Романтические герои ранних произведений м горького сочинение

Ранние произведения м. горького отражают незавершенность его концепции мира и художественного творчества. в них он выступает как романтик, причем его

Ранние произведения М. Горького отражают незавершенность его концепции мира и художественного творчества. В них он выступает как романтик, причем его романтизм совмещает в себе как традиционные, так и новые художественные приемы. Горький создает свой собственный мир. В нем часто можно наблюдать некоторые особенности современной ему России. Тем не менее горьковская художественная реальность н живет по собственным внутренним законам, отличающимся от законов, существовавших для реалистов XIX века. Природа в этом мире тесно связана с душевным состоянием героев, что соответствует канонам романтизма. Море в рассказе “Челкаш”, лес в легенде о Данко, степь в рассказе “Дед Архип и Ленька” изменяются по ходу развития сюжета. Если в начале произведения природа спокойна и обычна, то во время основного конфликта она отражает душевное напряжение героев: начинается гроза или буря. Природа либо помогает людям, создавая естественный фон свободной, вольной жизни, как в начале рассказа “Старуха Изергиль”, либо противостоит им. Впрочем, в этом противостоянии участвует, скорее, не столько сама природа, сколько ее “ложное подобие”, созданное людьми. Воплощением этого “ложного подобия” является портовый город, который “дышит мощными звуками страстного гимна Меркурию”, или “живой” лес, возникший из-за страха людей. В обоих случаях созданная людьми реальность “поработила и обезличила их ”, поэтому она должна исчезнуть в тот момент, когда им удается победить свой страх. Напротив, подлинная природа всегда жива, она воплощает неизменные и вечные законы жизни, поэтому большинство рассказов заканчивается пейзажами, символизирующими “вечность”, неподвластную мелким страстям красоту и гармонию. С природой обычно связан и главный герой, вокруг которого строится повествование: Челкаш чувствует себя свободным только в море, умирающий Ларра смотрит в небо. Такая связь позволяет выделить главного героя, что соответствует традиции романтизма. Этот герой — изгой в обществе, он всегда одинок. Не являясь “вторым Я” автора, он тем не менее воплощает определенные идеи, близкие Горькому. У главного героя, как правило, есть антагонист, придерживающийся противоположного взгляда на жизнь. Между ними и возникает конфликт, на основе которого разворачивается сюжет. Таким образом, основной конфликт не только межличностный, но и идейный. “Свободные” герои противостоят героям, зависящим либо от денег, либо от “традиций”, либо от “незнания”. Свобода для всех резко отличается от свободы для себя. Первую воплощает Данко, вторую — Ларра. Только свобода для всех может принести счастье людям, научить их “видеть жизнь”, как говорит старуха Изергиль. Ее судьба противопоставлена мещанскому идеалу “спокойной жизни”. “Мещанский идеал” для Горького — это и мечта Гаврилы “о доме”, и “забота” деда Архипа о Леньке, и “мудрость” Ужа. Горький считал, что человек не только скопление грехов и пороков, но и существо, способное изменять себя и мир. Из-за этого всякая этика должна быть “активной”, то есть должна оценивать человека с точки зрения его способности “жить, а не примиряться”. Противостояние двух этик составляет основу сюжета. Завязкой оказывается проблема, на которую две разные системы взглядов дают разные ответы. Это украденный платок в рассказе “Дед Архип и Ленька”, проблема “цены денег” в “Челкаше” или свободы в “Старухе Изергиль”. Затем конфликт развивается и наступает развязка, причем герой может погибнуть, но его идеи побеждают. Побеждают не в реальной жизни, а в читательской оценке происходящего. Сокол не смог доказать “свою правду” Ужу, но именно он предстает перед читателями в качестве положительного героя. Такое противостояние двух мировоззрений проявляется и во внешнем облике персонажей, и в их восприятии действительности. “Красивые люди” всегда сравниваются с птицами, они “способны летать”, в отличие от “рожденных ползать”. Внешностью и речью они, так же как и романтические герои XIX века, резко отличаются от окружающих людей. Мир “красивые люди” видят по-своему, для них не существует в нем ничего страшного и непонятного. Для Челкаша “огненно-голубой меч”, увиденный Гаврилой, является простым “фонарем электрическим”. Итак, мировоззренческие проблемы, привлекающие внимание Горького, определяют художественное своеобразие его ранних произведений. На основе противостояния двух комплексов идей строится сюжет, причем один из них несет отчетливо выраженную положительную оценку. Развитие сюжета формирует такую же оценку со стороны читателей. Герои, несущие эти идеи, даже погибая, остаются победителями. С самого начала произведения они композиционно выделены и противопоставлены остальным персонажам в силу того, что стремятся “жить, а не примиряться”. Из-за того, что они противостоят мещанскому идеалу, как “босяки”. Это проявляется и в речи, и в стремлении к “вольной природе”, и в конфликте с существующим обществом. Такая социальная обособленность позволяет говорить об их сходстве с романтическими персонажами XIX века. В то же время Горький наделяет своих героев отличительными чертами именно “людей дна”, что можно воспринимать как стремление к реалистическому описанию жизни России начала XX века.

Название: Горький м. — Идейное и художественное своеобразие ранних произведений м. горького
Раздел: Остальные рефераты
Тип: сочинение
Добавлен 11:25:50 12 октября 2010 Похожие работы
Просмотров: 22
Комментариев: 6
Оценило: 0 человек
Средний балл: 0
Оценка: неизвестно   Скачать

Срочная помощь учащимся в написании различных работ. Бесплатные корректировки! Круглосуточная поддержка! Узнай стоимость твоей работы на сайте 64362.ru
Привет студентам) если возникают трудности с любой работой (от реферата и контрольных до диплома), можете обратиться на FAST-REFERAT.RU , я там обычно заказываю, все качественно и в срок) в любом случае попробуйте, за спрос денег не берут)
Да, но только в случае крайней необходимости.

Сочинение: Горький м. — Идейное и художественное своеобразие ранних произведений м. горького
Контрольная работа по теме Гарантии и льготы, предоставляемые женщинам в связи с материнством
Реферат по теме Мир глазами Альберта Эйнштейна: электрический заряд и электромагнитные взаимодействия
Дипломная работа по теме Ветвящаяся или последовательная форма текста как детерминанта доверия к информации
Реферат по теме Токсоплазмоз: причины, симптомы и лечение
Контрольная работа по теме Развитие логистики
Булгаков Собрание Сочинений Скачать Бесплатно Fb2
Реферат: How North Carolina Is Affected By Water
Всероссийская Контрольная Работа По Информационной Безопасности Сертификат
Курсовая работа: Реализация товаров и услуг закрытым акционерным обществом Эдельвейс
Назначение и производство экспертизы в практике военных судов
Реферат по теме История философии
Реферат На Тему Особенности Составления Медиапланов В Работе Со Сми
Реферат: Эканамічнае становішча Беларусі ў перыяд узрастання капіталістычных адносін (першая палова ХІХ ст.)
Реферат По Физической Культуре Легкая Атлетика
Курсовая работа по теме Стиль Ар Деко и ювелирные украшения
Проблемы Охраны Норм Русского Языка Реферат
Контрольная работа: Политические учения эпохи Возрождения и Реформации
Газосигнализатор Эсса
Дипломная Работа По Изобразительному Искусству
Контрольная Работа На Тему Успешные Стратегии Построения Профессиональной Карьеры
Реферат: Женщины, использующие свою сексуальность для манипулирования мужчинами
Курсовая работа: Проблема самоопределения курдов
Реферат: Сущность инвестиций страны

Уважаемые читатели Литероведа, в разделе «Сочинения по литературе» опубликовано новое сочинение на тему «Романтизм в творчестве Максима Горького», в котором авторы интернет-журнала расскажут об основных особенностях романтических произведений писателя.

Имя Максима Горького, знаменитого русского писателя, впервые стало известно в 1892 году, когда появился в печати его первый рассказ «Макар Чудра». О таланте писателя заговорили и читатели, и литературные критики, и коллеги по цеху. Вслед за «Макаром Чудрой», первым романтическим рассказом, появляются и другие: «Челкаш», «Старуха Изергиль», а затем – «Песня о Соколе», «Песня о Буревестнике». Начало 90-х годов XIX века, когда были написаны выше названные романтические рассказы М. Горького, было временем тяжелым и неопределенным. Этот непростой период с беспощадной, реалистичной правдивостью изображали в своих произведениях А.П. Чехов и И.А. Бунин. Однако М. Горький заявлял о необходимости найти новые пути отражения действительности в литературе. Он считал, что задача литературы заключается в изображении красками, звуками, формами, словами всего того, что есть прекрасного, благородного, честного в человеке. Свою личную задачу писатель видел в пробуждении в человеке гордости за самого себя, во внушении каждому мысли о том, что он сам – самое лучшее, самое святое и в мире, кроме него, нет ничего достойного внимания. М. Горький отлично понимал, что в реальной жизни человек угнетен и бесправен, поэтому и утверждал, что настало время романтического. 

