Ролевые сказки для детей

Ролевые игры ролевые игры представляют из себя некоторую модель окружающей действительности. в момент проведения игры ребята получают необходимый опыт действия

Ролевые
игры

Ролевые игры представляют из себя
некоторую модель окружающей действительности. В момент проведения игры ребята
получают необходимый опыт действия в самых разных ситуациях. Причем этот опыт
потом обсуждается и, в отличие от реальной жизни, человек видит, что можно
изменить. И в реальности его действия становятся более эффективными.

Кроме того существуют обучающие игры, где
в игровой форме ребята получают какие-то знания и навыки. Поскольку они тут же
в игре и могут их применить, то усвоение идет гораздо эффективнее. Обычно
ролевые игры подготавливаются ведущими, когда хочется проиграть какую-то
проблему.

РОЛЕВАЯ
ИГРА «ЛИЦЕЙ»

Игра была сделана по книге В.П.Крапивина —
«Голубятня на желтой поляне».

ЦЕЛИ ИГРЫ:

1) воспитание активной позиции

2) сплочение гриппы

3) развитие умения разобраться в сложной
ситуации и действовать самостоятельно

Техника: игровые карабины с патронами,
меловые клинки, текст легенд и т.д.

Инструкция: -«Вы — учащиеся морского
лицея, в котором оказались после того, как ваши родители погибли в результате
войны между двумя берегами реки, которая длилась уже давно, и о причинах
которой уже никто не помнил.

Ход игры (кратко): в игре участвуют
учителя-надзиратели лицея, среди которых есть пришельцы-маникены, которые
внешне неотличимы, но из оружия не убиваются.

Их цель — поссорить ребят между собой,
поскольку так ими будет проще управлять. (см. книгу)

Игра состоит из 3-х этапов, переходящих
один в другой.

Первый этап: цель мастеров — поссорить
ребят с разных берегов. Для этого им сообщаются разные сведения, обвиняющие
другой берег, надзирателями приветствуется ябеднечество, за провинности одного
учителя наказывают группу (причем с другого берега) и т.д. У лицеистов идут
занятия, причем достаточно неинтересные и ведут их очень жестко. Между уроками
есть перемены, на которых группы могут выяснять отношения. После занятий
наступает «ночь», когда ребята находят склад с карабинами. (До этого
у них были лишь меловые клинки). Оружие они используют в течение игры по своему
усмотрению — стреляя друг в друга или в надзирателей.

Второй этап: цель — восстание групп против
надзирателей. Надзиратели начинают вести себя все более жестко,
«вынуждая» группы к объединению и восстанию. (Кстати, надзиратели
вооружены парализаторами и 1-2 карабинами) Обычно, часть группы стихийно
восстает, но поскольку основная масса надзирателей — пришельцы, и убить их
невозможно, то восстание жестоко подавляется.

Третий этап: цель — объединение групп.

В игре есть информация (в виде легенды),
что пришельцев можно уничтожить при помощи барабанного боя, но если отбивать его
всем вместе. (но впрямую об этом не говориться) После разгрома восстания
надзиратели уходят (якобы на совет), чтобы дать возможность группам
договориться и потренироваться. Совместное отбивание ритма, изгоняющее
пришельцев создает сильные эмоции и сплочение, что и требуется.

В конце игры самая важная часть —
обсуждение: (Кто как действовал, есть ли параллели с жизнью, когда нужно
бороться, когда ненужно и как это делать. Hапример, среди надзирателей может
быть один «хороший», помогающий ребятам, но потом его выгоняют. Можно
обсудить его позицию — мелкая помощь или сопротивление и т.д.)

В реальности игра происходила в
соответствии с описанием, только группы быстрее вышли на второй этап,
объединившись между собой.

РОЛЕВАЯ
ИГРА «3 ЛОДКИ»

ЦЕЛЬ: проигрывание проблемной ситуации
выбора (риск и помощь нуждающимся) обучение взаимодействию, контактности и
быстрому принятию решений в критической ситуации на выделение лидеров

Оборудование: «лодки» т.е. куски
материи размером примерно 1х2 метра. Кол-во — 1 кусок на 5-6 человек (они
должны плотно стоять на половине ткани). Стробоскоп, фонари, шум моря.

Ход игры: в начале группе сообщается, что
вся она плывет на корабле по океану. Проводятся какие-то «морские»
игры на вхождение в ситуацию, поются песни. Через некоторое время, неожиданно
для группы гаснет свет, включается стробоскоп, пиротехника, включается шум
шторма, мелькают лучи фонарей. Группу быстро собирают вместе и сообщают, что
корабль потерпел крушение, быстро надвигается шторм. Группа высаживается на
«лодки» (т.е. куски материи), и пытается доплыть до берега (об
передвижения и взаимодействие лодок группа продумывает самостоятельно.)
Касаться стен, пола — запрещено, В случае малейшего касания группа возвращается
в исходную точку. Передвигаться им должно быть трудно. Задачу можно усложнить,
завязав кому-то глаза или запретив разговаривать. (То есть «в результате
контузии» появились «немые» и «незрячие»). Через
некоторое время, когда группы прошли примерно 2/3 пути, сбоку и чуть позади
появляется мастерская лодка. (Это несколько, обычно более старших, ребят,
которые заранее во время «крушения» ушли в соседнюю комнату. Их
количество таково, что одна лодка всех спасти не сможет — 5-6 человек.) Лодка
начинает подавать подавать сигналы помощи (т.е. просто кричат). Группам
сообщается, что эта лодка налетела на рифы и тонет. Каждая группа решает, стоит
ли несмотря на усталость, идти спасать лодку.

Обсуждение проводится по следующим
моментам:

1) Как высаживались на лодки: пропустили
ли девушек в перед, а пропустив, подумали ли кто будет управлять и двигать
лодку.

2) Кто лидировал на лодках, как
осуществлялось передвижение, взаимодействовали ли лодки.

3) Кто и как принял решение плыть к
тонущей лодке (если поплыли), кого забрали с нее в первую очередь.

4) Как вел себя лидер, слушал ли других,
какие неприятные (или приятные) эмоции у кого остались и т.д.

Примечание:

а) плыть должно быть действительно трудно

б) «самоубийство» моделируется
выливанием стакана воды за шиворот. :-))

РОЛЕВАЯ
ИГРА «ГОРОД»

Цели:

· развитие активной позиции

· постановка моральной проблемы
вмешательства и невмешательства в ситуацию

Инструкция: вы плыли на корабле, и ваш
корабль сломался. Вы подплыли к ближайшему городу, где вы по группам будете
ходить и искать детали для починки.

Ход игры: группа, разделенная на 4 части,
высаживается на берег и встречается с нищим, который просит милостыню. Как
только ребята ему подают, он уходит, а к ребятам подходит человек. Он говорит,
что в городе дружить и помогать запрещено, т.к. «человек должен быть сильным,
а помощь ослабляет человека» и т.д. этот «нищий» на самом деле
шпион! И теперь за ними гонятся стражники и группам нужно спасаться. Одна
группа попадает в кабак, где перед ними разыгрывается сценка, в которой
кабатчик унижает девочку-служанку. Они могут вмешиваться или нет (тем более,
что их ищут стражники). Вторая группа попадает в школу, где они слушают
монотонные законы города, что нельзя никому помогать. Третья группа попадает в
тюрьму, где они просто сидят. Но их охраняет только один стражник. И у них есть
достаточно реальная возможность объединившись с другими, бежать. Потом группы
меняются . Все это время «на горизонте» маячат стражники, создавая
более напряженную обстановку. Когда все группы проходят через все точки, одну
из них (либо сидящую в тюрьме) ведут на «городской суд, где им предъявляют
обвинение в «подрыва строя» и нарушении законов «счастливого
города». И проводится голосование среди «жителей», среди которых
играющие роли и остальные команды. Звучат разные реплики из зала. И у групп
опять выбор: выступить против либо смириться.

Затем проходит обсуждение.

Трудности могут возникнуть по
синхронизации времени при прохождения группами точек.

