Битвы за историческую память в XXI веке: как России защищать свой нарратив о Второй мировой войне?
© РИА Новости/Максим Богодвид
Поддерживаемый Россией нарратив, где нацизм – абсолютное зло, в сокрушении которого ключевую роль сыграл Советский Союз, уступает место в качестве доминирующего контрнарративу, продвигаемому странами Восточной Европы. Тезис о том, что Советский Союз несёт равную ответственность с Германией за развязывание Второй мировой войны, постепенно становится общеевропейским мейнстримом, что влечёт за собой важные последствия для статуса России на международной арене. О том, как сложилась эта ситуация и какой может быть политика в России в этих обстоятельствах, заместитель главного редактора valdaiclub.com Антон Беспалов
говорит с профессором Европейского университета в Санкт-Петербурге Алексеем Миллером.
Недопустимость пересмотра итогов Второй мировой войны является важнейшим постулатом российской политики в области исторической памяти. Судя по освещению в СМИ, наиболее эмоциональную реакцию у нас вызывают инциденты с посягательствами на памятники советским воинам и прославление сил, воевавших с СССР на стороне Германии. Действительно ли это самые важные вопросы для России?
Снос памятников оскорбляет, задевает, раздражает, но это не главное, что тревожит Россию в таких сюжетах. Важнейший вопрос для нас касается роли СССР и, следовательно, России в нарративе о Второй мировой войне. Тот нарратив, который мы защищаем, – и было бы странно, если бы мы этого не делали – рисует борьбу добра с абсолютным злом, в качестве которого выступает нацизм. И мы в этом нарративе играем ключевую роль как сила, внёсшая решающий вклад в разгром гитлеровской Германии. А другой нарратив отводит нам роль «нераскаявшегося тоталитаризма», одного из двух, ответственных за развязывание Второй мировой войны и все ужасы, случившиеся в ХХ веке. Этот вопрос напрямую определяет статус страны в современном мире. Тот или иной ответ на этот вопрос, та или иная роль, которая приписывается Советскому Союзу и, следовательно, России, оказывает огромное влияние на наши позиции в мире.
Хотя основные события, тревожащие Россию в сфере исторической памяти, происходят в Восточной Европе, этот процесс получает интеллектуальную и медийную поддержку на Западе. Можно ли на сегодняшний день говорить о существовании единого западного нарратива, частью которого является восточноевропейский?
Нарратив, в котором Советский Союз является силой зла, начинающей войну в Европе вместе с Гитлером, хорошо сочетается с образом современной России, которая в западном восприятии тоже является силой зла. Недооценивать силу таких нарративов нельзя: сегодня в Европе они владеют умами. Голосование в Европейском парламенте по резолюции «О важности сохранения исторической памяти для будущего Европы» в сентябре 2019 года показало, что они доминируют практически безраздельно. И неслучайно этот момент заставил российское руководство пересмотреть воображаемую географию политики исторической памяти. Мы считали, что эта позиция – возложение ответственности за Вторую мировую войну на СССР – характерна для Восточной Европы, и пытались поверх Восточной Европы – в Берлин, в Париж – адресовать свои жалобы на новых членов ЕС, которые, с нашей точки зрения, неприлично себя ведут в области политики памяти. А в 2019 году неожиданно оказалось, что представители этих стран старой Европы голосуют за такие резолюции. И когда мы призываем пристыдить восточноевропейцев, в ответ включается режим молчания – даже в самых вопиющих ситуациях.
Почему так происходит? Страны Западной Европы опасаются невольно оказаться на одной стороне с Россией, продвигая то, что они называют «кремлёвскими нарративами»?
Отношения со странами Восточной Европы для стран Западной Европы, особенно для Германии как её скрытого гегемона, очень важны. Немцы ни в коем случае не хотят вступать в конфронтацию с ними, потому что проблем от этого они могут получить очень много, а выигрыш будет сомнительным. Некоторое время назад мы наивно полагали, что малые страны Восточной Европы можно безнаказанно игнорировать. Тем более нельзя это делать немцам, и в этом смысле надо правильно формулировать свой запрос в отношении Германии: чего мы от неё хотим, чего мы можем от неё реально добиться в этих вопросах. И ценить то, что они делают в правильном направлении. Например, создаваемый Центр документации, просвещения и памяти жертв Второй мировой войны и нацистской оккупации будет охватывать всех пострадавших в войне на истребление на Востоке – при том что и поляки, и украинцы требовали, чтобы русских там не было. Это стоило бы оценить и отметить в публичном пространстве. Включать конфронтационный режим – это понятно и просто. Как, помимо конфронтационного режима, подхватывать необязательно идентичные с твоей позицией, но скорее играющие в твою пользу шаги, жесты – этому стоит учиться.
Алексей Миллер: «Вторая мировая война стала объектом “войн памяти”»
16.04.2020
И тем не менее смена нарратива происходит.
Да, можно говорить о том, что прежний нарратив, в котором нацизм был абсолютным злом, а Холокост – преступлением преступлений; нарратив, который мы целиком поддерживали, уступает место в качестве доминирующего контрнарративу, продвигавшемуся странами Восточной Европы. И это для нас очень опасно.
При этом нужно понимать, что нарративы Второй мировой войны очень разнообразны и совсем необязательно согласуются с тем нарративом, который был установлен как доминирующий во время Нюрнбергского процесса. Обратите внимание, что история Нюрнберга вдруг стала предметом большого интереса и историков, и кинематографистов, будь то у нас или в Америке. Причина проста: если вы хотите похоронить – или, наоборот, защитить старый нарратив, вы идёте туда, где он был сформирован, в данном случае – в Нюрнберг. Это очень серьёзная борьба, и перед внешней политикой России стоит очень серьёзная задача.
Есть ли у России союзники в защите нашего нарратива?
