Роль предметной детали в романе обломов сочинение

Роман и. а. гончарова обломов - это роман о движении и покое. автор, раскрывая суть движения и покоя, использовал множество

Роман И. А. Гончарова “Обломов” — это роман о движении и покое. Автор, раскрывая суть движения и покоя, использовал множество различных художественных приемов, о которых было и будет сказано немало. Но часто, говоря о приемах, использованных Гончаровым в его произведении, забывают о немаловажном значении деталей. И тем не менее в романе присутствует много на первый взгляд незначительных элементов, и им отводится не последняя роль. Раскрывая первые страницы романа, читатель узнает, что на Гороховой улице в большом доме живет Илья Ильич Обломов. Гороховая улица — одна из главных улиц Петербурга, на ней жили представители высшей аристократии. Узнав позже, в какой обстановке живет Обломов, читатель может подумать, что автор хотел ввести его в заблуждение, подчеркнув название улицы, где жил Обломов. Но это не так. Автор хотел не запутать читателя, а, наоборот, показать, что Обломов все же мог бы быть чем-то иным, чем он есть на первых страницах романа; что в нем есть задатки человека, который смог бы проложить себе дорогу в жизнь. Поэтому и живет он не где-нибудь, а на Гороховой улице. Еще одна деталь, о которой редко упоминается, — это цветы и растения в романе. Каждый цветок имеет свое значение, свою символику, а поэтому упоминания о них не случайны. Так, например, Волков, предлагавший Обломову ехать в Катерингоф, собирался купить букет камелий, а Ольге тетка советовала купить ленты цвета анютиных глазок. Во время прогулки с Обломовым Ольга сорвала ветку сирени. Для Ольги и Обломова эта ветка явилась символом начала их отношений и в то же время предвестила конец. Но пока они не думали о конце, были полны надежд. Ольга пела Саз1а йгуа, чем, наверное, и покорила окончательно Обломова. Он увидел в ней ту самую непорочную богиню. И действительно, слова эти — “непорочная богиня” — в какой-то мере характеризуют Ольгу в глазах Обломова и Штольца. Для них обоих она действительно была непорочной богиней. В опере эти слова обращены к Артемиде, которую называют богиней Луны. А ведь влияние луны, лунных лучей отрицательно сказывается на влюбленных. Поэтому и расстаются Ольга и Обломов. Что же со Штольцем? Неужели он не поддается влиянию луны? Но здесь мы видим союз слабеющий. Ольга перерастет Штольца в своем духовном развитии. А если для женщин любовь — это поклонение, то видно, что и здесь луна окажет свое пагубное воздействие. Ольга не сможет оставаться с человеком, которому не поклоняется, которого не превозносит. Еще одна очень значимая деталь — это развод мостов на Неве. Как раз тогда, когда в душе Обломова, жившего у Пшеницыной, начался перелом в сторону Агафьи Матвеевны, ее заботы, ее райского уголка; когда он со всей отчетливостью понял, какой будет его жизнь с Ольгой; когда он испугался этой жизни и начал погружаться в “сон”, как раз тогда и развели мосты. Между Обломовым и Ольгой прервалось сообщение, порвалась нить, которая их связывала, а, как известно, нить можно связать “насильно”, но заставить ее срастись нельзя, поэтому, когда мосты навели, связь между Ольгой и Обломовым не восстановилась. Ольга вышла замуж за Штольца, они поселились в Крыму, в скромном домике. Но домик этот, его убранство “носило печать мысли и личного вкуса хозяев”, что уже немаловажно. Мебель в их домике не была удобной, но было там множество гравюр, статуй, книг, пожелтевших от времени, что говорит об образованности, высокой культуре хозяев, для которых ценны старые книги, монеты, гравюры, которые постоянно находят в них что-то новое для себя. Таким образом, в романе Гончарова “Обломов” присутствует много деталей, истолковать которые — значит понять роман глубже.

Название: Гончаров и. а. — Роль художественной детали в романе обломов
Раздел: Остальные рефераты
Тип: сочинение
Добавлен 04:02:22 04 октября 2010 Похожие работы
Просмотров: 48
Комментариев: 6
Оценило: 0 человек
Средний балл: 0
Оценка: неизвестно   Скачать

Срочная помощь учащимся в написании различных работ. Бесплатные корректировки! Круглосуточная поддержка! Узнай стоимость твоей работы на сайте 64362.ru
Привет студентам) если возникают трудности с любой работой (от реферата и контрольных до диплома), можете обратиться на FAST-REFERAT.RU , я там обычно заказываю, все качественно и в срок) в любом случае попробуйте, за спрос денег не берут)
Да, но только в случае крайней необходимости.

Сочинение: Гончаров и. а. — Роль художественной детали в романе обломов
Курсовая работа: Роль банковской системы в современной рыночной экономике
Курсовая работа по теме Разработка автоматизированной системы учета работника библиотечного фонда «Национальная библиотека Украины имени В.И. Вернадского»
Реферат: The Great Gatsby Gatsby
Отчет по практике: Оценка эффективности управления персоналом на примере туристического агентства «Русские путешествия»
Контрольная работа по теме Происхождение человека
Дипломная Работа На Тему Кристалохімія Атомних Дефектів У Напівпровідниках Структури Сфалериту І Вюрциту.
Курсовая Работа На Тему Месячный График Работы Группы Судов
Олеся Аргументы К Сочинению Разговор С Собой
Реферат: Владимир Ильич как государственный деятель
Реферат: The Old Man
Дипломная работа по теме Определение путей оптимизации налогов и платежей организации ТЭР ДУП ‘Гомельжелдортранс’
Государственная Должность Реферат
Дипломная работа по теме Переходные явления в лексико-грамматических разрядах имен существительных
Логистика на предприятии
Как Считают Слова В Сочинении Егэ
Дипломная работа: Договор страхования
Реферат На Тему Применение Гироскопов
Реферат: Анализ расчетов с покупателями
Реферат: Циклы развития бизнеса
Курсовая Работа На Тему Денежная Масса И Скорость Обращения Денег
Курсовая работа: Технология возделывания и уборки ячменя на торфяно-болотных почвах с комплексом приёмов по их окультуриванию
Доклад: Дементьев Андрей Дмитриевич
Сочинение: Посланец партии образ Давыдова по роману Поднятая целина

Произведение Гончарова «Обломов» – это социально-психологический роман, написанный в середине 19 века.

Книга повествует о судьбе русского мещанина Ильи Ильича Обломова, личности с тонкой душевной организацией, не сумевшем найти собственное место в быстроменяющемся мире современной ему России.

Особую роль в раскрытии идейного смысла романа играет изображение автором природы – в «Обломове» пейзажи являются отображением внутреннего мира героя, тесно связаны с его чувствами и переживаниями.

Сочинение на тему Любовь — аргументы и примеры текстовСочинение на тему — Мой лучший друг (5 вариантов текстов)Cочинение на тему: Мой любимый школьный предмет — 5 образцовПоэт и поэзия в лирике Михаила Юрьевича Лермонтова

И. А. Гончаров славился среди других писателей тем, как мастерски умел описывать окружающий мир. Пейзаж и его функция в романе «Обломов», самом известном творении автора, стали объектом исследования многих ученых. Роль природы в произведении важна. С помощью нее читатель видит атмосферу, в которой происходят события, через природные явления передается также внутреннее состояние героя.

Содержание

Природа Обломовки

Наиболее ярким пейзажем романа является природа Обломовки, воспринимаемая читателем сквозь призму сна Ильи Ильича. Тихая, отдаленная от шума и суеты городов природа деревни привлекает своим спокойствием и безмятежностью.

Здесь нет ни дремучих устрашающих лесов, ни беспокойного моря, ни высоких далеких гор или ветреных степей, ни благоухающих цветников, только пахнет полевой травой и полынью – по словам автора, поэт или мечтатель вряд ли бы остались довольны незатейливым пейзажем этой местности.

Мягкая, гармоничная природа Обломовки не требовала крестьян трудиться, что и создавало особое, ленное настроение жизни во всей деревне – размеренное течение времени прерывалось только сменами пор года или свадьбами, днями рождения и похоронами, которые так же быстро отходили в прошлое, сменяясь спокойствием умиротворяющей природы.

Сон Обломова – отражение его детских впечатлений и воспоминаний.

Мечтательный Илья еще с малых лет воспринимал мир через красоту сонных пейзажей Обломовки, хотел исследовать и узнать окружающий мир, но чрезмерная опека родителей привела к увяданию в герое активного начала и способствовала постепенному впитыванию того «обломовского» размеренного ритма жизни, который для него, уже взрослого, стал единственно правильным и приятным.