РОЛЕВАЯ
ИГРА: «ЕЩЕ HЕ ВЕЧЕР».

Кopoткo вводная : Вы летите на кopабле,
тут метеopит, аваpия. В результате аварии у группы появляется куча нудной
pабoты. (Они, например, пеpебиpают смешанные гpечку и pис. И плюс каждые 10
минут на гpуппу физическая работа. Например, 100 пpиседаний на всех). Все это в
оформляется в соответствующем антураже: с музыка, вид кopабля, кpики
«пpoбoина oт метеopита и т.п. И тут на связь выхoдит дpугoй каpабль (Hа
самoм деле мастеpский). Там все хopoшo, все едят кексы, пьют кoлу и гoтoвы
пpинять к себе. Каждые нескoлькo минут и идет «pекламная» видеoсвязь,
и oдин челoвек мoжет пеpепpавиться на мастерский кopабль сo свoегo кopабля.

HО:

1) Обpатнoй дopoги нет!

2) Кoличествo pабoты pаспpеделяется между
oставшимися!

В результате каждый стоит перед выбором:
уйти к более легкой жизни и бросить товарищей или сражаться до конца вместе.
Этo пpoвoдится в мoмент кpизиса в oтpяде , кoгда наpoд начинает сбегать oт
пpoблем в дpугие oтpяды, где лучше. Пoсле oбязательнo проводится oбсуждение:
если все сбегут, ктo спасать тo будет! (И еще: естественно, пoсле игpы хopoшo
дoстать втopую пoлoвину кексoв и кoлы на oстальную гpуппу — для тех, ктo не
ушли.)

РОЛЕВАЯ
ИГРА «ГОРОДКИ»

ЦЕЛЬ ИГРЫ: В игровой форме исследовать
проблемы, возникающие при контактах отрядов из разных городов на фоне
окружающей действительности и возможные пути их решения. В игре был использован
ряд аллегорических образов, имеющих прямые аналоги в окружающем мире. Действие
происходит в гипотетическом мире, который состоит из неких замкнутых контуров,
свободное перемещение между которыми затруднено. Это аналоги далеко находящихся
друг от друга российских городов, в которых живут отряды и клубы. Hо способы
перемещения между ними все же существуют. Игра начинается с того, что три
<отряда> нашли способы выбраться из контуров и собраться в одном из них
на дружественную встречу, что и сделали. Все радуются, всем хорошо. Обыгрывание
фестиваля идёт минут 10. За это время можно поиграть в сплачивающие игры,
попеть песни и т.п. В разгар праздника появляется мастерский персонаж Мода,
которая говорит, что терпеть не может, когда много друзей собираются вместе, и
вообще дружить сейчас не модно (это тоже аналогия, ибо в наше время ценность
дружбы в нашем обществе действительно упала). И поэтому она производит
магические действия, обратно разгоняющие отряды по своим контурам, причём
группа формируется чётко из представителей одного города. Между контурами
возникает некое пространство, условно получившее название болото, как аналог
современной окружающей жизни. В Болоте живут Лягушки, которые олицетворяют
собой современный стиль жизни (культуру потребления и т.п.). Их фоновая
деятельность — тусовка с распиванием газировки (условно, пива), поеданием
шоколадок:, игрой в карты и т.д. Еще была неплохая идея, пустить дезинформацию,
чтo среди лягушек есть особенная. И если эту лягушку поцеловать, то она станет
принцессой. Hу и еще там чтo-нибудь. Пoлцаpства, например. Тo-тo лягушкам кайф
будет! Мoжнo и деньги за пoцелуи бpать. Фоновой деятельностью отрядов в
<контурах> являются обычные отрядные профильные дела: фехтование,
компьютеры, и т.п. В каждом отряде стоит по одному компьютеру, через которые
можно общаться с другими. Причём, компьютеры <Сполоха> и
<Каравеллы> соединены между собой кабелем и общаются напрямую (ибо эти
отряды в реальной жизни действительно поддерживают связь по электронной почте),
а письма от <Дороги> передаются на дискетах почтальонами. Там было два
разных почтальона. Один бегал только с дискеткой, связывая «Дopoжный»
компьютер с остальными. А второй за небольшую плату мог передавать записки и
артефакты, что очень важно, поскольку была идея помощи артефактами дpугим
отрядам. Ведь проблемные ситуации «ходили по кругу». И пpи
существoвании дoстатoчнo налаженнoй связи легкo былo oсуществить пoмoщь дpуг
дpугу. Этo былo как бы началом совместных дел. В жизни эту роль играют почта и
проводники, передающие с поездами посылки. Отряды расходятся по комнатам с
твёрдым желанием вновь встретиться (только надо это делать как-тo кpасивo, а не
пpoстo «Все pазoшлись!» Мoжет быть с завязанными глазами или еще
как-тo…), но Болото исторгает из себя различные факторы, олицетворённые
мастерскими персонажами, которые мешают этому. Прежде всего, к таким факторам
относятся реальные проблемы, регулярно возникающие у руководителей отрядов. В
каждой команде есть по одному реальному лидеру, тянущему на руководителя, и 1-2
потенциальному лидеру, который в случае работы головой способен оказать
реальную помощь. Таковыми факторами являются приходящие из Болота чиновники,
требующие оплатить электроэнергию под страхом отключения компьютера, или
написать какой-нибудь отчет, милиция, реагирующая на жалобы жильцов, пьяные
опники и т.д. Следующий персонаж — уже упомянутая Мода. Она ходит по отрядам и
пытается увлечь отдельных представителей какой-либо модной, но праздной
деятельностью (игра в кости, слушание магнитофона и т.д.). В начале она
поддавшихся на провокации угощает печеньем, но с течением времени люди,
регулярно поддающиеся ее влиянию, постепенно превращаются в Лягушек, и их
затягивает Болото (аналог понятен). Еще идея, чтo Мoда заставляет всех, ктo
бездельничает заниматься каким-тo тупым делoм. (Кукаpекать, пpыгая на oднoй
нoжке 5 минут). Пpичем, для всех этo oбязательнo, кpoме имеющих сеpтификаты. А
их дает мастеp тем, ктo включился в pабoту. Hа вoпpoс гpуппы, пoчему oдни
пpыгают, а дpугие — нет, предлагается подумать самим, Следующий мастерский
персонаж — Бытовуха. Ее функция — довести в игре до гротеска бытовые проблемы.
Она приходит и, обращаясь конкретно к руководителю, дает какое-нибудь абсолютно
бессмысленное задание, например, взять лист цветной бумаги и порезать ее на маленькие
пятиугольники. В случае невыполнения задания Бытовуха <заедает> (с точки
зрения игры в прямом смысле). В принципе, бытовые проблемы отрядники могут
помогать решать своему руководителю, но не все, и если они сами до этого
додумаются. <Заеденные> Бытовухой сваливаются в Болото (жизненный аналог
— уходы руководителей, не выдержавших тяжёлой в бытовом отношении жизни).
Жаба, которая <давит>. Она приходит к тем, кого, фразеологически
выражаясь, действительно <давит жаба>, т.е. к людям, проявившим эгоистические
устремления. Приходит и <давит>. <Задавленный> Жабой также
отправляется к Лягушкам. <Желтая Пресса>. Всеми возможными способами (в
том числе и через компьютер) распространяет сплетни, прославляет
<лягушачий> образ жизни, старается завербовать к себе в корреспонденты
(за реальные игровые деньги) как можно больше народу из отрядов. Согласившиеся
работать на Желтую Прессу через некоторое время становятся Лягушками и
затягиваются в Болото. Помимо провокационных мастерских персонажей в Болоте
также существует целый ряд артефактов либо помогающих решать вышеозначенные
проблемы, либо просто приятные сами по себе (шоколадки, воздушные шарики,
бенгальские огни). Попробую по памяти привести неполный набор артефактов.

1. <Добрый Дядя>. Отыгрывается
реальным мастерским игроком и является налогом Благотворительных Фондов. Он
может помочь деньгами на оплату электроэнергии и т.д., если его убедить в
ценности отрядной деятельности или в выгоде от этого для него.

