Творчество Тютчева переплетено философией, везде слышится его размышления о смысле, о месте человека в этом мире и о его предназначении, для чего он пришел в этот мир.
У поэта есть несколько философских тем, которые нашли отражение в его поэзии: космическое пространство и всемирный хаос, проблема вечности мира и недолговечности жизни человека, чувство любви.
Автор всегда рассуждал о неразрывности мира и о борьбе противоположности. Это видно в сравнении дня и ночи, порядка и хаоса.
Поэт считает, что хаос вечен, а жизнь человека временна. Мысли у человека безграничны и свободны, а вот сердце нет, оно имеет рамки и для него нет простора. Ф. И. Тютчева волновало его назначения в жизни, на своем ли он месте в мире. Мысль о том, что человек всегда остается в итоге наедине со своими мыслями. И всегда человек делает вывод, что время беспощадно, и он не в силах его остановить. Но все, проходя череду определенных событий в жизни, приходят к одинаковому финалу.
Космос у поэта изображается в описании природы. Описывая природу, Тютчев пытался понять сущность и назначения человеческой жизни.
Лирика любовной направленности показана как борьба и покой. Любовь изображается автором в разных видах, то это солнечный луч, то взрыв страстей и страданий, которые разрывают душу человека. Любовь сопровождала писателя всю жизнь, но часто приводила к трагедиям. Каждое новое романтическое знакомство разжигало в нем пламя страсти с новой силой. Его любовные стихотворения пронизаны чувственной любовью к женщинам. Он осознавал, что его поведение не допустимо, но иначе вести себя он не мог.
Стихотворения этого поэта несут не только философию, но и наполнены глубоким психологизмом.
Во многих своих стихотворениях поэт проявляет себя с позиции философа, который размышляет над многими вопросами
Поэта всегда интересовал внутренний мир человека. Многие произведения посвящены именно этому.
Через природные явления поэт показывает свои переживания, чувства и эмоции. Состояние человека похоже на явления природы. Описывая пейзаж, поэт задумывается о его месте в этом мире и получает духовное умиротворение. Он воспринимает природу, как существо со своим жизненным циклом.
Его философские рассуждения говорят о тонком отношении поэта к природе, всему живому, женщинам. Поэтому его стихи понятны и любимы читателями, их легко узнают и запоминают, многие из них положены на музыку и стали романсами.
Сочинение 2
Федор Тютчев выделяется из группы остальных поэтов Золотого века русской литературы своим особенным отношением к творчеству. Для него лирика — это один из способов познания себя, мира, и, можно сказать, что самый главный способ. Стихотворения были воплощением его мироощущения. Все произведения поэта окутаны философским ореолом, пронизаны философской темой.
Самый главный вопрос, которым задавался Федор Тютчев — это становление мира. Этим можно объяснить обилие стихотворений и строчек, в которых затрагиваются такие понятия как хаос, который, согласно древней мифологии, дал начало миру. В понимании литератора мир безграничен, но человек лишь гость в этом мире и живет в нем совсем недолго.
Особенно сильно философское познание мира отразилось на пейзажной лирике поэта. Писатель много размышлял на тему единства человека и природы, месте человека в природе, роли природы. Различные природные явления отражают чувства лирического героя, его настроение. Писатель приходит к выводу, что природа — это очень важный элемент человеческой жизни.
Большое значение литератор придавал временам суток. День в его стихотворениях является отражением обыденности, пошлости, грусти. Днем происходят самые печальные события, в это время суток человек отбывает самые жесткие повинности. Ночь — это, наоборот, время волшебное, когда человек снимает свою маску и может быть самим собой. Именно в это время суток происходят самые загадочные вещи. Ночью человек не только отдается мечтам, но и своим любимым занятиям, на которые не остается время днем.
Особое философское понимание действительности отдается в любовной лирике. Федор Тютчев много размышлял на тему любви и влюбленности. Сам поэт не был счастлив в личной жизни, но ему принадлежат многочисленные умозаключения на тему отношений между мужчиной и женщиной. Для литератора любовь была трагическим чувством, но это явление давало силы человеку, чтобы жить.
Говорят, что Федор Тютчев был последним романтиком в русской литературе. Отчасти это правда, ведь после него уже не было писателей, которые могли так тонко чувствовать мир, так глубоко задумываться над обыденными жизненными явлениями. Но есть здесь и ложь, ведь идеи Тютчева отчетливо прослеживаются в творчестве многих писателей XX века: Бунина, Есенина, Ахматовой. Таким образом, философская лирика поэта дала начало учениям многих литераторов будущего.
10 класс
`
Философская лирика Тютчева
Популярные сочинения
- Моя любимая погода — сочинение
Несмотря на то, что многие люди убедительно доказывают, что ясная погода в летний день гораздо лучше, чем прохладный день, например, осенней порой, мне это не понятно.
- Сочинение Мильон терзаний Чацкого (9 класс)
В произведении автор показывает переплетение взаимоотношений своего главного героя с Софьей с его недовольством и раздражением по поводу жизни московского дворянства, консервативных и эгоистичных воззрений, которыми оно пропитано.
- Бесприданница — сочинение по пьесе Островского
Пьеса Бесприданница изображает капиталистическое общество, интересующееся лишь одним — деньгами. Внутри этого общества оказывается девушка с чистой душой, судьбой которой распоряжаются другие люди
Тема: «Философско – символический смысл пейзажа в стихотворении «Листья» Ф.И.Тютчева».
Федор Иванович Тютчев был потомком старинного дворянского рода. Детские годы Ф.И.Тютчева прошли в деревне среди великолепных пейзажей русской природы, возможно, именно поэтому он сумел так чутко, нежно и реалистично описать природные изменения в своих стихотворениях. Большую роль сыграл его учитель, молодой поэт – переводчик С. Раич, он занимался домашним образованием Ф.И.Тютчева, он поощрял первые стихи и воодушевлял будущего поэта. Первые стихи Ф.И.Тютчева были опубликованы в журнале С.Раича «Галатея». Уже тогда Ф.И.Тютчев произвел впечатление в литературных кругах и показал зрелость своего таланта. Ф.И.Тютчев двадцать два года прожил в Мюнхене, здесь он женился, здесь же он познакомился с философом Шеллингом. Знакомство с известным философом сыграло большую роль в жизни поэта, оказало большое влияние на его творчество. Шеллинг понимал природу как закономерное единство противоположностей. Эта концепция нашла отражение и в творчестве Ф.И.Тютчева, она поможет проанализировать лирическое стихотворение «Листья».
