Роль вводных слов в речи сочинение

Вводные слова и вводные предложения применяются для того, чтобы сделать текст более стройным. это своеобразные слова-помощники, которые устанавливают логическую связь

Вводные слова и вводные предложения применяются для того, чтобы сделать текст более стройным. Это своеобразные слова-помощники, которые устанавливают логическую связь между частями высказывания. Синтаксически они не связаны с другими словами, то есть к ним невозможно задать вопрос, они не являются членами предложения и утрачивают морфологические признаки, но их роль очень важна для понимания смысла текста. Они точно передают то, как говорящий относится к основному содержанию высказывания.
Вводные слова делятся на особые тематические группы. Каждая из этих групп выполняет свою функцию. Например, вводные слова, которые выражают чувства говорящего (на счастье, к прискорбию, чего доброго) придают тексту эмоциональность. Слова, указывающие на источник сообщения (по-моему, по мнению ученых, по слухам), делают высказывание субъективным или, наоборот, объективным. А слова, осуществляющие связь мыслей, последовательность изложения (итак, следовательно, во-первых) и указывающие на приемы и способы оформления мыслей (одним словом, иначе говоря, так сказать) служат средствами связи частей предложения, предложений и даже микротем.
В роли вводных слов часто употребляются самостоятельные части речи. Чтобы проверить, является слово вводным, нужно помнить, что эти слова легко убираются из текста без ущерба для смысла. Для самостоятельной части речи это невозможно.
Вводные слова помогают более точно передать свои чувства и мысли, сделать высказывание более доступным и выразительным. А читателю они дают возможность сразу разобраться в написанном и прочитать текст с нужной интонацией.

Вводные слова – это специальные слова или сочетания слов, при помощи которых говорящий выражает свое отношение к тому, что он сообщает. Вводные слова выражают различные чувства: радость, тоску, сожаление, досаду, удивление, печаль. Могут указывать на источник сообщения, на способ оформления мысли героев. Роль вводных слов и предложений в устной и письменной речи огромна. Достаточно послушать диктора в «Новостях», чтобы убедиться, как умело они используют вводные слова в устной речи. Имея разнообразные значения, вводные слова употребляются во всех речевых стилях. В разных стилях речи характер вводных слов неодинаков, различна и частотность их употребления. Так, вводные слова и словосочетания, выражающие достоверность, уверенность, предположение тяготеют к книжным стилям.Вводные слова и словосочетания, используемые с целью привлечь внимание собеседника, как правило, функционируют в разговорном стиле, их стихия – устная речь. Но писатели, искусно вставляя их в диалоги персонажей, имитируют непринужденную беседу. Значительную группу составляют слова и словосочетания, выражающие эмоциональную оценку сообщения. Выражая радость, удовольствие, огорчение, удивление, они придают речи экспрессивную окраску и поэтому не могут быть использованы в строгих текстах книжной речи, зато часто употребляются в живом общении людей и в художественных произведениях. В художественной литературе вводные слова вместе с другими средствами выразительности нередко используются для создания речевой характеристики персонажа.

В русском языке есть синтаксические элементы, которые грамматически не связаны с другими членами предложения. Это обращения, вводные слова, вводные предложения и вставные конструкции.
К этим языковым единицам невозможно задать вопрос, они не являются членами предложения и могут быть извлечены из него без ущерба для основного смысла. Но если мы уберем эти слова, то текст потеряет либо свою глубину, либо объективность, либо эмоциональную окраску.
Это можно проследить на примере вводных слов.
Вводные слова могут передавать различную степень уверенности говорящего в том, о чем он говорит («Безусловно, это был один из лучших специалистов в своей отрасли». «Мы, возможно, поторопились с выводами».) С помощью вводных слов можно выразить различные чувства, такие, как радость или удовольствие, сожаление или огорчение («К общей радости, концерт был перенесен на более удобное время»). Субъективность или, наоборот, объективность высказывания достигается при помощи слов, указывающих на источник сообщения: «по-моему», «думаю», «по мнению ученых». Мы не сможем построить рассуждение без вводных слов, отвечающих за оформление мысли: «во-первых», «во-вторых», «следовательно», «таким образом». А такие выражения, как «простите», «пожалуйста», «будьте любезны», указывают на уровень общей культуры человека.
Вводные слова на письме выделяются запятыми, а в устной речи произносятся с особой интонацией. Как правило, это понижение голоса и более быстрое произнесение по сравнению с другими словами в предложении.
Правильный выбор и уместное использование вводных слов делает нашу речь богаче и выразительнее.

