Роль сна обломова в романе гончарова обломов сочинение

Сочинение: отношения обломова и ольги ильинской в романе обломов и.а. гончаров 302 слова реалистический роман и.а. гончарова обломов это

Сочинение: Отношения Обломова и Ольги Ильинской в романе «Обломов» (И.А. Гончаров)

(302 слова) Реалистический роман И.А. Гончарова «Обломов» — это и воссоздание типов и характеров русской действительности, и явление «обломовщина», и изображение героя времени («лишнего человека»). В нем затрагиваются многие нравственно-философские проблемы: о смысле жизни, счастье, и, конечно же, любви. Будучи не в силах противостоять «обломовщине», герой теряет энергичную и жизнерадостную Ольгу, после чего находит счастье с преданной и по-матерински заботливой Агафьей Пшеницыной. Почему же первой любви героя так и не суждено было состояться?

После знакомства с Ильинской, девушкой «грации и гармонии», Обломов влюбляется в нее. И пусть чувство его такое неуклюжее, детское, стыдливое, оно имеет огромную силу и возвращает его к жизни. Его душа и тело пробуждаются от долгого пребывания в просторном «халате»: чтобы угодить девушке, герой избавляется от привычки спать после обеда, всерьез берется за чтение, пересказывая ей содержание книг, проводит много времени на свежем воздухе, размышляет о будущей жизни. Однако в мечтах Ильи Ильича читатель видит всю ту же идиллическую картину: Обломовка, большой дом, где спокойно и тихо живут они вместе с женой и детьми. Именно в этом и состоит главное противоречие между ним и Ольгой, ведь она видит в будущем Обломове энергичного, деятельного человека, каким он не способен стать.

Со временем гармония между ними рушится, иссякают темы для разговоров. Затем следует предвиденный разрыв. Герои переживают сложную внутреннюю жизнь, независимо друг от друга. В последнем диалоге с Обломовым, Ильинская говорит: «Я думала, что я оживлю тебя, a ты уже давно умер». Этой фразой она подводит итог сложившейся ситуации, ставит точку в отношениях с ним. По сути, она лишь еще раз подтверждает слова Штольца о таком явлении как «обломовщина», с которым очень тяжело бороться. «Сейчас или никогда», — часто повторяет он своему другу. И герой сознательно выбирает второе.

Таким образом, любовь к Ольге для Обломова стала со временем в тягость, собственная его натура победила в нем чувства, поэтому им и не суждено было быть вместе.

Любовь в жизни Обломова

Роман Ивана Гончарова «Обломов» был напечатан в 1859 году, практически сразу взволновав современников писателя и заинтересовав критиков сложностью описанных персонажей и неоднозначностью поднятых автором вопросов. Одной из лейтмотивных тем романа является тема любви, наиболее ярко раскрывающаяся через образ главного героя – Ильи Ильича Обломова. С персонажем читатель знакомится в самом начале произведения как с человеком мечтательным, апатичным, ленивым, не желающим что-либо делать. И если бы не чувство, внезапно вспыхнувшее к Ольге Ильинской, в судьбе героя, скорее всего, так и не произошло бы ничего значительного. Любовь в жизни Обломова к Ольге стала тем самым поворотным моментом, когда человек должен выбрать: идти дальше или оставить все, как есть. Илья Ильич не был готов меняться, поэтому их отношения закончились расставанием. Но на смену стихийным чувствам пришла тихая, умиротворяющая жизнь в доме Агафьи Пшеницыной, которая, тем не менее, привела к ранней смерти Ильи Ильича.

Две любви Обломова в романе Гончарова воплотили в себе два женских образа, два примера реализации чувств к близкому человеку и два пути для главного героя, имевшие трагичное завершение. Почему ни одна женщина не смогла вытащить Илью Ильича из болота «обломовщины»? Ответ кроется в особенностях характеров героинь и жизненных приоритетах самого Обломова.

Обломов и Ольга Ильинская

Чувства Ольги и Обломова развивались стремительно, практически с первых знакомств герои почувствовали влечение друг к другу: Илья Ильич был очарован гармоничностью, умом и внутренней красотой Ильинской, а девушку привлекла доброта, покладистость и нежность мужчины. И, казалось бы, сильные чувства, вспыхнувшие между героями, могли развиваться и стать подспорьем счастливой семейной жизни. Однако различия в характерах героев и разное видение идеальной совместной жизни привели к скорому расставанию Обломова и Ольги.

Илья Ильич видел в девушке идеал «обломовской» женщины, способной создать для него спокойный домашний уют, жизнь, в которой каждый день будет похожим на другой, и тем и будет хорош – никаких потрясений, несчастий и переживаний. Для Ольги же такое положение дел было не только не приемлемым, но и ужасающим. Девушка мечтала изменить Обломова, искоренить в нем всю апатичность и лень, сделав яркой, стремящейся вперед, деятельной личностью. Для Ольги постепенно сами чувства отошли на второй план, тогда как ведущим в отношениях стал долг и «высшая» цель – сделать из Обломова некое подобие своего идеала. Но Илья Ильич, возможно, ввиду своей чувствительности, а, возможно, потому что был намного старше девушки, первым понял, что может стать для нее обузой, балластом, который будет тянуть ее к ненавистной «оболомовщине» и не сможет дать ей того счастья, о котором она мечтает.

Отношения Обломова и Ольги Ильинской были стихийным, но быстротечным чувством, о чем свидетельствовало даже то, что они познакомились весной, а расстались поздней осенью. Их любовь действительно была подобна хрупкой ветки сирени, которая, подарив миру свою красоту, неминуемо отцветает.

Обломов и Агафья Пшеницына

Отношения Обломова и Агафьи Пшеницыной имели абсолютно иной характер, чем бурная, яркая, запоминающаяся любовь между Ильей Ильичем и Ольгой. Для героя забота мягкой, тихой, доброй и хозяйственной Агафьи действовала как целебный бальзам, помогающий восстановить душевные силы после трагичного разрыва с Ильинской. Постепенно, сам того не замечая, Обломов полюбил Пшеницыну, а женщина полюбила Илью Ильича. В отличие от Ольги, Агафья не пыталась идеализировать мужа, она обожала его таким, какой он есть, была готова даже заложить собственные драгоценности, чтобы тот ни в чем не нуждался, всегда был сыт и окружен теплом и уютом.

Любовь Агафьи и Обломова стала тем самым отображением иллюзий и мечтаний героя, которым он посвящал многие годы, лежа на диване в своей квартире. Умиротворение и покой, граничащие с деградацией личности, полной отрешенности от окружающего мира и постепенным умиранием и были главной жизненной целью героя, тем самым обломовским «раем» без которого он чувствовал себя несостоявшимся и несчастным, но который в итоге и погубил его.

Обломов, Агафья и Ольга: пересечение трех судеб

Ольга и Агафья в романе «Обломов» – два противопоставляемых автором женских персонажа. Ильинская представляет собой образ современной, устремленной в будущее, феминизированной девушки, имеющей на все свое личное мнение, тогда как Пшеницына – воплощение истинно русской женщины, хранительницы домашнего очага во всем повинующейся своему мужу. Для Ольги любовь была тесно связана с чувством долга, обязанностью изменить Обломова, Агафья же обожала Илью Ильича, даже не думая о том, что ей в нем может что-либо не нравиться.
Любовь Обломова к двум важным в его судьбе женщинам также была разной. К Ольге герой ощущал действительно сильное, охватывающее его полностью чувство, которое заставило его даже на время отказаться от привычного, ленного образа жизни и начать действовать. К Агафье же у него была совершенно другая любовь – похожая на чувство благодарности и уважения, спокойное и не волнующее душу, как и вся их совместная жизнь.

Любовь к Ольге была для Обломова вызовом, неким испытанием, пройдя которое он, даже если бы возлюбленные все равно расстались, возможно, смог бы измениться, освободившись от пут «обломовщины» и начав жить полноценной, активной жизнью. Герой же не хотел меняться, не хотел отказываться от мечтаний и иллюзий, потому и остается у Пшеницыной, даже когда Штольц предлагает забрать его к себе.

Заключение

Основная причина погрязания Ильи Ильича в «обломовщине» и постепенный распад его как личности кроются не в чрезмерной заботе Агафьи, а в самом герое. Уже в начале произведения он не ведет себя как человек, интересующийся окружающим миром, его душа давно живет в мире грез, а сам он даже не пытается вернуться к реальной жизни. Любовь, как чувство возрождающее, должна была бы разбудить героя, высвободить его из «обломовской» полудремы, однако, уже было поздно (вспомним слова Ольги, которая говорила, что он уж давно умер). Изображая любовь Обломова к Ольге, а затем к Агафье, Гончаров предоставляет читателю широкое поле для размышлений о природе и смысле любви в жизни каждого человека, важности этого чувства в судьбе самого читателя.