В 1830, в год написания стихотворения «Листья», Тютчеву было 27 лет. Стихотворение относится к пейзажно-философской лирике. Философскую основу мировоззрения поэта составляет особое отношение к природе. Страстная любовь к жизни и постоянная внутренняя тревога заставляли Ф.И.Тютчева трагически воспринимать действительность. Поэт думает о кратковременности человеческого бытия, и это заставляет его всматриваться в природу, в которой он видит реальность, обладающую способностью вечно обновляться.
Ф.И.Тютчев стремится уловить душу природы, понять ее язык, раскрыть тайные мысли. Природа прекрасна, необъятна и непостижима. Человек – мал, слаб и смертен. Но сила человека – в беспрерывных, неистощимых попытках познания, в том числе и с помощью искусства. Он учится у природы видеть красоту, неповторимость моментов, пытается постигнуть смысл бытия через ощущения природы. Тютчевский человек временами испытывает чувство абсолютного единства с миром природы. В стихотворении «Листья» поэт сравнивает жизнь листьев с жизнью человеческой. Он показывает ее в начале жизни – это маленькие, робко проступающие зеленые клейкие листочки. В буйном цветении молодости – сильные полные жизни листья противостоят ветрам, солнцу и другим невзгодам. Но вместе с тем, они познают все радости жизни: цветут и блестят, играют с лучами, купаются в росе – наслаждаются всем, что может дать жизнь. Красоту увядания в старости – перед тем, как высохнуть и исчезнуть, они поражают нас буйством красок, насыщенностью цветов. Листья не желают просто висеть и желтеть, они хотят на прощание сделать что-то потрясающее. Да они поблекнут, завянут, умрут, но уйдут они, восхищая окружающих, оставляя о себе след в памяти. Ф.И.Тютчев доносит мысль о том, что гибель без борьбы ужасна, трагична. В отличие от человеческой жизни, природа просто засыпает, а весной с новой силой проявится жизнь листьев. Эта особенность и привлекает Ф.И.Тютчева, заставляет задуматься о смысле бытия, отсюда и идет сравнение жизни человека с жизнью природы. Поэт считает, что подлинное бытие имеет лишь природа: она жива сама по себе и одушевлена.
В стихотворении листья противопоставляются иглам сосен и елей. Сосны и ели предстают в состоянии зимней мертвой спячки даже летом, поскольку они не подвержены никаким изменениям. Их «тощая зелень» противопоставляется сочной, блистающей в солнечных лучах и росе листве лета. Ощущение бездушной статичности хвойных деревьев усиливается эмоциональным сравнением их игл с ежовыми. Зелень, которая «ввек не желтеет, но ввек не свежа», похожа на мумию. Иглы вечные, но их жизнь не интересна, не наполнена никакими событиями, они не могут совершить безумного поступка, как листья. В представлении автора иглы не растут, а «торчат», словно их не питают через корни соки земли, а кто-то механически воткнул, как иглы, в землю. Поэт лишает их даже намека на жизнь и движение. Так и некоторые люди не могут за всю свою жизнь совершить ни одного невероятного поступка – они мертвы для жизни. Ф.И.Тютчев показывает закономерное единство противоположностей не только в природе, но он говорит о том, что и в человеческой жизни имеет место противоположность. Есть люди, похожие на иглы сосен, для которых вечный покой, тишина, статичность – являются смыслом бытия. Люди, похожие на листья никогда не стоят на месте, они не могут жить без взлетов и падений, для них движение – это жизнь. Поэт считает, что тихая, спокойная жизнь без попыток изменить что-либо – бессмысленна. Только тот, кто стремится чего-нибудь достигнуть , пусть и совершая при этом ошибки, способен на рискованные поступки, живет полноценной жизнью, сможет познать жизнь и удовлетвориться ею, может считать, что он не зря жил.
Несмотря на свои молодые годы (а тогда ему было 27) Ф.И.Тютчев представляет себя внутри стариком, поэтому пишет о том, что он и его ровесники — «легкое племя», жизнь которого кратковременна. По мнению молодого Тютчева, старость и немощность невозможно победить, однако жизнь в пожилом возрасте теряет не только свою красоту, но и смысл. Ф.И.Тютчев видит в финале любой жизни лишь траур и разочарование и всячески сопротивляется тому, чтобы самому его пережить. Он говорит: «Сорвите, умчите, мы ждать не хотим, летите, летите! Мы с вами летим!», — отношение молодого Тютчева к старости. Сочиняя это произведение, Ф.И.Тютчев был уверен, что смерть настигнет его глубоко молодым, и он не познает всех «мук» и «страданий» пожилого возраста. Его не покидала надежда на внезапную смерть, дабы не сожалеть о столь короткой жизни.
Таким образом, проанализировав стихотворение Ф.И.Тютчева «Листья», мы приходим к выводу, что это не только замечательное произведение искусства, но и гениальная попытка трансформировать картину природы в эмоциональные переживания. Основная мысль – философское понимание того, что даже вечное бытие только тогда имеет смысл, когда каждый миг наполнен мимолетной, яркой, необычной, дерзкой красотой.
Список литературы:
- Лебедев Ю. В. Литература. Практикум. 10 класс: пособие для учащихся общеобразовательных учреждений/Ю. В. Лебедев, А. Н. Романова. – М.: Просвещение, 2010.
- Сухих И.Н. Русский язык и литература: Литература (базовый уровень): учебник для 10 класса: среднее общее образование: в 2ч. Ч.1/ И.Н.Сухих. – М.: Издательский центр «Академия», 2014. – 240 с.
- Тютчев Ф.И. «Как сердцу высказать себя…»: избранная поэзия – М.: Вагриус, 2008. – 368 с.
