Роман отцы и дети сочинение вступление

Введение научно-технический прогресс всегда оценивается неоднозначно. с одной стороны, он может принести обществу пользу, с другой стороны, он может повлечь

Введение

Научно-технический прогресс всегда оценивается неоднозначно. С одной стороны, он может принести обществу пользу, с другой стороны, он может повлечь большие проблемы. Научно-технический прогресс, который оказывает огромное влияние на человечество и на весь окружающий мир, имеет как достоинства, так и недостатки.

Проблемы научно-технического прогресса остаются актуальными по сей день, они находят отражение во многих художественных произведениях отечественных и зарубежных авторов.

В.Г. Распутин «Прощание с Матерой»

В повести В.Г. Распутина «Прощание с Матерой» показано, на что готовы пойти люди ради технического прогресса и на что они обрекают себя и своих потомков.

Двигателем сюжета является то, что на месте деревни-острова Матеры собираются строить гидроэлектростанцию. С одной стороны, данное событие идет на благо общества, поскольку ГЭС будет оснащать всю страну энергией. С другой стороны, ради строительства гидроэлектростанции люди готовы затопить целую деревню. В данном факте прослеживается два негативных явления.

Во-первых, затапливая Матеру, люди уничтожат и всех представителей животного и растительного миров. Уничтожение животных, растений, насекомых и других существ не может не сказаться на экологической ситуации в стране и даже во всем мире. Если каждый человек будет уничтожать представителей природы ради достижения собственных целей, на планете будет настоящая катастрофа. В повести показано, что люди не осознают, что являются такой же частью природы, как и животные и растения, которые подвергнутся затоплению вместе с Матерой. В.Г. Распутин выражает мысль о том, что человек, уничтожая природу, приносит вред самому себе, поскольку человек и природа тесно взаимосвязаны друг с другом, так как если не будет природы, не будет и человека.

Во-вторых, представители молодого поколения не видят ничего плохого в строительстве ГЭС, некоторые из них выступают за технический прогресс. Представители молодежи рады тому, что государство, чтобы освободить Матеру от жителей, переселяет их в город, они довольны тем, что им удается переехать из деревни в город. Молодежи все равно на место, в котором прошло их детство, их не заботят чувства их пожилых родителей, бабушек и дедушек, которые болезненно воспринимают необходимость уехать из родных мест. Представители молодежи совершенно равнодушно относятся к могилам своих предков, в которых олицетворена не только память о собственных родственниках, живших раньше, но и память о прошлом в целом. В.Г. Распутин показывает, что молодое поколение ради строительства гидроэлектростанции, символизирующей в повести технический прогресс, готово отказаться от прошлого, что, несомненно, приведет общество к повторению ошибок прошлого, к настоящим катастрофам.

В повести выражается мысль о том, что с техническим прогрессом люди становятся более равнодушными к окружающим людям и даже жестокими по отношению к ним. Внук старухи Дарьи Андрей удивился просьбе бабушки перезахоронить умерших родных и близких, он вопрошал: «неужто правда, как они говорят, придется отрывать могилы и выгребать то, что осталось от покойников, похороненных давным-давно, когда еще и его не было на свете? Зачем?». Многие молодые люди сжигали свои дома, чтобы поскорее переехать в новое жилье и получить компенсацию за старое. Так, Петруха самостоятельно сжигает свой дом, который являлся «памятником деревянного зодчества», который власти обещали увести в музей.

В.Г. Распутин довольно ярко выражает собственную позицию: он находится на стороне представителей старшего поколения, которые негативно относятся к затоплению Матеры, которые до последнего остаются в деревне, не желая уезжать в город. Автор показывает, что старуха Дарья и другие пожилые жители ценят природу, с любовью относятся к тому месту, где прошла их жизнь и жизнь их предков, которых они ценят и уважают.



И.С. Тургенев «Отцы и дети»

И.С. Тургенев неслучайно делает центрального персонажа романа «Отцы и дети» студентом медицинского факультета. Это помогает автору отразить нигилизм Евгения Базарова. Чувствительность восприятия главный герой объясняет тем, что у человека «нервы распущены», «тяжелое настроение» появляется из-за того, что человек «малины переел, на солнце перегрелся». Евгений Базаров отрицательно относится к Пушкину и другим произведениям художественной литературы, считая, что книги должны приносить практическую пользу. Не веря в «таинственные отношения» между мужчиной и женщиной, Базаров воспринимает отношения как физиологическую потребность: «Мы, физиологи, знаем, какие это отношения». Главный герой оценивает женщин с точки зрения «богатого тела», которое можно отправить «хоть сейчас в анатомический театр». Евгений Базаров утверждает, что неоткуда взяться «загадочному взгляду», поскольку в анатомии глаза нет ничего загадочного. Центральный персонаж и вовсе смеется над медициной, говоря о том, что это не мешает его желанию стать доктором. И.С. Тургенев показывает, что Евгений, считая себя нигилистом, отрицает абсолютно все, даже медицину. Воспринимая себя исключительно как доктора, главный герой относится ко всем окружающим его людям как к пациентам, он стремится вылечить общество, не задумываясь над тем, что лечить нужно было себя.

Однако принадлежность Базарова к медицине и его стремление лишь к практической пользе не только ярко демонстрируют нигилизм главного героя, но и подчеркивают интерес той эпохи к естественным наукам, их развитие. Евгений Базаров собирается вскрывать тифозного мужика, чтобы попрактиковаться. Автор показывает, что он не боится заражения тифом, поскольку тогда уже знали правила вскрытия, что говорит о развивающейся медицине. Однако то, что Базаров все же порезал палец во время вскрытия тифозного мужика, то, что у уездного лекаря не было такой «необходимой вещи», как адский камень, которым можно было прижечь рану, то, что у уездного лекаря ланцеты были в не особо хорошем состоянии, говорит о том, что уровень медицины, несмотря на развитие, был еще весьма низким. Роман «Отцы и дети» заставляет задуматься над тем, что развитие медицины становится доказательством прогресса, при котором люди получают возможность лечить те болезни, которые раньше лечить не умели.

М.Е. Салтыков-Щедрин «История одного города»

В романе М.Е. Салтыкова-Щедрина «История одного города» важное место занимает образ градоначальника Дементия Варламовича Брудастого, управлявшего городом Глуповым с 1762 года. В голове градоначальника был встроен своеобразный механизм – органчик. С его помощью Брудастый мог произносить только две фразы: «Не потерплю» и «Разорю». В повествовании уделяется внимание тому, что на столе перед «градоначальниковым телом» лежала «в виде щегольского пресс-папье, совершенно пустая градоначальникова голова».

То, что у Брудастого отсутствовала голова и на ее месте находился особый сосуд с определенным механизмом, является фантастическим приемом, с помощью которого, однако, автору удалось раскрыть современные ему общественные проблемы. М.Е. Салтыков-Щедрин, на протяжении всего повествования подчеркивая собирательность образов всех градоначальников, выражает мысль о том, что глуповцами управляли люди, у которых не были ни то что разума, а даже головы. С помощью образа градоначальника с органчиком вместо головы, поднимаются проблемы тупости и ограниченности представителей власти, которые отдают свои распоряжения населению лишь для удовлетворения собственных потребностей и достижения собственных целей, даже не задумываясь о благе всего народа. Голова, как подчеркивается через образ Брудастова, не была необходимостью для правления, она была чем-то второстепенным, незначительным, ненужным. Брудастому удавалось править, используя лишь две фразы: «Не потерплю» и «Разорю». М.Е. Салтыков-Щедрин заставляет ответить на вопрос: что можно говорить обо всем народе, который подчиняется безголовому градоначальнику даже тогда, когда узнает о том, что вместо головы у него специальный механизм? В романе подчеркивается ограниченность не только градоначальников, но и глуповцев, которые терпеливо и смиренно относятся к тому, что градоначальниками используются технологии против народа.

Анализ главы «Органчик», в которой уделяется внимание образу Брудастого, и анализ всего романа «История одного города», в котором показано, что все градоначальники имеют что-то общее с Брудастым, позволяют сделать следующие выводы: не все технологии, используемые человеком, говорят об общественном прогрессе; не все технологии приносят обществу пользу, во многих случаях они приносят только вред.

