Роль пейзажа в слове о полку игореве сочинение

761 слово рассмотрим одно из наиболее значимых творений отечественного писателя ивана гончарова, знаменитый психолого-социальный роман обломов, в котором автор открывает

(761 слово) Рассмотрим  одно из наиболее значимых творений  отечественного писателя Ивана Гончарова, знаменитый психолого-социальный роман  «Обломов», в котором автор открывает нашему взору жизнь  представителя высшего сословия Ильи Обломова. Дворянин  Обломов является «лишним человеком», поскольку ему не было  места в стране, которая стремительно менялась в то время. В повествовании Гончаров отводит особое место природе, она у него не застывший пейзаж, а с ее помощью  раскрываются темы и идеи книги.

Рассмотрим, как представлен пейзаж в романе.

Изначально окружающая деревню Обломовку природа описывается через сон Ильи Обломова, и предстающий пейзаж кажется очень ярким.  Писатель называет сие место чудным краем и благословенным уголком. Автором показана спокойная и размеренная жизнь в деревне. Деревня безмятежна и спокойна. В ней неторопливый,  размеренный ритм;  ничего не создает треволнений для жизни в ней. Все пейзажи, окружающие деревню, источают покой, типичный для средней полосы страны, причем, в летнее время. Впрочем, для Ильи Ильича  в сельской глубинке все времена года были одинаковыми – вечное лето.

Лень чувствуется во всем пейзаже, жизнь идет своим чередом, тянется медленно – столетиями на грани обрыва стоит изба крепостных Сусловых, однако, ничего не предпринимается для исправления сего безобразия – изба нависает над обрывом, рискуя сорваться со всеми жильцами вниз. Но все оставлено на извечное русское авось.  Сама Обломовка живет не просто размерено и медленно, а циклами.  Время крестьянами измеряется лишь по сменам времен года, да по церковным праздникам. Все было похожим, следующий день был практически полностью похож на предыдущий. Эта деревня располагалась в самой глуши, ее леса были не тронуты топорами лесорубов, а степи не были распаханы на пашни земледельцами.

Крестьяне Обломовки взаимодействовали лишь с волжской пристанью, где сбывали ненужное и покупали необходимое. В другие места они не ездили.

Сам Илья Обломов с самого раннего детства привык к этому миру, ставшему для него идеалом – окружающая деревню природа, которая, как и сама деревня, были его отчим и родным краем. Он идеализировал этот мир для себя. Еще в юношеском возрасте он занимался познаванием своего края, этого мира. Но его тяготения были уничтожены родителями, которые проявляли к своему чаду излишнюю опеку, которые сами были людьми богатыми и ленивыми. По их стопам пошел и их сын, привыкший к их жизни и ставший ее продолжателем.

Как жили помещики, так жили и крестьяне – разумеется, в плане лености во всем происходящем. Поэтому, на становление Обломова влияли не только родители, но и окружающая его атмосфера. И он определился с образом жизни, уже став взрослым человеком, и свято ведет этот образ жизни. А идеальность в мире достигается досугом, проводимым на природе этого самого мира – он хотел сидеть в тени деревьев, попивая чаек да поглядывая на пруд.

Но описываемый пейзаж несет в себе и другие функции  — природа является отражением внутреннего мира главного героя. Например, ветвь сирени олицетворяет любовь Ильи и Ольги. Так, Ольга подает Илье эту веточку, на что тот отвечает, что ему больше по нраву ландыши. Девушка расстроилась и выронила веточку, но Илья, поняв, что полюбил Ольгу, пришел на другое свидание с этой самой веткой.

Эта ветка является не только символом любви между двумя людьми, но и символом весны. А, кроме того, показывает процесс зарождения иной жизни – иной жизни главного героя, который теперь другой, который теперь готов проявить активность для возлюбленной. А природа летом, которая тиха, показывает, как расцвели отношения Ильи и Ольги.

Однако абсолютно по-иному описывается природа в моменты, когда Обломов стал сомневаться – природа стала дождливой, небо посерело, стало сыро и прохладно. А Ольга видела отцветшую и теперь уже увядшую сирень, будто увяла их любовь. Пейзаж, которым показана осень, олицетворяет отчуждаемость между влюбленными, а начавшие облетать листья и появившиеся вороны символизируют собой их расставание, ведь они больше не могут прятаться за зеленью, которой уже нет.

Также расставание символизирует и метель, в которой оказался Обломов. Те чувства, о которых говорила сирень, умерли так же, как и сама она под снежным покровом.

Хорошо заметно, что отношения Ольги и Ильи пошли параллельно временам года – сначала жизнь чувств зародилась, потом расцвела летом, подобно цветку, а потом отцвела по осени.

Кроме того, со сменой времен года сменились и чувства главных героев – так  Ольга полюбила немца Штольца, а Илья влюбился в Агафью. В финальном пейзаже, на котором представлено кладбище, автор показывает сирень у могилы Обломова, которая намекает на первую и последнюю весну в его сердце.

Описание природы, которое имеет крепкую взаимосвязь с главными героями, помогает глубоко раскрыть их характеры и их самих – Ольга и Илья умели чувствовать природу и жили ею, радовались каждому ее проявлению.

А разменяв друг друга на других людей, они утратили это умение – Ольга, выйдя замуж за Штольца, ощутила недостаток романтики, хоть их союз и был крепким,  а Обломов, полюбив Агафью, и вовсе скончался.

Кроме того, описание пейзажей родных для Обломова краев показывает, почему сам Илья Обломов стал таким, каким представлен взору читателя.

Интересно? Сохрани у себя на стенке!

План сочинения: «Слово о полку Игореве»

Чтобы составить план по «Слову о полку Игореве» для написания сочинения в 9 классе, необходимо выделить ключевые моменты произведения:

  1. История происхождения памятника, проблема его подлинности.
  2. Жанр «Слова о полку Игореве».
  3. Образ автора в «Слове о полку Игореве».
  4. Поход князя Игоря в половецкую степь.
  5. Гибель войска и пленение князей русских.
  6. Плач Ярославны.
  7. Главные герои «Слова о полку Игореве».
  8. Образ природы.
  9. Идейный смысл произведения.

Для сочинения на тему «Ярославна – главная героиня «Слова о полку Игореве»» понадобится дополнительный анализ кульминационного (это какого?) момента произведения – плача Ярославны.

Содержание произведения

Произведение «Слово о полку Игореве» относится к жанру поэма, является своим родом памятником древнерусской литературы. Оно посвящено событиям 1185 г. и описывает поход князя Игоря Святославича Новгород-Северского против половцев. События развивались следующим образом. За год до этого похода объединённые русские полки под руководством князя киевского Святослава Всеволодовича на реке Ореле нанесли поражение наступавшей на Русь большой орде половцев. Игорь не смог тогда принять участие в сражении, о чём тяжело переживал, так как не смог продемонстрировать свою преданность союзу русских князей. Поэтому через год он решил сам пойти на половцев, чтобы открыть дорогу к Чёрному морю, которая уже более ста лет закрыта половцами для Руси.

Воинская честь, желание доказать приверженность новой общерусской политике — вот основные причины организованного Игорем похода. Подробности этого похода есть в древних летописях. Однако личное мужество в решении подобных вопросов может принести только вред. Что, в итоге, и произошло. Кратковременная победа над передовым отрядом половцев закончилась встречей с основными силами противника, в результате чего войско Игоря было разгромлено, а сам он, раненый, попал в плен. Это поражение русских войск спровоцировало новое нападение половцев на Русь. Объединённые русские войска отбросили половцев в степь. Князю Игорю с помощью крещёного половца Овлура удалось бежать из плена и добраться до Новгород-Северского. На основе этих исторических событий и было написано неизвестным автором «Слова о полку Игореве».

Подробнее: «Слово о полку Игореве»: краткое содержание произведения

Загадочный автор и история создания

История создания «Слова о полку Игореве» весьма таинственна. Существует несколько версий происхождения памятника.

  1. «Слово…» было написано в период раннего Средневековья, а затем переписано более поздним автором, после чего обнаружено и обнародовано графом А.Мусиным-Пушкиным в 90-х годах 18-го века.
  2. «Слово о полку Игореве» не является оригинальным произведением древнерусского искусства, а представляет собой стилизацию, созданную в новое время для поддержания авторитета русской литературы в ряду национальных европейских литератур.

Основанием для столь противоречивых гипотез (это что?) стал тот факт, что произведение дошло до потомков в единственном экземпляре, обнаруженном А.Мусиным-Пушкиным, который состоял обер-прокурором Синода и, предположительно, получил его вместе с другими документами из Кирилло-Белозерского монастыря.

Рукопись оригинала хранилась во дворце вельможи в Разгуляе и, согласно официальной версии, погибла во время московского пожара в 1812 году.

Некоторые исследователи приписывают авторство «Слова…» А.Мусину-Пушкину, однако, для этого нет очевидных оснований: граф, при всей своей учёности, не отличался литературными талантами. Есть и другие предположения.

Со временем спор о подлинности документа приобрёл идеологическую окраску: те, кто считал «Слово…» настоящим документом, именовались патриотами (это кто?), те же, кто видел в произведении искусную поделку, приравнивались чуть ли не к врагам России.

Если оставить в стороне эмоции и обратиться к содержанию памятника, очевидным станет тот факт, что автор слова создавал своё творение в эпоху, когда главный герой повествования Игорь Всеволодович был ещё жив, княжил.

Академик А.А.Зализняк, специалист по языку памятников древнерусской литературы, проанализировал языковые особенности старославянского текста (наличие двойственного числа, следы «цоканья» и др.) и сделал вывод о том, что «Слово…» не могло быть написано позднее 11 и ранее 14 века.

