Роман и а гончарова обломов контрольное сочинение

Мы поможем в написании ваших работ! знаете ли вы? темы сочинений по творчествуи.а.гончарова 1. в чм смысл жизни обломова? 2.
infopediasu

Zdam


edugr3

Мы поможем в написании ваших работ!

ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Темы сочинений

по творчествуИ.А.Гончарова

1. В чём смысл жизни Обломова?

2. «Обломовщина» как явление русской жизни.

3. Ольга Ильинская и её роль в судьбе Обломова.

4. Обломов и Штольц (по роману И. А. Гончарова «Обломов»).

5. Что такое «обломовшина»? (по роману И. А. Гончарова «Обломов»).

6. Почему Обломов лежит на диване? (по роману И. А. Гончарова «Обломов»).

Двадцать первое декабря

Сочинение-рассуждение

Почему Обломов лежит на диване? (по роману И. А. Гончарова «Обломов»)

ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ

ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОГО ИЗУЧЕНИЯ

Цель занятия: совершенствовать умение делать выводы и обобщения на основе работы с одним или с несколькими источниками информации.

Задачи:

провести анализ противоречивых оценок литературных критиков романа «Обломов»;

сопоставлять оценки критиков со своим восприятием романа;

строить ответ на вопрос о художественном произведении с опорой на теоретико-литературные знания.

Прогнозируемые результаты:

обучающиеся анализируют противоречивые оценки литературных критиков романа «Обломов»;

сопоставляют оценки критиков со своим восприятием романа;

строят ответ на вопрос о художественном произведении с опорой на теоретико-литературные знания;

делают выводы и обобщения на основе работы с одним или с несколькими источниками информации.

Основное содержание занятия

Предварительно вы уже познакомились с критическими статьями о романе «Обломов»:

— Н.А. Добролюбов. «Что такое обломовщина?»;

— А.В. Дружинин. «“Обломов”». Роман И.А.Гончарова»;

— Д.И. Писарев «Обломов».

image002

В русской журнальной критике роман И. А. Гончарова «Обломов» был  осмыслен по-разному. В первую очередь эта оценка касалась образа главного героя. В мае 1859 г., вслед за романом И. А. Гончарова «Обломов» в «Современнике» появляется статья Н. А. Добролюбова «Что такое обломовщина?», « Роман И.А. Гончарова “ Обломов ” » – критическая статья русского публициста и литературного критика Дмитрия Ивановича Писарева, написана и впервые опубликована в 1859 году в № 10 журнала «Рассвет», а в декабре увидела свет статья А. В. Дружинина «“Обломов”. Роман И.А.Гончарова». Характерны названия статей. Название дружининской статьи просто повторяет название книги. Это вообще свойственно Дружинину-критику. Он никогда и нигде не даёт статьям своих названий, все они лишь подчёркнуто объективно следуют за названием предмета анализа: «“Письма об Испании” В. П. Боткинa», «“Сочинения” В. Г. Белинского» и т. д.

Добролюбов же уже в названиях своих статей выявляет их главное содержание, даёт идейный импульс, направляет читательскую мысль: «Тёмное царство», «Что такое обломовщина?».

Однако если Дружинин как бы следует за романом Гончарова уже в названии, то и Добролюбов, по сути, делает то же, выявляет нечто, заложенное в самом романе, а не навязанное ему извне: как известно, слово, «обломовщина» создаёт Гончаров и использует его шестнадцать раз! Более того, сам Гончаров колебался в выборе названия: «Обломов» или «Обломовщина». Дружинин, в сущности, пишет статью «Что такое Обломов?», Добролюбов — «Что такое обломовщина?». И оба они опираются на роман.

Сопоставительный анализ критических оценок романа «Обломов». Критики о романе «Обломов» и творчестве И. А. Гончарова

Н.А. Добролюбов. «Что такое обломовщина?»;

А.В. Дружинин. «“Обломов”. Роман И.А.Гончарова»;

Д.И. Писарев. «Роман И.А. Гончарова “Обломов”» .

Задание

1. Как определяют литературные критики специфику проблематики романа?

2. Как трактуется в статьях образ Обломова?

3. В чём суть разногласий Н. А. Добролюбова, Д. И. Писарева и А.В.Дружинина в оценке романа «Обломов»?

4. Согласны ли вы с Добролюбовым в оценке романа?

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Познакомившись с критическими статьями Н.А. Добролюбова, А.В.Дружинина и Д.И. Писарева о романе И.А. Гончарова «Обломов», мы можем сопоставить эти точки зрения на роман, сделать вывод о том, что литературные критики высоко оценивали талант Гончарова как художника, мастера слова, отметили полноту повествования, изящность и нравственность.

Интересно, что  критики поначалу берутся определить художественную манеру писателя и видят её в предельно объективном изображении, по сути, повторяя Белинского, который более чем за двадцать лет до этого усмотрел в художественности как таковой отличительную особенность Гончарова — писателя. Критики, проявив большое художественное чутьё, точно определили художественную суть и дарования Гончарова вообще, и его романа в частности. Но, начав с одинаковой вроде бы оценки, затем во многом разошлись. И здесь вступала в действие общественная позиция критиков, которая и заставила их писать не столько по-разному, сколько о разном.

Необходимо отметить, что статья Н.А. Добролюбова «Что такое обломовщина?» носит не только литературоведческий характер, но и общественно-политический. Писарев Д.И. выступает только как литературный критик, глубоко анализируя характеры главных героев.

Темы сочинений

по творчествуИ.А.Гончарова

1. В чём смысл жизни Обломова?

2. «Обломовщина» как явление русской жизни.

3. Ольга Ильинская и её роль в судьбе Обломова.

4. Обломов и Штольц (по роману И. А. Гончарова «Обломов»).

5. Что такое «обломовшина»? (по роману И. А. Гончарова «Обломов»).

6. Почему Обломов лежит на диване? (по роману И. А. Гончарова «Обломов»).

Двадцать первое декабря

Сочинение-рассуждение

Почему Обломов лежит на диване? (по роману И. А. Гончарова «Обломов»)

ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ

ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОГО ИЗУЧЕНИЯ

Цель занятия: совершенствовать умение делать выводы и обобщения на основе работы с одним или с несколькими источниками информации.

Задачи:

провести анализ противоречивых оценок литературных критиков романа «Обломов»;

сопоставлять оценки критиков со своим восприятием романа;

строить ответ на вопрос о художественном произведении с опорой на теоретико-литературные знания.

