Роль музыки в рассказе корзина с еловыми шишками

: . . 11.03.2021 20:34:46 : ?

Текст: В. Дашкевич. Из интервью «Новой газете»

11.03.2021 20:34:46

Автор: Татьяна Миронова


       Какой должна быть музыка? Над этим вопросом мы задумываемся, читая текст В.С.Дашкевича.
       Автор рассуждает, что музыка оценивается по двум критериям:»ÐŸÐµÑ€Ð²Ñ‹Ð¹-в произведении должна быть существенная проблема. Второй-запоминаемость мелодии», которые определяют истинность музыки и делают ее запоминающейся. “Классическая музыка — это та, которую человечество будет помнить сотни лет. Если вы не можете носить с собой мелодию больше года то тогда скорее всего ее не надо носить вообще» — так Дашкевич пишет об истинной музыке, которая заслуживает уважения и даже спустя время не забывается. С помощью этих слов автор хотел сказать, что музыка-сложное искусство, поэтому не каждое произведение способно остаться в истории.
      Ð”алее, автор противопоставляет классической музыке — современную. Дашкевич пишет о современных песнях, которые “на 95 процентов написаны в миноре, потому что так их легче всего сочинять и производить эмоциональное воздействие на аудиторию”, такие песни “воспитывают неудачников». На этом примере мы видим, что большинство современных песен бессмысленны. Авторы пишут песни ради коммерческой выгоды, не прикладывая усилий в написании произведений. В.С.Дашкевич убежден, что современная музыка не может быть искусством, так как, песни деградируют и человек, слушая такие произведения становится зомби.
      ÐžÐ±Ð° примера противопоставлены друг другу. На первом примере мы видим какой должна быть музыка, что в ней самое главное. А на втором замечаем явные недостатки современного искусства, то насколько классическая музыка отличается от современной. Сравнивая эти примеры, мы можем сделать вывод, что если в музыку не вкладывать душу, то она будет однотонной, неинтересной, бессмысленной.
      ÐŸÐ¾Ð·Ð¸Ñ†Ð¸Ñ автора понятна. В.Дашкевич считает, что музыка должна запоминаться и трогать за душу, раскрывать проблемы человечества. Лишь тогда такие произведения запомнятся на долгие года.
       Я согласна с позицией автора. Действительно, если в музыкальное произведение вложить душу, то оно будет трогать сердца слушателей и вызывать восхищение. Тогда оно запомнится и останется в истории и памяти людей.
      Ð¢Ð°Ðº, в рассказе Паустовского “Корзина с еловыми шишками” композитор, встретив в лесу девочку, пообещал ей подарить подарок через десять лет.  Ð¡Ð¿ÑƒÑÑ‚я десять лет девочка услышала мелодию и вспомнила свой дом, лес — это и был подарок композитора.
       Прочитав текст В.Дашкевича, я сделала вывод, что настоящая музыка должна трогать сердца людей, навевать светлые воспоминания, вызывать эмоции, ведь лишь тогда она останется в памяти и истории. Такое произведение будет считаться настоящим искусством.


Здравствуйте, Татьяна!

В соответствии с критериями проверки сочинений формата ЕГЭ 2021 ваша работа оценивается следующим образом.

К1 — Формулировка проблем исходного текста: + 1 балл

Проблема определена верно, сформулирована корректно.

K2 — Комментарий + 6 баллов

Пример 1 (отношение автора к классической музыке) в сочинении указан, пояснен.

Пример 2 (отношение автора к современной музыке) указан, пояснен.

Взаимосвязь между примерами определена верно, проанализирована.

K3 — Отражение позиции автора исходного текста: + 1 балл

Позиция автора относительно поставленной проблемы определена корректно.

K4 — Отношение к позиции автора по проблеме исходного текста: + 1 балл

Отношение к позиции автора содержит согласие, тезис, обоснование тезиса.

K5 — Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения: + 2 балла.

Ошибки: нет

K6 — Точность и выразительность речи + 1 балл.

K7 — Соблюдение орфографических норм: + 3 балла.

Ошибки: нет

K8 — Соблюдение пунктуационных норм: + 0 баллов.

Ошибки:

Классическая музыка — это та, которую человечество будет помнить сотни лет. Если вы не можете носить с собой мелодию больше года ЗПТ то тогда скорее всего ее не надо носить вообще» ЗПТ — так Дашкевич пишет об истинной музыке, которая заслуживает уважения и даже спустя время не забывается.

Пропуск запятой перед началом новой грамматической основы; пропуск запятой после окончания прямой речи перед словами автора.

Далее, автор противопоставляет классической музыке — современную.

Лишняя запятая.

В.С.Дашкевич убежден, что современная музыка не может быть искусством, так как, песни деградируют и человек, слушая такие произведения ЗПТ становится зомби.

Подчеркнута лишняя запятая, пропущена запятая после деепричастного оборота.

На первом примере мы видим ЗПТ какой должна быть музыка, что в ней самое главное.

Пропущена запятая перед придаточной частью.

А на втором замечаем явные недостатки современного искусства, то ЗПТ насколько классическая музыка отличается от современной.

Пропущена запятая перед придаточной частью.

K9 — Соблюдение грамматических норм: + 1 балл.

Ошибки:

Автор рассуждает, что музыка оценивается по двум критериям

Нарушение управления. Правильно: рассуждает о том, что…

Авторы пишут песни ради коммерческой выгоды, не прикладывая усилий в написании произведений.

Нарушение управления.

K10 — Соблюдение речевых норм: + 0 баллов.

Ошибки:

С помощью этих слов автор хотел сказать, что музыка-сложное искусство,

Неудачное клише — «ÑÐºÐ°Ð·Ð°Ñ‚ÑŒ с помощью слов» — плеоназм.

Авторы пишут песни ради коммерческой выгоды, не прикладывая усилий в написании произведений.

Повтор.

Позиция автора понятна. В.Дашкевич считает, что музыка должна запоминаться и трогать за душу, раскрывать проблемы человечества. Лишь тогда такие произведения запомнятся на долгие года.

Музыка все-таки проблемы не раскрывает, а поднимает. Не стоит рядом употреблять два местоименных слова.

Повторы фразы «Ñ‚рогать за сердце, за душу», «Ð² истории и памяти».

K11 — Соблюдение этических норм: + 1 балл.

К12 — Соблюдение фактологической точности в фоновом материале: + 1 балл

Ошибки: нет

Общие рекомендации: следует усилить работу над…

Баллы по критериям

К1 — Формулировка проблем исходного текста: 1

K2 — Пример 1: 1

K2 — Пояснение к примеру 1: 1

K2 — Пример 2: 1

K2 — Пояснение к примеру 2: 1

K2 — Указание на связь между примерами: 1

K2 — Анализ связи между примерами: 1

К2 — Комментарий к сформулированной проблеме исходного текста: 6

K3 — Отражение позиции автора исходного текста: 1

K4 — Отношение к позиции автора по проблеме исходного текста: 1

K5 — Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения: 2

K6 — Точность и выразительность речи: 1

K7 — Соблюдение орфографических норм: 3

K8 — Соблюдение пунктуационных норм: 0

K9 — Соблюдение грамматических норм: 1

K10 — Соблюдение речевых норм: 0

K11 — Соблюдение этических норм: 1

К12 — Соблюдение фактологической точности в фоновом материале: 1

Итоговый балл — 18

Возврат к списку

Один из известнейших русских авторов — Константин Паустовский. Рассказы его многие помнят еще с детских лет. Они всегда ассоциируются с хрустом первого снега, красочной осенней листвой на деревьях или под ногами, звенящим морозным воздухом и манящей глубиной лесных озер. Легкая светлая грусть наблюдается во всех его произведениях, без нее счастье невозможно, как считал Паустовский. «Корзина с еловыми шишками» полностью соответствует такому сюжету.

Творческий путь писателя

Свои первые произведения Паустовский Константин Георгиевич написал еще в школьные годы в гимназии, и они были изданы в 1912 году. Через четыре года, работая в котельной, берется за свой первый роман, который будет писать в течение семи лет, Константин Паустовский. Рассказы его в виде сборника выйдут гораздо раньше — в 1928 году, под названием «Встречные корабли».

Корзина с еловыми шишками

Повесть «Кара-Бугаз» (1932) принесла известность писателю. По словам критиков того времени, это произведение сразу выдвинуло его в первые ряды советских писателей. Паустовский — один из тех русских писателей, которые известны не только в России, но и во всем мире. Так, когда первая его книга, изданная на английском («Повесть о жизни»), появилась 40 лет назад в США, известный на то время критик О. Прескотт писал, что это лучшая книга из прочитанных им в этом году.

Писательская зрелость Паустовского пришлась на эпоху жесткого сталинского тоталитаризма (1930–1950-е), — не самое лучшее время для писательской карьеры. Тем не менее, автор ни в одном из своих произведений не написал ни единого хвалебного слова, посвященного Сталину, как и не поступало от него никаких кляузных писем. Писатель смог найти свое место: он обращает взгляд на родной язык и природу страны. Постепенно природа становится постоянным источником для творчества Паустовского. Он описывает множество прекрасных мест из различных частей России: Юга и Причерноморья, средней полосы Окского края, Мещеры… Но видение природы у Паустовского совершенно особое. Именно через красоту природы он пытается показать красоту человеческой души, языка и национальной культуры.

