущие в современной им России. Однако творческий путь литератора начался в 1890-е годы, и в этот период своего творчества Горький был уверен, что «настало время нужды в героическом», и поэтому его ранние работы относятся к романтическому направлению литературы.

Герои произведений этого периода – исключительные личности, которые оказались в нетипичных обстоятельствах; они смелые, решительные, готовы на самопожертвование ради других людей. Романтические персонажи – максималисты, их жизнь часто посвящена одному: любви или ненависти, служению людям или потаканию своим желаниям. Как правило, у каждого героя есть свой идеальный романтический мир, о котором он мечтает, но грёзы персонажа сталкиваются с реальностью, далёкой от его представлений. В романтизме Горького важную роль в повествовании играют пейзажи: они отражают душевное состояние героев.

Наиболее ярким романтическим произведением Максима Горького является рассказ «Старуха Изергиль». Здесь в большей мере «исключительными» являются образы Ларры и Данко. Первый из них, сын человека и орла, горделивый и не уважающий других людей, обречён на вечное одиночество из-за убийства девушки. Он становится тенью, этим Горький показывает, что жизнь ради свободы, но в одиночестве, лишена смысла, автор делает Ларру «антиидеалом» романтизма.

Данко же другой, у него горячее сердце, которое он в буквальном смысле вырывает из груди, освещая им тёмную дорогу из чащи леса. Он — мужественный человек, совершивший героический поступок. В основе его взаимоотношений с обществом лежит конфликт: его соплеменники потеряли веру в то, что он сумеет вывести их из леса. Но в юноше было столько духовной силы и желания помочь согражданам, что он без раздумий пожертвовал своей жизнью. Данко — романтический герой, который готов пойти на подвиги, но поступки которого не оценены по достоинству: это выделяет его среди толпы и противопоставляет остальным людям.

В другом рассказе Горького, который называется «Макар Чудра», главные герои сильно романтизированы. Лойко и Радда были молоды и горды, каждый хотел остаться свободным, но между ними проскочила искра любви. Цыганка сказала, что выйдет замуж за юношу, только если он при всех поклонится ей в ноги и поцелует руку; не было хуже унижения для цыгана, чем это. Но Лойко согласился. Когда пришло время, он молниеносно воткнул нож в сердце девушки, а потом и сам скончался от удара отца Радды. Так и умерли два свободолюбивых человека, которые пожертвовали любовью и жизнью только потому, что не хотели быть зависимы друг от друга.

В ранних произведениях Максима Горького явно присутствуют отличительные особенности романтического направления, автор показывает сильных духом героев, которые не поступаются своими принципами. Для них очень важно воплотить идеал в действительности, и ради этого они готовы пожертвовать своей жизнью.

Многомудрый Литрекон выявил романтические черты и признаки в рассказах Максима Горького «Старуха Изергиль» и «Макар Чудра». Но если Вам не понравилось его сочинение-рассуждение, напишите, почему?

Автор: Юлия Калугина

Используемые источники:

  • https://blog.tutoronline.ru/m-gorkij-svoeobrazie-romanticheskih-proizvedenij
  • https://literaguru.ru/romantizm-v-tvorchestve-gorkogo/
  • https://litrekon.ru/sochineniya/po-literature/romantizm-v-tvorchestve-maksima-gorkogo/

Романтизм в рассказе «Старуха Изергиль» (М. Горький)

Рассказ Максима Горького «Старуха Изергиль» принадлежит к одним из самых ярких произведений романтизма. Это направление в литературе, главным героем которого является необычный герой, не принятый обществом. Немалую роль в романтизме занимает природа. Она как будто бы оживает и становится еще одним персонажем произведения. Основная функция природы – отобразить чувства и настроения главного героя.

И все же эпоха романтизма достигла пика в первой половине XIX века, а рассказ Горького «Старуха Изергиль» был написан в 1895 году, когда литературу полностью захватил критический реализм. Наверное, именно поэтому ранние романтические произведения Горького зазвучали в литературе по-новому и были восприняты, как что-то необычное.

Главными романтическими признаками рассказа «Старуха Изергиль» являются три образа: это сама старуха, Ларра и Данко. Это произведение состоит из трех частей. В первой старуха рассказывает легенду о Ларре, во второй – о своей жизни и в третьей – о прекрасном Данко. Все они не просто так размещены именно в этой последовательности. Рассмотрим ближе романтический образ Ларры.