Прогнозируемые результаты:

обучающиеся анализируют противоречивые оценки литературных критиков романа «Обломов»;

сопоставляют оценки критиков со своим восприятием романа;

строят ответ на вопрос о художественном произведении с опорой на теоретико-литературные знания;

делают выводы и обобщения на основе работы с одним или с несколькими источниками информации.

Основное содержание занятия

Предварительно вы уже познакомились с критическими статьями о романе «Обломов»:

— Н.А. Добролюбов. «Что такое обломовщина?»;

— А.В. Дружинин. «“Обломов”». Роман И.А.Гончарова»;

— Д.И. Писарев «Обломов».

image002

В русской журнальной критике роман И. А. Гончарова «Обломов» был  осмыслен по-разному. В первую очередь эта оценка касалась образа главного героя. В мае 1859 г., вслед за романом И. А. Гончарова «Обломов» в «Современнике» появляется статья Н. А. Добролюбова «Что такое обломовщина?», « Роман И.А. Гончарова “ Обломов ” » – критическая статья русского публициста и литературного критика Дмитрия Ивановича Писарева, написана и впервые опубликована в 1859 году в № 10 журнала «Рассвет», а в декабре увидела свет статья А. В. Дружинина «“Обломов”. Роман И.А.Гончарова». Характерны названия статей. Название дружининской статьи просто повторяет название книги. Это вообще свойственно Дружинину-критику. Он никогда и нигде не даёт статьям своих названий, все они лишь подчёркнуто объективно следуют за названием предмета анализа: «“Письма об Испании” В. П. Боткинa», «“Сочинения” В. Г. Белинского» и т. д.

Добролюбов же уже в названиях своих статей выявляет их главное содержание, даёт идейный импульс, направляет читательскую мысль: «Тёмное царство», «Что такое обломовщина?».

Однако если Дружинин как бы следует за романом Гончарова уже в названии, то и Добролюбов, по сути, делает то же, выявляет нечто, заложенное в самом романе, а не навязанное ему извне: как известно, слово, «обломовщина» создаёт Гончаров и использует его шестнадцать раз! Более того, сам Гончаров колебался в выборе названия: «Обломов» или «Обломовщина». Дружинин, в сущности, пишет статью «Что такое Обломов?», Добролюбов — «Что такое обломовщина?». И оба они опираются на роман.

Роман «Обломов» в оценке А. В. Дружинина.

 «Автор “Обломова”, — писал Дружинин, — есть художник чистый и независимый, художник по призванию и по целости того, что им сделано». Подобно этому и Добролюбов увидел тайну успеха романа «непосредственно в силе художественного таланта автора», который не даёт и, по-видимому, не хочет дать никаких выводов. «Жизнь, им изображаемая, служит для него не средством, к отвлечённой философии, а прямою целью сама по себе». «Гончаров является перед нами, прежде всего, художником… объективное творчество его не смущается никакими предубеждениями и заданными идеями, не поддаётся никаким исключительным симпатиям. Оно спокойно, трезво, бесстрастно», — пишет Добролюбов.

Дружинин рассмотрел обломовщину как явление, «корни которого романист крепко сцепил с почвой народной жизни и поэзии». «Обломов и обломовщина: эти слова недаром облетели всю Россию и сделались словами, навсегда укоренившимися в нашей речи. Они разъяснили нам целый круг явлений; современного нам общества, они поставили перед нами целый мир идей, образов и подробностей, ещё недавно нами не вполне сознанных, являвшихся нам как будто в тумане», — пишет Дружинин. Критик пишет о великом мастерстве Гончарова, который так полно и так глубоко рассмотрел «обломовщину» не только в её негативных чертах, но и грустных, смешных и милых. «Теперь над обломовщиной можно смеяться, но смех этот полон чистой любви и честных слёз; о её жертвах можно жалеть, но такое сожаление будет поэтическим и светлым, ни для кого не унизительным, но для многих высоким и мудрым сожалением».

«…Нежная, любящая натура Обломова вся озаряется через любовь — и может ли быть иначе, с чистою, детски ласковой русской душою, от которой даже её леность отгоняла растление с искушающими помыслами. Илья Ильич высказался вполне через любовь свою, и Ольга, зоркая девушка, не осталась слепа перед теми сокровищами, что перед ней открылись…»

  • Сочинения
  • По литературе
  • Гончаров
  • По роману Гончарова Обломов

Гончаров И. А. создал не много произведений, и одним из лучших считается «Обломов». Роман вышел в издательство в 1859 году. В этом произведении можно отыскать ответы на многочисленные вопросы, так как автор описал практически все области жизни человека. В своей работе Гончаров показал существование общества своего времени. Писатель очень ярко продемонстрировал процесс дегенерации дворянского общества. После публикации романа его полюбили не сразу и не многие. Возможно, автор специально применил прием, в котором отсутствует интрига, действия, происходят затянуто и нудно, это касается первой части романа, что бы читатель понял, как может быть жизнь однообразной и бесцельной даже у хорошего человека.

Приступив к чтению произведения, читатель заостряет интерес на художественное описание интерьера и портретные характеристики героев, которые вместе дополняют друг друга. С первых строк произведения видно изображение комнаты Обломова дополняет его личный портрет. Отсюда перед нами и встает образ главного героя. Обломов Илья Ильич мужчина когда – то живший разумной жизнью, тревожившийся собой и всем что его окружало, предстает перед читателем никчемным лежебокой не способным даже управлять своими слугами. Детализируя все моменты Гончаров, делает свой роман более колоритным и красочным. Но не только это преследует автор в своем произведении. Таким образом, Гончаров специально затягивает действие первой части, которая в реальности происходит всего лишь один день, но складывается впечатление, что он ни когда не кончится. Так и в жизни Обломова дни, которые ни когда не заканчиваются, цепочка монотонных событий и действий, одно бледнее другого.

Итак, кто же этот Обломов? Главный персонаж произведения Гончарова Обломов Илья Ильич. Мужчина в тридцати двух – трех годах жизни, не очень высокий, достаточно симпатичный, проживающим в Петербурге. Образ героя представленного автором скорее удивляет, чем кажется противным и мерзким. Но это только первые впечатления от знакомства с героем. Далее как читатель близится к завершению романа Илья Ильич становится совершенно иным человеком. Он уважает не всех людей из высшего общества. По его мнению, многих из них из — за их образа жизни можно и за людей не считать. Отличающая мягкость характера Обломова делает его моральный мир идеальным. Таким как он, с его взглядами на жизнь, надо руководить государством, осуществлять всевозможные преобразования, а не покоиться на диване. Но герой поступил по-своему, так как не в состоянии найти в себе силы воплотить в жизнь свои мысли и мечты. Самой ужасное в портрете Обломова то, что он сам понимает свою обреченность.