Литература, 10 класс

Ленивый барин Илья Обломов и молодая красавица Ольга Ильинская являются центральными персонажами романа «Обломов» Гончарова. Отношения Обломова и Ольги Ильинской — это одна из главных сюжетных линий в романе. В сценах любви Обломова и Ольги Ильинской картины природы приобретают символический смысл. Так, символом этого зарождающегося чувства становится ветка сирени. На дорожке, где они встретились, Ольга срывает ветку сирени и дает ее Илье. В отношениях их появляется доверие, понимание – Обломов счастлив. А в первый раз образ сирени появляется еще во сне Обломову и тогда запах цветка кажется ему запахом счастья. Ольга вышивает узор сирени, что лучше любых слов сказало о взаимности расцветающей любви. Так с легкого аромата сирени начались их отношения. Знакомство с Ольгой Ильинской совершает настоящий переворот в жизни Обломова. С появлением Ольги Обломов становится другим человеком, живым и активным. Он рано встает, красиво одевается и т.д.: «. Встает он в семь часов, читает, носит куда-то книги. На лице ни сна, ни усталости, ни скуки [. ] Халата не видать на нем [. ] воротнички рубашки выпущены на галстук и блестят, как снег. Выходит он в сюртуке, прекрасно сшитом, в щегольской шляпе… Он весел, напевает. » Иногда Обломов устает от той жизни, которую ему навязывает деятельная Ольга. Обломов старается из последних сил, чтобы угодить любимой. Постепенно любовь к Ольге кажется ему службой. Проходит время. Ольга по-прежнему подталкивает и шевелит ленивого Обломова в надежде, что тот изменится. В конце концов Ольга теряет надежду изменить любимого. Ольга отметила в разговоре с Ильей, что уж «пропали, отошли» сирени. Если заглянуть в словарь символики цветов, то окажется, что Гончаров каждый цветок будто специально подобрал для того, чтобы полнее раскрыть душевное состояние героя, передать его скрытые мысли и чувства в том или ином эпизоде романа. В календаре друидов сирень означает одиночество. Её вообще считали зловещим кустарником, которым даже нельзя украшать свой дом. Обловом же подбирает брошенную Ольгой ветку и приносит её домой, словно принимая одиночество. Такая необычная художественная деталь, как цветы, а именно сирень, со скрытым смыслом, ещё лучше дополняет, полнее раскрывает тонкости взаимоотношений, характеров и настроения героев. (329 сл.)

Есть книги, захватывающие, увлекающие читателя не с первых страниц, а постепенно. И роман Гончарова «Обломов» — именно такая книга. Первая часть романа порой может вызвать и скуку. Даже трудно предположить, что леность Обломова приведет его к возвышенному чувству. Постепенно скука уходит, роман захватывает, вызывает все больший интерес. Ведь темы его всечеловеческие и вневременные: про душу, про любовь, дружбу, преданность, при этом у Гончарова они получили новую, не известную ранее интерпретацию.
Кажется, что скука, однообразие, лень, олицетворением которых выступает в романе Илья Ильич, не могут быть совместимы с горячим и страстным чувством. Кажется, что он и сам не подозревал, что способен любить. Илья Ильич спокойно существовал на свете, никому не мешал, но и никому не был нужен. Конечно, приходили к нему и молчаливый Алексеев, и невыносимый Тарантьев. Они могли быть, но могли и не быть. Ничто не могло вывести его из сонной дремы.
Однако все было не так просто. Обломов любил и был любим. Предмет его любви молодая и симпатичная Ольга Сергеевна Ильинская, с которой его познакомил единственный друг Обломова — школьный товарищ Штольц. Необычное поведение Ильи Ильича и его отчужденность от общества заинтересовали Ольгу. Затем интерес перерос в необходимость постоянного общения, в нетерпеливое ожидание встреч. Так родилась любовь.
Девушка взялась за перевоспитание ленивого увальня Обломова. То, что он несколько опустился, обленился, не означало, что душа его огрубела и зачерствела. Нет, это была чистая душа, душа ребенка, «голубиное сердце», как говорила впоследствии Ольга. Она разбудила ее своим страстным великолепным пением. Она разбудила не только душу Обломова, но и вызвала любовь к себе. Илья Ильич влюбился. Влюбился, как мальчишка, в девушку намного младше себя. И ради нее он готов был сдвинуть горы.
Познакомившись с Обломовым поближе, Ольга поняла, что слова Штольца о нем — истинная правда. Илья Ильич — чистый и наивный человек. К тому же он влюблен в нее, а это приятно тешило самолюбие. Вскоре Ольга признается в любви. Они проводят вместе дни напролет. Обломов уже не лежит на диване, он повсюду ездит, выполняя поручения Ольги, а потом спешит на свидание к любимой. Он забыл о прежних горестях, его охватила радостная лихорадка, даже появление Тарантьева, которого он побаивался, вызывает лишь досаду.
Сонное существование переросло в жизнь, полную красоты, любви и надежд, полную небывалого счастья. Но в этом мире не может быть постоянно хорошо. Что-то обязательно должно испортить праздник. Здесь такую роль исполняет неуверенность Обломова; он считает себя недостойным чувств Ольги. Он и она боятся мнения света, сплетен. И огонь любви постепенно угасает. Влюбленные встречаются все реже, и ничто уже не возвратит весны их любви. В их отношениях нет прежней поэзии. К тому же Ольге слишком нравилась роль центра вселенной для Обломова. Настоящей любви должно быть безразлично мнение общества. Связь оборвалась из-за пустяка, из-за удовлетворенного Ольгиного каприза.
В этом и заключается одна из главных трагедий романа — трагедия Обломова. Автор показывает во всех подробностях его быт, дает понять, что это человек нравственно погибающий. В доме его, в комнатах по стеклам лепилась паутина, напитанная пылью, а зеркала могли служить скрижалями для записывания на них по пыли заметок на память, лежанье для Ильи Ильича было нормальным состоянием. Но почему же один из лучших людей романа, морально чистый, честный, добрый, сердечный Обломов нравственно умирает, неспособен к действию, неспособен к любви? В чем причина этой трагедии?
По словам Н. А. Добролюбова, Обломовка была почвой, на которой росла обломовщина; гнусная привычка удовлетворять свои желания не своими усилиями, а усилиями других развила в нем апатическую неподвижность и повергла его в жалкое состояние нравственного раба. В этом и есть трагедия Обломова — такой молодой человек, еще недавно чем-то увлекающийся, пылавший любовью, медленно, но верно погружается в страшную трясину апатии. И никто не мог вернуть его к миру, возродить в нем интерес к жизни.
Ольга искренне переживает разрыв с Обломовым. Но вскоре Штольц занимает место в ее сердце. Штольц — светский человек, любовь к нему не постыдна, а вполне оправдана и принята светом. Через некоторое время Штольц и Ольга уже не могут существовать друг без друга. Андрей привыкает размышлять вслух при Ольге, ему приятно, что она рядом, что слушает его. Ольга становится женой Штольца. Казалось бы, чего еще желать: прекрасный, деятельный, любящий муж, дом, есть все, о чем мечталось. Но Ольга грустит, и не может выразить свое желание словами. Штольц и здесь нашел четкое объяснение: в жизни уже все познано, ничего нового не будет. Ольге обидно, что Андрей не понял ее до конца.
Наверное, трагедия есть и в образе Штольца. Хотя, на первый взгляд, это новый, прогрессивный, почти идеальный человек, но он скучен и жалок в своей искусственности. В отличие от Обломова, сердечного человека, автор описывает Штольца как хорошо отлаженную машину: он был весь составлен из «костей, мускулов и нервов, как кровная английская лошадь». Читая роман, мы видим, что трагедия Штольца в его ненатуральности: он почти никогда не волнуется, не переживает событие сильно. Гончаров неоднозначно относится как к одному, так и к другому герою. Осуждая лень и апатию Обломова, автор в душевности, доброте, сердечности видит антитезу суете и тщеславию столичного чиновничьего общества. Хотя писатель рисует почти идеально образ Штольца, в нем чувствуется какая-то однобокость, неестественность. Иван Александрович со скепсисом относится к новому человеку. Видимо, истоки трагедий обоих героев — в воспитании. Это два совершенно разных пути. Обломовцы — хранители традиций древности. Так же, как Обломов, препровождали время его отец, дед, прадед, из поколения в поколение передавалась обломовская утопия, представление о человеке, гармонично сосуществующем с природой. Но автор показывает отсталость патриархальности, невозможность Обломовки в современном мире.
Причина неестественности Штольца — также воспитание, на этот раз «правильное», рациональное, бюргерское. Жизнь героя расписана по минутам, в ней нет никаких неожиданностей, интересных моментов. Она как точный график времени отправления поездов со станции, а сам он — поезд, правильно идущий по расписанию, хотя и очень хороший, но все же искусственный. Его идеал, которому ничто не мешало осуществиться, — это достижение материального достатка, комфорта, личной устроенности. Можно согласиться с А. П. Чеховым, которому Штольц не внушал «никакого доверия». По словам автора, это великолепный малый, а в это не верится. «Наполовину он сочинен, на три четверти ходулен».
Но жизнь Ольги со Штольцем была по крайней мере благополучна. Она нашла свою любовь, хотя эта любовь и бескрылая, и слишком уж приземленная. А что же Обломов? Первое время он очень переживал, сожалел о разрыве. Но постепенно свыкся с этой мыслью и даже полюбил другую женщину. Обломов полюбил Агафью Матвеевну Пшеницыну. Она не была так красива, как Ольга. Но доброта ее сердца, забота о нем с успехом заменили красоту. Было в ней то, что восхищало Обломова — ее умелые руки с необычайно красивыми локтями. Вдова Пшеницына стала вдовой Ильи Ильича. Любовь между ними была тиха и спокойна, без особой страсти, какая бывает в молодости, без сумбурных ласк, без признаний в вечной любви. Это была любовь двух зрелых людей, умудренных жизненным опытом. Вскоре у Агафьи Матвеевны и Ильи Ильича родился мальчик, что еще больше упрочило их отношения. Обломов умер от очередного «удара», но последние годы его жизни были согреты теплом и искренним чувством.
Трагична дальнейшая судьба Захара: он сделался нищим. После смерти хозяина Захару некуда было идти. Все его помыслы были связаны с Ильей Ильичом. Его смерть стала сильнейшим ударом по Захару, который искренне любил Обломова.
В романе есть много сцен, над которыми читатель смеется от всей души, несмотря на то, что написан он много лет назад. Многие из таких сцен касаются взаимоотношений Захара и Ильи Ильича (например, в конце первой части). В начале пятого часа Захар осторожно пошел будить хозяина: «Илья Ильич! А, Илья Ильич!» Но храп продолжался. Когда Захар наконец дозвался хозяина, тот приказал ему уйти и заснул. «Знаешь ты дрыхнуть! — говорит Захар с раздражением, уверенный, что хозяин не слышит. — Вишь, дрыхнет, словно чурбан осиновый!» Но Обломов услышал: «Нет, ты как сказал-то — а? как ты смеешь так — а?» Захар оправдывается. Ему удается поднять с постели Илью Ильича, недовольного тем, что его разбудили. В этот момент в комнату заходит Штольц. Или комическая сцена в начале второй части. На обеде у Ольги Обломов, волнуясь, набрал себе столько печенья, что все гости начали поглядывать на него и ждать, как он будет его есть.
Дарование Гончарова-романиста раскрылось в «Обломове» во всей полноте, со всеми нюансами. Отточенное мастерство писателя-реалиста проявилось в построении романа. Небогатая событиями история жизни Обломова, положенная в основу сюжета романа, покоряет тонким анализом взаимосвязей личной судьбы Ильи Ильича с окружающей действительностью. Можно сказать, что «Обломов» Гончарова — это лирическая трагикомедия, где все элементы неотделимо связаны в единое целое и оттеняют друг друга: смех, лирика и трагедия.