Исследователь А.Н.Ужанков называет точную дату: поздняя осень – зима 1200-го года. Автором учёный считает одного из монахов Выдубецкого монастыря под Киевом, лично принимавшего участие в походе.

Автор произведения противопоставляет свой язык языку «вещего Бояна», повествует о делах недавних и давно прошедших, прекрасно знает и цитирует Евангелие (оно в то время ещё не было переведено на старославянский и читалось по-гречески).

Отношение древнерусских книжников к литературной известности далеко от современных представлений. Книжники не стремились приписать подвиг сочинительства себе, они исполняли его как послушание, боговдохновенный труд, для которого они были лишь орудиями, посредниками.

Вот почему имя автора не дошло до нас. Вопрос о том, кто написал слово о полку Игореве, остаётся открытым.

Краткое содержание и анализ произведения

Сюжет произведения (это как?) описывает событие, произошедшие в 1185 году: поход новгород-северского князя Игоря в земли половецкого хана.

Если передать краткое содержание «Слова о полку Игореве» несколькими предложениями, речь в нём идёт о походе, предпринятом русским князем в 1185 году для утверждения своей власти над южными границами Руси.

Этот поход не являлся оборонительным, его целью было освоение нового пространства. Князь хотел «скорой славы» и мыслил добиться победы хитрым неожиданным нападением.

Краткий пересказ «Слова о полку Игореве» не сводится к фабуле (это как?).

Рассказчик (а образ автора в «Слове о полку Игореве» очень важен, заметен, овеян нотами ностальгии (это как?) по былым временам) выстраивает композицию «Слова о полку Игореве» таким образом, что становится ясно: поход Игоря выходит за рамки существующего уклада жизни, переворачивает основы древнерусского мировидения, нарушая религиозные и этические нормы. Так, важные события в жизни Игоря происходят в пятницу, день Крестных страданий Христа.

Начиная сочинение на тему «Слово о полку Игореве», необходимо составить цитатный план и проследить, как меняется отношение повествователя к описываемым событиям.

Автор даёт свою оценку действиям Игоря. Он сравнивает его поход с предыдущим походом князя Всеволода Большое Гнездо, деда Игоря. Прежний поход был оборонительным, старый князь защищал отечество и не посягал на чужие территории.

Он вышел в путь после исповеди и Причастия, получил благословение, бил тёмные силы на протяжении всего Великого поста и к Пасхе с победой вернулся домой. Игорь же, напротив, выходит в поход на пасхальной неделе, без благословения, тайком от противника.

Весь путь его окутан мраком. Образ затмения передаёт не столько явление природы, сколько внутреннее состояние героя, его духовную растерянность.

Лишь попадая в плен к половецкому хану и бесславно спасаясь бегством, Игорь начинает раскаиваться в своей гордыне и получает Божью помощь: звери, птицы, природа, сам Господь указывают ему путь домой.

Плач Ярославны, напоминающий молитву, очищает князя от всех его ошибок.

В завершение автор Слова обращается к русским князьям с призывом опомниться, прекратить кровавую вражду и снова стать единой семьёй.

Анализируя «Слово о полку Игореве», герои которого находятся в состоянии с самими собой и друг другом, нельзя не отметить, как ведёт себя природа в произведении.

В произведении оживают реки, поля, овраги, каждое растение и животное чувствует тревогу, предсказывает гибель войска. Князь нарушил законы справедливого жития – покусился на чужие границы, и это не принесёт ему славы. Зато обратный путь овеян духом радости, смиренного прощения, приятия.

Сюжет и специфика образов произведения «Слово о полку Игореве»

ТЕМА: Сюжет и специфика образов «Слова о полку Игореве»

ЭПИГРАФ:

Святослав — общая мысль произведения. Ярославна — лирическая песня. Е.Осетров.

ПРОВЕРКА Д/З

А) пересказ сюжета по плану; (Слайд №10)

Б) чтение наизусть отрывка

ПЕРСОНАЖИ «СЛОВА:»

— Герои поэмы живут и действуют в один из переломных моментов в истории своей родины. В Киеве в это время княжит двоюродный брат новгород-северского князя Святослав Всеволодович. За три года до похода Игоря, в 1182 году, ему приходится пойти на компромисс Рюриком Ростиславичем, правнуком Ярослава Мудрого. Этот энергичный князь требовал власти над городами Киевской Руси. 12 лет сохранялось двойственное положение: Киев и формальное старшинство принадлежали Святославу Всеволодовичу, а все остальные города Киевской земли принадлежали Рюрику Ростиславичу. Это двоевластие прекратилось только после смерти Святослава в 1194 году. мы видим, что каждый князь стремился действовать независимо от других.

Русские земли объединяла православная вера, общая письменность и язык, но в разных княжествах возникали уже свои особенности, князья ставили себе разные цели. Народ еще помнил о былом величии Руси, и трагическая раздробленность болью отозвалась в душе автора «Слова:». Автор раскрывает характер героев через их отношение к насущным интересам отечества.

— Рассказ учащихся о героях и запись в

1в.- кн. Игорь(Слайд № 11)

(Исследователь древнерусской литературы Д.С.Лихачев так охарактеризовал князя Игоря(запись в тетради): «Игорь Святославович — сын своей эпохи. Это » средний» князь своего времени: храбрый, мужественный, в известной мере любящий родину, но безрассудный и недальновидный, заботящийся о своей чести больше, чем о чести родины»).

2в. — кн. Всеволод (Слайд №12)

(Автор любуется, как самоотверженно, забывая обо всем- о ранах, об отчем золотом столе, о прекрасной жене, бьется Всеволод. Сила его гиперболизирована, он похож на богатыря из русской былины: куда поскачет Всеволод, «своим золотым шлемом посвечивая, — там лежа поганые головы половецкие». Но вот дрогнули ряды русских воинов, и Игорь бросается наперерез отступающим -» Игорь полки заворачивает, ибо жаль ему милого брата Всеволода»

3в. — кн. Святослав. Чтение наизусть.(Слайд №13)

— В чем упрекает Святослав Игоря и Всеволода? («На врага не вовремя напали», «ваше сердце:закалилось в буйстве самочинном».)

— С какой целью призывает Святослав русских князей к объединению? (Постоять » за Русскую землю, за Игоревы раны». Себя он сравнивает со старым соколом, который » никому не даст гнезда в обиду».)

Святослав — государственный деятель, пытающийся объединить военные силы, сохранить и умножить мощь русского государства.

Ярославна — женщина, жена воина, ушедшего в поход и не подающего о себе вестей. Ее страдания, ее тоска понятны людям любой эпохи.

4в. — кн. Ярославна (Слайд №14)

— К каким силам природы обращается Ярославна?

— В чем и почему она упрекает Ветер?

( В том, что он метал вражьи стрелы на полки Игоря, ведь в дни битвы несся ураган с моря, т.е. с половецкой стороны.)

— Почему героиня обращается к Днепру?

(Он силен и могуч, был верным союзником Святослава в его походе против половцев, и Ярославна хочет верить, что великая река поделится силой с попавшим в беду Игорем.)

— Почему к великому и грозному Солнцу обращается со словами упрека?

(Его горячие лучи оказались губительными для Игорева войска.)

5в. — Русская дружина (Слайд №15)

(Храбрая дружина сражается с половцами до последнего человека. Лишь тогда прекратился бой, когда «кровавого вина не доста». Автор укоряет Игоря за то, что он «погубил богатство» и оставил «русское золото» (то есть дружину) на дне Каялы, реки половецкой.

6в. — Образ природы (Слайд №16)

(В развитии событий поэмы деятельную роль играет природа. Автор превращает ее в живое, мыслящее существо, которое страдает или радуется вместе с героями, осуждает или одобряет их поступки. Картины природы проникнуты любовью автора к родине.

ГЛАВНАЯ ИДЕЯ «СЛОВА:»

Идея необходимости объединения удельных княжеств вокруг Киева перед угрозой нашествия степняков на «землю Русскую». Этой идее подчинено не только «Золотое слово» Святослава, но и исторические отступления автора, из которых ясно видно: были едины — одерживали победы; вступили в распри — принесли лишь горе и страдание Русской земле. Даже тема дружбы братьев — Игоря и Всеволода — подчинена этой идее. именно братской дружбы не хватало тогдашней Руси, страдавшей от рапрей, когда отец шел на сына и брат на брата. Если бы все князья любили друг друга, как Игорь и Всеволод, не пришлось бы бояться набегов кочевников, не стонал бы «Киев от горя, а Чернигов от напастей».

Д/З:

1) определить жанры трех основных частей;

2) выписать рефрены в порядке их следования;

3) выписать эпитеты, метафоры, сравнения;

4) инд. задание » Образ Русской земли в «Слове о полку Игореве».

Урок № 3 Тема: Художественные особенности «Слова о полку Игореве»: специфика жанра, самобытность языка, образ автора, образ русской земли

1. Специфика жанра, самобытность языка.

Жанровая особенность слова

1 часть — воинская повесть

2 часть — жанр «Слова:»

3 часть — плач и слава

— Как вы думаете, что объединяет такие разнородные по содержанию и жанровым признакам отрывки в единое целое?

(Любовь к родной земле, забота о судьбах русских людей)

2. Композиция произведения и чтение фрагментов.

В основе композиции лежит принцип переплетения триад. Использование этого принципа говорит о высокой литературной культуре автора. Внешнюю триаду составляют зачин, основная часть и концовка. Внутри основной части выделяют, в свою очередь, три части: повествование о походе Игоря и его последствиях для Руси, прерываемое тремя авторскими отступлениями; центральный фрагмент, посвященный Святославу (сон Святослава, его толкование боярами, «золотое слово», сливающееся с авторскими обращениями к князьям); заключительный фрагмент, связанный с возвращением Игоря из плена (плач-заклинание Ярославны, бегство Игоря, погоня Гзака и Кончака).

