Роль учителя в рассказе фотография на которой меня нет

Почти в каждом классе есть такой человек. как говорится, отпетый. он сидит на последней парте. уроков никогда не делает. по

Почти в каждом классе есть такой человек. Как говорится, отпетый. Он сидит на последней парте. Уроков никогда не делает. По всем предметам у него двойки, а когда его стыдят, он только ухмыляется. Учителя давно махнули на него рукой, одноклассники от него шарахаются. Он врет по делу и без дела, частенько противореча сам себе.
То он лезет в драку, то вымогает у кого-то деньги, то угрожает девочкам, то толкает малышей. Понятно, что все его ненавидят. Но знает ли кто-нибудь, что чувствует он сам? Оказывается, есть способ выяснить это наверняка. Какой? Подружиться с ним. Неужели найдется человек, готовый дружить с таким монстром?

↑ Ч. Айтматов “Плаха” 

После отчисления из семинарии Авдий устраивается работать в редакцию местной газеты и для написания статьи едет в Моюнкумскую пустыню, чтобы описать развитую там наркоторговлю. Уже в пути он знакомится со своими «попутчиками» — Петрухой и Лёнькой. Он пытается вразумить их, стать их духовным наставником.
Оказавшись в среде полудеклассированного элемента — людей с очень туманным прошлым и весьма сомнительным настоящим, Авдий снова произносит речи о покаянии — он не стерпел убийства множества животных «для плана» — пытается помешать бойне, и пьяные наниматели распинают его на саксауле.

↑ С. Кинг “11.22.63” 

Джейк Эппинг, тридцатипятилетний учитель английского языка средней школы города Лизбон-Фоллс в штате Мэн, который с целью заработка денег проводит дополнительные уроки по подготовке к сдаче выпускных тестов для взрослых, получает от одного из учеников эссе в жанре хоррор. В небольшом рассказе идёт речь о происшествии, случившемся около 50 лет назад. В ту ночь отец некоего Гарри Даннинга в состоянии алкогольного опьянения пришёл домой и молотком убил свою жену, двух сыновей и искалечил 7-летнюю дочь. У героя появляется возможность все исправить. Только в прошлом Джейк находит себя в профессии, направляет детей, становится их другом, меняет их судьбы, только потому что верит в них. Ну и попутно пытается спасти Кеннеди.

↑ Джин Уэбстер “Милый недруг” 

Трогательная история о девушке, которой пришлось возглавить сиротский приют. Первое время она тяготилась этой обязанностью, а потом почувствовала, что дети стали частью ее жизни и даже помогли ей обрести личное счастье.

↑ Ф. Искандер “13 подвиг Геракла”

Рассказ о том, как можно относиться к своей профессии нестандартно и “закалять сердца детей” смехом.

↑ В. Быков “Обелиск”

Повесть “Обелиск” – это дань памяти всем безвестным героям Великой Отечественной войны, отдавшим свои жизни ради Победы. Фильм “Минута молчания”, снятый по этому произведению, с успехом обошел экраны не только нашей страны, но и Западной Европы. Жестокая реальность событий и одновременно безмерные любовь и сочувствие к героям – вот две основные отличительные черты всех произведений Василя Быкова.
История советского учителя, который подобно Янушу Корчаку, готов пойти на смерть вместе со своими учениками. Самоотверженный жест, подвиг педагога, который не желает отступиться, спрятаться и остаться в стороне, когда его детей ведут на погибель. Подвиг учителя заключается не в истреблении противника, не в подрыве моста, а в преданности детям. И в этой повести описан геройский поступок, на который мало кто был способен и для его совершения требуется гораздо больше силы духа и решимости, чем для убийства врага.
ОБЕЛИСК КРАТКОЕ СОДЕРЖАНИЕ

↑ А.П. Платонов “Песчаная учительница” 

Кто сказал, что один в поле – не воин? Воин! Да еще какой! О человеческой несгибаемости автором было сказано уже много в других его книгах. Этот рассказ явился очередной крепкой сваей, умело установленной для поддержания взглядов, мыслей и философии Платонова.
В основе сюжета — фрагменты биографии Марии Кашинцевой, ставшей прототипом главной героини. По мотивам произведения был снят художественный фильм «Айна».

↑ А.С. Макаренко “Педагогическая поэма”

Широко известное и наиболее значительное произведение советского педагога и писателя А. С. Макаренко. В нём рассказывается о перевоспитании несовершеннолетних правонарушителей в детской трудовой колонии, создателем и руководителем которой в 20?е годы XX века был автор. Книга адресована широкому кругу читателей.

↑ В.Г. Распутин “Уроки французского”

Один из лучших рассказов известного русского писателя Валентина Григорьевича Распутина, ставший классикой отечественной литературы.
1948 год. Трудное послевоенное время, разруха, голод. Детям рано приходилось взрослеть, принимать на себя взрослые обязанности. Герой рассказа, одиннадцатилетний мальчик, оторванный от дома, сталкивается с нуждой, голодает. Он в одиночку борется за своё существование, не принимая милостыни и помощи от окружающих.
Благодаря молодой учительнице французского Лидии Михайловне мальчик открывает для себя новый мир, где люди могут доверять друг другу, поддерживать и помогать, разделять горе и радость, избавлять от одиночества. Уроки французского оказываются уроками доброты и милосердия.

↑ Б.Кауфман “Вверх по лестнице, ведущей вниз” 

Героиня книги, молодая учительница Сильвия Баррет, приходит в школу в надежде заинтересовать учеников своим предметом — английской литературой, но быстро обнаруживает, что ученики по большей части равнодушны, большинство коллег совершенно безучастны к жизни школы, а сам ход этой жизни подчиняется бессмысленным бюрократическим нормам. Постепенно, однако, она понимает, что именно здесь перед ней открывается возможность действительно повлиять на умы и сердца учеников. Роману придаёт динамичность избранная писательницей форма: он почти целиком состоит из записок, документов, школьных сочинений, писем.
Книга основана на реальных событиях из жизни писательницы.

↑ Ч.Айтматов “Первый учитель”

Широкоизвестная повесть народного писателя Киргизии о комсомольце двадцатых годов, организовавшем первую школу в глухом киргизском селе. Эта маленькая повесть о большом человеке. Об Учителе с большой буквы, пусть, может, и прозвучит банально.
Тема, которую поднимает в повести мудрый писатель и философ Ч.Т. Айтматов, – образование детей, взрослеющих в глухих аилах, точнее – его отсутствие. В герое Дюйшене автор создаёт идеальный образ народного учителя (или учителя из народа) – доброго, самоотверженного, честного. Нетрудно представить, какими были школы в Киргизии в начале XX века. Простой народ был сплошь неграмотным. Первые попытки обучать детей элементарным навыкам письма и счёта зачастую терпели крах ещё на этапе сбора детей в школу, поскольку родители не понимали, зачем их ребёнку учиться. Поэтому подвиги всех Дюйшенов – первых учителей киргизских детей – настоящие, невыдуманные.
Шутка ли учить детей, чьи деды и прадеды до седьмого колена были неграмотны?
Кроме того, хочется отметить другие темы, поднимаемые автором в этой небольшой по объёму повести, – тему первой любви, тему малой Родины, тему уважения к людям, которые самоотверженно встали на защиту нашей страны от фашистской заразы… Чингиз Торекуловеч Айтматов, как всегда со свойственным ему писательским даром, прекрасно справился со своей задачей.

↑ «Взгляд кролика» Кэндзиро Хайтани

Хайтани написал несколько книг для детей, среди них — «Взгляд кролика», роман, получивший признание далеко за пределами Японии. Героиня романа — молодая учительница Фуми Котани, которой предстоит найти общий язык с младшеклассниками заурядной школы промышленного района. Среди них больше всего хлопот доставляет сирота Тэцудзо — молчаливый и недружелюбный, который запросто может раздавить лягушек и не интересуется ничем, кроме мух. А название книги указывает вовсе не на наличие в ней кролика, а на старую японскую пословицу: «Не нужно быть Буддой, чтобы взглянуть в глаза кролику и увидеть мир его глазами».