Главной целью жизни Паустовского было написать две большие книги. Одна из них должна была быть посвящена различным неординарным людям, как прославленным, так и малоизвестным, а также незаслуженно забытым – тем, кем восхищался К. Г. Паустовский. Рассказы, посвященные некоторым из них, будут опубликованы. Это, например, живописные биографии М. Горького, А. Грина, А. Чехова, И. Бунина и т. д. Все они отличались особым видением мира, особо ценимым Паустовским. Но, к сожалению, он не успел закончить этот труд.

Другая главная идея, на которую Паустовский потратил около двадцати лет — написание автобиографической повести, состоящей из шести книг: «Далекие годы» (1945), «Беспокойная юность» (1955), «Начало неведомого века» (1957), «Время больших ожиданий» (1959), «Бросок на юг» (1960), «Книга скитаний» (1963). Паустовский умер в Москве в 1968 году и похоронен на кладбище Тарусы, на высоком холме, окруженном деревьями, на берегу небольшой речушки. Это место выбрал сам писатель.

Почему Норвегия?

Как уже упоминалось ранее, в 30-е годы двадцатого века Паустовский Константин Георгиевич обращается к теме природы. Появление известной миниатюры о кленовом листе становится своеобразным прологом к началу этого нового творческого этапа. Центральная идея произведений писателя — мысль о красоте и поэзии человеческой души. Паустовский старается пробудить в своих читателях самые прекрасные и нежные чувства.

Рассказ «Корзина с еловыми шишками» — вымысел. Однако в то же время это правдивая история о человеке, тонко чувствующем природу. Сказка «Корзина с еловыми шишками» — об известном норвежском композиторе Эдварде Григе.

Норвегия — страна удивительной природы: неприступных скал, густых лесов, извилистых морских заливов, омываемая холодным Северным Ледовитым океаном. Жители этой страны гордые и отважные: они привыкли подчинять стихию и управлять ею. Народное искусство этих людей так же своеобразно и прекрасно, как жизнь и природа, окружающая их. Норвегия богата песнями, преданиями, легендами и сказками о викингах и таинственных злобных духах, с которыми человеку приходится вступать в противодействие и которых он обязан побеждать. Богата Норвегия и музыкой. Местные жители верят, что самые красивые напевы были украдены смельчаками у злых духов. Такие напевы способны заставить плясать не только человека, но даже лес и горы. Самобытное искусство этой страны стало известно миру благодаря творчеству наиболее талантливых ее жителей, например, Генриха Юхана Ибсена (известного норвежского драматурга) или композитора Эдварда Грига. Этот композитор отразил в своем творчестве быт, нравы, обряды, предания своей родной страны и поведал о них всему миру.

Возможно, Григ и на самом деле был любимым композитором Паустовского, а возможно, ему просто были близки мотивы его творчества или он восхищался им как личностью… Так или иначе, но это о нем «Корзина с еловыми шишками». Автор, сделав норвежского композитора главным героем своего произведения, не мог обойти вниманием необыкновенную природу Норвегии. Это и понятно.

Сюжет

Итак, рассказ «Корзина с еловыми шишками» — это произведение об известном композиторе Эдварде Григе. Во время прогулки по осеннему лесу он встречает маленькую девочку Дагни с прекрасными зелеными глазами — дочь лесника. Эта маленькая девочка, чудесная природа и ясная погода действуют на него волшебным образом, и он обещает преподнести ей подарок, когда она повзрослеет. Григ выполнил своё обещание. Когда девушка достигла восемнадцати лет, она впервые посетила симфонический концерт. В какой-то момент Дагни вдруг услышала свое имя со сцены. Это и был подарок композитора — произведение, написанное к её восемнадцатилетию. Самого композитора к тому моменту уже не было в живых. Радость, слегка омраченная светлой грустью, — такова «Корзина с еловыми шишками».

паустовский корзина с еловыми шишками

Анализ произведения (кратко)

Как уже упоминалось, существует целый цикл произведений, посвященный знаменитым людям, который написал Паустовский. «Корзина с еловыми шишками», очевидно, из того самого цикла. Это небольшое трогательное сочинение, написанное для детей. Научить своих маленьких читателей видеть красоту окружающей их природы и любить ее — вот чего хотел К. Г. Паустовский. Писатель показывает людям красоту, которую нельзя не заметить и которую особо следует ценить.

Неповторимое очарование лесов, рек, озер, полей, морей и океанов, естественности, молодости – главный мотив произведения. И чтобы увидеть, почувствовать эту красоту, автор показывает сразу два способа: с помощью слов и музыки. Музыке в этом рассказе вообще отводится центральная роль. Несмотря на то что автор описывает норвежский лес, можно предположить, что это мог бы быть любой другой лес в любой точке мира. И даже композитором мог быть не Григ. Эти образы очень важны, но еще важнее чувства и эмоции персонажей, которые у них вызывает природа. Лейтмотивом этого рассказа, пожалуй, можно назвать любовь к жизни, которая неизменно пробуждается у главных героев. Автор пытается показать, как прекрасна жизнь. А понять это можно, наблюдая за натурой, общаясь с нею. И как символ взаимодействия природы и человека выступает корзина с еловыми шишками.

План рассказа

Чтобы разобраться во всех тонкостях чудесного повествования, попробуем выделить в нем отдельные части. Произведение «Корзина с еловыми шишками» можно разделить следующим образом:

  1. Леса около Бергена.
  2. Встреча композитора и девочки.
  3. Обещание Грига.
  4. Создание произведения.
  5. Первые слушатели.
  6. Первый поход молодой девушки на концерт.
  7. Неожиданное объявление.
  8. Восторг и благодарность.

Музыка в рассказе

По словам автора, музыка – это зеркало гения. Музыка в рассказе вторгается в жизнь героев и становится участницей событий. Читатель может слышать её с первых предложений произведения – это звуки осеннего леса. Встреча композитора с девочкой также наполнена своей музыкой, она словно бы раздается из корзины с еловыми шишками. Возможно, композитор в этот момент захотел, чтобы она была слышна не только ему, но и всему миру, а особенно маленькой девочке, которая и сама является частью мелодии. Может быть, это желание и подтолкнуло его подарить девочке с искрящимися зелеными глазами такой подарок. Григ больше месяца писал композицию, которую он собирался посвятить Дагни. Композитор верил, что через десять лет, услышав звуки мелодии, девушка узнает в них свой лес и родную природу, знакомую с детства. Он хотел осветить своей музыкой всю прелесть и радость девичества. Григ пытался передать через льющиеся звуки красоту юной девушки, которая может быть похожа и на белую ночь с загадочным светом, и на блеск зари. Той, которая станет чьим-то счастьем и от звука голоса которой вздрогнет чье-то сердце. В конце концов, он хотел показать своей музыкой всю красоту жизни. И у него получилось.

Это был по-настоящему ценный подарок. Ветер в осенних кронах, шуршащая золотая листва под ногами и большая корзина с еловыми шишками положили ему начало. Великий композитор, у которого на момент встречи не оказалось в кармане ни кукол, с шевелящимися глазами, ни атласных лент, ни бархатных зайцев — ничего, что можно было бы подарить маленькой девочке, презентовал ей нечто большее. Когда Дагни услышала его музыку, она открыла для себя новый, потрясающе яркий, красочный, вдохновляющий мир. Чувства и эмоции, которые были незнакомы ей ранее, всколыхнули всю душу и открыли её глазам еще неизведанную красоту. Эта музыка показала Дагни не только величие окружающего мира, но и ценность человеческой жизни. Особенную значимость этим мгновениям придает то, что автора подарка к тому моменту уже не было в живых.

Другим важным символом в этом рассказе является старый рояль – единственное украшение квартиры композитора. Он и белые стены квартиры позволяли увидеть человеку с воображением гораздо больше, чем мог бы показать изысканный интерьер: огромные волны Северного океана, катящиеся к берегам и бьющиеся о неприступные скалы, или, наоборот, маленькую девочку, поющую своей тряпичной кукле колыбельную, которую она услышала от матери. Старый рояль восхищается возвышенными человеческими стремлениями, горюет над его потерями, радуется его победам, смеется и плачет вместе с ним. Он может быть громким, воинственным, обвиняющим и негодующим или, наоборот, внезапно замолчать. Этот рояль является живым олицетворением музыки в рассказе.

Паустовский константин георгиевич

Образ Эдварда Грига

Берген… Один из самых прекрасных и самых древних городов Западной Норвегии, омытый волнами Норвежского моря. Суровое величие горной природы сочетается с тихим покоем долин. Скалистые вершины гор, дополненные глубокими озерами и чистыми фьордами… Именно здесь, среди сказочной красоты, 15 июня 1843 года родился Эдвард Григ. Как и любой другой человек, он не мог остаться равнодушным к этим удивительным пейзажам. Если бы он родился художником, он писал бы прекрасные картины, отображавшие необыкновенную природу этого края, если бы он стал поэтом, он сочинял бы стихи, посвященные своей стране. Григ показал природу любимой родины при помощи музыки.

константин паустовский рассказы

Автор изображает Грига человеком с глубокой душевной организацией, тонко чувствующим окружающих его природу и людей. Таким, возможно, и должен быть композитор. Григ воспринимает каждое мгновение своей жизни с восхищением, он везде находит красоту и радуется ей. Композитор открывает источники для своего вдохновения в звуках природы. Он пишет о простых человеческих чувствах: красоте, любви и доброте, поэтому она понятна каждому, даже самому простому человеку.