Действительно, в ранних рассказах писателя преобладают черты романтизма. Как мы помним, романтизм – это художественное направление в литературе и искусстве, характеризующееся страстной борьбой особенного, идеального героя с косным консервативным обществом. Романтизм Максима Горького имеет свои особенности. Для романтических произведений писателя характерны яркие краски, величественные и прекрасные пейзажи, острые идейные конфликты, герои произведений – люди мужественные и бесстрашные, наделенные всеми качествами в превосходной степени.

В центре  многих романтических рассказов писателя – исключительный герой, яркий, гордый, свободный, красивый, способный противостоять обществу. Те правила и традиции, по которым живет большинство людей, не подходят для горьковских героев, так как загоняют их в строгие рамки, ограничивают их свободу. Такими персонажами являются Данко и Ларра из рассказа «Старуха Изергиль», Лойко Зобар и цыганка Радда из «Макара Чудры», ловкий вор Челкаш и крестьянин Гаврила – герои рассказа «Челкаш», а также Сокол и Буревестник из произведений «Песня о Соколе» и «Песня о Буревестнике». Герои романтических рассказов четко поделены на положительных и отрицательных.

Смелый, красивый, благородный Данко вырвал свое сердце из груди и, освещая им дорогу, словно горящим факелом, вывел из темного леса и смрадных болот своих соплеменников, загнанных туда врагами, на ясную солнечную поляну. Пожертвовав своей жизнью, юноша спас племя от мучительной смерти в зловонных и темных болотах. Ему противопоставлен гордый, эгоистичный, себялюбивый Ларра, сын орла и простой девушки. Юноша на глазах всего племени убивает красивую девушку, дочь старейшины только за то, что она осмелилась оттолкнуть героя от себя. Ларра не способен, как Данко, жертвовать собой, растрачивать себя по крупицам ради других. Он привык брать от жизни все, что ему хочется, презирая любую мораль и традиции.

Пассивного Ужа из «Песни о Соколе» устраивает существующий порядок вещей, ему уютно и комфортно, «темно и сыро» в том мире, в котором он живет, поэтому ничего не хочет менять. Смелого, гордого, вольнолюбивого Сокола не удовлетворяет пассивное существование Ужа. Он мечтает о полете, о высоком небе. Собрав все силы, свободолюбивая птица взмыла в небо и, последний раз насладившись его безграничной ширью, упала на камни и разбилась.

Над опытным, ловким вором Челкашом не имеют власти ни деньги, ни другие богатства. Он, пьяница и гуляка, аморальный человек, глубоко презирает жадных, меркантильных людей, способных унижаться ради копейки. Герой готов на благородные поступки: отдает все деньги, заработанные за ночь, молодому крестьянину Гавриле, чтобы тот поправил свою жизнь в деревне. Героя не страшит ни сильный ветер, ни высокие волны. В страшном шторме он чувствует понятную и прекрасную стихию и радуется ей. А крестьянин Гаврила, несмотря на внешнюю красоту, оказался некрасивым внутренне: им овладела страшная жадность, и он ради денег чуть не убил Челкаша, ударил его камнем. Юноша боится морской стихии, опасности не вызывают в нем восторга, а пугают.

Так же, как и Гаврила, пугаются бури чайки и гагары из «Песни о Буревестнике». Они готовы схоронить свой ужас в морской пучине. Глупый пингвин прячется в утесах, спасаясь от грозы. Им «недоступно наслажденье битвой жизни», удары грома приводят этих птиц в ужас. И только гордый Буревестник не пугается морского шторма, он наслаждается буйством стихии, жаждет бури, призывает ее.

Восхищают читателей герои рассказа «Макар Чудра»: Лойко Зобар, цыганка Радда. Это гордые, свободолюбивые, волевые, сильные духом натуры, именно поэтому они и остались в народной памяти как яркие, идеальные личности, которые не смогли променять свою волю на узы даже великой любви, а предпочли смерть. Сам Макар Чудра чем-то похож на своих героев: так же любит свободу, волю, такой же волевой и сильный человек, похожий на древний дуб, который не гнется ни под какой бурей.

Кроме всего сказанного, в романтических произведениях М. Горький использует элементы фольклора, фольклорных жанров. В рассказе «Старуха Изергиль» героиня рассказывает две легенды своему преданному слушателю. Одна легенда о смелом и великодушном Данко, который ценой своей жизни спас людей. В другой легенде повествуется о гордом и эгоистичном Ларре, который заботится только о себе, своем благополучии и комфорте. Герои этих двух историй противопоставляются друг другу, антитеза помогает читателю лучше понять внутренние переживания персонажей, их поступки. В рассказе «Макар Чудра» история любви и смерти Лойко Зобара и Радды, рассказанная старым цыганом, тоже похожа на легенду, которую передают из поколения к поколению. Произведения «Песня о Соколе» и «Песня о Буревестнике» очень похожи на народные песни о героических личностях, которые во всем времена почитались народом.

В романтических рассказах писатель часто не просто описывает природу, но и одушевляет ее. С описания пейзажа начинается и завершается «Песня о Соколе». Перед читателем появляются великолепные картины: величественное, прекрасное, безмятежное, облитое голубым сиянием луны море; высокие, задумчивые, поросшие деревьями горы и любопытная волна, которая все стремилась к костру, чтобы подслушать разговор Рагима с собеседником. Кругом тихая, звездная ночь, в которой только слышится голос старого чабана, рассказывающего песню о храбром Соколе. В «Песне о Буревестнике» события также разворачиваются на фоне завораживающих пейзажных зарисовок: седое от пены море, шторм, стрелы молний, похожие на огненных змей; вой ветра, грохот грома, — все сливается в единую картину, центральное место на которой занимает Буревестник, радующийся свободной стихии. Волны поют, рвутся навстречу грому, спорят с ветром. Ветер охватывает их крепкими объятиями и с размаху, со злобой бросает их на утесы, где волны разбиваются в пыль и брызги. Описание пейзажа есть и в рассказе «Старуха Изергиль». С самых первых строчек произведение погружает читателей в атмосферу теплого южного вечера. Все вокруг почти сказочное: воздух, пропитанный невероятно свежим запахом моря и испарений земли, смоченной дождем; пышные и необыкновенно красочные обрывки туч; резкие обломки скал, а также кроваво-красный диск луны и кружевные тени листвы. Кажется, сама природа располагает рассказчиков к воспоминаниям о необыкновенных героях, а слушателей настраивает внимать этим воспоминаниям. В рассказе «Макар Чудра» автор не изменяет своей творческой традиции и начинает произведение с описания пейзажа. Перед глазами читателей открывается широкая степь, по которой разносится мелодия плеска морской волны. Влажный ветер приносит желтые листья и бросает их в пламя костра, около которого сидят два героя. Создается впечатление, что читатель сам сидит рядом с этими героями и внимательное слушает их рассказы.

Таким образом, романтические произведения Максима Горького отличаются яркими, необыкновенными героями, которые конфликтуют друг с другом; волшебными, завораживающими  пейзажами, фольклорными элементами. К таким произведениями хочется возвращаться вновь и вновь, чтобы окунуться в мир необыкновенных героев.   

