Роль литературы в жизни человека итоговое сочинение

Инфоурок литература презентациипрезентация по литературе итоговое сочинение 2022. направление второе: цивилизация и технологии. описание презентации по отдельным слайдам: 1

Инфоурок

Литература
ПрезентацииПрезентация по литературе «Итоговое сочинение 2022. Направление второе: цивилизация и технологии».

Направление второе"Цивилизация и технологии – спасение, вызов или трагедия?"...

Описание презентации по отдельным слайдам:

  • 1 слайд

    Направление второе"Цивилизация и технологии – спасение, вызов или трагедия?"

    Описание слайда:

    Направление второе
    «Цивилизация и технологии – спасение, вызов или трагедия?»

    Итоговое сочинение — 2022
    Автор: Заболотная Марина Николаевна,
    Учитель русского языка и литературы
    МАОУ СОШ № 43 г. Екатеринбург

  • 2 слайд

    Комментарий ФИПИ к направлению Тематическое направление заостряет внимание

    Описание слайда:

    Комментарий ФИПИ к направлению

    Тематическое направление заостряет внимание выпускника на достижениях и рисках цивилизации, надеждах и страхах, связанных с ее плодами.

    Темы сочинений будут способствовать раздумьям выпускника о собственном опыте столкновения с технологическими новшествами и экологическими проблемами, дадут импульс к рассуждению о влиянии научно-технического прогресса на человека и окружающий его мир. Все эти проблемы стали особенно актуальны на фоне вызовов пандемии 2020−2021 гг. Темы позволят задуматься о диалектике «плюсов» и «минусов» цивилизационного процесса, о благих и трагических последствиях развития технологий, о способах достижения равновесия между материально-техническими завоеваниями и духовными ценностями человечества.

    Примеры из философской, научной, публицистической, критической и мемуарной литературы покажут, как мыслители, деятели науки и искусства понимают технологический прогресс, в чем видят его пользу и вред. Оправданно также обращение к художественным произведениям, в которых присутствует мотив научных открытий, в том числе к жанрам научной фантастики, утопии и антиутопии.

  • 3 слайд

    Аспекты направленияЦивилизация и культура (материальная и духовная). Взаимос

    Описание слайда:

    Аспекты направления

    Цивилизация и культура (материальная и духовная). Взаимосвязь, взаимозаменяемость терминов.
    Цивилизация и гражданское общество (гражданственность).
    Технологии и мораль. Плюсы и минусы технологических новшеств.
    Цивилизация и природа.
    Глобальные проблемы человечества (экологический кризис, социальное неравенство, демографический кризис, войны и др.). Роль технологий в решении глобальных проблем. 
    Цивилизация и история. Уроки прошлого, прогноз будущего. Роль литературы в освещении проблем современного общества (антиутопии, фантастические произведения и др.)

  • 4 слайд

    примерные темыКакова зависимость цивилизации от технологий? С какими вызовами

    Описание слайда:

    примерные темы
    Какова зависимость цивилизации от технологий?
    С какими вызовами сталкивается человек XXI века?
    Когда прогресс может привести в трагедии?
    Как связан технологический прогресс с ответственностью?
    Как технологии меняют человека?
    Как технологии могут изменить будущее человечества?
    Может ли цивилизация существовать без прогресса?
    Всегда ли технологический прогресс во благо?
    Для чего человеку нужные новые технологии?
    «Прогресс — закон природы». (Вольтер) 
    Что значит «разумное использование технологий?
    Может ли человечество найти спасение в технологическом
    прогрессе?

  • 5 слайд

    Плюсы и минусы НТП+ техника и автоматика сделала жизнь человека легче и

    Описание слайда:

    Плюсы и минусы НТП
    +
    техника и автоматика
    сделала жизнь человека легче
    и удобней, комфортней

    множество возможностей
    познавать себя и мир,
    развитие образования

    увеличилась продолжительность
    жизни, человечество побороло
    многие смертельные болезни

    освобождение от тяжелого,
    малоэффективного физического
    труда высвободило время и силы
    для интеллектуальных занятий


    человек стал зависим от техники

    растет число психических
    заболеваний и проявлений
    агрессии

    утрачиваются навыки живого
    общения
    природные и техногенные
    катастрофы

    угроза страшных войн,
    которые погубят всё
    человечество

  • 6 слайд

    Что почитать? В.П. Астафьев «Царь-рыба»В.Г. Распутин «Прощание с Матерой"М.

    Описание слайда:

    Что почитать?
    В.П. Астафьев «Царь-рыба»
    В.Г. Распутин «Прощание с Матерой»
    М.А. Булгаков «Роковые яйца», «Собачье сердце»
    Н. Носов серия книг о Незнайке («Незнайка в Солнечном городе»)
    Ч.Т. Айтматов «И дольше века длится день»
    А. и Б. Стругацкие «Трудно быть богом»
    А. Азимов «Позитронный человек», «Академия»
    Лю Цысинь трилогия «В память о прошлом Земли»
    А.Р. Беляев «Человек-амфибия», «Голова профессора Доуэля»
    С. Лем «Солярис», «Сумма технологии»
    Д. Киз «Цветы для Элджернона»
    Ф. Дик «Мечтают ли андроиды об электроовцах», «Убик»
    Г. Уэллс «Машина времени»
    Д. Митчелл «Облачный атлас»
    Ж. Верн «20000 лье под водой»
    М. Шелли «Франкенштейн, или Современный Прометей»
    Ю.Н. Харри «Sapiens. Краткая история человечества», «Homo Deus. Краткая история будущего«
    Н. Стивенсон «Семиевие»

  • 7 слайд

    КОРОТКИЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯРассказ Р. Брэдбери "И грянул гром» Рассказ В. Шукшина

    Описание слайда:

    КОРОТКИЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ

    Рассказ Р. Брэдбери «И грянул гром»
    Рассказ В. Шукшина «Микроскоп»
    Рассказ М. Гелприна «Свеча горела»
    Рассказ Р. Брэдбери «Все лето в один день»
    Рассказ Р. Брэдбери «И все-таки наш»
    Рассказ У. Эко «Оно»
    Рассказ Р. Шекли «Лавка миров»

  • 8 слайд

    Золотой век человечества? Как возвратить золотой век, вернуть потерянный рай

    Описание слайда:

    Золотой век человечества?
    Как возвратить золотой век, вернуть потерянный рай, как создать на земле царство Божие — этими вопросами задавались мыслители с глубокой древности, желая если не на практике, то хотя бы в воображении создать идеальную, упорядоченную модель человеческого общежития. Неудовлетворенность настоящим заставляет задавать вопрос: каким должно быть будущее, чтобы человек чувствовал себя счастливым, чтобы осуществил свои надежды, реализовал идеалы? Один из возможных, и ставший уже классическим, ответ на этот вопрос дал Н.Г.Чернышевский в ‘’Четвертом сне Веры Павловны’’ из романа ’’ Что делать?’’ Свободный труд, равенство. Условия трудовой жизни обеспечивают прочную основу нормального развития общества и высокие морально-психологические качества человека. Этот сон Веры Павловны – пример социальной утопии.

  • 9 слайд

    Утопии и антиутопии На протяжении многих веков человек живет надеждой на

    Описание слайда:

    Утопии и антиутопии
    На протяжении многих веков человек живет надеждой на то, что где-то существует мир, в котором все находятся в одинаковых условиях и счастливы. Если же пока этого мира нет, то его можно выстроить самим. Такое стремление к гармоничному существованию привело к появлению в литературе жанра утопии.

