Роль ярких образов положительных и отрицательных героев в сказках пушкина

Автор на чтение 20 мин. просмотров 30 опубликовано 09.02.2021 герои пьесы недоросль составляют собой галерею ярких, запоминающихся образов. в этой

На чтение 20 мин. Просмотров 30 Опубликовано

b-v-vlasov-nedorosl.jpg

Герои пьесы «Недоросль» составляют собой галерею ярких, запоминающихся образов. В этой статье представлена краткая характеристика положительных и отрицательных персонажей комедии «Недоросль» Фонвизина: описание персонажей в таблице.Смотрите: Краткое содержание пьесы— Все материалы по пьесе «Недоросль»

Положительные и отрицательные герои комедии «Недоросль»: описание персонажей в таблице

Персонажей знаменитой комедии «Недоросль» можно условно разделить на отрицательных и положительных. К числу отрицательных героев комедии относятся:  В таблице ниже представлены положительные и отрицательные действующие лица и их краткая характеристика. Положительные и отрицательные герои пьесы «Недоросль» 

Положительные и отрицательные герои комедии «Недоросль» Фонвизина<o>
Положительные<o> Отрицательные<o>
1. СтародумМудрый, добрый, искренний человек. Добивается богатства своим трудом. <o> 1. Госпожа ПростаковаЖестокая и бесчеловечная помещица. Плохо обращается с крестьянами и мужем.<o>
2. СофьяМудрая, умная, образованная девушка. <o> 2. Господин ПростаковПотакает своей жене, злобной Простаковой. 
3. МилонЧестный, храбрый и скромный офицер. <o> 3. МитрофанушкаМалообразованный, ленивый и жестокий подросток. <o>
4. ПравдинЧестный, справедливый помещик и чиновник. Спасает крестьян от злых помещиков.<o> 4. СкотининХочет жениться на Софье из-за ее наследства. Необразованный, жестокий помещик.<o>
5. ЦыфиркинМалограмотный, невежественный учитель, но трудолюбивый, честный и добрый человек.  5. ВральманБывший кучер, обманывает Простаковых, притворяясь учителем. Хитрый, ленивый человек, плохой учитель.<o>
6. ТришкаРассудительный и нетрусливый крепостной. Он отваживается спорить с Простаковой.<o> 6. ЕремеевнаЛюбит и заботится о Митрофане. Но при этом она делает зло, помогая Простаковым похитить Софью.
7. КутейкинМалограмотный учитель, расчетливый и трусливый человек.  

Смотрите: Все материалы по комедии «Недоросль»Скачать:

Фонвизин в своем произведении попытался отобразить порочные нравы провинциального дворянства того времени. Отдельной темой, на которой автор постарался заострить внимание читателя является проблема воспитания молодого поколения. Образ и характеристика главных героев комедии «Недоросль» поможет понять, кто является положительным, а кто отрицательным персонажем. Каждый из них по-своему индивидуален. Многое можно понять, прочитав их имена и фамилии. Глядя на них видишь, какими показателями характера они наделены и что из себя представляют.

Простакова

Дворянка по происхождению. Мать Митрофанушки. Не любит людей и супруга. При любом удобном случае дает мужу понять, что он никто в доме. Женщина командир. Необразованна. Невоспитанна. Отличается особой жестокостью по отношению к крепостным. Злая, грубая баба. Души не чает в единственном сыне. Питает страсть к деньгам. Ради наживы и выгоды пойдет по головам. Хитра и коварна. Именно она придумала план, как обвести вокруг пальца сиротку и женить на ней сынка. Будущее Митрофана для Простаковой на первом месте. Все для него любимого, но сам сынок вряд ли в состоянии оценить по достоинству всепоглощающую материнскую любовь и заботу.

Простаков

Муж Простаковой. Полностью соответствует фамилии. Этакий простачок. Подкаблучник. Пассивный, безвольный мужчина. Привык, что в доме всем рулит жена. Всегда старается угодить ей, иначе можно попасть под горячую руку супруги, а она у нее тяжелая. Самому не раз приходилось получать оплеухи от женушки. Любит сына. В душе гордится единственным наследником. Правда, непонятно, какие могут быть причины для гордости, если сын, кроме презрения ничего вызывать не может.

Митрофан

Главный герой комедии. Сын Простаковых. Недоросль. Подросток шестнадцати лет от роду. Маменькин сынок. Привыкший, что мамаша и ее окружение выполняют любое желание по щелчку пальца, и не дай бог, кто ослушается юного господина. Избалованный, эгоистичный юноша. Любит деньги. Не уважает старших. Никчемный молодой человек. Учеба для него тяжкий труд. Не по зубам ему гранит науки. Ленив. Зато предложение жениться вызвало у парня неподдельный интерес. Вот бы такое рвение да в нужное русло. Невежественен и глуп.

Скотинин

Брат Простаковой. Дворянин. Любит свиней и деньги. Невежественен. Груб. Необразован. Из-за приданого готов был взять в жены Софью, не питая к ней чувств. Невоспитанный, неотесанный мужик. Копия своей сестры.

Софья

Сирота. Дворянка по происхождению. Племянница Стародума, которую под свое крыло взяли Простаковы. Юное, чистое создание. Богатая наследница, что послужило поводом для стычки между хозяйским сыном и Скотининым. Получила хорошее образование. Честна, порядочна. Доброй души человек. Отличается отзывчивостью. Верная. Любит своего жениха Милона. Готова бороться за свою любовь до последнего.

Стародум

Дядя Софьи. Опекун девушки, вынужден был покинуть племянницу на длительное время, чтобы улучшить положение и встать на ноги для ее блага. Хороший наставник. Дает правильные советы. Сильная, авторитетная личность. Мудрый, рассудительный. Добрый. Все нажитое заработал честным трудом. Прямолинеен.

Милон

Жених Софьи. Честный, порядочный парень. Военный. Искренне любит Софью. Высокоморален. Образован. Скромен. Честь и отвага для него не пустые слова. Достойная партия для любой девушки.

Правдин

Государственный служащий. Чиновник. Честный, порядочный человек. Занимается тем, что подвергает наказанию помещиков, отличающихся жестокостью по отношению к крепостным.

Цыфиркин, Кутейкин, Вральман

Горе преподаватели хозяйского сына. Ни один не получил должного образования. Все они из бывших простых работяг.

Вральман работал кучером. Немец. Учит Митрофана иностранному языку. Хитрый, льстивый. Способен на подлость и обман.

Кутейкин обучает недоросля грамоте. Дьячок. Учитель из него никакой. Расчетлив. Труслив.

Цыфиркин. Из бывших военных. Преподает арифметику. Добрый, честный мужчина. Как учитель ничего из себя не представляет.

Еремеевна

Няня Митрофана. Обычная крестьянка. Женщина верно и преданно, как собака, служит хозяйке на протяжении жизни. Терпеливо сносит оскорбления, рукоприкладство, не выражая недовольства. Получает мизерную зарплату, но попросить поднять жалованье у нее не хватит духа, не в ее это характере. Принимает жизнь такой, какая есть.

Тришка

Крепостной крестьянин. Портной при дворе. Не имеет профессионального швейного образования. Неглуп. Может постоять за себя и огрызнуться в ответ на замечания хозяйки. Отличается рассудительностью.