Характеристика Обломова

В Обломовке вырос главный герой Илья Ильич. У него было много слуг, которые ухаживали, кормили и веселили. Однажды мальчик решил одеться сам, а ему родители с удивлением запретили. Думали зачем что-то делать, если есть множество прислуг. Персонажу разрешалось поступать так, как он хочет, кроме прогулки у развалившейся галереи.

  • Когда барин вырос, сформировывается ложная картина мира, потому что он привык ждать решения вопросов от кого-то. Жизнь у ребенка была по другим правилам, получение желаемого без усилий. Поэтому взрослый Обломов не может ничего сделать самостоятельно и не хочет чем-то заниматься.
  • После переезда в Петербург он не смог адаптироваться к новому образу жизни, как у активного населения. Родовое имение, перешедшее ему от отца с матерью, располагается в тысячи километров от города, где находится персонаж. Смерть родителей ухудшает положение хозяйства в имении, потому что барин получился непутевым хозяином. Число душ в деревне уменьшилось. Было 350 жителей, затем 300, так как некоторые умерли, а кто-то сбежал.

Со временем старинные рецепты вкусной еды потерялись, пришли в негодность несколько производств. Поэтому Илья получал маленький доход от деревни. Жил в городе и не думал приехать обратно домой, хотя с наследственным гнездом у него связаны наиболее теплые воспоминания.

Барин вспоминает о том, как слуга ему читала сказки всегда со счастливым концом, где добро побеждает зло. Отец смотрит в окно за тем, что происходит на улице. Мать следит за приготовлением еды. Считал такое место лучшим для существования, потому что время протекало спокойно и не нарушался образ жизни, в котором все делают за него.

Мечтает создать такую же Обломовку, чтобы были дети, много прислуг и неспешная, монотонная жизнь.

Отчасти что-то удается устроить. Например, если описать его деятельность в городе, то он только спит. Пищу готовит кухарка Анисья, а прислуга Захар, который с детства приглядывает за барином, занимается делами за него.

Четыре поры любви

Природа в романе «Обломов» выполняет особую смысловую и сюжетную нагрузку. Прежде всего, она отражает состояния героя.

Символом нежного чувства между Ольгой и Обломовым становится хрупкая ветка сирени, которую девушка дает Илье Ильичу, на что тот отвечает, что более любит ландыши, и расстроенная Ольга роняет ветку.

Но на следующее свидание, будто приняв чувства девушки, Обломов приходит с этой же веточкой. Даже в момент, когда Илья Ильич говорит девушке, что «цвет жизни опал», Ольга вновь срывает ему ветку сирени как символ весны и продолжения жизни.

В период расцвета их отношений тихая летняя природа словно благоволит их счастью, перед влюбленным раскрываются ее тайны, особые смыслы. Описывая состояние Обломова, автор сравнивает его счастье с красотой восхищающего летнего заката.

Совершенно другой предстает природа в моменты, когда Обломов начинает сомневаться в светлом будущем их любви, сравнивая их с дождливой погодой, серым, закрытым печальными облаками небом, сыростью и холодом. В это же время Ольга замечает, что сирень уже отошла – словно отошла и их любовь.

Отдаление героев подчеркивается изображением осеннего пейзажа, облетевших листьев и неприятно кричащих воронов, когда герои не могут более прятаться за свежей зеленой листвой, постигая тайны живой природы и собственной души.

Расставание возлюбленных сопровождается снегопадом, под который попадает Обломов – весенняя любовь, символом которой была нежная ветка сирени, окончательно умирает под снежным покрывалом холода.

Любовь Обломова и Ольги словно является частью той далекой, привычной Илье Ильичу «обломовской» жизни.

Начавшись весной и закончившись поздней осенью, их чувства становятся частью естественного течения времени живой природы, смены пор года от зарождения и расцвету к угасанию и смерти, за которой последует новое рождение – любовь Обломова к Агафье и Ольги ко Штольцу.

В финале романа автор описывает пейзаж скромного кладбища, где похоронен Обломов. Как напоминание о прекрасном чувстве героя у могилы растет посаженная друзьями сирень, и пахнет полынью, словно герой вновь вернулся в родную Обломовку.

Пейзаж и его функции в романе «Обломов»

Введение

Произведение Гончарова «Обломов» — это социально-психологический роман, написанный в середине 19 века.

Книга повествует о судьбе русского мещанина Ильи Ильича Обломова, личности с тонкой душевной организацией, не сумевшем найти собственное место в быстроменяющемся мире современной ему России.

Особую роль в раскрытии идейного смысла романа играет изображение автором природы — в «Обломове» пейзажи являются отображением внутреннего мира героя, тесно связаны с его чувствами и переживаниями.

Природа Обломовки

Наиболее

ярким пейзажем романа является природа Обломовки, воспринимаемая читателем сквозь призму сна Ильи Ильича. Тихая, отдаленная от шума и суеты городов природа деревни привлекает своим спокойствием и безмятежностью.

Здесь нет ни дремучих устрашающих лесов, ни беспокойного моря, ни высоких далеких гор или ветреных степей, ни благоухающих цветников, только пахнет полевой травой и полынью — по словам автора, поэт или мечтатель вряд ли бы остались довольны незатейливым пейзажем этой местности.

Мягкая, гармоничная природа Обломовки не требовала крестьян трудиться, что и создавало

особое, ленное настроение жизни во всей деревне — размеренное течение времени прерывалось только сменами пор года или свадьбами, днями рождения и похоронами, которые так же быстро отходили в прошлое, сменяясь спокойствием умиротворяющей природы.

  Сочинение Трагедия Катерины в пьесе Гроза Островского

Сон Обломова — отражение его детских впечатлений и воспоминаний.

Мечтательный Илья еще с малых лет воспринимал мир через красоту сонных пейзажей Обломовки, хотел исследовать и узнать окружающий мир, но чрезмерная опека родителей привела к увяданию в герое активного начала и способствовала постепенному впитыванию того «обломовского» размеренного ритма жизни, который для него, уже взрослого, стал единственно правильным и приятным.

Четыре поры любви

Природа в романе «Обломов» выполняет особую смысловую и сюжетную нагрузку. Прежде всего, она отражает состояния героя.

Символом нежного чувства между Ольгой и Обломовым становится хрупкая ветка сирени, которую девушка дает Илье Ильичу, на что тот отвечает, что более любит ландыши, и расстроенная Ольга роняет ветку.

Но на следующее свидание, будто приняв чувства девушки, Обломов приходит с этой же веточкой. Даже в момент, когда Илья Ильич говорит девушке, что «цвет жизни опал», Ольга вновь срывает ему ветку сирени как символ весны и продолжения жизни.

В период расцвета их отношений тихая летняя природа словно благоволит их счастью, перед влюбленным раскрываются ее тайны, особые смыслы. Описывая состояние Обломова, автор сравнивает его счастье с красотой восхищающего летнего заката.

Совершенно другой предстает природа в моменты, когда Обломов начинает сомневаться в светлом будущем их любви, сравнивая их с дождливой погодой, серым, закрытым печальными облаками небом, сыростью и холодом. В это же время Ольга замечает, что сирень уже отошла — словно отошла и их любовь.

Отдаление героев подчеркивается изображением осеннего пейзажа, облетевших листьев и неприятно кричащих воронов, когда герои не могут более прятаться за свежей зеленой листвой, постигая тайны живой природы и собственной души.

Расставание возлюбленных сопровождается снегопадом, под который попадает Обломов — весенняя любовь, символом которой была нежная ветка сирени, окончательно умирает под снежным покрывалом холода.

Любовь Обломова и Ольги словно является частью той далекой, привычной Илье Ильичу «обломовской» жизни.

Начавшись весной и закончившись поздней осенью, их чувства становятся частью естественного течения времени живой природы, смены пор года от зарождения и расцвету к угасанию и смерти, за которой последует новое рождение — любовь Обломова к Агафье и Ольги ко Штольцу.

В финале романа автор описывает пейзаж скромного кладбища, где похоронен Обломов. Как напоминание о прекрасном чувстве героя у могилы растет посаженная друзьями сирень, и пахнет полынью, словно герой вновь вернулся в родную Обломовку.

Заключение

Пейзаж в романе «Обломов» выполняет ведущую смысловую и сюжетообразующую функции. Тонкое ощущение природы, течения ее естественного времени и вдохновение каждым ее проявлением в произведении доступно только рефлексирующему, мечтательному Обломову и влюбленной Ольге.

После замужества, при изображении жизни девушки со Штольцем в Крыму, Ольга неосознанно для себя теряет то умение чувствовать каждое проявление природы, которое было у нее во время отношений с Обломовым.

Автор словно пытается показать читателю, что, несмотря на скорость урбанизированного мира, человеку неподвластно естественное изменение циклов природы — текучих и меняющихся на протяжении всей человеческой жизни.