Представление автора о театре

В этом рассказе автор высказывает свое мнение о театре голосом Нильса, дяди Дагни, при помощи одной фразы: «В театре нужно верить всему, иначе людям не будут нужны никакие театры». Эта единственная емкая фраза говорит о многом. Театр способен многому научить человека и многое ему показать, но без веры зрителя это будет лишь пустой тратой времени.

Образ Нильса в рассказе

Нильс — это дядя девушки, немного мечтательный и чудаковатый мужчина, работающий в театре парикмахером. Он видит жизнь в необычном свете и учит Дагни смотреть на мир таким же образом. Его видение мира действительно довольно необычно. Этот мужчина любит говорить возвышенно и с легкой недосказанностью. Он сравнивает свою племянницу с первым аккордом увертюры, а тетю Магду наделяет колдовской властью над людьми, поскольку именно она шьет людям новые костюмы, а со сменой костюма, по его убеждению, меняется и сам человек. Он также советует девушке одеваться так, чтобы выделяться из окружающей среды: в черное, когда все вокруг белое, и наоборот. И дядя оказывается прав, в конечном счете. Возможно, он в какой-то степени показывает и мнение самого автора о театре, музыке и красоте. А внутренний мир Нильса и есть полная сюрпризов корзина с еловыми шишками.

Краткий пересказ произведения

Эдвард Григ проводил осень в Бергене. Он особенно любил приморские леса за их туманность, принесенную с моря и изобилие мха, свисающего длинными прядями с деревьев. Во время одной из прогулок по такому лесу он встретил там Дагни Педерсен, дочь лесника. Она собирала еловые шишки в корзину. Маленькая девочка с двумя косичками очаровала его, и он решил подарить ей что-нибудь. Но у него не оказалось с собой ничего, способного очаровать зеленоглазого ребенка. Тогда он пообещал подарить ей нечто особенное, но не сейчас, а лет через десять. И в ответ на мольбы девочки подарить ей сейчас эту вещь он посоветовал ей набраться терпения. Затем композитор помог ей донести корзину, узнал имя её отца и они попрощались. К огорчению девочки, он не стал заходить к ним в дом на чай.

Григ решил написать музыку для нее, а на заглавном листе напечатать: «Дагни Педерсен – дочери лесника Хагерупа Педерсена, когда ей исполнится восемнадцать лет».

Далее автор переносит читателей в дом композитора. В нем нет ничего из мебели, кроме старого дивана, и, по словам друзей Грига, его жилище было похоже на хижину дровосека. Единственное украшение этой квартиры, но, возможно, и самое лучшее из всех возможных, — старый черный рояль. Из-под его клавиш вылетают самые разные звуки: от очень радостных до весьма печальных. А когда он вдруг внезапно замолкает, в тишине еще долго звенит одна струна, словно плачущая золушка, обиженная сестрами.

Композитор создавал своё произведение больше месяца. Он писал его, представляя, как эта девушка бежит ему навстречу, задыхаясь от счастья. Как он говорит Дагни, что она похожа на солнце, и благодаря ей в его сердце расцвел нежный белый цветок. Композитор называет её счастьем и отблеском зари. В первый раз его произведение слушали самые лучшие зрители: синицы на деревьях, сверчок, снег, слетающий с ветвей, прачка из соседнего дома, невидимая золушка и загулявшие матросы.

Дагни окончила школу в 18 лет, она превратилась в стройную девушку с густыми русыми косами. Сразу после этого она поехала погостить к своим родственникам. Дядя Нильс работал парикмахером в театре, а тетя Магда — театральной портнихой. Их дом был заполнен разными предметами профессиональной атрибутики: париками, цыганскими шалями, шляпами, шпагами, веерами, ботфортами, серебряными туфлями и т. д. Благодаря их работе, Дагни смогла часто бывать в театре: спектакли глубоко волновали и трогали её.

Однажды тётушка настояла на том, что ради разнообразия необходимо пойти на концерт в городском парке, проходящий под открытым небом. Дагни надела черное платье по настоянию дядюшки и была так хороша, словно собралась на первое свидание.

Симфоническая музыка, услышанная ею в первый раз, произвела странное впечатление. Перед её глазами мелькали странные картины, похожие на сон. Потом ей вдруг почудилось, что на сцене произнесли её имя. Потом объявление повторили, и оказалось, что сейчас будут играть произведение, посвящённое ей.

Музыка унесла Дагни в знакомый лес, на ее родину, где играли пастушьи рожки и шумело море. Девушка слышала, как плывут стеклянные корабли, свист птиц, летающих над ними, аукающих в лесу детей, песню девушки, посвященную любимому. Она слушала зов музыки, и слезы благодарности катились из её глаз. А в воздухе гремело: «Ты мое счастье, ты моя радость, ты блеск зари».

Когда последние звуки композиции стихли, Дагни не оглядываясь ушла из парка. Она сожалела, что автор музыки умер, и представляла, как побежала бы ему навстречу, чтобы поблагодарить.

Девушка долго гуляла по пустым улицам города, не замечая никого, даже Нильса, который брел за нею следом. Со временем она вышла к морю, и ее охватило новое, ранее неведомое чувство. Здесь Дагни поняла, как сильно она любит жизнь. А ее дядя проникся уверенностью, что девушка проживет свою жизнь не зря.

Цели урока:

  • продолжить знакомить детей с творчеством
    К.Г.Паустовского;
  • формировать у детей положительные мотивы
    учебно-познавательной
  • деятельности, творческие инициативы и
    активность;
  • развивать речь детей, словарный запас;

Планируемые достижения на уроке:

  • умение анализировать эмоциональное состояние
    героев;
  • умение анализировать прочитанное;
  • воспитание любви к музыке;

Демонстрационный материал: портрет
писателя, портрет композитора Э.Грига,
иллюстрации детей, запись пьесы Э.Грига «Утро»,
«Песня Сольвейг»,корзина с еловыми шишками.

Ход урока

«Волшебник и великий музыкант»
(эпиграф написан на доске) К.Г.Паустовский

I. Организационный момент

— Ребята, сегодня на уроке мы продолжим
знакомство с творчеством К.Г.Паустовского. И на
примере рассказа «Корзина с еловыми шишками»
попробуем в конце урока ответить на вопрос » Чем
же должен жить человек»?

-Посмотрите, на доске эпиграф. Откуда эти слова?
Кому они посвящены?

II. Проверка домашнего задания

-О чём прочитанный вами рассказ? Что вы знаете о
Григе?

Что говорят нам слова первого ряда: Северная
страна Норвегия: лес, горы, море, город Берген.
(Место действия рассказа)

-Что говорят слова второго ряда: Эдвард Григ,
Дагни Педерсен, Хагеруп Педерсен, Магда, Нильс
(герои рассказа).

-На сколько частей вы разделили рассказ? Что вы
знаете о Григе? (Выбор лучших заголовков)

1. Встреча в осеннем лесу. 1. Встреча Грига с девочкой Дагни в лесу.
2. Композитор пишет музыку. 2. В доме композитора Грига.
3. Дагни у тётушки Магды. 3. Дагни приезжает в город к
родственникам.
4. Подарок для Дагни 4. Дагни в театре и на концерте.

III. Работа над анализом рассказа.

Анализ 1 части рассказа.

-Что делал в лесу композитор Э.Григ? Зачем они
приходил сюда не однажды? Зачем сюда пришла дочь
лесника Дагни? Для чего она собирала еловые
шишки?

-Как выглядел осенний лес? (пересказ близко к
тексту)

-Какие приёмы использует автор? (олицетворения
эхо подхватило, швырнуло звук, живёт и ждёт эхо.
Эпитеты — весёлое эхо, грибной воздух, осенний
наряд. Метафоры зелёные пряди, буйно
разрастается. Сравнения — листва сравнивается с
медью и золотом, эхо с птицей пересмешником.)

-Почему автор так поэтично описывает осень в
лесу? (Красота леса вдохновляет композитора.
Автор хочет, чтобы читатели её почувствовали.)

-Посмотрите на рисунок. Какой эпизод он
изображает? О чём разговаривали Дагни и Григ?

Выразительное чтение диалога Дагни и
композитора (по ролям)

Что в разговоре самое главное? (Композитор
захотел сделать подарок
)

О каком подарке идёи речь в диалоге?

-Почему Григу захотелось сделать подарок Дагни?
(Прямо на этот вопрос автор не отвечает, но мы
можем догадаться, она понравилась Григу
.

-Какой предстала Дагни перед композитором и
перед нами? (Она мала, но трудолюбива, тащит
домой тяжёлую корзину с шишками. Она доверчива:
сразу рассказала незнакомцу о доме, игрушках. Она
мила, красива: у неё большие, как у куклы зелёные
глаза, тихий от смущения голос. Она чуткая: нежно
думает о старом дедушке и сочувствует ему. А
главное у неё
доброе сердце, умеет думать и
печалиться о других.)

-Что надеялась получить Дагни в подарок?

-Почему Григ отсрочил подарок? (Подарок
материальный — это вещи. игрушки. А Григ задумал
духовный подарок — музыку. Не всегда маленькие
дети понимают музыку, поэтому композитор обещает
её через 10 лет. Ей тогда исполнится 18 лет)

Анализ второй части рассказа

-О чём может рассказать внимательному читателю
описание дома композитора?

-Какое сравнение использует автор?

-Что было украшением дома?

Музыку не передать словами. Но в чём мастерство
писателя? (Он использует приём олицетворения, и
мы слышим, как рояль великого композитора может
петь о порыве человеческого духа и о любви, а
клавиши могут тосковать, смеяться, греметь бурей
и гневом.

