Роль пейзажа в романе тургенева отцы и дети сочинение кратко

Есть что добавить?присылай нам свои работы, получай litrы и обменивай их на майки, тетради и ручки от litra.ru! / сочинения

Есть что добавить?

Присылай нам свои работы, получай litr`ы и обменивай их на майки, тетради и ручки от Litra.ru!

home / Сочинения / Тургенев И.С. / Отцы и дети / Роль пейзажа в романе И. С. Тургенева «Отцы и дети»

    Реалистическое искусство всегда старается отражать действительно происходящие события и явления. Выбирая самые что ни на есть прозаические предметы, вещи, события, русские художники второй половины XIX века старались передать жизнь такой, какая она есть, в самом обычном ее виде. Русский пейзаж в литературе появился давно и занял прочное место. Так, природа в произведениях И. С. Тургенева являет собой живой образ, это как бы еще один герой в системе персонажей “Отцов и детей”.

    В экспозиции романа начальный пейзаж, изображающий бедность, нищету, предопределяет тему всего произведения, приводит к мысли о необходимости изменения тех порядков, которые породили такое запустение. “Нет, — подумал Аркадий, — небогатый край этот, не поражает он ни довольством, ни трудолюбием, нельзя, нельзя ему так оставаться, преобразования необходимы…но как их исполнить, как поступить?” Даже само противоборство “белого призрака” безотрадной, бесконечной зимы “с ее красным днем” есть уже предопределение конфликта, столкновение двух взглядов, столкновение “отцов” и “детей”, смены поколений.

    Однако затем картина весеннего пробуждения природы вносит в роман светлую, бодрую ноту надежды на обновление. Хотя мысли о перемене и “улетучиваются” из головы Аркадия, “весна все же берет свое”. Но даже в этом радостном пейзаже по-разному показано значение этой весны в жизни героев разных поколений. Если Аркадий просто рад “чудесному сегодняшнему дню”, то Николаю Петровичу вспоминаются стихи А. С. Пушкина, которые, хотя и прерваны появлением Базарова, раскрывают его душевное состояние и настроение:

    Быть может, в мысли нам приходит

    Средь поэтического сна

    Иная, старая весна…

    Все его мысли устремлены в прошлое, поэтому единственной дорогой для потерявшего “историческое зрение” Николая Петровича становится “дорога воспоминаний”. Вообще сквозь все повествование проходит образ дороги. Пейзаж передает ощущение простора, незамкнутости пространства. Не случайно герои так много путешествуют. Очень часто мы их видим в саду, аллее, на дороге… — на лоне природы гораздо чаще, нежели в ограниченном пространстве дома. И это приводит к расширению пространства в романе. Перед нами возникает образ России. На ум приходят стихи Ф. Тютчева:

    Эти бедные селенья,

    Эта бедная природа…

    Усадьба Николая Петровича словно его двойник (традиция Гоголя, отождествлявшего в “Мертвых душах” “хозяйство” с духовным миром помещика). Николаю Петровичу не удается претворить в жизнь его разумные проекты. Несостоятельность его как владельца имения контрастирует с его человечностью и глубиной внутреннего мира. Тургенев симпатизирует ему, и беседка, “разросшаяся и благоухающая”, есть символ его чистой души. Сад Одинцовой — “аллеи” стриженых елок, цветочные “оранжереи” — создает впечатление искусственной жизни. Действительно, вся жизнь этой женщины “катится, как по рельсам”, размеренно и однообразно. Образ “неживой природы” перекликается с внешним и духовным обликом Анны Сергеевны. Вообще место жительства, по Тургеневу, всегда откладывает отпечаток на жизнь героя. Так, Базаров, сравнивавший в разговоре с Одинцовой людей с деревьями, рассказывает Аркадию о своем детском талисмане — осине на краю ямы. Это и есть прообраз, двойник его жизни. Одинокий, гордый, озлобленный, до удивления похож он на то дерево. Все герои романа проверяются отношением к природе. Базаров отрицает природу как источник эстетического наслаждения. Воспринимая ее материалистически (“природа не храм, а мастерская, и человек в ней работник”), он отрицает взаимосвязь природы и человека. И слово “небо”, написанное у Тургенева в кавычках и подразумевающее собой высшее начало, Бога, не существует для Базарова, поэтому его и не может принять великий эстет Тургенев.

    Одинцова, как и Базаров, равнодушна к природе. Ее прогулки по саду всего лишь часть жизненного уклада, это что-то привычное, но не очень важное в ее жизни. Для Николая Петровича природа — источник вдохновения, самое важное в жизни. Именно поэтому все события, связанные с ними, происходят на лоне природы.

