Роль значений в жизни человека сочинение

Известно, что объяснить путь с помощью рисунка, схематического плана или географической карты гораздо проще, чем описать его словами. точное изображение

Известно, что объяснить путь с помощью рисунка, схематического плана или географической карты гораздо проще, чем описать его словами. Точное изображение земной поверхности в определенной картографической проекции с помощью условных знаков называют географической картой. На огромное значение карты указывали еще известные географы-методисты XIX века Н. Раевский и А. Брызгалов. Примеров широкого применения карт в жизни и деятельности людей можно привести очень много. Карта – это источник знаний, неизменное пособие в средней и высшей школе. Без карты невозможны экспедиционные исследования, туристические походы, путешествия, мореплавание, промышленное и сельскохозяйственное строительство и др … Вместе карты являются средством массовой информации и пропаганды научных знаний. Сейчас почти ни одно исследование в физической и экономической географии не обходится без всестороннего и глубокого анализа картографических материалов. Только с помощью карт можно глубоко проанализировать особенности природы и хозяйства, оценить взаимосвязи производства с сырьевой базой и потребителями. Очень важная роль карты в процессе обучения учащихся студентов географии, истории, естествознания и других наук. Карта в учебном заведении так же необходима, как учебник. Студенты и школьники учатся характеризовать природу или экономику государств и их частей именно благодаря работе с картой.

Известно, что объяснить путь с помощью рисунка, схематического плана или географической карты гораздо проще, чем описать его словами.
Точное изображение земной поверхности в определенной картографической проекции с помощью условных знаков называют географической картой.
На огромное значение карты указывали еще известные географы-методисты XIX века Н. Раевский и А. Брызгалов.
Примеров широкого применения карт в жизни и деятельности людей можно привести очень много. Карта — это источник знаний, неизменное пособие в средней и высшей школе. Без карты невозможны экспедиционные исследования, туристические походы, путешествия, мореплавание, промышленное и сельскохозяйственное строительство и др.. Вместе карты являются средством массовой информации и пропаганды научных знаний.
Сейчас почти ни одно исследование в физической и экономической географии не обходится без всестороннего и глубокого анализа картографических материалов. Только с помощью карт можно глубоко проанализировать особенности природы и хозяйства, оценить взаимосвязи производства с сырьевой базой и потребителями. Очень важная роль карты в процессе обучения учащихся студентов географии, истории, естествознания и других наук. Карта в учебном заведении так же необходима, как учебник. Студенты и школьники учатся характеризовать природу или экономику государств и их частей именно благодаря работе с картой.
Очень богатая история картографии. Народы, населявшие нашу планету, начали воспроизводить первые картографические работы еще в до нашей эры. Однако картографические произведения того времени почти не сохранились. Описание и графическое изображение различных местностей находим в многочисленных древних памятниках культуры.
Особое развитие картография получила в XVIII веке. В это время начали проводить систематические съемки на суше и на море, готовить специалистов по составлению карт и регулярно печатать карты.
Очень большую роль в развитии картографии сыграл М.В. Ломоносов. Его считают одним из основателей научной географии. Большая заслуга Ломоносова в организации создания новых карт, в том числе экономических.
Старинные карты были рукописными. Одной из первых печатных карт была карта сооружений ближних пещер Киево-Печерской лавры (1661).
Особенно бурно развивается картография в эпоху Петра I. Именно в этот период начали составлять карты на математической основе.
В годы ВОВ главная задача картографов состояла в том, чтобы обеспечить советские войска картами Советского Союза, Западной Европы. Одновременно промышленность выпускала школьные, а также различные справочные карты.
Современная картография создает карты по содержанию, назначению и масштабу.
Школьные карты — это учебные карты, содержание и оформление которых соответствуют возрастным особенностям учащихся студентов, уровню их картографической подготовки. Важнейшей чертой учебных карт является наглядность. Ее достигают определенным ограничением содержания карт и специальными приемами изображения его элементов.
Школьные географические карты выпускают для различных классов. Карты для младших школьников более общие, простые, схематичные, они содержат меньше информации чем карты для средних и старших классов, кроме того для них выбирают наиболее объемную проекцию.
По способу использования в учебном процессе географические карты делятся на стеновые и настольные. Стеновые карты используют на уроках, парах в кабинете для объяснения нового материала учителем, закрепления и повторения его учениками, для опроса. Для настенных карт характерны значительная степень генерализации, четкий шрифт.
Настольные карты — альбомы карт, атласы и карты в учебниках рассчитаны на индивидуальную работу учащихся в кабинете и дома.
Важным картографическим пособием является глобус, который широко используется в обучении. Глобус — модель земного шара, в миниатюре отражает главные элементы поверхности нашей планеты.
Ученики с планом и картой знакомятся еще в начальных классах. Согласно программе это — ориентирование на местности по компасу, чертежи плана простого предмета, понятия о масштабе, изображения направлений и объектов на чертеже, план местности, его масштаб, отличие плана от рисунка, условные знаки, чтение топографического плана (план местности), различия карты от плана по масштабу, чтение карты, нахождения своего города или районного центра на карте.
В эпоху технического прогресса трудно переоценить умение читать географическую карту. Без него не обойтись геологам и морякам, строителям и пилотам. Ученые — психологи и педагоги утверждают, что работа с картой способствует не только глубокому осмыслению, но и развития у человека воображения пространственного представления, памяти, умения анализировать, обобщать.
География / Значение / Карта / Картография / Человек