Прочитайте описание зимы. Чем это место похоже
на стихотворение? (Автор использует
олицетворения: зима закутала, пароходы
приходили, дремали, посапывая.
)

-Зачем Паустовский включил описание зимнего
города в это место рассказа? (Композитор должен
черпать вдохновение не только в природе, но и в
окружающей его обстановке, ведь он в
произведениях отражает всю окружающую жизнь)

-О чём была написанная Григом
музыка?(прочитайте предложение, в котором
словами выражено главное настроение мелодии,
сочинённой для Дагни?

-Кто был первым слушателем? Какие чувства
пробуждала музыка в них? Давайте и мы попробуем
услышать как композитор рисует природу, как
меняется музыка(Звучит грамзапись «Утро»
Э.Григ)

-Как вы думаете, был ли Эдвард Григ счастливым
человеком? Найдите в тексте слова,
подтверждающее это.(«Я старик, но я отдал
молодёжи жизнь, работу, талант. Отдал всё без
возврата. Поэтому я, может быть, даже счастливее
тебя, Дагни.»

Физкультминутка

Мы немножко отдохнём.
Встанем, глубоко вздохнём.
Дети по лесу гуляли,
За природой наблюдали.
Вверх на солнце посмотрели
И их все лучи согрели.
Чудеса у нас на свете:
Стали карликами дети.
А потом все дружно встали,
Великанами мы стали.

Беседа по вопросам 3 части рассказа.

Изменилось ли что-то в жизни Дагни? Какой она
стала?

-Что можно сказать о родственниках девочки? Что
было особенного в комнате тётушки Магды?

Анализ 4 части рассказа.

-Куда любила ходить Дагни в городе? Почему она
плакала после спектаклей?(Она осталась такой же
чуткой и впечатлительной, какой была в детстве)

Вот она собирается на концерт с дядей и тётей.
Опишите портрет Дагни.(Стройная девушка с
тяжёлыми русыми длинными косами цвета старого
золота, красивая, с сияющими большими глазами,
одетое в длинное театральное чёрное платье из
таинственного бархата)

-В какой необычной обстановке проходил концерт?

-Какое чудо случилось в жизни Дагни? Какие
чувства испытала она, Магда, Нильс, когда
объявили посвящение?

Прочитайте, что услышала Дагни, в посвящённой
ей музыки? (Звучит музыка.)

-Почему Дагни плакала, слушая музыку Грига? (Это
слёзы благодарности. Люди плачут не только от
горя, но и от больших хороших чувств, кроме того,
Дагни жаль, что композитор умер, и она не скажет
ему спасибо.)

-Как вы думаете, какие чувства возникли в её
душе: изумление, восхищение, благодарность,
радость,восторг, сожаление?

Понравилась ли музыка Грига другим слушателям?

IV. Обобщающая беседа.

Чем вам понравилась музыка Грига?(Она
прекрасна, потому что композитор прославлял свою
отчизну, обладал даром воспевать в звуках
природу и духовный мир человека: его мужество,
верность и чистоту.

-Какую главную мысль открыла для себя Дагни? (Вы
открыли для меня то прекрасное, чем должен жить
человек.)

V. Итог урока.

-Что прекрасного открыли мы с вами в рассказе
К.Г.Паустовского? (Мы говорили о красоте
природы, о прекрасных людях. У них милая
внешность, благородные поступки, мы говорили о
внутренней и внешней красоте человека. О хорошей
жизни (мы должны верить, что она удивительна и
прекрасна. О духовных подарках. О музыке,
литературе, театре, о видах искусства, которые
учат видеть прекрасное.)

-О чём прочитанный рассказ? (О красоте мира и
человека, о том как прекрасно искусство,
отражающее жизнь

— Можно ли слова «Волшебник и великий
музыкант» отнести к К.Г.Паустовскому?

Мы должны быть благодарны К.Г.Паустовскому за
то, что он подарил нам такой замечательный
рассказ о Э.Григе — этом добром волшебнике и
великом музыканте. Оба они мастера своего дела.
Один словами, другой чувствами пробуждает в нас
чистые и добрые чувства. И люди всех времён
благодарны им за это.

VI. Рефлексия.

Ученики, говоря свои отзывы о рассказе,
наполняют корзину еловыми шишками.

VII. Домашнее задание.

Оформить рассказ в читательский дневник.
Составить вопросы викторины по тексту для
развития наблюдательности при чтении.

-Встречались ли вам люди, которые охотно дарили,
давали хорошее настроение, улыбку, душу?
Расскажите о них. Рекомендация книг для
внеклассного чтения. (Представление учителем
книг К.Г.Паустовского о красоте родной природы и
хороших поступках людей.)

Дополнительные задания (вопросы викторины.)

-В каком месте рассказа названа страна, где
происходят события?

-Как долго Э.Григ писал музыку для Дагни?

-Как в портовом городе узнавали о заходе солнца?

-Какой секрет девичьей красоты подсказал
добрый дядюшка Нильс?

27.12.2021 – 30.12.2021

Дата и время Название мероприятия Платформа
27.12/12:00

Арт-викторина

Евгений Крылатов. Музыка кино

learningapp
30.12/12:00 Виртуальная книжная полка

 «Книги для зимнего настроения»

youtube

20.12.2021 – 26.12.2021

Дата и время Название мероприятия Платформа
20.12/12:00

Виртуальные прогулки.

История создания памятника В. Чкалову

 и Чкаловской лестницы

– к 800-летию Нижнего Новгорода

youtube
23.12/12:00 Итоги онлайн-конкурса

«Моя любимая книга»

youtube
26.12/12:00 Приглашение к чтению

Журнал «Успехи физических наук»

 — к Году науки и технологий

bibliom

13.12.2021 – 19.12.2021

Дата и время Название мероприятия Платформа
13.12/12:00

Видеожурнал Клуба редких книг Росатома

«Прижизненные издания»

youtube
15.12/12:00 Творческий портрет

«Светлая Надежда Румянцева»

youtube
17.12/12:00 Онлайн-галерея

 «Стивен Спилберг. Профессия: режиссер» —

к 75-летию со дня рождения

youtube
19.12/12:00

Видеообзор

«Конструктор Ростислав Алексеев: полёт в будущее» — к 800-летию Н. Новгорода

youtube

06.12.2021 – 12.12.2021

Дата и время Название мероприятия Платформа
06.12/12:00

Нижний Новгород: страницы истории «Архитектурный Нижний» – к 800-летию Нижнего Новгорода

youtube
08.12/12:00 Онлайн-игра «Мена» learningapp
10.12/12:00

Особая книга. 

Похождения Чичикова

youtube
12.12/12:00

Арт-викторина

«Песни о городах России»

learningapp

29.11.2021 – 05.12.2021

Дата и время Название мероприятия Платформа
29.11/12:00

Нижний Новгород: страницы истории.  «Благие дела купцов Нижегородских»  – к 800-летию Нижнего Новгорода

youtube
01.12/12:00 Клуб семейного чтения «Читай-ка»

«Хома, Суслик и друзья»

youtube
01.12/13:00 Онлайн-игра «Родные отголоски» learningapp
03.12/12:00

Онлайн-беседа

«Русское чудо Мордовии.

 Художник Ф. В. Сычков»

youtube
05.12/12:00 Онлайн-викторина

«Волшебный мир Уолта Диснея» —

к 120-летию мультипликатора

learningapp

22.11.2021 – 28.11.2021

Дата и время Название мероприятия Платформа
22.11/12:00

Виртуальное эссе

«Датская кровь, русская душа» —

к  220-летию В. И. Даля

youtube
25.11/12:00 Мастер-класс

«Букет из самых нежных чувств»

 — к Дню матери

youtube
28.11/12:00

Ода матери

 «Нет тебя дороже» —

 образ матери в литературе и искусстве

youtube

15.11.2021 – 21.11.2021

Дата и время Название мероприятия Платформа
15.11/12:00

Виртуальное путешествие 

по страницам журнала

«Вокруг света» за 160 лет» 

youtube
17.11/12:00 Клуб семейного чтения «Читай-ка»

«Труд и кормит, и одевает» 

youtube
18.11/12:00 Итоги семейного фотоконкурса 

«Семья на грядке — урожай в порядке!» 

bibliom
21.11/12:00

Это интересно

«От редких и забытых слов к словам коронавирусной эпохи» –

 к Дню словаря 

bibliom

08.11.2021 – 14.11.2021

Дата и время Название мероприятия Платформа
08.11/12:00

Исторический экскурс

«Александр Невский. Путь воина» 

youtube
11.11/12:00 

Видеожурнал Клуба редких книг Росатома

«Юбиляры года»

youtube 
14.11/12:00 Арт-викторина

«Голос за кадром»

learningapp

01.11.2021 – 07.11.2021

Дата и время Название мероприятия Платформа
01.11/12:00

Легенды и были нижегородской стороны

                     «О кладах Макарьевского монастыря» 

youtube
04.11/18:00

— 22:00

Ночь искусств  bibliom
07.11/12:00 Арт-викторина 

«Евгений Птичкин. Музыка кино»

bibliom

25.10.2021 – 31.10.2021

Дата и время Название мероприятия Платформа
25.10/12:00

Цикл виртуальных прогулок 

«Нижний Новгород: страницы истории». Часть 3.

