Роль общения в педагогической деятельности сочинение

Педагогическое общение профессиональное общение преподавателя с учащимися в целостном педагогическом процессе, развивающееся в двух направлениях: организация отношений с учащимися

Педагогическое общение — профессиональное общение преподавателя с учащимися в целостном педагогическом процессе, развивающееся в двух направлениях: организация отношений с учащимися и управление общением в детском коллективе[1].

Педагогическое общение — это многоплановый процесс организации, установления и развития коммуникации, взаимопонимания и взаимодействия между педагогами и учащимися, порождаемый целями и содержанием их совместной деятельности[2].

Роль общения в воспитательном процессе[править | править код]

Общение — один из важнейших факторов психического и социального развития ребёнка. Только в контакте с взрослыми людьми возможно усвоение детьми общественно-исторического опыта человечества и реализация ими прирождённой возможности стать представителями человеческого рода. Недостаток и ограничение общения замедляют и обедняют развитие ребёнка.[3]

Проблеме педагогического общения посвящено значительное количество исследований, анализ которых обнаруживает несколько аспектов в её изучении. Прежде всего, это определение структуры и условий формирования коммуникативных умений педагога (В. А. Кан-Калик, Ю. Н. Емельянов, Г. А. Ковалев, А. А. Леонтьев и др.). В этом аспекте получили развитие методы активного социального обучения (АСО): ролевые игры, социально-психологические тренинги, дискуссии и др. С их помощью педагоги овладевают способами взаимодействия, развивают общительность.
Другим направлением является исследование проблемы взаимопонимания между педагогами и обучаемыми (А. А. Бодалев, С. В. Кондратьева и др.). Они значимы в силу того, что контакт возможен только в условиях достаточно полного взаимопонимания между общающимися, достижение которого требует поиска определённых условий и приемов.
Особую группу исследований составляют те, которые изучают нормы, реализуемые в педагогическом общении. Прежде всего, это исследования по проблеме педагогической этики и такта (Э. А. Гришин, И. В. Страхов и др.).[2]

Структура общения и функции общения[править | править код]

Структура общения:

  1. Коммуникативный компонент — обмен информацией между субъектами общения.
  2. Интерактивный компонент — общая стратегия взаимодействия: кооперация, сотрудничество и конкуренция.
  3. Перцептивный компонент — восприятие, изучение. Понимание, оценка партнёрами по общению друг друга.

Функции общения: информационная, самопрезентативная, социально-перцептивная, интерактивная, аффективная.[1]

Условия эффективности педагогического общения[править | править код]

Условия эффективности педагогического общения в общем виде сформулировал А. А. Бодалёв.

  • Общение становится педагогически эффективным, если оно осуществляется в соответствии с единым гуманистическим принципом во всех сферах жизни воспитанника — в семье, в школе, во внешкольных учреждениях и др.
  • Если общение сопровождается воспитанием отношения к высшей ценности.
  • Если обеспечивается усвоение необходимых психолого-педагогических знаний, умений и навыков познания других людей и обращения с ними.[4]

Качества личности учителя, значимые для продуктивного общения[править | править код]

  • Глубокое знание психологии другого человека (его ценностей, идеалов, направленности, потребностей, интересов, уровня притязаний).
  • Социальная установка на человека (аттракция).
  • Безусловное принятие ребёнка — принцип предвосхищающего уважения.
  • Развитые внимательность, наблюдательность, память, мышление, воображение.
  • Воспитанность эмоциональной сферы: умения сопереживать и сочувствовать — готовность к эмпатии.
  • Самопознание и самооценка: педагогическая рефлексия (способствует умению правильно настраиваться на другого человека, выбирать соответствующий способ поведения).
  • Коммуникативные умения — умения вступать в общения, выбирать или создавать новые способы коммуникации. Владения техникой общения.
  • Речевое развитие.
  • Педагогическая интуиция.[1]

Барьеры восприятия в общении[править | править код]

  • Эффект первого впечатления — обусловленность восприятия и оценивания человека первым впечатлением о нём, которое может оказаться ошибочным.
  • Эффект первичности — придание большого значения при восприятии и оценивании незнакомого воспитанника или группы той информации о нём, которая поступила раньше.
  • Эффект новизны — придание большого значения более поздней информации при восприятии и оценивании знакомого человека.
  • Эффект проекции — приписывание своих достоинств приятным воспитанникам или другим людям, и своих недостатков — неприятным.
  • Эффект стереотипизации — использование в процессе межличностного восприятия устойчивого образа человека. Приводит к упрощению в познании человека, построению неточного образа другого, к возникновению предубеждения.[1]

Стиль педагогического общения[править | править код]

Общепринятой классификацией стилей педагогического общения является их деление на авторитарный, демократический и попустительский (А. В. Петровский, Я. Л. Коломинский, А. П. Ершова, В. В. Шпалинский, М. Ю. Кондратьев и др.).[5][6]

Виды стилей педагогического общения

  • Перспективные: общение на основе совместной творческой деятельности, общение на основе дружеского расположения.
  • Неперспективные: общение-устрашение, общение-заигрывание.

В общении очень важно правильно определить дистанцию между воспитателем и воспитанниками. Дистанция — форма выражения отношения.[7]

С помощью «языка действий» театральной режиссуры (П. М. Ершов, К. С. Станиславский) в педагогической деятельности можно выделить (для профессионально-осознанного освоения и/или тренировки-шлифовки) подтексты поведения (на основе «классификации словесных воздействий») и параметры поведения: наступательность — оборонительность; деловитость — позиционность; дружественность — враждебность; сила (уверенность) — слабость (безвольность).[8] Уверенное владение учителем своими поведенческими «подтекстами» и «параметрами» позволяет ему своевременно, позитивно и гуманистически решать разнообразные дисциплинарные проблемы, неизбежно возникающие по ходу урока.

Литература[править | править код]

  • Ершова А. П., Букатов В. М. Режиссура урока, общения и поведения учителя. — 4-е изд., испр. и доп. — М., 2010.
  • Добровин А. Б. Воспитателю о психогигиене общения. — М., 1987.
  • Ильин Е. Н. Искусство общения. — М., 1988.
  • Кан-Калик В. А. Учителю о педагогическом общении. — М., 1987.
  • Котова И. Б., Шиянов Е. Н. Педагогическое взаимодействие. — Ростов-на-Дону, 1997.
  • Леонтьев А. А. Педагогическое общение. — М., 1979.
  • Мудрик А. В. Общение как фактор воспитания школьников. — М., 1984.
  • Петровский А. В., Калиненко В. К., Котова И. Б. Личностно-развивающее взаимодействие. — Ростов-на-Дону, 1993.
  • Педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов; Под ред. В. А. Сластенина. (недоступная ссылка) — М.: Издательский центр «Академия», 2008. — 576 с. — Гл. 23. — С. 458—482.
  • Педагогическое общение учителя // Маркова А.К. Психология труда учителя. —М.: Просвещение, 1993. — С. 25—41.