   Книга – это учитель всего человечества, который помогает разобрать и понять себя. Именно она имеет очень важную роль в жизни. С ее помощью человек развивает свой внутренний мир, становится более грамотным и воспитывает в себе нравственность. “Всем хорошим я обязан книге,” – писал великий деятель русской литературы Максим Горький.
   Иногда происходят такие жизненные ситуации, при которых только книга сможет помочь человеку. Так в романе Федора Михайловича Достоевского «Преступление и наказание» главный герой Родион Раскольников, решая проверить свою теорию и понять к какому типу людей он относится, совершает убийство старухи-процентщицы и ее беременной сестры. После совершения преступления Раскольников начинает мучиться, буквально сходить с ума. Его мучают страшные сны, которые не дают покоя. Но в его жизни появляется святая книга — Библия. Глава о воскрешении Лазаря, которую читала вслух Соня, убедила Раскольникова в необходимости признания. И уже на каторге Библия стала для Родиона путеводной звездой, которая привела бы его на правильный, истинный путь. С помощью книги главный герой полностью раскаялся в содеянном, она помогла ему в такой сложный период жизни.
   А вот в некоторых поступках главного героя романа Ивана Александровича Гончарова «Обломов» я увидела себя. В Илье Ильиче автор показывает полное воплощение лени и те последствия, к которым она приводит. Обломов ведет диванный образ жизни, ничего не хочет и ни к чему не стремится, живет без цели и это приводит к печальным последствиям. Прочитав это произведение, я поняла, что, лежа на диване, ты не добьешься ничего в своей жизни. Нужно ставить цели и идти к ним, иначе ты проживешь бессмысленную и скучную жизнь.
   «Чтение – вот лучшее учение», – говорил Александр Сергеевич Пушкин. Я полностью согласна с этим, читая, ты многому можешь научиться. А также книга — мотиватор. Она может помочь в трудных жизненных ситуациях, возникшие на пути и дать совет. С помощью книги человек может понять, чего он хочет и, что нужно делать для того, чтобы этого добиться.

Здравствуйте, Катя!

У вас получилось интересное сочинение со своим видением проблемы. Подобраны хорошие примеры из литературных произведений, работа написана самостоятельно.

В соответствии с критериями проверки итогового сочинения ваша работа оценивается следующим образом.

К1 (соответствие теме) + 1  балл.

К 2 (наличие литературного аргумента) + 1 балл.

В содержательной части сочинения предпринята попытка аналитического осмысления художественных произведений: эпизоды сопровождаются комментариями.

К3 (логика и композиция) + 1 балл

“Всем хорошим я обязан книге,” – писал великий деятель русской литературы Максим Горький.

Это предложение – хороший посыл к ответу на вопрос, заявленный в теме, но вы не пользуетесь им: предложение осталось не раскрытым висеть в конце первого абзаца, нарушая стройность композиции. Уместнее было бы сказать после нее о том, что писатель имел в виду, говоря эти слова, при этом плавно переходя к примерам.

Например: я согласна с ним, потому что знаю, что книга может помочь разобраться в себе, отвечает на многие наши жизненные вопросы. Литературные герои разных произведений могут подтвердить мою мысль.

Первый аргумент не содержит ключевых слов по теме, нигде не сказано, что книга помогла герою именно разобраться в себе, понять, что он обычный, как все, и никакого деления людей на категории не существует.

Нет микровыводов после аргументов. Каждому аргументу нужен какой-то небольшой итог вашей мысли, чтобы перейти к следующему абзацу.

К 4 (речь)+ 1 балл

Что значит «разобрать себя»? Мы не сборочные модели, так ведь? Наверное, вы хотели сказать «разобраться в себе». Но тогда разобраться в себе и понять себя будут две взаимозаменяемые фразы, дающие повтор мысли.

речевая несочетаемость: имеет значение либо играет роль

развивает свой внутренний мир

речевая несочетаемость: развивать можно себя, а внутренний мир мы обогащаем, расширяем и проч.

воспитывает в себе нравственность

речевая несочетаемость: нравственность – это понятие этическое, невозможно нравственность воспитать, зато можно воспитать нравственные ценности: любовь, верность и проч.

совершает убийство старухи-процентщицы и ее беременной сестры. После совершения преступления

речевой повтор и избыточность: можно написать просто после преступления

мучиться, буквально сходить с ума. Его мучают

речевой повтор: его терзают, гнетут, грызут, точат, изнуряют и проч.

которая привела бы его на правильный, истинный путь

речевая несочетаемость: на правильный путь не приводят, а выводят

правильный, истинный путь

речевая избыточность: правильный и истинный – слова синонимы, достаточно одного из них

полностью раскаялся в содеянном

речевая избыточность: разве можно раскаяться не полностью? Конечно, нет. Наречие здесь неуместно

показывает полное воплощение лени

речевая несочетаемость: прилагательное нужно убрать, воплощение не может быть неполным

речевая недостаточность: глагол сильного управления, нужно указать, кому не дают покоя

помогла ему в такой сложный период жизни

какой такой? Нет привязки указательного местоимения к прилагательному, лучше его не использовать

привела бы его на правильный, истинный путь

путь чего? Раскаяния, исправления, возрождения, понимания и проч.

«Чтение – вот лучшее учение», – говорил Александр Сергеевич Пушкин. Я полностью согласна с этим,

С чем с этим? С этим высказыванием, с этими словами, с этой мыслью, с этим утверждением и проч.

К 5 (грамотность)+ 1 баллов

Пунктуация:

Вводное слово обособляем

понять к какому типу людей он относится

запятая перед придаточной частью СПП с союзным словом к какому

Обломов ведет диванный образ жизни, ничего не хочет и ни к чему не стремится, живет без цели и это приводит к печальным последствиям.