↑ Вардгес Петросян “Последний учитель” 

Большинство героев повести «Последний учитель» (1979) — десятиклассники одной из ереванских школ. Несмотря на свой возраст, они значительно взрослее персонажей предыдущих повестей. Новое поколение героев Петросяна смотрит на жизнь пристальнее и практичнее, а главное — оно научилось бороться за свою любовь, за друзей, за свои убеждения.
Ученики десятого «Б» класса возмущены пренебрежительным отношением к ним некоторых учителей. И в самом деле, директор школы видит в каждом из них лишь нечто «среднее арифметическое», а преподаватель математики заявляет в учительской: «Не поколение, а уравнение с десятью неизвестными… Впрочем, я для себя уже давно его решил. В ответе нуль. Нуль!» Естественно, что симпатии ребят завоевывает уважающий человеческую индивидуальность учитель литературы Мамян. и в его конфликте с администрацией они дружно выступают в его защиту, и это помогает ему в его праведной борьбе.
Значительную роль в становлении их характеров сыграл учитель литературы Мамян. Появление этого важного персонажа в творчестве Петросяна весьма знаменательно. Именно с его помощью писатель переходит к действительно глубокой разработке проблемы связи и преемственности поколений.
Его новый герой прежде всего искренне любит своих учеников. Он знает, что не только учителя они хотят видеть в нем, но в первую очередь человека. Его главная задача — не передать им определенный объем информации, а научить их самостоятельно мыслить, чувствовать, действовать. Мамян верит в своих воспитанников. За показной оболочкой их дерзости он угадывает смятение души и жажду самостоятельности. Он понимает, что несостоявшаяся попытка стриптиза, предпринятая Мари Меликян в химическом кабинете школы, на самом деле объясняется не распущенностью, а трагедией девушки, у которой отец бросил семью. Теперь она «мстит за мать всем мужчинам», в том числе и любящему ее однокласснику Ваану, старается показаться хуже, чем она есть. Вспомним, что уже Артур в «Аптеке Ани» догадывался о скрытой пружине подобных поступков: «Вдруг мне приходит в голову, что мы вовсе не такие уж пошляки, а скорее стараемся казаться пошлыми».
Умение проникнуть в глубины сознания своих младших друзей, готовность на деле, в совершенно конкретной ситуации выступить в их защиту обеспечили Мамяну нравственную победу над равнодушно встретившим его классом.
Создавая портрет современного Дон-Кихота — упомянем это имя в его основном, гуманистическом звучании, — Петросян поставил перед собой не легкую цель. Образ Мамяна — это во многом удавшаяся попытка соединить в одном персонаже богатую фантазию и деловитость, широту мышления и глубину специальных знаний, гражданское мужество и нежность к людям. Благодаря этим качествам Мамяну и удается преодолеть барьер отчуждения, нередко существующий между недостаточно вдумчивыми и человечными учителями и их воспитанниками. Проблемы «отцов и детей» для него по сути дела нет, он порой кажется моложе, чем его ученики.

Вопросы к рассказу В. П. Астафьева
«Фотография, на которой меня нет» (блок № 2)

№ 1. Какой подарок
учитель принес рассказчику во время его болезни?

— Учитель принес
рассказчику во время его болезни фотографию, на которой были запечатлены учащиеся
Овсянковской школы.

№ 2. Как жители
села относятся к учителю и его семье? В чем это проявляется?

— Жители села к
учителю и его семье относятся уважительно (стр. 214): «Уважение к нашему
учителю и учительнице всеобщее, молчаливое. Учителей уважают за вежливость, за
то, что они здороваются со всеми кряду, не разбирая ни бедных, ни богатых, ни
ссыльных, ни самоходов. Еще уважают за то, что в любое время дня и ночи к
учителю можно прийти и попросить написать нужную бумагу. Пожаловаться на кого
угодно: на сельсовет, на разбойника мужа, на свекровку»). Уважение проявляется и
в том, что, например, кто-то ночью, тайно от учителя, бесплатно привез ему к
дому воз сухих дров.

— Бабушка для
угощения учителя выставила на стол всё самое лучшее, что было в доме.

№ 3. Какую роль
играли учителя в общественно-культурной жизни деревни?

Стр. 215:
«Учителя были заводилами в деревенском клубе. Играм и танцам учили, ставили
смешные пьесы и не гнушались представлять в них попов и буржуев; на свадьбах
бывали почетными гостями…».

№ 4. В каких
условиях учителям приходилось вести занятия, а детям — учиться? Какой была
деревенская школа?

Стр. 215:
Школа располагалась «в деревенском доме с угарными печами. Парт не было,
скамеек не было, учебников, тетрадей, карандашей тоже не было. Один букварь на
весь первый класс и один красный карандаш. Принесли ребята из дома табуретки,
скамейки, сидели кружком, слушали учителя, затем он давал нам аккуратно
заточенный красный карандаш, и мы, пристроившись на подоконнике, поочередно
писали палочки. Счету учились на спичках и палочках, собственноручно
выструганных из лучины».


5. Благодаря чему и кому в школе появились учебные принадлежности?


На школьном дворе учитель организовал пункт по приему утильсырья – старых
самоваров, плугов, костей, тряпья. На вырученные деньги и были приобретены
необходимые школьные принадлежности.

№ 6. Как учитель
организовывал занятия с детьми весной, когда закончились тетради и карандаши?

— Весной, когда
закончились тетради и карандаши, учитель начал водить ребят в лес и
рассказывать про деревья, про цветки, про травы, про речки и про небо.


7. О чем рассказали и чему научили ребята своего учителя?

Стр. 218:
«Мы научили его копать и есть корни саранок, жевать лиственничную серу,
различать по голосам птичек, зверьков и, если он заблудится в лесу, как
выбраться оттуда, в особенности как спасаться от лесного пожара, как выйти из
страшного таежного огня».


8. Как характеризует учителя случай со змеей?

— Во время похода
на Лысую гору за цветами и саженцами для школьного двора учитель убил змею —
гадюку, которая могла ужалить детей. Он неправильно держал палку и мог закинуть
змею на себя. Этот случай характеризует учителя как бескорыстного,
самоотверженного человека.

№ 9. Каким учитель
запомнился автору? Почему он считает, что не так важно, помнят ли люди, какая
была фамилия у учителя? Что гораздо важнее?

Стр. 219:
«Прошли годы, много, ох много их минуло. А я таким вот и помню деревенского
учителя — с чуть виноватой улыбкой, вежливого, застенчивого, но всегда готового
броситься вперед и оборонить своих учеников, помочь им в беде, облегчить и
улучшить людскую жизнь».


По мнению рассказчика, не так уж и важно, помнят ли люди, какая была фамилия у
учителя. Гораздо важнее (стр. 219) сделаться частицей народа и навсегда
остаться в его сердце.  


10. Чем, по мнению автора, является деревенская фотография?


Деревенская фотография, по мнению автора, — это «своеобычная летопись нашего
народа, настенная его история».

№ 11. Какие
диалектные слова использует автор в своем рассказе? Приведите примеры таких
слов и расшифруйте их значение.

— В рассказе «Фотография,
на которой меня нет» встречаются следующие диалектные слова:

— Куть (местн.) –
придверная часть избы.

— Ува´л – крутой
склон.

— Ка´танки –
валенки.

— Тали´на – ветла,
верба.

— Боре´ц –
ядовитое растение.

— Середняя
(местн.) – часть избы, деревенского дома перед печью.

— Швыро´к –
короткие дрова для топки печей.

— Ту´ес (местн.) –
коробка из бересты, обычно круглая.

— Магары´ч –
угощение в вознаграждение за что-нибудь.

— Сара´на – лесное
растение, луковицы которого съедобны.

— Простре´л –
здесь: побег растения.

Вопросы к рассказу В. П. Астафьева
«Фотография, на которой меня нет» (блок № 2)

№ 1. Какой
подарок учитель принес рассказчику во время его болезни? № 2. Как жители
села относятся к учителю и его семье? В чем это проявляется? № 3. Какую
роль играли учителя в общественно-культурной жизни деревни? № 4. В каких
условиях учителям приходилось вести занятия, а детям — учиться? Какой была
деревенская школа? № 5. Благодаря чему и кому в школе появились учебные
принадлежности? № 6. Как учитель организовывал занятия с детьми весной,
когда закончились тетради и карандаши? № 7. О чем рассказали и чему
научили ребята своего учителя? № 8. Как характеризует учителя случай со
змеей? № 9. Каким учитель запомнился автору? Почему он считает, что не
так важно, помнят ли люди, какая была фамилия у учителя? Что гораздо важнее?
10.
Чем, по мнению автора, является деревенская фотография? № 11.
Какие диалектные слова использует автор в своем рассказе? Приведите примеры
таких слов и расшифруйте их значение.

—————————————————————————————————————————————————————————————————————————————

Вопросы к рассказу В. П. Астафьева
«Фотография, на которой меня нет» (блок № 2)

№ 1. Какой
подарок учитель принес рассказчику во время его болезни? № 2. Как жители
села относятся к учителю и его семье? В чем это проявляется? № 3. Какую
роль играли учителя в общественно-культурной жизни деревни? № 4. В каких
условиях учителям приходилось вести занятия, а детям — учиться? Какой была
деревенская школа? № 5. Благодаря чему и кому в школе появились учебные
принадлежности? № 6. Как учитель организовывал занятия с детьми весной,
когда закончились тетради и карандаши? № 7. О чем рассказали и чему
научили ребята своего учителя? № 8. Как характеризует учителя случай со
змеей? № 9. Каким учитель запомнился автору? Почему он считает, что не
так важно, помнят ли люди, какая была фамилия у учителя? Что гораздо важнее?
10.
Чем, по мнению автора, является деревенская фотография? № 11.
Какие диалектные слова использует автор в своем рассказе? Приведите примеры
таких слов и расшифруйте их значение.