Примечания[править | править код]

  1. 1 2 3 4 Коджаспирова Г. М. Педагогика в схемах, таблицах и опорных конспектах. — М., 2008. — С. 167.
  2. 1 2 Педагогика: Учебное пособие для студентов высш. пед. учеб. заведений /Под ред. В. А. Сластенина. — М., 2004.- С. 459.
  3. Педагогический энциклопедический словарь/Под ред Б. М. Бим-Бада.- М.,2003.- С. 175.
  4. Бодалёв А. А. Личность и общение.- М..1983.
  5. Педагогика: Учебное пособие для студентов высш. пед. учеб. заведений /Под ред. В. А. Сластенина. — М., 2004.- С. 468.
  6. Ершова А. П., Букатов В. М. Режиссура урока, общения и поведения учителя.- 4-е изд., испр. и доп.- М.,2010.- 344 с.
  7. Коджаспирова Г. М. Педагогика в схемах, таблицах и опорных конспектах.- М.,2008..- С. 168.
  8. См. гл. 3-7 в кн.: Ершова А. П., Букатов В. М. Режиссура урока, общения и поведения учителя.- 4-е изд., испр. и доп.- М.,2010.- 344 с.

«Формирование профессиональной компетентности учителя русского языка и литературы в условиях реализации ФГОС ООО»

«Меняется мир, изменяются дети, что, в свою очередь,

выдвигает новые требования к квалификации педагога».

Профессия учителя предполагает непрерывное совершенствование, как в предметной области, так и во владении методикой, формами, технологиями обучения.
В соответствии с ФГОС меняется характер педагогической деятельности. Реализуемые в школе основы обучения требуют от педагогов умения учить детей способам добывания знаний.

Современная педагогическая ситуация характеризуется разнообразием, и учитель должен умело адаптироваться к непрерывно происходящим изменениям в содержании обучения. Особую роль в процессе профессионального саморазвития педагога играет его готовность к новому, передовому.
Чтобы вырастить новое поколение детей, учитель должен быть эрудированным и гибким в поведении, увлеченным и умеющим увлекать детей, открытым в общении.

Стандарты нового поколения отличаются от прежних своей ориентированностью на практику.

В связи с этим остается актуальной проблема повышения качества школьного образования, решение которой зависит от профессиональной компетентности педагогических кадров.

Под профессиональной компетентностью понимается совокупность профессиональных и личностных качеств, необходимых для успешной педагогической деятельности.

Поэтому понятие профессиональной компетентности педагога выражает единство его теоретической и практической готовности к осуществлению педагогической деятельности и характеризует его профессионализм.

Профессионально компетентным можно назвать учителя, который на достаточно высоком уровне осуществляет педагогическую деятельность, педагогическое общение, достигает стабильно высоких результатов в обучении и воспитании учащихся.

Развитие профессиональной компетентности – это развитие творческой индивидуальности, формирование восприимчивости к педагогическим инновациям, способностей адаптироваться в меняющейся педагогической среде. От профессионального уровня педагога напрямую зависит социально-экономическое и духовное развитие общества. Изменения, происходящие в современной системе образования, делают необходимостью повышение квалификации и профессионализма учителя, т. е. его профессиональной компетентности. Основная цель современного образования – соответствие актуальным и перспективным потребностям личности, общества и государства, подготовка разносторонне развитой личности гражданина своей страны, способной к социальной адаптации в обществе, началу трудовой деятельности, самообразованию и самосовершенствованию. А свободно мыслящий, прогнозирующий результаты своей деятельности и моделирующий образовательный процесс педагог является гарантом достижения поставленных целей. Именно поэтому в настоящее время резко повысился спрос на квалифицированную, творчески мыслящую, конкурентно способную личность учителя, способную воспитывать личность в современном, динамично меняющемся мире.

Исходя из современных требований, предъявляемых к педагогу, мной используются основные пути развития профессиональной компетентности:

1. Система повышения квалификации. Ожидаемый результат повышения квалификации – профессиональная готовность работников образования к реализации ФГОС.

2. Аттестация на соответствие занимаемой должности и на 1 квалификационную категорию. Аттестация – это только вершина айсберга, подводной частью которого является межаттестационный период. Вот где поле деятельности для совершенствования уровня педагогической компетентности.

3. Самообразование. Процесс самообразования педагогов стал особенно актуальным на этапе введения ФГОС в связи с тем, что главной идеей стандартов является формирование у ребенка универсальных учебных действий. Научить учиться может только тот педагог, который сам совершенствуется всю свою жизнь.

Самообразование осуществляется посредством следующих видов деятельности:

  • систематическое повышение квалификации;

  • изучение современных психологических и педагогических методик;

  • участие в семинарах, мастер-классах, конференциях, посещение уроков коллег;

  • просмотр телепередач, чтение прессы.

  • знакомство с педагогической и методической литературой.

  • использование интернет – ресурсов;

  • демонстрация собственного педагогического опыта;

  • внимание к собственному здоровью.

Особую роль в процессе профессионального самосовершенствования педагога играет его инновационная деятельность. В связи с этим становление готовности педагога к ней является важнейшим условием его профессионального развития.

Если педагогу, работающему в традиционной системе, достаточно владеть педагогической техникой, т.е. системой обучающих умений, позволяющих ему осуществлять учебно-воспитательную деятельность на профессиональном уровне и добиваться более или менее успешного обучения, то для перехода в инновационный режим определяющей является готовность педагога к инновациям.

Инновационная деятельность педагогов в школе представлена следующими направлениями: апробация учебников нового поколения, внедрение ФГОС НОО, освоение современных педагогических технологий, социальное проектирование, создание индивидуальных педагогических проектов.

4. Активное участие в работе методических объединений, педсоветов, семинаров, конференций, мастер-классов.

5. Владение современными образовательными технологиями, методическими приемами, педагогическими средствами и их постоянное совершенствование.

6. Овладение информационно-коммуникационными технологиями.

7. Участие в различных конкурсах, исследовательских работах.

8. Обобщение и распространение собственного педагогического опыта, создание публикаций.

Одной из ведущих форм повышения уровня профессионального мастерства является изучение опыта коллег, трансляция своего собственного опыта.

Педагоги школ должны активно участвовать в различных конференциях, семинарах, съездах и т.д., они не только должны распространять свой педагогический опыт на разных уровнях, но и участвовать в создании инновационного пространства, объединяющего педагогов по близким педагогическим проблемам для аккумуляции идей и объединения возможностей.

Но не один из перечисленных способов не будет эффективным, если педагог сам не осознает необходимости повышения собственной профессиональной компетентности. Отсюда вытекает необходимость мотивации и создания благоприятных условий для педагогического роста. Необходимо создать те условия, в которых педагог самостоятельно осознает необходимость повышения уровня собственных профессиональных качеств. Анализ собственного педагогического опыта активизирует профессиональное саморазвитие педагога, в результате чего развиваются навыки исследовательской деятельности, которые затем интегрируются в педагогическую деятельность.