 «Купола Нижнего Новгорода» 

(история соборов и церквей) —

к 800-летию Нижнего Новгорода

youtube
28.10/12:00 Виртуальное знакомство 

«Они – нижегородцы» — 

к 800-летию Нижнего Новгорода

youtube
28.10/13:00 Экскурс в историю «Александр Невский. Путь воина» youtube
31.10/12:00 Краеведческая игротека «Нижний Новгород в ребусах» learningapp

18.10.2021 – 24.10.2021

Дата и время Название мероприятия Платформа
18.10/12:00

Особая книга. «Божественная комедия» 

youtube
21.10/12:00 Приглашение к чтению

Журнал «Химия и жизнь» 

к Году науки и технологий 

bibliom
24.10/12:00 Арт-игротека 

Евгений Дога. Музыка кино 

learningapp

11.10.2021 – 17.10.2021

Дата и время Название мероприятия Платформа
11.10/12:00

Видеожурнал Клуба редких книг Росатома

«Современное издание» 

youtube
14.10/12:00 Приглашение к чтению 

«Смелый роман Кейт Аткинсон» 

bibliom 
17.10/12:00 Выставка-просмотр 

«Золотые страницы классики» 

писатели и книги-юбиляры 2021 года 

youtube

04.10.2021 – 10.10.2021

Дата и время Название мероприятия Платформа
04.10/12:00

Выставка-просмотр «Мир звёзд и галактик» 

(научная фантастика о космосе) 

к Всемирной неделе космоса 

youtube
07.10/12:00 Библиотрансформер 

«Космический мусор: 

Экологическое расследование»

к Всемирной неделе космоса 

calameo

calameo

10.10/12:00 Виртуальная игротека 

«Космический кроссворд»

к Всемирной неделе космоса 

learningapp

27.09.2021 – 03.10.2021

Дата и время Название мероприятия Платформа
27.09/12:00

Видеолекторий о женщинах-ученых

«Покровительницы наук» —

к году Науки и технологий в России 

youtube
29.09/12:00 Подведение итогов Виртуального фотокросса «Цифра. LIFE» 

(к 75-летию библиотеки им. В. Маяковского) 

vk
01.10/12:00 Онлайн-кроссворд 

«Свободный художник» 

(по мотивам произведений П.И. Чайковского) — 

к Международному дню музыки 

learningapp
03.10/12:00

Приглашение к чтению

«В Англии все наоборот» 

(Иностранная литература, № 7/2020) 

youtube

20.09.2021 – 26.09.2021

Дата и время Название мероприятия Платформа
20.09/12:00

Виртуальный исторический портрет 

«По имени Невский» 

к 800-летию  Александра Невского

youtube
21.09/12:00 Виртуальная игротека 

«Куликовская битва» 

learningapp
22.09/12:00 Особая книга 

«Маяковский» 

youtube
24.09/12:00

Легенды и были нижегородской стороны «Джентльмены удачи с волжских берегов» 

youtube
26.09/12:00 Цикл виртуальных прогулок 

«Нижний Новгород: страницы истории» 

Часть 2. «Всероссийское торжище» 

(о Нижегородской ярмарке) 

к 800-летию Нижнего Новгорода 

bibliom

13.09.2021 – 19.09.2021

Дата и время Название мероприятия Платформа
13.09/12:00

Арт-викторина 

«Поют актеры театра и кино» 

learningapp
15.09/12:00 Видеожурнал Клуба редких книг Росатома «Самое малоформатное издание»  youtube
17.09/12:00 Виртуальный фотокросс 

«Цифра. LIFE» 

к 75-летию библиотеки им. В. Маяковского 

bibliom 
19.09/12:00

Литературный видеоэкскурс 

«Теодор Драйзер: клубок противоречий» 

Часть 2-я 

youtube

06.09.2021 – 12.09.2021

Дата и время Название мероприятия Платформа
06.09/12:00

Виртуальная выставка «Кушать здорово!» 

(о здоровом питании) 

youtube
07.09/12:00 Всероссийская акция

«Бегущая книга» 

youtube

vk

10.09/12:00 Виртуальные прогулки

«Нижний Новгород: страницы истории.

Город на рубеже»

к 800-летию Нижнего Новгорода 

youtube
12.09/12:00

Приглашение к чтению

«Симон» и другие… 

bibliom

30.08.2021 – 05.09.2021

Дата и время Название мероприятия Платформа
30.08/12:00

Легенды и были нижегородской стороны

«Соляной мужик» 

youtube
31.08/12:00 Презентация выставки 

«Шайба плавит лёд» 

(встреча с юными хоккеистами) 

youtube
01.09/12:00 Онлайн-беседа

«Ласковые краски Владимира Конашевича» 

youtube
02.09/12:00

Литературный этюд

«Я предпочитаю быть один, но рядом с кем-то…»

к 80-летию С. Довлатова 

vk

youtube

03.09/12:00 Информационный дайджест

«Угроза, которая может коснуться каждого, -терроризм»

youtube

23.08.2021 – 29.08.2021

Дата и время Название мероприятия Платформа
23.08/12:00

Онлайн-игра 

«Составь цепочку Хокку» 

learningapp
25.08/12:00 День государственного флага

«Три цвета праздника» 

vk

learningapp

26.08/16:00 Летний читальный зал 

Литературно-познавательный квест «33 коровы» 

learningapp 
27.08/12:00

Литературный видеоэкскурс 

«Теодор Драйзер: клубок противоречий» 

youtube
29.08/12:00 Квест-комната

 «Книжно-числовая магия» 

learnis

16.08.2021 – 22.08.2021

Дата и время Название мероприятия Платформа
16.08/12:00

Выставка-просмотр

«Романы-юбиляры Достоевского» 

youtube
18.08/18:00 Библиотечный дворик

«Волшебный мир Уолта Диснея» 

vk
19.08/16:00 Летний читальный зал 

«Праздник урожая» 

youtube 
22.08/12:00

Особая книга 

«Самое миниатюрное издание»

youtube

09.08.2021 – 15.08.2021

Дата и время Название мероприятия Платформа
09.08/12:00

Виртуальная экскурсия

 «1961. Советская пресса о первом полёте человека в космос» 

youtube
11.08/18:00 Библиотечный дворик

Познавательная программа «Букашки» 

youtube

vk

12.08/16:00 Летний читальный зал 

 «Библиотечный космодром» 

youtube

learningapp

learningapp

15.08/12:00

Видеожурнал Клуба редких книг Росатома

 «Самое большое издание»

youtube

02.08.2021 – 08.08.2021

Дата и время Название мероприятия Платформа
02.08/12:00

Литературный час

«Я везде искал жизнь» — 

о жизни и творчестве А. Куприна 

youtube
04.08/18:00  Библиотечный дворик

«Алиса в Зазеркалье»

youtube

vk

05.08/16:00  Летний читальный зал 

«Ромашковый день»

bibliom
08.08/12:00

Краеведческие чтения.

Поговорки о Нижнем Новгороде 

learningapp

26.07.2021 – 01.08.2021

Дата и время Название мероприятия Платформа
26.07/12:00

Подкаст по книге Кристины Линн Эрман «Пожирающая серость» 

youtube
28.07/18:00

Библиотечный дворик

«Приключения в подводном царстве»

youtube
29.07/16:00

Летний читальный зал «Чудетство»

 — час поэзии с Михаилом Ясновым

youtube
01.08/12:00

Приглашение к чтению

«Источник всего самого интересного и волнующего» (о журнале «Техника — молодежи)

— к Году науки и технологии 

bibliom

19.07.2021 – 25.07.2021

Дата и время Название мероприятия Платформа
19.07/12:00

Видеожурнал

 Клуба редких книг Росатома

 «Иллюстрации на века» 

youtube
21.07/18:00

Библиотечный дворик

 «ИСКпедиция в Зачарованный лес» 

youtube

vk

22.07/16:00

Летний читальный зал 

«Великий час Океана» 

docs
25.07/12:00

Особая книга. 

Самое большое издание

youtube

12.07.2021 – 18.07.2021

Дата и время Название мероприятия Платформа
12.07/12:00

Онлайн-экскурсия 

«Звездная палитра. Космос в живописи и музыке»

youtube
14.07/18:00

Библиотечный дворик

«Веселое мультфильмоведение» 

bibliom

vk

15.07/16:00

Летний читальный зал

«Мохнатые ребята Е. Чарушина» 

youtube
18.07/12:00

Арт-викторина.

Ян Френкель. Музыка кино 

learningapp

05.07.2021 – 11.07.2021

Дата и время Название мероприятия Платформа
05.07/12:00

Видеообзор книги.

«Алиса в стране чудес Д. Тенниела»

youtube
07.06/18:00

Библиотечный дворик

«С Днём рождения, Пиноккио!»

youtube

vk

08.07/16:00

Летний читальный зал

«Приключения в стране Чтения»

youtube
11.07/12:00

Приглашение к чтению

«И это просто рубеж» 

(о книге Ольги Славниковой «Прыжок в длину») 

bibliom

28.06.2021 – 04.07.2021

Дата и время Название мероприятия Платформа
28.06/12:00

Особая книга. 

Русские портреты

youtube
30.06/12:00

Легенды и были нижегородской стороны.

 Домик Петра Первого

youtube
30.06/18:00

Библиотечный дворик 

«Веселый день с Агнией Барто»

youtube

vk

01.07/16:00

Летний читальный зал 

«Литературные игры и викторины Литолки»

learningapp
02.07/12:00

Информационный ликбез

 «Мир опасных пристрастий»

youtube
04.07/12:00

Арт-викторина. 