_________________________________________________________________________________________________
Сочинение.
В чем смысл жизни? (по рассказу М. Горького «Старуха Изергиль»)

На мой взгляд, из всех ранних произведений Максима Горького рассказ “Старуха Изергиль” самый романтический и поэтичный. Его герои — смелые, сильные духом люди. На их примере писатель рассуждает о добре и зле, о смысле и мудрости жизни. Очень интересно и построение рассказа. Повествование о жизни старухи Изергиль обрамлено двумя легендами — о Ларре и Данко. Перед нами несколько человеческих судеб — выбирайте! Судите сами о смысле жизни! В чем же он заключается? В индивидуализме Ларры или в беззаветном служении людям, которому посвятил себя Данко? А может, нужно стремиться прожить свободную, богатую приключениями жизнь? Немало горя и радостей испытала старуха Изер-гиль, разных людей встретила она на своем долгом жизненном пути. Образы тех, кого она любила, навсегда остались в ее памяти. Это и надменный шляхтич, и “достойный пан с изрубленным лицом”, и юноша — “бледный и хрупкий цветок востока, отравленный поцелуями”. Годы отняли у Изергиль былую красоту, потушили блеск ее глаз, сгорбили стройный стан, но дали ей мудрость, знание жизни и подлинную духовность. Горький не случайно вкладывает в уста именно этой женщины легенды о Ларре и Данко. Есть в ней что-то общее с обоими героями. Изергиль приходилось жертвовать собой ради возлюбленных, проявлять самоотверженность, и вместе с тем она прожила жизнь для себя, свободная от каких-либо обязанностей и обязательств. Писатель не осуждает ее: идеальные люди действительно встречаются только в сказках, а в живых, реальных людях может сочетаться и плохое, и хорошее. Однако вряд ли легенда о Данко могла прозвучать из уст человека духовно убогого, трусливого и подлого. В легенде о Ларре Горький развенчивает индивидуализм тех, кто отвергает людей, не хочет считаться с общечеловеческими законами. Кто-то может возразить, что именно в этом и заключается подлинная свобода — делать то, что хочется, идти, куда угодно, не считаться ни с кем, то есть “сохранить себя целым”. Однако того, кто изберет этот путь, ждет трагический и печальный удел — одиночество. Действительно, “за все, что человек берет, он платит собой: своим умом и силой, иногда жизнью”. Другими словами, нельзя только потреблять, ничего не давая взамен. Ларра пренебрег этим законом, и его ждало страшное наказание. Казалось бы, он ни в чем не испытывал недостатка: “похищал скот, девушек — все, что хотел”, и при этом был вольным как птица. Тогда почему же в конце концов он стал мечтать о смерти и “в его глазах было столько тоски, что можно было бы отравить ею всех людей мира?” По-видимому, тому, кто не умеет отдавать, дарить душевное тепло, кто “кроме себя не видит ничего”, трудно быть счастливым и достойно пройти жизненный путь. Романтическим антиподом Ларры является Данко — смелый красавец, сердце которого загорелось великой любовью к людям. В его образе Горький воплотил свое представление о подлинных героях, о тех, в ком он видел идеал. Не случайно даже пейзаж создает у читателя ощущение чего-то необычного, фантастического. Он помогает нам перейти из реальной жизни (рассказ Изергиль о себе) в романтический мир легенды: “И в степной дали, теперь уже черной и страшной, как бы притаившейся, скрывшей в себе что-то, вспыхивали маленькие голубые огоньки. То там, то тут они на миг являлись и гасли, точно несколько людей, рассыпавшихся по степи далеко друг от друга, искали в ней что-то, зажигая спички, которые ветер тотчас же гасил. Это были очень странные голубые языки огня, намекавшие на что-то сказочное”. Как голубые искры оживляют черную степь, словно таящую в себе что-то недоброе, так и люди, подобные Данко, способны внести в жизнь добро и свет. Данко прекрасен как внешне, так и внутренне: “Посмотрели на него и увидели, что он лучший из всех, потому что в очах его светилось много силы и живого огня”. Энергия и сила Данко противопоставляется безволию и трусости толпы. Усталые и злые люди, раздраженные своим бессилием, теряют человеческий облик: “Данко смотрел на тех, ради которых он понес труд, и видел, что они — как звери. Много людей стояло вокруг него, но не было на лицах их благородства, и нельзя было ему ждать пощады от них”. Но Данко сумел победить вспыхнувшее в нем негодование, потому что жалость и любовь к людям оказались в нем сильнее. Чтобы спасти их, он совершает духовный подвиг. “»Что сделаю я для людей?» — сильнее грома крикнул Данко. И вдруг он разорвал руками себе грудь и вырвал из нее свое сердце и высоко поднял его над головой. Оно пылало так ярко, как солнце, и ярче солнца, и весь лес замолчал, освещенный этим факелом великой любви к людям-.”. Пылающее сердце Данко — это символ жертвенного служения людям, а сам герой — воплощение всего лучшего в человеке. И каким жалким и низким на его фоне кажется “осторожный человек”, который, “боясь чего-то, наступил на гордое сердце ногой…” Я думаю, что в легенде о горящем сердце Данко выражается авторская позиция по вопросу о смысле жизни. Другими словами, весь смысл жизни, по Горькому, в жертвенном, бескорыстном служении людям. Правда, в настоящее время такая позиция вряд ли будет популярной. Мне кажется, что большинство из нас уподобляется “осторожному человеку”, наступившему ногой на пылающее сердце. Не потому ли нам приходится переживать мучительный кризис, как нравственный, так и в области материального.
Конечно, нельзя требовать от людей жертв насильно, и великие подвиги не каждому по плечу. Но если мы будем стараться стать добрее, отзывчивее, помогать тем, кто в этом нуждается, то мир наверняка изменится к лучшему. А жизнь человека, дарящего людям душевное тепло, можно назвать прекрасной и имеющей смысл.
.

Как написать студенческую работу, чтобы её 100% приняли?

Возникают ситуации, когда очень сложно сделать работу, когда совершенно не понятно каков должен быть конечный результат. В таких случаях лучше не тратить лишние время и нервы, а обращаться к знающим людям.

Помощь в написании учебных работ

М. Горький в юности мечтал о красоте, о добре, хотел, чтобы мир был ярким, полным незаурядными личностями. Достаточно прочесть хотя бы один из его ранних рассказов, чтобы убедиться в этом. Девизом ранних произведений Горького можно было бы выбрать слова из его ранней поэмы: “Я в этот мир пришел, чтобы не соглашаться”.
Романтические произведения М. Горького имеют ряд особенностей. Наличие рассказчика и слушателя является одной из них. Во многих рассказах повествование ведется не самим автором, а одним из героев. Их именами нередко названы рассказы (“Емельян Пиляй”, “Старуха Изергиль”, “Макар Чудра”). Повествованию предшествует, как правило, какое-нибудь незначительное внешнее событие: тень или искры, как в “Старухе Изергиль”, или поведение Нонки в “Макаре Чудре”. Слушатель передает разговор с рассказчиком, описывает окружающую их природу, портреты действующих лиц. Слушатель помогает читателю представить ярче и полнее то, о чем повествует рассказчик. Но слушатель имеет и свою точку зрения, часто отличную от точки зрения рассказчика. Эта оценка не высказана’прямо. Например, в конце рассказа перед слушателем является видение — тени Радды и Лойко Зобара, которым море поет гимн, и “никак не может красавец Лойко поравняться с гордой Раддой”. Их появление в конце рассказа помогает понять авторскую позицию -как бы прекрасны ни были в своем стремлении к абсолютной свободе романтические герои, их жизнь бесплодна и призрачна, она может быть уподоблена тем самым теням, в которые и превратились Лойко и Радда.
Герои романтических рассказов Горького благородны, горды, нередко излишне горды. Поэтому конфликты рассказов очень напряженны, борьба героев бескомпромиссна. Герои легенд, рассказанных старухой Изергиль, — Данко и Ларра — противопоставляются друг другу. Тень Ларры и искры сердца Данко подобны двум полюсам: добру и злу, эгоизму и самоотверженности. Полуживотное происхождение Ларры становится источником эгоизма, а не самоотверженности и человеколюбия. Ларра не понимает людей. Он — тень, он бессмертен и отвержен. Бессмертие Данко другого рода. Данко мечтает освободить людей от злобы, ненависти и бессилия, научить их любить жизнь и помочь им выйти из дикого леса, в который они попали. Но не так-то просто преобразить человеческую душу, и потому нашелся этот самый “осторожный” человек, который наступил на горящее сердце Данко.
Многие рассказчики (Изергиль, Макар) восхищаются героями своих легенд и иногда сравнивают себя с ними, желая найти сходство или, наоборот, не желая этого. И с горечью замечают, что “красавцев становится все меньше”.
Еще одна отличительная черта ранних горьковских рассказов — яркий, многоцветный пейзаж. По мысли автора, сила и могущество природы бесконечны, и только она может помочь человеку окрепнуть духом, стать лучше, добрее, перестать быть мелочным и озлобленным. Море, ночь, луна, звезды, бескрайние степи — все это создает неповторимую атмосферу романтической возвышенности описываемого, помогает лучше раскрыть душу героев.
М. Горький постоянно пытался найти героическую личность не только в легендах, но и среди босяков и бродяг, за которыми наблюдал во время своих скитаний по Руси. Примером может стать герой рассказа “Челкаш”, которого трудно отнести к положительным или отрицательным героям. Но ведь герои легенд Изергиль и Макара Чудры тоже не были идеальны. Вспомнить хотя бы Лойко Зобара — он был конокрадом, но в то же время это была благородная и страстная личность. Нельзя однозначно судить и о Гавриле. Челкаш и Гаврила вместе мечтают о будущем, вспоминают минувшее, говорят о жизни. Однако Челкаш намного сложнее Гаврилы, потому что он выстрадал жизненные идеалы, которых придерживался. Гаврила же всего боится, боится Челкаша, боится моря, стихии. Свобода — понятие, ярко выраженное в ранней прозе Горького, тоже воспринимается ими по-разному. Для Гаврилы: “Пошел- куда хошь, делай — что хошь”. Для Челкаша все по-иному. Горький отмечает некое родство своего главного героя с морской стихией. Море не только символ человеческого бытия, таинственного и чудесного, но и соотносится с образом человеческой души — непостижимой и противоречивой.
По-моему, наиболее яркая и объединяющая все раннее творчество Горького черта — это мысль, что человек несовершенен, но в нем заложено стремление к гармонии, свободе и счастью.