5. Роль средств выразительности в речи
В художественном и публицистическом стилях речи широко используются изобразительно – выразительные средства.
Так, например, эпитеты – красочные определения делают речь яркой и выразительной (пример из текста).
Метафоры – слова в переносном значении – придают речи образность (пример из текста).
Риторический вопрос создаёт вопрос на ответную форму изложения и иллюзию диалога с читателем (пример из текста)
Без выразительности, речь была бы бедной и невыразительной.
6. Роль архаизмов в речи
Архаизмы – это устаревшие слова в лексике русского языка. Также архаизмами называются устаревшие слова – старославянизмы. У них есть современные русские эквиваленты. Зачем же они нужны?
Архаизмы используются в речи, когда нужно создать колорит эпохи. Такие слова используются в исторических романах, сценариях исторических фильмов (пример из текста).
Также архаизмы используются для создания высокого стиля речи (пример из текста).
Таким образом, устаревшие слова играют важную роль в современном русском языке.
7. Разряды и функции частиц в русском языке
Частица – служебная часть речи, которая вносит в предложение различные оттенки, значения или служит для образования форм слов. Частицы не изменяются и не являются членами предложения.
Частицы делятся на две основные группы: формообразующие и модальные (смысловые).
Формообразующие образуют повелительное и условное наклонение (примеры).
Смысловые вносят различные оттенки значения: отрицания, вопроса, уточнения, выделения, сомнения (примеры).
Таким образом, частицы – важная часть речи, без которой в русском языке не обойтись.
8. Зачем нужно двоеточие?
Знаки препинания появились намного позже, чем была изобретена письменность. В России система пунктуации сформировалась только после распространения книгопечатания.
«Зачем нужны знаки препинания? — недоумевают некоторые мои сверстники и говорят: — Не нужны все эти двоеточия, тире, скобки…». Я с ними не согласна, потому что считаю: знаки препинания несут дополни­тельную информацию, которую нельзя выразить словами, ведь она касается высказывания в целом.
Возьмем, к примеру, двоеточие. Во-первых, этот знак ставят, если хотят пояснить сообщение. Этим объясняется употребление двоеточия в предложении 2, где вторая часть сложного предложения с разными видами связи указывает на причину того, о чем сообщалось в первой части.
Во-вторых, этот знак помогает увидеть такие синтаксические конструкции, как слова автора и прямую речь (предложения 28 и 29).
В-третьих, двоеточие — письменный сигнал интонации пояснения (предложения 2, 11). Перед знаком голос понижается, после чего следует «предупреждающая» пауза, после знака следующая синтаксическая единица интонируется в более быстром темпе.
Нет, не обойтись без знаков препинания. Ведь они, по словам К. Паустовского, «существуют, чтобы выделить мысль, привести слова в правильное соотношение и дать фразе легкость и правильное звучание».
9. Зачем нужно тире?
Есть речь устная и письменная. Устная речь отличается от письменной. То, что в устной речи можно передать с помощью интонации, мимики, жестов, в письменной речи передается с помощью порядка слов, знаков препинания.
Тире, как любой знак препинания, помогает определить границы синтаксических единиц (их начало и/или конец), понять логику предложения, связь его частей, передать интонацию.
Так, в предложении 14 тире отмечает начало и конец такого синтаксического отрезка, как слова автора, а в предложении 33 отмечает начало составного именного сказуемого с опущенной глагольной связкой. Тире — многозначный знак препинания. Он может иметь значение пропуска, чередования, тождества, противоположности, следования (внезапного или закономерного).
Предложения с 8 по 22 — это диалог. Тире используется в значении чередования. С его помощью В. Железников указывает, что в диалоге меняется автор реплики: говорит то Николай Николаевич, то Ленка. В предложении 27 тире реализует значение противоположности: «Столько лет смотрел на картину, а не догадался».
Как интонационный знак тире, например, подсказывает, где находятся паузы, какой отрезок следует читать с повышением тона, а какой — с понижением. Слова автора в предложении 22 выделены с двух сторон тире, это значит, что в этих местах нужно делать паузы, а сам отрезок произносить быстро и с понижением голоса.
Хотя тире появилось в русской графике достаточно недавно (первым стал его употреблять Н. М. Карамзин), это очень нужный знак препинания, без него невозможно представить современный письменный текст.
10. Зачем нужна орфография?
Сегодня много говорят о том, что орфографическая грамотность очень низка. В письменной речи без знания правил орфографии обойтись невозможно. Иногда мы злимся, получив плохую оценку: “И зачем нужна эта орфография! Ведь и без неё слова понятны!” Оказывается, не всегда.
Орфография нужна, чтобы любой правильно понимал значение прочитанного слова. Так, например, в тексте М.Пришвина слово “пора” (предложение № 16)можно написать так, как мы его слышим: “пара”. Но тогда изменится смысл слова. А это недопустимо! Могут встретиться, конечно, слова, написание которых мы не знаем. Тогда нас выручит орфографический словарь. Чем чаще мы будем писать такие слова, тем быстрее мы запомним их написание.
Я считаю, что орфография не враг нам, а друг: она помогает правильно, точно передавать мысли. А мы и учим эти правила для того, чтобы облегчить понимание наших мыслей другим. Без орфографии современному человеку не обойтись!
Источник сочинения – учебно-методическое пособие “Русский язык. 9 класс. Подготовка к государственной итоговой аттестации 2010” по ред. Н.А.Сениной.
Внимание! В данном сочинении приводится всего один пример из указанного текста, а надо два!
11.Роль антонимов в речи
Я согласен с Анной Владимировной. Антонимы, обозначая противоположные значения, помогают лучше выразить нашу мысль. Эти лексические средства делают нашу речь более яркой, выразительной.
В тексте В.Пескова они есть: “хорошие и плохие” люди. Существуют ещё и контекстуальные антонимы, такие, которые выражают контарстное значение только в этом тексте. Мне кажется, что контекстуальными будут такие антонимы: “…сказка заставляет…тревожиться, радоваться”. На самом деле антонимом к слову “радоваться” будет слово “грустить”, но в тексте В.Пескова эти слова имеют противоположное значение, потому что показывают контрастные эмоции.
Без антонимов наша речь была бы намного беднее.
Источник сочинения – учебно-методическое пособие “Русский язык. 9 класс. Подготовка к государственной итоговой аттестации 2010” по ред. Н.А.Сениной.
12. Зачем надо изучать морфологию?
Морфология – это раздел грамматики, изучающий части речи (существительные, прилагательные, глаголы и т.д.) и их формы. Без знания частей речи в русском языке не обойтись.
Во-первых, от знания частей речи зависит письменная грамотность человека, ведь многие орфографические правила основаны на умении определять часть речи конкретного слова. Например, употребление мягкого знака на конце слова после шипящих зависит прежде всего от того, какой частью речи является данное слово. Если это существительное 3 склонения, то “ь” на конце пишется (дочь, роскошь и т.д.), а если это , допустим, краткое прилагательное, то “ь” не пишется (могуч, дремуч). Или существительное “ожог” пишется с гласной “о” после шипящей в корне, а глагол “ожёг” – с гласной “ё”.
Во-вторых, знание частей речи формирует у человека пунктуационную грамотность. Например, такая часть речи, как междометие (ох, ай, ну и т.д.), на письме всегда выделяется запятыми.
Таким образом, морфология – очень важный раздел науки о языке.

Вводными называются слова или словосочетания, которые занимают в предложении автономную (независимую) позицию. Сами они не являются членами предложения, в состав которого входят, и не связаны напрямую с остальными членами предложения синтаксической связью. Используются вводные слова для выражения отношения к сообщению.
По своему значению или цели, для которой используются в предложении, вводные слова подразделяются на несколько групп.
1) Помогают говорящему уточнить степень достоверности своего сообщения.
Для выражения большей степени убеждённости служат такие слова: конечно, безусловно, бесспорно, разумеется, несомненно, без сомнения, действительно.
Чтобы высказать меньшую степень уверенности (скорее предположение), используют: кажется, вероятно, очевидно, возможно, пожалуй.
2) Сообщают об источнике высказывания или проясняют, кому именно принадлежит мысль: по словам автора, как было указано в документе, как принято говорить в таких случаях, по словам (кого-либо), по мнению (кого именно), по сообщению (кого), по-моему, на мой взгляд, известно.
3) Указывают на порядок или очерёдность мыслей и их связь, а также расставляют в предложении акценты: во-первых, к слову, итак, следовательно, напротив, наконец, значит, наоборот, например, кроме того, таким образом, между прочим.
4) Характеризуют способ оформления мысли или выступают с оценкой речи: одним словом, иначе говоря, лучше сказать, короче говоря, грубо говоря, вернее, точнее, по сути, иными словами.
5) Выражают степени обычности или необычности высказывания: бывало, как правило, по обыкновению, как водится, случается.
6) Показывают различные чувства и эмоции (удовольствие, неодобрение, осуждение): к счастью, к несчастью, к удивлению, к стыду своему, удивительное дело, как на беду, как на грех.
7) Привлекают интерес и акцентируют внимание собеседника на сообщении или вызывают его определённую реакцию:
представьте, послушайте, заметьте, согласитесь, вообразите, знаете ли, не поверите, признаться, поймите меня правильно, откровенно говоря, уверяю вас, между нами, кроме шуток.
При произношении вводные слова и сочетания выделяются интонацией и паузой, а на письме – запятыми, реже тире.
Не стоит забывать, что чрезмерное употребление вводных слов является стилистическим недостатком, а назойливое использование превращает их в слова-паразиты. Частое произношение таких слов, как «понимаешь», «знаешь ли», «так сказать» – делают речь невнятной и косноязычной.

В русском языке есть много разных знаков препинания. Каждый из них играет свою роль в предложении. Все они нужны нам для того, чтобы наша речь была ясной, точной и выразительной.
При помощи знаков препинания мы передаём смысл предложения, текста, рассказа. Они помогают выразить эмоциональную окраску предложения.
Например: Пришла зима. Пришла зима! Пришла зима?
У каждого из этих предложений свой определённый эмоциональный характер, правильно расставленные знаки препинания помогают нам без труда понимать смысл предложения. Чего бы мы не написали, без знаков препинания это будет неясным набором символов. Выражая свои мысли в письменном виде, мы стремимся к тому, чтобы нас правильно поняли. Знаки препинания помогают нам в этом.
Например, точка обозначает конец предыдущей мысли и начало следующей. Точка, запятая и пробел могут выделять или разделять слова в тексте, предложении. Запятая также обозначает паузу в предложении, передаёт правильный смысл в сложных предложениях, обозначает перечисления, выделяет обращения, вводные слова, уточнения.
Тире в предложении противопоставляет смысл предыдущих слов последующим, ставится вместо пропуска, какого-либо слова (в неполных предложениях).
Чтобы понять важность знаков препинания в тексте, можно, к примеру, составить такое предложение: «Я вернулся домой с радостным мурлыканьем, меня встретила любимая Мурка». Как мы видим, всего лишь из-за одной неправильно поставленной запятой предложение превратилось в полную несуразицу.
Знаки препинания помогают понимать и правильно воспринимать написанное, а при прослушивании помогают легче воспринимать услышанное.