    Павел Петрович не понимает природы, его душа “сухая и страстная”, может лишь отражать, но отнюдь не взаимодействовать с ней. Он, как и Базаров, не видит “неба”. Катя и Аркадий по детски влюблены в природу, хотя Аркадий и пытается это скрыть. Настроение и характеры героев тоже подчеркиваются пейзажами. Так, Фенечка, “такая свеженькая”, показана на фоне летнего пейзажа, а Аркадий и Катя так же молоды и беззаботны, как и окружающая их природа. Базаров, как ни отрицает природу (“Природа навевает молчание сна”), все же подсознательно един с нею. Именно на природу отправляется он, чтобы понять себя. Он злится, негодует, однако именно природа становится немым свидетелем его переживаний, только ей он может довериться.

    Тесно связывая природу с душевным состоянием героев, Тургенев наделяет пейзаж психологической функцией. Природа в романе делит все на живое и неживое, естественное для человека и нет. Поэтому описание “славного, свежего утра” перед дуэлью указывает на то, как все суетно в жизни человека перед величием и красотой вечной природы. Сама дуэль представляется в сравнении с этим утром “экою глупостью”.

    Последний пейзаж — это “реквием” по Базарову. Лирической печалью и скорбными раздумьями наполнено все описание сельского кладбища, на котором похоронен Базаров. Этот пейзаж носит философский характер. Автор задумывается о вечной жизни и вечной природе, которая дает успокоение. Пейзаж в романе не только фон, но философский символ, пример истинной жизни.

109557 человек просмотрели эту страницу. Зарегистрируйся или войди и узнай сколько человек из твоей школы уже списали это сочинение.

/ Сочинения / Тургенев И.С. / Отцы и дети / Роль пейзажа в романе И. С. Тургенева «Отцы и дети»

Смотрите также по
произведению «Отцы и дети»:

  • Краткое содержание
  • Полное содержание
  • Характеристика героев
  • Критические статьи

Для того чтобы понять, насколько важна роль пейзажа в романе «Отцы и дети», достаточно всего лишь перечитать первую и заключительную главы произведения Ивана Тургенева. С помощью описания природы автор передает читателю чувства, эмоции своих героев.

Пейзаж в романе «Отцы и дети» присутствует, конечно же, не только в начале и эпилоге. Изображение бескрайних русских полей, уютных старинных имений, длинных ухабистых дорог – все это повсеместно встречается на страницах книги великого классика.

роль пейзажа в произведении отцы и дети

Пейзаж в литературе

О сереньких тучах, холодном ветре, пожатых полях, красных и желтых листьях — писали Карамзин, Пушкин, Гоголь и другие авторы. Прежде чем разобраться, в чем же заключается роль пейзажа в романе «Отцы и дети», нужно понять, для чего мастера слова используют описания природных явлений. Для того чтобы увеличить объем произведения? Или, быть может, дабы отвлечь читателя от основной сюжетной линии?

Отнюдь. Роль пейзажа в романе «Отцы и дети», как и во многих других произведениях литературы, велика. Это своеобразное художественное средство, позволяющее, как уже было сказано выше, передать максимально глубоко эмоции персонажей.

Герой пушкинской повести, которая входит в школьную программу, последний раз проезжает мимо дома станционного смотрителя осенью. Именно тогда он узнает плохую весть: хозяин этого скромного жилища скончался, дочь приезжала, но не застала отца живым. Пушкин использует осенний фон, тем самым подчеркивает тоску, печаль, ощущение невосполнимой потери. Теперь же, после того как приведен пример из повести «Станционный смотритель», приступим к основной части нашего повествования, а именно к анализу пейзажа в «Отцах и детях».

отцы и дети роль пейзажа в романе

Майские дни

С чего начинается роман «Отцы и дети»? Роль пейзажа в этом произведении сложно недооценить при прочтении уже первой главы. Действие происходит в конце мая. В последние весенние дни душа всегда наполняется надеждами, радостью. Николай Петрович ждет сына. Это добрый, любящий человек, который способен ценить искусство и красоту природы, чем вызывает легкое раздражение Базарова. Весенний пейзаж отражает внутренний мир Николая Кирсанова.

Но не только радужные картины нарисовал Тургенев в своем произведении. Можно даже сказать, что лишь в первой главе, где рассказано о приезде Кирсанова-младшего, писатель передал с помощью описания природы легкое, одухотворенное состояние героев.

