Роль пейзажа в начале рассказа гранатовый браслет

Куприн александр иванович относился к немногим талантливым писателям, которые в своих повестях и рассказах могли затрагивать трогательные и душевные темы.
  • Куприн Александр Иванович относился к немногим талантливым писателям, которые в своих повестях и рассказах могли затрагивать трогательные и душевные темы.
    Конечно же, одной из таких тем была история любви, которая зарождалась между двумя людьми. Она могла быть настоящей, взаимной, а могла представлять собой безответные страдания. А. Куприн считал, что только искренние и самые настоящие чувства можно было назвать любовью. Именно таким чувством был наделен один из героев знаменитого рассказа «Гранатовый браслет».
    Маленький человек, без чинов и почестей, до последнего своего дня и до последнего вздоха любил ту единственную и ненаглядную. Да, она была недоступной и совершенно не реальной для героя. Но, эти мысли не омрачали сознания влюбленного человека. Он был счастлив от того, что может испытывать такие великие и сильные чувства в своем сердце и в своей душе.
    Желтков был мелким чиновником, он понимал, что между ним и Верой Николаевной огромная пропасть. Она знатная дама из высших слоев общества. Она никогда не объеденит свою судьбу с человеком, которого едва знает. Поэтому, Желтков становится жертвой такого светлого и прекрасного чувства. Он решает, что жизнь без любимой не мыслима. И даже после смерти, на его лице было приятное, милое выражение, которое говорило о том, что он счастлив.

  • В повести рассказана история, которая есть и будет во все времена – неразделенной любви. Желтков влюблен в Веру, но не может быть с ней, так как она не разделяет его чувств. Не говоря уже о том, что и обстоятельства складываются против этого союза. Первой, и самой главной причиной, является их разное социальное положение. Но есть еще одна немаловажная – замужество главной героини. Вера достаточно сильно привязана к своему супругу и ни за что не пойдет на измену. Выглядит все это как самая обычная безнадежная ситуация, выход из которой невозможно найти и надеяться больше не на что. Но главный герой продолжает верить в себя и в свое светлое чувство. Желтков был романтиком. Его чувство было так велико, что он не требовал ничего взамен. Он желал лишь счастья Вере, отдавая при этом всего себя.
    Желтков оказался в высшей сфере героическим героем. Он смирился со своим чувством и не ждал за это никакого поощрения. Его честности можно позавидовать, так как он глубоко уважал чувства Веры и не препятствовал ее личной жизни. Он не заставлял ее убежать с ним и никогда не делал претенциозных предложений, которые могли бы пагубно сказаться на главной героине. Он просто продолжал заботиться о любимом человеке, и тем самым был счастлив.
    Величие этого чувства в том, что Желтков имел мужество отпустить любовь всей своей жизни. Сделав это, он избавил ее от дискомфортного существования, пусть даже это стоило ему жизни. Но самое интересное, что Желтков не оставил ни малейшего повода Вере винить себя в случившемся. Он как – бы покончил с собой по причине совершенного преступления. Это было вполне логичной версией происходящего, так как многие люди того времени именно так и поступали в такой ситуации. Это говорит о невероятной трепетности чувств к Вере, а это является редчайшим качеством души. Он доказал, что любовь сильнее всего, даже смерти.

    Сочинение по произведению 2

    Произведение посвящено силе любви, в которую верит автор. Построив идеальный образ человека, всецело отдавшегося именно ей, автор показал несовместимость его с обществом обычных людей и закономерный трагический конец.
    Княгиня Вера Николаевна, которая не любит своего мужа, князя Шеина, испытывая к нему только хорошую дружескую привязанность, получает подарок от своего старого поклонника. Этот человек действительно безнадежно влюблен в нее, причем уже давно. Подарком служит недорогой золотой браслет с редким гранатом – единственная дорогая вещь, доставшаяся Желткову по наследству.
    Влюбленный мелкий чиновник и раньше присылал Вере письма, в которых говорил о своих чувствах. Об этом говорит гостям князь Шеин. Однако смеются они не столько над безнадежно влюбленным, сколько над нелепостью ситуации. И князь, и его жена испытывают к Желткову, скорее жалость.
    Действительно, он изображен не маньяком, из каких-то своих соображений преследующим женщину, так как ранее, после того как Вера Николаевна письменно попросила не писать его о любви, он смог подчиниться. Кроме того, после того, при возвращении браслета мужем и братом княгини, Желтков не пытался настаивать  и признавал неприличность своего поведения по отношению к замужней женщине. Куприн изобразил не одержимого манией, психически больного человека, но любовь-самопожертвование, в максимальной степени. Относительно мягкое отношение к нему других персонажей, показанное писателем, усиливает это впечатление. Он не гоним обществом, а просто несовместим с ним.
    Подобное чувство, после получения отказа должно было разрушить человека. Это и происходит к финалу произведения, когда Желтков скрывается, растратив казенные деньги, разрушая тем самым свою жизнь, и умирает. Была отвергнута последняя попытка и жить ему стало совершенно незачем.
    Вера Николаевна, видя мертвого влюбленного, понимает, что такой любви она никогда не встретит. Однако подобные чувства, хотя и прекрасны, но, в любом случае, тот факт, что она не поддалась соблазну испытать настоящую любовь, спасло ее, неготовую жить только чем-то одним и отдавать все ради этого. Прекрасно было видеть это со стороны, но подобная романтика, ставшая обыденностью, быстро бы наскучила человека, которому она не свойственна.
    Куприн показал всепоглощающую любовь, лишенную всякого намека на эгоизм, красоту такого чувства, несмотря на то, что оно невозможно для большинства.