- Сочинения
- По литературе
- Тютчев
- Природа в творчестве Тютчева
Основное значение поэзии Тютчева – понимание природы через внутренние человеческие переживания. Все лирические стихотворения поэта пронизаны возвышенным драматизмом и необыкновенной красотой.
Поэт точно изображает загадочную привлекательность природы, используя красочные эпитеты и сравнения, мягко переходя от одного времени года к другому. Одухотворение природных явлений и наделение их чувствами, по мнению поэта, рождает в человеке все самое невероятное и прекрасное.
Произведение «Осенний вечер» заставляет читателя задуматься о тихом увядании природы, не теряющей при этом своей чудесной красоты. Тютчев в спокойных тонах описывает осеннее небо, летящий с дерева лист, сорвавшийся под порывом резкого ветра, и в тоже время наслаждается последним теплым вечером. Картина осени насыщена живым, трепетным дыханием, поэтому и легкий шелест деревьев, и светлость вечера полны необъяснимой прелестью и грустью осиротевшей планеты.
Описывая окружающую природу в виде живого существа, поэт раскрашивает в разнообразные краски, оттенки и состояния, пытаясь передать бытие природы.
Стихотворение «Весенняя гроза», наоборот, передает предчувствие новой зарождающейся жизни, повествует о пробуждении природы, ведь первая майская гроза – это безумная и мощная стихия, способная на неистовства.
Глубокомысленными размышлениями наполнены и стихи «Море и утес», в которых поэт описывает разрушающую и неистовую силу природных явлений, ее агрессивную темную сторону, но в то же время завораживающую своим могуществом, своенравием и буйством.
Другой темой лирики природы поэта являются не только разные времена года, но и разные времена суток, в частности, ночная тема, которой посвящены многие его стихи. В них природа имеет философское значение и позволяет проникнуть в потайные уголки человеческой души. Ночь в изображении Тютчева не только красива, величественна, но и священна, но и полна тайн и загадок.
Творчество Тютчева – это неповторимая и возвышенная поэзия, которая бывает и грустной, и радостной, живой, и холодной. С точки зрения поэта, природа – самый лучший задушевный собеседник.
Сочинение Изображение природы в лирике Тютчева
Лирика одного из величайших русских поэтов, Фёдора Ивановича Тютчева, отражает его глубокую духовность. Основной тематикой, проходящей через всё его творчество, является взаимодействие человека и природы, его места в огромном мире. Поэзия Тютчева пропитана его мироощущением, мировоззренческой концепцией. Человек, по его мнению, всегда несёт в себе хаос, так как не в состоянии справиться со своими страстями. Природа же представляется как часть единого, непостижимого мира.
В отличие от человека, природа есть вечный покой, который, однако, не подразумевает отсутствие изменений. Жизнь и развитие природы упорядочены: подчиняются некоему высшему закону. Природа всегда в движении, постоянно перетекает из одного состояния в другое. Однако, все эти процессы лишь звенья в замкнутой цепи. Жизнь природы циклична: каждый процесс повторяется, имея при этом связь с предыдущим и последующим.
В лирике Тютчева природа всегда одушевлена: жива и способна чувствовать. То есть она видится ему таким же живым организмом, как человек (эта мысль схожа с воззрениями философов античности, которой в юности увлекался Тютчев). Она содержит в себе величие и красоту, которые воодушевляют Тютчева, в них он черпает жизненные силы и любовь к миру.
Поэт в особых отношениях с этой частью мира: его любовь прослеживается в восторженных чувствах и внимательности к деталям. Фёдор Иванович подмечает мельчайшие, не видимые для обывательского глаза подробности, которые позволяют ему в полной мере насладиться дивно созданной природой. Она преподносится автором как некая колдунья, способная красотой своей обольстить человека. Она очаровывает своим прекрасным устройством.
Особенное место среди системы образов природы занимает ночь. В разные времена года, в любой обстановке она символизирует некое таинство. Минула дневная суета и солнечный свет: человек остаётся наедине с собой и огромным, недоступным его сознанию, миром. Обстановка этого уединения и отрешения от земных забот приводит к тому, что человек как бы «очищается» от всего мирского и может ступить за порог обыденности. Ночь приносит человеку чувство причастности к тем самым непостижимым законам и силам, движущим все процессы в мире. В это время суток человек становится частью единого целого, которое включает в себя и природу.
В своей лирике через тему природы Тютчев передаёт, в первую очередь, мировоззрение, жизненную философию. Очаровательная в своей непостижимой красоте, земная природа есть единственное первозданное, к чему может прикоснуться человек. Поэт восторгается её величием и прелестью, чувствуя при этом её причастность к первоосновам мира. Именно через единение с природой, которое становится достижимо в состоянии покоя (чаще всего ночью), человек может приблизиться к основам мироздания, к великому таинству жизни.
Вариант 3
Как и большинство русских писателей к этой теме о природе, Тютчев относился с особым чувством, которое не понять многим, он старался раскрыть и передать всю красоту скрытой и девственно чистой природы. Автор в своей лирике природу изображал как живого человека, который может все чувствовать и переживать грустить и радость. А также тонко передавать боль, причиненную, от руки человека природе мог, только Тютчев.
Проанализировав всю творческую жизнь Ф.И.Тютчева можно с уверенностью сказать, что с особым и тонким чувством он писал больше всего про осень и весну. Он любил передавать красоту этих времен года. Довольно подробно это можно увидеть в его стихотворениях посвященным этим временам года. Он с трепетностью пытался показать людям того, что они из-за повседневной суеты не замечают всей красоты природы.
Прочитав хоть одно его произведение, оно не вызывает негативных чувств, а наоборот, только положительные чувства и на душе становиться так легко и спокойно. Ведь Тютчев был писателем широкого профиля и писал с разных взглядов, но в любых его направлениях изображается образ природы как самый прекрасный, яркий и неповторимый образ, который, живет и все чувствует.