В дальнейшем его персонажи будут спорить, разочаровываться, грустить, страдать. Определить роль пейзажа в романе «Отцы и дети» поможет история написания нетленного произведения Тургенева.

роль пейзажа в романе отцы и дети

Новый взгляд на помещичий уклад

Итак, когда был написан роман? В 60-е годы XIX столетия. Какое событие стало самым важным в общественной жизни России в этот период? Конечно, отмена крепостного права, которая не только изменила жизнь помещиков и бывших крестьян, но и породила новые идеи, теории.

Русский пейзаж в произведении «Отцы и дети», о роли которого немало написано критических статей, является едва ли не главным образом в романе. Тем не менее сама книга создана писателем, проведшим большую часть своей жизни за границей.

Замысел романа появился у него во время пребывания в Англии. Основная сюжетная линия пришла в голову Тургеневу после небольшой, но очень значительной ссоры с Добролюбовым, который, по мнению многих литературоведов, является прототипом Евгения Базарова.

Роман посвящен новому человеку. Человеку, который не признает помещичьих традиций, убежден, что представители старшего поколения живут неправильно, глупо.

Бедные деревеньки

Аркадий, хотя и подражает Базарову, видит красоту, которая его окружает. Евгений же полагает, что все эти рассказы о любви, неважно к кому, к женщине или родному краю, не что иное, как романтизм (этому слову он придает нарочито негативный оттенок). Автор тем временем говорит о речках с обрывистыми берегами, прудах с худыми плотинами, низких, покосившихся избенках.

В чем же роль пейзажа в романе «Отцы и дети»? Неужели, изображая нищую русскую деревню, Тургенев испытывал к ней презрение? Едва ли. Писатель любил свою родину, хотя многое его в ней не устраивало. Согласно документальным источникам, именно поэтому он так часто уезжал за границу. В помещичьих кругах в середине XIX века царили косность, ограниченность. Отмена крепостного права не сильно повлияла на мировоззрение русских дворян.

Видеть недостатки своих соотечественников — не значит не любить Родину. Замечать нищету русской деревни — не значит не ценить красоту родного пейзажа. Даже современные читатели, открывая романа «Отцы и дети», созданный более полутора века назад, понимают боль автора. Русская провинция сочетает в себе красоту и уродство, богатство и нищету, яркие живописные пейзажи и страшные картины запустения.

Иван Тургенев

Неисправимый романтик

Вернемся к Николаю Петровичу – герою, который, в отличие от многих других в произведении Тургенева, обрел счастье. К персонажу, вызывавшему пренебрежение Базарова лишь только потому, что читал Пушкина и играл на виолончели.

Николай Петрович имел обыкновение любоваться пейзажем. Ведь он был романтиком. Однажды, в тот самый день, когда возвращается его сын, Кирсанов видит освещенную солнцем рощу, голубое бледное небо. Его охватывают воспоминания об умершей жене. Николая Петровича посещает ностальгия. А вечером, взглянув на небо, он любуется звездами, при этом грустит.

русский пейзаж

Базаров

Какова роль пейзажа в «Отцах и детях»? Это средство выразительности дает полную характеристику героям. Николай Петрович видит красоту природы. Аркадий украдкой любуется полями и заходящим солнцем. Для Базарова прекрасный русский пейзаж — это всего лишь пустяки.

В жизни молодого врача имеют значение исключительно научные исследования. К речке он ходит не для того, чтобы насладиться красотой утреннего пейзажа. Он отправляется на водоем, дабы раздобыть лягушек, которые необходимы ему для опытов.

Базаров не слышит утреннее пение птиц, а серые ивы, печально наклонившиеся у пруда, не вызывают у него эмоций. Но все же он не окончательный циник. Как бы ни пытался Базаров убить в себе романтика, он видит и чувствует прекрасное.

Павел Петрович

Этот герой совсем не похож на своего брата. Он, в отличие от Николая Петровича, романтиком не был рожден. В тот день, когда его брат был зачарован красотой ночного неба, он тоже неспешно прогуливался по саду. Однако в этой сцене пейзаж служит тонким лирическим комментариям. Павлу Петровичу было тяжело жить, значительно тяжелее, чем он сам полагает.

Немалую роль сыграло описание природы в сцене дуэли Кирсанова и Базарова. Нелепость этого поединка оттеняет свежий утренний пейзаж: мелкая роса, небесная глазурь, курчавые облака-барашки. Тургенев использовал пейзаж для передачи различных оттенков душевного состояния своих героев.