Название: Своеобразие романтических рассказов М. Горького
Раздел: Сочинения по литературе и русскому языку
Тип: сочинение
Добавлен 17:56:36 15 июля 2004 Похожие работы
Просмотров: 3698
Комментариев: 16
Оценило: 8 человек
Средний балл: 4.3
Оценка: 4   Скачать

Срочная помощь учащимся в написании различных работ. Бесплатные корректировки! Круглосуточная поддержка! Узнай стоимость твоей работы на сайте 64362.ru
Привет студентам) если возникают трудности с любой работой (от реферата и контрольных до диплома), можете обратиться на FAST-REFERAT.RU , я там обычно заказываю, все качественно и в срок) в любом случае попробуйте, за спрос денег не берут)
Да, но только в случае крайней необходимости.

Сочинение: Своеобразие романтических рассказов М. Горького
Курсовая работа: Размышления над причинами революции в России
Корпоративная Культура Реферат
Курсовая Работа На Тему Эксплуатация Электрооборудования Подстанции «Новая» Ооо «Энергосервис-Югра»
Итоговая Контрольная Работа 5 Класс Решение
Система Гражданского Процессуального Права Реферат
Реферат по теме Зарождение модных тенденций
Сочинение О Старшей Сестре 4 Класс
Реферат По Картографии Ломоносов
Реферат по теме Противостояние Руси латинской агрессии
Реферат: Автоматизированная система учета. Скачать бесплатно и без регистрации
Курсовая работа: Новаторство театру «Березіль»
Контрольная работа: Признаки наказаний
Сочинение По Теме Сюжетных Картинок 2 Класс
Реферат На Тему Культура Айкидо, Как Боевого Искусства
Контрольная работа: Вопросы к тестированию по курсу дисциплины «Концепции современного естествознания»
Реферат по теме Відповідальність за розпивання слабо(-алкогольних) напоїв у громадських місцях
Контрольная Работа На Тему Банковский Менеджмент: Содержание И Принципы На Примере Сберегательного Банка Российской Федерации
Сколько Калорий В Эссе 0.5
Дружба В Системе Ценностных Ориентаций Ребенка Реферат
Дипломная Работа На Тему Методы И Приемы Психологического Консультирования На Телефоне Доверия И Социально-Психологические Характеристики Обращений
Реферат: Вопросы анализа и регулирования платежного баланса
Реферат: Погибшие в космосе
Реферат: Что такое «символизм» и его практическое использование

Все произведения Максима Горького поражают своей жанровой оригинальностью. Его очерки высоко ценятся в русской литературе, за счет особенностей композиции рассказа.

«Старуха Изергиль» является классическим произведением, написанным в стиле романтизма. Сюжет основан на поиске ответа на вечный вопрос: кто такая идеальная личность и в чем ее ценности.

Рассказ является трехчастной композицией и состоит из легенды о Ларре, истории о Данко и Изергиль.

Сочинение: Композиция в рассказе М. Горького «Старуха Изергиль»

Структура рассказа

Во вступлении автор представляет своим читателям эгоистичного и жестокого человека. Ларра — создание орла и женщины. Он самоуверенный и не желает склоняться не перед кем. Будучи уверенным в своем превосходстве, в конце легенды он был наказан за это заблуждение. Его приговорили к бессмертию.

Сочинение: Композиция в рассказе М. Горького «Старуха Изергиль»

Вторая часть произведения описывает женщину по имени Изергиль. Она была доброй, умела любить искренне и по-настоящему. Ради своих чувств она была готова пойти на все. Эта самая романтическая глава рассказа.

Заключительная часть повествует о Данко. Этот человек вырвал свое сердце, чтобы осветить путь людям, которые разочаровались в жизни и устали от потерь. Он содержит в себе самые лучшие черты — доброту, милосердие, сострадание и готовность к самопожертвованию. Герой жил лишь тем, что мог помогать людям и направлять их по нужному пути.

Композиция «Старуха Изергиль» Максима Горького является символичным рассказом. Он имеет своеобразный идейно-художественный переход от положительных качеств к отрицательным.

Повествователь пересказал услышанную историю, которая стала идей написания произведения. После прочтения рассказа можно понять, каково назначение этой композиции, что такое двоемирие.

Краткое содержание

Историю, которой рассказчик делится с читателями, он услышал в Бессарабии во время работы. Когда рабочий день был закончен, все разошлись и в тени винограда остались только автор и старушка. Они любовались пейзажем и мило беседовали.

Женщина постоянно ассоциировала увиденное с людьми, например:

Сочинение: Композиция в рассказе М. Горького «Старуха Изергиль»

  1. Дело было вечером, и, когда по небу проплывали тени облаков, женщина назвала одно из них именем Ларра. Когда собеседник спросил кто это, она рассказала ему древнюю легенду. В одной стране сча́стливо жило человеческое племя. Люди занимались земледелием, разводили скот и наслаждались природой. Однажды на их поселение напал орел и украл девушку. Она вернулась только спустя 20 лет и привела с собой статного юношу, который был ее сыном. Оказалось, что все это время женщина прожила с орлом, и только после его гибели решила вернуться в родные края. Но сын оказался высокомерным, за что и поплатился бессмертием.
  2. Где-то вдали собеседники услышали чудесное пение. Старуха сказала, что так может петь только тот, кто влюблен в жизнь. Она прожила много лет и все благодаря тому, что хранила любовь в своем сердце. Она рассказала собеседнику всю свою жизнь и описала образы любимых людей.
  3. После рассказа они сидели молча и вдали заметили маленькие огоньки, похожие на искры. Их Изергиль сравнила с Данко. Старуха поведала историю о храбрых людях, которые жили в таборе. С трех сторон их поселение было окружено густыми лесами. Но однажды на них напали, и все были вынуждены перебраться вглубь леса. Они долго не могли оттуда выбраться. Данко позвал их за собой и принял решение пройти сквозь густые заросли. Но когда люди обозлились на него за долгий и тяжелый путь, он вырвал из своей груди сердце и держа его над головой, освещал дорогу людям. Он считал это своим назначением.

В описании героя автор использовал несколько приемов: метафоры, эпитеты и сравнения.

Пролог рассказа поражает отвагой Данко, наказанием Ларра и наполненным любовью сердцем само́й старухи Изергиль. Авторская позиция становится понятной только в конце произведения.

Писатель наглядно показал, что каждый человек индивидуален и определить это можно, только узнав его поближе. В тексте используется принцип двоемирия, а также разделение добрых и злых людей.

Эта и есть особенность композиции «Старуха Изергиль».

Какой бы сюжет ни описывал Горький, в нем всегда присутствует проблематика и идейное своеобразие рассказов.

Роль рассказчика в ранних произведениях М. Горького, — читать школьное сочинение на УкрЛибе

Ранние произведения М. Горького раскрывают основы мировоззрения молодого писателя, его философской мысли. Важную роль в этом раскрытии играет образ рассказчика.

Благодаря образу рассказчика такие произведения, как “Песня о Соколе”, “Старуха Изергиль”, становятся “рассказами в рассказе”, у них возникает своеобразная “рама”, которая, как рама картины, оттеняет своеобразие произведения.

Например, в “Песне о Соколе” описание торжественно красивой, задумчивой природы, с которого начинается рассказ, сразу же настраивает читателя на возвышенный лад, позволяет ожидать повествования о чем-то значительном. К этому же подготавливает и характеристика, которую дает рассказчику М.