— А какой композиционный прием помогает скрепить различные части текста?

Обратимся к рефренам

. Для произведений устного народного творчества характерны повторы. Автор «Слова :» использует повторы в качестве своеобразных скрепов, которые «держат» композицию всего произведения (будем называть их рефренами).

Рефрены, выписанные из произведения

.

Рефрены словно переплетаются между собой, создавая особый колорит, придавая цельность произведению.

1. Зачин.

2. Основная часть.

Первая часть.

«: Ища себе чести, а князю славы».

«О Русская земля! Уже за холмом ты!»

«Русичи широкие поля червлеными щитами перегородили, ища себе чести, а князю — славы»

«О Русская земля! Уже за холмом ты!»

» : А храбрые русичи перегородили червлеными щитами»

«Никнет трава от жалости, а дерево от печали к земле приклонилось».

«А Игорева храброго полка не воскресить!»

«Унылы городские стены, и веселие поникло»

Вторая часть.

«: За землю Русскую, за раны Игоря, храброго Святославовича!»

«: За землю Русскую, за раны Игоря, храброго Святославовича!»

«А Игорева храброго полка не воскресить!»

«: За землю Русскую, за раны Игоря, храброго Святославовича!»

«приуныли голоса, сникло веселье»

Часть третья.

«Уныли цветы от жалости, а дерево в тоске к земле приклонилось».

3. Концовка.

«Страны рады, города веселы».

Средства художественной выразительности

— По словам В.Г.Белинского, поэма «Слово о полку Игореве» — «прекрасный благоухающий цветок славянской народной поэзии»

Какие средства художественной выразительности вы нашли в «Слове :»?

В тексте произведения неоднократно встречаются народно-поэтические сравнения: например, битвы — с посевом, который печалью всходит по Русской земле, или со свадебным пиром, где воинам — сватам недостает кровавого вина. Из народного творчества поэт заимствовал уподобление людей и явлений человеческой жизни явлениям природы. Так, картина бури в степи незаметно переходит в изображение грозного наступающего половецкого войска. В языке произведения много постоянных эпитетов, характерных для устного народного творчества: «серый волк», «сизый орел», «борзые кони», «чистое поле», «черная земля», «зеленая трава», «светлое солнце».

Старинные народно-поэтические эпитеты в основном верно характеризуют изображаемый предмет (или явление), но всегда приписывают ему одно и то же свойство. Автор «Слова :» уже не довольствуется только постоянными эпитетами. В предметах и явлениях он умеет подмечать различные свойства и выражать их разнообразными художественными определениями. Не случайно мы встречаем в поэме такие эпитеты, как «вспугнутые лебеди» (в старинной народной поэзии обычно употреблялось определение «белые лебеди»), «серебряные берега» (в творчестве народных сказителей — «крутые берега») и т.п.

Каким жанрам устного народного творчества близка Игорева песня? (Былине: эпический сюжет, образы русских князей восходят к образам богатырей — традиционные для былины повторы, финальная слава князьям и дружине, гипербола (Всеволод в бою, бегство Игоря из плена). Народной песне: в плаче Ярославны прослеживается структурный параллелизм с образами природы, в расшифровке сна Святослава — метафорический пейзаж).

Образ Русской земли

Автор «Слова о полку Игореве» — это Пушкин XII столетия. Талантливый, разносторонний, покоряющий своим словом и современников и нас, далеких потомков.

Свой призыв к единению, свое чувство единства родины автор «Слова» воплотил в живом, конкретном образе Русской земли.

К концу XX в. книга будет переведена уже на десятки языков и войдет в золотой фонд мировой литературы. Сегодня и на английском, и на японском языках существует по несколько переводов «Слова о полку Игореве». А на русском — одних только стихотворных переводов и переложений несколько десятков. В мире выпущено почти две тысячи научных работ, посвященных «Слову». В 1995 г. Институт Российской Академии издал пятитомную Энциклопедию «Слова о полку Игореве».

Сообщение учащихся.

Сделаем вывод

: «: Русская земля, в описании которой объединились лирика и публицистика, — основной художественный образ «Слова :»» (Д.С.Лихачев).

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ:

  1. В чем вы видите идеал автора? (письменный ответ на вопрос)
  2. Индивидуальное: сообщение об опере А.П.Бородина «Князь Игорь».

Характеристика героев «Слова о полку Игореве»

Главные герои «Слова о полку Игореве» – князь Игорь Святославович, князь новгород-северский, его брат Буй Тур Всеволод, отец, князь Святослав, супруга Ярославна.

Характеристика Игоря. С одной стороны, князь честолюбив, хитёр, решителен в достижении целей, с другой – смел, грозен в бою. Сначала его речь и поступки не вызывают симпатии, но после возвращения из плена всё живое сочувствует герою.

Образ Игоря в «Слове о полку Игореве» становится светлее, когда о нём вспоминает опечаленная жена. Князь нужен русской земле, как Ярославне – её супруг.

Ярославна – героиня «Слова…», ставшая символом всего русского народа в его женской ипостаси. Образ Ярославны в произведении представлен через мотив любви.

Словно «зегзица на юру», любящая жена князя просит природные стихии вернуть ей любимого.

Образ Ярославны — это идеал русской женственности, абсолютной любви и верности. Плач Ярославны в «Слове о полку Игореве» — центральный эпизод раскрытия образа.

Женщина желает обернуться кукушкой и полететь в далёкие земли, чтобы вернуть к жизни дорогого мужа, омыть его кровавые раны. Характеристика Ярославны лаконична, сосредоточена не на внешнем облике женщины, а на её внутренней красоте.

В походе участвует брат Игоря князь Всеволод. Он полон мужества, отважен, собственная рана печалит его меньше, чем поражение в бою. Как и Игорь, Всеволод попадает в плен.

Князь Святослав – отец Игоря и Всеволода, олицетворяет мудрость старшего поколения. Святослав мечтает о прекращении междоусобиц, хочет видеть сыновей дружными.

Характеристика Святослава в «Слове о полку Игореве» даётся не прямо, а через речь героя, его наставления потомкам.

Главные герои

Князь Игорь

Главный герой «Слова о полку Игореве» – князь Игорь, организатор похода русского княжества против половцев. Храбрый, мужественный русский князь, радеющий за защиту родной земли от врагов. Его горячность и бойцовский характер, не дают ему вести спокойную жизнь. Честолюбивый князь, несмотря на плохие предзнаменования, самоуверенно повел свое войско на половцев. Сложились неблагоприятные обстоятельства, и отважный витязь потерпел поражение, попал в плен к врагу.

Всеволод

Всеволод – брат князя Игоря, вместе с ним отправляется в поход. Сильный, отважный богатырь. Настолько сильна его любовь к родной земле и отечеству, что, когда ведет ожесточенный бой с врагами, забывает обо всем на свете. Он даже не чувствует, что ранен, он не вспоминает ни о жене, ни о чести, ни о богатстве. Как и Игорь, оказывается в плену врага.

Святослав

Мудрый и справедливый правитель земли русской, отец героев, отправившихся в поход на половцев. Умный и глубоко мыслящий человек, он понимал, какой вред несут междоусобные войны, и стремился к объединению Руси. Святослав осознает, что только сплочение мелких княжеств в единое целое, может создать непобедимое и могучее государство.

Ярославна

Образ Ярославны, жены князя Игоря, заключает в себе весь русский народ, верящий в мудрость и отвагу своих героев, борющихся за свободу и независимость. Ярославна – это общий портрет всех жен и матерей, верно и преданно ждущих с поля боя своих мужей и сыновей. Образ женщины, готовой в любой момент прийти на помощь, самоотверженной и великой. Ее обращение к силам природы, передает весь патриотизм русского народа, его непобедимость.

Сочинения

Слово о полку Игореве — произведение, которое было написано много веков назад. Более восьмисот лет назад неизвестный автор, имя которого до сих пор не установили историки, написал это произведение, которое сегодня словно памятник литературы древнего времени. Но, несмотря на древность произведения, оно актуально и по сей день, поэтому и нынешние школьники изучают это произведение. Вот и сегодня нужно написать сочинение на тему Отношение автора к главному герою в Слове о полку Игореве. Тему же отношения автора в слове о полку Игореве я начну раскрывать, описав созданный образ Игоря.

Слово о полку Игореве образ Игоря

Само произведение повествует о реальных событиях, о времени, когда Игорь был князем новгород-северским и решил пойти на половцев, не дождавшись объединения всех князей, просто вдвоем с братом.

Если говорить об образе и характеристике Игоря, то его можно представить, читая произведение, ведь автор подробно описывает князя. Так мы видим, что это молодой князь, как пишет автор: молодых настало время. Автор изображает Игоря мужественным: Игорь… Мужество избрал. Также автор представляет Игоря отважным храбрецом. К тому же Игорь — удалой сын Святославича. Князя автор изобразил стойким, ведь и раненым он продолжал битву и пытался «беглецов вернуть к бою».

Отношение автора в Слове о полку Игореве

Как видим, из созданного описания Игоря, отношение автора в Слове о полку Игореве к Игорю замечательное. Автор восхищается Игорем, его чертами характера, его смелостью и отвагой. Но, тут же мы видим и другое отношение автора в Слове о полку Игореве к главному герою. Автор не поддерживает его безрассудный поступок, поступок, который разбудил зверя и стал как тот красный цвет для быка, ведь после неудачного похода, половцы тут же нападают на Русь. А причиной тому, желание Игоря прославиться. Ему захотелось славу силой взять, да и поделить еще и былую славу. И тут уже отношение автора к князю Игорю не лучшее. Получается, автор имеет двойственное отношение к князю и тут понятно почему, ведь и отношение автора в Слове о полку Игореве к событиям, что произошли в 1185 году не из лучших. Автор понимает, что победить врага можно только объединив силы, но князь этого не понимает или не хочет понимать. Вот и имеем, что имеем, причем актуальность произведения как раз и состоит в том, что и в наше время многие не понимают, что сила и преимущество перед любым врагом, как раз в сплочении, в объединении и в общих целях.