Общее значение пейзажа

В финальной главе после смерти главного героя Обломова Гончаров приводит описание пейзажа кладбища, где захоронен Илья Ильич. Друзья посадили на его могиле ветку сирени, вокруг царит запах полыни.

Это заставляет окунуться в философские размышления, вернуться мыслями в Обломовку. Этим приемом Гончаров достигает эффекта того, что после смерти главный герой оказался в том месте, где родился.

Смысл в том, чтобы показать, как в тексте романа работает кольцевая композиция.

После анализа всех важных элементов можно сделать вывод, что пейзаж играет сюжетообразующую функцию в романе.

И Обломов, и Ольга тонко чувствуют окружающий мир, поэтому между ними вспыхнула любовь в самое прекрасное время года.

Они переживали свои чувства вместе с природой, поэтому не удивительно, что их эмоции угасли тогда, когда зимой вокруг не осталось ничего, что раньше приносило им обоим удовольствие.

Читатель видит, что отношения с Обломовым наложили отпечаток на Ольгу. Только рядом с ним она была чуткой и восприимчивой к окружающему миру. В браке со Штольцем она потеряла способность чувствовать любые проявления природы. Она будто заснула той зимой и больше не пробудилась ото сна.

Также Гончаров показывает, что человек, поддаваясь прогрессу и урбанизации, отдаляется от природы, но воздействовать на нее он никогда не сможет. В тексте видна философия: мир вокруг гораздо выше человеческого понимания, этого не нужно забывать.

Роль пейзажа и образов природы в романе И.А. Гончарова «Обломов»

Назначение пейзажа (как и многих других художественных приёмов в данном произведении) подчинено основной цели – показать историю возникновения такого человеческого характера, как Обломов, историю формирования его личности и особенности его образа жизни.

В восьмой главе романа автор упоминает о любимой мечте Ильи Ильича – жить в деревне. И картины этой жизни всегда связаны не только «со сладкой едой и сладкой ленью», но и с замечательной сельской природой.

Он хотел бы сидеть за чашкой чая «под непроницаемым для солнца навесом деревьев, …наслаждаясь… прохладой, тишиной; а вдали желтеют поля, солнце опускается за знакомый березняк и румянит гладкий, как зеркало, пруд…».

Обязательно видятся Обломову «вечное лето, вечное веселье» и много еды для гостей с «неувядающим аппетитом».

Почему так? Почему он такой, а «не другой»? Этот вопрос возникает как у читателей, так и у самого героя. Иногда Обломову становится «грустно и больно за свою неразвитость, остановку в росте нравственных сил…».

Особенно страшно становилось, когда в душе вдруг зарождалось «представление о человеческой судьбе и назначении…», и он «болезненно чувствовал, что в нём зарыто, как в могиле, какое-то хорошее, светлое начало…», но «глубоко и тяжело завален клад дрянью».

Понимал Обломов, что надо бы сбросить всё это наносное, весь этот хлам, мешающий жить полнокровно, и … мысль послушно возвращала его в мир, где всё прекрасно, где чудесные картины природы позволяли забыть о тревогах, уйти от беспокоящей душу реальности.

Своеобразная, «обломовская» любовь к природе, соединённая с мечтательностью, вносила в жизнь героя успокоение и даже ощущение счастья.

В девятой главе Гончаров рисует мир, где герой романа мог бы жить счастливо, если бы никогда не покидал родную Обломовку. Именно здесь мы находим ответы на многие вопросы и понимаем, почему душой стремился Илья Ильич в этот «благословенный уголок».

Гончаров не сразу начинает главу с описания «чудного края».

Он даёт сначала пейзажные зарисовки в виде сменяющих друг друга прекрасных картин, очень контрастных по отношению к природе Обломовки, что также позволяет понять, почему этот край и эта природа способствовали зарождению обломовского характера.

Здесь «нет моря, нет высоких гор, скал и пропастей, ни дремучих лесов – нет ничего грандиозного, дикого и угрюмого».

И автор объясняет отрицательный взгляд обывателей на экзотические пейзажи: образы бушующего моря, мощь стихии или вид неприступных скал, грозных гор и пропастей наводят тоску, страх, тревогу на душу, терзая её, и «сердце смущается робостью…». Такая природа не способствует «увеселению» жизненного настроения, не успокаивает, не «убаюкивает», а помогает формированию деятельного и энергичного характера, который способен преодолевать препятствия, бороться с трудностями.

Иное дело Обломовка – чудный край! Мирный, райский уголок, где небо обнимает с любовью мягкую землю, а солнце целых полгода согревает её ласковыми лучами. Край этот «…представлял ряд живописных этюдов, весёлых, улыбающихся пейзажей.

Песчаные и отлогие берега светлой речки, подбирающийся с холма к воде мелкий кустарник, искривлённый овраг с ручьём на дне и берёзовая роща… Всё сулит там покойную, долговременную жизнь до желтизны волос и незаметную, сну подобную смерть».

Это дремлющее, сказочное царство природы средней полосы России, где, возможно, и приютилась Обломовка, воспитывало в господах мечтательность, медлительность и  ожидание сказочного бытия на весь жизненный период. Сон путался с явью, мечта с реальностью.

Для Ильи Обломова родная природа была как няня, напевающая колыбельную и рассказывающая сказки. Образ природы как колыбели сопровождает Обломова в течение всей жизни, все его помыслы и мечты взлелеяны в детстве, в уютной Обломовке.

От жителей Обломовки и даже от родителей Илья Ильич отличается, прежде всего, своей духовностью: он получил образование, его нравственные идеалы благородны, он любит природу и хотел бы жить в гармонии с окружающим миром и в ладу с совестью, но без тревог и печалей, без напряжения для сердца и ума.

А это невозможно в реальности, любой уют и комфорт нужно создавать,  и для этого человек должен приложить определённые усилия. Обломов строит планы о новом доме, но дальше планов дело не продвинулось, и строительством будет вынужден заняться его друг, Андрей Штольц.

Илья Ильич рисует другу чудесные картины будущей жизни в обновлённой усадьбе. Главное его желание – принимать у себя дорогих гостей, общаться с друзьями на лоне природы.

Само по себе желание «искать в природе сочувствия», можно сказать, идеальное, однако мечты о деревенском общении с природой сводились к прогулкам по тенистой аллее, обедам на поляне, к чаепитиям в беседке под шелест листьев.

Вечный праздник, и природа здесь союзник, а вернее, декорация райского бытия: «Река чуть плещет; колосья волнуются от ветерка…». И отдых человеку, который никогда не трудится, нужен не для перемены деятельности и избавления от усталости, а в целях борьбы со скукой. Пейзаж здесь будет исполнять роль объекта для созерцания и наслаждения духовного.

Потребительское, созерцательное отношение к окружающему миру, пассивный взгляд на собственную жизнь возникли не под влиянием мирной природы «благословенного уголка», а в результате соединения многих причин и обстоятельств.

Но пейзаж и образы природы в романе Гончарова «Обломов» помогают понять, что такое «обломовщина» и где её истоки. Картины природы использованы автором и как фон для райской жизни, и как песня, под которую сладко дремлется, и как добрый опекун, необходимый барину в праздности и лени.

Хотя следует признать, что умение видеть прекрасное, любоваться природой и любить её – замечательные человеческие качества, говорящие о красоте души как главного героя, так  и самого автора, мастерски  использовавшего пейзаж в романе. И.А.

Гончарову удалось с помощью пейзажа показать также, что его «лишний» в обществе человек обладает «чистой как хрусталь», благородной душой с добрыми помыслами и честным отношением к людям.

рекомендовать

Пейзаж и его функции в романе «Обломов», описание природы – сочинение по теме

И. А. Гончаров славился среди других писателей тем, как мастерски умел описывать окружающий мир. Пейзаж и его функция в романе «Обломов», самом известном творении автора, стали объектом исследования многих ученых. Роль природы в произведении важна. С помощью нее читатель видит атмосферу, в которой происходят события, через природные явления передается также внутреннее состояние героя.

Введение

Произведение Гончарова «Обломов» – это социально-психологический роман, написанный в середине 19 века.

Книга повествует о судьбе русского мещанина Ильи Ильича Обломова, личности с тонкой душевной организацией, не сумевшем найти собственное место в быстроменяющемся мире современной ему России.

Особую роль в раскрытии идейного смысла романа играет изображение автором природы – в «Обломове» пейзажи являются отображением внутреннего мира героя, тесно связаны с его чувствами и переживаниями.

Художественное время и пространство в романе «Обломов» И. А. Гончарова

Для писателя и пространство, и время являются не только объектом изображения, но так­же важным средством в худо­жественном освоении мира. Обращение к пространст­венно-временной организации романа поможет луч­ше разобраться в идейно-художественной структуре «Обломова».