2. Молот. С помощью него можно пробить
стену в другой контур. Идея в тoм, чтo если 2 oтpяда выбеpутся наpужу, тo oни
мoгут этим мoлoтoм _снаpужи_ пpoбить стену у тpетегo oтpяда. Аналoг: в какoм-тo
гopoде пpoблемы, и туда pезкo выезжает десант (напp, пpoвoдит лагеpь,
пoдбpасывает идеи, ставит кoмп. пoчту или еще чтo-тo) и гopoд выхoдит из
тупика. Плюс, этo пoмoгает закoнчить игpу бoлее-менее oднoвpеменнo. Хoтя гpуппы
мoгут и не сделать этoгo.

3. Бумажка-Hенаркомашка. К группе,
владеющей этим артефактом не приходит милиция и чиновники, обвиняющие их в том,
что в отряде притон. Тут скopее гpустная шутка: дoкажи, чтo ты не веpблюд!

4. Газовый Пистолет. Помогает отбиться от
местных, но чреват осложнением отношений с милицией. Пpoстo «местные»
пpихoдят с oпpеделеннoй устанoвкoй: им сказали, чтo здесь сoбиpаются наpкoманы
и т.п. Сooтветственнo, oни пpишли с благoй целью защитить свoю теppитopию (и
свoих дpузей) oт этoгo самым лoгичным для них спoсoбoм. И если гpуппа гoтoва
pазбиpатся в этoм и гoвopить на их языке (не в смысле мата, кoнечнo), тo все
пpoхoдит гладкo. Если нет — возникают осложнения. Мoжет быть до применения
газовых баллончиков. (собирались их делать из шприцов, наполненных водой).

5. Обвязка и Верёвка. Смысл см. ниже.

6. Шоколадки, конфетки и пр.

Там были еще амулеты oт сглаза, oт
несчастья и oт счастья. (Аналoг современных колдунов). причем амулеты были
внушительными. а, амулет oт счастья представлял сoбoй спасательный круг,
который одевался на шею, и снять его былo нельзя. (только передать другому).
Еще были: кристалл, помогающий больным. (Лягушки могли паpализoвавать oсoбo
буйных). Сапoги скopoхoды (oднopазoвые). И нескoлькo яpких, нo беспoлезных
вещей. (Hе все тo зoлoтo…) Выходить в Болото можно только в туристических
обвязках и прицепленным карабином к страховочной веревке (завязывание обвязок
на <сталкерах> и страховка их — дополнительная фоновая деятельность).
Выходить на веревке в Болото может ограниченное количество людей (не более
трети от команды и желательно самые младшие). Они ползают по Болоту, ищут
артефакты и общаются с мастерскими персонажами. Если страхующий из отряда
отпустил веревку, <сталкера> затягивает Болото, и он превращается в
Лягушку. Вoдoлазы задумывались бoльше, как фoнoвая деятельнoсть для младших,
кoтopым пoка pанo вpубаться в слoжные пpoблемы. (Услoвнo, дo 12 лет, нo зависит
oт уpoвня челoвека. Мoжет pаньше — здopoвo). Скopее лягушки мешают вoдoлазам,
гpуппе пpихopдится вытягивать егo, чтo сoздает дoпoлнительную сoвместную
деятельнoсть в гpуппах. Он может стать Лягушкой также добровольно, поддавшись
на уговоры Лягушек, расписывающих прелести <лягушачьей> жизни. В начале
игры для человека, склонного к культуре потребления, лягушачья жизнь
действительно кажется райской, ибо состоит из одних приятных моментов и не
требует решать серьёзные проблемы. Однако, когда лягушек становится много,
<мастерские> Лягушки начинают задавать тон расслоения, дедовщины в мягкой
форме и чморения шестёрок. Hарод начинает понимать, что лягушачий образ жизни
не так уж хорош. Hо вернуться могут только те, кто реально продемонстрировал
попытку противостоять этому образу жизни. Пpичем не пpoстo гoвopит «Я
пpoтив» или пытается выpватся силoй. Бoлoтo затягивает! Hет, oн дoлжен
пpoтивoстoять болоту. Hапpимеp, не давать там в oбиду кoгo-тo несмoтpя на oбщее
мнение и наезды на негo. Вooбще уйти из бoлoта кpайне слoжнo. Есть ещё один
способ недобровольного попадания в Болото. Когда психологическая обстановка в
отрядах начинает ухудшаться (народ начинает ругаться, ссориться, склочничать),
Болото наступает. Оно может разрастись до такого состояния, что кто-то туда сваливается
(аналог — уход народа из отряда, когда атмосфера в нём ухудшается). Hа пpактике
мастеp мелoм pисует на пoлу пpoпасть (Обpаз пpoпасти между людьми). Когда по
переписке или через <сталкеров> отряды начинают налаживать совместную
деятельность, тoгда пoявляются «тpещины» на стенах, гoвopящие o
pазpушении баpьеpoв между гopoдами. Этo как бы решение внешних пpoблем. болото
определяет внутренние пpoблемы, и поэтому сужается, кoгда наpoд перестает
ссорится и т.п. Кстати, упавшего челoвека можно держать за руку, нo вытащить
практически нельзя. Мoгут егo столкнуть и случайно. Судьба. Аналoг: отряд
подставил свoегo В игре действует ещё один мастерский персонаж — Сказка. Ее
функция направлять отряды на верные решения, но ненавязчиво и только тогда,
когда они и так на правильном пути. В частности, одной из установочных задач
Сказки является подбрось идеи совместной газеты. В целом линия игры вначале
идёт на соблазнение народа лягушачьим образом жизни, а потом на то, чтобы
вызвать его неприятия и желания вырваться из Болота и прекратить его
наступление через совместные отрядные дела. Пpичем, пpедпoлагалoсь, чтo эти
дела наpoд найдет сам. Ваpиант сoвместнoй газеты был скopее запасным, наибoлее
лoгичным. И еще: oн был дoстатoчнo pеальным и пo жизни. Схема управления игрой.
В каждой команде есть отдельный мастер, который отслеживает, что происходит в
команде и передаёт мастеру по Болоту. При необходимости он вызывает мастерских
персонажей. Болото обеспечивается мастерской бригадой, в которой желательно
наличие по крайней мере 2-х сильных мастеров и группы людей, отыгрывающих
мастерских персонажей.

ЛАБИРИНТ

Словесная игра типа ситуационной на тему
школьных взаимоотношений.

Цели: умение разбираться в сложной
ситуации умение планировать свои поступки и отвечать за них.

Инструкция: Изобрели нового робота
(ведущий), который может невидимо продвигаться по классу, По вашей команде, он
может внедриться в мозг другого человека, т.е. ученика, и тот будет выполнять
все его команды, но при выходе робота, человек ничего не будет помнить и т.д.
Ход игры: в руках у ведущего схема класса, разделенная на квадраты. Робот видит
в пределах одного квадрата, продвигается по команде ребят и описывает им
находящиеся там объекты. В «классе» идет конфликт между учителем и
учениками, причем пути его решения неоднозначны. Управляя роботом, ребята
пытаются решить эту ситуацию.

Мысли учителя:
«Вечно они все усложняют. Вот раз берусь, одной проблемой меньше
будет»

Телефон          Журнал

Стол учителя

Порожек

(падают)

Теперь понятно за чем САША журнал
брал!
Так староста должна была беречь его!
Так брал его кто-нибудь?
2. Ты что-то видела?
Говори!

ПРОХОД
ГОЛОС УЧИТЕЛЯ:

посмотрим, как вы себе вольности позволять будете!
2 Вы у меня попляшете!

АHДРЕЙ
Что же теперь будет! Hадо было аккуратнее подтирать.
2.Ах я растяпа!
3. Теперь либо САШУ выгонят, либо меня!

ПРОХОД
ГОЛОС УЧИТЕЛЯ

Я вынесу все это на обсуждение педсовета. Будем рассматривать вопрос об
отчислении.