С глубочайшей уверенностью можно сказать, что Федор Иванович Тютчев был добрым и душевным человеком, гениальным поэтом того времени. Ведь только такой человек мог разглядеть в окружающей природе, того, что не видит вооруженным взглядом обычный человек. И не смотря, не на что он остался, известным и по сей день. И с особым удовольствием читают и изучают его творчество. Автор в своих произведениях, раскрывает все тонкости и красоты непревзойденной природы. С душевным трепетом старается донести все же до читателя, чтоб хоть прочитав, его произведение он обратил, внимание на прекрасную природу. И от чистого сердца всем писателям русской литературы можно сказать большое спасибо, за то, что открывают глаза читателя на происходящее вокруг. На то, что не видит и не обращает внимания человек на происходящее и это печально.
10 класс
Также читают:
Картинка к сочинению Природа в творчестве Тютчева
Популярные сегодня темы
- Образ и характеристика Кирсанова в романе Что делать Чернышевского сочинение
Одним из основных персонажей произведения является Александр Матвеевич Кирсанов, лучший друг главного героя Лопухова.
- Отцы и дети в романе Тихий Дон Шолохова (проблема взамиоотношения поколений)
Извечная проблема отцов и детей затронута во многих произведениях русской литературы. Будь то одноименный тургеневский роман «Отцы и дети», грибоедовская комедия «Горе от ума»
- Великая Отечественная война 1941-1945 кратко основные события по этапам
Великая Отечественная война – всего три слова, а сколько в них боли, страха и ужаса. Война – это самое страшное, что может произойти с человечеством. Хотя прошло столько лет, война 1941 -1945 гг, навсегда останется в сердцах людей, в памяти поколений.
- Характеристика и образ Васьки Пепла в пьесе На дне Горького сочинение
Васька Пепел – молодой человек, от природы обладающий такими качествами, как доброта, мягкость и жизнерадостность. Ему всего 28 лет, и казалось бы, у него впереди вся жизнь
- Образ и характеристика капитана Сливы в повести Поединок Куприна
В произведении «Поединок» А.И. Куприн раскрыл перед читателем реальность царской армии начала 20-го века, отличавшейся жестокостью и насильственным отношением к солдатам, которых считали рабами
* Данная работа не является научным трудом, не является выпускной квалификационной работой и представляет собой результат обработки, структурирования и форматирования собранной информации, предназначенной для использования в качестве источника материала при самостоятельной подготовки учебных работ.
Министерство
общего и профессионального образования
Свердловской области
МОУО
г. Первоуральска
Образовательное
учреждение № 32
Доклад
на тему
«Пейзажная
лирика Ф. И. Тютчева»
Исполнитель:
учащаяся 10 ф-м класса
Лядова
Вероника
Научный
руководитель:
Кайсина
Алевтина Геннадьевна
МО
№ 32, учитель литературы
г.
Первоуральск
2006
год
Содержание
-
Общие
сведения творческого пути Ф. И. Тютчева -
Особенность
лирики Ф. И. Тютчева – преобладание
пейзажей -
Сопоставление
«человеческого Я» и природы -
Весенние
мотивы пейзажной лирики Ф. И. Тютчева -
Трагические
мотивы пейзажной лирики Ф. И. Тютчева -
Сравнение
ранней и поздней пейзажной лирики Ф.
И. Тютчева -
Звуковая
сторона стихотворений Ф. И. Тютчева
Не
то, что мните вы, природа:
Не
слепок, не бездушный лик –
В
ней есть душа, в ней есть свобода,
В
ней есть любовь, в ней есть язык…
Особенности
судьбы и характера Ф. И. Тютчева (1803 –
1873гг.) определили неправомерно замедленное
распространение его известности не
только среди широко читающей публики,
но и среди литераторов-современников.
Лев Толстой вспоминал, как в 1855 году
«…Тургенев, Некрасов едва могли уговорить
меня прочесть Тютчева. Но зато когда я
прочел, то просто обмер от величины его
творческого таланта». А ведь Тютчев к
тому времени уже четверть века печатался.
И, тем не менее, честь «открытия» Тютчева
принадлежит Н. А. Некрасову, в 1850 году
обратившему внимание читателей
«Современника» на стихи уже немолодого
поэта, которые он в своей статье
приравнивал к лучшим образцам «русского
поэтического гения».
Истинное
величие Тютчева обнаруживается в его
лирике. Гениальный художник, глубокий
мыслитель, тонкий психолог — таким
представляется он в стихах, темы которых
вечны: смысл бытия человеческого, жизнь
природы, связь человека с этой жизнью,
любовь. Эмоциональная окраска большинства
тютчевских стихотворений определяется
его мятущимся, трагическим мироощущением.
Как жесточайшее бедствие и тяжкий грех
ощущал поэт самовластье «человеческого
Я» — проявление индивидуализма, холодного
и разрушительного. Отсюда бессильные
порывы Тютчева к христианству, особенно
к православию с его выраженной идеей
«соборности», смирением и покорностью
судьбе. Иллюзорность, призрачность,
хрупкость человеческого существования
— источники постоянной внутренней
тревоги поэта. Тютчев—мятущийся
агностик—в поисках устойчивого
мировоззрения не мог пристать ни к
одному берегу. Так, он неоднократно
декларировал пантеизм («Не то, что мните
вы, природа…», «Полдень»), но внутренней
убежденности, стойкой веры в божественное
начало, благотворное и разлитое
повсеместно, не было. Если для
пантеистического мировоззрения А. К.
Толстого характерен оптимизм, вызванный
уверенностью, что «в одну любовь мы все
сольемся вскоре…», то Тютчеву перспектива
«слияния» рисуется весьма безрадостно.
В стихотворении «Смотри как на речном
просторе…» «человеческое Я» уподобляется
тающим льдинам, которые
Все
вместе — малые, большие,
Утратив
прежний образ свой,
Все
— безразличны, как стихия,—
Сольются
с бездной роковой!
Преобладание
пейзажей — одна из примет его лирики.
При этом изображение природы и мысль о
природе соединены у Тютчева воедино:
его пейзажи получают символический
философский смысл, а мысль обретает
выразительность.