Между частями ССП перед союзом и необходима запятая

согласна с этим, читая, ты многому можешь научиться

после слов согласия лучше поставить двоеточие, так как после них следует раскрытие мысли

ситуациях, возникшие на пути и дать совет

причастный оборот обособлен только с одной стороны, нужна запятая после слова пути

Грамматика:

ситуации, в которых

ты многому можешь научиться. А также книга – мотиватор

Сочинительный союз должен в этом случае связывать однородные понятия, вы же его используете как разделитель. Возможно, без него текст будет стройнее. Кроме того в предложениях нет временного соответствия.

помочь в трудных жизненных ситуациях, возникшие на пути и дать совет.

Несогласованность между существительным и причастием. Д.б. ситуациях, возникших или возникающих

Основной недостаток вашей работы, Катя, речевые и грамматические ошибки. Рекомендую внимательно проверять свои работы перед сдачей, не употреблять слишком сложных оборотов речи, писать проще.

На чтение 5 мин Просмотров 2.4к. Опубликовано

Данная тема и текст актуальны для реального ОГЭ 2022!

ЗАДАНИЕ 9.3

Как Вы понимаете значение слова ВООБРАЖЕНИЕ?

Сформулируйте и прокомментируйте данное Вами определение.

Напишите сочинение-рассуждение на тему «Для чего человеку нужно воображение?»

ИСХОДНЫЙ ТЕКСТ

(1)Когда нас оделили мороженым и фруктами, делать на ковре было нечего, и мы, несмотря на косые, палящие лучи солнца, встали и отправились играть.

– (2)Ну, вот что! – сказала Любочка, щурясь от солнца и припрыгивая по траве. – (3) Давайте в Робинзона.

– (4)Нет… скучно, – сказал Володя, лениво повалившись на траву и пережёвывая листочек, – вечно в Робинзона! (5)Ежели непременно хотите, так давайте лучше беседочку строить.

(6)Володя заметно важничал: должно быть, он гордился тем, что приехал на охотничьей лошади, и притворялся, что очень устал. (7)Может быть, и то, что у него уже было много здравого смысла и слишком мало силы воображения, чтобы вполне наслаждаться игрою в Робинзона. (8)Игра эта состояла в представлении сцен из Робинзона, которого мы читали незадолго перед этим.

– (9)Ну, пожалуйста… отчего ты не хочешь играть с нами? – приставали к нему девочки.

– (10)Право, игра не стоит свеч! – сказал Володя, потягиваясь и вместе с тем самодовольно улыбаясь.

– (11)Так лучше бы дома сидеть, коли никто не хочет играть, – сквозь слёзы выговорила Любочка.

(12)Она была страшная плакса.

– (13)Ну, пойдёмте; только не плачь, пожалуйста: терпеть не могу!

(14)Снисхождение Володи доставило нам очень мало удовольствия; напротив, его ленивый и скучный вид разрушал всё очарование игры. (15)Когда мы сели на землю и, воображая, что плывём на рыбную ловлю, изо всех сил начали грести, Володя сидел, сложив руки и в позе, не имеющей ничего схожего с позой рыболова. (16)Я заметил ему это, но он отвечал, что оттого, что мы будем больше или меньше махать руками, мы ничего не выиграем и не проиграем и всё же далеко не уедем. (17)Я невольно согласился с ним. (18)Когда, воображая, что я иду на охоту, с палкой на плече, я отправился в лес, Володя лёг на спину, закинул руки под голову и сказал мне, что будто бы и он ходил. (19)Такие поступки и слова, охлаждая нас к игре, были крайне неприятны, тем более что нельзя было в душе не согласиться, что Володя поступает благоразумно.

(20)Я сам знаю, что из палки не только что убить птицу, да и выстрелить нельзя. (21)Это игра. (22)Коли так рассуждать, то и на стульях ездить нельзя, а Володя, я думаю, сам помнит, как в долгие зимние вечера мы накрывали кресло платками, делали из него коляску, один садился кучером, другой – лакеем, девочки – в середину, три стула были тройка лошадей, – и мы отправлялись в дорогу. (23)И какие разные приключения случались в этой дороге! (24)И как весело и скоро проходили зимние вечера!.. (25)Ежели судить по-настоящему, то игры никакой не будет.

(26)А если игры не будет, что же тогда остаётся?

(По Л.Н. Толстому*)

Толстой Лев Николаевич (1828–1910) – великий русский писатель и мыслитель.

ПЛАН СОЧИНЕНИЯ

  1. l Что такое воображение? Для чего человеку нужно воображение?
  2. ll Пример из текста Л.Н.Толстого:
    1. кто герои текста;
    2. чем они занимаются;
    3. какие эмоции испытывают дети во время игры;
    4. кто из ребят не хочет играть, почему, какое у него настроение;
    5. что показывает данный пример.
  3. lll Пример из собственной жизни (из литературы, фильма, собственного опыта, опыта других людей и т.п.).
  4. lV Вывод (короткое обобщение + совет).

СОЧИНЕНИЕ

Для чего человеку нужно воображение?

          Воображение – это способность человека создавать в своём сознании различные образы и придумывать то, чего не существует в реальности. Для чего человеку нужно воображение? Оно делает нашу жизнь более интересной, яркой и насыщенной. Этой способностью обладают люди разного возраста. Но больше всего любят фантазировать дети. Докажу свои слова двумя примерами.

          Обратимся к тексту Л.Н.Толстого, героям которого очень нравится играть в разные игры, воображая сцены из прочитанных книг. Так, стулья у них превращаются в тройку лошадей, кресло — в коляску, а палка — в ружьё. Ребятам легко представить, как они отправляются в путешествие или оказываются на необитаемом острове. В такие моменты дети счастливы, им весело и интересно, время летит незаметно. Однако один из них — Володя — не хочет принимать участие в игре. Возможно, потому что ему лень или он просто повзрослел и «у него уже было много здравого смысла и слишком мало силы воображения». Поэтому мальчик скучает и своим видом портит настроение друзьям. Это наглядный пример того, как воображение превращает будни в праздник и сказку, а его отсутствие — в серую действительность.