Из текста нам известно, что он сын орла и красивой девушки. Ларра воспринимает себя как человека, стоящего гораздо выше других людей. Он необычайно горделив и эгоистичен, считает всех вокруг рабами и даже позволяет себе убить ни в чем не повинную девушку. Один из мудрецов наказывает его одиночеством. Сначала тот рад такой свободе, но потом Ларра жаждет только одного – смерти, но даже и убить его никто не хочет. Он так и остается блуждать грустной тенью одиночества на всю жизнь. Этот персонаж не совсем типичный для романтизма, ведь герой этого стиля обычно противостоит грозной толпе, которая не воспринимает его таким, каким он есть. Здесь же толпа более положительна, нежели сам Ларра.

Между историями о Ларре и Данко стоит рассказ старухи Изергиль о собственной жизни. Когда она была молода и полна сил, то умела любить и быть любимой. Иногда она эгоистически пользовалась страстным чувством мужчин, испытываемым к ней. Но бывало и так, что сама она безудержно влюблялась, и тогда уже именно Изергиль оказывалась тем любящим человеком, способным на все. Ее озорной и лучистый смех всегда был с ней по молодости. Изергиль побывала во многих странах и повидала немало людей. Сейчас, сидя у моря, вспоминая о своем прошлом, рассказывая интересные легенды, которых старуха знает немало, она является символом мудрости, жизненного опыта и спокойствия. Главный герой, смотря на нее, открывает для себя кладезь веков, уходящий в небытие.

Еще одна легенда о романтическом герое Данко звучит в последней главе. Данко – это типичный персонаж романтизма. Он смелый и красивый. Его главная любовь – это народ. Он абсолютно бескорыстный, альтруистический. Данко ведет за собой народ, уберегая его от тревоги и неизвестности ожиданий. В конце концов, люди, не видя просвета в темном лесу, перестают верить своему герою.

И тогда он делает невозможное: раскрывает свою грудину, вытаскивает сердце, и оно становится для них светильником в ночи. Данко таки выводит народ из мрака, но в конце, как и любой романтический герой, погибает. Мне он очень напоминает библейского Моисея, который сорок лет водил людей по пустыни, а когда привел к земле обетованной, то сам не ступил на нее, а только увидел.

Старуха Изергиль рассказывает о Данко с особой любовью. Недаром она поставила свою историю между двумя легендами об эгоисте Ларре и альтруисте Данко. В самой старухе объединяются качества этих персонажей. С одной стороны, она эгоистическая личность, которая не искала одобрения в глазах других, радовалась поклонению ее молодости и красоты и содействовала тому, чтобы все вокруг влюблялись в нее. Вспомним хотя бы, как она одним взглядом заставила турка забрать ее к себе во дворец, а потом извела его сына, который был младше Изергиль вполовину.

С другой стороны, в ней немало и от Данко. Она волевая, сильная, умеет искренне любить, отдавая этому чувству всю себя. Об этом свидетельствует красочный эпизод, где женщина отправляется на поиски любимого поляка. Она не сдается и идет до конца, пока он не вышел на свободу. Ей совсем неважно, какую цену придется заплатить за эту любовь, которая оказалась подделкой в красивой этикетке со стороны мужчины. Данко – это идеал старухи, к которому она шла всю жизнь, а Ларра – то, от чего она пыталась избавиться.

Естественно, как и в любом романтическом произведении, в рассказе Максима Горького особое место занимает пейзаж. В начале произведения перед нами постает прекрасное море, интересно, что время позднее – ночь. Это пора всегда была другом романтиков, она скрывала их слезы, укрывала темным одеялом и нашептывала истории о счастливом и прекрасном будущем. Здесь же старуха рассказывает о событиях, которые уже произошли. Их нельзя поменять, но важно помнить.

Ночь – все та же романтическая пора любви, поэтому у Горького молодые молдаванки танцуют и смеются у моря. То есть в рассказе звучат виталистические мотивы, призывающие к полному ощущению жизни и воли. И, конечно же, дополняет романтический образ девушек безудержное, рисковое, свободное море. В самых легендах природа также раскрывает характеры персонажей. Например, темный лес, из которого выводит Данко народ, символизирует их непросвещенность. Рассказ Максима Горького «Старуха Изергиль» соединяет в себе художественные особенности двух стилей: романтизма и реализма. И все же это произведение основано именно на романтических началах, ведь герои обладают сильными и необычными характерами и поставленные в нетипичные ситуации, которые побеждают их.