    «Утопия — модель идеального государства». (Платон)

  • 10 слайд

    Томас мор – основатель жанра Утопии УТОПИЯ (искусственное слово, с

    Описание слайда:

    Томас мор – основатель жанра Утопии
    УТОПИЯ (искусственное слово, состоящее из греческого отрицания «ОИ (не) и «топос» — «место», букв. «нигде не находящееся») — произведение, изображающее вымысел, несбыточную мечту.
    Утопией назвал свое произведение английский мыслитель Томас Мор (1478 — 1535) , в которой, критикуя существующие социально – политические отношения, попытался нарисовать будущее общество равных, основой которого будет труд и коллективная собственность, то есть такое государство, « в котором хочется жить».

  • 11 слайд

    утопииВ романе Герберта Уэллса «Люди как боги» мы попадаем в идеальный мир. Н

    Описание слайда:

    утопии
    В романе Герберта Уэллса «Люди как боги» мы попадаем в идеальный мир. Нет злобы, нет зависти, нет лжи, нет даже опасных животных. Всеобщая гармония и процветание. Утопия. Мир, где люди, как боги: умные, прекрасные, сильные… Но что будет, если в этот мир попадут люди из XX века? С их корыстью, злобой, жадностью и стремлением к власти? Найдется ли среди них хоть один человек, способный понять Утопию и не разрушить ее?

    «Утопия» — самая знаменитая книга писателя-гуманиста Томаса Мора. Эта книга о наилучшем устройстве государства и о новом острове Утопия. Здесь упразднены деньги и частная собственность, а правителей выбирают граждане, нравы, учреждения и законы везде одинаковы. В науках и искусстве утопийцы достигли больших высот. Жизнь утопийцев состоит из добродетели и удовольствий тела и духа. Отношения строятся на честности и справед­ливости, граждане помогают слабым и заботятся о больных. Здоровье — одно из главных удовольствий, также ценится красота, сила и проворство.

  • 12 слайд

    УтопииОлдос Хаксли «Остров». Удивительная и странная история совершенного общ

    Описание слайда:

    Утопии
    Олдос Хаксли «Остров». Удивительная и странная история совершенного общества свободных людей на затерянном в океане острове… Но однажды в этот мир счастливого неведения попадает человек извне…

    Диалог «Государство» занимает особое место в творчестве и мировоззрении Платона. В нем он рисует картину идеального, по его мнению, устройства жизни людей, основанного на высшей справедливости, и дает подробную характеристику основным существующим формам правления, таким, как аристократия, олигархия, тирания, демократия и другим.

    2119 год. Космонавты, отправившиеся в полет сто лет назад и после аварии вернувшиеся домой, знакомятся с Землей будущего: линии доставки пищи, роботы-садовники, птерокары – тысячи удивительных чудес, будничных для землян XXII века.? В романе братьев Стругацких «Полдень, ХХII век» изображается коммунистическое будущее без лозунгов и политики, – мир труда, знания и свободы. Мир, в котором хотели бы жить люди 1960-х годов. Мир, в котором с удовольствием пожили бы мы с вами.

  • 13 слайд

    утопии Имя Ивана Ефремова (1908—1972) известно всем любителям фантастики.

    Описание слайда:

    утопии
    Имя Ивана Ефремова (1908—1972) известно всем любителям фантастики. Книги Ивана Ефремова во многом опережали свое время. Его перу принадлежат не только научно-фантастические и исторические, но и необычные для нашей литературы шестидесятых годов XX века эзотерические произведения, исследующие тайны подсознания, его связь с творческим началом в человеке и его генетической памятью.
    «Час Быка» рассказывает о путешествии на планету Торманс в далеком 4030 году. Земляне к этому времени уже живут при коммунизме, а вот на Тормансе — тоталитарный режим. Она населена потомками бежавших с Земли людей, и все жители разделены на «короткоживущих» — рабочую силу — и «долгоживущих» — образованную элиту, а вся власть сосредоточена в руках Совета Четырех…
    В своем романе «Туманность Андромеды» И. Ефремов воплотил мечту о светлом будущем человечества, вступившего в эру Великого Кольца, дружбы с братьями по разуму других звездных систем.

  • 14 слайд

    Антиутопии Нам говорят «безумец» и «фантаст».  Но, выйдя из зависимости г

    Описание слайда:

    Антиутопии
    Нам говорят «безумец» и «фантаст». 
    Но, выйдя из зависимости грустной, 
    С годами мозг мыслителя искусный 
    Мыслителя искусственно создаст. 
    И.В. Гете «Фауст»
    «Антиутопия» нацелена на то, чтобы вскрыть дефекты существующего социального строя. В антиутопии будущее, как правило, предстает в фантастически – гротескном виде.
    Не бойтесь сумы, не бойтесь тюрьмы,
    Не бойтесь мора и глада,
    А бойтесь единственно только того,
    Кто скажет – я знаю , как надо!
    А.Галич
    Антиутопия является противоположностью утопии, рисующей идеальный мир. В мире антиутопии за красивой обложкой прячется далеко не идеальное общественное устройство, а главный герой противопоставляет себя режиму.

  • 15 слайд

    О чём мечтает утопия и предостерегает антиутопия? активное воздействие на п

    Описание слайда:

    О чём мечтает утопия и предостерегает антиутопия?
    активное воздействие на природу (изменение
    климата, повороты рек и т.д.)
    детальная регламентация жизни
    изменение архитектуры: гигантомания,
    прямолинейность
    отказ от традиций
    обязательность и (или) добровольность труда
    абсолютизация идеи равенства
    коллективизм, отказ от примата частной
    собственности и частной жизни
    отсутствие традиционной семьи
    обязательность счастья в рамках предложенной
    модели

  • 16 слайд

    Романы-антиутопии …И вот — две чашки весов: на одной — грамм, на друго

    Описание слайда:

    Романы-антиутопии
    …И вот — две чашки весов: на одной — грамм, на другой — тонна, на одной — «я», на другой — «Мы», Единое Государство. Не ясно ли: допускать, что у «я» могут быть какие-то «права» по отношению к Государству, и допускать, что грамм может уравновесить тонну, — это совершенно одно и то же.
    Замятин «Мы»

    Если ты в меньшинстве — и даже в единственном числе, — это не значит, что ты безумен. Есть правда и есть неправда, и если ты держишься правды, пусть наперекор всему свету, ты не безумен.
    Джордж Оруэлл «1984»

  • 17 слайд

    Роль литературы в жизни человека итоговое сочинение

  • 18 слайд

    Е. Замятин «мы» Действие романа «Мы» происходит в Едином Государстве, изолир

    Описание слайда:

    Е. Замятин «мы»
    Действие романа «Мы» происходит в Едином Государстве, изолированном от мира и возглавляемом Благодетелем. Главный герой – инженер Д-503, создатель сооружения, предназначенного для господства человека над космосом. Существование в Едином Государстве рационализировано, жители полностью лишены права на личную жизнь, любовь сводится к регулярному удовлетворению физиологической потребности. Попытка Д-503 полюбить женщину приводит его к предательству, а его возлюбленную к смерти.
    https://rustutors.ru/kratkie-coderzhaniya/1308-my-kratkoe-soderzhanie-romana-ei-zamjatina.html

  • 19 слайд

    Роль литературы в жизни человека итоговое сочинение

  • 20 слайд

    Роль литературы в жизни человека итоговое сочинение

  • 21 слайд

    Роль литературы в жизни человека итоговое сочинение

  • 22 слайд

    Роль литературы в жизни человека итоговое сочинение

  • 23 слайд

    Роман-предупреждение Мир, который выстраивается Единым Государством,

    Описание слайда:

    Роман-предупреждение
    Мир, который выстраивается Единым Государством, идеален, но только лишь по своей форме, он математически правилен и логичен. А что же он представляет собой по сути? Если говорить прямо, Е. Замятин рисует яркую картинку рабства в рамках закона. Автор осознанно не употребляет понятие «человек», у жителей созданной системы есть свой порядковый номер. Это числовое обозначение заменяет имя. Граждане Единого Государства – настоящие рабы, которые к тому же еще и должны гордиться своим положение.