Е.И. Замятин «Мы»

В романе Е.И. Замятина показано, что технический прогресс негативно воздействует на общество, поскольку с его помощью тоталитарное государство сохраняет и удерживает власть, полностью контролируя население. Удивительно, что машинами являются не изобретения, а те самые «нумера», которые схожи с человеком.

Граждане, как показывает автор, потеряли свою индивидуальность. Вынужденные отказываться от собственного «я», они становились частью того самого «мы», о котором говорится в названии романа. Примечательно, что герои названы «нумерами», у людей больше нет имен да и государству они не особо нужны. Важно лишь то, какая буква – гласная или согласная – стоит перед «нумером», поскольку она указывает на пол гражданина. Е.И. Замятин показывает, что в обществе не уделяется никакого внимания внутреннему миру человека, что самым важным стали процессы машинизации и технизации. Даже учителя в школах являются не живыми людьми, а роботами. Цифра в условиях технического прогресса становится идеалом: «Нет ничего счастливее цифр, живущих по стройным вечным законам таблицы умножения. Ни колебаний, ни заблуждений».

Центральный персонаж Д-503, от лица которого ведется повествование, является математиком, работающим над строительством космического корабля «ИНТЕГРАЛ», который считался новейшим достижением технической мысли. Влюбившийся в I-330 и оказавшийся во власти революционных идей, Д-503 оказывается в Медицинском Бюро, где психотерапевт ставит ему следующий диагноз: «У вас образовалась душа, это низменно». Здесь подчеркивается бездуховность техногенного общества, где иметь душу здоровый «нумер» не должен. Когда государство раскрывает планы революционеров, Д-503 подвергается «Великой Операции», которая подразумевает, что над «нумером» проводится психосоматическая процедура по удалению мозгового «центра фантазии». Д-503, лишившись всех прежних чувств и мыслей и становясь биологической машиной, теперь начинает выполнять свой долг, сообщая о местонахождении революционеров и их планах. Е. И. Замятин показывает, что с помощью технологий тоталитарному государству удается избавляться от своих врагов, деятельность которых может подорвать его власть. Центральный персонаж лишается любовного чувства, теперь его деятельность направлена на обеспечение безопасности государства, больше в его жизни целей нет.

В.П. Астафьев «Царь-рыба»

В повести В.П. Астафьева «Царь-рыба» все внимание уделяется взаимоотношениям Игнатьича, образ которого олицетворяет человека, и царь-рыбы, образ которой олицетворяет природу.

Игнатьичу удается захватить на крючок огромную рыбу, которая после борьбы выносит его в реку. Игнатьич хочет поймать царь-рыбу, имеющую огромный размер. Попытки выловить царь-рыбу со стороны Игнатьича становятся демонстрацией того, как человек уничтожает природу. Цели Игнатьича по отношению к царь-рыбе подчеркивают сложные и противоречивые отношения между человеком и природой. Важно, что именно Игнатьич стремится поймать рыбу, у которой в свою очередь не было даже цели причинить вред человеку.

Попытки Игнатьича выловить царь-рыбу оказываются долгими и безуспешными. Автор показывает, что сам Игнатьич оказывается в воде, имея небольшие возможности спастись. Игнатьич, как и его жертва, оказывается на грани жизни и смерти. Автор показывает, что Игнатьич и царь-рыба оказываются в равном положении.

В повести акцентируется внимание на мысли о том, что человек, ради собственных целей причиняющий вред природе, оказывает негативное воздействие и на самого себя. В произведении прослеживается тесная связь между человеком и другими формами жизни. В.П. Астафьев демонстрирует, что человек причиняет вред не только природе, но и самому себе, так как человек является не царем природы, а ее частью. Примечательно, что характеристика «царь» употребляется для раскрытия образа рыбы, а не человека. Автор выражает мысль о том, что утверждения о том, что человек является царем природы, ошибочны и несправедливы. В.П. Астафьев, показывая, что попытки Игнатьича выловить царь-рыбу оказываются неудачными, подчеркивает, что человек никогда не сможет покорить природу.

Находясь в воде, Игнатьич мучится угрызениями совести, считая, что происходящее – это наказание за его плохие поступки, он раскаивается во всех своих грехах, включая и браконьерство, которое он хотел совершить. Только тогда, когда царь-рыба уплывает от него и он ощущает, что ему даровали еще один шанс на жизнь, Игнатьич задумывается о праведной жизни. Автор показывает, что жестокое отношение к природе не может привести человека к счастью, что неравнодушное отношение к природе необходимо для благополучного существования человека рядом с природой, от которой зависит жизнь человечества.


В.М. Шукшин «Космос, нервная система и шмат сала»

В центре рассказа В.М. Шукшина «Космос, нервная система и шмат сала» находится диалог между представителем старшего поколения Наумом Евстигнеичем, и представителем младшего поколения Юркой, который учился в восьмом классе и планировал, отучившись в медицинском институте, стать хирургом.

Науму Евстигнеичу интересно слушать рассказы Юрки о том, как жили люди в прошлом, какие были сделаны открытия, однако он все равно говорит мальчику о том, что его современники как-то жили и без недавно созданных изобретений. Наум Евстигнеич негативно отзывается о «ирапланах», утверждая, что лучше доедет на телеге: «А чем плохо на телеге? Я если поехал, так знаю: худо-бедно – доеду. А ты навернесся с этого свово ираплана – костей не соберут».

На вопрос Наума Евстигнеич, зачем Гагарин и другие космонавты летают в космос, Юрка, желая пристыдить хмельного старика, спрашивает у него: «А что они, будут лучше на печке лежать?». После этого Юрка рассказывает Науму Евстигнеич, что в космос летают для того, чтобы его осваивать. Восьмиклассник, задумываясь над тем, что на других планетах тоже может быть жизнь, утверждает, что со временем люди «сядут на Луну» и «долетят до Венеры», получив возможность увидеть, если ли там жизнь, а если есть – научиться новому у соседей. Юрка, веря в научно-технический прогресс, утверждал: «А потом, когда техника разовьется, дальше полетим». Он с воодушевлением говорит о тех возможностях, которые ждут человечество: будет построен космический корабль, который долетит до Галактики, с помощью видеоприемника, настроившись на определенную волну, можно будет «своих сыновей повидать прямо с печки», перемещаться можно будет с помощью небольшого вертолета, который будет стоять на собственной крыше, с помощью развития медицины люди будут жить по 100-120 лет.

Наум Евстигнеич сомневается, что то, о чем говорит Юрка, действительно будет в реальной жизни, однако восьмиклассник уверен в том, что наука и техника будут развиваться, так как то, что могут его современники, не могли совершить предки. Юрка, говоря о том, что ученые проводят исследования, ставят опыты, проверяя их на себе, приводит в пример чуму, с которой научились бороться, в то время как раньше от нее умирали; бешенство, от которого придумали сорок уколов, благодаря которым человек не умирает, а продолжает жить; туберкулез, который можно вылечить за полгода, хотя раньше он был неизлечимой болезнью.

В.М. Шукшин выражает мысль о том, что научно-технический прогресс помогает человечеству познавать окружающий мир, расширяет возможности человека, делает его жизнь более удобной.

М.А. Булгаков «Собачье сердце»

В повести М.А. Булгакова «Собачье сердце» продемонстрировано настоящее явление научно-технического прогресса: над псом Шариком известным ученым Филиппом Филипповичем Преображенским была проведена уникальная операция по пересадке человеческого гипофиза, благодаря чему собака превратилась в человека Полиграфа Полиграфовича Шарикова.

Но, как показывает автор, Шариков не стал человеком в полном смысле этого слова. Он продолжал бросаться на кошек, лаять на них и на людей, с каждым разом наглея. Шариков видит в профессоре Преображенском своего противника, он шантажирует его, угрожая совершить на него донос. Автор демонстрирует, что можно дать собаке документы, подтверждающие его личность, но сделать из нее истинного человека невозможно. М.А. Булгаков показал, что Шариков был человеком только в физическом плане, внутренне он оставался животным. Эксперимент оказался неудачным, поскольку профессору Преображенскому удалось лишь физически перевоплотить собаку в человека, человечностью же Шарика ему наделить не удалось. Сама реальная жизнь показывает, что человека нельзя сделать, что нельзя превратить животное в человека, тем самым нарушив законы природы. В повести выражается мысль о том, что для того, чтобы быть человеком, мало иметь физическое сходство с ним, важно обладать человеческими качествами, которые формируются и развиваются в процессе социализации, рядом с другими людьми.