Другие материалы по комедии «Недоросль»

Краткое содержание

Анализ комедии

Проблематика произведения

Образ и характеристика Митрофанушки

Образ и характеристика Софьи

Цитаты

Добавить в избранное

Меню статьи:

“Недоросль” – пьеса в пяти действиях, принадлежащая перу Дениса Ивановича Фонвизина. Культовое драматическое произведение XVIII века и один из наиболее ярких образцов классицизма. Оно вошло в школьную программу, неоднократно ставилось на театральных подмостках, получило экранное воплощение, а его строки разобрали на цитаты, которые сегодня живут автономно от первоисточника, став афоризмами русского языка.

Nedorosl-Denis-Ivanovich-Fonvizin.jpg

Сюжет: краткое содержание пьесы “Недоросль”

Сюжет “Недоросли” хорошо знаком всем еще со школьных лет, однако мы все-таки напомним краткое содержание пьесы, чтобы восстановить в памяти последовательность событий.

Действие разворачивается в деревне Простаковых. Его хозяева – госпожа и господин Простаковы и их сын Митрофанушка – живут спокойной жизнью провинциальных дворян. Также в поместье обитает сиротка Софьюшка, которую госпожа приютила у себя в доме, но, как выясняется, не из сострадания, а из-за наследства, которым она вольно распоряжается на правах самопровозглашенного опекуна. В скором будущем Софью планируют отдать за брата Простаковой Тараса Скотинина.

Планы госпожи рушатся, когда Софья получает письмо от своего дяди Стародума, которого до сих пор считали погибшим. Страдум жив и здравствует и едет на свидание с племянницей, а еще он сообщает о состоянии в 10 тысяч доходу, которое передает в наследство горячо любимой родственнице. После такого известия Простакова принимается обхаживать Софью, которую до сих пор мало жаловала, ведь теперь она хочет сосватать ее за любимого Митрофана, а Скотинина оставить ни с чем.

К счастью, Стародум оказался благородным и честным человеком, желающим племяннице добра. Тем более что у Софьи уже был суженый – офицер Милон, который как раз остановился со своим полком в деревне Простаковых. Стародуб знал Милона и дал молодым благословение.

В отчаянии Простакова пытается организовать похищение Софьи и насильно обвенчать ее с сыном. Однако и тут вероломная госпожа терпит фиаско – Милон спасает возлюбленную в ночь похищения.

Характеристика героев: положительные и отрицательные характеры

Как в любом классицистическом произведении, персонажи в “Недоросли” четко делятся на положительных и отрицательных.

Отрицательные герои:

  • госпожа Простакова – хозяйка деревни;
  • господин Простаков – муж ее;
  • Митрофанушка – сын Простаковых, недоросль;
  • Тарас Скотинин – брат Простаковых.

Положительные герои:

  • Софья – сирота, живет у Простаковых;
  • Стародум – дядя ее;
  • Милон – офицер, возлюбленный Софьи;
  • Правдин – государственный чиновник, приехавший проконтролировать дела в деревне Простаковых.

Второстепенные персонажи:

  • Цыфиркин – учитель арифметики;
  • Кутейкин – учитель, бывший семинарист;
  • Вральман – бывший кучер, выдает себя за учителя;
  • Еремевна – няня Митрофана.

Госпожа Простакова

Простакова – самый яркий отрицательный персонаж, да и вообще наиболее выдающееся действующее лицо пьесы. Она хозяйка деревни Простаковых и именно госпожа, полностью подавив слабовольного супруга, устанавливает барские порядки и принимает решения.

Вместе с тем она абсолютно невежественна, лишена манер, часто груба. Простакова, как и другие члены семейства, не умеет читать и презирает науку. Образованием Митрофанушки мать занимается только потому, что так положено в новосветском обществе, но истинной ценности знаний не понимает.

Помимо невежества, Простакова отличается жестокостью, лживостью, лицемерием, завистливостью.

Единственное существо, которое она любит, это ее сын Митрофанушка. Однако слепая несуразная любовь матери только портит чадо, превращая его в копию себя в мужском платье.

Господин Простаков

Митрофан

Сын Простаковых, недоросль. В семье его любовно называют Митрофанушкой. А, между тем, этому юноше уже пора выходить во взрослую жизнь, но он абсолютно не имеет о ней представления. Митрофан избалован материнской любовью, он капризен, жесток по отношению к прислуге и учителям, напыщен, ленив. Несмотря на многолетние занятия с учителями, юный барин беспросветно туп, он не выказывает ни малейшего стремления к учебе и знаниям.

Скотинин

Софья

Стародум

Милон

“Не хочу учиться, а хочу жениться”: проблема воспитания в повести

Ключевой проблемой произведения является тема провинциального дворянского воспитания и образования. Главный герой Митрофанушка получает образование только из-за того, что это модно и “так заведено”. На самом деле ни он, ни его невежественная матушка не понимают истинного назначения знаний. Они должны делать человека умнее, лучше, служить ему на протяжении жизни и приносить пользу обществу. Знания добываются трудом и никогда не могут быть насильно помещены в чью-либо голову.

Домашнее образование Митрофана – это пустышка, фикция, провинциальный театр. За несколько лет горе-ученик не овладел ни чтением, ни письмом. Шуточный тест, который устраивает Правдин, Митрофан с грохотом проваливает, но из-за своей глупости не может понять даже этого. Он называет слово дверь прилагательным, потому что ее дескать прилагают к проему, науку историю путает с историями, которые ему в изобилии рассказывает Вральман, а слово “география” Митрофанушка даже выговорить не может… слишком мудреное.

Чтобы показать гротескность образования Митрофана, Фонвизин вводит образ Вральмана, который учит “по-французски и всем наукам”. На самом деле Вральман (фамилия-то говорящая!) никакой не учитель, а бывший кучер Стародума. Он с легкостью обманывает несведущую Простакову и даже становится ее любимчиком, ведь исповедует собственную преподавательскую методику – не заставлять ученика ничего делать через силу. С таким рвением, как у Митрофана, учитель с учеником попросту лодырничают.

Смысл названия: две стороны медали

У названия пьесы есть прямое и переносное значение.

Прямое значение названия Недорослью в старину называли подростков, юношей, которые еще не достигли совершеннолетия и не поступили на государственную службу.

Переносное значение названия Недорослью также именовали глупца, невежду, недалекого и необразованного человека, вне зависимости от его возраста. С легкой руки Фонвизина именно эта негативная коннотация и закрепилась за словом в современном русском языке.

Всякий человек перерождается из несовершеннолетнего юнца во взрослого мужчину. Это взросление, закон природы. Однако далеко не каждый превращается из темного недоросли-недоучки в образованную самодостаточную личность. Для такого преобразования нужно приложить усилия и упорство.

Место в литературе: Русская литература XVIII века → Русская драматургия XVIII века → Творчество Дениса Ивановича Фонвизина → 1782 год → Пьеса “Недоросль”.

  • Автор: Д. И. Фонвизин
  • Произведение: Недоросль
  • Это сочинение списано 895 063 раз

Как и было принято в классицизме, герои комедии «Недоросль» чётко делятся на отрицательных и положительных. Однако наиболее запоминающимися, яркими являются всё же отрицательные персонажи, несмотря на свою деспотичность и невежественность: госпожа Простакова, её брат Тарас Скотинин и сам Митрофан. Они интересны и неоднозначны. Именно с ними связаны комические ситуации, полные юмора, яркая живость диалогов.

Положительные же персонажи не вызывают таких ярких эмоций, хотя и являются резонёрами, отражающими авторскую позицию. Образованные, наделённые только положительными чертами, они являются идеальными — не могут творить беззакония, им чужда ложь и жестокость.