  • Имя А.И. Куприна прославили такие произведения, как «Олеся», «Суламифь», «Поединок», «Белый пудель», «Гранатовый браслет». Рассказ «Гранатовый браслет» (1907) является классикой русской любовной прозы 20 века. Он в полной мере отражает представления писателя о любви, а также его взгляды на общество и современников.
    В основе произведения лежит история глубокого и сильного чувства незначительного чиновника Желткова к княгине Вере Николаевне Шеиной. Это чувство, описанное в рассказе, превращает его в истинное произведение искусства, настоящий гимн высокой и светлой любви.
    Безусловно, в «Гранатовом браслете» ведущей является любовная тема. Автор рассматривает ее в разных аспектах, с ней связана и вся проблематика произведения. Сущность любви, отношение к ней в современном писателю обществе, способность любить, значение этого чувства в жизни человека – вот тот круг вопросов, которые освещает Куприн.
    Писатель показывает внешне благополучную, но внутренне совершенно пустую жизнь русского дворянства. Княгиня Вера Николаевна, ее муж, сестра, брат – все они, по сути своей, глубоко несчастные люди. Прекрасно воспитанные и образованные, свободно рассуждающие на высокие темы, они, тем не менее, не умеют жить полной жизнью, не умеют воплотить свои рассуждения на практике. Все это происходит от того, по мнению Куприна, что современные ему люди разучились любить. И это касается, прежде всего, дворянства.
    Семья Шеиных – князь Василий Львович и его жена Вера Николаевна – казалось бы, образцовая семья. Но писатель сразу говорит нам, что между этими людьми нет любви. Холодная красавица княгиня Вера уважает мужа, считает его своим другом, но не более того. Когда-то давно этих людей связывало чувство, но все это осталось в прошлом: «…прежняя страстная любовь к мужу давно уже перешла в чувство прочной, верной, истинной дружбы…» Думаю, Василий Львович испытывал к своей красавице-жене приблизительно такие же чувства.
    Несчастлива в любви и сестра Веры Николаевны, Анна Николаевна Фриессе. Куприн отмечает, что она было полной противоположностью княгине Вере: темпераментная, шумная, веселая, любящая жизнь. Но и эта женщина чувствовала пустоту своего существования – у нее не было настоящей любви: мужа своего она не любила, а многочисленные романы не приносили женщине счастья.
    В описании семьи Фриессе важна такая деталь: дети Анны Николаевны были слабы здоровьем, болели золотухой. Думаю, во многом это объясняется тем, что они родились без любви.
    Брат Веры Николаевны и Анны Николаевны – Николай Николаевич – вообще был убежденным холостяком и смотрел на любовь несколько свысока, насмешливо и презрительно. Думаю, в его систему ценностей это чувство не входило совершенно.
    Чем же, по мнению Куприна, объяснялось такое положение вещей? Писатель считал, что изменилось отношение к любви в обществе в целом. Люди перестали придавать значение этому чувству, выбирая себе другие приоритеты. Но натура человека так устроена, что она не может обходиться без любви, душа каждого стремится хоть на короткое время испытать это чувство. Именно с ним связана наша божественная сущность – наша душа.
    Отношение к любви в современном Куприну обществе точно характеризуют слова генерала Аносова – старинного друга семьи Веры Николаевны. Этот пожилой человек символизирует старшее поколение, более мудрое, и ценящее, несмотря ни на что, любовь: «…любовь у людей приняла такие пошлые формы и снизошла просто до какого-то житейского удобства, до маленького развлечения». Аносов, а вместе с ним, я думаю, и Куприн, считает, что в таком положении вещей виноваты мужчины: «Виноваты мужчины, в двадцать лет пресыщенные, с цыплячьими телами и заячьими душами, неспособные к сильным желаниям, к героическим поступкам, к нежности и обожанию перед любовью». И далее генерал продолжает: «Говорят, что раньше все это бывало. А если и не бывало, то разве не мечтали и не тосковали об этом лучшие умы и души человечества – поэты, романисты, музыканты, художники?»
    И вот, в жизни героев появляется подтверждение именно такой – возвышенной, одухотворенной, светлой, чистой – любви. Ею свыше был награжден бедный чиновник Желтков, влюбившийся в Веру Николаевну. Любовь стала для этого человека смыслом жизни, а княгиня Шеина превратилась в недосягаемое божество.
    Важно, что Желтков никогда не добивался взаимности Веры Николаевны – слишком велика была разница в их социальном положении. Ему было достаточно просто смотреть на эту женщину, дышать с ней одним воздухом.
    В знак своего чувства этот человек подарил княгине гранатовый браслет – самое дорогое, что у него было. Этот браслет стал для Желткова и всех окружающих символом чистого бескорыстного чувства, настоящей любви, которой так мало в этом мире и которая всем так нужна.
    В финале рассказа Желтков уходит из жизни. Муж и брат Веры Николаевны просят его оставить княгиню в покое – они видят в любви простого чиновника оскорбление их семье, их фамильной чести. Желтков обещает сделать это и кончает жизнь самоубийством, не зная, как жить без Веры Николаевны, не представляя себе смысла своего существования без нее. В прощальном письме этот человек благословляет и обожествляет княгиню: «Уходя, я в восторге говорю: «Да святится имя Твое».
    Таким образом, в рассказе Куприна «Гранатовый браслет» раскрывается проблематика, связанная с темой любви. Автор показывает, что любовь – самое необходимое и прекрасное чувство на земле, но в современном писателю обществе оно встречается очень редко. Однако из-за этого любовь ценится еще больше, превращаясь в короткий, но драгоценнейший миг жизни. Эти мгновения похожи на гранаты в браслете чиновника Желткова, подарившего свою жизнь любимой женщине, освятившего ее унылое и серое существование божественным светом высокого чувства.

  • Начало 20 века дало русской литературе немало талантливых имен. Александр Иванович Куприн — одно из них. К творчеству этого автора очень неоднозначное отношение, поскольку он затрагивал и раскрывал такие темы, о которых не решались говорить другие.
    У Куприна было свое, уникальное, восприятие любви. Он считал, что настоящее чувство встречается в нашей жизни очень редко, и немногие счастливчики могут испытать любовь. По мнению Куприна, без искренней страсти, любви жизнь пуста и бесполезна.
    Одним из самых известных и ярких произведений писателя о любви является рассказ «Гранатовый браслет». Здесь рассказывается о жертвенном чувстве маленького человека, который был очень счастлив до последних своих дней, потому что в его жизни была возможность любить.
    Вообще, главной, на мой взгляд, темой этого произведения является любовь. В зависимости от того, как она проявляется в жизни героев «Гранатового браслета», выстраивается проблематика произведения.
    Образ мелкого чиновника Желткова связан с проблемой жертвенной любви, настоящего сильного чувства. Этот герой принимает свою любовь к Вере Николаевне Шеиной как божий дар: «Не виноват, Вера Николаевна, что богу угодно послать мне, как громадное счастье, любовь к Вам».
    Желтков знает, что никогда его возлюбленная не будет с ним: слишком велика разница в их общественном положении, образовании, воспитании. Но герою и не нужно, чтобы Вера Николаевна была рядом. Ведь его любовь всегда рядом с ним. В знак своего чувства Желтков дарит Шеиной самое дорогое, что у него было: гранатовый браслет матери.
    Образ этого браслета символичен: «Он был золотой, низкопробный, очень толстый, но дутый и с наружной стороны весь сплошь покрытый небольшими старинными, плохо отшлифованными гранатами, …, каждый величиной с горошину». Сам по себе браслет неказист и непривлекателен для человека с изысканным вкусом. Но, в то же время, это украшение содержит в себе старинные гранаты, красивейшие камни цвета крови и страсти. Так и Желтков, непримечательный с виду, таил в себе огромные запасы любви, не всем доступные в этом мире. Так и его любовь, несмотря на все, была сильной, чистой, искренней. Она была настоящей…
    Желтков решает умереть, потому что без Веры Николаевны он не может и не хочет жить. Без княгини у него нет другой цели существования. Но даже из жизни герой уходит с великой любовью в сердце, со словами, которые становятся ключевыми в произведении: «Да святится имя Твое!»
    С образом княгини Веры Николаены Шеиной связана другая проблема. Это независимая, спокойная, холодная красавица: «…Вера пошла в мать, красавицу англичанку, своей высокой гибкой фигурой, нежным, но холодным лицом, прекрасными, хотя довольно большими руками, какую можно видеть на старинных миниатюрах».
    Эта женщина хочет любви, понимает все ее значение для человека, но она слишком холодна и бесстрастна. Вера Николаевна просто не способна полюбить. С мужем у нее скорее дружеские, чем любовные отношения. У героини нет детей, наверное, потому, что нет любви. Но Вера Николаевна способна оценить истинное чувство. Именно поэтому она становится символом человека, который достоин настоящей любви. Она становится предметом обожания Желткова.
    Но в финале рассказа Вере Николаевне остается лишь гранатовый браслет и … память. Ей очень тяжело осознавать, что она не увидела, не почувствовала такой любви, которая «повторяется только один раз в тысячу лет», намного раньше. Этой героине остаются лишь сожаления.
    Несчастлива в любви и сестра Веры Николаевны, Анна Николаевна. Она, в отличие от Веры, обладает страстным темпераментом и горячей натурой. Но и Анна несчастлива в браке. Она презирает своего богатого, но глупого мужа и предается флирту во всех столицах мира. У Анны Николаевны есть дети, но и они растут слабыми и «малокровными». Все это от того, как мне кажется, что в жизни и этой героини нет настоящей любви.
    Вообще, вся семья Шеиных несчастна в этом отношении. Старший брат героинь, князь Николай Николаевич Шеин, не женат и не собирается этого делать. Интересно, что действие рассказа происходит осенью и предваряется описанием увядающей природы. Этот пейзаж очень символичен. Увядает, умирает духовно российской дворянство. Оно больше не способно на глубокие чувства, на истинную любовь.
    Особое значение в рассказе имеет образ «тучного, высокого, серебряного старца» — генерала Аносова. Именно этот человек заставляет Веру Николаевну отнестись к любви таинственного незнакомца более серьезно. Именно этому герою принадлежат пророческие слова: «…Может быть, твой жизненны путь, Верочка, пересекла именно такая любовь, с которой грезят женщины и на которую больше не способны мужчины». Я думаю, Аносов — символ мудрого старшего поколения. Того поколения, когда, по мнению Куприна, еще умели любить.
    Рассказ «Гранатовый браслет» — рассказ о любви. Гранатовый браслет становится в произведении символом настоящего чувства, ради которого только и стоит жить. Независимо от эпохи, моды, взглядов, люди стремятся любить. Только не всем дана такая возможность. Кто-то меняет любовь на деньги, кто-то на спокойствие и хорошую репутацию в обществе. А кто-то просто не знает, как это: любить. И только избранным дана возможность испытывать Любовь и освещать жизнь других ее светом…