Сочинение: Каково отношение автора «Слова о полку Игореве» к главному герою повествования?

Каково отношение автора «Слова о полку Игореве» к главному герою повествования?

Выдающийся памятник древнерусской литературы «Слово о полку Игореве» обладает множеством идейно-художествен­ных достоинств. Все они нераздельно связаны с образом автора поэмы.

Многочисленные исследования, ведущиеся на протяжении многих десятилетий, до сих пор не установили с полной досто­верностью, кем был автор. Он так и остается безымянным. Однако текст замечательного произведения дает возможность сделать некоторые выводы о его личности.

Прежде всего каждая фраза, каждый образ «Слова» свиде­тельствуют об авторе как о патриоте Русской земли. Знание и достоверное изображение всех подробностей похода князя Игоря позволяют высказать предположение, что автор был непосредственным участником описываемых событий. И, на­конец, неравнодушное отношение автора к главному герою своего повествования говорит о том, что он, вероятно, был одним из его сподвижников.

Каково же отношение автора «Слова» к князю Игорю? Какие особенности текста поэмы дают нам возможность су­дить об этом?

Отношение это нельзя определить однозначно. С одной стороны, автор показывает в образе Игоря многочисленные княжеские доблести. Мы видим, что это благородный, муже­ственный человек, готовый отдать свою жизнь за родную зем­лю. Таким образом, первое, что ставит автор в заслугу своему герою, — это патриотизм, любовь к родной земле.

Во-вторых, автор дает высокую оценку личным качествам воина и человека, проявленным князем. В походе Игорь пока­зывает исключительное мужество и отвагу, он исполнен «рат­ного духа», дорожит воинской честью, горит желанием «испить шеломом Дону Великого».

Так, когда в самом начале похода грозное предзнаменова­ние — солнечное затмение — ставит войско перед выбором: продолжить поход или повернуть назад, князь Игорь принима­ет мужественное решение: «Лучше убитыми быть, чем поло­ненными», — заявляет он.

С одобрением выделяет автор и такое человеческое каче­ство князя Игоря, как любовь к своим родным и близким. Он испытывает глубокие братские чувства к Всеволоду и готов ради спасения брата пожертвовать собственной жизнью. Автор «Слова» дает нам понять, что Игоря с его женой Ярославной соединяет глубокое чувство любви, поддерживающее его, когда князь томится в плену у половцев.

С другой стороны, автор видит не только достоинства, но и недостатки своего героя. Так, он ясно дает понять, что пора­жение, которым закончился поход, имело своими причинами отсутствие у князя ясного представления о необходимости еди­нения и совместной борьбы против врага, стремление к личной славе. Не случайно, в уста киевского князя Святослава вложе­ны автором слова осуждения в адрес Игоря и Всеволода, гово­рящие о том, что их поход не принесет чести самим братьям и всей Русской земле. Ведь целью Игорева похода было завоева­ние в Половецких степях богатой добычи. Потому-то, вопре­ки собственным гордым словам о предпочтительности гибели на поле боя плену, и попадает князь в руки своих врагов.

И все же положительная оценка личности князя Игоря у автора преобладает. И это подчеркивается финалом произведе­ния, в котором князю удается, рискуя жизнью, совершить сме­лый побег из плена. Он вышел из перенесенных испытаний еще более закаленным и помудревшим. Он готов и дальше сто­ять на страже Русской земли. Игорь приходит к выводу, кото­рый особенно важен и для самого автора. Вывод этот заключа­ется в том, что для успешной борьбы с внешними врагами рус­ским князьям необходимо внутреннее единство. И эту оценку автор доносит до читателей своей поэмы, живущих многие сто­летия спустя после описываемых событий.

Сочинение: Каково отношение автора «Слова о полку Игореве» к главному герою повествования?

4.9 (98.78%) 263 votes

На этой странице искали :

  • каково авторское отношение к князю игорю
  • сочинение слово о полку игореве образ игоря
  • сочинение на тему ярославна героиня слова о полку игореве
  • каково авторское отношение к князю игорю по слову о полку игореве
  • отношение автора к князю Игорю

Сохрани к себе на стену!

Слово о полку Игореве презентация к уроку по литературе

Слайд 2

Художественное произведение, хотя и близко к летописи; Тема: неудачный поход на половцев северского князя Игоря в конце апреля – начале мая 1185 года; Время написания: вскоре после похода; Другие источники, повествующие об этом походе: Лаврентьевская летопись, Ипатьевская летопись. «Слово о полку Игореве»

Слайд 3

Северский князь Игорь Святославович; его брат Всеволод Святославович из Трубчевска; его сын Владимир Игоревич из Путивля; его племянник Святослав Ольгович из Рыльска. Участники похода:

Слайд 4

История «Слова…» Открыто в конце 18 века Мусиным-Пушкиным Впервые опубликовано в 1800 году в Москве

Слайд 6

Историческая основа «Слова…» В 1185 году Новгород-Северский князь Игорь Святославович, не предупредив Киевского князя Святослава и других князей, отправляется в поход на половцев в половецкие степи.

Слайд 7

Ипатьевская летопись Выступление в поход Игоря Солнечное затмение Присоединение к войску бур-тур Всеволода Первое удачное столкновение с половцами Неудачи второго боя Ранение и пленение Игоря Набеги половцев на Русь Побег Игоря из плена … … … … … … … … … … … Композиция похода князя Игоря «Слово о полку Игореве»

Слайд 8

Доделать таблицу; Чем повествование «Слова…» отличается от летописного? Какие наиболее яркие композиционные части, не связанные с сюжетом, свойственны только «Слову…»? С какой целью включает их в повествование автор «Слова…»? Домашнее задание:

Слайд 9

Вступление Сборы в поход, солнечное затмение Первый бой Сон Второй бой История сражений с половцами Поражение войска Игоря Лирическое отступление о междоусобицах Сон Святослава, «Золотое слово» Святослава Обращение Автора к русским князьям Плач Ярославны Возвращение Игоря из плена Приветственная встреча Игоря Композиция «Слова…»

Слайд 10

Вначале повествование ведется от лица Автора. Автор – человек, хорошо знающий военное дело, начитанный, знающий события прошлого. Особенности композиции

Слайд 11

Предзнаменование Плохое предзнаменование безрассудной храбрости Игоря Игорь идет в поход НАПЕРЕКОР судьбе.

Слайд 12

Автор пытается понять, почему храбрый, мужественный князь и его опытная дружина потерпели поражение вспоминает времена деда Игоря – Олега (11 век) Причина тяжелого положения русской земли в прошлом и настоящем, причина поражения Игоря – в несогласии русских князей, в их раздорах. Часть I главы 12-13

Слайд 13

Сон Святослава «смутный»; Святославу дается знать о походе Игоря, его поражении и нашествии на Русь врагов. Тем самым подчеркивается роль вел. киевского князя как главы рус. князей и всей Русской земли; Худ. функция Сна Святослава — обосновать право последнего на «злато слово», в котором он выступает объединителем русских князей в борьбе с врагами; Образы сна символичны. Часть II глава 1 Взгляд на поход Игоря Святослава:

Слайд 14

его «одевают» черной паполомой , т. е. погребальным покрывалом, как мертвого; Видеть во сне кровать — тоже плохая примета по сонникам: к болезни или смерти; тис считался в древности самой ценной породой для гроба и в связи с этим был символом смерти; пить во сне вино, и особенно мутное, — «плохая примета», «знак печали и досадного известия»; Рассыпающийся жемчуг — символ слез в сновидениях. Сон Святослава

Слайд 15

Смысл Сна Святослава: Святослав, сидящий «в Киеве на горах», грозный и великий, во сне видит себя не в Киеве — столице Киевской Руси, ее центре, а на самой окраине, у небольшого пограничного городка на юго-западе Руси — Плесньска . Вместо «золотого стола» киевского (символа власти, силы, могущества) он оказывается во сне в погребальных санях (символ не-жизни , не-могущества , не-бытия), в которых несут его к морю — символу «того света» и одновременно — месту пребывания половцев, к ним в плен. Во сне со Святославом происходит то, что произошло наяву с Игорем и другими князьями-участниками похода. Сон Святослава

Слайд 16

взгляд на поход Игоря с т.з . судеб всей Русской земли. Прямое осуждение Игоря и Всеволода; Обвиняет их в честолюбивом стремлении прошлую славу себе присвоить, а будущую поделить между собой; Не сомневается в их личном мужестве, не унижает их достоинства; Святослав = Автор. «Золотое слово» Святослава, со слезами смешанное, — Часть II глава 5

Слайд 17

«Золотое слово» Святослава переходит в обращение к русским князьям; Напоминает князьям о том, как в прошлом усобицы обессилили Русскую землю и привели к гибели ее князей; Напоминает каждому из князей о его силе, уме, могуществе; Призывает князей исполниться ратного духа, объединить свои силы и вернуть Руси ее былые славу и могущество. Святослав = Автор Часть II главы 6-13 Обращение к русским князьям

Слайд 18

На городской стене в Путивле плачет жена Игоря Ярославна; Она не размышляет, не осуждает, а просто печалится, горюет; Обращается к силам природы, просит о помощи мужу; Ярославна скорбит обо всех русских воинах, не только о муже; Это собирательный образ – голоса всех русских женщин, их печаль и нежность, страдания от войн и междоусобиц всех русских женщин. Часть III глава 1 Плач Ярославны

Слайд 19

Силы природы (по просьбе Ярославны) помогают Игорю; Сказочные мотивы: разговор Игоря с рекой Донец; преображение Игоря в разных зверей и птиц. Часть III глава 2-7 Половецкая степь. Побег Игоря.