Сочинение на тему «Романтический идеал человека в рассказе «Старуха Изергиль»

Рассказ «Старуха Изергиль» относится к шедеврам раннего творчества М. Горького. Писателя здесь интересует не проявление индивидуального характера героя, а обобщенные черты идеального человека. Итак, в рассказе представлены три героя, у каждого из которых своя жизненная философия: Ларра, сын женщины и орла, Данко, сын человеческий, и старуха Изергиль, современница повествователя.

Ларра – воплощенная бездуховность. Он мнит себя совершенным, поэтому губит неугодных ему: «Я один… я не поклоняюсь никому в жизни… ибо первый в ней я!» Бездумное следование инстинкту, стремление к достижению цели любой ценой, существование, лишенное прошлого и будущего, – все это обесценивает и гордость, и красоту, изначально присущие Ларре.

Внимание!

Если вам нужна помощь с академической работой, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 экспертов готовы помочь вам прямо сейчас.

Расчет стоимости Гарантии Отзывы

Он не мог и не хотел идти на компромисс, не попробовал приспособить свои желания к законам общества. Эгоизм понимается им как проявление личной свободы, а свое право на любой поступок – от рождения право сильного. Он, несомненно, исключительная романтическая личность, идеальная по своему отрицательному бездуховному, безнравственному содержанию.

Данко – герой с диаметрально противоположными жизненными позициями, качественно иной тип романтического идеала человека. От глубокого сострадания к соплеменникам, потерявшим волю и мужество, к их погибающим душам зажегся в сердце Данко огонь любви. Вспыхнувшая в соплеменниках злоба к смелому юноше, когда он вел соплеменников к свету, стала причиной разгорания этой любви до яркого факела, осветившего им путь.

Источник подвига Данко – глубокая вера в возможность пробуждения в людях человеческого начала. Поэтому герой и ведет свой народ из тьмы, холода и смерти к свету, солнцу, теплу, гармонии. Но самопожертвование Данко, его любовь к людям не была оценена.

«Осторожный человек» незаметно растаптывает угольки от горящего сердца героя, стараясь убить даже память о нем. Видимо, память о Данко, честном и мужественном юноше, всегда заставляла бы людей вспоминать о собственной трусости и низости. Данко же отдает свою жизнь во имя людей и, умирая, испытывает истинную радость. Вот он – романтический идеал положительного героя, человека, способного на бескорыстный подвиг!

Между этими двумя легендами в рассказе показана история жизни старухи Изергиль. Она тоже романтическая героиня, ее идеал – свобода. Она гордый человек и живет так, как ей хочется. Но ради любимого человека Изергиль способна на подвиг и самопожертвование. В этом она близка Данко.

Нужна работа? Есть решение!

Более 70 000 экспертов: преподавателей и доцентов вузов готовы помочь вам в написании работы прямо сейчас.

Расчет стоимости Гарантии Отзывы

В том, как она бездумно бросала своих любимых, в эгоистическом желании любви и жажде наслаждений Изергиль походит на Ларру. Вся ее жизнь – поиск любви, а, по сути, попытка найти в жизни личность яркую, способную на смелый поступок. Но реальный мир небогат такими людьми, и поиск оказался бесплодным. Слабость, бесцветность окружающих людей иссушили эту некогда красивую женщину, но не убили ее мечту о гордом человеке.

Итак, Горький пытался показать три судьбы, три характера, три типа романтического идеала человека. Проблема лишь в том, что хотя «в жизни… всегда есть место подвигу», идеальные личности не воспринимаются людьми в обществе. Идеальный человек, по Горькому, обречен либо на изгнание, либо на смерть, либо на одиночество.

Доброта и жестокость в рассказе «Старуха Изергиль»

Доброта – это одно из главных духовных качеств человека, проявляющееся в его поступках и отношении к окружающим. Добрый человек всегда стремится заботиться о других, он готов самоотверженно бороться за их счастье даже ценой собственной жизни, несмотря ни на что.

Жестокость, в свою очередь, — это резко отрицательная черта характера, которую общество старается отвергнуть и искоренить.

Жестокий человек подобен животному, для которого не существует норм и правил, а есть лишь собственные потребности и нужды. Это качество служит лишь своему обладателю, а окружающим оно приносит только несчастье и беды. Чтобы доказать мою точку зрения, обратимся к рассказу Максима Горького “Старуха Изергиль”.