    Роман Евгения Замятина – грозное предупреждение всем тем, кто мечтает изменить мир, поставив во главу угла механическое следование правилам и порядкам. Можно сказать, что это в какой-то мере и предсказание. Автор рисует общество единомышленников, не имеющих отличий, подавивших в себе все чувства и эмоции. Именно такие катаклизмы и произойдут в обществе, считает писатель, если вовремя не остановиться.

  • 24 слайд

    Олдос Хаксли «О дивный новый мир» Олдос Хаксли в одной из величайш

    Описание слайда:

    Олдос Хаксли «О дивный новый мир»
    Олдос Хаксли в одной из величайших антиутопий в истории литературы «О дивный новый мир» (1932) искусно препарирует капитализм, доведённый им до абсурда. Автор изображает технократическое кастовое государство, основанное на достижениях генной инженерии, где летосчисление ведется от Рождества американского автомобильного магната Генри Форда, а зато такие понятия, как «мать», «отец», «любовь» считаются непристойными. 
    Важнейшей чертой мира, описанного в антиутопии, является ограничение внутренней свободы, отнятие у личности права на критическое осмысление происходящего. Людям прививается абсолютный конформизм, устанавливаются рамки мыслительной деятельности, выход за которые — преступление.

  • 25 слайд

    Роль литературы в жизни человека итоговое сочинение

  • 26 слайд

    Роль литературы в жизни человека итоговое сочинение

  • 27 слайд

    «1984» получился кристально ясной, можно сказать, идеальной антиутопи

    Описание слайда:

    «1984» получился кристально ясной, можно сказать, идеальной антиутопией. Общество непрекращающейся войны (хотя противник периодически меняется) и тотальной всепроникающей лжи — это воспринималось отнюдь не как фантастическое допущение. Не составляло труда примерить на себя судьбу главного героя — маленького человека с максимально типичной фамилией Смит.
    https://youtu.be/ymTRmFqOT78

  • 28 слайд

    Список источниковhttps://www.youtube.com/channel/UC4cPr-5sy0yHlbDB7isoXkg htt

    Описание слайда:

    Список источников
    https://www.youtube.com/channel/UC4cPr-5sy0yHlbDB7isoXkg
    https://rustutors.ru/kratkie-coderzhaniya/1308-my-kratkoe-soderzhanie-romana-ei-zamjatina.html
    https://rustutors.ru/itogovoe2020/2579-napravlenie-civilizacija-i-tehnologii-spasenie-vyzov-ili-tragedija-itogovogo-sochinenija-2021-2022.html
    http://www.myshared.ru/slide/1100285/

  • 29 слайд

    Направление второе"Цивилизация и технологии – спасение, вызов или трагедия?"

    Описание слайда:

    Направление второе
    «Цивилизация и технологии – спасение, вызов или трагедия?»

    Итоговое сочинение — 2022

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с
сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Пожаловаться на материал

Роль литературы в жизни человека итоговое сочинение

  • Сейчас обучается 356 человек из 65 регионов

Роль литературы в жизни человека итоговое сочинение

  • Сейчас обучается 100 человек из 47 регионов

Роль литературы в жизни человека итоговое сочинение

Курс профессиональной переподготовки

Охрана труда

Специалист в области охраны труда

  • Сейчас обучается 214 человек из 54 регионов

Найдите материал к любому уроку,
указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

также Вы можете выбрать тип материала:

  • Все материалы

  • Статьи

  • Научные работы

  • Видеоуроки

  • Презентации

  • Конспекты

  • Тесты

  • Рабочие программы

  • Другие методич. материалы

Краткое описание документа:

Презентация в помощь учителю при подготовке к итоговому сочинению 2022.

Проверен экспертом

Общая информация

Учебник:
«Литература (базовый уровень) в 2-х частях», Курдюмова Т.Ф. и др. / Под ред. Курдюмовой Т.Ф.

Похожие материалы

  • Презентация Л.Н. Толстой «Кавказский пленник»

  • Сказы П.П.Бажова как особый жанр

  • «Слово о А.Т.Твардовском. Картины фронтовой жизни в поэме «Василий Тёркин».

  • Календарно-тематическое планирование по литературе 7 класс

  • Календарно-тематическое планирование по литературе 6 класс

  • Рабочая программа по литературе 5-9 класс

  • Презентация по литературе 6 класс Дмитриев «Муха»

  • Опоэтизация бытовых деталей в лирике Е. А. Евтушенко

  • Не нашли то что искали?

    Воспользуйтесь поиском по нашей базе из

    5448503 материала.

Вам будут интересны эти курсы:

  • Курс повышения квалификации «Методические аспекты при изучении литературы «серебряного века» в современной школе»

  • Курс повышения квалификации «История русской литературы конца 20 — начала 21 вв. и особенности ее преподавания в новой школе»

  • Курс профессиональной переподготовки «Русский язык и литература: теория и методика преподавания в образовательной организации»

  • Курс повышения квалификации «Подростковый возраст — важнейшая фаза становления личности»

  • Курс повышения квалификации «Методические аспекты при изучении русской литературы последней трети XIX века в современной школе»

  • Курс профессиональной переподготовки «Маркетинг: теория и методика обучения в образовательной организации»

  • Курс повышения квалификации «Управление финансами: как уйти от банкротства»

  • Курс повышения квалификации «Маркетинг в организации как средство привлечения новых клиентов»

  • Курс повышения квалификации «Организация практики студентов в соответствии с требованиями ФГОС медицинских направлений подготовки»

  • Курс повышения квалификации «Финансы: управление структурой капитала»

  • Курс профессиональной переподготовки «Русский язык как иностранный: теория и методика преподавания в образовательной организации»

  • Курс повышения квалификации «Использование элементов театрализации на уроках литературного чтения в начальной школе»

  • Курс профессиональной переподготовки «Уголовно-правовые дисциплины: теория и методика преподавания в образовательной организации»

  • Курс профессиональной переподготовки «Метрология, стандартизация и сертификация»

2 сентября 2021

В закладки

Обсудить

Жалоба

Обзор направлений, примерные темы и подборка литературы.

itogovoe21-22.pptx
itogovoe21-22.pdf

Человек путешествующий: дорога в жизни человека

Примерные темы

  • Согласны ли Вы с мыслью, что жизненный путь – это постоянный выбор?
  • Важно ли, идя по жизни вперёд, оглядываться на пройденный путь?
  • Почему говорят: «дорогу осилит идущий»?
  • Как характер, образ жизни человека влияют на его путешествия?
  • Могут ли мечты быть помощью во время путешествия?
  • Что значит «идти по жизни своим путём»?
  • Путешествие как способ познания окружающего мира и самого себя.
  • Как характер, образ жизни человека влияет на его жизненный путь?
  • Какие ориентиры помогают не заблудиться на жизненном пути?
  • Зачем люди отправляются в путешествие?
  • Возможно ли избежать ошибок в поиске жизненного пути?
  • Чем путешествия обогащают личность?
  • Что значит: идти ногу со временем?

Литература

  • Н.С. Лесков «Очарованный странник»
  • А.С. Пушкин «Капитанская дочка»
  • А.С. Грибоедов «Горе от ума»
  • Н.В. Гоголь «Мёртвые души»
  • М.Ю. Лермонтов «Мцыри»
  • А.Н. Радищев «Путешествие из Петербурга в Москву»
  • Н. Некрасов «Кому на Руси жить хорошо»
  • И.А. Бунин. «Господин из Сан-Франциско»
  • Л.Н. Толстой «Война и мир»
  • Р. Брэдбери «И грянул гром»
  • Г. Уэллс «Машина-времени»
  • Д. Лондон «Любовь к жизни»

Цивилизация и технологии – спасение, вызов или трагедия?