Есть, но нужно понимать, что речь идёт не о странах, потому что каждое общество расколото в памяти о войне. Разумеется, мы ни в коем случае не должны отказываться от нашего нарратива, в том числе потому, что он является важной частью политики идентичности внутри страны. Но было бы просто нереалистично предполагать, что мы можем заставить другие страны его принять. Надо понять, какие элементы этого нарратива надо отстаивать и кто наши союзники в этом.
У нас точно есть союзник в лице значительной части израильского общества. И это не только Израиль: есть еврейские организации в других странах, которые от нарратива о нацизме как абсолютном зле, а о Холокосте – как о преступлении преступлений не откажутся ни при каких обстоятельствах. Мы хорошо видели, как это работало в 2020 году, когда происходило празднование освобождения Аушвица в Яд Вашем и в Освенциме. Это были две разные истории.
Есть левые силы: это люди, которые считают себя наследниками тех, кто боролся с фашизмом с самого начала, – итальянские и французские партизаны и так далее.
Если вы встанете в середине любой итальянской улицы и запоёте Bandiera rossa, найдётся кому вам подпеть (равно как и найдутся люди, которым это не понравится).
Наше прощание с коммунизмом не означает отказа от солидарности с людьми, боровшимися с нацизмом и фашизмом под коммунистическими лозунгами.
Какова динамика и каковы масштабы ревизионизма в разных странах? Ведь в Восточной Европе есть те, кто «просто» отрицает освободительную роль Красной армии (например, Польша), и те, кто вдобавок обеляет сотрудничество с нацистами (Прибалтика, Украина). Можно ли говорить о едином фронте ревизионистов?
Суть ревизионизма – в вопросе о том, какую роль мы приписываем Советскому Союзу и России. И в этом смысле различия между Польшей и Прибалтикой или Украиной в её нынешнем виде не существует. Они действительно единым фронтом возлагают на Советский Союз равную ответственность с Германией. И символом всего этого является день памяти жертв тоталитарных режимов, установленный 23 августа, то есть в день подписания Договора о ненападении между Германией и Советским Союзом в 1939 году.
Действительно, Прибалтика и Украина обеляют сотрудничество с нацистами тех людей, которых они объявляют героями в своих национальных нарративах. Но они объявляют их героями не за то, что они сотрудничали с нацистами, а за то, что они боролись с советской властью. И то, что эти люди делали до или помимо этой борьбы, – это, что называется, издержки производства. То, что в понимании многих людей в этих странах можно понять и оправдать, потому что у них вот такой ужасный враг.
При этом надо понимать, что в последние годы Польша отчасти приблизилась к позициям Прибалтики и Украины в этом вопросе. Сегодня там происходит реабилитация и прославление так называемых «проклятых солдат» – тех, кто вопреки приказу руководства Армии Крайовой не сложил оружие и продолжал – в основном террористическими методами – борьбу с просоветской властью, установившейся после войны. Многие из них совершали преступления против гражданского населения, но здесь схема та же самая: это менее важно, чем их героизм в борьбе с коммунизмом.
Мощный проект по перекраиванию исторической памяти разворачивается на Украине. Запрещаются советские символы, официальными документами регламентируется употребление слов или выражений, в том числе применительно к событиям Второй мировой войны. Каковы шансы этого проекта на успех?
На Украине в области идеологической работы происходят вещи, которые, по сути, не очень сильно отличаются от других стран. Просто на Украине всё это как-то простодушно и бесстыдно. Понятно, что в любом обществе есть слова или речевые обороты, которые считаются неуместными. В качестве примера мы можем привести польский закон, запрещающий обвинять польскую нацию в соучастии в Холокосте. Что касается шансов этой работы на успех, то они неплохие. Если принять критерием успеха не всеобщую веру в то, что дело обстоит именно так, как хотят представить в украинском Институте национальной памяти, а то, что в стране есть существенная доля людей, кто в это верит.
Является ли широкое распространение этого нарратива чем-то неожиданным или же он присутствовал на Украине и раньше, но находился в «спящем» состоянии?
Этот нарратив всегда был, но, лишённый возможности проявлять себя в публичной сфере, он был ограничен сравнительно небольшим сегментом общества. Это была, в частности, заокеанская украинская эмиграция, которая выучилась работать с этим нарративом в условиях США и Канады, используя смесь из прямой лжи и сложных аргументов. И она по-другому вела себя внутри страны, где у неё были союзники и люди, находившиеся у неё на содержании.
Те инциденты, которые мы наблюдаем на Украине, – снос памятников и так далее – это сочетание селянского простодушия и упоения от того, что «теперь, наконец, можно»: сейчас мы возьмём молот и будем им бить по гранитному Ленину или бронзовому барельефу Ордена Победы.
Но совсем другое дело – украинская диаспора. Это хорошо организованная сила, не испытывающая никаких сомнений, умеющая мобилизовать финансовые ресурсы. Она является мощным эффективным политическим актором, в том числе и мнемоническим актором, работающим в области политики памяти. И эти люди действуют вовсе не по-селянски, а подчас тихо и очень эффективно.
В результате сегодня мы можем говорить о том, что сегмент общества, разделяющий этот нарратив, довольно велик. Это часть нарратива, в рамках которого украинец должен осознавать, что его главный, извечный и неизбывный враг – это Россия и русские. В определённом смысле успех этих усилий уже достигнут. В декабре в Washington Post вышла статья о том, удастся ли организовать на Украине мощное партизанское движение в случае войны с Россией. Но Збигнев Бжезинский говорил об этом ещё до 2014 года: то есть идея повоевать с Россией до последнего украинца интригует американцев уже давно. Идея, прямо скажем, чудовищная. Но наличие людей, готовых таким образом воевать, – это факт, который, безусловно, влияет на возможные сценарии развития событий в этой стране.
Тот нарратив, который мы считали присущим Восточной Европе, стал сегодня общеевропейским мейнстримом. Вы говорили о том, что России нельзя было в своё время игнорировать Восточную Европу – есть ли сегодня у нас шанс на диалог с кем-то в этом регионе?