Итак, знакомство с произведением Гончарова вызывает у читателей разнообразные эмоции касательно главного персонажа произведения. Через весь роман Обломов предстает и как лентяй и как философ, что бесспорно поднимает его в глазах читателей. В образе Обломова можно рассматривать многих людей. Многие только думают, но совсем не торопятся, что-то изменить.

Вариант 2

Для начала стоит напомнить год, в котором написание романа было завершено – 1859. В это время у государственного руля стоял уже Александр II. Будучи образованным и деятельным человеком, он прекрасно понимал ошибки правления своего отца Николая I, приведшие к следующим последствиям: разгул коррупции и бюрократизма, застой в экономике, жестокое подавление либеральных устремлений.

Заняв трон, Александр и ряд государственных деятелей приступили к реорганизации российского общества: готовились законы о местном самоуправлении, отмена крепостного права, ряд мер, направленных на развитие торговли.

Наконец, предприимчивые люди получили государственную поддержку для реализации своих проектов. Новый образ жизни не всем пришелся по душе. В особенности, тем самым «закоренелым» дворянам, которые считали беззаботный образ жизни своей привилегией. Не барское это дело – бегать, суетиться, зарабатывать. Их раздражало ускорившееся течение жизни.

Именно таким барином в несколько утрированном виде, предстает перед нами главный протагонист романа Илья Обломов. Живет он в городе, но ведет типичный провинциальный поместный образ жизни. Он не способен ни к какому систематическому труду и главное его занятие заключается в лежании на диване. Друг Обломова по имени Штольц — полная противоположность главного героя: он деятелен, занимается многими торговыми делами.

Еще в детстве они были соседями, но какие разные они были. Если Штольц рос в строгости, с ранних лет учился противостоять трудностям жизни, то Обломова же холили и лелеяли, не давая проявить свое мужское начало. Результат, как можно заметить, оказался виден в их взрослом возрасте.

Разные стили воспитания, разные люди впоследствии.

Навязанный родителями праздный образ жизни так укрепился в Обломове, что даже сильное чувство любви не способно заставить его действовать иначе. Эта заложенная программа «Обломовщины» неизменна, с ней же он и умирает. Эта невозможность измениться терзает как читателя, так и самого главного героя. В этом и состоит трагедия произведения.

Так называемая «Обломовщина» системное явление, которое возможно преодолеть лишь в следующем поколении.

Как уже было отмечено, произведение было написано в 1859 году, за два года до отмены крепостного права. После 1861 года дворянству, так или иначе, пришлось бы сбрасывать ярмо застойной поместной жизни и включиться в активную торговую и хозяйственную жизнь, поскольку оно лишалось дешевой рабочей силы.

Обломова же действительно жаль. Он стал заложником системы, взрастившей его. Сам по себе он был человеком высоких моральных принципов. Если бы ему удалось соединить деятельность и его положительные душевные качества, то ему бы не было цены в либеральной России 60-х годов XIX века.

Сочинение на тему «Образ Обломова в романе Гончарова»

Роман «Обломов» создавался И.А. Гончаровым в переходный момент истории. Содержание данного произведения намного глубже, чем многие привыкли считать. Главный герой не просто лентяй и лежебока. В образе Обломова писатель воплотил целое явление эпохи, которое получило название обломовщины.

В романе встречается два типа людей. К первому относятся дельцы, люди нового времени, которые отлично себя чувствуют в условиях разрушения дворянских гнёзд. Таким человеком показан Штольц – лучший друг Обломова, который добивается всего своими силами, ни на кого не надеясь. Противостоят этому лагерю герои, которых наступающая эпоха сломила, которые не нашли в себе сил приспособиться к новой жизни и тихо угасают. Таким является Обломов.

Образ Обломова ярко передаёт дворянина старых порядков. Он привык жить за чужой счёт, не умеет делать что-либо своими руками. Он не может работать, но требует прислуживать ему. Обломову стоило только пересмотреть взгляды на жизнь, дать своим стремлениям к труду материальное воплощение, и жизнь бы наладилась. Но он не хочет расставаться со старыми порядками: отказывается от государственной службы, помыкает таким же ленивым Захаром, мечтает о покое.

Более всего Обломов грезит о родительской деревне Обломовке, которая видится ему настоящим раем на земле. Он снова хочет очутиться в том времени, когда слуги ходили за ним по пятам, оберегая буквально от всего. В Обломовке нет никаких тревог, её обитатели преданы лености и умиротворению. Высшее удовольствие в их жизни – вкусно поесть и сладко поспать. Именно такой образ жизни и представляется Обломову единственно правильным. Поэтому его душа после недолгой встряски Ольгой стремится снова к покою и обретает его в доме Агафьи Пшеницыной, когда они вдвоём погружаются в мир спокойствия.

Таким образом, в образе Ильи Обломова автор воплотил главную проблему современного ему русского общества – недееспособность дворян в новых условиях жизни. Нежелание и неспособность работать, несамостоятельность, глупость и необразованность высшего слоя общества – всё это находит своё отражение в таком явлении, как обломовщина.

Вместе со статьёй «Сочинение на тему «Образ Обломова в романе Гончарова» читают:

Сочинение на тему «Штольц и Обломов»

Популярные страницы

Сочинение «Как я провёл зимние каникулы?»

Мои зимние каникулы прошли очень интересно и весело, мне просто некогда было скучать! Когда зимние каникулы только начались, мне казалось, Читать далее…

Сочинение на тему «Будущее России»

Некоторые люди считают, что у нашей страны нет будущего. Я с ними категорически не согласен! Я оптимист, поэтому верю в Читать далее…

Сочинение на тему: Образ Петербурга в романе «Преступление и наказание» (кратко)

Петербург – город, воспетый поэтами и писателями разных лет. У него много лиц и имен, его называют «Северной Венецией», «Городом Читать далее…

Сочинение на тему: Образ Евгения Онегина (9 класс)

В этом романе описывается богатый дворянин из Петербурга времен XIX века. Во время прочтения возникает мысль, словно автор описал в Читать далее…

Сочинение по литературе на тему «Жилин и Дина»

В произведении Л.Н. Толстого «Кавказский пленник» на фоне разворачивающейся войны прослеживается тема истинной дружбы, для которой нет ограничений ни по Читать далее…

Сочинение «Почему люди не понимают друг друга?»