Показывая, что собака в результате научного эксперимента может иметь внешность человека, М.А. Булгаков демонстрирует опасность, которую несет научно-технический прогресс. Огромный научный прогресс, который совершает профессор Преображенский, на самом деле приводит к ужасным последствиям. Повесть заставляет задуматься над тем, что перед совершением какого-то научного открытия нужно предполагать, к каким негативным последствиям оно может привести и какими мерами можно воспользоваться, чтобы их предотвратить и истребить в случае совершения. Также повесть заставляет осознать, что наука постоянно развивается, но она не всесильна, она не может полностью подчинить себе природу, принося пользу только человеку, поскольку он является частью природы, а не ее хозяином. Демонстрируя, что профессор Преображенский, осознавая ошибочность своего научного эксперимента, превратил Шарикова обратно в пса, М.А. Булгаков поднимает проблему ответственности ученного за свои научные исследования.

Н.Г. Чернышевский «Что делать?»

В романе Н.Г. Чернышевского «Что делать?» важное место занимает образ мастерских Веры Павловны Розальской. Их можно назвать символом технического прогресса. Показывая, что женщины, наконец, смогли получить достойные вакансии с хорошими условиями труда, став более свободными не только от трудового, но и от семейного и брачного гнета, автор подчеркивает, что технический прогресс может приносить обществу благо. В романе показано: если раньше трудились в большинстве случаев лишь мужчины, поскольку они обладали большой физической силой, необходимой для работы, то теперь возможность трудиться получили и женщины. Н.Г. Чернышевский поднимал проблему стремления к равенству прав мужчин и женщин. Создавшая швейные мастерские Вера Павловна Розальская, которая является ярким представителем «новых людей», мировоззрение которых противопоставлено мировоззрению «старых людей», становится одной из тех, кто помогает обществу стать более цивилизованным.

Важен для раскрытия авторского замысла четвертый сон Веры Павловны Розальской, в котором представлено то «светлое и прекрасное» будущее, к которому призывает стремиться Н.Г. Чернышевский. В этом сне поднимается проблема освобождения труда, когда для производства характерно техническое машинное оснащение. Во сне отмечается, что у людей «светлого и прекрасного» быстро идет работа, поскольку «почти все делают за них машины – и жнут, и вяжут снопы, и отвозят их». Теперь задача человека заключается не в физическом труде, а в управлении машинами: «люди почти только ходят, ездят, управляют машинами». Это, как отмечает Н.Г. Чернышевский, обеспечивает не только быстроту работы, но и удобство и удовлетворение трудом. Во сне говорится о том, то «бесплодная пустыня обратилась в плодороднейшую землю», благодаря «сильным машинам», которые «возили глину, проводили каналы, устраивали орошение», в результате чего «явилась зелень, явилось и больше влаги в воздухе». Во сне подчеркивается, что люди «стали обращать на пользу себе громадное количество сил и средств, которые прежде тратили без пользы или и прямо во вред себе». Здесь выражается мысль о том, что техника может приносить вред, если неправильно пользоваться ею, если ею пользоваться с умом, то она будет приносить обществу пользу. Н. Г. Чернышевский, рисуя «светлое и прекрасное» будущее, показывает, что замена ручного труда на машинный может быть во благо.

Д.С. Лихачев «Письма о добром и прекрасном»

Д.С. Лихачев в «Письмах о добром и прекрасном» поднимал проблему влияния научно-технического прогресса на жизнь человека.

В сорок четвертом письме «Об искусстве слова и филологии» поднимается проблема постоянного развития науки. Это происходит за счет дифференциации (например, разделение филологии на лингвистику, литературоведение и другие науки) и возникновения связующих дисциплин (например, происходит «математизация» многих наук; физика и химия, сливаясь друг с другом, образуют ряд промежуточных дисциплин. Д.С. Лихачев подчеркивает, что количество наук постоянно возрастает.

В двадцать шестом письме «Учитесь учиться!» автор утверждает, что современное ему поколение вступает в «век машин и роботов», когда все вычисления, чертежи, расчеты, планирование будут делаться компьютерами, когда «физический труд возьмут на себя машины, роботы». Д.С. Лихачев призывает юных читателей учиться, поскольку «образование, знания, профессиональные навыки будут играть определяющую роль в судьбе человека». Автор утверждает, что в изменяющемся обществе невозможно будет работать и приносить пользу без знаний, которые в свою очередь постоянно растут и усложняются. В письме выражается мысль о том, что человек должен быть не просто человеком, а «человеком науки, человеком нравственно отвечающим» за машины, которые не обладают «нравственной ответственностью».

В сорок первом письме «Память культуры» поднимается проблема негативного воздействия технического прогресса на культурную сферу. Здесь говорится о том, что техника «служит иногда в большей мере умерщвлению культуры, чем продлению жизни культуры». Автор утверждает: если бульдозеры, экскаваторы, строительные краны будут управляться «бездумными, неосведомленными» людьми, они могут нанести вред тем памятникам культуры, которые уже служат людям, и тем явлениям культуры, которые еще не были открыты. Бывает такое, что градостроители и реставраторы уничтожают и разрушают культурные памятники, «запас» которых, как отмечает Д.С. Лихачев, не только ограничен, но и «истощается со все прогрессирующей скоростью».

С.А. Есенин «Сорокоуст»

В поэме С.А. Есенина «Сорокоуст» показаны произошедшие в обществе изменения: из-за создания и популяризации машиностроения люди за «кожу и мясо» коней, которые раньше ценились и береглись, теперь покупают паровоз. Автором продемонстрирован технический прогресс, который становится причиной конфликта между уходящей патриархальной деревней и новым «железным» городом. Через метафоричный образ жеребенка, который скачет за железным поездом, пытаясь его догнать, показана победа поезда с «железным брюхом» и «лапами чугунными». Лирический герой задается вопросом: неужели «красногривый жеребенок» с «тонкими ногами» не знает, что «живых коней победила стальная конница»? Используя прием контраста и выражая мысль о том, что жеребенок никогда не сможет догнать поезд, С.А. Есенин демонстрирует, что «конь стальной победил коня живого».

В поэме «Сорокоуст» довольно ярко выражена авторская позиция. Поэт находится на стороне живого, «милого» и «смешного» «красногривого» жеребенка с «тонкими ногами», который олицетворяет природу и деревенскую жизнь, которую так ценил С.А. Есенин. Совершенно другие характеристики даются автором поезду: он имеет «железное брюхо» и «лапы чугунные», он «тянет к глоткам равнин пятерню», он «пятой громоздкой чащи ломит». Лирический герой называет поезд «страшным вестником» и «скверным гостем». Автор подчеркивает свое негативное отношение к происходящим изменениям, на что указывают также следующие строки: «Трубит, трубит погибельный рог!»; «Никуда вам не скрыться от гибели, // Никуда не уйти от врага». Лирический герой отрицательно относится к «электрическому восходу» и «стальной лихорадке». В поэме выражается мысль о том, что развитие бесчувственной техники, которую автор называет «врагом», ведет человечество к гибели. Лирический герой убежден: «Наша песня с тобой не сживется». Он задается вопросом, не зная, как на него ответить: «Как же быть, как же быть теперь нам // На измызганных ляжках дорог?».

Р. Брэдбери «451 градус по Фаренгейту»

Местом действия в романе Р. Брэдбери «451 градус по Фаренгейту» становится мир, наполненный различными техническими изобретениями, которые направлены на то, чтобы полностью подчинить население, контролируя его через наблюдение, и сохранить и укрепить в своих руках власть.

С помощью технического прогресса власть получает возможность наблюдать за жизнью людей. В повествовании важное место занимают «телевизионные стены», с помощью которых государство управляет разумом граждан. Именно это оборудование помогает властям транслировать погоню полицейских за центральным персонажем Гаем Монтэгом, которого обвинили в преступлении за то, что он сохранял и хранил у себя дома книги, которые должен был уничтожать, являясь пожарным. Автор показывает, что телекоммуникации помогают государству не только выявить противников, но и продемонстрировать другим гражданам, что идти против государства губительно.