Примерные темы

  • Меняются ли люди в условиях технического прогресса?
  • Кому в литературе удалось, с Вашей точки зрения, наиболее ярко отразить достижения и риски цивилизации?
  • Какие вызовы несут в себе достижения цивилизации?
  • Как повлияло развитие техники и технологии на молодое поколение?
  • Какие опасности таит в себе технический прогресс?
  • Что значит «разумное использование технологий?
  • Что в жизни людей остаётся неизменным даже в условиях технического прогресса?
  • Должен ли ученый нести ответственность за своё открытие?
  • Что важнее для современного поколения: умение жить в цифровом мире или живое общение?
  • Как на современное поколение влияют технические открытия нашей эпохи?
  • Почему многие люди боятся достижений цивилизаций?
  • Что значит быть современным?
  • Как в эпоху перемен раскрываются нравственные качества людей?

Литература

  • В. Распутин. «Прощание с Матёрой»
  • Ч. Айтматов «Плаха»
  • А. Платонов «Котлован»
  • А.И. Куприн «Олеся»
  • И.А. Бунин. «Господин из Сан-Франциско»
  • М. Булгаков «Собачье сердце»
  • М. Булгаков «Мастер и Маргарита»
  • Р. Брэдбери «451 градус по Фаренгейту», «И грянул гром» и другие
  • Г. Уэллс «Человек-невидимка», «Машина-времени»
  • М. Замятин «Мы»

Преступление и Наказание – вечная тема

Примерные темы

  • Зачем анализировать поступки, которые уже нельзя исправить?
  • Что помогает человеку искоренять зло в себе?
  • Как могут добро и зло сочетаться в одном человеке?
  • Каковы могут быть причины преступлений?
  • Почему за преступлением следует наказание?
  • Сила или слабость человека проявляется в признании им своих ошибок?
  • Свобода и ответственность в жизни человека.
  • Что значит быть совестливым человеком?
  • Можно ли простить человека, совершившего преступление?
  • Как совесть помогает человеку совершать выбор между добром и злом?
  • Может ли преступление быть оправдано?
  • Какую роль играет совесть в жизни человека?
  • Как может совершенное зло повлиять на жизнь человека?
  • Можно ли искупить свою вину?
  • В чём различие между ошибкой и преступлением?
  • Почему стыд бывает ложным, а совесть нет?

Литература

  • Ф.М. Достоевский «Преступление и наказание»
  • М.Ю. Лермонтов «Герой нашего времени»
  • Н.С. Лесков «Леди Макбет Мценского уезда»
  • М. Горький « Макар Чудра», «Старуха Изергиль»
  • А.Н. Островский «Гроза»
  • А.С. Пушкин «Выстрел», «Метель»
  • Л. Андреев. «Иуда Искариот»
  • М.Ю. Лермонтов «Герой нашего времени»

Книга (музыка, спектакль, фильм) – про меня

Примерные темы

  • Какую роль чтение художественной литературы играет в становлении личности?
  • Кумиры моего поколения: какие они?
  • Что добавляет читательский опыт жизненному опыту?
  • Чтение какой книги потребовало от Вас душевной работы?
  • В какой книге изображён портрет современного поколения?
  • Какие вопросы волнуют человека в любую эпоху?
  • Как повлияло развитие техники и технологии на молодое поколение?
  • Какие добрые чувства пробуждает в человеке литература?
  • Какие произведения искусства делают вас счастливым?
  • Какие вопросы, поднятые в литературе, не теряют своей актуальности с течением времени?
  • Похожи ли мои ровесники на молодёжь былых времён?
  • Какие черты ваших сверстников Вы считаете типичными?
  • Что мне хотелось бы изменить в жизни современного поколения?

Литература

  • Л. Андреев. «Иуда Искариот»
  • Д.И. Фонвизин «Недоросль»
  • Юлия Кузнецова «Помощница ангела»
  • И.А. Гончаров «Обломов»
  • Лермонтов «Герой нашего времени»
  • М. Шолохов «Судьба человека»
  • И.С. Тургенев «Отцы и дети»
  • А. Грин «Алые паруса»
  • М. Горький «На дне»
  • М. Горький «Старуха Изергиль»
  • Б. Полевой «Повесть о настоящем человеке»
  • А.Н. Куприн «Гранатовый браслет»
  • А. Н. Толстой «Русский характер»
  • А. С. Грин «Зелёная лампа»
  • Д. С. Лихачёв «Письма о добром и прекрасном»

Кому на Руси жить хорошо? – вопрос гражданина

Примерные темы

  • Что значит быть авторитетным человеком в обществе?
  • Когда человек может чувствовать себя хорошо в обществе?
  • Может ли государство быть справедливым ко всем?
  • Как Вы понимаете мысль одного из героев романа «Война и мир»: «Источник блаженства не вне, а внутри нас…»?
  • Какими качествами должен обладать счастливый человек?
  • Что такое репутация человека в обществе?
  • Что значит «быть в ладу с самим собой»?
  • Стоит ли помогать тем, кто оказался в трудной ситуации?
  • Почему человек, живущий в обществе, не может быть свободным от него?
  • Может ли один человек изменить общество?
  • Как не потерять себя, добиваясь успеха в обществе?
  • Всегда ли нужно прислушиваться к общественному мнению?
  • Что делает человека подлинно счастливым?
  • Всегда ли общество ценит достойных людей?
  • Что лучше: быть как все или выделяться из толпы?
  • Как человек может сделать мир вокруг себя лучше?

Литература

  • Н.А. Некрасов «Кому на Руси жить хорошо»
  • А.С. Пушкин «Медный всадник»
  • А.С. Пушкин «Капитанская дочка»
  • Ф.М. Достоевский «Преступление и наказание»
  • А.С. Пушкин «Станционный смотритель»
  • М. Ю. Лермонтов «Герой нашего времени»
  • Л.Н. Толстой «Война и мир»
  • Н.С. Лесков «Очарованный странник»
  • Н.С. Лесков «Левша»
  • Н. В. Гоголь «Ревизор», «Шинель»
  • М. Булгаков «Собачье сердце»
  • М. Горький «На дне»
  • Горький «Старуха Изергиль»

Автор: Аксёнова Екатерина Михайловна.

Тест «Алгебраические выражения»

Тест по алгебре в 7 классе. 4 варианта с ответами.


Итоговое сочинение на тему: Какую роль играет искусство в жизни человека?

Роль литературы в жизни человека итоговое сочинение

Роль литературы в жизни человека итоговое сочинение  Скачать все готовые примеры и темы итогового сочинения 2021-2022 года

Роль литературы в жизни человека итоговое сочинение  Скачать структура и клише для итогового сочинения 2021 — 2022

Роль литературы в жизни человека итоговое сочинение  Скачать список литературы для итогового сочинения 2021 — 2022

Роль литературы в жизни человека итоговое сочинение  Скачать аргументы по направлениям итогового сочинения 2021 — 2022

Роль литературы в жизни человека итоговое сочинение  Скачать план написания и шаблон для итогового сочинения 2021 — 2022

Роль литературы в жизни человека итоговое сочинение  Скачать график и расписание итогового сочинения 2021 — 2022

Вот и настал новый учебный год! В декабре месяце ученики 11-х классов начнут сдавать экзамены по итоговому сочинению в формате ЕГЭ. А вы кы когда нибудь пробывали написать сочинение своими словами? Попробуйте хотя бы раз написать сами и вам это понравится! Если на зимнем декабрьском итоговом сочинении вы выбрали это направление, рекомендуем вам изучить подробные материалы по данной теме. Данное итоговое декабрьское сочинение — рассуждение по литературе и русскому языку поможет ученику 11 класса, подготовиться к экзамену ЕГЭ 2022 года в школе. По итогам итогового сочинения, школьники получают допуск к ЕГЭ-22. Здесь размещены уникальные примеры новых сочинений с вступлением, аргументами, тезисами и выводом, а также план сочинения по направлению. При составлении плана и примеров сочинений были использованы литературные произведения известных авторов и поэтов.