Горький: старый чабан Рагим — человек мудрый, любящий рассуждать о жизни. Рисуя образ Рагима, писатель дает понять: в жизни всегда есть люди, которые близки по духу таким сказочным героям, как Сокол. Они помнят об этих героях, сочувствуют им, любуются ими.

Еще более важную роль играет рассказчик в “Старухе Изергиль”. Во вступлении читаем: “Все это — звуки и запахи, тучи и люди — было странно красиво и грустно, казалось началом чудной сказки”.

А затем возникает зловещая внешность старухи, которая “точно говорила костями “, голубой свет луны, облако, о котором Изергиль сообщает, что это Ларра, а далее следует сама сказка — одна из славных сказок, сложенных в степях.

Так вступление настраивает читателя на чудесное, эмоционально подготавливает к легенде о Ларре.

Но роль обрамления не только в этом. Вводя нас в сказку, оно вместе с тем напоминает о современности. Вначале рассказчик четко определяет место действия: “Я слышал эти рассказы под Аккерманом, в Бессарабии, на морском берегу”. С другой стороны, место действия легенды о Ларре определено так: “Далеко за морем, на восход солнца, есть старая большая река…”

В отличие от обеих легенд, рассказ Изергиль о себе насыщен реальными названиями, бытовыми подробностями, даже политическими событиями (Польское восстание, восстание в Венгрии). Так обрамление рассказа, слово рассказчика создает связь между сказочным и реальным, прошлым и настоящим.

Очень важно, что образ рассказчика здесь обрисован достаточно четко. С одной стороны, это думающий, критически относящийся к жизни человек.

Он жадно вслушивается в слова Изергиль, они его волнуют, с горькой иронией говорит о земле, которая на своем веку так много поглотила человеческого мяса и выпила крови, “отчего, наверное, и стала такой жирной и щедрой”. Ему же принадлежит упрек обывателям — “живым мертвецам”.

Но одновременно вырисовываются и другие черты рассказчика. Во вступлении Изергиль не случайно укоряет его в пассивности, в отсутствии любви к жизни: “У!.. стариками родитесь вы, русские. Мрачные все, как демоны… Боятся тебя наши девушки”.

Новые подробности о рассказчике мы находим во второй главе — здесь его образ приобретает некоторый сатирический оттенок. Это своеобразная маска, которая необходима писателю для разоблачения морали “живых мертвецов”. Но тем самым устанавливается еще одно звено связи между легендой и реальностью.

Осторожность и инертность таких как рассказчик должны уступить место дерзанию и “безумству храбрых”.

Итак, образ рассказчика в ранних произведениях М. Горького играет огромную роль: он создает живые и разнонаправленные связи между легендой и реальностью, прошлым и настоящим. Можно сказать, что благодаря ему в этих романтических произведениях возникает реалистическое начало.

Проблематика и особенности композиции рассказа «Старуха Изергиль»

Рассказ «Старуха Изергиль» (1894) относится к шедеврам раннего творчества М. Горького. Композиция этого произведения более сложна, чем композиция других ранних рассказов писателя.

Повествование много повидавшей на своем веку Изергиль делится на три самостоятельные части: легенда о Ларре, рассказ Изергиль о своей жизни, легенда о Данко.

Вместе с тем все три части объединены общей идеей, стремлением автора выявить ценность человеческой жизни.

Легенды о Ларре и Данко раскрывают две концепции жизни, два представления о ней. Одна из них принадлежит гордецу, который никого не любил, кроме себя.

Когда Ларре сказали, что «за все, что человек берет, он платит собой», себялюбец ответил, что этот закон его не касается, ибо он хочет остаться «целым». Надменный эгоист вообразил, что он, сын орла, выше других людей, что ему все дозволено и дорога только его личная свобода.

Это было утверждение права на господство сильной личности, противостоящей массе. Но вольные люди отвергли индивидуалиста-убийцу, осудив его на вечное одиночество.

Себялюбцу Ларре контрастно противопоставлен герой второй легенды — Данко. Ларра ценил только себя и свою свободу, Данко же решил добыть ее для всего племени. И если Ларра не хотел отдать людям даже частицу своего «я», то Данко погиб, спасая своих соплеменников. Освещая путь вперед, смельчак «сжег для людей свое сердце и умер, не прося у них ничего в награду себе».

Изергиль, скрипучий голос которой «звучал, как будто это роптали все забытые века», рассказала две древние легенды. Но Горький не хотел связать ответ на вопрос: «В чем смысл жизни и настоящей, а не мнимой свободы?» только с мудростью прошлых лет.

Трехчастная композиция позволила художнику установить связь между легендами, рассказанными героиней, и реальной действительностью. Повествование Изергиль о собственной судьбе, поставленное в центре произведения, служит как бы связующим звеном между преданием и реальной жизнью.

Изергиль сама встретила на своем пути свободолюбивых и мужественных людей: один из них сражался за свободу греков, другой оказался среди восставших поляков.

И потому не только легенды, но и собственные наблюдения привели ее к знаменательному выводу: «Когда человек любит подвиги, он всегда умеет их сделать и найдет, где это можно. В жизни, знаешь ли ты, всегда ест место подвигам». Не менее важен и второй вывод Изергиль: «Каждый сам себе судьба!»

Вместе с воспеванием подвига во имя счастья людей в рассказе проявилась и другая, не менее характерная черта горьковского творчества, – обличение трусливой косности обывателя, мещанского стремления к покою.

Когда Данко умер, его смелое сердце продолжало пылать, но «осторожный человек заметил это и, боясь чего-то, наступил на гордое сердце ногой».

Что же смутило этого человека? Подвиг Данко мог воодушевить других юношей в их неустанном стремлении к свободе, и потому мещанин постарался погасить пламя, освещавшее дорогу вперед, хотя сам воспользовался этим светом, оказавшись в темном лесу.

Заканчивая рассказ размышлениями «о великом горящем сердце», Горький как бы пояснял, в чем заключено истинное бессмертие человека. Ларра отторг себя от людей, и о нем в степи напоминает лишь темная тень, которую даже разглядеть трудно. А о подвиге Данко сохранилась огненная память: перед грозой в степи вспыхивали голубые искры его растоптанного сердца.

В рассказе явственно ощущается связь с традициями романтизма.

Они проявились в контрастном противопоставлении двух героев, в использовании традиционных романтических образов (тьма и свет в легенде о Данко), в гиперболизированном изображении героев («Что сделаю я для людей!?» — сильнее грома крикнул Данко»), в патетике, напряженной взволнованности речи. Связь с романтической традицией ощущается и в трактовке отдельных тем, например, в понимании личной свободы у Ларры. В романтических традициях даны в рассказе и картины природы.

Готовые сочинения по литературе. 11 класс. Композиция рассказа М. Горького «Старуха Изергиль» (М. С. Селиванова, 2012)

Тема любви в рассказе М. Горького «Старуха Изергиль» связана с различными проявлениями любви человека. В произведении звучат проблемы любви к жизни, любви к самому себе, любви к окружающим людям, любви к свободе.

В первую очередь, выделяется любовь Изергиль в молодости. Любовь была для главной героини определяющим компонентом жизни. Чувство любви мотивировало Изергиль на различные поступки.

Искренняя любвь могла сделать так, что гордая и свободолюбивая Изергиль ползла, словно змея, за своим возлюбленным. Ради любви, которая для героини была смыслом жизни, Изергиль могла пойти на все, даже на убийство.

Старуха ассоциирует себя с Данко, ведь ею движет любовь к другим. Однако чувство Изергиль было основано на собственных наслаждениях, а не на принесение пользы другим людям.

Все же главным для нее в молодости была любовь другого человека к ней. Любовь Изергиль была эгоистична: когда героиня больше ничего не чувствовала к человеку, она уходила от него и никогда больше не встречалась, так как гордость не позволяла ей этого делать.

  Краткое содержание Василий Шибанов Толстой А. К.

В сорок лет Изергиль отказывается от бесконечных поисков любви, она понимает, что счастье заключено в служении людям. Поэтому она говорит рассказчику, что молодежь любит ее за то, что она многое рассказывает молодому поколению.

Тема любви также связана с любовью к жизни. Старуха Изергиль в разговоре с рассказчиком говорит о том, что она и проживающие рядом с ней люби безумно любят жизнь. Это проявляется в различных приключениях. Старуха осуждает повествователя за то, что он не ценит жизнь, не пользуется всеми ее возможностями, ведь потом уже будет поздно.