В произведении великого писателя главная героиня повествует нам о легенде о Данко. Молодой человек пожертвовал жизнью ради спасения племени.

Данко понял, что самые близкие ему люди обречены на смерть, что без него некому будет привести их в то место, где они смогут жить в безопасности. Поэтому он вырвал из своей груди горящее сердце и осветил им путь людям.

Я считаю, что этот пример является ярким доказательством того, как проявляется доброта в жизни. Она способна спасти жизнь, как это сделал Данко. Для доброго человека не существует собственных интересов, он всегда готов бескорыстно помочь в трудную минуту — именно это хотел показать нам автор.

Также в рассказе автор приводит нам ещё одну легенду – о Ларре. Главному герою, молодому и властному сыну человека и орла, понравилась девушка из племени людей, но та отказала ему. За это Ларра убил её, ударив и поставив ей ногу на грудь.

Ларра, вследствие своей чрезмерной гордости, проявил жестокость по отношению к другому человеку, считая, что тот должен делать всё, что ему скажут. Автор хотел донести до нас мысль о том, что жестокость — это худшее проявление человеческой сущности.

Жестокость всегда связана с личными желаниям, она чрезвычайно эгоистична, ей руководит злоба и ненависть. Итак, рассмотрев оба аргумента, мы убедились в том, что доброта и жестокость — противоположные по своему значению понятия.

Жестокости нет места в нашем мире, её природа дика и убивает в человеке самого человека. Это качество делает человека несчастным, разрушает его изнутри, не позволяет полюбить себя и других, полностью насладиться жизнью. В заключение хочется выразить надежду на то, что в мире будет больше добрых людей, всегда готовых помочь и подставить плечо окружающим.

Тема любви в «Старухе Изергиль»

Тема любви в рассказе М. Горького «Старуха Изергиль» связана с различными проявлениями любви человека. В произведении звучат проблемы любви к жизни, любви к самому себе, любви к окружающим людям, любви к свободе.

В первую очередь, выделяется любовь Изергиль в молодости. Любовь была для главной героини определяющим компонентом жизни. Чувство любви мотивировало Изергиль на различные поступки.

Искренняя любвь могла сделать так, что гордая и свободолюбивая Изергиль ползла, словно змея, за своим возлюбленным. Ради любви, которая для героини была смыслом жизни, Изергиль могла пойти на все, даже на убийство.

Старуха ассоциирует себя с Данко, ведь ею движет любовь к другим. Однако чувство Изергиль было основано на собственных наслаждениях, а не на принесение пользы другим людям.

Все же главным для нее в молодости была любовь другого человека к ней. Любовь Изергиль была эгоистична: когда героиня больше ничего не чувствовала к человеку, она уходила от него и никогда больше не встречалась, так как гордость не позволяла ей этого делать.

В сорок лет Изергиль отказывается от бесконечных поисков любви, она понимает, что счастье заключено в служении людям. Поэтому она говорит рассказчику, что молодежь любит ее за то, что она многое рассказывает молодому поколению.

Тема любви также связана с любовью к жизни. Старуха Изергиль в разговоре с рассказчиком говорит о том, что она и проживающие рядом с ней люби безумно любят жизнь. Это проявляется в различных приключениях. Старуха осуждает повествователя за то, что он не ценит жизнь, не пользуется всеми ее возможностями, ведь потом уже будет поздно.

Ларра первоначально стремится к вечной жизни в мире, где ему все дозволено. Однако когда герой получает желаемое, ему надоедает такая жизнь. Он стремится умереть, однако Ларра не имеет на это права. М. Горький показывает, что эгоизм и жизнь без любви окружающих делает человека несчастным, стремящимся к настоящей гибели.

Данко любит жизнь, он стремится к тому, чтобы его народ обрел счастье, разрушив чары темных лесов. Однако жизнь других людей для Данко становится важнее собственной жизни. Любовь к людям становится главным двигателем поступков Данко, который совершает настоящий подвиг ради блага всего народа. Здесь поднимается другая проблема: любви к окружающим.

Если Ларра не владеет таким чувством, то для Данко оно является самым ценным. Любовь к себе, характерная для Ларры, противопоставлена любви к ближним, которая свойственна Данко. Сочетание этих двух форм любви наблюдается у старухи Изергиль.

