Роман сказка николая носова с элементами научной фантастики

Писатель николай носов википедия. детский писатель николай носов и его книги детский писатель николай носов в ноябре исполнилось сто десять

Писатель Николай Носов википедия. Детский писатель Николай Носов и его книги


Детский писатель Николай Носов В ноябре исполнилось сто десять лет со дня рождения Николая Носова — писателя, на книгах которого выросло не одно поколение мальчишек и девчонок. Николай Николаевич Носов (10 (23) ноября 1908, Киев — 26 июля 1976, Москва) — советский детский писатель-прозаик, драматург, киносценарист. Лауреат Сталинской премии третьей степени (1952). Наиболее известен как детский писатель, автор произведений о Незнайке. С 1938 года начинает писать детские рассказы, но профессиональным литератором становится только после Великой Отечественной войны. Первый рассказ Носова был опубликован в 1938 году, назывался он «Затейники». Потом были опубликованы другие рассказы: «Живая шляпа», «Огурцы», «Чудесные брюки», «Мишкина каша» и другие. Печатались они в основном в журнале для детей «Мурзилка». Эти рассказы вошли в первый сборник Носова «Тук-тук-тук», 1945. Через год издательство «Детгиз» выпустило следующий сборник рассказов Носова — «Ступеньки». Сам Николай Николаевич говорил, что начал писать для детей совершенно случайно — сперва просто рассказывал сказки своему маленькому сынишке и его друзьям. В 1947 году вышел сборник «Весёлые рассказы». Широкую популярность завоевали и повести для подростков «Весёлая семейка» (1949), «Дневник Коли Синицына» (1950), «Витя Малеев в школе и дома» (1951). В 1952 году Николай Носов получил Сталинскую премию третьей степени за написание повести «Витя Малеев в школе и дома». В 1954 году по этой повести был снят детский художественный фильм «Два друга».


Николай Николаевич Носов


Николай Николаевич Носов с внуком


Кадр из кинофильма «Два друга», снятого по повести Николая Носова «Витя Малеев в школе и дома» Два друга (1954) — художественный фильм, поставленный по повести Николая Носова «Витя Малеев в школе и дома» Но наиболее известны и любимы читателями сказочные произведения Николая Носова о Незнайке, написанные в 1953-1954 годах. Первое из них — сказка «Винтик, Шпунтик и пылесос». Потом была написана знаменитая трилогия, в которую вошли повести «Приключения Незнайки и его друзей» (1953-1954), «Незнайка в Солнечном городе» (1958) и «Незнайка на Луне» (1964-1965). Роман-сказку с элементами научной фантастики, политической сатиры и антиутопии «Незнайка на Луне» можно считать самым толковым и доступным учебником политэкономии. Из него можно отлично усвоить, что такое реклама, акционерное общество, лопнувший банк, продажная пресса, забастовка, безработица, биржа, что такое рыночные отношения и кого на самом деле защищает полиция. В 1990-х годах в России была снята серия мультфильмов под названием «Незнайка на Луне», но в этих мультфильмах мало что осталось от писательской задумки. Книга Николая Носова обличала звериный оскал капиталистического общества, в мультфильмах же, в связи с реставрацией капитализма в России, постарались сгладить все углы, поэтому получились они фальшивыми: пресными и неинтересными.


Незнайка


Герои книжки «Приключения Незнайки и его друзей» Мультфильм «Винтик и Шпунтик — веселые мастера» (1960) Мультфильм «Незнайка учится» (1977) В 1932 году Николай Носов окончил Московский институт кинематографии и до 1951 года работал постановщиком и режиссёром мультипликационных, научных и учебных фильмов. Возможно, именно поэтому по его книжкам снято так много фильмов и мультфильмов, среди которых замечательный мультфильм «Ровно в три пятнадцать».

Образование. Начало творческой деятельности

В 1924 году Николай Николаевич окончил школу и пошел чернорабочим на бетонный завод в Ирпене, затем устроился на кирпичный завод в городе Буча. В 1927 году Носов поступил в Киевский художественный институт. Однако, увлекшись кинематографом и фотографией, в 1929 году перешел в Московский институт кинематографии. Окончив в 1932 году учебное заведение, Николай Николаевич начал работать постановщиком и режиссером учебных, научных и мультипликационных фильмов для детей в студии «Союзкино». В 1938 году были впервые опубликованы рассказы Носова в журнале «Мурзилка», где также печатались такие известные детские писатели как С. Маршак, Е. Благинина, А. Барто, С. Михалков, Б. Заходер.

Николай Носов детям. Рассказы Николая Носова

Когда родители задумываются о том, какую сказку почитать детям, перед ними стоит большой выбор. Чаще всего они ориентируются на свои собственные впечатления. Поэтому лучшее сопоставление, чем Носов рассказы для детей им не найти. Короткие истории способны пробудить самые лучшие детские черты: честность, справедливость, отзывчивость.

Знаменитый автор писал для детей. Он понимал, что наивность и непосредственность, присущая малышам, обязательно найдет отклик, и они будут самыми искренними критиками творчества. Так и получилось. Ребятишки любят творчество писателя и с удовольствием читают произведения Носова.

Сегодня, благодаря интернету, можно легко приобщить ребенка к классической литературе. Стоит только в поисковике набрать фразу – Носов сказки читать и перед вами откроется сайт, где в каталоге содержатся сказки различной тематики. В каждом вымысле писатель прячет истину, которая постепенно раскрывается, когда читатель путешествует по главам.

Если вы зададите цель – Носов рассказы читать, то узнаете, что каждый рассказ – это повествование о детских жизненных ситуациях и нахождение ответа на волнующие вопросы является прекрасным стимулом. Сопоставляя проблему главных персонажей со своими трудностями, малыши становятся уверенными и целеустремленными.

Произведения писателя написаны простым понятным языком, и герои – настоящие дети со своими характерными чертами и особенностями. Поэтому даже для самых маленьких короткие рассказы или сказки будут интересны и занимательны. Познакомьте малыша с творчеством великого автора.

Интернет дает возможность читать онлайн. Путем несложных движений за несколько секунд на мониторе появляется текст знаменитого писателя Носова. Отдыхайте, читайте, обсуждайте и развивайтесь.

Личная жизнь писателя

Первой женой Николая Николаевича была Елена Мазуренко, журналистка. В семье родился сын Пётр. Во время войны с фашистами мама, как и многие москвичи, копала оборонительную линию вокруг города. У женщины было слабое сердце, она умерла, когда сыну было 15 лет.

Во второй раз писатель женился на Тамаре Фёдоровне Серединой. Именно ей он посвятил «Приключения Незнайки и его друзей». В этом браке детей не было, но к сыну от первой жены писатель относился очень хорошо, а ко внуку Игорю у него было особое чувство. Об этом Н. Носов рассказал в «Повести о моём друге Игоре», написанной как дневник об отношениях дедушки и внука. Игорь Носов продолжил дело Николая Николаевича и стал автором «Новых приключений Коротышек».

Писатель скончался в возрасте 67 лет от инфаркта и был похоронен в Москве.

Книги замечательного автора написаны лёгким и доступным языком. Они нравятся детям и их родителям, учат дружить, не сдаваться в трудной ситуации, мечтать и верить в себя.

Николай Носов биография интересные факты. Николай Носов: краткая биография для детей

Знакомить детей с биографиями писателей и с биографией Николая Носова можно уже в старшем дошкольном возрасте. Для детей важны интересные занимательные факты, как писатель придумывает рассказ (ведь дети тоже сочиняют рассказы и сказки), как он жил, и все случаи из серии «Когда … был маленьким».

Очень хорошо, если Вы сделаете тематическую выставку произведений Н.Носова из своих домашних книжек и книг из детской библиотеки. Чтобы ребенок узнал все известные ему произведения по картинкам и понял, что их написал один и тот же писатель. Чтобы малыш знакомился с авторским стилем, знал, как по-разному можно рассказать о мире!

Если есть возможность, то можно взять в библиотеке один и тот же рассказ Н.Носова с иллюстрациями разных художников и сравнить их. Пока у Вас дома будет такая выставка, Вы познакомите малышей с жизнью этого любимого всеми нами писателя.

Знакомство с биографией воспитывает ребенка не как пользователя книжек, а как творца, талантливого вдумчивого читателя. Дошкольник из нашего рассказа узнает о процессе творчества и .. пробует и сам «стать настоящим писателем» и продиктовать маме первые сочиненные сказки и рассказы. И это надо поддерживать и обязательно их записывать. Кто знает, а может быть и в Вашем малыше есть талант художественного слова? Ведь когда Николай Носов был маленьким, он никак не проявлял своих литературных способностей!

Что же рассказать детям о Николае Носове? Конечно, не все факты биографии любого человека доступны детям для осмысления. Поэтому в этом разделе я даю небольшую шпаргалку для взрослых — организаторов детских викторин и литературных праздников: что будет интересно детям из биографии писателя.