Ученики 11-го класса могут внимательно посмотреть, прочитать и бесплатно скачать новые примеры сочинений для самостоятельной подготовки к уроку и экзамену по предмету Литература и Русский язык на тему: Какую роль играет искусство в жизни человека? . Здесь можно легко понять как правильно писать зимнее декабрьское сочинение-пересказ в школе. Экзамен по итоговому сочинению ИС пройдет зимой в декабре 2021 года.

Официальный сайт. 2021 — 2022 учебный год. ВПР. ФИПИ ШКОЛЕ. ФГОС. ОРКСЭ. МЦКО. ФИОКО. ОГЭ. ЕГЭ. ГИА. Школа России. Школа 21 век. Перспектива. Школа 2100. Планета знаний. Экзамен. Россия. Беларусь. Казахстан. РБ.

Вариант, образец и пример сочинения-рассуждения по теме: Какую роль играет искусство в жизни человека?

Искусство играет важную роль в жизни человека. А что такое искусство? Читаем определение этого слова в толковом словаре С.И. Ожегова: «Искусство – творческое отражение, воспроизведение действительности в художественных образах».

Искусство, творчество всегда сопровождало нашу жизнь, даже в древние времена. Люди делали на камнях и стенах пещер рисунки, изображая то, что их окружало. С каждой эпохой искусство все более совершенствовалось человеком. Оно стало средством общения между людьми, оно передавало мысли, чувства создателя его поклонникам. Ведь человек вкладывает в свое творение частичку самого себя. Искусство не имеет границ. Оно способно вдохновлять, успокаивать, приводить к гармонии. Подобным образом влияет на меня, например, музыка. Иногда она словно совпадает с каким-то моим внутренним ритмом, и тогда жизнь становится светлее, улучшается настроение.

Существует много направлений в искусстве, и у каждого есть свои поклонники. Для меня самым любимым видом искусства стала литература. Литература может сделать понятнее сложные вещи, показать ошибки и наставить на путь истинный, охватить взором эпизод из жизни человека и всю историю цивилизации. Ее возможности безграничны. Мы учимся на ошибках литературных героев, видим со стороны себя и находим полезные советы. В трудные моменты жизни люди нередко обращаются к книгам как к источнику духовной силы и мужества. Так во время Великой Отечественной войны народным героем стал Василий Теркин из поэмы А.Т. Твардовского, простой русский солдат, образец мужества и стойкости, умеющий в критических ситуациях поднять дух, настроение и повести за собой в бой.

Книги могут рассказать о любви, настоящей дружбе, верности долгу. Когда читаешь, например, произведения М.А. Булгакова, получаешь величайшее наслаждение, переживая вместе с героями их радости, улыбаясь их шуткам. Все же иногда приятно уйти из реальности, окунувшись с головой в мир снов и фантазий. Порой много интересных мыслей можно найти в истории, кажущейся совершенно невероятной. Таков мой любимый роман «Мастер и Маргарита». Его мистические герои взаимодействуют по определенным законам, отражающим философию автора. Каждый персонаж необычен и полон смысла. Маргарита – любовь, Мастер – творчество, Иешуа – добро, Воланд – зло, Бегемот – веселье. Конечно, Воланда нельзя назвать олицетворением зла, это очень противоречивый герой. Они с Иешуа, как две стороны одной медали, составляют истину и сеют ее вокруг, обличая ложь. Мысли и чувства писателя здесь так понятны, особенно если связать биографию Булгакова с сюжетом. Общество отвергает инакомыслящих, как отвергло Га Ноцри, Мастера и самого писателя.

Искусство – это прежде всего человек, создающий прекрасное. В поэзии – это Пушкин, Лермонтов…, в музыке – Чайковский, Вагнер…, в живописи – Пикассо, Айвазовский и много, много других имен. Искусство – творчество людей, умеющих вложить чувства, мысли, переживания в свой труд. Искусство помогает людям самоутвердиться, выразить себя. Оно ведет человека к совершенству, и человек совершенствует его. Оно спасло, спасает и будет спасать мир… вечно!

Кто-то может сказать, что искусство не имеет такой уж большой важности в жизни человека. И действительно, гораздо важнее научные разработки, изобретения, изыскания в естественных науках. Все это дает нам знания об окружающем мире, помогает в нем выживать и даже, в какой-то степени, управлять определенными процессами.

Но если представить, что искусства никогда не существовало: ни песен, ни картин, ни художественных книг, ни кино, ни театра… Какой тогда была бы наша жизнь? Я уверен, что она была бы тусклой и серой, безрадостной, а люди были бы больше похожи на роботов или животных, которых интересуют только естественные потребности организма.

Искусство дает человеку возможность раскрыться, показать миру свой талант, свои эмоции, чувства, душу. А зрители ценят произведения искусства не только из праздного интереса, они получают от них эстетическое удовольствие, заряжаются энергией, положительными эмоциями.

Вспомните, сколько струн в вашей душе способна задеть любимая мелодия? А может, вы плакали от просмотра какого-нибудь кинофильма или слушали оперную арию с закрытыми глазами? Некоторые картины можно рассматривать бесконечно, находя в них новый смысл или просто переносясь в изображенное на них место. Вот для чего нужно искусство, оно заставляет человека чувствовать. Оно дарит радость, надежду, иногда грусть, целый калейдоскоп чувств и эмоций.

Достаточно вспомнить, как во время войны народ сплачивался под патриотические песни и стихи. Они давали людям надежду, веру и силы бороться.

Недооценивать роль искусства в жизни человека нельзя. Без эмоций и чувств личность будет однобокой и неинтересной. Она должна развиваться всесторонне, чувство прекрасного играет в этом не последнюю роль. Уверен, в мире нет человека, которого не интересовал бы абсолютно никакой вид искусства.

Роль литературы в жизни человека итоговое сочинение Читать сочинение далее…

.

Комментарий к открытым тематическим направлениям итогового сочинения 2021/2022 учебный год

1. Человек путешествующий: дорога в жизни человека

Тематическое направление нацеливает выпускника на размышление о дороге: реальной, воображаемой, книжной.

Выпускник сможет написать о личном опыте путешествий и путевых впечатлениях других людей, дорожных приключениях литературных героев, фантазийных перемещениях во времени и в пространстве, о теме дороги в произведениях искусства. Не исключено понимание дороги как пути научных исследований и творческих поисков. Дорога может быть осмыслена не только в конкретном, но и в символическом значении. Темы сочинений позволят рассуждать о том, как человек на жизненном пути обретает практический и духовный опыт, меняется, лучше понимает самого себя и других людей.