Поют актеры театра и кино

learningapp

21.06.2021 – 27.06.2021

Дата и время

Название мероприятия

Онлайн

платформа

22.06/12:00 Военно-патриотическая программа

 о бойцах 29-го женского радиобатальона

 «Разведчицы голубого неба». Часть 2 

 youtube

23.06/12:00

Виртуальная игра-пазл 

 «Наше дело правое, враг будет разбит!» —

— к 80-летию начала Великой Отечественной войны

пазл
24.06/12:00 Военно-патриотическая программа

 о бойцах 29-го женского радиобатальона

 «Разведчицы голубого неба». Часть 3 

youtube
24.06/16:00 Летний читальный зал онлайн. В Мордовию за сказками youtube
27.06/12:00 Приглашение к чтению

«Смотреть за горизонт» — 

к 30-летию журнала «Чудеса и приключения» 

bibliom

14.06.2021 – 20.06.2021

Дата и время

Название мероприятия

Онлайн

платформа

 14.06/12:00 Геортологиум. 

Интервью с заведующей поликлиническим отделением психоневрологического диспансера КБ-50 Н.Д. Горбуновой 

youtube

 16.06/12:00

Всесоюзная акция «Бегущая книга» vk

youtube

 18.06/12:00 Видеожурнал «Клуб редких книг Росатома». 

Выпуск 5. Редкая книга для детей 

youtube
 20.06/12:00 Онлайн-беседа

«Вся прелесть застенчивой русской природы.

Весна в живописи И. Левитана»

youtube


07.06.2021 – 13.06.2021
 

Дата и время

Название мероприятия

Онлайн

платформа

07.06/12:00 Акция «Декламируй!» 

— к Пушкинскому Дню в России 

youtube 

09.06/12:00

Музыкальная композиция

«Мы — дети Галактики» 

youtube
11.06/12:00 Краеведческая викторина

«Литературный Нижний» 

learningapp

31.05.2021 – 06.06.2021

Дата и время

Название мероприятия

Онлайн

платформа

31.05/12:30 Это интересною. Табак – яд, курение – зло?  bibliom
31.05/12:00 Особая книга.

 Волшебные сказки Перро 

youtube

01.06/12:00

Литературная гостиная

 «Путешествие в Солнечный город Н. Носова» 

youtube
03.06/12:00 Космическое путешествие

«Книга – путь к звездам!» 

youtube

vk

06.06/12:00 Арт-викторина

«Кирилл Молчанов. Музыка кино» 

learningapp

24.05.2021 – 30.05.2021

Дата и время

Название мероприятия

Онлайн

платформа

24.05/12:00 Онлайн-персона 

«Булгаков: загадки истории»

 — к 130-летию писателя 

youtube

vk

26.05/12:00

Познавательная программа

«Профессия – библиотекарь» —

к Общероссийскому дню библиотек 

youtube
27.05/12:00 Итоги поздравительного марафона 

«Юбилейная почта» 

youtube
30.05/12:00 Музыкальная онлайн-викторина

«Мир вдохновения»

 (по мотивам произведений П.И. Чайковского) 

learningapp

17.05.2021 – 23.05.2021

Дата и время

Название мероприятия

Онлайн

платформа

17.05/12:00 Виртуальная игротека

 «Мир Михаила Булгакова» 

learningapp

19.05/12:00

Видеожурнал «Клуб редких книг Росатома». 

Выпуск 4 «Свидетели войны» 

youtube
23.05/12:00 Арт-викторина

«Олег Каравайчук. Музыка кино» 

learningapp

Дата и время

Название мероприятия

Место проведения

21 мая

18:00-22.00

Бессонница в Маяковке

«Книга – путь к звёздам»

В программе:

  • Буккроссинг «Книжная Вселенная»,
  • фотозона «Галактика мечты»,
  • дешифратор «Таинственное послание»,
  • викторина «Просто космос!»,
  • художественная мастерская «Космос большой и маленький» (при участии В. Язевой),
  • эскейп-room «Тайна темной комнаты»,
  • таблоид «Маяковка — планета креатива, радости, интеллекта»,
  • экологическое расследование «Космический мусор»,
  • экскурсия по выставке «Человек мира», 
  • творческая мастерская «Космические фантазии»

Интерактивные площадки:

«Секреты «звёздных ожерелий», станция «Art-Космос», «Планета головоломок», «Полетаем — почитаем», «Увлекательный космодром».

Библиотека 

им. В. Маяковского

10.05.2021 – 16.05.2021

Дата и время

Название мероприятия

Онлайн

платформа

11.05/12:00 Онлайн-беседа

 «Веселые краски Бориса Кустодиева» 

youtube

12.05/12:00

Литературно-музыкальный видеопроект 

«Метроном памяти» 

vk

youtube

14.05/12:00 Квест-комната 

«Александр Невский — великий сын Руси» —

к 800-летию со дня рождения полководца 

learnis
16.05/12:00 Краеведческая игротека

«Столица Нижний: достопримечательности города» 

learningapp

03.05.2021 – 09.05.2021

Дата и время

Название мероприятия

Онлайн

платформа

03.05/12:00 Музыкально-литературная программа 

«Весны прекрасное звучанье» 

youtube

05.05/12:00

Виртуальная викторина 

«Год издания 1945. Книги Победы» 

 vk

learningapp

07.05/12:00 Виртуальное путешествие

«Победившие войну. Правдивые истории о жизни зоопарков в годы Великой Отечественной войны» 

youtube
09.05/12:00 Актеры-фронтовики 

«Юрий Никулин. Военные рассказы» 

youtube

26.04.2021 – 02.05.2021

Дата и время

Название мероприятия

Онлайн

платформа

26.04/12:00 Информационный час

«Формула здоровья» 

 youtube

28.04/12:00

Виртуальная книжная полка

 «Вкус к чтению. Книги-юбиляры 2021» 

 vk

youtube

 29.04/12:00 Онлайн-программа 

«Фокстрот, мелодия и немного флирта» —

к Международному дню танца 

youtube
02.05/12:00 Онлайн-экскурсия «Человек мира» —

 к 100-летию А. Д. Сахарова 

youtube

19.04.2021 – 25.04.2021

Дата и время

Название мероприятия

Онлайн

платформа

19.04/12:00 Арт-викторина

«Алексей Айги. Музыка кино»

learningapp 

21.04/12:00

День памяти 

«Ф.М. Достоевский: портрет на фоне времени» 

vk

youtube

 23.04/12:00 Литературная гостиная «Векторы чтения»

по творчеству канадского писателя Фарли Моуэта «Завещаю беречь этот мир» 

youtube 
25.04/12:00 Краеведческие чтения

«Легенды и были нижегородской стороны.

 Солнечное затмение» 

youtube

12.03.2021 – 18.04.2021

Дата и время

Название мероприятия

Онлайн

платформа

12.04/12:00 Онлайн-викторина

 «Юрий Гагарин — первый космонавт»

learningapp

13.04/12:00

Видеожурнал «Клуб редких книг Росатома»

Выпуск 3 

youtube 
14.04/12:00  Перекресток мнений

«Интернет за или против. Информационная безопасность» 

youtube

vk

15.04/12:00 Урок этики «В каждом слове — красота» —

 к Международному дню культуры 

youtube

05.03.2021 – 11.04.2021

Дата и время

Название мероприятия

Онлайн

платформа

05.04/12:00 Сетевая акция

 «Будь как я! Юрий Гагарин на Земле и в космосе»

youtube

vk

06.04/12:00

Викторина «Волшебник с пестрым зонтом» — 

к Дню детской книги и дню рождения Г.Х. Андерсена 

learningapp
 07.04/12:00 Онлайн-программа

«Олег Каравайчук: небесный тапёр» 

 youtube
08.04/12:00 Приглашение к чтению

«Мир сказок открыт каждому» 

bibliom
09.04/12:00 Выставка «Герои космоса» – 

презентация книг об ученых и космонавтах 

youtube
11.04/12:00 Путешествие в мир музыки

«Секреты музыкотерапии» 

 bibliom

29.03.2021 – 04.04.2021

Дата и время

Название мероприятия

Онлайн

платформа

29.03/12:00 Книжный рестайлинг

 «Встречаем по обложке» 

youtube

vk

30.03/12:00

Арт-викторина

«Поют актеры театра и кино» 

learningapps
 31.03/12:00 Военно-патриотическая программа 

 «Разведчицы голубого неба» 

youtube 
01.04/12:00 Видеообзор одной книги 

«М. Е. Салтыков-Щедрин «История одного города» 

youtube
02.04/12:00 Виртуальная игротека

«Художник-энциклопедист Николай Ге»

(по творчеству Николая Николаевича Ге (1831-1894 гг.) 

learningapps
04.04/12:00 Краеведческие чтения

«Карман России: из истории Нижегородской ярмарки, купеческие династии» 

learningapps

22.03.2021 – 28.03.2021

Дата и время

Название мероприятия

Онлайн

платформа

22.03/12:00 Видеообзор выставки

«Золотые страницы классики» 

youtube

23.03/12:00

Особая книга. 

Русские мужики: картины художника Н. Орлова 

youtube
24.03/12:00  Будем знакомы.

Реюньон — острова, где всегда лето –

 к Международному дню франкофонии 

youtube
25.03/12:00 Презентация книги О. Балашовой 

«Она — стрелец и с юных лет романтик» 

youtube
26.03/12:00 Виртуальная игротека

«Фрэнсис Бэкон и его идеи» 

learningapp
28.03/12:00 Краеведческие чтения

«Легенды и были нижегородской стороны.