Краткие факты биографии Николая Носова для детей:

  • Родился в Киеве, его папа был актером.
  • Когда Николай Носов был маленьким он даже не мечтал стать писателем. Он очень любил самые разные занятия: прекрасно играл в шахматы, дрессировал собак, учил грамоте младших детей, пробовал играть на скрипке, читал много книг, играл в школьном театре и пел в детском школьном хоре.
  • Сначала Николай Носов хотел стать химиком и даже сделал дома небольшую настоящую лабораторию, в которой проводил разные опыты и эксперименты. А потом он увлекся фотографией и решил учиться на фото и кинорежиссера. Он делал фильмы для взрослых.
  • Когда у Николая Носова появился сынок, он стал сочинять для него и его друзей — дошколят разные смешные истории. Он придумывал рассказы о тех смешных ситуациях, которые сам наблюдал в жизни. Например, однажды с его племянником случилась такая история. Мальчик гулял и увидел за овощной палаткой бочку с солеными огурцами. Он залез в нее, ухватил два огурца и довольный пришел к своей маме с этими огурцами. Что было дальше — Вы уже знаете из рассказа «Огурцы». В рассказе огурцы дети взяли чужие овощи не из бочки, а с чужого огорода, а всё остальное описано в нем так, как было в жизни.
  • Первый рассказ Николая Носова, который он сочинил — это рассказ «Затейники». Его даже напечатали в известном журнале «Мурзилка». Послушайте этот рассказ с детьми в
  • Потом Николай Носов сочинил еще детские рассказы. И получилась детская книжка. Ее издали в детском издательстве. В нее вошли многие известные нам рассказы: «Живая шляпа», «Мишкина каша», «Фантазеры», «Огородники», «Чудесные брюки», «Тук-тук-тук» и другие.
  • Сын Николая Носова рос, и вместе с этим появлялись новые рассказы для сына и даже повести. После того как Носов написал повесть «Витя Малеев в школе и дома» он решил, что сменит профессию и станет детским писателем. После этого он написал много детских книжек, в том числе и любимые всеми нами сказки про Незнайку.

Детство и юность

Николай Носов – знаменитый советский писатель, чьи книги и сказки по-прежнему остаются увлекательными и поучительными, как для детей, так и для взрослых. Даже сейчас, спустя много лет после его смерти, он по-прежнему остаётся одним из самых издаваемых и читаемых советских литераторов. По его произведениям снимают кино и мультфильмы, создают аудиокниги, по ним ставят спектакли.

Варвара Петровна и Николай Петрович — родители Николая

Великий советский писатель появился на свет 10 ноября 1908 года в Киеве в семье актёра. Помимо самого Николая, у его родителей было ещё три ребёнка: два брата и одна сестра. Детство будущего литератора было тяжёлым, поскольку его детские годы пришлись на трудные и тёмные годы российской истории. Семье Носова пришлось пережить Первую мировую войну, революцию, а затем и гражданскую войну. Им не хватало еды и дров, вследствие чего все выживали, как только могли. К счастью, невзирая на столь тяжёлые испытания, семья Носовых выстояла.

Николай в детстве

Однако и юношество Носова было нелёгким. С самых малых лет мальчик решил, что будет заниматься творчеством. Поначалу он хотел стать актёром, как и его отец, затем его привлекла музыка, в частности игра на скрипке. Но из-за больших трудностей, с которыми он сталкивался при освоении музыкального инструмента, Николая бросил занятия.

Вследствие тяжёлого положения семьи, Носову пришлось начать работу с 14 лет. За школьные годы мальчику приходилось косить траву, продавать газеты, а также приниматься за любую другую мелкую работу, которая могла бы помочь прокормить семью. Школьное образование Носова ограничивалось семи классами, после чего он устроился на работу на кирпичном заводе.

В детские и юношеские годы главным пристрастием Николая была химия. Тогда молодой человек принял решение, что именно ей он посвятит свою жизнь. Однако семи классов школьного образования оказалось недостаточно, чтобы получить возможность поступить в местный политехнический институт. Чтобы компенсировать нехватку знаний, ему пришлось поступить в вечернюю школу.

Но увлечение химией оставалось недолгим и уже перед вступительными экзаменами Носов вновь увлекается творчеством. В этот раз он полюбил кино и фотографию. Так, он поступил в Киевский художественный институт. На второй год обучения молодого человека перевели в Москву, где он окончил институт кинематографии. С тех пор его жизнь была связана со столичной жизнью.

После того, как он получил высшее образование, юноша долгое время занимался кинематографом. В основном он был режиссёром. Все эти годы он снял множество фильмов и кинолент, в основном научных. Даже в Великую Отечественную войну Носов продолжал работать, снимая учебные фильмы для советских солдат. В это время советское правительство впервые по заслугам оценило таланты и способности молодого режиссёра. Так, за фильм, посвящённый английскому танку «Черчилль» Носова наградили орденом Красной звезды.

( 2 оценки, среднее 5 из 5 )

План – конспект
урока по внеклассному чтению  во 2 «Б»

 на тему «Весёлые
и мудрые книги Н. Н. Носова»

Евсеева Виктория Владимировна, учитель
начальных классов

УО «Средняя школа №2 г. Минска»

Цели: в игровой форме
обобщить и систематизировать знания учащихся о жизни и творчестве Н.Н.Носова,
расширять читательский кругозор учащихся.

Задачи:

1)
образовательные
:  


р
асширять знания детей о жизни и о творчестве Н. Н.
Носова;


учить нравственно- эстетическим ценностям;


формировать читательские переживания;

— способствовать
активизации каждого ребенка в деятельности (групповая работа), формирование
умения взаимодействовать с одноклассниками.

учить
самостоятельно, анализировать ситуации, в основе которых лежат такие понятия,
как «хорошо» и «плохо»;

-совершенствовать
навыки качества чтения: правильность, беглость, выразительность;

2) развивающие


развивать артикуляционный аппарат; 

— формировать умение интонацией передавать
настроение и чувства героев;


развивать фонематический слух учащихся; 

— содействовать развитию репродуктивной деятельности, связанной с
активной работой мышления: умением аргументировать, анализировать, обобщать
и
сопоставлять
;

—  расширять кругозор учащихся;

 — развивать
чувство юмора;

3) воспитательные:  

— воспитывать
интерес к миру детской художественной литературы;

— прививать
любовь к чтению, прививать интерес к книге, к слову;

-воспитывать
бережное отношение к книгам;


способствовать развитию ситуации успеха, творчества;

— осуществлять
сотрудничество детей и учителя через коммуникативную деятельность.

 Тип урока: обобщение и систематизация знаний учащихся
по прочитанным произведениям Н. Н. Носова дома; путешествие с элементами игры и
театрализации.

Ключевые
компетенции младших школьников:


Личностные УУД

Готовность
и способность учащихся к саморазвитию.

Принятие
образа хорошего ученика.

Первоначальный
уровень рефлексии и адекватной самооценки (самоопределение).

Развитие
умений соотносить свои поступки с общепринятыми этическими и моральными нормами
(нравственно – этическая ориентация).


Регулятивные УУД

Формулировать
тему и удерживать учебную задачу.

Использовать
речь для регуляции своего действия.


Коммуникативные УУД

Предлагать
помощь и сотрудничество, обращаться за помощью.

Договариваться
о распределении функций и ролей в собственной деятельности.

Формировать
умения оформлять свои мысли в устной форме, работать в паре и группе.


Познавательные УУД

Решение
учебной задачи под руководством учителя.

Осуществлять
рефлексию своей деятельности.

Осуществлять
смысловое чтение.

Устанавливать
причинно – следственные связи; строить логическую цепь рассуждений.

Поиск
и выделение необходимой информации.

Методы: словесные, наглядные, практические.

Оборудование:
выставка
книг Н.Н.Носова, портрет писателя и его биография, выставка рисунков по
прочитанным произведениям Н. Н. Носова, раздаточный материал для конкурсов,
костюм Незнайки, на доске – импровизированная полянка для рефлексии.

Ход урока:

I.   
Организационный момент. Рефлексия:

Учитель.                                             Прозвенел
звонок веселый.

Мы начать урок готовы.

Будем слушать, рассуждать,

И друг другу помогать.

Учитель. Сейчас я вам расскажу притчу, а вы
ее внимательно слушайте.