Развитие профессиональной компетентности – это динамичный процесс усвоения и модернизации профессионального опыта, ведущий к развитию индивидуальных профессиональных качеств, накоплению профессионального опыта, предполагающий непрерывное развитие и самосовершенствование.

Формирование профессиональной компетентности — процесс цикличный, т.к. в процессе педагогической деятельности необходимо постоянное повышение профессионализма, и каждый раз перечисленные этапы повторяются, но уже в новом качестве. Вообще, процесс саморазвития обусловлен биологически и связан с социализацией и индивидуализацией личности, которая сознательно организует собственную жизнь, а значит, и собственное развитие. Процесс формирования профессиональной компетентности так же сильно зависит от среды, поэтому именно среда должна стимулировать профессиональное саморазвитие.

Исходя из вышеизложенного, «в систему базовых групп компетентностей входят:

— информационно-методологические,

— теоретические,

— социально-коммуникативные,

— личностно-валеологические,

— методические».

Сегодня предмет «русский язык» является обязательным для итоговой аттестации выпускника, которая проходит в формате единого государственного экзамена. Следовательно, именно этой дисциплине учителя общеобразовательных школ уделяют повышенное внимание. Тем более, что при переходе выпускников в высшие учебные заведения, преподаватели отмечают незнание родного, русского языка, и даже не столько грамматики и орфографии, сколько законов построения речи. Одна из возможностей интеграции разрозненных знаний в общее знание — обязательная работа с речевыми структурами в учебном процессе. В традиционном обучении подавляющее большинство учителей «излагают» учебный материал по учебнику либо по методическим пособиям, не задумываясь о причинах выбора автором именно такой логики изложения, использования им именно данных языковых структур. При этом свой стиль усвоения и понимания текстов учитель, как правило, навязывает. Причем не только на уроках русского языка и литературы, но и на других предметах, поскольку повсеместно считается, что родным языком должны заниматься только учителя русского языка и литературы. Соответственно любой учитель должен быть очень корректен в своих высказываниях и внимателен к речи учеников, поскольку недостаток такого внимания может оказаться причиной неприятия всей учебной дисциплины.

При изучении русского языка и литературы с позиции становления компетентностей учителя является освоение учениками:

—        приемов поиска информации;

—        методов работы с текстами гуманитарного содержания;

—        навыков в публичной речи;

—        способов установления межпредметных связей.

Проблемным заданием для обучающихся является самостоятельный поиск информации. Эти поиски поручаются и отдельным ученикам, и малым группам из двух-трех человек. Результат поисков может быть представлен в виде реферата, доклада на школьной конференции. Кроме того, такая деятельность является первым шагом в научных исследованиях. Вклад данной технологии в развитие методической и коммуникативной компетентностей обеспечивается педагогическими приемами, помогающими обучать умению выявлять позиции разных авторов по отношению к одним и тем же событиям, сопоставлять и сравнивать их, давать оценку в соответствии с реалиями исторического этапа. Здесь основными методическими компонентами контекстного обучения выступают: ролевые и сюжетные игры, диспуты; дискуссии. В ходе таких мероприятий разные группы выдвигают и отстаивают взгляды своего «героя», обосновывают и уточняют собственные представления о нем и обществе. Заменой популярному конспектированию может быть задание на составление структурной схемы текста. Выполнение такого задания способствует обучению навыкам в работе с текстами, приучает к неформальному анализу информации. Многие ученики не умеют работать с аудиторией. Необходимо начинать обучать публичным выступлениям. Рефераты обязательно должны быть представлены перед классной группой. При этом, как и в реальных профессиональных ситуациях, время и структура сообщения могут быть жестко регламентированы.

Также приемами изучения данных дисциплин являются:

—        анализ текстов с целью обнаружения соответствия их назначения стилю и содержанию;

—        самостоятельная разработка разных стилей текстов;

—        выявление речевых недостатков в письменных текстах;

—        ролевые игры;

—        мини сочинения, эссе.

«Метод эссе», ориентирован на развитие рефлексии обучающихся. Эссе — краткие сочинения личного характера, содержащие собственный взгляд на обсуждаемую научную или социальную проблему. В эссе старшеклассники учатся не только высказывать собственные мысли, но и сопоставлять их с общепринятыми, понимать себя, чувствовать свою принадлежность обществу, то есть развивать личностные и социальные компетентности.

Профессиональные компетенции учителя русского языка, повышающие мотивацию к обучению и формирующие лингвистическую культуру

Учитель должен:

 Поощрять формирование эмоциональной и рациональной потребности учащихся в коммуникации как жизненно необходимого для человека процесса.

 Реализовывать установку учащихся на коммуникацию в максимально широком контексте, в том числе в гипермедиа-формате.

 Стимулировать сообщения учащихся о событии или объекте (рассказ о поездке, событии семейной жизни, спектакле и т.п.), анализируя их структуру, используемые языковые и изобразительные средства.

 Обучать учащихся методам понимания сообщения: анализ, структуризация, реорганизация, трансформация, сопоставление с другими сообщениями, выявление необходимой для анализирующего информации.

 Формировать культуру диалога, организуя устные и письменные дискуссии по проблемам, требующим принятия решений и разрешения конфликтных ситуаций. Организовывать публичные выступления учащихся, поощряя их участие в дебатах на школьных конференциях и других форумах, включая интернет-форумы и конференции.

 Обсуждать с учащимися образцы лучших произведений художественной и научной прозы, журналистики, судебной практики, рекламы и т.п. Поощрять индивидуальное и коллективное литературное творчество, в том числе культивировать у них стилистическое следование существующим литературным образцам, включая упомянутые.

 Поощрять участие учащихся в театральных постановках, стимулировать создание ими анимационных и других видеопродуктов.

 Совместно с учащимися находить и обсуждать изменения в языковой реальности и реакции на них социума. Формировать у учащихся «чувство меняющегося языка».

 Совместно с учащимися использовать источники языковой информации для решения практических или познавательных задач, в частности этимологической информации, подчеркивая отличия научного метода изучения языка от так называемого «бытового» подхода («народной лингвистики»).

 Моделировать те виды профессиональной деятельности, где коммуникативная компетентность является основным качеством работника, включая в нее заинтересованных учащихся (издание школьной газеты, художественного или научного альманаха, организация школьного радио и телевидения, разработка сценария театральной постановки или видеофильма и т.д.).

 Формировать у учащихся культуру ссылок, цитирования, сопоставления, диалога с автором, нетерпимое отношение к нарушению авторских прав, недобросовестным заимствованиям и плагиату. Знакомить учащихся с современными методами обнаружения этих этических и правовых нарушений.