          В детстве я тоже любил фантазировать, особенно когда бабушка рассказывала мне на ночь сказки. Я с большим интересом слушал невероятные истории, и в моём воображении возникали удивительные картины. Порой я представлял себя в роли главных героев и сочинял продолжение сказок. Это было очень увлекательное занятие, благодаря которому жизнь казалась мне настоящим приключением.

          Таким образом, воображение играет большую роль в жизни человека, особенно ребёнка. Поэтому нужно обязательно развивать эту способность с раннего детства. И, может быть, в будущем из ребёнка получится талантливый писатель, режиссёр или художник. (256 слов)

Читайте также:

Как характеризует человека бескорыстие?

Как завоевать авторитет?

Как можно прославиться?

Нужно ли уметь просить прощения?

Для чего человеку нужно воображение?

Блог в помощь!

Предлагаю вашему вниманию исследовательскую
работу ученицы 9-го класса. Данная работа
посвящена вопросу об односоставных предложениях
и их роли в художественном тексте (на примере
повести Г.Успенского «Нравы Растеряевой улицы»).
Выбрать такое произведение нам показалось
особенно интересным, так как Глеб Успенский –
наш земляк, уроженец Тулы, да и в произведении
рисуется Тула конца XIX века.
Почему была выбрана именно такая форма работы?
Процесс обучения становится осознанным,
учащийся осваивает научный стиль речи, учится
писать точно и лаконично. Кроме того, реферат
может быть засчитан в качестве экзаменационного
сочинения.
Учитель И.Е. ЛАРИКОВА

Ксения МАШКОВА,
9-й «Б» класс, лицей «Школа менеджеров»,
г. Новомосковск

Односоставные предложения и их роль в
художественном тексте

(на примере повести Г.Успенского
«Нравы Растеряевой улицы»)

9 класс

Введение

В русском языке наряду с простыми
двусоставными предложениями существуют
односоставные. «Односоставными называются
предложения, грамматическая основа которых
состоит из одного главного члена» ([1], с. 309). В
современной науке нет единого мнения об
односоставных предложениях. Некоторые лингвисты
не считают односоставные предложения
самостоятельными коммуникативными единицами и
рассматривают их как разновидность двусоставных
структур. В данной работе освещается
традиционная точка зрения на структуру
односоставных предложений, закрепленная в
учебниках по русскому языку под редакцией проф.
С.Г. Бархударова и В.В. Бабайцевой.
Известно, что различные виды односоставных
предложений неодинаково распространены в речи.
Мне показалось интересным понаблюдать за ролью
односоставных предложений в художественном
тексте. В качестве материала я выбрала повесть
нашего земляка писателя Г.Успенского «Нравы
Растеряевой улицы».

Определенно-личные предложения

«Определенно-личные предложения – это
односоставные предложения со сказуемым-глаголом
в форме 1-го или 2-го лица» ([2], с. 88). Глагол в
предложениях этого типа не нуждается в
обязательном наличии местоимения, так как в его
форме уже заключено указание на вполне
определенное лицо. Различаются два типа
определенно-личных предложений в зависимости от
форм выражения глагола-сказуемого:
1. Сказуемое выражено глаголом в форме
1-го и 2-го лица единственного и множественного
числа настоящего и будущего времени
изъявительного наклонения, например:
Ну что ж, посмотрим, попытаем
счастья…

Появление определенно-личных
предложений такого типа вызвано стилистическими
факторами.
2. Сказуемое выражено глаголом в форме
2-го лица единственного и множественного числа
повелительного наклонения, например:
На-ка, дурак, отдай матери!
Посылайте за полштофом…
Подавай деньги сюда!
На сколько, позвольте спросить, персон
накрывать?

Здесь играют роль не только
стилистико-экспрессивные моменты: отсутствие
подлежащего-местоимения объясняется строем
русского языка.
В древнерусском языке глагольная форма лица
выражалась окончанием глагола: говорили не я
шел,
а есмь шел (ecu шел, есть шел). Затем есмь,
ecu, есть
отпали, что привело к смешению лиц. Во
избежание этого при глаголе-причастии на
стали подставлять я, ты, он (я шел, ты шел, он шел).
По аналогии стали употреблять при иду – я
иду,
при глаголе идешь – ты идешь. Так,
например, опущение местоимения 1-го и 2-го лица в
предложениях императивного характера
грамматически противопоставляет императив
омонимичным формам изъявительного наклонения
(ср.: Мы пойдем домой – Пойдем домой!) и
придает речи большую энергию и определенность.
Более категорично звучит приказание, если
опущено местоимение ты или вы. Сравните: Подойдите
сюда
и Вы подойдите сюда. В предложении с вы
значение приказания стирается, появляется
значение просьбы.
Итак, образование определенно-личных
предложений объясняется историческими
факторами, а их применение – задачами
стилистическими, так как определенно-личные
предложения в сравнении с двусоставными придают
речи лаконизм, динамичность. Именно этот тип
односоставных предложений ценил Успенский:
Только не унывайте и не ропщите.
В первый раз в жизни вижу вас.