пейзаж отцы и дети

Сельское кладбище

Трагедия главного героя романа «Отцы и дети» заключается в безграничном одиночестве. Он попытался быть циничным и максимально здравомыслящим. Не признавал чувствительности и романтизма. Все же однажды Базаров влюбился. Его чувство осталось безответным. Одинцова отвергла Евгения, она боялась менять свой привычный уклад жизни. Базаров вскоре заболел, и только перед смертью осознал нелепость своих взглядов.

Нигилист похоронен на маленьком сельском кладбище. Этот унылый пейзаж подчеркивает одиночество, от которого он страдал при жизни. На могилу к нему приходят старики, которые очень любили своего странного, но талантливого сына. Однако даже родители не понимали Базарова. Заключительный пейзаж в произведении Тургенева проникнут скорбными раздумьями и лирической печалью. В этом описание автор внес собственную оценку Базарова и его дела. Все в этой жизни преходящее. Вечна лишь природа, красоту которой яростно отвергал гордый нигилист.

Основная тема литературного произведения «Отцы и дети» — борьба непримиримых сословий: либерального дворянства и революционно настроенной демократической молодежи. Этот конфликт отражается уже в самом названии романа. И вот, чтобы ярче и понятнее раскрыть всю эту смысловую нагрузку, Тургенев использует природу, которая является живым образом и как бы еще одним очень важным и решающим героем в произведении «Отцы и дети». Роль пейзажа в романе очень любопытна и интересна. Вообще, русская природа в литературе к тому времени уже заняла свое прочное место. Тургенев, как человек наблюдательный и знающий в этом вопросе толк, очень подробно и верно описывал пейзажи, благодаря им он создавал необходимую психологическую и эмоциональную нагрузку.

отцы и дети роль пейзажа в романе

«Отцы и дети»: роль пейзажа в романе

Первое описание природы встречается во время поездки главных героев в Марьино. Этим Тургенев показывает, что творится в дворянских имениях. Ведь проблемы были не только в Кирсановских деревнях, но и по всей России. Мужики выглядели исхудалыми и потрепанными, коровы — отощавшими, они жадно щипали траву. Посреди красного дня встал призрак белой и безотрадной зимы с метелями и снегами. Жизнь бедного крестьянина автор ассоциирует с бесконечной и безрадостной зимой.

После того как писатель написал этот свой литературный шедевр, многие критики задумались над тем, чем было обусловлено его создание. «Отцы и дети» — творение, описывающее события, происходящие в 1861 году – в эпоху крепостного права, как раз перед его отменой.

отцы и дети краткое содержание по главам

Вспомогательные приемы

Весь пейзаж романа не только социален, но и психологичен. Через обращение к природе воссоздается внутренний мир человека и яснее передаются его мысли и переживания. Такие приемы буквально на каждом шагу использует Тургенев в своем произведении «Отцы и дети». Описание природы позволяет ему воспроизвести самые тонкие и наиболее важные черты характеров своих героев. Он пишет, например, про Аркадия, что пока тот размышлял, весна набирала свое, кругом все зеленело, лоснилось и волновалось от теплого ветерка, тут же звонко заливались жаворонки. От этого у Аркадия ослабевали его размышления, он сбросил шинель, посмотрел на отца так же, как когда-то, своим веселым мальчишеским взглядом, и тот обнял его.

Тургенев великолепно противопоставляет пейзаж в день дуэли («славное и свежее утро») трагической развязке, и показывает противоестественность такой глупой смерти. Этим он подчеркивает, суетность люди перед величием и красотой природы. Пейзаж здесь становится символом истинной жизни. Особенно сильно это проявляется на кладбище у могилы Базарова.

отцы и дети цитаты

«Отцы и дети»: главные герои

Ну а теперь, пожалуй, надо приступить к описанию сюжета — буквально в нескольких словах, чтобы было более понятно, о чем же там идет речь. В произведении «Отцы и дети» главные герои представляют собой русское общество, в котором начинает формироваться новый тип передовых людей, разночинцев-демократов, которые прониклись горячим стремлением изменить существующий строй в России.

 отцы и дети главные герои

Начинаются «Отцы и дети» (краткое содержание по главам расскажет об этом) с того, что в первой части Кирсанов Николай Петрович, живущий в своем имении Марьино, ждет возвращения сына, который едет домой не один.

Во второй главе Аркадий знакомит отца со своим другом. И представляет Евгения Базарова как простого человека, с которым можно обращаться, не церемонясь и не стесняясь.

