Роман что делать чернышевский сочинение

Мое мнение и отзыв по роману что делать? чернышевский н. г. роман николая гаврииловича чернышевского что делать? выделяется из других

Мое мнение и отзыв по роману Что делать? (Чернышевский Н. Г.)

Роман Николая Гаврииловича Чернышевского “Что делать?” выделяется из других произведений того же времени. Его автор обратился к популярной за границей, но малораспространённой тогда в России идее утопии. Этот роман произвёл большое впечатление на современников. Это произведение относится к классическим русским произведением, даже спустя полтора века люди продолжают читать “Что делать?”.

В романе описываются люди, которые ведут себя и живут не так, как привыкли это делать окружающие.

На примере их взаимоотношений создаётся образ “будущего” человека. Эти люди не тратят время впустую, принимают решения, основываясь на своём разуме, нежели чувствах. Они целомудренны, умеют прощать и помогать друг другу, находить мирное решение проблемы даже в самых сложных ситуациях. Яркий пример — поведение Лопухова, когда он узнал о любви между своими женой и другом. Он не поступил так, как этого требовали те времена: не вызвал на дуэль своего друга. Вместо этого он инсценировал своё самоубийство, уехал за границу, нашёл там новую возлюбленную и вернулся на родину. После его отношения, теперь уже дружеские, с его бывшей женой и другом восстановились. Целью такого поступка являлось счастье своих ближних, это достойно уважения. Таким образом Чернышевский создал персонажей, которые, по его мнению, являлись предтечами людей нового общества, избавленного от многих проблем того времени.

Роман Чернышевского “Что делать?” нёс в себе глубокую идею в своё время, но, к сожалению, он частично потерял актуальность в наше время. Тем не менее, я рекомендую каждому с ним познакомиться в целях получения более полной картины того времени: со всеми проблемами, настроем людей и их идеями, за которые приходилось часто расплачиваться перед правительством, так же как и самому Чернышевскому.

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Проблема счастья в романе Н.Г. Чернышевского «Что делать?»

Проблема счастья в романе Н.Г. Чернышевского «Что делать?»