Именно они придают экспрессию
жизненным ситуациям, которые передает в своем
произведении наш удивительный земляк. Личная
форма сказуемого активизирует читательское
восприятие: Успенский как бы вовлекает читателя
в решение поставленной проблемы.
Лингвисты неоднократно отмечали преимущество
определенно-личных предложений перед
синонимичными двусоставными: указание лица в
последних придает речи лишь более спокойный тон,
делает ее, по выражению А.М. Пешковского, «более
вялой, разжиженной».

Неопределенно-личные предложения

«Неопределенно-личные предложения –
это односоставные предложения со
сказуемым-глаголом в форме 3-го лица
множественного числа» ([2], с. 88).
Сначала побирались целый день,
потом в церковь зашли
.
Сказуемое обозначает действие,
совершаемое неопределенными лицами, не
обозначенными явно из-за того, что говорящий не
знает их или не хочет называть. Такое умолчание
возможно потому, что определить лицо по
глагольному сказуемому нельзя.
Модальность неопределенно-личных предложений
различна: они выражают действие реальное, только
возможное, невозможное, необходимое. По
эмоциональной окраске неопределенно-личные
предложения тоже могут быть различны. В
неопределенно-личных предложениях
глагол-сказуемое может быть употреблен в форме
любого времени:
Понедельничают еще: глагол
употреблен в форме настоящего времени; побирались:
глагол употреблен в форме прошедшего времени.
Неопределенно-личные предложения могут иметь
сказуемое, состоящее из личного глагола и
примыкающего к нему инфинитива (такой вид
предложений в произведении найти не удалось).
Неопределенно-личные предложения образуются
также из сказуемых-глаголов в форме условного
наклонения.
Конструкции неопределенно-личных предложений
могут быть распространенными и
нераспространенными, как и другие типы
предложений. Неопределенно-личные предложения
менее продуктивны в современном русском языке,
чем определенно-личные, сфера их употребления
более узкая. Это в основном разговорная речь,
откуда они легко переходят в художественную,
придавая ей живые интонации. Передавая речь
своих персонажей, Успенский широко использует
этот вид предложений:
Ведь посмотрите вы на эту лузгу, издыхают!
Вытащили его?
Хоть бы чуточку подождали!

Это позволяет автору живо передать
разговорную интонацию.
Подобные односоставные предложения нейтральны в
стилистическом отношении и могут быть
использованы в любом стиле. Неопределенно-личные
предложения интересны в стилистическом плане
тем, что в них подчеркивается действие.
Употребление таких предложений позволяет
Г.Успенскому акцентировать внимание на
глаголе-сказуемом, то есть на действии, в то время
как субъект действия отодвигается на задний план
независимо от того, известен он читателю или нет.
Особенно выразительными мне показались те
предложения, в которых носитель действия
представлен как лицо неопределенное.
Подчеркнутая глагольность придает им особый
динамизм.
Но это качество неопределенно-личных
предложений используется не только в
художественном стиле. Нельзя обойти стороной и
их эффективное использование в публицистическом
стиле речи. Особенно эффективно использование
неопределенно-личных предложений в качестве
заголовков газет. В научном стиле использование
неопределенно-личных предложений диктуется
стремлением автора обратить внимание на
характер действия. В официально-деловом стиле
неопределенно-личные предложения используются
наряду с безличными.

Обобщенно-личные предложения

Обобщенно-личными
называются односоставные бесподлежащные
предложения, главный член которых выражен обычно
глаголом в форме 2-го лица единственного числа,
реже – в форме 1-го или 3-го лица множественного
числа, обозначающие действие, потенциально
относимое к любому лицу (мысленно можно
подставить подлежащие все, каждый, любой и
так далее). Как правило, обобщенно-личные
предложения реализуются в пословицах и
поговорках. Часто обобщенно-личные предложения
образуются со сказуемым, выражающим значение
условия в сложных предложениях, например: Взялся
за гуж – не говори, что не дюж.
В
обобщенно-личных предложениях используются
устойчивые конструкции, характерные для
разговорно-обиходной речи с просторечным
оттенком.
Обобщенно-личные предложения выделяются из всех
односоставных личных своей экспрессией.
Наиболее характерная форма сказуемого для этих
предложений – форма 2-го лица единственного
числа, получающая обобщенное значение, –
является и самой выразительной. Не случайно
очень часто этот тип предложений встречается в
русских пословицах и поговорках.
Народно-поэтический оттенок приобретают строки
из художественных произведений, в которых
писатели прибегают к обобщенно-личным
предложениям. Экспрессивность подобных
конструкций отчасти достигается переносным
употреблением форм лица: 2-е лицо глагола
указывает на самого говорящего.
Яркая экспрессивность таких конструкций
ограничивается их функционированием. Кроме
разговорной и художественной речи, для них
открыт публицистический стиль. А.М. Пешковский
писал по поводу обобщенно-личных предложений:
«Чем интимнее какое-либо переживание, тем
труднее говорящему выставить это напоказ перед
всеми, тем охотнее он облекает его в форму
обобщения, переносящую это переживание на всех, в
том числе и на слушателя, который в силу этого
более захватывается повествованием, чем при
личной форме».
Глеб Успенский в своем произведении широко
использует пословицы и поговорки. Особенно это
касается ситуаций, в которых герои получают
наставления от более старших по возрасту:
Снявши голову, по волосам не плачут.
Цыплят по осени считают.
С миру по нитке соберут, будет тебе рубашка.
Бездонную бочку водой не наполнишь.

Часто Успенский употребляет и
неопределенно-личные предложения в значении
обобщенно-личных. Эти предложения, таким образом,
приобретают значение «все должны поступать так,
это справедливо для любого лица» ([2], с. 89).
Не помолившись, из церкви не выходят.
Каких только людей не увидишь в Заречье!
Встаешь на работу засветло, приходишь – затемно.