В
отношении к природе Тютчев являет как
бы две ипостаси: бытийную, созерцательную,
воспринимающую окружающий мир «с помощью
пяти органов чувств», — и духовную,
мыслящую, стремящуюся за видимым покровом
угадать великую тайну природы.
Тютчев-созерцатель
создает такие лирические шедевры, как
«Весенняя гроза», «Есть в осени
первоначальной…», «Чародейкою зимою…»
и — множество подобных, коротких, как
почти все тютчевские стихи, прелестных
и образных пейзажных зарисовок.
Тютчев-мыслитель,
обращаясь к природе, видит в ней
неисчерпаемый источник для размышлений
и обобщений космического порядка. Так
родились стихи «Волна и дума», «Певучесть
есть в морских волнах…», «Как сладко
дремлет сад темно-зеленый…» и т.п. К
этим произведениям примыкают несколько
чисто философских: «Silentium!», «Фонтан»,
«День и ночь».
Радость
бытия, счастливое согласие с природой,
безмятежное упоение ею характерны
преимущественно для стихотворений
Тютчева, посвященных весне, и в этом
есть своя закономерность. Постоянные
мысли о хрупкости жизни были неотвязными
спутниками поэта. «Чувство тоски и ужаса
уже много лет как стали обычным моим
душевным состоянием» — такого рода
признания нередки в его письмах.
Неизменный завсегдатель светских
салонов, блестящий и остроумный
собеседник, «прелестный говорун», по
определению П. А. Вяземского, Тютчев был
вынужден «избегать, во что бы то ни
стало, в течение восемнадцати часов из
двадцати четырех всякой серьезной
встречи с самим собой». И мало кто мог
постичь его сложный внутренний мир. Вот
каким видела отца дочь Тютчева Анна:
«Он мне представляется одним из тех
изначальных духов, таких тонких, умных
и пламенных, которые не имеют ничего
общего с материей, но у которых нет,
однако, и души. Он совершенно вне всяких
законов и правил. Он поражает воображение,
но в нем есть что-то жуткое и беспокойное».
Пробуждающаяся
весенняя природа обладала чудодейственным
свойством заглушать это постоянное
беспокойство, умиротворять тревожную
душу поэта.
Могущество
весны объясняется ее торжеством над
прошлым и будущим, полным забвением
бывшего и грядущего уничтожения и
распада:
И
страх кончины неизбежной
Не
свеет с древа ни листа:
Их
жизнь, как океан безбрежный,
Вся
в настоящем разлита.
Любовь
к жизни, почти физический «переизбыток»
жизни ясно виден во многих стихотворениях
поэта, посвящённых весне. Воспевая
весеннюю природу, Тютчев неизменно
радуется редкой и краткой возможности
ощутить полноту жизни, не омраченной
предвестниками гибели — «Не встретишь
мертвого листа»,— ни с чем не сравнимой
отрадой целиком отдаваться настоящему
моменту, причастности «жизни
божески-всемирной». Порой и осенью ему
чудится дуновение весны. Ярким примером
этого стало стихотворение «Осенний
вечер», которое является одним
из ярчайших примеров мастерства
Тютчева-пейзажиста. Стихотворение явно
порождено отечественными впечатлениями,
вызванной ими грустью, но в то же время
пронизано тютчевскими трагическими
раздумьями о притаившихся бурях хаоса:
Есть
в светлости осенних вечеров
Умильная,
таинственная прелесть:
Зловещий
блеск и пестрота дерев,
Багряных
листьев томный, легкий шелест,
Туманная
и тихая лазурь.
Над
грустно сиротеющей землею
И,
как предчувствие сходящих бурь,
Порывистый,
холодный ветр порою,
Ущерб,
изнеможенье — и на всем
Та
кроткая улыбка увяданья,
Что
в существе разумном мы зовем
Божественной
стыдливостью страданья.
Краткое,
двенадцатистрочное стихотворение — это
не столь описание своеобразия осеннего
вечера, сколь обобщенное философское
раздумье о времени. Нужно отметить, что
ни одна точка не прерывает волнения
мысли и наблюдения, все стихотворение
прочитывается в молитвенном преклонении
перед великим таинством, перед
«божественной стыдливостью страданья».
Поэт видит на всем кроткую улыбку
увяданья. Таинственная прелесть природы
вбирает в себя и зловещий блеск дерев,
и предсмертную багряность осенней
листвы; земля грустно сиротеет, но лазурь
над нею туманная и тихая, предчувствием
бурь проносится холодный ветер. За
видимыми явлениями природы незримо
«хаос шевелится» — таинственная,
непостижимая, прекрасная и погибельная
глубина первозданного. И в этом едином
дыхании природы лишь человек осознает
«божественность» её красоты и боль
её «стыдливого страданья».
В
противопоставлении, вернее, в предпочтении
сомнительному райскому блаженству
бесспорного, достоверного наслаждения
красотою весенней природы, самозабвенного
упоения ею Тютчев близок А. К. Толстому,
писавшему: «Боже, как это прекрасно —
весна! Возможно ли, что в мире ином мы
будем счастливее, чем в здешнем мире
весной!» Совершенно те же чувства
наполняют Тютчева:
Что
пред тобой утеха рая,
Пора
любви, пора весны,
Цветущее
блаженство мая,
Румяный
цвет, златые сны?
Поэзии
Тютчева ведомы и совсем иные настроения:
ощущение скоротечности человеческого
бытия, сознание его непрочности и
хрупкости. В сравнении с вечно обновляющейся
природой («Природа знать не знает о
былом…»; «Бессмертьем взор её сияет…»
и многое другое) человек – не более как
«злак земной», греза природы»:
Смотри
как на речном просторе,
По
склону вновь оживших вод,
Во
всеобъемлющее море
За
льдиной льдина вслед плывёт.
На
солнце ль радужно блистая,
Иль
ночью в поздней темноте,
Но
всё, неизбежимо тая,
Они
плывут к одной мете.
О,
нашей мысли обольщенье,
Ты,
человеческое Я,
Не
таково ль твоё значенье,
Не
такова ль судьба твоя?