Это можно сравнить с компьютерными играми, где надо пройти первый уровень, второй, третий. А на четвёртом уровне нас будут ждать страны Восточной Европы. То есть, сначала можно попробовать договориться с американцами – это то, что разворачивается на наших глазах. Потом с европейцами – по крайней мере, с кем-то в «старой» Европе. Потом – ещё с кем-то, а потом – возможно, придёт и время Восточной Европы. Она тоже не едина. Десять лет назад Дональд Туск выглядел очень перспективным партнёром по нормализации отношений. Можем ли мы себе представить появление такого человека снова? Да, вполне. Но зависит это не от человека, а от ситуации. В современной ситуации Туск – совершенно непримиримый человек, не менее бесполезный, чем Качиньский, в решении этих задач. Но в будущем – почему нет? Чего ожидать от таких людей? Явно не покаяния, не объятий, не благодарности за долгую заботу при коммунистическом режиме. Но некая нормализация возможна. Однако это четвёртый уровень компьютерной игры.
Если взглянуть на голосование по недавней резолюции Генеральной Ассамблеи ООН о борьбе с героизацией нацизма, мы увидим единый фронт западных держав, которые воздержались, за исключением США, которые проголосовали против, и Израиля, который поддержал эту резолюцию. Отчего так действует Европа? Боится невольного распространения российского нарратива?
Европа так действует очень давно, потому что считает – и небезосновательно, – что за этой резолюцией стоят и какие-то текущие политические интересы. Соответственно, у неё есть проблема: она не хочет голосовать против резолюции, потому что голосовать против резолюции, осуждающей оправдание нацизма, довольно странно. Она не хочет голосовать за, потому что не хочет поддерживать линию российской политики, которую считает не лишённой современной нагрузки. Поэтому если кто-то воздерживается при таком голосовании, я бы сказал, что это очень ценная позиция. С учётом того, что американцы голосуют против, получается, что европейцы как раз не солидаризуются с американцами. И успех не всегда в том, чтобы другие страны голосовали так, как ты. Может, успех будет в том, что какие-то страны не будут голосовать единым фронтом против тебя. При современном положении России это неплохой результат.
Данный текст отражает личное мнение автора, которое может не совпадать с позицией Клуба, если явно не указано иное.
Фото: Кадр из х/ф «Приходи на меня посмотреть» (2000 г.) / реж. Олег Янковский, М. Агранович. kinopoisk.ru
В 2001-м на экраны вышел фильм «Приходи на меня посмотреть», снятый по пьесе Надежды Птушкиной «Пока она умирала». Картина, которая стала первым и последним режиссерским опытом Олега Янковского, получила высокие оценки критиков и восторженные отзывы зрителей. Как сложились судьбы Екатерины Васильевой, Ирины Купченко и других актеров спустя 20 лет, рассказывает 5-tv.ru.
Екатерина Васильева
Фото: Кадр из х/ф «Приходи на меня посмотреть» (2000 г.) / реж. Олег Янковский, М. Агранович, kinopoisk.ru; ИТАР-ТАСС / Куров Александр
До съемок в фильме «Приходи на меня посмотреть» Екатерина Васильева уже была признанной актрисой, которую поклонники очень любили. За шесть лет до съемок актриса оставила театральную сцену и кино. Она ушла послушницей в Толгский монастырь. Екатерина вернулась на экраны в 1996-м и сыграла в нескольких успешных сериалах.
Актриса долго соглашалась на роль Софьи Ивановны. Она была старше своей «экранной» дочери Ирины Купченко всего на три года. Кроме того, после прихода к вере Васильева стала избирательнее выбирать проекты для работы и советовалась с духовником по поводу участия в картине. Чтобы уговорить актрису, режиссеры Олег Янковский и Михаил Агранович отправились к духовному отцу Екатерины Сергеевны и получили благословение на съемки. Позже Екатерина Васильева признавалась, что в этой картине она работала «для души», в то время как многие другие работы были для нее лишь заработком.
В 2000-х Екатерина Васильева соглашалась на небольшие роли. Признанная звезда украсила своим появлением фильмы «Отец, «Анна Каренина», «Мамы» и сериалы «Участок», «Громовы. Дом надежды». В 2020-м она вовсе прекратила сниматься. В августе 2021-го стало известно, что Екатерина Васильева приняла монашеский постриг. Ее сын Димитрий Рощин — настоятель Храма Святого Николая Чудотворца на Трех Горах.
Олег Янковский
Фото: Кадр из х/ф «Приходи на меня посмотреть» (2000 г.) / реж. Олег Янковский, М. Агранович, kinopoisk.ru; РИА Новости / Екатерина Чеснокова
В фильме «Приходи на меня посмотреть» Олег Янковский не только исполнил главную мужскую роль. Фильм — дебютная режиссерская работа артиста совместно с Михаилом Аграновичем. Картина была очень успешной среди зрителей и критиков, но Янковский не продолжил режиссерскую карьеру. Он говорил, что ему хочется творить, а не просто переводить пленку.
«Это была „проба пера“. В потоке чудовищно-черного кино захотелось вдруг снять какую-то добрую, светлую историю, захотелось какой-то сказки и доброты. Хотя я исповедую и люблю другое кино», — говорил Олег Иванович о фильме.
После премьеры фильма прославленный артист продолжил выступать на сцене «Ленкома», где служил с 1973-го, и играть в кино. Он появился в картинах Валерия Тодоровского «Любовник» и «Стиляги», фильмах «Анна Каренина» и «Без вины виноватые». Последней ролью Олега Ивановича в кино стал митрополит Филипп в фильме Павла Лунгина «Царь». Когда режиссера спрашивали, почему образ митрополита воплотил именно Янковский, Лунгин отвечал, что в России актера лучше нет.
В июле 2008-го Олегу Ивановичу стало плохо на репетиции. Оказалось, что актер чувствовал недомогание несколько месяцев, но замалчивал проблему. В больнице врачи сообщили об ишемической болезни сердца и назначили ему лечение. В тот же день Янковский вышел на сцену в спектакле «Шут Балакирев»: врачи вводили известному актеру сильнодействующие лекарства, которые стабилизировали работу сердца.