Безличные предложения

«Безличные предложения – это
односоставные предложения со сказуемым, при
котором нет и не может быть подлежащего» ([2], с. 90).
Безличные предложения в русском языке могут
иметь следующие значения:
1.
Предложения, выражающие
логически-интеллектуальные восприятия
действительности, например: Ответа не было.
2. Предложения, выражающие
психологически-эмоциональные восприятия и
переживания, например: У мастерового отлегло от
сердца. Мне скучно. Стыдно подумать, что дальше-то
будет.

3. Предложения, выражающие состояние природы: Извольте
взглянуть, как оттуда понесло. Становилось
темнее и свежее.

Каждая из этих групп распадается на
многие подгруппы. По форме различаются следующие
разновидности безличных предложений:
1. Предложения со сказуемым, выраженным
глаголом в форме 3-го лица.
2. Безличные предложения со сказуемым – кратким
страдательным причастием.
3. Безличные предложения, образованные из
инфинитивных конструкций: Да издохнуть мне на
месте!

4. Безличные предложения со сказуемым – словом нет
(не было): В доме никого не было.

5. Безличные предложения идиоматического
характера: Как бы там ни было, а идти придется.
Безличные предложения отличаются
особым разнообразием конструкций и их
стилистическим применением в речи. Среди них
есть такие, которые типичны для разговорной речи,
и такие, которые выделяются канцелярской
окраской.
Есть лирические по эмоциональной окраске,
излюбленные поэтами конструкции, и есть
предложения, используемые в публицистической
речи. По сравнению с односоставными личными
предложениями, которые, по словам Д.Э. Розенталя,
«содержат элемент активности, проявления воли
действующего лица», безличным предложениям
присущ «оттенок пассивности, инертности» ([6], с.
375).
Особый разряд безличных предложений –
инфинитивные предложения. Они представляют
значительные возможности для эмоционального и
афористического выражения мысли. Поэтому они
используются в пословицах, в художественной речи
и даже для лозунгов.
Однако основная сфера их функционирования –
разговорный стиль.
Нет в доме хлеба!
Па-адать сюда Порфишку!

Художники слова обращаются к
инфинитивным предложениям как к средству
создания непринужденно-разговорной окраски речи
и вводят их в диалоги и монологи, насыщенные
эмоциями. При соответствующем интонационном
оформлении инфинитивные предложения несут
огромный экспрессивный заряд и выделяются
особой напряженностью.

Назывные предложения

«Назывные предложения – это такие
односоставные предложения, в которых есть только
один главный член – подлежащее. Они сообщают о
том, что какое-нибудь явление или предмет
существует (имеется) в настоящем» ([2], с. 96).
Назывные (номинативные) предложения по
содержанию могут:
1. Описывать природные явления: Жарища!
2. Описывать среду и обстановку.
3. Описывать внешний вид и психологическое
состояние живых существ: Прекрасные, мягкие и
белые руки, нелепое румяное лицо.

4. Выражать пожелание, приказ и приветствие: Сольцы,
сольцы!

Назывные предложения по сути своей как
бы созданы для описания: в них заложены большие
изобразительные возможности Называя предметы,
расцвечивая их определениями, писатели рисуют
картины природы, обстановку, описывают состояние
героя, дают оценку окружающему миру. Однако
подобные описания не отражают динамики событий,
так как номинативные предложения указывают на
статическое бытие предмета.
Линейное описание событий данными предложениями
невозможно: они фиксируют только настоящее
время.
Вот, например, как описывает Успенский в главе
«Первый опыт» дом после смерти «растеряевского
барина»:
Высокие медные подсвечники. Солдаты,
бабы. Унылая фигура последней фаворитки барина,
Лизаветы Алексеевны, в огромной атласной шляпе, с
заплаканными глазами и руками… Свечи, чадные
лампадки. Дьячок с широкой спиной приготовляется
читать псалтырь…

А вот как изображает писатель дом
мещанина Лубкова:
Самая фигура дома давала некоторое
понятие о характере хозяина. Гнилые рамы,
прилипнувшие к ним тонкие кисейные занавески
мутно-синего цвета, оторванные и болтавшиеся на
одной петле ставни, аляповатые подпорки,
упиравшиеся одним концом чуть ли не в середину
улицы, а другим в выпятившуюся гнилую стену
.
Номинативные предложения могут
звучать с большим напряжением, выполняя
экспрессивную функцию при соответствующем
интонационном оформлении.

Заключение

Таким образом, стилистическая роль
односоставных предложений достаточно обширна.
Односоставные личные предложения придают речи
лаконизм, экспрессию, динамику, живые
разговорные интонации, выносят на первый план
действие, дают возможность избежать излишнего
повторения местоимений, а обобщенно-личные
предложения подчеркивают типичность
обозначаемого, придают сообщению характер
сентенции. Использование в речи «самой пестрой»,
по мнению В.В. Бабайцевой, «и наиболее
употребительной группы односоставных
предложений», безличных, позволяет дать
выразительную характеристику физического и
нравственного состояния человека, описать
пейзаж, обстановку, где происходит событие,
выразить различные оттенки – необходимости,
возможности и т.д., сделать повествование более
лиричным. Назывные предложения позволяют
лаконично изобразить картины природы,
внутреннее состояние героя; сосредоточив наше
внимание на отдельных предметах, автор тем самым
выделяет их из всей обстановки. Эти детали
представляются писателю, а вслед за ним и
читателю особо важными. Помогают воссоздать
картину в целом, а все лишнее, ненужное
опускается.
В течение последнего месяца я
наблюдала, анализировала, как «работают»
односоставные предложения в произведении Глеба
Успенского. Он активно использует односоставные
предложения. Наиболее употребительными
оказались определенно-личные,
неопределенно-личные и назывные, реже
употреблялись безличные предложения. На мой
взгляд, автору наиболее важны действия и
состояния конкретного лица, персонажа
произведения – доктора Хрипушина, Прохора
Порфирыча, «темного богача» Дрыкина, сироты
Алифана и многих других.
Произведение
Г.Успенского было крупным вкладом писателя в
демократическую литературу 60-х годов XIX века.
Оно привлекает большим художественным
мастерством, ярко и точно выписанными
характерами, превосходным языком, многообразной
интонацией авторской речи, по словам профессора
Милонова, «то задушевно скорбной, то ироничной,
то убийственно саркастичной». В «Нравах
Растеряевой улицы» и мастерски выписанные
портреты героев, и выразительные пейзажные
зарисовки, и картины Растеряевой улицы в разные
времена года. Но, пожалуй, особое значение для
автора имеют речь его персонажей, исповедь героя
(рассказ Прохора Порфирыча о начале своего
жизненного пути), монолог, диалог.