Мастерская

Что любопытно в произведения «Отцы и дети», пейзаж в 3 главе как нельзя более точно описывает состояние героев. Отец очень рад встрече, сын постоянно посматривает на своего друга Базарова Евгения Ильича (студента-нигилиста, который учится на доктора) и даже боится, чтобы тот не услышал его размышления о необыкновенной красоте природы. Ведь Евгений считал природу не храмом красоты, которым можно любоваться, а мастерской, где должен орудовать человек для своей и общественной пользы. Базаров в вопросах нигилизма является наставником своего друга-однодумца и выступает против традиционных консервативных взглядов своих родителей и либерализма братьев Кирсановых — отца и дяди Аркадия.

Николаю Петровичу Тургенев очень симпатизирует, и описанная им его беседка, «разросшаяся и благоухающая», говорит о чистоте, мягкости и романтичности его души.

А вот сад Одинцовой с ровными аллеями, стрижеными елочками и высаженной оранжереей создает впечатления искусственности жизни, для нее она однообразна и размерена.

Базаров в разговоре с ней сравнивает людей с деревьями. И сам вспоминает о детстве и об осине на краю ямы. Это дерево стало его двойником — гордым, одиноким и очень озлобленным. В общем, можно сразу невооруженным глазом заметить, что все герои романа проверяются их отношением к природе. И ведь не зря Базарова так потянуло к Одинцовой, как оказалось, у них много общего.

отцы и дети описание природы

Образ дороги

В произведении «Отцы и дети» краткое содержание по главам постепенно дает четкую картину раннего весеннего пробуждения природы, которая вносит в повесть бодрую ноту и надежду на скорейшее обновление. И как бы ни был радостен пейзаж, значение наступающей весны в героях разных поколений проявляется по-разному. Аркадий просто рад чудесному дню, отец его Николай Петрович цитирует стихи Пушкина, все его мысли связаны с «дорогой воспоминаний» из прошлого. Этот образ дороги будет проходить через все повествование сюжета.

Пейзаж будет постоянно передавать ощущение простора, а не замкнутого пространства. Ведь совсем не зря герои постоянно путешествуют. Сразу возникает перед глазами образ России и великолепное стихотворение Тютчева «Эти бедные селенья».

создание отцы и дети

Природа

Что касается произведения «Отцы и дети», роль пейзажа в романе весьма значительна. Надо отметить, что именно природа поставила последнюю точку в повествовании. Она как бы подводит итоги жизни всех героев. В эпилоге представлено описание пейзажа деревенского кладбища, оно стало окончательным доказательством того, что теория Базарова потерпела крах, его принципы оказались несостоятельными и будут скоро погребены. Вот только природа будет всегда напоминать о «вечности, спокойствии и примирении».

Очень четко это прописывает Тургенев в произведении «Отцы и дети». Роль пейзажа в романе огромна, немного позже писатель с помощью своих излюбленных приемов раскроет личность Базарова, и тот проявится в своей истинной натуре. Итог жизни Базарова очень печален. Он влюбится во вдову, богатую помещицу Одинцову, а потом, заразившись тифом, умрет.

отцы и дети пейзаж в 3 главе

Покой и вдохновение

В произведении «Отцы и дети» цитаты говорят сами за себя. Базарову природа как бы мстит за его неправильное понимание, однако когда герой неважно себя чувствовал, «он отправлялся в лес и ходил по нему большими шагами, ломая попадавшиеся ветки и браня вполголоса и ее, и себя…». Однако Тургенев показывает, что он не совсем пропащий человек, поскольку не утратил чувства прекрасного.

Одинцова практически равнодушна к природе, как и Базаров, она гуляет по саду только потому, что это для нее привычное дело. А вот для Николая Петровича природа является источником вдохновения. Катерина и Аркадий — молодые и беззаботные, они буквально по-детски влюблены в нее. Хоть Аркадий и пытается это всячески скрыть, но истина слишком очевидна.

Фенечка на фоне летнего пейзажа выглядит «свеженькой». Базаров хоть и отрицает красоту окружающего мира, но на подсознательном уровне един с ним. Чтобы понять себя, он идет гулять в лес, там он злится и негодует. Природе он может довериться, именно она становится невольным свидетелем его переживаний.

Заключение

В повести «Отцы и дети» цитаты воспоминаний из детства главного героя Базарова позволяют лучше понять его душу, в разговоре с отцом он вспоминает: «Я, как подъезжал сюда, порадовался на твою березовую рощицу, славно вытянулась». Здесь он показывает, что его душа еще не так черства, как он хочет показать.

Тургенев здесь показывает, как сильно, глубоко и мощно действует природа на человека, являясь источником его мыслей, чувств и настроений.