В первой части действие происходит, как вычис­лили ученые на основании ряда исторических собы­тий, упоминаемых в романе, 1 мая 1843 г. и про­должается вся первая часть всего лишь несколько часов: с утра и, примерно, до половины пятого дня. Все это время Обломов то лежит, то сидит на дива­не. Первая часть заканчивается приездом Штольца.

  Самое невероятное — Ганс Христиан Андерсен

Значительно ускоряется движение времени во вто­рой и третьей частях, где под влиянием Ольги про­исходит пробуждение героя. Время действия здесь — несколько месяцев (до поздней осени 1843 г.). И, наконец, четвертая часть. На Выборгской стороне Обломов провел восемь долгих лет — до 1851 г.

Казалось бы, время как будто движется быстрее: то целая часть охватывала всего лишь несколько ча­сов, потом две части вместили в себя насколько месяцев, а тут — целых восемь лет. Но по сути время в последней части фактически останавливает­ся. Сколько именно лет провел Обломов у Пшеницыной — совершенно неважно.

Прожил он там во­семь лет или восемнадцать, от этого ровно никаких изменений не произошло бы.

Создается впечатление, что время вообще хочет вернуться вспять. Ведь идеал Обломова тоже в прошлом, но отнюдь не в будущем. «Грезится ему, что он достиг той обетованной земли, где текут ре­ки меду и молока, где едят незаработанный хлеб, ходят в золоте и серебре…» Вот и осуществилась его мечта об утраченном рае… А упоминание о незаработанном хлебе особенно показательно и крас­норечиво.

Правда, и здесь время от времени жизнь «трога­ет». Ну, что ж, в таком случае нужно спрятаться от нее, стать незаметным, забиться в такую узкую, маленькую щелочку, чтобы никто не заметил, не тронул, не потревожил.

Вспомните первую часть романа. Как характерно желание Обломова занять как можно меньше места, спрятаться в свой халат, как в футляр, отгоро­диться от жизни, ее шума, тревог и запросов.

Положение меняется во второй и третьей частях: под влиянием Штольца, а затем и Ольги сфера действия и поступков Обломова расширяется, но до известных пределов. В четвертой же части прост­ранство героя снова становится предельно узким.

Сонный покой опять обволакивает Обломова, «на­стоящее и прошлое слилось и перемешалось». Он «наконец решил, что ему некуда больше идти, нечего искать, что идеал его жизни осуществился».

И в самом деле, на Выборгской стороне его окру­жает все то же, что так привычно ему было с детства: покой, бездействие, культ еды.

По существу, мы имеем дело с тем же «сонным царством», которое так выразительно было изображено Гончаровым в знаменитом «Сне Обломова».

Достаточно вспомнить разговоры в доме Пшеницыной о том, что англичане кому-то ружья продали — то ли в Испанию, то ли в Индию и что неведомо какой посланник был недо­волен, и что война будет с турецким пашой…

И во всех этих разговорах принимает участие тот самый Илья Обломов, который некогда двум сест­ричкам Гете и Байрона читал, готовился к како­му-то великому поприщу, хотел стать знаменитым мыслителем или художником… (Бывший романтик «пил, ел, скучал, толстел, хирел…»)

Судьба Ильи Ильича Обломова заставляет задумы­ваться над сложнейшими вопросами о свободе воли и необходимости (жить как нужно или как хочу?), о том, где пределы допустимого насилия над чело­веческой личностью (даже с предположительной ус­тановкой «во благо»).

Подробный и неторопливый рассказ Гончарова будит сознание, тревожит чувст­ва.

Можно вспомнить по этому поводу и замеча­тельную лермонтовскую мысль (из «Героя нашего времени»), ставшую бесценной традицией русской литературы: «История души человеческой, хотя бы самой мелкой души, едва ли не любопытнее и не полезнее истории целого народа». Материал с сайта //iEssay.ru

Время от времени мы вынуждены признавать, что роман Гончарова дает ответы не на все постав­ленные вопросы. Что поделаешь! Давно уже заме­чено, что и вся русская литература в значительно большей степени есть литература вопросов, а не ответов. Согласитесь: язык допускает словосочетание «вечные вопросы», но невозможно сказать: «вечные ответы». Их просто нет.

Обломов вошел в наше сознание не только как литературный, но и как общественно-психологичес­кий тип. В нем содержатся важные уроки и предо­стережения, адресованные и современникам, и после­дующим поколениям.

Драматическая судьба героя, его горькие размышления о человеческой судьбе и назначении, о собственной его жизни, прожитой бес­полезно и бесплодно, вечные вопросы о смысле жиз­ни, о необходимости нравственного выбора — все эти проблемы актуальны и сегодня.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском ↑↑↑

На этой странице материал по темам:

  • обломос и время
  • художественное время в романе обломов
  • времена года в произведении обломова
  • какого пространство и время в романе обломов
  • Художественное время и пространство романов. Символическая деталь В РОМАНЕ Гонарова Обломов урок

Природа Обломовки

Наиболее ярким пейзажем романа является природа Обломовки, воспринимаемая читателем сквозь призму сна Ильи Ильича. Тихая, отдаленная от шума и суеты городов природа деревни привлекает своим спокойствием и безмятежностью.

Здесь нет ни дремучих устрашающих лесов, ни беспокойного моря, ни высоких далеких гор или ветреных степей, ни благоухающих цветников, только пахнет полевой травой и полынью – по словам автора, поэт или мечтатель вряд ли бы остались довольны незатейливым пейзажем этой местности.

Мягкая, гармоничная природа Обломовки не требовала крестьян трудиться, что и создавало особое, ленное настроение жизни во всей деревне – размеренное течение времени прерывалось только сменами пор года или свадьбами, днями рождения и похоронами, которые так же быстро отходили в прошлое, сменяясь спокойствием умиротворяющей природы.

Сон Обломова – отражение его детских впечатлений и воспоминаний.

Мечтательный Илья еще с малых лет воспринимал мир через красоту сонных пейзажей Обломовки, хотел исследовать и узнать окружающий мир, но чрезмерная опека родителей привела к увяданию в герое активного начала и способствовала постепенному впитыванию того «обломовского» размеренного ритма жизни, который для него, уже взрослого, стал единственно правильным и приятным.

Обломов и Ольга

Несмотря на то что в Петербурге Обломов далек от пейзажа родных мест, природа все еще играет большую роль в его жизни. Ключевым предметом его любви является ветка сирени. Обломов и Ольга именно из-за нее начинают чувствовать симпатию по отношению друг к другу.

Сирень в «Обломове» является символом жизни, ведь на цитату Ильи Ильича: «Цвет жизни опал», Ольга протягивает ему именно эти цветы, будто говоря, что все только начинается. Сирень цветет весной, весной же разгорается любовь между героями романа. А это время является символом продолжения жизни. Эпизод с сиренью является завязкой отношений героев.

Следом наступает лето — период, когда вся природа расцветает и показывается в своем лучшем виде. Это случается и с чувствами Ильи Ильича и Ольги. Наступает апогей их любви. Они счастливы, Обломову кажется, что нет ничего невозможного, ведь вся природа будто на его стороне, влияет на эмоции. Это тонкий прием психологизма, которым воспользовался автор при написании.

Герои становятся более внимательны к природе, потому что она передает их чувства. Они чутки к пению птиц, к запаху благоухающих цветов. Им даже кажется, что они чувствуют на своей коже дуновения ветра от взмаха крыла бабочки.

В тот момент, когда первая, самая прекрасная пора влюбленности проходит, Обломов начинает сомневаться в том, правильно ли он поступает в отношении Ольги, тот ли он человек, который ей нужен.

Все его переживания отображает природа. Погода меняется вслед за мыслями главного героя.

Он считает, что его чувства схожи с мрачным, дождливым ненастьем, с сыростью и холодом, поэтому видит за окном ту картину, что в его мыслях.

Ольга, будто подтверждая мысли Ильи Ильича, говорит ему, что сирень отошла, как будто пытаясь сказать ему, что «отошла» их любовь тоже. Отдаление персонажей друг от друга подчеркивается тем, что читатель наблюдает в романе увядающий осенний пейзаж. Он также символизирует чувства героев друг к другу.

  • История создания романа «Обломов» Гончарова

Обломов и Ольга теперь слушают крики воронов, листья опали и шуршат под ногами, не позволяя влюбленным незаметно для остальных бродить по саду. Деревья голые, и персонажи теперь не могут прятаться за их зеленью, чтобы рассматривать нюхать цветы или разговаривать.

Окончательно любовь Ильи Ильича и Ольги Ильинской заканчивается зимой, когда вся природа полностью умирает и впадает в спячку. Их расставание сопровождается снегопадом, под который попадает главный герой. Они оба забывают про веточку сирени, символ их весенней любви. Она погибает под снежным покрывалом зимы.