Милдред, жена центрального персонажа Гая Монтэга, находится под полным контролем «телевизионных стен», «говорящей гостиной» и «ракушки», которые и являются всем миром героини. Милдред даже не общается со своим мужем, все ее существование связано с техническими оборудованиями. Автор демонстрирует, что реальность заменяется многими людьми телевизионными иллюзиями. У них нет собственной жизни, они привыкли наблюдать за жизнью на экранах. Погружаясь в телевизионный мир, люди теряют связь с реальной действительностью и руководствуются мнимыми ценностями. В словах профессора Фабера выражена авторская позиция относительно губительной силы технологий: «Кто вырвет вас из цепких когтей, которые захватывают вас в плен, когда вы включаете телевизорную гостиную? Она мнет вас, как глину и формирует вас по своему желанию. Это тоже «среда», такая же реальная, как мир. Она становится истиной…».

Р. Брэдбери показывает, как технический прогресс меняет жизнь людей, их ценности и духовные составляющие. Существование большинства людей стало потребительским, в обществе нет понимания того, что такое любовь, семья, дружба. Жертвы технического прогресса не знают, что такое свобода, ту несвободу, которая у них есть, они считают нормой. Технологии приходят на смену книгам, которые, противореча тоталитарному государству, запрещаются им и уничтожаются, что подчеркивает существующую бездуховность и отсутствие культурных ценностей.


Д. Киз «Цветы для Элджернона»

В романе Д. Киза «Цветы для Элджернона» показано, что наука дошла до такого уровня развития, что докторам Штраусу и Немуру удалось провести научный эксперимент, в ходе которого были повышены умственные способности центрального персонажа Чарли Гордона, который с рождения был умственно отсталым человеком. Первоначальные результаты научного эксперимента действительно поражают: с каждым днем Чарли Гордон становился умнее. Теперь он имел возможность жить обычностью жизнью, которой он был лишен. Лишь в тридцатидвухлетнем возрасте главный герой мог понимать окружающую действительность и общаться с другими людьми как с равными. Д. Киз показывает, что Чарли Гордон благодаря оперативному вмешательству получил те возможности, которые всю его жизнь были скрыты от него.

Однако в романе выражается мысль о том, что проекты научно-технического прогресса могут принести человечеству не только пользу, но и вред. Докторам Штраусу и Немуру удается повысить интеллектуальные способности Чарли Гордона, но то, что они повышаются с каждым днем, становится для центрального персонажа настоящим несчастьем. Он вновь теряет возможность общаться с окружающими его людьми, но если раньше он не дотягивал до умственного развития других, то теперь остальные люди казались Чарли Гордону глупцами. Ставшему гением главному герою было сложно найти общий язык с людьми со средними умственными способностями. Из-за этого, а также из-за того, что Чарли Гордон понимал психологию людей, он не мог стать счастливым, так как окружающая действительность была слишком несовершенной, что не могло не беспокоить главного героя. В романе описаны внутренние переживания главного героя, который вспомнил, как все детство стремился стать умным, чтобы мать гордилась им, чтобы она никогда не попрекала его и не злилась на него.

Еще больший вред научный эксперимент принес для Чарли Гордона, когда тот резко начал терять появившиеся в результате операции умственные способности. Как центральный персонаж быстро стал гением, так же быстро он вернулся в прежнее состояние. Автор показывает, что научный эксперимент сначала дал человеку шанс на обычную жизнь, а затем отобрал его. Пытающиеся бороться с самой природой Чарли Гордона доктора Штраус и Немур не смогли одержать победу, только причинив подопытному внутренние терзания во время эксперимента.

Вывод

Таким образом, научно-технический прогресс имеет как ряд «плюсов», связанных с удобством для человечества, так и ряд «минусов», с которыми связаны риски человечества столкнуться с серьезнейшими экологическими и нравственными проблемами.





Дополнительные материалы по направлению «Цивилизация и технологии – спасение, вызов или трагедия?»:

  • Примеры сочинений по направлению «Цивилизация и технологии – спасение, вызов или трагедия?»




  • (615 слов) Иван Сергеевич Тургенев — один из выдающихся русских писателей девятнадцатого века. В своих произведениях Тургенев поднимал важные политические и общественные проблемы. Иван Тургенев придерживался позиции либералов. Он поддерживал тех, кто всем сердцем ненавидел крепостное право. В своих произведениях писатель всячески стремился разобраться во всех изменениях, происходящих в его родной стране, а также понять, каковы закономерности и последствия этих изменений. Так, целая историческая эпоха великой и могучей России изображена в знаменитом романе Ивана Сергеевича Тургенева «Отцы и дети». Смысл названия романа, в первую очередь, указывает на вечный конфликт между поколениями. Это и есть основная проблема романа. Но она вовсе не единственная, поэтому очень интересно разобраться в многообразии вопросов, поставленных автором.

    Начнем с основной проблемы — противостояния эпох. «Отцы» — это олицетворение поколения, живущего мыслями прошлого, а «дети» представляют собой демократически настроенную молодёжь, которая считает своим основным предназначением уничтожить консервативные мысли и старые устои. Таким образом, Тургенев в своём романе показал борьбу двух мировоззрений: представителей старого поколения — консервативно настроенную дворянскую интеллигенцию — и представителей нового поколения — революционно-демократическую интеллигенцию без наследных привилегий. Проблема «отцов и детей» в произведении — это не только проблема семейных отношений. В первую очередь, это разногласия новых и старых взглядов, от которых зависит дальнейшее существование страны. 

    Проблема нигилизма тоже является одной из главных в книге. Писатель в романе позволяет проследить читателю, как появляется новый тип человека, чем он отличается от старого типа. Представителям нового поколения присущи прогрессивные идеи, решительные и твёрдые взгляды и убеждения. Ведь они призваны разрушить старое. Ярким представителем нового прогрессивного поколения является Евгений Базаров. Он — «нигилист», отрицающий старые порядки. Антиподом Евгения Базарова является Павел Кирсанов. Это потомственный дворянин, типичный приверженец старого уклада жизни. Свой смысл жизни этот персонаж видит в следовании патриархальным законам. Евгений Базаров, приехав погостить к приятелю в его родовое гнездо, оказывается чужим в окружающей его обстановке. Ведь в произведении он является единственным настоящим представителем «нового» поколения. Нельзя увидеть в романе героя вместе с его товарищами и единомышленниками. На протяжении всего произведения Базаров пребывает во враждебной ему обстановке. Это говорит о том, что убеждения Евгения чужды большинству и самой России. Именно это он признал сам перед смертью в прощальной исповеди Анне Одинцовой.

    Одна из главных мыслей «Отцов и детей» состоит в том, что у каждого есть право выбора, что важнее: просто наблюдать за происходящим и бездействовать или всеми силами бороться за новое, прогрессивное и светлое будущее. В своём произведении Тургенев остро поставил проблему нравственного выбора. Евгений не прав, но он хотя бы стремится сделать свою страну лучше, в отличие от многих консерваторов вроде Анны, которых волнует лишь собственный комфорт.

    Проблема преемственности поколений — еще один важный вопрос, поставленный писателем. По мнению Тургенева, прошлое отрицать категорически нельзя. Ведь благодаря прошлому опыту строится будущее. Автор настаивает на необходимости преемственности поколений. Автор оставляет Евгения, отрицающего эту необходимость, несчастным и одиноким, так как он отрёкся от опыта предков. В то же время Тургенев в романе призывает осознанно воспринимать все перемены и не отрекаться от будущего. Павел Кирсанов представляет собой другую крайность — человека, который не принимал изменения и противился новому. Его финал тоже незавиден: он оказывается в одиночестве и дистанцируется от семьи брата, чтобы не мешать его счастью.

    Также Иван Тургенев в романе «Отцы и дети» не оставил без внимания и проблему вечных человеческих ценностей. Писателя всегда интересовали и волновали такие незаменимых категории, как: дружба, любовь, отношение к природе, к стране, великое искусство. Тургенев любил в своих произведениях проверять человека великими чувствами. Однако не все его герои оказались способными пройти данную проверку.  Примером этого может служить Евгений Базаров, который сломался под натиском чувства. 