Похожие статьи:

Гончаров И.А. → Сочинение по роману «Обломов»

Гончаров И.А. → Сюжетные антитезы в романе «Обломов»

Гончаров И.А. → Сравнительная характеристика Обломова и Штольца

Гончаров И.А. → Роман И. А. Гончарова «Обломов» (размышления над прочитанным)

Гончаров И.А. → Сон героя и его роль в романе И. А. Гончарова «Обломов»

Нет комментариев. Ваш будет первым!

Роман Гончарова Обломов входит в программу 10-го класса. Сочинение Обломов и обломовщина при этом приходится писать многим школьникам. Чтобы выполнить эту работу на хорошую оценку и полностью раскрыть данную тему, стоит ознакомиться с лучшими образцами сочинений на эту тему.

Сочинение на тему Обломов и обломовщина

Произведение Гончарова Обломов известно во всем мире. В нем писатель показал, как человеческий настрой может разрушить всю жизнь. Он на конкретном примере продемонстрировал, насколько важно постоянно получать новые знания, анализировать сложившуюся ситуацию и трудиться. Естественно, что роман является поучительным. После его прочтения хочется сделать все для того, чтобы с нами не случилось также, как с главным персонажем.

Обломов и обломовщина в романе Гончарова

Обломов и обломовщина в романе, по сути, являются синонимами. Главным действующим (правильнее будет сказать бездействующим) лицом выступает как раз Обломов. Это невероятно ленивый человек, который ни к чему не стремится, ничего не хочет. У него нет никаких целей, силы воли. Естественно Обломов и обломовщина в романе Гончарова тесно связаны. Само слово обломовщина указывает на апатию и лень, полную безысходность. Она буквально засасывает и изменить ситуацию уже не представляется возможным.

В какой-то момент у главного героя появляется шанс изменить ход дел, но он вновь поддается лени и возвращается к уже привычному для него образу жизни. Он не смог отказаться от него даже тогда, когда впервые влюбляется. Столь сильные, пылкие чувства не заставили его подняться с дивана и начать действовать. Видать, именно этот диван и был самым главным, нужным, и любимым в его жизни.

Герою в своем доме нравится абсолютно все. Это и диван, о котором уже говорилось, и удобный халат, и даже стены. При этом стремление чего-то добиваться, изменять, у него не было. В этом и заключается трагизм сложившейся ситуации. Он жаждет лишь одного – быть в полном покое.

В данном произведении показаны Обломов и обломовщина как явление русской жизни. По сути, образ Ильи – это характерный образ русского барина. Для него характерны вседозволенность, явная расслабленность, и конечно же, лень. Вся его жизнь при этом сводится к банальному лежанию на диване. Даже приход гостей кажется Обломову обременительным.

По сути, такие ситуации нередко встречаются и в реальности. Можно увидеть эту обломовщину в наши дни. Не удивительно, что этот оборот речи уже давно укоренился. Не сложно понять, что Обломов и обломовщина – это глубочайшая лень, полное равнодушие к тому, что окружает человека.

Обломов и обломовщина сочинение 10 класс

Обломов и обломовщина в романе Гончарова Обломов позволяют в полной мере раскрыть немаловажную тему. Главным персонажем в данном произведении является именно Обломов. Это молодой помещик, живущий за счет крепостных. Его с раннего детства баловали родители. Когда же Илья повзрослел, то оказался не в состоянии выполнить даже элементарные задачи. Например, состоятельно поесть, переодеться или уложиться в постель.

Именно по причине того, что он сильно разбалован, для общества Илья Ильич стал попросту бесполезен и сам, по сути, это осознает. С детства его учили лишь одному – спать и есть. К нормальной, полноценной жизни он попросту не приспособлен. Даже когда он переезжает в другой город, оказывается вдали от родителей, то все равно только то и делает, что кушает и спит.

За счет чрезмерной опеки Илья не смог полноценно находиться в обществе, не мог нормально общаться с окружающими. Поэтому даже став взрослым предпочитает не выходить никуда их дома. Тем более, что ранее все за него выполняли крестьяне. Чтобы и в дальнейшем не менять привычек, он нанимает слугу. Стоит отметить, что и Захар при этом оказывается очень ленивым.

Соответственно, даже после переезда из родительского дома уклад жизни Обломова не меняется. Он так и не может повзрослеть, остается истинным ребенком. Ему не прививались столь важные качества, как самостоятельность, чувство ответственности, любовь к труду. Он осознает, что является бесхарактерным, неприспособленным к реальной жизни, страдает по этому поводу, но поделать с этим ничего не может.

Обломовщина – это то место, где царит полное безделье и явная лень. В квартире у Ильи грязно, повсюду валяются грязные вещи. Даже Захар проявляет лень. Его вполне устраивает, что нужно лишь ухаживать за хозяином, а больше никакой работы можно не выполнять. Тем более, что Обломову только и нужно, что поесть и поспать. Удивительно, но даже живя в этом ужасе, осознавая масштабы проблемы, Обломов чувствует себя счастливым.

Обломов и обломовщина, сочинение

Обломов и обломовщина как явление русской жизни

В романе Обломов затрагивается немало тем, остающихся актуальными по сей день. Особого же внимания при этом заслуживает именно обломовщина. Это понятие сейчас стало нарицательным и используется повсеместно.

Илья Ильич в романе выступает в качестве главного героя. Это довольно любопытная персона. Правда, он не привык трудится, не склонен к саморазвитию, не пытается познать тот мир, который его окружает. Он живет иллюзиями и фантазиями. Обломов не способен принять жестокость реальной жизни и решает попросту отгородиться от нее, запираясь в своей квартире. Он все время проводит на диване, приемлет общество лишь собственного слуги и товарища.

Как раз Штольц впервые и использует слово обломовщина, говоря о своем друге. Таким образом он пытается показать, что приятель постоянно находится в апатии, не развивается как личность. Виной тому нежелание добиваться каких-либо положительных перемен. Жизнь Ильи Ильича сводится к полному бездействию, инфантильности и эскапизму.

Правда, сам по себе данный герой не является негативным. Он добр, предан, не способен предать и совершить подлость. Основной его проблемой является нежелание взрослеть и принимать реальность таковой, какой она есть. Он погружается в иллюзорный мир, где чувствует себя максимально комфортно.

Как по мне, автор в романе хотел продемонстрировать, к чему приводит бездействие. Ведь даже самый хороший человек может оказаться в таком же положении, как Обломов. Погружаясь в собственные фантазии, люди забывают о реальности, их образ жизни сводится именно к обломовщине. От такого поворота событий не застрахован никто. Главное, своевременно заметить проблему и вернуться к реальности, не допустив того, чтобы апатия и лень полностью поглотила силу воли и ум. Ведь в противном случае жизнь будет прожита впустую.

Примеры сочинений Сон Обломова

Обломов и обломовщина кратко

Если говорить кратко, Обломов и обломовщина являются олицетворением особой манеры поведения, черт характера и жизни как таковой. По сути, Обломов является архетипом всем хорошо известного Емели. Тот все время отдыхал на печи и ожидал, когда же свершится чудо. Естественно, что в такую сказку захочет поверить каждый. Только вот к реальности она никакого отношения не имеет. Для того, чтобы чего-то добиться, необходимо самосовершенствоваться и постоянно трудиться.

У Гончарова Обломов и обломовщина явно демонстрируют, как может обернуться жизнь человека, которого чрезмерно оберегают, защищают от лишений и стрессовых ситуаций. Мечтательная, чувствительная особа в такой ситуации может попросту разочароваться в реальности и начать жить в иллюзорном мире, который никакого отношения к полноценной жизни явно не имеет.


9 вариантов

  1. Введение
    Отрицательное влияние «обломовщины» на Обломова
    Обломов и Штольц
    Почему Обломов не смог выйти из мира иллюзий?