Учителю русского языка рекомендуется реализовывать в своей деятельности следующие процессы:

 Определение (диагностика) совместно с учащимся достигнутых результатов (на основе анализа его работ, зафиксированных в информационной среде) и их динамики, выявление трудностей и препятствий, формирование и проверка гипотез об их преодолении; многокритериальное оценивание результата отдельной работы и текущего состояния учащегося (относительно предшествующего) и сообщение ему об этом.

 Определение совместно с учащимся, его родителями, другими участниками образовательного процесса (социальный работник, психолог, дефектолог, дистанционный методист и т.д.) зоны его ближайшего развития; предсказание и планирование его «коридора ближайшего развития».

 Определение, на основе анализа собственной деятельности (в частности, по ее фиксации в ИС), с помощью (при необходимости) методической службы, оптимальных моделей педагогической деятельности, подверженных постоянному развитию и изменению.

 Планирование образовательного процесса для группы, класса детей на основе имеющихся типовых программ и собственных разработок с учетом специфики состава учащихся, уточнение и модификация планирования.

 Организация деятельности учителя ребенка и группы (класса) детей, в том числе индивидуальная и коллективная смена форм деятельности, индивидуализация заданий, получение, анализ домашних работ до начала следующего занятия.

 Организация применения ИКТ учителем и учащимися в образовательном процессе: для его фиксации и как инструмента деятельности, анализ домашних работ в ИС.

 Совместное с учащимися использование иноязычных источников информации, инструментов перевода, произношения.

 Организация олимпиад, конференций, турниров, лингвистических игр в школе.

В современных условиях требования к профессиональной компетентности учителя предъявляет не только новый образовательный стандарт, но и ВРЕМЯ, в котором мы живем. И перед каждым учителем поставлена сложная, но разрешимая задача – «оказаться во времени». Чтобы это произошло каждый, выбравший профессию учителя, периодически должен вспоминать очень важные и правильные слова русского педагога, основоположника научной педагогики в России, Константина Дмитриевича Ушинского, на которых я и закончу своё выступление: «В деле обучения и воспитания, во всем школьном деле ничего нельзя улучшить, минуя голову учителя. Учитель живет до тех пор, пока он учится. Как только он перестает учиться, в нем умирает учитель».

На чтение 18 мин. Просмотров 2 Опубликовано

Язык является важным средством, с помощью которого формулируют и формируют культурные значения. Через словарный запас люди воспринимают знания о себе и об окружающем мире.

Понимание отдельных слов помогает в понимании целого. Еще в Древней Греции развивалось искусство гладкой и красивой речи, то есть красноречия. Оно даже преподавалось в европейских школах до середины 18 века.

Формирование психики человека происходит, прежде всего, через речь. Ее нарушения вызывают ужасные последствия. Отмечается также тесная связь речи с мышлением. Это улица с двусторонним движением. Низкий интеллект вызывает задержку развития речи, но и задержка развития речи является причиной снижения уровня интеллектуальной деятельности. Под влиянием организованной речевой науки происходит увеличение количества интеллекта.

В языке отражается культура народа, обычаи, связь с предками. Иностранные языки иногда нам кажутся смешными или слишком грубыми, а иногда такими красивыми и певучими, что их хочется слушать, даже не понимая слов. Но, когда мы начинаем изучать другой язык, мир окрашивается для нас новыми красками. Понимание иностранного языка позволяет нам понять родной язык лучше, со всеми его оттенками.

Школа – это то, что нам обязательно нужно пройти. Именно она ввела нас в мир слов. Благодаря обучению, мы научились мыслить и запоминать.

Чем была бы наша жизнь без речи? Это просто молчание, шум деревьев, журчание воды, шелест ветра. Как смогли бы мы сказать о своей любви, о нежности, о своих мыслях?

2 сочинение

Философ Ноам Хомский считает будто язык и грамматика заложены в людях и имеют свою биологическую основу. Было выявлено около 500 генов, связанных с вербальным интеллектом. Без некоторых из них нет языка, или нет различий в речевых звуках, то есть правильного слуха.

Я хочу сказать, что роль языка неоднозначна. Это не только средство общения и сотрудничества, но также и мошенничество и обе функции неразделимы: отделение зерна от плевел в коммуникациях, вероятно, играет роль избирательного воздействия на человеческий интеллект и является одной из причин его роста в течение тысячелетий.

К примеру, военный кодекс (словарь приказов для военных, которым они пользуются для профессионального общения) составляет порядка 300 слов. Кодировка со слишком большим количеством слов не будет эффективной. Информация должна передаваться быстро, и не должно быть никакой двусмысленности, допускающей неправильное толкование. Человеческие языки использовались как кодекс, с помощью которого охотники племени обмениваются информацией и координируют свои действия в охоте и войне. Откуда взялись остальные тысячи слов и почему?

Языки превратились в монстров с словарным запасом порядка 500 000 слов и выше, как в случае с английским и русским языками. Что случилось? По мнению многих, язык развивался и стал оружием в области внутренней борьбы. Он не просто служит для обмена информацией, это не просто средство общения, подлинная информация, слишком ценна, чтобы ее можно было передать первому встречному человеку. Вот почему человеческие языки дают ей замаскированный вид. Куски реальной информации кодируются и размываются тысячами слов, которые делают невозможным непосредственное усвоение. Из средств общения язык стал средством контроля. Высокая вербальность вовсе не означает высокую мораль;скорее, как-то — наоборот, тем выше вероятность мошенничества, а не эффективная передача информации.

Сложность человеческой речи достигла уровня, на котором политик может говорить два часа, вообще ничего не говоря и в то же время его слушатели мигают одновременно и прислушиваются. Это цель речи.

Есть писатели и журналисты, которые лучше политиков — они могут писать бессмысленные тонны слов и вызывать энтузиазм у своих адресатов, которые являются их жертвами, потому что цель, по мнению эволюционных психологов, тривиальна – подавить и в каком-то смысле охмурить читателя, заставить его размышлять над кучей не нужных слов.

<glav>Другие темы:</glav>← Семейная реликвия↑ На свободную темуВ чем смысл жизни? → `

Роль языка в жизни человека

rol-yazyka-v-zhizni-cheloveka-5-6-7-8-9-11-klass.jpg

Популярные сочинения

  • Сочинение-описание картины Летом Пластова (5 класс)

    Картина Аркадия Александровича Пластова «Летом» написана в 1954 году. Художник изобразил жанровую сцену в пейзаже. Холст, написанный маслом, имеет форму горизонтального прямоугольника

  • Умение прощать — Сочинение рассуждение

    В современном мире очень часто такое нужное чувство и умение как прощать забывается. Поколение поменялось, поэтому поменялось и представление о благотворительности, прощении и других моральных качествах

  • Кино в нашей жизни — сочинение

    Всё люди смотрят кино. Но далеко немногие задаются вопросом: какую роль кино играет в нашей жизни? Этот вопрос достаточно сложный, но я все же постараюсь на него ответить.