Охарактеризуем подробнее каждого из персонажей:

Герои Характеристика Речь персонажа
Отрицательные персонажи
Госпожа Простакова Центральный отрицательный персонаж, представительница крепостного дворянства. Изображена необразованной, невежественной и злобной бабой, которой принадлежит вся власть в семье: «То бранюсь, то дерусь, тем и дом держится». Она убеждена в том, что образование излишне и даже вредно: «Без науки люди живут и жили». Двуличная особа: с крепостными, учителями, мужем, братом общается свысока, грубо, даже агрессивно, а к людям, от которых зависит её положение, пытается подольститься. Подтверждением этой же мысли является изменение отношения к Софье. «Презлойфурией, которой адский нрав делает несчастье целого дома» называет её Правдин. Единственный человек, внушающий ей добрые чувства — сын Митрофанушка, «друг сердешный», «душенька». Поэтому в финале её даже жаль, ведь и он отворачивается от неё. Тришке — «скот», «мошенник», «воровская харя», «болван»; Еремеевне — «бестия», «каналья», «собачья дочь».Стародуму — «благодетель».»Что у крестьян ни было, мы отобрали, ничего уже содрать не сможем».«Плуты, воры, мошенники! Всех велю прибить до смерти.»
Скотинин Ещё один резко отрицательный персонаж, обладатель скотоподобной фамилии, самовлюблённый и жестокий. Единственная страсть — свиньи и всё, что с ними связано, придаёт его образу некое подобие животного. «Я от роду ничего не читывал… Бог меня избавил от этой скуки».«Люблю свиней…»«В деревеньках ваших водятся ли свинки?»« Я и своих поросят завести хочу».«…как чорта изломаю… будь я свиной сын…»«Эко счастье привалило».«Я бы те … за ноги,да об угол», «Ах ты чушка проклятая!» — Митрофану.«Да вишь как развизжалась» — о сестре.
Митрофан Недоросль шестнадцати лет, сын провинциальных помещиков. Его имя «говорящее», ведь Митрофан в переводе с греческого — «похожий на мать». Такой же двуличный: тиран по отношению к домашним, униженно просит прощения у Стародума в финале. Обладает несомненной хитростью. Например, сон, где «матушка бьёт батюшку». Воспитание зависит от быта, среды, условий формирования человека. Митрофан, выросший в невежественной семье, сам невежественен, глуп и ленив. Митрофанушка — не только полный невежда, питающий отвращение к учению, но и эгоист, для него не существует ничего значимого, кроме собственных интересов. «Невежда без души — зверь», по словам Стародума. Грубый и жестокий по отношению к крепостным, учителям, няньке, отцу. «Он хотя и шестнадцати лет, достиг уже до последней степени своего совершенства и далее не пойдет», — говорит о нём Софья. «Чушка проклятая», как называет его дядя, — конечный итог деградации дворянства при уродующем душу воспитании. Исторически «недорослем» считался молодой дворянин, не получивший от учителя письменного удостоверения о выучке. Его не принимали на службу, не разрешалось вступать в брак. Образ «недоросля», благодаря комедии, стал нарицательным: обычно так говорят о глупых и невежественных людях. Еремеевне — «старая хрычовка»; дяде — «Убирайся, дядюшка; проваливай»; «гарнизонная крыса» — учителю Цыфиркину..«Пострел их побери и с Еремеевной» — об учителях.«Не хочу учиться, хочу жениться».«Все к чорту!»
Простаков Человек безвольный и слабый. О нём точно нельзя сказать, что он «глава семьи». Во всём подчиняется супруге и боится её. Предпочитает не иметь своего мнения — сцена с шитьём кафтана: «При твоих глазах мои ничего не видят». Неграмотный «бесхребетный подкаблучник», в сущности, он не такой уж плохой человек. Любит Митрофана, «как надлежит родителю». «Он смирен», — говорит о нём Правдин.
Положительные персонажи
Правдин Государственный чиновник, направленный для проверки положения в имении Простаковых. Произвол, по его мнению, является непростительным пороком. Тирания заслуживает наказания. Поэтому правда восторжествует и имение у жестокой и деспотичной Простаковой будет отобрано в пользу государства. «Из подвига сердца моего неоставляю замечать злонравных невежд, которые, имея над людьмисвоими … власть, употребляют ее во зло бесчеловечно».«Чтоб в достойных людях не было недостатку, прилагается…особливое старание о воспитании».
Софья Племянница Стародума. Приличная, добрая, умная девушка. В переводе с греческого имя её «мудрость». Честная и образованная. «Бог дал тебе всеприятности твоего пола,… сердце честного человека», — говорит ей Стародум. «Как не быть довольну сердцу, когда спокойна совесть… Нельзя не любить правил добродетели… Они — способы ксчастью».«Все мое старание употреблю заслужить доброе мнение людей достойных».
Стародум Дядя и опекун Софьи. Выполняет роль резонёра, высказывающего мысли автора. Его имя говорит, что он воспитан в эпоху Петра и придерживается её идеалов, когда при дворе служили верно и честно, не лебезя перед «сильными мира сего». И своё состояние и положение он честно заслужил: был на военной службе, служил и при дворе. Обладает прямодушием и нетерпением к несправедливости. Человек, наделённый властью, по его мнению, не должен ни в коей мере нарушать права других людей. «Просвещение возвышает одну добродетельную душу».«Наличные деньги не наличные достоинства».«Начинаются чины — перестаёт искренность».«Имей сердце, имей душу — и будешь человек во всякое время».«Достоинство сердца неразделимо».«Главная цель всех знаний человеческих — благонравие».
Милон Красавец-офицер, жених Софьи. Несмотря на молодость, уже принимал участие в военных действиях, где геройски себя проявил. Скромен. «Молодой человек больших достоинств», «вся публика считает его честным и достойным человеком», по словам Стародума. «Я влюблен, и имею счастье быть любим».«Я полагаю истиннуюнеустрашимость в душе, а не в сердце…»
Второстепенные персонажи
Цыфиркин В прошлом солдат, поэтому дорожит понятиями долга и чести: «За службу деньги брал, а по-пустому не бирал и не возьму».Грубоватый, но прямолинейный и честный. «Праздно жить не люблю», — говорит он. «Прямым добрым человеком» назван Стародумом. «Здешни господа добры командеры!», «здесь беглый огонь в суткисряду часа по три».«Здравствовать сто лет, да двадцать,да еще пятнадцать, несчетны годы».
Кутейкин Недоучившийся семинарист с «говорящей» фамилией: кутья — обрядовая каша, обязательное святочное и поминальное блюдо. Человек, несомненно, хитроватый, о чём свидетельствует выбор текста при обучении Митрофана: «Аз же есмь червь, а не человек, поношение человеков», «сиречь животина, скот». Жаден к деньгам, старается не упустить своего. Церковно-славянская лексика: «тьма кромешная», «горе мне грешному», «звах бых», «приидох», «убояся бездны премудрости».
Вральман Немец Адам Адамович — бывший кучер Стародума. Человек — проходимец, о чём и говорит его фамилия, выдаёт себя за учёного, который может научить «по-французски и всем наукам», а сам мешает другим учителям. Обладатель лакейской души, старается понравиться Простаковой, нахваливая Митрофана. Сам невежественен и бескультурен. «Умарить хотят репенка!»«Шиучи с стешними хоспотами, касалосьмне, што я фсе с лошатками».
Еремеевна Нянька Митрофана. Искренне служит в доме Простаковых, любит своего воспитанника Митрофана, но вознаграждена за свою службу так: «По пяти рублей на год, до пяти пощечин на день». «… я б с ним поломалась…я б и клыков беречьне стала».»…как больше служить, не знаешь… рада бы не токмо что… живота не жалеешь… а все не угодно».