Сочинение.
Жанровые и композиционные особенности романа И. С. Тургенева «Отцы и дети»

“Отцы и дети” Тургенева — это социально-психологический роман, в котором главное место отведено общественным коллизиям. Произведение построено на противопоставлении главного героя — разночинца Базарова и остальных персонажей. В столкновениях между Базаровым и другими персонажами раскрываются основные черты характера героя, его взгляды. Главным антагонистом Базарова является Павел Петрович Кирсанов. Конфликт между ними завязывается сразу после того, как Базаров приезжает в дом Кирсановых. Уже портретная характеристика свидетельствует о том, что это совершенно разные люди. При описании внешности Базарова и Павла Петровича автор использует детализированный портрет, рассчитанный, главным образом, на зрительское впечатление. Внешний облик Базарова, его манера держаться обнаруживают в нем подлинного демократа. Перед нами — человек “высокого роста в длинном балахоне с кистями”, лицо его “длинное и худое, с широким лбом, кверху плоским, книзу заостренным носом, большими зеленоватыми глазами и висячими бакенбардами песочного цвета… оживлялось спокойной улыбкой и выражало самоуверенность и ум”. Базаров не считается с условиями, принятыми в дворянских семьях, он держится просто, раскованно и так, как ему удобнее. Портрет Павла Петровича говорит о его аристократизме: “Весь облик Аркадьева дяди, изящный и породистый, сохранил юношескую стойкость и то стремление вверх, прочь от земли, которое большею частью исчезает после двадцати годов”. Характеризуя манеры Павла Петровича, автор раскрывает его взгляды. Так, во время встречи с Аркадием, Павел Петрович, “совершив предварительное европейское “snake hands”… три раза по-русски поцеловался с ним”. В данном случае автор подчеркивает англиканство Павла Петровича и вместе с тем его приверженность дворянским взглядам. Для характеристики своих героев Тургенев использует различные виды портрета. Так, для раскрытия образов Кукшиной и Ситникова автор прибегает к приему сатирического портрета. “Тревожное и тупое выражение, —’ пишет Тургенев о Ситникове, — сказывалось в маленьких, впрочем приятных чертах его прилизанного лица; небольшие, словно вдавленные глаза глядели пристально и беспокойно, и смеялся он беспокойно: каким-то коротким, деревянным смехом”. Одна из самых важных коллизий романа развивается в X главе. Автор назвал диалог, содержащийся в этой главе, “схваткой” между Павлом Петровичем и Базаровым. Во время диалога Базаров держится уверенно, хладнокровно, Павел Петрович же ведет себя как человек вспыльчивый, не умеющий сдерживать свои эмоции. Кульминация взаимоотношений Павла Петровича и Базарова происходит в XXIV главе, во время дуэли, из которой Базаров выходит победителем. Сам автор писал, что “дуэль с Павлом Петровичем именно введена для наглядного доказательства пустоты элегантно-дворянского рыцарства, выставленного почти преувеличенно комически”. Несмотря на то что главное место в произведении занимают общественные коллизии, в нем присутствует и любовная интрига, но, сжатая политическими спорами, она укладывается в пяти главах. Стесненность любовной интриги коллизиями отразилась и на размещении отдельных ее частей, способствовала сближению завязки с кульминацией, а кульминации с развязкой. Кульминация любовной интриги показана в XIII главе. Здесь происходит объяснение Базарова с Одинцовой, после которого автор разъединяет их до конца романа. Однако, несмотря на компактность любовной интриги, она сыграет важную роль для характеристики героя. Уже в том, что Тургенев заставил своего героя потерпеть фиаско в любви, есть намерение писателя развенчать Базарова. Герой начинает высказывать пессимистические мысли, теряет самоуверенность, меняются даже его привычки и манеры: “…лихорадка работы с него соскочила и заменилась тоскливою скукой и глухим беспокойством. Странная усталость замечалась во всех его движениях, даже походка его, твердая и стремительно смелая, изменилась”. Автор как бы ведет героя по нисходящей линии, постепенно лишая его уверенности в себе, в необходимости своей деятельности. Герой как бы угасает, его убеждения тают. В сцене смерти Базарова возникает образ угасающей лампады, которая выступает как аллегория судьбы героя. В эпилоге романа автор помещает пейзаж, напоминающий, по словам Герцена, реквием. Здесь Тургенев подводит окончательный итог жизни Базарова, показывая, как его личность растворяется на фоне вечной природы: “Какое бы страстное, грешное, бунтующее сердце ни скрывалось в могиле, цветы, растущие на ней, безмятежно глядят на нас своими невинными глазами; не об одном вечном спокойствии говорят нам они, о том великом спокойствии “равнодушной” природы, они говорят также о вечном примирении и о жизни бесконечной…” Таким образом, пейзаж в романе является важным средством отражения авторской позиции. С помощью пейзажа Тургенев выражает и свое отношение к утверждению Базарова, что природа не храм, а мастерская, противопоставляя ему поэтичную картину летнего вечера. Надо отметить, что в романе “Отцы и дети” гораздо меньше описаний природы и лирических отступлений, чем в других произведениях Тургенева. Это объясняется самим жанром социально-психологического романа, в котором главную роль играют политические споры, раскрывающиеся посредством диалога. Именно с помощью диалога автор сумел отразить идейную борьбу, осветить актуальные проблемы своего времени с разных точек зрения. Диалог является и важным средством характеристики главного героя. В диалогах с Павлом Петровичем, Аркадием, Одинцовой раскрываются взгляды героя, его характер. Автор использует и речевую характеристику. В разговоре Базаров всегда краток, но его реплики наполнены глубоким смыслом, они свидетельствуют о начитанности и остроумии героя. Базаров часто употребляет пословицы и поговорки, например: “На своем молоке обжегся, на чужую воду дует”, “Русский мужик Бога слопает”. Речь Базарова, так же как и его портрет, свидетельствует о демократизме героя. Не менее важна речевая характеристика и для раскрытия образа Павла Петровича Кирсанова. В речи Павла Петровича много специфических слов и выражений, характерных для сословно-помещичьего лексикона XIX века. Автор сам объясняет особенности его речи: “В этой причуде сказывался остаток преданий Александровского времени. Тогдашние тузы, в редких случаях, когда говорили на родном языке, употребляли одни — эфто, другие — эхто: мы, мои, коренные русаки, и в то же время мы вельможи, которым позволяется пренебрегать школьными правилами…” Речевая характеристика Павла Петровича говорит о том, что это человек “старого века”.
Таким образом, все художественные средства романа подчинены его жанровому своеобразию, направлены на раскрытие его идейного содержания.