необходимости, чтобы найти свое место в нем. Одновременно с этим мы овладеваем языком. Он занимает важнейшее место в познании. Чтобы изучить какой-либо предмет или явление, нужно назвать, а потом охарактеризовать его словами.

Неумение именовать предметы – это и незнание их. Любая проблема должна быть, прежде всего, сформулирована словами языка. Умение правильно выражать словами свою мысль – дело нелегкое, но необходимое. Даже в обычном разговоре говорящий должен уметь так выразить мысль, чтобы слушающий понял ее соответственно.

Это язык нашей родины, в котором есть и решительное, твердое слово “борьба”, и мягкое, нежное – “любовь”, и доброе, успокаивающее – “сочувствие”, теплое, ласковое – “мама”.

Язык в жизни человека« Сочинение на ГИА 2013 года по тесту 9Краткое содержание рассказа Дойла “Знатный холостяк” »

Язык- это своеобразная совокупность звуков и символов, каждый из которых имеет определенное значение. Язык- это важный инструмент человеческого взаимодействия и общения. Благодаря языку мы можем выражать свои мысли в материальной речевой форме.В Язык не только средство для общения, это еще и историческая память каждого народа. В каждом языке находит свое отображение духовная культура, многовековая история каждой нации. язык общение символ

Язык представляет собой социальное явление, ведь вне социальных отношений им овладеть невозможно. Человек не обладает даром речи с момента рождения.В Ведь маленький ребенок начинает разговаривать только тогда, когда ему удается научиться повторять фонетические звуки, которые издают окружающие его люди, и благодаря умению мыслить, он предает им правильное значение.

Возникновение языка

На первых стадиях своего возникновения язык представлял собой нечленораздельные звуки издаваемые первобытными людьми и сопровождался активной жестикуляцией. Позже, с появлением человека разумного, язык обретает членораздельную форму, благодаря его умению абстрактно мыслить.

Благодаря языку первобытные люди начали обмениваться опытом, планировать свои совместные действия. Членораздельный язык вывел древних людей на новую стадию их эволюционного развития, и стал еще одним фактором, который смог вывести человека на более высший уровень от остальных биологических видов.

Также в этот период языку предается мистическая окраска, древние люди верили, что определенные слова имеют магические свойства, которые помогают остановить надвигающееся природное бедствие: так появляются первые магические заклинания.

Язык как средство человеческого общения

Человеческий язык — удивительное, неповторимое чудо. Ну что бы мы, люди, стоили без языка? Просто невозможно представить нас безъязыкими. Ведь именно язык помог нам выделиться из животных. Ученые поняли это давно. Две важнейшие особенности языка, точнее, две его функции указал когда-то Ломоносов: функцию общения людей и функцию оформления мыслей.

Язык определяется как средство человеческого общения. Это одно из возможных определений языка представляет собой главное, ибо характеризует язык не с точки зрения его организации, структуры и т. д., а с точки зрения того, для чего он предназначен. Существуют и другие средства общения. Инженер может общаться с коллегой, не зная его родного языка, но они поймут друг друга, если используют чертежи. Чертеж обычно определяется как международный язык техники. Музыкант передает свои чувства с помощью мелодии, и его понимают слушатели. Художник мыслит образами и выражает это с помощью линий и цвета. И все это «языки», так часто и говорят «языком плаката», «языком музыки». Но это уже другое значение слова язык.

Развитие языка и развитие общества

Развития языка неразрывно связано с развитием общества. Язык это живой организм, который поддается влиянию исторических, политических и социальных изменений в жизни общественности.

Под влиянием времени, некоторые слова отмирают и навсегда уходят из обихода, взамен им в язык приходят новые слова, которые максимально соответствуют требованиям времени.В Язык — это, безусловно, огромный дар для человечества. Поэтому, надо ценить его, стараться не засорять ненормативной лексикой и словами- паразитами, ведь этим самым мы причиняем огромный вред в первую очередь многовековой культуре нашего народа и своей личности.

Язык. Его функции. Общение

Язык любого народа — это его историческая память, воплощенная в слове. Тысячелетняя духовная культура, жизнь народа своеобразно и неповторимо отражаются в языке, в его устной и письменной формах, в памятниках различных жанров. И, значит, культура языка, культура слова предстает как неразрывная связь многих и многих поколений.

Язык можно определить как систему коммуникации, осуществляемую с помощью звуков и символов, значения которых условны, но имеют определенную структуру. язык общество общение

Язык — явление социальное. Им нельзя овладеть вне социального взаимодействия, т.е. без общения с другими людьми. Хотя процесс социализации в значительной мере основан на имитации жестов — кивков, манеры улыбаться и хмуриться, — язык служит основным средством передачи культуры. Другой его важной чертой является то, что на родном языке практически невозможно разучиться говорить, если его основной словарный запас, правила речи и структуры усвоены в возрасте восьми или десяти лет, хотя многие другие аспекты опыта человека могут быть полностью забыты. Это свидетельствует о высокой степени приспособляемости языка к потребностям человека; без него общение между людьми осуществлялось бы значительно примитивнее.

Язык включает правила. Существует правильная и неправильная речь. В языке имеется множество подразумеваемых и формальных правил, определяющих способы сочетания слов для выражения нужного смысла. Вместе с тем часто наблюдаются отклонения от грамматических правил, связанные с особенностями различных диалектов и жизненных ситуаций.

При употреблении языка требуется соблюдение его основных грамматических правил. Язык организует опыт людей. Поэтому, как и вся культура в целом, он вырабатывает общепринятые значения. Коммуникация возможна только лишь при наличии значений, которые принимаются, используются ее участниками и понятны им. В самом деле, наше общение между собой в повседневной жизни во многом обусловлено нашей уверенностью, что мы понимаем друг друга.

Основные функции языка осознаются его носителями на интуитивном уровне. Речевой опыт, языковая практика дают знания о языке, правилах его использования, законах его функционирования в речи.

Базовыми функциями языка являются общение, познание и воздействие. Язык всегда хорош, плохой может быть речь или носитель языка, создающий из хорошего языка плохую речь. Любой язык, аккумулируя опыт народной жизни во всей ее полноте и разнообразии, является и действительным его сознанием. Каждое новое поколение, каждый представитель конкретного этноса, осваивая язык, приобщается через него к коллективному опыту, коллективному знанию об окружающей действительности, общепринятым нормам поведения, отвергаемым или принимаемым народом оценкам, социальным ценностям. Из этого следует, что язык не может не влиять на опыт конкретного индивида, его поведение, культуру. Под явным или неявным воздействием литературного языка, его установлений, традиций находятся все сферы жизнедеятельности человека, и ее успешность в немалой степени зависит от того, в какой языковой среде проходит жизнь человека, как он освоил родной язык.