    Введение

    Илья Ильич Обломов – главный герой романа «Обломов», апатичный и ленивый мужчина тридцати с лишним лет, все свое время проводящий лежа на диване и строя несбыточные планы о своем будущем. Тратя дни в безделье, герой так и не начинает ничего делать, так как не способен осуществить над собой волевое усилие и приступить к реализации собственных планов. Причины беспросветной лени и пассивности героя автор раскрывает в главе «Сон Обломова», где через воспоминания ребенка читатель знакомится с детством Обломова в романе «Обломов».
    Маленький Илья предстает очень живым и любознательным ребенком. Его очаровывают живописные пейзажи Обломовки, ему интересно наблюдать за животными и общаться со сверстниками.
    Мальчику хотелось бегать, прыгать, взбираться на висячую галерею, где можно было находиться только «людям», хотелось узнавать как можно больше об окружающем мире, и он всячески стремился к этому познанию. Однако чрезмерная родительская забота, постоянный контроль и опека становились непреодолимой стеной между активный ребенком и интересным, увлекающим миром. Герой постепенно привыкал к запретам и перенимал устаревшие семейные ценности: культ еды и безделья, боязнь труда и непонимание важности обучения, постепенно погружаясь в болото «обломовщины».

    Отрицательное влияние «обломовщины» на Обломова

    В семье Обломовых за несколько поколений помещиков сложился свой особый уклад, определявший жизнь не только барской семьи, но и всей деревни, предопределяющий течение жизни даже крестьян и слуг. В Обломовке время текло замедленно, никто за ним не следил, никто никуда не спешил, да и деревня была словно отделена от внешнего мира: даже когда им пришло письмо из соседнего поместья, его несколько дней не хотели читать, так как опасались плохих новостей, которые бы нарушили умиротворяющее спокойствие «обломовской» жизни. Общую картину дополнял мягкий климат местности: здесь отсутствовали сильные морозы или жара, не было высоких гор или своенравного моря.
    Все это не могло не повлиять на еще совсем юную, не сформировавшуюся личность Обломова, отгороженную от всяческих испытаний и стрессов: как только Илья пытался совершить шалость или пойти гулять в запрещенные места, появлялась няня, которая либо внимательно за ним присматривала, либо уводила обратно в покои.
    Все это воспитывало в герое полную безвольность и подчинение чужому, более компетентному и важному мнению, поэтому уже в зрелом возрасте Обломов мог делать что-то только из-под палки, не желая ни учиться в университете, ни работать, ни выходить в свет, пока его не заставят.
    Отсутствие стрессов, ситуаций, когда нужно отстаивать свое мнение, чрезмерная и постоянная забота, тотальный контроль и множество запретов, по сути, сломали естественную личность Обломова – он стал идеалом родителей, но перестал быть самим собой. Более того, все это было подкреплено мнением о труде как о повинности, которая не может приносить удовольствия, а является неким подобием наказания. Именно поэтому уже в зрелом возрасте Илья Ильич всячески избегает любой деятельности, ожидая, пока придет Захар и сделает все за него – пускай из рук вон плохо, но самому герою не нужно будет вставать с постели, отрываясь от своих иллюзий.

    Обломов и Штольц

    Андрей Иванович Штольц – лучший друг Обломова, с которым они познакомились еще в школьные годы.
    Детство Обломова в романе «Обломов» Гончарова – сочинение по теме | источник

  2. Родители Обломова старались уберечь его от любых сложностей и неприятностей – они хотели, чтобы жизнь ребенка была легкой и беззаботной. Это им удалось вполне совершить, однако такое положение вещей стало губительным для Обломова. Период детства быстро прошел, а Илья Ильич не приобрел даже элементарных навыков, позволяющих приспособиться к реальной жизни.

    Образование Обломова

    Вопрос об образовании также неотрывно связан с детством. Именно в этот период дети приобретают элементарные навыки и знания об окружающем мире, что позволяет им в дальнейшем углубить свои знания в той или иной отрасли и стать успешным специалистом в своем деле.
    Родители Обломова, так усилено опекавшие его все время, не придавали значения образованию – они считали его больше мучением, чем полезным занятием.
    Обломова отдали на обучение только потому, что получение хотя бы элементарного образования было необходимым требованием в их обществе.
    Качество знаний их сына их также не волновало – главное было получить аттестат. Для разнеженного Ильи Ильича обучение в пансионе, а потом университете было каторгой, это было «наказание, ниспосланное небом за наши грехи», которое, впрочем, периодически облегчали сами родители, оставляя сына дома в то время, когда процесс обучения был в полном разгаре.

    Последствия событий детства в жизни Ильи Ильича Обломова

    Несомненно, что детство героя напрямую повлияло на его дальнейшую судьбу. Илья Ильич в скором времени перенял манеру и стиль жизни своих родителей – он стал таким же ленивым и апатичным. Никакие доводы не могли повлиять на уже взрослого Обломова – он почти все время проводил лежа на диване, игнорируя даже самые необходимые дела и занятия.
    Неприспособленность к жизни не позволила Обломову в дальнейшем стать успешным чиновником, помещиком и даже мужем. Из-за своей лени, которую в романе символически называют Обломовщиной, Илья Ильич потерял не только возможности, предоставляемые ему судьбой, но и все то, что у него уже было.

  3. Детство Обломова прошло в атмосфере беспечности и безделья.
    Родители и многочисленные няньки сверх всякой меры опекали и баловали
    ребенка. Взрослые волновались лишь о том, чтобы дитя было
    здорово и сыто. Им в голову не приходило, что Обломов вырастет
    неприспособленным к жизни. Вековой помещичий уклад не требовал
    от барина практических навыков: ведь все всегда делалось за
    него. Обломов рано начал жить созерцательной жизнью. Он видел,
    что безделье – обычное состояние взрослых, и сам привыкал ничего
    не делать. Природная детская живость находила себе выход в игре
    воображения. Обломов «страстно впивался» в нянины сказки, а после
    давал волю собственным фантазиям. Все это привело к тому, что
    взрослый Обломов превратился в мечтателя: «сказка у него смешалась
    с жизнью, и он бессознательно грустит подчас, зачем сказка не
    жизнь, а жизнь не сказка».
    От раннего детства Гончаров переходит к школьным годам Обломова
    и замечает, что, может быть, «Илюша и успел бы выучиться
    чему-нибудь хорошенько, если б Обломовка была верстах в пятистах
    от Верхлева». Но пансион, где учился Обломов, находился рядом
    с родительской деревней, и Илюшу постоянно забирали домой,
    чтобы дитя не перетруждалось. Кроме того, сын немца-учителя, Андрей
    Штольц, частенько выполнял задания за Обломова и продолжал
    помогать школьному другу во взрослой жизни.
    Глава заканчивается воспоминанием об игре в снежки. Сбежав
    от нянек и слуг, Илюша начал перебрасываться снегом с деревенскими
    мальчишками. Неловкого барчонка быстро забросали с ног до
    головы. Появились дворовые, разогнали мальчишек, Илюшу продержали
    три дня в постели, «а ему бы одно могло быть полезно:
    опять играть в снежки».
    Итак, в главе «Сон Обломова» Гончаров подробно показывает,
    как формировался характер главного героя. Корни «обломовщины»
    писатель видит в вековом крепостническом укладе, при котором в помещике
    с детства вырабатывались паразитические привычки. Несчастье
    Обломова в том, что он уже не может жить, как его родители:
    эпоха крепостного права кончается, идеальная Обломовка существует
    только в мечтах – воспоминаниях героя. Однако нельзя сказать,
    что Гончаров стремился к беспощадному обличению старинного
    уклада. Писатель с явной симпатией относится и к главному герою,
    и к чертам уходящей эпохи. Несмотря на свои отрицательные качества,
    Обломов подкупает добротой и душевностью, а эти качества тоже
    произрастают из детства. Конечно, в Обломовке текла бессмысленная,
    сонная жизнь, но в ней не было зла, агрессии, суеты. Детство
    представляется Обломову идеальной порой, но вернуться в него он
    может только во сне. Именно поэтому Обломов на протяжении своей
    жизни все больше засыпает, словно мечтая уйти в вечный сон о детстве.
    Справедливо ли утверждение, что все начинается с детства? (ЕГЭ по русскому)
    Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
    Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.
    Спасибо за внимание.
    Откуда мы родом? Мы родом из детства. Эти слова принадлежат Антуану де Сент-Экзюпери в своем произведении «Маленький принц». И с этим нельзя не согласиться, ведь жизнь человека начинается с детства. Именно в это время закладывается характер человека, его отношение к себе и к окружающему миру. Именно в это время закладывается характер человека, его отношение к себе и к окружающему миру.
    Безусловно, детство – пора беззаботности, но нельзя забывать о том, что это еще и время первых испытаний, важных решений, первых поисков.
    В правильности такой точки зрения меня убеждает художественная литература. Значимость детства в судьбах героев четко обозначена в произведениях многих русских классиков. В качестве первого примера мне бы хотелось привести роман А.Пушкина «Капитанская дочка», главным героем которого является Петр Гринев. С самого начала мы узнаем, как воспитывался Гринев в своей семье. Отец его, являясь добросовестным военным служащим, учил сына быть добросовестным и преданным своей родине, но главное – беречь свою честь. Нравоучения отца не прошли даром – герой ни разу не идет на поводу у Пугачева, не желая предавать страну, не выдает Машу в суде, благородно спасая ее от позора. Таким образом, проследив превращение Гринева из Петруши в Петра – становление личностью, я точно могу сказать, что детство сыграло в этом главную роль, ведь именно тогда и было намечено, какой жизненный путь изберет для себя герой.
    В качестве второго аргумента обратимся к произведению И.Гончарова «Обломов», где детство героя так же оказывает огромное влияние на его будущую жизнь, но уже не в том позитивном ключе, как у героя из первого примера. Илья Обломов воспитывался под зорким глазом няни и матери, которые опекали его, как могли, потому он привык, жить в комфорте и удобстве. Герой унаследовал леность и безделье, царившие в его семье, потому, став уже взрослым человеком, интерес в его жизни сводился лишь к долговременному сну и вкусной еде, в какой-либо общественной деятельности же он заинтересован не был. И как бы Илья Обломов не пытался избавиться от своих пороков, попытки были безуспешны, так как все качества, привитые ему в детские годы, так глубоко проросли в его душе, что отделить их оказалось уже невозможно. И вновь мы видим пример того, как сильно детство влияет на жизнь человека
    Все приведенные мной аргументы, основанные на читательском опыте, убеждают нас в том, что детство действительно является началом начал, и потому мы можем назвать детство порой не только беззаботной, но и значимой.
    Сайт имеет исключительно ознакомительный и обучающий характер. Все материалы взяты из открытых источников, все права на тексты принадлежат их авторам и издателям, то же относится к иллюстративным материалам. Если вы являетесь правообладателем какого-либо из представленных материалов и не желаете, чтобы они находились на этом сайте, они немедленно будут удалены.
    Внимание, только СЕГОДНЯ!