—————————————————————————————————————————————————————————————————————————————

Вопросы к рассказу В. П. Астафьева
«Фотография, на которой меня нет» (блок № 2)

№ 1. Какой
подарок учитель принес рассказчику во время его болезни? № 2. Как жители
села относятся к учителю и его семье? В чем это проявляется? № 3. Какую
роль играли учителя в общественно-культурной жизни деревни? № 4. В каких
условиях учителям приходилось вести занятия, а детям — учиться? Какой была
деревенская школа? № 5. Благодаря чему и кому в школе появились учебные
принадлежности? № 6. Как учитель организовывал занятия с детьми весной,
когда закончились тетради и карандаши? № 7. О чем рассказали и чему
научили ребята своего учителя? № 8. Как характеризует учителя случай со
змеей? № 9. Каким учитель запомнился автору? Почему он считает, что не
так важно, помнят ли люди, какая была фамилия у учителя? Что гораздо важнее?
10.
Чем, по мнению автора, является деревенская фотография? № 11.
Какие диалектные слова использует автор в своем рассказе? Приведите примеры
таких слов и расшифруйте их значение.

—————————————————————————————————————————————————————————————————————————————

Вопросы к рассказу В. П. Астафьева
«Фотография, на которой меня нет» (блок № 2)

№ 1. Какой
подарок учитель принес рассказчику во время его болезни? № 2. Как жители
села относятся к учителю и его семье? В чем это проявляется? № 3. Какую
роль играли учителя в общественно-культурной жизни деревни? № 4. В каких
условиях учителям приходилось вести занятия, а детям — учиться? Какой была
деревенская школа? № 5. Благодаря чему и кому в школе появились учебные
принадлежности? № 6. Как учитель организовывал занятия с детьми весной,
когда закончились тетради и карандаши? № 7. О чем рассказали и чему
научили ребята своего учителя? № 8. Как характеризует учителя случай со
змеей? № 9. Каким учитель запомнился автору? Почему он считает, что не
так важно, помнят ли люди, какая была фамилия у учителя? Что гораздо важнее?
10.
Чем, по мнению автора, является деревенская фотография? № 11.
Какие диалектные слова использует автор в своем рассказе? Приведите примеры
таких слов и расшифруйте их значение.

—————————————————————————————————————————————————————————————————————————————

Вопросы к рассказу В. П. Астафьева
«Фотография, на которой меня нет» (блок № 2)

№ 1. Какой
подарок учитель принес рассказчику во время его болезни? № 2. Как жители
села относятся к учителю и его семье? В чем это проявляется? № 3. Какую
роль играли учителя в общественно-культурной жизни деревни? № 4. В каких
условиях учителям приходилось вести занятия, а детям — учиться? Какой была
деревенская школа? № 5. Благодаря чему и кому в школе появились учебные
принадлежности? № 6. Как учитель организовывал занятия с детьми весной,
когда закончились тетради и карандаши? № 7. О чем рассказали и чему
научили ребята своего учителя? № 8. Как характеризует учителя случай со
змеей? № 9. Каким учитель запомнился автору? Почему он считает, что не
так важно, помнят ли люди, какая была фамилия у учителя? Что гораздо важнее?
10.
Чем, по мнению автора, является деревенская фотография? № 11.
Какие диалектные слова использует автор в своем рассказе? Приведите примеры
таких слов и расшифруйте их значение.

—————————————————————————————————————————————————————————————————————————————

Вопросы к рассказу В. П. Астафьева
«Фотография, на которой меня нет» (блок № 2)

№ 1. Какой
подарок учитель принес рассказчику во время его болезни? № 2. Как жители
села относятся к учителю и его семье? В чем это проявляется? № 3. Какую
роль играли учителя в общественно-культурной жизни деревни? № 4. В каких
условиях учителям приходилось вести занятия, а детям — учиться? Какой была
деревенская школа? № 5. Благодаря чему и кому в школе появились учебные
принадлежности? № 6. Как учитель организовывал занятия с детьми весной,
когда закончились тетради и карандаши? № 7. О чем рассказали и чему
научили ребята своего учителя? № 8. Как характеризует учителя случай со
змеей? № 9. Каким учитель запомнился автору? Почему он считает, что не
так важно, помнят ли люди, какая была фамилия у учителя? Что гораздо важнее?
10.
Чем, по мнению автора, является деревенская фотография? № 11.
Какие диалектные слова использует автор в своем рассказе? Приведите примеры
таких слов и расшифруйте их значение.

—————————————————————————————————————————————————————————————————————————————

Вопросы к рассказу В. П. Астафьева
«Фотография, на которой меня нет» (блок № 2)

№ 1. Какой
подарок учитель принес рассказчику во время его болезни? № 2. Как жители
села относятся к учителю и его семье? В чем это проявляется? № 3. Какую
роль играли учителя в общественно-культурной жизни деревни? № 4. В каких
условиях учителям приходилось вести занятия, а детям — учиться? Какой была
деревенская школа? № 5. Благодаря чему и кому в школе появились учебные
принадлежности? № 6. Как учитель организовывал занятия с детьми весной,
когда закончились тетради и карандаши? № 7. О чем рассказали и чему
научили ребята своего учителя? № 8. Как характеризует учителя случай со
змеей? № 9. Каким учитель запомнился автору? Почему он считает, что не
так важно, помнят ли люди, какая была фамилия у учителя? Что гораздо важнее?
10.
Чем, по мнению автора, является деревенская фотография? № 11.
Какие диалектные слова использует автор в своем рассказе? Приведите примеры
таких слов и расшифруйте их значение.

—————————————————————————————————————————————————————————————————————————————

Вопросы к рассказу В. П. Астафьева
«Фотография, на которой меня нет» (блок № 2)

№ 1. Какой
подарок учитель принес рассказчику во время его болезни? № 2. Как жители
села относятся к учителю и его семье? В чем это проявляется? № 3. Какую
роль играли учителя в общественно-культурной жизни деревни? № 4. В каких
условиях учителям приходилось вести занятия, а детям — учиться? Какой была
деревенская школа? № 5. Благодаря чему и кому в школе появились учебные
принадлежности? № 6. Как учитель организовывал занятия с детьми весной,
когда закончились тетради и карандаши? № 7. О чем рассказали и чему научили
ребята своего учителя? № 8. Как характеризует учителя случай со змеей?
9.
Каким учитель запомнился автору? Почему он считает, что не так важно,
помнят ли люди, какая была фамилия у учителя? Что гораздо важнее? № 10.
Чем, по мнению автора, является деревенская фотография? № 11. Какие
диалектные слова использует автор в своем рассказе? Приведите примеры таких
слов и расшифруйте их значение.

—————————————————————————————————————————————————————————————————————————————

Вопросы к рассказу В. П. Астафьева
«Фотография, на которой меня нет» (блок № 2)

№ 1. Какой
подарок учитель принес рассказчику во время его болезни? № 2. Как жители
села относятся к учителю и его семье? В чем это проявляется? № 3. Какую
роль играли учителя в общественно-культурной жизни деревни? № 4. В каких
условиях учителям приходилось вести занятия, а детям — учиться? Какой была
деревенская школа? № 5. Благодаря чему и кому в школе появились учебные
принадлежности? № 6. Как учитель организовывал занятия с детьми весной,
когда закончились тетради и карандаши? № 7. О чем рассказали и чему
научили ребята своего учителя? № 8. Как характеризует учителя случай со
змеей? № 9. Каким учитель запомнился автору? Почему он считает, что не
так важно, помнят ли люди, какая была фамилия у учителя? Что гораздо важнее?
10.
Чем, по мнению автора, является деревенская фотография? № 11.
Какие диалектные слова использует автор в своем рассказе? Приведите примеры
таких слов и расшифруйте их значение.

—————————————————————————————————————————————————————————————————————————————

Вопросы к рассказу В. П. Астафьева
«Фотография, на которой меня нет» (блок № 2)

№ 1. Какой
подарок учитель принес рассказчику во время его болезни? № 2. Как жители
села относятся к учителю и его семье? В чем это проявляется? № 3. Какую
роль играли учителя в общественно-культурной жизни деревни? № 4. В каких
условиях учителям приходилось вести занятия, а детям — учиться? Какой была
деревенская школа? № 5. Благодаря чему и кому в школе появились учебные
принадлежности? № 6. Как учитель организовывал занятия с детьми весной,
когда закончились тетради и карандаши? № 7. О чем рассказали и чему
научили ребята своего учителя? № 8. Как характеризует учителя случай со
змеей? № 9. Каким учитель запомнился автору? Почему он считает, что не
так важно, помнят ли люди, какая была фамилия у учителя? Что гораздо важнее?
10.
Чем, по мнению автора, является деревенская фотография? № 11.
Какие диалектные слова использует автор в своем рассказе? Приведите примеры
таких слов и расшифруйте их значение.