Литература

1. Бабайцева В.В. и др. Русский язык.
Теория. 5–11-е кл.: Учеб. для общеобразоват. учеб.
заведений. М.: Дрофа, 1995.
2. Бархударов С.Г. и др. Русский язык:
Учеб. для 8-го кл. общеобразоват. учреждений. М.:
Просвещение, 2002.
3. Исследовательский проект по
русскому языку // Русский язык, № 38/98.
4. Милонов Н.А. Г.И. Успенский и Тула.
Тула: Интербумага, 1995.
5. Пешковский А.М. Русский синтаксис
в научном освещении. М.: Просвещение, 1956.
6. Розенталь Д.Э. Практическая
стилистика русского языка / Под ред. И.Б. Голуб. 3-е
изд., испр. М.: Рольф, 2001.
7. Рухленко Н.М. Односоставные
предложения в художественном тексте // Русский
язык в школе. 2001. № 5.
8. Успенский Г.И. Теперь и прежде. М.:
Сов. Россия, 1977.
От редактора. Такого рода
рефераты в последнее время модны; многие ученики
думают, что такая форма работы проста, и охотно
берутся за нее. Несомненно, ученику полезно более
подробно ознакомиться с грамматическим
материалом, задуматься об особенностях языка
писателя. Уверена, что сегодняшний материал
(типичный образец реферата) многому научил
девочку! Однако учитель, предлагающий работу
такого рода, должен объяснить школьнику, что его
главная задача – разбор текста, примеров, их
классификация. Грамматический материал нужно
излагать кратко и сжато, а в тексте выделить все
случаи, в которых можно наблюдать данное явление
(если примеры какого-то типа очень многочисленны,
надо об этом сказать, может быть, даже подсчитать
их). О стилистических функциях надо говорить
тогда, когда обсуждается пример, включенный в
контекст. Тогда реферат будет не просто
рефератом, а первым шагом к научному
исследованию
.

Роман Отцы и дети школьники изучают в 10 классе. При этом им в обязательном порядке приходится писать сочинение по данному произведению. Чтобы справиться с такой работой, следует внимательно изучить женские образы в романе Отцы и дети, понять их роль и значение.

Женские образы в романе Отцы и дети сочинение

В романе Отцы и дети женских образов довольно мало. К основным из них можно отнести всего пять. Именно они заслуживают особого внимания. Поэтому в своем сочинении я рассмотрю только эти женские образы из романа Отца и дети.

Образ Кукшиной

Кратко рассматривая женские образы в романе Отцы и дети, первым делом стоит упомянуть именно о Кукшиной. Сказать, что эта женщина вызывает приятное впечатление, конечно же нельзя. Выглядит она весьма неопрятно, волосы растрепаны, одежда явно небрежная. При виде такой особы невольно хочется посмотреть в другую сторону, отвернуться. Столь неординарное проявление нигилизма автор изобразил не случайно. Ведь женщина стремится казаться умной, делает вид, что разбирается во многих отраслях. При этом собеседнику отчетливо видно, что ее позиция является ошибочной. Кукшину можно смело назвать псевдо-нигилистом. Ведь именно она подрывает авторитет нигилизма и создает контраст с другими женщинами, которые присутствуют в произведении.

Образы Кати и Анны Одинцовой

Изучая цитаты и женские образы в романе Отцы и дети отдельно стоит рассмотреть образ Анны. Несмотря на то, что Базаров отрицает все чувства, которые оказывают воздействие на людей, эта особа у него вызывает интерес. Она умна, приятна в общении. Главный герой переживает внутренний, явный конфликт между любовью и разумом. Он осознает, что его убеждения ошибочны. Идея не настолько сильна, как чувства.

Анна красивая, уверенная в себе, уравновешенная персона. Душа же ее настолько холодна, что растопить этот лед не может даже самый сильный духом мужчина. При этом она способна доказать, что любовь все-таки существует. При этом оба героя опасаются этих чувств. Ведь Анна из-за них может лишиться спокойствия, а Базаров – собственных убеждений.

Невероятно женственной в произведении представлена Катя. Она очень милая, но при этом сильная. Благодаря особой внутренней энергии ей удается изменить окружающую обстановку. Вместе с Аркадием она создает семью, наполненную нежными чувствами. Именно благодаря любви тот престает верить заблуждениям и оставляет их в прошлом. Аркадию удается освободиться от оказываемого главным героем давления. Именно Кате удается подтвердить, что любовь способна мотивировать подвиги. Без нее человек попросту не может обрести счастье.