Притча о бабочке: все в твоих руках

притча о бабочке: все в твоих руках      
Был в древности один мудрец. У него было много последователей, многие у него
учились. И вот, как-то раз, два его ученика поспорили между собой. Один
утверждал, что сможет задать мудрецу такой вопрос, который поставит его в
тупик. Второй сказал, что это невозможно.
Ранним утром первый ученик пошел в поле и поймал там прекрасную маленькую
бабочку. Зажал ее в ладонях так, чтобы не было ее видно.
Придумал он хитростью одолеть учителя: «Я спрошу у него жива ли бабочка, что в
моих ладонях. Если он скажет нет, то я разожму ладони и она взлетит. Если
же скажет да, то я раздавлю ее и открыв ладони, он увидит лишь ее безжизненное
тельце. Так он попадет в неловкую ситуацию, а я выиграю спор».

Пришел к своему мудрецу-учителю ученик и в присутствии всех
спросил его:
— Учитель, мертва или жива бабочка в моих ладонях?
— Все в твоих руках… Если ты сожмешь пальцы, она погибнет, если раскроешь
ладони, она улетит…
Порой в жизни нам кажется, что окружающие нас люди, происходящие события и
прочее — все это либо черное, либо белое. Но реальный мир разноцветен.
Учитесь видеть в людях и своей жизни нюансы, которые с такой легкостью могут
все изменить для вас.

II. Сообщение темы и постановка цели урока:

https://fs03.metod-kopilka.ru/images/doc/5/5027/img1.jpgУчитель. Для того, чтобы
узнать тему нашего урока, предлагаю разгадать вам ребус.

Учитель. Действительно, сегодня мы
погорим о знакомом многим и, надеюсь, одним из любимых вами писателей Николае
Николаевиче Носове. На его книгах выросло не одно поколение детей.  Их любят
за то, что они наполнены весёлым и добрым юмором.

Рассказы
писателя вызывают у читателя смех и улыбку. Совсем не смешно, если кто-то
смеётся над попавшим в беду товарищем, над упавшей старушкой. Важно научиться
понимать шутки окружающих людей, уметь рассказать о каком либо забавном
случае..

Ведь
благодаря ему вы знаете таких героев, как Бобик и Барбос,  мальчики Петя, Толя
Клюквин, Мишка, Незнайка ….

(Вбегает Незнайка.)

Незнайка. Кто сказал
«Незнайка», это я Незнайка! Как что, так сразу Незнайка!

Учитель. Успокойся. Как ты
к нам попал?

— Не знаю. Я ходил там —
сям, вдруг услышал своё имя и прибежал к вам.

Учитель. А ты очень даже
кстати. Мы сегодня с ребятами говорим о творчестве твоего создателя – Н. Н.
Носове.

Незнайка. Здорово! Я знаю
о нём всё, как и он обо мне.

Учитель.  Расскажешь
ребятам?

Незнайка. Конечно.

III.  Основная часть:

(Рассказ Незнайки о творчестве писателя с
использованием иллюстраций)

О
жизни и творчестве  Н.Н.Носова.

 Незнайка. Ребята, Николай
Николаевич Носов – это был  необыкновенный человек, талантливый  великий
детского писатель. В этом году исполнилось бы 111 лет со дня его рождения.

 Его книги с огромным удовольствием читают дети и
перечитывают взрослые. Он автор  многих  рассказов (подойти к
выставке книг), таких, как «Огурцы», «Автомобиль», «Телефон»,
 «Огородники», «Тук-тук-тук», «Живая шляпа», «Мишкина каша», «Фантазёры»;
 и  повестей «Весёлая семейка», «Дневник Коли Синицына», «Витя Малеев
в школе и дома». Но самый знаменитый роман – сказка « Приключения Незнайки и
его друзей» (показывает на себя).

       Носов Николай Николаевич родился 23
ноября 1908 года в г. Киеве. Отец  Николай Петрович  был актёром
эстрады, певец. Мама Варвара Петровна – рукодельница и певунья, тонкая, чуткая
натура —  воспитали  четверых детей: сыновей Петра, Николая, Бориса и
дочь Ларису.

      Николай подрос и стал учиться в киевской
гимназии.

     О своём детстве
Носов писал: «Чего только я не успевал тогда! Ходил в библиотеку. Читал там
книжки. И  нужные и ненужные. …Играл в шахматы. Да как играл!   Так
что кричал во сне…. Пел в школьном хоре…. Играл в оркестре на скрипке,
мандолине, гитаре…. Вместе со своими двоюродными братьями выпускал ежемесячный
журнал «Икс», для которого писались рассказы, повести и даже роман с
продолжением».          

    Прежде чем стать писателем, Николай Носов работал в
цементной бригаде, на кирпичном заводе, увлекался химией и хотел поступить на
химический факультет Киевского Политехнического института. Но в то время его
привлекло кино.  В 1929 году поступил в Московский институт
Кинематографии. После окончания института работал на студии «Мосфильм»
режиссёром.                  
             

     Н. Н. Носов — участник Великой Отечественной
войны 1941-1945 годов. В годы войны ставил для армии военно-технические фильмы.
Награждён  орденом Красной звезды.

      Писать детские рассказы стал после рождения
сына. Сначала просто  рассказывал истории своему маленькому сынишке Пете…

 …а потом первый рассказ “Затейники” был опубликован в журнале
“Мурзилка” в 1938 году. Он автор многих  книг для детей.

      Но славу ему принесла повесть-сказка о моих приключениях.

     Кстати, последние две части Н. Н. Носов
написал в соавторстве со своим внуком Игорем.

     Он награжден Государственными премиями, двумя
орденами, а также медалями.

В ноябре 2008 года в честь 100-летия со дня рождения Николая
Николаевича была выпущена юбилейная монета.

— Но, конечно же, самым знаменитым и
читаемым является рассказ обо мне.

Ребята, вы же читали?

(Ответы детей)

Незнайка. Только я теперь
не знаю, как мне вернуться обратно в свой город…

Учитель. Ребята, поможем
Незнайке? (Ответы детей) Тогда я  предлагаю вам отправиться в сказочное
путешествие, тем более у нас теперь такой попутчик.

1.    
Планета «Выставочная».

Рассматривание книжной выставки.

Учитель.https://botana.biz/prepod/_bloks/pic/ebuqocg-001.jpg Что можно сказать о
книгах Н.Носова по иллюстрациям обложек?

(на обложке изображены
обычные ребята, домашние животные)

Что вы интересного
заметили на выставке?

(На выставке две книги с
одинаковым заглавием «Дружок».)
Чтобы узнать, чем они
отличаются, надо рассмотреть титульный лист.

В этой книге (показать)
на титульном листе кроме заголовка есть подзаголовок — рассказы. Какие это
рассказы. Мы можем посмотреть содержание. По заголовкам мы видим, что в книге
11 рассказов.

В другой книге на титульном
листе подзаголовка нет, значит, в ней один рассказ.)

2.                
Планета  «Предметная»

Незнайка. Я самый лучший
художник, сочинитель стихов и рассказов. Вот хотел написать книгу, но опять
ничего не получилось.

Учитель. Незнайка, а что
это у тебя в руках?

Незнайка. Это задание
ребятам. Определите, из каких произведений Н.Носова потерялись предметы.

(Показывает
иллюстрации предметов.)

Шляпа – «Живая
шляпа»

Нитки, иголка,
ткань – «Заплатка»

Отвертка, Винтики
– «Приключения Незнайки и его друзей»

Лопата, песок –
«На горке»

Телефон –
«Телефон»

Учебник
математики – «Федина задача»

Крупа – «Мишкина
каша»

3.    
Планета «Книжная».

(Работа с рассказом: чтение учителем, чтение по
ролям, работа над текстом)

Учитель. Ребята, а вы
когда-нибудь совершали плохие поступки? (Ответы детей.) Как вы потом
себя чувствовали? Что делали для того, чтобы их исправить? (Ответы детей.)

Для того, чтобы узнать,
какой я прочитаю вам рассказ, нужно из букв составить слово. (На доске.)

О У Ы Г Р Ц

Учитель.  Правильно, это слово
«огурцы». Но это не только название рассказа, но и словарное слово,
написание которого нужно запомнить.

https://fs00.infourok.ru/images/doc/23/30021/hello_html_58ea202d.png

Чтение  по ролям рассказа
«Огурцы» Н. Н. Носова.