Существует множество разных причин, почему люди не понимают друг друга. У каждого человека свой характер и свои взгляды на жизнь. Читать далее…

Сочинение по произведению Обломов

Описывая главного персонажа в своем одноименном романе, Гончаров утверждает, что лежание для Обломова было нормальным и обычным состоянием.

Как же так, почему физически здоровый и сравнительно адекватный мужчина все время лежит? Лежание — образ жизни главного персонажа шокирует читателей. Как можно все время лежать и предаваться мечтам, ничего при этом, не делая, многим из нас непонятно.

Но Обломову комфортно и привычно в подобном инертном состоянии, потому что этот барин чрезвычайно ленив. Он и пальцем не пошевельнет, чтобы хоть что-то изменить или улучшить в своей жизни. Ему лень это делать, ведь гораздо проще мечтать, а повседневные обязанности скинуть на слуг, как скидывают с руки тесную перчатку. Лежать и мечтать — вот что «не тесно» для Обломова. Главный герой романа патологически ленив, и предпочитает не напрягаться. Виною этому тот факт, что он барин.

Обломов барин, у которого есть все для сносной жизни. Ему не нужно трудиться и думать о хлебе насущном. Он даже гордится тем, что никогда в жизни не работал. Иногда он мечтает о том, что все могло быть бы гораздо лучше, о богатстве и развитии своего поместья, но дальше рассуждений и мечтаний в своих стремлениях не заходит. Поэтому все остается, как и всегда, без изменений. И ему нравится размеренное рутинное существование. Ленивый барин даже против того, чтобы ездить в гости, настолько он закостенел в своей привычке лежать лёжмя.

Барин Илья Ильич не стар, и совсем не немощен. Это мужчина, которому от роду чуть более тридцати лет, в самом соку. Корни его инертности идут из детства, когда он, вместе с молоком маменьки, впитал основы бытия Обломовки. Матери удалось убедить его в том, что он барин, поэтому не должен напрягаться, ведь для работы есть слуги.

Однако наш герой не настолько глуп, чтобы не пытаться анализировать события свой жизни и особенности своего характера. Но этот процесс настолько утомляет его ленивый ум, что доморощенный «аналитик» засыпает прямо посреди процесса самоанализа. Обломова утомляет любое полезное занятие, даже чтение.

Создавая такой апатичный персонаж, каким является главный герой романа, Гончаров высмеивал тенденции к «обломовщине» у своих современников. Многие господа в ту пору жили, подобно Обломову. Писатель собрал в персонаже Ильи Ильича все недостатки барина того времени, и ненавязчиво и умело высмеял их. Однако Гончаров наделил своего героя добрым сердцем. Обломов никому за все время повествования не причинят вреда, но и не делает ничего хорошего — он вообще старается ничего не делать.

Темы сочинений по роману И.А. Гончарова «Обломов»

Вариант 1. Дайте ответ, опираясь на текст произведения. Был ли Обломов счастлив перед смертью?

Вариант 2. Дайте ответ, опираясь на текст произведения и критические статьи. Что такое обломовщина?

Вариант 3. Дайте ответ, опираясь на текст произведения. Зачем Штольцу была нужна дружба с Обломовым?

Вариант 4. Дайте ответ, опираясь на текст произведения. Какова авторская позиция в отношении Обломова?

Вариант 5. Дайте ответ, опираясь на текст произведения. Как сложилась судьба всех окружающих после смерти Обломова? Какой символический смысл заложен в этих описаниях?

Вариант 6. Дайте ответ, опираясь на текст произведения. Раскройте особенность образа Ольги Ильинской для русской литературы.

Вариант 7. Дайте ответ, опираясь на текст произведения и критические статьи. Подход какого критика относительно личности Обломова вы поддерживаете? Почему?

Вариант 8. Дайте ответ, опираясь на текст произведения. Как Штольц относился к обломовщине и Обломовке? Почему он сам не заразился обломовщиной?

Вариант 9. Дайте ответ, опираясь на текст произведения. Почему Ольга чувствовала свою вину перед Штольцем, который собирался сделать ей предложение? И почему Штольц не сердился на Ольгу после её признания?

Вариант 10. Дайте ответ, опираясь на текст произведения. В чём заключён философский и политический смыслы романа?

Вариант 11. Дайте ответ, опираясь на текст произведения. Почему из двух типов любви Обломов делает выбор в пользу того, что представлен в романе Агафьей Пшеницыной?

Вариант 12. Дайте ответ, опираясь на текст произведения. Раскройте роль художественной детали в романе И.А. Гончарова «Обломов».

Вариант 13. Дайте ответ, опираясь на текст произведения. Раскройте значение главы «Сон Обломова» для всего романа.

Вариант 14. Дайте ответ, опираясь на текст произведения. Раскройте символику заглавия романа.

Вариант 15. Дайте ответ, опираясь на текст произведения. Как отзываются об Обломове все герои романа?

Вариант 16. Дайте ответ, опираясь на текст произведения. Актуальна ли проблематика романа «Обломов» сегодня?

Вариант 17. Дайте ответ, опираясь на текст произведения. Какова идея романа И.А. Гончарова «Обломов»?

Вариант 18. Дайте ответ, опираясь на текст произведения. Составьте развёрнутую характеристику образа Захара.

Вариант 19. Дайте ответ, опираясь на текст произведения. Какой тип любви представлен в подробном описании брачной жизни Обломова и Штольца? Каковы их взаимоотношения? Счастливы ли они?

Вариант 20. Дайте ответ, опираясь на текст произведения. Совпадает ли символическое и фактическое время смерти Обломова? От чего он умирает на самом деле?

Вариант 21. Дайте ответ, опираясь на текст произведения. Гончаров и Обломов – тождественны ли эти личности в романе?

Вариант 4

Гончаров в своем произведении старался показать всю суть, всю подоплеку некой черты характера, называемой в народе «обломовщина». И нужно сказать это ему удалось олицетворить в главном герое.

Эти качества мы наблюдаем в каждом из нас, мы тоже немножечко Обломовы. Мы часто ленимся, пытаемся убежать от обыденных, повседневных забот и проблем. Порой бросаем начатые дела, едва начав их, бросая на полпути.

Оправдания этому, конечно же, нет, но мы стараемся его найти, сваливая ответственность на кого то другого, а тем временем ищем себе любую защиту и аргумент того или иного деяния. Но все же тем, ни менее осуждаем себя, полностью раскаиваясь, и сетуя на нелегкую жизнь и судьбу. Кроме того делаем вид, что сделали все что от нас зависело.

И никто здесь невиноват, так уж сложилось.