  4. Школьные уроки были для Ильи сущим мучением и он только для вида продолжал сидеть там ровно, внимательно следя за речью учителя, – на самом деле герой не понимал ни то, зачем ему нужен весь даваемый в школе багаж знаний, ни когда он ему понадобиться в жизни. И главным вопросом, которым задавался Обломов еще в подростковом возрасте было то, что если человек обязан сначала долго учиться, а затем много работать – когда же ему суждено жить полной жизнью? Илье казалось неестественным читать много книг и узнавать много нового, для него это было тяжело и непонятно.
    Впрочем, единственной отдушиной для Обломова становились сборники поэзии. С раннего детства чувствительный к красоте природы, поэтичный, рефлексирующий Илья находил в поэзии близкие ему идеи и мировосприятие – только поэтичные сроки пробуждали в его сердце активность и деятельность, присущую его близкому другу Андрею Штольцу. Однако даже самые интересные книги не захватывали Илью Ильича полностью, он не спешил прочитывать их одну за одной, обогащая свой ум новыми знаниями и открытиями, порой ленясь дочитать даже первый том, прерывая чтение необходимостью пойти поспать или поесть. Даже тот факт, что Обломов все-таки закончил школу, а затем прослушал курс наук в Москве говорит скорей о послушании и безвольности героя, во всем слушавшего родителей и не желающего самостоятельно распоряжаться своей судьбой. Для Ильи Ильича было проще, когда кто-то решал все за него, а ему достаточно было лишь повиноваться чужой воле.

    Заключение

    В романе «Обломов» Гончаров изобразил трагичную судьбу человека, драма жизни которого берет свое начало в неправильном, отжившем себя воспитании. Деятельная, рефлексирующая натура Обломова погрязает в болоте «обломовских» традиций и норм, в буквальном смысле умерщвляющих активное начало личности героя.
    Проблема воспитания Обломова в романе «Обломов» не заканчивается со смертью главного персонажа, оставаясь острым камнем преткновения для российского мещанства 19 века, не желающего менять привычные, старые нормы воспитания детей. Более того, вопрос «обломовского» воспитания остается открытым и в наше время, обнажая разрушающее влияние чрезмерно опекающих родителей на жизнь своих детей.

  5. Сочинение по роману «Обломов»
    «Лежанье у Ильи Ильича не было ни необ¬ходимостью, как у больного или как у челове¬ка, который хочет спать, ни случайностью, как у того, кто устал, ни наслаждением, как у лентяя: это было его нормальным состоянием».
    И. А. Гончаров.
    Роман “Обломов” был написан И.А.Гончаровым в 1859 году и тотчас же привлек внимание критиков поставленными в романе проблемами. “Обломов” является социально-психологическим романом, изображающим губительное влияние дворянско-помещичьей среды на человеческую личность. Автор с объективной точностью и полнотой изобразил русскую жизнь первой половины XIX века, которую наблюдал с самого детства.
    Главным героем романа является Обломов Илья Ильич – это человек лет тридцати двух-трех от роду, среднего роста, приятной наружности, с темно-серыми глазами, но с отсутствием всякой определенной идеи, всякой сосредоточенности в чертах лица. Сюжет романа – это жизненный путь Ильи Ильича, с детских лет и до самой его смерти. Основная тема романа – это «обломовщина» – образ жизни, жизнен¬ная идеология; это апатия, пассивность, оторванность от действительности, созерцание жизни вокруг себя, но главное – это отсутствие труда, практическая бездеятельность.
    Понятие «обломовщина» применимо далеко не к одной Обломовке с ее обитателями, это «отражение русской жизни», ключ к разгадке многих ее явлений. В XIX веке жизнь многих русских помещиков была аналогичной жизни обломовцев, и потому «обломовщину» можно назвать “господству¬ющей болезнью” того времени. Суть «обломовщины» раскры¬вается Гончаровым посредством изображения жизни Обло¬мова, большую часть которой герой проводит, лежа на ди¬ване, мечтая и строя всевозможные планы.
    Воспитание, атмосфера, в которой рос маленький Обломов, сыграли огромную роль в формирова¬нии его характера и мировоззрения.
    Родился Илья Ильич в Обломовке – этом “благословенном уголке земли”, где “нет ничего грандиозно¬го, дикого и угрюмого”, нет “ни страшных бурь, ни разру¬шений”, где господствуют глубокая тишина, мир и невозму¬тимое спокойствие. В имении Обломовых традиционным был полуденный “все¬поглощающий, ничем непобедимый сон, истинное подобие смерти”. И маленький Илюша рос в этой атмосфере, был окружен заботой и вниманием: его мать, няня и вся многочисленная свита дома Обломовых осыпали мальчика ласками и похвалами. Малейшая попытка ребёнка сделать что-либо самостоятельно тут же подавлялась: бегать куда-либо ему часто запрещалось, в четырнадцать лет он был не в состоянии даже сам одеться.
    Таким образом, Илья Ильич все больше «пропитывался обломовщиной», в его сознании формировался постепенно идеал жизни. Уже взрослому Обломову была свойственна, по-моему, детская мечтательность. Жизнь в мечтах представлялась ему спокойной, размеренной, стабильной, а любимая женщина — по своим качествам больше напоминающая мать – любящей, заботливой, участливой. Обломов настолько погрузился в мир своих грез, что полностью оторвался от действительно¬сти, которую он был не в состоянии принять. Но привычка получать удовлетворение своих желаний не от собственных усилий, а от других развила в нем нравственное рабство.
    К 32 годам Илья Ильич превратился в “байбака” – апатичное существо, жизнь которого ограничивается квартирой на Гороховой улице, халатом из персидской материи и лежанием на диване. Зачем эта борьба, когда можно жить на деньги, которые он получает с имения. Постепенно он порывает со службой, а потом и с обществом. Нормальным его состоянием сделалось лежание. Халат и диван заменяют ему все радости жизни. Иногда Обломов пробовал читать, но чтение утомляло его. Такое состояние убивает в Обломове положительные человеческие качества, которых в нем немало. Он честен, гуманен, умен. Писатель не раз подчеркивает в нем “голубиную кротость”. Штольц вспоминает, что когда-то, лет десять назад, у него были духовные идеалы. Он читал Руссо, Шиллера, Гете, Байрона, занимался математикой, изучал английский язык, задумывался о судьбе России, хотел служить родине. Но Обломов не нашел приме¬нения своему огромному нравственному, духовному потенци¬алу, он оказался “лишним человеком”. Мне кажется, если бы не воспитание, породившее неспособность Обломова к труду, этот человек принес бы пользу окружающим и не прожил бы жизнь впустую. Но, как говорит сам Илья Ильич, «обломовщина» его погубила, именно она не давала ему встать с дивана, начать новую, полноценную жизнь.
    Штольц, Волков, Судьбинский, Пенкин, Алексеев, Тарантьев – все они старались вывести Обломова из состояния мертвящего покоя, включить его в жизнь. К сожалению, из этого ничего не получилось, ибо слишком крепко прирос Илья Ильич к покою: “Прирос к этой яме больным местом: попробуй оторвать – будет смерть”.
    Обломовщина полностью поглотила Илью Ильича, окру¬жавшая его в детстве, она не оставила его до самой смерти. Добрый, неглупый человек, Обломов, лежит на диване в удобном домашнем халате, а жизнь уходит безвозвратно. Чудесная девушка Ольга Ильинская, полюбившая Обломова и тщетно пытавшаяся спасти его, спрашивает: “Что сгубило тебя? Нет имени этому злу… – Есть… “Обломовщина”, – отвечает наш герой.
    Что же служит причиной этой бездеятельности? На мой взгляд, безволие и лень. Это пагубные свойства характера не позволяют Обломову служить своим идеалам, работать над собой. В настоящем же своем положении он не мог нигде найти себе дела по душе, потому что вообще не понимал смысла жизни, и не мог дойти до разумного воззрения на свои отношения к другим.
    Служил он – и не мог понять, зачем это бумаги пишутся; не понявши же, ничего лучше не нашел, как выйти в отставку и ничего не писать. Учился он – и не знал, к чему может послужить ему наука; не узнавши этого, он решил сложить книги в угол и равнодушно смотреть, как их покрывает пыль. Выезжал он в общество – и не умел себе объяснить, зачем люди в гости ходят; не объяснивши, он бросил все свои знакомства и стал по целым дням лежать у себя на диване. Все ему наскучило и опостылело, и он лежал на боку, с полным сознательным презрением к “муравьиной работе людей”, убивающихся и суетящихся бог весть из-за чего…
    “Обломовщина” как социально-психологическое явление не исчезло с уничтожением крепостнического строя. Пережитки ее – инертность, косность, эгоизм, паразитизм, лень, расхлябанность, разгильдяйство – продолжают жить. «Обломовщина» страшна тем, что она губит способных, талантливых людей и превращает ни во что, в жалких неудачников.