Один раз Павлик взял с собой Котьку на реку ловить рыбу. Но в этот
день им не повезло: рыба совсем не клевала. Зато когда шли обратно, они
забрались в колхозный огород и набрали полные карманы огурцов. Колхозный сторож
заметил их и засвистел в свисток. Они от него бежать. По дороге домой Павлик подумал,
как бы ему дома не досталось за то, что он лазит по чужим огородам. И он отдал
свои огурцы Котьке.
Котька пришёл домой радостный:
– Мама, я тебе огурцов принес!
Мама посмотрела, я у него полные карманы огурцов, и за пазухой огурцы лежат, и
в руках ещё два больших огурца.
– Где ты их взял? – говорит мама.
– На огороде.
– На каком огороде?
– Там, у реки, на колхозном.
– Кто ж тебе позволил?
– Никто, я сам нарвал.
– Значит, украл?
– Нет, не украл, а так просто… Павлик брал, а мне нельзя, что ли? Ну, я и взял.
Котька начал вынимать огурцы из карманов.
– Постой, постой! Не выгружай! – говорит мама.
– Почему?
– Сейчас же неси их обратно!
– Куда ж я их понесу? Они на грядке росли, а я сорвал. Всё равно они теперь уже
расти не будут.
– Ничего, отнесёшь и положишь на той же грядке, где сорвал.
– Ну, я их выброшу.
– Нет, не выбросишь! Ты их не садил, не растил, не имеешь права и выбрасывать.
Котька стал плакать:
– Там сторож. Он нам свистел, а мы убежали.
– Вот видишь, что делаете! А если бы он поймал вас?
– Он не догнал бы. Он уже старенький дедушка.
– Ну как тебе не стыдно! – говорит мама. – Ведь де душка за эти огурцы
отвечает. Узнают, что огурцы пропали скажут, что дедушка виноват. Хорошо будет?
Мама стала совать огурцы обратно Котьке в карман. Котька плакал и кричал:
– Не пойду я! У дедушки ружьё. Он выстрелит и убьёт меня.
– И пусть убьёт! Пусть лучше у меня совсем не будет сына, чем будет сын вор.
– Ну, пойдем со мной, мамочка! На дворе темно. Я боюсь.
– А брать не боялся?
Мама дала Котьке в руки два огурца, которые не поместились в карманах, и вывела
его за дверь.
– Или неси огурцы, или совсем уходи из дома, ты мне не сын!
Котька повернулся и медленно-медленно пошёл по улице.
Уже было совсем темно.
«Брошу их тут в канаву, а скажу, что отнёс, – решил Котька и стал оглядываться
вокруг. – Нет, отнесу: еще кто нибудь увидит, и дедушке из за меня попадёт».
Он шёл по улице и плакал. Ему было страшно.
«Павлику хорошо! – думал Котька. – Он мне свои огурцы отдал, а сам дома сидит.
Ему небось не страшно».
Вышел Котька из деревни и пошёл полем. Вокруг не было ни души. От страха он не
помнил, как добрался до огорода. Остановился возле шалаша и плачет всё громче и
громче. Сторож услышал и подошёл к нему.
– Ты чего плачешь? – спрашивает.
– Дедушка, я принёс огурцы обратно.
– Какие огурцы?
– А которые мы с Павликом нарвали. Мама сказала, чтоб я отнёс обратно.
– Вот оно какое дело! – удивился сторож. – Это, значит, я вам свистел, а вы всё
таки огурцы то стащили. Нехорошо!
– Павлик брал, и я взял. Он мне и свои огурцы отдал.
– А ты на Павлика не смотри, сам понимать должен. Ну, больше не делай так.
Давай огурцы и иди домой.
Котька вытащил огурцы и положил их на грядку.
– Ну, все, что ли? – спросил старик.
– Нет… Одного не хватает, – ответил Котька и снова заплакал.
– Почему не хватает, где же он?
– Дедушка, я один огурец съел. Что теперь будет?
– Ну что ж будет? Ничего не будет. Съел, ну и съел. На здоровье.
– А вам, дедушка, ничего не будет за то, что огурец пропал?
– Ишь ты какое дело! – усмехнулся дедушка. – Нет, за один огурец ничего не
будет. Вот если б ты не принёс остальных, тогда да, а так нет.
Котька побежал домой. Потом вдруг остановился и закричал издали:
– Дедушка, дедушка!
– Ну что ещё?
– А этот вот огурец, что я съел, как будет считаться – украл я его или нет?
– Гм! – сказал дед. – Вот ещё какая задача! Ну чего там, пусть не украл.
– А как же?
– Ну, считай, что я тебе подарил его.
– Спасибо, дедушка! Я пойду.
– Иди, иди, сынок.
Котька во весь дух помчался по полю, через овраг, по мостику через ручей и, уже
не спеша, пошёл по деревне домой. На душе у него было радостно.

Учитель. Понравился ли
вам рассказ? Чем?

Почему он называется «Огурцы»?

Назовите действующих лиц.

Кто вам больше понравился? Почему?

Менялось ли ваше настроение по ходу чтения рассказа? Зачитайте эти
моменты.

Правильно ли поступила мама? Почему?

 Было
ли вам жалко Котьку? Почему?

Зачитайте
ответ дедушки сторожа на вопрос Котьки:

– А вам, дедушка, ничего не будет за то, что огурец пропал?

Почему
он так ответил?
Прочитайте последнее предложение. Почему так заканчивается рассказ?

Если
бы вы были другом Котьки, какой совет бы ему дали?

 А 
что сказали бы Павлику?

Что
страшнее: совершать ошибки или не признавать их?

Физкультминутка.

Показывает Незнайка.

Вот
Незнайкина зарядка.

Выполняйте
по порядку.

Быстро
встаньте, улыбнитесь,

Выше,
выше потянитесь.

Ну-ка
плечи распрямите,

Поднимите,
опустите.

Влево,
вправо повернитесь,

Рук
коленями коснитесь.

Сели –
встали,

Сели –
встали,

Вы,
надеюсь, не устали?

Надо
вам свободно встать

И
спокойнее дышать.

4.  «Планета  Чудес»

Учитель. А мы уже на
другой планете.  Ребята, вы помните игру «Поле чудес»? Я вам сейчас прочитаю
определение, а вы постараетесь отгадать загаданное слово.

1)               
Как называется рыба, которую зажарил Мишка на сковороде?

 В слове 7 букв. 
Пескарь

2)               
Как зовут коротышку из цветочного города, который придумал
воздушный шар?

В слове 6 букв.  Знайка.

3)               
С кем первым из малышей подружился Незнайка?

 В слове 8 букв. Кнопочка.

5 . «Планета
пословиц».

Учитель. Все рассказы Н.Носова
не только смешные и веселые, но и поучительные. Я вам покажу пословицу, а вы
определите, к какому произведению какая пословица подходит.

У страха глаза
велики.                                                    «На горке»

Семь раз отмерь,
один раз отрежь.                               «Живая шляпа»

Берись дружно, не
будет грузно.                                     «Заплатка»

Терпенье дает
уменье.                                                      «Огурцы»

6.  Планета «Таинственная»

Учитель. Мы прилетели на
следующую планету. Каждая группа получит конверт с карточками,
где зашифрована фраза из рассказа Н. Н. Носова. Ваша задача – взять 
свою карточку, расшифровать её, собрать из
карточек всю фразу целиком и назвать произведение.

— Ключ к шифру — алфавит.

1 группа:  « 1
    33     14.16.18.6.   /  19.14.16.4  
 / 13.6.4.12.16 /  17.6.18.6.17.13.29.20.30».

«А я море / смог /легко /переплыть»-   рассказ
«Фантазёры».

2 группа: «14.29   19 /  3.1.13.6.11 /
5.18.21.8.15.29.6 /  9.1.20.6.11.15.10.12.10».

«Мы с / Валей /дружные / затейники» — рассказ «Затейники».

3 группа: «25.6.14     31.20.16 /   20.29
    20.1.14 /  8.21.8.8.10.26.30? /  14.21.23.16.11»

«Чем это / ты там / жужжишь? / Мухой.» — рассказ «Телефон»

4 группа: «1     3     2.21.22.6.20.6 /
19.20.16.33.13.1 / 14.1.14.10.15.1 /  19.1.23.1.18.15.10.24.1»

«А в буфете / стояла / мамина / сахарница» — рассказ
«Леденец»

7. Планета «Загадочная»

Незнайка. Я
чувствую, что я уже совсем близок к своему дому. Я буду загадывать загадки, вам
нужно их отгадать и назвать, из какого рассказа Н. Н. Носова предмет. Каждый
ваш правильный ответ будет приближать меня к нему. Готовы мне помочь? (Ответы
детей)

1) На грядке – длинный и  зелёный,

    В банке – жёлтый и солёный (огурец, рассказ
«Огурцы»).

               
     2) Без крыльев, а летит.

               
         Без языка, а говорит (письмо, рассказ
«Автомобиль»).

3) День-деньской у нас трезвон,

   Ох, болтун наш…(телефон, рассказ «Телефон»).

               
    4) На малину налетели,

    Поклевать её хотели,

    Но увидели урода –

               
        И скорей из огорода!

               
        А урод стоит на палке

С бородою из мочалки (огородное пугало,
рассказ «Огородники»).

5)На березу села стая,

 Не свистит, не напевает, —

 Знает каждый, млад и стар,

 Не поётся слово «Кар»! ( Ворона, рассказ
«Тук-тук-тук!»)

6)Эту сладкую сосульку

   Называют петушком.