Но! Просто необходимо задуматься всем и каждому над своими поступками, над своим поведением. Делать добро и хорошие дела, чужими руками нельзя. И стараться не развивать в себе эти отрицательные качества.

И вбивать если хотите, в головы нашим детям, что так жить не стоит. Поскольку ни к чему хорошему это не приведет.

Понять и распознать во время в себе эти качества, дано не каждому. Необходимо приложить максимум усилий, сделать порой возможное и невозможное, чтобы достичь своей определенной цели.

Именно все это и старался довести до сознания людей автор. Чтобы люди сами осознали и переосмыслили всю суть данного вопроса, и сделали соответствующие выводы.

Наверняка, именно по этой причине роман «Обломов» введен в школьную программу, когда ученики могут понять и отвечать за свои действия, понять и взвесить все за и против, решив и определить для себя важные и жизненные вопросы и приоритеты для себя.

Нравится ли вам, отрицательные черты этого характера, хотя сам по себе, Обломов не плохой уж таки человек. Зла то он никому ни желает. Ведя философские беседы интеллигентного человека.

Жизнь Обломова с первого момента кажется заманчивой, но прозябать всю жизнь в этом образе, по крайней мере, бессмысленно, напрасно и бесполезно как для себя, так и для общества. Как вы считаете?

Согласитесь, самым уникальным в произведении считается то, что этот роман является актуальным, и по сей день. И был таковым в любые времена и в любой стране.

Перед тем, как была проведена значимая для России реформа 1861, после которой крестьяне наконец-то получили свободу, в обществе изменились настроения относительно критики крепостного права. Писатели стали говорить о том, насколько пагубно это явление влияет на человека. Акцент сместился в сторону изображения губительных последствий крепостного права для дворян, потерявших интерес к жизни. В 1859 году, перед той самой реформой, в свет вышел роман «Обломов» И.А. Гончарова. Писатель получил множество похвал за это произведение. По мнению Добролюбова, в Обломове воплощен образ «знамения времени». Выдающийся критик согласился с автором романа, что обломовщина – это реальное и губительное явление в российском обществе.

Образ Обломова получился весьма неоднозначным, поэтому и привлекательным. Различные грани его характера вызывают одновременно и осуждение, и сочувствие. Добролюбов, который с осуждением относился к обломовщине, заметил, что в каждом человеке есть немалая часть Обломова.

Любая река имеет свой исток, есть он и у нашего героя. Для Обломова это – Обломовка, своеобразный обломок рая на земле, необыкновенный мир, где жизнь ощущается «как идеал покоя и бездействия», а труд является наказанием. Источником счастья и удовлетворения в этом мире становится неведение о том, что происходит вокруг. Всепоглощающий сон, который во многом подобен смерти, является символом Обломовки. Все предки Обломова прожили свою жизнь в этом «сонном царстве», и самого Илью Ильича ждала такая судьба.

Юный Илюша рос, словно тепличное растение. Его холили и лелеяли все вокруг. Няня рассказывала Илюше необыкновенные сказки о волшебной стране, где никто не трудится. Там текут реки молока и живут добрые парни и девушки. Ему не позволялось ничего делать, и лишь когда все засыпали, мальчик убегал из дома и мечтал о подвигах, как и положено мальчишкам. Он был словно Илья Муромец, который тридцать лет и три года провел на печи. Ему предстояло встать и распрямиться, но этому не суждено было произойти.

Илья Ильич учился в Петербурге, после учебы желал продвинуться по карьерной лестнице. Но случайная ошибка не позволила продолжить карьерный рост, и Обломов покинул службу. Тогда он создал в своём сознании идеал жизни – несколько изменённый, осовремененный вариант Обломовки. Однако годы шли, но он не сделал ни одного шага на пути к цели, ведь для этого надо было приложить усилия, а труд Обломов воспринимал как синоним скуки.

Обломову неплохо удавалась роль в обществе, однако вскоре и это ему надоело. Надоело Илье Ильичу и ежедневное надевание фрака и даже бритье. Так он пришел к своему знаменитому образу: лежащему на диване барину, одетому в просторный восточный халат. Обломов не способен долго концентрировать внимание на чем-либо: ему очень быстро надоедали хозяйственные дела и чтение книг. Во всем этом он находил запутанный архив мертвых дел, которые мешают человеку. При этом Обломов постоянно мечтал об идеальной жизни, где не было место суете.

У Ильи Ильича был друг детства Штольц, который пытался вывести его из этого состояния, постоянно опекая. Жизнь в Петербурге Обломову не нравилась, так как она была наполнена постоянной суетой. Общество воспринималось как игра страстишек, за которыми не видно было человека. Все казались ему мертвецами, которые притворялись людьми: в них не было и сердца, ни ума, а только готовность совершить подлость ради своей выгоды. Разве Обломов виноват более, чем они? Ведь он всего-навсего лежит на диване и не причиняет никому вреда? Люди вокруг суетятся лишь для того, чтобы в будущем обеспечить себе такое же беззаботное существование. Таким образом, в романе критика патриархальной отсталости вялого уклада жизни Обломовки идет рядом с критикой самоцельного практицизма, представителем которого является «новый человек» Штольц.

Некую ущербность нового со временем осознает Ольга Ильинская. После замужества она будет вспоминать свои чувства к Обломову. Девушка поставит его в сердце выше Штольца. Илья Ильич испытывал к Ольге сильную и искреннюю любовь, которая буквально окрыляла его. Однако, когда наступала пора совершать активные действия, Обломов не готов был жертвовать своим покоем: перед трудностями он пасует. Так он в скором времени вернулся уже на знакомую для себя дорогу: мир бездействия, спокойствия и теплоты, который смогла создать вокруг него Агафья Матвеевна. Но насколько просто ему удалось принять это непростое решение? Обломов осознавал, что он не идеален, что подобная жизнь примитивна, поэтому каждое отдаление от реальности главный герой переживает мучительно, словно шекспировскую трагедию. Градус страстей снижается за счет иронии Гончарова: ««Быть или не быть!» Обломов приподнялся было с кресла, но попал сразу ногой в туфлю и сел опять».

В актуальной для героя действительности он никак не может найти то дело, которое больше всего подходит ему по душе. Обломов апатичен, он способен двигаться только по инерции. Илья Ильич – это барин: «у него есть Захар и еще триста Захаров», работающих на него. То, что Обломову не приходится работать, он считает предметом гордости. Из-за этого способность героя сопротивляться происходящим вокруг несчастьям очень мала. Из-за этого Илья Ильич теряет Ольгу, он становится жертвой обмана жулика-старосты, Тарантьеву практически удалось отнять дорогую сердцу Обломовку. Илья Ильич при этом казнит себя за неумение вести активную деятельность и жить полноценно. Обломову словно совестно жить на свете.