Как написать студенческую работу, чтобы её 100% приняли?

Возникают ситуации, когда очень сложно сделать работу, когда совершенно не понятно каков должен быть конечный результат. В таких случаях лучше не тратить лишние время и нервы, а обращаться к знающим людям.

Помощь в написании учебных работ

Авторы интернет-журнала Литеровед рады предложить читателям новое сочинение на тему «Образ Анны Одинцовой в романе «Отцы и дети» (И.С. Тургенев), в котором раскроют образ героини произведения и определят ее роль в раскрытии характера нигилиста Евгения Базарова.

В 1862 году в журнале «Русский вестник» был напечатан роман «Отцы и дети» И.С. Тургенева, над которым талантливый писатель работал в течение года: с августа 1860 по август 1861 года. Сразу после своего появления произведение побудило острые споры о главном герое, об идейной позиции автора и художественных особенностях романа. И.С. Тургенев явил русской литературе новый тип героя, пришедшего в середине девятнадцатого века на арену общественной деятельности. Новый герой – демократ-разночинец Евгений Базаров. По происхождению он сын полкового лекаря и простой русской дворянки. Молодой человек учится в университете на медицинском факультете, интересуется естественными науками.

Большую роль в понимании образа нигилиста Базарова, а также несовершенства его теории играет Анна Сергеевна Одинцова. Как нигилист, Базаров многое отрицает: он не верит в существование любви, поэтому смеется над Павлом Петровичем Кирсановым и его любовью к княгине Р.; называет природу не храмом, а мастерской, в которой человек является работником; герой отрицает пользу аристократии, как класса; негативно отзывается о русском народе. Знакомство с Анной Одинцовой, а затем и возникшее к ней глубокое чувство не только показали, насколько несовершенна теория Базарова, но и убедили самого героя в существовании любви.

Анна Сергеевна Одинцова – молодая двадцативосьмилетняя вдова, помещица. Впервые Аркадий Кирсанов и Евгений Базаров встретились с ней на балу у губернатора. Молодая женщина предстала перед гостями, словно царственная особа, которая с первого взгляда поразила всех своей внешностью и достоинством осанки. Анна Сергеевна была высокого роста, стройная, ее обнаженные руки красиво лежали вдоль стана, светлые глаза смотрели из-под белого нависшего лба спокойно и очень умно, а губы улыбались чуть заметною улыбкой. Весь ее образ излучал ласковую и мягкую силу. Она не была похожа на других дам, в ней была какая-то загадка, изюминка, которая тянула, будто магнитом, к ней других людей. Казалось, что даже складки платья у нее ложились стройнее и шире, чем у других, а в ее движениях было больше плавности и естественности одновременно.