   Эта сладкая сосулька

   Тает лишь под языком (сладкий
петушок, рассказ «Леденец»)

(Незнайка машет ребятам рукой и исчезает за
дверью.)

свои рисунки: «Интересный случай в моей жизни».

IV. Домашнее задание «Интересный случай в моей
жизни».

Учитель. Наверняка, в каждом из вас живет такой Незнайка.
Дома вспомните свои смешные, весёлые, забавные  истории из жизни, изобразите
это на рисунке и придумайте краткий рассказ к нему.

V.  Заключительная часть. Рефлексия.

Учитель. Вот
и закончилось наше путешествие. Вам  оно понравилось?

Рассказы Н. Носова веселые, с юмором. Что обычно скрывается за юмором, которым
отличаются произведения этого писателя? (Желание автора помочь ребятам избавится
от каких-то своих недостатков и уметь посмотреть на себя со стороны).

Что
вам больше всего запомнилось на уроке?

Что
вызвало трудности?

Какие
рассказы Н. Н. Носова вы еще  не прочитали и захотели прочесть
?

Учитель. В
начале урока я рассказывала вам притчу о бабочке, у каждого из вас есть такая
бабочка, которая символизирует ваши желания, стремления «отпустите» ее  на нашу
полянку (да доске цветочки, кустики, солнышко).  Если вам понравилось
наше путешествие, всё у вас получилось, то пусть она «летит» высоко, если
где-то возникали трудности, то немного ниже, если ничего не понравилось, было
не понятно и трудно, то разместите бабочку внизу.

Приложение 1image005

image006image007image008image009image010image011image012

https://ds04.infourok.ru/uploads/ex/01f6/00033645-a94a210b/2/img7.jpgПриложение 2

https://ds04.infourok.ru/uploads/ex/0b45/00075e44-e9ea5f12/hello_html_1a7a5671.jpg

http://f11.ifotki.info/org/3fc21304984e8faac1de7c22fe4d137eb2434f130832364.jpg

https://static8.depositphotos.com/1354495/835/i/950/depositphotos_8350496-stock-photo-screwdrivers-and-screw.jpg

http://www.lotusite.ru/images/news/107-2feb07c9f7a10cb11bea3f8cb7c20773.gifhttp://www.rgub.ru/searchcat/covers/BOOK-16394-large.jpg

https://media.manufactum.de/is/image/Manufactum/750s_shop/beach-shovel--20051_41.jpg

https://sun9-55.userapi.com/c858336/v858336523/1843b9/8N9Yak3vzAs.jpg

Слайд 1

110 летНиколай Николаевич НосовДата рождения-10 (23) ноября 1908г.Киев Дата смерти-26 июля 1976г. Москва

Текст слайда:

110 лет

Николай Николаевич Носов

Дата рождения-10 (23) ноября 1908г.Киев
Дата смерти-26 июля 1976г. Москва


Слайд 2

Знаменитый детский писатель советских времён Николай Носов, придумавший известного героя Незнайку, в жизни был нелюдимым и молчаливым

Текст слайда:

Знаменитый детский писатель советских времён Николай Носов, придумавший известного героя Незнайку, в жизни был нелюдимым и молчаливым человеком со сложным и непреклонным характером, но это совсем не мешало ему создавать очень весёлые
и забавные произведения.


Слайд 3

Биография Николая Носова особо не отличалась от жизнеописаний миллионов других его соотечественников, родившихся в лихие годы войн

Текст слайда:

Биография Николая Носова особо не отличалась от жизнеописаний миллионов других его соотечественников, родившихся в лихие годы войн и революций, однако находивших в себе силы жить и творить.
Носов был удостоен множества наград и медалей, среди них — «Орден Красной Звезды» (1943 г.), Сталинская премия III степени (1952 г.), Государственная премия РСФСР им. Крупской Н. К. (1969 г.).

Иногда кажется, что у известных людей в их жизни всё было гладко и понятно.
Сразу же стали писать, нашли своё призвание, получили известность. Но это не так.
Всё в жизни Николая Носова складывалось таким образом,
что он должен был заниматься техникой, но … он стал любимейшим детским писателем многих поколений.


Слайд 4

Николай Николаевич Носов родился 10 (23 ноября) 1908 года в Киеве, в семье эстрадного артиста, который в зависимости от обстоятельств

Текст слайда:

Николай Николаевич Носов
родился 10 (23 ноября) 
1908 года в Киеве, в семье эстрадного артиста, который в зависимости от обстоятельств работал и железнодорожником. Детство его прошло в небольшом городке Ирпене, недалеко от Киева, где мальчик и начал учиться в гимназии.

БИОГРАФИЯ


Слайд 5

Николай был вторым сыном в семье. Ещё в семье был старший брат Пётр и младшие брат и

Текст слайда:

Николай был вторым сыном в семье.
Ещё в семье был старший брат Пётр и младшие брат и сестра.
Маленький Николай любил бывать на выступлениях отца, смотреть концерты и спектакли.

БИОГРАФИЯ


Слайд 6

Родители даже думали, что мальчик тоже хочет стать актёром. В школьные годы он хотел стать музыкантом и

Текст слайда:

Родители даже думали, что мальчик тоже хочет стать актёром.
В школьные годы он хотел стать музыкантом и долго мечтал, чтобы ему купили скрипку.
После покупки скрипки Николай понял, что учиться музыке нелегко, и скрипка была заброшена.

БИОГРАФИЯ


Слайд 7

Все увлечения и профессии Николая Носова нашли отражение в его произведениях, особенно в «Приключениях Незнайки».БИОГРАФИЯ

Текст слайда:

Все увлечения и профессии Николая Носова нашли отражение в его произведениях, особенно в
«Приключениях Незнайки».

БИОГРАФИЯ


Слайд 8

Каждого коротышку автор наделяет социальным статусом, то есть дает ему профессию: художник Тюбик, музыкант Гусля, астроном Стекляшкин,

Текст слайда:

Каждого коротышку автор наделяет социальным статусом, то есть дает ему профессию: художник Тюбик, музыкант Гусля, астроном Стекляшкин, доктор Пилюлькин, механики Винтик и Шпунтик, ученый Знайка и тд. А коротышка рад стараться, он преданно следует своему предназначению. Вот только главный герой – Незнайка – пока не определился с выбором своего жизненного пути.
Автор позволяет нам с вами проследить, как Незнайка ищет себя. И согласитесь это весьма интересно.
Такой путь — путь поиска своего жизненного пути, путь Незнайки — прошел и Николай Носов в своей жизни.


Слайд 9

Детство и школьные годы Николая Носова пришлись на тяжелейший период в российской истории: Первую Мировую и Гражданскую войну. Недостаток продуктов,

Текст слайда:

Детство и школьные годы
Николая Носова пришлись на тяжелейший период в российской истории: 
Первую Мировую и Гражданскую войну.
Недостаток продуктов, отсутствие тепла и электричества холодной зимой, болезни были обычным явлением того времени.
Вся семья переболела тифом.
К счастью, никто не умер.
Николай вспоминал, что, когда он выздоровел (он болел дольше всех),
его мать плакала от радости, потому что все остались живы.
«Так я узнал, что плакать можно не только от горя».


Слайд 10

Носов с гимназических лет увлекался музыкой, театром, шахматами, фотографией, электротехникой и даже радиолюбительством. Чтобы прокормить семью, Николай

Текст слайда:

Носов с гимназических лет увлекался музыкой, театром, шахматами, фотографией, электротехникой и даже радиолюбительством.
Чтобы прокормить семью, Николай с 14 лет был вынужден работать:
был газетным торговцем, землекопом, косарём и т. п


Слайд 11

После 1917 года гимназия была реорганизована в школу-семилетку. Закончив её в 1924 году, он работал чернорабочим на

Текст слайда:

После 1917 года гимназия была реорганизована в школу-семилетку. Закончив её в 1924 году, он работал чернорабочим на бетонном заводе в Ирпене, потом на частном кирпичном заводе в городе Буча.


Слайд 12

После Гражданской войны Николай увлёкся химией. Вместе со школьным товарищем он организовал химическую лабораторию на чердаке его дома,

Текст слайда:

После Гражданской войны Николай увлёкся химией.
Вместе со школьным товарищем он организовал химическую лабораторию на чердаке его дома, где друзья проводили разные опыты. Носов вспоминал:
«По окончании школы я был уверен, что должен стать химиком и никем другим! Химия мне представлялась наукой из наук». Николай хотел поступить на химический факультет Киевского политехнического института, но не смог, так как он не закончил профшколу, дающую законченное среднее образование.