Что такое знаки препинания? Это символы, которые используются в тексте для его оформления. Функции этих знаков настолько важны, ведь они определяют смысл каждой фразы, а также разделяют мысли одну от другой. К тому же они эмоционально окрашивают предложение, что дает понять, чем оно закончилось: вопросительно, утвердительно или с восклицанием. Без них все мысли путаются, и может получиться неразбериха.
Точка используется для того, чтобы завершить предложение и отделить его от другого, а также для сокращения слова. Знак запятой ставится, когда речь идет о перечислении или для того, чтобы соединить части сложного предложения. Многоточие применяется для обозначения мысли, которая не закончилась или паузы.
Вопросительный знак ставится в конце предложения, сразу становится понятно, что это вопрос и на него ожидается ответ. Восклицательный знак также ставится в конце законченной мысли, передает волнение, радость или удивление, к тому же его можно поставить при обращении к кому-либо, это подчеркнет индивидуальность. Знак двоеточия применяется в пределах предложения в тот момент, когда нужно перечислить слова, а также применяется в прямой речи. Тире считается заменяющим знаком для слова «это», в прямой речи непосредственно принимает участие.
Это самые основные знаки, которые применяются при письме. Существует много других, и значение их немаловажно. Они делают текст оживленным, он сразу приобретает определенный смысл, легко воспринимается читателем. Поэтому полное отсутствие этих знаков может привести к тому, что текст можно понять не так, как должно быть или он будет казаться неясным. С легкостью можно сказать, что знаки препинания нужны, как воздух, ведь остановка в речи при разговоре – это те же самые знаки препинания, только в невидимой форме.
Сообщение Зачем нужны знаки препинания 6, 8, 9 класс
«Казнить нельзя помиловать». Фраза, знакомая, наверное, каждому человеку. Когда в мультфильме мальчику пришлось вспоминать орфографию, для того, чтобы остаться в живых. Это, конечно, немного преувеличено, но значение пунктуации все таки немаловажно в жизни грамотного и социального человека.
Для того, чтобы внятно объяснить собеседнику свои мысли, мы даже в устной речи ставим паузы в разговоре. Что уж говорить о письме. При письме важно выделить особо важную информацию, акцентировать внимание на нужном понятии или фразе. Даже для выражения своего мнения необходимы знаки препинания. Написав диалог и не выделив его знаками препинания, получится сумбур и непонятный набор слов. Для выделения фраз в диалоге используются различные знаки. Прямую речь можно выделить двумя способами.
При помощи кавычек. После повествования ставится двоеточие и кавычки. В кавычки с двух сторон заключают диалоговую фразу и закрывают кавычки. Если повествование продолжается после прямой речи, то ставится запятая, дефис и продолжается речь.
При помощи дефиса. Прямая речь начинается с новой строки и начинается с постановки тире. После диалоговой речи, если после нее идет повествование, снова ставится тира, тем самым являясь разделением прямой и повествовательной речи. Так читатель сможет прочесть с необходимой интонацией диалог или цитату.
Самым распространенным знаком препинания является запятая. Она используется практически в каждом предложении. Служит разделителем однокоренных слов или целых предложений. Отделяет причастные и деепричастные обороты. Обращение к какому-либо лицу также выделяется запятыми. При перечислении каких-либо предметов или качеств не обойтись без помощи запятой. Запятую знают даже самые маленькие дети. В различных мультфильмах про знаки препинания для детей самыми главными героями как раз и являются девочка-запятая и мальчик-точка.
Когда предложение сложное по конструкции, то при перечислении возможно стоит использовать точку с запятой. Она также может служить разделителем, если в перечисляемых частях есть свои подчиненные части, отделенные запятыми.
Когда мысль заканчивается, то в конце предложения целесообразно поставить точку. Она обозначит конец одной мысли и начало следующей.
Но иногда бывает, что хочется задать вопрос в предложении. В таком случае, чтобы перевести предложение из повествовательного в вопросительное, ставится вопросительный знак в конце предложения.
Для придания большей эмоциональности предложения используется восклицательный знак. Он – неоценимый помощник в поздравительных открытках или пожеланиях. При обращении к человеку также возможно использовать знак восклицания.
Пользуясь правильно и по назначению знаками препинания можно зарекомендовать себя, как образованного, умного и социальноадаптированного человека. Поэтому стоит помнить, что расстановка знаков препинания необходима не только в учебе, но и играет немаловажную роль на протяжении всей жизни.

Чтобы написать сочинение о “знаках препинания“, важно подчеркнуть их роль в русском языке. Например, можно рассказать о них следующее. Начинать можно со вступления, затем перейти к самой сути.
Знаки препинания играют огромную роль в речи и при письме. Благодаря ним выражают интонацию и показывают свое отношение к сказанному. Согласно знакам препинания, в тексте становится понятной основная мысль сказанного и раскрывается полностью тема. Знаками препинания выделяют что-то важное из общего текста, или, напротив, не нужное, обобщают.
Там, где при письме ставится запятая, устно несколько замедляют речь, подчеркивая сказанное. Если бы не знаки препинания, весь текст был бы монолитным и безликим, не понятным, без выделения смысла текста.
Важно правильно расставить все знаки препинания во время письма, выделяя вводные слова, причастные и деепричастные обороты запятыми, соединяя два и более сложных предложений посредством запятых, связывая два и более предложений точкой с запятой, или ставя двоеточие, когда одно предложение является продолжением другого, раскрывая суть первого, либо тире, отделяя одно предложение от другого. Знаки препинания важны настолько, что без них речь становится не понятной и бессмысленной, бессодержательной.
Так важно грамотно писать и владеть русским языком, чтобы не пропустить ни одной запятой, чтобы подчеркнуть предложение многоточием в конце него, когда оно глубокомысленное… Поставить в конце восклицательный знак! – когда усиливают сказанное, передают чувства, отношение к чему-либо.
Один и тот же текст может иметь два противоположных смысла, если по-разному расставить знаки препинания.
В конце сочинения обязательно должен быть вывод, в котором еще раз акцентируют внимание на важности знаков препинания.
Знаки препинания – это то, что делает текст понятным и связанным, осмысленным. Без них невозможна речь, грамотное письмо. Знаки препинания – основа русского языка. Каждый должен владеть ими, чтобы правильно говорить и верно передавать смысл сказанного, нужным образом расставлять знаки препинания во время письма.