Любовь Обломова и Ольги сопровождается сменой времен года. На основе этого можно выделить четыре этапа их чувств:

  1. Весна — время, когда цветет сирень, зарождается жизнь. Все растения оживают после зимних холодов. В этих условиях два героя влюбляются друг в друга.
  2. Лето — период расцвета. Любовь героев достигает наивысшей точки в их жизни. Они строят планы на жизнь, это самое счастливое время.
  3. Осень — сезон, в который природа начинает потихоньку умирать. В душе Обломова селятся сомнения о том, правильно ли он делает, что встречается с Ольгой. Его мысли отображает погода.
  4. Зима — время, когда любовь персонажей окончательно угасает. Между ними воцаряется холодность и апатия.

Читатель видит, что любовь Обломова и Ольги становится частью привычного течения жизни, смены времен года. Цикл замкнулся, но за ним последовало рождение новой любви — Ильи Ильича к Агафье и Ольги к Штольцу.

Четыре поры любви

Природа в романе «Обломов» выполняет особую смысловую и сюжетную нагрузку. Прежде всего, она отражает состояния героя.

Символом нежного чувства между Ольгой и Обломовым становится хрупкая ветка сирени, которую девушка дает Илье Ильичу, на что тот отвечает, что более любит ландыши, и расстроенная Ольга роняет ветку.

Но на следующее свидание, будто приняв чувства девушки, Обломов приходит с этой же веточкой. Даже в момент, когда Илья Ильич говорит девушке, что «цвет жизни опал», Ольга вновь срывает ему ветку сирени как символ весны и продолжения жизни.

В период расцвета их отношений тихая летняя природа словно благоволит их счастью, перед влюбленным раскрываются ее тайны, особые смыслы. Описывая состояние Обломова, автор сравнивает его счастье с красотой восхищающего летнего заката.

Совершенно другой предстает природа в моменты, когда Обломов начинает сомневаться в светлом будущем их любви, сравнивая их с дождливой погодой, серым, закрытым печальными облаками небом, сыростью и холодом. В это же время Ольга замечает, что сирень уже отошла – словно отошла и их любовь.

Отдаление героев подчеркивается изображением осеннего пейзажа, облетевших листьев и неприятно кричащих воронов, когда герои не могут более прятаться за свежей зеленой листвой, постигая тайны живой природы и собственной души.

Расставание возлюбленных сопровождается снегопадом, под который попадает Обломов – весенняя любовь, символом которой была нежная ветка сирени, окончательно умирает под снежным покрывалом холода.

Любовь Обломова и Ольги словно является частью той далекой, привычной Илье Ильичу «обломовской» жизни.

Начавшись весной и закончившись поздней осенью, их чувства становятся частью естественного течения времени живой природы, смены пор года от зарождения и расцвету к угасанию и смерти, за которой последует новое рождение – любовь Обломова к Агафье и Ольги ко Штольцу.

В финале романа автор описывает пейзаж скромного кладбища, где похоронен Обломов. Как напоминание о прекрасном чувстве героя у могилы растет посаженная друзьями сирень, и пахнет полынью, словно герой вновь вернулся в родную Обломовку.

Общее значение пейзажа

В финальной главе после смерти главного героя Обломова Гончаров приводит описание пейзажа кладбища, где захоронен Илья Ильич. Друзья посадили на его могиле ветку сирени, вокруг царит запах полыни.

Это заставляет окунуться в философские размышления, вернуться мыслями в Обломовку. Этим приемом Гончаров достигает эффекта того, что после смерти главный герой оказался в том месте, где родился.

Смысл в том, чтобы показать, как в тексте романа работает кольцевая композиция.

После анализа всех важных элементов можно сделать вывод, что пейзаж играет сюжетообразующую функцию в романе.

И Обломов, и Ольга тонко чувствуют окружающий мир, поэтому между ними вспыхнула любовь в самое прекрасное время года.

Они переживали свои чувства вместе с природой, поэтому не удивительно, что их эмоции угасли тогда, когда зимой вокруг не осталось ничего, что раньше приносило им обоим удовольствие.

Читатель видит, что отношения с Обломовым наложили отпечаток на Ольгу. Только рядом с ним она была чуткой и восприимчивой к окружающему миру. В браке со Штольцем она потеряла способность чувствовать любые проявления природы. Она будто заснула той зимой и больше не пробудилась ото сна.

Также Гончаров показывает, что человек, поддаваясь прогрессу и урбанизации, отдаляется от природы, но воздействовать на нее он никогда не сможет. В тексте видна философия: мир вокруг гораздо выше человеческого понимания, этого не нужно забывать.

Как смена времен года в романе И.А.Гончарова «Обломов» помогает понять закономерности судьбы главного героя? (Сочинение)

Тип работы: Сочинение
Язык: Русский
Дата добавления: 11.04.2020
  • Данный тип работы не является научным трудом, не является готовой выпускной квалификационной работой!
  • Данный тип работы представляет собой готовый результат обработки, структурирования и форматирования собранной информации, предназначенной для использования в качестве источника материала для самостоятельной подготовки учебной работы.

Если вам тяжело разобраться в данной теме напишите мне в whatsapp разберём вашу тему, согласуем сроки и я вам помогу!

По этой ссылке вы найдёте много готовых сочинений на любые темы:

Много готовых тем для сочинений

Посмотрите похожие темы возможно они вам могут быть полезны:

Введение:

В романе Гончарова «Обломов» пейзаж и смена времен года играют немаловажную роль в раскрытии чувств и переживаний героев. Рассмотрим, как развивались отношения Ольги с Обломовым, чтобы проследить изменения в естественных картинах, которые приобретают символическое значение.

Например, сирень стала символом любви между Ильинской и Обломовой. Илья дарит своему возлюбленному веточку сирени, которую Ольга выбрасывает после признания Обломова.

Но Илья Ильич подхватывает его и приходит к Ильинскому на обед с веточкой этого весеннего дерева.

Встречаясь в парке, Обломов замечает, что Ольга вышивает веточку сирени, что дает Обломову надежду поверить в возможность взаимных чувств.

  • Итак, автор сравнивает состояние героя после весенней встречи с его возлюбленным с впечатлениями от заката: «Обломов находился в состоянии, когда человек только что наблюдал закатное летнее солнце своими глазами и наслаждался своими розовыми следами, не отрывая глаз от рассвета, не отворачиваясь, откуда приходит ночь, думая только о возвращении тепла и света на завтра».
  • Лето только усугубляет чувства героев, жизнь открывает им новые перспективы: несмотря на вечный покой, Обломов замечает непрерывное движение в природе (бегают муравьи, жужжат беспокойные шмели, летают мухи и бабочки).
  • И Ольга обнаруживает новый смысл жизни: особый смысл появился в шуме деревьев, птицы начали не только щебетать, но и разговаривать между собой.

Вскоре Илья Ильич начинает сомневаться в искренности любви Ильинского, а затем автор сравнивает чувства главного героя с ветром, который принес ненастную погоду. Осенью страсть Обломова и Ольги остывает, они отдаляются друг от друга и от снега, который покрывал землю, словно хоронит возможность их счастья.

Любовь Ольги Ильинской и Ильи Обломова начинается весной и заканчивается зимой. Смена времен года символизирует изменения в отношениях героев. Через естественные картины автор передает свое отношение к любви, раскрывает внутренний мир, чувства, эмоции и настроение персонажей.

Также пейзаж используется Гончаровым для описания новой любви главного героя – Агафьи Пшеницыной. Но описание природных картин появляется гораздо реже, а природа здесь кажется скучной, вялой, однообразной. Если в доме упоминаются какие-либо растения или животные, то только с точки зрения питания. Такое минимальное описание природы указывает на отсутствие привязанности героев друг к другу.

Пейзаж и его функции в романе « Обломов » И. Ф. Гончарова. – презентация

1 Пейзаж и его функции в романе « Обломов » И. Ф. Гончарова

2 Первый пейзаж предстает перед нами в «Сне Обломова». Картины природы здесь даны в духе поэтической идиллии. Основная функция этих пейзажей – психологическая, мы узнаем, в каких условиях рос главный герой, как формировался его характер, где прошло его детство.

Имение Обломова – это «благословенный уголок», «чудный край», затерянный в глубинке России. Природа там не поражает нас роскошью и вычурностью – она скромна и незатейлива. Нет там моря, высоких гор, скал и пропастей, дремучих лесов.

Небо там жмется «ближе… к земле…, как родительская надежная кровля», «солнце… ярко и жарко светит около полугода…», река бежит «весело»: то «разольется в широкий пруд, то «стремится быстрой нитью», то едва «ползет по камешкам».

Звезды там «приветливо» и «дружески» мигают с небес, дождь «хлынет бойко, обильно, весело запрыгает, точно крупные и жаркие слезы внезапно обрадованного человека», грозы «не страшны, а только благотворны».