  • Начало 20 века дало русской литературе немало талантливых имен. Александр Иванович Куприн – одно из них. К творчеству этого автора существует неоднозначное отношение, поскольку он затрагивал и раскрывал такие темы, о которых не решались говорить другие.
    Одна из ведущих тем в произведениях Куприна – тема любви и все вопросы, связанные с этим чувством. Интересно, что у этого писателя было свое, уникальное, восприятие любви. Он считал, что настоящее чувство встречается в нашей жизни очень редко, и лишь немногие счастливчики могут его испытать. Но, по мнению Куприна, без искренней любви и страсти жизнь пуста и бесполезна.
    Одним из самых известных и ярких произведений писателя является его рассказ «Гранатовый браслет». Здесь рассказывается о жертвенном чувстве маленького человека, который был очень счастлив до последних своих дней, потому что в его жизни была возможность любить.
    Образ мелкого чиновника Желткова связан с проблемой жертвенной любви, настоящего сильного чувства. Этот герой принимает свою любовь к Вере Николаевне Шеиной как божий дар: «Не виноват, Вера Николаевна, что богу угодно послать мне, как громадное счастье, любовь к Вам». Желтков знает, что никогда его возлюбленная не будет с ним: слишком велика разница в их общественном положении, образовании, воспитании. Но герою и не нужно, чтобы Вера Николаевна была рядом, ведь его любовь всегда рядом. В знак своего чувства Желтков дарит Шеиной самое дорогое, что у него есть – гранатовый браслет матери.
    Сам по себе этот браслет неказист и непривлекателен для человека с изысканным вкусом: «Он был золотой, низкопробный, очень толстый, но дутый и с наружной стороны весь сплошь покрытый небольшими старинными, плохо отшлифованными гранатами, …., каждый величиной с горошину». Но, в то же время, это украшение содержит в себе старинные гранаты, красивейшие камни цвета крови и страсти. Так и Желтков, непримечательный с виду, таил в себе огромные запасы любви, не всем доступные в этом мире. Так и его любовь, несмотря на все, была сильной, чистой, искренней. Она была настоящей…
    Желтков решает умереть, потому что без Веры Николаевны он не может и не хочет жить. Без княгини у него нет другой цели существования. Но даже из жизни герой уходит с великой любовью в сердце, со словами, которые становятся ключевыми в произведении: «Да святится имя Твое!»
    Княгиня Вера Николаена Шеина – независимая, спокойная, холодная красавица: «… Вера пошла в мать, красавицу англичанку, своей высокой гибкой фигурой, нежным, но холодным лицом, прекрасными, хотя довольно большими руками, какую можно видеть на старинных миниатюрах».
    Эта женщина хочет любви, понимает все ее значение для человека, но она слишком холодна и бесстрастна. Вера Николаевна просто не способна полюбить. С мужем у нее скорее дружеские, чем любовные отношения. У героини нет детей, наверное, потому, что нет любви. Но Вера Николаевна способна оценить истинное чувство. Именно поэтому она становится символом человека, который достоин настоящей любви. Она становится предметом обожания Желткова.
    Но в финале рассказа Вере Николаевне остается лишь гранатовый браслет и … память. Ей очень тяжело осознавать, что она не увидела, не почувствовала такой любви, которая «повторяется только один раз в тысячу лет», намного раньше. Этой героине остаются лишь сожаления.
    Несчастлива в любви и сестра Веры Николаевны, Анна Николаевна. Она, в отличие от Веры, обладает страстным темпераментом и горячей натурой. Но и Анна несчастлива в браке. Она презирает своего богатого, но глупого мужа и предается флирту во всех столицах мира. У Анны Николаевны есть дети, но и они растут слабыми и «малокровными». Все это от того, как мне кажется, что в жизни этой героини нет настоящей любви.
    Вообще, вся семья Шеиных несчастна в этом отношении. Старший брат героинь, князь Николай Николаевич Шеин, не женат и не собирается этого делать. Интересно, что действие рассказа происходит осенью и предваряется описанием увядающей природы. Этот пейзаж очень символичен. Увядает, духовно умирает российской дворянство. Оно больше не способно на глубокие чувства, на истинную любовь.
    Особое значение в рассказе имеет образ «тучного, высокого, серебряного старца» – генерала Аносова. Именно этот человек заставляет Веру Николаевну отнестись к любви таинственного незнакомца более серьезно. Именно этому герою принадлежат пророческие слова: «…Может быть, твой жизненный путь, Верочка, пересекла именно такая любовь, о которой грезят женщины и на которую больше не способны мужчины». Я думаю, Аносов – символ мудрого старшего поколения. Того поколения, когда, по мнению Куприна, еще умели любить.
    Рассказ «Гранатовый браслет» – рассказ о трагической, очень сильной и мучительной любви. В нем Купина ставит многие нравственные вопросы, связанные с этой темой: возможна ли любовь к несвободному человеку? можно ли жертвовать своей жизнью из-за любви? можно ли жить с нелюбимым человеком? что главное в браке – любовь или уважение, дружба? и так далее. Куприн, на мой взгляд, отвечает на эти вопросы однозначно: ради любви возможно все, это великое чувство все прощает и все искупает, любовь – это основа человеческой природы, жизни, Вселенной.

  • Александр Иванович Куприн – один из величайших писателей 20 века. Многие его произведения вошли в первые ряды русской литературы, став образцом для подражания многих писателей. Одним из таких произведений является рассказ “Гранатовый браслет”, в котором автор раскрывает проблему, которая остается актуальной и в наши дни.
    С самого начала рассказа мы можем увидеть некое зловещее предзнаменование будущих событий. Отвратительная погода, заставляющая перебираться людей в город, сменяется тихими и безоблачными днями, несущими некоторое спокойствие и комфорт в душе главной героини рассказа Веры Николаевны. Именно в день своих именин героиня получает неожиданный подарок – золотой браслет, покрытый пятью небольшими гранатами. Повернув его перед огнем электрической лампы, она с тревогой почувствовала сходство алых камней в браслете с кровью. Этот дорогой подарок княгине сделал ее тайный поклонник – чиновник контрольной палаты Желтков. Он не имел знатного происхождения, но его чувства к Вере Николаевне были настолько искренны, что он подарил вещь, которая была в его семье реликвией и много значила для него. Но любовь Желткова к героине безответна и даже трагична. На именинах муж Веры Николаевны Василий Львович в своей карикатуре осмеивает чувства неизвестного. Но княгиня не обращает на такие насмешки внимания, не воспринимая всерьез происходящее с ней.
    Мне кажется, что в рассказе есть единственный герой, способный понять все те чувства, которые испытывает Желтков. Этот герой – генерал Яков Михайлович Аносов. В произведении он выражает мысли Куприна о любви. “А где же любовь – то? Любовь бескорыстная, самоотверженная, не ждущая награды? Та, про которую сказано – “сильна, как смерть”?Понимаешь, такая любовь, для которой совершить любой подвиг, отдать жизнь, пойти на мучение – вовсе не труд, а одна радость…Любовь должна быть трагедией. Величайшей тайной в мире!”. После именин героиня решила проводить дедушку до экипажа. И только он думает, что эта история с поклонником Веры – это”…такая любовь, о которой грезят женщины и на которую больше не способны мужчины”.
    В рассказе кульминационной сценой является сцена прощания Веры и Желткова. Этот момент является не только накалом сюжетным, но и психологическим. Когда героиня пришла в комнату своего поклонника, то она увидела умиротворенное и важное выражение на лице Желткова. Именно тогда она поняла, что любовь этого “маленького человека” – это та любовь, о которой мечтает каждая женщина прошла мимо нее. И слова генерала Аносова о вечной и исключительной любви оказались пророческими.
    Мне кажется, что гранатовый браслет – это не просто подарок, превернувший жизнь Веры Николаевны. Это символ всего самого чистого и святого, что было в жизни героя и что он решил отдать своему любимому человеку. Именно это и было величайшим подвигом Желткова, совершенным ради любви.
    Финальной сценой в рассказе является прослушивание Верой Николаевной второй части сонаты Бетховена. Героиня размышляла над тем, что случилось с ней за последние дни, и в ее мыслях всплыли строки из Библии. В этот момент она понимает все чувства и переживания Желткова. Мне кажется, что именно тогда княгиня осознала, сто безответная и трагическая любовь изменила не только жизнь чиновника, но и ее собственную, открыв душу и сердце героини для проникновения в них новых эмоций и чувств.
    Таким образом, прочитав рассказ “Гранатовый браслет”, я поняла, сто Куприн – это не только талантливый писатель, но и мастер слова. В произведении, написанном в 1911 году, он раскрывает такие проблемы, которые существуют и в наши дни. Это проблемы долга, чести, совести и, конечно, истинной любви. В рассказе мы можем видеть, что любовь – это не просто вспышка, оставшиеся в памяти героев. Любовь, по мнению Куприна, это самоотверженность, честность и самое главное подвиг, который может сделать не каждый и который достоин не только уважения, но и восхищения в лицах тех, кто сам не испытывал это чувство и кто не смог удержать его в своем сердце и душе.
    Добавил: litva