Слайд 13

Николай стал обучаться в вечерней профшколе, готовясь к поступлению в политехнический вуз. Одновременно с этим он пошёл

Текст слайда:

Николай стал обучаться в вечерней профшколе, готовясь к поступлению в политехнический вуз.
Одновременно с этим он пошёл работать на Ирпенский кирпичный завод.
Но перед поступлением Николай вдруг передумал и в возрасте 19 лет поступил в Киевский художественный институт.
Николай тогда серьёзно увлёкся фотографией, а затем и кинематографом.
Это и повлияло на его выбор.


Слайд 14

 Через 2 года, в 1929 году, Николай Носов перевёлся в Московский институт кинематографии. В 1932 году он окончил

Текст слайда:

 Через 2 года, в 1929 году, Николай Носов перевёлся в Московский институт кинематографии.
В 1932 году он окончил его и
до 1951 года работал постановщиком и режиссёром мультипликационных, научных и учебных фильмов.
Некоторые воспоминания о своём детстве Носов использовал в книге
«Тайна на дне колодца» (см. напр.: Н. Носов. Собрание сочинений в 4-х томах, т. 4. М.: Детская литература, 1982 г.).
В годы Великой Отечественной войны Носов занимался режиссурой учебных военно-технических фильмов для .


Слайд 15

Литературное творчествоС 1938 года начинает писать детские рассказы, но профессиональным литератором становится только после Великой Отечественной войны

Текст слайда:

Литературное творчество

С 1938 года начинает писать детские рассказы, но профессиональным литератором становится только после Великой Отечественной войны


Слайд 16

Первый рассказ Носова был опубликован в 1938 году, назывался он «Затейники»Затейники - это те, кто все время

Текст слайда:

Первый рассказ Носова был опубликован в 1938 году, назывался он «Затейники»
Затейники — это те, кто все время затевает какие-нибудь игры. Мальчик Петя и девочка Валя — самые настоящие затейники. Прочитав сказку «Три поросенка», они затеяли игру в домик. Дети соорудили домик под столом, накрыв его одеялом. Там было темно. Нечаянно Валя дотронулась до ноги Пети. А ему показалось, что это страшный волк. Дети выскочили в страхе из импровизированного домика и закрыли плотно дверь в комнату. Им казалось, что Волк, как в сказке про поросят, мчится за ними. Но в комнате было тихо. Тогда дети со страхом зашли в комнату и, конечно, никого не обнаружили под столом.

«У страха глаза велики». Так бывает всегда, если позволить испугаться того, чего нет..


Слайд 17

Потом были опубликованы другие рассказы: «Живая шляпа», «Огурцы», «Чудесные брюки», «Мишкина каша», «Огородники», «Фантазёры» и др. Печатались

Текст слайда:

Потом были опубликованы другие рассказы: «Живая шляпа», «Огурцы», «Чудесные брюки», «Мишкина каша», «Огородники», «Фантазёры» и др.
Печатались они в основном в журнале для детей «Мурзилка».
Эти рассказы вошли в первый сборник Носова «Тук-тук-тук», 1945.


Слайд 18

Через год издательство «Детгиз» выпустило следующий сборник рассказов Носова — «Ступеньки».

Текст слайда:

Через год издательство «Детгиз» выпустило следующий сборник рассказов Носова — «Ступеньки».


Слайд 19

Сам Николай Николаевич говорил, что начал писать для детей совершенно случайно — сперва просто рассказывал сказки своему

Текст слайда:

Сам Николай Николаевич говорил, что начал писать для детей совершенно случайно — сперва просто рассказывал сказки своему маленькому сынишке и его друзьям.
«Постепенно я понял, что сочинять для детей — наилучшая работа, она требует очень много знаний, и не только литературных…»


Слайд 20

В 1947 году вышел сборник «Весёлые рассказы»В сборник включены широко известные рассказы Николая Носова, увидевшие свет несколько

Текст слайда:

В 1947 году вышел сборник «Весёлые рассказы»

В сборник включены широко известные рассказы Николая Носова, увидевшие свет несколько десятков лет назад, и современные рассказы его внука — Игоря Носова.


Слайд 21

Широкую популярность завоевали и повести для подростков «Весёлая семейка» (1949).«Веселая семейка» - забавная и поучительная повесть о

Текст слайда:

Широкую популярность завоевали и повести для подростков
«Весёлая семейка» (1949).

«Веселая семейка» — забавная и поучительная повесть о друзьях-школьниках Мишке, Николае, Косте и Майке, которые решили соорудить дома инкубатор и вырастить цыплят


Слайд 22

«Дневник Коли Синицына» 1950гРассказ

Текст слайда:

«Дневник Коли Синицына» 1950г

Рассказ «Дневник Коли Синицына» о трудолюбивом, любознательном мальчике Коле, который на летних каникулах решил вести дневник. Первоначальная его задумка была записывать туда умные мысли и интересные происшествия, которые будут с ним происходить. Но к его удивлению, записывать было особо нечего, пока не произошёл один очень интересный случай. Учительница в его школе предложила ребятам из класса обустроить собственную пасеку. Это то и стало тем самым происшествием, о котором Коля стал вести постоянные записи.


Слайд 23

«Витя Малеев в школе и дома» (1951)Витя Малеев — ученик четвертого класса . Он живет с родителями

Текст слайда:

«Витя Малеев в школе и дома» (1951)
Витя Малеев — ученик четвертого класса . Он живет с родителями и сестренкой. А еще у него есть лучший друг, немного чудаковатый Костя Шишкин.

За период одного учебного года мальчики переживут как смешные, так и сложные ситуации, научатся дружить и помогать друг другу…


Слайд 24

В 1952 году Николай Носов получил Сталинскую премию третьей степени за написание повести «Витя Малеев в школе и дома».

Текст слайда:

В 1952 году Николай Носов получил Сталинскую премию 
третьей степени за написание повести «Витя Малеев в школе и дома».
В 1954 году по этой повести был снят детский художественный фильм «Два друга».


Слайд 25

В 1953 году был опубликован сборник рассказов «На горке», в 1956 году — «Прятки», в 1958 году

Текст слайда:

В 1953 году был опубликован сборник рассказов «На горке»,
в 1956 году — «Прятки», в 1958 году — «Весёлые рассказы и повести».

Короткие, порой отчётливо сконструированные, всегда весьма детальные, эти истории призваны воспитывать в детях честность, чувство товарищества, отзывчивость, любовь к труду и т. д.; в них осуждаются такие постыдные качества, как зависть, тщеславие, грубость.


Слайд 26

Наиболее известны и любимы читателями сказочные произведения Николая Носова о Незнайке. 

Текст слайда:

Наиболее известны и любимы читателями сказочные произведения Николая Носова о Незнайке. 


Слайд 27

Потом была написана знаменитая трилогия, в которую вошли повести «Приключения Незнайки и его друзей» (1953—1954), «Незнайка

Текст слайда:

Потом была написана знаменитая трилогия, в которую вошли повести «Приключения Незнайки и его друзей» (1953—1954),
«Незнайка в Солнечном городе» (1958) и
«Незнайка на Луне» (1964—1965)


Слайд 28

Роман-сказку с элементами научной фантастики, политической сатиры и антиутопии «Незнайка на Луне» экономисты называют самым толковым и

Текст слайда:

Роман-сказку с элементами научной фантастики, политической сатиры и антиутопии «Незнайка на Луне» экономисты называют самым толковым и доступным учебником политэкономии.
Из него можно отлично усвоить, что такое реклама, акционерное общество, лопнувший банк, продажная пресса, забастовка, безработица, биржа, что такое рыночные отношения и кого на самом деле защищает полиция.


Слайд 29

В 1997—1999 годах студией FAF Entertainment был создан мультфильм «Незнайка на Луне» по одноимённой книге Н. Н.

Текст слайда:

В 1997—1999 годах студией
FAF Entertainment был создан мультфильм «Незнайка на Луне»
по одноимённой книге Н. Н. Носова.


Слайд 30

Николай Носов умер в Москве 26 июля 1976 года. Похоронен на Кунцевском кладбище в Москве.

Текст слайда:

Николай Носов умер в Москве
26 июля 1976 года.
Похоронен на Кунцевском кладбище в Москве.


Слайд 31

Презентацию создала: Заведующая Библиотечно-информационным досуговым центром «БИН» МАОУ «СОШ №3» Калининградская область г.Гусев 2018год

Текст слайда:

Презентацию создала:
Заведующая
Библиотечно-информационным досуговым центром «БИН»
МАОУ «СОШ №3»
Калининградская область г.Гусев
2018год
Татьяна Дмитриевна Борисенкова


ГОСУДАРСТВЕННОЕ 
АВТОНОМНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ  УЧРЕЖДЕНИЕ

НОВОСИБИРСКОЙ
ОБЛАСТИ

«ЧЕРЕПАНОВСКИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ»

Дополнительное
задание: сообщение об авторе (по выбору)

НИКОЛАЙ
НИКОЛАЕВИЧ НОСОВ

Выполнила: Крылова Анастасия Андреевна

Студентка
101 группы

Проверила: Горобец Тамара Геннадьевна

2020
год

НИКОЛАЙ НИКОЛАЕВИЧ НОСОВ (1908-1976)

Николай Николаевич Носов (1908—1976) — русский
советский детский писатель, прозаик, киносценарист, драматург. Лауреат
Сталинской премии третьей степени (1952). Наиболее известен как детский
писатель, автор произведений о Незнайке.