САША.
Я так и знал Что же теперь дома будет?
Если отец придет навеселе — порка обеспечена!
2.Если выгонят, домой можно вообще не приходить!
3.Знал, хуже будет

ПРОХОД
ГОЛОС УЧИТЕЛЯ:

САША, можешь не отпираться. У тебя исправлена оценка!
2.Все против тебя
3. Давай тетрадь мы сверим почерк
4. Странно… Hо..

АHЯ
Hу подтер, ну и Что? Обязательно так шуметь?
2. Hет, ну вместо урока я не против
3.Листает тетрадь с конспектами

ПРОХОД.
ГОЛОС УЧИТЕЛЯ:

Это было последней каплей. Самовольно исправить оценку! Это реступление!
2. Вы за это ответите!

МАША.
Что-то не верится, что Саша мог сам исправить себе оценку.

ПРОХОД.
Голос УЧИТЕЛЯ.


Что вы за люди. Совсем вам доверять нельзя.

АЛЕКСЕЙ
Вот расшумелись-то! И чего ругается? Просто бешенный какойто.
2.Кто же такую свинью Сашке подложил?
3. Лежа на парте жует яблако…

ПРОХОД.
СЛЫШЕH УЧИТЕЛЬ:


Ругается. У меня нет слов! Это высшее хамство Как вы только могли допустить
та кое!!

ДВЕРЬ

Hа самом деле Андрей, друг Саши, в общем,
против его воли. исправил ему оценку. Он отличник, у него почти медаль и
конфликт ему совсем не нужен. Hо Сашку за каждую двойку нещадно лупит пьяный
отец. Вот Андрей и решил помочь. Hо это раскрылось и теперь Сашке грозит
отчисление. Hо и Андрей боится признаться! Ситуацию надо именно решить. а не
просто разобраться в ней…

Этапы составления ролевой игры

 Формулировка проблемы. Проблема должна
волновать автора (либо ее приходится смаковать, что требует некоторого умения).
Разбить на задачи.

Веер ярких, эмоциональных сцен, картинок,
которые будут <задевать> играющих. Это нужно потому, что запоминаются в
основном те вещи, которые проходили на фоне ярких эмоций. Сценки должны
примерно соотноситься со стоящими задачами.

 Продумывание <географии игры>, то
есть что где находится, какие герои что отыгрывают. Развитие сценок, то есть
сюжет. Какие группы играющих есть. Моделирование и вычленение постоянных и
переменных. + правила и стандарты. ( + синусоидная активность).

· Расписывание по людям или командам,
оконкречивание по личностям

· Продумывание фоновой деятельности
(создание особой деятельности для младшего психологического возраста).

· Прописывание игровых алгоритмов (для
повышения напряженности в игре).

· Красивое и наглядное оформление игры.

· Состыковка игры с ведущими группы.

Игра № 2118

Дата: 14.11.2012, 02:17

Ролевые сказки для детей

Балет, балет, балет

Количество игроков: любое

Дополнительно: нет

Суть этой игры заключаются в том, чтобы изобразить балетный номер. Весь состав потенциальных игроков должен разделиться на группы по три человека в каждой. После этого каждая группа исполняет какой-нибудь балетный номер, который может быть представлен в любом жанре.

Если решено играть с определением победителя, значит лучше заранее выбрать судью, чтобы он мог оценить, чей номер является самым ярким и запоминающимся.

Игра № 2117

Дата: 14.11.2012, 02:16

Ролевые сказки для детей

Подводная Одиссея

Количество игроков: любое

Дополнительно: нет

Каждый игрок становится «рыбкой», большой или маленькой, кто-то будет «осьминогом», кто-то станет «китом», «морским коньком», «морским ежом» или другим жителем океана. Всех героев должно быть по одному, чтобы никому не было обидно. Все игроки выполняют свои поручения, которые раздает «чудо-юдо рыба кит», который и является так называемым «капитаном» команды. К примеру, «омар» будет охранять дно океана, «конек» может просто танцевать и красоваться, «рыбки» станут плавать по океану. Все заняты своими делами, но тут начинается «шторм», и все становятся на защиту морского дна.

Под руководством «кита» все становятся в одну линию и прогоняют «шторм», которого играет, к примеру, самый сильный и взрослый игрок, и ему по плечу выдержать нападение нескольких довольных сорванцов.

Игра № 2116

Дата: 14.11.2012, 02:16

Ролевые сказки для детей

Боевые учения

Количество игроков: любое

Дополнительно: небольшие листочки, флажки

Эта игра предлагает ее участникам проникнуться духом армейских учений и почувствовать себя настоящими солдатами.

Участники игры делятся на четыре команды по десять человек – на «пехоту», «моряков», «летчиков» и «танкистов». Каждый игрок прикалывает на одежду, со спины, небольшой бумажный листочек. Затем при помощи считалки выбираются «командир войска» и «горнист», а каждая команда избирает «старшину». На поляне очерчивается большой квадрат. По его углам устанавливаются флажки. После этого каждая команда выстраивается возле своей стороны лицом в центр и пишет на своих бумажных листочках порядковый номер построения. Первыми всегда стоят «старшины».

«Командир» и «горнист» встают в центр квадрата. По команде ведущего они начинают игру. «Командир» подает команды, а «солдаты» их выполняют. Команды будут следующие: «кругом», «шагом марш», «запевай», «налево», «построение в затылок по одному» и т. д. Команды могут отдаваться как одной команде, так и всем сразу.

Ведущий должен следить за играющими и удалять тех, кто допустил какие-либо ошибки. В любой момент «горнист» может дать сигнал тревоги. По этому сигналу все команды должны бежать на свои стартовые линии, где надо быстро выстроиться по порядковым номерам, ничего не напутав. «Старшина» не должен вмешиваться в построение, но по его завершении ему надо добежать до «командира» и быстро доложить о готовности. После рапорта какие-либо перемещения внутри шеренги не допускаются. «Командир» проверяет правильность и определяет победителя. Им становится та команда, которая справляется с заданием быстрее и лучше остальных.

Игра № 2115

Дата: 14.11.2012, 02:16

Ролевые сказки для детей

Брошь жены президента

Количество игроков: любое

Дополнительно: палочки, броши для колье

Для этой игры детям желательно изготовить соответствующее обмундирование: оружие, одежду и прочее, что понадобится по ходу представления. Оружием могут служить деревянные незаостренные палочки с рукояткой, напоминающие автоматы или ружья. Необходимы также герб для «президента» и длинный плащ для его «врага». Для «жены президента» обязательно изготовьте небольшое колье из нескольких брошек. Их нужно наколоть на длинную ленту, которую «жене президента» надо носить на шее. Для ее «служанки-предательницы» потребуется кокетливая шляпка, а для «владельца ресторана» – передник.

Как только подготовите основной инвентарь для игры, распределите между собой следующие роли: «президент», его «жена», «служанка жены», «враг президента» – им должен быть самый сообразительный из ребят, «солдаты», «наемники», «владелец ресторана», «капитан армии», «светские дамы».

Правила игры следующие: «солдаты» приходят в ресторанчик и делают заказ. Здесь главное – обыграть, что заказывают обычно «солдаты» во время получения денег из дома и как расспрашивает их о способе приготовления того или иного блюда «владелец ресторана». Иными словами, требуется вжиться в роль. Например:

– Ух, мечтаю я о куриной ножке.

– На вертеле?

– Да, да. Такой поджаристой, чтобы хрустела. И чтобы пальчики просто облизывать пришлось. А еще соусом ее полейте и, если можно, – вином.

– А что пить будете?.. (и так далее).

Затем появляется «капитан» и объявляет, что «солдаты» должны отправляться на службу, охранять «президента». И если во время охраны кого-то из них пригласит на танец «дама», они не должны отказывать, но тем не менее им нельзя терять и бдительность, надо внимательно наблюдать за посторонними. Задача же «врагов-наемников» – отвлечь внимание «солдат» от «служанки», которая должна успеть отцепить с колье «жены президента» брошь.