Илья Ильич умер незаметно и тихо: такой уход из жизни напомнил переход от сна жизни к Вечному Сну. Несмотря на недостатки, герой заслуживает сочувствия, так как у него были и положительные качества: он обладал редкой искренностью и непосредственностью, и при этом избегал лжи. «Это хрустальная прозрачная душа, таких людей мало, они редки; это перлы в толпе». Такова она, непостижимая и несостоявшаяся жизнь неидеального человека.

Text.ru - 100.00%

Иван Александрович Гончаров

Преображение романтика

Роман «Обломов»

История создания романа

Сонный рай Обломовки

Обломов: образ в движении

Обломов на рандеву

Буржуазное счастье Андрея Штольц

Обломовка на краю обрыва

Страница 156

Вопросы и задания 

1*. Каковы нравственно-философские итоги жизненного спора дядюшки и племянника Адуевых? Что скрывается за непритязательным названием гончаровского романа?

2. Роман «Обломов» начинается со сцены «лежания» главного героя, а его жизнь —  с «погасания». Были ли в жизни Обломова обретения? Или его судьба —  лишь цепь утрат, «погасаний»?

Как подчеркивается в романе, в сожительстве с вдовой Пшеницыной Обломов воплотил сонное царство своей родной Обломовки и одновременно достиг того статичного блаженства, о котором нашептывали ему грезы («Грезится ему, что он достиг той обетованной земли, где текут реки меду и молока, где едят незаработанный хлеб, ходят в золоте и серебре»). Агафья Матвеевна любила Обломова именно как барина, и все то, чем он так гордился в своем происхождении и воспитании и с чем так боролись Ольга и Штольц, здесь вновь, как в далеком детстве, получило законное право на существование. Постепенно он все более погружается в это умиротворенное счастье, сокровенное от бед и ненастья Большой Жизни (вспомним знаменательную фразу из описания Обломовки: небо там «распростерлось так невысоко над головой, как родительская надежная кровля, чтобы уберечь, кажется, избранный уголок от всяких невзгод»). Он много ест, много спит, проверяет уроки детей, наблюдает за их играми — и главное, он даже перестает мечтать. Катастрофа? По роману, да. А может, наоборот, обретение самого себя? Обломов наконец начинает жить в реальности — по-барски, лениво, но жить, а не витать в облаках.

3. Почему глава «Сон Обломова» —  единственная озаглавленная часть романа? Какое место она занимает в идейно-композиционном пространстве произведения?

Глава «Сон Обломова» не влияет на дальнейшее развитие событий, а помогает разобраться в причинах его образа жизни. Поэтому она стоит отдельно ото всех. Человека во многом формирует детство. Отсюда значение названия «Сна Обломова» в романе. Не случайно Гончаров назвал его «увертюрой всего романа». Это ключ ко всему произведению, разгадка всех его тайн.

4. Каковы главные «вещественные» атрибуты обломовского образа жизни? Почему автор обращает особое внимание на восточный халат героя —  своего рода действующее лицо романа, наделённое своей «судьбой»?

5. Какую роль сыграли в жизни Обломова две женщины —  Ольга Ильинская и Агафья Пшеницына? Чем отличаются эти два женских типа и можно ли говорить об авторском предпочтении в изображении героинь? Чем мотивирован итоговый выбор главного героя?

Ольга и Агафья — совершенно разные по характеру героини. Ольга — светская и молодая девушка, она образована и хорошо воспитана. Пшеницына — женщина, которая всю свою жизнь посвятила хозяйству. Обломов выбирает последнюю из них, так как для него в жизни важны спокойствие и безмятежность. Он не хочет совершать активную деятельность. Ему нравится, когда вокруг него есть мягкие заботливые руки. Сам писатель отдаёт предпочтение Ильинской. Это девушка покоряет своим умом, внутренним миром, красотой.

6. Является ли образ Штольца прямой антитезой Обломова? В чём «тупиковость» предпринимательской деятельности Штольца? Почему его внутренние порывы автор называет «нравственными отправлениями личности»?

1)Сравним Штольца и Обломова по нескольким критериям:

а)Воспитание:

Штольц воспитывался в строгости, но он мог исчезать из дома

Обломов воспитывался в мягкости, он изнежен

б)Цель жизни:

Обломов хочет перестроить свое имение (это не является высокой жизненной целью)

Штольц хочет жить для себя( это тоже не высокая жизненная цель)

в)Содержание деятельности

Штольц: Он постоянно в движении, но приехав в гости к Обломову, чтобы посидеть на его диване

Обломов: Составление планов на переустройство имения

г)Отношение к женщине

Штольц: ищет равную по взглядам

Обломов: боится любить

д)Семейная жизнь

Штольц: Счастлив с Ольгой

Обломов: Счастлив с Агафьей, вернулся на диван

е)Жизненная позиция:

Штольц: ищет свою выгоду

Обломов: пускает все на самотек

Вывод: Штольц на высокой ступени своего развития оказался тем же Обломовым

2)В Штольце ум преобладает над сердцем. Это натура рациональная, подчиняющая логическому контролю более того самые интимные чувства и с недоверием относящаяся к поэзии свободных чувств и страстей. Вопреки замыслу Гончарова, в образе Штольца ощутимы утопические черты. Рассудочность и рационализм, заложенный в его образе, наносит ущерб художественности.

3)Труд был образом, содержанием, стихией и целью его жизни. Выше всего он ставил настойчивость в достижении целей: это было признаком характера в его очах. Подчеркивая рационализм и волевые свойства собственного героя, Гончаров понимал сердечную черствость Штольца. Одно циничное сравнение: «каждый день» собственной жизни Штольц тратит, как «каждый рубль», — отстраняет его от авторского эталона.

7. Каково итоговое звучание судьбы Обломова? Как внутренние противоречия личности героя явлены в его имени —  Илья Ильич Обломов? Закономерна ли судьба Захара? В чём барин и слуга дополняют друг друга и каковы истоки их внешне противоречивого единства?