Неосознанная потребность личности в грамотности, навязываемой сверху, демократизируя речевое поведение, стала основой речевой вседозволенности, привела к тому, что современная языковая жизнь общества отмечена чертами утраты ценностных языковых ориентиров. Языковая способность личности рассматривается в психолингвистике как механизм, обеспечивающий речевую деятельность. Речевая деятельность, связанная с использованием языка, одна из важнейших в жизни человека — существа мыслящего, думающего, познающего, общающегося, рассуждающего, объясняющего, спорящего, убеждающего.

Речевое общение во всех его формах, видах, жанрах, типах позволяет человеку получать в готовом виде социальный опыт, осмысленный и систематизированный предшествующими поколениями. Общение как любая деятельность человека имеет ряд побудительных мотивов. Среди них — познание окружающего мира, познание самого себя и как результат познания — корректировка своего поведения.

Общаясь друг с другом, люди употребляют слова и пользуются грамматическими правилами того или иного языка. Язык есть система словесных знаков, средство, с помощью которого осуществляется общение между людьми. Речь — это процесс использования языка в целях общения людей. Язык и речь неразрывно связаны, представляют собой единство, которое выражается в том, что исторически язык любого народа создавался и развивался в процессе речевого общения людей. Связь между языком и речью выражается и в том, что язык как орудие общения существует исторически до тех пор, пока люди говорят на нем. Как только люди перестают использовать тот или иной язык в речевом общении, он становится мертвым языком. Таким мертвым языком стал, например, латинский.

Сегодня мы…

·                   Выясним, для чего нам язык.

·                   Узнаем, какие функции выполняет язык.

·                   Осознаем, насколько ценен язык для общества.

Есть известная история об Эзопе.

Вы наверняка помните, что Эзоп – это легендарный античный баснописец. Сюжеты его басен можно встретить в творчестве Лафонтена и Крылова. Эзоп славился находчивостью и остроумием.

Как известно, Эзоп был рабом. И вот однажды хозяин приказал ему приготовить самое лучшее на свете блюдо. Эзоп приготовил и принёс язык. В другой раз Эзоп должен был приготовить самое худшее на свете блюдо. И снова он приготовил и принёс язык.

image001.jpg

И нет, он вовсе не издевался. Он пояснил, что язык – одновременно и худшее, и лучшее в мире. При помощи языка мы ссоримся и миримся, сплетничаем и благодарим. И никто не стал бы спорить с тем, что язык крайне важен.

Как мы можем выразить свои мысли?

Человечество придумало множество систем знаков.

Даже наша мимика – это система условных знаков. Но ведь проще всего выразить мысли словами! Да, систем знаков множество. Но язык остаётся самой совершенной из них.

Язык прежде всего – это средство общения. Основная функция языка – коммуникативная, то есть, функция общения. У этой функции могут быть разные оттенки. Например, язык позволяет нам передавать информацию друг другу.

Язык также помогает людям взаимодействовать и налаживать контакты друг с другом. Предположим, что вы встретили одноклассницу во время дождя. Вы произносите что-то вроде «Ну и дождь сегодня». Сообщается ли при этом какая-то новая информация? Нет, ведь одноклассница сама видит, что сегодня дождь. Но эта фраза позволяет наладить контакт, удостоверяет, что люди знакомы друг с другом.

Но при помощи языка можно передать и эмоции. Например, вы можете сказать, что вы злы, рассержены, разгневаны, возмущены и так далее. Конечно, животные тоже могут выражать эмоции при помощи мимики и поведения. Но язык позволяет нам выразить целую гамму разнообразнейших чувств и их оттенков. Животные на такое неспособны.

Язык еще и позволяет нам воздействовать на окружающий мир. Например, мы можем услышать от матери вот такое распоряжение:

– Немедленно оторвись от компьютера и убери в своей комнате!

И придется немного преобразить окружающий мир.

Вообще, язык является одним из признаков человека.

Считается, конечно, что у птиц и животных тоже есть свой язык – особая система сигналов. А некоторые обезьяны даже могли выучить несколько слов и использовать их по ситуации! Однако лишь человек может выразить при помощи языка мысли, чувства и сложные понятия.

И именно язык объединяет людей. Недаром люди, которые понимают друг друга, восклицают: «Мы говорим на одном языке». Язык и общество неотделимы друг от друга: именно в обществе язык возникает, функционирует и развивается. Считается, что язык – социальное явление.

Мы овладеваем языком только среди людей. Причем, в ранние годы жизни. В истории человечества было довольно много случаев, когда детей воспитывали животные – волки, собаки или обезьяны. Но такие современные маугли после возвращения их в общество так и не могли овладеть языком в полной мере.

Даже если они начинали употреблять отдельные слова – их языковой запас оставался очень скудным. А большей частью они вообще издавали звуки, которые присущи животным.

Кроме всего прочего, язык – это еще и средство познания окружающего мира. Язык позволяет нам дать определения предметам, которые нас окружают. В детстве мир познаётся именно через язык: предметы вокруг нас постепенно обретают имена.

При этом развитие мышления очень тесно связано с развитием языка.

Мы мыслим при помощи слов. Но есть и обратная связь. При помощи языка мы можем выразить свои мысли вслух.

На самом деле, ученые так и не выяснили, что первично: мышление или язык.

Дело в том, что никто еще не смог отыскать никаких свидетельств мышления без речи. Мы осознаём все образы и понятия только когда они переведены в речевую форму. Так, если мы думаем о книге, у нас появляются выраженные словами мысли: «Интересная книга» или «Надо почитать».

А если мы видим кого-то, кто подходит для фотографии, в мозгу мгновенно вспыхивает: «Скорее, скорее, сейчас сфотографирую!»

Ну, а если мы думаем о чем-то, что не выражается словами – значит, это уж какие-то совсем непонятные вещи.

Однажды ученые провели эксперимент, который позволил выявить связь между речью и мышлением. Участникам эксперимента предлагали решить сложную задачу. Сделать это нужно было молча.

При решении задачи участники не говорили ничего – и все же аппаратура фиксировала напряжение голосового аппарата. То есть, участники все равно проговаривали про себя решение задачи, и речевой аппарат помогал мышлению!

Итак, язык тесно связан с мышлением. И неудивительно, что очень часто связное, ясное мышление отождествляется с грамотной, правильной речью. Поэтому если мы будем развивать речь – это поможет и развитию мышления.

Какие же еще функции есть у языка? Ну, например номинативная. Иначе говоря, язык позволяет нам дать названия предметам, которые нас окружают.

Называя слова, мы создаём картину мира. Слова – своего рода холст и краски для этой картины.

Мир, в котором нет никаких названий, для нас попросту не существует. Вспомните, чем занялся Робинзон Крузо, который оказался на необитаемом острове. Он дал названия рекам, горам и бухтам. А потом и дикарю, которого назвал Пятницей.

Если мы встречаем что-то, с чем мы раньше не сталкивались, мы срочно ищем для этого слово.

А еще язык позволяет нам накапливать и передавать знания.