Комедия «Недоросль» была создана Д. И. Фонвизиным в 1781 году. Центральной проблемой произведения выступает порицание дворянского воспитания тех времен. Пьеса содержит признаки классического стиля. Типичной литературным приемом является употребление говорящих имен и фамилий, которые четко отражают характер персонажа. Название пьесы отражает суть указа Петра I, где и оговаривалась невозможность дворян, не имеющих образования, служить и жениться. Актуальность проблематики произведения часто используется при написании сочинений или творческих работ.

nedorosl-glavnye-geroi-45059.jpg

Характеристики героев «Недоросль»

Главные герои

Митрофанушка

Стародум

В “Недоросле” герой Стародум – это дядя и опекун Софьи. Его имя указывает на поколение придворных людей, которые несли свою службу честно и без заискивания перед «сильными мира сего». Он говорит словами автора. Персонаж характеризуется искренним прямодушием и отрицанием всякой несправедливости. Человек, обладающий полномочиями и властью не должен пренебрегать правами других людей – вот основной моральный принцип героя. Положительный герой, который выступает выразителем авторского замысла.

Простакова

Узловой отрицательный герой. Показана как необразованная и невежественная баба. Она концентрирует в своих руках власть в семье. Единственный человек, к которому она питает добрые чувства — ее сын. Основной характеристикой ее образа является безумное, и даже животное чувство любви к сыну. Она уверена в том, что все, что хорошо Митрофану – выгодно, а остальное – плохо. По ее мнению способ, которым достигается желаемое, не имеет особой важности, главное – результат.

Правдин

Государственный служащий, который отправлен с целью проверки истинного положения дел в имении Простаковых. Человек порядочный и честный. Он отмечает все признаки произвола и самодурства. Дело Простаковых заботит его не только как дело государственной важности. Герой желает пресечь помещичий произвол. Правда возьмет верх и имение у жестокой и деспотичной жены будет изъято.

</tr></table>

Второстепенные персонажи

Няня Еремеевна

Образ Еремеевны, няни Митрофана олицетворяет пагубное влияние крепостного права на дворовых слуг. Еремеевна сорок лет служит Простаковым — Скотининым. Она самоотверженно предана хозяевам, привязана к их дому как рабыня. У няни чрезвычайно выработано чувство долга. Она переживает за Митрофана, хотя и многое терпит от него.

Скотинин

Второй крайне отрицательный персонаж, из перечня образов. Фамилия и единственная страсть — свиньи говорят сами за себя. Эти черты придают образу некоторое сходство с животным. Он вырос в семье, которой было чуждо просвещение и моральные ценности. Персонаж характеризуется некоторой отсталостью, хотя и обладает сообразительностью от природы.

</tr></table>

Комедию можно считать собранием анекдотичных ситуаций и рассказов той поры, которые отражают уровень невежества дворянского сословия. Список героев представлен как противопоставление светлого темному. Анализ положительных персонажей не дает ярких эмоций, но выражает авторскую позицию. Основные конфликты отражают борьбу здравого смысла с невежеством. Перечень характеристик действующих лиц пьесы не утратил своей актуальности и в наши дни. Проблематика произведения часто используется при написании сочинений или творческих работ. Особенностями произведения является то, что благодаря собирательному образу героя, читатель может представить себе трагичность и комичность ситуации.

Полезные ссылки

Посмотрите, что у нас есть еще:

Тест по произведению

  1. Вопрос 1 из 18

    Выберите основные признаки классицистической пьесы, присущие комедии «Недоросль»:</h3>

    • <label>Фантастическое место действия; исключительные, выдающиеся герои;</label>
    • <label>Единство места, действия и времени; четкое деление персонажей на отрицательных и положительных;</label>
    • <label>События пьесы длятся несколько лет, герои списаны с реальных исторических персонажей;</label>
    • <label>Обширная география происходящих событий; типичные, шаблонные герои.</label>

(новая вкладка)Используемые источники:

  • https://www.literaturus.ru/2015/07/polozhitelnye-geroi-otricatelnye-nedorosl-fonvizin-tablica.html
  • https://frigato.ru/harakteristiki-geroev/1401-harakteristika-geroev-nedorosl-kratko.html
  • https://r-book.club/russian-classics/denis-fonvizin/nedorosl-analiz.html
  • https://resoch.ru/xarakteristika-geroev-v-komedii-nedorosl-tablica/
  • https://obrazovaka.ru/sochinenie/nedorosl/glavnye-geroi-harakteristika.html

План-конспект
урока по литературному чтению в 4 классе по теме А.С. Пушкин
 «Сказка
о мёртвой царевне и семи богатырях». Добро и зло в сказке.

Класс: 4

Предмет: литературное
чтение

УМК: Школа
России

Автор УМК: Л.
Ф. Климанова, В. Г. Горецкий, М. В. Голованова, Л. А. Виноградская, М. В.
Бойкина

Тема урока: А.С.
Пушкин «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях» Добро и зло в сказке.

Тип урока: 
урок закрепления изученного.

Цели: обучать
грамотному, выразительному чтению; определять категории добра и зла в тексте
“Сказки о мертвой царевне
 и
 
о семи богатырях”; учить анализировать поступки героев; учить делить текст на
части; формировать умения анализировать литературные произведения,
аргументировать свой ответ; развивать речевые умения и творческие способности;
формировать осознанное чтение целыми словами; воспитывать культуру речи,
культуру слушания, культуру высказывания; формировать прочные нравственные
позиции на определение истинной
 красоты;
воспитывать интерес к художественной литературе, желание читать книги.

Планируемые результаты:

Предметные:

  • Умение читать вслух с постепенным
    переходом на чтение про себя, увеличивать темп чтения вслух, исправляя
    ошибки при повторном чтении текста, воспринимать на слух художественное
    произведение.

Личностные. Формирование
системы нравственных ценностей (любовь к природе, гордость за свою страну,
красот человеческих отношений, уважение к старшим).

Метапредметные:

  • Регулятивные УУД: формулирование
    учебной задачи урока. Исходя из анализа материала учебника в совместной
    деятельности, понимания ее, планирование вместе с учителем деятельности по
    изучению темы урока, оценивание своей работы на уроке.
  • Коммуникативные УУД. Ответы
    на вопросы на основе художественного текста учебника, осмысление правил
    взаимодействия в паре и группе.
  • Познавательные УУД. Анализ
    художественного текста, выделение в нем основной мысли, отбор опорных слов
    для создания собственного текста, поиск необходимой информации в книге,
    умение ориентироваться в учебной и художественной книге.

Основные понятия: сказка,
добро и зло.

Оборудование урока: текст
“Сказки о мертвой царевне и семи богатырях”, иллюстрации к сказке, слайды,
портрет А.С. Пушкина, толковые словари, рабочие тетради .

Технические средства обучения:
компьютер, проектор, интерактивная доска

Эпиграф:

Лишь добро одно бессмертно. 
Зло подолгу не живет.

                    Шота
Руставели

Ход урока

1.     Мотивация
к учебной деятельности.

— Долгожданный дан звонок,
Начинается урок.
Ум и сердце в работу вложи,
Каждой секундой в труде дорожи.

II. Вступительное
слово учителя

 Как
называется наш раздел
?

— Каких писателей и поэтов вы знаете?