Любовь к себе или любовь к другим – этой проблеме посвящен рассказ М. Горького «Старуха Изергиль». Писатель показывает, к чему приводит эгоизм и к чему приводит служение человека окружающим людям.

Любовь Данко к ближним оказывается сильнее смерти. Герой разрывает свою грудь, чтобы собственным сердцем осветить людям путь. Такая любовь не подвластна земным законам, она способна разрушить злые чары темных лесов и привести людей к свету и к счастью. Именно такая форма любви была авторским идеалом.

Это интересно: Характеристика Калашникова — сочинение.

Слайд 1

Максим Горький(1868-1936)

Текст слайда:

Максим Горький
(1868-1936)


Слайд 2

1895 годРассказ М. Горького

Текст слайда:

1895 год

Рассказ М. Горького

«Старуха Изергиль»


Слайд 3

Исследование на тему «Что такое романтизм?»

Текст слайда:

Исследование
на тему
«Что такое романтизм?»


Слайд 4

РОМА́НТИКА - то, что содержит идеи и чувства, эмоционально возвышающие человека; условия жизни, обстановка,

Текст слайда:

РОМА́НТИКА — то, что содержит идеи и чувства, эмоционально возвышающие человека; условия жизни, обстановка, содействующие эмоционально-возвышенному мироощущению (романтика творческих исканий,
романтика трудных путей, романтика Севера).


Слайд 5

Романти́зм (фр. romantisme) — литературное направление, сформировавшееся в конце 18 -первой половине 19 века

Текст слайда:

Романти́зм (фр. romantisme) — литературное направление, сформировавшееся в конце 18 -первой половине 19 века


Слайд 6

Черты романтического произведения

Текст слайда:

Черты романтического произведения


Слайд 7

1. Принцип романтического двоемирия (резкое противопоставление реального мира миру идеальному, вымышленному).

Текст слайда:

1. Принцип романтического двоемирия (резкое противопоставление реального мира миру идеальному, вымышленному).


Слайд 8

2. Любимая романтическая среда - история и экзотика (действие происходит в экзотических странах,

Текст слайда:

2. Любимая романтическая
среда — история и экзотика (действие происходит в экзотических странах, у моря, в степи).


Слайд 9

3.Изображение исключительного характера в исключительных обстоятельствах

Текст слайда:

3.Изображение исключительного характера в исключительных обстоятельствах


Слайд 10

4.Изображение внутреннего мира человека

Текст слайда:

4.Изображение внутреннего мира человека


Слайд 11

5.Герой-борец, гордая, одинокая, сильная и красивая личность, не понятая обществом; он

Текст слайда:

5.Герой-борец, гордая, одинокая, сильная и красивая личность, не понятая обществом; он не может быть счастлив в этом мире и зачастую гибнет.


Слайд 12

Черты романтического произведения: 1) принцип романтического

Текст слайда:

Черты романтического произведения:

1) принцип романтического двоемирия (резкое противопоставление реального мира миру идеальному, вымышленному),
2) любимая романтическая среда — история и экзотика (действие происходит в экзотических странах, у моря, в степи),
3)изображение исключительного характера в исключительных обстоятельствах,

4) изображение внутреннего мира человека,

5) герой-борец, гордая, одинокая, сильная и красивая личность, не понятая обществом; он не может быть счастлив в этом мире и зачастую гибнет.


Слайд 13

КластерГордыйКрасивыйОдинокийГерой –борецСильныйНе понят обществомЗачастую гибнетНе может быть счастлив в этом мире

Текст слайда:

Кластер

Гордый

Красивый

Одинокий

Герой –
борец

Сильный

Не понят
обществом

Зачастую
гибнет

Не может быть счастлив в этом мире


Слайд 14

Тема урока: «Рассказ М.Горького «Старуха Изергиль» как романтическое произведение»

Текст слайда:

Тема урока:

«Рассказ М.Горького «Старуха Изергиль» как романтическое произведение»


Слайд 15

Цель урока: изучить признаки романтического произведения на примере рассказа М.Горького «Старуха Изергиль»

Текст слайда:

Цель урока:
изучить признаки романтического произведения на примере рассказа М.Горького «Старуха Изергиль»


Слайд 16

Тивадар Костка Чонтвари «Старый рыбак»

Текст слайда:

Тивадар
Костка
Чонтвари

«Старый рыбак»


Слайд 17

Черты романтического произведения: 1) принцип романтического

Текст слайда:

Черты романтического произведения:

1) принцип романтического двоемирия (резкое противопоставление реального мира миру идеальному, вымышленному),
2) любимая романтическая среда — история и экзотика (действие происходит в экзотических странах, у моря, в степи),
3)изображение исключительного характера в исключительных обстоятельствах,

4) изображение внутреннего мира человека,

5) герой-борец, гордая, одинокая, сильная и красивая личность, не понятая обществом; он не может быть счастлив в этом мире и зачастую гибнет.