Но
ни торжествующие возгласы «весенних
вод», ни трагические ноты стихотворения
«Смотри, как на речном просторе…» не
дают ещё полного представления о пафосе
поэзии Тютчева. Для того, чтобы его
разгадать, важно понять самую суть
философской и художественной интерпретации
природы и человека в поэзии Тютчева.
Поэт поднимается до понимания соотношения
этих двух миров – человеческого Я и
природы – не как ничтожной капли и
океана, а как двух беспредельностей:
«Всё во мне и я во всём…». Поэтому не
оцепенением тоски, не ощущением
призрачности индивидуального бытия
проникнута поэзия Тютчева, а напряжённым
драматизмом поединка, пусть и неравного:
Мужаётесь,
о други, боритесь прилежно,
Хоть
бой и неравен…
Апофеозом
жизни. исполненной горения, звучат
строки стихотворения «Как над горячею
золой…», а «Весенняя гроза» воспринимается
как гимн юности и человеческому
обновлению.
На
тютчевских лирических пейзажах лежит
особенная печать, отражающая свойства
его собственной душевной и физической
природы — хрупкой и болезненной. Его
образы и эпитеты часто неожиданны,
непривычны и на редкость впечатляющи.
У него ветви докучные, земля принахмурилась,
листья изнуренные и ветхие, звезды
беседуют друг с другом тихомолком, день
скудеющий, движение и радуга изнемогают,
увядающая природа улыбается немощно и
хило и многое другое
«Вечный
строй» природы то восхищает, то вызывает
уныние поэта:
Природа
знать не знает о былом,
Ей
чужды наши призрачные годы,
И
перед ней мы смутно сознаем
Себя
самих — лишь грезою природы.
Но
в своих сомнениях и мучительных поисках
истинных взаимоотношений части и целого
— человека и природы — Тютчев вдруг
приходит к неожиданным прозрениям:
человек не всегда в разладе с природой,
он не только «беспомощное дитя», но он
и равновелик ей в своей творческой
потенции:
Связан,
соединен от века
Союзом
кровного родства
Разумный
гений человека
С
творящей силой естества…
Скажи
заветное он слово —
И
миром новым естество
Всегда
откликнуться готово
На
голос родственный его.
Но
с другой стороны природа
в стихах Тютчева одухотворена, очеловечена.
В
ней есть душа, в ней есть свобода,
В
ней есть любовь, в ней есть язык.
Словно
человек, природа живёт и дышит, радуется
и грустит, непрерывно движется и
изменяется. Картины природы помогают
поэту передать страстное биение мысли.
Воплотить в ярких и запоминающихся
образах сложные переживания и глубокие
раздумья. Само по себе одушевление
природы обычно в поэзии. Но для Тютчева
это не просто олицетворение, не просто
метафора: живую красоту природы он
«принимал и понимал не как свою
фантазию, а как истину». Пейзажи поэта
проникнуты типично романтическим
чувством того, что это не просто описание
природы, а драматические эпизоды
какого-то сплошного действия.
Пытливая
мысль Тютчева находит в теме природы
философские проблемы. Каждое его
описание: череды зимы и лета, весенней
грозы — это попытка заглянуть в глубины
мироздания, как бы приоткрыть завесу
его тайны.
Природа
— сфинкс.
И
тем она верней.
Своим
искусом губит человека,
Что,
может статься, никакой от века
Загадки
нет и не было у ней.
Тютчевские
«пейзажи в стихах» неотделимы от
человека, его душевного состояния,
чувства, настроения:
Мотылька
полет незримый
Слышен
в воздухе ночном.
Час
тоски невыразимой!
Все
во мне, и я во всем!
Образ
природы помогает выявить и выразить
сложную, противоречивую духовную жизнь
человека, обреченного вечно стремиться
к слиянию с природой и никогда не
достигать его, ибо оно несет за собою
гибель, растворение в изначальном хаосе.
Таким образом, тема природы органически
связывается у Ф. Тютчева с философским
осмыслением жизни.
Пейзажная
лирика Ф. И. Тютчева представлена двумя
этапами: ранней и поздней лирикой. И в
стихотворениях разного времени много
различий. Но, разумеется, есть и сходства.
Например, в стихах пейзажной лирики
обоих этапов природа запечатлена в её
движении, смене явлений, тютчевские
«пейзажи в стихах» проникнуты напряжением
и драматизмом устремлённости мысли
поэта к тайнам мироздания и «человеческого
Я». Но в поздней лирике Тютчева природа
словно бы приближается к человеку; всё
чаще внимание поэта переключается на
самые непосредственные впечатления,
на самые конкретные проявления и черты
окружающего мира: «первый жёлтый лист,
крутясь, слетает на дорогу»; «вихрем
пыль летит с полей»; дождевые «нити
золотит» солнце. Всё это особенно остро
ощущается в сопоставлении с более ранней
пейзажной лирикой поэта, где месяц –
«светозарный бог», горы – «божества
родные», и дня «блистательный покров»
«высокой волею богов» навис над бездной
«мира рокового». Показательно, что,
перерабатывая ранее написанную «Весеннюю
грозу», Тютчев вводит в стихотворение
строфу, которая обогащает живописную
картину теми зрительно-конкретными
образами, которых её недоставало:
Гремят
раскаты молодые,
Вот
дождик брызнул. Пыль летит,
Повисли
перлы дождевые,
И
солнце нити золотит.
Образная
система лирики Тютчева являет собой
необыкновенно гибкое сочетание
конкретно-зримых примет внешнего мира
и того субъективного впечатления,
которое производит на поэта этот мир.
Тютчев может очень точно передать
зрительное впечатление от надвигающейся
осени:
Есть
в осени первоначальной
Короткая,
но дивная пора –
Весь
день стоит как бы хрустальный,
И
лучезарны вечера…
Наблюдая
весеннее пробуждение природы, поэт
замечает красоту первого зеленеющего
полупрозрачного листа («Первый лист»).
В жаркий августовский день улавливает
«медовый» запах, доносящийся с «белеющих
полей» гречихи («В небе тают облака…»).Поздней
осенью ощущает дуновение «тёплого и
сырого» ветра, напоминающего о весне
(«Когда в кругу убийственных забот…»).