— На прошлом уроке с творчеством какого
человека мы познакомились?

Открою вам маленький секрет. Сказки предназначались
автором для взрослых. Они были написаны в пору творческого расцвета Пушкина,
одновременно с самыми глубокими и серьезными его произведениями, а значит, и
содержание сказок столь же глубоко и серьёзно.

   III.
Проверка домашнего задания.
 (дети перечитывали
сказку
)

    Демонстрация
слайдов. Ученики описывают данные на слайде события из сказки . (слайд 2 –
12
 ).

— Иллюстрации, которые вы посмотрели,
сделал художник Куркин Александр Михайлович.

 IV.
Актуализация знаний. Сообщение темы и постановка целей урока.

— Ребята, прочитайте название сказки, с
которой мы познакомились на прошлом уроке.
 («Сказка
о мёртвой царевне и семи богатырях»)

— Скажите, что мы можем узнать из
названия.
 ( Главные герои в сказке:
царевна и семь богатырей)

— Кто такой богатырь? Давайте найдём
значение этого слова в словарях.
 (работа
со словарями С.И. Ожегова, В.И. Даля) ( Словарь С.И. Ожегова : богатырь –
человек очень большой силы. Стойкость и отвага .Герой русских былин,
совершающий воинские подвиги. Словарь В.И. Даля: богатырь – человек рослый,
дюжий, видный; необычайный силач, смелый и удачливый, храбрый и счастливый
воин.)

— Ребята, скажите, к какому литературному
жанру относится наше произведение?
 (Сказка) Докажите,
что это сказка. Вспомните все признаки сказки.( 1. Зачин. 2. Волшебные
предметы. 3. Сказочные слова и выражения. 4. Троекратный повтор. 5. Борьба
добра и зла. 6. Добро побеждает зло.7. Концовка. )

— Нам всем знакомо выражение “В сказках
Добро всегда побеждает Зло”. Что же это такое — Добро и Зло? Как вы думаете чем
мы сегодня будем заниматься на уроке?
 (Борьба
добра и зла, добро побеждает зло)

— Правильно, ребята, цель нашей работы –
раскрыть значение терминов “добро” и “зло” на примере сказки. Мы будем
сравнивать образы героев, анализировать текст.

(Учащиеся объясняют своими словами, как
они понимают значение этих слов, затем находят их значение в словаре С.И.
Ожегова)

Вам необходимо найти в толковом словаре
значение этих слов. ( работа в парах)

(Ученик
зачитывает определения терминов из толкового словаря )

Добро — 1)
всё положительное, хорошее, полезное; 2) имущество, вещи (разг.)

Зло – 1)
нечто дурное, вредное, противоположное добру; 2) беда, несчастье, неприятность.

— Можем ли мы утверждать, что добро и зло
являются противоположными понятиями? (Да, добро и зло – противоположные
понятия.)

— Можем ли мы  четко
разграничить положительных и отрицательных героев в “Сказке о мертвой царевне и
семи богатырях”?

(Ученики перечисляют
героев сказки и приходят к выводу, что в сказке больше положительных героев,
предполагают, что образ Чернавки невозможно отнести ни к положительным, ни к
отрицательным)

— А сейчас определим задачи урока. На
какие вопросы мы должны сегодня ответить?
 (
Выяснить в образах, каких героев заметна наиболее яркая характеристика Добра и
Зла?)

V.
Работа по теме урока. Первичное закрепление в знакомой ситуации

— Итак, какие герои сказки главные, без
которых не было бы описанных событий. (Главные герои — царица и царевна)

— Разберёмся, кто же у нас в сказке злой,
а кто добрый.

( Чтение и анализ сказки до слов «Но
невеста молодая…» на стр. 75)

— Что мы узнали из начала сказки?

— Отчего умерла царица?

— Найдите описание новой царицы.

— Как вы понимаете выражение « и умом и
всем взяла»?

— Объясните значение слов «ломлива»,
«своенравна». ( Ломлива- упряма не соглашается на что-либо. Своенравна-
упряма, капризна, поступающая так, как вздумается)

— Как автор показывает характер молодой
царевны?
 (Ответы
учащихся)

— Почему царица решила погубить царевну? В
чем суть конфликта между ними? (Царица-мачеха считает себя самой красивой, а
царевна становится ее соперницей, потому что волшебное зеркало сообщает, что
падчерица “милее и белее”, чем она.)

 Какими
словами мы можем выразить отношение царицы к царевне?

( Ненависть,
зависть
.)

 Обладает
ли добрый человек такими чувствами?
 (Нет,
эти чувства характерны для злых людей.)

 А
как относится царевна к царице, которая ее решила погубить, к Чернавке, которая
уводит девушку в темный лес? (Она даже к своим врагам относится хорошо, не
держит на них зла, не пытается им отомстить)

  И
царица, и царевна – внешне красивы. Про какую из героинь мы можем сказать, что
она обладает и внутренней, душевной красотой?
 ( Царица
красивая, но злая, никого не любит. Она весела только с зеркальцем. Значит душа
у нее черная. А царевна по-настоящему красива, она всех любит, творит добро, и
все ей помогают.)

 С
чем сравнивает автор царевну, говоря “…росла, росла, поднялась – и расцвела”?
 ( С
цветком. Она так же прекрасна, как роза.)

— Что узнала царица от зеркальца?

— Зеркальце сказало правду, а нужно ли
было её говорить, ведь оно знало нрав своей хозяйки?

— Ребята, а вы любите правду? Нужна, ли
она вообще в жизни?

— Как вы понимаете значение выражения
«чёрная и белая зависть»? Чем они отличаются?

— Испытывали ли вы когда-нибудь такие
чувства? К чему они приводят?

— К чему привела чёрная зависть в сказке?

— Что можно сказать о царевне? (Царевна
молода, очень красива, добра, она верна данному слову.)

— Какая была царица?( Царица- мачеха
красива умная, равнодушная, упрямая, капризная,.; она поступает так, как
хочется ей, и совсем не думает о других; ещё она хочет всегда оставаться самой
красивой –от этого полностью зависит её настроение и вся её жизнь)

  Для
того чтобы представить образы Царицы-мачехи и Царевны, мы обратимся к тексту и
зачитаем строки, характеризующие царицу — стр.71, царевну — стр.72.

 (Ученики зачитывают
определения и сравнивают с таблицей.)

Царица

Царевна

Внешность

высока

стройна

бела

белолица

черноброва

Поведение характер

горда

ломлива

своенравна

ревнива

злая

красавица-душа

милая

приветливая

Цвет

черный

белый

красный

— Подумайте кто из наших героев
положительный, а кто отрицательный?

(Царица- отрицательная героиня, царевна –
положительная)

 Что
такое положительные и отрицательные черты характера?
 (Положительные
(хорошие) черты характера, присущие положительному герою: доброта, любовь,
верность, красота, отзывчивость. Отрицательные (нехорошие) черты характера,
присущие отрицательному герою: зависть, злоба, ревность, эгоизм,
предательство.)

— Ребята, а как можно определить , злой
или добрый человек? Ведь каждый человек считает себя хорошим.
 (
По его поступкам. Если человек совершает добрые поступки, от которых другим
хорошо, то этот человек добрый, хороший. А если поступки человека причиняют
другим боль, страдания, то этот человек злой, недобрый.)

VI.
Физкультминутка

Дружно встали – раз, два, три.

Мы теперь богатыри.

Мы ладонь к глазам приставим,

Ноги крепкие расставим,

Поворачиваясь вправо

Оглядимся величаво.