—————————————————————————————————————————————————————————————————————————————

Вопросы к рассказу В. П. Астафьева
«Фотография, на которой меня нет» (блок № 2)

№ 1. Какой
подарок учитель принес рассказчику во время его болезни? № 2. Как жители
села относятся к учителю и его семье? В чем это проявляется? № 3. Какую
роль играли учителя в общественно-культурной жизни деревни? № 4. В каких
условиях учителям приходилось вести занятия, а детям — учиться? Какой была
деревенская школа? № 5. Благодаря чему и кому в школе появились учебные
принадлежности? № 6. Как учитель организовывал занятия с детьми весной,
когда закончились тетради и карандаши? № 7. О чем рассказали и чему
научили ребята своего учителя? № 8. Как характеризует учителя случай со
змеей? № 9. Каким учитель запомнился автору? Почему он считает, что не
так важно, помнят ли люди, какая была фамилия у учителя? Что гораздо важнее?
10.
Чем, по мнению автора, является деревенская фотография? № 11.
Какие диалектные слова использует автор в своем рассказе? Приведите примеры
таких слов и расшифруйте их значение.

—————————————————————————————————————————————————————————————————————————————

Вопросы к рассказу В. П. Астафьева
«Фотография, на которой меня нет» (блок № 2)

№ 1. Какой
подарок учитель принес рассказчику во время его болезни? № 2. Как жители
села относятся к учителю и его семье? В чем это проявляется? № 3. Какую
роль играли учителя в общественно-культурной жизни деревни? № 4. В каких
условиях учителям приходилось вести занятия, а детям — учиться? Какой была
деревенская школа? № 5. Благодаря чему и кому в школе появились учебные
принадлежности? № 6. Как учитель организовывал занятия с детьми весной,
когда закончились тетради и карандаши? № 7. О чем рассказали и чему
научили ребята своего учителя? № 8. Как характеризует учителя случай со
змеей? № 9. Каким учитель запомнился автору? Почему он считает, что не
так важно, помнят ли люди, какая была фамилия у учителя? Что гораздо важнее?
10.
Чем, по мнению автора, является деревенская фотография? № 11.
Какие диалектные слова использует автор в своем рассказе? Приведите примеры
таких слов и расшифруйте их значение.

—————————————————————————————————————————————————————————————————————————————

Вопросы к рассказу В. П. Астафьева
«Фотография, на которой меня нет» (блок № 2)

№ 1. Какой
подарок учитель принес рассказчику во время его болезни? № 2. Как жители
села относятся к учителю и его семье? В чем это проявляется? № 3. Какую
роль играли учителя в общественно-культурной жизни деревни? № 4. В каких
условиях учителям приходилось вести занятия, а детям — учиться? Какой была
деревенская школа? № 5. Благодаря чему и кому в школе появились учебные
принадлежности? № 6. Как учитель организовывал занятия с детьми весной,
когда закончились тетради и карандаши? № 7. О чем рассказали и чему
научили ребята своего учителя? № 8. Как характеризует учителя случай со
змеей? № 9. Каким учитель запомнился автору? Почему он считает, что не
так важно, помнят ли люди, какая была фамилия у учителя? Что гораздо важнее?
10.
Чем, по мнению автора, является деревенская фотография? № 11.
Какие диалектные слова использует автор в своем рассказе? Приведите примеры
таких слов и расшифруйте их значение.

—————————————————————————————————————————————————————————————————————————————

Вопросы к рассказу В. П. Астафьева
«Фотография, на которой меня нет» (блок № 2)

№ 1. Какой
подарок учитель принес рассказчику во время его болезни? № 2. Как жители
села относятся к учителю и его семье? В чем это проявляется? № 3. Какую
роль играли учителя в общественно-культурной жизни деревни? № 4. В каких
условиях учителям приходилось вести занятия, а детям — учиться? Какой была
деревенская школа? № 5. Благодаря чему и кому в школе появились учебные
принадлежности? № 6. Как учитель организовывал занятия с детьми весной,
когда закончились тетради и карандаши? № 7. О чем рассказали и чему
научили ребята своего учителя? № 8. Как характеризует учителя случай со
змеей? № 9. Каким учитель запомнился автору? Почему он считает, что не
так важно, помнят ли люди, какая была фамилия у учителя? Что гораздо важнее?
10.
Чем, по мнению автора, является деревенская фотография? № 11.
Какие диалектные слова использует автор в своем рассказе? Приведите примеры
таких слов и расшифруйте их значение.

—————————————————————————————————————————————————————————————————————————————

Вопросы к рассказу В. П. Астафьева
«Фотография, на которой меня нет» (блок № 2)

№ 1. Какой
подарок учитель принес рассказчику во время его болезни? № 2. Как жители
села относятся к учителю и его семье? В чем это проявляется? № 3. Какую
роль играли учителя в общественно-культурной жизни деревни? № 4. В каких
условиях учителям приходилось вести занятия, а детям — учиться? Какой была
деревенская школа? № 5. Благодаря чему и кому в школе появились учебные
принадлежности? № 6. Как учитель организовывал занятия с детьми весной,
когда закончились тетради и карандаши? № 7. О чем рассказали и чему
научили ребята своего учителя? № 8. Как характеризует учителя случай со
змеей? № 9. Каким учитель запомнился автору? Почему он считает, что не
так важно, помнят ли люди, какая была фамилия у учителя? Что гораздо важнее?
10.
Чем, по мнению автора, является деревенская фотография? № 11.
Какие диалектные слова использует автор в своем рассказе? Приведите примеры
таких слов и расшифруйте их значение.

—————————————————————————————————————————————————————————————————————————————

Вопросы к рассказу В. П. Астафьева
«Фотография, на которой меня нет» (блок № 2)

№ 1. Какой
подарок учитель принес рассказчику во время его болезни? № 2. Как жители
села относятся к учителю и его семье? В чем это проявляется? № 3. Какую
роль играли учителя в общественно-культурной жизни деревни? № 4. В каких
условиях учителям приходилось вести занятия, а детям — учиться? Какой была
деревенская школа? № 5. Благодаря чему и кому в школе появились учебные
принадлежности? № 6. Как учитель организовывал занятия с детьми весной,
когда закончились тетради и карандаши? № 7. О чем рассказали и чему научили
ребята своего учителя? № 8. Как характеризует учителя случай со змеей?
9.
Каким учитель запомнился автору? Почему он считает, что не так важно,
помнят ли люди, какая была фамилия у учителя? Что гораздо важнее? № 10.
Чем, по мнению автора, является деревенская фотография? № 11. Какие
диалектные слова использует автор в своем рассказе? Приведите примеры таких
слов и расшифруйте их значение.

—————————————————————————————————————————————————————————————————————————————

Вопросы к рассказу В. П. Астафьева
«Фотография, на которой меня нет» (блок № 2)

№ 1. Какой
подарок учитель принес рассказчику во время его болезни? № 2. Как жители
села относятся к учителю и его семье? В чем это проявляется? № 3. Какую
роль играли учителя в общественно-культурной жизни деревни? № 4. В каких
условиях учителям приходилось вести занятия, а детям — учиться? Какой была
деревенская школа? № 5. Благодаря чему и кому в школе появились учебные
принадлежности? № 6. Как учитель организовывал занятия с детьми весной,
когда закончились тетради и карандаши? № 7. О чем рассказали и чему
научили ребята своего учителя? № 8. Как характеризует учителя случай со
змеей? № 9. Каким учитель запомнился автору? Почему он считает, что не
так важно, помнят ли люди, какая была фамилия у учителя? Что гораздо важнее?
10.
Чем, по мнению автора, является деревенская фотография? № 11.
Какие диалектные слова использует автор в своем рассказе? Приведите примеры
таких слов и расшифруйте их значение.

—————————————————————————————————————————————————————————————————————————————

Вопросы к рассказу В. П. Астафьева
«Фотография, на которой меня нет» (блок № 2)

№ 1. Какой
подарок учитель принес рассказчику во время его болезни? № 2. Как жители
села относятся к учителю и его семье? В чем это проявляется? № 3. Какую
роль играли учителя в общественно-культурной жизни деревни? № 4. В каких
условиях учителям приходилось вести занятия, а детям — учиться? Какой была
деревенская школа? № 5. Благодаря чему и кому в школе появились учебные
принадлежности? № 6. Как учитель организовывал занятия с детьми весной,
когда закончились тетради и карандаши? № 7. О чем рассказали и чему
научили ребята своего учителя? № 8. Как характеризует учителя случай со
змеей? № 9. Каким учитель запомнился автору? Почему он считает, что не
так важно, помнят ли люди, какая была фамилия у учителя? Что гораздо важнее?
10.
Чем, по мнению автора, является деревенская фотография? № 11.
Какие диалектные слова использует автор в своем рассказе? Приведите примеры
таких слов и расшифруйте их значение.

—————————————————————————————————————————————————————————————————————————————

Вопросы к рассказу В. П. Астафьева
«Фотография, на которой меня нет» (блок № 2)

№ 1. Какой
подарок учитель принес рассказчику во время его болезни? № 2. Как жители
села относятся к учителю и его семье? В чем это проявляется? № 3. Какую
роль играли учителя в общественно-культурной жизни деревни? № 4. В каких
условиях учителям приходилось вести занятия, а детям — учиться? Какой была
деревенская школа? № 5. Благодаря чему и кому в школе появились учебные
принадлежности? № 6. Как учитель организовывал занятия с детьми весной,
когда закончились тетради и карандаши? № 7. О чем рассказали и чему
научили ребята своего учителя? № 8. Как характеризует учителя случай со
змеей? № 9. Каким учитель запомнился автору? Почему он считает, что не
так важно, помнят ли люди, какая была фамилия у учителя? Что гораздо важнее?
10.
Чем, по мнению автора, является деревенская фотография? № 11.
Какие диалектные слова использует автор в своем рассказе? Приведите примеры
таких слов и расшифруйте их значение.