Обращение к художественной, философской, психологической, краеведческой, научной литературе, мемуарам, дневникам, травелогам и публицистике, позволит рассмотреть путешествие как важное средство познания действительности и внутреннего мира человека

ВОЗМОЖНЫЕ ТЕМЫ:

1) Что человек ищет в путешествиях?
2) Почему люди хотят путешествовать?
3) Как путешествия развивают личность?
4) Что человек ищет на своем жизненном пути?
5) Куда ведет жизненный путь человека?
6) Возможно ли всегда стремиться к новым открытиям?
7) Согласны ли Вы с тем, что «под лежачий камень вода не течет»?
8) Согласны ли Вы с утверждением «Где родился — там и пригодился»?
9) Дорога к счастью — какая она?
10) Можно ли идти к цели «по головам»?
11) Какие города России Вы хотели бы посетить и почему?
12) Какие страны наиболее интересны для путешественника и почему?
13) Согласны ли Вы с утверждением Лао Цзы «Путешествие в тысячу миль начинается с первого шага»?
14) Как Вы понимаете фразу Оноре де Бальзака «Чтобы дойти до цели, человеку нужно только одно – идти»?
15) Согласны ли Вы с утверждением Леонардо Да Винчи «Познание стран мира – украшение и пища человеческих умов»?
16) Согласны ли Вы с тем, что путешествовать — значит развиваться?
17) Как не сбиться с жизненного курса?
18) Что означает фраза «сбился с пути»?
19) Что направляет человека на жизненном пути?
20) Согласны ли Вы с тем, что лишь тот, кто странствует, открывает новые пути?
21) Какие качества необходимы для первооткрывателя?
22) Какие качества необходимы для путешественника?
23) Чему человек может научиться в путешествии?
24) Как определить свой путь в жизни?
25) Как Вы понимаете выражение «по кривой дорожке»?
26) Как не потерять свою дорогу в жизни?
27) Для чего люди путешествуют?
28) Как путешествовать, не выходя из дома? Что мешает человеку двигаться вперед?
29) Можно ли утверждать, что жизненный путь – это постоянный выбор?
30) Важно ли, идя по жизни вперёд, оглядываться на пройденную дорогу?
31) Какие ориентиры помогают не заблудиться на жизненном пути?
32) Какой может быть «дорога к себе»?
33) Почему важно самому выбрать жизненный путь?
34) Дорога к себе: взлёты и падения
35) Что значит идти по жизни своей дорогой?
36) Выбор пути как жизненная проблема.
37) Как путешествия обогащают человека?
38) Путешествие как способ познания окружающего мира и самого себя.
39) Почему говорят: «дорогу осилит идущий»?
40) Какие цели важно преследовать на жизненном пути?
41) Как характер человека влияет на его жизненный путь?

2. Цивилизация и технологии — спасение, вызов или трагедия?

Тематическое направление заостряет внимание выпускника на достижениях и рисках цивилизации, надеждах и страхах, связанных с ее плодами.

Темы сочинений будут способствовать раздумьям выпускника о собственном опыте столкновения с технологическими новшествами и экологическими проблемами, дадут импульс к рассуждению о влиянии научно-технического прогресса на человека и окружающий его мир. Все эти проблемы стали особенно актуальны на фоне вызовов пандемии 2020−2021 гг. Темы позволят задуматься о диалектике «плюсов» и «минусов» цивилизационного процесса, о благих и трагических последствиях развития технологий, о способах достижения равновесия между материально-техническими завоеваниями и духовными ценностями человечества.

Примеры из философской, научной, публицистической, критической и мемуарной литературы покажут, как мыслители, деятели науки и искусства понимают технологический прогресс, в чем видят его пользу и вред.
Оправданно также обращение к художественным произведениям, в которых присутствует мотив научных открытий, в том числе к жанрам научной фантастики, утопии и антиутопии.

ВОЗМОЖНЫЕ ТЕМЫ:

1) Технический прогресс — зло или благо?
2) Чем опасен технический прогресс?
3) Согласны ли Вы с утверждением Л.Н. Толстого: «Прогресс состоит во всё большем и большем преобладании разума над животным законом борьбы»?
4) Что такое технический прогресс?
5) Как развитие технологий влияет на общество?
6) Как развитие технологий влияет на человека?
7) Как развитие технологий влияет на экологию?
8) Может ли научный прогресс привести к катастрофе?
9) Как сохранить баланс между экологией и цивилизацией?
10) Кого можно назвать «цивилизованным человеком»?
11) Почему люди отстают от цивилизации?
12) Почему старшее поколение не принимает новые технологии?
13) Как новые технологии помогают решать глобальные мировые проблемы?
14) Могут ли новые технологии решить вечные проблемы?
15) Как Вы понимаете выражение «держать руку на пульсе времени»?
16) В чем заключается опасность технократии?
17) Как Вы понимаете фразу Н. Чернышевского «Прогресс — стремление к возведению человека в человеческий сан»?
18) Для чего необходим прогресс?
19) В чем заключается личностное развитие?
20) Может ли прогресс спасти Землю от экологической катастрофы?
21) Как саморазвитие личности способствует прогрессу общества?
22) Какие достижения прогресса Вы считаете самыми значительными?
23) Как Вы понимаете фразу Томаса Эдисона «Неудовлетворенность — первейшее условие прогресса?
24) Согласны ли Вы с утверждением Вольтера «Прогресс – закон природы»?
25) Почему обществу необходим прогресс?
26) Может ли человечество обойтись без научного прогресса?
27) Какие люди способны стать двигателями прогресса?
28) Как научные открытия влияют на современное поколение?
29) Какие опасности таит в себе технический прогресс?
30) Как повлияло развитие технологий современного человека?
31) Можно ли жить лишь сегодняшним днем?
32) Какие возможности появляются у человека с развитием технологий?
33) С какими вызовами сталкивается человек в современном мире?
34) Когда технический прогресс может стать трагедией для человечества?
35) Что значит «разумное использование технологий?»
36) Можно ли утверждать, что с развитием технологий у людей появляется больше времени?
37) Почему человечество так стремится развивать технологии?

3. Преступление и наказание — вечная тема.

Тематическое направление предлагает осмыслить «преступление» и «наказание» как социальные и нравственные явления, соотнести их с понятиями закона, совести, стыда, ответственности, раскаяния.

Темы сочинений позволят анализировать и оценивать поступки человека с правовой и этической точек зрения. В рассуждениях можно касаться таких проблем, как ответственность за сделанный выбор, последствия преступления для окружающих и самого преступника, возмездие и муки совести и др.

Многообразны литературные источники, рассматривающие вечную тему с научной точки зрения (юридической, психологической, социальной, философской). Богата названной проблематикой публицистическая, мемуарная и, конечно, художественная литература, в которой особое место занимает роман «Преступление и наказание» Ф. М. Достоевского, 200-летний юбилей со дня рождения которого все человечество будет отмечать в конце 2021 г.

ВОЗМОЖНЫЕ ТЕМЫ:

1) Как Вы понимаете выражение «без вины виноватый»?
2) Согласны ли Вы с утверждением Цицерона «Величайшее поощрение преступления — безнаказанность»?
3) Может ли преступление иметь законное основание?
4) Можно ли оправдать преступление?
5) Какое преступление никак нельзя оправдать?
6) Достоин ли преступник сочувствия?
7) Как убедить преступника раскаяться в содеянном?
8) Месть — это преступление или восстановление справедливости?
9) Может ли преступление быть справедливым?
10) Как Вы понимаете утверждение Сенеки «Одни преступления открывают путь другим»?
11) Верно ли, что тот, кто проходит мимо преступления, поощряет его?
12) Согласны ли Вы с утверждением Конфуция: «Из всех преступлений самое тяжкое — это бессердечие»?
13) Верно ли, что тот, кто прощает преступление, становится его сообщником?
14) Как Вы понимаете утверждение Вальтера Скотта «Дурные последствия преступлений живут дольше, чем сами преступления»?
15) Почему люди совершают преступления?
16) Какие преступления нельзя простить?
17) Бывает ли так, что в преступлении личности виновато общество?
18) Почему люди становятся преступниками?
19) Что мешает человеку преступить закон?
20) Какое наказание для преступника является самым страшным?
21) Какие обстоятельства могут смягчить вину преступника?
22) Можно ли оправдать убийство человека?
23) Жестокость по отношению к животным — это преступление?
24) Может ли преступник исправиться?
25) Как бороться с преступностью в обществе?
26) Какие преступления нельзя прощать?
27) Может ли справедливость быть жестокой?
28) Справедливость и гуманность — возможен ли компромисс?
29) Нужно ли проявлять милосердие по отношению к преступнику?
30) Как Вы понимаете утверждение Достоевского «Пусть присяжные прощают преступников, но беда, если преступники сами начнут прощать себя»?
31) Чувство вины — это хорошо или плохо?
32) Что толкает людей на преступления?
33) В чём разница между ошибкой и преступлением?
34) Какую роль играет совесть в жизни человека?
35) Важно ли анализировать свои поступки?
36) Может ли совесть лгать?
37) Возможно ли всегда поступать по совести?
38) К чему приводит стремление возвыситься над окружающими?
39) Всегда ли можно исправить ошибку?
40) Как может совершенное зло повлиять на жизнь человека?
41) Можно ли заслужить прощение?
42) Можно ли искупить свою вину?
43) Какие поступки можно считать непоправимыми?
44) Раскаяние в жизни человека.
45) Свобода и ответственность в жизни человека