В следующий раз Олег Иванович обратился за медицинской помощью в конце 2008-го. Он сильно похудел, не мог есть жирную пищу и чувствовал боли в области желудка. У артиста обнаружили рак поджелудочной железы на поздней стадии. В январе 2009-го Олег Янковский проходил лечение в Германии, но спустя три недели прервал его и вернулся в Москву. Уже в феврале актер снова вышел на сцену. В апреле 2009-го Олег Янковский отыграл спектакль «Женитьба». В конце месяца у него открылось внутреннее кровотечение. В мае 2009-го Олег Янковский умер: ему было 65 лет.
Ирина Купченко
Фото: Кадр из х/ф «Приходи на меня посмотреть» (2000 г.) / реж. Олег Янковский, М. Агранович, kinopoisk.ru; РИА Новости / Владимир Федоренко
В фильме Ирина Купченко воплотила образ женщины среднего возраста Татьяны, которая придумала для матери спектакль с женихом и дочерью. До съемок в картине Ирина Купченко и Олег Янковский работали вместе в фильмах «Обыкновенное чудо», «Звезда пленительного счастья» и «Шерлок Холмс: Собака Баскервилей». Во время съемок актеры так привыкли друг к другу, что плакали, осознавая, что работа над проектом подходит к концу.
После съемок в фильме Олега Янковского актриса продолжила служить в театре и сниматься в кино. Более 50 лет Купченко играет на сцене Государственного театра имени Вахтангова и исполняет эпизодические роли в кино. Она работала в проектах «Благословите женщину», «Московская сага», в 2015-м сыграла главную роль сломленной учительницы в картине «Училка». В 2021-м Ирина Купченко пережила смерть мужа, актера Василия Ланового. Они были вместе с 1972-го. В браке у Купченко и Ланового появились двое детей — Александр и Сергей. Александр окончил исторический факультет МГУ, Сергей — экономический. В 2013-м он умер от сердечного приступа.
Наталья Щукина
Фото: Кадр из х/ф «Приходи на меня посмотреть» (2000 г.) / реж. Олег Янковский, М. Агранович, kinopoisk.ru; РИА Новости / Екатерина Чеснокова
Актриса Наталья Щукина дебютировала в кино в 1985-м. До фильма «Приходи на меня посмотреть» она сыграла более десяти ролей, но именно картина Олега Янковского прославила ее на всю Россию. Позже Наталья получила роли в мелодраме «Ключ от спальни» и комедии «Лузер». В 2008-м Щукина начала озвучивать мультфильмы: ее голосом говорит царевна Всеславна в двух частях анимационной картины «Приключения Аленушки и Еремы».
В кино Наталья появляется не так часто, в основном, исполняет эпизодические роли. Ее можно увидеть в роли старшей горничной Валентины Ивановны в сериалах «Отель Элеон» и «Гранд». По мнению актрисы, ей предлагают серые и поверхностные роли, поэтому она соглашается далеко не на все предложения. Творческую жилку Наталья реализует на сцене театра «Ленком». Она редко появляется на публике и не афиширует личную жизнь. Известно, что у актрисы есть дочь Александра от гражданского мужа.
Иван Янковский
Фото: Кадр из х/ф «Приходи на меня посмотреть» (2000 г.) / реж. Олег Янковский, М. Агранович, kinopoisk.ru; РИА Новости / Евгений Биятов
Роль мальчика-ангела, который бросал шкурки фруктов, стала дебютной в карьере Ивана Янковского. Именитый дед Ивана, Олег Янковский, не делал внуку поблажек. Чтобы сыграть в фильме, мальчик прошел кастинг на общих основаниях. Юный Иван не стал одним из актеров, которые запомнились «детскими» ролями. Родители Ивана, актеры Филипп Янковский и Оксана Фандера, поощрили желание мальчика продолжить актерскую династию и отдали его учиться в Московскую киношколу. По окончании Янковский-младший поступил на актерско-режиссерский факультет ГИТИСа. Первую главную роль он сыграл в 2008-м в фильме «Индиго». Вскоре Ивану начали предлагать больше ролей: он исполнил роли в картинах «Союз спасения», «Текст», «Огонь», сериале «Топи». К сожалению поклонниц, сердце молодого актера несвободно: в 2021-м стало известно, что Иван Янковский встречается со звездой сериала «Отель Элеон» Дианой Пожарской. В июне того же года у пары родился сын, которого назвали Олегом в честь дедушки.
Марк Рудинштейн
Фото: Кадр из х/ф «Приходи на меня посмотреть» (2000 г.) / реж. Олег Янковский, М. Агранович, kinopoisk.ru; РИА Новости / Артем Геодакян
В картине «Приходи на меня посмотреть» Марк Рудинштейн исполнил эпизодическую роль мужчины с шампанским. Но появление прославленного продюсера пусть даже на несколько минут было большой удачей для создателей фильма. К началу съемок Рудинштейн создал фестиваль «Кинотавр» и другие проекты, отбыл тюремный срок за «дачу взяток» и «расхищение социалистической собственности», купил права на фильм «Интердевочка» и показывал его по стране.
В 2000-х Марк Рудинштейн не раз оказывался героем скандалов: в 2002-м он дал интервью, где рассказал о конфликте с Никитой Михалковым. Через восемь лет — опубликовал мемуары, где нелестно отзывался о российских кинозвездах. В то же время Марк Григорьевич сыграл небольшие роли в фильме «Мне не больно» и сериалах «Московская сага», «Солдаты», «Кухня», работал телеведущим. Он был трижды женат, у него остались дочь Наталья от первого брака и двое внуков. В ноябре 2021-го стало известно, что Марка Рудинштейна госпитализировали с сердечным приступом, ему диагностировали инсульт. Состояние кинодеятеля оценивали как тяжелое: он впал в кому, его подключили к аппарату ИВЛ. Врачи провели операцию, но Марка Григорьевича спасти не удалось. 5 декабря Марк Рудинштейн умер. Ему было 75 лет.