Прикрывать ее действия они могут любым способом – отвлекать, устраивать столпотворение и все возможное в тех условиях. Как только брошь будет украдена, а пропажа обнаружена, «президент» приказывает ее вернуть. С этого момента между «армиями» «президента» и «наемников» проводятся конкурсы-бои.

1. Перестрелка. В этом случае все «бойцы» разделяются на пары: «солдат» – «наемник» и начинают «стрелять». «Убить» противника можно, коснувшись своим оружием его плеча с погонами. Ведущий должен следить, чтобы в процессе игры дети не сильно махали палочками и не попали в глаза друг другу. Ну а тех, кто не слушается предупреждений, следует сразу же удалить из игры.

2. Процесс «битвы» можно немного усложнить, если перенести его на гимнастические лавки. Упавший с нее, как и «убитый», считается проигравшим.

После окончания «битвы» по сигналу ведущего «солдаты» начинают преследование «служанки». «Враг» же устраивает им различные препятствия – игры. Придумать их играющий эту роль должен самостоятельно. Единственное условие для него – использовать игры с мячами, кеглями, прыгалками. При этом игры должны быть каким-то образом привязаны к общему стилю действа. Например, мяч может предстать в виде пушечного ядра, прыгалка – в виде сетки для ловли «преступников» и т. д. «Враг» также может устраивать и состязания между своими «наемниками» и «солдатами». Его задача – всячески мешать возвращению броши «законному владельцу». Для этого можно ввести в сюжет до пяти конкурсов.

«Солдаты», оставшиеся «в живых» после окончания конкурсов, должны поймать «служанку». Делать это надо так: ведущий дает сигнал – и первый участник бежит за «служанкой», по второму сигналу он замирает – и за «служанкой» бежит второй участник, который до этого стоял возле ведущего. Пространство для бега должно быть замкнутым. Когда «служанка» будет поймана, она должна вернуть брошь, а «солдаты» доставляют ее «жене президента». Задача «жены» – придумать награду спасителям и поблагодарить их.

Игра № 2114

Дата: 14.11.2012, 02:03

Ролевые сказки для детей

Ложная тревога

Количество игроков: любое

Дополнительно: любой предмет красного цвета, воздушные шары, ложка с водой, нить или веревка

Эта игра позволит детям получить основные знания, необходимые при эвакуации во время пожара, то есть научит сплоченности и взаимопомощи. По этой причине игру лучше всего проводить в школе.

Играющие распределяют между собой следующие роли: «директора» и «завуча», которых необходимо будет спасать «учителя физкультуры», имеющего большой рост «уборщицы» – женщины средних лет, но постоянно сгорбленной «дворника» – дедушки, прихрамывающего на одну ногу «лохматого ученика Вовочки», наряженного в парик, закрывающий глаза «первоклассника», бегающего по школе на деревянной лошадке «девочки с длинной косой», тянущейся по полу «спортсменов» – мальчиков в ластах и с лыжами на ногах «девочки Сони», делающей все очень медленно, со связанными вместе ногами «девчушки-поскакушки», постоянно подпрыгивающей и приплясывающей, а также любых других школьных персонажей.

Каждый игрок самостоятельно вживается в новый образ: изготавливает себе маску или костюм, выбирает аксессуары. После этого все играющие делятся на две команды, которые и будут соревноваться.

Ведущий объясняет детям, что в школе на некоторое время устанавливается длинная перемена, и за это время двое хулиганов-мальчишек решают устроить пожар. Такое безобразие им удается. Задача играющих – эвакуироваться самим и помочь сделать это другим. При этом каждый должен помнить о своей роли. Нескольким взрослым придется следить за ходом игры и делать пометки, кто из игроков и какую ошибку допустил.

Сама игра проводится поэтапно. И первый ее этап называется «тревога». Задача заключается в том, чтобы сообщить о пожаре. Для этого на первом этаже школы устанавливается «место пожара» – это может быть любой предмет красного цвета: флажок, мяч, кубик. На последнем же этаже ставятся два стула, на которых будут восседать «директор» и «завуч», которых обязательно потребуется спасти. От «места возгорания» до «трона» через различные лестницы должно быть примерно одинаковое расстояние.

По жребию из каждой команды выбираются пять-шесть игроков, которые должны будут доставить «весть о пожаре» всем присутствующим в школе. Эти игроки выстраиваются по намеченной дороге на одинаковом расстоянии, в зависимости от размера здания. По сигналу ведущего стоящие возле «огня» персонажи берут по конверту, в которых и находится сообщение о пожаре, и, добежав до следующего игрока, передают послание ему. Тот направляется к следующему в цепочке участнику, и так до тех пор, пока письмо не достигнет «директора».

Но каждый участок пути состоит из различных препятствий, и «гонцы» должны преодолеть их, учитывая особенности своей роли. То есть если это «Соня», значит она может передвигаться, не отрывая ног от земли, – вяло и сонно если это «девчушка-поскакушка», ей надо все время прыгать, независимо от задания, и так до самого конца. Следовательно, «сонная девочка» будет пересекать лабиринт более длительное время, чем кто-либо еще, а горы станут сложным препятствием для «уборщицы», которой нельзя выпрямляться.

Препятствия же могут быть следующими: «река», «горы», «лес», «болото». Чтобы пересечь «реку», необходимо, не разлив, пронести, зажав в зубах, ложку с водой чтобы перелететь «горы», нужно «додуть» до следующего игрока воздушный шарик, следя, чтобы он не коснулся пола. Касаться его чем-либо нельзя. Для преодоления «болота» следует идти только по выложенным на полу отпечаткам следов, не наступая мимо них.

А «лес» представляет собой плутающую дорогу – лабиринт. Эту роль может выполнить любая нить, причудливо разложенная на полу, которую нужно всю пройти так, как она уложена. Длина нити для обеих команд должна быть одинаковой.

Второй этап игры носит название «спасение «директора» и «завуча»». После доставки письма играющие начинают придумывать способ эвакуации «руководителей». При этом одна команда спасает «завуча», а вторая – «директора». Передвигаться самостоятельно этим героям нельзя. То есть игроки могут переносить их, используя кусок плотной ткани, – как на носилках. Все препятствия как были, так и остаются прежними. При пересечении «реки» все игроки держат ложки с водой, при прохождении «леса» все наступают только на нить и следуют по ее очертаниям, и т. д. Некоторые задания можно слегка облегчить или заменить.

Теперь в спасении участвуют только те игроки, которые не занимались доставкой послания. Выигрывает команда, быстрее доставившая письмо, а затем спасшая «главу» школы. Если при прохождении какого-либо из препятствий допускается ошибка, команда возвращается к исходной точке этого этапа и начинает все заново.

Игра № 2113

Дата: 14.11.2012, 02:03

Ролевые сказки для детей

Королевская война

Количество игроков: любое

Дополнительно: нет

Ребята перед игрой договариваются о территории, на которой будет происходить действие, а также распределяют роли между всеми участниками. Поначалу они делятся на две команды, в которых существуют свои роли. Предполагаются следующие персонажи: «король», «полководец», «воины» как в первой команде, так и во второй. Первоначально происходит разговор двух «королей». Они могут беседовать о чем угодно, но по ходу беседы между ними должен разгореться какой-то конфликт. После этого «короли» объявляют друг другу войну.

«Полководцы» должны разработать определенный план военных действий, «воинам» же предстоит привести этот план в исполнение. А чтобы игра была более увлекательной и интересной, в нее следует играть большому числу игроков, потому что добавление в игру «мирных жителей», например «крестьян», «горожан», оживит ситуацию. Ведь в соответствии с ней «королевские войска» и той, и другой стороны могут брать в плен и «мирных жителей», вести сражения на территории обоих «королевств».

В этой игре также найдется место «шпионам», цель которых – выведывать секреты «враждебного королевства». Игра продолжается до тех пор, пока одно из «королевств» не будет побеждено. Для этого все «воины» должны быть «убиты», «ранены» или «взяты в плен». После этого первый тур игры заканчивается, игроки меняются ролями.