И налево надо тоже

Поглядеть из – под ладошек.

И направо, и ещё

Через левое плечо.

Буквой Л расставим ноги,

Точно в танце – руки в боки.

Наклонились влево, вправо,

Получается на славу!

VII.
Творческое применение и добывание знаний в новой ситуации (проблемные задания)

Прогнозирование содержания сказки.

— Ребята, давайте посмотрим, как дальше
будут развиваться события в сказке.

( Чтение продолжения сказки до слов «Раз
царевна молодая…» стр. 80)

— Расскажите, пользуясь текстом, как
царевна оказалась в тереме? Что она стала делать?

— О каких чертах характера это говорит?

— Почему царевна вышла к богатырям не
сразу? После каких слов?

— Как богатыри узнали, что в их доме
царевна?

-Как царевне жилось у богатырей?

— Чем занимались богатыри, как об этом
говорит автор?

— Как братья пришли свататься к царевне?

— Почему она им отказала? Какой она была?

— Как царица узнала, что молодая царевна
жива-здорова?

— Прочитайте по ролям этот отрывок,
стараясь передать голосом характеры героев

— Составьте характеристику любого героя
сказки по следующему плану.

План характеристики героя сказки.

1.     Где
живёт герой?

2.     Внешний
облик героя.

3.     Какие
поступки совершает?

4.     Какой
характер у героя?

5.     Как
к герою относится автор?

6.     Своё
отношение к герою

( Работа в парах)

( После подготовки заслушивают несколько
ответов)

Оценивается работа в группах.

— Молодцы, потрудились на славу.

— Какими предстали перед нами герои сказки?

Чем они нам понравились или не
понравились?

— Как силы природы помогали героям сказки?

— В произведениях литературы отражается
жизнь. В сказках мы наблюдаем борьбу добра со злом. В жизни все происходит
гораздо сложнее, мы не можем разделить людей на добрых и злых. В душе каждого
человека наблюдается противостояние добра и зла. И люди совершают и добрые
поступки, и злые. Любят, желают добра, здоровья. И тут же завидуют, обижаются и
даже, бывает, ненавидят.

-Подумайте, пожалуйста, чему научила вас
сказка А. С. Пушкина. Считаете ли вы себя добрыми? Запишите ответ на этот
вопрос.

VIII.
Рефлексия

— С каким настроением вы заканчиваете
урок?

— За что бы вы себя похвалили сегодня.

— Как вы себя бы оценили.

IX.
Подведение итогов урока

— Как, в виде кого представлено зло?

— Подумайте и распределите героев по
группам положительных, отрицательных, нейтральных, герои-помощники

(Обучающиеся называют героев и заполняют
таблицу)

— Есть ли в сказке волшебные предметы? Какую
роль они играют?

— Как автор относится к главным героям?
Докажите.

— Царица была не только злой, но и очень
завистливой. Она завидовала молодости и красоты царевне. Зависть — это
негативная эмоция, которая побуждает человека совершать злонамеренные действия.

Это плохое качество и каждый человек
должен искоренять его в своем характере.

— Как вы думаете, царица изменится в
следующих частях? На последующих уроках мы и узнаем.

Домашнее задание.

Дочитать сказку до конца. Подобрать
синонимы к словам «своенравный», «мерзкий», «желанный», «грозно», «изумлённый»;
подобрать антонимы к словам «жданный», «грешен»,; выписать 5 наиболее
понравившихся эпитетов вместе со словами, к которым они относятся.
Нарисовать
иллюстрацию к понравившемуся отрывку.

— Спасибо за урок!

Конспект

открытого урока литературы

в 5 классе

Тема: «У лукоморья дуб зелёный..» А.С.Пушкина как собирательная
картина народных сказок»

Разработала учитель русского языка и литературы 1
квалификационной категории

МКОУ «Клишинская СОШ»

 Насонова Надежда Николаевна

                           2021 год

Цели:

1.    Показать связь пролога
к поэме А.С.Пушкина «Руслан и Людмила» с русскими народными сказками;
рассмотреть, как
проявилось в прологе поэтическое мастерство поэта.

2.    Развивать умение
анализа поэтического текста, выразительного   чтения стихов;
стимулировать
воображение, обогащать словарный запас.

3.    Пробудить интерес
к русскому фольклору, творчеству А.С.Пушкина, выявить заложенные в них
вневременные нравственные ценности и их современное звучание; раскрыть красоту
и богатство русского языка, воспитывать любовь к русской культуре.

Планируемые результаты:

 —
воспитание патриотизма, чувства гордости за прошлое своей Родины, за её
культуру; приобщение к российским традиционным ценностям; формирование готовности
к саморазвитию;

 — формирование
коммуникативной компетенции в общении и сотрудничестве с учителем и сверстниками
в процессе разных видов деятельности, в умении вести диалог, строить монолог;

 — умение
самостоятельно определять цели и задачи своего обучения, понимать проблему,
подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции, формулировать
выводы; умение самостоятельно организовывать и оценивать собственную
деятельность;

— знание
фактов биографии А.С.Пушкина, связанных с написанием поэмы «Руслан и Людмила»;

— понимание
фольклорных истоков пролога к поэме «Руслан и Людмила» А.С.Пушкина;

 — понимание
значения многих устаревших слов и их роли в тексте пролога;

— умение анализировать
поэтическое произведение с точки зрения его темы, идеи, нравственного пафоса,
характеризовать его героев, элементы композиции, роль изобразительно-выразительных
средств языка;

 — 
понимание авторской позиции и выражение своего отношения к ней;

— умение
воспринимать произведения музыки и живописи, понимать их связь с литературным
произведением, воспитание эстетического вкуса.

Тип урока:

изучение нового

Технологии:

проблемного обучения;
здоровьесберегающая; информационно-коммуникативного обучения; критического
мышления.

Оборудование:

1.    
Портрет А.С.Пушкина работы О.А.Кипренского.

2.    
Ноутбук, проектор, экран.

3.    
Презентация «Пролог к поэме
А.С.Пушкина «Руслан и Людмила»

4.    
Презентация «Викторина по сказкам
А.С.Пушкина»

На доске:

Дата: 19.10.2021 г.

Эпиграфы:

«Пушкинская сказка – прямая наследница народной».      
С.Я.Маршак

«Там русский дух… там Русью пахнет!»

                                               А.С.Пушкин

 Конспект урока

1.    
Мотивирование к учебной
деятельности

— Ребята, на прошлом уроке мы познакомились с литературной
сказкой В.А.Жуковского «Спящая царевна».

 Догадайтесь, кто сегодня поведёт нас в мир литературной сказки?

 Конечно, это А.С.Пушкин, чей портрет вы увидели на доске.

Будем читать его сказки.

Демонстрация портрета А.С.Пушкина худ. О.А.Кипренского

 — Каким вы увидели поэта?

 Благородное лицо, высокий умный лоб, большие
голубые глаза, прекрасные вьющиеся волосы.

 — Какая
деталь говорит, что на портрете – поэт?

За его
спиной музыкальный инструмент – лира. Под лиру поэты Древней Греции исполняли
свои стихи. С тех пор лира стала символом поэзии.

— В какой момент он изображён?  

В минуту вдохновения.

— Сам Пушкин, когда увидел этот портрет, остроумно воскликнул: «..себя
как в зеркале я вижу. Но это зеркало мне льстит».

— Как вы это понимаете?

На портрете он лучше, чем есть в жизни.

Может быть, в этот момент он сочиняет свои чудесные сказки.