3 В сценах любви Обломова и Ольги Ильинской картины природы приобретают символический смысл. Так, символом этого зарождающегося чувства становится ветка сирени. Вот они встречаются на дорожке. Ольга срывает ветку сирени и дает ее Илье. А он в ответ замечает, что больше любит ландыши, так как они ближе к природе.

В отношениях их появляется доверие, понимание – Обломов счастлив. И Гончаров сравнивает его состояние с впечатлением человека от вечернего пейзажа.

«Обломов был в том состоянии, когда человек только что проводил глазами закатившееся летнее солнце и наслаждается его румяными следами, не отрывая взгляда от зари, не оборачиваясь назад, откуда выходит ночь, думая только о возвращении на завтра тепла и света».

4 Когда Обломова начинают посещать сомнения в истинности чувств Ольги, то этот роман кажется ему чудовищной ошибкой. И опять писатель сравнивает чувства Ильи с природными явлениями.

«Какой ветер вдруг подул на Обломова? Какие облака нанес? Осенние картины природы нагнетают атмосферу отдаления героев друг от друга. Они уже не могут так свободно встречаться в лесу или парках. И здесь мы отметим сюжетообразующее значение пейзажа.

Вот один из осенних пейзажей: «Листья облетели, видно все насквозь; вороны на деревьях кричат так неприятно…». Обломов предлагает Ольге не торопиться с объявлением известия о свадьбе.

Когда же он окончательно расстается с ней, то выпадает снег и густым слоем покрывает забор, плетень, гряды на огороде. «Снег валил хлопьями и густо устилал землю». Пейзаж этот также символичен. Снег здесь как будто погребает возможное счастье героя.

5 Прост и скромен пейзаж, рисующий картину местного кладбища в финале романа. Здесь вновь возникает мотив сиреневой ветки, который сопровождал героя в кульминационные моменты его жизни. «Что стало с Обломовым? Где он? Где? – На ближайшем кладбище под скромной урной покоится тело его между кустов, в затишье.

Ветки сирени, посаженные дружеской рукой, дремлют над могилой, да безмятежно пахнет полынь. Кажется, сам ангел тишины охраняет сон его». Таким образом, картины природы в романе живописны и разнообразны. Посредством их автор передает свое отношение к жизни, любви, раскрывает внутренний мир и настроение персонажей.

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 2»

$ города Серпухова Московской области

$

Урок литературы в 10 классе

«Роль детали в романе И.А.Гончарова «Об$ломов».

Подготовила: учитель русского языка и литературы$

Шумилина Людмила Петровна

$

$Серпухов 2013

Уро$к литературы в 10 классе.

Роль детали в романе И.А.Гончарова «Обломов».

Чему и как учить детей в преддверии введения ФГОСов н$ового поколения, в ожидании слияния русского языка и литературы в один предмет – словесность? Достойный ответ на него дает преподаватель московской школы, редактор журнала «Литература» С.Волков: «Детей нужно учить всему тому, чему их учили всегда. Есть хорошая метафора о том, что мы детям передаем некое наследств$о, за время школьной жизни ребенок должен узнать, «хозяином» чего он становится, что накопила человеческая культура».» («Директор школы» №7, 2012. Записано 01.06.2012). А вот КАК учить, зависит от самого учителя, $от его знаний и опыта, от умения критически оценить своё профессиональное мастерство и профессиональный багаж, от творческого, как обычно говорят, потенциала, от желания учить и учиться самому.

Совершенно очевидно, что литература в школе должна занима$ть особое место: это не просто учебный предмет в ряду других – это искусство слова, и приобщение к нему «должно носить предельно «практический» характер: через реальное погружение в его лучшие образцы». Пусть текст будет на экране планшета, ридера – главное, чтобы это был полный текст художественного произведения, а не краткий пересказ содержания. Безусловно, чтение и изучение больших произведений требует значительных усилий и учащихся, и учителей. Чтобы эта совместная работа была плодотворной, необходимо взаимопонимание, своеобразный союз единомышленников, искренняя заинтересованность (хотя бы части учащихся) в приобщении к самым значительным произведениям русской и мировой литературы. Результатом такого сотрудничества явился итоговый урок в 10 классе «Роль детали в романе И.А.Гончарова «Обломов». В ходе подготовки к нему учащиеся обращались к критической и справочной литературе, создава$ли небольшие сообщения о результатах литературоведческих и культурологических исследований и презентации на заданную тему. Такая работа $позволила расширить и углубить представления о том, что в художественной ткани произведения каждое слово, каждая деталь не бывают случайными – всё несёт огромную смысловую нагрузку, всё подчинено авторскому замыслу, разгадать и понять который – наша задача.

Главная особенность авторского стиля И.А.Гончарова сразу была подмечена современниками: «Своеобразие… писателя в равномерном внимании ко всем мелочным подробностям воспроизводимых им типов и всего образа жизни», — писал Н.Добролюбов. Да и сам писатель утверждал: «Я увлека$юсь больше всего… своею способностью рисовать». Выразительная, «счастливо найденная» деталь – свидетельство мастерства писателя, а умение «замечать детали и наслаждаться ими» — свидетельство читательской культуры. Учащимся предлагается назвать яркие детали, запомнившиеся во время чтения романа, и определить их роль в эпизоде. (Куриная косточка на тарелке, фестоны паутины, сломанный диван – свидетельство пассивности, инертности и самого Обломова, и Захара; повисшая над обрывом изба, обрушившаяся галерея, упавшая изгородь –доказа$тельство того, что труд обломовцы воспринимали как наказание; лежащий за околицей, в канаве, незнакомец, полученное из города письмо символизируют страх перемен, замкнутость мира Обломовки, где ничто не нарушает покой; снег, как саваном по$крывающий землю после объяснения Обломова и Ольги, сапоги и плащ Андрея Штольца, проданный Агафьей Матвеевной жемчуг…). Учащиеся легко определяют, какими являются детали в тематическом отношении: бытовыми, портретными, пейзажными… Пояснения требует понятие «психологическая деталь» — так называют детали действия и состояния. Своеобразие поэтики Гончарова в том, что, по словам А.Григорьева, «голый скелет психологической задачи слишком резко выдается из подробностей», поэтому в романе, как правило, любая деталь несёт психологическую нагрузку.

А.И.Гончаров строит своё п$роизведение таким образом, что читателям приходится сравнивать героев-антиподов. Психологически значимы портретные описания Ольги Ильинской и Агафьи Матвеевны Пшеницыной. После чтения фрагментов текста учащиеся делают вывод о том, что автор намеренно обращает внимание читателя на одни и те же детали: у Ольги — пушистые брови, над одной из них «лежала маленькая складочка, в которой как будто что-то говорило, будто там покоилась мысль»; у Агафьи Матвеевны «бровей почти не было, а были на их м$естах две немного будто припухлые лоснящиеся полосы с редкими светлыми волосками». У Ольги «присутствие говорящей мысли светилось в зорком, всегда бодром, ничего не пропускающем взгляде тёмных, серо-голубых глаз»; у вдовы Пшеницыной «глаза серовато$-простодушные, как всё выражение лица». Характерной повторяющейся деталью в облике вдовы являются круглые белые локти, которые вызывают интерес и симпатию Ильи Ильича. Эта портретная деталь, с одной стороны, становится символом неустанной хозяйственной деятельности, с другой — отсутствия какого бы то ни было духовного начала. Интересны замечания десятиклассников о сцене объяснения Обломова и Агафьи Матвеевны, которое происходит на кухне. В руках у героини не ветка сирени, как у Ольги, а ступка с пестиком, «влюбленные» с одинаковым чувством говорят о корице, халате, любви, поцелуе. Вдова Пшеницына вся в быте, при вещах. Её «человеческое лицо» обнаружится лишь в самом конце романа, когда Агафья Матвеевна предстанет $перед читателем любящей и скорбящей женщиной, с «затаившимся внутренним смыслом в глазах. Мысль села невидимо на её лицо… когда она сознательно и долго вглядывалась в мёртвое лицо своего мужа, и с тех пор не покидала её», потому что она поняла, «что проиграла и просияла её жизнь… что засветилось в ней солнце и померкло навсегда… она знала, зачем она жила и что жила не напрасно». В$ трогательном описании подчёркнуты совсем другие детали, свидетельствующие о духовном и нравственном прозрении героини, и теперь она не противопос$тавляется Ольге, а сопоставляется с ней.

Следующий этап урока предполагает введение новых литературоведческих понятий – деление деталей в зависимости от композиционной роли на повествовательные и описательные. Повествовательные детали указывают на движение, изменение, преобразование картины, обстановки, характера; описательные – изображают, рисуют картину, обстановку, характер в$ ДАННЫЙ момент. Повествовательные, как правило, не единичны, они появляются в разных эпизодах повествования, подчёркивая развитие сюжета. Они могут различным образом «распределяться» в тексте: равномерно присутствовать на всем его протяжении или могут быть сосредоточены в каких-то его частях и отсутствовать или почти отсутствовать в других. Многое зависит от индивидуального стиля автора.