Сочинение части С2.1 ГИА (на лингвистическую тему) можно писать по следующему трафарету, вставляя необходимую информацию
Нужны ли нам знания о ……….. . Безусловно, они необходимы. Знания правил русского языка делает нашу речь грамотнее, понятнее, организованнее.
Чтобы понять, для чего нам необходимы ……. (вставь то, что сформулировано в задании к сочинению), вспомним, что такое (напиши, о каком языковом явлении идёт речь).
Итак, ……….называется (сформулируй правило)……………… Вспомним, каковы функции (ещё раз назови языковые явление). Это, во-первых, ………………………… . Во-вторых, ……. помогают нам …………………….. .
Рассмотрим, как в тексте (назови автора и название языкового явления) помогают нам лучше понять написанное, выявить замысел автора. Функция ………………. (назови) ярко представлена в предложении № … Автор пишет: «(Приведи цитату из текста, иллюстрирующую второю функцию явления)». Это наглядно показывает нам такую функцию ……….., как ………
Анализируя текст, ……, мы ещё раз убедились, что ………. необходимы в языке. Без них мы не смогли бы быстро и правильно понять прочитанное, разобраться в тех мыслях, которые хотел донести до нас автор.
Для выполнения задания произведите следующие действия:
1. Рассмотрите иллюстрацию, представьте ситуацию, в которой происходит диалог героев, разберитесь в позиции говорящих.
2. Поймите суть той позиции, которая заключается в утверждении лингвистического положения. Например: Без знаков препинания обойтись нельзя.
3. Подберите аргументы, доказывающие справедливость позиции участника диалога, эти аргументы надо искать именно в сфере лингвистических знаний. Например: Знаки препинания придают завершённость мысли и обеспечивают интонационную законченность предложений.
4. Найдите в указанном тексте примеры, которые могут подкрепить аргументацию.
5. Требования к примерам:
примеров должно быть не менее 2
примеры должны быть из указанного текста
примеры должны иллюстрировать разные функции лингвистического понятия
каждый пример должен соответствовать доказательству
пример без доказательства не учитывается
6. Приводя примеры, цитируйте текст или указывайте в скобках номера предложений, на которые делаются ссылки в ходе аргументации.
7. Для того чтобы включение примеров не нарушало требование связности, можно использовать следующие речевые клише:
• Чтобы подтвердить сказанное, обратимся к … предложению текста.
• Проиллюстрировать названную функцию знаков препинания можно на примере …. предложения текста.
• Пример использования запятой в … функции можно найти в предложении … .
• Справедливость этого вывода можно доказать на примере … предложения, в котором автор использует … .
• В подтверждение собственных выводов приведу пример из … предложения прочитанного мною текста.
• Рассмотрим … предложение. В нем использована … . Это подтверждает наш вывод о том, что … .
8. Сформулируйте собственную позицию не односложно, а развернуто, полно, разъяснив все приводимые положения.
9. Пишите сочинение от своего лица («Я считаю, что знаки препинания …») или от имени героя («Антон рассказал о важности знаков препинания…»).
10. Оформите текст композиционно. Помните, что сочинение должно соответствовать требованиям, предъявляемым к тексту – рассуждению, то есть содержать вступление (тезис), основная часть (доказательства, аргументы) и заключение (вывод).
Вступление – сообщение о реплике героя иллюстрации, общие сведения о лингвистическом понятии и его роли в речи.
Основная часть – доказательство справедливости выдвинутых положений, приведение примеров из исходного текста.
Заключение – вывод о справедливости высказывания героя о сущности языкового явления.
11. Помните: сочинение должно иметь не менее 4 –х абзацев:
1 абзац – тезис,
2 абзац – доказательство №1 с примером,
3 абзац – доказательство №2 с примером,
4 абзац – заключение.
12. Развивайте мысль так, чтобы объем сочинения был не менее 50 слов.
13. Пишите так, чтобы экзаменатор мог прочитать написанное без труда, то есть соблюдайте требования каллиграфии.
6 образцов сочинения на лингвистическую тему “Зачем нужны знаки препинания?”
Пожалуй, наибольшие затруднения у 9-классников вызывают задания С2.1 и С2.2 экзаменационного теста – написание сочинения-рассуждения.
Данная статья содержит 6 образцов сочинения на тему “Зачем нужны знаки препинания?” Прочитайте их внимательно. Обратите внимание на вступление, аргументы, заключение. Как говорят, лучше один раз увидеть…
Образец 1
Антон с Кириллом спорят о том, нужны ли знаки препинания. Я, как и Антон, счи­таю, что без знаков препинания обойтись невозможно.

Во-первых, знаки препинания помогают определить границы синтаксических единиц. Так, в первом абзаце стоит пять знаков за­вершения (точек), которые отмечают такие синтаксические единицы, как предложения. В предложении 6 четыре раза встречаются запятые в простом предложении. Две из них отмечают обособленное обстоятельство, вы­раженное сравнительным оборотом (как у мальчишки), две другие стоят между одно­родными составными именными сказуемыми (была тоненькая, курносая, с короткими и растрепанными волосами).

Во-вторых, знаки препинания передают интонацию. Так, в предложении 19 точка выражает интонацию законченного утверди­тельного высказывания (Люди слушали вни­мательно, и в скрипичном футляре лежало уже немало мятых бумажек); а в предло­жении 25 многоточие указывает на интона­цию незавершенности.

В-третьих, знаки препинания помогают точно выразить мысли. Так, самая короткая и лаконичная переписка состоялась между французским писателем Виктором Гюго и издателем его книги. После того как были отпечатаны «Отверженные», Гюго послал издателю письмо, где стоял только «?», и получил ответ: «!». Так он узнал, что его книга вызвала большой интерес у читателей.

Вот и в тексте В. Крапивина знаки препи­нания помогают передать смысл. В предло­жении 22 (Хотя… посмел бы он?) многото­чие передает неуверенность, а вопросительный знак требует немедленного ответа. И в следующем предложении (23) герой начина­ет сам себе отвечать, разбираться в своих чувствах и мыслях.

Да, без знаков препинания обойтись нельзя. Надеюсь, что теперь и Кирилл так думает.
1. Роль вводных слов и предложений
Вводные слова – это специальные слова или сочетания слов, при помощи которых говорящий выражает своё отношение к тому, что он сообщает.
Вводные слова могут выражать уверенность и неуверенность ( примеры ). С их помощью можно передавать различные чувства ( примеры ).
А что вы будете делать, если вам надо сообщить, откуда вы взяли эту информацию. Конечно, вы тогда будете использовать водные слова, указывающие на источник сообщения ( примеры ).
В научном стиле, где главное – логика, вы будете использовать вводные слова, указывающие на порядок мысли.
Часто мы думаем, что вводные слова не нужны, но мы сами не замечаем, как используем их в речи.
2. Роль цитат в речи
Сочинение по данной теме удалено, так как нуждается в доработке.
3. Роль однородных членов предложения в речи
Однородные члены предложения – это ряд одинаковых членов предложения, соединённых между собой сочинительной связью, которая выражается союзами или только интонационно.
Однородные члены предложения используются в речи для конкретизации и точности описания. Когда предмет описывается с помощью нескольких определений, а не одного, поэтому описание будет более точным (пример из текста).
Однородные члены предложения показывают одновременность или последовательность действий (пример из текста).
В художественной речи, с помощью однородных членов предложений, создаётся такая фигура, как градация – расположенные по мере возрастания синонимы (пример из текста).
Итак, мы пришли к выводу, что однородные члены предложения важны в языке.
4. Роль риторических вопросов в тексте
Риторические вопросы – это вопросы, не требующие ответа. Зачем же они нужны?
Риторические вопросы используются в художественном и публицистическом стилях для создания вопроса на ответную форму изложения. С помощью неё создаётся иллюзия беседы с читателем (пример из текста).
Риторические вопросы также являются средством художественной выразительности. Они акцентируют внимание читателя на проблеме (пример из текста).

Таким образом, риторический вопрос – это важное изобразительно-выразительное средство.