Ларра первоначально стремится к вечной жизни в мире, где ему все дозволено. Однако когда герой получает желаемое, ему надоедает такая жизнь. Он стремится умереть, однако Ларра не имеет на это права. М. Горький показывает, что эгоизм и жизнь без любви окружающих делает человека несчастным, стремящимся к настоящей гибели.

Данко любит жизнь, он стремится к тому, чтобы его народ обрел счастье, разрушив чары темных лесов. Однако жизнь других людей для Данко становится важнее собственной жизни. Любовь к людям становится главным двигателем поступков Данко, который совершает настоящий подвиг ради блага всего народа. Здесь поднимается другая проблема: любви к окружающим.

Если Ларра не владеет таким чувством, то для Данко оно является самым ценным. Любовь к себе, характерная для Ларры, противопоставлена любви к ближним, которая свойственна Данко. Сочетание этих двух форм любви наблюдается у старухи Изергиль.

Любовь к себе или любовь к другим – этой проблеме посвящен рассказ М. Горького «Старуха Изергиль». Писатель показывает, к чему приводит эгоизм и к чему приводит служение человека окружающим людям.

Любовь Данко к ближним оказывается сильнее смерти. Герой разрывает свою грудь, чтобы собственным сердцем осветить людям путь. Такая любовь не подвластна земным законам, она способна разрушить злые чары темных лесов и привести людей к свету и к счастью. Именно такая форма любви была авторским идеалом.

Это интересно: Характеристика Калашникова — сочинение.

Сочинение «Отличие гордости от гордыни»

Гордость – это чувство собственного достоинства и самоуважения. Гордостью может обладать человек, который совершил какое-либо благородное деяние, позволяющее ему себя уважать. Нередко гордость путают с абсолютно противоположным ей чувством – гордыней.

Выясним, в чём заключается отличие между двумя этими понятиями на примере двух легенд из произведения Горького “Старуха Изергиль”.

Первая легенда, о которой повествует старуха рассказчику, — это легенда о Ларре. Герой легенды является сыном орла-короля всех птиц. Придя вместе со своей матерью к племени людей, Ларра вёлся себя со всеми надменно и высокомерно, даже со старейшинами, которых впоследствии оскорбило его поведение.

Старейшины велели идти сыну орла туда, куда он пожелает. Ларра хотел пойти к девушке, которая ему понравилась, но та, в свою очередь, оттолкнула его, испугавшись реакции своего отца-старейшины.

На отказ Ларра ответил убийством этой девушки. Все люди испугались его и за этот поступок решили выгнать его из племени. В течение всей жизни Ларра был вынужден жить в одиночестве, без общения с людьми, без всеобщей любви и уважения.

Он не мог убить себя, и поэтому за многие тысячелетия сын орла превратился в тень, блуждающую по миру. Его участь была для него наказанием за его гордыню, которую он проявил по отношению к людям племени:” Ему нет жизни, и смерть не улыбается ему”.

Вторая легенда, описанная в данном произведении, повествует нам о благородном и смелом Данко. Однажды одно племя выгнали со своих земель враги, и люди этого племени ушли в лес, полный опасностей. Там народ погибал от смрада болот.

  О повестях и рассказах гг. Горького и Чехова

У племени было два выбора: либо идти обратно домой и сдаваться неприятелям, либо проходить через чащобу жуткого, смертоносного леса. И в этот момент появляется Данко, человек, готовый помочь людям выйти выбраться из ловушки. Племя в течение всего пути ужасно устали, поэтому они решили обвинить в своих изнемождениях Данко.

Герой легенды в ответ на такую реакцию вырвал своё сияющее ярким светом сердце, поднял над головами людей и повёл их дальше. Перед этим он уже был готов разозлиться на них, но любовь к людям победила в нём ядовитое чувство, и Данко смог вывести всех из леса. В конце легенды главный герой погибает, а его сердце, раздавленное “осторожный человек”, рассыпается в искры.

Данко можно назвать гордым человеком, именно гордым, а не горделивым, ведь он сумел преодолеть своё негодование к людям и спасти их от верной смерти. Итак, на основе двух аргументов можем подвести итоги.

Главным отличием гордости от гордыни является благородное появление этого чувства. Гордыня – это непомерная гордость, самолюбование своими поступками, чрезмерно высокое мнение о себе.

Души тех людей, которые обладают чувством гордыни, будут сподоблены тени, скитающейся по миру и ищущей себе спасения. Но сердца же гордых людей, совершающих бескорыстные поступки и не просящих за них ничего взамен, будут похожи на искры, сияющие в самых тёмных местах.

Анализ рассказа М. Горького «Старуха Изергиль»

Вариант 1

История создания

Создание рассказа началось в 1891 году. Максим Горький в то время путешествовал по Бессарабии, которая произвела неизгладимое впечатление на мировоззрение писателя. Именно после поездки у Горького появилась задумка о произведении, работать над которым он начал с 1894 года. В 1895‑м оно было завершено и опубликовано на страницах «Самарской газеты».

Жанр, род и направление

За жанром данное произведение является рассказом. Объем его небольшой, его литературное направление – романтизм. За сюжетом, системой образов и жанровым своеобразием рассказ приближен к фольклору.

Композиция

Особенностью произведения является то, что это «рассказ в рассказе». Оно состоит из трёх частей, из которых главную роль играет вторая − сюжетная линия старухи Изегриль. Первая и третья части – легенды с ярко выраженной поучительной составляющей, что делает их ближе к притчам. Разные по сюжету части соединяются разговорами пожилой дамы и рассказчика.

О чем рассказ?

Начало произведения переносит нас на просторы Бессарабии, после чего оно переключает наше внимание на разговор между пожилой южанкой Изегриль и путешественником. Женщина рассказывает страннику историю о своей жизни и местные легенды.

Первая легенда повествует о Ларре – сыне орла и женщины. Будучи надменным и жестоким, юноша презирает законы людей и даже позволяет себе убить девушку. За содеянное злодеяние парня изгоняют, даже смерть отворачивается от него.

Поначалу Ларра наслаждается одиночеством, но потом оно начинает его «съедать». Без возможности умереть и вернуться обратно к народу, он веками блуждает по степям, превратившись в «тень».

  Анализ стихотворения «Гой ты, Русь, моя родная» Есенина

Потом Изегриль рассказывает парню о своей личной жизни. Женщина поведала о своих любовных приключениях со многими мужчинами, о том, как она сама однажды влюбилась без памяти и осталась с разбитым сердцем. Но, несмотря на не сложившуюся судьбу, она считает любовь самым важным элементом в жизни человека.

Третья история повествовала о смелом и благородном Данко. Юноша пожертвовал собственной жизнью, чтобы спасти своё племя из тёмного леса. Он вырывает своё сердце из груди и освещает им дорогу к выходу. Племя, однако, не оценило подвига и растоптало горящее сердце героя.

Главные герои

В «Старухе Изегриль» раскрываются образы трёх героев:

  • Ларра – сын простой девушки и орла. Красивый и могучий юноша, но высокомерный и с пренебрежительным взглядом на человеческую жизнь.
  • Старуха Изегриль – пожилая женщина, прожившая яркую и насыщенную жизнь. В молодости она пережила многое, чтобы понять смысл жизни.
  • Данко – самоотверженный вождь племени. Он типичный романтический герой, душа которого наполнена благородными порывами.

Тема

Автор затрагивает немалое количество тем, характерное для литературы романтизма. Одной из них является темы любви и свободы, где Горький показывает независимость своих героев от общества и прославляет бескорыстную любовь к народу в образе Данко.

В рассказе задаётся вопрос о роли человека в социуме, о том, какие права и обязанности его в обществе и как он может применить свои таланты во благо других. В тексте также раскрываются темы пути и времени.

Образ старухи Изегриль показывает читателю быстротечность времени и его безжалостное влияние на судьбу человека. Поэтому отведённое время человек должен использовать с умом, искать свой путь в жизни и двигаться к прогрессу.

Идея

Главная идея произведения – это поиск смысла жизни человека, обретение его истинного предназначения в этом мире. Свой ответ автор находит в безвозмездном служении народу, выводя его в свет прогресса, любви и равенства.

Проблемы

В тексте выдвигаются моральные проблемы, такие как губительное влияние на человека собственной гордыни и эгоизма, цена самопожертвования, когда это никто не ценит, осуждение пассивности человеческой натуры.

М. Горький поднимает философские вопросы о смысле жизни и как каждый находит его, мимолётной юности и скорой старости и о грани между свободой и вседозволенностью.

Вывод

Как произведение «старуха Изегриль» является одним из самых интересных и поучительных рассказов литературы. Оно поднимает проблемы всё столь же актуальные и в современном обществе и даёт понять, что каждый человек должен стремится чему-то хорошему, высокому и светлому.