    Можно утверждать, что известный роман Ивана Сергеевича Тургенева «Отцы и дети» имеет поучительную и воспитательную цель. Но в произведении Тургенев не высказывает своего мнения, а лишь подталкивает читателя к правильному и осознанному решению. В многообразии поставленных проблем каждый из нас должен разобраться сам и найти свою сторону.

    Автор: Виктория Комарова

    (719 слов) Иван Сергеевич Тургенев был известным русским писателем-реалистом. За свой творческий путь Тургенев создал много интересных произведений. Безусловно, известнейшим является роман «Отцы и дети«. Работу над его созданием автор завершил в 1861 году. Известно, что на протяжении длительного времени Тургенев работал в журнале «Современник». Зачастую у писателя возникали разногласия с критиком Добролюбовым, который исповедовал нигилистические идеи. Их споры отразились в романе. В своем произведении автор показал идейные столкновения, которые могут произойти между представителями разных поколений и сословий. Особое место в произведении «Отцы и дети» занимает конфликт Евгения Базарова и Павла Кирсанова. Рассмотрим поподробнее, в чем он заключался. 

    В своем произведении Иван Сергеевич отразил кардинальные изменения в общественной жизни страны той эпохи. Автор продемонстрировал столкновение поколений, которые представляют собой два разных лагеря — революционно настроенных демократов и более умеренных либералов. Писатель неспроста дал произведению такое название, ведь центральное место в романе занимает вечная тема «отцов и детей». Часто конфликт возникает из-за столкновения взглядов старшего и младшего поколения. Правда, в книге Тургенева конфликт более масштабный: разница у героев не только в возрасте, но в социальном положении. Базаров — разночинец, человек бедный и привыкший к труду. Кирсанов — дворянин, человек обеспеченный и живущий в праздности.

    Конфликтующими сторонами являются Евгений Васильевич Базаров и Павел Петрович Кирсанов. В образе Базарова автор воплотил разночинца, который добился всего собственными усилиями. По своей натуре Евгений является очень гордым, самоуверенным и интеллектуально развитым человеком. Он учился на медицинском факультете и мечтал стать врачом. Его очень интересовало развитие науки. Поэтому он любил проводить различные эксперименты. Базаров является нигилистом, отрицающим общепринятые нормы. Читатель замечает, насколько отличается отношение персонажа к искусству, любви и природе от отношения к этим ценностям обычного человека того времени. Евгений Базаров, умный и насмешливый, не отличается особой разговорчивостью, часто герой бывает резким и холодным. Эти качества он проявляет даже в семье. Все эти особенности характера героя лишь обострили конфликт.

    В образе Павла Кирсанова автор изобразил аристократа, который в прошлом был «светским львом». Перед читателем предстаёт приверженец консервативных взглядов и идей. Кирсанов не желает признавать новых порядков. Он настолько погряз в условностях своего сословия, что не допускает брака брата и дочери экономки. Обычно Павел вежлив, однако он может быть вспыльчивым, если встречает то, что противоречит его убеждениям. Он упрям, горд, высокомерен, категоричен. Но к семье добр: помогает брату деньгами и любит племянника как сына. 

    Таким образом, Базаров и Кирсанов являются совершенно разными людьми. По этой причине у героев постоянно возникают споры и конфликты. Неоднократно Евгений и Павел заводили беседу, однако каждый раз их разговор заходил в тупик. Дело в том, что Павел Кирсанов является человеком принципиальным, и он очень уважает в людях это качество. А вот Евгений Базаров отрицает все принципы и не признаёт никакого авторитета. 

    Протест Базарова старому миру, сторонником которого является Павел Кирсанов, выражается даже в его внешности: красные рабочие руки, небрежный балахон, равнодушие к внешнему облику. Протест ощущается в каждом слове Базарова. В связи с этим Павел Кирсанов чувствует к Евгению лишь антипатию с самого начала, что уже заметно во время их первой встречи. 

    Особенно выраженной является словесная дуэль между представителем «отцов» и представителем новых порядков в десятой главе произведения.
    Евгений Базаров, который абсолютно убеждён в собственной правоте, ведёт себя очень спокойно. Можно заметить, как нехотя персонаж отвечает на вопросы Павла Кирсанова. Приверженец старых традиций вызывает Базарова на спор, возмущаясь каждым его высказыванием. Очень очевидным является расхождение героев в нравственных, общественно-политических и философских взглядах. Для Евгения не существует дружбы, родственные отношения для него представляют собой лишь привычку, а любовь — физиологию, искусство — ненужный романтизм. 

    Порядочный химик в двадцать раз полезнее всякого поэта.

    По мнению главного героя, разговоры об искусстве не имеют никакого смысла. Персонаж не желает замечать красот природы, заявляя лишь о её практическом смысле. Евгений, ничего не строя, пытается все разрушить. Именно в этом и заключается его слабость. 

    А для Павла Кирсанова важны такие понятия, как поэзия, музыка, любовь, семья, патриотизм. Аристократ воспевает традиции обычного народа, герой восхищается его патриархальностью и религиозностью. Отношение Евгения к простому человеку является скептическим. Он отмечает порочность народа и его суеверное видение религии.

    Писатель ни с кем из героев не соглашается, а это значит, что из конфликта никто не выходит победителем. Тургенев заявляет о силе личности Евгения Базарова, он с уважением относится к герою. Можно утверждать, что Базаров является человеком дела, а Кирсанов — человеком слова, и время Павла Петровича уже ушло. По мнению Ивана Сергеевича, молодое поколение способно указать правильное направление развития страны, но для этого ему необходимо начать не с разрушения, а с созидания.

    Автор: Виктория Комарова

    Многомудрый Литрекон призывает читателей к отзывчивости и доброте. Чтобы логически обосновать свой призыв, он написал итоговое сочинение на тему: Чем опасно равнодушие? Аргументы он взял из книг «На дне», «Отцы и дети», «Гроза», «Герой нашего времени», «Евгений Онегин», «Ионыч».

    Вариант 1

    (510 слов) Мы часто слышим, что равнодушие опасно, но не понимаем, почему так? А дело в том, что в безразличие к чувствам и мыслям окружающих приводит к разрушению межличностных отношений. Более того, покинутый человек, осознавший свою ненужность, отчаивается и совершают фатальные ошибки. Не получив поддержки вовремя, люди уходят туда, откуда нет возврата. Такие примеры часто встречаются как в жизни, так и в литературе.

    Рассмотрим ситуацию из пьесы А.Н. Островского «Гроза». Катерина вышла замуж за нелюбимого человека и оказалась в среде, где было принято грубое обращение. Свекровь заедала поедом, упрекала и всячески унижала невестку, а безвольный муж никак не защищал жену.  Он был безразличен ко всему, кроме своего личного комфорта, и не раз винил в скандалах всех домочадцев, кроме себя любимого. Никто не смел перечить несправедливой хозяйке дома — Марфе Игнатьевне. Только Катерина пыталась защитить свое достоинство. Горькое одиночество толкнуло ее в объятия Бориса, племянника купца Дикого. Но и ему было все равно, что ждет Катерину после часа любви. Героиня призналась в адюльтере родственникам, ведь надеялась, что Борис возьмет на себя ответственность за их будущее. Но он испугался этого бремени и оттолкнул возлюбленную. Катерина осталась совершенно одна, и никому не было дела до ее чувств. Кабаниха не давала ей житья, заставляла сына избивать девушку, все окружающие осуждали не измену, а прямодушие «предательницы». Тихон опять проявил лишь равнодушие, ведь его сочувствие удивительно мирно уживалось с побоями и упреками в адрес супруги. Не выдержав всеобщего безучастия, героиня утопилась. Но и тогда Тихон обвинил во всем не себя, а маму. Равнодушие героев к судьбе человека было опасно, ведь привело к трагическим последствиям: Катерина потеряла веру в жизнь и пошла на самоубийство, так и не получив поддержки.