Игра № 2112

Дата: 14.11.2012, 02:02

Ролевые сказки для детей

Пираты

Количество игроков: от 10 до 20 человек

Дополнительно: пиратская атрибутика

Это скорее подготовка к настоящей ролевой игре. Она предназначена для детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста. Вы можете организовать ее, например, в летнем лагере, причем «убьете сразу двух зайцев»: доставите удовольствие детям и решите некоторые педагогические задачи, так как эта игра, как и все забавы подобного типа, развивает творческие способности детей, их фантазию.

Большое значение имеет создание у ребенка ощущения реальности происходящего, поэтому необходима «пиратская» атрибутика: повязка на один глаз, игрушечный меч или кинжал у пояса и т. д. Конкретное место проведения, как правило, не важно: дети легко «превращают» в пиратский корабль участок любой территории.

Перед началом игры ребятишки должны придумать название для своего корабля. Затем создается команда (от 5 до 10 человек) и распределяются роли «боцмана», «юнги», «кока», «матросов». Капитаном, конечно, будет «харизматический» лидер данной группы. Следует, однако, объяснить играющим, что остальные роли не менее важны: судьба корабля зависит от сплоченности команды.

Цель «пиратов» – найти «клад», который может быть чисто символическим, а еще лучше – заранее подготовить и спрятать призы для победителей, которые и будут своеобразным «кладом». Рекомендуется также заранее нарисовать «карту», а именно – начертить несложный план местности или помещения, в котором проводится игра. Каким-либо значком на «карте» отметьте место, где «зарыт клад». «Пираты» должны найти «сокровище» за определенный промежуток времени.

Если число желающих принять участие в игре слишком велико, можно сформировать две конкурирующие команды, которые будут представлять, например, испанских и английских «пиратов». Выигрывает та команда, которая быстрее найдет «клад». Кроме того, вторая команда может «взять на абордаж» корабль противников и, тем самым, лишить их возможности участвовать в игре. Это внесет в игру больший динамизм.

Игра № 2111

Дата: 14.11.2012, 02:02

Ролевые сказки для детей

Интервью

Количество игроков: любое

Дополнительно: нет

При помощи считалки выбирается «журналист», остальные играющие распределяют между собой роли. «Журналист» в это время находится в другой комнате и не видит, кто какой образ себе выбрал. Затем ведущий объясняет ребятишкам правила игры:

— Представьте, что в сказочную страну прибыл журналист и пытается взять интервью у ее обитателей. Чтобы определить, кто есть кто, журналист намерен задавать всем очень хитрые вопросы или просить их исполнить какое-либо его задание.

Но учтите, что по ходу действия спрашивать напрямую «Ты кто?» «журналист» не может. «Жители» же страны, пока он общается с кем-то, должны жить своей обычной жизнью: кто-то кого-то догонять («волк» «козлят»), кто-то над чем-то колдовать («Яга» и «фея»). При этом плохие персонажи должны по возможности скрывать свою настоящую сущность.

Приведем пример. Так, «журналист» попадает в лес и наталкивается в нем на персонажа, который занят колдовством. Это может быть как обычная «баба Яга», так и добрая «фея», а, может, и совершенно другой персонаж. Возможно, это «лиса» варит угощение для «журавля». Это «журналисту» и нужно выяснить. Он может спрашивать следующее: «Что вы варите?», «А кому вы решили помочь?», «А станцуйте-ка вы мне танец». Если это «фея», значит она должна двигаться плавно, если «Яга» – пусть старается подражать повадкам этой старушки, то есть сочетает все движения с подскоками и прыжками. Как только персонаж угадан, у него можно брать интервью. Вопросы «журналиста» непременно должны быть веселыми и шуточными.

После того как за определенное время «журналист» угадает какое-то число персонажей, ребята выбирают на его место другого игрока и меняются между собой своими ролями.

Игра № 2110

Дата: 14.11.2012, 01:59

Ролевые сказки для детей

Веселый поезд

Количество игроков: любое

Дополнительно: стулья или скамеечки

Детям надо представить себя работниками железной дороги. Возраст игроков не ограничен. Поезд собирается из стульев, скамеечек, больших коробок.

Главные действующие лица: машинист, проводники, пассажиры, дорожный патруль, повар в вагоне-ресторане.

«Машинист» ведет состав и объявляет названия станций. «Проводники» проверяют наличие билетов, рассаживают «пассажиров», разносят чай. «Дорожный патруль» следит за порядком. Каждый ребенок в пути рассказывает какую-либо веселую историю или исполняет песенку.

Играя, дети общаются, учатся правильно вести себя в общественном месте. Ценно в этой игре то, что можно создать сложные ситуации и пробудить у детишек желание помочь друг другу.

Игру можно дополнить. Вместо билетов пусть ребята приобретут по купону «на одну приятную услугу». Каждый, кто нуждается в посторонней помощи, должен поднять купон вверх. Тогда остальные дети увидят этот сигнал и спросят, чем они могут помочь. Тот, кто выполнит просьбу, получает купон от того, кто нуждался в помощи. А ребенок, оставшийся без купона, в дальнейшем сам должен кому-нибудь помочь.

Купоны изготовьте из картона и на каждом надпишите: «За исполнение одного хорошего поступка».

Игра № 2109

Дата: 14.11.2012, 01:59

Ролевые сказки для детей

Детский сад

Количество игроков: любое

Дополнительно: различные мягкие игрушки, детская посуда, кроватки и коляски для кукол

Девочки распределяют роли «воспитателей» и «нянь», а кто-то будет «музыкальным работником».

Кукол озвучивают сами дети. Завтрак, прогулка, разучивание считалочек – все идет по порядку. Игра развивает дисциплинированность, ответственность, доброжелательность.

События развиваются как в обычном садике:

1. Утром зарядка или танцы под веселую музыку.

2. Завтрак.

3. Занятия (веселый счет, рисование, разукрашивание и т. п.).

4. Прогулка.

5. Обед.

6. Тихий час (для кукол). Девочки исполняют колыбельные песенки, рассказывают сказки.

7. Подготовка к полднику – куклам необходимо сделать прически, нарядить.

8. Полдник.

9. Различные игры в комнате или на уличной площадке.

Хорошо, когда в игре принимают участие взрослые (в роли методиста или старшего повара).

План работы по самообразованию 2020–2021 гг.

Гордиевской Елены Викторовны.

Тема «Развитие нравственных качеств у детей дошкольного возраста через художественную литературу и фольклор»

  Актуальность

Нравственное воспитание – одна из актуальных и сложных проблем, которая должна решаться сегодня всеми, кто имеет отношение к детям. Все начинается с воспитания в детстве. Дошкольное детство — очень важный этап в становлении личности ребенка.  Нравственное воспитание всегда рассматривалось в педагогике как одно из центральных направлений во всестороннем формировании личности.

В работе с детьми особое значение имеет – обращение к художественной литературе. Дошедшие из глубины веков потекши, заклички, приговорки, прибаутки, перевертыши и т.д., наилучшим образом открывают и объясняют ребенку жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений. Художественная литература развивает мышление и воображение ребенка, обогащает его эмоции.

Книга является мощным средством, помогающим формировать моральные качества ребёнка. Композиция литературы, яркое противопоставление добра и зла, фантастические и определенные по своей нравственной сути образы, выразительный язык, динамика событий, особые причинно-следственные связи и явления, доступные пониманию ребенка, — все это делает незаменимым инструментом формирования нравственно здоровой личности дошкольника.

Важную роль в процессе нравственного развития личности на ранних этапах являются семья, детский сад и средства массовой информации. Родители — первые главные учителя.   Многие люди находятся под сильным влиянием идей материализма, у них искажаются представления о мире, личная выгода становится выше морали, честности, а это сказывается пагубным образом на их духовном развитии.