—————————————————————————————————————————————————————————————————————————————

Вопросы к рассказу В. П. Астафьева
«Фотография, на которой меня нет» (блок № 2)

№ 1. Какой
подарок учитель принес рассказчику во время его болезни? № 2. Как жители
села относятся к учителю и его семье? В чем это проявляется? № 3. Какую
роль играли учителя в общественно-культурной жизни деревни? № 4. В каких
условиях учителям приходилось вести занятия, а детям — учиться? Какой была
деревенская школа? № 5. Благодаря чему и кому в школе появились учебные
принадлежности? № 6. Как учитель организовывал занятия с детьми весной,
когда закончились тетради и карандаши? № 7. О чем рассказали и чему
научили ребята своего учителя? № 8. Как характеризует учителя случай со
змеей? № 9. Каким учитель запомнился автору? Почему он считает, что не
так важно, помнят ли люди, какая была фамилия у учителя? Что гораздо важнее?
10.
Чем, по мнению автора, является деревенская фотография? № 11.
Какие диалектные слова использует автор в своем рассказе? Приведите примеры
таких слов и расшифруйте их значение.

—————————————————————————————————————————————————————————————————————————————

Вопросы к рассказу В. П. Астафьева
«Фотография, на которой меня нет» (блок № 2)

№ 1. Какой
подарок учитель принес рассказчику во время его болезни? № 2. Как жители
села относятся к учителю и его семье? В чем это проявляется? № 3. Какую
роль играли учителя в общественно-культурной жизни деревни? № 4. В каких
условиях учителям приходилось вести занятия, а детям — учиться? Какой была
деревенская школа? № 5. Благодаря чему и кому в школе появились учебные
принадлежности? № 6. Как учитель организовывал занятия с детьми весной,
когда закончились тетради и карандаши? № 7. О чем рассказали и чему
научили ребята своего учителя? № 8. Как характеризует учителя случай со
змеей? № 9. Каким учитель запомнился автору? Почему он считает, что не
так важно, помнят ли люди, какая была фамилия у учителя? Что гораздо важнее?
10.
Чем, по мнению автора, является деревенская фотография? № 11.
Какие диалектные слова использует автор в своем рассказе? Приведите примеры
таких слов и расшифруйте их значение.

—————————————————————————————————————————————————————————————————————————————

На чтение 18 мин. Просмотров 21 Опубликовано

Виктор Петрович Астафьев Рассказ «Фотография, на которой меня нет» Краткое содержание

Рассказ Астафьева является автобиографическим произведением, который был написан 1968 году.

Очень краткий пересказ рассказа «Фотография, на которой меня нет»

Герой этого произведения повествует о том, как к ним в Овсянку приехал фотограф. Все ученики маленькой сельской школы были очень рады и мечтали сфотографироваться в первых рядах. Однако, наш герой и его друг не отличались прилежанием и хорошим поведением и поняли, что будут на снимке в последнем ряду. Обидевшись, они пошли кататься с горки, а ночью мальчик заболел. Он не смог пойти в школу, его друг тоже не попал на фото.

Список и краткая характеристика героев рассказа Астафьева «Фотография, на которой меня нет»

Главные герои

  • Витя Подтылицын растёт без матери, которая рано умерла, и отца, поэтому живёт в доме бабушки и деда. Добрый, отзывчивый, наблюдательный, старается прислушиваться к советам старших, но иногда поддаётся влиянию друзей.
  • Бабушка – настоящая хозяйка дома и семьи. Она строгая, но справедливая, добрая и любящая.

Второстепенные персонажи

  • Санька — друг и сосед Вити, бесстрашный, заводила во всех шалостях, уважительно относится только к бабушке Катерине.
  • Молодые учителя деревенской школы, прежде городские жители. Они увлечённые своим делом, целеустремлённые, доброжелательные, воспитанные, любят своих учеников.
  • Дедушка– мягкий, доброжелательный, трудолюбивый человек.
  • Тётка Авдотья– помощница по хозяйству в семье учителей. Решительная, отзывчивая, доброжелательная, хозяйственная.

Краткое содержание рассказа Астафьева «Фотография, на которой меня нет» подробно

Евгений Николаевич привёз в деревню фотографа, чтобы заснять на плёнку всех учеников школы. Витя и его друг Санька не могли рассчитывать на то, что их посадят впереди или в середине. Оставались задние ряды, где и не разберёшь, кто снят.

Тогда наши герои решили доказать всем, что они «люди пропащие» и пошли кататься на увал, где мчались с высоты, разбивая сани и свои коленки. После такого разгула у главного героя начались сильные боли в ногах, так как он страдал ревматизмом.

Всю ночь бабушка лечила его, даже заставила деда затопить баню.

К обеду пришёл Санька, но Витя не мог даже стоять. Тогда верный друг тоже отказался фотографироваться, а бабушка в утешение пообещала внуку отвезти его в город к фотографу Волкову.

Через несколько дней пришёл учитель, чтобы проведать больного, и принёс фотографию, на которой его не было. Всех ребят было видно, хотя лица «величиной с подсолнечные семечки». Вите было очень грустно, что его там нет.

Дальше рассказчик кратко говорит о жизни учителей в их селе, о том, как все деревенские уважали учителей за простоту, доброту и вежливость.

Затем идёт эпизод о путешествии в лес, когда ребята учили своего педагога узнавать голоса птиц, зверей, выбираться из леса, если заблудишься, и не бить палкой змею через плечо.

В завершении произведения автор говорит о том, что деревенская фотография стала памятной летописью жизни народа.

Кратко об истории создания рассказа «Фотография, на которой меня нет«

Рассказ «Фотография, на которой меня нет» является частью книги «Последний поклон», вышедшей в Перми и состоящей из 15 глав.

Рассказ «Фотография, на которой меня нет» Астафьева был написан в 1968 году. В произведении описывается глава из жизни автора, когда он из-за болезни не смог сфотографироваться вместе со всем классом, а лучший друг поддержал его.

Для лучшей подготовки к уроку литературы рекомендуем читать онлайн краткое содержание «Фотография, на которой меня нет». Пересказ книги также пригодится при работе над читательским дневником.

Главные герои

Витясирота, живший с бабушкой и дедушкой, большой шалун и проказник, не отличавшийся хорошим прилежанием.

Другие персонажи

Санялучший друг Вити, верный товарищ, так же не отличавшийся поведением и прилежанием.

Екатерина Петровнабабушка Вити, строгая, но очень добрая, любящая и заботливая женщина.

Евгений Николаевичшкольный учитель, добрый, внимательный, любящий детей.

Краткое содержание

Однажды зимой скромную деревенскую школу «взбудоражило неслыханно важное событие»: из города приедет фотограф, чтобы сделать общий снимок всего класса. Ребята тут же стали обсуждать, кто как будет стоять на снимке. На общем собрании было решено поставить в первые ряды отличников, а двоечников и хулиганов разместить в последнем ряду. Среди последних оказались лучшие друзья – Витя и Санька. От злости и досады они полезли в драку, а затем отправились на вал, и «стали кататься с такого обрыва, с какого ни один разумный человек никогда не катался». Домой друзья вернулись все в снегу, с промокшими валенками.

Ночью Витю ждала расплата за его необдуманный поступок: у него сильно разболелись ноги. Мальчик страдал ревматизмом, который достался ему в наследство от покойной матери. Проснувшись от Витькиных стонов, бабушка Екатерина Петровна поначалу как следует отругала его за глупость, а после принялась лечить: натирать ноги нашатырным спиртом, укутывать пуховой шалью. Но ничего не помогало – от сильной раздирающей боли Витя «бился и кричал на весь дом».

Бабушка разбудила деда и отправила его растапливать баню. Она как следует пропарила больного внука, еще раз натерла и укутала ноги, дала ему «ложку противной водки, настоянной на борце, чтоб внутренность прогреть». Витя проспал крепким сном до полудня. Проснулся от того, что бабушка ругалась с Санькой, которого прислали за Витей сделать общий снимок класса.

Витя попытался встать на ноги, но упал, как подкошенный. Увидев друга в столь плачевном состоянии, Саня принял мужественное решение – остаться с Витей, и не пойти фотографироваться. Он пообещал, что сразу после выздоровления они вместе поедут в город и сделают самый лучший снимок.

Витя еще целую неделю сидел дома. Бабушка его лечила и всячески баловала. От скуки мальчик целыми днями сидел на лавке и глядел в окно. Заделанное на зиму деревенское окно – «своего рода произведение искусства», по которому можно определить характер хозяйки, ее вкус и доход семьи. Так, у бабушки рамы были вставлены «с толком и неброской красотой»: между ними лежал лишь мох от сырости, уголек от обмерзания стекол, да рябина против угара.