В 2021 году наши режиссеры выпустили в общей сложности более 800 полнометражных фильмов. Какие из них показались зрителям и критикам наиболее удачными и интересными, узнайте из материала, который мы подготовили в редакции uznayvse.ru.
Майор Гром: Чумной Доктор
Супергеройские фильмы в нашей стране снимают редко, так что картина Олега Трофима была воспринята с повышенным интересом. Благо, режиссер не подвел: изобретательный экшен и бодрый монтаж, чудесные виды Питера, годный юмор и отличный каст. И да, неубиваемый майор Гром получился из Тихона Жизневского что надо!
Кадр из к/ф «Майор Гром: Чумной Доктор»
Купе номер 6
Драма «Купе номер 6» увезла награду Гран-при Каннского фестиваля и будет в следующем году номинирована на «Оскар». Успех роуд-муви финского режиссера Юхо Куосманена расшифровывается легко: во-первых, в ней снялись талантливые Юра Борисов, Юлия Ауг и Сейди Хаарла. Во-вторых, покоряют знакомые до боли декорации и обезоруживающая простота персонажей. Но главное, это история про любовь и человеческое тепло. Однозначно, must-see.
Кадр из фильма «Купе номер 6»
Иваново счастье
«Иваново счастье» — это пять разрозненных новелл, в которых появились Алексей Серебряков, Федор Добронравов и другие любимые актеры. Своеобразный путеводитель по бытности русского человека, который одновременно бередит душу и успокаивает сердце.
«Иваново счастье», трейлер
Шугалей-3
Третья часть биографического боевика про социолога Максима Шугалея показалась зрителю более чем убедительной. Быть может, потому что у проекта снова поменялся постановщик — и Михаил Вассербаум сосредоточился не на экшн-кадрах, а на мельчайших деталях. Ему удалось блестяще освоить непростые ближневосточные темы и разжевать все так, что поймет и ребенок. Браво!
«Шугалей 3», трейлер к к/ф
Турист
Еще один боевик о россиянах в Африке, «Турист», стал дебютным режиссерским проектом Андрея Батова. Лента дышит жизнью: это не очередное автоматно-пулеметное месиво, а крепкая военная картина про «нормальных мужиков», делающих нужную и важную работу.
Отдельных похвал заслуживает игра Алексея Шевченкова, который сегодня переживает новую волну популярности.
Кадр из к/ф «Турист»
Черный снег
История об алчном дальнобойщике Гоше, застрявшем в бескрайних просторах Якутии. Брутальный камерный фильм об отчаянной животной борьбе за существование стал многократным призером фестивалей и приятно удивил публику, соскучившуюся по философскому кино.
Кадр из к/ф «Черный снег»
Герда
Главная героиня «Герды» — студентка соцфака Лера (Анастасия Красовская), которая ночами подрабатывает танцами на шесте ради больной матери. Гипнотизирующая драма о бренности провинциального бытия, приправленная сюрреализмом в духе Ларса фон Триера.
Анастасия Красовская о фильме «Герда»
Конёк-Горбунок
Достойное и внятное кинематографическое изложение классической сказки Ершова, в котором блеснули Антон Шагин, Паулина Андреева и Михаил Ефремов. Компьютерная графика не отталкивает, сюжет развивается динамично, а костюмы — отдельная тема для разговора. Хороший вариант для семейного вечера!
Трейлер к к/ф «Конек-Горбунок»
Пара из будущего
Персонажи Сергея Бурунова и Марии Ароновой совершают путешествие во времени, чтобы в конечном счете дать своей любви второй шанс. Настоящая притча от автора «Я худею» Алексея Нужного, за которую не стыдно.
Кадр из к/ф «Пара из будущего»
Будь моим Кириллом
Милая романтическая комедия о девушке, которая пытается завести отношения в XXI веке и прибегает к небольшому обману. Непошлое и неглупое кино, от которого в хмурый день станет немножечко светлее на душе.
Кадр из к/ф «Будь моим Кириллом»
Белый снег
Эмоциональный байопик о российской лыжнице Елена Вяльбе (ее сыграла Ольга Лерман), которая впервые в истории лыжных гонок завоевала пять золотых медалей из пяти возможных. Сама чемпионка принимала активное участие в съемках, так что повествование максимально приближено к реальности. Для любителей спортивных лент — да и еще раз, да!
Трейлер к к/ф «Белый снег»
Молоко
Это артхаусное творение понравится большинству. Как минимум, из-за потрясающе снятого северного сияния. Плюс, кино довольно забавное — а местами уморительно смешное (хотя по факту это драма). Юлия Пересильд, Гоша Куценко, Андрей Бурковский и другие актеры сумели слепить чудесное сказание о том, как одно маленькое чудо может породить целый каскад других чудес.
Летчик
Если закрыть глаза на формальные недочеты, то «Летчика» можно смело ставить в списки лучших современных фильмов о Второй мировой. Сценаристы использовали реальный случай Алексея Маресьева, потерявшего обе ноги и продолжившего воевать. Сниматься в одном кадре с живыми волками, тонуть в сугробах и есть сырую рыбу доверили Петру Федорову. И нареканий к нему у аудитории не возникло.
Кадр из к/ф «Летчик»
Ранее редакция uznayvse.ru рассказывала о молодых российских актрисах, которых ждет большое будущее.