Слайд 20

Торжественная и праздничная концовка Вся Русская земля радуется возвращению Игоря: «Села рады, города веселы», «Но восходит солнце в небеси – Игорь-князь явился на Руси» Заключение. Часть III глава 8

Слайд 21

Вместе с кем отправляется Игорь в поход? Когда написано «Слово…»? Чем в Игоре восхищается Автор? Как излагаются события (манера изложения) в «Слове…»? Охарактеризуйте Автора «Слова…». С какой целью описывается солнечное затмение? Почему Автор обращается ко временам Олега? Самостоятельная работа

Слайд 22

Главная идея «Слова…»? Объясните символику сна Святослава. Кем приходится Святослав Игорю? Как Святослав относится к походу Игоря? Цель обращения к русским князьям? Особенности плача Ярославны? Чем заканчивается «Слово…»? Самостоятельная работа

Слайд 23

Города: Киев Корсунь Тмуторокань Полоцк Чернигов Курск Новгород Путивль и т.д. Дон Волга Днепр Донец Дунай Западная Двина Рось и т.д. Образ Русской земли в «Слове…» — центральный образ, главный герой Реки: «Слово…» рисует обширные географические пространства Руси

Слайд 24

Отличается грандиозностью; Дан в движении: «Черные тучи с моря идут…» «Земля гудит, реки мутно текут, прах над полями несется…» Ветер, солнце, тучи, облака – фон, на котором разворачивается действие «Слова…», и одновременно – действующие лица. (прием?) Пейзаж «Слова…»

Слайд 25

Это история страны Русская земля принимает активное участие в радостях и печалях страны. Русская земля

Слайд 26

Образ Родины, полной городов, рек и многочисленных обитателей, противопоставлен образу пустынной половецкой степи – «стране незнаемой», её оврагам (яругам), холмам, болотам и « грязивым » местам. Особенности описания Русской земли

Слайд 27

— это прежде всего русский народ; Автор говорит о мирном труде русских «ратаев» (пахарей), нарушенном усобицами князей; о женах русских воинов, оплакивающих своих мужей; о горе всего русского народа после поражения Игоря и о радости всех жителей городов и сел при его возвращении. Войско Игоря Новгород-Северского – это прежде всего « русичи », и, переходя границу Руси, они прощаются не с Новгород-Северским княжеством, а с Русской землей в целом. Русская земля для Автора «Слова…»

Природа — живое существо

Читая описание природы в «Слове о полку Игореве», мы понимаем, что автор поэтически воспринимает окружающий мир. Он относится к ней как к живому существу. Автор наделяет природу качествами, которые свойственны человеку. В его изображении она реагирует на события, воспринимает окружающий мир. В «Слове о полку Игореве» природа – это отдельный герой. Поскольку ее образ является своеобразным средством, с помощью которого автор выражает свои мысли, она является как бы сторонницей и союзницей русских войск. Мы видим, как природа «переживает» за народ. Когда Игорь потерпел поражение, она скорбит вместе с этим героем. Автор пишет, что древо преклонилось к земле, что трава поникла.

Вариант 2

В 1185 году князь Игорь совершает поход против половцев. Несомненно, это одно из важнейших событий в истории, оказавшееся достойным того, чтобы неизвестный автор запечатлел происходящие события в поэме «Слово о полку Игореве».

Одной из отличительных черт «Слова» является одухотворением автором природы, она не постоянна и не статична, она развивается вместе с сюжетом, оказывается проводником человеческих эмоций и переживаний. Степная Русь предстает перед нами через описание автором животных и птиц.

Выступление князя Игоря и его дружины в поход начинается с солнечного затмения, которое у славян-язычников являлось знаковым печальным событием. Однако князь Игорь отказывается верить в знаки. Он продолжает свой поход против половцев. Ы пути войско сопровождают крики птиц и животных, разрушительной силы ветер и поражающий шум деревьев, как будто сама природа пытается привлечь внимание Игоря и развернуть его и войско домой, тем самым спасая их жизни. Князь Игорь и после этого не меняет своего решения.

Первая битва оказалась удачной для князя Игоря — войско половцев было повержено. Боевой дух русских воинов поднялся. Но перед главной битвой, князь и его войско оказываются во мраке, тучи затягивают небо над ними, земля под ногами гудит, солнце померкло. Вся динамичность природы в этот момент показывает трагичность судеб воинов князя Игоря и связанной с ними разразившейся грозы.

Сама природа оплакивала погибших воинов вместе со всей Русью. Трава в степи поникла, ветви деревьев приклонены к земле, природа в печали.

Ярославна упрекает Солнце и Ветер, так как они не оказали помощи воинам ее мужа князя Игоря в борьбе с половцами. Она обращается за помощью к Днепру, чтобы тот сохранил жизнь ее мужа, находящегося в плену. И природа приходит на помощь князю Игорю вместо того, чтобы покарать его за непослушание.

В ночь побега стоит безмолвная тишина, стук дятлов указывал князю путь, а утки и чайки своим криком предупреждали о приближении неприятеля. Река Донец скрывает Игоря от взглядов половцев. Когда Игорь возвращается на Русь, природа радуется, все расцветает и поет, солнце, наконец, выглядывает из-за туч.

Природа в «Слове» тесно вплетена в поступки и жизнь героев, она живет и умирает со всеми, кого окружает. Природа символизирует мощь Руси, ее красоту, готовность прийти на помощь и стремление к освобождению от врагов. Олицетворение природы — это попытка автора призвать потомков к единению с ней.

Союз человека и природы

В интересующем нас произведении стираются границы между человеком и природой. Люди часто сравниваются со зверями и птицами: кукушкой, вороном, соколом, туром. Трудно назвать произведение, где изменения в природе и события в жизни людей были бы настолько тесно переплетены между собой. И это единство усиливает драматизм, значительность происходящего. Союз человека и природы, с великой силой развернутый в произведении, — это поэтический союз. Для автора природа – неисчерпаемый источник поэтических средств и своего рода музыкальное сопровождение, которое придает действию сильное поэтическое звучание.

Образ природы в Слове о полку Игореве

Имя автора «Слова о полку Игореве» — неразгаданная тайна восточных славян. Много лет разделяют нас с тем временем, когда Киевская Русь полтора века воевала с половцами. Одаренный славянин на этих исторических событиях создает вечно живую поэму, в которой призывает князей к единству во имя любви к родной земле.

Отклонив завесу времени, вглядимся в одухотворенное лицо певца. Это плотный человек зрелого возраста, мощный военный, который знает тончайшие детали похода. Он, безусловно, принадлежит к высшей политической и духовной элиты, к своим слушателям-князей обращается «братья». Выдающийся политический деятель и дипломат — в его произведении Киевская Русь предстает открытой страной, поддерживает отношения со многими государствами. Бесспорно, это один из самых образованных представителей своего времени: в произведении упоминаются события, отдаленные от XII в. на 800 лет. Автор уважительно отзывается и своее предшественнике — певцу Бояне, прославляющем князей в XI в., и соединяет Бояна, с давним дохристианским миром богов, обещая творить по его стилю и объединить давнюю и нынешнюю славу. Описав подготовку к походу, и неудачное сражение трехдневного боя Игоря, автор раскрывает причины, приведшие Русскую землю к порабощению.

Автор изображает очередной поход князя Игоря Святославовича против половцев. Эта тема есть лишь вступительной частью и основной частью большей проблемы. Здесь раскрыта тема битвы на Русской земле. Бескрайние Русские земли описываются в произведении. Все отступления автора, переживание героев, тревога Ярославны о муже имеют непосредственное отношение к образу своей земли. Герои произведения считают себя патриотами целой Руси, а не только одной местности.

Ни затмение солнца, что предсказывает плохой конец похода, ни вой степных зверей и птиц не могут остановить Игоря и вернуть его назад. Начало произведения мрачное, в тревожных тонах. Предчувствуя неминуемую беду, ведется дальше со скорбью и тревогой. Трагически и насыщенно рисует поэт-художник эпизод неудачного сражения Игоря с кочевниками. Одаренный писатель описывает перемены в природе, вызывающиеся в ней историческими событиями. Реки, то переживают и помогают Игорю, то задерживают своим течением молодого Ростислава.

В виде девы с крыльями лебедя выступает образ обиды. Постоянно присутствует сравнение людей с птицами. Это одно из ярких творений, в котором исторические события и перемены в природе так близко связаны. Единство людей с природой, увеличивает ценность происходящего, усиливая драматическую ситуацию. На любые события русской истории отзывается русская природа. Уходя из плена, Игорь бежал в основном ночью, а днем прятался в зарослях рек. Его догоняли враги, и об этом ему сообщали птицы. Наблюдая за ними Игорь мог увидеть, спокойно ли вокруг. Дятел сообщал Игорю о присутствии в степи деревьев, а соответственно и реки. В поэме есть много примеров, показывающих, что автор имеет огромные знания русской природы. Игоря с большой радостью встретили на родной земле. Солнце засветилось на небесах, когда Игорь пришел на русскую землю.

Литература. 9 класс.