2.Актуализация знаний
по теме

— Давайте вспомним пушкинские сказки.

1) Викторина «Назови сказку и героя» (Презентация «Викторина по сказкам А.С.Пушкина»

Последний вопрос презентации вызывает затруднение. Они узнают,
что шапка-невидимка — из сказочной поэмы «Руслан и Людмила»

— А вы читали эту поэму? Даже если
не читали, то всё равно вы знаете её вступление-пролог. Ребята в начальной
школе учили его как отдельное стихотворение.

 — Как оно начинается?

У лукоморья дуб
зелёный..

— Давайте сначала давайте вспомним это чудесное произведение.

2) Чтение наизусть ученицей Пролога к поэме «Руслан и Людмила».

3. Решение проблемного вопроса. Целеполагание.

1) Краткий рассказ учителя об истории написания поэмы  (используется презентация «Пролог к поэме «Руслан и Людмила»)

— Молодцы, что вы знаете сказки А.С.Пушкина. Но сказки он
написал позже. А в 20-летнем возрасте, юношей, только что окончившим
Царскосельский лицей, он опубликовал сказочную поэму «Руслан и Людмила»,
которая потрясла читающую Россию. Необыкновенный полёт фантазии, великолепное
знание русского фольклора! А какой прекрасный русский язык! Даже
Василий Андреевич Жуковский, прославленный в то время поэт, был
восхищён этой литературной сказкой. Он сам писал сказки на основе народных, но
поэму юного друга оценил выше собственных сочинений. Жуковский подарил Пушкину
свой портрет с надписью: 

«Победителю-ученику от побеждённого учителя».

— Откуда Александр Сергеевич так хорошо знал русский фольклор? Ведь
он воспитывался, как большинство дворянских детей, гувернёрами-французами, до
8-и лет даже не знал русского языка?

Сказки рассказывала ему бабушка по матери, Мария Алексеевна
Ганнибал, которая с 1801 года, когда внуку было 2 года, жила в доме Пушкиных. А
на лето его привозили к бабушке в её подмосковное имение Захарово. И, конечно,
няня Арина Родионовна, мастерица сказывать сказки и петь песни. Она фактически
заменила Пушкину мать, была с ним рядом во все годы его короткой жизни,
разделяла одиночество во время ссылки в Михайловском. Ей он посвятил самые
нежные, самые проникновенные строки.

2) Чтение ученицей стих-я «Няне»

 -Вы знаете фамилию Арины Родионовны? (Яковлева)  А своих
бабушек? Так ли уж это важно? Лишь бы были они, голубки дряхлые, которые всю
свою любовь и нежность отдают своим внукам и сказывают или читают им сказки.

2) Поиск ответа на проблемный вопрос,
формулирование темы урока, его целей

 — Он написал это вступление и вставил его в поэму не
сразу, а только ко второму изданию в 1828 году. Он уже был не юношей, а зрелым
человеком, много испытавшим за эти 8 лет.

 — Почему же Пушкин
посчитал необходимостью начать свою сказочную поэму с такого необычного
вступления?

Оно вводит в мир русской сказки, знакомый с
детства каждому ребёнку, окунает в атмосферу русской старины.

Из чего складывается эта
картина?

Он собрал в ней часто встречающихся в народных
сказках героев, знакомые сюжеты, волшебные предметы.

 — Раз он собрал картину, то как её можно назвать?

 Собирательная картина (чего?) народных сказок.

 — Сформулируйте тему нашего урока:

«У лукоморья дуб зелёный..» А.С.Пушкина как
собирательная картина народных сказок»

 — Вы знакомы с этим произведением. Но всегда
хочется узнать  больше. Подумайте, чему будет посвящён урок?

Мы заглянем в этот мир лукоморья и посмотрим на
него повнимательнее. А вдруг нам откроется что-то новое?

4.Динамическая пауза.

Все встали,
закрыли глаза. Представьте, что мы в лесу весной. Вдохнули полной грудью свежий
весенний воздух. Потянулись к солнышку, погрелись под его ласковыми лучами.
Идём дальше. Осторожно, не наступите на подснежники, нагнитесь, понюхать
цветочки, присядьте, чтобы рассмотреть их. Справа от вас бьёт родник, помойте
ручки под ним, встряхните их. Встали, выходим из леса. Открыли глаза.

5. Комплексный анализ текста.

1) Работа с репродукцией картины художников Палеха Б.Парилова и
В.Дудорова (первый форзац учебника литературы под ред. В.Я.Коровиной)

  — Каждый представляет этот мир
по-своему. А вот как его увидели художники из города Палех.

— В чём особенность почерка палехских художников?

(Краски яркие, сочные, нет полутонов. Палешане разводили свои
краски на яичных желтках. Линии тонкие, изящные. Все главные герои: и
положительные, и отрицательные здесь присутствуют, а в центре – сам поэт.)

2) Анализ особенностей композиции и языка пролога.

 — Так увидели лукоморье художники. А как вы его видите?

Давайте ещё раз заглянем в текст. Само стихотворение похоже на
народную сказку: не только образами, фрагментами сюжетов, но и тем, как оно
построено, каков его язык.

 — Чем композиция близка народным сказкам?

Есть зачин (о лукоморье, зелёном дубе и коте учёном, т.е. названо
место действия и герой-сказочник – кот)

Вторая часть, как и в сказках –
это волшебное путешествие по лукоморью. Какой приём использует поэт, чтобы
связать вместе все чудеса, которые видит слушатель?

Повтор )14 раз) слова «там». Словно он в восторге смотрит по
сторонам и указывает на «чудеса»: там..там..а там.

 — А концовка?

Она почти повторяет сказочные. Но здесь Пушкин изменяет не очень
приятный для рассказчика финал: «по усам текло, а в рот не попало». У него
рассказчик мёд пил.

Вообще финал – с юмором. Мы представляем себе кота, сидящего
вместе с Пушкиным под дубом и рассказывающего сказки. Это вызывает добрую
улыбку (в народных сказках нет такого юмора, в этом мастерство и личность
Пушкина)

_ А что можно сказать о языке пролога?

 — Каких слов и выражений много в нём?

Много устаревших слов и выражений, не употребляющихся в нашей
обычной речи: златая, на дубе, песнь, дол, о заре, прихлынут,
на брег, чредой, пленяет, над златом, чахнет.

-Почему Пушкин их употребляет?

Они звучат торжественно, создают атмосферу русской старины.

3)   Словарная
работа (учебник – стр. 93-94) с дополнениями учителя

Лукомо́рье – изгиб (излу́чина) морского берега. Слово
«лукоморье» происходит от словосочетания «лука моря» и означает «изгиб морского
берега».
Если
мы заглянем в толковый словарь современного русского языка, то узнаем, что
лукоморье – это старинное народное название берега залива, бухты.

В фольклоре восточных славян — заповедное место на краю мира,
где стоит древо — ось мира, так как его вершина упирается в небеса, а корни
достигают преисподней. По этому мировому древу спускаются и поднимаются боги.