Яркое зрительное впечатление возникает
даже тогда, когда поэт называет не сам
предмет, а те признаки, по которым он
угадывается:
И
облаков вечерних тень
По
светлым кровлям пролетела.
И
сосен, по дороге, тени
Уже
в одну слилися тень.
Умение
дать пластически верное изображение
внешнего мира, передать полноту внешнего
впечатления у Тютчева удивительно. Но
не менее удивительно и его мастерство
выражения всей полноты внутреннего
ощущения.
Некрасов
писал о том, что Тютчеву удаётся пробудить
«воображение читателя» и заставить его
«дорисовать» то, что только намечено в
поэтическом образе. Эту особенность
поэзии Тютчева заметил и Толстой,
выделявший в его стихах необычные,
неожиданные словосочетания, которые
задерживают на себе внимание читающего
и будят творческую фантазию. Как
неожиданно и даже странно на первый
взгляд это соединение двух как будто
несоединимых слов: «праздная борозда».
Но именно оно, это странное и удивительное
словосочетание, помогает воссоздать
всю картину в целом и передать всю
полноту внутреннего её ощущения. Как
говорил Толстой: «Кажется, что сразу
всё сказано, сказано, что работы кончены,
всё убрали, и получается полное
впечатление». Такое «полное впечатление»
постоянно возникает при чтении стихов
Тютчева. Как не вспомнить в связи с этим
знаменитые тютчевские образы: «изнемогла»
— о радуге. «смесились» — о тенях, «смутит
небесную лазурь» — о грозе, «разрешились
в сумрак зыбкий, в дальний гул» — о красках
и звуках вечереющего дня и т. д.
Звуковая
сторона стихотворения никогда не
представлялась Тютчеву самоцелью, но
язык звуков был ему близок и понятен.
Певучесть
есть в морских волнах,
Гармония
в стихийных спорах,
И
стройный мусикийсий шорох
Струится
в зыбких камышах.
Тени
сизые смесились,
Цвет
поблекнул, звук уснул…
Вкруг
меня, как кимвалы, звучали скалы,
Окликались
ветры и пели валы…
Читатель
слышит в стихах Тютчева грохот летних
бурь, еле внятные звуки наплывающих
сумерек, шорох зыбких камышей… Эта
звукопись помогает поэту запечатлеть
не только внешние стороны явлений
природы, но своё ощущение, своё чувство
природы. Этой же цели служат и смелые
красочные сочетания в стихах Тютчева
(«мглисто-линейно», «лучезарно и
сизо-тёмно» и т. д.). Кроме того. Тютчев
обладает даром воспроизводить краски
и звучания в нераздельности производимого
им впечатления. Так возникают в его
поэзии и «чуткие звёзды», и солнечный
луч, врывающийся в окно «румяным громким
восклицанием», сообщая динамику и
экспрессию поэтической фантазии Тютчева,
помогая преобразить поэтические этюды
с натуры в такие «пейзажи в стихах», где
зрительно0конкретные образы проникнуты
мыслью, чувством, настроением, раздумьем.
Фёдор
Михайлович Тютчев
Список
используемой литературы
-
Ф.
И. Тютчев «Избранная лирика»; Москва,
1986 год -
А.
Григорьев «Эстетика и критика»; Москва,
1980 год -
А.
А. Фет «Сочинения»; Москва, 1982 год -
Литература,
Справочник школьника; Слово, 1995 год -
Ю.
М. Лотман «О поэтах и поэзии»; Искусство,
1996 год -
В.
И. Коровин «Русская поэзия 19 века»;
Москва, 1983 год -
А.
Е. Горелов «Три судьбы»; Советский
писатель. 1980 год -
Н.
А. Некрасов «Полное собрание сочинений
и писем», том 9; Москва, 1950 год -
А.
Б. Гольденвейзер «Вблизи Толстого»;
Москва, 1959 год -
Детская
энциклопедия «Литература и искусство»,
том 10; Москва, 1961 год
9. Человек и природа в лирике Ф. И. Тютчева
Поэзия Тютчева – это отражение его внутренней жизни, его мысли и чувства. Все это создавало художественный образ и приобретало философское осмысление.
Тютчева недаром называют певцом природы. Красота русской природы с юных лет вошла в сердце поэта. Правда, свои первые стихи о природе Тютчев написал еще в Германии. Там родилась его «Весенняя гроза». Всякий раз, приезжая в родные места, поэт одаривает нас прекрасными стихотворениями о родине, создав целый цикл картин природы. Таким было и его стихотворение «Чародейкою зимою…» И хотя все вокруг было засыпано пушистым снегом, стояла жуткая тишина, ни тени уныния не слышится в стихе. Даже в ненастное время осени, несмотря на хлябь размытых брянских дорог, неудобство на постоялых дворах, грязь, клопов и мух, душа Тютчева оттаивает при виде родных мест. Возникает потребность в карандаше и бумаге, чтобы высказать поэтическими строками переполнявшие душу чувства. Так однажды случилось по дороге в Москву:
Есть в осени первоначальной
Короткая и дивная пора —
Весь день стоит как бы хрустальный,
И лучезарны вечера…»
Чем старше становился поэт, тем большую глубину и философичность приобретали его произведения о родном крае. Здесь и обожествление природы, и стремление точнее разгадать ее тайны.
В его стихах, которые воспевали картины и явления природы, нет обыкновенного любования. Природа заставляет поэта думать о загадках мироздания, о вопросах человеческого бытия.
Идея слияния природы и человека в лирике Тютчева развита в двух направлениях. Он говорит о конечном слиянии человека с хаосом и приобщении к нему ночью во время сна. Такого рода слияние страшно, так как оно несет с собой утрату телесного и сознательного начала. Другой характер приобретает слияние человека с природой матери-земли. Мысль о благотворном приобщении к ее светлой гармоничной прекрасной жизни поэт развивает во многих стихах: «Восток белел, ладья катилась…», «Нет моего к тебе пристрастья…», «В душном воздухе молчанья…»
В них выражено переживание счастья безмятежного единения человека с ее светлым весенним миром. В других стихов весеннего цикла – «Еще земли печален вид», «Весна» – показаны блаженство, родство человека с природой и вхождение в ее царство.