  • Начало 20 века дало русской литературе немало талантливых имен. Александр Иванович Куприн — одно из них. К творчеству этого автора существует неоднозначное отношение, поскольку он затрагивал и раскрывал такие темы, о которых не решались говорить другие.
    Одна из ведущих тем в произведениях Куприна — тема любви и все вопросы, связанные с этим чувством. Интересно, что у этого писателя было свое, уникальное, восприятие любви. Он считал, что настоящее чувство встречается в нашей жизни очень редко, и лишь немногие счастливчики могут его испытать. Но, по мнению Куприна, без искренней любви и страсти жизнь пуста и бесполезна.
    Одним из самых известных и ярких произведений писателя является его рассказ «Гранатовый браслет». Здесь рассказывается о жертвенном чувстве маленького человека, который был очень счастлив до последних своих дней, потому что в его жизни была возможность любить.
    Образ мелкого чиновника Желткова связан с проблемой жертвенной любви, настоящего сильного чувства. Этот герой принимает свою любовь к Вере Николаевне Шеиной как божий дар: «Не виноват, Вера Николаевна, что богу угодно послать мне, как громадное счастье, любовь к Вам». Желтков знает, что никогда его возлюбленная не будет с ним: слишком велика разница в их общественном положении, образовании, воспитании. Но герою и не нужно, чтобы Вера Николаевна была рядом, ведь его любовь всегда рядом. В знак своего чувства Желтков дарит Шеиной самое дорогое, что у него есть — гранатовый браслет матери.
    Сам по себе этот браслет неказист и непривлекателен для человека с изысканным вкусом: «Он был золотой, низкопробный, очень толстый, но дутый и с наружной стороны весь сплошь покрытый небольшими старинными, плохо отшлифованными гранатами, …, каждый величиной с горошину». Но, в то же время, это украшение содержит в себе старинные гранаты, красивейшие камни цвета крови и страсти. Так и Желтков, непримечательный с виду, таил в себе огромные запасы любви, не всем доступные в этом мире. Так и его любовь, несмотря на все, была сильной, чистой, искренней. Она была настоящей…
    Желтков решает умереть, потому что без Веры Николаевны он не может и не хочет жить. Без княгини у него нет другой цели существования. Но даже из жизни герой уходит с великой любовью в сердце, со словами, которые становятся ключевыми в произведении: «Да святится имя Твое!»
    Княгиня Вера Николаена Шеина — независимая, спокойная, холодная красавица: «…Вера пошла в мать, красавицу англичанку, своей высокой гибкой фигурой, нежным, но холодным лицом, прекрасными, хотя довольно большими руками, какую можно видеть на старинных миниатюрах».
    Эта женщина хочет любви, понимает все ее значение для человека, но она слишком холодна и бесстрастна. Вера Николаевна просто не способна полюбить. С мужем у нее скорее дружеские, чем любовные отношения. У героини нет детей, наверное, потому, что нет любви. Но Вера Николаевна способна оценить истинное чувство. Именно поэтому она становится символом человека, который достоин настоящей любви. Она становится предметом обожания Желткова.
    Но в финале рассказа Вере Николаевне остается лишь гранатовый браслет и … память. Ей очень тяжело осознавать, что она не увидела, не почувствовала такой любви, которая «повторяется только один раз в тысячу лет», намного раньше. Этой героине остаются лишь сожаления.
    Несчастлива в любви и сестра Веры Николаевны, Анна Николаевна. Она, в отличие от Веры, обладает страстным темпераментом и горячей натурой. Но и Анна несчастлива в браке. Она презирает своего богатого, но глупого мужа и предается флирту во всех столицах мира. У Анны Николаевны есть дети, но и они растут слабыми и «малокровными». Все это от того, как мне кажется, что в жизни этой героини нет настоящей любви.
    Вообще, вся семья Шеиных несчастна в этом отношении. Старший брат героинь, князь Николай Николаевич Шеин, не женат и не собирается этого делать. Интересно, что действие рассказа происходит осенью и предваряется описанием увядающей природы. Этот пейзаж очень символичен. Увядает, духовно умирает российской дворянство. Оно больше не способно на глубокие чувства, на истинную любовь.
    Особое значение в рассказе имеет образ «тучного, высокого, серебряного старца» — генерала Аносова. Именно этот человек заставляет Веру Николаевну отнестись к любви таинственного незнакомца более серьезно. Именно этому герою принадлежат пророческие слова: «…Может быть, твой жизненный путь, Верочка, пересекла именно такая любовь, о которой грезят женщины и на которую больше не способны мужчины». Я думаю, Аносов — символ мудрого старшего поколения. Того поколения, когда, по мнению Куприна, еще умели любить.
    Рассказ «Гранатовый браслет» — рассказ о трагической, очень сильной и мучительной любви. В нем Купина ставит многие нравственные вопросы, связанные с этой темой: возможна ли любовь к несвободному человеку? можно ли жертвовать своей жизнью из-за любви? можно ли жить с нелюбимым человеком? что главное в браке — любовь или уважение, дружба? и так далее. Куприн, на мой взгляд, отвечает на эти вопросы однозначно: ради любви возможно все, это великое чувство все прощает и все искупает, любовь — это основа человеческой природы, жизни, Вселенной.

  • В этом рассказе Куприна любовь несет трагический оттенок, потому что она так и осталась не раскрывшимся цветком в жизни двух людей. Сначала она была безответна очень долгое время, но когда она начала пускать ростки во второе сердце, первое, уже изнеможенное от ожидания, перестало биться.
    Произведение «Гранатовый браслет» можно воспринимать не только, как «оду» любви, но и как молитву о любви. Желтков в своем письме использовал выражение «да святится имя Твое», что является отсылкой к писаниям Божьим. Он обожествлял свою избранницу, что, к сожалению, все равно не смогло привести его жизнь к радостному концу. Но он не страдал, он любил, и это чувство было даром, потому что далеко не каждому дано испытать столь сильное чувство хоть раз в жизни, за что наш герой остался благодарен своей избраннице. Она подарила ему, хоть и безответную, но истинную любовь!