Слайд 18

Композиция – это построение художественного произведения, расположение его частей в определенной системе и последовательности

Текст слайда:

Композиция – это построение художественного произведения, расположение его частей в определенной системе и последовательности


Слайд 19

Трёхчастная композиция:1 часть- «Легенда о Ларре» 2 часть – «Исповедь Изергиль»3 часть-

Текст слайда:

Трёхчастная композиция:

1 часть- «Легенда о Ларре»
2 часть – «Исповедь Изергиль»
3 часть- «Легенда о Данко».


Слайд 20

КластерГордыйКрасивыйОдинокийГерой –борецСильныйНе понят обществомЗачастую гибнетНе может быть счастлив в этом мире

Текст слайда:

Кластер

Гордый

Красивый

Одинокий

Герой –
борец

Сильный

Не понят
обществом

Зачастую
гибнет

Не может быть счастлив в этом мире


Слайд 23

Исповедь старухи Изергиль

Текст слайда:

Исповедь старухи Изергиль


Слайд 28

Цель урока: выяснить, почему рассказ «Старуха Изергиль»-романтическое произведение.

Текст слайда:

Цель урока:
выяснить, почему рассказ «Старуха Изергиль»-романтическое произведение.


Слайд 29

Данко Красивый, смелый Сострадает, спасает, умирает Живёт во имя любви к

Текст слайда:

Данко

Красивый, смелый

Сострадает, спасает, умирает

Живёт во имя любви к людям

Альтруист


Слайд 30

Домашнее задание: написать сочинение-миниатюру на тему «В жизни всегда есть место подвигу…»

Текст слайда:

Домашнее задание:
написать сочинение-миниатюру на тему «В жизни всегда есть место подвигу…»


                     «Старуха Изергиль»  М. Горький

«Видно, ничего не напишу я так стройно и красиво, как Старуху Изергиль» — писал он в письме Чехову. Там же он говорил о литературной необходимости приукрашивать жизнь, делать ее ярче и красивее на страницах книг, чтобы люди зажили по-новому и стремились к высокому, героическому.

Горький начинал свой литературный путь с рассказов, поэтому раннее произведение «Старуха Изергиль» принадлежит именно к этому жанру, который характеризуется краткостью формы и небольшим количеством действующих лиц. К данной книге применимы жанровые особенности притчи – краткой поучительной истории с ярко выраженной моралью.

Направление —  «романтизм». Романтизм — особый тип творчества, характерным признакам которого является отображение и воспроизведение жизни вне реально-конкретных связей человека с окружающей действительностью, изображение исключительной личности  (часто одинокой и неудовлетворенной настоящим, устремленной к далекому идеалу и потому находящемся в резком конфликте с обществом, с людьми).

В рассказе Максима Горького «Старуха Изергиль» говорится о том, как старая южанка повествует путнику три истории, а тот внимательно наблюдает за ней, дополняя ее слова своими впечатлениями. Суть произведения заключается в том, что в нем друг другу противопоставлены две концепции жизни, два героя: Ларра и Данко. Рассказчица вспоминает предания тех мест, откуда она родом.

1.В первом мифе речь идет о жестоком и надменном сыне орла и похищенной красавицы — Ларре. Он возвращается к людям, но презирает их законы, убивая дочь старейшины за отказ от его любви. Его обрекают на вечное изгнание, а Бог наказывает его невозможностью умереть.

2.В промежутке между двумя историями героиня говорит про свою неудавшуюся жизнь, полную любовных похождений. Этот фрагмент представляет собой перечисление приключений Изергиль, которая когда-то была роковой красавицей. Она безжалостно относилась к поклонникам, но когда полюбила сама, тоже была отвергнута, хоть и рисовала жизнью ради спасения любимого из плена.