5. Роль средств выразительности в речи
В художественном и публицистическом стилях речи широко используются изобразительно – выразительные средства.
Так, например, эпитеты – красочные определения делают речь яркой и выразительной (пример из текста).
Метафоры – слова в переносном значении – придают речи образность (пример из текста).
Риторический вопрос создаёт вопрос на ответную форму изложения и иллюзию диалога с читателем (пример из текста)
Без выразительности, речь была бы бедной и невыразительной.
6. Роль архаизмов в речи
Архаизмы – это устаревшие слова в лексике русского языка. Также архаизмами называются устаревшие слова – старославянизмы. У них есть современные русские эквиваленты. Зачем же они нужны?
Архаизмы используются в речи, когда нужно создать колорит эпохи. Такие слова используются в исторических романах, сценариях исторических фильмов (пример из текста).
Также архаизмы используются для создания высокого стиля речи (пример из текста).
Таким образом, устаревшие слова играют важную роль в современном русском языке.
7. Разряды и функции частиц в русском языке
Частица – служебная часть речи, которая вносит в предложение различные оттенки, значения или служит для образования форм слов. Частицы не изменяются и не являются членами предложения.

Частицы делятся на две основные группы: формообразующие и модальные (смысловые).
Формообразующие образуют повелительное и условное наклонение (примеры).
Смысловые вносят различные оттенки значения: отрицания, вопроса, уточнения, выделения, сомнения (примеры).
Таким образом, частицы – важная часть речи, без которой в русском языке не обойтись.
8. Зачем нужно двоеточие?
Знаки препинания появились намного поз­же, чем была изобретена письменность. В России система пунктуации сформировалась только после распространения книгопечата­ния.
«Зачем нужны знаки препинания? — недо­умевают некоторые мои сверстники и гово­рят: — Не нужны все эти двоеточия, тире, скобки…». Я с ними не согласна, потому что считаю: знаки препинания несут дополни­тельную информацию, которую нельзя вы­разить словами, ведь она касается высказы­вания в целом.
Возьмем, к примеру, двоеточие. Во-пер­вых, этот знак ставят, если хотят пояснить сообщение. Этим объясняется употребление двоеточия в предложении 2, где вторая часть сложного предложения с разными видами связи указывает на причи­ну того, о чем сообщалось в первой части.
Во-вторых, этот знак помогает увидеть та­кие синтаксические конструкции, как слова автора и прямую речь (предложения 28 и 29).
В-третьих, двоеточие — письменный сиг­нал интонации пояснения (предложения 2, 11). Перед знаком голос понижается, после чего следует «предупреждающая» пауза, пос­ле знака следующая синтаксическая единица интонируется в более быстром темпе.
Нет, не обойтись без знаков препинания. Ведь они, по словам К. Паустовского, «су­ществуют, чтобы выделить мысль, привести слова в правильное соотношение и дать фра­зе легкость и правильное звучание».


9. Зачем нужно тире?
Есть речь устная и письменная. Устная речь отличается от письменной. То, что в устной речи можно передать с помощью ин­тонации, мимики, жестов, в письменной речи передается с помощью порядка слов, знаков препинания.
Тире, как любой знак препинания, помога­ет определить границы синтаксических еди­ниц (их начало и/или конец), понять логику предложения, связь его частей, передать ин­тонацию.
Так, в предложении 14 тире отмечает на­чало и конец такого синтаксического отрез­ка, как слова автора, а в предложении 33 отмечает начало составного именного сказуе­мого с опущенной глагольной связкой. Тире — многозначный знак препинания. Он может иметь значение пропуска, чередо­вания, тождества, противоположности, сле­дования (внезапного или закономерного).
Предложения с 8 по 22 — это диалог. Тире используется в значении чередования. С его помощью В. Железников указывает, что в диалоге меняется автор реплики: говорит то Николай Николаевич, то Ленка. В предло­жении 27 тире реализует значение противо­положности: «Столько лет смотрел на карти­ну, а не догадался».
Как интонационный знак тире, например, подсказывает, где находятся паузы, какой отрезок следует читать с повышением тона, а какой — с понижением. Слова автора в пред­ложении 22 выделены с двух сторон тире, это значит, что в этих местах нужно делать паузы, а сам отрезок произносить быстро и с понижением голоса.
Хотя тире появилось в русской графике достаточно недавно (первым стал его упо­треблять Н. М. Карамзин), это очень нуж­ный знак препинания, без него невозможно представить современный письменный текст.
36 вариантов тем
Тест 1
«В языке есть… слова. В языке есть… грамматика. Это – те способы, которыми язык пользуется, чтобы строить предложения».
Лев Васильевич Успенский
Тест 2
«Один словарный состав без грамматики ещё не составляет языка. Лишь поступив в распоряжение грамматики, он получает величайшее значение».
Лев Васильевич Успенский

Тест 3
«Точность слова является не только требованием стиля, требованием вкуса, но, прежде всего, требованием смысла».
Константин Александрович Федин

Тест 4
«Сходство между наклонением условным и повелительным состоит в том, что оба они… выражают не действительное событие, а идеальное, то есть представляемое существующим только в мысли говорящего».
Александр Афанасьевич Потебня

Тест 5
«Мысль формирует себя без утайки, во всей полноте; поэтому-то она легко находит и ясное для себя выражение. И синтаксис, и грамматика, и знаки препинания охотно ей повинуются».
Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин

Тест 6
«Заставляя героев говорить друг с другом, вместо того чтобы передать их разговор от себя, автор может внести соответствующие оттенки в такой диалог. Тематикой и манерой речи он характеризует свих героев».
Литературная энциклопедия
Тест 7
«Нет таких звуков, красок, образов и мыслей, для которых не нашлось бы в нашем языке точного выражения».
Константин Георгиевич Паустовский

Тест 8
«К оценке достоинств речи мы должны подходить с вопросом: насколько же удачно отобраны из языка и использованы для выражения мыслей и чувств различные языковые единицы?».
Борис Николаевич Головин

Тест 9
«Грамматика позволяет нам связать между собой любые слова, чтобы выразить любую мысль о любом предмете».
Лев Васильевич Успенский

Тест 10
«Язык не есть только говор, речь: язык есть образ всего внутреннего человека, всех сил, умственных и нравственных».
Иван Александрович Гончаров

Тест 11
«Придание образности словам постоянно совершенствуется в современной речи посредством эпитетов».
А. А. Зеленецкий

Тест 12
«Читатель проникает в мир образов художественного произведения через его речевую ткань».
Маргарита Николаевна Кожина
Тест 13
«Обладая и лексическим, и грамматическим значением, слово способно объединяться с другими словами, включаться в предложение».
Ираида Ивановна Постникова

Тест 14
«Местоименные слова – слова вторичные, слова-заместители. Золотым фондом для местоимений являются знаменательные слова, без наличия которых существование местоимений «обесценено»».
Александр Александрович Реформатский

Тест 15
«Что же в языке позволяет ему выполнять его главную роль – функцию общения? Это синтаксис».
Александр Александрович Реформатский

Тест 16
«Пунктуационные знаки имеют своё определённое назначение в письменной речи. Как и каждая нота, пунктуационный знак имеет своё определённое место в системе письма, имеет свой неповторимый «характер»».
Светлана Ивановна Львова

Тест 17
«Автор идёт от мысли к словам, а читатель – от слов к мысли».
Н. Шамфор

Тест 18
«Выразительность – это свойство сказанного или написанного своей смысловой формой привлекать особое внимание читателя, производить на него сильное впечатление».
Александр Иванович Горшков
Тест 19
«Устная фраза, перенесённая на бумагу, всегда подвергается некоторой обработке, хотя бы по части синтаксиса».
Борис Викторович Шергин

Тест 20
«Способность слова связываться с другими словами проявляется в словосочетании».
Ираида Ивановна Постникова

Тест 21
«Языком человек не только выражает что-либо, он им выражает также и самого себя».
Георг фон Габеленц

Тест 22
«Вернейший способ узнать человека – его умственное развитие, его моральный облик, его характер – прислушаться к тому, как он говорит».
Дмитрий Сергеевич Лихачёв

Тест 23
«Художественный текст заставляет обратить внимание не только и не столько на то, что сказано, но и на то, как сказано».
Е. В. Джанджакова