  6. 1. Образ Обломовки.
    2. Прозаичная реальность и сказочные мечты Обломова.
    3. Последствия обломовского воспитания.
    В романе И. А. Гончарова «Обломов» детство главного героя достаточно полно описано в девятой главе. Интересен уже сам прием, который использовал автор, чтобы дать читателям возможность совершить виртуальное путешествие во времени и взглянуть на то, в какой обстановке рос и развивался человек, в романе предстающий уже взрослым и вполне сформировавшимся. Не просто воспоминания героя, не повествование от лица автора о его детских годах, а сон. В этом заключен особый смысл.
    Что такое сон? В нем зачастую переплетаются образы повседневной реальности и фантастические образы, которые принадлежат чему-то иному, нежели обыденности — бессознательному ли, параллельному ли миру… В подсознании Обломова мечта, сказка занимает достаточно много места. Недаром сон его Гончаров описывает таким образом, что вскоре забываешь о том, что это сон, а не явь.
    Следует обратить внимание на то, как Гончаров описывает родной край Обломова. Автор не начинает с непосредственного описания. Сначала речь идет о том, чего там нет, а уж после о том, что имеется: «Нет, правда, там моря, нет высоких гор, скал и пропастей, ни дремучих лесов — нет ничего грандиозного, дикого и угрюмого».
    Казалось бы, все просто — автор описывает типичный среднерусский пейзаж, который действительно лишен резких романтических контрастов. Однако море, лес, горы — это не только характеристики рельефа той или иной местности, но и символические образы, которые нередко используются применительно к жизненному пути человека. Конечно, все эти объекты, как в их конкретном воплощении, так и в символическом отражении, несут в себе определенную угрозу для человека. Однако риск, необходимость преодолевать серьезные препятствия одновременно является и толчком к развитию личности.
    В Обломовке эта естественная тенденция к духовному росту, к движению, к изменениям отсутствует напрочь. За внешней благостностью, проявляющейся в мягком климате, размеренном ходе жизни, отсутствии серьезных преступлений среди местного населения это как-то не сразу бросается в глаза. Но настораживает тот переполох, который поднимается в деревне, когда неподалеку заметили незнакомого человека, прилегшего отдохнуть: «Почем знать, какой он: ишь, не бает ничего; может быть, какой-нибудь такой…». И об этом рассуждает толпа взрослых мужчин, вооруженных топорами и вилами! В этом эпизоде, на первый взгляд незначительном, проявилась одна из важных отличительных черт обломовцев — они бессознательно стремятся избегать всего, что извне другое. Подобную же реакцию демонстрируют и хозяин с хозяйкой, когда они получают письмо: «…Кто его знает, каково оно там, письмо-то? Может быть, еще страшнее, беда какая-нибудь. Вишь ведь народ-то нынче какой стал!»
    В «Сне», как во всем романе, то и дело звучит мотив противопоставления Обломовки, обломовского образа жизни. Обломовка «почти непроезжий» «уголок», который живет своей жизнью. Все, что происходит в остальном мире, практически не затрагивает интересов обломовцев. А их главные интересы — это вкусный обед, который предварительно обсуждают всей семьей, всем домом, и крепкий «богатырский» сон. Обломовцы не только не задумываются о том, что можно жить как-то иначе, чем они, нет, у них и тени сомнения не возникает, что живут они правильно, а «жить иначе — грех».
    Вроде бы однообразно и незатейливо существование в Обломовке — откуда же взялась привычка Обломова часами мечтать в полудреме? Фантастические образы сказок, некогда рассказанных матерью и няней, произвели сильное впечатление на душу маленького Ильи. Но не подвиги богатырей больше всего захватывают его воображение. Илья с восторгом слушает сказки о том, как добрая волшебница ни за что ни про что щедро одаривает «какого-нибудь лентяя». И у самого Обломова, даже когда он вырос и стал более скептически относиться к сказкам, «навсегда остается расположение полежать на печи, походить в готовом незаработанном платье и поесть на счет доброй волшебницы».
    Почему же идеи именно таких сказок, а не тех, в которых бесстрашные, деятельные герои отважно отправляются на поиски «того, не знаю чего» или на битву с ужасным змеем, прочно засели в подсознании Ильи? Вероятно, потому что образ жизни лежащего на печи Емели практически полностью соответствовал тем стандартам поведения, которые Обломов вынес из родительской семьи. Ведь отец Ильи Ильича никогда не заботился о том, как идут дела в его владениях: поправить мост, поднять плетень собираются долго, а уж о том, чтобы поправить рухнувшую галерею, ленивые раздумья барина и вовсе растягиваются на неопределенное время.
    А маленький Илья был мальчик наблюдательный: глядя, как отец изо дня в день меряет шагами комнату, не вникая в хозяйственные заботы, зато сердясь, если носовой платок не скоро подали, а мать печется главным образом об обильной еде, ребенок, естественно, сделал вывод, что так и нужно жить. Да и почему бы Илье думать иначе — ведь дети рассматривают родителей как авторитет, как образец поведения, которое следует копировать в своей взрослой жизни.
    Движение жизни в Обломовке воспринималось не как нечто, в чем человек обязан принимать участие, а подобно потоку воды, бегущей мимо, остается лишь наблюдать за тем, что происходит вокруг, и по возможности уклоняться от личного участия в этой суете: «Добрые люди понимали ее (жизнь) не иначе, как идеалом покоя и бездействия, нарушаемого по временам разными неприятными случайностями, как то: болезнями, убытками, ссорами и, между прочим, трудом».
    Труд в Обломовке расценивался как тягостная повинность, от которой не грех и увильнуть, если представится такая возможность. А между тем во многом именно благодаря труду происходит развитие личности, ее духовное становление и социальная адаптация. Обломов, в силу впитанных с детства идеалов, избегая активной деятельности, отказывается от личностного роста, от развития тех способностей и сил, которые были в нем заложены. Парадоксально, но Обломов, которого в детстве лелеяли и оберегали, не становится в своей взрослой жизни уверенным, успешным человеком. В чем же тут дело? У Обломова было счастливое детство, у него имелись все предпосылки для того, чтобы и дальнейшая его жизнь сложилась удачно, а он весь отпущенный срок земного существования пролежал на диване!
    Ключ к пониманию проблемы заключен в неприметном на первый взгляд факте: воспитание в Обломовке было направлено лишь на телесное благоденствие ребенка, но не давало направления духовного развития, цели. А без этой малости, увы, Обломов, при всех своих достоинствах, стал тем, что и описал Гончаров.