Шамиль Кичиев
журналист
Обнаружив ошибку в тексте, выделите ее и нажмите Ctrl+Enter
Краткое содержание:
- Сюжетная линия «Сваты 7»
- Почему стоит посмотреть сериал
- Интересные факты о Сватах
- Трейлер ПРЕМЬЕРА сериала «Сваты 7 сезон» смотреть онлайн
- 1-я серия, 7 сезон «Сваты» смотреть онлайн
- 2-я серия, 7 сезон «Сваты» смотреть онлайн
- 3-я серия, 7 сезон «Сваты» смотреть онлайн
- 4-я серия, 7 сезон «Сваты» смотреть онлайн
- 5-я серия, 7 сезон «Сваты» смотреть онлайн
- 6-я серия, 7 сезон «Сваты» смотреть онлайн
- 7-я серия, 7 сезон «Сваты» смотреть онлайн
- 8-я серия, 7 сезон «Сваты» смотреть онлайн
- 9-я серия, 7 сезон «Сваты» смотреть онлайн
- 10-я серия, 7 сезон «Сваты» (дата выхода неизвестна) смотреть онлайн
- Обсуждение
Жанры: Комедии
Дата выхода в РФ: 27 декабря 2021
Режиссёр: Андрей Яковлев, Михаил Савин
Год создания: 2021
Телеканал: Россия 1
Количество серий: 16
Страны: Беларусь, Украина
Студия: «Студия Квартал-95»
Продолжительность: 52 мин.
В ролях: Федор Добронравов, Виктор Добронравов, Инна Королёва, Николай Добрынин, Татьяна Кравченко, Александр Феклистов, Евгений Капорин, Марина Сердешнюк, Анна Полищук, Константин Чернокрылюк
«Сваты 7 сезон» — продолжение популярного комедийного сериала «Сваты» о приключениях Жени и двух ее семей: деревенских жителей Будько и городских интеллигентов Ковалевых.
О чём сериал «Сваты 7»
Cупруги Будько и Ковалевы-Берковичи снова в водовороте семейных страстей! Любимая внучка Женя выросла и собралась замуж, а неугомонные бабушки и дедушки помогут родной кровинушке сделать правильный выбор. Сваты в своем репертуаре: отдых в Белоруссии выльется в громкий международный скандал, безобидная поездка в Грузию обернется чередой невероятных событий, и даже путешествие в XIX век – семейными неурядицами. Это и комедия, и драма, и мюзикл, и боевик, и стих, и проза, и, конечно, любовь, то есть, вся жизнь – во всем её многообразии.
Сюжетная линия «Сваты 7»
В седьмом сезоне «Сватов» за повзрослевшей Женей стали ухаживать парни. Заботливые бабушки и дедушка беспокоятся за внучку. Впереди их ждет много уморительных приключений и авантюрных путешествий, а также свадьба.
Семейные страсти у Ковалевых-Берковичей и Будько кипят. У любимой внучки главных героев сериала появился жених, с которым она собирается создать семью. Неугомонным бабушкам и дедушке необходимо оценить кандидата на членство в своей семье. Во время отпуска они познакомятся с женихом-иностранцем и его родителями. Ольга Николаевна и Валюха решили отдохнуть в Беларуси, где они станут участницами громкого международного скандала. Семьи побывают в Грузии, где с ними произойдут самые невероятные события. Кроме того, они переместятся в 19-е столетие.
Почему стоит посмотреть сериал
▪ Сериал получил очень высокий зрительский рейтинг как на Украине, так и в России и Белоруссии.
▪ Согласно опросу ВЦИОМ, «Сваты» стали самым популярным телесериалом среди россиян в 2011 году.
▪ В сериале в качестве самих себя снялось множество приглашенных знаменитостей, например, Филипп Киркоров, Жанна Фриске, Ани Лорак или Сергей Зверев.
Интересные факты о Сватах
▪ В сериале нет конкретного указания, в какой стране происходит действие. Село Кучугуры имеется как в России, так и в Украине; в торговом центре можно увидеть надписи на украинском языке; номера машин сватов то российские, то украинские.
▪ Первоначально роль отца Максима, Юрия Анатольевича, должен был играть актер Александр Феклистов, но из-за занятости в параллельных проектах он отказался от роли. Поэтому роль отца досталась Анатолию Васильеву. Александр Феклистов появился в сериале позже, первоначально в эпизодической роли Берковича. Эта роль впоследствии стала одной из главных, заменившей роль Юрия Анатольевича после того, как Анатолий Васильев отказался продолжать участие в съёмках.
▪ Сценарист сериала Андрей Яковлев и актер Анатолий Васильев все время спорили о сюжете картины. Например, Васильев предлагал добавить в сериал больше красок, или в день снимать четыре сцены вместо десяти.
▪ Сериал породил множество других проектов: так, например, вышли мюзикл «Новогодние сваты», спин-офф сериала «Байки Митяя», телепередача «Сваты у плиты», мультсериал «Сватики» и даже цикл документальных фильмов «Сваты: жизнь без грима» и «Сваты-6: За кадром».
▪ Многие музыкальные композиции в сериале исполняют сами актеры.
▪ Актрисы Татьяна Кравченко и Людмила Артемьева уже работали вместе в ситкоме «Кто в доме хозяин?», который транслировался на телеканале СТС с 2006 по 2008 год.
▪ Анна Кошмал училась играть на гитаре непосредственно на съемках — учил ее Федор Добронравов.
▪ Людмила Артемьева и Татьяна Васильева в 2014-2015 годах исполнили главные роли в сериале «Сватьи», сюжет которого аналогичен сюжету первых серий «Сватов» — две бабушки борются за любовь своих детей и внуков.
▪ В 2014 году в Казахстане сняли собственную версию «Сватов» — сериал «Кудалар».