Тест 24
«Художник мыслит образами, он рисует, показывает, изображает. В этом и заключается специфика языка художественной литературы».
Георгий Яковлевич Солганик
Тест 25
«Правила синтаксиса определяют логические отношения между словами, а состав лексикона соответствует знаниям народа, свидетельствует о его образе жизни».
Николай Гаврилович Чернышевский

Тест 26
«Самое удивительное в том, что писатель-мастер умеет, взяв обычные, всем известные слова, показать, сколько оттенков смысла скрывается и открывается в его мыслях, чувствах».
Илья Наумович Горелов

Тест 27
«Я понял, что человек может знать великое множество слов, может совершенно правильно писать их и так же правильно сочетать их в предложении. Всему этому учит нас грамматика».
Михаил Васильевич Исаковский

Тест 28
«Язык подобен многоэтажному зданию. Его этажи – единицы: звук, морфема, слово, словосочетание, предложение… И каждая из них занимает своё место в системе, каждая выполняет свою работу».
Михаил Викторович Панов

Тест 29
«Русский язык… богат глаголами и существительными, разнообразен формами, выражающими оттенки чувств и мыслей».
Лев Николаевич Толстой

Тест 30
«Словарь языка свидетельствует, о чём думают люди, а грамматика – как они думают».
Георгий Владимирович Степанов

Тест 31
«Язык – это то, благодаря чему, с помощью чего мы выражаем себя и вещи».
Поль Рикёр

Тест 32
«Фразеологизмы – неизменные спутники нашей речи. Мы часто пользуемся ими в повседневной речи, порой даже не замечая, ведь многие из них привычны и знакомы с детства».
Из учебника русского языка

Тест 33
«Язык – это то, что человек знает. Речь – это то, что человек умеет».
Андрей Александрович Мирошниченко

Тест 34
«Некоторые учёные даже предлагают выделить два языка – устный и письменный, настолько большие различия существуют между устной и письменной речью».
Андрей Александрович Мирошниченко

Тест 35
«Русский язык… обладает всеми средствами для выражения самых тонких ощущений и оттенков мысли».
Владимир Галактионович Короленко

Тест 36
«Функции абзаца тесно связаны с функционально-стилевой принадлежностью текста, вместе с тем отражают и индивидуально-авторскую особенность оформления текста».

Вы можете написать собственное вступление, используя эти синонимы и речевые клише:
лингвист
учёный
языковед
автор высказывания
филолог
Г.Степанов
утверждал
считал
писал
рассуждал
высказывание
афоризм
мысль
утверждение
суждение
мнение
слова
изречение
справедливо
верно
неоспоримо
бесспорно
понятно
Я (полностью) согласен с …
Не могу не согласиться с …
Я вынужден согласиться с …
Я разделяю точку зрения …
Я поддерживаю мнение …
Автор убеждён, что… , и подобная уверенность небезосновательна.
Бесспорно мнение автора о том, что…
докажем
покажем
продемонстрируем
подтвердим
проиллюстрируем
разберёмся (попробую разобраться, давайте разберёмся) в смысле данного афоризма
Я думаю, …
Я считаю, …
По моему мнению, …
На мой взгляд, …
Мне кажется, …
Безусловно, …
Разумеется, …
Конечно, …
1. Что такое ЛЕКСИКА? Толкование первой части высказывания Г.Степанова.
Вариант 1. Лексика – это словарный запас языка, который используют люди в своей речи. Слова отражают мысли людей, значит язык – это слепок нашего мышления, то есть, говоря словами лингвиста, «словарь языка свидетельствует, о чём думают люди».
Вариант 2. Лексика (словарный запас языка, который используют люди в речи) отображает представление человека о явлениях действительности, то есть образ его мыслей. Это послужило известному российскому лингвисту Г.Степанову основанием для утверждения о том, что «словарь языка свидетельствует, о чём думают люди».
Вариант 3. Лексика (от греч. lexikos — словесный, словарный) — это совокупность слов. Лексикой называют словарный состав какого-либо языка. Это форма сознания, отображающая мировоззрение человека.
Вариант 4. Лексика – это форма сознания, отображающая мировоззрениечеловека.
Через лексику формируется мысль. Сама по себе мысль бесформенна. Лексика определяет форму мысли (или чувства), то есть отображает и выражает что-либо через свойственные лексике значения.
2. Что такое ГРАММАТИКА? Толкование второй части высказывания Г.Степанова.
Вариант 1. Грамматика – это раздел лингвистики, который включает в себя морфологию и синтаксис. Знание грамматических правил не только помогает человеку правильно и ясно излагать собственные мысли, но и раскрывает его внутренний мир, состояние, отношение к окружающим.
Вариант 2. Грамматика (от греч. grammatike – «письменное искусство») – область языкознания, изучающая грамматический строй языка. Грамматика представлена двумя смежными дисциплинами – морфологией и синтаксисом. Благодаря грамматике мысль обретает форму, тело, оболочку. Без знания правил грамматики невозможно создать связное высказывание, то есть построить предложение, текст.
Вариант 3. Наша речь не механический набор слов. Чтобы быть понятным, нужно не только правильно подобрать слова, но и поставить их в соответствующей форме, умело соединить и расставить слова в предложении. В этом нам помогает знание правил такой области языкознания, как грамматика, которая сочетает в себе два раздела: морфологию и синтаксис.
Вариант 4. Для того чтобы построить высказывание, выражающее некоторую мысль, недостаточно выбрать соответствующие слова и произнести их одно за другим.Выбранные слова, а точнее, слова, подбираемые говорящим по мере разворачивания речи, должны быть соединены друг с другом в определённом порядке и оформлены в виде единого комплекса, целенаправленно включённого в ситуацию общения. Совокупность закономерностей построения таких комплексов из отдельных слов посредством их категориального изменения и упорядоченного сочетания друг с другом и составляет грамматический строй языка. изучаемый наукой грамматикой.
Для того чтобы построить высказывание, выражающее некоторую мысль, недостаточно выбрать соответствующие слова и произнести их одно за другим. Выбранные слова, а точнее, слова, подбираемые говорящим по мере разворачивания речи, должны быть соединены друг с другом в определенном порядке и оформлены в виде единого комплекса, целенаправленно включенного в ситуацию общения. Совокупность закономерностей построения таких комплексов из отдельных слов посредством их категориального изменения и упорядоченного сочетания друг с другом и составляет грамматический строй языка, изучаемый наукой грамматикой.
Материал взят из: http://bugabooks.com/book/262-teoreticheskie-osnovy-grammatiki/4-vvedenie.html
Для того чтобы построить высказывание, выражающее некоторую мысль, недостаточно выбрать соответствующие слова и произнести их одно за другим. Выбранные слова, а точнее, слова, подбираемые говорящим по мере разворачивания речи, должны быть соединены друг с другом в определенном порядке и оформлены в виде единого комплекса, целенаправленно включенного в ситуацию общения. Совокупность закономерностей построения таких комплексов из отдельных слов посредством их категориального изменения и упорядоченного сочетания друг с другом и составляет грамматический строй языка, изучаемый наукой грамматикой.
Материал взят из: http://bugabooks.com/book/262-teoreticheskie-osnovy-grammatiki/4-vvedenie.html
Вариант 5. Грамматика – это искусство правильно говорить и писать. Грамматика нужна не только для правильного использования слов в речи, но может служить и способом передачи дополнительных смыслов в тексте.
Вариант 6. Грамматика – это совокупность правил об изменении слов и сочетании слов в предложении; это основной закон языка. Без неё все слова были бы мёртвым капиталом. Чтобы построить осмысленное предложение из отдельных слов, надо их изменить, связать между собой, расположить в определённом порядке. Без знания грамматики этого сделать нельзя!
3. ВЗАИМОСВЯЗЬ лексики и грамматики.
Г. Степанов говорит о единстве содержания и формы языка.
Культура мышления и культура речи связаны друг с другом.
Связь грамматики и лексики очевидна.
И словарный запас человека, и знание основ морфологии, синтаксиса и пунктуации помогают ему правильно и ярко оформлять свою речь.
Таким образом, лексика и грамматика, являясь разными сторонами языка, связаны друг с другом.
Лексическое и грамматическое в тексте может находиться в следующих отношениях: лексическое соответствует грамматическому, лексическое не соответствует грамматическому, лексическое дополняется и уточняется грамматическим.
Грамматика и лексика тесно связаны между собой, отличие в том, что грамматика отражает более высокий уровень обобщения явлений действительности, чем лексика.
О правдивости (ложности) высказывания говорящего можно судить по тому, соответствует ли форма (грамматика) содержанию (лексике) высказывания. В этом контексте изречение Г.Степанова синонимично выражению “Не важно, что человек говорит, а важно – как говорит”, то есть грамматика более «правдива», тогда как лексика позволяет вуалировать истинные мысли говорящего.
В том, как мыслит и говорит человек, заключается его сущность.
5. Требования к примерам, иллюстрирующим лексические и грамматические явления
Помните о требованиях к примерам:
примеров должно быть не менее 2;
• примеры должны быть из указанного текста;
• примеры должны иллюстрировать два разных явления языка: лексическое и
грамматическое;
• каждый пример должен соответствовать указанному явлению;
Для того чтобы включение примеров не нарушало требование связности, можно использовать следующие речевые клише:
• Чтобы подтвердить сказанное, обратимся к … предложению текста.
Проиллюстрировать названное лексическое (грамматическое) явление можно на примере …. предложения текста.
• Пример лексического (грамматического) явления можно найти в предложении № … .
• Справедливость этого вывода можно доказать на примере … предложения, в котором автор использует такое лексическое (грамматическое) явление, как … .
В подтверждение собственных выводов приведу пример,демонстрирующий лексическое (грамматическое) явление, из … предложения прочитанного мною текста.
Рассмотрим … предложение. В нем использовано такое лексическое (грамматическое) явление, как … . Это подтверждает наш вывод о том, что … .
6. Что такое лексические и грамматические явления?