У Тютчева и материальная природа – это мать для человека, и хаос родной. Единение человека с природой приносит счастье, духовное слияние с разрушительным хаосом – трагично. Но в стихах Тютчева есть не только слияние человека с природой, но и разлад с ней. «Певучесть есть в морских волнах …» – поэт говорит о разладе человека с природой, что противоестественно. Разлад объясняется как что-то непонятное, необъяснимое. Причина разлада заключается в самом человеке. Не она отвергает его, а он сам, погруженный в «злые» страсти, не в силах принять в себя ее гармоничный и благодатный мир. Единение с ней представляется как не мгновенное состояние, а более длительное. Слияние и разлад сменяют друг друга. Вслед за бурями и грозами наступает «успокоение», озаренное солнечным сиянием и осененное радугой. Буря и грозы потрясают и внутреннюю жизнь человека, наполняют душу человека различными чувствами, но иногда оставляют после себя боль и опустошенность.
Природа для Тютчева такое же живое существо, как и человек:
В ней есть душа, в ней есть свобода,
В ней есть любовь, в ней есть язык.
Природа выражает мысли, чувства, настроение человека, а иногда конфликт, борьбу добра со злом:
Как сердцу высказать себя?
Другому как понять тебя?
Поймет ли он, чем ты живешь?
Поэт считает, что тайны природы постичь невозможно, можно лишь приблизиться к ним, восхищаться природой:
Как океан объемлет шар земной,
Земная жизнь кругом объята с нами;
Настанет ночь – и звучными волнами
Стихия бьет о берег свой.
Человек стремится слиться с природой, пытается ощутить себя ее частицей. Но между природой и человеком существует и трагическое отличие. Природа вечна, неизменима. Человек проходит, природа остается…
Данный текст является ознакомительным фрагментом.
Читайте также
Любовь в лирике Лермонтова.
Любовь в лирике Лермонтова.
Одиночество, неверие в возможность взаимопонимания и душевного родства придает особый драматизм любовной лирике Лермонтова. Она окрашена неведомым до него в русской поэзии драматизмом. У него почти нет счастливой любви, его отношения к
Сны и ангелы Тютчева
Сны и ангелы Тютчева
Время, пространство и смерть он называл своими врагами. Рядом с ними Наполеон III, Папа Пий IX, европейские революции, всевозможные политики и министры, поселившиеся в его душе в качестве враждебных образов, должны были бы неизбежно померкнуть. Слишком
Памяти Ф. И. Тютчева
Памяти Ф. И. Тютчева
Ни у домашнего простого камелька,
Ни в шуме светских фраз и суеты салонной
Нам не забыть его, седого старика
С улыбкой едкою, с душою благосклонной!
Ленивой поступью прошел он жизни путь,
Но мыслью обнял все, что на пути заметил,
И перед тем, чтоб сном
А.А. Фет О стихотворениях Ф. Тютчева
А.А. Фет О стихотворениях Ф. Тютчева
<…> Чем общей поэтическая мысль, при всей своей яркости и силе, чем шире, тоньше и неуловимей расходится круг ее, тем она поэтичней. Она не предназначена, как философская мысль, лежать твердым камнем в общем здании человеческого
Заметки об идиожанрах Ф. И. Тютчева[436]
Заметки об идиожанрах Ф. И. Тютчева[436]
Наиболее выразительной у Тютчева является художественная форма фрагмента. По мнению Ю. Н. Тынянова, фрагментарность у него «стала основой для совершенно невозможных ранее стилистических и конструктивных явлений».[437] Отмечается
«Чувства добрые» в лирике А. С. Пушкина
«Чувства добрые» в лирике А. С. Пушкина
I. Отражение в поэзии Пушкина гармонической личности поэта и человека, ставшего «с веком наравне» (Пушкин).II. «Лелеющая душу гуманность» (Белинский) поэзии Пушкина.1. Воплощение в поэзии Пушкина торжества света, разума, правды.2. Идеи
«Цветы розовой окраски…» (О лирике Фофанова)
«Цветы розовой окраски…»
(О лирике Фофанова)
Перелистывая первую книгу Фофанова, вышедшую в свет в 1887 году, я нахожу, — среди массы раздражающих своим убогим шаблоном и ходячим клише стихов, мало говорящих об истинной индивидуальности автора и могущих быть приписанными
О любовной лирике
О любовной лирике
IВ последнее время у нас часто жалуются на то, что поэты наши редко и мало пишут о любви.Это правда. Другие — очень важные и значительные — темы почти вытеснили со страниц журналов тему любви. Произошло это не так давно. О любви писал Маяковский, и даже в
Глава 5 Пуговицы Тютчева
Глава 5
Пуговицы Тютчева
В принципе, Тютчев не был совсем лишен способностей. Худенький старичок со взъерошенными остатками седых волосок вокруг лысины, в круглых очечках — таким его всегда изображали на всех портретах, — какое-то порхающее неземное существо, учитель
«Человек информационный», «человек потребляющий»
«Человек информационный», «человек потребляющий»
Основоположником концепции «постиндустриального общества» считается Д. Белл (р. 1919), американский социолог и публицист. В книге «Грядущее постиндустриальное общество» (1973) Белл определил основные его черты: быстрое
10. Любовная лирика Ф. И. Тютчева
10. Любовная лирика Ф. И. Тютчева
В 1850—1860-х гг. создаются лучшие произведения любовной лирики Тютчева, потрясающие психологической правдой в раскрытии человеческих переживаний. Ф. И. Тютчев – поэт возвышенной любви. Особое место в творчестве поэта занимает цикл стихов,
12. Философская лирика Ф. И. Тютчева
12. Философская лирика Ф. И. Тютчева
Литературное наследие его невелико: несколько публицистических статей и около 50 переводных и 250 оригинальных стихотворений, среди которых довольно много неудачных. Зато среди остальных есть жемчужины философской лирики, бессмертные и