4. Книга (музыка, спектакль, фильм) — про меня.

Тематическое направление позволяет высказаться о произведении различных видов искусства (литература, музыка, театр или кино, в том числе мультипликационное или документальное), которое является личностно важным для автора сочинения.

В сочинении раскроются читательские (зрительские, музыкальные) предпочтения, выпускник даст собственные интерпретации значимого для него произведения. Мотивировка выбора произведения может быть разной: сильное эстетическое впечатление, совпадение изображенных событий с жизненным опытом выпускника, актуальность проблематики, близость психологических и мировоззренческих установок автора и выпускника.

Высказываясь о произведении искусства с опорой на собственный опыт осмысления жизни, участник может привлечь при аргументации примеры из художественных текстов (включая сценарии), мемуаров, дневников, публицистики, а также из искусствоведческих трудов критиков и ученых.

ВОЗМОЖНЫЕ ТЕМЫ:

1) С какими литературными героями Вы ассоциируете себя и почему?
2) Какие литературные герои Вам больше всего нравятся и почему?
3) Как искусство влияет на личность?
4) Способно ли искусство врачевать душевные раны?
5) Магия классической музыки — в чем она заключается?
6) Какой вид искусства Вам ближе и почему?
7) Что лучше: книга или фильм?
8) В чем разница между чтением пьесы и просмотром спектакля?
9) Как музыка влияет на людей?
10) Может ли кино заменить литературу?
11) Может ли кино заменить театр?
12) В чем разница между спектаклем и фильмом?
13) Может ли творчество помочь человеку найти себя?
14) Чему учит читателя классическая литература?
15) Согласны ли Вы с утверждением Мильтона «Хорошая книга – драгоценный источник жизненной силы духа»?
16) Как Вы понимаете утверждение Стивена Кинга «Книги – это уникальная портативная магия»?
17) Правда ли, что тот, кто много читает, проживает сотни жизней вместо одной?
18) Может ли книга помочь разобраться в себе?
19) Может ли чтение быть опасным?
20) Согласны ли Вы с утверждением М. Горького «Только величайшее искусство — музыка — способно коснуться глубин души»?
21) Какие качества помогает воспитать в себе литература?
22) Почему люди в 21 веке не перестают ходить в театр?
23) Согласны ли Вы с утверждение Сухомлинского «Без музыкального воспитания невозможно полноценное умственное развитие»?
24) Верно ли, что музыка — это язык чувств?
25) Почему люди в 21 веке не перестают читать?
26) Могут ли новые технологии заменить искусство?
27) Что имел в виду Шекспир, когда сказал фразу «Музыка глушит печаль»?
28) Согласны ли Вы с утверждением Бетховена о том, что «Музыка должна высекать огонь из людских сердец»?
29) Зачем человек слушает музыку?
30) Зачем человек читает книги?
31) Какая книга помогла Вам лучше понять себя?
32) Может ли книга помочь в минуту отчаяния?
33) Какое произведение искусства Вы можете назвать великим?
34) Чтение какой книги потребовало от Вас душевной работы?
35) Какое произведение вы бы хотели экранизировать?
36) Какие произведения искусства делают вас счастливым?
37) Какую книгу вы бы прочитали своим детям?
38) Кто из современных писателей Вам особенно близок?
39) Какое место литература занимает в Вашей жизни?
40) Чего я жду от новой книги?
41) Книги моего детства.
42) Способна ли книга сделать человека лучше?
43) Какую книгу Вам хотелось бы перечитать?
44) Какая тема в литературе кажется Вам вечной?

5. Кому на Руси жить хорошо? — вопрос гражданина.

Тематическое направление сформулировано с отсылкой к известной поэме Н. А. Некрасова, 200-летие со дня рождения которого отмечается в конце 2021 г. Поставленный вопрос дает возможность рассуждать о самом понятии «гражданин», об общественной справедливости и личной ответственности гражданина, о счастье и долге, о причинах социальных пороков и способах их устранения, о необходимости помогать тем, у кого возникли жизненные проблемы, о путях совершенствования общественного и государственного устройства.

Темы сочинений, ориентированные на широкий круг социально-философских вопросов, позволят соотнести историю и современность, опереться на читательский кругозор и опыт социально-значимой деятельности выпускника.

При раскрытии тем этого направления можно привлечь для аргументации примеры из художественной, исторической, психологической, философской литературы и публицистики, обозначая при их интерпретации свою гражданскую и нравственную позицию.

ВОЗМОЖНЫЕ ТЕМЫ:

1) Согласны ли Вы с утверждением Монтескье «Лучшее средство привить детям любовь к отечеству состоит в том, чтобы эта любовь была у отцов»?
2) Верно ли утверждение, что Родину не выбирают?
3) Стоит ли покидать малую родину ради достижения успеха?
4) Какие проблемы мешают людям найти счастье на Руси?
5) Кто счастлив на Руси?
6) Согласны ли Вы с утверждение В. Белинского «Кто не принадлежит своему отечеству, тот не принадлежит и человечеству»?
7) Как Вы относитесь к жизненной позиции «где родился — там и пригодился»?
8) Кому на Руси жить плохо и почему?
9) Что нужно сделать, чтобы на Руси всем жилось хорошо?
10) В чем заключается «народное счастье» по Некрасову?
11) Какие обязанности налагает на человека статус гражданина страны?
12) Какие реформы могли бы улучшить жизнь человека на Руси?
13) Как Вы понимаете фразу Тютчева: «Умом Россию не понять, аршином общим не измерить»?
14) Как Вы понимаете фразу Лермонтова «Люблю отчизну я, но странною любовью! Не победит ее рассудок мой»?
15) Что значит «любить Родину»?
16) Что мешает людям «жить хорошо» на Руси?
17) Какие социальные проблемы предстоит решить моим соотечественникам?
18) Возможно ли решить проблему социального неравенства на Руси?
19) Куда несется «птица тройка», олицетворение гоголевской России?
20) Согласны ли Вы с утверждением Ломоносова, что «величие, могущество и богатство всего государства
состоит в сохранении и размножении русского народа»?
21) Верите ли Вы в то, что сказал когда-то Петр Первый: «Я предчувствую, что россияне когда-нибудь, а может быть, при жизни нашей, пристыдят самые просвещённые народы успехами своими в науках, неутомимостью в трудах и величеством твёрдой и громкой славы»?
22) Великие потрясения и Великая Россия — возможен ли компромисс?
23) Как научиться ценить свою Родину?
24) Как сделать Россию лучше?
25) Чего не хватает на Руси для полного счастья?
26) Кто виноват в бедах русского человека?
27) Почему люди на Руси страдают?
28) Что важнее: личное счастье или благополучие Родины?
29) Что мешает нам найти счастье на Руси?
30) Какого человека можно назвать патриотом?
31) Что объединяет нас в одну страну?
32) Как нужно относиться к своей Родине?
33) В чем польза и опасность патриотизма?
34) В чем польза и опасность критики России?
35) Какими качествами обладает русский человек?
36) Какими вопросами должен задаваться настоящий гражданин своей страны?
37) Может ли государство быть справедливым ко всем?
38) Возможно ли всеобщее счастье?
39) Какие социальные пороки влияют на общество, на жизнь людей?
40) Возможно ли абсолютная справедливость?
41) Почему важно помогать тем, кому трудно?
42) Как человек может сделать мир вокруг себя лучше?
43) Какие противоречия народной жизни и народного сознания отразил Некрасов в «Кому на Руси жить хорошо»?