Судьба Одинцовой складывалась не совсем просто. Мать Анны рано умерла, а отец был страстным игроком. Он проиграл в карты почти все состояние и вынужден был переехать с дочерями в глухую деревню, где жил уединенно, не общаясь с соседями, так как их презирал и считал себя выше других. Вскоре он умер, оставив юных девушек сиротами. Анне Сергеевне на тот момент было всего двадцать лет, а ее сестре Катерине — двенадцать. Анна Сергеевна получила прекрасное образование в Петербурге и вовсе не была готова жить в глухой деревне и управлять имением. Однако девушка не растерялась, она выписала к себе сестру матери, старую и капризную княжну, и уже приготовилась прожить свой век в глуши, но судьба подарила ей счастливый шанс: героиня встретила богатого помещика Одинцова, который влюбился в нее и предложил руку и сердце. Анна Сергеевна согласилась стать его женой. Через шесть лет супружеской жизни Одинцов умер, оставив Анну единственной наследницей своего состояния.

После смерти мужа Анна Сергеевна осталась жить в Никольском, так как полюбила это тихое и уютное место. Она редко выезжала в свет, жила уединенно, много читала, занималась самообразованием. О ней всякое говорили в свете, но Анна Сергеевна не обращала на слухи никакого внимания. При первой же встрече эрудированность, глубокий живой ум молодой женщины удивили Евгения Базарова. Он отметил, что Одинцова – отличный собеседник, умеет поддержать разговор на разные темы, видно, что не теряет время впустую в деревне.

Героиня  отличается гордым, независимым, решительным характером, обладает любовью к порядку, домашнему уюту, чистоте. Она спокойна и хладнокровна, прекрасно воспитанна. Во время беседы Анна Сергеевна предпочитает слушать собеседника, а не говорить, со всеми одинаково мила и любезна. Превыше всего в жизни она ценит постоянство и комфорт, которые дают ей прекрасную возможность чувствовать себя спокойной. Все в жизни молодой женщины происходит по четкому плану, распорядку. Возможно, именно эта страсть к постоянству, комфорту, не позволила Анне Одинцовой никого впустить в свое сердце, глубоко и искренне кого-то полюбить, потому что любовь лишает даже самого сильного человека душевного равновесия, нарушает тот жизненный порядок, к которому человек привык. Так случилось и с Евгением Базаровым и Анной Сергеевной. Две сильные личности потянулись друг к другу.

В Базарове Одинцову привлекли глубокий смелый ум и решительность. Он смело и открыто высказывал свои мысли и ничем не был похож на других молодых людей, чем был любопытен для героини. Базаров – человек образованный, начитанный, и Анне Сергеевне было интересно и приятно вести разговор с умным собеседником. Базаров же с первого взгляда обратил внимание на непохожесть героини «на остальных баб»,  отметил ее холодность, трезвый рассудок. В ней нет ни тени жеманства и кокетства, она умеет быть учтивой, внимательной и приветливой, однако в своих суждениях предпочитает оставаться независимой от чужого мнения. Долгие беседы и неспешные прогулки в Никольском сблизили молодых людей. Базаров с удивлением сначала себе признается в том, что влюбился в Анну Сергеевну, а потом открывается ей в своих чувствах. Любовь стала для Базарова огромным потрясением, открытием. Герой ждал от любимой ответа, но Одинцова испугалась силы чувств молодого нигилиста, поэтому отвергла его любовь, выбрала стабильность. Молодая женщина, на долю которой выпало множество нелегких испытаний, ничем не хотела нарушать спокойную и размеренную жизнь, терять душевный покой. К своему благополучию Анна Сергеевна шла трудным путем, поэтому даже ради любви она не смогла отказаться от спокойной и комфортной  жизни.

Образ Анны Одинцовой и история любви Базарова к ней дают возможность читателю лучше понять характер главного героя, а автору, который не разделяет нигилистические убеждения Базарова, подчеркнуть зыбкость взглядов героя, их нежизненность, несостоятельность, а также убедить читателя в том, что любовь существует и это самое прекрасное чувство в жизни человека.   

  • Роль пейзажа в поэме мцыри сочинение
  • Роль пейзажа в рассказе бедная лиза
  • Роль пейзажа в рассказе дубровский
  • Роль пейзажа в повести бедная лиза краткое сочинение
  • Роль пейзажа в начале рассказа гранатовый браслет