ЛЕКСИЧЕСКИЕ ЯВЛЕНИЯ
Морфемы
1. корень
2. приставка
3. суффикс

Уже в эту среду, 1 декабря, ученикам 11-х классов предстоит одно из основных школьных испытаний — итоговое сочинение. Оцениваться работы, как и прежде, будут по системе «зачёт-незачёт». Конечно, это не единственный день, когда можно получить допуск к ЕГЭ: дополнительные даты назначены на 2 февраля и 4 мая. Но, как говорится, зачем откладывать на завтра?

Темы итогового сочинения 2021/22 учебного года

  • Преступление и наказание: тема позволят анализировать и оценивать поступки человека с правовой и этической точек зрения. В рассуждениях можно касаться таких проблем, как ответственность за сделанный выбор, последствия преступления для окружающих и самого преступника, возмездие и муки совести.
  • Цивилизация и технологии: тематическое направление заостряет внимание выпускника на достижениях и рисках цивилизации, надеждах и страхах, связанных с её плодами.
  • Книга обо мне: в сочинении раскрываются читательские, зрительские или музыкальные предпочтения, выпускник делится собственными интерпретациями значимого для него произведения.
  • Кому на Руси жить хорошо: поставленный вопрос даёт возможность рассуждать о понятии «гражданин», об общественной справедливости и личной ответственности гражданина, о счастье и долге, о причинах социальных пороков и способах их устранения.
  • Дорога в жизни человека: выпускник сможет написать о личном опыте путешествий и путевых впечатлениях других людей, дорожных приключениях литературных героев, фантазийных перемещениях во времени и в пространстве, о теме дороги в произведениях искусства.

Объём, структура, время

Рекомендуемое количество слов — от 350.

Максимальное количество слов в сочинении не устанавливается. Если менее 250 слов (в подсчёт включаются все слова, в том числе и служебные), то выставляется «незачёт» за невыполнение требования №1 и «незачёт» за работу в целом.

Структура:

  • Вступление (50-70 слов). Во вступлении важно обозначить идею всего сочинения, отразить тезисы, которые ученик будет доказывать далее. В этом абзаце можно: 1) прокомментировать цитату или ключевые слова темы; 2) дать ответ на вопрос (в том случае, если тема сформулирована в виде вопроса); 3) дать определение главным понятиям темы; 4) рассуждать о значимости поднятой в теме проблемы.
  • Основная часть (200-250 слов)

Тезис 1.

  • Включает в себя доказательства, примеры (возможно несколько). Обращайтесь к литературным источникам, не забывайте указывать автора и название произведения.
  • Микровывод — обобщение написанного. Важно: микровывод завершает только одну микротему, а не всё сочинение.
  • Переход-связка к тезису 2.

Тезис 2.

  • Включает в себя доказательства, примеры (возможно несколько).
  • Микровывод.
  • Переход-связка к выводу.
  • Заключение (60-70 слов). В заключении следует сделать вывод, выразить собственное мнение к выдвинутой проблеме.

Время написания сочинения — 3 часа 55 минут. 

Как получить зачёт

Итоговое сочинение, соответствующее установленным требованиям, оценивается по нескольким критериям:

  1. Соответствие теме.
  2. Аргументация. Привлечение литературного материала.
  3. Композиция и логика рассуждения.
  4. Качество письменной речи.
  5. Грамотность.

Для получения «зачёта» за итоговое сочинение необходимо получить «зачёт» по критериям №1 и №2 (выставление «незачёта» по одному из этих критериев автоматически ведёт к «незачёту» за работу в целом), а также дополнительно «зачёт» по одному из других критериев.

Частые ошибки

По каким критериям ученики допускают больше всего ошибок? На самом деле, ошибки встречаются в каждом критерии, разберём все!

Соответствие теме

Одна из самых распространённых ошибок — непонимание формулировки проблемы / темы сочинения. Важно уметь не уходить от темы, а рассуждать только в рамках данной проблемы.

«Незачёт» ставится только в случае, если сочинение не соответствует теме, в нём нет ответа на вопрос, поставленный в теме, или в сочинении не прослеживается конкретной цели высказывания. Во всех остальных случаях выставляется «зачёт».

Аргументация. Привлечение литературного материала

По этому критерию школьники часто не в полной мере проявляют умение анализировать литературные произведения. Важно не пересказывать сюжет литературного источника, а проанализировать его, дать характеристику действиям героев.

«Незачёт» ставится при условии, если сочинение не содержит аргументации, написано без опоры на литературный материал, или в нём существенно искажено содержание выбранного текста, или литературный материал лишь упоминается в работе (аргументы примерами не подкрепляются). Во всех остальных случаях выставляется «зачёт».

Композиция и логика рассуждения

В этом критерии «страдает» структура работы, ученики часто совершают логические ошибки или неверно выделяют смысловые центры сочинения. 

«Незачёт» ставится при условии, если грубые логические нарушения мешают пониманию смысла сказанного или отсутствует тезисно-доказательная часть. Во всех остальных случаях выставляется «зачёт».

Качество письменной речи

Наиболее распространёнными речевыми ошибками итоговых сочинений являются:

  • речевые штампы и канцеляризмы;
  • употребление просторечной лексики;
  • нарушение лексической сочетаемости;
  • употребление плеоназмов;
  • речевые повторы;
  • избыточное употребление синонимов.