Детство

Николай Николаевич Носов родился 23 ноября 1908 года в
Киеве. Детство его прошло в поселке Ирпень, недалеко от Киева, где мальчик и
начал учиться в гимназии.

Николай был вторым сыном в семье. Кроме него в семье
был старший брат Пётр и младшие брат и сестра. Мать Николая была домохозяйкой,
а отец – эстрадным артистом, которому также довелось работать и плотником, и кассиром
в сберкассе.

Маленький Николай любил бывать на выступлениях отца,
смотреть концерты и спектакли. Родители даже думали, что мальчик тоже хочет
стать актером. Детство и школьные годы Николая Носова пришлись на тяжелейший
период в российской истории: Первую мировую и Гражданскую войну. Недостаток
продуктов, и отсутствие тепла и электричества холодной зимой, и болезни были
обычным явлением того времени.

Годы учения

«В годы учения в гимназии и в рабочей школе Носов
увлекался музыкой, любительским театром, сочинительством для рукописного
журнала «Икс», а также химией, шахматами, радиолюбительством, электротехникой и
фотографией. Прежде чем определилось его писательское призвание, переменил
много занятий: был газетным торговцем, чернорабочим, землекопом, косарём, возчиком
бревен и пр.»

В возрасте 19 лет поступил в Киевский художественный
институт (1927). Николай тогда серьёзно увлекся фотографией, а затем и
кинематографом. Это и повлияло на его выбор. Через 2 года, в 1929 году Николай
Носов перевелся в Московский институт кинематографии. В 1932 году он оканчивает
его. В период до 1951 года Носов работал режиссером-постановщиком
мультипликационных, научно-популярных и учебных фильмов; участвовал в выпуске
«Кинокрокодила».

В годы Великой Отечественной войны Носов поставил
несколько учебных военно-технических фильмов для Красной Армии, за что был
награжден орденом Красной Звезды (1943).

Литературная деятельность

С 1938 года начинает писать детские рассказы. Первый
рассказ Носова назывался «Затейники» и был напечатан в том же году в журнале
«Мурзилка» (№ 9). Затем были опубликованы другие рассказы: «Живая шляпа»,
«Огурцы», «Чудесные брюки» и др. Предвоенные рассказы и новые – «Мишкина каша»,
«Огородники», «Фантазёры» и др. – были включены в первый сборник Носова «Тук-тук-тук»,
выпущенный издательством «Детгиз» в 1945 г. Позже вышли в свет сборники
рассказов Носова: «Ступеньки» для младшего возраста и «Весёлые рассказы» (1947)
для среднего возраста.

Широкую популярность завоевали и его повести для
среднего возраста: «Весёлая семейка» (1949), «Дневник Коли Синицына» (1950),
«Витя Малеев в школе и дома» (1951). В 1952 году Николай Носов получил
Сталинскую премию третьей степени за написание повести «Витя Малеев в школе и
дома». В 1954 году по этой повести был снят детский художественный фильм «Два
друга».

Наиболее известны и любимы читателями сказочные
произведения Николая Носова о Незнайке. Первое из них — сказка «Винтик, Шпунтик
и пылесос». Потом была написана знаменитая трилогия, в которую вошли
романы-сказки: «Приключения Незнайки и его друзей» (1953—1954), «Незнайка в
Солнечном городе» (1958) и «Незнайка на Луне» (1964—1965) – роман-сказка с
элементами научной фантастики и политической сатиры. Это «научно-фантастическая
повесть о последних достижениях и перспективах развития советской науки в
области ракетоплавания и телемеханики» (отвеет Носова на анкету «Лит. газ.» 1
янв. 1955). «Незнайку на Луне» экономисты называют самым толковым и доступным
учебником по экономике. Из него можно отлично усвоить, что такое реклама,
акционерное общество, лопнувший банк, продажная пресса, забастовка,
безработица, биржа, что такое рыночные отношения. За эту трилогию Носову была
присуждена только что учрежденная премия им. Н. К. Крупской (1969).

Известны читателям и юмористические новеллы
«Приключения Толи Клюквина» (1961). «Семь рассказов в этой книге. Семь, и все
по-настоящему смешные, полные выдумки, фантазии, наблюдательности».

«Повесть о моём друге Игоре» (1971—1972) написана в
форме коротких дневниковых записей из жизни дедушки и внука. В нее входят
«эпохи» дошкольного возраста: «Между годом и двумя», «От двух до двух с
половиной лет» и т. д. Это автобиографичное произведение. Воспоминания о семье
и детстве нашли воплощение в художественно-мемуарной повести «Тайна на дне
колодца» (1977), вышедшей уже после смерти писателя. Два её первоначальных
варианта — «Повесть о детстве» (1976), и «Всё впереди» (также 1976).

«В киносценариях и пьесах Носов развивал найденные им
в прозе образы и сюжеты (к/ф «Два друга», «Дружок», Фантазеры», «Приключения
Толи Клюквина» и др., пьесы «Незнайка учится», «Незнайка-путешественник»,
«Незнайка в Солнечном городе», «Два друга» и др.»

Николай Николаевич Носов писал не только для детей. В
1969 году у него выходит сборник сатирических рассказов «Иронические юморески»,
которые затрагивали вопросы современной литературы, вредные привычки и т. д. 
Свои творческие взгляды писатель неоднократно излагал в статьях, анкетах и
письмах, многие из которых вошли в этот сборник.

Иллюстраторы произведений Николая Носова

Одним из первых иллюстраторов «Незнайки» был А. М.
Лаптев (1905—1965) — художник, который подарил литературному герою хорошо
знакомый всем образ. Не менее известным иллюстратором Носова был Г. О. Вальк.
Также книги Носова иллюстрировали художники: И. Семёнов, Д. Бисти, Е.
Афанасьева, А. Каневский, В. Горяев, Г. Огородников и другие.

О писателе

Главным творческим принципом писателя стала
достоверность в изображении мира детства. Юмору Носова присущи мягкость и
психологизм. Герои его непоседливы, нелогичны, еще порой очень наивны, но в
целом хорошие, искренние ребят, которые и ошибаются честно, и хитрят
бесхитростно.

Тонкая наблюдательность и мягкий юмор характерны и для
рассказов Носова, где наряду с детьми действуют и взрослые. Прост и диалог в
книгах Носова. Некоторые его рассказы и повести почти полностью построены на
диалоге.

«Есть у книг Носова и ещё одно завидное качество.
Написанные как бы специально для детей, они интересны и взрослому читателю.
Писатель вовсе не ограничивает мир своих персонажей чисто «детским» материалом.
Вы сталкиваетесь в книгах Носова и с чрезмерно любвеобильными родителями, и со
всякого рода формалистами, с недалекими чинушами. Автор показывает жизнь
широко, без всякой скидки на возраст своих читателей»

Николай Николаевич Носов умер 26 июля 1976 года в
Москве. Похоронен на Кунцевском кладбище.

Носов Николай НиколаевичНосов Николай Николаевич

✍  Носов Николай Николаевич (1908—1976) — советский детский писатель-прозаик, драматург, киносценарист. Лауреат Сталинской премии третьей степени (1952). Наиболее известен как детский писатель, автор произведений о Незнайке.

    § Биография

Николай Николаевич Носов родился 10 (23 ноября) 1908 года в Киеве, в семье эстрадного артиста, который в зависимости от обстоятельств работал и железнодорожником. Детство его прошло в небольшом городке Ирпень, недалеко от Киева, где мальчик и начал учиться в гимназии.

Николай был вторым сыном в семье. Ещё в семье был старший брат Пётр и младшие брат и сестра. Маленький Николай любил бывать на выступлениях отца, смотреть концерты и спектакли. Родители даже думали, что мальчик тоже хочет стать актёром. В школьные годы он хотел стать музыкантом и долго мечтал, чтобы ему купили скрипку. После покупки скрипки Николай понял, что учиться музыке нелегко, и скрипка была заброшена. Детство и школьные годы Николая Носова пришлись на тяжелейший период в российской истории: Первую Мировую и Гражданскую войну. Недостаток продуктов, отсутствие тепла и электричества холодной зимой, болезни были обычным явлением того времени. Вся семья переболела тифом. К счастью, никто не умер. Николай вспоминал, что когда он выздоровел (он болел дольше всех), его мать плакала от радости, потому что все остались живы. «Так я узнал, что плакать можно не только от горя».