Проблема счастья и путей его достижения волновала многих русских писателей и поэтов. Некрасов написал на эту тему целую поэму «Кому на Руси жить хорошо». Как же определить счастье? В чём оно проявляется? Каждый понимает счастье по-своему. Для кого-то это — накопление денег, карьера, для кого-то — любовь, семья, дети, для кого-то — покой, богатство, честь. В своём романе Н.Г. Чернышевский пытался разрешить проблему счастья, но рассматривал эту проблему с совершенно иной, новаторской, позиции. До этого писателя счастье рассматривалось как интимная, личная потребность. Она решалась в узком семейном кругу. Кратко это утверждение можно выразить в формуле: «Человек может быть свободен и счастлив лишь тогда, когда он один». Эту истину пыталась внушить Марья Алексеевна Вере Павловне. Личное счастье было провозглашено основой человеческой жизни, пределом желаний. Чернышевский же доказывает, что человек не может быть счастлив эгоистической радостью. Оно зависит от жизни многих. Истинное счастье, по мнению писателя, связано с теорией «разумного эгоизма». Эта теория означает жизнь во имя другого. Таким образом, автор выражал необходимость объединения людей, взаимопомощи. Ключевая роль в этом принадлежала труду. Кроме того, лучших героев Г. Чернышевского объединяет одно великое дело – служение своему народу. Это определяет мораль героев, объединённых одним порывом. Поэтому «расчётливы только добрые поступки; рассудителен только тот, кто добр, и ровно настолько, насколько добр». Поэтому источником счастья этих людей является успех того дела, которое составляет смысл и радость жизни каждого из них. Поэтому такая мораль – «качество подлинно человеческой натуры». Проблему счастья Г. Чернышевский рассматривает в двух планах: личном и общественном. Причём, одно не отделимо от другого. Рахметов обретает смысл жизни и счастье только служа народу. Он даже подвергает себя физическим лишениям, отказавшись от личных, эгоистических устремлений. «…Мастерские для меня чужое дело», — говорит Вера Павловна. Но Чернышевский убедительно показал в романе, что именно в мастерских её «вся жизнь». Вместе с их развитием растёт сама героиня, и лучшие свои помыслы она связывает именно с их будущим. Эти мастерские устроены по принципу коммуны, семьи, общей собственности. Вера Павловна, давая работу портнихам, спасает их от нищеты, голодной жизни. Чернышевский всячески подчёркивает их общественную значимость. Треугольник в личной жизни Лопухова, Кирсанова, Веры Павловны также разрешается нетрадиционно. Вместо обычной трагической развязки предстаёт некая идиллия отношений: один мирно уступает дорогу к счастью другому. Сам роман начинается с необычного эпизода: один человек совершает самоубийство. Затем раскрываются мотивы его поступка. Этой загадочной личность оказывается Лопухов. В своё время, будучи студентом медицинского факультета, он спасает от несчастного брака Веру Павловну. Мы видим зарождение новой семьи, которая внешне выглядит вполне благополучно. Но отношения супругов основаны всё же не на любви. Когда Лопухов замечает в своей жене перемены, вызванные зарождением чувства к его лучшему другу Кирсанову, в душе героя возникает мучительный разлад. Ради Веры Павловны он отказался от карьеры в университете, взял скудную частную практику, начал буквально с нуля. К тому же, он всегда поддерживал создание Верой Павловной мастерских. А Вера Павловна отвечает ему изменой. Как теперь быть? Оставить всё как есть, но при этом заставлять жену страдать? Лопухов говорит, что его отношение к Вере Павловне и Кирсанову диктовалось принципами, не свойственными «его обыкновенной натуре». Но вся жизнь Дмитрия Сергеевича – следование этому принципу, вся линия его поведения к Верочке и Кирсанову определяются заботой о счастье этих людей. Их счастье он воспринимает как залог своего собственного душевного благополучия. Лопухов поступает гуманно, в соответствии с «теорией разумного эгоизма». Он отстраняется от счастья Веры Павловны, не хочет её страданий. Поэтому он инсценирует самоубийство, не собирается мешать счастью любящих друг друга людей. Сама же Вера Павловна долго остаётся безутешной, чувствует себя виновной в смерти мужа. Здесь ключевую роль играет Рахметов. Для многих это «мрачное чудовище», для которого не существует «личной жизни». Он говорит, что переживания героев романа – «новых людей» — это «глупая мелодрама». Но Рахметов становится невольным участником этой мелодрамы. Этот действительно очень занятый человек находит время помочь людям в их личных, семейных проблемах. Здесь проявляются причины разделения автором людей на «особенных» и «новых». К первым, конечно, принадлежит Рахметов, ко вторым – Кирсанов, Вера Павловна, Лопухов. Рахметов – «особенный» герой, так как он помогает людям по-другому посмотреть на мир, а этим часто спасает их из, казалось бы, безвыходных положений. Своё счастье он не отделяет от счастья народа, его жизни. Отсюда странный образ жизни этого героя, его отказ от дворянского звания, тяжелые, изнурительные физические испытания, работа наравне с бурлаками. Мысль о другом, забота о нём, помощь ему в самосовершенствовании – вот что определяет смысл жизни и возможность счастья для Рахметова и других героев романа. Нужно упомянуть связь этого образа с героем поэмы Некрасова «Кому на Руси жить хорошо» Гришей Добросклоновым. Хотя ему грозит «чахотка и Сибирь», лишь он признаётся счастливым у автора. Это объясняется позицией Некрасова. Он считал истинно счастливым лишь того человека, у которого была бы в жизни высокая светлая идея, идея служения другим. По-своему мысли Некрасова о счастье представлены в образе «особенного» человека Рахметова. Эти принципы герои Чернышевского применяют и в личной жизни, в вопросах семьи и любви. Необходимо отметить, что Г. Чернышевский видел, что в самом характере проявления любви целиком проявляется общественное лицо человека. Своё счастье «новые» герои Г. Чернышевского обретают в гармонии личных и общественных отношений. Несмотря на некоторую утопичность в решении вопроса о счастье, многие мысли этого писателя-демократа достойны внимания современного читателя.

Сочинение по роману Чернышевского «Что делать?»

Николай Гаврилович Чернышевский создал замечательный роман с очень философски глубоким названием «Что делать?». Все повествование подчиненно раскрытию именно ответу на данный вопрос. Роман мне очень понравился, прежде всего, потому что в нем есть счастливый конец. В русской литературе не так много произведений, которые заканчиваются хорошо. Роман Чернышевского счастливое исключение. Однако, все читатели понимают, что произведение относится к утопическим.

В нем повествуется о жизни «новых людей», которые стремятся постигнуть

все радости бытия и социалистического мировоззрения. Одной из главных героинь является Верочка. Ее жизнь очень подробно рассматривается, причем как прошлое, так и будущее. На мой взгляд, Чернышевский закладывал в образ Верочки особый смысл. Они олицетворение того человека, который выбрался из класса «пошлых» людей и смогла перейти в класс «новых людей».