Жизнь языка гораздо длиннее, чем жизнь человека. Языки часто переживают целые народы и даже цивилизации.

Именно поэтому в языках отражена память многих поколений людей. При помощи памятников словесности мы можем узнать, как жили наши предки, постигнуть их мудрость, познакомиться с их опытом и со всей их историей.

Особенно интересны в этом плане так называемые мёртвые языки. Так называются языки, на которых больше никто не разговаривает. Например, латинский, старославянский, санскрит и так далее.

Но при этом на мёртвых языках сведения всё же сохраняются – в письменной форме. Мы можем многое узнать о быте и истории народов при помощи этих языков.

Языки еще и позволяют различать нации и народы. Вспомним, как печально закончилась легенда о Вавилонской башне. Действительно – язык может и разъединять. Он даже может стать непреодолимым барьером при общении!

Но в разнообразии языков есть и определённая прелесть.

Ведь в каждом языке отображается менталитет нации. У каждого языка свои особенности. И они объясняются историей и характером народа, которому принадлежит этот язык.

Наконец, язык позволяет нам создавать произведения искусства. Кино, театр, литература… все эти виды искусства немыслимы без языка.

Какие же функции языка можно выделить?

·                   Основной для каждого языка является коммуникативная функция – язык как средство общения.

·                   Важной является функция номинативная – называние предметов.

·                   Язык позволяет нам познавать окружающий мир.

·                   Он служит для накопления и передачи знаний.

Это – основные функции.

·                   Но, кроме этого – в каждом языке еще и отображается менталитет нации.

·                   Язык также выполняет важную культурную функцию.

ГлавнаяКоллекция «Revolution»Иностранные языки и языкознаниеРоль языка в жизни общества

Возникновение языка — своеобразной совокупности звуков и символов, каждый из которых имеет определенное значение. Его характеристика как средства человеческого общения. Развитие языка, неразрывно связанное с развитием общества, его основные функции.

Рубрика Иностранные языки и языкознание
Вид реферат
Язык русский
Дата добавления 31.08.2014
Размер файла 14,7В K

Работы в архивах красиво оформлены согласно требованиям ВУЗов и содержат рисунки, диаграммы, формулы и т.д.PPT, PPTX и PDF-файлы представлены только в архивах.Рекомендуем скачать работу.

Используемые источники:

  • https://supersochinenie.ru/sochineniya/na-svobodnuyu-temu/rol-yazyka-v-zhizni-cheloveka-5-6-7-8-9-11-klass
  • https://lit.ukrtvory.ru/yazyk-v-zhizni-cheloveka/
  • https://studwood.ru/1349706/literatura/rol_yazyka_v_zhizni_obschestva
  • https://videouroki.net/video/1-rol-yazyka-v-obshchestve.html
  • https://revolution.allbest.ru/languages/00455121_0.html

Библиографическое описание:

Степаняк, О. А. Конкурсы профессионального мастерства как средство профессионального роста педагога / О. А. Степаняк. — Текст : непосредственный // Педагогическое мастерство : материалы XVIII Междунар. науч. конф. (г. Казань, декабрь 2021 г.). — Казань : Молодой ученый, 2021. — С. 63-65. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/409/16813/ (дата обращения: 06.01.2022).



Профессиональный рост учителя является неотъемлемой частью его профессиональной деятельности. Учитель должен быть компетентным в современных образовательных технологиях, использовать в работе инновации. Учитель — это творческий, креативный человек, способный искать новые походы в сфере педагогической деятельности, по мнению В. А. Сухомлинского «Только творческий педагог может развить творческое начало в ребенке». Конкурсы профессионального мастерства — это часть развития творческих способностей, освоения инновационных методов и информационно-коммуникативных компетенций.

Педагоги, участвующие в педагогических конкурсах попадают в определенную мотивационную среду, которая способствует профессиональному и творческому развитию. Одной из основных целей данных конкурсов можно считать повышения престижа профессии «учитель», пропаганда педагогических профессий. Конкурсы педагогического мастерства ориентированы на разные возрастные категории и направления: «Учитель года», «Воспитать человека», «Педагогический дебют», «Конкурс наставников», «Воспитатель года», «Сердце отдаю детям» и другие. Педагоги обмениваются опытом, реализуют свой творческий потенциал, устанавливают контакты и коммуникации на профессиональном уровне.

Педагогические работники, желающие самосовершенствоваться, любящие свою профессию, не упустят возможности принять участие в педагогическом конкурсе. Важным шагом является решение о принятии участие в конкурсе, так как необходимо иметь смелость заявить о себе, представить себя высококомпетентным жюри и публике. Не многие могут преодолеть страх перед обществом и критикой в свою сторону.

Конкурсные испытания могут проходить в несколько этапов: школьный, муниципальный, региональный, всероссийский. Кроме этого, педагогическое мастерство может определяться по разным направлениям: конкурсы методических разработок, практические соревнования (уроки, классные часы, мастер-классы и т. д.), дистанционные конкурсы, профессиональные олимпиады.

Основными задачами профессиональных соревнований являются:

– раскрытие новых талантов среди педагогических работников;

– распространение творческих идей, обмен опытом;

– развитие коммуникативных навыков, расширение круга профессионального сообщества;

– стремление к самообразованию, формирование активной жизненной позиции.

Участие в конкурсах профессионального мастерства влечет за собой как положительные, так и отрицательные стороны.

К положительным моментам можно отнести: развитие коммуникативных способностей, расширение круга общения, выявление и совершенствование творческой креативности, самосовершенствование, изучение новых инновационных технологий и способов обучения, придание престижности профессии, заявление о себе, как о профессионале своей деятельности.

Отрицательные же стороны проявляются в основном в высокой нагрузке, недостатке свободного времени и создании стрессовой ситуации.

Очень важно, что конкурсы профессионального мастерства помогают не только представить свой опыт, но и получить новые знания и опыт коллег-педагогов.

Кроме того, многие педагоги не испытывают потребность участия в конкурсе в связи с низкой мотивацией. Эту проблему можно решать через поощрение педагогических работников, как моральное, так и материальное.

При подготовке потенциальных участников к конкурсам необходимо составить план работы, создать рабочую группу из числа администрации и опытных педагогов, определить наставника для участника. Важно изучить информацию из журналов, статьи по теме выступления или методической разработке, проанализировать свой опыт, наработки, индивидуализм.