Необходимость приобщения детей к книге бесспорна. Книга совершенствует ум ребенка, помогает овладеть речью, познать окружающий мир. У ребенка дошкольного возраста это первый опыт встречи с художественной литературой на важном этапе развития его личности — этапе дошкольного детства. В это время формируется отношение ребенка к книге: интерес и любовь к ней, или равнодушие. Хорошая книга (стихи, рассказы, былины) и особенно русские народные сказки, сказки других народов вводят ребёнка в мир художественных образов, в мир прекрасного и дают первые и потому наиболее сильные впечатления о взаимоотношениях персонажей, с последующим подражанием детьми.

Цель: Повышение уровня компетенции в вопросе духовно-нравственного воспитания дошкольников на основе чтения художественной литературы и фольклора.

Задачи:

  • Изучить и проанализировать научную и методическую литературу по проблеме использования художественной литературы и фольклора в формировании нравственных качеств у дошкольников.
  • Создать необходимые условия для знакомства детей с художественной литературой.
  • Разработать перспективное планирование по теме самообразования для работы с детьми и родителями.
  • Подобрать формы и методы работы с родителями по совместной работе в данном направлении;
  • Составить картотеку устного народного творчества с целью формирования у детей духовно-нравственного развития.

Этапы работы по самообразования:

  • Подбор и изучение методической литературы: сентябрь – октябрь
  • Участие в мероприятиях посвященных теме самообразования: в течение года
  • Формирование опыта по теме. Внедрение в практику: октябрь — май.
  • Представление опыта работы по теме: май 2022г.

Ожидаемые результаты  

  • повышение творческого, научно-методического уровня, профессионального мастерства и компетентности в развитии у детей нравственных качеств.
  • повысить уровень знаний и умений дошкольников при работе с русскими народными сказками, мотивацию к учению художественной литературой;
  • воспитание положительных взаимоотношений между детьми — умение работать согласованно и дружно в коллективе, оказывать помощь друг другу, доброжелательно оценивать работы сверстников, в корректной форме делать замечания и давать советы.

План работы с детьми:

Сентябрь.

1. Совместная деятельность с детьми: Чтение и пересказ детям сказки: «Бычок, смоляной бочок», чтение рассказа Е. Кошевой «Два огородника»(беседа по прочитанному)

2. Дидактическая игра: «Угадай сказку».

3. Создание картотеки сказок для работы с детьми. Применять цитаты из сказок в режимных моментах.

4.Пополнение книжного уголка художественной литературой.

Октябрь.

1. Консультации для родителей: «Сказка для ребёнка»

2. Совместная деятельность с детьми: Чтение русских народных сказок.

3. Дидактическая игра: «Угадай, из какой сказки прочитан отрывок?».

4. Настольно – печатные игры по мотивам сказок (разрезные картинки, лото).

Ноябрь.

1. Совместная деятельность с детьми: Чтение детям сказки: «Три медведя».

2.День матери: изобразительная деятельность «Маму очень я люблю».

Декабрь.

1. Консультации для родителей «Что читать детям»

2. Дидактическая игра: «Из какой сказки герой».

3.Чтение «Синие листья» В. Осеевой (беседа по прочитанному)

Январь.

1. Консультации для родителей: «Сказки помогут справиться с детским непослушанием»

2. Совместная деятельность с детьми: Чтение сказок по желанию детей. Ремонт книг и пополнение библиотеки группы новыми красочными книгами с русскими народными сказками, дисками.

Февраль.

1. Совместная деятельность с детьми: Чтение сказок русских писателей Рассказывание сказки с новой концовкой: «Волк и семеро козлят»

2.Конкурсрисунков«Вот и сказочке конец» (фантазируют придумывают свою концовку сказки»

Март.

 1.Совместная деятельность с детьми: Чтение произведений о женщинах, мамах.

 2.Выставка «Портрет моей мамочки»

 3.Памятка для родителей: «Как выбрать полезную сказку».

  4.Беседа на тему: «Чуткость и скромность. Чем они отличаются»

Апрель.

1. Консультации для родителей о пользе домашнего чтения. «Книга-лучший друг»

2. Совместная деятельность с детьми: Проведение мероприятия «Путешествие по русским народным сказкам». Прослушивание аудио сказок

3. Беседа на тему: «Доброжелательность»

Май.

1. Консультация для родителей: «Воспитание трудолюбия, послушания и ответственности через сказку».

2.Вечер памяти. Чтение произведений о Родине, Великой Отечественной войне, её героях.

Используемая литература:

1. Алябьева, Е. А. Нравственно-этические беседы и игры с дошкольниками. — М.: ТЦ Сфера, 2004.

 2. Фалькович, Т. А., Барылкина, Л. П. Сценарии занятий по культурно-нравственному воспитанию дошкольников. М.: ВАКО, 2006.

 3. Шаманская, Л. Н., Козина, Л. Ю. Путешествие по сказкам: нравственное развитие дошкольников с ОНР. — М.: ТЦ Сфера, 2010

4. Сборник научно – методических статей. Орел 2015г. Под редакцией О. В Бережнова.

5. Ильин И.: «Духовный мир сказки».

6. Зинкевич – Евстигнеева: «Практикум по сказкотерапии».

7. Э. И Иванова: «Расскажи мне сказку». Литературные сказки для детей. Просвещение 2001г.

8. Ланчеева – Репьева: «Иное царство русских сказок».

Развивающие игры для ребенка 10 месяцев

Дети

Как играть с ребенком в 10 месяцев? В этом возрасте у крохи расширяются возможности, и возрастает желание познакомиться с окружающим пространством. Именно сейчас кроха уверенно ползает и начинает ходить. Во время своих перемещений малыш, не только легко запоминает расположение предметов в пространстве, но и решает такие важные задачи как оценить расстояние между вещами, выбрать последовательность действий (подползти, поднять, взять). Сейчас кроха старательно подражает вам, повторяет те действия, которые вы делаете с предметами. Именно это и следует использовать.

Новые действия со знакомыми игрушками

Еще совсем недавно ребенок реагировал на все игрушки и вещи практически одинаково. Кроха хватал их, тащил в рот, тряс и кидал на пол. Настало время расширить его знания об известных предметах.

Развивающие игры для ребенка 10 месяцев

  1. Игры с мячом. Возьмите мяч диаметром 20 см и просто покатайте его друг другу. Эта игра развивает координацию движения. Если позволяет пространство, покажите как кинуть мяч об стену и поймать руками, постучите по мячу рукой, как это делают баскетболисты и продемонстрируйте ребенку как он подпрыгивает.
  2. Погремушки и ведерко. Погремушка это первая игрушка малыша. Но сейчас он немного подрос и ему уже не так интересно просто трясти её. Пора переходить на новый уровень. Дайте малышу корзинку или ведерко и покажите как сложить в погремушки внутрь. Когда это станет получаться легко, покажите как поместить в ведерко платочек или маленькое полотенце.
  3. Машинки. В этом возрасте их одинаково любят мальчики и девочки. Развивающие игры для 10-месячного ребенка с машинками можно проводить по-разному. Для начала покажите как катать машинку по полу, произнося при этом звук «др-р» и изредка бибикая «би-би». После покажите как прокатить на ней игрушечного зайку или мишку. Если у вас есть большой грузовик, привяжите к нему веревочку и нагрузите игрушками и в путь. Покажите как едет машинка если ее тянуть за веревочку, как перебирая ручками притянуть ее к себе.
  4. Коробки. Эти игрушки нравятся многим детям. Возьмите не большие коробки из под обуви, шкатулки и дайте их малышу, покажите как снять и одеть крышку. Внутрь положите яркие игрушки. Такая игра развивает координацию движения и наблюдательность малыша.

Изучаем новое

Пора начать изучать что-то новое не только с игрушками, но и безопасными предметами. Во время игр подробно рассказывайте ребенку что и зачем вы делаете.

Развивающие игры для ребенка 10 месяцев

Приобретите самую простую пирамидку из 4-5 цветных колец. Покажите малышу, как ее нужно разбирать и собирать. Кроха по началу будет только снимать кольца. Но уже через пару месяцев научится одевать их обратно в разнобой. Пройдет еще немного времени и вот уже все кольца одеты в правильном порядке.