Арина Власьевна и образ матери

Яркий материнский образ представлен автором в виде Арины Власьевны. Это невероятно милая и заботливая женщина. Она поражает своей наивностью и душевной теплотой, теряется при виде своего умного отпрыска. Главный герой делает все возможное, чтобы максимально редко попадать в отчий дом. Можно предположить, что причиной таких действий является сильная материнская любовь. Базаров опасается, что не сможет совладать с собственными чувствами и превратится в явного романтика, любящего и преданного сына.

Образ Фенечки

Именно Фенечка в произведении выступает типажом, приводящим к раздору. Она очень мягкая, заботливая, тихая и невероятно скромная. Как раз она была виновницей произошедшей дуэли. Мужчины, участвующие в ней, во многом похожи. Они испытывают друг к другу ненависть, но при этом невероятно смешны в собственных чувствах. Писатель намеренно показал эту комичность, чтобы каждый читатель смог посмеяться над пафосом дуэли.

Фенечка не желает выступать виновницей раздора, но на это ее подталкивает судьба. Она симпатизирует и одному, и второму мужчине, но при этом испытывает неистовый страх.

Женские образы в романе Отцы и дети сочинение 10 класс

Данный роман вызывает немалый интерес. В этом произведении автор показал принципы нигилистического отношения к жизни, которые подверглись бурным обсуждениям. При это ему удалось раскрыть убеждения главного героя именно с помощью ряда женских образов, которые сыграли в его жизни немаловажную роль.

Роль женских образов в романе

Базаров является представителем неординарной жизненной позиции. Он попросту не признает устоявшиеся моральные нормы и ценности. Отмечается весьма скептическое отношение не только к искусству, но и чувствам людей.

Для главного героя романтизм является неприемлемым. Он считает недопустимым проявление заботы, любви и нежности, высмеивает такие поступки. По его мнению, связь с противоположным полом обусловлена исключительно физиологией. Изначально он всех представительниц прекрасного пола называет никак иначе, как бабами, оценивает их исключительно по внешнему виду. Так, Фенечка для него становится хорошенькой. При встрече с Анной он отмечает, что у нее богатые плечи и тело.

Понять, как главный герой относится к чувствам и женщинам как таковым можно по его реакции на рассказанную Аркадием историю. Базаров не понимает, почему страдал Павел Петрович. Мол, если он предался любви, то не является истинным мужчиной. Кроме того, со стороны Евгения отмечается явная ирония по поводу фразы о загадочном взгляде. Он утверждает, что загадка в органах зрения анатомией не предусмотрена.

По мнению же писателя, женщины представляют собой олицетворение духовности и безумной нежности. Как раз данные качества у главного персонажа вызывали презрение. При этом автор предложил сразу несколько героинь, которых противопоставил Базарову. Среди них его мама, а также Фенечка и Катя. Именно за счет этих особ у Евгения возникают сомнения по поводу выдвигаемых им убеждений. Ему страшно предаться страсти, и он постоянно борется со своими чувствами. При этом отчетливо видно, что со временем он начинает несколько иначе относиться к женщинам. Из-за отсутствия любви он так и не стал счастливым.

Женские образы в романе Отцы и дети кратко

В произведении Тургенева есть несколько женщин, которые заслуживают особого внимания. Первой при этом хочется упомянуть Фенечку. Она обладает естественной привлекательностью, нежна и мила. Это простая крестьянка, которая жила в доме у аристократа. Она родила Николаю Петровичу сына, которого назвали Митей. Правда, положение ее в семье было двойственным. Даже в романе она упоминается не сразу. Женщина ведет себя скованно, стеснительно. Это при том, что ее мужчина признал ребенка и приютил саму Фенечку. Писатель показывает ее с положительной стороны, особо трепетно. Он демонстрирует, насколько многогранна ее душа, какая она любящая, заботливая мама. К ней хорошо относится и главный герой, перестает быть угрюмым во время общения с девушкой.

Кардинальной противоположностью этой героине выступает Кукшина. Это весьма эмансипированная особа, не вызывающая позитивных эмоций. Этот образ автор сделал явно карикатурным, продемонстрировал собственную неприязнь к подобным персонам. Внешность у Авдотьи далека от идеала. Женщина явно неопрятная, ведет себя развязно, да и умом не блещет. Базарову было неприятно общение с Кукшиной. Правда, из него он все-таки смог вынести определенную пользу. Ведь благодаря этому ему удалось узнать об Одинцовой. Именно эта женщина в дальнейшем и вызовет у него интерес.

Первая встреча с Анной происходит на балу. Евгений восхищен этой особой. В ней его привлекает неординарность. Одинцова явно отличается от других женщин, с которыми приходилось общаться главному герою. У нее уточненные черты лица, указывающие на аристократическое происхождение. Она ведет себя невероятно изысканно, осанка у нее ровная, взор несколько томный, а улыбка лишь слабо заметна. Женщина рано оказалась вдовой и получила наследство мужа. Тем не менее, продолжала жить безмятежно, не растранжиривая богатство. Для любви, страсти, искренних чувств при этом в ее жизни места не находилось.

Анне противопоставляется Катя. Это сестра Одинцовой. Она довольно простая, совсем не высокомерная. Кажется, что эта девушка постоянно находится под влиянием своей сестры, в ее тени. Правда, это впечатление оказывается обманчивым. У девушки огромная сила воли, она способна проявить свою индивидуальность. Не удивительно, что она привлекает внимание Кирсанова. Столь нежная, душевная особа попросту не может вызывать равнодушие.

  • Роль искусства на войне сочинение
  • Роль искусства в жизни современного человека сочинение
  • Роль иностранного языка в жизни человека сочинение
  • Роль знаков препинания в письменной речи сочинение рассуждение
  • Роль интонации в речи сочинение