Трейлер ПРЕМЬЕРА сериала «Сваты 7 сезон» смотреть онлайн
Ниже вы можете ознакомиться со всеми сериями подряд комедийного сериала «Сваты 7 сезон» онлайн в хорошем качестве бесплатно на канале 1+1
1-я серия, 7 сезон «Сваты» смотреть онлайн
Сваты неожиданно узнают, что у их внучки Жени появился парень. Вполне возможно, что это старый знакомый. Но насколько он, на самом деле, знакомый? И насколько он старый? Сваты просто обязаны получить ответы на эти вопросы! Уж в чём в чём, а в дедуктивных способностях сватов сомневаться точно не приходится. И пока Шерлок Холмс и Доктор Ватсон нервно курят в сторонке, за дело берутся Берковичи и Будько…
Нажмите на загрузку, чтобы перейти к просмотру
2-я серия, 7 сезон «Сваты» смотреть онлайн
Беркович – древнейшая фамилия, скорее всего берущая своё начало из какого-нибудь старинного знатного рода. Наверняка, у Сан Саныча в роду были самые настоящие князья или графья, или как минимум помещики. Именно поэтому хандра Берковича приобретает такую причудливую форму. Но вот о том, что его знатному роду придётся породниться с другим, гораздо менее знатным, Сан Саныч пока не догадывается…
Нажмите на загрузку, чтобы перейти к просмотру
3-я серия, 7 сезон «Сваты» смотреть онлайн
Как и всех девушек, которым предстояло сказать в загсе «да», Женю обуревает масса сомнений. А он точно любит? А он точно тот самый? А это точно раз и навсегда? На эти и другие её вопросы отвечает известный знаток семейной психологии Иван Степанович Будько. Дабы разложить всё по полочкам Иван Степанович приводит в пример идеальную пару – Ивана и Валюхи. Как выясняется, в жизни идеальной пары бывало всякое…
Нажмите на загрузку, чтобы перейти к просмотру
4-я серия, 7 сезон «Сваты» смотреть онлайн
Ольга Николаевна за спокойствием и тишиной, Валюха за Ольгой Николаевной, Лариса за Валюхой, Митяй за Ларисой… Нет, это не новая трактовка сказки про «Репку». Это сваты отправляются в отпуск! Их гостеприимно встречает Беларусь.
Нажмите на загрузку, чтобы перейти к просмотру
5-я серия, 7 сезон «Сваты» смотреть онлайн
Ольга Николаевна за спокойствием и тишиной, Валюха за Ольгой Николаевной, Лариса за Валюхой, Митяй за Ларисой… Нет, это не новая трактовка сказки про «Репку», это Сваты так ездят в отпуск. В этот раз наших героев гостеприимно встречает Беларусь.
Нажмите на загрузку, чтобы перейти к просмотру
6-я серия, 7 сезон «Сваты» смотреть онлайн
Ольга Николаевна за спокойствием и тишиной, Валюха за Ольгой Николаевной, Лариса за Валюхой, Митяй за Ларисой… Нет, это не новая трактовка сказки про «Репку», это Сваты так ездят в отпуск. В этот раз наших героев гостеприимно встречает Беларусь.
Нажмите на загрузку, чтобы перейти к просмотру
7-я серия, 7 сезон «Сваты» смотреть онлайн
Продолжается история деда Ивана о его с Валентиной молодости. Он вспоминает, что, когда уже была семья и дочка Маша, случилась влюбленность. Объектом страсти была классная руководительница Маши…
Нажмите на загрузку, чтобы перейти к просмотру
8-я серия, 7 сезон «Сваты» смотреть онлайн
Вале снится страшный сон, в котором ей снится рыба и то, как Иван дерется с викингами. Сон был вещим: не к…
Нажмите на загрузку, чтобы перейти к просмотру
9-я серия, 7 сезон «Сваты» смотреть онлайн
Серия переносит зрителей в XIX век. Беркович, наслаждаясь тишиной за городом, переносится в своих фантазиях в далекое прошлое, где он якобы дворянин, у которого собственное имение. Из этих…
Нажмите на загрузку, чтобы перейти к просмотру
10-я серия, 7 сезон «Сваты» (дата выхода неизвестна) смотреть онлайн
Вероятно, сериал «Сваты 7» закончился на 9 эпизоде
Нажмите на загрузку, чтобы перейти к просмотру
Источник
Источник
События:
1724 – Основан Санкт-Петербургский монетный двор – один из крупнейших монетных дворов мира по чеканке монет. Работает до сих пор как филиал ФГУП «Гознак».
1754 – Михаил Ломоносов испытал модель «аэродромической машины» – «винтовой аппарат, который, если его вращать с большой скоростью, ввинчивается в воздух и подымается вверх». Позже устройство назвали геликоптером, ставшим прообразом вертолета.
1817 – В Москве состоялось торжественное открытие Манежа, построенного по проекту инженера-механика генерал-лейтенанта Августина Бетанкура в честь пятилетия победы в Отечественной войне 1812 года. В 1824–1825 годах Осип Бове оформил фасады.
1821 – В Петербурге учреждено общество поощрения художников, основанное группой меценатов (И.А. Гагарин, П.А. Кикин, А.И. Дмитриев-Мамонов и др.) с целью содействовать развитию изящных искусств, распространению художественных познаний, образованию художников и скульпторов. На гранты общества (так называемый пенсион) за границу для обучения ездили молодые художники: К.П. Брюллов и А.П. Брюллов, А.А. Иванов. Общество способствовало освобождению талантливых крепостных художников из крепостной зависимости, оказывало им материальную поддержку (братья Чернецовы, Т.Г. Шевченко, И.С. Щедровский, А.А. Агин и другие). Общество сыграло важнейшую роль в пропаганде изобразительного искусства путём тиражирования произведений, благодаря обществу в России серьёзно было продвинуто развитие эстампа: литографии и ксилографии. При обществе имелись школа с мастерскими и музей с библиотекой и постоянной художественной выставкой.
1863 – В Петербурге была пущена первая очередь водопровода. До этого петербуржцы пользовались колодцами или услугами водовозов. Возможность пользоваться водопроводом получили около 400 тысяч жителей центральной части города, ограниченной Невой, Обводным каналом и рекой Пряжкой. Длина водопроводной сети составила 100 верст. Мощность водопровода составила 1,4 млн. ведер в сутки.
1875 – Русский инженер Павел Николаевич Яблочков открыл так называемую «электрическую свечу», в которой две угольные пластинки, разделенные фарфоровой вставкой, служили проводниками электричества, между которыми возникала дуга. В 1876 году он представил свое изобретение на лондонской выставке физических приборов, и оно получило известность.