На неве́домых доро́жках – на неизвестных (от «ведать» – знать), по
которым никто не ходил.
Неви́данных (зверей) – небывалых, поразительных, удивительных.
Дол – доли́
на, низкое место.
Виде́ние – призрак, привидение, явление из мира фантазии.
Там о заре́
 – То есть при свете зари (заря – световая окраска горизонта перед заходом или
восходом солнца).
Ви́
тязь – богатырь, воин.
Чредо́
й (чередо́й) –
друг за другом.
Дя́дька – здесь: надзирающий, присматривающий за витязями-воинами
(так до 1917 года называли мужчину-служителя, приставленного для пригляда за
новобранцами в военном заведении).
Мимохо́дом – между другими делами, на ходу
Пленя́
ет – берет в плен.
Сту́па – тяжелый металлический, деревянный или каменный сосуд, в
котором толкут что-либо пестом или растирают зерно.
Ча́хнет – сохнет, слабеет, худеет, дряхлеет, становится слабым,
болезненным.

— Итак, мастерство
Пушкина проявляется в умении создать языковой колорит ушедшей эпохи с помощью устаревших
слов.

 4) Мифологические образы в лукоморье
(используется презентация)

— А теперь попробуем проникнуть в
это чудесное лукоморье и посмотреть, кто там живёт.

Какое дерево растёт в лукоморье Пушкина?

Волшебный дуб. Издавна у
славян дуб был главным деревом. Он считался деревом бога Перуна. Дуб называли
также княжеским или царским деревом. В дубовых рощах жили волхвы (жрецы),
проводили там богослужения. В народных сказках мы всё время встречаемся с
образом могучего дуба.

— Вспомните, в какой сказке,
недавно прочитанной вами, есть образ дуба? (
сказка «Царевна-лягушка». На нём хранился заветный ларец, в
котором смерть Кощея
)

А вокруг дуба прогуливается учёный кот ходит на златой цепи.
Да ещё такой талантливый кот – поющий и рассказывающий сказки. Это кот Баюн! (Баять –
это значит рассказывать).

— Вспомните, каким изображён кот в
русских народных сказках.

 Кот, как правило, умный
(«учёный»), помогает доверчивому петушку в сказке «Кот, петух и лиса», когда
тот поддаётся на уговоры хищной лисы. Помните?

       Петя-петушок,
золотой гребешок,

     
Выгляни в окошко – дам тебе горошка.

И лиса хватает его, а он зовёт на
помощь кота, и тот приходит и спасает петуха. В другой сказке «Кот и Лиса» Котофей
Иванович – важный, деловой, хитрый, даже женится на лисе, которую он сам
перехитрил. Очевидно, у Пушкина
кот – добрый и даже
рассказывает чудесные сказки рассказчику.

— Какие ещё герои живут в
лукоморье?

Леший бродит, русалка на ветвях
сидит.

Леший. В славянской мифологии
– это хозяин леса. Он может быть добрым или злым. В его власти все растения и
обитатели леса. Злым людям он всегда вредит. Но может помочь заблудившемуся

А вот и русалка –
соседка лешего.

Русалки есть в мифах и поверьях многих народов. В русском
фольклоре русалки – это чаще всего утонувшие или утопившиеся женщины. Сначала
русалок даже представляли без хвоста, с обычными ногами. Зато с длинными
зелёными или русыми волосами. Так что нет ничего удивительного в том, что
русалка сидит на ветвях.

Следы невиданных зверей –что-то загадочное.

 Ещё одна
знакомая – избушка на курьих ножках.

А значит, где-то поблизости должна
быть Баба-яга.

Кто же она такая, Баба Яга? В славянской мифологии так называли
уродливую старуху, которая живёт в лесу и умеет колдовать. Можно сказать, что
это ведьма или колдунья.  Иногда она хочет съесть главного героя, а иногда
помогает или даёт мудрый совет.

 — В каких сказках вы встречались с этим персонажем?

«Василиса Прекрасная», «Царевна-лягушка», «Гуси-лебеди», «Марья
Моревна», «Баба-яга, костяная нога» 

— В каком произведении мы встречаем богатырей
и дядьку Черномора
(в «Сказке о царе Салтане»)

Но она была написана позже «Руслана и
Людмилы»!

 — Что за царь и какой королевич, который пленяет грозного царя?

В начале XIX века была очень популярна сказка о Бове-королевиче.
Во времена Пушкина об этом знали все.

Ну, а колдун с богатырём? А вот здесь пролог как будто
забегает вперёд и показывает нам сцену из самой поэмы.

Уже колдун под облаками;

На бороде герой висит;

Летят над мрачными лесами,

Летят над дикими горами,

Летят над бездною морской;

От напряженья костенея,

Руслан за бороду злодея

Упорной держится рукой.

«Руслан и Людмила»

В народных волшебных сказках мы постоянно сталкиваемся с царевной,
которую кто-то украл и посадил в темницу.
И волк часто выступает как
помощник главного героя – кто не знает сказку «Иван-царевич и Серый Волк».

 — Чем волк у Пушкина отличается от собрата в народной сказке?

Он не «серый», а «бурый». Видимо, более опытный:
везде побывал, с подпалинами на шерсти.

И, конечно же, какая сказка без царя Кащея?

Кащей в славянской мифологии считался могучим чародеем, божеством,
владыкой самого глубокого и мрачного царства – Кащеева царства. Он всегда
отрицательный персонаж. Становится причиной злоключений героев. Кощей —  бессмертный,
хотя смерть у него есть:

«– Его смерть  на
конце иглы, та игла 
 в яйце, то яйцо  в
утке, та утка 
 в зайце, тот заяц  в кованом
ларце, а тот ларец 
 на вершине старого дуба. А дуб тот в
дремучем лесу растёт».

Пушкинский Кащей «над златом
чахнет
».

Его интересуют только деньги, ради
которых он творит зло, убивает, грабит. А потом сидит возле своих сундуков с
деньгами. Эта страсть поглощает все его силы – вот и «чахнет», то есть болеет,
слабеет царь Кащей.

4)  
Составление кластера:

в центре – «Чудеса в лукоморье» и 10 лепестков, в которых надо
записать эти чудеса.

6.  Обобщающая беседа, идея произведения.  

Разные сказки живут в лукоморье. Но есть нечто главное, что
объединяет их все. Что?

 «Там русский дух… там Русью пахнет!»

 — Как вы понимаете эти слова?

Учитель:

Мир русской сказки знаком с детства каждому
ребёноку. Он в русской крови, в генетическом коде русского человека. Это
верования наших предков, их представление об устройстве мира. Это наша русская
культура, на которой выросли целые поколения русских людей. Русские витязи,
богатыри борются со Змеями Горынычами, с Чудо-юдами, с Кощеем Бессмертным, вызволяют
из плена русских девушек. Им помогают добрые звери, иногда Баба Яга, когда
герой хорошенько её припугнёт. Но всегда добро побеждает. Торжествуют светлые,
добрые силы. Впитывая эти премудрые сказки, русский ребёнок вырастал смелым,
готовым защищать родную землю, престарелых мать-отца, свою царевну. Проходил
через невероятные испытания и всегда побеждал. А всё — от народной, а потом и
пушкинской сказки.

 — Как бы вы сформулировали идею
этого пролога
словами самого Пушкина?

Там русский дух…там Русью
пахнет!

7. Рефлексия и оценка.

— Что нового узнали? Было ли
интересно?

Как оцениваете свою работу на уроке?

8. Домашняя работа: на
выбор

1) выучить наизусть отрывок из
«Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях» А.С.Пушкина;

2) нарисовать иллюстрацию к
понравившемуся фрагменту.

  • Роль эпизода экзамен митрофанушки действие 4 явление 8 в комедии сочинение
  • Роль эпизодических лиц в рассказе господин из сан франциско
  • Роль эпиграфов в романе капитанская дочка сочинение 8 класс
  • Роль хлеба в русских народных сказках проект
  • Роль философии в профессии юриста сочинение