    Сочинение Любовь в произведении Куприна Гранатовый браслет

    За многие века существования человечества написано бесчисленное количество произведений на тему любви. И это неспроста. Ведь любовь в жизни каждого человека занимает огромное место, придавая ей особый смысл. Среди всех этих произведений можно выделить очень мало количество, которые описывают на столько сильное чувство любви, как произведение Куприна «Гранатовый браслет».
    Главный герой чиновник Желтков, как он сам описывает свое чувство, имеет счастье испытать самую настоящую безграничную любовь. Его чувство такое сильное, что местами его можно принять за нездорового, душевно больного человека. Особенность чувства желткова заключается в том, что этот человек ни в коем случае не желает тревожить предмет своей безграничной любви и страсти. Он не требует взамен этой сверхчеловеческой любви абсолютно ничего. Ему даже и в голову не приходит возможность остудить, успокоить свое сердце одной лишь встречей с Верой. Это не только говорит о железной силе воли человека, но и о безграничной любви этой личности. Именно любовь не позволяет ему хоть на миг быть удостоенным внимания предмета любви.
    В письме Желтков называет свою любовь божьим даром и выражает свою благодарность Господу за возможность испытать такое чувство. Конечно и читателю и другим героям произведения прекрасно известно, что любовь Желткова не принесло ему, кроме горьких страданий и мучений, ничего иного. Но только человек, переживший все это и прочувствовавший такое сильное чувство любви в праве судить или же понимать героя.Желтков не в силах ничего поделать со своей любовью. Он знает о невозможности дальнейшего своего сосуществования с этим чувством любви. Именно поэтому самым лучшим выходом для него становится самоубийство. Перед этим поступком он в письме уверяет всех, что прожил счастливую жизнь.
    10 класс, 11 класс

  • Александр Иванович Куприн – один из величайших писателей 20 века. Многие его произведения вошли в первые ряды русской литературы, став образцом для подражания многих писателей. Одним из таких произведений является рассказ “Гранатовый браслет”, в котором автор раскрывает проблему, которая остается актуальной и в наши дни.
    С самого начала рассказа мы можем увидеть некое зловещее предзнаменование будущих событий. Отвратительная погода, заставляющая перебираться людей в город, сменяется тихими и безоблачными днями, несущими некоторое спокойствие и комфорт в душе главной героини рассказа Веры Николаевны. Именно в день своих именин героиня получает неожиданный подарок – золотой браслет, покрытый пятью небольшими гранатами. Повернув его перед огнем электрической лампы, она с тревогой почувствовала сходство алых камней в браслете с кровью. Этот дорогой подарок княгине сделал ее тайный поклонник – чиновник контрольной палаты Желтков. Он не имел знатного происхождения, но его чувства к Вере Николаевне были настолько искренны, что он подарил вещь, которая была в его семье реликвией и много значила для него. Но любовь Желткова к героине безответна и даже трагична. На именинах муж Веры Николаевны Василий Львович в своей карикатуре осмеивает чувства неизвестного. Но княгиня не обращает на такие насмешки внимания, не воспринимая всерьез происходящее с ней.
    Мне кажется, что в рассказе есть единственный герой, способный понять все те чувства, которые испытывает Желтков. Этот герой – генерал Яков Михайлович Аносов. В произведении он выражает мысли Куприна о любви. “А где же любовь – то? Любовь бескорыстная, самоотверженная, не ждущая награды? Та, про которую сказано – “сильна, как смерть”?Понимаешь, такая любовь, для которой совершить любой подвиг, отдать жизнь, пойти на мучение – вовсе не труд, а одна радость…Любовь должна быть трагедией. Величайшей тайной в мире!”. После именин героиня решила проводить дедушку до экипажа. И только он думает, что эта история с поклонником Веры – это”…такая любовь, о которой грезят женщины и на которую больше не способны мужчины”.
    В рассказе кульминационной сценой является сцена прощания Веры и Желткова. Этот момент является не только накалом сюжетным, но и психологическим. Когда героиня пришла в комнату своего поклонника, то она увидела умиротворенное и важное выражение на лице Желткова. Именно тогда она поняла, что любовь этого “маленького человека” – это та любовь, о которой мечтает каждая женщина прошла мимо нее. И слова генерала Аносова о вечной и исключительной любви оказались пророческими.
    Мне кажется, что гранатовый браслет – это не просто подарок, превернувший жизнь Веры Николаевны. Это символ всего самого чистого и святого, что было в жизни героя и что он решил отдать своему любимому человеку. Именно это и было величайшим подвигом Желткова, совершенным ради любви.
    Финальной сценой в рассказе является прослушивание Верой Николаевной второй части сонаты Бетховена. Героиня размышляла над тем, что случилось с ней за последние дни, и в ее мыслях всплыли строки из Библии. В этот момент она понимает все чувства и переживания Желткова. Мне кажется, что именно тогда княгиня осознала, сто безответная и трагическая любовь изменила не только жизнь чиновника, но и ее собственную, открыв душу и сердце героини для проникновения в них новых эмоций и чувств.
    Таким образом, прочитав рассказ “Гранатовый браслет”, я поняла, сто Куприн – это не только талантливый писатель, но и мастер слова. В произведении, написанном в 1911 году, он раскрывает такие проблемы, которые существуют и в наши дни. Это проблемы долга, чести, совести и, конечно, истинной любви. В рассказе мы можем видеть, что любовь – это не просто вспышка, оставшиеся в памяти героев. Любовь, по мнению Куприна, это самоотверженность, честность и самое главное подвиг, который может сделать не каждый и который достоин не только уважения, но и восхищения в лицах тех, кто сам не испытывал это чувство и кто не смог удержать его в своем сердце и душе.

  • “Любовь должна быть трагедией, величайшей тайной в мире” (По повести А. И. Куприна “Гранатовый браслет”)
    “Молчать и гибнуть…” (Образ Желткова в повести А. И. Куприна “Гранатовый браслет”)
    «Благословенна будет любовь, которая сильнее смерти!» (по рассказу А.И. Куприна «Гранатовый браслет»)
    «Да святится имя твое…» (по рассказу А.И. Куприна «Гранатовый браслет»)
    «Любовь должна быть трагедией. Величайшей тайной в мире!» (по повести А. Куприна «Гранатовый браслет»)
    «Чистый свет высокой нравственной идеи» в русской литературе
    «Чистый свет высокой нравственной идеи» в русской литературе – вариант 2
    «Чистый свет высокой нравственной идеи» в русской литературе – вариант 3
    Анализ 12 главы повести А.И.Куприна «Гранатовый браслет»
    Анализ произведения «Гранатовый браслет» А.И. Куприна
    Анализ рассказа «Гранатовый браслет» А.И. Куприна
    Анализ эпизода “Прощание Веры Николаевны с Желтковым”
    Анализ эпизода «Именины Веры Николаевны» (по повести А.И. Куприна Гранатовый браслет)
    Значение символов в рассказе “Гранатовый браслет”
    Любовь в рассказе А. Куприна «Гранатовый браслет”
    Любовь как порок и как высшая духовная ценность в русской прозе 20 в. (по произведениям А.П. Чехова, И.А. Бунина, А.И. Куприна)
    Мои впечатления от прочтения рассказа «Гранатовый браслет» А.И. Куприна
    Не обедняет ли своей жизни и своей души Желтков, подчиняя всего себя только любви? (по рассказу А.И. Куприна «Гранатовый браслет»)
    Нравственная проблематика одного из произведений А.И. Куприна (по рассказу «Гранатовый браслет»)
    Одиночество любви (повесть А.И. Куприна «Гранатовый браслет»)
    Письмо литературному герою (По произведению А. И. Куприна “Гранатовый браслет”)
    Прекрасная песнь о любви (по повести «Гранатовый браслет»)
    Прекрасная песнь о любви (по повести «Гранатовый браслет») – вариант 2
    Произведение А.И.Куприна, которое произвело на меня особое впечатление
    Реализм в творчестве А.Куприна (на примере «Гранатового браслета»)
    Роль символики в повести А.И. Куприна «Гранатовый браслет»
    Роль символических образов в рассказе А. Куприна «Гранатовый браслет»
    Своеобразие раскрытия любовной темы в одном из произведений русской литературы XX века
    Символика в рассказе А. И. Куприна «Гранатовый браслет»
    Смысл названия и проблематика рассказа “Гранатовый браслет”А.И.Куприна
    Смысл названия и проблематика рассказа А.И. Куприна «Гранатовый браслет»
    Смысл названия и проблематика рассказа А.И. Куприна «Гранатовый браслет» – вариант 2
    Смысл спора о сильной и бескорыстной любви в повести А.И.Куприна «Гранатовый браслет»
    Соединение вечного и временного? (на материале рассказа И.А. Бунина «Господин из Сан-Франциско», романа В.В. Набокова «Машенька», рассказа А.И. Куприна «Гранатовый браслет»)
    Спор о сильной, бескорыстной любви (по повести А. И. Куприна «Гранатовый браслет»)
    Талант любви в произведениях А.И. Куприна (по повести «Гранатовый браслет»)
    Тема любви в прозе А.И.Куприна на примере одного из рассказов (“Гранатовый браслет”)
    Тема любви в творчестве Куприна (по повести «Гранатовый браслет»)
    Тема трагической любви в творчестве Куприна («Олеся», «Гранатовый браслет»)
    Трагическая история любви Желткова (по повести А.И. Куприна «Гранатовый браслет»)
    Трагическая история любви чиновника Желткова в рассказе А. И. Куприна «Гранатовый браслет»
    Философия любви в рассказе А.И. Куприна «Гранатовый браслет»
    Что это было: любовь или сумашествие?
    Что это было: любовь или сумашествие? – вариант 2