    Не менее убедительный пример мы находим в пьесе М. Горького «На дне». В ночлежке царит атмосфера взаимной вражды и ненависти. Грубые реплики раздаются отовсюду, и никто не протягивает никому руку помощи. Подвал на Китай-городе напоминает ведро с крабами, где каждая особь цепко держит другую, и в результате никто не может вырваться со дна. Так происходит и с Актером — бывшим артистом, который спился, потерял способность запоминать тексты ролей и оказался на улице. Несмотря на безысходность своего положения, герой все еще таит в сердце надежду на благоприятный исход. Поэтому он прислушался к речам доброго странника Луки. Герой рассказал о бесплатной лечебнице для пьяниц, где всех лечат бесплатно. Актер всерьез увлекся этой идеей, он даже бросил пить на некоторое время, чтобы подготовиться к пути. Но соседи Актера грубо высмеяли его намерения. После ухода Луки Сатин разуверил Актера и разрушил все его надежды. Ему было все равно, как герой воспримет такой удар. Константин лишь хотел самовыразиться и произнести речь. Но после такого открытия Актер больше не смог жить. Он повесился. И даже тогда Сатин лишь укоризненно заметил: «Эх… испортил песню, дурак!». Равнодушие к судьбе ближнего обернулось трагическими последствиями — гибелью человека, так и не дождавшегося поддержки.

    Таким образом, равнодушие таит в себе большую угрозу для людей — оно разрушает связи между нами. Из-за безразличия никто никому не помогает, никто никого не поддерживает. Находясь в одиночестве, в атмосфере непонимания, человек принимает страшные решения, которые никак не обратить вспять. И в этом виновато все его окружение.

    Вариант 2

    (430 слов) Говоря об опасности равнодушия, мы часто рассматриваем лишь одну сторону — ту, что не получила сочувствие в нужный момент. Однако безразличие несет в себе угрозу и для того, кто его проявляет. Оно умерщвляет душу, лишает возможности испытывать серьезные чувства. Подобными примерами богата отечественная литература, отражающая все движения человеческой души.

    Вспомним роман М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени». Григорий Печорин был равнодушен ко всем, даже к себе. Он охотно шел на верную смерть и играл с судьбой, потому что ничего не связывало его с жизнью. Он не хотел заводить семью и друзей, быстро остывал к избранницам, не ценил искреннюю привязанность. Он был бесконечно далек от людей. Эту его особенность особенно наглядно демонстрирует автор в главе «Бэла». Григорий был пленен красотой Бэлы, дочери влиятельного горца. Чтобы удовлетворить свое желание, он выкрал героиню, подкупив ее брата. Этим поступком он опозорил и саму Бэлу, и ее семью. Он же разозлил разбойника Казбича и натравил его на Азамата. Но ни о чем этом Григорий не подумал. Его волновали только собственные прихоти. Они же не позволили ему долго наслаждаться триумфом: как только гордая княжна полюбила его, он забыл о своих чувствах. Ему приелось это приключение. На теплоту он отвечал холодностью и сделал девушку несчастной. Безразличие ко всему вновь овладело им и обрекло его на бессмысленную жизнь, наполненную тоской. Он погиб в цвете лет, так и не изведав любви, дружбы, семейной близости. Равнодушие стало причиной его одиночества и неприкаянности.

    Похожий пример описал И.С. Тургенев в романе «Отцы и дети». Анна Одинцова напоминает читателю Снежную королеву: она прекрасна, богата, но холодна и одинока. У нее нет чувств и желаний, идеалов и целей, ведь все, к чему она стремится, это личный комфорт. Овдовев и разбогатев, она стала лишь одной из мраморных статуй в своем саду. Ко всему равнодушная, всем пресыщенная, героиня изображает эмоции и дразнит главного героя произведения — Евгения Базарова. Она заводит с ним разговоры о любви и счастье, часто проводит время в его обществе. Она и сама не понимает, зачем. Видимо, ее сердце пытается согреться за счет чужого огня. Базаров не выдерживает накала страсти и признается Анне в любви. Она же не может ответить на такие чувства. Героиня попросту боится их и отступает. Безразличие вновь вступает в свои права и порождает тоску, затапливающую Анну Одинцову. Вся ее жизнь проходит без смысла, без цели, без эмоций. Равнодушие лишает ее семьи, детей и настоящего счастья наедине с любимым мужчиной. 

    Таким образом, безразличие опасно, прежде всего, для того, кто его проявляет. Оно делает жизнь человека тусклой и бесцельной. Его ничего не волнует и не интересует всерьез, поэтому ему всегда скучно. Равнодушие ко всему и всем обрекает его на одиночество и хандру.

    Вариант 3

    (438 слов) Размышляя о том, чем опасно равнодушие, люди часто упускают из виду его главное следствие — эмоциональную атрофию. Человек, одержимый безразличием, не способен на проявление искреннего чувства, а значит, у него отсутствуют стимулы к развитию и духовному росту. Все эти явления подмечены и описаны литераторами, которые во все времена старались излечить современников от равнодушия.

    Например, А.С. Пушкин в романе в стихах «Евгений Онегин» описал трагическую судьбу человека, который оказался «лишним» из-за своего равнодушия ко всему и всем. Евгений имел все возможности для полноценной реализации: был богат, неглуп, молод, красив. Но он весь свой потенциал пустил по ветру, так ничем и не заинтересовавшись всерьез. Тоска одолевала его, праздность мучила, но он ничего не мог с собой поделать: где бы он ни был, что бы ни делал, ему надоедало все. Защищая «постылую свободу», он отказался от брака с прекрасной девушкой, которая могла бы стать для него идеальной супругой (по его же собственному признанию). Но Онегин отверг Татьяну и свое личное счастье, ведь безразличие всегда очень быстро сменяло его кратковременное увлечение. Из-за своего непостоянства и апатии Евгений так ничего и не добился в жизни, ведь для успеха и самореализации человеку необходимы идеалы, мечты, сильные чувства. Если их нет, то люди впустую растрачивают годы, которые могли бы посвятить достижениям. Равнодушие ко всему делает личность беспомощной, не реализованной, «лишней». Безразличие поглотило Онегина и лишило его всего: любви, призвания, личного счастья.

    Аналогичный пример описал А.П. Чехов в рассказе «Ионыч». В полости Дмитрий Старцев воспринимал жизнь с горящими глазами: у него были идеалы, грезы, цели. Он хотел стать высококлассным специалистом в медицине и помогать людям. Также он был нацелен на брак с достойной девушкой. Однако со временем волны разочарования и апатии затопили его. В маленьком городке не было расширенной и интересной практики, не было достойного его общества, не было культурных развлечений и каких бы ни было перспектив. Понравившаяся барышня отвергла Дмитрия, так как не видела смысла в замужестве. Постепенно Старцев, лишенный веры в лучшее будущее, мрачнел и смирялся и судьбой. Его охватило постыдное равнодушие к работе и личной жизни. Он принял такой исход, ведь ему, в сущности, стал безразличен он сам. Дмитрий стал трудиться только ради денег, спустя рукава и без энтузиазма. Он так и остался холост и одинок. Герой обрюзг, превратился в грубого и пошлого мещанина. Теперь люди звали его фамильярно «Ионыч», ведь он был таким же, как и они, равнодушным ко всему обывателем. Безразличие ко всему стало причиной деградации и эмоциональной импотенции Дмитрия.

    Таким образом, человек, которому ни до чего нет дела, обречен на бессмысленное прозябание в мире, который ему не интересен. Безразличие убивает его эмоции и гасит последнюю надежду на позитивные перемены и белые полосы. Равнодушие — опасный яд для души.

    Ðàññìîòðèì âàðèàíò ðåøåíèÿ çàäàíèÿ èç ó÷åáíèêà Ãîëüöîâà, Øàìøèí 11 êëàññ, Ðóññêîå ñëîâî:

    Âàðèàíò 4

    Ïðî÷èòàéòå îòðûâîê èç ñòàòüè ëèòåðàòóðíîãî êðèòèêà è ïóáëèöèñòà Ä.È. Ïèñàðåâà «Áàçàðîâ» (î ðîìàíå È.Ñ. Òóðãåíåâà «Îòöû è äåòè») è âûïîëíèòå çàäàíèÿ ê òåêñòó.