Спустя несколько дней в дом «нагрянул важный гость» – школьный учитель Евгений Николаевич, который принес с собой фотографию, на которой не было Вити и Сани. Мальчик принялся рассматривать лица своих одноклассников. Ему было очень горько оттого, что его не было среди них в тот день.

Учителя и его жену, тоже учительницу, очень любили и уважали в деревне. Местные жители всячески старались им незаметно помочь: оставляли под дверью дрова, молоко, сметану, бруснику. Учителя сделали много добра: обустроили школу, привезли учебники, тетради, карандаши. В деревенском клубе обучили молодежь танцам и играм, ставили занятные театральные постановки.

Автор сохранил школьную фотографию. «Она пожелтела, обломалась по углам», но все еще можно было узнать лица ребят. Многие из них не вернулись с войны.

Заключение

Несмотря на простой, незамысловатый сюжет рассказа, автору удалось раскрыть много важных тем, среди которых верность, дружба, любовь, благородство. В мелких, незначительных деталях он раскрыл быт сибирской довоенной деревни, показал характеры и взаимоотношения местных жителей.

После ознакомления с кратким пересказом «Фотография, на которой меня нет» рекомендуем прочесть произведение Астафьева в полной версии.

Тест по рассказу

Проверьте запоминание краткого содержания тестом:

  1. Вопрос 1 из 10

    Кто является автором произведения «Фотография, на которой меня нет»?</h3>

    • <label>Василь Быков</label>
    • <label>Виктор Астафьев</label>
    • <label>Юрий Бондарев</label>
    • <label>Борис Васильев</label>

(новая вкладка)

Очень кратко:Рассказчик смотрит на школьную фотографию и вспоминает о друге детства, бабушке, родной избе, раскула­чивании, деревенском быте и семье молодых учителей, которые организовали школу в его глухом селе.

Роль учителя в рассказе фотография на которой меня нетСнимок, который описывается в рассказе. Коллекция Ванды Швед

Повествование ведётся от лица повзрослевшего Вити, в котором угадывается сам Виктор Астафьев. В оригинале имена учителей становятся известны лишь в конце — рассказчик напрочь их забыл, но разыскал при работе над рассказом. Деление пересказа на главы — условное.

Приезд фотографа в село

Зимой Витину школу, находящуюся в глухом сибирском селе, взбудоражило известие о том, что к ним едет фотограф из города, чтобы сфотогра­фировать «не стариков и старух, не деревенский люд, алчущий быть увековеченным», а учеников местной школы.

Витя — рассказчик; школьник, сирота, живёт с бабушкой и дедом, учится плохо, озорничает

Весь длинный зимний вечер школьники решали, «кто где сядет, кто во что оденется и какие будут распорядки». Было решено, что «прилежные ученики сядут впереди, средние — в середине, плохие — назад». По всему выходило, что Витю и его друга Саньку посадят в задний ряд, поскольку они «не удивляли мир прилежанием и поведением».

Санька — друг Вити, хулиган, подталкивает его на опасные приключения

Отстоять место получше в драке не получилось — ребята просто прогнали их. Тогда друзья отправились кататься с самого высокого обрыва, и Витя начерпал полные валенки снега.

Продолжение после рекламы:

Болезнь Вити и Санькина поддержка

Витя застудил ноги, и у него начался приступ болезни, которую бабушка Катерина Петровна называла «рематизня». Она утверждала, что внук унаследовал её от покойной мамы.

Катерина Петровна — бабушка Вити, властная женщина, внука любит, но держит его в ежовых рукавицах

Не уснул я в ту ночь. Ни молитва бабушкина, ни нашатырный спирт, ни привычная шаль, особенно ласковая и целебная оттого, что мамина, не принесли облегчения. Я бился и кричал на весь дом.

Бабушка растирала Витины ноги нашатырным спиртом, укутывала шалью, грела у печной трубы, парила в бане, макая веник в хлебный квас. Затем она дала внуку ложку водки и напоила молоком, кипячёным с маковыми головками. Под утро Витя, наконец, уснул и проспал до полудня.

Днём за Витей пришёл Санька, но пойти фотогра­фи­роваться мальчик не смог — «подломились худые ноги», будто чужие. Вид друга опечалил Саньку, и он заявил, что тоже не пойдёт, а сфотогра­фи­роваться успеет и потом — жизнь-то долгая. Бабушка их поддержала, пообещав свезти внука к самому лучшему фотографу в городе. Только Витю это не устраивало, ведь на фото не будет школы, и он долго ревел «от горького бессилия».

Брифли существует благодаря рекламе:

Молодая семья учителей

Через несколько дней к больному Вите зашёл учитель Евгений Николаевич, справился о здоровье и принёс готовую фотографию.

Евгений Николаевич — сельский учитель, лет 25, волосы гладко зачёсаны назад, уши оттопырены, лицо бледное, неприметное, добрый и умный, самоотверженный

Несмотря на молодость, Саньке он казался пожилым и очень солидным.

Витя долго рассматривал фотографию, на которой были запечатлены сельские ребятишки. В гуще ребят стояли Евгений Николаевич с женой Евгенией Николаевной и чему-то еле заметно улыбались.

Евгения Николаевна — сельская учительница, жена Евгения Николаевича, похожая на него не только именем, но и внешне

Только Вити и Саньки там не было…

Бабушка тем временем окружила учителя заботой и вниманием, напоила чаем. Учителя, молодые супруги, были вежливы даже к ссыльным и всегда готовы помочь, поэтому Катерина Петровна, как и остальные жители села, относилась к ним с молчаливым уважением. Даже Санькиного отца, многодетного пьяницу и «лиходея из лиходеев», Евгений Николаевич смог утихомирить, лишь один раз поговорив с ним.

Семья молодых учителей занимала половину ветхого домишки. Деревенские помогали им, как могли: кто за их новорожденным ребёнком посмотрит, кто оставит им молока, сметаны, творогу или брусники, кто воз дров привезёт.

«Учителя были заводилами» в сельском клубе — учили ребят петь и танцевать, ставили смешные пьесы и сами играли в них попов и буржуев. На деревенских свадьбах учителя были самыми почётными гостями, но во время гулянок вели себя строго и приучили народ «выпивкой их не неволить».

Продолжение после рекламы:

Организация сельской школы

Работать учителя начинали в деревенском доме с плохими печами, который был построен Витиным прадедом. Прадеда раскулачили и сослали, а в его избе снесли перегородки и получился большой класс.

Потом школе отвели здание получше, а в прадедовой избе устроили правление колхоза, который быстро развалился. Затем там поселились местные бедняки, после чего в конец обветшавшее жилище разобрали на брёвна. Изба Витиного прадеда, в которой мальчик родился, осталась только на фотографии — на её фоне снялись школьники.

Сначала в школе не было ни парт, ни учебников с тетрадями, ни карандашей. На весь первый класс был один букварь и красный карандаш, которым дети писали по очереди. Потом учителя организовали сбор вторсырья и на вырученные деньги купили книги, тетради, краски и карандаши, а сельские мужики бесплатно смастерили парты и лавки. Поделились учителя и с соседями — сельские женщины разжились иголками, нитками и пуговицами, а дети впервые попробовали петушков на палочках.

Память об учителях

Весной, когда тетради кончались, учитель вёл учеников в лес и рассказывал «про деревья, про цветки, про травы, про речки и про небо». О природе он знал много, но и дети знали про лес то, о чём учитель не догадывался. Дети учили его таёжным хитростям. Однажды они наткнулись на гадюку. Защищая учеников, учитель убил её палкой, и только потом дети объяснили ему, что нельзя бить змей, замахиваясь через плечо, — змея может обвиться вокруг палки и упасть человеку на спину.

Прошли годы… А я таким вот и помню деревенского учителя… — вежливого, застенчивого, но всегда готового броситься вперёд и оборонить своих учеников, помочь им в беде…

Виктор повзрослел, фамилии и лица учителей стёрлись из памяти, но осталось главное — уважение к слову «учитель». Уже работая над книгой, от земляков он узнал, что не только именами, но и внешностью они были похожи как брат и сестра. Эти добрые и самоотверженные люди запомнились даже таким нерадивым ученикам, как Витя и Санька.

Школьная фотография тоже сохранилась. Многие снятые на ней ребятишки погибли во время Великой Отечественной войны. Повзрослевший Витя смотрит на неё с доброй улыбкой, без насмешки, ведь эта «фотография — своеобычная летопись нашего народа, настенная его история», сделанная «на фоне родового, разорённого гнезда».

Пересказала Юлия Песковая для Брифли. Благодаря рекламе Брифли бесплатен:

Читайте также

Год: 1968   Жанр: рассказ

Главные герои: Витя – рассказчик, Санька — его лучший друг, бабушка Вити, учитель

В деревню приезжает фотограф, все школьники мечтают попасть на общую фотографию. Главный герой Витя и его друг Санька обиделись, что их собираются посадить в конце и убежали на увал кататься на санках. Витя заболел и не смог сфотографироваться. Позже учитель принес ему фотографию, на которой Вити не было, и мальчик всегда бережно хранил ее.