  • В произведениях А. Куприна мы встречаемся с любовью бескорыстной, не требующей награды. Писатель считает, что любовь — не миг, а всепоглощающее чувство, способное поглотить жизнь.
    В “Гранатовом браслете” мы сталкиваемся с настоящей любовью Желткова. Он счастлив, потому что любит. Ему неважно то, что Вере Николаевне он не нужен. Как говорил И. Бунин: “Всякая любовь — великое счастье, даже если она не разделена”. Желтков просто любил, ничего не требуя взамен. Вся его жизнь заключалась в Вере Шеин; он наслаждался каждой её вещью: забытым платком, программой художественной выставки, которую она однажды держала в руке. Единственной его надеждой были письма, с помощью них он общался с любимой. Он желал только одного, чтобы её нежные руки дотронулись до частички его души — листа бумаги. В знак своей пламенной любви Желтков подарил самое дорогое — гранатовый браслет.
    Герой отнюдь не жалок, а глубина его чувства, способность на самопожертвование заслуживает не только сочувствия, но и преклонения. Желтков возвышается над всем обществом Шеиных, где никогда бы не возникла настоящая любовь. Они могут лишь смеяться над бедным героем, рисуя карикатуры, читая его письма. Даже в разговоре с Василием Шеиным и Мирза — Булат — Тугановским он оказывается в нравственном выигрыше. Василий Львович признаёт его чувство, понимает его страдания. Он не высокомерен при общении с героем, в отличие от Николая Николаевича. Он внимательно разглядывает Желткова, аккуратно кладёт на стол красный футляр с браслетом — ведёт себя как истинный дворянин.
    Упоминание о власти Мирза — Булат — Тугановским вызывает приступ смеха у Желткова, он не понимает – как власть может запретить ему любить?!!
    Чувство героя воплощает всё представление о настоящей любви, высказанное генералом Аносовым: “Любовь, для которой совершить любой подвиг, отдать жизнь, пойти на мучения — вовсе не труд, а одна радость”. Эта истина, сказанная “обломком старины” говорит нам о том, что обладать даром такой любви, “сильной, как смерть”, смогут обладать лишь исключительные люди, каким является наш герой.
    Аносов оказался мудрым учителем, он помог Вере Николаевне понять глубину чувств Желткова. “В шесть часов пришёл почтальон”, Вера узнала нежный почерк Пе Пе Же. Это было его последнее письмо. Оно было проникнуто насквозь святостью чувства, не было в нём горечи прощания. Желтков желает счастья любимой с другим, “и пусть ничто житейской не тревожит Вашу душу”, наверное, себя он относил тоже к чемуто житейскому в её жизни. Невольно вспоминается Пушкинское – “Я не хочу печалить Вас ничем”.
    Недаром, Вера Николаевна, глядя на мёртвого Желткова, сравнивает его с великими людьми. Так же, как они, герой обладал мечтой, сильной волей, как они он мог любить. Вера Шеин поняла какую любовь потеряла, и, слушая сонату Бетховена, осознала, что Желтков прощает её. “Да святится имя твоё” повторяется пять раз в её сознании, как пять составных частей гранатового браслета…

  • Тема:
    Талант любви в рассказе А. И. Куприна «Гранатовый браслет».

    Цели:

    Образовательные:

    -показать
    мастерство Куприна в изображении мира человеческих чувств, как писатель
    изображает влияние любви на человека; роль детали в рассказе; раскрыть смысл символических
    образов рассказа.

    Развивающие:

     -пробудить
    желание учащихся философствовать на тему любви, учиться отстаивать свое мнение,
    приводя веские аргументы из текста и из жизни.

    -развивать
    умения выделять основные средства создания художественного образа.

    -развивать
    умения определять функцию художественных образов в тексте.

     Воспитательные:

    -воспитывать
    трепетное отношение к чувству любви как вечной духовной ценности человека

    Метод: слово
    преподавателя, комментированное чтение, аналитическая беседа, пересказы
    учащихся, выразительное чтение наизусть, прослушивание ауди-записи, просмотр
    эпизодов фильма, презентации.

    Технологии: технология
    проблемного обучения (проблемный вопрос: «Понять, как Куприн разрешает эту
    вечную проблему неразделенной любви?»).

    Тип урока: комбинированный.

    Оборудование урока: ауди и видео-записи, портрет писателя, выставка книг А. И.
    Куприна, презентация.

    Ход урока. 

    Любовь, любовь, — гласит преданье,—

    Союз души с душой родной.

    Их единенье, сочетанье

    И роковое их слиянье,

    И поединок роковой.

    И чем одно из них нежнее

    В борьбе неравной двух сердец,

    Тем неизбежней и вернее,

    Любя, страдая, страстно млея,

     Оно изноет наконец.

    Ф. И. Тютчев

    1.Эпиграф наизусть читает ученик (звучит Вторая соната Бетховена).

    2.Объявление темы и целей урока.

    —Как вы поняли из эпиграфа, мы сегодня на уроке будем
    говорить с вами о любви.

    —Но о какой любви? (Неразделенной, непонятой.)

    —Запись темы урока.

    3.Слово преподавателя.

       Рассказ «Гранатовый браслет», написанный Куприным в 1910
    г., посвящен одной из главных тем его творчества-любви. В эпиграфе рассказа
    стояла первая нотная строка из Второй сонаты Бетховена. Вспомним высказывание
    Назанского, героя «Поединка», о том, что любовь-это талант сродни музыкальному.
     В основе произведения лежит реальный факт —   история любви скромного
    чиновника к светской даме, матери писателя Л. Любимова.

    4. Чтение преподавателем отрывка из воспоминаний Л. Любимова о прототипах
    рассказа:

       «В период между первым и вторым своим замужеством моя мать
    стала получать письма, автор которых, не называя себя и подчеркивая, что
    разница в социальном положении не позволяет ему рассчитывать на взаимность,
    изъяснялся в любви к ней. Письма эти долго сохранялись в моей семье, и я в
    юности читал их. Анонимный влюбленный, как потом выяснилось — Желтый (в
    рассказе Желтков), писал, что он служит на телеграфе (у Куприна князь Шеин в
    шутку решает, что так писать может только какой-нибудь телеграфист), в одном
    письме он сообщал, что под видом полотера проник в квартиру моей матери, и
    описывал обстановку (у Куприна Шеин опять-таки в шутку рассказывает, как
    Желтков, переодевшись трубочистом и вымазавшись сажей, проникает в будуар
    княгини Веры). Тон посланий был то выспренний, то ворчливый. Он то сердился на мою
    мать, то благодарил ее, хоть она никак не реагировала на его изъяснения…

         Вначале эти письма всех забавляли, но потом (они
    приходили чуть ли не каждый день в течение двух-трех лет) моя мать даже
    перестала их читать, и лишь моя бабка долго смеялась, открывая по утрам
    очередное послание влюбленного телеграфиста.