Жизнь в родительском доме была для нее в тягость. Ее мать только и думала о том, как удачнее выдать дочь замуж, поэтому постоянно подыскивала ей женихов, многие из которых были очень грубы и похотливы. Но по счастливому стечению обстоятельств Верочка знакомиться

с Дмитрием Сергеевичем Лопуховым. Это образованный молодой человек, который придерживается нового взгляда на жизнь, на происходящие события, на место женщины в жизни общества. Вскоре они начинают тайком встречаться. Лопухов небогат, поэтому пара не может рассчитываться на благословление их брака родителями. Поэтому единственный выход для молодых людей — это навсегда покинуть отчий дом.

Но их жизнь складывается хорошо. Они оба трудятся не покладая рук. Вера Павловна вскоре открывает свою швейную мастерскую. Их семейная жизнь вызывает недоумение у окружающих, но Верочка объясняет, что именно такие отношения должны быть, чтобы супруги не надоедали друг другу. Часто у них в гостях бывает лучший друг Лопухова — Александр Матвеевич Кирсанов. Он также придерживается социалистических взглядов на жизнь и ведет активную просветительскую работу для окружающих людей. Он также прокладывает себе путь без связей и знакомств, только своим личным трудом. Вскоре Кирсанов влюбляется в Веру Павловну.

Он понимает, что это жена его лучшего друга и что они не могут быть вместе, поэтому просто покидает их дом. Вскоре Лопухов заболевает и Кирсанов, как врач снова появляется в их доме. И тут уже и Верочка понимает, что чувства к мужу — это только безграничная благодарность, а то нежное чувство любви она чувствует к Кирсанову. Трое умных, образованных людей, которые причисляют себя к совершенно новому поколению, попали в очень затруднительную ситуацию, ловушку чувств. Рациональный выход из данной ситуации не видится никому. Поэтому, как выясняется в самом конце романа, Лопухов инсценирует свое самоубийство.

Теперь Вера Павловна начинает новую жизнь с Кирсановым. Она наполнена трудом и заботами о других людях, а также саморазвитием. Для них главным становиться — это сделать окружающих такими же счастливыми людьми, как и они сами. При этом в романе звучат «революционные» взгляды на совместную жизнь. Главное для человека даже в браке — это личная свобода. Поэтому у каждого должно быть любимое дело, личное пространство и личное время. Тогда только человек становиться по-настоящему счастлив. Роман Чернышевского «Что делать?» мне очень понравился. Прежде всего, тем, что многие идеи отвечают и современным реалиям. В самом деле, нельзя быть полностью счастлив, если тебя окружают несчастливые люди, и ты даже не стремишься оказать им хоть какую-то посильную помощь.

Вариант 2

Наш мир не стоит на месте, в нём постоянно происходят перемены, к которым необходимо приспосабливаться. Люди сталкиваются с трудностями из-за непонимания происходящего как в профессиональной сфере, так и в личной. Чтобы этого избежать, нужно постоянно развиваться и идти в ногу со временем. Только саморазвитие способно привести человека к успеху.

К примеру, главный герой романа И.А. Гончарова «Обломов» забросил всяческие попытки личного совершенствования. Целыми днями он просто лежал на диване в своём любимом халате и мечтал. Жизнь представлялась ему какой-то сказкой, одной из тех, что он слышал в далёком детстве. В этой сказке нет места для работы или забот, там он вместе со своей женой пьёт чай и принимает гостей в Обломовке.

Обломов в принципе по своей натуре был медлительным и ленивым. Он не привык к работе, не ставил перед собой никаких целей и ни к чему не стремился. Илья Ильич не смог себя реализовать и умер так и не сделав ничего полезного и хорошего для своих близких. Всю свою жизнь он потратил на удовлетворение низменных потребностей, он оказался обычным бездейственным мечтателем, неспособным ни на какое развитие личности.

Примером человека, который изменил свою жизнь благодаря саморазвитию и самовоспитанию, является главный герой романа Джека Лондона «Мартин Иден». Мартин Иден рос в бедности среди людей, принадлежавших к самому низкому сословию. Он всегда стремился к большему, хотел избежать уготованной ему участи. Ещё в раннем детстве у него появилось неуёмное желание пробиться «наверх», получить все материальные и духовные блага общества. Мартин Иден отказывался безропотно принять свою судьбу, а к решению изменить жизнь его побудила любовь.

Главный герой влюбился в дочь банкира Морза. Она стала для него музой, воплощением чистоты и нежности. Движимый высокими помыслами, Мартин Иден начинает развиваться и совершенствоваться. Занявшись самообразованием, он постоянно сравнивает два мира и больше всего боится вернуться в тот, в котором родился. Главный герой нашёл своё предназначение, он хотел писать, но подобная деятельность не была похвальной в меркантильном обществе. Даже его обожаемая Руфь не одобряла писательские порывы своего возлюбленного, надеясь, что это наваждение в скором времени пройдёт.