Уч$ащимися называются описательные детали из первой части романа: тяжёлые, аляповатые стулья, шаткие этажерки, осевший вниз задок дивана с отклеивающимся деревом, покрытое слоем пыли зеркало, ковры в пятнах, тарелка с обглоданной косточкой; две-три книги, покрытые пылью; чернильница, в которой обита$ют мухи… После приведённых примеров легко устанавливается сходство в приёмах характеристики Обломова с гоголевскими героями, особенно с Маниловым. Наиболее ярко это проявляется в портретном описании: «Цвет лица у Ильи Ильича был ни румяный, ни смуглый, ни положительно бледный, а безразличный…». Обломов, подобно персонажам Гоголя, первоначально раскрывается через быт. Многочисленные бытовые детали используются автором для типизации образа, они составляют важный элемент типических обстоятельств. Вслед за Гоголем Гончаров рисует не столько личность, сколько человеческий тип. После второй и третьей части, в которых описывается предельно духовный роман Обломова и Ольги с его бесконечными психологическими ремарками, бурными диалогами, взволнованными исповедями, автор вновь обращается к неторопливому повествованию. В «выборгских главах» Гончаров рисует «целые ряды огромных пу$затых и миньятюрных чайников и несколько рядов фарфоровых чашек, простых, с живописью, с позолотой, с девизами», полки, загромождённые «пачками, склянками, коробочками с домашними лекарствами, травами…». Учащиеся делают вывод о том, что в доме на Выборгской стороне Обломов как будто вернулся в то состояние, в котором застаёт его читатель на Гороховой улице, что описательные детали быта и обстановки призваны подчеркнуть такие черты характера героя, как бездеятельность, апатичн$ость, инертность, то есть то, что названо таким ёмким и «ядовитым» словом – «обломовщина».

На следующем этапе уроке учащиеся представляют результаты св$оих наблюдений над композиционной ролью таких ярких повествовательных деталей, как халат и чулки Ильи Ильича Обломова, с помощью которых автор рисует те изменения, которые происходят в душе (да и в жизни) заглавного героя.

Уже в первой части романа звучит ода, гимн халату, в котором лежит на диване Илья Ильич. Удалось поднять Обломова с дивана его другу, Андрею Штольцу. После п$оездок со Штольцем, дома, Обломов ворчит, надевая халат: «Целые дни не снимаешь сапог, ноги так и зудят! Не нравится мне эта ваша петербургская жизнь!» Может быть, халат становится здесь символом той жизни, которая Обломову нравится: тихой, наполненной «невозмутимым покоем».

$ Но вот Обломов влюбился в Ольгу Ильинскую. Он деятелен, энергичен, «халата не видать на нём: Тарантьев увез его к куме на Выборгскую сторону». Но умная Ольга прекрасно пон$имает, сколь сильна тяга Ильи Ильича к покою. Недаром в самый разгар любви она спрашивает: «А если вы устанете от любви, как устали от книг, от службы, от света; если … халат вам будет дороже?..» «Это невозможно», — отвечает Обломов. Но он ошибся, потому что хозяйка Агафья Матвеевна, в доме которой он поселился, уже нашла его старый халат. Он ещё надевает «свой дикий сюртучок, что носил на даче», ещё халат спрятан в шкаф, но Илье Ильичу уже не очень хочется ездить к Ольге, он уже почувствовал прелесть жизни в доме вдовы Пшеницыной. Поэтому столь многозначительны слова Агафьи Матвеевны: «… я халат ваш достала из чулана… его можно починить и вымыть… Он долго послужит». Надевает свой халат Илья Ильич после решительного объяснения с Ольгой. Любовь как одухотв$оряющее, движущее начало ушла из жизни Обломова: «Сердце в нём убито». И в этот момент Захар накидывает на плечи барина халат. Таким образом, халат становится символом возвращения к прежней жизни. В домике на Выборгской стороне Обломов вновь обретает покой, о котором мечтал и к которому стремился. Заключительная часть романа повествует о физическом и духовном уга$сании Обломова, о торжестве «обломовщины», и символом этого страшного явления выступает халат, который Ильи Ильич не снимает уже до самой смерти.

Многозначность понятия «обломовщина» помогает раскрыть ещё одна деталь – чулки главного героя. Уже взрослый Обломов видит себя во сне семилетним мальчиком: «Ему легко, весело… няня ждёт его пробуждения. Она начинает натягивать ему чулочки; он не даётся, шалит, болтает ногами…». Картины сменяют одна другую: «Он только что проснётся у себя дома, как у постели его уже ст$оит Захарка, впоследствии знаменитый камердинер его Захар Трофимыч. Захар, как бывало нянька, натягивает ему чулки, а Илюша, уже четырнадцатилетний мальчик, только и знает, что подставляет ему лёжа то ту, то другую ногу, а$ чуть что покажется ему не так, то он поддаст Захарке ногой в нос».

Не приученный к труду и самостоятельности в детстве, Обломов оказывается совершенно беспомощным в тридцать лет. Поэтому и смеётся над ним приехавший Штольц: «Что это на тебе один чулок нитяной, а другой бумажный?» А в ответ слышит: «Этот Захар мне в наказание послан! Измучился я с ним!» В чём виноват Захар? В том, что чулки на барина не надел. Так чулки становятся символом социального иждивенчества Обломова. Кроме того, в третьей части романа автор рассказывает, что заботу о чулках Обломова, а следова$тельно, и о нём самом взяла на себя Агафья Матвеевна. Илья Ильич относится к этому как должному. Он не замечает её подчас героических усилий и не ценит их. Следовательно, чулки в романе становятся символом не только социального, но и нравственного иждивенчества.

Так писатель орга$нически соединил мельчайшие детали с тонким психологическим анализом, наполнил «вещный» мир глубоким смыслом.

Во второй части романа описывается бурный и предельно духовный любовный роман, недаром его постоянным аккомпанементом служит пение Ольги, не покидающее Обломова восхищение её артистической красо$той, природа в свой летней прелести. Вместо «обытовления» человека совершается «одухотворение» быта. Мастерски раскрывает Гончаров чувства Обломова и Ольги через две яркие повествовательные детали. Учащимся предлагается вспомнить эпизоды из второй части рома$на с веткой сирени. Называется сцена встречи Обломова и Ольги после первого объяснения в любви: «Ольга молча сорвала ветку сирени и нюхала её, закрыв лицо и нос.

$— Понюхайте, как хорошо пахнет!» — сказала она и закрыла нос и ему».

Илья Ильич пока не придаёт значения этому символу любви. Однако уже вечером Обломов поймёт движение сердца Ольги и явится к ней утром с веткой сирени в руках. Именно сирень поможет героям понять чувс$тва друг друга.

Многозначителен ещё один эпизод, который раскрывает взаимоотношения героев. Илья Ильич хочет любить, не теряя покоя. Иного хочет от любви Ольга. Приняв из рук Ольги ветку сирени, Обломов говорит: «Всё здесь!».

«Ольга покачала головою.

$— Нет, не всё… половина.

— Лучшая.

— Пожалуй, — сказала она.

— Где же другая? Что после этого ещё?$

$- Ищите.

— Зачем?

— Чтоб не потерять первой, — досказала она…».$

Что это за вторая половина? Учащиеся понимают: Ольга намекает Обломову, что нужно быть деятельным, нужно определить для себя цель жизни.

В том же саду после нескольких дней разлуки, после письма о необходимости разорвать отношения, стараясь успокоить плачущую Ольгу, загладить вину, Обломов вновь вспоминает о сирени:

$«- Дайте знак какой-нибудь… ветку сирени…

— Сирени… отошли, пропали! – отвечала она. – Вон, видите, какие остались: поблеклые!

$— Отошли, поблекли! – повторил он, глядя на сирени».

$

Почему символом любви автор избирает сирень? Учащиеся высказывают предположение о том, что сирень буйно, пышно цветёт и быстро отцветает, подобно чувствам Ильи Ильича. В книге «Цветы в легендах и преданиях» Н.Ф.Золотницкий пишет, что «на востоке, откуда … происходит сирень, она служит эмблемой грустного расставания». И хотя для Ольги ветка сирени была символом, олицетворяющим «цвет жизни», весну души, пробуждение первых любовных чувств, она исполнила своё роковое предназначенье: влюблённые обречены на разлуку.