Фамилия Обломов указывает на следующие внутренние противоречия героя:

1. фамилия созвучна с устаревшим словом «облый» (круглый») — круг символизирует безысходность, отсутствие развития, неспособность героя вырваться за привычные рамки, его ограниченность, герой словно заперт внутри «круга» своих ложных представлений и предрассудков;

2. вызывает ассоциацию с традиционным метафоричным образом в русском фольклоре — «сон-обломон», который наваливался на человека, погружает в смертельную негу, и человек постепенно умирает — именно в таком «вечном» сне находится герой, его жизнь угасает незаметно для него самого;

3. вызывает ассоциацию со словом «облом», «обломать», жизнь «обламывает» героя, подчиняет его себе, он не хозяин себе; в переносном значении — «обломок» — герой является пережитком прошлого.

Из имени и отчества понятно, что героя зовут так же, как отца, то есть он продолжает жизнь своего отца, продолжает родовые традиции, ничего не меняя в своём образе жизни. В герое прошлое и настоящее слились воедино, имя и отчество героя являются символом времени в романе.

Судьба Захара закономерна, так как он привык жить на всём готовом: лишившись привычного беззаботного существования, он оказывается никому не нужным и вынужден просить милостыню.

Захар является копией своего барина: он так же ленив, ему нравится спокойная размеренная жизнь в довольстве, при любой возможности он избегает своих обязанностей. Истоки этого единства кроятся в детстве, которое у обоих героев проходило в Обломовке — царстве вечного полусна и довольства.

8. Ознакомьтесь с критическими статьями, посвящёнными роману Гончарова «Обломов» (Н.А. Добролюбов «Что такое обломовщина?», 1859; А.В. Дружинин «“Обломов”, роман И.А. Гончарова», 1859). Сопоставьте позиции двух критиков в их трактовке характера главного героя романа.

9*. В чём многозначность названия последнего романа гончаровской «трилогии» —  «Обрыв»? Какие персонажи романа напоминают героев «Обломова»? Кто из героев «Обрыва» являет собой новый, только ещё зарождающийся в России тип общественного деятеля?

«Обрыв» — роман русского писателя И. А. Гончарова, написанный в 1869 году. Третья часть его «трилогии», состоящей из романов «Обыкновенная история» и «Обломов». В романе автор подвергает критике идеи революционного нигилизма.

Обрыв — крутой склон, образованный действием боковой эрозии реки, срезающей выступы берегов – такое значение слова «обрыв» дают нам словари. Что же имел ввиду сам автор?

После прочтения романа, ОБРЫВ – это знак уже с гораздо более сложной семантикой, чем при первом восприятии заглавия. Так, например, сценограф Сергей Бархин обозначил многозначность метафоры «Обрыва» как энциклопедию чувств, которой охвачены все герои – кто явно, кто поверхностно.

Многозначность названия последнего романа гончаровской «трилогии» — «Обрыв»- заключается в том, что с одной стороны автор показывает поиски путей органического развития России, снимающего крайности патриархальности и буржуазного прогресса, что Россия находится на грани и вот вот должна прогреметь революция. А с другой стороны «обрыв» выражается в поведении молодых героев романа, в отношениях которых с развитием сюжета нарастали «падения» и «обрывы». Гончаров и любуется взлетом страстей, и опасается губительных «обрывов». Заблуждения страстей неизбежны, но не они определяют движение глубинного русла жизни. Страсти — это бурные завихрения над спокойной глубиною медленно текущих вод. Для глубоких натур эти вихри страстей и «обрывы» — лишь этап, лишь болезненный перехлест на пути к вожделенной гармонии.

Жизнь освещается в самых разнообразных ракурсах: то глазами живописца, то сквозь зыбкие, неуловимые пластическим искусством музыкальные ощущения, то глазами скульптора или писателя, задумавшего большой роман. Через посредника Райского Гончаров добивается в «Обрыве» чрезвычайно объемного и живого художественного изображения, освещающего предметы и явления «со всех сторон».

Несмотря на то, что каждое произведение («Обломов» и «Обрыв») отделено от другого десятилетним промежутком времени, о них можно говорить как о едином целом, так как их темы перекликаются, а по своему характеру романы, замечает Л. Н. Толстой в своем письме к А. В. Дружинину, «капитальны». Темы трилогии тесно связаны с исторической ситуацией 50-х — 80-х годов, следовательно, и герои похожи между собой.

Возьмём для примера первые факты биографий главных героев — их рождение и воспитание. Каждый из них родился в деревне: в Обломовке в «Обломове» ( это название образовано от фамилии помещика — единственный случай в трилогии), в Малиновке в «Обрыве», — везде милые матушки и бабушки голубят и балуют своих сыночков и внучков (здесь можно вспомнить образ Арины Власьевны в «Отцах и детях» И.С. Тургенева). Но не только это объединяет персонажей. Ещё и их отношение к родной земле. Это — умиление. И «теплый угол» в «Обыкновенной истории», и «благословенный уголок» в «Обломове», и «эдем» в «Обрыве» мыслятся как укрытие от неудач, проблем и невзгод, как место, где нет нужды сдерживать себя и соответствовать темпу общества.

Именно в деревне персонажи раскрываются наиболее полно. Это не касается младшего Адуева, который, как бы являясь «отправной точкой» к следующим этапам развития «Героя», живёт и прожигает жизнь в городе.

С другой, уже реальной стороны, родные края пугают героев перспективой жить в бездействии. Здесь проявляется различие между ними. Обломов   живёт счастливо, «так [как жили в сонной Обломовке], а не иначе». Райский — наиболее противоречивый персонаж — на протяжении всего романа не раз меняет свое отношение к Малиновке, её обитателям и порядкам : впервые приехав туда юношей, он ощущает прилив творческих сил: «Какие виды кругом — каждое окно в доме — рама своей особенной картины!» ; после долгой разлуки он «не без смущения» ждет встречи с родными местами, которые, впрочем, скоро видятся ему как одна картина «в тесной, определенной раме, в которой приютился человек» , а через некоторое время «Райский почти не чувствует, что живёт», потом скука сменяется интересом, но не к деревне, а к её хранительницам (Бережковой, Вере, Марфеньке).

Вообще, герои трёх романов, как метко выразился И.А.Гончаров, «составляют одно лицо, наследственно перерождающееся…» А трилогия — «одно огромное здание, одно зеркало, где в миниатюре отразились три эпохи — старой жизни, сна и пробуждения».

А спасение России от «обрывов», от разрушительных революционных катастроф Гончаров видит в Тушиных. Тушины — строители и созидатели, опирающиеся в своей работе на тысячелетние традиции российского хозяйствования. Гончаров ищет в Тушине гармоническое единство старого и нового, прошлого и настоящего. Тушинская деловитость и предприимчивость совершенно лишена буржуазно ограниченных, хищнических черт.