Носов с гимназических лет увлекался музыкой, театром, шахматами, фотографией, электротехникой и даже радиолюбительством. Чтобы прокормить семью, Николай с 14 лет был вынужден работать: был газетным торговцем, землекопом, косарём и т. п. После 1917 года гимназия была реорганизована в школу-семилетку. Закончив её в 1924 году, он работал чернорабочим на бетонном заводе в Ирпенe, потом на частном кирпичном заводе в городе Буча.

После Гражданской войны Николай увлёкся химией. Вместе со школьным товарищем он организовал химическую лабораторию на чердаке его дома, где друзья проводили разные опыты. Носов вспоминал: «По окончании школы я был уверен, что должен стать химиком и никем другим! Химия мне представлялась наукой из наук». Николай хотел поступить на химический факультет Киевского политехнического института, но не смог, так как он не закончил профшколу, дающую законченное среднее образование. Николай стал обучаться в вечерней профшколе, готовясь к поступлению в политехнический вуз. Одновременно с этим он пошёл работать на Ирпенский кирпичный завод. Но перед поступлением Николай вдруг передумал и в возрасте 19 лет поступил в Киевский художественный институт. Николай тогда серьёзно увлёкся фотографией, а затем и кинематографом. Это и повлияло на его выбор. Через 2 года, в 1929 году, Николай Носов перевёлся в Московский институт кинематографии. В 1932 году он закончил его и до 1951 года работал постановщиком и режиссёром мультипликационных, научных и учебных фильмов. Автобиография детского периода частично отражена в книге «Тайна на дне колодца» (см. напр. Из-во «Детская литература», 1982 г.) собрание сочинений Н. Носова в 4-х томах, т. 4 В годы Великой Отечественной войны Носов занимался режиссурой учебных военно-технических фильмов для РККА.

      ¶ Литературное творчество

С 1938 года начинает писать детские рассказы, но профессиональным литератором становится только после Великой Отечественной войны. Первый рассказ Носова был опубликован в 1938 году, назывался он «Затейники». Потом были опубликованы другие рассказы: «Живая шляпа», «Огурцы», «Чудесные брюки», «Мишкина каша», «Огородники», «Фантазёры» и др. Печатались они, в основном, в журнале для детей «Мурзилка». Эти рассказы вошли в первый сборник Носова «Тук-тук-тук», 1945. Через год издательство «Детгиз» выпустило следующий сборник рассказов Носова — «Ступеньки».

Сам Николай Николаевич говорил, что начал писать для детей совершенно случайно — сперва просто рассказывал сказки своему маленькому сынишке и его друзьям. «Постепенно я понял, что сочинять для детей — наилучшая работа, она требует очень много знаний, и не только литературных…».

Николай Николаевич интересовался психологией детей, считал, что «к детям нужно относиться с самым большим и очень тёплым уважением», наверное, поэтому его книги находили и находят такой большой отклик у детской аудитории.

В 1947 году вышел сборник рассказов — «Весёлые рассказы». Широкую популярность завоевали и его повести для подростков «Весёлая семейка» (1949), «Дневник Коли Синицына» (1950), «Витя Малеев в школе и дома» (1951). В 1952 году Николай Носов получил Сталинскую премию третьей степени за написание повести «Витя Малеев в школе и дома». В 1954 году по этой повести был снят детский художественный фильм «Два друга».

В 1953 году был опубликован сборник рассказов «На горке», в 1956 году — «Прятки», в 1958 году — «Весёлые рассказы и повести».

Короткие, порой отчётливо сконструи­рованные, всегда весьма детальные, эти ис­тории призваны воспитывать в детях честность, чувство товарищества, отзывчивость, любовь к труду и т. д.; в них осуждаются такие постыдные качества, как зависть, тще­славие, грубость.

Наиболее известны и любимы читателями сказочные произведения Николая Носова о Незнайке. Первое из них — сказка «Винтик, Шпунтик и пылесос». Потом была написана знаменитая трилогия, «Приключения Незнайки и его друзей» (1953—1954), «Незнайка в Солнечном городе» (1958) и «Незнайка на Луне» (1964—1965). Роман-сказку с элементами научной фантастики и политической сатиры и антиутопии «Незнайка на Луне» экономисты называют самым толковым и доступным учебником политэкономии. Из него можно отлично усвоить, что такое реклама, акционерное общество, лопнувший банк, продажная пресса, забастовка, безработица, биржа, что такое рыночные отношения.

Одним из первых иллюстраторов «Незнайки» был А. М. Лаптев (1905—1965) — художник, который подарил литературному герою хорошо знакомый всем образ. Не менее известным иллюстратором Носова был Г. О. Вальк. Также книги Носова иллюстрировали художники: И. Семёнов, Д. Бисти, Е. Афанасьева, А. Каневский, В. Горяев, Г. Огородников и другие.

Николай Николаевич Носов писал не только для детей. В 1969 году выходит сборник сатирических рассказов «Иронические юморески», которые затрагивали вопросы современной литературы («О литмастерстве», «Поговорим о поэзии», «Трактат о комедии»), русский алфавит («А, Б, В…»), отношения учителя и ученика («Второй раз в первый класс»), социальные темы — мещанство («Ещё об одном, всем надоевшем вопросе»), взаимоотношение родителей и их детей («Нужно ли называть родителей предками и конями и о других подобных вопросах»), вредные привычки («Об употреблении спиртных напитков»), и т. д.

Автобиографическое произведение писателя — «Повесть о моём друге Игоре» (1971—1972), написанная в форме дневниковых записей из жизни дедушки и внука (1-я ч. — «Между годом и двумя», 2-я ч. — «От двух до двух с половиной лет») и художественно-мемуарная повесть «Тайна на дне колодца» (1977, вышедшая уже после смерти писателя; два её первоначальных варианта — «Повесть о детстве» и «Всё впереди», обе 1976).

Николай Носов умер в Москве 26 июля 1976 года. Похоронен на Кунцевском кладбище в Москве.

В 1997—1999 годах студией FAF Entertainment был создан мультфильм «Незнайка на Луне» по одноимённой книге Н. Н. Носова.

В 2008 году к 100-летию со дня рождения Н. Н. Носова Центральный Банк РФ выпустил серебряную монету.

      ¶ Личная жизнь

Николай Носов был женат дважды. Его первая жена Елена умерла, когда их сыну Петру было 15 лет. От второй жены Татьяны детей не было. Николай Носов посвятил ей «Приключения Незнайки и его друзей». Сын писателя Петр Носов (1931—2002) стал фотожурналистом, классиком отечественной жанровой и репортажной фотографии. Около 30 лет он проработал в Фотохронике ТАСС, где возглавлял творческую секцию. Внук — Игорь Петрович Носов (р. 1962) — фотограф, писатель, автор «Новых приключений Коротышек». Правнук — Иван Игоревич Носов.

    § Награды и премии

  • Орден Трудового Красного Знамени (1967).
  • Орден Красной Звезды (1.10.1943) — за создание выдающегося учебного фильма «Планетарные трансмиссии в танках» и проявленный при этом трудовой героизм.
  • Медаль «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.».
  • Сталинская премия третьей степени (1952) — за повесть «Витя Малеев в школе и дома» (1951).
  • Государственная премия РСФСР имени Н. К. Крупской (1969) — за трилогию о Незнайке.

    § Библиография

      ¶ Повести и романы

  • Незнайка учится
  • Незнайка-путешественник
  • Тайна на дне колодца
  • Мы и дети
  • Повесть о моём друге Игоре
  • Небольшая литературная энциклопедия
  • Бабушка Дина
  • Кванта смеха
  • Витя Малеев в школе и дома
  • Весёлая семейка
  • Дневник Коли Синицына
  • Приключения Незнайки и его друзей
  • Незнайка в Солнечном городе
  • Незнайка на Луне

      ¶ Рассказы

  • Автомобиль
  • Бенгальские огни
  • Бобик в гостях у Барбоса
  • Винтик, Шпунтик и пылесос (1956)
  • Дружок
  • Живая шляпа
  • Замазка
  • Заплатка
  • Затейники
  • И я помогаю
  • Карасик
  • Клякса
  • Когда мы смеёмся
  • Леденец
  • Метро
  • Милиционер
  • Мишкина каша
  • На горке
  • Находчивость
  • Наш каток
  • Огородники
  • Огурцы
  • Приключения Толи Клюквина
  • Про Гену
  • Про репку
  • Прятки
  • Саша
  • Ступеньки
  • Телефон
  • Три охотника
  • Тук-тук-тук
  • Фантазёры
  • Федина задача
  • Шурик у дедушки

  • Романтизм в рассказе горького старуха изергиль
  • Роман синоним для сочинения
  • Романовский троица рассказ текст
  • Роман эпопея как пишется
  • Роман что делать чернышевский сочинение