  7. 1. Образ Обломовки.
    2. Прозаичная реальность и сказочные мечты Обломова.
    3. Последствия обломовского воспитания.
    В романе И. А. Гончарова «Обломов» детство главного героя достаточно полно описано в девятой главе. Интересен уже сам прием, который использовал автор, чтобы дать читателям возможность совершить виртуальное путешествие во времени и взглянуть на то, в какой обстановке рос и развивался человек, в романе предстающий уже взрослым и вполне сформировавшимся. Не просто воспоминания героя, не повествование от лица автора о его детских годах, а сон. В этом заключен особый смысл.
    Что такое сон? В нем зачастую переплетаются образы повседневной реальности и фантастические образы, которые принадлежат чему-то иному, нежели обыденности — бессознательному ли, параллельному ли миру… В подсознании Обломова мечта, сказка занимает достаточно много места. Недаром сон его Гончаров описывает таким образом, что вскоре забываешь о том, что это сон, а не явь.
    Следует обратить внимание на то, как Гончаров описывает родной край Обломова. Автор не начинает с непосредственного описания. Сначала речь идет о том, чего там нет, а уж после о том, что имеется: «Нет, правда, там моря, нет высоких гор, скал и пропастей, ни дремучих лесов — нет ничего грандиозного, дикого и угрюмого».
    Казалось бы, все просто — автор описывает типичный среднерусский пейзаж, который действительно лишен резких романтических контрастов. Однако море, лес, горы — это не только характеристики рельефа той или иной местности, но и символические образы, которые нередко используются применительно к жизненному пути человека. Конечно, все эти объекты, как в их конкретном воплощении, так и в символическом отражении, несут в себе определенную угрозу для человека. Однако риск, необходимость преодолевать серьезные препятствия одновременно является и толчком к развитию личности.
    В Обломовке эта естественная тенденция к духовному росту, к движению, к изменениям отсутствует напрочь. За внешней благостностью, проявляющейся в мягком климате, размеренном ходе жизни, отсутствии серьезных преступлений среди местного населения это как-то не сразу бросается в глаза. Но настораживает тот переполох, который поднимается в деревне, когда неподалеку заметили незнакомого человека, прилегшего отдохнуть: «Почем знать, какой он: ишь, не бает ничего; может быть, какой-нибудь такой…». И об этом рассуждает толпа взрослых мужчин, вооруженных топорами и вилами! В этом эпизоде, на первый взгляд незначительном, проявилась одна из важных отличительных черт обломовцев — они бессознательно стремятся избегать всего, что извне другое. Подобную же реакцию демонстрируют и хозяин с хозяйкой, когда они получают письмо: «…Кто его знает, каково оно там, письмо-то? Может быть, еще страшнее, беда какая-нибудь. Вишь ведь народ-то нынче какой стал!»
    В «Сне», как во всем романе, то и дело звучит мотив противопоставления Обломовки, обломовского образа жизни. Обломовка «почти непроезжий» «уголок», который живет своей жизнью. Все, что происходит в остальном мире, практически не затрагивает интересов обломовцев. А их главные интересы — это вкусный обед, который предварительно обсуждают всей семьей, всем домом, и крепкий «богатырский» сон. Обломовцы не только не задумываются о том, что можно жить как-то иначе, чем они, нет, у них и тени сомнения не возникает, что живут они правильно, а «жить иначе — грех».
    Вроде бы однообразно и незатейливо существование в Обломовке — откуда же взялась привычка Обломова часами мечтать в полудреме? Фантастические образы сказок, некогда рассказанных матерью и няней, произвели сильное впечатление на душу маленького Ильи. Но не подвиги богатырей больше всего захватывают его воображение. Илья с восторгом слушает сказки о том, как добрая волшебница ни за что ни про что щедро одаривает «какого-нибудь лентяя». И у самого Обломова, даже когда он вырос и стал более скептически относиться к сказкам, «навсегда остается расположение полежать на печи, походить в готовом незаработанном платье и поесть на счет доброй волшебницы».
    Почему же идеи именно таких сказок, а не тех, в которых бесстрашные, деятельные герои отважно отправляются на поиски «того, не знаю чего» или на битву с ужасным змеем, прочно засели в подсознании Ильи? Вероятно, потому что образ жизни лежащего на печи Емели практически полностью соответствовал тем стандартам поведения, которые Обломов вынес из родительской семьи. Ведь отец Ильи Ильича никогда не заботился о том, как идут дела в его владениях: поправить мост, поднять плетень собираются долго, а уж о том, чтобы поправить рухнувшую галерею, ленивые раздумья барина и вовсе растягиваются на неопределенное время.
    А маленький Илья был мальчик наблюдательный: глядя, как отец изо дня в день меряет шагами комнату, не вникая в хозяйственные заботы, зато сердясь, если носовой платок не скоро подали, а мать печется главным образом об обильной еде, ребенок, естественно, сделал вывод, что так и нужно жить. Да и почему бы Илье думать иначе — ведь дети рассматривают родителей как авторитет, как образец поведения, которое следует копировать в своей взрослой жизни.
    Движение жизни в Обломовке воспринималось не как нечто, в чем человек обязан принимать участие, а подобно потоку воды, бегущей мимо, остается лишь наблюдать за тем, что происходит вокруг, и по возможности уклоняться от личного участия в этой суете: «Добрые люди понимали ее (жизнь) не иначе, как идеалом покоя и бездействия, нарушаемого по временам разными неприятными случайностями, как то: болезнями, убытками, ссорами и, между прочим, трудом».
    Труд в Обломовке расценивался как тягостная повинность, от которой не грех и увильнуть, если представится такая возможность. А между тем во многом именно благодаря труду происходит развитие личности, ее духовное становление и социальная адаптация. Обломов, в силу впитанных с детства идеалов, избегая активной деятельности, отказывается от личностного роста, от развития тех способностей и сил, которые были в нем заложены. Парадоксально, но Обломов, которого в детстве лелеяли и оберегали, не становится в своей взрослой жизни уверенным, успешным человеком. В чем же тут дело? У Обломова было счастливое детство, у него имелись все предпосылки для того, чтобы и дальнейшая его жизнь сложилась удачно, а он весь отпущенный срок земного существования пролежал на диване!
    Ключ к пониманию проблемы заключен в неприметном на первый взгляд факте: воспитание в Обломовке было направлено лишь на телесное благоденствие ребенка, но не давало направления духовного развития, цели. А без этой малости, увы, Обломов, при всех своих достоинствах, стал тем, что и описал Гончаров.

  8. Нариса Дышина
    Эссе на тему «Все мы родом из детства…»
    Мы родом из детства… Детство – чудесная страна, страна фантазии, ожидание чудес, чистоты, непосредственности, искренности, удивления, страна маленьких открытий. Это время мечтаний, где нет заботы, зависти, корысти, в этой стране мы учимся общаться и дружить.
    Детская память – красивый сундучок старинной диковинной работы с секретным замком и несчётным множеством потайных ящичков. Открываясь, он, как музыкальная шкатулка, наполняет нашу жизнь красотой, нежностью и теплом. Но открывается он нечасто: мозг до поры до времени держит ключ от волшебного сундучка у себя – с тем, чтобы в критический момент перегрузки одним лёгким движением приоткрыть резную крышку и впустить нас в райские кущи детской памяти. Там хорошо: там яркое солнце, изумрудная зелень, тёплая морская волна, ослепительной белизны снег, мягкая улыбка мамы, чуть шершавые от работы руки бабушки, папины фокусы с ведром, из которого при вращении не выливается вода. Но удивительно и странно, что не помнишь бед, огорчений, обид… Разве можно сказать, что такого в детстве не было? Или даже вообще не бывает? Конечно, бывает… было… и будет ещё впереди у каждого человека… Но тогда было то время, когда мы прощали и забывали обиды, а трудности, казалось, исчезали сами собой, например: с ласковым взглядом мамы, с восходом утреннего солнышка, с шумной и захватывающей игрой во дворе. А ещё детство запомнилось мне фантазиями и мечтами… Фантазируют дети отчаянно и самозабвенно, искренне и всерьёз. Детство – беспечная и светлая пора…
    Туда тянет снова и снова – и я тайком подбирала ключ к этому хитрому замку, чтобы наслаждаться своим собственным детством. И оказалось, что есть такая отмычка, она универсальна и безотказна – это моя любимая профессия. Воспитатель каждый день возвращается в страну детства. Он наполняет добром и светом, терпением и любовью своих воспитанников, тем самым каждый день делая их счастливее, каждый день, открывая для них новые страны и события. Детство можно возвратить с помощью запахов цветов, звуков песен детей, которые окружают тебя в твоем родном детском садике.
    Судьба подарила мне шанс окунуться вновь в этот мир, мир детства. Начало моего педагогического пути было нелегким. Молодость и неопытность приносили свои трудности. Я не знала как поступить, ответить на необычные, прямые вопросы своих маленьких исследователей и первооткрывателей. Любую ложь, растерянность, неискренность дети чутко чувствуют и отвечают в последующем тем же. Заработать уважение детей, найти взаимопонимание с ними – это дорогого стоит. Научиться понимать, чувствовать внутренне состояние маленького человечка очень сложно, и только с опытом можешь определить, что происходит в душе у малыша и как лучше к нему подойти, что заинтересует его в данный момент.
    Я работаю воспитателем 20 лет. Каждый день я начинаю с мыслями о детях, которые ждут меня, верят мне, доверяют. За многие годы проведенные с детьми я проживаю вместе с ними их новую жизнь. И понимая это, чувствую, как высока ответственность за то, чем будут наполнены сердца моих детей. И именно на моих плечах лежит ответственность за превращение маленького познавателя в инициативную творческую личность. Невероятно! Так много несет с собой в мир воспитатель!
    Дошкольное детство – это особый период в развитие ребенка, когда у ребенка развиваются общие способности, которые необходимы человеку в любом виде деятельности.
    Я стараюсь научить детей общаться, радоваться, огорчаться, познавать новое, пускай наивно, но зато ярко и нестандартно, учу их по-своему выделять и понимать жизнь – это и еще многое другое несет в себе дошкольное детство. Ведь я должна формировать у детей духовно-нравственные ценности, патриотические, эстетические.
    Целью своей профессии считаю: помочь ребенку приспособиться к окружающему миру и уметь взаимодействовать с ним. Адаптируясь в этой жизни, мои дети учатся чувствовать себя комфортно в этих условиях. Проявлять свою самостоятельность и независимость.
    Большое значение в своей работе отвожу сохранению и укреплению здоровья дошкольников. В городских условиях вопрос здоровьесбережения играет особую роль. Неблагоприятные для здоровья человека экологические условия предполагают использование современных образовательных технологий, создание образовательных программ, которые сформируют правильную жизненную позицию по отношению к собственному здоровью.
    Жизнь требует от меня огромного труда и совершенствования, идти «в ногу» со временем, воспринимать все новое, быть мобильной, способной вести за собой, заряжать своими творческими идеями, энтузиазмом. В этом я вижу необходимые условия успешного развития личности. Работая с дошкольниками, я не перестаю удивляться, на сколько они разные, непредсказуемые, интересные, забавные, удивительно сообразительные. Каждый ребенок уникален. В нем живет талантливый художник и пытливый наблюдатель, и неутомимый экспериментатор. Он открыт для теплоты и добра, чутко реагирует на ложь и несправедливость.
    Детство – чудесная страна и каждый человек должен не забывать об этой удивительной стране, оберегать её, и иногда возвращаться в своё чудесное время, чтобы душа немного оттаяла, стала чище и добрее.