Другие сочинения: ← Образ Ярославны (Слово о полку Игореве)↑ ДругиеОбраз князя Игоря. Слово о полку Игореве →

Описание второй битвы

Описание второй битвы в произведении «Слово о полку Игореве» — отрывок, в котором представлено развернутое изображение природы. Автор отмечает, что появились «кровавыя зори», что с моря идут «чръныя тучи», в которых «трепещут синии млънии». Он заключает: «Быти грому великому!» Читая «Слово о полку Игореве» (отрывок, посвященный второй битве), мы чувствуем эмоциональное напряжение автора. Мы понимаем, что поражения не избежать. Такая точка зрения на происходящие события – результат политических взглядов создателя поэмы. А они заключались в том, что русские войска могут победить половцев, только объединившись. Нельзя действовать в одиночку.

Сочинение с цитатами

В произведении “Слово о полку Игореве” большое внимание уделяется не только неудачному походу Игоря, но и землям, через которые дружинники проходили. Русская земля показана не просто как географическая местность, а как полноценный герой произведения.

Параллельно с рассказом об Игоревом полку идет описание мест, в которых князь побывал, и природы, которая ему встретилась. Русская земля принимает полноценное участие в походе. Как будто заранее зная исход событий, она предупреждает об опасности и неудаче Игоря. “Солнце тьмою путь ему закрыло, ночь грозою птиц перебудила, свист зверей несется полон гнева”

Во время провального боя князя земля “стонет”, тем самым показывая свою печаль.

“стоном стонет мать земля сырая.”

Герои также взаимодействуют с природой, винят её или просят помощи у неё. Ярославна упрекает природу в поражении Игоря.” Что ты, ветер, злобно повеваешь, стрелы половецкие вздымаешь, мечешь их на русские полки? Солнце трижды ясное! С тобою… Что ж ты войско князя удалое жаркими лучами обожгло… ” Затем она просит помощи у Днепра и вся природа помогает Игорю бежать. ”И взыграло море. Сквозь туман вихрь помчался к северу родному- сам господ из половецких стран князю путь указывает к дому.”

Все диалоги с природой показаны так, как будто она живой собеседник. “Что ты, Ветер, злобно повеваешь…?”

Также с помощью природы автор выражает основную мысль произведения об объединении русских князей для защиты Руси. Автор приводит примеры из прошлого, когда князья объединялись для победы над внешним врагом. ”А ведь было время-без щитов, выхватив ножи из голенища, шли они на полчища врагов…”

Стоит также уделить внимание эпитетам, применимым к русской земле. Русь показана великой, могучей, обширной и красивой. Она предстает в своей исторической и природной красе.

Всё это формирует невероятно сильное впечатление на русского человека. Автор слова безусловно является патриотом и очень любит свою страну. С помощью описания и олицетворения природы он создает образ великой и могучей русской земли, которая страдает из-за глупости князей. Ему удалось невероятно точно передать ситуацию, которая была в то время и донести до читателя главную идею произведения- объединение слабых кусочков Руси в одно мощное государство и сплочение князей для защиты русской земли.

Как природа участвует в происходящем

Не только для отражения событий и предупреждения об опасности используется природа в «Слове о полку Игореве». Она является в произведении и активным участником происходящего. С просьбой о помощи к природе обращается Ярославна. В ней она видит свою помощницу и защитницу. Ярославна просит «светлое и тресветлое» Солнце, Днепр и Ветер помочь Игорю осуществить побег из плена. Княгиня, обращаясь к ним, пытается развеять скорбь, найти душевное успокоение. Плач Ярославны – это своего рода заклинание, обращенное к силам природы. Княгиня побуждает их послужить Игорю, своему «милому ладе».

И природа в «Слове о полку Игореве» отзывается на эту просьбу. Она активно помогает мужу Ярославны осуществить побег. Донец подстилает князю зеленую траву на берегах, лелеет его на своих волнах. Он одевает Игоря теплыми туманами, скрывая под сенью деревьев. С помощью природы князь благополучно совершает побег. Путь ему указывают дятлы, а соловьи поют Игорю песни. Таким образом, русская природа в «Слове о полку Игореве» помогает князю.

Донец, несмотря на поражение войск князя, оправдывает и прославляет этого героя. Когда он возвращается из плена, автор о.

В «Слове о полку Игореве» автор наделяет своими чувствами и природу. Природа отзывается на всё происходящее, сочувствует русским и ненавидит половцев, которые олицетворяют зло, посягнувшее на русскую землю. Это слияние автора и Природы усиливает значительность и драматизм происходящего. Когда Игорь выступает в поход, то сама природа предупреждает его:

«солнце ему тьмою путь загораживало; ночь, стонущи ему грозою, птиц пробудила, свист звериный встал».

А див (божество восточных народов)

«кличет на вершине дерева, велит прислушаться земле незнаемой, Волге и Поморию, и посулию, и Сурожу, и Карсуню, и тебе, Тмутораканский идол»,

т.е. предупреждает половцев о походе русских, которые затем «побежали к Дону великому» навстречу войскам Игоря. А Игорь ведет к Дону воинов несмотря на грозные предзнаменования. По пятам за войском идут хищники, ожидающие гибели русских, что уже одно является дурным знаком. Далее автор «Слова» сравнивает Олеговичей с соколами, а половцев – с черными воронами.

«Спозаранку в пятницу» воины Игоря рассеяли передовые отряды половцев, и, пока русские отдыхали после битвы, половцы стянули свои войска навстречу Игорю. И природа субботним утром предчувствует беду: «кровавые зори», «черные тучи с моря идут, хотят прикрыть четыре солнца» (т.е. князей), «быть грому великому»! «Земля гудит, реки мутно текут, пыль поля прикрывает» — эти слова могут означать и описание битвы, и горе природы. После битвы плачет и тоскует Русская земля по погибшим в бою ратникам: «тоска разлилась по Русской земле, печаль обильная текла посреди земли русской», «никнет трава от жалости, а дерево с тоской к земле приклонилось». Ярославна в своем плаче разговаривает с ветром, солнцем и рекой, как с живыми, и молит их вернуть ей мужа. Как бы в ответ на мольбу Ярославны «Бог путь указывает» Игорю на русскую землю, и опять же с помощью природных явлений: «прыснуло море в полуночи, идут смерти тучами». При бегстве Игорь пользуется образами различных животных: горностай, гоголь, серый волк, сокол. В разговоре Игоря с Донцом описывается, как природа (в лице Донца) покровительствовала князю: «лелеял князя на волнах, постилал ему зеленую траву на серебряных берегах, одевал его теплыми туманами под сенью зеленого дерева; ты стерег его гоголем на воде, чайками на струях, чернядями на ветрах». В то же время, когда едут Гзак с Кончаком, «вороны не граяли, галки примолкли, сороки не стрекотали, только полозы ползали». Природа помогла Игорю сбежать и укрыла его от преследователей.

Природа в «Слове» в отраженном виде показывает все переживания и чувства автора, помогает ему выразить свои чувства так, чтобы этими чувствами было пропитано все «Слово».

Читаемое в разделе:

  • Князь Игорь и его поход на половцев
  • Образ Ярославны в «Слове о полку Игореве». Сочинение по литературе
  • «Слово о полку Игореве» — героическая поэма. Сочинение по литературе
  • Кто был автором «Слово о полку Игореве»
  • В чем актуальность «Слово о полку Игореве» в наши дни
  • Краткое описание образа Ярославны в «Слове о полку Игореве»

Ранее опубликованные в разделе:

  • Кто был автором «Слово о полку Игореве»
  • В чем актуальность «Слово о полку Игореве» в наши дни

Новые материалы раздела:

  • Краткое описание образа Ярославны в «Слове о полку Игореве»
  • Князь Игорь и его поход на половцев
  • «Слово о полку Игореве» — героическая поэма. Сочинение по литературе
  • Образ Ярославны в «Слове о полку Игореве». Сочинение по литературе

Символика цвета

Символика цвета играет важную роль в описании природы. Она помогает нам раскрыть ее смысловое значение. Цвета, преобладающие в изображении того или иного пейзажа, имеют определенную психологическую нагрузку. Для эпохи Средневековья в целом характерно восприятие цвета в качестве символа. В иконописи это проявилось очень ярко, однако и в литературе нашло свое отражение. Черный цвет, например, используется для изображения трагических событий. Он символизирует мрак, является проявлением сил зла. Синий – это небесный цвет. В произведениях древнерусской литературы он олицетворяет собой высшие силы.

Синие тучи и черные молнии говорят нам о том, что грядет мрак. Они свидетельствуют о безвыходности положения князя Игоря. Синий при этом выступает своего рода знаком свыше. Страдания, кровь символизирует красный цвет. Именно поэтому автор использует его при описании природы во время сражения и после него. Зеленый символизирует успокоение, а серебристый – радость и свет. Поэтому автор использует их, изображая побег князя Игоря.

СПАДИЛО.РУ

Единство природы и человека

Описание природы занимает большое место в «Слове о полку Игореве». В то же время это описание очень далеко от современного представления о реалистическом пейзаже. Для древнерусского автора природа сама по себе, как фон, не представляет особой значимости. Она может быть показана только как непосредственный участник событий, наделенный практически человеческими чертами.

Изображение природы в «Слове» — яркий образец языческого мировоззрения древних славян. В то время человек не отделял себя от окружающего мира. Не только птицы и животные, но даже все природные явления выступают активными участниками действия. Природа в «Слове» событийна и тесно связана с человеческими судьбами.

Добро и зло

Главной темой для автора «Слова» является противостояние Русской земли набегам степняков. Согласно этому взгляду вся природа также резко делится на силы добра и зла.

Природа всячески предупреждает Игоря о гибельности предпринимаемого похода. Происходит затмение солнца, в зловещей темноте пробуждаются птицы и пытаются своим криком остановить князя. Свист сусликов в степи («свистъ звҍринъ въста») и крик дива (мифологический персонаж) сообщают половцам о начале похода. Хищные животные ждут добычи после кровопролитного сражения («орли клектомъ на кости звҍри зовутъ»).