Несомненно, подготовка к конкурсам профессионального мастерства — это большой труд, труд не одного человека, а целой команды. Рассмотрим на примере общеобразовательной школы, как ведется подготовка участников на один из масштабных конкурсов, проводимого на районном, региональном и всероссийском уровне. Рабочей группой школы при подготовке конкурсантов для участия в соревнованиях профессионального мастерства «Учитель года» было решено назначить ответственного за каждый этап и каждое конкурсное мероприятие. Два раза в неделю рабочая группа вместе с конкурсантами собиралась на обсуждение проделанной работы, заслушивали отчеты и составляли планы. Таким образом, участники конкурса были полностью подготовлены к заданным срокам. Важным аспектом является привлечение психолога для работы с конкурсантами. Так как подготовка к мероприятию вызывает моральную и психологическую нагрузку, поэтому педагоги могут на полпути к цели остановиться и отказаться от участия. Когда конкурсные мероприятия требуют участия детей, родителей, коллег из числа педагогов желательно провести беседы с перечисленными группами в целях взаимопомощи во время проведения конкурса, можно также привлечь психолога. Подводя итог нашему плану работы, хотелось бы сказать, что при выполнении всех названных мероприятий и составлении четкого плана работы с распределением обязанностей в рабочей группе, подготовка к участию в конкурсе профессионального мастерства пройдет на высоком уровне и успех будет гарантирован.

В заключении еще раз обратим внимание, профессиональные педагогические конкурсы — это не только смотры педагогических талантов, они помогают поддерживать престиж профессии, дают новый импульс для творчества на этом поприще. Участие в них, как правило, выводит конкурсантов на новую профессиональную ступеньку, они как будто бы получают ещё одно образование: повышается уровень их педагогического мастерства, продвигается карьера, растет уважение среди коллег. [1]

Литература:

  1. Роль профессиональных конкурсов в повышении педагогического мастерства учителя. — Текст: электронный // https://nsportal.ru: [сайт]. — URL: https://nsportal.ru/shkola/administrirovanie-shkoly/library/2013/10/25/statya-rol-professionalnykh-konkursov-v (дата обращения: 03.12.2021).
  2. Участие в конкурсах профессионального мастерства. — Текст: электронный // https://япедагог.рф/: [сайт]. — URL: https://япедагог.рф/участие-в-конкурсах-профессионально/ (дата обращения: 05.12.2021).

Никифорова Ольга Аркадьевна

Преподаватель по классу фортепиано

Музыкальное образование в Италии

История музыкального образования в Италии — прошлое и современность. Общее и различия от российского музыкального образования

Музыкальное образование в Италии начиналось в XVII веке с появлением консерватории. Хотя заведения эти были поначалу благотворительными и напоминали детские дома для обездоленных и увечных детей. В консерваториях их обучали музыке и большое внимание уделялось религиозному воспитанию. В одном из таких заведений в свое время преподавал даже великий А. Вивальди, создавший из воспитанниц оркестр с непревзойденным авторским репертуаром. Среди музыкальных дисциплин были пение, композиция, а также обучение игре на музыкальных инструментах. Однако консерваторское образование было и остаётся профессиональным. В результате реформ образования в XIX веке музыкальные занятия были введены и в школах, прежде всего предусматривалось хоровое пение. В начале XX века великие педагоги Роза Агацци и Мария Монтессори включили в музыкальное занятие еще и сольфеджио, ритмику и игру на ударных инструментах. И все же только в процессе реформ образования в 1962г. Был поставлен вопрос о « музыкальном образовании для всех», наряду с этим подверглась реформе и профессиональная подготовка музыкантов-исполнителей и композиторов.

Главными задачами МО (музыкального образования) в общеобразовательной школе являются «понимание» и «творчество», при этом умение понимать трактуется как умение интерпретировать воспринимаемую музыку. Интерпретация музыки предполагает понимание ее смысла, контекста и стиля и представляет собой творческий процесс, который определяется с учётом индивидуальностей, культур, систем ценностей слушателя и автора музыки. Для этого необходимы хотя бы элементарные знания.  

Педагоги должны учитывать все особенности слухового развития ребенка. Поэтому в дошкольных учреждениях Италии огромное значение предаётся изучению, созданию и слушанью музыки, чтобы стимулировать самостоятельную музыкальную деятельность. Одним из наиболее эффективных средств музыкального развития дошкольников считается движение под музыку. 

В начальной школе музыка рассматривается как язык общения и самовыражения. Отсюда акцент на понимание ее как языка. На этом этапе приоритетным считается использование голоса и пения. Параллельно происходит знакомство с музыкой различных культур и стилей, изучается также музыка для кино, для театра, танцевальная и др. К этому периоду относятся первые попытки сочинять музыку и записывать ее с помощью самостоятельно придуманных знаков. Позже происходит знакомство с нотами. Музыкально-исполнительская деятельность в это время отсутствует.

В средней школе развивается способность детей к общению и самовыражению, одновременно детям предлагается слушанье, сочинение и исполнение музыки. (Параллельно в школах с музыкальным уклоном предлагается углубленное обучение, включающее обучение игре на музыкальных инструментах и игру в ансамбли). С 14 лет у юных итальянцев начинается среднее образование старшей ступени – обычно оно осуществляется в естественно научном, гуманитарном, педагогическом и др. направлениях. После 1991 года в соседних школах старшей ступени повысилась роль эстетического развития учащихся. Акцент делается на практическую музыкальную деятельность, на изучение связей между музыкой и обществом, связи музыки с другими видами искусства. 

Для итальянской музыкальной педагогики характерен подход к обучению как к естественному, спонтанному процессу, священному одновременно с биологическими, физиологическими, а также культурными факторами. МО заключается в передаче культурного наследия, но обучение рассматривается как индивидуальный процесс. 

В итальянской педагогике есть три ключевых термина, актуальных и для музыкальной педагогики: educazione, istruzione и formazione. Educazione означает элементов культуры и системы ценностей – как с участием педагога, так и без него (например, в семье, социуме). Educazione musicale означает развитие различных навыков, в том числе исполнения и сочинения, пения и др, но на более скромном уровне. Она направлена на формирование социальной составляющей личности. Istruzione характеризует цели и содержание обучения, а также знания и умения в данной области. В сфере МО istruzione musicale означает разучивание и исполнение музыки на каком то инструменте, а также сочинение, дирижирование. Во втором случае речь идет как правило о профессиональных занятиях музыкой, которая стоит в центре внимания. В первом случае – в центре находится ученик, поскольку музыка рассматривается лишь как средство развития его личности. Второй подход реализуется в консерватории, куда ученики поступают в 11 лет и заканчивают которую в 18-20 лет, получая профессию исполнителя, композитора или дирижёра. Это так называемое «музыкоцентричное образование». У студентов разных специальностей отличаются сроки обучения в консерватории: у скрипачей – 10 лет, у композиторов – 10, у вокалистов – 5. «Музыкоцентричное» консерваторское образование направлено на производство исполнителя композитора или дирижёра. 

Беглый анализ профессионального и общего МО показывает, что консерваторское образование направлено на «производство» исполнителя композитора или дирижёра. Общее же МО – на потребителя музыкальной культуры.

  • Роль педагога в современном обществе сочинение
  • Роль образа ольги в романе обломов сочинение
  • Роль отца в моей жизни сочинение
  • Роль морали в жизни общества сочинение рассуждение
  • Роль музыки в гранатовом браслете сочинение