Весёлая коза» 

youtube

15.03.2021 – 21.03.2021

Дата и время

Название мероприятия

Онлайн

платформа

15.03/12:00 Музыкальная программа

«Душа поет созвучно скрипке» 

youtube

16.03/12:00

Обзор книжных новинок

«Ленинградские сказки»

(из цикла книг Ю. Яковлевой) 

youtube
 17.03/12:00 Виртуальный обзор книг

«Молодежь на перекрестке чтения» 

youtube
18.03/12:00 Крымская весна 2014 г. глазами очевидцев.

Часть 1. Долгая дорога домой 

youtube
19.03/12:00 Краеведческая игротека

«Нижегородцы во славу Отечества» 

learningapp
21.03/12:00 Крымская весна 2014 г. глазами очевидцев.

Часть 2. Новая жизнь 

youtube

08.03.2021 – 14.03.2021

Дата и время

Название мероприятия

Онлайн

платформа

08.03/12:00 Мастер-класс. 

Хобби-мастерская «Цветы из бумажных ладошек» – к Международному женскому дню 8 Марта

youtube

09.03/12:00

Приглашение к чтению. 

Фантастические миры Дмитрия Емца. 

Серия «Мефодий Буслаев». Часть 2-ая 

bibliom
 10.03/12:00 Эстетическая беседа

 «Певец русской зимы И. Грабарь»

 — к 150-летию художника 

youtube
11.03/12:00 Приглашение к чтению. 

Дети против волшебников 

bibliom 
12.03/12:00 Видеожурнал «Клуб редких книг Росатома». 

Выпуск 2-ой 

 youtube
13.03/12:00 Виртуальная игротека

«Здравствуй, Широкая Масленица!» 

learningapp 
14.03/12:00 Час с писателем. 

«Тургенев: стихотворения в прозе» 

youtube

01.03.2021 – 07.03.2021

Дата и время

Название мероприятия

Онлайн

платформа

01.03/12:00  

Геортологиум

youtube

02.03/12:00

Видеообзор выставки одной книги «Было ремесло, да хмелем поросло»:

Футболист Дж. Гривз и его книга «Возвращение к жизни» 

youtube
 03.03/12:00 Эстетическая беседа 

«Узорная страна Ивана Билибина»

youtube
04.03/12:00 Час здоровья 

«Книга против наркотиков:

проблема наркозависимости в художественной литературе» 

youtube

vk

05.03/12:00 Музыкально-поэтическая программа

«Сердце мамы лучше солнца греет»

к Международному женскому дню 8 Марта

 youtube
07.03/12:00 Арт-викторина

 «Звуки этого вальса я услышал в кино»

learninapp

22.02.2021 – 28.02.2021

Дата и время

Название мероприятия

Онлайн

платформа

22.02/12:00 Эстетическая беседа

«Сказка о лесном художнике. И. Шишкин»

youtube

23.02/12:00

Видеообзор «Крылатое имя – Чкалов» 

— к Дню защитника Отечества 

(из цикла «Нижегородцы во славу России»)

youtube
24.02/12:00  Это интересно. 

«Юрий Куранов – созерцатель красоты»

bibliom
25.02/12:00 Арт-викторина 

«Роберт Рождественский.

 Песни из кинофильмов»

learningapp
26.02/12:00 Час интересного рассказа

«Мировые случайности: 

к году науки и технологий»

youtube

vk

28.02/12:00 Цикл «Особая книга»:

 Отто фон Бисмарк 

«Мысли и воспоминания» 

youtube

15.02.2021 – 21.02.2021

Дата и время

Название мероприятия

Онлайн

платформа

15.02/12:00 Видеообзор

 «Афганистан болит в моей душе…»

 youtube

16.02/12:00

Иконография Серафима Саровского «Здесь я меж вами буду…» youtube
 17.02/12:00 Литературно-познавательная программа

«Самая детская тётя-поэт. Агния Барто»

— к 115-летию писательницы

youtube
18.02/12:00 Литературное путешествие

 «Романтик тревожных лет»

 (по творчеству А. П. Гайдара)

youtube
19.02/12:00 Памятка молодому избирателю.

 Фантазия на тему «В. Маяковский «Что такое хорошо и что такое плохо»

youtube
21.02/12:00 Краеведческие чтения.

«Легенды и были нижегородской стороны:

Дом Каменских: сокровища в стене, таинственные тени, злой рок»

youtube

08.02.2021 – 14.02.2021

Дата и время

Название мероприятия

Онлайн

платформа

08.02/12:00 Ретро-вечер

«Без музыки не проживу и дня»

youtube

09.02/12:00

Видеопрезентация книжной выставки «Великий знаток души человеческой» —  к 200-летию Ф. М. Достоевского youtube 
10.02/12:00 Видеожурнал

«Клуб редких книг Росатома».

Выпуск 1-ый (2021 г.)

youtube

11.02/12:00

Виртуальная викторина

«Великие изобретатели России»

learningapp 
12.02/12:00 Литературная программа

«Неумирающий лебедь. Анна Павлова» — к 140-летию со дня рождения балерины

youtube
14.02/12:00 Виртуальная игротека

«Нижегородский кремль»

learningapp

01.02.2021 – 07.02.2021

Дата и время

Название мероприятия

Онлайн

платформа

01.02/12:00 История одного издания.

«Путешествие из Петербурга в Москву» А. Н. Радищев

youtube

02.02/12:00

Геортологиум youtube
03.02/12:00 Онлайн-викторина 

«Илья Муромец — былинный герой»

docs

vk

04.02/12:00

Видеопрограмма

 «Петр Ильич рассказывает сказки».

Три балета П. И. Чайковского

youtube

05.02/12:00 Видеопрезентация книжной выставки «Мандельштам — поэт слова» youtube
07.02/12:00 Игорь Корнелюк. Музыка кино learningapp

25.01.2021 – 31.01.2021

Дата и время

Название мероприятия

Онлайн

платформа

25.01/12:00 Особая книга.

 «Оpera» П. Аквитанский

youtube

26.01/12:00

Приглашение к чтению. Фантастические миры Дмитрия Емца. Серия «Таня Гроттер» bibliom
27.01/12:00 Из истории детской иллюстрации.

Волшебный мир Елены Поленовой

youtube

28.01/12:00

В стране Винни-Пухляндии. 

По мотивам сказок А. Милна

 про Винни-Пуха

vk

youtube

29.01/12:00 Алексей Рыбников. 

Музыка и песни из кинофильмов

learningapp
31.01/12:00 Виртуальная викторина

 «Великие географические открытия»

learningapp

18.01.2021 – 24.01.2021

Дата и время

Название мероприятия

Онлайн

платформа

18.01/12:00 Музыкально-поэтическая программа

«Вечер у камина»

youtube

19.01/12:00

Квест-комната 

«Читаем Джека Лондона». Часть 2-ая

learnis 

19.01/13:00

Виртуальная выставка  «Я снова шел дорогой приключений…» — к 145-летию Джека Лондона youtube
20.01/12:00 «Волшебник и великий музыкант». Эдвард Григ в рассказе К. Паустовского «Корзина с еловыми шишками» youtube
 21.01/12:00 Виртуальное знакомство

 «Элис Манро. Нобелевская премия по литературе»

youtube

VK

22.01/12:00 Нижегородский калейдоскоп: 50 фактов о Нижнем Новгороде  docs
24.01/12:00 Онлайн-викторина

«Знатокам истории. Антигитлеровская коалиция» 

learningapp 

11.01.2021 – 17.01.2021

Дата и время

Название мероприятия

Онлайн

платформа

11.01/12:00 Особая книга. «Фауст» И. Гете youtube

12.01/12:00

Квест-комната. 

Читаем Джека Лондона «Белый клык»

( к 145-летию писателя) 

learnis
13.01/12:00 Детство В. А. Моцарта

 по книге Г. Цыферова «Тайна запечного сверчка»

youtube

14.01/12:00

Интерактивная выставка

«Серафим Саровский»

docs
15.01/12:00 Литературный портрет «Но я тебя зову…»

 —  к 130-летию О. Мандельштама

youtube
17.01/12:00 История Нижнего Новгорода learningapp

Опубликовано: 10.05.2020 в 19:56 |

Литературоведческий анализ художественного произведения

К.Г. Паустовский «Корзина с еловыми шишками» (4класс)

Тема произведения: раскрытие общечеловеческих ценностей жизни.

Идея произведения: счастлив тот человек, который отдаёт всё на благо другим.

Сюжет произведения: Рассказ К.Г.Паустовского «Корзина с еловыми шишками» очень музыкален. Он весь пронизан звуками – звуками природы, звуками музыки. Главный герой рассказа – музыка, способная влиять на жизнь людей, менять её, вызывать чувства, переживания. В центре произведения – образ великого композитора, наделённого душевной щедростью, способного создавать музыку, делающую людей счастливыми, отдающего людям свой талант.

Средства художественной изобразительности:

  • Олицетворение  –  эхо подхватило;  швырнуло звук; живёт и ждёт эхо; зима закутала; пароходы приходили, дремали, посапывая.
  • Эпитеты:
  • весёлое эхо,
  • грибной воздух,
  • осенний наряд.
  • Метафоры – зелёные пряди.
  • Приём сравнения – В горных лесах живёт, как птица пересмешник, весёлое эхо.
  • Приём контраста – медь и золото листьев, и заржавленный пароход.