После первой победы Ольговичи сравниваются автором с соколом и кречетом, а их противник, «поганый половчин», с «чръным вороном». Половецкий князь Гзак уподобляется «серому волку».

Зловещие предзнаменования происходят в природе накануне роковой битвы: «кровавыя зори», «чръныя тучя», «синии млънии». Наступление половцев образно сравнивается с природными силами: «вҍтри… вҍютъ с моря стрҍлами» (завязавшаяся перестрелка), «земля тутнетъ» (гудит под копытами половецких коней), «рҍкы мутно текутъ» (замутненные половецкой конницей).

В лирическом отступлении автор вспоминает о времени правления родоначальника Ольговичей — Олега Святославича, положившего начало губительным междоусобицам. Раздор между русскими князьями привел к тому, что «часто врани граяхуть, трупиа себҍ дҍляче» (вороны кричали, деля трупы), а галки собирались на кровавый пир («хотять полетҍти на уедие»).

Природа выражает сочувствие поражению войска Игоря. Никнет трава от жалости, преклоняются к земле деревья. Игорь и Всеволод сравниваются с двумя померкшими солнцами, а сыновья Игоря — с погасшими молодыми месяцами. Торжествующие половцы представлены в образе выводка гепардов («акы пардуже гнҍздо»).

Обращаясь к другим князьям с призывом постоять за Русскую землю, автор «Слова» неизменно прибегает к ярким природным образам. Могущество и сила Всеволода Юрьевича настолько велики, что он может Волгу веслами расплескать, а Дон шлемами вычерпать. Храбрая дружина Рюрика и Давида Ростиславичей подобна рычащим турам, рвущимся отомстить половцам. Романа Мстиславича автор сравнивает с парящим в небесах соколом.

Природа принимает непосредственное участие в побеге князя Игоря из вражеского плена. Бог указывает ему приметы, помогающие найти путь из степи в Русскую землю. Во время бегства Игорь поочередно «превращается» в «бҍлого гоголя» (вид дикой утки), «бусого влъка» (серого волка) и сокола. Он с благодарностью обращается к реке Донцу, которая облегчала его путь («лелҍявшу князя на влънахъ, стлавшу ему зелҍну траву») и предупреждала об опасности («стрежаще его гоголемъ на водҍ»).

Плач Ярославны

Полное отождествление человека с природой происходит к самом лиричном и образном фрагменте «Слова» — плаче Ярославны на городской стене в Путивле. Убитая горем жена Игоря хочет обернуть «зегзицею» (кукушкой), чтобы долететь до крайних русских границ и облегчить страдания мужа.

Для Ярославны представляется вполне естественным обратиться к природе с укорами и просьбой о помощи. Ее мольба призвана смягчить ветер, дующий навстречу русским полкам, охладить жаркие лучи солнца, заставляющие воинов Игоря страдать от жажды. Центральное место плача Ярославны — просьба к Днепру: «Възлелеҍй [направь], господине, мою ладу [мужа] къ мнҍ».

Для древнерусского автора плач Ярославны — не просто жалоба одинокой женщины. Он твердо уверен в том, что в самой тяжелой ситуации человек может надеяться на сочувствие и помощь природных сил.

Выражение мыслей автора

Описание природы в «Слове о полку Игореве» помогает автору поэтично и ярко выразить свои политические взгляды, свои мысли. Когда Игорь решает своевольно отправиться в поход, отрицательную оценку такому решению дает природа. Она как будто переходит на сторону врага. Во время побега Игоря, который спешит «принести повинную голову» киевскому князю Святославу, природа ему помогает. Она радостно приветствует его, когда ему удается добраться до Киева.

Одним из лучших произведений древнерусской литературы является «Слово о полку Игореве». Образ русской природы, представленный в нем, свидетельствует о большом художественном мастерстве и таланте автора. Картина половецкой степи, живо изображенная им, — свидетельство того, что произведение было создано ее очевидцем, возможно, даже участником похода Игоря.

Сочинение 3

Во многих литературных произведениях природа статична, постоянна. Она часто вводится в текст с целью создать для описываемых событий фон или подходящую атмосферу, показать внутренний мир действующих лиц, – словом, природа занимает второстепенную, поддерживающую роль.

Совсем иное место отводится ей в «Слове о полку Игореве». Тут природа динамична, постоянно преобразуется в движении, действует наравне с героями, влияет на них и направляет их действия, активно вмешиваясь в происходящее. В целом, для средневековой литературы характерно описание природы через её изменения. Однако масштабы, которые она занимает в повествовании «Слова», исключительны. Природа становится отдельным героем произведения. Её описание гиперболизировано, лирично, удивительно живо. Оно охватывает огромные территории, но при этом остаётся целостным и органично вплетается в текст.

Образ русской природы возникает в произведении с самых первых сцен, где речь идёт о предзнаменованиях. Когда князь выдвигается в поход, происходит солнечное затмение, поднимается ветер, появляются чёрные тучи, мутные реки текут. Большое внимание уделяется беспокойному поведению зверей и птиц, существовавших, без сомнения, на землях Древней Руси. Природа предостерегает о плохих предзнаменованиях, пытается остановить поход самонадеянного князя на половцев, вернуть людей в родные земли. Но несмотря на то, что всё вокруг пронизано тревожным ожиданием беды, герой хочет верить в свою исключительность. Игорь глух к голосу природы.

Ко времени роковой битвы солнце уже полностью скрыто за тучами, тьма поглощает княжескую дружину. В тексте «Слова» возникает параллель между грозой и судьбой людей, обречённых на гибель в битве. Проходит битва, спадает напряжение природы и возникает новая параллель. Одновременно о судьбе погибших и пленённых солдат вместе с матерью-природой горюет и княжна Ярославна. Она обращается к ветру, Днепру и солнцу и не может найти утешения. Природа увядает, чахнет от безутешного горя русского народа.

Наконец, князь Игорь бежит от половцев в родные земли. Он так торопится, что сам в своей стремительности походит на зверя или явление природы (автор сравнивает его, в том числе с волком и ветром). Сочувствующая природа помогает ему выбраться из плена и указывает путь. Так, дятлы стуком направляют его. Когда же Игорь возвращается, природа в его землях оживает.

В течение всего повествования автор показывает, как сильно связаны народ с окружающей природой, родной землёй. Она всегда приходит на помощь, пока он прислушивается, находится с ней в гармонии. Природа сочувствует своему народу, живёт и умирает вместе с ним. Образ природы в «Слове о полку Игореве» очень широк, но при этом целостен. Автор своим повествованием обращается к современнику, призывает к единению. И в своём обращении отдаёт лидирующую роль природе.

«Слово о полку Игореве» — одно из самых древних произведений не только русской, но и мировой литературы. Одновременно с этим, оно имеет таинственную и интересную историю: написанное около 800 лет назад, «Слово» пребывало в забытьи, и было найдено совершенно случайно в 18 веке. Множество ученых изучает этот величайший из шедевров, но до конца разгадать его пока не смогли. Очевидно то, что произведение – глубоко патриотическое и несет в себе обращение ко всем грядущим поколениям, призыв хранить целостность родины, беречь ее от врагов.

«Слово о полку Игореве» сочинение, 9 класс

Вариант 1

Есть книги, которые, взяв однажды в руки, хочется перечитывать не раз. Они притягивают читателя, увлекая в далёкое прошлое и указывая путь в будущее.

Одним из таких шедевров является «Слово о полку Игореве». Созданное в 1185 году, оно и по сей день потрясает своей актуальностью и мудростью. И неслучайно это творение, глубокими корнями связанное с культурой народа, считается памятником древнерусской литературы. Как известно, для произведений данного жанра неприемлем был художественный вымысел. Ей присущ исключительно исторический характер. Описание реальных исторических событий и есть основа произведений древнерусской литературы.

Уже по названию можно определить тематику «Слова…». Поводом для его написания стал поход князя Игоря Святославича на половцев. Этот поход оказался неудачным: дружина Игоря была разбита, сам же северский князь пленён.

Поддержку немногочисленному войску храброго, но опрометчивого князя оказали его брат Всеволод, сын Владимир и племянник Святослав Ольгович. Однако количественный перевес половцев предрешил исход сражения. Это поражение имело трагические последствия не только для участников кампании, но и для всего русского народа. Окрыленные победой, половцы всё чаще стали вторгаться в пределы земли русской.

Очень трогателен образ природы в произведении. Она является полноправным героем. Природа в «Слове…» предупреждает, запрещает, помогает, плачет, предсказывает…

Перед походом на русские полки падает темная тень. Но солнечное затмение не останавливает Игоря. Он пренебрёг предупреждением солнца, которое закрывает ему путь тьмою кромешной. Не пугает Игоря и разразившаяся гроза. Вся природа восстала против выдвижения русских войск. Птицы и звери тревожатся за воинов.

Совсем иное отношение к силам природы у жены Игоря Ярославны. Именно к ним обращается она за помощью, взывая о спасении мужа и его дружины.

И вновь всколыхнулась природа. Море взыграло, промчался к родному северу вихрь… Сам господь указывает Игорю путь домой. Природа ликует по возвращении отважного князя.

Однако последствия похода плачевны для земли русской, которая была раздроблена на множество княжеств. Постоянные междоусобицы ослабляли Русь изнутри. Князья стремились к укреплению и расширению своих территорий, забывая о главной угрозе, которая исходила извне.