    (1) Èçó÷èâ õàðàêòåð Áàçàðîâà, âäóìàâøèñü â åãî ýëåìåíòû è â óñëîâèÿ ðàçâèòèÿ, Òóðãåíåâ âèäèò, ÷òî äëÿ íåãî íåò íè äåÿòåëüíîñòè, íè ñ÷àñòüÿ. (2) Îí æèâ¸ò áîáûë¸ì, è óìð¸ò áîáûë¸ì, è ïðèòîì áåñïîëåçíûì áîáûë¸ì, óìð¸ò êàê áîãàòûðü, êîòîðîìó íåãäå ïîâåðíóòüñÿ, íå÷åì äûøàòü, íåêóäà äåâàòü èñïîëèíñêîé ñèëû, íåêîãî ïîëþáèòü êðåïêîþ ëþáîâüþ. (3) À íåçà÷åì åìó æèòü, òàê íàäî ïîñìîòðåòü, êàê îí áóäåò óìèðàòü. (4) Âåñü èíòåðåñ, âåñü ñìûñë ðîìàíà çàêëþ÷àåòñÿ â ñìåðòè Áàçàðîâà. (5) Åñëè áû îí ñòðóñèë, åñëè áû îí èçìåíèë ñåáå, — âåñü õàðàêòåð åãî îñâåòèëñÿ áû èíà÷å: ÿâèëñÿ áû ïóñòîé õâàñòóí, îò êîòîðîãî íåëüçÿ îæèäàòü â ñëó÷àå öóæäû íè ñòîéêîñòè, íè ðåøèìîñòè; âåñü ðîìàí îêàçàëñÿ áû êëåâåòîþ íà ìîëîäîå ïîêîëåíèå, íåçàñëóæåííûì óêîðîì; ýòèì ðîìàíîì Òóðãåíåâ ñêàçàë áû: âîò ïîñìîòðèòå, ìîëîäûå ëþäè, âîò ñëó÷àé: óìíåéøèé èç âàñ — è òîò íèêóäà íå ãîäèòñÿ!

    (6) Íî ó Òóðãåíåâà, êàê ó ÷åñòíîãî ÷åëîâåêà è èñêðåííåãî õóäîæíèêà, ÿçûê íå ïîâåðíóëñÿ ïðîèçíåñòè òåïåðü òàêóþ ïå÷àëüíóþ ëîæü. (7) Áàçàðîâ íå îïëîøàë, è ñìûñë ðîìàíà âûøåë òàêîé: òåïåðåøíèå ìîëîäûå ëþäè óâëåêàþòñÿ è âïàäàþò â êðàéíîñòè, íî â ñàìûõ óâëå÷åíèÿõ ñêàçûâàþòñÿ ñâåæàÿ ñèëà è íåïîäêóïíûé óì; ýòà ñèëà è ýòîò óì áåç âñÿêèõ ïîñòîðîííèõ ïîñîáèé è âëèÿíèé âûâåäóò ìîëîäûõ ëþäåé íà ïðÿìóþ äîðîãó è ïîääåðæàò èõ â æèçíè. (8) Êòî ïðî÷¸ë â ðîìàíå Òóðãåíåâà ýòó ïðåêðàñíóþ ìûñëü, òîò íå ìîæåò íå èçúÿâèòü åìó ãëóáîêîé è ãîðÿ÷åé ïðèçíàòåëüíîñòè êàê âåëèêîìó õóäîæíèêó è ÷åñòíîìó ãðàæäàíèíó Ðîññèè.

    1. Ïðî÷èòàéòå ñëîâàðíóþ ñòàòüþ. Îïðåäåëèòå, â êàêîì çíà÷åíèè óïîòðåáëåíî ñëîâî ñìûñë â ïðåäëîæåíèè 4.

    ÑÌÛÑË, -à, ì.

    1. Ñîäåðæàíèå, ñóùíîñòü, ñóòü, çíà÷åíèå ÷åãî-ëèáî. Ïîíÿòü ñìûñë ïðîèñõîäÿùåãî. Ñìûñë ñëîâà, âûñêàçûâàíèÿ.

    2. Öåëü, ðàçóìíîå îñíîâàíèå ÷åãî-íèáóäü.  ýòîì ïîñòóïêå íåò ñìûñëà. Æèçíü ïîëó÷èëà íîâûé ñìûñë.

    3.  íåêîòîðûõ ñî÷åòàíèÿõ: ðàçóì, ðàçóìíîñòü. Çäðàâûé ñìûñë. Äåéñòâîâàòü ñî ñìûñëîì. Íåò ñìûñëà (íå âèæó ñìûñëà) â òàêîì ðåøåíèè.

    2. Óêàæèòå â òåêñòå èíäèâèäóàëüíî-àâòîðñêèå ÷åðòû ÿçûêà Ä.È. Ïèñàðåâà-ïóáëèöèñòà (îáîñíóéòå îòâåò):

    à) ðàçíîñòèëåâàÿ ëåêñèêà

    á) ïîëåìè÷åñêîå ïðåóâåëè÷åíèå

    â)ñðàâíåíèå

    ã) àíòèòåçà

    ä) ýëåìåíòû ðàçãîâîðíîãî ñèíòàêñèñà

    3. Âûïèøèòå èç ïðåäëîæåíèÿ 1 ñëîâî, â êîòîðîì áóêâ íà äâå áîëüøå, ÷åì îáîçíà÷àåìûõ èìè çâóêîâ. Âûïîëíèòå ôîíåòè÷åñêèé ðàçáîð ýòîãî ñëîâà.

    4. Âûïèøèòå èç ïðåäëîæåíèÿ 3 ñëîâî ñ ÷åðåäóþùèìèñÿ ãëàñíûìè â êîðíå. Îáîçíà÷üòå îðôîãðàììó.

    5. Âûïîëíèòå ìîðôåìíûé ðàçáîð ñëîâà âëèÿíèé.

    6. Íàéäèòå â ïðåäëîæåíèè 4 ñëîâî, â êîòîðîì âûäåëÿþòñÿ êîðåíü, ïðèñòàâêà, ñóôôèêñ, ïîñòôèêñ, îêîí÷àíèå, è âûïîëíèòå åãî ñëîâîîáðàçîâàòåëüíûé ðàçáîð.

    7. Â ñëîâå ëîæü ïèøåòñÿ ü, òàê êàê ýòî:

    à) ãëàãîë â ôîðìå 2-ãî ë. åä. ÷., îêàí÷èâàþùèéñÿ íà øèïÿùèé ñîãëàñíûé

    á) íàðå÷èå, îêàí÷èâàþùååñÿ íà øèïÿùèé ñîãëàñíûé

    â) èìÿ ñóùåñòâèòåëüíîå æ. ð., 3-ãî ñêë., îêàí÷èâàþùååñÿ íà øèïÿùèé ñîãëàñíûé

    ã) èìÿ ñóùåñòâèòåëüíîå æ.ð., 1-ãî ñêë.

    ä) èìÿ ñóùåñòâèòåëüíîå ì.ð. â ôîðìå åä.÷., èì.ï.

    8. Âûïèøèòå èç òåêñòà ïðèëàãàòåëüíîå â ôîðìå ïðåâîñõîäíîé ñòåïåíè è âûïîëíèòå åãî ìîðôîëîãè÷åñêèé ðàçáîð.

    9. Íàéäèòå â ïðåäëîæåíèÿõ 5-7 óêàçàòåëüíóþ ÷àñòèöó è âûïîëíèòå å¸ ìîðôîëîãè÷åñêèé ðàçáîð.

    10. Âûïîëíèòå ñèíòàêñè÷åñêèé ðàçáîð ñëîâîñî÷åòàíèÿ îñâåòèëñÿ áû èíà÷å.

    11. Âûïèøèòå ñêàçóåìîå èç ãëàâíîãî ïðåäëîæåíèÿ â ñîñòàâå ñëîæíîãî ïðåäëîæåíèÿ 7 è îïðåäåëèòå åãî òèï.

    12. Âûïèøèòå ìíîãî÷ëåííîå ñëîæíîå ïðåäëîæåíèå ñ âåäóùåé ñî÷èíèòåëüíîé ñâÿçüþ è ñîñòàâüòå åãî ñõåìó (âåðòèêàëüíóþ, ãîðèçîíòàëüíóþ).