Источник: vk.com

Цемент, цепочка, целый, цербер, цедра, цена, процедура, целлюлоза, целлофан, цедить, целомудрие, центнер, цепенеть, церемония.

Цистерна, цитрусовые, цифра, циферблат, цирк, панцирь, циновка, цинга, цианит, циклон, цилиндр, цимбалы, цитадель, цитата, цирроз, циркуль, кварцит.

Цыц, цыган, на цыпочках, цыплёнок, цыпа, цыкать.

Текст: В.Богомолов. День выдался отменный…

24.04.2021 20:03:48

Автор: Ева Гладышева


Какую роль в жизни человека играет литература? Этим вопросом задаётся В. О. Богомолов в предложенном для анализа тексте.

Размышляя над проблемой, автор описывает эпизод из жизни солдата. Герой любит поэзию и искренне восхищается ей. Находясь на войне, он находит книгу со стихотворениями С. А. Есенина. Солдата восхищают и завораживают произведения поэта, в текстах которых он ищет «подтверждение своим мыслям и желаниям». «Многие четверостишия я знал уже наизусть» — настолько часто герой-рассказчик обращался к сборнику. На этом примере мы видим, что литература, в частности поэзия, помогает человеку отвлечься от тягот жизни и найти ответы на тревожащие вопросы. Далее писатель обращает внимание читателя на впечатления солдата от найденной книги: описываемые поэтом реки, луга, поля «до боли напоминали исконную срединную Россию и больше того — подмосковную деревушку, где родилась мать рассказчика и где прошло в основном его детство». Вызываемые чтением ассоциации поражают и удивляют героя: «… всё вокруг было удивительно созвучно стихам Есенина». Этот пример показывает, что поэзия умиротворяет читателей, позволяя им по-новому взглянуть на окружающую действительность и предаться воспоминаниям. Оба примера, дополняя друг друга, помогают понять значимость литературы: она вдохновляет, помогает отвлечься от проблем, испытать массу новых эмоций.

Авторская позиция ясна. В. О. Богомолов считает, что чтение способно не только погрузить в иной мир, но и преобразовать взгляд на реальность.

Я согласна с мнением писателя и тоже думаю, что литература, будь то проза или поэзия, играет в жизни человека большую роль. Читая, мы развиваем свою душу, питаем ум и воображение. Для доказательства приведу пример из романа А. С. Пушкина «Евгений Онегин». Тихая, скромная и робкая Татьяна Ларина живёт чтением книг. Литература открывают перед ней совершенно новый мир: отвлекаясь от действительности и испытывая бурю новых эмоций, девушка часто представляет себя героиней того или иного произведения, воображает о другой жизни.

Таким образом, обладающая множеством полезных свойств литература имеет огромное значение в жизни человека.


Здравствуйте, Ева!

В соответствии с критериями проверки сочинений формата ЕГЭ 2021 ваша работа оценивается следующим образом.

К1 — Формулировка проблем исходного текста: + 1 балл

Проблема определена верно, сформулирована корректно.

K2 — Комментарий + 5 баллов

Пример 1 в сочинении указан, пояснен. Пример 2 указан, пояснен.

Взаимосвязь между примерами определена верно, но не проанализирована (сделана только попытка). Во-первых, нужно очень аккуратно использовать такой тип связи, как дополнение; во-вторых, если Вы пишете о дополнении, то делайте развёрнутый, аргументированный анализ связи (что делает один пример, что привносит другой пример и т.д.). Иначе балл/баллы Вы на экзамене не получите.

K3 — Отражение позиции автора исходного текста: + 1 балл

Позиция автора относительно поставленной проблемы определена верно, но с речевой шероховатостью.

Авторская позиция ясна. В. О. Богомолов считает, что чтение способно не только погрузить в иной мир, но и преобразовать взгляд на реальность.

K4 — Отношение к позиции автора по проблеме исходного текста: + 1 балл

Отношение к позиции автора содержит согласие, тезис, обоснование тезиса.

 K5 — Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения: + 2 балла

Ошибки: нет.

K6 — Точность и выразительность речи + 1 балл

Ошибки: есть неточности в словоупотреблении.

K7 — Соблюдение орфографических норм: + 3 балла

Ошибки: нет.

K8 — Соблюдение пунктуационных норм: + 3 балла

Ошибки:  нет.

K9 — Соблюдение грамматических норм: + 1 балл

Ошибки:

Литература открывают перед ней совершенно новый мир: отвлекаясь от действительности и испытывая бурю новых эмоций, девушка часто представляет себя героиней того или иного произведения, воображает о другой жизни.

Нарушена связь между подлежащим и сказуемым.

«Многие четверостишия я знал уже наизусть» — настолько часто герой-рассказчик обращался к сборнику.

Предложение оформлено как прямая речь, но прямой речью не является: нет слов автора (отсутствуют глаголы говорения).

K10 — Соблюдение речевых норм: + 2 балла

Ошибки:

Литература открывают перед ней совершенно новый мир: отвлекаясь от действительности и испытывая бурю новых эмоций, девушка часто представляет себя героиней того или иного произведения, воображает о другой жизни.

Неточно подобрано слово. Лучше сказать: мечтает о другой жизни.

K11 — Соблюдение этических норм: + 1 балл

К12 — Соблюдение фактологической точности в фоновом материале: + 1 балл

Ошибки: нет.

Общие рекомендации: следует усилить работу над связью между примерами и анализом связи в комментарии. Желаю удачи на ЕГЭ!

Баллы по критериям

К1 — Формулировка проблем исходного текста: 1

K2 — Пример 1: 1

K2 — Пояснение к примеру 1: 1

K2 — Пример 2: 1

K2 — Пояснение к примеру 2: 1

K2 — Указание на связь между примерами: 1

K2 — Анализ связи между примерами: 0

К2 — Комментарий к сформулированной проблеме исходного текста: 5

K3 — Отражение позиции автора исходного текста: 1

K4 — Отношение к позиции автора по проблеме исходного текста: 1

K5 — Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения: 2

K6 — Точность и выразительность речи: 1

K7 — Соблюдение орфографических норм: 3

K8 — Соблюдение пунктуационных норм: 3

K9 — Соблюдение грамматических норм: 1

K10 — Соблюдение речевых норм: 2

K11 — Соблюдение этических норм: 1

К12 — Соблюдение фактологической точности в фоновом материале: 1

Итоговый балл — 22

Возврат к списку

  • Роль медицинского работника при работе с семьей сочинение
  • Роль любовной интриги в романе отцы и дети сочинение
  • Роль личности в истории сочинение рассуждение
  • Роль луки в жизни ночлежников сочинение
  • Роль мамы в жизни человека сочинение рассуждение