Осознание этой простой истины и рождает в душе великого Святослава мысли, выраженные в его «золотом слове». С болью вопрошает он о том, где же доблестные русские князья и их слуги. Он вспоминает времена, когда они с ножами, без щитов шли защищать русскую землю. Со слезами призывает Святослав русских князей к единению. Только вместе можно защитить родную сторону от участившихся вражеских набегов.

И неслучайно «золотое слово» Святослава переходит в монолог автора. Такой приём свидетельствует о том, что мысли князя разделяет и автор «Слова о полку Игореве».

Произведение актуально и по сей день. Оно призвано уберечь русский народ от неверного исторического шага. Сегодня, когда Россию пытаются взорвать изнутри, необходимо помнить печальные уроки истории.

Вариант 2

Произведение «Слово о полку Игореве», представляет собой достаточно ценное и уникальное произведение, которое не только отображает, какие-либо важные исторические моменты, но также детализирует быт, духовность и культуру того времени. Временным промежутком данного повествования, можно считать конец двенадцатого века, а местоположением, Киевская Русь. Также можно подчеркнуть, что произведение «Слово о полку Игореве», представляет собой не только ценность для народа проживающего в местах повествования, но и для всего мира.

Вся история написана исключительно старославянским языком, который в дальнейшим был переведён на современный. Основными моментами произведения «Слово о полку Игореве», является противоборство русских людей с врагами, которые то и дело пытавшимися заполучить власть и преимущество нам ними.

Сюжет затрагивает причины и детали военного похода северного князя, Игоря Святославича, который совершался с целью освобождения Донского водного пути, от захвативших его половцев. И этим самым защитить русский народ от постоянных, разгромных похождений кочевых племён.

В сюжете задействованы два брата, Игорь и Всеволод, сыновья великого и непобедимого князя Киевской Руси, Святослава. Братья решаются повторить подвиг своего отца и завоевать победу над половцами. Они отважно сражаются, не щадя себя, так как за их плечами стоит целая Русь и весь русский народ. Но несмотря на всю свою доблестную отвагу братьев ожидает поражение.

Которое так предчувствовал их отец. Ему даже предвиделся печальный исход этой битвы. После Святослав произносит своё «золотое» слово, который содержал в себе упрёк и некоторое разочарование, северских князей, за их спешку и не правильный расчёт, хвалебный отклик за их мужество и отвагу, а также порицание остальных князей. Этим он пытался призвать к объединению сил всего русского нарда против врага. Это, по его словам, защитит и обезопасит весь народ, от варваров и их злодеяний.

Вариант 3

«Слово о полку Игореве» принято считать памятником древнерусской литературы. Произведение неспроста получило такое высокое звание, ведь роль этой эпической поэмы заключается не только в описании исторических событий, но и в отражении русской культуры.

Повествование затрагивает события конца XII-го века, а именно поход новгород-северского князя Игоря Святославича на половцев. И это историческое достояние характеризуется одной отличительной особенностью: несмотря на то, что эпос, как правило, прославляет подвиги героев и их великие дела, в «Слове о полку Игореве» речь идет о военном походе с неудачным исходом.

И пусть не все битвы оканчиваются успехом и триумфом, военное дело для русского народа всегда играло немаловажную роль. В средневековье и древности русские неоднократно подвергались нападениям племен-захватчиков, и тогда им, разумеется, приходилось биться за свободу, за свою родину, за защиту своих жен и детей. Между прочим, важность образа жены, ожидающей своего воина-супруга дома, также отражена в поэме. Плач Ярославны воплощает в себе горе всех матерей и жен, тоскующих по воинам, ушедшим на поле брани.

Помимо исторических данных, поэма включает в себя также довольно значительную культурную составляющую. Самый очевидный культурный элемент – это знамения. На древней Руси существовали такие явления, которые считались знаками свыше (например, солнечное затмение). Было принято относиться к ним с должной внимательностью и следовать им, но главный герой поэмы пренебрег знамением и впоследствии потерпел неудачу.

Таким образом, «Слово о Полку Игореве» — это не только описание исторического события, но и достойный материал для исследования культурных особенностей древнерусского народа, что по праву позволяет называть поэму памятником литературы.

Плач Ярославны. Перов, 1881

Плач Ярославны – Перов. 1881. Холст, масло

Одна из последних работ великого художника несет на себе печать угасающего таланта. Картина создавалась, когда мастер был болен. Однако, несмотря на несколько неточный, “сбитый” рисунок, нарочитость позы, болезненную патетику, картина сохранила манеру и технику великого живописца.

Сюжет старейшего русского литературного произведения в глазах художника приобретает особое значение. Велики страдания Ярославны. Лицо ее обращено к небу в отчаянной мольбе. Заходящее солнце окрасило горизонт в синевато-розовый цвет, устремлены в небо острия частокола, встревоженные причитаниями птицы кружат над древним городом. Вся картина наполнена тревожным ожиданием, предчувствием трагедии. Художник словно вложил в свою работу собственное отчаянное желание жить.

Цвета костюма героини созвучны окружающему пейзажу. Автор пытается быть достоверным в передаче одеяния и пейзажа, однако нельзя не заметить в работе некую театральность, условность, бутафорскую яркость.

Главное внимание художника обращено на лицо героини. Это, пожалуй, единственное место в работе, выполненное с необыкновенным мастерством и достоверностью. Художнику удалось передать отчаяние, внутреннее напряжение и робкую надежду Ярославны. Героиня готова взмыть в небо, чтобы лететь на помощь любимому князю. Неподдельная искренность героини – главная удача великого художника.

Картина стала отчаянной попыткой мастера перебороть болезнь, вернуться к обычной работе, к творчеству.

Сочинение-рассуждение на тему «Князь Игорь»

«Слово о полку Игореве» — жемчужина древнерусской литературы, как справедливо замечают многие исследователи. Это произведение вобрало в себя весь колорит богатейшей народной культуры древней Руси. Лирическое и эпическое начала в произведении переплетаются в единую картину, где автор высокохудожественно описал историческое событие – поход князя Игоря на половцев. Поскольку Игорь из рода Рюриковичей – реальная историческая личность, особенно интересно наблюдать, как автор воплотил этот образ, какими качествами он его наделил.

Образ Игоря – это некая модель средневекового правителя, наделенная всеми характеристиками эпохи. Он воинственный, храбрый до безрассудства, но, казалось бы, не дальновидный политик. Его распирает чувство собственного превосходства, он слишком самоуверен, поэтому идет в опасный и рискованный поход. Вместо того, чтобы объединиться со всеми своими родственниками и нанести мощный удар, он идет добывать легкую славу. Значит, Игорь тщеславен. Наверное, это потому, что он еще очень молод и горяч, а править должен человек зрелый, умудренный опытом. Игорь же больше заботится о своей славе и готов сложить голову ради престижа.

Спрашивается, зачем нужен был этот безрассудный подвиг? Неужели монарх такой ограниченный? Я думаю, Игорь все-таки не глуп. Его мучает комплекс неполноценности. Он рано взошел на трон, ему еще нужно доказать дружине и семье, что он может править. Мнение дружины было важнее, так как в средние века все вопросы решала сила. Если воины отвернутся от князя, ему не удержаться на троне. Авторитет среди воинов можно приобрести только на войне. Заодно и семье будет ясно, что Игорь не лыком сшит, что он может, если что-то случиться, управиться и с другими княжествами.

Средние века многие исследователи называют темными временами, потому что ум, умение идти на компромисс и идеи равенства, которые ценятся сегодня, тогда были не в цене. Поэтому нельзя требовать от Игоря наличия этих качеств и мыслей. Он правил, как умел, как тогда было принято. Многих возмущает, что Игорь без особого сочувствия оставил Ярославну, предпочел подвиги семейному счастью. Но я думаю, нам не понять того менталитета сегодня, так что суд неуместен. Отношения князя и княжны нужно воспринимать, как любопытную картину нравов того времени: жена должна была выставлять сои переживания на показ (плач – разновидность фольклорного жанра того времени), а муж, наоборот, должен проявлять себя на поле брани. Женщина в те времена вообще не являлась самостоятельным литературным образом: она даже имени не имеет, ее зовут по отчеству. Мужчина, как олицетворение грубой силы, в средние века, напротив, имел большую значимость. От него зависело все, ведь если бы мужчина позволил себе слабость, женщин угнали бы в рабство, а детей и стариков поубивали другие племена.

Исторически сложилось, что князь Игорь (и он не исключение) регулярно ходил с войском за данью. Это еще одна причина зарабатывать авторитет кровью. Если дани не будет, племена выйдут из повиновения, денег для содержания армии не будет. Значит, княжество не сможет обороняться и развалится. Поэтому Игорь не так-то прост, как кажется. Его действиями руководит расчет, характерный для средневекового менталитета.

В финале «Слова о полку Игореве» герой приобретает колоссальный жизненный опыт: он бежал из плена, едва спасся от смерти, погубил дружинников. Только тогда расчетливый, но все же слишком горячий князь понимает, насколько важно объединение для Руси. Он осознает, что нельзя тянуть одеяло на себя, нужно заботиться обо всей Руси, если ты ею владеешь. Это важное открытие облагораживает героя, делает его мудрее.

Таким образом, автор изобразил эволюцию героя, его взросление. Мы видим, как на примере князя он показывает необходимость объединения Руси и семьи Рюриковичей, ведь междоусобные войны создают уязвимость, которой пользуются внешние враги. Игорь набирается горького опыта и становится способным правителем, и историческая основа, находящаяся в нашем распоряжении, подтверждает, что прототип героя эволюционировал так же.

  • Роль петра 1 в истории россии сочинение 8 класс
  • Роль предметной детали в романе обломов сочинение
  • Роль полиции в жизни общества сочинение
  • Роль правдина в рассказе недоросль
  • Роль природы в рассказе бедная лиза