    13. Îïðåäåëèòå ñðåäñòâà ñâÿçè ïðåäëîæåíèÿ 6 ñ ïðåäëîæåíèåì 5:

    à) ëåêñè÷åñêèé ïîâòîð

    á) óêàçàòåëüíîå ìåñòîèìåíèå

    â) ñîþç

    ã) ñèíòàêñè÷åñêèé ïàðàëëåëèçì

    ä) àíòîíèìû

    å) ïðèòÿæàòåëüíîå ìåñòîèìåíèå

    æ) ñèíîíèìè÷åñêàÿ çàìåíà

    ç) åäèíñòâî ôîðì ãëàãîëîâ-ñêàçóåìûõ

    14. Êàêîå âûñêàçûâàíèå ïðîòèâîðå÷èò ñîäåðæàíèþ òåêñòà?

    À. Ýòèì ðîìàíîì Òóðãåíåâ ñêàçàë: âîò ïîñìîòðèòå, ìîëîäûå ëþäè, âîò ñëó÷àé: óìíåéøèé èç âàñ — è òîò íèêóäà íå ãîäèòñÿ!

    Á. Èçó÷èâ õàðàêòåð Áàçàðîâà, âäóìàâøèñü â åãî ýëåìåíòû è â óñëîâèÿ ðàçâèòèÿ, Òóðãåíåâ âèäèò, ÷òî äëÿ íåãî íåò íè äåÿòåëüíîñòè, íè ñ÷àñòüÿ.

    Â. Âåñü èíòåðåñ, âåñü ñìûñë ðîìàíà çàêëþ÷àåòñÿ â ñìåðòè Áàçàðîâà.

    Ã. Áàçàðîâ íå îïëîøàë, è ñìûñë ðîìàíà âûøåë òàêîé: òåïåðåøíèå ìîëîäûå ëþäè óâëåêàþòñÿ è âïàäàþò â êðàéíîñòè, íî â ñàìûõ óâëå÷åíèÿõ ñêàçûâàþòñÿ ñâåæàÿ ñèëà è íåïîäêóïíûé óì.

    Ä. Êòî ïðî÷¸ë â ðîìàíå Òóðãåíåâà ýòó ïðåêðàñíóþ ìûñëü, òîò íå ìîæåò íå èçúÿâèòü åìó ãëóáîêîé è ãîðÿ÷åé ïðèçíàòåëüíîñòè.

    15. Âûïèøèòå íîìåðà ïðåäëîæåíèé, êîòîðûå âõîäÿò â ñîñòàâ ÷àñòåé ýòîãî òåêñòà-ðàññóæäåíèÿ:

    à) âñòóïëåíèå

    á) òåçèñ

    â) äîêàçàòåëüñòâà (àðãóìåíòû)

    ã) âûâîä

    16.  ÷¸ì, ïî ìíåíèþ àâòîðà, ñìûñë ðîìàíà È.Ñ. Òóðãåíåâà? Ïî÷åìó îí ñ÷èòàåò ñìåðòü Áàçàðîâà ïîäâèãîì? Ñ êåì ñïîðèë â ýòîé ñòàòüå Ä.È. Ïèñàðåâ, êîìó âîçðàæàë? Ñîãëàñíû ëè âû ñ àâòîðñêîé ïîçèöèåé? Àðãóìåíòèðóéòå ñâî¸ ìíåíèå â íåáîëüøîì ñî÷èíåíèè.

    Ñòàòüÿ Ä.È. Ïèñàðåâà, ïîñâÿùåííàÿ ðîìàíó «Îòöû è äåòè», áûëà íàïèñàíà â 1862 ãîäó â æóðíàëå «Ñîâðåìåííèê». Äàííàÿ ñòàòüÿ ïîñëóæèëà îòïðàâíîé òî÷êîé ñïîðîâ î ðîëè Áàçàðîâà è åãî çíà÷åíèè äëÿ îáùåñòâà êîíöà 19 âåêà.

    Äî âûõîäà äàííîé ñòàòüè êàê ñðåäè êðèòèêîâ, òàê è ñðåäè ÷èòàòåëåé ñëîæèëîñü íåãàòèâíîå îòíîøåíèå ê Áàçàðîâó. Åãî âîñïðèíèìàëè êàê êàðèêàòóðó íà äåìîêðàòè÷åñêè íàñòðîåííóþ ìîëîäåæü (Ì. À Àíòîíîâè÷), ñ÷èòàëè çëûì è îòðèöàòåëüíûì ÷åëîâåêîì, ðóãàëè Òóðãåíåâà çà ñëèøêîì áîëüøîå ïðåóâåëè÷åíèå åãî äîñòîèíñòâ (Ì.Í. Êàòêîâ).

    Ïèñàðåâ æå ãîâîðèë î òîì, ÷òî Áàçàðîâ — ýòî òèïè÷íûé ãåðîé ñâîåãî âðåìåíè. Îí îòðèöàåò âñ¸, ÷òî «íåëüçÿ ïîòðîãàòü ðóêàìè». Åãî ïðèâëåêàþò òîëüêî ôèçè÷åñêèå, ìàòåðèàëüíûå âåùè. Îí ñèë¸í íðàâñòâåííî, íî íå ìîðàëüíî.

    Àâòîð íàçûâàåò òàêîå ïîâåäåíèå «áàçàðîâùèíîé» è ñ÷èòàåò, ÷òî òàêèå ëþäè âñåãäà ïîÿâëÿþòñÿ íà ñëîìå ýïîõ. Èõ îñíîâíàÿ ðîëü — ðàñ÷èñòèòü ïî÷âó äëÿ áóäóùèõ íîâøåñòâ è îáùåñòâåííûõ ïðåîáðàçîâàíèé. Ïèñàðåâ ïðåäñòàâëÿåò Áàçàðîâà êàê ðåâîëþöèîíåðà.

     ëþáâè Áàçàðîâ íå ìîæåò íàéòè îòâåòîâ íà ñâîè âîïðîñû. Îíà íå ïðèíîñèò åìó ñ÷àñòüÿ. Âåðîÿòíî, òàê ïðîèçîøëî ïîòîìó, ÷òî Áàçàðîâ â ëþáâè òîæå æä¸ò ïîä÷èíåíèÿ, à ýòî íåâîçìîæíî, ïîñêîëüêó ïîëþáèòü îí ñïîñîáåí òîëüêî ðàâíóþ ñåáå æåíùèíó.

    Ïèñàðåâ îòíîñèò Áàçàðîâà ê ò.í. «ëèøíèì ëþäÿì». Îäíàêî, óìèðàÿ, Áàçàðîâ îñîçíà¸ò, ÷òî ôèçè÷åñêàÿ è íàó÷íàÿ ñîñòàâëÿþùàÿ æèçíè — äàëåêî íå âñÿ å¸ ñóòü. Ñóùåñòâóþò âåùè íå ìåíåå ñèëüíûå è íåîáõîäèìûå â æèçíè. Êàê ìíå êàæåòñÿ, ïîäâèãîì çäåñü ïðåäñòà¸ò òî, ÷òî Áàçàðîâ ñóìåë ïðèíÿòü è óâèäåòü èíóþ æèçíü, êîòîðóþ îí äî ýòîãî îòðèöàë.

    Îäíàêî ïðèçíàòü ñìåðòü Áàçàðîâà ïîäâèãîì, ñîãëàñíî àâòîðó ñòàòüè Ïèñàðåâó, ÿ ñ÷èòàþ íå ñîâñåì âåðíûì. Òóðãåíåâ ñîçäàë â ðîìàíå îáðàç ðåâîëþöèîíåðà. Îäíàêî äàëüøå íå çíàë, ÷òî ñ íèì äåëàòü. Èìåííî ïîýòîìó Áàçàðîâ è óìèðàåò, òàê è íå ïðèñòóïèâ ê îñóùåñòâëåíèþ äåÿòåëüíîñòè, íàïðàâëåííîé íà ïðåîáðàçîâàíèå îáùåñòâà.

    *Öèòèðèðîâàíèå çàäàíèÿ ñî ññûëêîé íà ó÷åáíèê ïðîèçâîäèòñÿ èñêëþ÷èòåëüíî â ó÷åáíûõ öåëÿõ äëÿ ëó÷øåãî ïîíèìàíèÿ ðàçáîðà ðåøåíèÿ çàäàíèÿ.

  • Роман или раман как пишется
  • Роман дубровский сочинение на тему владимир дубровский и маша троекурова
  • Роман дубровский сочинение до 11 главы
  • Роман и а гончарова обломов контрольное сочинение
  • Роман мы итоговое сочинение