Однако Тушина нельзя считать новым типом общественного деятеля. К нему нельзя отнести и других героев романа. Этот тип скорее собирательный. Это и Райский с его прогрессивными идеями, его нравственными эталонами и готовностью к переменам. Это Марк Волохов сильный характером, настойчивость, искренний, способный активно отрицать прошлое и настоящее, противник крепостничества. Это добрая, умная, смелая, страстная Вера, жаждущая нового. И, конечно, это Верина бабушка (Татьяна Марковна?), в которой сочетались лучшие черты русских помещиков. Гончаров не дает этот новый общественный тип в единственном лице, потому что будущее России в национальном, а нация, народ – это единое целое.

В своем романе Гончаров настойчиво предупреждает нас, что развитие не должно порывать органические связи с вековыми традициями, вековыми ценностями национальной культуры.

В статье «Лучше поздно, чем никогда» Гончаров обращает внимание на то, что все три его романа «тесно и последовательно связаны между собою», как связаны отразившиеся в них периоды русской жизни. Сам автор видел в первом романе «Обыкновенная история» «слабое мерцание сознания необходимости труда»; в «Обломове» – сон; в «Обрыве» – пробуждение страны.

Наблюдается явная преемственность и в образах персонажей этих книг. Однако, прежде всего, многие из них напоминают персонажей романа А.С. Пушкина «Евгений Онегин». Пушкинскую Татьяну Гончаров считал «вечным образцом, по которому мы учимся бессознательно писать, как живописцы по античным статуям». И он следовал за этим «вечным» литературным образом, обреченным, но беспокойным, ищущим. Писатель настойчиво подчеркивал типовую однородность своих мятежных героинь.

Так, «Ольга есть превращенная Наденька следующей эпохи», – говорил он. Следом за Ольгой – Вера из «Обрыва». И все они, по мысли Гончарова, формируемы временем разновидности Татьян из «Евгения Онегина».

Между тем гончаровские героини жили уже в иную эпоху. Ольга, требовавшая от Обломова стать выше нее, искала идеал своего времени. Тихое счастье не могло удовлетворить ее. Сильный характер и постоянно ощущавшаяся героиней потребность в деятельности неминуемо должны были привести к разрыву и со Штольцом. Если бы Гончаров продолжил рассказ об их жизни.

В образе бабушки Татьяны Марковны Бережковой Гончарову «рисовался идеал женщины вообще, сложившийся при известных условиях жизни». В своей молодости она пережила драму, стоически твердо перенесла ее и осталась верна старым, патриархальным принципам жизни.

Ее внучка Вера – девушка-бунтарка, рвущаяся в небо, к молниям, прочь от сонной Малиновки, от «обломовщины» – переживает «падение», разуверяется в правде «новых людей» и принимает «старую» правду жизни любимой бабушки. Однако это не нравственное падение героини, а единственно правильный выход из сложившейся ситуации.

Романтическая мечтательность Александра Адуева сродни Владимиру Ленскому. Но романтизм Александра, в отличие от Ленского, вывезен не из Германии, а выращен в России. Несмотря на то, что юный Саша является в Петербург таким же с ног до головы одетым в доспехи высоких и благородных душевных порывов, он терпит поражение не физическое, как Владимир, а духовное. Начав с поисков «колоссальной страсти», обанкротившийся романтик скатился к вульгарному фарсу: назначив доверчивой девушке свидание в беседке, Адуев сталкивается там с ее отцом и унизительно выпроваживается им как банальный соблазнитель. Так беспощадно развенчивает художник бессодержательную любовь ленивой души.

Обломов – это Саша Адуев, сохранивший иллюзии ценой отрешения от действительности. Даже жизненные пути их похожи до мелочей. Илье Ильичу так же, как и Александру, детские годы привили сибаритство и пассивность. Он учился в университете, потом служил и даже задумал научный труд, посвященный России. Но «его познания были мертвы… голова его представляла сложный архив мертвых дел, лиц, эпох, цифр, религий…» Он встретил чуткую девушку, полюбившую его.

Любовь вначале захватила и Обломова, но закончилась она в том же обломовском духе. Лень, боязнь ломки привычного для него уклада жизни победили в Обломове чувство любви. Ему не хотелось переживать тревоги, иметь какие-то обязанности перед другим человеком. Мы видим, как романтик Александр Адуев, искавший «вечной любви», заканчивает выгодным браком, а романтик Обломов, мечтавший о страсти, высекающей молнии из глаз, заканчивает пирогами Пшеницыной.

Жизнь слуги Ильи Ильича – Захара завершилась таким же финалом: он стал нищим, подобно тому, как нищим духовно и нравственно стал под конец жизни и сам Обломов.

Но каковы же плоды победы Петра Ивановича, столичного жителя, владельца стекольного и фарфорового заводов, чиновника особых поручений, человека трезвого ума и практической направленности? Как это ни странно, эти плоды один другого горше. Этот человек сначала духовно убил своего племянника, хотя по-своему хотел сделать ему добро, и чуть не довел до чахотки любимую жену Лизавету Александровну. В конце романа Петр Иванович собирается продать свои заводы, бросить службу, отказаться от звания тайного советника и мечтает об одно – уехать в Италию, где, возможно, ему удастся продлить жизнь своей жены.

Однако у него остаются последователи, достойные продолжатели дела. В «Обломове» это Штольц, а в «Обыкновенной истории» – племянник героя.

О прожитой Сашей Адуевым жизни литературный критик В. Розов верно сказал: «Сначала он разбивает свой идеальный лоб о реальные острые углы жизни, потом этот лоб твердеет и на нем, этом лбу, вырастает твердый нарост; человек становится носорогом».

Адуев-младший в течение жизни растрачивает лучшие свойства своей души. Потом он вдруг спохватывается и начинает догонять потерянные в «пустых мечтаниях» годы, не брезгуя уже никакими средствами в достижении своих запоздалых целей, может быть, куда более скверных, нежели те, за которые недавно упрекал людей. Круг замкнут…

Если бы продолжить повествование, то, возможно, из деревни появился бы очередной восторженный искатель, Александр Адуев уж наверняка встретил бы его так, как некогда сам был встречен Петром Ивановичем. В этом и заключает обыкновенная история.

Таким образом, герои своеобразной трилогии Гончарова терпят крах решительно по всем статьям: в любви, в дружбе, в работе, в порывах к творчеству.

  • Роман дубровский рассказ о маше
  • Роман александра сергеевича пушкина дубровский сочинение
  • Роман евгений онегин как энциклопедия русской жизни сочинение
  • Роман мы аргументы для итогового сочинения
  • Ромадин село хмелевка сочинение по картине