Главная мысль. Старые довоенные фотографии — это народная летопись, и их надо беречь. С фотографией связано много воспоминаний.

Рассказ Виктора Петровича Астафьева «Фотография, на которой меня нет» — это одна из глав книги «Последний поклон».

В этой книге главным героем является мальчик Витя, сирота. Он живет с бабушкой и дедушкой в глухой деревне в Сибири. Рядом река Енисей. События, описанные в книге происходят в предвоенное время. Бабушка очень любит мальчика, хотя часто ругает. Каждая глава книги все полнее раскрывает характер бабушки, Катерины Петровна, и ее любовь к внуку.

В главе «Фотография, на которой меня нет» речь идет о необыкновенном для тех мест событии, взволновавшем всех жителей поселка. Ожидается приезд фотографа, который собирается фотографировать школьников. Учитель и учительница, муж и жена, сразу задумались, куда удобнее поселить фотографа на время его приезда. В заезжий дом нельзя, потому что там грязно. Решили поместить его у одного культурного жителя деревни с фамилией Чехов.

Вернувшись домой, Витя почувствовал, что заболел. Он долго терпел, а болели у него ноги от ревматизма, болезни, доставшейся ему по наследству от матери. Когда среди ночи мальчик завыл, бабушка проснулась и стала его ругать, что не послушался ее и застудил ноги. Она встала и пошла искать лекарство. Потом долго натирала его спиртом, приговаривала и шлепала внука.

Так Витя застрял дома надолго. Он не мог ходить, и бабушка носила его в баню греться. Когда же наступил день, назначенный для фотографирования, мальчик все еще не мог сделать и шага. Санька прибежал за ним, бабушка приготовила ему красивую рубашку, но Витя встать не мог. Когда он понял, сто сфотографироваться не сможет, стал выть и проситься сфотографироваться хоть как-то, однако это было невозможно. Санька смело заявил, что тоже не пойдет фотографироваться.

Так и пролежал Витя дома долго. Он рассматривал вставные рамы, и все, что за ними лежало:

мох, веточки рябины, березовые угольки. Потом мальчик наблюдал за тем, как цветет фикус. А потом ему стало очень скучно.

Бабушка долго рассказывала соседям о том, как к ней пришел сам учитель.

Витька смотрел на фотографию и пытался отыскать на ней себя и Саньку, но это было невозможно, ведь они не фотографировались.

Мальчик вырос, но не забыл своего учителя, его скромную улыбку, а фотография хранится до сих пор. Она пожелтела, и на ней едва можно разглядеть лица детей, сфотографированных около белой школы. Многие из них погибли во время войны, и старая фотография хранит память о смелых сибиряках.   

Оцените произведение: Голосов: 864

Читать краткое содержание Фотография, на которой меня нет. Краткий пересказ. Для читательского дневника возьмите 5-6 предложений

Астафьев. Краткие содержания произведений

Картинка или рисунок Фотография, на которой меня нет

Другие пересказы и отзывы для читательского дневника

  • Краткое содержание Айтматов Плаха

    Авдий — был сыном священника, тоже находился в числе охотников. Авдий преследовал цель переубедить гонцов за анашей, чтобы они оставили это плохое дело. Таким образом, он внедряется в группу и отправляется с ними за анашей

  • Краткое содержание Короленко Огоньки

    Описывается воспоминание автора о том, как случилось ему однажды плыть по мрачной сибирской реке. Осенний вечер, природа увядает. Река извилистая, непредсказуемая.

  • Краткое содержание Одоевский Русские ночи

    Девять мистических сюжетов Одоевского, наполненных глубокими философскими размышлениями, описывают проблемы современного общества.

  • Краткое содержание Олеша Зависть

    Произведение показывает драматическую историю интеллигента, который оказался совершенно никому не нужным в России после революции.

  • Краткое содержание Ванина Ванини Стендаль

    Итальянская девушка из высшего общества Ванина Ванини любит молодого революционера Пьетро, который сбежал из тюремного заключения. Юноша также в нее влюблен, однако ему приходится выбирать между ней и долгом перед Родиной.

Скачать:

Настройки

Размер шрифтаЦвет текстаЦвет фона

Название произведения: Фотография, на которой меня нет

Автор: Виктор Петрович Астафьев

Год написания: 1968

Жанр: рассказ

Главные герои:Витя – рассказчик, Санька — его лучший друг, бабушка Вити, учитель

Краткое содержание рассказа «Фотография, на которой меня нет» рассказывает о трудной, но настоящей жизни крестьян в 30-е годы ХХ века.

Сюжет

В маленькую деревеньку приезжает настоящий фотограф, чтобы сделать большую фотографию всех ребят — учеников местной школы. Это величайшее событие в жизни сельчан. Витя и Саня вечером в знак протеста, поскольку они не слишком прилежные ученики и не могут претендовать на лучшие места перед камерой, пошли кататься на речку и там Витя серьезно застудил ноги.

Всю ночь он кричал от боли, и всю ночь бабушка ухаживала за ним и лечила его ноги всеми доступными ей средствами. Наутро боль не прошла, и старуха понесла (ходить он не мог) внука в баню, где вновь парила и натирала его ноги. Но пойти в школу, чтобы сфотографироваться, мальчик не мог. Друг Санька, узнав об этом, тоже принял решение не идти фотографироваться, чтобы разделить с приятелем его беду. Через неделю Витя встал и смог ходить, но та фотография, на которой его не было вместе со всем классом, навсегда запомнилась мальчику.

Вывод (мое мнение)

Этот рассказ о настоящей любви и заботе, и о дружбе, и о быте крестьян и об их понимании места людей в этом мире. Фотография, которую рассказчику принес учитель, настоящая летопись села, по ней можно сказать, кто где трудится, кто ушел на войну и не вернулся, кто куда уехал — она помогает не забыть прошлое, а относиться к нему с уважением.

Добавить в избранноеИспользуемые источники:

  • https://book-briefly.ru/vse-proizvedeniya/astafev/foografiya
  • https://obrazovaka.ru/books/astafev/fotografiya-na-kotoroy-menya-net
  • https://briefly.ru/astafev/fotografiia_na_kotoroy_menia_net/
  • http://chitatelskij-dnevnik.ru/kratkoe-soderzhanie/astafev/fotografiya-na-kotoroj-menya-net
  • https://frigato.ru/chitatelskiy-dnevnik/8-klass/1567-fotografiya-na-kotoroy-menya-net.html

Дата: 02.04.2021

Учитель: Шинкаренко В. Е.

Предмет: литература

Класс: 8

Тема: В.П. Астафьев
«Фотография, на которой меня нет»

Цель: вспомнить страницы жизни и творчества В.П. Астафьева, оценить
нравственные качества героев, выявить главную мысль. Выяснить роль фотографий в
жизни человека. Способствовать формированию критического мышления, развитию внимания,
памяти. Совершенствовать специальные умения – выделять в тексте характерные
причинно-следственные связи, интерпретировать отдельные факты, детали.

Задачи:

  • Познавательные: 

-раскрыть
жизненные, биографические истоки творчества В.П. Астафьева;

-совершенствовать
навыки анализа художественного произведения;

-вызвать
размышления о прочитанном, переживание, душевный отклик.

  • Развивающие:

-развивать
способности к переключению уровней мышления;

-развивать
критическое мышление через работу с различными источниками информации;

-развивать
умение работать в группе (компетентности: интеллектуальная, социальная)

  • Воспитательные: 

-воспитывать
умение внимательно слушать и слышать, уважать другое мнение;

-воспитывать
гражданскую позицию через литературное произведение;

-способствовать
нравственному становлению личности учащихся.

Тип урока: комбинированный

Формы: фронтальная, индивидуальная, в парах.

Методы: проблемно-тематический, исследовательский, репродуктивный

Приемы: рассказ, литературная беседа, комментирование чтение.

Оборудование урока: старый чемодан, фотографии писателя, иллюстрации, фотографии

родных
и близких, книга «Последний поклон», карточки для групповой работы, раздаточный
материал.

Ход урока

1.
Организационный этап. Стадия активизации, актуализация темы.

-Здравствуйте,
ребята. Для чего люди ходят в музей? Бывали ли вы там? Мы сегодня с вами
отправляемся в музей. Наш музей насчитывает всего несколько экземпляров, да и
помещение его совсем маленькое. Это «Музей в чемодане». Прошлое не проходит бесследно,
оно возвращается к нам через воспоминания, предметы, произведения искусства,
фотографии. Я приглашаю вас проследовать за мной и посмотреть первый экспонат. (Достаю
портрет В.П. Астафьева)

-Узнали
ли вы человека на портрете?

Писатель
только тогда писатель, когда он тревожит читателя и заставляет его думать.

Именно
таким писателем является Виктор Петрович Астафьев. Как он жил? Чем

дорожил?
На что надеялся? Во что верил? Кто для нас Виктор Петрович Астафьев?

Это
писатель. Личность. Человек. Гражданин.