        И вот произошла развязка: анонимный корреспондент прислал
    моей матери гранатовый браслет. Мой дядя <…> и отец, тогда бывший
    женихом моей матери, отправились к Желтому. Все это происходило не в
    черноморском городе, как у Куприна, а в Петербурге.          Но Желтый, как и
    Желтков, жил действительно на шестом этаже. «Заплеванная лестница,— пишет
    Куприн,— пахла мышами, кошками, керосином и стиркой» — все это соответствует
    слышанному мною от отца. Желтый ютился в убогой мансарде. Его застали за
    составлением очередного послания. Как и купринский Шеин, отец больше молчал во
    время объяснения, глядя «с недоумением и жадным, серьезным любопытством в лицо
    этого странного человека». Отец рассказал мне, что он почувствовал в Желтом
    какую-то тайну, пламя подлинном беззаветной страсти. Дядя же, опять-таки как
    купринский Николай Николаевич, горячился, был без нужды резким. Желтый принял
    браслет и угрю- мо обещал не писать больше моей матери. Этим все и кончилось.
    Во всяком случае, о дальнейшей судьбе его нам ничего не известно».

    Л. Любимов. На чужбине, 1963

    5. Аналитическая беседа сопоставительного характера.

    —  Как художественно преобразил Куприн реальную историю,
    услышанную им в семье высокопоставленного чиновника Любимова? (Куприн
    реальную пошлую историю идеализировал, возвысил).

    —  Какие социальные преграды (и только ли они одни?)
    отодвигают любовь героя в сферу недоступной мечты? (Между княгиней Верой и
    мелким чиновником Желтковым существуют социальные преграды и перегородки
    сословного неравенства. Именно социальный статус и замужество Веры делают
    неразделенной и безответной любовь Желткова. Сам герой признается в своем
    письме, что на его долю выпало «только благоговение, вечное преклонение и
    рабская преданность».)

    —  Можно ли сказать, что в «Гранатовом браслете» выразилась
    мечта самого Куприна об идеальном, неземном чувстве?

         Куприн не был поэтом, но есть одно стихотворение, написанное
    им.

    6.Чтение стихотворения «Навсегда».

    —  Есть ли связь между гранатовым браслетом, который дарит
    герой рассказа Вере Шейной, и «рубиновым браслетом» из позднего стихотворения
    Куприна «Навсегда»?

    7.Беседа по рассказу «Гранатовый браслет».

      — В какое
    время происходит действие рассказа? 

      — Какую роль играет пейзаж в передаче настроения Веры
    Шеиной?

    (Куприн проводит параллель между описанием осеннего сада и
    внутренним состоянием главной героини. «Деревья успокоились, бесшумно и покорно
    роняли желтые листья». В таком же спокойном, благоразумном состоянии пребывает
    княгиня Вера, на душе у нее покой: «И Вера была строго проста, со всеми
    холодна…любезна, независима и царственно спокойна».)

    —  Как рисует Куприн главную героиню рассказа, княгиню Веру
    Николаевну Шеину?

    (Внешняя недоступность, неприступность героини заявлена в
    начале рассказа ее титулом и положением в обществе — она жена предводителя
    дворянства. Но Куприн показывает героиню на фоне ясных, солнечных, теплых дней,
    в тишине и уединении, которым радуется Вера, напоминая, может выть, о любви к
    уединению и красоте природы Татьяны Лариной (тоже, кстати, княгини в
    замужестве). Мы видим, что внешне царственно спокойная, со всеми «холодно и
    свысока любезная» с «холодным и гордым лицом» княгиня (сравним с описанием
    Татьяны в Петербурге, глава восьмая, строфа
     XVII: «Но равнодушною княгиней,/Но неприступною
    богиней/Роскошной, царственной Невы»)
    тонко чувствующий, деликатный,
    самоотверженный человек: она старается незаметно помогать мужу «сводить концы с
    концами», соблюдая приличия, все-таки экономить, так как «жить приходилось выше
    средств». Она нежно любит свою младшую сестру (их явную несхожесть и во
    внешности и в характере подчеркивает сам автор, глава II), с «чувством прочной,
    верной, истинной дружбы» относится к мужу, по-детски ласкова с «дедушкой»,
    генералом Аносовым, другом их отца.)

    —Какой прием использует автор для того, чтобы ярче выделить
    появление в рассказе Желткова?

    (Куприн «собирает» всех действующих лиц рассказа, за
    исключением  Желткова
    , на
    именины княгини Веры. Небольшое общество приятных друг
     другу людей  весело
    празднует именины, но Вера вдруг отмечает, что гостей тринадцать, и это
    настораживает ее: «она была суеверна».)

    Какие подарки получила Вера? В чем их значение? (Чтение
    описания подарков).

    (Княгиня получает не просто дорогие, но с любовью выбранные
    подарки: «прекрасные серьги из грушевидных жемчужин» от мужа, «маленькую
    записную книжку в

    удивительном переплете… любовное дело рук искусного и
    терпеливого художника» от сестры.)

    —Как на этом фоне выглядит подарок Желткова? В чем его
    ценность?  (Чтение описания браслета)

    ( Подарок Желткова «золотой,
    низкопробный, очень толстый, но дутый и с наружной

     стороны весь сплошь покрытый небольшими старинными, плохо отшлифованными гранатами» браслет выглядит безвкусной
    безделушкой. Но его значение  и ценность в другом. Густо-красные гранаты под
    электрическим светом загораются живыми огнями, и Вере приходит в голову: «Точно
    кровь!» — это еще одно тревожное предзнаменование. Желтков дарит самое ценное,
    что у него есть,— фамильную драгоценность.) 

    Каково
    символическое звучание этой детали?

     (Это символ его безнадежной, восторженной, бескорыстной,
    благоговейной любви. Вспомним подарок, оставленный Олесей Ивану Тимофеевичу, —
    нитку красных бус.)

    —  Как
    развивается тема любви в рассказе?

    (В начале рассказа чувство любви пародируется. Муж Веры,
    князь Василий Львович, человек веселый и остроумный, вышучивает еще незнакомого
    ему Желткова, показывая гостям юмористический альбом с «историей любви»
    телеграфиста к княгине. Однако окончание этой смешной истории оказывается почти
    пророческим: «Наконец он умирает, но перед смертью завещает передать Вере две
    телеграфные пуговицы и флакон от духов, наполненный его слезами».)

    8.Пересказ историй любви, рассказанных генералом Аносовым.

       Далее тема любви раскрывается во вставных эпизодах и
    приобретает трагический оттенок. Генерал Аносов рассказывает свою историю
    любви, запомнившейся ему навсегда — короткой и простой, которая в пересказе
    кажется просто пошлым приключением армейского офицера. «Не вижу настоящей
    любви. Да и в мое время не видел!» — говорит генерал и приводит примеры
    обыкновенных, пошлых союзов людей, заключенных по тому или иному расчету. «А
    где же любовь-то? Любовь бескорыстная, самоотверженная, не ждущая награды? Та,
    про которую сказано — «сильна, как смерть»?.. Любовь должна быть трагедией.
    Величайшей тайной в мире!» Аносов рассказывает о похожих на такую любовь трагических
    случаях. Разговор о любви вывел на историю телеграфиста, и генерал почувствовал
    ее истинность: «может быть, твой жизненный путь, Верочка, пересекла именно
    такая любовь, о которой грезят женщины и на которую больше не способны
    мужчины».)

    9.Продолжение беседы.

    -— Как изображается автором Желтков и его любовь? Какую
    традиционную для русской литературы тему развивает Куприн?