1905 – Советом народных депутатов провозглашена Новороссийская республика – рабоче-крестьянское самоуправление, установленное Советом рабочих депутатов в Новороссийске в период Первой русской революции. Просуществовало до 26 декабря.
1937 – Первые выборы в Верховный Совет СССР на основе новой Конституции.
1941 – Великая Отечественная война: освобождены Солнечногорск и Сталиногорск (с 1961 года Новомосковск).
1979 – Принято постановление о вводе советских войск в Афганистан. По предложению комиссии Политбюро Центрального комитета КПСС по Афганистану, в состав которой входили Ю. Андропов, Д. Устинов, А. Громыко и Б. Пономарев принято постановление об оказании Афганистану военной помощи путем ввода на территорию страны советских войск. Накануне – 8 октября 1979 года – был убит основатель Народно-демократической партии Афганистана и первый руководитель Демократической Республики Афганистан Нур Мухаммад Тараки. К власти в стране пришел Хафизулла Амин. Эти события были расценены в Кремле как контрреволюционный переворот. Было решено поддержать сторонников концепции социализма в Афганистане, пришедших к власти в результате Апрельской революции 1978 года.
1991 – На IV сессии Верховного Совета РСФСР в рамках совместного заседания Совета Республики и Совета Национальностей большинством голосов приняты решения о ратификации Беловежских соглашений и о денонсации Союзного договора 1922 года и отзывает депутатов из Верховного Совета СССР. Против ратификации голосовало семеро: С. Бабурин, Н. Павлов, В. Исаков, И. Константинов, С. Полозков, В. Балала, П. Лысов, а против денонсации всего трое: С. Бабурин, В. Исаков, П. Лысов. Фактический развал СССР перешел в заключительную фазу, а юридический, по мнению многих экспертов, не начинался до сих пор.
1993 – Принята новая Конституция Российской Федерации.
1997 – В прокат вышел художественный фильм А. Балабанова «Брат». В главных ролях: Сергей Бодров-младший, Виктор Сухоруков, Светлана Письмиченко и др.
2019 – Самый мощный в мире ледокол «Арктика» вышел на ходовые испытания. Ледокол отправился от причала АО «Балтийский завод» в направлении Финского залива. Ледокол введён в эксплуатацию 21 октября 2020 года.
В этот день родились:
Анна Мария Тюссо, фамилия при рождении Гросхольц, (1761–1850) – скульптор, основательница известного музея восковых фигур мадам Тюссо в Лондоне. Искусству создания восковых фигур Анна научилась у доктора Филиппа Вильгельма Куртиуса из Берна, у которого ее мать работала экономкой.
Николай Михайлович Карамзин (1766–1826) – русский писатель и историк. Создатель «Истории государства Российского» в 12 томах.
Альберт Катеринович Ка́вос (1800–1863) – русский архитектор итальянского происхождения, академик архитектуры Императорской Академии художеств, известный главным образом как строитель театров. Самой известной его работой в Петербурге стал Мариинский театр, построенный в 1860 году. В 1853–1856 годах Кавос руководил восстановлением московского Большого театра.
Гюстав Флобер (1821–1880) – французский писатель. 200 лет со дня рождения.
Алексей Фёдорович Афанасьев (1850– 1920) – русский живописец-жанрист, график, карикатурист, иллюстратор, член Товарищества передвижных художественных выставок.
двойной клик — редактировать изображение
Эдвард Мунк (1863–1944) – норвежский живописец и график, один из первых представителей экспрессионизма, самым узнаваемым образом которого стала картина «Крик».
двойной клик — редактировать изображение
Василий Семёнович Гроссман, настоящее имя Иосиф Соломонович Гроссман (1905–1964) – русский советский писатель и журналист, военный корреспондент. Главная книга писателя – роман «Жизнь и судьба».
Евгений Захарович Воробьёв (1910–1990) – советский прозаик, публицист и сценарист. Член Союза писателей СССР, автор более тридцати книг. Участник Великой Отечественной войны. По романам «Высота» и «Земля, до востребования» сняты художественные фильмы.
Владимир Яковлевич Шаинский (1925–2017) – советский и российский композитор, пианист, певец, скрипач, актёр. Народный артист РСФСР. Лауреат Государственной премии СССР.
Чингиз Торекулович Айтматов (1928–2008) – советский и российский писатель; дипломат. Герой Социалистического Труда; лауреат Ленинской и трёх Государственных премий СССР.
Леонид Фёдорович Быков (1928–1979) – советский актёр, кинорежиссёр и сценарист; заслуженный артист РСФСР.
Александр Николаевич Коновалов (род. 1933) – советский и российский врач-нейрохирург, педагог, профессор. Директор, затем президент Федерального государственного автономного учреждения «Национальный медицинский исследовательский центр нейрохирургии имени академика Н. Н. Бурденко» Министерства здравоохранения Российской Федерации. Доктор медицинских наук. Академик АМН СССР. Академик РАН. Заслуженный деятель науки Российской Федерации. Герой Труда Российской Федерации № 1. Лауреат Государственной премии СССР. Дважды лауреат Государственной премии РФ.
Александр Павлович Харитонов (1940–1993) – русский советский художник, акварелист.
двойной клик — редактировать изображение
Виталий Мефодьевич Соломин (1941–2002) – советский и российский актёр театра и кино. Народный артист РСФСР. 80 лет со дня рождения.
Фёдор Филиппович Конюхов (род. 1951) – советский и российский путешественник, писатель, художник, священник. 70 лет!
Николай Иванович Носков (род. 1956) – советский и российский музыкант, певец, композитор, заслуженный артист России. Неоднократный обладатель музыкальных премий «Золотой граммофон», «Овация», а также лауреат премии ФСБ России.
Сергей Николаевич Присекин (1958– 2015) – советский и российский живописец, педагог, художник студии военных художников имени М. Б. Грекова. Академик Российской академии художеств, Народный художник Российской Федерации; лауреат Премии Ленинского комсомола; полковник вооружённых сил Российской Федерации.
двойной клик — редактировать изображение