Конспект урока по изучению данного произведения

Задачи урока:

Познавательные – систематизировать знания учащихся об авторе рассказа; расширить представление детей о Норвегии начала 20 века, о герое повествования, композиторе Э. Григе; эмоционально настроить детей на восприятие рассказа.

Информационные – учить читать и слушать, извлекая нужную информацию, критически оценивая её; обращаться к различным словарям, справочникам, находить в них нужные сведения.

Коммуникативные – понимать зависимость характера речи от ситуации общения, стараться строить свои диалогические и монологические высказывания с учётом речевых задач, умело пользоваться средствами языка; вступать в учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками, осуществлять совместную деятельность.

Ход урока

Организационный момент.

Стадия вызова.  Цель: заинтересовать учащихся новым исследованием.

Под музыку мальчик (в образе композитора)  и девочка ведут диалог.

— Какая красивая музыка!

— Вас зовут Эдвард Григ?

— Где Вы черпаете вдохновение для сочинения такой красивой музыки?

— В величественной, суровой, северной стране неприступных гор, густых лесов, волшебных фьордов. В стране, где живут гордые и сильные духом люди. Эта страна расположена на Скандинавском полуострове, за полярным кругом, в зоне сурового арктического климата.

— Что это за страна? (Норвегия)

У: Можете ли по заглавию догадаться, о чём или о ком пойдём речь в этом произведении?  (Мнения детей)

— Действительно, можно предположить, что рассказ посвящён природе, людям, но более определённо трудно сказать по названию. Однако в книге есть иллюстрации к этому рассказу. Может быть, они помогут нам предположить, о чём мы будем читать?

У: Кого вы видите на рисунках? Как вы считаете, они наши соотечественники или нет? Почему вы так решили?

У: А как вы думаете, люди, изображённые на иллюстрации, живущие в Норвегии, они наши современники или жили раньше, когда нас с вами не было?

— Вы, верно, определили: события, описанные Паустовским, произошли около 90 лет назад, когда ещё не было не только вас, но и ваших мам и пап.

— Теперь вы догадались, когда и где происходит действие рассказа, и я открою вам ещё один секрет: этот седой старик, которого вы видите на картинке, всемирно известный композитор Эдвард Григ. Послушайте фрагмент его музыки.

У: Что вы чувствовали, слушая музыку Грига?

У: Дыхание суровой и величественной природы, красочные картины народной жизни, ожившие народные легенды и сказки – вот душа музыки этого композитора.

Учитель продолжает рассказ на фоне тихого звучания музыки.

— Родился Григ около 150 лет назад в городе Бергене. И хоть он впоследствии много путешествовал, выступал с концертами в разных странах, каждый раз он стремился вернуться на родину, в свой скромный домик на берегу моря. Итак, и в этот раз (учитель берёт книгу и начинает читать) композитор Э. Григ проводил осень в лесах около Бергена.

Чтение рассказа учителем или заранее подготовленными учащимися

Стадия осмысления. Цель: сохранить интерес к теме при непосредственной работе с новой информацией; формировать умение анализировать и интерпретировать произведение; формировать умение контроля над своими действиями (чтение текста в соответствии с критериями выразительного чтения).

Появляется девочка с корзинкой еловых шишек.

У: Ну, конечно, вы узнали эту девочку? А что у неё в корзинке? Она так тяжела! В корзине у Дагни еловые шишки!

Д: А зачем девочке понадобились шишки?  (Шишками можно топить печь, делать различные игрушки).

У: Еловые леса растут из семян, которые находятся внутри шишек. Дагни – дочь лесника. Она собирала шишки с семенами для отца, а он, сажая семена, выращивал деревья.

Приглашение к анализу текста

У: Ребята, давайте, и мы соберём свои «шишки». Получим свои «семена» знаний, которые пригодятся в дальнейшей жизни.

У: У рассказа очень красивое начало. Вспомните, с чего он начинается? (с описания осеннего горного леса) Подчеркните сочетания слов, описывающие лес. Какими красками нарисован лес? Какие звуки наполняли его? А запахи?

Дети выписывают сочетания слов под негромко звучащую музыку Грига «Утро»

Кластер «Лес»

                                      зелёные пряди мхаРоль музыки в рассказе корзина с еловыми шишками

грибной воздух                                  лес                                      весёлое эхоРоль музыки в рассказе корзина с еловыми шишкамиРоль музыки в рассказе корзина с еловыми шишкамиРоль музыки в рассказе корзина с еловыми шишкамиРоль музыки в рассказе корзина с еловыми шишкамиРоль музыки в рассказе корзина с еловыми шишкамиРоль музыки в рассказе корзина с еловыми шишками

                                           кованые листьяРоль музыки в рассказе корзина с еловыми шишкамиРоль музыки в рассказе корзина с еловыми шишками

У: Почему автор так поэтично описывает осень в лесу?

Д: Красота леса вдохновляет композитора. Автор хочет, чтобы читатели её увидели, почувствовали.

Дагни раздаёт задания – « шишки» из корзины. Класс работает по группам разного уровня сложности. Дети вспоминают правила работы в группе.

1-я группа «Встреча в лесу»

— Давайте вспомним, как произошла встреча композитора и Дагни, внимательно слушайте их разговор и постарайтесь определить, что в разговоре самое главное.

У: О каком подарке идёт речь в диалоге?

— Какой предстала Дагни перед композитором?

Д: Дагни маленькая, трудолюбивая, доверчивая, отзывчивая. Она мила, красива, чутка, нежно думает о дедушке.

У: Как вы думаете, почему Григу захотелось сделать  девочке подарок? Паустовский  прямо об этом не говорит, но вы, может быть, уже догадались?

— Подарки материальные – вещи, игрушки – легче дарить. Григ же задумал очень сложный  — духовный подарок – музыку. Не всегда маленькие дети понимают сложную музыку, поэтому Григ обещает подарить позже.

2-группа « В доме композитора»

У: Перенесёмся в дом композитора. Расскажите, каким он был?

Пометьте в тексте слова, рассказывающие о слушателях музыки

Д: Это были синицы на дереве, загулявшие матросы из порта, прачка из соседнего дома, сверчок, снег, слетавший с нависшего неба, и Золушка в заштопанном платье. Этих слушателей Григ ценил больше, чем нарядных и вежливых посетителей концертов.

У: Какое  настроение композитора в момент творчества?

Д: Григ был воодушевлён и счастлив, потому что он писал и видел, как навстречу ему бежит, задыхаясь от радости, девушка с зелёными  сияющими глазами. Она обнимает его за шею и прижимается горячей щекой к его седой небритой щеке. Он весь отдался работе, он творил и творил великое.

У: Во 2 части есть строки, которые выражают главное настроение мелодии, сочинённой Григом для Дагни. Зачитайте эти строки.

Д: Я увидел жизнь. Чтобы тебе не говорили о ней, верь всегда, что она удивительна и прекрасна.

3-я группа «В гостях»

В 3 части рассказа писатель снова приготовил нам встречу с Дагни.

У: Что изменилось в жизни Дагни? Какой она стала? Кем были родственники девушки?

4-я группа «Долгожданный подарок»

У: Как слушала музыку Дагни? Какие мысли и чувства вдруг охватили её? Почему она сразу вспомнила того седого человека, который ей встретился когда-то в лесу и помог донести до дома корзину с еловыми шишками. Что она думала о композиторе?

У: Почему Дагни плакала, слушая музыку Грига?

Д:  Это слёзы благодарности. Григ уже умер, и Дагни жаль, что она не сможет ему выразить благодарность за эту чудесную музыку.

У: Чувства Дагни переполнили её душу. Девушка раскрылась как цветок всеми цветами радуги. Он может расцвести в душе каждого из вас.

Стадия рефлексии. Цель: формирование умение контроля, оценки и самооценки деятельности.

Написание синквейна «Музыка» (работа в группах)

  • Запишите существительное – музыка.
  • На 2 строке запишите 2 прилагательных, характеризующих это существительное и раскрывающих тему.
  • На 3 строке запишите 3 слова, которые выражают действия данного понятия.
  • Теперь запишите слова, которые отражают ваше отношение к этому понятию.
  • Запишите синоним к этому слову.

У: Какую главную мысль открыла для себя Дагни, слушая музыку?

Д:  « Вы открыли передо мной, то прекрасное, чем должен жить человек»

У: Произведение, которое мы с вами изучили современно и актуально. Все чувства и поступки для нас важны. Есть талантливые люди, которые помогают раскрыть и понять книгу душевных отношений.

— К кому можно отнести слова «Волшебник и великий музыкант»? Как по-вашему, любил ли Паустовский музыку?

— Э. Григ и К. Паустовский   — великие мастера. Один словами, другой музыкой  пробуждают в нас чистые и добрые  чувства. Вся красота окружающего мира, необыкновенно поэтично и красочно воспринимаемая Э. Григом, преломлялась в чарующие звуки, которые наполняли всё вокруг. Действительно, музыку не передашь словами, но мастерство писателя позволяет нам заглянуть в дом Э. Грига в Бергене, услышать, как рояль великого композитора может петь, а клавиши – тосковать, смеяться, «греметь бурей и гневом».

— Какое открытие сегодня вы сделали на уроке? Кто из ребят помог вам лично, всему классу, группе сделать открытие? Чему каждый из вас сегодня научился? О чём бы вы могли рассказать своим родителям дома после нашего урока?

  • Роковой год сочинения пятиклассника
  • Рокочешь как пишется правильно
  • Розги ремень наказание рассказы
  • Рожью как пишется правильно
  • Розги для дам рассказы