  9. Mila Мастер (1370) 6 лет назад
    Если тебе это поможет.. .
    Образ Обломова состоит как бы из 2 частей. Есть Обломов заплесневевший, почти гадкий, засаленный, нескладный кусок мяса. Есть Обломов, влюбленный в Ольгу, Обломов, который глубоко трогателен и симпатичен в своем грустном комизме. Между этими Обломовыми пропасть и одновременно наряженное взаимодействие, борьба обломовщины с истинной деятельной жизнью сердца, то есть собственно с настоящей личностью Ильи Ильича. Двойственной природе образа Обломова отвечает и распадение романа на 2 смысловые части, а роль связующего звена между ними играет сон Обломова, которому Дружинин придает огромное значение. Предаваясь на диване упоительной лени, погружается в сон гончаровский герой. И он уносится в детство. К тем временам, когда в Обломовке, возле няни, впервые в вымыслах носился юный ум, там, на просторе складывалась поэтическая мечтательность Обломова, не признающая оков прозаичной реальности.
    Илья Ильич засыпает на мучительной, неразрешимом вопросе Отчего я такой? Разум и логика были бессильны ответить на него, бессильны объяснить Обломову, в чем истинная природа его личности. Во сне ему отвечают родовая память и безотчетная привязанность героя к родному дому. Под всеми слоями Обломовского существования, в самой глубине сна и сознания Гончаров находит источник живой и теплой человечности этого мира.
    Нравственная и эмоциональная сердцевина обломовского мира мать Ильи Ильича.
    Обломов, увидев давно умершую мать, и во сне затрепетал от радости, от жаркой любви к ней у него, у сонного, медленно выплыли из-под ресниц и стали неподвижно 2 теплые слезы
    Сейчас перед нами лучший, чистейший Обломов. Таким он остается в своей любви к Ольге, с которой его связывает не страсть, а кроткое, нежное чувство.
    Рассказ о жизни Обломова развертывается в 2 временных измерениях воспитание Илюши его итоги в характере Ильи Ильича, от детства протягиваются прямые нити к герою начальных глав романа.
    Жизнь обломовцев правдоподобна. Из нее, как из окружающей природы, изъяты сильные движения. Сумма воспитательных наказов няни состоит из бесконечных нет и не, на которых держится как раз и всё описание претесного уголка.
    В обломовской жизни, символом которой для ребенка стал послеобеденный сон всепоглощающий, ничего не делающий сон, истинное подобие смерти, Вот прошел день, полный первой и главной жизненной заботы в Обломовке – заботы о пище наступила ночь.
    Единственная форма духовной жизни, доступная обломовцам, причастность к миру сказок, легенд, мифов. Развивая мечтательность, сказка только больше привязала мальчика к дому. Ведь в сказках живет та же обломовка, только поэтически украшенная. Няня нашептывает ему о какой-то неведомой стране, где нет ни ночей, ни холода, где совершаются чудеса, где текут реки мёду и молока, где никто ничего круглый год не делает, а день-деньской только и знают, что гуляют все добры молодцы, такие как Илья Ильич, да красавицы, что ни в сказка сказать, ни пером описать.
    По мнению Гончарова, именно первые бессознательные детские впечатления формируют натуру будущего человека. Именно для показа начала обломовщины Гончаров вводит в повествование сон Обломова. Он наиболее полно раскрывает картины патриархальной жизни в родном доме, которые навсегда остались для Ильи Ильича идеалом настоящей жизни спокойной и сытой.

Уважаемые читатели! Предлагаем вашему вниманию сочинение по литературе на тему «Сон и его значение в романе И. А. Гончарова «Обломов», раскрывающее функции этой главы в романе.

В романе «Обломов» обращает на себя внимание то, что все главы идут под номерами, и только одна глава имеет еще и название «Сон Обломова». Дело в том, что роман «Обломов» такой, каким мы его знаем,  был издан в 1859 году. За десять лет до этого девятая глава, которая теперь находится в первой части, была опубликована отдельным произведением. Потом Гончаров отправился в путешествие. И только когда он вернулся, вокруг отдельной главы вырос целый роман о барине, который постепенно теряет интерес к жизни и умирает, не будучи еще стариком.

В главах предшествующих «Сну Обломова» мы знакомимся с главным героем Ильей Ильичем Обломовым. Это дворянин тридцати с лишним лет. Он живет в Петербурге на Гороховой улице. Герой нигде не служит, редко выходит из дома. Основное его занятие заключается в том, что он лежит на диване и размышляет о разных жизненных явлениях или просто мечтает. Его размышления привели к тому, что он задумался о том, почему он не может жить, как другие. «Любопытно бы знать … отчего я… такой?»- задается он вопросом. И уже догадка мелькнула у него в голове, но «сон остановил медленный и ленивый поток его мыслей». Далее автор пересказывает читателю содержание сна, который видел Обломов.

Литературный прием, использованный Гончаровым, не является уникальным. Писатели часто обращаются к снам, чтобы предвосхитить события, помочь читателю лучше понять героя, его мировоззрение. В произведении Гончарова сон, возвращая в прошлое, рассказывает о том, как, в какой обстановке формировался характер героя. В этой главе содержится идеал жизни Ильи Ильича, к которому он стремился, достиг, и который остановил течение его жизни.

«Сон Обломова» условно можно разделить на четыре части. Первая часть посвящена описанию благословенного края. В нем нет ничего грандиозного, например, моря. Весь он состоит из веселых, приятных пейзажей. Правильно и невозмутимо совершается здесь годовой круг. Все тихо и сонно в деревеньках и лежащих вокруг полях. И люди живут здесь под стать, тихие и мирные. Никаких преступлений не совершается, нет болезней, эпидемий. Новости о том, что делается на свете, до них доходят не часто. Люди жили счастливо и думали, что иначе «и не может быть». В Сосновке находилась господская усадьба Обломовых. Обломовка является собирательным образом русской патриархальной деревни. Автор идеализировал деревенский уклад. Как и полагается, во сне переплелось реальное с фантастическим.

Вторая часть посвящена детству Обломова. Ему семь лет, он «хорошенький, красненький, полный». Его растят как настоящего барина, в неге и заботе. Он резвый, бойкий, любознательный мальчик, но ему не разрешают гулять без няньки. Когда же все после обеда засыпают по обыкновению, Илюша один бежит исследовать местность. Автор отмечает его наблюдательность, ничего не ускользает от его внимания. Он радовался наступлению самостоятельной жизни. У него на свободе множество дел. Нужно и в земле покопаться, отыскать корешки, и сбегать в березняк, в овраг. С интересом наблюдает он за жизнью насекомых. Потом наступает вечер, спадает жара. Ребенок зовет мать гулять, но она говорит, что теперь сыро, да и леший в лесу ходит. «Необузданная фантазия» матери уносила в фантастический мир сказок. Илюша слушал и засыпал, нянька уносила его в постель. «День прошел, и слава Богу», — радовались обломовцы.

В третьей части автор повествует о первых уроках Илюши, которые проходили под руководством няньки. Она рассказывала ему народные сказки, предания, былины. Так и рос Илюша под влиянием сказок о щуке, которая выполняет желания ленивого мужика. Вкладывала нянька в сознание ребенка сказания о подвигах богатырей, побивающих несметные полчища. В Обломовке верили и в оборотней, и в мертвецов, которые по ночам встают из могил. Став взрослым, Илья Ильич понял, что ничего этого нет, но безотчетный страх и тоска в душе сохранились. Рассказы няньки отвлекали мальчика от реальной жизни и даже внушали страх перед ней.

Его дед и отец слушали те же сказки в детстве. В их сознании строилась картина мира, где живут на всем готовом. Все важные дела в жизни делаются добрыми волшебницами. Потому и не занимался отец Обломова хозяйством, потому и обманывал его управляющий. Имение приходило в упадок, снижались доходы.

Последняя часть повествует о другой поре из жизни Ильи Ильича. Ему тринадцать-четырнадцать лет. Он учится в пансионе в Верхлеве. Его открыл местный управляющий немец Штольц. У него сын ровесник Ильи. Кроме них в класс ходит еще один золотушный мальчик.

Немец был человек деловой, строгий. Может быть, и смог бы научиться Илюша у него чему-нибудь, если бы не было у него перед глазами примера отца. Батюшка его целыми днями ходил из угла в угол, нюхал табак и не задумывался о том, что у него в хозяйстве делается. Возможно, тогда детский ум Обломова решил, что жить нужно так, как живут рядом с ним взрослые. Это и является нормой жизни.

Для родителей Обломова важно было получение аттестата, а не знаний. В школе Илюша появлялся нечасто. Иногда ему устраивали каникулы длиной в полгода. Сын Штольца подсказывал уроки Илье. Подросток даже одеваться сам не трудился. Захарка, сменивший няньку, натягивал ему чулки, башмаки. Все проявления активности сдерживались домашними. Выбежит ли он в сени, побежит ли играть в снежки, люди с криками бегут за ним.

Рассказывая о детских и отроческих годах Обломова, Гончаров размышляет о том, что ему было полезно, в чем были допущены ошибки. Он предполагает, что ребенок начинает впитывать жизнь еще в младенчестве. Покой, лень обломовцев Илья Ильич впитал с молоком матери. Отношение автора к жизни героя в родительском имении нельзя оценивать однозначно. Гончаров осуждает ту неспособность к деятельной жизни, которая овладела Обломовым в зрелой жизни. Он пытается найти ее истоки. В то же время в жизни обломовцев его привлекает множество разных моментов. У них нет преступлений, войн, болезней, страданий. Тишина, покой, уют царят в этом краю. Этот же уют лишает человека каких бы то ни было стремлений. Постепенно человеком овладевает апатия.

Гончаров говорит о том, что Илюша был активным, деятельным, любознательным ребенком. В нем был заложен большой потенциал. Воздействие окружающей среды оказалось настолько велико, что полностью подчинило душу Обломова. Воспитание определило судьбу героя. Всю сознательную жизнь Илья Ильич стремился обрести тот же образ жизни, что был в Обломовке. Он нашел его в доме Агафьи Пшеницыной, которая, как заботливая мать, обеспечила ему ленивое, безмятежное существование.

В образе героя, как и в образе патриархальной деревни, автор объединил черты поместных дворян, его современников. Их неумение управлять хозяйством, вялая, апатичная жизнь привела к упадку сельского хозяйства и обнищанию крестьян. Их жизнь проходит бесцельно, бездарно. Говоря словами обломовцев, день прошел – и слава Богу. Отсутствие стремлений, сонный образ жизни они передавали своим детям, считая его единственно правильным. Гончаров рассказал о своем видении мира, предоставив читателю самому искать ответы на поставленные вопросы.

  • Роль сказок салтыкова щедрина в литературе
  • Роль символов в поэме блока двенадцать сочинение
  • Роль символов в повести гранатовый браслет сочинение
  • Роль семьи туркиных в рассказе ионыч
  • Роль семьи в формировании личности человека сочинение