Мартин Иден не понимает, почему написанные им стихи и рассказы не принимаются редакциями. Не теряя веры в себя, он продолжает писать и пытается разобраться, почему не достигает успеха. За осознанием устройства этого мира последовало глубокое разочарование. Всё, во что верил главный герой – оказалось фальшью, теперь даже признание на писательском поприще не смогло принести ему удовлетворения. Он понял, что его мечтам не дано сбыться и не нашёл другого выхода, кроме смерти. Жизнь без смысла не представлялась возможной для человека, находящегося в постоянном самосовершенствовании.

Я считаю, что развитие необходимо каждому человеку. Очень важно познавать этот мир и открывать для себя его каждый раз с новой стороны. Главное – не сдаваться при первых же трудностях, а смело идти дальше, каждый день совершенствуя себя в какой-либо сфере. Проблемы – это всего лишь ступеньки, которые необходимо преодолеть, для того чтобы подняться выше. Нужно поставить себе правильные цели и медленно, но уверенно двигаться в этом направлении.

«Что делать?» Н.Г. Чернышевского – реалистический роман

Прежде чем рассуждать, является ли произведение реалистическим, стоит уяснить, что есть в принципе реалистическое произведение. Определения термина «реализм» в Литературном энциклопедическом словаре занимает почти четыре страницы, но, если суммировать всю приведенную там информацию, реализм – это художественный метод, следуя которому художник изображает жизнь в образах, соответствующих сути явлений самой жизни и создаваемых посредством типизации фактов действительности, иными словами, в реалистическом произведении должны как можно полнее отражаться факты реальной жизни.

В середине XIX в. реализм был охвачен новой волной, приобретя своеобразные черты. Позже М. Горький назвал его критическим реализмом, подчеркнув обличительную направленность таких произведений.

Среди писателей критического реализма можно отметить таких известных авторов, как А.С. Пушкин, А.С. Грибоедов, И.А. Гончарова, И.С. Тургенева, А.Н. Островского, Н.А. Некрасова. Чернышевский, несомненно, также принадлежал к ним.

Русская литература всегда развивалась параллельно с обществом и политической мыслью, иногда даже предупреждая ее появление. В 60-е гг. XIX в. наблюдалось резкое обострение политической и идейной борьбы, ставшей, конечно же, центром большинства произведений того времени. Активизировалось желание людей создать идеальный мир, появились произведения утопического характера.

Утопия – произведение, отражающее фантазию автора, заведомо неосуществимую мечту, как реальную действительность. Так назвал свою повесть английский писатель XV в. Томас Мор, создавший фантастический остров Утопия, где люди жили в условиях идеального общественного строя.

Роман «Что делать?» содержит наиболее полное изложение социалистических идеалов Чернышевского, он нарочно был создан в традиции утопии, поскольку писатель хотел привести читателя к мысли о том, что теорию необходимо прилагать к практике. Роман пропагандировал идею социализма, она была воплощена на страницах романа, «новые люди» во главе с Рахметовым отдают себя служению идее революции.

Даже отношения друг с другом у них построены очень четко и правильно, на принципе «разумного эгоизма», где главенствует уважение к личности, свободе каждого, где интерес одного тесно переплетается с интересами всех, общества, семейное благополучие невозможно без полноценного развития личности каждого супруга.

Все они – разночинцы, их мировоззрение формируется и укрепляется в борьбе со старым режимом, их объединяет решительность и наличие четкой цели в жизни. «Новые люди» верят в свой народ, видят в нем силы на борьбу и учат, вдохновляют и объединяют его для этого.

Рахметов среди них – несколько идеализированный вариант, он фанатик своего дела, отдавший себя целиком борьбе за новый мир, но, тем не менее, не лишен реалистичности. Именно такие люди всегда присутствуют в центре какой-либо идеи, они служат двигателями масс, заражая своим примером окружающих.

Примечательно то, что автор помещает действие в современные условия, не закрывает глаза и на сложности, подстерегающие героев романа на их пути, он не рисует образ «светлого будущего», а показывает в качестве свершившегося факта. Он не стремится привести неоспоримые доказательства того, что именно социализм является идеальным вариантом устройства общества, он просто рисует картину идеальных, по его мнению, социальных, политических и нравственных законов, предлагая читателю самому оценить его положительные и отрицательные (если такие имеются) стороны.

  • Романова книголюб рассказ на дзене
  • Роман седов сказки про бабу ягу
  • Роман повесть рассказ чем отличается
  • Роман рассказ повесть что это
  • Роман пословица поэма рассказ повесть лишнее