«Незачёт» ставится при условии, если низкое качество речи (в том числе речевые ошибки) существенно затрудняет понимание смысла сочинения. Во всех остальных случаях выставляется «зачёт».

Грамотность

Данный критерий позволяет оценить грамотность выпускника.

«Незачёт» ставится при условии, если на 100 слов в среднем приходится в сумме более пяти ошибок: грамматических, орфографических, пунктуационных.

Лайфхак: редактируйте!

Чтобы хорошо отредактировать итоговое сочинение, нужно перечитать текст 3 раза. 

Первая вычитка — проверка орфографии. Необходимо обращать внимание на безударные гласные, гласные после шипящих, двойные и непроизносимые согласные. Если возникают сомнения в написании какого-либо слова, нужно определить, к какой части речи оно относится, разобрать его по составу и применить соответствующее правило. 

Вторая вычитка — проверка пунктуации. Чтобы проверить постановку знаков препинания, нужно определить структуру предложения. 

На что обращать внимание при постановке знаков препинания:

  1. Сложное / простое предложение.
  2. Однородные члены предложения.
  3. Обособленные члены предложения. 
  4. Уточняющие члены предложения.
  5. Обращение, прямая речь.
  6. Вводные слова.
  7. Тире между подлежащим и сказуемым.

Совет: если сомневаетесь в постановке знаков препинания, лучше перестроить предложение.

Третья вычитка — итоговая проверка. Проверить текст на лексические, синтаксические, грамматические ошибки, устранить неоправданные повторы. Перечитать начало и конец каждого абзаца, убедиться в том, что между ними плавные, логичные переходы.

Тематическое направление: Преступление и Наказание – вечная тема

11.09.2021 16:55:43

Автор: Максим Колпаков


Почему люди совершают преступления? Потому что честным трудом не удается заполучить то, что хотелось-бы, но иногда, преступления совершаются потому что необходимо выжить, или спасти своих близких.
Например, В.Г. Короленко в повести «Дети подземелья» показал мотив преступления ребенка. Главный герой-Валек, воровал еду, потому что, был очень голоден, как и его, умирающая от болезни, сестра. Он понимает, что воровать-это плохо, но у него нет ни родителей, ни родственников. При этом, общество сторонится его, считая бродягой, а приютов для детей-сирот, еще не существовало. Поэтому он превращается в преступника.
Роман «Преступление и наказание» Ф.М. Достоевского раскрывает основную теорию о необыкновенном человеке. В этом произведении главную роль играет Раскольников, который дает необычайные оправдания совершенным им грехам. Показано, что у Раскольникова есть как физические, так и психологические заболевания, причиной которых является бедность и отсутствие еды. Поэтому он решает убить старуху и ее дочь, которые давали деньги под залог вещей. Его целями было решить, «тварь ли я дрожащая, или право имею» и помочь нуждающимся. Но его эксперимент закончился неудачей, его отправили на каторгу в Сибирь на восемь лет.
Проанализировав два примера, увидев причину того, почему люди совершают преступления, установлена причинно-следственная связь между двумя примерами.
В заключении, я считаю, что преступление можно оправдать, если оно было единственным спасением человека в тяжелой жизненной ситуации. От преступлений люди не смогут избавиться, потому что идеального общества не существует, и найдутся те люди, которые будут их совершать, только некоторые для того, чтобы спасти себя и близких, а некоторые для того, чтобы еще больше наживиться и обмануть других людей.


Доброго времени суток, Максис!

Вам не  удалось в своем сочинении выполнить требование по объёму слов, количество слов — 248, хотя минимум должен быть 250.

Каким бы образом я оценила Ваше сочинение, если бы количество слов было необходимым.

В соответствии с критериями проверки итогового сочинения Ваша работа оценивается следующим образом.

К1 (соответствие теме) + 1 балл.

В сочинении прослеживается цель высказывания, дан ответ на вопрос. Тема раскрыта, но сделано это поверхностно.

К 2 (наличие литературного аргумента) + 1 балл.

Анализ произведений, выбранных для аргументации, неглубокий.

Смелая интерпретация текста Ф.М. Достоевского, к тому же допущена фактическая ошибка.

он решает убить старуху и ее дочь

Раскольников убивает старуху и ее сестру.

К3 (логика и композиция) + 1 балл

С натяжкой, т.к. есть нарушение логики высказывания,  но балл по этому критерию.

К 4 (речь)+ 0 баллов

Максим, обратите внимание на речевое оформление. На мой взгляд, в сочинении Вы продемонстрировали низкое качество речи, о чем свидетельствует обилие речевых ошибок:

Например, В.Г. Короленко в повести «Дети подземелья» показал мотив преступления ребенка.

причиной которых является бедность и отсутствие еды.

раскрывает основную теорию о необыкновенном человеке

Раскольников, который дает необычайные оправдания совершенным им грехам

психологические заболевания

давали деньги под залог вещей

Проанализировав два примера, увидев причину того, почему люди совершают преступления, установлена причинно-следственная связь между двумя примерами.

От преступлений люди не смогут избавиться, потому что идеального общества не существует

Речевые повторы:

Почему люди совершают преступления? Потому что честным трудом не удается заполучить то, что хотелось-бы, но иногда, преступления совершаются потому что необходимо выжить, или спасти своих близких.
Например, В.Г. Короленко в повести «Дети подземелья» показал мотив преступления ребенка.

В этом произведении главную роль играет Раскольников, который дает необычайные оправдания совершенным им грехам. Показано, что у Раскольникова есть как физические, так и психологические заболевания, причиной которых является бедность и отсутствие еды. Поэтому он решает убить старуху и ее дочь, которые давали деньги под залог вещей.

Проанализировав два примера, увидев причину того, почему люди совершают преступления, установлена причинно-следственная связь между двумя примерами.
В заключении, я считаю, что преступление можно оправдать, если оно было единственным спасением человека в тяжелой жизненной ситуации. От преступлений люди не смогут избавиться

К5 (грамотность) + 0 балл, всего допущено ошибок: 19

Грамматические ошибки:

Почему люди совершают преступления? Потому что честным трудом не удается заполучить

отсутствие еды. Поэтому он решает убить старуху

Орфографические ошибки:

частица бы пишется отдельно

В заключениЕ

Пунктуационные ошибки:

иногда, преступления совершаются

лишняя запятая

преступления совершаются потому что необходимо выжить

нет запятой перед потому что

необходимо выжить, или спасти своих близких.

лишняя запятая перед союзом «или»

Тире в данном случае неуместно

лишняя запятая

воровал еду, потому что, был очень голоден

лишняя запятая перед словом «был»

его, умирающая от болезни, сестра

запятые не нужны, причастный оборот стоит перед определяемым словом

приютов для детей-сирот, еще не существовало

лишняя запятая

При этом, общество сторонится его

лишняя запятая

оправдания совершенным им грехам

нужны две запятые, тк. «совершенным им грехам» причастный оборот, стоящий после определяемого слова

Лишняя запятая

Общий вывод по работе

Итак, Максим,  Ваше сочинение оценивается на «незачет», т.к. требование «объем сочинения» не выполнено. Вам также следует тщательно поработать над аргументацией, речевым оформлением, грамотностью. Удачи!

Баллы по критериям К1: 1; К2: 1; К3: 1; К4: 0; К5: 0;

Итоговый балл — 0 Незачёт

  • Роль английского языка в современном мире сочинение
  • Роль английского языка в моей жизни сочинение
  • Роль антитезы в рассказе господин из сан франциско
  • Роль авторских афоризмов в языке комедии горе от ума сочинение
  • Роль артемона в сказке буратино кто сыграл