3.В третьем сказании старуха описывает Данко, отважного и самоотверженного вождя, который вывел людей из леса ценой собственной жизни, вырвав сердце и осветив им дорогу. Хоть племя и не поддерживало его стремления, он смог спасти его, однако никто не оценил его подвига, а искры горящего сердца затоптали «на всякий случай».

Образ Данко – романтический герой, так как он был намного выше общества, был не понят, но горд осознанием того, что сумел возвыситься на рутинной суетой жизни. У многих он ассоциируется с образом Христа — такая же мученическая смерть ради людей. Он тоже ощущал свою ответственность и не гневался на ругательства и непонимание. Он понимал, что без него люди не справятся и погибнут. Любовь к ним сделала его сильным и всемогущим. Претерпевая нечеловеческие муки, миссия вел свою паству к свету, счастью и новой жизни. Это образец для подражания любому из нас. Каждый может сделать гораздо больше, поставив себе благую цель помочь, а не нажиться или обмануть. Добродетель, деятельная любовь и участие в судьбе мира – вот подлинный смысл жизни для нравственно чистого человека, как считает Горький.

Образ Ларры служит нам предостережением: нельзя игнорировать интересы других и приходить в чужой монастырь со своим уставом. Надо чтить традиции и нравы, принятые в обществе. Это уважение – залог мира вокруг и мира в душе. Ларра был эгоистом и поплатился за гордыню и жестокость вечным одиночеством и вечным изгнанием. Каким бы сильным и красивым он не был, ни то, ни другое качество ему не помогло. Он умолял о смерти, а люди лишь подняли его на смех. Никто не хотел облегчить его ношу, как не хотел этого он, когда пришел в общество. Неслучайно автор подчеркивает, что Ларра – не человек, он, скорее, зверь, дикарь, который чужд цивилизации и разумному, гуманному мироустройству.

Старуха Изергиль – страстная и темпераментная женщина, она привыкла отдаваться чувству всякий раз, когда оно нагрянет, не обременяя себя заботами и нравственными принципами. Всю жизнь она потратила на любовные приключения, относила к людям равнодушно и эгоистично помыкала ими, однако настоящее сильное чувство прошло мимо нее. Ради спасения возлюбленного она пошла на убийство и верную погибель, но он ответил ей обещанием любви в благодарность за освобождение. Тогда из гордости она прогнала его, ведь не хотела никого обязывать. Такая биография характеризует героиню, как сильную, смелую и независимую личность. Однако ее судьба сложилась бесцельно и пусто, в старости ей не хватало своего семейного гнезда, поэтому она иронически звала себя «кукушкой».

        Мы видим, что Ларра – романтический антиидеал, поэтому конфликт героя и толпы неизбежен. Данко – романтический идеал, но в основе отношений героя и толпы тоже лежит конфликт. Это одна из особенностей романтического произведения.

Как вы считаете, почему именно к Ларре относит Горький старуху Изергиль? (ее любовь по своей сути эгоистична. Разлюбив человека, она сразу же забыла о нем).

        Главная мысль в этом произведении – это поиск смысла человеческой жизни, и писатель его нашел – он состоит в бескорыстном и самозабвенном служении обществу.

Мораль в рассказе «Старуха Изергиль» заключается в том, что эгоизм и потворство собственным порокам не доведут человека до добра. От них в этом случае отворачивается общество, а без него люди теряют свою человечность и остаются в мучительной изоляции, где достижение счастья становится невозможным. Произведение заставляет задуматься о том, насколько мы зависимы друг от друга, насколько важно для нас находиться вместе, даже если характеры, возможности и склонности у нас разные.

                                      Вопросы:

1. Как описывал свой рассказ М. Горький в письме Чехову?

2. «Старуха Изергиль» принадлежит к какому жанру?

3. Что характерно для этого жанра?

4. Что такое романтизм?

5. Сколько историй рассказывает старая южанка путнику?

6. Назовите героев мифов Изергиль.

7. Что рассказывает Изергиль в промежутке между двумя историями?

8. Дайте характеристику образу Ларры.

9. Дайте характеристику образу Данко.

10. Изергиль – страстная и темпераментная женщина, но какая её любовь?

11. Главная мысль произведения?

12. Мораль рассказа?

13. Кто вам ближе: Ларра или Данко, почему?

  • Роман синоним для сочинения
  • Романовский троица рассказ текст
  • Роман эпопея как пишется
  • Роман что делать чернышевский сочинение
  • Романова книголюб рассказ на дзене