Это интересно: Краткий пересказ «Герой нашего времени» за 3 минуты.

Вариант 2

Максиму Горькому нравился Ницше, об этом свидетельствуют, как ни странно, его усы. Действительно Ницше был кумиром для многих творческих людей времен Горького, да и сейчас остается таковым.

Усвоивший идеи о сврехчеловеке и ницшеанский имморализм Горький начинает собственный творческий путь рассказом Старуха Изергиль. Конечно, были произведения и до этого, но Старуха стала одним из тех, которые принесли первую популярность и репутацию. Как отмечал сам писатель, данное произведение относится к лучшим его работам, хотя и является ранним.

Рассказ включает в себя повествование, которое ведется от лица Старухи Изергиль, она излагает две легенды о сильных героях: Ларре и Данко, а также рассказывает свою историю. Суть этих рассказов заключается в репрезентации идеи сверхчеловека, личности, которая выходит за рамки простой человеческой морали.

Композиция довольно интересна и предлагает возможность для различных смысловых трактовок, комбинаций сюжетов, мужские герои как бы обрамляют рассказ Изергиль.

С одной стороны – гордый и мужественный Ларра, который выходит за рамки морали, но в итоге остается бестелесной тенью, впадает в забвение. С другой – отважный Данко, который героически отдает себя ради счастья других людей, которые в действительности не могут насладиться даже своим счастьем.

Каждая фигура по своему является трагичной, они не являются противоположностями. Поступок Данко и преступность Ларры во многом похожи, оба они пытаются выйти за рамки и не столько ради себя, сколько ради поиска истины и понимания человеческой природы. В центре – фигура старухи, которая утверждает основную мысль: каждый – сам себе судьба.

https://www.youtube.com/watch?v=S9Khu6R6MJc

Гордая старуха, тоже всегда стремилась к утверждению собственной личности, хранила гордость, но в итоге пришла к простому выводу о счастье в спокойной обстановке. Ее утверждение подобно фразе о покое и воле, которые только есть на земле.

В целом, произведение Горького является жизнеутверждающим, оно довольно ясно и откровенно определяет основные закономерности, с которыми может оперировать человеческое существование.

Эти факты (к примеру, неизбежность втаптывания горящего сердца Данко в землю и грязь) могут казаться печальными, но на самом деле они просто констатируют действительность. Горький откровенно говорит об этом и позволяет каждому принять действительность этого мира.

Вариант 3

Поиск смысла жизни волновал писателей многих поколений. Множество произведений посвящено данной теме. Одно из самых философских художественных творений, по истине, можно назвать ранний рассказ М.Горького «Старуха Изергиль». Произведение романтической направленности одно из любимейших рассказов самого писателя.

Рассказ состоит из трех самостоятельных частей, каждая из которых направлена на психологию человеческих отношений. Их объединяет старуха и юноша, ведущие между собой беседу о ценности человеческой жизни. Изергиль словно мудрый учитель повествует парню о предназначении человека в обществе.

Вступление рисует перед глазами читателя прекрасный мир Бессарабии, в котором живет рассказчица. Выбрав из компании молодых людей юношу пожилая женщина рассказывает ему свои истории.

Первый сюжет — рассказ легенды о Ларри. Юноша красив и горделив от рождения, так как его родителями была женщина и орел. После смерти отца он спустился с гор, считая себя выше всех окружающих. Юноша убивает девушку, за что его изгоняют из общества людей.

Ларра доволен своей участью, он похищает скот, девушек, но вековое одиночество вскоре не приносит ему удовольствие. Юноша пытается умереть, но он бессмертен и тысяча лет бродил он по пустыням, пока от его тела не осталась лишь тень.

Основная мысль легенды — человек и общество неразделимы. Одиночество не может принести счастья, без людского общения наступает смерть с начало духовная, затем физическая.

Второй рассказ- жизнь самой героини. Она молода, красива, ее окружают множество мужчин.

Изергиль отдает всю себя чувству, девушка не прощает предательства, не идет на компромиссы и находится в постоянном поиски счастья. Но сейчас она стара и одинока.

Автор словно пытается донести до читателя, что нельзя позволять каменеть своему сердцу, необходимо уметь прощать и жить в обществе людей – это наука.

Словно в противоположность гордого Ларри, Горький в третьем эпизоде повествует о горячем сердце Данко. Лидер по призванию, юноша стремится повести за собой народ. Он силен, красив и готов отдать себя людям.

Он без сожаления вынимает из груди свое сердце, освящая им путь людям. Но как только они находят свой путь, народ забывает о своем герои. Данко не искал для себя славы, он лишь стремился к лучшей жизни для своих окружающих.

Интересна композиция произведения. Как правило, рассказ повествует об отдельном событии жизни. М.Горький, объединив три сюжета, создал рассказ с циклом рассказов. В не большом по объему произведения уместились три истории человеческих жизней. Творение напоминает сборник легенд, рассказанный одним человеком.

Рассказ не потерял свою актуальность в наши дни. Люди должны помнить, что живут в обществе таких же людей как они. Нельзя быть счастливым в одиночестве.

Особенности композиции рассказа Старуха Изергиль Горького

  • Сочинения
  • По литературе
  • Горький
  • Особенности композиции рассказа Старуха Изергиль

Произведение Максима Горького «Старуха Изергиль», выполненное в стиле романтизма, является одним из ключевых произведений русской классической литературы. В рассказе автор стремится найти ответ на вопрос, который является поистине «вечным» – вопрос о том, какой же именно является идеальная личность и в чём заключается её ценность.

Композиционно рассказ «Старуха Изергиль» можно разделить на три части – легенда о Ларре, история Изергиль и легенда о Данко. В легенде о Ларре Горький рассказывает историю человека, который не желает склоняться ни перед кем и ни перед чем.

Будучи сыном орла и обычной женщины, Ларра жесток, эгоистичен и уверен в собственном превосходстве.

Однако подобные заблуждения не должны проходить бесследно, и в завершении легенды главный герой оказывается приговорённым к страшнейшей для него участи – к бессмертию.

Во второй части рассказа Максима Горького читатели узнают историю Изергиль – историю женщины, которая умела любить по-настоящему. Любить самоотверженно, искренне, не боясь столкнуться с опасностями и действительно тяжёлыми жизненными испытаниями. Во имя любви Изергиль была готова на всё.

Третья же часть рассказа открывает нам легенду о Данко – героя, который вырвал своё сердце, чтобы осветить им путь людям разочарованным, уставшим от потерь и вечной скорби.

Главный герой данной легенды соединяет в себе все самые чистые и самые лучшие черты – доброту, готовность к самопожертвованию во имя ближних, любовь к людям и способность направлять потерянных и заблудившихся на истинный путь.

На мой взгляд, рассказ Максима Горького «Старуха Изергиль» является глубоко символичным произведением. Даже анализируя композицию произведения, мы наблюдаем своеобразный переход от неидеального к идеальному, искусно облачённый в художественную форму.

За каждым героем рассказа скрывается своя история, свои побуждения, свои страдания и свои радости, однако есть нечто, объединяющее все три истории – стремление автора понять, в чём же ценность человеческой жизни, в чём же её смысл.

Безусловно, каждый человек вправе отвечать на этот вопрос по-своему, однако я полагаю, что просто невозможно отрицать факт того, что истинное предназначение каждого из нас – привнести что-то в этот мир.

Наполнить его любовью, добротой, помочь кому-то, оказавшемуся в тяжёлой ситуации, и таким образом помогать и самому себе, наполняя собственную жизнь смыслом.