    (Куприн развивает традиционную для русской литературы тему
    «маленького человека». Чиновник со смешной фамилией Желтков, тихий и
    незаметный, не только вырастает в трагического героя, он силой своей любви
    встает над мелочной суетой, жизненными удобствами, приличиями. Он оказывается
    человеком, ничуть не уступающим в благородстве аристократам. Любовь возвысила
    его. Любовь стала страданием, единственным смыслом жизни. «Случилось так, что
    меня не интересует в жизни ничто: ни политика, ни наука, ни философия, ни
    забота о будущем счастье людей
    для меня
    вся жизнь заключается только в Вас»,
    пишет он в прощальном письме
    княгине Вере. Уходя из жизни, Желтков благословляет свою возлюбленную: «Да
    святится имя твое». Здесь можно усмотреть кощунство
    ведь это слова
    молитвы. Любовь для героя выше всего земного, она божественного происхождения.
    Никакие «решительные меры» и «обращения к властям» не могут заставить
    разлюбить. Ни тени обиды или жалобы в словах героя, только благодарность за
    «громадное счастье»
    любовь.) 

    10.Просмотр эпизода «Посещение князя Шеина и брата Веры
    Николаевны Желткова» из фильма «Гранатовый браслет».

    Как ведут себя участники
    этой сцены?

    -Какие черты характера проявляет желтков в этом эпизоде?

    -Как характеризует поведение и слова Николая Николаевича?

     11.Чтение эпизода: Прощание Веры Шеиной с умершим
    Желтковым (12 гл.).

    -Как вы думаете, почему Вера заплакала? Что стало причиной
    слез-«впечатление смерти» или что-то другое? Может быть, она поняла, что «мимо
    нее прошла большая любовь, которая повторяется только один раз в тысячу лет»? А
    может быть, в ее душе хоть на мгновение пробудилось ответное чувство?

    —  Какое
    значение имеет изображение героя после его смерти?

     (Мертвый Желтков приобретает «глубокую важность, как будто бы он перед расставаньем с жизнью узнал
    какую-то глубокую и сладкую тайну, разрешившую всю человеческую его жизнь».
    Лицо умершего напоминает Вере посмертные маски «великих страдальцев — Пушкина и
    Наполеона». Так Куприн показывает великий талант любви, приравнивая его к талантам
    признанных гениев.)

    Каким
    настроением проникнут финал рассказа? Какую роль в создании этого настроения
    играет музыка?

    (Финал рассказа элегический, проникнутый чувством светлой
    грусти, а не трагедии. Умирает Желтков, но пробуждается к жизни княгиня Вера,
    ей открылось нечто недоступное ранее, та самая «большая любовь, которая
    повторяется раз в тысячу лет». Герои «любили друг друга только одно мгновение,
    но навеки». В пробуждении души Веры большую роль играет музыка. Вторая соната
    Бетховена созвучна настроению Веры, через музыку ее душа словно соединяется с
    душой Желткова.)

    12.Основные выводы:

    —Можно ли чувство Желткова к Вере назвать сумасшествием?

    (Найти в тексте слова князя Шеина, которые являются ответом
    на поставленный вопрос. «
    Я
    чувствую, что этот человек не способен обманывать и лгать заведомо…» (10 гл.);
    «…я чувствую, что присутствую при какой-то громадной трагедии души, и я не могу
    здесь поясничать» (11 гл.). И обращение князя к жене: «Я скажу, что он любил
    тебя, а вовсе не был сумасшедшим»).

    -Почему автор дал главному герою имя Георгий?

    (Имя Георгий означает-победоносец. Желтков из победоносцев.
    Куприн в своем произведении нарисовал «маленького, но великого человека»).

    —В чем, на ваш взгляд, состоит сила любви? 

    —И  главный вопрос урока: «Как Куприн разрешает вечную
    проблему неразделенной любви?»

    (Любовь возвышает человека, преображает его душу. Любовь
    расцветает в сердце Желткова и дарит ему «громадное счастье». Свою жизнь он
    ограничил только этим чувством, пренебрегая всем остальным. Эта идеальная,
    чистая любовь возвышает «маленького человека», делает его значительным в
    собственных и чужих глазах. Не случайно Вера в лице мертвого Желткова увидела
    «глубокую важность», которую можно было заметить только в масках таких великих
    людей, как Пушкин и Наполеон. Любовь Желткова, та, которая бывает «раз в тысячу
    лет», осталась бессмертной. Именно такая любовь воспета Куприным. Еще в 17 веке
    известный драматург Ж.-Б. Мольер писал о любви:

    В душе померк бы день, и тьма настала вновь,

    Когда бы на земле изгнали мы любовь.

    Лишь тот блаженство знал, кто страстно сердце
    нежил,

    А кто не знал любви, тот все равно,

    Что не жил…) (читает учитель)

    13.Чтение стихотворения А.  Дементьева наизусть.

      —Ответом на вопрос о неразделенной любви может стать также
    и стихотворение А. Дементьева.

    Любовь не только возвышает.
    Любовь порой нас разрушает.
    Ломает судьбы и сердца…
    В своих желаниях прекрасна,
    Она бывает так опасна,
    Как взрыв, как девять грамм свинца.
    Она врывается внезапно.
    И ты уже не можешь завтра
    Не видеть милого лица.
    Любовь не только возвышает.
    Любовь вершит и все решает.
    И мы уходим в этот плен.
    И не мечтаем о свободе.
    Пока заря в душе восходит,
    Душа не хочет перемен.
    (А. Дементьев)

    14. Заключительное слово преподавателя

        Частный случай поэтизирован Куприным. Автор рассказывает
    о любви, которая повторяется «только один раз в тысячу лет». Любовь, по
    Куприну, «всегда трагедия, всегда борьба и достижение, всегда радость и страх,
    воскрешение и смерть». Трагичность любви, трагичность жизни  лишь подчеркивают
    их красоту.

         Куприн так писал Ф. Д. Батюшкову (1906 г.): •Не в силе,
    не в ловкости, не в уме, не в таланте, не в творчестве выражается
    индивидуальность. Но в любви!».

         А закончить сегодняшний урок хотелось бы
    стихотворением  Николая Ленау, австрийского поэта первой половины ХIХ
    века: «Молчать и гибнуть…», которое, как мне кажется,  имеет  связь
     с  содержанием  рассказа «Гранатовый браслет»:

    Молчать и гибнуть… Но милей,

    Чем жизнь, волшебные оковы!

    Свой лучший сон в очах у ней

    Искать, не проронив ни слова! —

    Как свет застенчивой лампад

    Трепещет пред лицом Мадонны

    И, умирая, ловит взгляд,

    Небесный взгляд её бездонный!

        «Молчать и гибнуть» – вот духовный обет влюблённого телеграфиста.
    Но всё-таки он нарушает его, напоминая о себе своей единственной и недоступной
    Мадонне. Это поддерживает в его душе надежду, дает ему силы переносить
    страдания любви. Любви страстной, испепеляющей, которую он готов унести с собой
    в потусторонний мир. Смерть не страшит героя. Любовь сильнее смерти.  Он
    благодарен той, которая вызвала в  его  сердце  это
     прекрасное  чувство, возвысившее его, маленького человека,  над
     огромным  суетным  миром,  миром несправедливости и злобы.
    Именно поэтому, уходя из жизни,  он  благословляет свою возлюбленную:
    “Да святится имя твое”.

    15.Звучит
    вторая соната Бетховена и ученики читают финал рассказа.

    16.Д/з

    Написать
    сочинение — рассуждение «Неразделенная любовь – «громадное счастье» или
    «громадная трагедия души»?»

    ВСР

    Прочитать
    повесть А.Куприна «Олеся»

  • Роль памяти в жизни человека сочинение
  • Роль не продумана как пишется слитно или раздельно
  • Роль общения в жизни человека в обществе сочинение
  • Роль неологизмов в современном обществе сочинение рассуждение
  • Роль ольги ильинской в жизни обломова сочинение