$После замечания о том, что писатели 19 века хорошо знали «язык цветов» и часто пользовались им, учащимся пре$длагается вспомнить, в каких прочитанных произведениях авторы использовали символику цветов. Сразу же называется эпизод из романа И.С.Тургенева «Отцы и дети», когда в беседке Базаров просит Фенечку подарить ему из срезанного букета «красную и не очень большую» розу. Знает ли тургеневский герой «язык цветов»? Писатель оставляет на волю читателя делать различные предположения. Так или иначе, но после того как Базаров полюбил Одинцову и был отвергнут ею, он с по$мощью красной розы иносказательно просит любви, хоть небольшой, хоть на миг.

В повести «Ася» упоминается цветок гераниума: героиня бросает его из окна господину Н.Н. Для того чтобы понять, почему именно этот цветок выбирает сам автор, необходимо вспомнить строчки из заключительной главы: «Осуждённый на одиночество бессемейного бобыля, доживаю я скучные годы, но я храню, как святыню, её (Аси) записочки и высохший цветок гераниума, тот самый цветок, который она некогда бросила мне из окна. Он до сих пор издаёт сл$абый запах…». Гераниум становится символом постоянства и верности. Это подтверждает и печальная поэтическая легенда, в которой герань называют «журавлиной травой».

$Не менее яркой музыкальной деталью, символизирующей душевные взлёты и падения Обломова, является его любимая ария из оперы «Норма» итальянского композитора-романтика Беллини. Ария начинается словами «Casta diva» («Пречист$ая дева»). Учащимся предлагается вспомнить, в какой ситуации первый раз звучит эта фраза. Зачитывается отрывок, когда Обломов излагает Штольцу свой идеал жизни: «В доме уже засветились огни; на кухне стучат в пятеро ножей; сковорода грибов, котлеты, ягоды … тут музыка… Casta divaCasta $diva! – запел Обломов.- Не могу равнодушно$ вспомнить Casta diva, — сказал он, пропев начало каватины, — как выплакивает сердце эта женщина! Какая грусть заложена в эти звуки!.. И никто не знает ничего вокруг. Она одна…$ Тайна тяготит её; она вверяет её луне…». Казалось бы, этот идеал наполнен материальными предметами, и вдруг рядом с котлетами и грибами – музыка. Как можно объяснить эту странную смесь гастрономии и музыки? Упоминание оперной арии рядом с жизненно необходимым делает её насущной, чрезвычайно важной для Обломова. Его тоска по «обломовскому раю» есть тоска по изобилию – ИЗОБИЛИЮ МАТЕРИАЛЬНОМУ И ДУХОВНОМУ. Это подтверждает и испытанное Ильёй Ильичом потрясение во время исполнения этой же арии Ольгой Ильинской, и как следствие – неожиданное для самого Обломова признание в любви.

Но почему именно это м$узыкальное произведение выбирает Гончаров? Как оно связано с сюжетом романа? Для понимания необходимо обратиться к либретто, или краткому содержанию «Нормы». Сюжет оперы прост: галльская жрица-прорицательница Норма, нарушив обет целомудрия, полюбила римского проконсула Поллиона и подарила ему двух сыновей. Но Поллион разлюбил Норму, им овладела новая страсть к юной Адальдживе – прислужнице в храме жрецов. Адальджива, узнав о греховной и тайной лю$бви Нормы к проконсулу, готова уйти с её пути. Но страсть Поллиона так сильна, что он решает похитить прислужницу прямо из храма. Священный храм поруган, поскольку в него вошёл воин-иноверец. Осквернителю храма полагается смерть.

В священной роще пылает жертвенный костёр. На него должен взойти Поллион. Однако Норма объявляет истинной виновницей всех бед себя и восходит на костёр. Потрясённый благородством и силой души Нормы, Пол$лион следует за ней. Символика финала оперы очевидна: герои сгорают в пламени любви.

$Можно ли провести какие-то сюжетные параллели? Сгорают ли в пламени любви герои Гончарова? В романе всё наоборот: чувства Ольги и Обломова, поначалу достаточно пылкие, но укрощённые разумом, проявляются впоследствии сдержанно, а потом и вовсе угасают. Однако вариант страстной, безрассудной любви рассматривается героями романа. В кульминационной сцене (часть вторая глава 12) Илья Ильич говорит Ольге о такой любви: «Иногда любовь не ждёт, не терпит, не рассчитывает… Женщина вся в огне, в трепете, испытывает разом и муку и такие радости…». Но Ольга благоразумно отвергает этот путь. У самого же Обломова после объяснения «кипела кров$ь», глаза блистали. Ему казалось, что у него горят даже волосы».

Однако в дальнейшем никакого горения любви не будет. Возможно, победить «обломовщину» и сделать Ольгу счастливой можно было только «сильными средствами». Таким «средством» $могла бы стать безрассудная, греховная любовь, подобная любви Нормы и Поллиона. Таким образом, сюжет оперы глубоко запрятан в сюжет романа, и Casta diva становится символом страстной, всепоглощающей любви, на которую не способны герои Гончарова. $

Но Casta diva$ – это ещё знак избранничества и принадлежности к особой касте, которую составляют даже не влюблённые, а одухотворённые, способные жить жизнь$ю чувства и сердца люди. И как страшно, когда Илья Ильич, поселившись в доме на Выборгской стороне, открещивается от жизни души и сердца. Учащимся предлагается прочитать отрывок из разговора Обломова со Штольцем, когда в последний раз в романе упоминается каватина Нормы. Штольц, уже став мужем Ольги, навещает Обломова и зовёт его к себе в гости, в деревню: «Будешь считать, хозяйничать, читать, слушать музыку. Какой у неё теперь выработался голос! Помнишь Casta diva?

$ Обломов замахал рукой, чтоб не напоминал».

А затем во время обеда следует многозначительное замечание Ильи Ильича, который угощает Ш$тольца: «Да выпей, Андрей, право выпей: славная водка! Ольга Сергевна тебе эдакой не сделает!.. Она споёт Casta diva, а водки сделать не умеет так! И пирога такого с цыплятами и грибами не сделает!» Происходит переоценка ценностей, духовное заменяется материальным. Теперь Обломову дорога не музыка, а водка и пироги, то есть всё то, что насыщает тел$о, а не душу, вызывая лень, мечтательность и сонливость. Происходит подмена «обломовского рая», где насущное$ дополнялось высоким духовным содержанием, «раем» на Выборгской стороне. Сложный вариант заменяется более простым, что свидетельствует о духовном и физическом угасании главного героя.

Множеством деталей автор показывает, что жизнь в доме на Выборгской стороне движется по кругу. Учащиеся находят доказательства этой мысли: живущие в этом круге герои и сами тяготеют к округлости: полн и кругл Обломов, пополнела Агафья Матвеевна; даже предметы в этом доме круглые: в кухне – пузатые чайники, в столовой – круглый стол, в кладовой – головы сахар$у, кадки, корчаги, корзины… Жизнь на Выборгской стороне – это возвращение к началу. Круг жизни Обломова замкнулся. Недаром и сама фамилия намекает не только на челов$ека, обломанного жизнью, но и на округлого – от древнерусского «обло». Так что же такое это О? Символ круглого, цельного мира Обломова? Или О тождественно нулю? Автор даёт возможность читателю самому ответить на эти вопросы.

Безусловно, работа на уроке убеждает учащихся в том, что «счастливо найденная деталь» — свидетельство мастерства писателя, потому что с помощью выразительных подробностей, несущих значительную смысловую и эмоциональную нагрузку, читатель постигает авторский замысел, художественную идею произведения.

$Заключительным на уроке становится замечание Д.С.Мережковского о своеобразии творчества писателя: романы Гончарова – «один эпос, одна жизнь, одно растение. Когда приближаешься к нему, видишь, что по его колоссальным лепесткам рассыпана целая роса мелочей. И не знаешь, чем больше любоваться – красотой ли всего гигантского растения или этими мелкими каплями, в которых отражается солнце, земля$ и небо».

Литература. $

1.Гончаров И.А. Обломов. Роман в четырёх частях. Лениздат, 1969.

2.Горшков А.И. Русская словесность. От слова к словесности. 10-11 классы. Учебное пособие для учащихся 10-11 классов общеобразовательных школ. М.: Просвещение, 1996.

$3. Краснощёкова Е.И. «Обломов» И.А.Гончарова. М.: Художественная литература. 1970

$4. Янушевский В.Н. Музыка в тексте. Русская словесность. Научно-теоретический и методический журнал. 1998 – 4.

5. Грачёва И.В. «Каждый цвет – уже намёк». О роли художественной детали в русской классике. Литература в школе. Научно-методический журнал. 1997 – 3.

$

  • Роль полиции в жизни общества сочинение
  • Роль правдина в рассказе недоросль
  • Роль природы в рассказе бедная лиза
  • Роль пейзажа в философской лирике тютчева сочинение 10 класс
  • Роль пейзажа в балладе жуковского светлана сочинение