Одна из любимейших игрушек малышей. С виду они очень просты, но сколько с ними простора для творчества и развивающих игр. В этом возрасте вместо деревянных кубиков лучше взять мякиши, с ними малыш точно не поранится.

  • Постройте башенку из 3-4 кубиков и предложите малышу её разрушить. Не беспокойтесь, в этом возрасте дети находятся в разрушительной фазе своего развития. Пока им просто нравится все ломать и смотреть, как постройка разлетается на детали. Строить малыш научится позже.
  • Стулья. Возьмите несколько кубиков и расставьте на некотором расстояние друг от друга. Расскажите ребенку о том, что это стулья и начните рассаживать на них игрушки (для этой игры возьмите небольшие игрушки из пластика). Сопровождайте свои действия рассказом: «Этот стульчик для Развивающие игры для 10-месячного ребенка Развивающие игры для 10-месячного ребенка Миши, садишь мишка. Этот для Зайки…». Конечно, малыш собьет их и поломает постройки, но сначала понаблюдает и запомнит ваши действия.
  • Пирамидки. Сложите из кубиков пирамидку. Внизу будет три кубика, выше два, наверху один. Возьмите игрушку и пройдитесь ей по этим ступенькам вверх-вниз, скажите «топ-топ». И эта постройка тоже будет разрушена, но ребенок запомнит ваши действия и очень скоро будет прохаживать по ним маленьким пластмассовым зайчиком или медведем, а только потом рушить.

Развивающие игры для ребенка 10 месяцев

Предложите ребенку сделать уборку вместе с вами. Дайте малышу красивую тряпочку и покажите как вы стираете пыль с предметов. Ваше чадо попытается повторить ваши движения. Это будут его первые навыки в ведении хозяйства.

Развивающие игры для ребенка 10 месяцев

Рассматривайте и читайте книжки. Спрашивайте малыша: «Где киска?» и сами отвечайте: «вот она» и покажите ее на рисунке. Теперь спросите: «Как говорит киска?» и ответьте «Мяу-мяу». Очень скоро кроха включится в игру и будет показывать животных и отвечать сам. Это упражнение важно для понимания и развития речи.

Дети в 10 месяцев активно познают окружающий мир и самих себя. Малыш уже понимает что у него есть ручки и ножки и научился ими пользоваться, но плохо знает как они называются. Одевая ребенка всегда говорите «одеваем на одну ножку, на другую», моя ручки «моем одну ручку, вторую ручку» и т.д. Теперь ему очень интересен рот, глаза, нос. Обычно детки находясь на руках у взрослых активно трогают эти части лица. Сопровождайте действия словами, а также спрашивайте малыша: «где щечки?» и целуйте или трогайте маленькие щечки. Несколько таких уроков и кроха сам покажет ответы на ваши вопросы.

Начните знакомить ребенка с разными свойствами предметов. Обращайте его внимания на то какие предметы большие (разведите руки в стороны и скажите большой) и маленькие (сожмите два пальца и покажите «маленький»), какие мягкие, а какие твердые, какие гладкие, а какие нет.

Развивающие игры для ребенка 10 месяцев

Начните развивать музыкальный слух ребенка. Включайте ему детские песенки и классическую музыку, пойте сами. Купите маленькое игрушечное пианино, дудку.

Прислушивайтесь к звукам вокруг. Слышите как гудит самолет? Обратите внимания малыша на этот звук и скажите «самолет». Соседи делают ремонт? Что же, придется познакомиться и с этим звуком. Изобразите пальцами дрель и просверлите стену «дж-ж-ж», малышу полезно будет узнать откуда берутся эти звуки, так он скоро перестанет их пугаться.

Развивающие игры для ребенка 10 месяцев

В 10 месяцев ребёнок может подолгу играть самостоятельно, но как и в любом другом возрасте игры с мамой и папой остаются важной составляющей его полноценного развития.

Играя с малюткой, сопровождайте свои действия стишками, сказочными историями или песенками. Потешки и пестушки – разновидность детского фольклора, корни которого уходят в глубину веков. Ещё в древности этот способ коммуникации при игре с малышом использовали для обучения ритму, развития памяти и концентрации внимания. Лёгкие касания детских ладошек и пальчиков (потешки «сорока-белобока», «мальчик-пальчик, где ты был?») развивают мелкую моторику ребёнка. «Идёт коза рогатая» заставляет малыша смеяться, когда ему щекотят животик и часто эта потешка помогает быстро отвлечь расстроенного карапуза.

Пальчиковые игрушки

Десятимесячный ребёнок ещё не способен долго удерживать внимание при чтении сказки. Но если во время повествования вы будете сопровождать текст маленькими игрушками, надетыми на пальцы, изображать, как они кланяются, прыгают и разговаривают, то надолго заинтересуете маленького слушателя.

Купите готовый набор пальчиковых игрушек в магазине либо сшейте их самостоятельно. Сказка на ночь с их использованием поможет малышу снять нервное возбуждение и настроиться на крепкий сон.

Развивающие игры для ребенка 10 месяцев

Ролевые сценарии для детей в 10 месяцев

Дети в этом возрасте начинают подражать взрослым и с удовольствием изображают заботу о подопечном. Возьмите любимую игрушку ребёнка, ложку и тарелочку и предложите крохе повторить за вами, показывая, будто кормите игрушечного гостя: «Кашку повари-повари, зайчика покорми-покорми». Малыш с важным видом будет болтать ложкой в тарелке, а потом совать игрушке, угощая её.

Простейшие ролевые игры помогают развить у десятимесячных детей первые навыки общения, укрепляют самооценку через воздействие на персонажа.

Развивающие игры для ребенка 10 месяцев

Заводной волчок в движении – картинка завораживающая, но позвольте крохе не только следить за кружением, пусть он попытается завести юлу сам. Управление волчком стимулирует развитие чувства опоры, учит координации движений.

Развивающие игры для ребенка 10 месяцев

Догонялки

Даже если ребёнок в 10 месяцев ещё не умеет ходить, он уже достаточно быстро ползает. Усадите его на пол, отойдите на несколько шагов и, повторяя «догоню-догоню!», слегка потопайте ногами. Малыш бросится наутек! Когда вы его догоните, встаньте рядом на четвереньки, произнесите «догони-догони!» и сделайте вид, что убегаете. Маленький преследователь с восторгом помчится за вами.

Догонялки – отличный способ для развития скорости реакции. Активное ползание укрепляет мышцы рук, ног и спины.

Развивающие игры для ребенка 10 месяцев

Фитбол

Какой кроха не любит, когда его качают? Положите десятимесячного ребёнка на фитбол животиком вниз. Придерживая за бока, аккуратно покачивайте малыша вперед-назад, влево-вправо, по часовой стрелке и против, приговаривая что-нибудь весёлое.

Упражнения на мяче — не только развлечение, но и прекрасная гимнастика для укрепления мышц брюшного пресса, спины и косых мышц живота. Врачи-ортопеды очень рекомендуют занятия на фитболе при лечении грыжи у детей.

Развивающие игры для ребенка 10 месяцев

Воздушный гимнаст

Когда держите ребёнка на руках, не бойтесь кружить его или слегка подбрасывать вверх. Конечно, здесь следует не перестараться, обязательно следите за реакцией крохи. Скорость вращения и высота полета должны быть небольшими, а сама игра непродолжительной. Кружась, шипите и жужжите, имитируя звук летящей пчелы или самолета, а подбрасывание сопровождайте ободряющим «ура!». Физическая нагрузка в такой форме укрепляет вестибулярный аппарат растущего человечка.

Развивающие игры для ребенка 10 месяцев

Каким бы ни были ваши игры с ребёнком в 10 месяцев, помните, что они должны приносить удовольствие вам обоим. Радость общения с родителями и телесный контакт с ними – бесценны в мире детей и никакая, даже самая дорогая игрушка не заменит маминых любящих рук.

  • Рокочущий шум как пишется
  • Ролевая сказка за столом на день рождения
  • Рокочущий гром как пишется
  • Рок концерты как пишется
  • Рок н ролл как пишется правильно