2.
Проверка первичного восприятия текста.  Постановка цели и задач урока.

-Вспомним
основные факты из жизни писателя. Каждая группа по очереди называет одно

важное
событие биографии. (Работа в группах)

-Узнай
произведение и героев Астафьева (Коллективная работа)

-Когда
писатель рано или поздно уходит от нас, жизнь его продолжается на страницах

книг
и в памяти читателей. Ранее вы уже знакомились с произведениями Астафьева.

Давайте
вспомним их. Я буду зачитывать отрывки. Кто быстрее догадается, о каком

произведении
идет речь, назвать героя и главное событие:

1)
«Правда, он понимал, что речушки могут впадать не только в Енисей, но и в
какое-нибудь другое озеро, но он не хотел про это думать. Речка, которую он так
долго искал,

должна
привести его к Енисею, иначе … он обессилеет и пропадет». («Васюткино озеро»,
Васютка заблудился в тайге, открыл озеро)

2)
«Когда даешь левонтьевскому Саньке или Таньке откусывать, надо держать пальцами

то
место, по которое откусывать положено, и держать крепко, иначе Танька или Санька

так
цапнут, что останется от коня хвост да грива». («Конь с розовой гривой», герой
обманул бабушку – вместо ягод набил травы, но бабушка его простила и купила ему

пряник
конем)

-Что
объединяет эти рассказы Астафьева с рассказом «Фотография, на которой меня
нет»,

над
которым мы сегодня будем работать? (Действие происходит в деревне, главный

герой
– мальчик, который проходит нравственное испытание, это испытание делает его

взрослее,
серьезнее, помогает усвоить урок жизни).

-Именно
воспоминаниям детства посвящена повесть «Последний поклон». Одной из глав

“Последнего
поклона” является рассказ “Фотография, на которой меня нет”.

-Мы
сегодня должны понять
, как тема памяти раскрывается
в рассказе «Фотография, на

которой
меня нет», что и почему сохранила память героя рассказа Виктора Потылицына,

что
должен делать человек, чтобы сохраниться в памяти.

-Прочитайте,
пожалуйста, слова самого Астафьева о памяти:

«Память
моя, память, что ты делаешь со мной?! Память моя, сотвори ещѐ раз чудо, сними с
души тревогу, тупой гнѐт усталости… И воскреси – слышишь? – воскреси во мне

мальчика,
дай успокоиться и очиститься возле него…»

Получается,
что память напрямую связана с нравственностью. Так вот тема нашего

сегодняшнего
урока: «Проблема нравственной памяти в рассказе В.П. Астафьева

«Фотография,
на которой меня нет»

-Ребята,
как наш герой относится к фотографии? (хранит ее всю жизнь)

-Объявляю
главный вопрос нашего сегодняшнего урока:
А
почему герой хранит

фотографию,
на которой его нет?
А чтобы мы могли ответить на него, нужно
сначала

разобраться,
а какие люди окружали нашего героя? Какую роль сыграли они в его судьбе?

-Кого
мы с вами можем назвать в качестве главных героев рассказа? (Витя, бабушка,

учитель,
Санька)

(Вывешиваю
на доске карточки с именами «Витя», «Бабушка», «Санька»,

«Учитель»)

Каждая
группа готовит рассказ об одном из персонажей (10 минут)

-Вот
о них и об их поступках мы и поведем речь. (Достаю из чемодана портрет бабушки)

Рассказ
о ней, обсуждение, затем по мере ответов достаю картинки с сюжетами о

деревенских
детях и учителе)

Задание
1 группе.

Составьте
связный рассказ о бабушке героя, включив в него цитаты, свои наблюдения,

выводы.

1.
Как бабушка относится к внуку и как это ее характеризует?

2.
Обратите внимание на речь бабушки, богатую народными выражениями, разговорными,

просторечными
словами. Приведите примеры. С какой целью автор в точности воспроизводит речь
бабушки, не заменяя ее правильной литературной речью?

3.
Как любовь бабушки к цветам и украшению зимних окон характеризует ее?

4.
Чем бабушка главного героя напоминает бабушку Алеши Пешкова из повести М.

Горького
“Детство”?

Начните
свой рассказ со слов: “Главное, что рисует писатель крупным планом, –это

человеческие
характеры…”. В конце сделайте вывод: “Повесть, в которую включен рассказ,
называется “Последний поклон”. Много лет спустя автор низко кланяется своей
бабушке, потому что…”

Задание
2 группе.

Составьте
связный рассказ об учителе Овсянской начальной школы, включив в него

цитаты,
свои наблюдения, выводы.

1.
Обратите внимание на внешность учителя. Что можно сказать о человеке по

выражению
глаз, деталям внешности?

2.
Как характеризуют учителя его поступки, отношение к людям:

а)
забота о школе;

б)
отношение к детям и деревенским жителям;

в)
случай со змеей.

3.
Какое отношение к учителю в деревне, приведите примеры. Почему?

Начните
свой рассказ со слов: “В воспоминаниях о далеком детстве одно из главных мест

занимает
учитель…”

В
конце сделайте вывод: “Благодарная память героя сохранила образ учителя, потому

что…”.

Задание
3 группе.

Составьте
связный рассказ о школе 30-х годов и учениках, включив в него цитаты, свои

наблюдения,
выводы.

1.
Опишите школу, в которой учился герой. На какие детали вы обратили внимание?

Какие
чувства испытали?

2.
Перечитайте описание школьной фотографии. Какими вы представляете учеников

“Овсянской
начальной школы”? Над чем заставляет задуматься эта фотография?

3.
Обратите внимание на одного из учеников школы, на Саньку. Охарактеризуйте его.

Начните
свой рассказ со слов: “Писатель штрихами, деталями восстанавливает

прошедшие
годы…”.

В
конце сделайте вывод: “Пожелтевшая школьная фотография дорога автору, потому

что…”

Задание
4 группе.

Составьте
связный рассказ о главном герое, включив в него цитаты, свои наблюдения и

выводы.

1.
Каким вы представляете главного героя? Охарактеризуйте его, проанализировав

следующие
эпизоды рассказа:

а)
приезд фотографа;

б)
болезнь;

в)
наблюдение за цветком;

г)
отношение к школьной фотографии.

2.
Подберите определения. Какой он, герой рассказа?

Начните
свой рассказ со слов: “Вспоминая свое далекое детство, автор рассказывает о

человеческих
характерах, человеческих взаимоотношениях, и по этим воспоминаниям мы

можем
судить и о самом рассказчике…”.

В
конце рассказа сделайте вывод: “Рассказ о далеком

детстве
нашел отклик в сердцах

читателей,
потому что…”

3.
Физкультминутка.

Гимнастика
для глаз.

Бабочка

Спал цветок (закрыть глаза, расслабиться, помассировать веки).

И вдруг проснулся (поморгать глазами).

Больше спать не захотел (руки поднять вверх, вдох, посмотреть на
руки).

Встрепенулся, потянулся (руки согнуты в стороны, выдох).

Взвился вверх и улетел (потрясти кистями, посмотреть
вправо-влево).

4.
Обобщающая работа. Подведение итогов. Рефлексия

-Так
как же бы вы ответили на главный вопрос сегодняшнего урока: А почему герой

хранит
фотографию, на которой его нет? (Очень многое связано с ней, этой фотографией.

Она
хранит память об одноклассниках, жизнь которых унесла война, о тех людях,
которые помогли ему стать серьезнее, взрослее, лучше, мы понимаем, с каким
уважением он относится к прошлому. Вспоминает не только людей, но и родные
места, события,

связанные
с ними.)

(Рассказ
Астафьева и сам похож на фотографию. Здесь запечатлен один эпизод из жизни

героя.
Он хочет сохранить его в своей памяти.)

-Давайте
прочитаем заключительные строки повести: “Деревенская фотография своеобычная
летопись нашего народа, настенная его история”. Как вы понимаете эти

слова?
(Из отдельных людей, их судеб, поступков складывается история страны, народа)

-Ребята,
я предлагаю вам создать собственную картинную галерею из старых фотографий
вашей семьи. (Фотографии лежат в чемодане, каждый ребенок достает свою и
рассказывает о ней)

5.
Д/З:

Академик,
живший в ХХ веке, Дмитрий Сергеевич Лихачев писал:

«Без
памяти нет совести. Вот почему так важно воспитывать в моральном климате
памяти: памяти семейной, памяти народной, памяти культурной. Семейные
фотографии –

это
одно из важнейших «наглядных пособий» морального воспитания детей, да и взрослых.
Память – основа совести и нравственности, память – основа культуры. Хранить

в
памяти, беречь в памяти – это наш нравственный долг перед самими собой и перед

потомками.
Память –наше богатство».

Дома
вам предстоит объяснить смысл высказывания в тетрадях.

  • Роль учителя в жизни ученика сочинение
  • Роль творчества пушкина в жизни современных подростков сочинение
  • Роль сыграна как пишется
  • Роль среди товарищей феди из рассказа бежин луг 6 класс
  • Роль среди товарищей павлуши из рассказа бежин луг 6 класс