8 класс, 11 класс

Рассказ Максима Горького «Старуха Изергиль». Уроки литературы в 11 классе

Урок № 12. Максим Горький: жизнь, творчество. Ранние романтические рассказы. Рассказ «Макар Чудра». Особенности изображения характеров и обстоятельств

Урок № 13. Максим Горький «Старуха Изергиль». Проблематика и особенности композиции рассказа

Урок № 14. Максим Горький. Пьеса «На дне» — социально-философская драма. Система образов

Урок № 15. Пьеса Максима Горького «На дне». Спор о назначении человека: «три правды» в пьесе и их трагическое столкновение

Урок № 16. Максим Горький. Своеобразие публицистики и мемуарных очерков

Урок № 17. Контрольная работа по творчеству Максима Горького

УРОК № 13 Тема. Максим Горький «Старуха Изергиль». Проблематика и особенности композиции рассказа

Цель:

выявить с учащимися особенности композиции рассказа «Старуха Изергиль» как средства раскрытия идейного
содержания; выяснить смысл противопоставления героев рассказа; провести параллель между библейской легендой
о Моисее и легендой о Данко, отметить сходство и различие; развивать навыки анализа художественного текста, внимание к своеобразию его формы и содержания; подвести
учащихся к мысли об уникальности человеческой жизни, об ответственности за свой жизненный выбор, о необходимости внимательного и бережного отношения к окружающим
людям.
Оборудование: учебник, текст рассказа «Старуха Изергиль», портрет Максима Горького; таблица.
Тип урока: урок усвоения новых знаний и формирования умений и навыков.
Прогнозируемые результаты: учащиеся знают содержание изучаемого рассказа; анализируют текст, раскрывающий силу воли, жажду жизни,
накал страстей и стремление к подвигу; объясняют значение композиции в выявлении позиции автора; раскрывают
роль антитезы как средства противопоставления романтического идеала и суровой реальности; принимают участие в дискуссии.

ХОД УРОКА I. Организационный этап II. Актуализация опорных знаний


Беседа

• Какое влияние оказали на становление Максима Горького идеи Ф. Ницше?
Покажите это на примерах из ранних произведений писателя.

III. Мотивация учебной деятельности.

Сообщение темы и цели урока

  • Слово учителя
  • IV. Работа над темой урока

  • 1. Аналитическая беседа
  • 2. Слушание пересказа легенды о Ларре

— Одной из основных проблем творчества Горького стал поиск нового человеческого идеала, гармонии в этом мире. Само время — рубеж столетий,
столкновение эпох — делает такие вопросы актуальными, ставит человека перед нравственным выбором. Для романтических рассказов Горького характерно, что среди людей, обладающих сильными характерами, писатель различает
силу, действующую во имя добра, и силу, приносящую зло. Одним из наиболее ярких ранних произведений Максима Горького является рассказ «Старуха Изергиль» (1894). Написан рассказ с использованием излюбленной писателем
формы обрамления: легенда о Ларре, рассказ о жизни Изергиль, легенда о Данко. Единым целым три части рассказа делает основная идея — стремление выявить истинную ценность человеческой личности. «Я слышал эти рассказы под Аккерманом, в Бессарабии, на морском берегу…»,— так начинает Максим Горький один из своих лучших рассказов, в котором отразились незабываемые впечатления автора от его скитаний по южной Бессарабии ранней весной 1891 г. Рассказ относится к ранним произведениям писателя и продолжает романтическую линию рассказов «Макар Чудра» и «Челкаш», в которой наиболее сильно отразилось авторское восхищение
цельной и сильной человеческой личностью. Важнейшим вопросом, составляющим идейное содержание рассказа «Старуха Изергиль», является смысл человеческой жизни. Тема сильной, неординарной личности, непосредственно связана с идеей произведения — служение людям как великий смысл жизни, высшее предназначение. Раскрытию идеи
служат сюжет и композиция произведения, а также особый, героический пафос.
• Итак, мы выяснили, что рассказ «Старуха Изергиль» имеет романтический характер. Давайте вспомним черты романтизма. (У героя два мира — идеальный и реальный; яркость образов, необычность событий, гиперболизация качеств, патетика, загадочный пейзаж.) • В какое время суток происходят события в рассказе? Почему? • Какие природные образы вы могли бы выделить? • Какие художественные средства использовал автор в изображении природы? • Почему именно таким показан пейзаж в природе? • Ваши впечатления от рассказа? Как он построен и в чём смысл изображённой автором композиционной формы?
в исполнении заранее подготовленного учащегося • Каким внешним событием рождена легенда? (Тень, плывущая по небу, — тень Ларры.) • Почему он так себя ведёт, чем это мотивировано? (Он — сын орла.) • Племя его приговорило к одиночеству, а это самый страшный «зверь» на земле. Справедливо ли было это решение? Подтвердите своё мнение цитатами из рассказа. • А что добавила Изергиль непосредственно от себя? • Что вы можете сказать о таком качестве человека, как гордость? • Есть такое слово — гордыня. Подумайте, чем различаются два слова — гордость и гордыня. Запишите толкования этих слов.

Гордость — чувство собственного достоинства, самоуважение.
Гордыня — чрезмерно высокое мнение о себе, непомерная гордость.

• Поняла ли Изергиль подлинную сущность Ларры? Подтвердите своё мнение цитатами из рассказа.

  1. 3. Слушание пересказов легенды о Данко, библейской истории о Моисее
  2. БИБЛЕЙСКАЯ ИСТОРИЯ О МОИСЕЕ
  3. 4. Создание и решение проблемной ситуации: сопоставление библейской истории и легенды о Данко
  4. 5. Коллективная работа по составлению таблицы

  5. «Концепции жизни Ларры и Данко»

в исполнении заранее подготовленных учащихся
Повелел Бог Моисею вывести еврейский народ из Египта. Сотни лет прожили евреи в рабстве в Египте, и им сложно срываться с насиженных мест. Составились обозы, и евреи тронулись в путь. Вдруг египетский царь пожалел, что отпустил своих рабов. Случилось так,
что евреи подошли к морю, когда увидели позади себя боевые колесницы египтян. Взглянули евреи и ужаснулись: впереди море, а сзади вооружённое войско.
Но милосердный Господь спас евреев от гибели. Он велел Моисею ударить палкой по морю. И вдруг воды расступились и стали стенами, а посередине стало
сухо. Евреи устремились по сухому дну, а Моисей опять ударил палкой по воде, и за спинами израильтян она снова сомкнулась. Далее евреи шли по пустыне, и Господь постоянно заботился о них. Господь велел Моисею ударить палкой по скале, и из неё хлынула холодная вода. Много
милостей оказывал Господь евреям, но они не были признательны. За непослушание и неблагодарность Бог наказал евреев: сорок лет они блуждали в пустыне, никак не могли прийти в землю, обещанную Богом. Наконец Господь сжалился над ними и приблизил их к этой земле. Но в это время вождь их Моисей умер.
• В чём сходство библейской истории и легенды о Данко? • Чем сюжет легенды о Данко отличается от библейской истории? • Каким изображён Данко в рассказе Изергиль? • Как складываются отношения между Данко и толпой?
(запись в тетрадях) • Итак, мы с вами выяснили, что главная черта героев — гордость, но мы
с вами доказали, что герои совсем разные. Легенды о Ларре и Данко раскрывают две концепции жизни. Определите их, заполнив таблицу.

Концепции жизни Ларры и Данко
Идеал и антиидеал — два романтических полюса повествования. А между ними существует реальный персонаж — старуха Изергиль, которая, являясь рассказчицей
обеих легенд, хочет поставить себя, свою жизнь в систему координат, заданную крайними точками: индивидуализм (Ларра) — альтруизм (Данко).
Две легенды обрамляют повествование о собственной жизни старухи, которое и составляет идеологический центр повествования
Критерий Ларра Данко
Внешность «Красивый и сильный», «холодные
и гордые, как у царя птиц, глаза»
Красив и смел, «в очах его светилось много силы и живого огня»
Жизненная позиция • Он не похож на других людей — не хочет жить, «как они», хочет
быть свободным, то есть делать что хочешь, брать, что пожелаешь, ничего не отдавая взамен, одним словом, «хочет сохранить себя целым»; • «считает себя первым на земле и, кроме себя, не видит ничего», это даёт ему право
презирать других людей и властвовать над ними, и, как следствие,— люди наказывают его за гордыню, изгоняют из своего племени — «наказание ему
в нём самом»
• «Лучший из всех», «он любил людей и думал, что, может быть,
без него они погибнут», мечтает о свободе не только для себя, а прежде всего для всех соплеменников, именно поэтому он
ведёт их, жертвуя собой, из тёмного леса к «золотой сияющей реке»; • «гордое сердце» Данко растоптано «осторожным» человеком, испугавшимся «чего-то». Люди не прощают превосходства над
собой. Соплеменники «наказывают» Данко за гордость
Итог жизни Одиночество Гибель
Послесловие От Ларры осталась только тень, бродящая по степи От гордого сердца Данко остались
искры, появляющиеся перед грозой
Вывод Крайний индивидуалист, выражающий презрение к людям Альтруист, выражающий высшую степень любви к людям
Антиидеал Романтический идеал

  • Романтическая направленность сказки русалочка
  • Романтизм горького в рассказе макар чудра
  • Романтизм как литературное направление сочинение
  • Роман сказка николая носова с элементами научной фантастики
  • Романтизм в рассказе горького старуха изергиль